Главная · Гастрит · Дыхательная гимнастика для ребенка. Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста: обзор упражнений

Дыхательная гимнастика для ребенка. Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста: обзор упражнений

Совершенно здоровый ребенок сегодня - большая редкость. Это вам подтвердит любой педиатр. Состояние экологии, стрессы, компьютерные технологии, гаджеты практически с пеленок - все это не может не накладывать своего отпечатка на состояние здоровья детей. Поэтому все больше родителей интересуются тем, как улучшить здоровье малыша, усилить его иммунитет и помочь справиться с заболеваниями.

Одним из эффективных методов, который помогает достичь и лечебных, и лечебно-профилактических целей, считается дыхательная гимнастика для детей. В этой статье мы расскажем, как и для чего ее проводить и можно ли организовать занятия самостоятельно.


Что это такое?

Дыхательная гимнастика представляет собой систему упражнений, основанных на самопроизвольной активизации работы функций органов дыхания. От работы легких, бронхов и верхних дыхательных путей во многом зависит насыщение кислородом всех органов и систем детского организма. Еще врачеватели Древней Греции обратили внимание на то, что от дыхания человека зависит его самочувствие. За несколько тысячелетий медицина выработала большой комплекс дыхательных упражнений, которые могут помочь при самых разных заболеваниях и состояниях.

Детская дыхательная гимнастика широко применяется для профилактики частых простудных заболеваний, поскольку она укрепляет органы дыхания, увеличивает объем легких, укрепляет мускулатуру. Упражнения на дыхание позволяют избежать состояния гипоксии - организм ребенка получает достаточное количество кислорода. В первую очередь, польза этого кроется в улучшении работы коры мозга, сердца, органов пищеварения и ЦНС.


Ребенок, который занимается дыхательной гимнастикой, значительно увереннее владеет собой, и это неоспоримый факт. Такому ребенку в экстренной ситуации гораздо проще сделать глубокий медленный вдох, чтобы справиться со стрессом. Благотворное действие упражнений на нервную систему замечено давно, а потому комплексы дыхательной гимнастики стали обязательными при заикании, неврастении, истерии.

Гимнастика позволяет быстрее восстановиться после операции на аденоидах, после удаления аденоидов. В качестве вспомогательного лечения она выступает и показывает отличные результаты при бронхите, пневмонии, при бронхиальной астме, а также на стадии выздоровления после острого периода других респираторных заболеваний.


Логопедическая дыхательная гимнастика в комплексе со специальным массажем лица позволяет ребенку справиться с такими проблемами, как дизартрия , задержка речевого развития. Поскольку основой любой дыхательной гимнастики являются носовые вдохи и выдохи, в момент которых активно стимулируются рецепторы носа, носоглотки, глотки, то у ребенка повышается как местный иммунитет, так и общий. Уже через несколько месяцев становится заметно, что чадо стало меньше болеть.

Для детей дошкольного и школьного возраста упражнения дыхательной гимнастики вводят в разминки и физкультурные занятия для восстановления дыхания.

Детям первого года жизни дыхательная гимнастика обычно не назначается, поскольку малышам в этом возрасте трудно объяснить правила особого, полезного дыхания, но уже с 2,5 -3 лет, 3-4 лет и старше дети прекрасно справляются с заданиями.


Виды

Существует несколько основных видов, которые получили наибольшее распространение среди детей. Бесспорным лидером считается дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой. Педагог-фониатр изначально придумала комплекс упражнения для тех, кто занимается вокалом, но методика оказалась полезной и для лечения - собственная дочь Стрельниковой, страдающая сердечным недугом, смогла заметно поправить свое состояние, пользуясь методикой матери.

Гимнастику Стрельниковой ценят врачи всего мира, называя ее «русской гимнастикой». Ее рекомендуют для облегчения дыхания при кашле любого происхождения. Гимнастику ценят спортсмены, певцы, актеры. Для детей методика нашла самое широкое применение.

Метод основан на вдохах разной глубины и частоты, на чередовании носовых и ротовых вдохов и выдохов. Правильные вдохи и выдохи по методу Стрельниковой рекомендуются беременным, чтобы избавиться от токсикоза, освоить дыхание в родах. В детском возрасте такая гимнастика имеет свои показания и противопоказания, о них расскажем ниже.

Пример занятия по методу Александры Стрельниковой смотрите в видео ниже.

Еще один вид дыхательных упражнений - гимнастика по К. Бутейко. Константин Бутейко - врач-физиолог, который в середине прошлого столетия открыл собственную методику лечения заболеваний дыхательными упражнениями. Доктор был убежден, что причиной недугов является именно глубокое дыхание, а потому его система основана на подавлении глубоких вдохов и выдохов. Детям метод поверхностного дыхания по Бутейко рекомендуется не с самого раннего возраста. Оптимальным возрастом для начала занятий считается возраст от 4-5 лет и старше. Метод позволяет ребенку не только избавиться от мучащих его респираторных заболеваний, но и от кожных недугов - аллергии, дерматита.

Также некоторые родители вполне успешно практикуют дыхательные упражнения из хатха-йоги, китайской гимнастики цигун и многие другие.

По своему предназначению дыхательные упражнения можно условно разделить на:

  • общеукрепляющие, профилактические;
  • лечебные;
  • логопедические;
  • развивающие.

По технике выполнения все дыхательные упражнения могут быть динамическими и статическими. Первые выполняются строго в движении, сочетаются с зарядкой или гимнастикой. Статические делают в состоянии покоя - дыхательные упражнения в этот момент являются единственной нагрузкой.



