Главная · Гастрит · Полевое учреждение госбанка ссср в ч. Органы денежно-кредитной системы государства. История развития и становления полевых учреждений Банка России

Полевое учреждение госбанка ссср в ч. Органы денежно-кредитной системы государства. История развития и становления полевых учреждений Банка России

На прошлой неделе Счетная палата РФ сообщила, что тесное сотрудничество Минобороны с коммерческим Военным банком обошлось государству в $50,22 млн. Между тем взаимодействие военных и банкиров далеко не всегда было столь плодотворным. Историю банковского обслуживания советской армии восстановил обозреватель ЕВГЕНИЙ ЖИРНОВ.

СССР был, а Россия остается единственной страной в мире, где существуют специальные военно-полевые банки. Их придумал в середине 20-х годов прошлого века красный полководец Тухачевский. Логика его была предельно простой: солдат воюет хорошо, когда не испытывает материальных затруднений. А доставка жалования в действующую армию, как показывал опыт первой мировой и гражданской войн, нередко превращалась в неразрешимую проблему. Поэтому Тухачевский и предложил максимально приблизить места хранения наличности к передовым частям.
На основе его идей Междуведомственный мобилизационный комитет разработал "Положение о подготовительном к войне периоде", утвержденное Советом труда и обороны 11 августа 1926 года. Этим документом Наркомату финансов СССР предписывалось в период осложнения международных отношений проверять план развертывания военно-полевых касс, а "с момента выявления неизбежности столкновения" приступить к этому развертыванию. Соответствующие планы в Наркомфине были созданы, и, судя по некоторым документам, до их реализации дело едва не дошло в 1938 году, во время конфликта с японцами на Дальнем Востоке.

Валютообманные операции
Вновь о плане уже покойного маршала Тухачевского вспомнили в 1939 году после подписания пакта Молотова--Риббентропа. Для освободительного, как его тогда называли, похода на Польшу стали формировать максимально приближенные к войскам Белорусского и Украинского фронтов полевые конторы Государственного банка, к которому за время, прошедшее с 1926 года, перешли от Наркомфина функции казначейства.
Полевые конторы и подчиненные им полевые отделения были сформированы быстро. Киевская городская контора Госбанка выделила своих людей для полевой конторы Украинского фронта, Минская — для Белорусского.
Сначала задачи, поставленные перед полевыми банковскими учреждениями, были просты и очевидны: обеспечивать начфинов частей наличностью, принимать и выдавать деньги учреждениям полевой почты, а также работать с вкладами солдат и командиров. Полевые конторы наделили и кое-какими контрольными функциями. К примеру, они могли проверять целесообразность управленческих расходов штабов частей, к которым были приписаны.
Однако вскоре после вступления на польскую территорию оказалось, что полевые банки должны взять на себя еще одну роль — хранителя и учетчика дорогих трофеев. К примеру, полевая контора Украинского фронта получила "разнохарактерные трофеи и ценности", часть которых потом была передана в Артиллерийский музей в Ленинграде. А банкирам, которые в 1940 году участвовали в присоединении к СССР Северной Буковины и Бессарабии, довелось принять от генерала Кирилла Москаленко клад, обнаруженный им в Кишиневе.
Принимавший ценности оценщик Янкель Салита отчитывался в 1962 году:
"Я... принял от генерала МОСКАЛЕНКО К. С. (ныне Маршала Советского Союза) по описи, насколько мне помнится, следующие драгоценности: золотые монеты различного достоинства в количестве 203 штуки общим весом в два килограмма и 933 грамма, на что была выдана квитанция и составлен акт в трех экземплярах, из коих один был передан в банк, второй был вручен генералу МОСКАЛЕНКО и третий совместно с драгоценностями был послан в Москву.
Примерно через 2-3 дня я принял также по описи от одной гражданки, которая оказалась супругой генерала МОСКАЛЕНКО К. С., несколько драгоценных предметов, в том числе около двадцати штук золотых монет различного достоинства. Этими предметами, насколько мне помнится, были следующие:
1. Одна пара мужских часов платиновых с бриллянтом (так в тексте.— Ъ ) в крышке.
2. Две или три пары дамских золотых часов.
3. Одна пара платиновых запонок с бриллянтами.
4. Различные золотые кольца с драгоценными камнями.
5. Одна вязка (десять-двенадцать штук) золотых колец с бриллянтами.
Кроме того, были еще некоторые драгоценности, о которых подробностей я не помню".
Оказалось также, что полевые банки могут быть полезны не только военным, но и новым гражданским властям присоединенных к СССР территорий. С их помощью на Западной Украине, в Западной Белоруссии, а затем в Молдавии и Прибалтике вводились в обращение рубли и изымались польские злотые, румынские леи, латышские латы, литовские литы и эстонские кроны. А в местные банки назначали советских комиссаров, немалая часть которых была командирована из полевых банков. Кстати, после перевода в рубли накоплений новых советских граждан их фактически лишили сбережений, разрешая снимать не более 200 рублей в месяц.
Весной 1940 года, после окончания войны с Финляндией, боевые функции полевых контор были исчерпаны, и они одна за другой прекратили свое существование. Военные банкиры написали отчеты о проделанной работе и вернулись в свои городские и областные конторы Госбанка.

Банкир с ружьем
Вновь полевые учреждения Госбанка начали формировать на второй день войны с Германией. Сделать это было несложно. Все банковские служащие состояли в резерве своих полевых учреждений и в кратчайшие сроки были призваны в армию. Задачи перед полевыми конторами, отделениями и кассами стояли прежние. Но исполнять их было часто попросту невозможно. Быстрое отступление Красной Армии лишило военных банкиров связи друг с другом, Госбанком и обслуживаемыми частями.
Полевая контора Западного фронта, к примеру, в районе Минска лишилась связи со штабом фронта и смогла восстановить ее, лишь когда отступающие войска были уже под Смоленском. А полевая контора Юго-Западного фронта не имела даже списка подчиненных ей банковских учреждений. В июле 1941 года эта контора трижды запрашивала у Москвы разрешение на выдачу денег прикрепленным частям. И разрешение трижды давалось, но из-за перебоев со связью так и не было получено.
А во время отступления порой случались трагические курьезы. Командование корпуса потребовало от начальника приписанного к нему полевого отделения Госбанка немедленно выплатить денежное содержание командному составу, несмотря на отсутствие разрешающих документов.
"Когда я отказался выполнить такое распоряжение,— вспоминал банкир,— мне был дан срок один день, в крайнем случае я должен быть расстрелян за невыполнение приказания. Мой был ответ: когда расстреляете, можете тогда распоряжаться деньгами. Начальник тыла корпуса предотвратил этот драматический эпизод".
В первые месяцы войны, когда армия отступала, не менее важным, чем выплата денежного довольствия, стало обеспечение сохранности документов и наличных. В отчетах полевых банков и воспоминаниях их сотрудников есть немало примеров того, как военным банкирам удавалось спасать ценности. Одна из полевых касс попала в окружение, и ее начальник принял решение прорываться на грузовике. Мешки с деньгами и документами закрепили в кузове, банкиры и охрана встали с ручными пулеметами у бортов и, стреляя во все стороны, чтобы ошеломить солдат противника, рванули к выезду из деревни. Маневр удался: когда немцы опомнились, машина уже ушла из зоны обстрела. Бухгалтер другой полевой кассы вынес из окружения мешок со всей документацией и наличными. Чтобы переправиться через реку, он выломал дверь из ближайшего дома и на ней перевез свой ценный груз.
Энтузиазм, правда, проявляли далеко не все. Западный фронт потерял 81 банковского работника, из которых только четверо были убиты, а остальные пропали без вести. Среди последних, вероятно, было немало тех, кто сдался в плен или попросту дезертировал.
При отступлении военные банкиры спасли миллионы рублей. Но и утрачено было немало. Только на восьми из шестнадцати фронтов в начале войны потеряли почти 90 млн — исчезло вместе с пропавшими финансистами, сгорело или досталось немцам.

