Главная · Гастрит · Образование пониженной эхогенности. Образование — качественное или злокачественное? Все, что нужно знать о повышенной эхогенности

Образование пониженной эхогенности. Образование — качественное или злокачественное? Все, что нужно знать о повышенной эхогенности

Низкая эхогенность (сниженная) – это термин ультразвуковой диагностики, указывающий на то, что обнаруживается область со сниженной акустической плотностью. На мониторе УЗИ она представляет собой затемненный (относительно других) участок, где ультразвуковые волны продвигаются медленно.

Образования с низкой эхогенностью

Малую звукопроводимость имеет жидкостная структура, которая часто является , т. е. полостью с тонкими стенками с водянистым наполнением. Однако данных УЗИ недостаточно, чтобы однозначно сделать вывод о типе образования. Для уточнения диагноза проводится биопсия или лапароскопия.

Посторонними включениями с небольшой эхоплотностью являются некоторые виды , сосудистые образования. Такими характеристиками обладает нормальный фолликул, который выявляется ближе к середине цикла. Неоднородная структура яичника в репродуктивном возрасте – вариант нормы.

Патологии с низкой эхогенностью

При апоплексии яичника на эхограмме прослеживается, что он увеличен в размерах, имеет сниженную эхогенность и прерванные контуры в месте разрыва. Тогда, когда внешняя оболочка органа с повышенной акустической плотностью, отчетливо виден поврежденный участок.

В случае , вокруг него, по ходу боковой стенки детородного органа и за ним, иногда определяется кровь. При появлении кровяных сгустков в пораженной области на мониторе УЗИ отображаются разные величины звуковых сигналов.

Эхогенность эндометриодной кисты жидкостного типа снижена или отсутствует. Размеры образования 1,5-20 см и, редко – более. В среднем диаметр опухолей составляет 3-10 см. Возможно присутствие нескольких посторонних включений.

При воспалении яичника, он увеличивается в размерах, на эхограмме четко определяются его контуры и сниженная звукопроводимость. У некоторых пациенток в динамике обнаруживаются очаги некроза, т. е. абсцессы в форме участков, которые могут сливаться.

Чтобы получить достоверную расшифровку анализа и узнать, что означает сниженная эхогенность яичника или образование с малой акустической плотностью, необходимо обратиться к гинекологу.

Эхогенностью называют способность ткани какого-либо органа поглощать ультразвук – звук высокой частоты, который не воспринимается человеческим слухом, который посылается специальным датчиком аппарата для УЗИ. Этот термин используется при описании результатов ультразвукового исследования.

Результат УЗИ – это такое изображение, которое можно увидеть благодаря различной способности разных структур организма поглощать ультразвуковые волны. Начинающие специалисты определяют ее с помощью специальной серой шкалы, которую можно увидеть левой части экрана аппарата, так как правая ее часть черно-белая, словно старая фотография.

Виды и особенности

Нормальную эхогенность называют изоэхогенностью. Ей обладают здоровые органы половой системы, различные железы. Однако карцинома и другие злокачественные и доброкачественные опухоли зачастую изоэхогенны, что осложняет их диагностику.

Изоэхогенные структуры организма на изображении, полученном с помощью УЗИ, окрашены в серый цвет. Гипоэхогенные или анэхогенные (со сниженной эхогенностью или вообще не отражающие ультразвук) объекты – черные, а гиперэхогенные (со слишком высокой эхогенностью) – белые.

Как правило, цвет органа на изображении однородный. Однако если появляются темные или светлые включения, то это повод насторожиться. Пониженная или повышенная эхогенность в органе может быть признаком заболевания. Камни в желчном или мочевом пузыре и отложения солей кальция гиперэхогенны, тогда как наполненный мочевой или желчный пузырь анэхогенен.

Также в нормальном состоянии анэхогенны полости сердца, кишечника и желудка, сосудов, желудочков мозга. А вот ткани, которые практически не имеют в своем составе жидкости, отражают ультразвуковые волны. Они в основном представлены неклеточными структурами, а также могут содержать газы (например, легкие или кишечник).

