Главная · Гастрит · Что входит в понятие функциональные нарушения зрения. Тамбовская область. Патологии, связанные с глазами

Что входит в понятие функциональные нарушения зрения. Тамбовская область. Патологии, связанные с глазами

Глаза человека принимают до 90% поступающей извне информации, поэтому полная или частичная утрата зрения очень сильно ухудшает уровень жизни человека и способствует возникновению высокого риска бытовых травм и ДТП. Известно, что от заболеваний глаз страдает несколько миллиардов людей, и только одному миллиарду приходится прибегать к серьезному лечению или хирургическому вмешательству.

Выделяют несколько видов нарушений зрения. Их можно разделить на две большие категории – органические нарушения и функциональные нарушения.

Органические и функциональные нарушения зрения

При органических нарушениях возникают структурные изменения в тканях глаза, сопровождающиеся ухудшением зрения. К болезням, вызывающим такие изменения, относят блефарит , конъюнктивит , катаракту , опухолевые заболевания глаза, атрофию зрительного нерва.

При функциональных нарушениях происходит изменение хода световых лучей, которые формируют изображение на сетчатке, поэтому такие нарушения в первую очередь представляют собой патологии рефракции и аккомодации, а именно: близорукость , дальнозоркость , астигматизм , косоглазие и т.п.

Виды функциональных нарушений

Глаза человека, у которого диагностировали нарушение рефракции, не способны четко рассматривать находящиеся в отдалении предметы. Рефракционные нарушения являются одной из самых частых патологий зрения. Некоторые специалисты утверждают, что сегодня около 30% людей имеют нарушения рефракции. К данной патологии относят близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Нарушение аккомодации подразумевает четко рассматривать предметы, расположенные на разном расстоянии.

У некоторых людей сегодня также диагностируют расстройства периферического, или бокового зрения. В этом случае теряется способность рассматривать предметы, которые находятся по обе стороны от глаз.

Снижение адаптации сопровождается снижением или потерей способности адаптироваться к различной степени освещенности помещения.

При куриной слепоте человек перестает нормально видеть в темноте из-за нарушения функций палочек – клеток сетчатки, чувствительных к свету.

Чаще всего у людей диагностируют близорукость. Эта патология является функциональным нарушением, поскольку никаких органических аномалий или патологий глаза при ней не выявляют.

Международная классификация нарушений зрения основана на оценке двух зрительных сенсорных функций: остроты зрения и поля зрения. Зрительное нарушение - это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 угл. град.

В медицине существует несколько классификаций нарушений зрения у людей. Классификация нарушения в зависимости от остроты зрения.

В качестве основной в медицине используется классификация нарушений зрения в зависимости от способности человека видеть.

1. Слепота. Присуще полное отсутствие зрительных ощущений или остаточное зрение. При ношении очков отмечается максимальная острота зрения - 0,04 или только способность к светоощущению. Абсолютная или тотальная слепота. Характерно полное отсутствие зрительных ощущений или наличие светоощущения, форменное зрение с остротой от 0,005 до 0,04. Слабовидящая слепота. Острота зрения от 0,05 до 0,2. При таком зрении глаза выполняют свою информативную функцию.

Классификация нарушений зрения в зависимости от времени появления дефекта.

· слепорожденные. К ним относятся все рожденные с абсолютной слепотой или же ослепшие до возраста 3 лет;

· ослепшие. Это люди, утратившие способность видеть в возрасте более 3 -х лет.

В основе данной классификации нарушений зрения лежит наличие частичного или полностью отсутствующего представления об окружающем мире. Нарушения зрения при различных заболеваниях зрительной системы.

Существует классификация видов нарушения зрительной функции в зависимости от причин появления дефекта:

· расстройство рефракции. В этом случае изображение предмета не фокусируется четко перед сетчаткой;

· расстройство аккомодации. Это неспособность четко рассмотреть все предметы, находящиеся на различном удалении;

· расстройство периферического зрения. Отсутствует четкое изображение предметов, находящихся в движении или по бокам от глаз;

· расстройство адаптационной способности глаз. Ухудшение зрение при изменении освещения.

Данная спецификация нарушений зрения основывается на изменении способности человека видеть, но не при полном ее отсутствии.

Причины нарушений зрения Врожденные:

* вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности;

* наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.);

* иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу).

Приобретенные:

* внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка;

* в связи с повышением внутриглазного давления;

* на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка;

* недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.

Причиной атрофии зрительного нерва могут быть как наследственные, так и приобретенные аномалии. Иногда факторов, обуславливающих снижение зрения, может быть несколько.