Безналичный обсчет
Численность армии непрерывно возрастала. Увеличивались и расходы на ее содержание, и это расстраивало финансы страны. С начала войны до конца 1941 года полевые банки выдали воинским частям 1,88 млрд рублей. (Зарплата наводчика орудия, к примеру, тогда составляла 15 рублей в месяц.) Возврат наличности в кассы за то же время составил всего 40,5%. Это означало запуск печатного станка и рост инфляции. (инфляция за все время войны, по некоторым оценкам, составила 1000-1500%). И перед военными банкирами была поставлена задача сокращения денежного потока из тыла в действующую армию, что на практике означало изъятие наличности у военнослужащих в добровольно-принудительном порядке.
Сделать это было непросто, поскольку одновременно руководство страны решило внедрить в войсках принцип материальной заинтересованности. Летчикам-истребителям за каждый сбитый самолет противника устанавливалась премия в тысячу рублей. Премии платили и экипажам штурмовиков и бомбардировщиков. За пять выполненных боевых заданий ночью или десять днем полагалась та же тысяча. Летом 1942 года была введена система премирования за уничтоженные танки — по 500 рублей командиру и наводчику орудия (командиру танка и механику-водителю), остальному составу расчета или экипажа — по 200. Позднее ввели премирование и за быстрый и качественный ремонт боевой техники (например, за ремонт танка Т-34 платили 500 рублей) и за многое другое.
И все же способов для изъятия денег нашлось немало. Первым и, наверное, главным из них стало, как было написано в одной из инструкций Управления полевых учреждений (УПУ) Госбанка, "расширение вкладных операций". Успех этих операций чаще всего зависел от того, насколько тесные контакты полевые банкиры устанавливали с командирами и политработниками частей. Хорошие отношения, как правило, приводили к тому, что командование армией или фронтом издавало специальный приказ о содействии банкирам в зачислении денег бойцов и командиров на счета в полевых учреждениях Госбанка. При этом, как скромно отмечается в документах, иногда нарушался принцип добровольности. Вкладные книжки военнослужащих находились у начфинов частей, и снять с них деньги, когда это требовалось бойцу, было, мягко говоря, непросто.
В других случаях использовался метод привлечения финансового актива. В подразделениях назначались люди, которые убеждали сослуживцев вносить деньги на счета, и получали за это довольно солидные премии.
УПУ Госбанка распространяло по подчиненным конторам, отделениям и кассам передовой опыт. В частности, в одном из циркуляров говорилось о необходимости обратить большее внимание на сержантов, которые имеют большее денежное содержание, чем рядовые, а также склонность к накопительству: "остатки сумм вкладов достигают 700-800 рублей и являются вполне устойчивыми".
Результат был налицо: на 1 января 1942 года остатки вкладов составляли 80,9 млн рублей, на 1 марта — 233,7 млн, на 1 апреля — 361,9 млн. Всего же за 1942 год количество денег на счетах выросло в 25 раз. А к концу войны остатки вкладов достигли 4 млрд рублей.
Следующим по значимости способом сокращения наличного оборота была сдача денег в Фонд обороны и подписка на военные займы (за войну их было четыре). Однако надо признать, что эта работа по изъятию наличных проводилась в основном силами политработников, которые чаще всего лично подписывали поголовно всех своих подчиненных на указанные командованием суммы.
Не менее важной была агитация за отправку денег родным и близким. Солдатам и офицерам настоятельно советовали больше помогать семьям и, не дожидаясь выплаты жалования, писать заявления о безналичном переводе его части домой, в тыл.
Но самый приятный для солдат способ расставания с деньгами — через подразделения военторга, который передали под жесткий финансовый контроль полевых банкиров. Начальники отделений и касс строго следили за тем, чтобы полковые палатки, столовые и чайные военторга имели все необходимые товары и своевременно возвращали выданные полевыми учреждениями кредиты. А главное, надзирали за тем, чтобы военторговцы использовали для децентрализованных закупок продуктов не более 30% попадающей в их руки наличности.
В итоге из выплаченных в 1942 году военнослужащим 11,12 млрд рублей на руках у них осталось меньше трех миллиардов. Еще более успешным был 1943 год. Из выплаченных 15,9 млрд не вернулось в кассы лишь 2,26 млрд.
Конечно, у этой политики была и оборотная сторона. Лишенные наличных красноармейцы занялись самообеспечением. Особенно ярко это проявлялось во время наступления. Нынешний начальник департамента полевых учреждений ЦБ РФ генерал Заставнюк отмечал в одной из своих статей:
"Опыт работы полевой сети Госбанка за три года войны показал, что в условиях наступления советских войск потребности военнослужащих в денежной наличности резко снизились, а следовательно, возросли потребности в организации их сбережений".
После того как Красная Армия пересекла границу СССР, с наличными у военнослужащих стало еще туже. Рубли по решению правительства у них были изъяты уже в обязательном порядке. А валюта страны пребывания выдавалась в крайне ограниченных масштабах. Генералам и офицерам выплачивалось 25-30% начисленных денег, сержантам — 50%, и только рядовые получали свои незначительные суммы полностью.

Убитые вкладчики
У военных банкиров была и еще одна обязанность — позаботиться о вкладах погибших красноармейцев. О том, как они исполняли эту обязанность, свидетельствует совместный приказ, изданный финансовым управлением Наркомата обороны и УПУ Госбанка 29 мая 1945 года, через три недели после окончания войны.
"Произведенными проверками и ревизиями финансовых отделов фронтов и полевых контор Госбанка выявлены серьезные недостатки в работе некоторых финансовых органов и полевых учреждений Госбанка по выполнению завещаний вкладчиков-военнослужащих, погибших на фронтах Отечественной войны. Установлены случаи, когда начальники финансовых органов войсковых частей и соединений... задерживали у себя вкладные книжки погибших и пропавших без вести военнослужащих вместо немедленной передачи этих вкладных книжек полевым учреждениям Госбанка.
В ряде случаев вкладные книжки погибших военнослужащих направлялись... по месту призыва военнослужащих, минуя Госбанк. Отдельные из таких вкладных книжек терялись.
Имели место факты отсылки вкладных книжек родственникам, которым вклад по завещанию не принадлежит. Посылались родственникам даже такие книжки, вклад по которым завещан в фонд обороны. Начальники полевых учреждений Госбанка... не всегда проявляют нужную заботу о своевременном выполнении завещаний вкладчиков, а также не ведут систематической работы по выявлению судьбы владельцев неподвижных вкладов.
В целях решительного улучшения работы... предлагаем:
1. Начальникам финансовых органов войсковых частей вкладные книжки погибших, умерших, пропавших без вести и выбывших из части военнослужащих-вкладчиков сдавать немедленно полевому учреждению Госбанка. Непосредственная пересылка вкладных книжек в адреса наследников или убывших вкладчиков — отменяется..."
Но "решительного улучшения" не произошло. Наоборот, работа по выплате вкладов погибших затухла почти на тридцать лет. Только в 1973 году было создано Красноармейское отделение Госбанка СССР, которое должно было разыскивать и выплачивать вклады, внесенные в полевые учреждения во время войны. Как ни удивительно, оно работает по сей день. Как и система полевых банков, которые Тухачевский предлагал создавать только на время войны.

Банк "Вечный"
Как и любую бюрократическую структуру, полевые банки оказалось легче создать, чем ликвидировать. Во второй половине 1945 года было принято решение о полной ликвидации и окончании расчетов полевой сети Госбанка. Однако оказалось, что советские оккупационные войска в Германии, а также советские части в других странах нуждаются в банковском обслуживании. И УПУ сохранилось, хотя и в сильно сокращенном виде. В пятидесятые годы оно стало обслуживать закрытые и отдаленные объекты. Полевые банки появились на Новой Земле, на Байконуре, а затем в ракетных частях в Забайкалье. Полевые банкиры входили и в контингент войск в Афганистане. После вывода войск из Восточной Европы тамошние военные банки не расформировали, а создали для них новый фронт работ — обслуживание частей внутри России.
В последние годы разговоры о ликвидации военно-полевых банков стихли — их только пытались переподчинить. Сначала военных банкиров хотело забрать себе Министерство обороны, а затем их функции планировали передать Федеральному казначейству. Но военные банкиры пережили и эти наскоки и продолжают оставаться подразделением Центробанка. Хотя возможность выполнять свою прямую работу — снабжать деньгами воюющую армию — у них осталась только одна: в Чечне.

При содействии издательства ВАГРИУС "ВЛАСТЬ" представляет серию исторических материалов в рубрике АРХИВ

Из истории Банка России

Прошло 57 лет с тех пор, как наш народ и его Вооруженные Силы одержали историческую победу над германским фашизмом. Массовый героизм советских людей, ставших на защиту своего Отечества, проявлялся как на фронте в жестоких схватках с врагом, так и в тылу, где ковалось оружие Победы.

Среди экономических рычагов, с помощью которых государство осуществляло мобилизацию ресурсов страны, важную роль играла финансово-кредитная система, в том числе полевые учреждения Госбанка.

История полевых учреждений Государственного банка началась в 1939-1940 гг. В период войны с белофиннами стало очевидным, что в военных условиях расчетно-кассовое обслуживание войск при помощи стационарных учреждений Госбанка невозможно: для этих целей необходимо иметь подвижные, работающие в составе действующей армии учреждения банка, которые смогли бы в условиях ведения боевых действий обеспечить воинские части наличными деньгами и осуществить необходимые расчетные операции.?

Для решения этой задачи были созданы полевые учреждения Госбанка СССР. При фронтах создавались фронтовые конторы Госбанка, при армиях ? полевые отделения Госбанка, при дивизиях ? полевые кассы Госбанка. В военно-административном отношении они подчинялись командующим (командирам) формирований, при которых создавались, а вопросы банковской деятельности решались начальниками вышестоящих полевых учреждений Госбанка СССР.

Для регулирования и координации банковской деятельности 22 августа 1941 г. было принято постановление ? 1998-901 Совета Народных Комиссаров Союза ССР Об организации Управления полевыми учреждениями Госбанка СССР. Одновременно утверждено Положение об Управлении полевыми учреждениями Госбанка СССР.

Первым начальником Управления полевых учреждений Госбанка СССР (УПУ) был назначен один из заместителей председателя Правления Госбанка СССР Георгий Васильевич Перов, занимавший ранее пост заместителя председателя Комитета партийного контроля при ЦК ВКП(б). В 1943 г. он был освобожден от должности начальника Управления полевых учреждений Госбанка СССР в связи с назначением председателем Совнаркома РСФСР.

На Управление возлагалось руководство кассовым и расчетным обслуживанием соединений, воинских частей и учреждений Красной Армии. Управление занималось формированием полевых учреждений Госбанка СССР, подбором по согласованию с военным командованием их начальствующего состава, разработкой сводных месячных и квартальных кассовых планов, руководством кассовыми операциями и осуществлением контроля за ними.