Разные органы в норме обладают разной способностью отражать ультразвук. Чем орган плотнее, тем выше его эхогенность, и тем светлее его цвет.

Низкой эхогенностью обладают жидкости. Поэтому аномальное ее понижение может быть признаком отека или воспаления, образования кисты или липомы (опухоли жировой ткани).

Лечение нарушений

Сами по себе нарушения нормальной эхогенности не лечатся, однако ее изменения помогают в диагностике многих заболеваний – от воспаления и до раковых опухолей. Чаще всего эхогенные образования (это такие образования, которые отличаются цветом от прилежащих тканей) возникают в печени, поджелудочной железе, щитовидной железе, в женской половой системе (например, в цервикальном канале). Достаточно часто возникают кистозные образования желтого тела во время беременности, поэтому будущим мамам рекомендуется делать УЗИ – при этом можно провести диагностику как организма самой женщины, так и плода на различных стадиях его развития.

Эхонегативным называется орган, который совсем не отражает ультразвуковые волны. Его цвет на эхограмме – темно-черный. Это может быть признаком рака.

Если на УЗИ-диагностике у вас была обнаружена повышенная эхогенность, не стоит паниковать. Иногда во врачебной практике могут возникать ошибки, особенно если врач неопытен.

Единственный безопасный неинвазивный способ отображения анатомии внутренних органов. УЗИ широко применяется в разных областях медицины.

Популярность этого диагностического метода объясняется его высокой информативностью, доступностью получаемых данных, безвредностью для пациентов и специалистов, проводящих исследования.

По результатам ультразвуковых сканирований врачи диагностируют у больных пациентов различные заболевания. Все органы, выявляемые новообразования оцениваются по нескольким эхографическим параметрам.

К ним относят:

  • условия визуализации (визуализируется ли объект в типичном месте или он отсутствует, мешает ли что-нибудь его визуализации);
  • расположение и смещаемость объекта относительно определенных внутренних органов, костных структур, сосудов;
  • его размеры и форма;
  • характер контура (является ли он четким, ровным);
  • структура исследуемого объекта (диффузно-неоднородная, однородная, неоднородная и т. д.);
  • эхогенность (объект может быть средней эхогенности, гиперэхогенен, анэхогенен);
  • звукопроводимость (сниженная или обычная).

Основным эхографическим параметром считается . Под этим термином специалисты понимают способность тканей отражать ультразвуковые волны .

Объект, у которого эхогенность является высокой, называют . На снимках он выглядит очень светлым. Объект с низкой эхогенностью .

Такая структура на ультразвуковом изображении выглядит темной. Эхогенность может вообще отсутствовать. Подобные объекты, представленные на снимках в виде черных пятен, называют .

В каких органах выявляются анэхогенные образования?

При выполнении УЗИ могут быть обнаружены кисты. Они бывают одиночными и множественными. В большинстве случаев кисты печени не вызывают у больных людей дискомфортных ощущений, протекают бессимптомно.

На снимках, полученных в результате ультразвукового исследования, они визуализируются в виде округлых или овоидных анэхогенных структур.

Кисты печени дают эффект заднего акустического усиления и имеют четкий, хорошо определяемый край.

Внимания заслуживает амебиаз печени. По данным Всемирной организации здравоохранения у 10% людей на земле имеется такое заболевание. Возникает оно из-за попадания в организм цист дизентерийной амебы (Entamoeba histolytica).

Возбудитель обитает в кишечнике. Некоторые особи попадают через слизистую оболочку в кровоток и достигают печени. В ней дизентерийные амебы могут очень долго находиться бездействующими.

Рано или поздно амебиаз железы приводит к формированию амебного абсцесса. На ультразвуковом исследовании он визуализируется как анэхогенное образование.

