Главная · Гастрит · Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Эйдемиллер (Методика АСВ). Эйдемиллер Э. Г. и др. Семейный диагноз и семейная психотерапия Эйдемиллер биография

Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Эйдемиллер (Методика АСВ). Эйдемиллер Э. Г. и др. Семейный диагноз и семейная психотерапия Эйдемиллер биография

Учебное пособие подготовлено сотрудниками кафедры детской психиатрии и психотерапии СПб МАПО. В пособии приведены общие сведения о семье (ее функциях, структуре и динамике); описаны параметры семьи как системы; дана классификация семей, нуждающихся в психологической помощи. Изложены основные принципы постановки семейного диагноза и современные методы диагностики семьи. На основе обобщения научно-практического опыта представлены методы и техники системной, аналитико-системной и игровой семейной психотерапии, семейного консультирования, а также использование в работе с семьями психодрамы, сказки и арт-методов. Специальная глава посвящена новому и актуальному направлению: перинатальной психологии и психотерапии. Теоретические положения и методические разработки проиллюстрированы многочисленными примерами из практики и рисунками. Учебное пособие предназначено для врачей, психологов, социальных работников, педагогов и других специалистов, работающих с семьями.

Введение. Семейный диагноз - что это? Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М.

Глава 1. Семья как единица психологического анализа Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М
1.1. Общие сведения о семье, ее функциях, структуре и динамике
1.1.1.Семья и ее современные модели
1.1.2. Функции семьи. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи
1.1.3. Структура семьи и ее нарушения
1.1.4. Динамика (жизненный цикл) семьи
1.2. Семья как система
1.2.1. Понятие семьи как системы
1.2.2. Параметры семьи как системы
1.2.2.1. Структура семейных ролей
1.2.2.2. Семейные подсистемы и границы
1.2.2.3. Семейные правила
1.2.2.4. Стандарты взаимодействия
1.2.2.5. Семейные мифы
1.2.2.6. Семейная история
1.2.2.7. Семейные стабилизаторы
1.2.3. Концепция патологизирующего семейного наследования. Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи
1.3. Нарушения жизнедеятельности семьи
1.3.1. Семья в трудной жизненной ситуации
1.3.2. Понятие семейного стресса и копинга
1.3.3. Латентное семейное нарушение и его причины. Семейный диагноз

Глава 2. Методы семейной диагностики
2.1. Рисунок семьи Никольская И. М.
2.2. Семейная социограмма Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М
2.3. Семейная генограмма Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В
2.4. Шкала семейного окружения (ШСО) Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М.
2.5. Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3) Эйдемиллер Э. Г., Лидере А. Г., Городнова М. Ю.
2.6. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллер Э. Г.
2.6.1. Нарушение процесса воспитания в семье
2.6.2. Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) воспитания
2.6.3. Психологические причины нарушений в семейном воспитании
2.7. другие методы психологической диагностики семьи Никольская И. М.
2.7.1. Гиссенский личностный опросник (ГТ).
2.7.2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
2.7.3. Измерение родительских установок и реакций(опросник PART).
2.7.4. Цветовой тест отношений (ЦТО).
2.7.5. Методика «Подростки о родителях» (ПоР).

Глав а 3. Перинатальные аспекты психологии и психотерапии семьи Добряков И. В.
3.1. Зачатие
3.2. Беременность
3.2.1. Тест отношений беременной
3.3. Родовая травма
3.4. Постнатальный период
3.5. Стадии жизненного цикла семьи и семейное воспитание
3.6. Перинатальная семейная психотерапия
3.6.1. Психотерапия семьи, ожидающей ребенка
3.6.2. Психотерапия семьи, имеющей новорожденного ребенка
3.6.3. Психотерапия детей и подростков с нервно-психическими расстройствами, связанными с неблагоприятным течением перинатального периода.