Анализ специальной литературы позволяет нарушения зрения условно разделить на глубокие и неглубокие.

Г.В. Никулина (2002) предлагает следующую классификацию:

К глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую зрительную депривацию. В зависимости от глубины и степени нарушений перечисленных функций может наступить слепота или слабовидение.

Неглубоким зрительным нарушениям относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия).

Остановимся на наиболее характерных нарушениях зрения у детей школьного возраста.

БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. При чтении учащиеся приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов -- это первые признаки развития миопии.

Зрительные возможности детей с миопией при работе вблизи относительно велики. Однако непрерывная длительная зрительная нагрузка на близком расстоянии должна быть не более 15--20 мин. Различают три степени миопии: слабая степень -- до 3 D; средняя -- от 3 до 6 D; высокая степень -- свыше 6 D. При высокой степени миопии наблюдается отслойка сетчатой оболочки глаза. Часто причиной отслойки сетчатки является травма, чрезмерная физическая нагрузка, сотрясение тела и пр.

С. И. Шкарлова, В. Е. Романовский (2000) выделяют две группы факторов, способствующих возникновению и прогрессированию миопии.

1-я группа -- факторы, характеризующие общее состояние организма; перенесенные заболевания; хронические интоксикации; наследственность.

2-я группа -- факторы, объединяющие неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии: недостаточное освещение; неправильная посадка во время письма и чтения; нерациональная мебель в школе и дома; неправильный режим дня и другие гигиенические факторы.

Э. С. Аветисов, Ю. И. Курпан, Е. И. Ливадо (1980) отмечают, что близорукость встречается в 4 раза чаще в тех семьях, где она прослеживалась в ряде поколений. Одним из факторов развития близорукости является ослабленная склера -- внутриглазное давление. Оно может возникнуть в результате общих заболеваний организма и эндокринных нарушений.

В настоящее время близорукость имеет достаточно широкое распространение и обусловлена повышенными зрительными нагрузками, социальными и географическими аспектами .

ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (гиперметропия) характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. В результате роста глаза размер глазного яблока увеличивается, и к 10 годам глаза становятся соразмерными, а если развитие глаза отстает, то он становится дальнозорким. При этом функциональные возможности зрительной системы при работе вблизи хуже, чем у близоруких. Дальнозорким детям приходится чрезмерно напрягать свой аккомодационный аппарат, напряженная зрительная работа вызывает у них зрительное утомление, которое проявляется в виде головной боли, тяжести в глазах, в области лба, а иногда в головокружении, буквы при чтении сливаются, становятся неясными.

Все эти явления обусловлены переутомлением ресничной мышцы.

Различают три степени дальнозоркости: слабая степень -- до 3 D; средняя -- от 3 до 6; высокая -- свыше 6 D. Острота зрения при слабой и средней степени в большинстве случаев бывает нормальной. Но при высокой степени дальнозоркости у детей отмечается плохое зрение как вдаль, так и вблизи, зрачок сужен, размеры глаза уменьшены. При высокой степени дальнозоркости часто развивается сходящееся косоглазие.

Дальнозоркость корригируется оптическими линзами. Раннее выявление, очковая коррекция и специальные упражнения для снятия зрительного утомления могут предупредить возникновение косоглазия.

Поскольку дальнозоркость не сопровождается органическими поражениями глазного дна, страдающие дети не имеют противопоказаний к физическим нагрузкам.

КОСОГЛАЗИЕ характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. У этих детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и способность сливать их изображения в единый зрительный образ.

Причинами возникновения могут быть: наследственность, поражение центральной нервной системы, различные аномалии рефракции глаза, психическая травма (испуг), острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка и т. д. Принято различать содружественное и паралитическое косоглазие. При содружественном косоглазии подвижность глазных яблок не ограничена. Этот вид косоглазия встречается значительно чаще, чем паралитическое. Оно может быть постоянным или периодическим, сходящимся (глазное яблоко отклонено кнутри носа), расходящимся (глазное яблоко отклонено к виску), односторонним (монокулярным), перемежающимся (отклоняется попеременно то один, то другой глаз). Содружественное косоглазие появляется в большинстве случаев в возрасте от двух до четырех лет.

АСТИГМАТИЗМ -- сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида. Симптомы астигматизма: выраженные явления зрительного утомления, головные боли, блефароконъюктивиты, реже -- хроническое воспаление краев век. Причинами развития астигматизма могут быть: ранение глаза, оперативные вмешательства на глазном яблоке, болезни роговицы.