В некоторых случаях абсцессы оказываются гипоэхогенными. Чаще всего они локализуются в правой доле печени. Другие признаки образованиям не присущи, поэтому амебные абсцессы в ходе ультразвукового исследования невозможно отличить от прочих печеночных абсцессов.

Анэхогенное включение может свидетельствовать о гепатобластоме. Это часто встречающаяся злокачественная опухоль, которая диагностируется у детей в возрасте до 3 лет. Гепатобластома представлена узлом, который . Обычно образование выявляется в правой доле железы внутренней секреции. Стоит отметить, что описаны не только анэхогенные, но и изоэхогенные опухоли.

Желчевыводящая система, поджелудочная железа и селезенка

На снимках гематомы двенадцатиперстной кишки визуализируются как , которые могут становиться эхогенными.

В подвздошной и тощей кишках иногда специалисты обнаруживают энтерогенные кисты. Они визуализируются как анэхогенные структуры. Стенки энтерогенных кист обычно являются гипоэхогенными с эхогенными контурами.

Аппендикс – червеобразный отросток слепой кишки. При его воспалении . Это очень опасное заболевание.

Для его лечения проводится хирургическое вмешательство. После операций, выполненных после разрыва аппендикса, у людей часто развивается аппендикулярный абсцесс.

В ходе ультразвукового сканирования он выявляется в . Структура визуализируется как анэхогенное образование, которому присуща неправильная форма.

Почки и мочевой пузырь

Главные органы мочевыделительной системы – . Это парные органы, располагающиеся в поясничной области за пристеночным листком брюшины.

Из-за сильных ударов почки могут подвергнуться повреждениям, контузии. Эхографическая картина бывает различной. Она зависит от состояния крови.

Вначале область контузии (гематомы) является гипоэхогенной. Затем кровь свертывается, и визуализируется эхогенный участок. Затем через некоторое время в этой области формируется киста. Она бывает анеэхогенной, гипоэхогенной и смешанной эхогенности.

Нередкая находка при выполнении ультразвукового исследования – это простые кисты почек. В основном они обнаруживаются у людей старше 50 лет. Образования на протяжении продолжительного периода времени не дают о себе знать.

Подозрительные симптомы возникают тогда, когда кисты осложняются большими размерами, воспалениями или геморрагиями.

В ходе ультразвукового исследования образования визуализируются как эхопрозрачные структуры. Однако маленькие кисты могут быть анэхогенными (такое возможно в том случае, когда они располагаются в зоне фокуса ультразвуковых волн).

Еще один важный орган – это . В норме он выглядит как анэхогенный мешок с жидкостью в переднем тазу. При проведении ультразвукового исследования могут быть обнаружены выпячивания слизистой оболочки.

Эти патологические структуры, заполненные жидкостью, называются дивертикулами мочевого пузыря. Маленькие образования практически не визуализируются. Большая дивертикула выглядит как анэхогенное включение.

В заключение стоит отметить, что анэхогенное образование, которое может свидетельствовать о наличии разных заболеваний, довольно часто выявляется у больных людей во время проведения ультразвукового исследования. На снимках оно выглядит темным пятном. Связано это с тем, что эта структура не отражает ультразвуковые волны.

Проблема новообразований в молочной железе может коснуться любой женщины в любом возрасте, вне зависимости от ее социального статуса. Для того, чтобы вовремя обнаружить заболевание молочной железы, очень важно своевременно начать диагностику. означает, что его структура не отличается от структуры ткани. Обычно такое заключение УЗИ говорит о том, что для уточнения диагноза нужно дополнительное исследование.

В большинстве случаев разновидности рака молочной железы являют собой . Эхоструктура опухоли бывает разной и зависит от многих факторов: наличия участков омертвения, фиброза, кальцинатов и проч.

Нужно знать, что это еще не заключительный диагноз, а только лишь описание структуры новообразования.

Оно обнаруживается только . Во время такой процедуры ультразвуковой датчик образует высокочастотные звуковые колебания. Прибор также и улавливает отраженные сигналы.