Противопоказания

Прежде чем начать заниматься дома с сыном или дочкой дыхательной гимнастикой, маме обязательно нужно проконсультироваться с педиатром, чтобы исключить наличие у дошкольника или школьника противопоказаний. К обстоятельствам, которые препятствуют самостоятельным занятиям упражнениями на дыхание, относятся следующие заболевания и состояния:

  • некоторые пороки сердца (для занятий по методу Стрельниковой);
  • почечная недостаточность;
  • близорукость, глаукома (для метода Стрельниковой);
  • тяжелые заболевания сосудов и крови;
  • психические заболевания;
  • острый период болезни (с высокой температурой, лихорадкой);
  • сахарный диабет (для метода Бутейко);
  • хронический тонзиллит (для занятий по методике Бутейко).


До 5 лет занятия должны содержать лишь некоторые элементы дыхательных практик. Полноценной дыхательной гимнастикой врачи рекомендуют заниматься с 5-6 лет, а сложными ее формами, которые присутствуют в некоторых видах йоги - не ранее, чем в 6-7 лет и старше.

Нельзя начинать занятие, если ребенок не выспался, если он чувствует себя неважно, если у него плохое настроение и он не настроен играть и заниматься. Насильно малыш не станет выполнять упражнение так, как нужно, соответственно, добиться желаемого результата будет практически невозможно.

Не оставляйте ребенка одного, внимательно следите за его самочувствием в момент выполнения упражнений.


Если у него бледнеет или краснеет лицо, появляется затрудненное дыхание, головокружение, обморок, дрожь в кистях рук, онемение в конечностях, занятие нужно незамедлительно прекратить и при необходимости вызвать врача.

Как заниматься?

Если противопоказаний нет, а лечащий доктор полностью одобрил вашу идею заняться с ребенком дыхательными упражнениями, нужно выбрать программу, по которой вы хотели бы заниматься - несколько видов было описано выше.

Если остановиться на одном методе не получается, хочется всего и сразу, можно начать занятия по универсальному комплексу, который включает в себя лучшие и самые интересные упражнения для детей из различных методик. Расскажем о нем подробнее ниже.

Задачей родителей является обучить ребенка дышать так, как подразумевает техника конкретного упражнения. Лучше всего делать это в игровой форме, чтобы чаду было интересно заниматься, иначе достаточно быстро он разочаруется в занятиях и не захочет принимать в них участия.


Рассмотрим общие правила, которые лучше узнать перед началом практики.

  • Планируйте время так, чтобы к дыхательным упражнениям ваше чадо переходило не раньше, чем через час-полтора после очередной трапезы.
  • Заниматься возможно до двух раз в сутки. Длительность занятия на начальном этапе не должна превышать 10 минут. Постепенно время занятий увеличивают, усложняют и сами упражнения, добавляют новые приемы. Максимальное время гимнастики - 30 минут.
  • Дыхательная гимнастика требует обязательного соблюдения рекомендаций по технике выполнения приемов, но только на начальном этапе. Потом мама вполне может в меру собственной фантазии придумывать любые другие упражнения, которые понравятся ее сыну или дочке, основываясь на изученных и освоенных приемах.
  • Если на дворе стоит лето, отправляйтесь заниматься на открытом воздухе - пользы будет значительно больше.
  • Зимой, когда гимнастику делают в комнате, обязательно проветривайте помещение перед началом сеанса.
  • Температура воздуха в помещении не должна превышать 21 градуса тепла - интенсивное вдыхание более теплого воздуха может привести к пересыханию слизистых оболочек органов дыхания и развитию или отягощению респираторных заболеваний.

Лучший пример - это, безусловно, собственный пример. Выполняйте приемы совместно.



Комплекс упражнений

Часто мамы интересуются, можно ли самостоятельно начинать практики. Когда есть возможность первый сеанс провести в присутствии педагога, доктора или инструктора по дыхательной гимнастике, воспользуйтесь ею. Если такой возможности нет, ничего страшного - все упражнения довольно простые, их вполне можно начать практиковать самостоятельно.

Начнем с комплекса для самых младших дошкольников.

  • «Мячик». Это упражнение носит такое название за образ, который малыш должен держать перед глазами. Мячиком станет его собственный животик в момент глубокого вдоха. Попросите малыша принять положение лежа на спине, поставьте на живот маленькую мягкую игрушку. Медленно вдыхая через нос, ребенок должен надувать «мячик» как можно сильнее, а потом так же медленно сдувать его, выдыхая через рот, сложив губки трубочкой.
  • «Аквалангист». Это упражнение можно выполнять в любом положении - стоя, сидя, лежа. Попросите ребенка представить себе, что ему предстоит погружение в воду. Пусть он наберет как можно больше воздуха и удерживает его как можно дольше - мама ведет отсчет вслух, хвалит ребенка, если сегодня у него получилось удерживать воздух хотя бы на секунду дольше, чем вчера.
  • «Легкое перышко». Для этого упражнения вам понадобится самое настоящее перышко из подушки или небольшой воздушный шарик (его, кстати, можно надуть вместе с ребенком!). Цель игры - как можно дольше удержать шарик или перышко в воздухе, совершая короткие и интенсивные выдохи. Все в детстве дули на перышко, а потому больших трудностей техника выполнения этого упражнения не вызовет.



Упражнения для детей от 5 лет также могут включать в себя вышеперечисленные приемы. Кроме того, добавляют другие упражнения, которые, по своей сути, являются комбинированными.