Глаз человека имеет два глазных взаимно перпендикулярных меридиана: с наибольшей преломляющей способностью и с наименьшей преломляющей способностью. По силе преломления на протяжении меридиана различают: а) правильный астигматизм -- имеет одинаковую преломляющую силу на протяжении всего меридиана; в большинстве случаев -- это врожденная или наследственная патология; б) неправильный астигматизм -- развивается за счет выше перечисленных причин, характеризуется изменениями на разных отрезках одного меридиана, практически не поддается коррекции.

НИСТАГМ (дрожание глаз) самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. По направлению он может быть горизонтальным, вертикальным и вращательным; по виду -- маятникообразным, толчкообразным и смешанным. Причины возникновения нистагма: поражения таких участков мозга как мозжечок, гипофиз, продолговатый мозг и др. Нистагм, как правило, не доставляет беспокойства детям, но они испытывают нечеткость восприятия даже при достаточно высокой остроте зрения, слабость зрения, которая плохо поддается исправлению. Терапия нистагма осуществляется с помощью очковой коррекции (при наличии аномалий рефракции), плеоптического лечения, укрепления аккомодационного аппарата, медикаментозного лечения, которое может привести к частичному снижению амплитуды нистагма, повышению зрителыых функций.

Амблиопия -- понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения. При амблиопии не наблюдаются органические нарушения, однако в некоторых случаях он может привести к амоврозу (полной слепоте)

У незрячих детей чаще всего встречаются частичная атрофия зрительного нерва или полная атрофия зрительного нерва Катаракта -- помутнение хрусталика глаза, что приводит к значительному снижению остроты зрения.

Глаукома -- повышение внутриглазного давления, которое, в свою очередь, приводит к повышению внутричерепного давления

Ретролентальная фиброплазия -- заболевание, при котором за хрусталиком образуется плотная мембрана из соединительной ткани и отслоенной сетчатки в результате токсического действия 80--100% кислорода, который дают недоношенным детям, что вызывает частичную или полную отслойку сетчатки Чаще всего ретролентальная фиброплазия заканчивается слепотой Это заболевание на современном этапе занимает второе место из общего числа глазных заболеваний у детей

У незрячих детей также отмечаются такие нарушения зрения, как снижение функций зрительного анализатора, поражение органа зрения или глаза в целом, опухоли мозга или глаза (решинобластома).

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения - способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице - 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:

1. слепые - это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения - 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции - очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

1.абсолютно, или тотально, слепые - дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

2.частично слепые - дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

2. слабовидящие - дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:

1.слепорожденные - дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

2.ослепшие - дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствиями внешних и внутренних повреждающих факторов. В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут быть: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты, отдельные формы патологии сетчатки. Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.

3.2 Особенности развития детей с нарушениями зрения

Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние нарушения зрения проявляется даже там, где этот дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка. Систематизация, классификация, группировка материала, так же как и создание условий его четкого восприятия, являются предпосылкой развития памяти при нарушенном зрении.

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и в процессе формирования речь включается в иную систему связей, чем у зрячих. Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе специфической человеческой деятельности - общения, но имеет свои особенности формирования - изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона, появляется «формализм», накапливается большое количество слов, не связанных с конкретным содержанием. Предметные совместные действия с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулируют соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой - являются условием лучшего познания внешнего мира в процессе активного оперирования с предметами.

Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессы становления личности. Компенсация последствий глубоких нарушений зрения участием речи наиболее четко проявляется в чувственном познании, поскольку она уточняет, корригирует и направляет протекание процессов чувственного познания, позволяет более полно и точно воспринимать предметный мир в ощущениях и представлениях.

Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неязыковых средств общения - мимики, пантомимики, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действиям и выразительным средствам, используемым зрячими. Это отрицательно сказывается на понимании речи зрячего и на выразительности ее у слепого и слабовидящего. В таких случаях требуется специальная работа по коррекции их речи, позволяющая овладеть ее экспрессивной стороной, мимикой и пантомимикой и использовать эти умения в процессе общения.

Необходимыми условиями своевременного выявления любой патологии развития, включая нарушение зрительной функции, являются тщательное наблюдение за ребенком с самого его рождения и хорошее знание нормативных сроков становления основных показателей психического развития. При наблюдении за динамикой психического развития ребенка необходимо адаптировать тестовый материал к сниженным возможностям зрительного восприятия у детей с нарушением зрительной функции. Предъявляемый материал должен иметь большую контрастность, лучшую освещенность, большие угловые размеры.