Массовое формирование полевых учреждений Госбанка СССР началось с августа 1941 года. Проводилось оно в основном стационарными учреждениями Госбанка. Они направляли в полевые учреждения свои лучшие, опытные кадры, обеспечивали полевые учреждения необходимыми бланками, банковской документацией, имуществом. В отчете УПУ Госбанка за 1941 г. отмечалось, что в 1941 г. (с 23 июня по декабрь) было открыто 598 полевых учреждений Госбанка СССР. По состоянию на 26 декабря 1941 г. функционировало 14 полевых контор, а также 12 полевых отделений, подчиненных УПУ. Общее руководство полевыми учреждениями осуществляло Правление Госбанка СССР.

В невероятно трудных условиях первого периода войны полевые учреждения вели напряженную работу. Наряду с организационной работой шло обучение личного состава, призванного из запаса. Преодолевая огромные трудности, полевые учреждения банка выполняли свои функции по обслуживанию действующей армии, приобретая опыт работы в боевой обстановке. Нередко офицерам полевых учреждений приходилось действовать под огнем противника.

Вот несколько примеров из хроники военных действий. 3 августа 1941 г. полевое отделение Госбанка ? 661 вместе с отделами и учреждениями второго эшелона армии прибыло к переправе через Днепр западнее Дорогобужа, где в это время было большое скопление войск, различной военной техники и имущества, находившихся под постоянным обстрелом авиации противника. Переправа была уже разрушена, и не было возможности ее восстановить из-за непрерывного обстрела с земли и с воздуха. Штаб и части начали переправляться вплавь. Враг приближался. Личный состав полевого отделения еще утром оказался отрезанным от основных сил. В машине с ценностями остались начальник отделения капитан Г.Е. Карпенко и водитель машины солдат Новосельцев. Ценности полевого отделения Госбанка состояли из фондов (более 7 млн. руб.), оборотной кассы (300 тыс. руб.) и облигаций государственного займа, сданных в фонд обороны, на 500 тыс. рублей. Начальник полевого отделения Госбанка принял решение спасти ценности, хотя это было связано с большим риском для жизни людей. Можно было принять и другое решение ? уничтожить все. Но сохранность вверенных государственных ценностей являлась первейшей обязанностью каждого банковского работника на фронте. Ночью ценности и документы учета были переправлены на другой берег Днепра. С наступлением рассвета противник подверг обстрелу и ту территорию, где были укрыты ценности. Вновь создалось угрожающее положение. С большими трудностями солдату Новосельцеву удалось найти брошенную автомашину. На ней и было эвакуировано имущество полевого банка. Погрузка на машину происходила под непрерывным обстрелом противника. 10 августа 1941 г. ценности и документы полевого отделения Госбанка были доставлены без потерь в район Красного Холма Смоленской области. Личный состав вскоре вышел из окружения. Так были спасены около 8 млн. руб. и документы полевого отделения Госбанка.

Героический подвиг совершил кассир полевой кассы Госбанка ? 576 лейтенант А.С. Колобков в октябре 1941 года. Когда немецко-фашистские войска подходили к г. Калинину, полевая касса находилась в Торжке. Утром 13 октября А.С. Колобков находился на другом берегу реки от дома, в котором размещалась касса. Неожиданно налетели 30 самолетов противника и начали бомбить город. Вокруг рвались бомбы, возникали пожары. Помощник начальника финансового отдела был убит на месте. Кассир кассы А.С. Колобков, несмотря на сильную бомбежку, начал пробираться к дому, где находились ценности полевой кассы. Дойдя до реки, лейтенант А.С. Колобков заметил, что дом, в котором расквартирована касса, охвачен огнем. Через мост пройти было невозможно из-за интенсивной бомбардировки. И тогда лейтенант А.С. Колобков переплыл реку и, пренебрегая опасностью, вынес из горящего дома мешок с деньгами.

Недалеко от дома протекал ручей, в ложбине которого часовой кассы скрывался от бомбежки. Лейтенант А.С. Колобков оставил бойца охранять мешок с деньгами, а сам бросился в горящий дом и вытащил железный сундук с деньгами. В этой ложбине лейтенант А.С. Колобков с бойцом пролежали до вечера, пока не прекратилась бомбежка. Ценности были полностью сохранены. А.С. Колобков разыскал свою часть и на случайной попутной машине доставил туда спасенные ценности. За проявленное мужество при спасении государственных ценностей кассир полевой кассы лейтенант А.С. Колобков был награжден медалью За отвагу. Этот факт в свое время был отмечен также приказом по Правлению Госбанка.

В начальный период войны полевые учреждения Госбанка организовывали свою деятельность в соответствии с отдельными письмами Правления Госбанка. Единой инструкции, регламентирующей их деятельность, взаимоотношения с командованием и финансовой службой, не было. Однако уже в октябре 1942 г. Государственный банк СССР выпустил Инструкцию по ведению операций в полевых учреждениях Государственного банка СССР ? 227. При ее разработке был учтен опыт деятельности полевых учреждений Госбанка в первый период Великой Отечественной войны. В этой инструкции определялись организационная структура и задачи полевых учреждений Госбанка, порядок изменения их подчинения и другие организационные вопросы, а также порядок осуществления банковского обслуживания войск в условиях, значительно отличающихся от условий деятельности стационарных учреждений Госбанка. Деятельность полевых учреждений Госбанка характеризовалась большой подвижностью, связанной с их перемещением вместе с войсками, выполнением своих функций во фронтовой полосе, нередко в зоне боевых действий и вне населенных пунктов.

Зачастую вместе с войсковыми соединениями и частями в 1941-1942 гг. в окружении оказывались и полевые банки. Так, полевая касса Госбанка ? 187 в первой половине декабря 1942 г. вместе с обслуживаемым соединением находилась во вражеском окружении под г. Белый. Нашим командованием была поставлена задача прорвать вражеское кольцо. Для ее решения весь личный состав, включая и полевую кассу, принимал активное участие в боевых действиях. Кассир полевой кассы лейтенант Филиковский был направлен в разведку. Наличные деньги и другие ценности принял начальник полевой кассы старший лейтенант Иванов. Когда противник оказался на расстоянии 200 м, была дана команда идти в атаку и вырваться из окружения. Лейтенант Филиковский к этому времени вернулся и был вместе с начальником и бухгалтером кассы. Весь личный состав бросился в атаку. Ценности нес начальник кассы Иванов, документы ? бухгалтер лейтенант Литасов. Бой был ожесточенным. Всему личному составу полевой кассы удалось выйти из окружения и спасти полностью ценности и документы. За мужество, проявленное в этом бою, начальник полевой кассы Госбанка старший лейтенант Иванов был награжден медалью За боевые заслуги, а позднее, в 1944 г., ? орденом Красной Звезды.

1943 г. для большинства полевых учреждений Госбанка был годом начала работ в новых условиях. Мощные наступательные операции Советской Армии привели к освобождению большей части оккупированной ранее врагом территории. Полевым учреждениям Госбанка пришлось вести расчетно-кассовое обслуживание войск в условиях стремительного наступления частей, отдаленности от мест пополнения имуществом, бланками и деньгами.

Благодаря энергии и настойчивости работников полевых банков все трудности преодолевались, соединения и части, несмотря на их быстрое продвижение вперед, своевременно обеспечивались расчетно-кассовым обслуживанием. Здесь следует подчеркнуть, что полевые учреждения Госбанка применяли новую форму работы ? организацию оперативных групп. Отделения не всегда могли быстро передислоцироваться, поэтому они выделяли оперативные группы из нескольких человек, которые следовали в наступающих войсках. В ходе наступательных операций наши войска быстро продвигались вперед, поэтому полевым учреждениям Госбанка иногда приходилось совершать броски без остановки на сотни километров.

Задачи, стоящие перед полевыми учреждениями Госбанка в этот период, сильно усложнились. Помимо расчетно-кассового обслуживания войск, необходимым было дальнейшее проведение мероприятий по мобилизации средств, упорядочению денежного обращения в действующей армии и укреплению советского рубля.

Экономия государственных средств (максимальное сокращение выпуска денег в обращение) во фронтовых условиях достигалась путем широкого развития безналичных расчетов (в основном это касалось денежного содержания военнослужащих), а также аккумуляции денежных средств путем развития вкладных операций. Вкладные операции являлись наиболее трудоемким участком работы.

В соответствии с Указанием начальника Управления полевых учреждений Госбанка СССР от 30 декабря 1943 г. офицеры полевых банков осуществляли выход в войска. Выход работников полевых банков в воинские части был необходим для проведения на местах работы по привлечению вкладов, проверке (по согласованию с начальником финансового отделения соединения) работы начальников финансовых органов по обслуживанию вкладчиков и оказанию им практической помощи в организации этой работы, для выяснения у вкладчиков причин прекращения взносов, для приема и выплаты вкладов непосредственно в воинских частях и госпиталях.

Выходы в воинские части производились начальниками касс и только в отдельных случаях, по их поручению, ? бухгалтерами или кассирами (как правило, в дни выплаты денежного содержания военнослужащим). Все выходы проводились строго по плану, согласованному с начальником финансового отделения соединения. Отдельные выходы рекомендовалось проводить совместно с работниками финансовых отделов. В Указании предписывалось ежемесячно посещать не менее трех воинских частей, каждую часть соединения ? не менее одного раза в квартал.