  • «Ближе-дальше» . Это упражнение можно проводить в положении сидя и в положении стоя. Попросите ребенка втянуть воздух носом так, как будто он вдыхает аромат чудесного цветка. Выдох нужно сделать через рот, сложив губы трубочкой. При этом ребенок должен выдохнуть более интенсивно, как будто он отталкивает от себя какой-то легкий предмет.
  • «Хомяк на охоте». Это упражнение обычно очень нравится детям. Попросите его изобразить хомячка, надув щеки как можно сильнее. Потом малыш выпускает воздух резко, хлопнув по щекам ладошками. За новой порцией «запасов» воображаемый грызун отправляется после предварительного обнюхивания - ребенок делает носом серию мелких и частых вдохов.
  • «Дракоша Тоша». Это упражнение нужно выполнять с детьми, которые прекрасно представляют себе, как выглядит дракончик. Расскажете, что дракон заболел и теперь может выдыхать огонь только через одну ноздрю. В этом и будет заключаться игра - попеременные выдохи через одну ноздрю (вторую прикрывают пальцем).
  • «Кулачки». Такой прием выполняют одновременно с движением. Попросите ребенка встать и вытянуть руки вперед. Вдох совершают серией в четыре коротких резких вдоха, а выдох - любым удобным способом. Во время вдохов кулачки ритмично сжимают и разжимают.



Есть и отдельная группа упражнений, которые предназначены для развития речи и улучшения произношения отдельных букв и звуков. Вот несколько из них.

  • «Летят гуси». Мама предлагает ребенку представить себя гусем, который летит высоко. При этом она читает стишок «Гуси, гуси полетят, на Сережу (Марину, Наташу, Ирину, Алешу и т. д.) поглядят». На первой строке ребенок делает вдох и совершает руками движения, как гусь крыльями. На второй строке нужно сделать выдох со звуком «гу-у-у-у-у», руки опустить вдоль туловища.
  • «Часы» . Мама просит ребенка представить, что его руки - это часовая и минутная стрелки. Одну руку поднимают вверх, вторую отводят в сторону (положение «три часа»). Потом меняют (положение «девять часов»). При первой позиции вдох, при второй - выдох. Мама читает стишок: «Время точное покажут, час и день они укажут». При выдохе ребенок должен произносить звук, который дается ему с трудом («ля-ля-ля» или «р-р-р»).

Каждый человек знает о пользе кислорода для организма. С детства всем твердят о важности пребывания на свежем воздухе, за городом. При насыщении крови кислородом, повышается иммунитет, организм лучше функционирует. Особенно это важно для ребенка, который еще растет и развивается. Оказывается, просто бывать на природе, наслаждаться свежим воздухом, недостаточно. Необходимо также правильно дышать, и этому следует учиться с самого детства. С этой целью разработана специальная дыхательная гимнастика для детей, особенности которой и будут рассмотрены ниже.

Почему важно правильно дышать

Дыхание – это основа жизнедеятельности всего живого. В настоящее время медики бьют тревогу из-за того, что люди разучились правильно дышать, причем касается это любого возраста. Современный индивид живет в отчаянной спешке, из-за этого и вдыхает воздух поверхностно, как бы на бегу. Этому родители неосознанно учат и своих детей.

Из-за того, что человек не выполняет глубокий вдох, кровь в недостаточном количестве обогащается кислородом, который отвечает за работу мозга, всасываемость питательных веществ. Но выдох тоже зачастую поверхностный. По этой причине в легких остается остаточный воздух с углекислым газом и другими вредными веществами, которые могут понемногу отравлять человеческий организм.

Следовательно, обучение правильному дыханию – очень важный навык для полноценного функционирования человека. Начинать такое обучение следует с детского возраста, используя разнообразные упражнения.

Польза для детей

Давайте разберемся, как влияет дыхательная гимнастика для детей на их рост и развитие, а также организм в целом. Учеными были выделены следующие благотворные последствия:

  • как уже говорилось выше, кровь лучше обогащается кислородом, а, следовательно, всасывается больше витаминов и питательных веществ;
  • улучшается работа мозга, органов дыхания, нервной и сердечно-сосудистой систем;
  • включаются защитные иммунные резервы;
  • повышается выдержка и самоконтроль;
  • улучшается настроение и жизненный тонус.

Такие упражнения являются отличной профилактической мерой для малышей, страдающих бронхиальной астмой, часто болеющих простудой и бронхитами.

Противопоказания

Однако дыхательная гимнастика для дошкольников имеет и некие ограничения. К ним относят следующие:

  • остеохондроз шейно-грудного отдела;
  • травматическое повреждение позвоночника;
  • нарушения в работе головного мозга;
  • повышенное артериальное, глазное или внутричерепное давление;
  • сильный насморк.

Несмотря ни на что, перед началом применения упражнений лучше проконсультироваться с врачом о том, можно ли ребенку их выполнять.

В самом начале работы у детей двух-трехлетнего возраста может возникнуть так называемая гипервентиляция легких, то есть закружиться голова, покраснеть лицо, задрожать руки. Тогда следует попросить подышать ребенка в «лодочку». Для этого ладоши складывают в виде лодки и глубоко через них дышат. В этот день гимнастика с малышом больше не проводится, в последующем – очень внимательно присматривают за состоянием ребенка.

Правила проведения

Дыхательные упражнения даются под руководством взрослого (родителя, педагога, инструктора по физической культуре или медика). Начинать их проводить можно с двухлетнего возраста.

До того как начать работать, следует хорошо проветрить помещение. Температура воздуха должна быть не более 20 градусов. Лучше всего проводить упражнения на улице в летнее время года.