Глава 4. Системная семейная психотерапия Эйдемиллер Э. Г.
4.1. Определение системной семейной психотерапии
4.2. Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии
4.3. Основные техники системной семейной психотерапии
4.4. Модель интегративной системной семейной психотерапии
4.5. Пример использования системной семейной психотерапии

Глава 5. Аналитико-системная семейная психотерапия Эйдемиллер Э. Г.
5.1. Интегративная модель аналитико-системной семейной психотерапии
5.2. Теоретическое обоснование использования психоанализа в семейной системной психотерапии
5.2.1. Сопоставление аналитических и неаналитических теорий развития личности
5.2.1.1. Психоаналитические теории развития личности
5.2.1.2. Неаналитические теории развития личности
5.2.2. Сопоставление фаз групповой динамики психотерапевтических групп и фаз жизненного цикла семьи
5.3. Метод и техники аналитико-системной семейной психотерапии
5.3.1. Пример аналитико-системной семейной психотерапии больной с фобиями

Глава 6. Игровая семейная психотерапия Добряков И. В.
6.1. Интегративные тенденции игровой и семейной психотерапии
6.2. Интеграция игровой и семейной психотерапии
6.3. Определение и особенности игровой семейной психотерапии
6.4. Показания и противопоказания к игровой семейной психотерапии
6.5. Некоторые формы и модели игровой семейной психотерапии

Глава 7. Семейное психологическое консультирование Никольская И. М.
7.1. Общие сведения о психологическом консультировании
7.2. Цель, направления и технология семейного консультирования
7.3. Организация консультативной беседы и техники ее проведения
7.4. Стадии психологического консультирования
7.5. Случай психологического консультирования Полины А.

Глава 8. Арт-методы в семейном консультировании и психотерапии Никольская И. М.
8.1. Задачи арттерапии в семейном консультировании и психотерапии
8.2. Рисунки в индивидуальном и семейном консультировании
и психотерапии взрослых клиентов 226
8.3. Серийные рисунки и рассказы в детско-родительском консультировании
Глава 9. Психодрама в семейной психотерапии Эйдемиллер Э. Г.
9.1. Общие сведение об аналитической психодраме
9.2. Аналитическая психодрама в работе с семьями

Глава 10. Проективная сказка в диагностике и психотерапии семейных проблем Добряков И. В.
10.1. Рассказывание историй как проективная техника
10.2. Сказка «Гуси-лебеди»
10.3. Индивидуальная форма работы с пересказом
10.4. Групповая форма работы с пересказом

Глава 11. Семейная расстановка Берта Хеллингера в системной психотерапии Никольская И. М.
11.1. Феноменологические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера
11.2. Практические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера

Заключение
Толерантность и идентичность современного психотерапевта Эйдемиллер Э. Г.
Литература
Приложение. Шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-3

48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.

51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он (она) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше .

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.

61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.

62. Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.

63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.

64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Я сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) надо.

65. У моего сына (дочери) детство более трудное, чем у большинства его (ее) товарищей.

66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо.

68. Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, - очень строги.

73. Мне нравятся маленькие дети, поэтому я не хотел(а) бы, чтобы мой сын (моя дочь) слишком быстро взрослел(а).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.

76. Воспитание детей - тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен и не получаешь ничего.

77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него (нее) действует, - это постоянные строгие наказания.

82. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.

85. Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.

88. В нашей семье так принято, что ребенок делает что хочет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание - ремень.

90. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.

92. Если бы мой сын не был моим сыном, а я бы была помоложе, то наверняка влюбилась бы в него.

95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался(лась) жить.

96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (она) немедленно использует ее во вред себе или окружающим.

98. Нередко бывает, что если я говорю своему сыну (дочери) одно, то мой муж (жена) специально говорит наоборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе. 100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.

102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

103. Желание моего сына (дочери) для меня - закон.

104. Мой сын очень любит спать со мной.

105. У моего сына (дочери) плохой желудок.

106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

107. Ради моего сына (дочери) я пошел бы (пошла бы) на любую жертву.

108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.

109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.

110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.

112. Большинство детей - маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.

114. Когда все благополучно, я меньше интересуюсь делами сына (дочери).

115. Мне очень трудно сказать своему ребенку: “Нет”.

116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все меньше нуждается во мне.

117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем здоровье большинства других детей.

119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.

120. Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома - в яслях, в детском саду, у родственников.

121. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.

122. Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.

124. Нередко я думаю, что слишком рано женился (вышла замуж).