Оценка волн ультразвука, исходящих от датчика, очень субъективна. Она зависит от многих факторов:

  • частоты волн;
  • некоторых анатомических особенностей человека;
  • уровня квалификации врача;
  • полноты сведений о признаках того или иного заболевания у пациента.

Гипоэхогенность объекта в молочной железе зависит от акустической плотности ее ткани. На снимке он будет выглядеть как область с темным цветом. В этом участке высокочастотный звук движется гораздо медленнее, чем в любом другом пространстве. Эти характеристики чаще всего имеет объект, наполненный жидкостью.

Что значит, если обнаружено отклонение в молочной железе

Наличие на изображении гипоэхогенного образования свидетельствует о таких заболеваниях.

  • Карцинома молочной железы. Она имеет нечеткие контуры, а также акустическую тень. Кроме того, она неравномерна по своей структуре.
  • Аденоз. Эта патология имеет подобные признаки – нечеткость границ и гипоаллергенность.
  • Типичная киста. У нее . Типичная киста имеет правильные и четкие контуры.
  • Атипичная киста имеет очень толстые стенки. Внутри нее заметно разрастание.
  • наличием четких и ровных контуров. Она похожа на злокачественный объект с медленным ростом.

Диагностика молочных желез помогает обнаружить также . С помощью ультразвука определяется наличие болезненных явлений в молочной железе, гипоэхогенных ободков и проч.

О каких патологиях говорит это образование

Наличие гипоэхогенного объекта в молочной железе заставляет . Опухоли, дающие звездчатый вид рисунка, имеют скиррозный тип строения. В центре опухоли визуализируется один или несколько участков фиброзной ткани. По периферии такой ткани располагаются участки опухолевых клеток, образовавшихся из эпителиальной ткани. На ультразвуковом исследовании молочной железы может быть обнаружен инфильтративный протоковый вид рака.

Гипоэхогенное содержимое характерно и для медуллярных и коллоидных раковых опухолей. Медуллярный рак имеет круглую или долькоподобную форму. Дольки очень четко разграничены друг от друга и не имеют внутри капсулы. С ростом такой опухоли обнаруживаются омертвевшие участки с отсутствием эхогенности.

Иногда анэхогенные участки могут свидетельствовать о наличии в молочной железе зоны активного роста злокачественной опухоли. Такие виды рака редко наблюдаются после менопаузы.

Коллоидный рак растет очень медленно. Его клетки вырабатывают большое количество слизистого секрета. Коллоидное образование в молочной железе характеризуется пониженной эхогенностью.

Достаточно редко встречается и внутриполостной рак. Полостное гипоэхогенное образование с утолщенными стенками и разрастаниями часто бывает у пожилых пациенток. Трудность диагностики состоит в том, что их нелегко дифференциировать с доброкачественными образованиями.

Гипоэхогенные структуры в молочной железе также свидетельствуют о развитии отечно-инфильтративной формы злокачественного новообразования. Клинически этот рак характеризуется покраснением, а также утолщением кожи. В отдельных случаях она становится похожей на корку лимона. На изображении заметно утолщение покровов кожи, повышение эхогенной способности жировой клетчатки, а также наличие гипоэхогенных структур трубчатой формы.

При метастазах в молочную железу визуализируется гипоэхогенное образование с неоднородной структурой. Его форма – круглая, имеет определимые контуры. Метастазы могут располагаться и в зоне под кожей.

Эхогенность доброкачественных опухолей

Среди всех доброкачественных опухолей наиболее часто . Она, как правило, образуется в результате неправильного развития железы. Размеры фиброаденомы могут быть разными. Изредка – не чаще, чем в 20 процентах случаев, они бывают множественными.

Эхографически это образование с четкими и ровными краями. Сдавливание фиброаденомы датчиком приводит к эффекту соскальзывания, то есть опухоль смещается в окружающих тканях. Если размер опухоли меньше одного сантиметра в диаметре, у такого образования имеется правильная структура и форма. Чем больше размер фиброаденомы, тем чаще обнаруживается ее гипоэхогенный ободок. В одном из четырех случаев визуализируются микрокальцинаты.