В первую очередь посещались части, отстававшие в привлечении вкладов и получившие пополнение. Каждому выходу в воинскую часть предшествовала тщательная подготовка, так как именно она определяла успех дела. За 3-5 дней до выхода начальник финансовой части предупреждался о времени прибытия представителя банка. Подбирались все материалы, характеризующие работу по привлечению вкладов и обслуживанию вкладчиков в данной части, для доклада их командованию. Командованию докладывались показатели по привлечению вкладов в сопоставлении с другими частями, отмечались качество работы начальника финансовой части, аккуратность и своевременность обслуживания вкладчиков.

При ревизии или инспектировании полевых учреждений Госбанка обязательно посещались войсковые части и их политорганы для проверки состояния работы в войсковых частях и оказания практической помощи в улучшении кассового обслуживания частей и соединений, в привлечении вкладов и расширении безналичных расчетов. При выездах в войсковые части особое внимание обращалось на распространение опыта работы лучших начфинов войсковых частей, а также выяснялись и решительно устранялись недостатки в работе по привлечению вкладов и безналичным расчетам.?

В обзорном письме Об итогах работы за I квартал 1944 г. от 23 мая 1944 г. ? УП 1942 подчеркивалось, что лучших результатов добились те полевые учреждения Госбанка, которые систематически осуществляли контроль за ходом выполнения планов, оперативно руководили работой подчиненных полевых учреждений и передавали опыт лучших, обеспечили деловую связь с командованием, политорганами и финансовыми отделами, систематически повышали качество агитационно-массовой работы, используя офицерские собрания, совещания, семинары и низовую печать.?

Так, полевая контора Госбанка 1-го Украинского фронта, несмотря на трудности работы в I квартале 1944 г., сумела полностью и в срок обеспечить денежной наличностью нужды фронта, не допустила ни одного случая кассовых просчетов и хищений, перевыполнила план по приросту вкладов, сократила долю эмиссии в покрытии выплат на 2,4% и добилась хорошей постановки бухгалтерского учета.?

Полевая контора Ленинградского фронта имела отличную постановку бухгалтерского учета, перевыполнила план по приросту вкладов и добилась значительных поступлений денежной наличности от военторга (в размере 22% от общей суммы выплат). Это дало возможность конторе снизить долю эмиссии до 12,4% от общей суммы выплат.

Оправдывали себя также совместные выходы в воинские части и госпитали работников банка, финансовых отделов и полевых почт. В конторе ? 132 из 500 выходов 131 был проведен совместно с полевой почтой, что дало значительные результаты по привлечению денежной наличности. Полевая касса ? 1305 при девяти выходах привлекла вкладов на 646,5 тыс. руб. и приняла наличность для переводов на 189 тыс. рублей.?

Опыт работы полевой сети Госбанка за три года войны показал, что в условиях наступления советских войск потребности военнослужащих в денежной наличности резко снизились, а следовательно, возросли потребности в организации их сбережений. Делом чести работников полевых учреждений стало обеспечение сохранности свободных средств военнослужащих, участвующих в наступлении Красной Армии.?

Дальнейшие мощные наступательные операции Красной Армии на всех фронтах, переход государственной границы и успешные боевые операции на территории других государств потребовали от полевых учреждений Госбанка серьезной перестройки всей работы по кассово-расчетному обслуживанию частей и учреждений действующей армии.

Преодолевая трудности в условиях постоянных передислокаций, отдаленности и сложности доставки ценностей, резкого увеличения объема работы, полевые учреждения Государственного банка обеспечили бесперебойное кассовое обслуживание частей Красной Армии, перешедших государственную границу.

Полевая сеть Госбанка приняла на себя и обеспечила также расчетно-кассовое обслуживание частей Военно-Морского Флота и отдельных советских гражданских организаций, работающих на иностранной территории, освобожденной от противника.

В то же время для полевых учреждений, обслуживающих части действующей армии, перешедшие государственную границу, привлечение средств во вклады и экономия эмиссии потеряли свое значение. Успешность работы этих учреждений зависела в первую очередь от того, насколько своевременно было обеспечено обслуживание войсковых частей, учреждений и отдельных вкладчиков полевым учреждением.

В связи с новым порядком выплаты денежного содержания личному составу частей Красной Армии, находящихся за границей, в большинстве полевых учреждений резко возросло число лицевых счетов вкладчиков, что привело к значительному увеличению технической нагрузки. Полевые учреждения заранее готовились к увеличению объема операций: укомплектовали дополнительные штаты, перераспределили работу, использовали резерв и этим обеспечили четкое проведение вкладных операций. Высокое чувство ответственности офицерского и вольнонаемного состава полевых учреждений 1-го и 2-го Белорусских фронтов наряду с проведенными организационными мероприятиями позволило обслужить новых вкладчиков без перебоев.

В учреждениях Госбанка, перешедших с войсками Красной Армии государственную границу, значительно увеличился объем кассовых операций и усложнилась вся кассовая работа. Кассирам приходилось иметь дело с новыми валютами, с постоянным пересчетом денег по курсу с одной валюты на другую. Но и в этих условиях многие полевые учреждения Госбанка сумели организовать кассовую работу четко, без просчетов и недостач.

Вопросам своевременного получения и завоза валюты Управление полевых учреждений и полевые конторы Госбанка СССР уделяли большое внимание. Снабжение полевой сети Госбанка денежной наличностью осуществлялось в 12 валютах (включая советские рубли). Получались они в 1944-1945 гг. из следующих источников.

Специальная валюта ? военные леи, военные пенго и военные марки изготовлялись фабриками Гознака НКФ СССР в Москве и Краснокамске.

Военные шиллинги были изготовлены в Англии, доставлены в Архангельский порт, где приняты и перевезены в специальное хранилище Управления полевых учреждений Госбанка в Москве.

Польские злотые, чехословацкие кроны изготовлялись в Москве Гознаком НКФ СССР по заказам иностранных правительств и принимались специальным хранилищем УПУ на фабрике.

Румынские леи, болгарские левы, сербские динары принимались полевыми конторами Госбанка по доверенностям военного командования от соответствующих правительств в Бухаресте, Софии и Белграде.

Финские марки Советское правительство первоначально покупало, а впоследствии они поступали в основном от финского правительства по соглашению о передаче местной валюты на содержание Союзной (Советской) контрольной комиссии в Финляндии.

Кроме того, в Венгрии использовалась местная валюта из трофейных запасов.

Такое разнообразие источников и мест получения валют, дальность транспортировки при огромной протяженности линии фронта требовали от УПУ и полевых учреждений Госбанка большой оперативности в работе. Несмотря на эти трудности, полевые учреждения Госбанка с задачей бесперебойного снабжения действующей армии и флота денежной наличностью справились успешно.

Особое значение в этих условиях имела работа по выявлению и сбору трофейных ценностей. В этой связи следует отметить инициативу полевой конторы Госбанка 3-го Белорусского фронта (начальник ? майор интендантской службы Рулев). По ее представлению военный совет фронта обязал военные советы армий организовать повседневный контроль за сбором трофейной валюты. Военными советами армий были даны указания командирам соединений и частей. Политорганами по этому вопросу проведены беседы с личным составом. Мобилизовано внимание трофейных команд. В результате полевые учреждения Госбанка фронта собрали большое количество трофейных ценностей.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны работой полевых учреждений Госбанка СССР руководил Безруков Иван Дмитриевич, назначенный в январе 1943 г. начальником Управления полевых учреждений Госбанка СССР.

Руководителями полевых контор Госбанка СССР на протяжении 1941?1945 гг. были:

?
  • ВЕРГУН Степан Макарович, майор интендантской службы;
  • ГУЛИН Федор Григорьевич, майор интендантской службы;
  • ДРАНИЦЫН Алексей Николаевич, майор интендантской службы;
  • ИВАНОВ Иван Семенович, капитан интендантской службы;
  • КИСЕЛЕВ Николай Артемьевич, майор интендантской службы;
  • ЛОПАСОВ Иван Александрович, подполковник интендантской службы;
  • ЛОТКИН Арон Маркович, подполковник интендантской службы;
  • МАЛЫШЕВ Марк Романович, майор интендантской службы;
  • ОСИПОВ Александр Иванович, майор интендантской службы;
  • ПАНФИЛОВ Петр Иванович, майор интендантской службы;
  • ПИВКИН Яков Венедиктович, подполковник интендантской службы;
  • ПОПОВ Иван Алексеевич, майор;
  • РУЛЕВ Никита Андрианович, майор интендантской службы;
  • САВЧУК Петр Васильевич, майор интендантской службы;
  • СЕГАЛ Самуил Львович, подполковник интендантской службы;
  • СТЕПАНОВ Николай Тихонович, подполковник интендантской службы;
  • ТЕРЕХИН Нестор Яковлевич, подполковник интендантской службы;
  • ЧУХОНЦЕВ Иван Михайлович, подполковник интендантской службы.

Деятельность полевых учреждений Госбанка СССР в годы Великой Отечественной войны показала, что они явились наиболее удобной, целесообразной и эффективной формой банковского обслуживания войск в условиях ведения боевых действий. Полевые банки бесперебойно обеспечивали воинские части денежной наличностью, своевременным расчетно-кассовым обслуживанием, осуществляли безналичные расчеты по вкладам и почтовым переводам, кредитным операциям, выплачивали войскам иностранную валюту на территориях освобожденных стран, выполняли большой объем операций с трофейной валютой и ценностями.?