125. Всему, что мой сын (дочь) умеют к настоящему времени, он(а) научился(лась) только благодаря моей постоянной помощи.

126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).

127. Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, пепси-кола и т. д.).

128. Мой сын говорил мне: “Вырасту, женюсь на тебе, мама”.

130. Семья не помогает мне, а осложняет мою жизнь.

Текст опросника Эйдемиллера.

(для родителей подростков в возрасте от 11 до 21 года)

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным, куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь интересном.

3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которых не разрешают многие другие родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался (догадалась) сам (сама).

5. Наш сын (дочь) имеет дома больше обязанностей, чем большинство его (ее) товарищей (подруг).

6. Моего сына (дочь) очень трудно заставить что-нибудь делать по дому.

7. Всегда лучше, если дети не думают над тем, правильны ли взгляды родителей.

8. Мой сын (дочь) возвращается вечером тогда, когда хочет.

9. Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказала бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.

13. Маленькие дети мне нравятся больше, чем большие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) неправильно по отношению к нему (к ней).

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми, в общем-то, очень утомительное дело.

17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж (моя жена) не мешал(а) бы мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

22. Часто бывает, что я не знаю, где пропадает мой сын (дочь).

23. Стараюсь купить своему сыну (дочери) такую одежду, какую он (она) сам(а) хочет, даже если она дорогая.

24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем раз объяснить ему (ей).

25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).

26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) о необходимости сделать что-либо, а потом плюну и сделаю сама (сам).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.

28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) дружить.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32. Мы с сыном понимаем друг друга лучше, чем сын с мужем.

33. Меня огорчает то, что мой сын (дочь) быстро становится взрослым(ой).

34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, то лучше всего сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок рос слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не проходят, хотя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают наибольшую часть моего времени.

42. Мне много раз приходилось пропускать родительские собрания.

43. Стараюсь купить ему (ей) все то, что он(а) хочет, даже если это стоит дорого.

44. Если долго быть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.

45. Мне много раз приходилось поручать моему сыну (дочери) важные и трудные дела.

46. За моего сына (дочь) нельзя поручиться в серьезном деле.

47. Главное, чему родители должны научить своих детей, - это слушаться.

48. Мой сын (дочь) сам(а) решает, курить ему (ей) или нет.

49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.

50. По характеру я - мягкий человек.

51. Если моему сыну (дочери) чего-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.

53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют правильно к нему подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно выползают, несмотря на все меры.

58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).

59. Мужчина хуже понимает чувства другого человека, чем женщина.

60. Женщина хуже понимает чувства другого человека, чем мужчина.

61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось отказаться.

62. Бывало, что я не узнавал(а) о замечании или двойке в дневнике потому, что не посмотрел(а) в дневник.

63. Я трачу на своего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.

64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Я сама лучше знаю, что ему (ей) нужно.

65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его товарищей.

66. Дома мой сын (дочь) делает только то, ему (ей) хочется, а нето, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.

68. Мой сын (дочь) сам(а) решает, на что ему (ей) тратить свои деньги.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют другие, наоборот, очень строги.

72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил(а) никого, кроме меня.

73. Когда мой сын (дочь) был(а) маленький(ой), он(а) мне нравился(лась) больше, чем теперь.

74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходилось в детстве многое позволять ему (ей).

76. Воспитание детей - тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, взамен не получаешь ничего.

77. Моему сыну (дочери) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует, - это постоянные строгие наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т. д.

82. Нередко приходится (приходилось) подписывать дневник за несколько недель сразу.

83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего хочет.

84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.

85. Мой сын (дочь) много помогает мне (дома или на работе).

86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят родители.

88. Выходя из дому, мой сын (дочь) редко говорит, куда идет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание - это ремень.

90. Многие недостатки в поведении сына (дочери) прошли сами собой с возрастом.

91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (нее). Если все тихо, опять оставляем его (ее) в покое.

92. Если бы мой сын не был моим сыном, а я была бы моложе, я наверняка в него влюбилась бы.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.

95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался(лась) жив(а).

117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем здоровье большинства подростков.

118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.

119. Мой сын (дочь) не может обходиться без постоянной помощи.

120. Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома.