Для того чтобы эффективно использовать остаточное зрение в процессе обучения, необходимо осуществлять предварительное исследование способностей слепого по крайней мере в трех направлениях, таких, как:

1.клиническое ассистирование и клиническая помощь;

2.самоанализ, самоотчет, самоконтроль и самонаблюдение;

3.обследование актуального, действительного функционирования зрения в реальных условиях школьного обучения.

В ходе офтальмологической консультации должны определяться не только заболевание, острота центрального и периферического зрения и его категория, но и показания к использованию линз, очков, дозировка физической нагрузки или противопоказания к ней и т. д.

Существуют разные формы компенсации слепоты:

1) органическая, или внутрисистемная, компенсация, при которой перестройка функций осуществляется за счет использования механизмов данной функциональной системы;

2) межсистемная, основанная на мобилизации резервных возможностей, находящихся за пределами нарушенной функциональной системы, на установлении и формировании новых анализаторных нервных связей с использованием обходных путей, включением сложных механизмов адаптации и восстановления вторично нарушенных функций.

Создан комплекс специальных коррекционных занятий, осуществляемых в условиях различных форм учебной, игровой, практической деятельности, имеющих целью компенсацию нарушенных или полностью утерянных зрительных функций, а также вторичных отклонений в развитии. Механизм компенсации: в сенсорный акт познания включаются высшие познавательные процессы, используется прошлый опыт, большая роль принадлежит предметно-практической деятельности.

Непременным условием всех работ по развитию зрительного восприятия является создание комфортных, гигиенических и эргономических условий для работы слепого с остаточным зрением.

Плохое зрение снижает качество жизни человека. Дефекты зрительных органов наблюдаются в старших и младших возрастных группах. Ими страдают и многие знаменитости. Врожденные заболевания глаз и другие, приобретенные болезни (нарушение мозгового кровообращения, болезнь Паркинсона) провоцируют изменение остроты зрения. Нарушение функционирования, органические поражения одного из них провоцирует нарушения зрения.

Наши глаза – очень важный и в то же время достаточно уязвимый орган. Чтобы понять, почему падает зрение, необходимо знать, из чего состоит структура глаза.

Зрительный механизм состоит из глазного яблока и зрительного нерва. Зрительный нерв проводит визуальные импульсы в мозг, соответствующие центры которого обрабатывают и используют полученную информацию. Состояние этих центров влияет на визуальное восприятие.

Структура глазного яблока (из чего оно состоит):

  1. оболочки: сетчатка, сосудистая сетка и фиброзный слой (роговица, склера). Это соответственно внутренний, средний и внешний слои;
  2. ядро – представлено студенистой субстанцией, содержащей стекловидное тело, глазной хрусталик, водянистую влагу, это сложная структура.

Роговица представляет собой пленку, покрывающую глаз снаружи. Она прозрачная, ее функции – оптическая и защитная. Склера охватывает глаз изнутри. Это вещество похоже на вареный яичный белок. Некоторые заболевания проявляются изменениями цвета склер (например, пожелтение при гепатите или циррозе печени). Коньюктива – это слизистая структура глаза. Радужка имеет специальные мускулы, которые сокращают и расширяют зрачки, регулируя количество световых раздражителей. На сетчатке фокусируется изображение.

Сетчатка и хрусталик – главные оптические части глазного яблока, ухудшение зрения, потеря зрения часто связываются с их дефектами.

У младших детей глаза более уязвимы вследствие не сформированных окончательно защитных механизмов.

Причины патологических изменений

Плохое зрение бывает врожденным. Нарушение внутриутробного формирования глазных органов приводит к тому, что ребенок рождается со зрительными дефектами. Другая часть глазных заболеваний, потеря зрения (слепота) приобретаются в процессе жизни вследствие ряда факторов. Деятельность глазных органов нарушается различными факторами.

Причины ухудшения зрения:

  • длительная перегрузка глазных органов, особенно если трудовая деятельность связана с компьютером;
  • атония мускулатуры хрусталика. Ослабление его мышц приводит к тому, что падает зрение;
  • иссушение коньюктивы. Редкое моргание во время монотонной работы перед экраном компьютера или просмотра телевизора провоцирует обезвоживание, высушивание глаза и ослабление зрения;
  • расстройство кровотока. Правильное функционирование сетчатки напрямую зависит от состояния местного кровообращения. Его изменения вызывают ухудшение зрения. Причинами могут быть системные заболевания – сосудистые, неврологические, обменные (инсульты, болезнь Паркинсона, сахарный диабет);
  • возрастные изменения тканей глаза у пожилого человека. Светочувствительный пигмент, благодаря которому воспринимается визуальные изображения, с годами разрушается. Поддаются старению и остальные части глаза, что вызывает ослабление зрения;
  • инфекции. Особенно опасными считается бленнорея у самых младших – у новорожденных, отсутствие своевременного лечения которой провоцирует различные дефекты зрения, даже полную слепоту;
  • механические повреждения, химические и термические ожоги глаз вызывают ухудшение зрения, в зависимости от их степени может случиться абсолютная потеря зрения.