В достижении высоких результатов большую роль сыграли постоянная помощь и внимание военных советов фронтов и армий, командования и политорганов соединений и частей, которые оказывали помощь полевым учреждениям Госбанка. Самоотверженный труд личного состава полевых учреждений Госбанка и всех патриотов нашей Родины, переходивший порой в настоящий героизм, способствовал разгрому фашизма в Великой Отечественной войне

В.П. Заставнюк

Hачальник Департамента полевых?учреждений Банка России

Органы денежно-кредитной системы государства регулируют денежное обращение на территории страны, осуществляют расчеты и кредитование предприятий, учреждений и организаций различных отраслей экономики, в том числе Вооруженных Сил.

Полевые учреждения Банка России - один из структурных элементов системы Центрального банка РФ, являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России. Развитие и становление системы кассового и расчетно-кредитного обслуживания Вооруженных Сил происходило одновременно с совершенствованием денежно-кредитной системы страны и развитием Вооруженных Сил. В условиях мирного времени обслуживание воинских частей осуществлялось стационарными учреждениями банка по месту их дислокации, в условиях ведения боевых действий такой порядок банковского обслуживания войск исключался. Возникла необходимость иметь подвижные, постоянно действующие в составе войск учреждения банка, которые смогли бы в любое время и при любых обстоятельствах обеспечивать воинские части и организации наличными деньгами и осуществлять по их поручению расчетные операции.

Актуальность темы обусловлена значимостью и ролью полевых учреждений Государственного банка СССР в период Великой отечественной войны для проведения мобилизации денежных средств, упорядочению денежного обращения и укреплению рубля в стране.

Цель данной работы – это проанализировать деятельность полевых учреждений Госбанка во время Великой Отечественной войны.

История полевых учреждений Государственного банка началась в 1939-1940 гг..

В период войны с белофиннами стало очевидным, что в военных условиях расчетно-кассовое обслуживание войск при помощи стационарных учреждений Госбанка невозможно: для этих целей необходимо иметь подвижные, работающие в составе действующей армии учреждения банка, которые смогли бы в условиях ведения боевых действий обеспечить воинские части наличными деньгами и осуществить необходимые расчетные операции.

Трудности военного времени, особенно первых трех лет войны, отрицательно сказались на состоянии денежного обращения. Ввиду огромных военных расходов и неотложных затрат для перестройки мирной экономики на военный лад, эвакуации промышленности и населения в годы войны потребовалась дополнительная эмиссия денег, которая в 1941-1943 гг. покрывала дефицит государственного бюджета. За время войны денежная масса в обращении возросла в 4 раза. Однако, несмотря на это, важнейшей особенностью военной экономики СССР было сохранение относительно устойчивого денежного обращения.

Для решения этой задачи были созданы полевые учреждения Госбанка СССР. При фронтах создавались фронтовые конторы Госбанка, при армиях - полевые отделения Госбанка, при дивизиях - полевые кассы Госбанка. В военно-административном отношении они подчинялись командующим (командирам) формирований, при которых создавались, а вопросы банковской деятельности решались начальниками вышестоящих полевых учреждений Госбанка СССР.

На Управление Полевых учреждений возлагалось руководство кассовым и расчетным обслуживанием соединений, воинских частей и учреждений Красной Армии. Управление занималось формированием полевых учреждений Госбанка СССР, подбором по согласованию с военным командованием их начальствующего состава, разработкой сводных месячных и квартальных кассовых планов, руководством кассовыми операциями и осуществлением контроля за ними.

Массовое формирование полевых учреждений Госбанка СССР началось с августа 1941 года. Проводилось оно в основном стационарными учреждениями Госбанка. Они направляли в полевые учреждения свои лучшие, опытные кадры, обеспечивали полевые учреждения необходимыми бланками, банковской документацией, имуществом. По состоянию на 26 декабря 1941 г. функционировало 14 полевых контор, а также 12 полевых отделений, подчиненных УПУ. Общее руководство полевыми учреждениями осуществляло Правление Госбанка СССР.

В невероятно трудных условиях первого периода войны полевые учреждения вели напряженную работу. Наряду с организационной работой шло обучение личного состава, призванного из запаса. Преодолевая огромные трудности, полевые учреждения банка выполняли свои функции по обслуживанию действующей армии, приобретая опыт работы в боевой обстановке. Нередко офицерам полевых учреждений приходилось действовать под огнем противника.

Пример: 3 августа 1941 г. полевое отделение Госбанка № 661 вместе с отделами и учреждениями второго эшелона армии прибыло к переправе через Днепр западнее Дорогобужа, где в это время было большое скопление войск, различной военной техники и имущества, находившихся под постоянным обстрелом авиации противника. Переправа была уже разрушена, и не было возможности ее восстановить из-за непрерывного обстрела с земли и с воздуха. Штаб и части начали переправляться вплавь. Враг приближался. Сохранность вверенных государственных ценностей являлась первейшей обязанностью каждого банковского работника на фронте. Ночью ценности и документы учета были переправлены на другой берег Днепра. С наступлением рассвета противник подверг обстрелу и ту территорию, где были укрыты ценности. Вновь создалось угрожающее положение. С большими трудностями солдату Новосельцеву удалось найти брошенную автомашину с государственными ценностями. На ней и было эвакуировано имущество полевого банка. Погрузка на машину происходила под непрерывным обстрелом противника. 10 августа 1941 г. ценности и документы полевого отделения Госбанка были доставлены без потерь в район Красного Холма Смоленской области. Личный состав вскоре вышел из окружения. Так были спасены около 8 млн. руб. и документы полевого отделения Госбанка.

Деятельность полевых учреждений Госбанка характеризовалась большой подвижностью, связанной с их перемещением вместе с войсками, выполнением своих функций во фронтовой полосе, нередко в зоне боевых действий и вне населенных пунктов.

Задачи, стоящие перед полевыми учреждениями Госбанка в 1943 году, сильно усложнились. Помимо расчетно-кассового обслуживания войск, необходимым было дальнейшее проведение мероприятий по мобилизации средств, упорядочению денежного обращения в действующей армии и укреплению советского рубля. В соответствии с распоряжением правительства Госбанк предоставлял кредиты на восстановление народного хозяйства, в первую очередь для восстановления промышленности в освобожденных районах. В соответствии с Указанием начальника Управления полевых учреждений Госбанка СССР от 30 декабря 1943 г. офицеры полевых банков осуществляли выход в войска. Выход работников полевых банков в воинские части был необходим для проведения на местах работы по привлечению вкладов, проверке (по согласованию с начальником финансового отделения соединения) работы начальников финансовых органов по обслуживанию вкладчиков и оказанию им практической помощи в организации этой работы, для выяснения у вкладчиков причин прекращения взносов, для приема и выплаты вкладов непосредственно в воинских частях и госпиталях.

Выходы в воинские части производились начальниками касс и только в отдельных случаях, по их поручению, - бухгалтерами или кассирами (как правило, в дни выплаты денежного содержания военнослужащим). Все выходы проводились строго по плану, согласованному с начальником финансового отделения соединения. Отдельные выходы рекомендовалось проводить совместно с работниками финансовых отделов. В Указании предписывалось ежемесячно посещать не менее трех воинских частей, каждую часть соединения - не менее одного раза в квартал.

При ревизии или инспектировании полевых учреждений Госбанка обязательно посещались войсковые части и их политорганы для проверки состояния работы в войсковых частях и оказания практической помощи в улучшении кассового обслуживания частей и соединений, в привлечении вкладов и расширении безналичных расчетов.

Опыт работы полевой сети Госбанка за три года войны показал, что в условиях наступления советских войск потребности военнослужащих в денежной наличности резко снизились, а, следовательно, возросли потребности в организации их сбережений. Делом чести работников полевых учреждений стало обеспечение сохранности свободных средств военнослужащих, участвующих в наступлении Красной Армии.

Полевая сеть Госбанка приняла на себя и обеспечила также расчетно-кассовое обслуживание частей Военно-Морского Флота и отдельных советских гражданских организаций, работающих на иностранной территории, освобожденной от противника.

В то же время для полевых учреждений, обслуживающих части действующей армии, перешедшие государственную границу, привлечение средств во вклады и “экономия эмиссии” потеряли свое значение. Успешность работы этих учреждений зависела в первую очередь от того, насколько своевременно было обеспечено обслуживание войсковых частей, учреждений и отдельных вкладчиков полевым учреждением.

Вопросам своевременного получения и завоза валюты Управление полевых учреждений и полевые конторы Госбанка СССР уделяли большое внимание. Снабжение полевой сети Госбанка денежной наличностью осуществлялось в 12 валютах (включая советские рубли). Получались они в 1944-1945 гг. из следующих источников.

Специальная валюта - военные леи, военные пенго и военные марки изготовлялись фабриками Гознака НКФ СССР в Москве и Краснокамске.

Военные шиллинги были изготовлены в Англии, доставлены в Архангельский порт, где приняты и перевезены в специальное хранилище Управления полевых учреждений Госбанка в Москве.

Польские злотые, чехословацкие кроны изготовлялись в Москве Гознаком НКФ СССР по заказам иностранных правительств и принимались специальным хранилищем УПУ на фабрике.

Румынские леи, болгарские левы, сербские динары принимались полевыми конторами Госбанка по доверенностям военного командования от соответствующих правительств в Бухаресте, Софии и Белграде.

Финские марки Советское правительство первоначально покупало, а впоследствии они поступали в основном от финского правительства по соглашению о передаче местной валюты на содержание Союзной (Советской) контрольной комиссии в Финляндии.

Кроме того, в Венгрии использовалась местная валюта из трофейных запасов.