Суть их сводится к тому, что используется более глубокое дыхание (максимальный вдох и длительный выдох), специальное замедление или задерживание дыхательных актов, поверхностные вдохи и выдохи. Упражнения подразделяют на статические (их делают в состоянии расслабления) и динамические (выполняются в движении).

Время, необходимое для проведения, – 10-20 минут по два подхода в сутки. Лучше упражнения давать утром и вечером. Не следует выполнять гимнастику после приема пищи, должен пройти хотя бы час. Но и на голодный желудок дыхательные игры делать также не стоит.

Важно следить за тем, чтобы вдох малыш делал с помощью носа, при этом плечи не должны подниматься, а щеки раздуваться.

В детском саду может быть проведена во время , физкультурных занятий и прогулок. Данная работа должна быть организована в виде игровых моментов, так как игра для дошкольного возраста выступает видом активности, в котором идет самое эффективное обучение и развитие.

Примеры игр на дыхание

Для детей двух-четырехлетнего возраста можно давать следующие упражнения:

  • «Шарик». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ладони расположены на животе. При вдохе он чувствует, как надувается живот, то есть «шарик», при выдохе – он сдувается.
  • «Волны». Исходное положение: малыш лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела. На вдохе руки направляются вверх и назад, на выдохе проходят обратное направление.
  • «Рыбка». Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Малыш должен представить себя рыбкой под водой, для этого сделать глубокий вдох и не выдыхать, пока это возможно.
  • «Дерево». Исходное положение: стоять ровно, ноги вместе. Ребенок на вдохе руками как бы очерчивает крону дерева, поднимая их снизу вверх. На выдохе возвращается в первоначальное положение.

Для детей пяти-семилетнего возраста можно порекомендовать упражнения посложнее:

  • «Хомяк». Исходное положение: стоя. При вдохе ребенок надувает щечки, изображая хомяка. Делает в таком виде несколько шагов. Затем нажимает на щеки и сдувает их (делает выдох).
  • «Курочка-наседка». Исходное положение: сидит на стуле, руки внизу. Малыш делает быстрый вдох, одновременно поднимая ладошки вверх, подтягивая их к подмышкам, изображая крылья. Выдыхая, руки опускает вниз, поворачивая при этом ладони.
  • «Дракоша». Исходное положение: стоя, руки вдоль тела. Дошкольник представляет себя драконом, из носа извергающим пламя. Для этого он дышит по очереди через одну, а потом через вторую ноздрю. При этом «нерабочая» половина носа зажимается пальцем. При выдохе ребенок должен представлять, что из него выходит огонь, как из дракона.
  • «Мяч». Исходное положение: стоя, руки над головой держат мяч. При вдохе мяч опускают на уровень груди. Выдох – мяч от себя отбрасывается, при этом желательно произнести: «У-хх!». Эта игра и аналогичные упражнения с предметами являются уже более сложными и рекомендуются именно для старшего дошкольного возраста.
  • «Загаси свечу». Исходное положение: стоять ровно, руки располагаются свободно вдоль тела. Дошкольник совершает глубокий вдох, за которым следует длительный аккуратный выдох, как бы в попытке затушить свечу. Это упражнение существует и под названием «Одуванчик». Здесь малышу нужно представлять, что он сдувает парашютики с белого одуванчика.

Все упражнения повторяются по четыре-шесть раз каждое. Но в самом начале, малышам двухлетнего возраста, игры сначала просто показывают без повторений.

Дыхательная гимнастика – замечательный пример укрепления детского здоровья, повышения иммунитета, основа внимательного и заботливого отношения к своему организму в целом. Такие упражнения никогда не поздно начать делать, они подходят для любого возраста.

«…Рождение ребенка является самым радостным моментом в жизни родителей. Но за маленькими детьми нужен постоянный и особенный уход. Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком гимнастикой, тем более здоровым и развитым будет ваш малыш. Существуют целые комплексы упражнений, направленные на развитие ребенка. Однако, не стоит останавливаться только на развитии мышечной ткани ребенка. Особый акцент следует сделать на дыхательной системе малыша. Ведь маленькие дети очень часто болеют. И это связано со строением их дыхательных органов. В книге будет рассказано о том, какие дыхательные упражнения помогут вам укрепить здоровье малыша, излечить от ряда болезней. Также вы узнаете о различных приемах массажа, благодаря которому ваш малыш будет расти активным и здоровым ребенком…»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дыхательная гимнастика для детей (Е. В. Пантелеева, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 3. Упражнения для детей в возрасте 5–6 лет

Ходьба на свежем воздухе, во время которой должны сочетаться продолжительный вдох и выдох. Для лучшего эффекта можно при ходьбе поднимать колени вверх. Главное, чтобы вдох был глубокий и насыщал организм кислородом.

Ходьба на свежем воздухе с дыханием через нос. В ходе упражнения ребенок на первый шаг делает вдох, на второй и третий – выдох. Затем постепенно нужно увеличивать время вдоха до двух шагов, а выдоха – до трех или четырех.

Бег на месте. При этом ребенок дышит глубоко через нос.

Приседания на месте. Приседая, ребенок делает вдох через нос, вставая – выдох через нос. Он может помогать себе руками, вытягивая их вперед во время приседания.

Бег трусцой, в ходе которого ребенок делает вдох через нос на два-три шага, а выдох – на четыре шага. Выдох всегда должен быть длиннее, чем вдох.

Дыхание сначала одной ноздрей, потом другой. Сделав 3–4 вдоха и выдоха правой ноздрей, ребенок зажимает ее пальцем, отпустив левую ноздрю. Повторить упражнение.

Повороты корпуса вслед за движением рук. Вытянув руки вперед, ребенок поворачивается в левую сторону вместе с руками и делает плавный вдох. Возвратившись в исходное положение, он резко выдыхает. Повторить в обе стороны 5 раз.