Фиброаденома более 6 см в диаметре является гигантской. Она характеризуется выраженностью акустической тени. Гипоэхогенная фиброаденома обычно плохо определяется, если молочная железа имеет много жировой ткани.

Филлоидная опухоль встречается очень редко. В одном из десяти случаев она может перерождаться в саркому. Доброкачественность или злокачественность такой опухоли можно определить только гистологическим способом.

УЗИ-картина липомы также гипоэхогенна, однородна. При наличии в ней иногда выделяется ободок. Иногда на УЗИ бывает достаточно трудно определить из-за высокого содержания в молочной железе жировой ткани.

Дальнейшая диагностика молочной железы

Как уже было сказано, наличие является показанием для дальнейшей диагностики с целью уточнения диагноза. Так, обнаруживает вновь образовавшиеся опухолевые структуры.

А также энергетическая допплерография являются высокоинформативными видами исследований. Благодаря им можно обнаружить намного большее количество опухолевых образований.

Кроме того, для диагностики молочной железы используются такие методы:

  • биопсия ткани молочной железы;
  • компьютерная томография;
  • магнито-резонансная томография;
  • маммосцинтиграфия.

Маммография рак молочной железы

Женщинам надо помнить, что после достижения сорокалетнего возраста всем женщинам необходимо регулярно проходить маммографию. Компьютерная и магнито-резонансная томография дают наиболее точные диагностические результаты.

Маммосцинтиграфия является одним из самых новых видов исследования молочных желез. Врач определяет природу ракового образования в железе с помощью радиоактивных веществ. Женщинам не надо бояться применения таких веществ, так как они безвредны.

Ну и конечно же, каждая женщина должна уделить особое внимание самообследованию молочных желез. В большинстве случаев женщины обращаются к врачу, уже заметив у себя подозрительное новообразование.

Заключение

Гипоэхогенное образование молочных желез еще не указывает на злокачественность процесса. Однако оно может являться признаком многих заболеваний. Только всесторонняя диагностика может точно определить болезнь.
Женщинам не стоит опасаться дальнейших диагностических мер после ультразвукового исследования. В большинстве случаев они способствуют постановке правильного диагноза и назначению результативного лечения.

Надежда Хвыля-Олинтер - эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к. соц. наук

Экспертная оценка качества системы образования в России и немного статистики

В Центре научной политической мысли и идеологии в сентябре 2015 года был проведен экспертный опрос, в ходе которого ставилась цель оценить результаты образовательной реформы в России. Эксперты, в число которых вошли 154 представителя различных научных отраслей, кандидаты и доктора наук, профессора, провели сравнение качества подготовки выпускников учебных заведений до и после присоединения России к Болонской системе и введения ЕГЭ.

Выполняет свои функции современная система образования или она планомерно превращается в систему профанации? Мнения экспертов оказались крайне иллюстративными. По десятибалльной шкале респонденты оценивали качество подготовки выпускников школы, абитуриентов и выпускников вузов.

Диагноз однозначен: уровень подготовки значительно снизился (рис. 1, 2).


Рис. 1. Экспертная оценка качества подготовки выпускника средней школы (1 - низкое качество, 10 - высокое)



Рис. 2. Экспертная оценка качества подготовки абитуриента вуза (1 - низкое качество, 10 - высокое)



Рис. 3. Экспертная оценка качества подготовки выпускника вуза (1 - низкое качество, 10 - высокое). «Специалист» - отечественная система подготовки до введения Болонской системы

Качество образования в целом до присоединения к Болонской системе эксперты чаще оценивали на 9 баллов из десяти возможных, на сегодняшний день ситуация существенно хуже. Вычисление для каждого показателя среднего по оценкам экспертов балла показало, что как качество подготовки школьников и абитуриентов, так и эффективность системы образования ухудшились более чем в два раза (рис. 4).