Такое разнообразие источников и мест получения валют, дальность транспортировки при огромной протяженности линии фронта требовали от УПУ и полевых учреждений Госбанка большой оперативности в работе. Несмотря на эти трудности, полевые учреждения Госбанка с задачей бесперебойного снабжения действующей армии и флота денежной наличностью справились успешно.

В достижении высоких результатов во время войны большую роль сыграли постоянная помощь и внимание военных советов фронтов и армий, командования и политорганов соединений и частей, которые оказывали помощь полевым учреждениям Госбанка. Самоотверженный труд личного состава полевых учреждений Госбанка и всех патриотов нашей Родины, переходивший порой в настоящий героизм, способствовал разгрому фашизма в Великой Отечественной войне.

Библиографический список

Информационный материал с официального сайта Банка России [Электронный ресурс]. - www.cbr.ru

Образовательное учреждение

Орловская банковская школа (колледж)

Центрального банка Российской Федерации

Доклад

по дисциплине

«Финансы. Денежное обращение. Кредит »

по теме

«Роль полевых учреждений Государственного банка СССР в годы Великой Отечественной войны»

Подготовила

студентка 202 группы

Булгакова А.В.

Преподаватель

Николаева О.Д.

Полевые учреждения Госбанка СССР

в годы Великой Отечественной войны

Прошло почти 70 лет с тех пор, как наш народ и его Вооруженные Силы одержали историческую победу над германским фашизмом. Массовый героизм советских людей, ставших на защиту своего Отечества, проявлялся как на фронте в жестоких схватках с врагом, так и в тылу, где ковалось оружие Победы.

Среди экономических рычагов, с помощью которых государство осуществляло мобилизацию ресурсов страны, важную роль играла финансово-кредитная система, в том числе полевые учреждения Госбанка.

История полевых учреждений Государственного банка началась в 1939-1940 гг. В период войны с белофиннами стало очевидным, что в военных условиях расчетно-кассовое обслуживание войск при помощи стационарных учреждений Госбанка невозможно: для этих целей необходимо иметь подвижные, работающие в составе действующей армии учреждения банка, которые смогли бы в условиях ведения боевых действий обеспечить воинские части наличными деньгами и осуществить необходимые расчетные операции.

Первый период Великой Отечественной войны – самый тяжелый для страны и наших Вооруженных Сил. За это время враг предпринял два стратегических наступления с целью быстро разгромить Советский Союз и победоносно закончить войну. Однако советские войска смогли выстоять под мощным натиском огромной военной машины, а зимой 1941-1942 гг. в битве под Москвой вырвали стратегическую инициативу.

Большую роль при этом сыграли и работники Государственного банка СССР. Внутри страны действовала отлаженная финансово-кредитная система, обеспечившая устойчивое денежное обращение . Войска действующей армии обеспечивались всеми видами банковского обслуживания через полевые учреждения Госбанка СССР.

Всего за годы войны в фонды обороны и Красной Армии в совокупности поступило свыше 16 млрд. рублей наличными деньгами, 13 кг платины, 131 кг золота, на 1,7 млрд. рублей других драгоценных металлов , свыше, чем на 4,5 млрд. рублей – облигации государственных займов. После поступления в конце 1941 г. положения о вкладных операциях и вкладных книжек нового образца значительно улучшилась работа по привлечению вкладов. Остатки вкладов в полевых учреждениях Госбанка за первые месяцы 1942 г. быстро возросли, составив на первое января - 80,9 млн. рублей, на первое февраля - 101,5 млн. рублей, на первое марта - 233,7 млн. рублей, на первое апреля - 361,9 млн. рублей.

Деятельность полевых учреждений Госбанка СССР в годы Великой Отечественной войны показала, что они явились наиболее удобной, целесообразной и эффективной формой банковского обслуживания войск в условиях ведения боевых действий. Полевые банки бесперебойно обеспечивали воинские части денежной наличностью, своевременным расчетно-кассовым обслуживанием, осуществляли безналичные расчеты по вкладам и почтовым переводам, кредитным операциям, выплачивали войскам иностранную валюту на территориях освобожденных стран, выполняли большой объем операций с трофейной валютой и ценностями.

В достижении высоких результатов большую роль сыграли постоянная помощь и внимание военных советов фронтов и армий, командования и политорганов соединений и частей, которые оказывали помощь полевым учреждениям Госбанка. Самоотверженный труд личного состава полевых учреждений Госбанка и всех патриотов нашей Родины, переходивший порой в настоящий героизм, способствовал разгрому фашизма в Великой Отечественной войне.

по материалам источника http//: vep. ru/Банковская библиотека/Банковская история России / Из истории Банка России. , начальник департамента полевых учреждений Банка России.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Воробьев Дмитрий Анатольевич. Роль и место полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации в банковской системе: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10: СПб., 2000 137 c. РГБ ОД, 61:01-8/2245-9

Введение

ГЛАВА 1. ПОЛЕВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА РОССИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ 10

1.1 История развития и становления полевых учреждений Банка России 10

1.2 Банковское обслуживание войск за рубежом 21

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ПОЛЕВЫМИ

УЧРЕЖДЕНИЯМИ БАНКА РОССИИ 35

2.1 Деятельность полевых учреждений Банка России на современном этапе 35

2.2 Анализ расчетно-кассового обслуживания силовых структур полевыми учреждениями Центрального банка Российской Федерации 47

2.3 Банковское обслуживание Армии США и возможность его применения в деятельности полевых учреждений Банка России 65

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВО- КРЕДИТНОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК 74

3.1. Особенности функционирования полевых учреждений ЦБ РФ в связи с переходом на казначейское исполнение бюджета 74

3.2 Основные направления совершенствования системы банковского обеспечения Вооруженных Сил 84

3.3 Разграничение финансовой ответственности полевых учреждений Банка России и обслуживаемых клиентов 96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 117

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность темы. В условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации основная задача состоит в повышении эффективности процесса оснащения войск материальными средствами и оказания им определенных услуг для обеспечения боевой готовности на высоком уровне, адаптации армии и флота в новых экономических условиях. Наряду с командными, финансовыми и другими органами Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ), в решении данных задач принимают участие созданные для расчетно-кассового и кредитного обслуживания Вооруженных Сил, других органов и сил обеспечения безопасности полевые учреждения Центрального банка Российской Федерации (ПУ ЦБ РФ).

Осуществление безналичных расчетов, а также обеспечение войсковых частей наличными денежными средствами, позволяет содержать в надлежащем состоянии материально-техническую базу: вооружение, технику, здания, сооружения, полигоны, учебные классы, тренажеры и т.д., в первую очередь удовлетворяя личный состав положенными видами денежного довольствия и заработной платы.

Исходя из того, что важная роль в банковском обслуживании отведена полевым учреждениям ЦБ РФ, возникает необходимость исследования их деятельности в современных условиях, в условиях перехода к казначейской форме исполнения бюджета, что вызывает потребность изучения функционирования отношений в экономике Вооруженных Сил. Это влечет за собой ряд отдельных нерешенных проблем, связанных с банковским обслуживанием.

Актуальность теоретических и практических проблем функционирования отношений в экономике Вооруженных Сил РФ определили цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является выявление тенденций и разработка предложений по улучшению обслуживания органов и сил обеспечения безопасности, расположенных на территории Российской Федерации, полевыми учреждениями Центрального банка РФ в современных условиях на основе анализа теоретических проблем, а также практики функционирования Департамента полевых учреждений, полевых управлений, отделов и отделений Центрального банка Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи, определившие внутреннюю структуру диссертационного исследования:

Анализ существующей системы полевых учреждений Банка России и основных направлений банковского обслуживания войск;

исследование расчетно-кассового обслуживания подразделений Министерства обороны и выработка предложений по взаимодействию полевых банков и обслуживаемых ими клиентов;

Определение особенностей функционирования полевых учреждений в условиях рыночных отношений;

Изучение банковского обслуживания армии США с целью его применения в деятельности полевых учреждений ЦБ РФ;

Роль и место полевых учреждений при переходе на казначейскую форму исполнения бюджета.

Объектом исследования является деятельность полевых учреждений Банка России и подразделений Вооруженных Сил, расположенных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, в процессе банковского обслуживания.

Предметом исследования являются экономические отношения полевых учреждений по банковскому обслуживанию Вооруженных Сил, дислоцированных на территории Российской Федерации.

Методологической основой исследования явились труды отечественных ученых и практиков в области банковской деятельности, а также законодательные и нормативные акты, методические и проектные материалы, материалы научных конференций и семинаров.

Инструментами диссертационного исследования послужили общенаучные методы исследования: анализ и синтез, диалектический, логический, системный и комплексные подходы, а также такие конкретно-научные методы экономического анализа, как структурный, динамический и др.

Информационная база исследования представлена законодательными и нормативными документами, регулирующими деятельность банковских учреждений. В процессе работы над диссертацией автором использованы данные статистической и бухгалтерской отчетности полевых учреждений, экономическая литература, статистическая информация.

Научная новизна исследования и наиболее существенные результаты состоят в следующем:

1) на основе исторического пути создания и развития полевых учреждений, системы полевых учреждений выделены этапы развития, особенности функционирования полевых учреждений на каждом этапе развития, сделан вывод, что наиболее подходящей и действенной формой расчетно-кассового обслуживания войск являются полевые банки, раскрыты особенности полевых учреждений;

2) предложен подход по более четкому разграничению мероприятий, осуществляемых работниками полевых банков, командованием, финансовыми органами, Банком России в процессе банковского обслуживания войск;

3) на основе анализа функционирования полевых учреждений в современных условиях определена их специфика деятельности по сравнению с деятельностью кредитных учреждений гражданского сектора экономики;

4) в работе обоснованы основные вопросы, подлежащие отражению в договоре расчетно-кассового обслуживания счета, а также обоснованы предложения по совершенствованию порядка применения очередности списания средств с банковских счетов и использования форм расчетных документов.