Движение рук вверх-вниз вдоль туловища. Поднимая руки вверх, ребенок делает глубокий вдох через нос, опуская руки – выдох через рот.

Наклоны туловища в стороны. При наклоне ребенок делает глубокий вдох через нос, возвращаясь в исходное положение – выдох со звуками «м» и «н».

Глубокий вдох в положении стоя. Выдох с усилием, как будто выталкивая воздух из легких.


Развеселить ребенка помогут упражнения, которые напоминают игру. Приведем некоторые из них.

Пускаем пузыри

Ребенок садится за стол. Перед ним ставят стакан с водой и соломинкой для коктейля. По команде «начали» ребенок делает глубокий вдох через нос, берет в рот соломинку и дует в нее что есть сил. Затем снова делает вдох носом и дует в трубочку. Главное условие: щеки не должны быть надутыми, нельзя шевелить губами.

Клич индейцев

Ребенок встает прямо и подносит ладонь ко рту. Делает глубокий вдох через нос и выдыхает через рот, попеременно то открывая, то прикрывая рот рукой. При выдохе нужно издавать звук «а-а-а», постепенно увеличивая его громкость.

Мыльные пузыри

Для этого упражнения понадобится мыльный раствор и трубочка. Ребенок делает вдох через нос, а выдыхает ртом. Чтобы получился большой пузырь, следует дуть медленно и мягко, губы при этом сворачивать в трубочку.

Ночь и день

Ребенок встает прямо. По команде «день» он делает вдох и поворачивает голову вправо, выдох – возвращается в исходное положение, вдох – поворачивает голову влево, выдох – в исходное положение. По команде «ночь» ребенок поднимает руки вверх, как птица крылья, и делает вдох. Выдыхает и опускает руки со звуком «уф».

Сдуваем шарики

Несколько детей садятся за стол. Перед ними кладут ватные шарики. По команде «старт» они делают глубокий вдох и выдыхают на шарики. Цель упражнения – научиться сдувать шарики со стола.

Попасть в ворота

Ребенок садится за стол. Перед ним кладут ватный шарик, который он должен задуть в ворота, сделанные из двух кубиков. По команде «старт» ребенок делает вдох и с силой дует на шарик. Со временем он научится попадать в ворота, и можно будет играть в мини-футбол всей семьей.

Перышко

Ребенок встает прямо, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Перед ним привязывают нитку с перышком на конце. По команде «начали» ребенок делает вдох через нос и с силой дует на перышко, поднимая его вверх. Дуть следует через губы, сложенные трубочкой.

Вращаем мельницу

Ребенок встает прямо, перед лицом держит игрушку-вертушку или мельницу-вертушку. Сделав глубокий вдох, он дует на игрушку, вращая ее как можно дольше.

Делаем снег

Положить на ладонь ребенку конфетти или бумажные снежинки. Ребенок делает вдох и с силой сдувает снежинки в воздух. Чем сильнее он будет дуть, тем красивее получится снег.

Листопад

Положить на ладонь ребенку вырезанные из цветной бумаги листочки и предложить ему подуть на них. В процессе упражнения можно рассказать ребенку о листопаде и о листьях разных деревьев.

Бабочки

Подвесить на нитках бумажных бабочек. Ребенок дует на них, стараясь, чтобы они взлетали как можно выше.

Делаем музыку

Для выполнения данного упражнения понадобятся любые духовые музыкальные инструменты: дудочки, губные гармошки и т. п., при этом инструмент необходимо подбирать с учетом развития ребенка. Не следует перенапрягать легкие во время упражнения.

Картинки на стекле

Ребенок делает глубокий вдох и дует на стекло (зеркало). Затем рисует себя или другие предметы.

Гусеница

Ребенок садится за стол, берет в руки карандаш и рисует гусеницу без ножек. Затем делает вдох и выдох. Пока выдыхает, рисует одну ножку. Чем длиннее выдох, тем длиннее ножки у гусеницы. Также можно рисовать ножки гусеницы дыханием на стекле.

Пловец

Ребенок садится на колени, спину держит прямо. По команде «марш» он начинает двигать руками, как будто плывет кролем. Делает вдох при повороте головы, выдох на три взмаха руками.

Ассоциации

Ребенок должен отвечать на вопросы, произнося слова на выдохе. Можно задать следующие вопросы: Как гудит машина? (би-би-би)

Как звонит колокол? (дон-дон-дон) Как звонит трамвай? (трынь-трынь-трынь) Как жужжит жук? (жу-жу-жу)

Можно придумывать разные вопросы и вместе угадывать ответы.

Самолетик

Самолетик – самолет (разводят руки в стороны ладонями вверх, поднимают голову, глубоко вдыхая через нос)

Отправляется в полет (задерживают дыхание).

Жу-жу-жу (поворот вправо),

Постою и отдохну (встают прямо, руки опущены и расслаблены).

Я налево полечу (поднимают голову, делая глубокий вдох через нос).

Жу-жу-жу (поворот влево),

Жу-жу-жу (выдох через рот, произнося звук «ж-ж-ж»).

Постою и отдохну (встают прямо и опускают руки вдоль тела).

Чтобы освоить упражнение, его следует повторить 2–3 раза.

Домики зверей

Взрослый читает стихотворение и вместе с ребенком делает соответствующие каждой строчке движения.

У мишки дом огромный (выпрямившись, встают на носки, поднимают руки вверх, тянутся, смотрят на руки, делают глубокий вдох через нос),

У мышки – очень маленький (приседают, обхватывают руками колени, опускают голову, выдыхают, произнося звук «ш-ш-ш»).