121. У моего сына (дочери) очень мало времени на развлечения.

122. Кроме моего сына (дочери), мне больше никто на свете не нужен.

123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.

124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).

125. Все, чего добился мой сын (дочь) к настоящему моменту (в учебе, работе или другом), он(а) добился(лась) только благодаря моей постоянной помощи.

126. Делами сына (дочери) в основном занимается муж (жена).

127. Кончив уроки (или придя с работы), мой сын (дочь) занимается тем, что ему (ей) нравится.

128. Когда я вижу или представляю сына с девушкой, у меня портится настроение.

129. Мой сын (дочь) часто болеет.

130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

Бланк для ответов

Ф. И. О.____________________________________

Ф. И. сына (дочери)______________________

Кто заполнял (отец, мать, опекун)

Ключ к опроснику АСВ

На бланке регистрации ответов номера ответов, относящихся к одной шкале, расположены в одной строке (исключение составляют 6 шкал, подчеркнутых в регистрационном бланке). Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале путем суммирования положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Справа в бланке регистрации ответов указано сокращенное название шкалы и диагностическое значение. Если число баллов определенной шкале достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя присутствует данный тип отклонения в воспитании.

Если название шкал подчеркнуты, то к результату необходимо прибавить число баллов по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка и обозначена теми же буквами.

При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к Таблице " Диагностика типов семейного воспитания" для установления типа неправильного семейного воспитания.

Интерпретация.

Описание шкал в том порядке, в каком они расположены в опроснике. Характеристика шкал опросника

1. Гиперпротекция (Г+). При гиперпротекции родители уделяют подростку крайне много сил, времени, внимания: воспитание является центральным делом в жизни родителей. Типичные высказывания таких родителей отражают то важное место, которое подросток занимает в их жизни, и содержат полные опасений представления о том, что произойдет, если не отдать ему все свои силы и время. Эти типичные высказывания использованы при разработке соответствующей шкалы.

2. Гип опротекция (Г-) - ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителей, до него “руки не доходят”, родителю “не до него”. Подросток часто выпадает из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное. Вопросы данной шкалы отражают типичные высказывания таких родителей.

Эти две шкалы определяют уровень протекции, то есть речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию ребенка. Таким образом, здесь рассматриваются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

3. Потворствование (У+). О потворствовании говорят в том случае, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они “балуют” его. Любое его желание - для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: “слабость” ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель, то, что подросток растет один, без отца и т. п.

4.9166666666667 Rating 4.92 (6 Votes)

Психология и психотерапия семьи Эйдемиллер Эдмонд

Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис Психология и психотерапия семьи

Из книги Структура Магии (в 2-х томах) автора Бендлер Ричард

Из книги Общество: государственность и семья автора СССР Внутренний Предиктор

Часть 4. ПСИХОТЕРАПИЯ СЕМЬИ НЕЖНЫЙ ЦВЕТОК Если работая с семьей в целом, мы всего лишь создали для них возможность по-настоящему взглянуть друг на друга, действительно прикоснуться друг к другу, прислушаться друг к другу, этого уже достаточно, чтобы маятник пошел в другую

автора Шейнов Виктор Павлович

Из книги Женщина плюс мужчина [Познать и покорить] автора Шейнов Виктор Павлович

Глава 1. Психология женщины и психология мужчины

Из книги Социальная психология и история автора Поршнев Борис Фёдорович

Глава "Психология женщины и психология мужчины"

Из книги Психология масс и фашизм автора Райх Вильгельм

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

Глава II - Авторитарная идеология семьи, психология масс и фашизм Фюрер и психология масс Если когда-нибудь в будущем динамика социальных процессов позволит реакционному историку поразмыслить о прошлом Германии, он, несомненно, увидит в успехе Гитлера в период с 1928 по 1933

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

12. Экзистенциальная психология и психотерапия Ницшеанское «Бог умер» было чем-то большим, нежели наш собственный нигилистический (или гуманистический) прагматизм. Хотя Ницше понимал Бога как бессознательную проекцию человеческой природы, для него это также было нашим

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

Из книги Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту автора Сатир Вирджиния