В целях улучшения взаимодействия полевых учреждений Банка России с клиентами в процессе банковского обслуживания в исследовании автором предложена и обоснована типовая форма договора расчетно-кассового обслуживания счета;

5) на основе анализа банковского обслуживания армейских гарнизонов США определены положения, применение которых возможно в деятельности полевых учреждений Банка России для повышения качества обслуживания силовых структур;

6) обозначены случаи и размеры привлечения к ответственности полевых учреждений Банка России клиентами при осуществлении банковских операций;

7) при переходе на казначейское исполнение бюджета определена значимость полевых учреждений Банка России и их место в финансово-кредитном механизме обеспечения силовых структур, в условиях новой системы финансово-кредитного обеспечения войск, включающей в себя кроме полевых банков и органы федерального казначейства;

8) определены приоритетные направления по совершенствованию системы банковского обслуживания Вооруженных Сил, совершенствование форм и методов финансово-кредитного обеспечения войск.

Практическая значимость исследования состоит в том, что ее выводы и материалы обеспечивают необходимую базу для дальнейшего развития и совершенствования основных направлений банковского обеспечения силовых структур полевыми учреждениями (включение полевых учреждений в систему электронных платежей, расчеты в режиме реального времени, создание системы обслуживания полевыми учреждениями военнослужащих с помощью пластиковых карточек), создают основу взаимоотношений полевого учреждения Банка России и обслуживаемого клиента в условиях рыночных отношений, разграничивают финансовую ответственность взаимоотношений полевых учреждений Банка России и обслуживаемых клиентов.

Апробация результатов исследования. Диссертация представляет собой исследование системы полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации, охватывающее весь период обслуживания войск кредитными учреждениями.

Предложенная в исследовании типовая, унифицированная форма договора расчетно-кассового обслуживания счета, а также перечень случаев бесспорного и безакцептного списания средств с банковского счета клиента, применяется в деятельности полевого учреждения ЦБ РФ № 10551.

Результаты исследования нашли отражение в учебном процессе преподавания, при чтении лекций по теории денег и кредита.

Публикации по теме диссертации.

1. Воробьев Д.А. Переход армии на казначейскую форму обслуживания / Финансовый рынок России: проблемы формирования и функционирования. Сборник научных трудов / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.И. Колесникова, канд. экон. наук, доц. И.П. Леонтьевой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. - 0,2 п.л.

2. Воробьев Д.А. Денежные отношения в Вооруженных Силах РФ / Финансовый рынок России: проблемы формирования и функционирования. Сборник научных трудов / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.И. Колесникова, канд. экон. наук, доц. И.П. Леонтьевой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. - 0,2 п.л.

3. Воробьев Д.А. Проблемы, возникающие при открытии счетов клиентов в полевых учреждениях ЦБ РФ и пути их решения / Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1999 года. Факультет финансово-кредитных и международных экономических отношений. Март-апрель 2000 года: Сборник докладов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. - 0,1 п.л.

4. Воробьев Д.А. Особенности деятельности полевых банков в условиях рыночной экономики / Финансовый рынок и кредитно-банковская система России. Сборник научных трудов / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.И. Колесникова, канд.

экон. наук, доц. Л.П. Давиденко, канд. экон. наук, доц. И.П. Леонтьевой. - СПб.: ЦОТПБСП, 2000. - 0,2 п.л.

5. Воробьев Д.А. Введение системы пластиковых карт в полевых учреждениях ЦБ РФ / Финансовый рынок и кредитно-банковская система России. Сборник научных трудов / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.И. Колесникова, канд. экон. наук, доц. Л.П. Давиденко, канд. экон. наук, доц. И.П. Леонтьевой. - СПб.: ЦОТПБСП, 2000.-0,1 п.л.

Структура и содержание диссертационной работы. Цель и задачи работы определили последовательность ее изложения, структуру и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе исследуется история создания и развития, становление системы полевых учреждений, функционирование полевых учреждений Госбанка СССР в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Обслуживание войск за рубежом. Особенности деятельности полевых учреждений Банка России в современных условиях.

Во второй главе анализируется деятельность полевых банков в современных условиях. Исследуется организация и планирование функционирования полевых учреждений по банковскому обслуживанию силовых структур, определяется цель деятельности полевых банков. Аргументируются данные о необходимости установления основной цели деятельности полевых учреждений ЦБ РФ на удовлетворение потребностей военнослужащих и гражданского персонала в банковских услугах. Исходя из современных условий функционирования полевых учреждений анализируется система экономических взаимоотношений силовых структур и полевых учреждений и делается вывод о целесообразности повышения уровня качественного удовлетворения потребностей клиентов.

Исследование банковского обслуживания определяет основные вопросы, подлежащие отражению в договоре расчетно-кассового обслуживания счета, а также проблемы, возникающие в процессе взаимодействия полевых учреждений и обслуживаемых клиентов, на основании чего делается вывод о необходимости обозначения случаев и размера привлечения к ответственности полевого учреждения Центрального банка РФ за нарушения банком порядка осуществления расчетных операций.

В связи с переходом в начале 90-х годов на рыночные условия и изменением характера деятельности полевых учреждений Банка России на примере армии США анализируется опыт обслуживания Вооруженных Сил стран с развитой рыночной экономикой учреждениями банков и определяются возможности его применения при обслуживании полевыми учреждениями Банка России силовых структур.

В третьей главе анализируются особенности деятельности полевых учреждений Банка России в связи с переходом с 1 января 2000 года на казначейское исполнение бюджета, а также определяются основные направления совершенствования системы банковского обеспечения сил и органов, обеспечивающих безопасность Российской Федерации. На основе проведенного исследования, с учетом деятельности законодательства и разработанных рекомендаций, предлагается типовая, унифицированная форма договора расчетно-кассового обслуживания счета, заключаемого полевыми учреждениями Банка России с подразделениями силовых структур в процессе банковского обслуживания.

В заключении сформированы основные выводы и предложения по результатам диссертационного исследования.

История развития и становления полевых учреждений Банка России

Современные военные финансы представляют собой систему экономических денежных отношений, посредством которых на основе распределения доходов происходит использование финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения потребностей Вооруженных Сил России.

Они выполняют две важнейшие функции: распределительную и контрольную. Образование, распределение, перераспределение и использование фондов денежных средств осуществляется на основе использования бюджетных ресурсов и внебюджетных средств. Важнейшими структурными элементами финансово-кредитной системы Вооруженных Сил являются финансовые органы и полевые банки.

Обслуживание войск специальными денежно-кредитными учреждениями началось в России во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Эти учреждения назывались полевыми казначействами и были в составе действующей армии. Приказом по военному ведомству № 333 от 8 ноября 1876 года было определено «Временное положение о казначейской части при армии в военное время», которым утверждалась структура, функции и основные обязанности должностных лиц полевых казначейств. Создавалась сеть: при «главной квартире» - главное полевое казначейство; при каждом корпусе -корпусное; при каждом отряде - отрядное казначейство1. Основной и единственной задачей казначейств являлось удовлетворение потребностей армии в наличных деньгах. Операции сводились к производству платежей войскам в счет открываемых по сметам Военного министерства кредитов. Полевые казначейства ещё назывались «военно-походными кассами».

Коречков Ю.В. Полевые банки России. -Ярославль, 1996. - с. 8. Двадцать четвертого апреля 1895 года приказом по военному ведомству № 94 было утверждено «Положение о деятельности полевых казначейств», явившееся приложением № 7 к изданному в 1890 году «Положению о полевом управлении войск в военное время». После реорганизации в ноябре 1904 года Маньчжурской армии на три армии при каждой из них были созданы главные полевые казначейства. Кроме них функционировало еще 25 казначейств, в том числе 17 корпусных1. Полевые казначейства по вопросам военной организации подчинялись командованию русских войск, а по вопросам деятельности -Государственному банку и Департаменту Государственного казначейства. Основной задачей казначейств было удовлетворение войск в деньгах. Большое распространение получили «позаимствования из наличности казначейств». Они осуществлялись, когда расходы разрешалось производить при отсутствии кредитов (в случае экстренной потребности войск при условии письменного требования командования). Новизной в деятельности казначейств стало введение банковских операций: перевод денежных сумм из армии, операции сберегательных касс, операции по текущим счетам войсковых частей, реализация облигаций второго пятипроцентного внутреннего госзайма 1905 года и т.д.