Мышка ходит в гости к мишке (ходят на носках),

Он же к ней не попадет.

Упражнение следует повторить 2–3 раза.

Ветер

Взрослый читает стихотворение и вместе с ребенком делает соответствующие каждой строчке движения.

Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос).

Хочу – налево посвищу (поворачивают голову налево, губы трубочкой и дуют), могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох),

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох),

И в облака (опускают голову, подбородком коснувшись груди, спокойный выдох через рот),

Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Упражнение повторить 3–4 раза.

Пчелка

Ребенок садится прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Взрослый читает стихотворение, а ребенок выполняет действия.

Пчелка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимает грудную клетку и на выдохе произносит «ж-ж-ж», затем на вдохе через нос разводит руки в стороны, расправляет плечи и произносит «ж-ж-ж»).

Полечу и пожужжу, детям меда принесу (встает и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Упражнение повторить 5 раз.

Сенокос

Ребенок встает прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены по швам. Взрослый читает стишок, а ребенок, произнося «зу-зу», машет руками. Взмах влево – выдох, вправо – вдох.

Зу-зу, зу-зу, косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу, и налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу, вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

После выполнения упражнения ребенок может помахать расслабленными руками, как бы стряхивая с них усталость. Повторить упражнение 3–4 раза.

Комплексная дыхательная гимнастика для детей. Проблемы дыхания у дошкольников. Последствия неправильного дыхания. Дыхательная гимнастика для укрепления иммунитета, развития дыхательной системы ребенка.

Дыхательные упражнения и игры для детей — главные элементы речевой терапии. Дыхание — физиологическая потребность для полноценной жизни и речи. Неправильное дыхание влияет на правильность произношения. Дыхательная гимнастика для детей обязательная практика при отклонениях речи или простуде.

Дыхательные упражнения выполняем систематически, в проветриваемом помещении, один или два раза в день в течение нескольких минут, используем разную физическую нагрузку.

Выполняя упражнения дыхательной гимнастики с детьми, таким образом проводим профилактику заболеваний органов дыхания. Эта гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще неокрепшую дыхательную систему малыша.

Упражнениями останавливаем приступ удушья при бронхиальной астме, лечим хронический бронхит, избавляем ребенка от заикания, восстанавливаем потерянный голос.

Дыхательная гимнастика для детей. Техника № 2

Предложенные техники — действенные дыхательные гимнастики для детей. Помогают смягчить или избавиться от приступов:

Правильное дыхание. Какое оно?

Правильным способом дыхания является дыхание грудной клеткой в области брюшной полости или дыхание диафрагмой. Этот тип комбинированного дыхания считается удачным, так как дыхание характеризуется самой высокой амплитудой движения диафрагмы. А это помогает сделать такой вдох, при котором ребристая функция мышц гарантирует правильную респираторную поддержку.

Во время разговора воздух вдыхается в изо рта и выдыхается через рот или нос, в зависимости от звуков. Правильное дыхание во время речи — ритмичное, скоростное дыхание, которое происходит без поднятия рук. Затем наступает медленный длинный выдох, во время которого происходит утверждение.

Обсуждения в интернете

Проблемы с дыханием у дошкольников

Первая проблема — апикальное или ключица-реберное дыхание. Так как большинство дошкольников дышат мелкой грудной клеткой, то во время вдоха верхние области грудной клетки расширяются, руки и плечи поднимаются, а затем поднимается живот. Этот тип дыхания позволяет частично наполнять легкие воздухом, а это считается дефектным дыханием.

Вторая проблема — постоянное дыхание через рот. Как днем, так и во время сна ребенок обязан дышать носом. Этот способ дыхания помогает развитию артикуляторного устройства.

Неправильное дыхание через рот сильно влияют на развитие детей и чревато серьезными последствиями:


  1. Дефицит внимания, повышенная утомляемость провоцируют трудности в учёбе
  2. Нарушение работы диафрагмы — ребенок быстро говорит, часто вдыхая воздух во время речи, вопреки логической паузе. Это способствует появлению дефекта речи
  3. Возникновение и сохранение дефектов речи. Дети, дышащие через рот, привыкли поднимать язык к нёбу, что приводит к образованию или сохранению дефекта речи. Трёхлетний ребенок с межзубной щелью обязан быть под присмотром логопеда
  4. Дыхание через рот инфицирует заднее горло и верхние дыхательные пути
  5. Развивается скорость вдоха и продлевается фаза выдоха
  6. Эффект аномального дыхания — исключение работы группы мышц, которые приводит к гиперлордозу поясничного и шейного отдела позвоночника
  7. Гипотония мышц губ и щек. Губы постоянно раскрыты, верхняя губа часто приподнята. Это приводит к проблемам с питанием и очисткой носа с помощью выдувания воздуха через нос
  8. Снижение интенсивности жевательного рефлекса и работы нижней челюсти при жевании

Что делать, если ребенок дышит неправильно?

Неправильное дыхание ребенка, вызывает большие проблемы, которые требуют долговременной работы логопеда. Ранняя терапия даёт результаты и предотвращает аномалии.

Простой способ помочь ребёнку – научить правильному диафрагмальному и абдоминальному дыханию во время игры.

Есть такие мнения специалистов


Цели дыхательной гимнастики для детей

Дыхательная гимнастика избавляет от астмы, аденоидов, кашля, бронхита и прочих заболеваний, связанных с дыхательными путями.