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

ЭКСПРЕССИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И СТРУКТУРА СЕМЬИ Достаточно очевидно – об этом говорят и клинический опыт, и данные исследований, – что подростки с пограничными расстройствами происходят из сильно патологических семей (Shapiro et al., 1975; Goldstein and Jones, 1977). Часто возникает вопрос,

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

12. Смешанные семьи и семьи с одним родителем Примерно от 25 % до 35 % детей живут с приемными родителями. В основном это семьи, где настоящий родитель умер, или разведенные семьи, или родители ребенка так и не поженились. Когда ребенок попадает в такую ситуацию, он становится

Из книги Как избавиться от комплекса неполноценности автора Дайер Уэйн

Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология) § 1. Основные категории социальной психологии Человек - существо социальное. Разделение общей и социальной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях

Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

56. Психология и функции семьи Семья – это одновременно и:1) малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью;2) социальный институт – исторически конкретная система взаимоотношений между

Из книги автора

Семьи с ориентацией на зависимость своих детей и семьи со ставкой на независимость В семьях, исповедующих независимость, стремление к самостоятельности воспринимается как естественный процесс, а не как вызов чьему-либо авторитету, и никогда не подчеркивается

Из книги автора

10.3. Психология семьи Анализируя диаду как источник появления невроза, считаю необходимым рассмотреть логику семьи, чтобы понять механизм запуска невротического расстройства.Каждый из нас в своей жизни обожествлял кого-то из близких (отца, мать, дедушку и т. д.). Чтобы

Аннотация:

В книге освещены основные психологические механизмы функционирования семьи - действие вертикальных и горизонтальных стрессоров, динамика семьи, структура семейных ролей, коммуникации в семье. Приведен обзор основных направлений и школ семейной психотерапии - психоаналитической, системной, конструктивной и других. Впервые авторами изложена оригинальная концепция "патологизирующего семейного наследования". Особый интерес представляют психологические методы исследования семьи, многие из которых разработаны авторами.

Предисловие к четвертому изданию...................................14

Предисловие к первому изданию......................................15

ВВЕДЕНИЕ ........................................19

Что такое семейная психотерапия н кто такие семейные психотерапевты? ............20

ГЛАВА 1. Семья как источник психической травматизации личности ... 37

Современная семья и нарушения ее функционирования...............38

Нормально функционирующие семьи, нормальное супружество. Дисфункциональные семьи и супружество........................42

Стадии супружеских отношении................................44

Нарушения жизнедеятельности семьи............................47

Семья как источник психической травмы...........................51

Состояние глобальной семейной неудовлетворенности..............53

«Семейная тревога»...........................................55

Семеймо обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение.......56

Чувство вины, связанное с семьей...............................58

Пути выявления семейио обусловленных пенхотравмпрующих состояний..............59

Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на психическую травму.........60

ГЛАВА 2. Нарушение основных сфер жизнедеятельности семьи как источник психической травматизации личности ........63

Нарушение личностных предпосылок нормального функционирования семьи......................61

Появление в семье психически больного. Структурно-функциональные особенности семей с психически больным...........61

Основные направления развития семьи психически больного. «Водораздельная теория» .......71

Основные направления психотерапевтической помощи семье индивида с выраженными нервно-психическими расстройствами.....80

Семья психически больного п здравоохранение. Модели взаимоотношений............83

Семья психически больного н здравоохранение. Модели взаимоотношений.............83

Современные программы помощи семье с психически больным......87

Основные формы помощи семье................................89

Нарушение представлении членов семьи о семье и личности друг друга...................93

Представления членов семьи о своей семье.......................93

Пути развития внутреннего образа семьи........................108

Наивные семейные постулаты.................................117

Роль семейных постулатов....................................118

Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семье................135

Концепция репрезентативных систем. Современные представления.. 136

Нейропсихологические основы индивидуальных различий сенсорного восприятия и представления (обзор работ отечественной психологической школы).........................149

Нарушение процесса коммуникации как механизм формирования конфликта в семье....................154

Нарушение межличностной коммуникации в семье..................161

Основные виды нарушений коммуникационного процесса в семье... 161

Теория семейно-необходимой (функциональной) информации......167

Причины возникновения нарушений межличностной коммуникации в семье. Их выявление...............176