Рис. 4. Экспертная оценка результатов реформы системы образования

Сравним оценки экспертов со статистическими данными, отражающими состояние системы образования на разных ее уровнях, полученное в результате реформ.

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

За двадцать пять лет по стране почти в два раза сократилось число школ, в первую очередь за счет учебных заведений общеобразовательного уровня, расположенных в сельской местности (рис. 5).



Рис. 5. Число государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в РФ

Сокращение школ коррелирует с проблемами депопуляции и внутренней миграции и в определенной мере обусловлено именно этими процессами. Например, численность детей, достигающих возраста начальных классов и нуждающихся в учебных местах, в связи со снижением рождаемости в постсоветской России уменьшилась почти в полтора раза (рис. 6).


Рис. 6. Доля населения в возрасте от 5 до 9 лет в России

Но качество школьной подготовки в связи с переходом на новые образовательные стандарты и введением ЕГЭ только снижается. Детей не учат мыслить системно, а формируют отрывочные фрагментарные знания, необходимые для успешного прохождения тестовых заданий.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНЫЕ ОЛИМПИАДЫ

Состояние науки в стране, работу научных школ, качество подготовки учеников в школах отражают результаты международных олимпиад. СССР был безусловным лидером на мероприятиях такого рода на протяжении десятилетий. Успехи российской команды стали куда более скромными. Сегодня в СМИ периодически анонсируются успехи отечественных школьников-участников олимпиад - нам рассказывают, сколько золотых, серебряных и бронзовых медалей привезли из-за рубежа участники команды. Безусловно, призеры достойны уважения, но наличие нескольких медалей совсем не гарантирует общекомандного успеха, и за объявленными двумя-тремя золотыми умалчивается то, что команда страны в общем зачете все чаще терпит поражение. Данные в динамике позволяют видеть многолетний тренд «успехов» нашей страны, который очевиден - отказ от советской системы подготовки учеников имеет своим результатом снижение уровня их знаний. В международных олимпиадах по математике и физике мы всегда занимали первые места, теперь ситуация в корне изменилась (рис. 7, 8).


Рис. 7. Россия в неофициальном командном зачете на международных олимпиадах по математике



Рис. 8. Россия в неофициальном командном зачете на международных олимпиадах по физике

Реформа образования заметно и существенно снизила сопоставительный мировой уровень российских школьников. Войны выигрывает школьный учитель? Так говорил Бисмарк? И какова сегодня национальная безопасность России в результате диверсионной реформы образования?

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Россияне признают важность высшего образования в современном мире и соглашаются с тем, что без соответствующего диплома сложно построить успешную карьеру и достичь многих жизненных целей. По данным общероссийского исследования , более 70% респондентов уверены в необходимости получения высшего образования для самореализации в профессиональной сфере.

Но отечественное высшее образование также пострадало от последствий развала советской системы. Интересно, что число образовательных организаций высшего образования сегодня по сравнению советским периодом увеличилось более чем в два раза. В 1960-м году на территории РСФСР располагалось 430 вузов, сейчас, по данным Росстата, мы имеем более 900, а два года назад - больше тысячи, не считая региональных филиалов. Численность студентов выросла пятикратно. Вроде бы, охват населения высшим образованием должен приносить только позитивные результаты, повышать грамотность, образованность, профессиональность. По факту наблюдается обратное - качество образования стремительно падает, деградация населения усиливается.

Образование, в том числе и высшее, превратилось в платную услугу, что прямо прокомментировал бывший Министр образования А.Фурсенко: «Профессиональное образование должно стать непрерывным и высокодоходным бизнесом» . То есть на высшем уровне государственной власти было объявлено, что система образования должна производить не знания и гражданина, а прибыль. Такой результат и получен. Расплодились коммерческие ВУЗы, имитирующие подготовку, но генерирующие прибыль. Либерал-догматики должны быть удовлетворены. Но может ли быть удовлетворена страна, нуждающаяся в грамотных специалистах, если вместо них получающая суррогат? Отреформированная российская система образования вынуждена сегодня ориентироваться не на качество образования, а на прибыль и выживание.