Показания к дыхательной гимнастике

Ниже приведен комплекс упражнений дыхательной гимнастики для детей. Эта дыхательная гимнастика рекомендуется часто болеющим детям и имеет особенности:

Незаменима для детей 3 — 4 лет

Нравится детям 4 — 5 лет

Подходит для детей 5 — 6 лет

Комплекс дыхательной гимнастики ребенку назначает педиатр. Кроме того доктор проконсультирует по другим интересующим вопросам.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для детей в картинках

1. « ЧАСИКИ»


Стоя, ноги слегка рас­ставить, руки опустить. Размахивая прямыми рука­ми вперед и назад, произ­носить «тик-так». Повто­рить 10-12 раз.

2. « ТРУБАЧ»


Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, гром­ко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.

3. « КАША КИПИТ»


Сидя, одна рука лежит на животе, другая-на груди. Втягивая живот - вдох, выпячивая жи­вот - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

4. « ПАРОВОЗИК»


Ходить по комнате, де лая попеременные движе­ния руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20-30 секунд

5. « НА ТУРНИКЕ»


Стоя, ноги вместе, гим­настическую палку дер­жать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки-вдох, палку опу­стить назад на лопат­ки-длинный выдох. Вы­дыхая, произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повторить 3--4 раза. Для большего эффекта от упражнений нужен турник.

6. « ШАГОМ МАРШ!»


Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, вы­соко поднимая колени. На 2 шага-вдох, на 6-8 ша­гов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минуты.

7. « НАСОС»


Встать прямо, ноги вме­сте, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону-выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произно­сить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону. Дыхательной гимнастики помогает езда на велосипеде. Тут тоже совершаются нужные вдохи.

8. « РЕГУЛИРОВЩИК»


Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая от­ведена в сторону. Вдох но­сом, затем поменять поло­жение рук и во время удли­ненного выдоха произно­сить «р-р-р-р-р». Повто­рить 5-6 раз.

9. « ЛЕТЯТ МЯЧИ»


Стоя, руки с мячом под­няты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая «у-х-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

10. « ЛЫЖНИК»


Имитация ходьбы на лы­жах в течение 1,5-2 ми­нут. На выдохе произно­сить «м-м-м-м-м».

11. « МАЯТНИК»


Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку дер­жать за спиной на уровне нижних углов лопаток. На­клонять туловище в сторо­ны. При наклоне-выдох, произносить «т-у-у-у-х-х ».Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

12. « СЕМАФОР»


Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны - вдох, медленно опускать вниз - полный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3-4 раза. Так же полезно надувать воздушные шары.

Эти комплексы дыхательной гимнастики для дошкольников выполняйте утром и среди дня. В летнее время второе занятие луч­ше делать на воздухе во время прогулки.

С помощью дыхательных упражнений можно добиться понижения возбудимости многих нервных центров, в том числе дыхательного.

Дыхательная гимнастика оказывает влияние на неспецифическую резистентность организма, совершенствует адаптивные механизмы и способствует использованию резервных возможностей функциональных систем.

При лечении насморка эффективно использование дыхательной гимнастики цигун.

Дыхательный центр, благодаря импульсации, возникающей при дыхательном акте, оказывает влияние на нервную, мышечную и сердечно-сосудистую деятельность. С помощью дыхательных упражнений можно добиться понижения возбудимости многих нервных центров, в том числе дыхательного. Они могут стабилизировать психоэмоциональное состояние (Г.Лавучан). При нарушении дыхательной функции носа, что характерно для насморка, перечисленные результаты дыхательных упражнений заслуживают особого внимания.

Дыхательные упражнения детям необходимо выполнять в удобной одежде, в спокойной обстановке и после опорожнения кишечника и мочевого пузыря.

Исходные положения, из которых начинают выполнять дыхательные упражнения, могут быть различными. Дети могут лежать, сидеть, откинувшись на спинку стула, стоять, расставив ноги. При любой исходной позе важно, чтобы мышцы тела были расслаблены.

В начале обучения не следует навязывать определенный ритм дыхания. Это может привести лишь к его задержке и нарушению, что может неблагоприятно отразиться на деятельности сердца. Выполнять упражнение необходимо 3-4 раза в день, можно чаще. Для обучения углубленному выдоху рекомендуется использовать дыхательные упражнения подражательного характера "подуть на одуванчик", "подуть на свечку".

Рассмотрим некоторые элементы дыхательной гимнастики цигун, рекомендуемые детям.

Первый комплекс дыхательных упражнений для детей

1. Исходное положение - прямое, сидячее, носки и пятки вместе, руки опущены, дыхание произвольное. Упражнение начинают с полного выдоха, закрытия наружного слухового прохода с двух сторон большими пальцами и прижатия крыльев носа средними пальцами. После этого резко втягивают воздух ртом, сжимают губы и надувают щеки. Затем опускают подбородок на грудь, закрывают глаза, кладут указательные пальцы на веки и как можно дольше остаются в таком положении. После чего поднимают голову, снимают пальцы с век и делают полный вдох через нос, после которого отнимают большие пальцы от ушей и опускают руки;

2. При вдохе кончик языка поднимают до прикосновения к небу, потом следуют пауза и выдох, во время которых язык опускают в обычное положение. Одновременно с этим ребенок произносит мысленно слова или предложения, продолжительность которых соответствует длительности дыхательного цикла. Начинают с трех односложных слов, одно из которых произносят на вдохе, второе - во время паузы, третье - при выдохе. Затем фразы удлиняют, за счет удлинения продолжительности выдоха.