Нарушение механизмов интеграции семьи..........................181

Семья: ее структура и интеграция..............................181

Семейные противоречия и их решение как механизм интеграции семьи..............................190

Основные типы решения семейных проблем (реинтегрирующие и дезинтегрирующие решения)................192

Механизмы семейной интеграции..............................201

Семейные мифы.............................................231

Нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.... 235

Этапы и механизмы патологизирующего семейного наследования при пограничных нервно-психических расстройствах личности: основная парадигма семенной психотерапии...............248

Структура и возрастная динамика пяти наиболее часто встречающихся профилей личности...............251

Этапы и механизмы патологизирующего семейного наследования... 259

ГЛАВА 3. Методы семейной диагностики. Техники семейной психотерапии и их теоретическое обосновани е........................273

Изучение семьи и диагностика се нарушении.......................274

Типология семей, построенная с помощью метода включенного наблюдения в процессе семенной психотерапии.....................281

Техники семейной психотерапии и их теоретическое обоснование... 306

Техники семенной психотерапии...............................312

ГЛАВА 4. История развития семейной психотерапии: основные направления и методы ...............................323

История развития семейной психотерапии.........................324

Школа Пало Алто..............................................329

Психоаналитическая (психодинамическая) семейная психотерапия.....337

Семейная системная психотерапия................................341

Теоретические положения.....................................341

Стратегическая семейная психотерапия............................396

Теоретическое обоснование....................................398

Семейная коммуникативная психотерапия.........................401

Теоретическое обоснование....................................401

Техники семейной коммуникативной психотерапии...............403

Семейная психотерапия, основанная на опыте (Family experiential therapy)......................................404 Семенная психотерапия конструктов..............................424

Семейная поведенческая психотерапия............................430

Супружеская психотерапия......................................433

Постмодернистская семейная психотерапия: модель аналитико-системной семейной психотерапии по Э. Г. Эйдемиллеру и Н. В. Александровой........................................443

Семейное консультирование...................................447

ГЛАВА 5. Особенности семейной психотерапии в системе лечения и профилактики некоторых нервно-психических и психосоматических расстройств .......................451

Семейная психотерапия при невротических, соматоформных и психосоматических расстройствах...............................452

Семейная психотерапия при шизофрении..........................487

Семейная психотерапия при акцентуациях и расстройствах личности у подростков...................................................509

Определение степени отклонения характера с помощью ПДО при гипертимном, эпилептой дном, нстероидном и неустойчивом типах психопатий (при гнпертимном, инертно-импульсивном, демонстра-тивно-гиперкомпенсаторном н неустойчивом типах акцентуаций).............511

Тактика семейной психотерапии больных с акцентуациями и расстройствами личности (психопатиями) .....................524

Семейная психотерапия при зависимостях.........................528

Оценка эффективности модели краткосрочной бифокальной семейно-групповой психотерапии (МКБСГП).............................563

Заключение....................................................564

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................567

Методики изучения семьи в ходе семейной психотерапии.............568

Приложение 1. Методика «Семейно обусловленное состояние».........569

Приложение 2. Оирогнпк «Анализ семейной тревоги» (ACT) .........570

Приложение 3. Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС)..................572

Приложение 4. Днагностико-психотерапевтпческая процедура «Наивная семейная психология» (HCI1)..............575

Приложение 5. Оирогнпк «Сенсорные предпочтения» Н. Л. Васильевой..........................577

Приложение 6. Методика «Сенсорные предпочтения в семье» Н.Л. Васильевой.................580

Приложение 7. Методическая процедура «Симпатия», или ПТС («Предпочитаемый тип симпатии»)..................581

Приложение 8. Тест «Возраст. Пол. Роль» (ВНР)....................587

Приложение 9. Методика «Нормативное сопротивление» (НС)........591

Приложение 10. Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам.........593

Приложение 11. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) ..........600

Опросник для родителей детей в возрасте 3 10 лет...............600

Опросник для родителей подростков в возрасте от 11 до 21 года.... 605

Приложение 12. Бланк теста «Семейная социограмма»...............611

Summary ......................................................629

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................633

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ....................................665