Значительно расширился круг операций в годы первой мировой войны. Задачами полевых казначейств были: прием, хранение и отпуск сумм Государственного казначейства, специальных средств и депозитов, продажа гербовых марок, переводные операции, выдача денег, прием денежных вкладов на счета и производство операций сберегательных касс, ведение счетоводства и предоставление отчетности, прием подписки на внутренние займы и продажа билетов благотворительной лотереи 1914 года. Бывшее главное казначейство стали представлять два отдельных органа: главная бухгалтерия полевых и крепостных казначейств фронта и казначейство при полевом управлении фронта. Сеть русских полевых казначейств разворачивалась также при корпусах и отрядах, при штабах армий, при управлениях, подчиненных

С лета 1918 года полевые казначейства успешно функционировали в составе Красной Армии. В целях упорядочения финансирования войск и обеспечения их денежной наличностью приказом РВСР от 24 октября 1918 года № 146 было утверждено новое «Временное положение о полевых казначействах», а приказом РВСР от 25 декабря 1919 года № 2271 -«Инструкция полевым казначействам действующей армии». Этими документами регламентировалась деятельность полевых казначейств Красной Армии и определялась их структура: при фронтах - главные полевые казначейства, при армиях и дивизиях - армейские и дивизионные полевые казначейства, при отдельных отрядах фронтового подчинения - отрядные полевые казначейства2.

class2 АНАЛИЗ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ПОЛЕВЫМИ

УЧРЕЖДЕНИЯМИ БАНКА РОССИИ class2

Деятельность полевых учреждений Банка России на современном этапе

Вхождение России в рынок влияет на деятельность любого экономического субъекта, в том числе и на полевые учреждения Центрального банка РФ. Поскольку рынок представляет собой достаточно сложное экономическое явление, в рамках данного исследования целесообразно остановиться лишь на особенностях рыночных отношений, влияющих на функционирование полевых учреждений.

В рамках командно-административной системы отношения между полевыми банками и клиентами строились на основе разграничения государством административных полномочий, определялись банковскими правилами, которые предполагали контроль отдельных сторон деятельности клиентов (соблюдение сроков исполнения договорных обязательств, соответствие применяемых форм безналичных расчетов условиям договоров и т.д.) со стороны полевых учреждений. Поэтому можно сказать, что полевые учреждения занимали доминирующее положение над обслуживаемыми клиентами.

В условиях рыночной экономики полевые учреждения и клиент выступают равноправными партнерами, и регулирование взаимоотношений между ними производится на договорной основе. Полевые банки не контролируют соблюдение сроков исполнения договорных обязательств, не проверяют соответствие применяемых форм безналичных расчетов условиям договоров. Поэтому можно сделать вывод о том, что область вопросов контролируемых полевыми учреждениями в деятельности клиентов в современных условиях уменьшена по сравнению с условиями командно-административной системы. В тоже время, полевые банки обязаны контролировать соблюдение установленных лимитов хранения наличных денежных средств войсковыми учреждениями, а также порядок ведения кассовых операций государственными унитарными предприятиями. Войсковые части, предприятия, организации и учреждения МО РФ, в соответствии с указами Президента России должны обслуживаться только в полевых учреждениях Центрального банка РФ, а где такой возможности нет - в расчетно-кассовых центрах или в учреждениях Сбербанка. Данные требования ограничивают отношения между полевыми банками и обслуживаемыми клиентами.

В связи с рассмотренными особенностями деятельности войсковых частей и полевых учреждений Банка России в современных условиях можно сделать вывод об ограниченном партнерстве полевых учреждений и обслуживаемых клиентов, что является первой отличительной чертой деятельности полевых учреждений в условиях рынка.

В условиях рыночных отношений Министерство обороны и Банк России заинтересованы в том, чтобы в деятельности каждого из этих органов затраты по подготовке кадров, формированию, содержанию и расформированию полевых банков были менее тех преимуществ, которые дает деятельность полевых учреждений. Поэтому можно определить, что вторым отличительным признаком функционирования полевых банков в условиях рынка является рационализм взаимоотношений Банка России и Министерства обороны.

В условиях командно-административной системы финансовая ответственность банков и обслуживаемых клиентов была четко определена. Так как между полевыми учреждениями и клиентами не планировалось наличия отношений партнерства, то и других случаев ответственности не предусматривалось. В связи с тем, что отношения между полевыми учреждениями и обслуживаемыми клиентами в современных условиях основаны на партнерстве, носят договорной характер и типичным признаком сторон является рационализм взаимоотношений, то можно утверждать, что третьим отличительным признаком является финансовая ответственность полевых учреждений и клиентов, случаи наступления которой предусмотрены законами или заключенными договорами.

В современных условиях предоставлена определенная самостоятельность воинским частям, государственным унитарным предприятиям и организациям МО РФ. Это способствует расширению их хозяйственной деятельности и увеличению потребностей в банковских услугах. Воинские части становятся участниками рынка ценных бумаг, рынка пластиковых карточек, компьютеризируют процессы обмена информацией, более широко используют формы безналичных расчетов. Отсюда следует, что увеличение потребностей войсковых частей в банковских услугах является четвертой характерной чертой деятельности полевых учреждений в условиях рыночных отношений.

На основе выявленных особенностей деятельности полевых учреждений Банка России, целесообразно рассмотреть цель деятельности полевых банков, средства, которыми располагают полевые учреждения для достижения этой цели, и сам процесс реализации поставленных целей с использованием имеющихся средств.

Цель деятельности полевых учреждений состоит в банковском обслуживании, т.е. удовлетворении необходимых потребностей воинских частей, учреждений и организаций, а также военнослужащих и гражданского персонала МО РФ в банковских услугах. В связи с этим в качестве первоочередной цели функционирования полевых банков следует установить удовлетворение потребностей военнослужащих и гражданского персонала в банковских услугах.

Анализ деятельности полевых учреждений Банка России показывает, что личностный фактор банковской деятельности включает: укомплектование штата учреждения высококвалифицированными работниками; оптимальное распределение между ними функциональных обязанностей, исходя из содержания и характера совершаемых полевым учреждением операций, обеспечение воинской и трудовой дисциплины на высоком уровне; проведение мероприятий по повышению профессиональной квалификации работников. Наиболее важное значение в проведении данных мероприятий занимает укомплектование полевого учреждения банковскими работниками. В настоящее время укомплектованность полевых учреждений достаточно высока. Так, например, в полевом учреждении ЦБ РФ № 10551 укомплектованность работниками по состоянию на 1 января 1998, 1999, 2000 годов составляла 100%. Высокая укомплектованность полевых учреждений позволяет качественно и своевременно осуществлять банковское обслуживание Вооруженных Сил.

Материальный фактор деятельности полевых учреждений ЦБ РФ включает: обеспечение полевого банка современными средствами труда (помещениями, кассовой и вычислительной техникой, автомобильным транспортом, телекоммуникациями, специальным банковским оборудованием) и предметами труда (наличными денежными средствами, бланками банковских документов, канцелярскими принадлежностями); обеспечение программными продуктами и руководящими документами; проведение мероприятий по повышению эффективности использования средств труда, обеспечению их содержания и ремонта, а также рациональному использованию средств и предметов труда.

Особенности функционирования полевых учреждений ЦБ РФ в связи с переходом на казначейское исполнение бюджета

В последнее время в банковских, финансовых и научных кругах часто обсуждается вопрос о переводе полевых учреждений Банка России в систему федерального казначейства. Это связано с переходом органов и сил, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации на систему расчётов через федеральное казначейство.

Необходимо учитывать потребности Вооруженных Сил в эффективной системе банковского обслуживания, что наиболее полно обеспечивается системой полевых учреждений Центрального банка РФ. Переход на казначейскую систему исполнения бюджета вовсе не означает, что органы федерального казначейства (ОФК) будут осуществлять расчеты самостоятельно. Согласно законодательству все виды безналичных расчётов в России осуществляются через банковскую систему, а при расчётах бюджетными средствами - через систему Центрального банка Российской Федерации. К тому же, принимая во внимание, что обслуживание счетов органов и сил, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, возложено Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на полевые учреждения Банка России, то органы федерального казначейства должны открывать счета именно в полевых учреждениях, а там, где они отсутствуют, - в расчетно-кассовых центрах ЦБ РФ или в учреждениях Сберегательного банка РФ.

Органы федерального казначейства осуществляют свои функции через банковские учреждения. Например обслуживание органом Федерального казначейства Пермского военного института внутренних войск МВД РФ (ПВИ). Выдача наличных денег с лицевого счета Пермскому военному институту осуществляется учреждением Сбербанка РФ на основании договора, заключенного между ОФК и банком 6 сентября 1997 года1. Деньги выдаются учреждением банка с бюджетного счета ОФК, открытого на балансовом счете второго порядка 40105, по именным денежным чекам ПВИ. При этом чеки на получение наличных денег акцептуются должностными лицами ОФК, в котором открыт Пермскому военному институту данный лицевой счет.

Пермский военный институт представляет кассовые заявки в орган Федерального казначейства на текущий квартал и заявления на выдачу чековых книжек. Отдел платежей ОФК производит сверку поступивших заявок с назначениями, предусмотренными в утвержденных сметах расходов. Поступившие заявки суммируются и включаются в сводную кассовую заявку ОФК, которая представляется в банк.

При возникновении потребности в наличных денежных средствах ПВИ за день до представления чека (до 12 часов дня) представляет в отдел платежей ОФК письменную заявку, в которой указывает цели расходования наличных денежных средств, номер своего лицевого счета и сумму денежных средств к получению. Отдел платежей при приеме заявки проверяет наличие денежных средств на лицевом счете, а также соответствие назначения платежа утвержденной смете расходов. Если сумма заявки превышает 200 тыс. рублей, то она установленным порядком представляется в отдел платежей за два дня до представления чека. На общую сумму акцептованных чеков ОФК представляет чек, на основании которого учреждение Сберегательного банка производит списание денежных средств с бюджетного счета ОФК.

Из данного примера видно, что получение наличных денежных средств происходит лишь на 3-4 день после возникновения в них потребности со стороны бюджетополучателей. Это непосредственно влияет на снижение боеготовности подразделений силовых структур.