Второй комплекс дыхательных упражнений для детей

1. Дыхание полное.Вдох через нос продолжительный. Во время вдоха живот выпячивают, затем расширяют грудную клетку. При выдохе, наоборот, вначале уменьшают объем груди, а затем втягивают живот;

2. Дыхание грудное. Вначале делают выдох. Затем следует сделать через нос продолжительный вдох. В это время грудную клетку расширяют, а живот втягивают. При выдохе через нос последовательность элементов упражнения обратная;

3. Дыхание брюшное. Вначале делают выдох. Затем продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивают, а при выдохе, наоборот, брюшную стенку втягивают;

4. Ходьба в среднем темпе при полном удлиненном вдохе и выдохе. Темп средний. На 3 шага - вдох, на 4 шага - выдох. Через 3-4 дня продолжительность выдоха следует увеличивать на один счет (5, 6 и т.д.).

Третий комплекс дыхательных упражнений (тренировка носового дыхания)

1. Ноги расставляются в стороны. Вдыхая через нос, прямые руки поднимают вперед перед собой, вверх, затем их медленно опускают через стороны вниз. При этом следят, чтобы при выполнении первой фазы движения тело хорошо прогибалось в грудном и поясничном отделах позвоночника;

2. Выдох, затем зажимают нос пальцами - пауза, руки укладывают на голову, сводят лопатки и производят вдох. Потом руки расслабленно опускают вниз и, наклонившись вперед, производят выдох;

3. Выдох, затем поднимаются на носки, руки укладывают на голову, сводят лопатки и осуществляют вдох. Потом становятся на полную ступню, расслабленно опускают руки вниз, наклоняются вперед и производят выдох;

4. Воздушный массаж слизистой оболочки носа.Ноги расставляют в стороны. Рот плотно закрывают. Медленно поочередно вдыхают то правой, то левой стороной носа, поочередно прижимая противоположную ноздрю пальцами.

Комплекс утренней гигиенической гимнастики с дыхательными упражнениями

1. Стоя, отвести руки назад, сделать вдох через нос. Вернуться в исходное положение - выдох (3-4 раза);

2. Стоя, вытянуть руки вперед,скрестить, затем развести их в стороны и сделать вдох через нос. Вернуться в исходное положение и сделать выдох (2-3 раза);

3. Встать в позу дровосека: руки вверх, пальцы сплетены, ноги врозь. Сделать вдох через нос. Произвести махи руками с наклоном вперед и проведением рук между ног на выдохе (4-5 раз);

4. Ходьба по комнате(до 60 с), дыхание через нос. При обстановке глубокий вдох через нос, выдох;

5. Спокойно дышать: вдох и выдох через нос или вдох через нос, выдох через рот.

После выполнения упражнений необходимо провести влажное обтирание тела и растирание сухим полотенцем.

Если в силу каких-либо обстоятельств ребенок после лечения дышит по привычке через рот, а не через нос, рекомендуется провести ряд дыхательных упражнений (в комплексе физических упражнений).

Комплекс дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

1. Спокойная ходьба с удлиненным вдохом и выдохом через нос. Необходимо следить за полнотой выдоха;

2. Ходьба с дыханием через нос. Вначале на шаг - вдох, на 2 шага - выдох. Затем на 2 шага - вдох, на 3-4 шага - выдох;

3. Бег на месте с глубоким дыханием через нос;

4. Приседание с дыханием через нос;

5. Бег трусцой: на 2-3 шага - вдох, на 4 шага - выдох;

6. Дыхание попеременно через правую и левую половину носа;

7. Движения руками в виде рывков с поворотом корпуса в стороны, с плавным вдохом и резким выдохом через нос;

8. Движения руками по боковым поверхностям туловища с глубоким вдохом через нос и выдохом через рот;

9. Наклоны туловища в стороны на выдохе со звуками «м» и «н»;

10. Вдох, затем толчкообразный выдох через нос.

Комплекс дыхательных упражнений для детей 6-7 лет, выполняемый с помощью родителей

1. Сесть прямо, носки и пятки ног вместе, руки свободно опущены. Дыхание произвольное;

2. Полностью выдохнуть, большими пальцами с обеих сторон зажать наружный слуховой проход, а двумя средними пальцами прижать крылья носа. Резко втянуть воздух через рот. Сжать губы и надуть щеки;

3. Опустить подбородок на грудь. Закрыть глаза, положив указательные пальцы на веки. В таком положении оставаться некоторое время;

4. Затем поднять голову, снять пальцы с век, с крыльев носа и сделать полный выдох через него;

5. Отнять пальцы от ушей и опустить руки вдоль тела.

Комплекс дыхательных упражнений для детей с нарушением носового дыхания

1. Исходное положение: стоя, рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (4-5 раз) через каждую половину носа;

2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь -вдох, опустить руки вниз - выдох. Выполнять медленно (5 раз);

3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую, 5-6 раз через каждую половину носа;

4. Стоя, ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10, затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5-6 раз);

5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить медленно звук "м-м-м" (8 раз);

6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на 2 - вдох, на 3-6 - выдох; на 2 - вдох, на 3-7 - выдох (2-3 мин).

Дыхательные упражнения при нарушении голоса нужно чередовать с голосовыми.

В нашем загрязненном воздухе глубоко дышать - означает лишь еще сильнее замусорить нежную влажную ткань легких. Так может быть дыхательные упражнения бросить? Нет, они научат вас дышать носом всегда.

Слизистая оболочка носовой полости, как влажная щетка, собирает пыль, обезвреживает воздух, прежде чем он попадет в легкие.

Обычно же мы стараемся побольше захватить кислорода ртом из душного воздуха. Пора избавиться от этой вредной привычки и как можно скорее. опубликовано