Согласно исследованию, в ходе которого определяется Индекс уровня образования в странах мира (Education Index ), Россия по данному показателю находится на сорок девятом месте из ста восьмидесяти восьми возможных, соседствуя с Гренадой, Хорватией и Белоруссией. Этот комбинированный показатель Программы развития ООН является одним из ключевых для определения уровня социального развития (Human Development Index) и строится на основе данных о грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование.

В рейтинге стран мира по уровню расходов на образование (Expenditure on Education ), рассчитываемом как общий объем государственных и частных расходов на данную сферу, выраженный в процентах от ВВП, наша страна занимает девяносто восьмое место из ста пятидесяти трех возможных. Это неприемлемо низкий показатель, и стоит отметить, что из стран, находящихся на постсоветском пространстве, нас обгоняет Белоруссия. Проблемы в российской системе характерны практически для всех государств, входящих ранее в состав СССР. Они являются результатом разрыва преемственности в образовании, нарушения традиций и «антиисторического» отрицания достижений советского опыта.

НАУЧНЫЕ СТЕПЕНИ

С 1 января 2014 года Высшая аттестационная комиссия ужесточила требования к защите диссертаций, введя правило обязательной публикации полного текста работы в открытом доступе за три месяца до защиты. Это решение было направлено на борьбу с плагиатом. Последовал результат - выпуск из аспирантуры с защищенной диссертацией сократился с 8979 человек в 2013 году до 5189 человек в 2014 году . Факт, доказывающий системное порождение суррогатной подготовки молодых ученых в результате реформы. Наиболее резкое уменьшение числа защищенных диссертаций отмечается в технической и экономической отраслях. Это может быть связано как с ужесточением требований ВАК, так и с закрытием и приостановлением деятельности ряда Диссертационных советов, но в любом случае проблему подготовки высококвалифицированных научных кадров они иллюстрируют.

Практика плагиата была проанализирована активистами сообщества «Диссернет», созданного в целях общественного противодействия подлогам в науке. Некоторые результаты анализа опубликованы в Англоязычном бюллетене по проблемам высшего образования Higher Education in Russia and Beyond (HERB) . В частности, были выявлены наиболее «проблемные» области распространения фальшивых диссертаций - экономика (около 40% случаев), юриспруденция, педагогика, медицина. Параллельное исследование библиометрической базы данных SCOPUS позволило сделать следующий вывод. Число фальсифицированных диссертаций в тех или иных областях науки обратно пропорционально вкладу этих областей научного знания в международную систему знаний. Наиболее сильно международное представительство российских ученых в физико-математических и химических, биологических науках, где уровень плагиата гораздо ниже (рис. 9).


Рис. 9. Число диссертаций с плагиатом / публикации в международной системе SCOPUS

В работах естественников плагиат отмечается реже, но их труды часто характеризуются измельчением тем и невысоким научным наполнением. Эпицентрами «липовых» диссертаций стали крупнейшие российские города - Москва и Санкт-Петербург, и Кавказский регион, в котором процент фальсификата наиболее высок. Вузами, лидирующими по числу защищенных в них некачественных трудов, названы Московский Педагогический Государственный Университет и Академия государственной службы при Президенте России (ныне РАГХИГС) .

ПЕРСПЕКТИВЫ

Разрушение советской системы образования, попытки подогнать ее остатки под зарубежные стандарты и экстренно примерить англосаксонскую модель к позитивным результатам не приводят. Сегодня как никогда в истории современной России требуется системное формирование и накопление социального потенциала, способного оздоровить государство и общество, воспринять лучшие отечественные нравственные, научные и культурные традиции, сохранить их и приумножить. «Играя мускулами» на международной арене, наивно полагать, что целенаправленно и последовательно уничтожая десятилетиями наработанную систему обучения подрастающего поколения, мы сможем успешно продолжать эту игру в будущем.