Способствуют патологиям недостаточный отдых, отсутствие полноценного сна, наличие вредных привычек, нерациональное питание.

Существует классификация зрительных патологий по возрасту страдающих от них людей (детские, возрастные), классификация в зависимости от степени выраженности и характера изменений (органические, функциональные), классификация по происхождению (врожденные, приобретенные, наследственные) и т. д.

Патологии, связанные с глазами

Миопия, дальнозоркость (гиперметропия), астигматизм, катаракта, глаукома – это распространенные патологии, которые сопровождаются нарушением зрительной функции. Общим их симптомом считается ослабление зрения. Первые три связанны с нарушением фокусировки изображений, эти проблемы со зрением часто возникают у младших школьников.

  1. Миопия (или близорукость) характеризуется плохой видимостью предметов, находящихся на некотором расстоянии. Чем тяжелее форма близорукости, тем хуже человек видит расположенные вдали предметы или даже не видит их вообще. Изображение фокусируется перед сетчаткой. Причинами является изменение роговичной кривизны, удлинение глазного яблока. Ослабление зрения из-за близорукости имеет склонность к прогрессированию. Достаточно часто приобретенная миопия развивается у младших учеников с началом посещения школы, усиленных перегрузок глаз, вследствие чего возникают проблемы со зрением. Чтобы скорректировать плохое зрение, у младших детей используют очки, у старших – специальные линзы, назначают гимнастику для глаз.
  2. Гиперметропия вызывается нарушениями кривизны роговицы, недостаточным размером глазных яблок. Изображение формируется за пределами сетчатки. Человек плохо различает картинки, расположенные вблизи. Из-за дальнозоркости проблемы со зрением также часто возникают у школьников.
  3. Астигматизм спровоцирован деформацией глазной поверхности. Здоровое глазное яблоко является круглым. При астигматизме нарушена его структура – оно становится овальным. Неправильная форма нарушает фокусирующую деятельность глаза. Лучи света проецируются в двух точках, потому человек видит предметы расплывчато. Если вовремя не скорректировать патологию, резко падает зрение, развивается косоглазие. Астигматизм склонен к развитию у младших детей, часто его сопровождают и другие нарушения зрения (миопия, гиперметропия).

Своевременная коррекция этих патологий у детей дает хорошие результаты, учебная деятельность практически не нарушается.

Историческая справка: Систематическое обучение слепых детей в России, интенсивное развитие тифлопедагогики началось в конце XIX века.

Каким образом борются с недугом? Чтобы остановить прогрессирование патологического процесса, применяют диету, улучшающую зрительную способность. Нужно выделять каждый день немного времени на то, чтобы занять ребенка, по назначению врача, зрительной гимнастикой – пригодится игровая форма. В некоторых случаях является хорошим методом лазерная коррекция (после 18 лет).

Сегодня ношение очков у школьников вызывает меньше дискомфорта, поскольку данный аксессуар сейчас в тренде, им пользуются многие стильные знаменитости. Коррекционные линзы приводят к восстановлению нарушенных способностей глаз.

При катаракте наблюдается изменение прозрачности хрусталика, его помутнение.

Причины врожденной катаракты: внутриутробные инфекции, генетические, обменные заболевания. Приобретенной катарактой заболевают люди в возрасте, можно сказать, что это самое распространенное глазное заболевание пожилого населения. Прогрессирование болезни носит неутешительный характер – абсолютная потеря зрения.

Современная офтальмология предлагает оперативное лечение катаракты (устранение причины плохого зрения – помутнения хрусталика). Операция позволяет частично или полностью устранить дефекты зрения.

Характеризуется повышенным внутриглазным давлением. Это опасное заболевание, которым болеют не только пожилые люди, но и представители младших возрастных категорий. У взрослых и детей оно бывает как самостоятельным недугом, так и симптомом других.

Разновидности и формы глаукомы в зависимости от этиологического фактора:

  1. воспалительная;
  2. глаукома, возникающая вследствие выраженного сужения увеитического угла;
  3. кортикостероидная (является следствием терапии гормонами этой группы);
  4. глаукома, связанная со структурными нарушениями, хроническим воспалительным процессом.

Повышение внутриглазного давления и связанное с ним ухудшение зрения являются признаком некоторых заболеваний, например, инсульты.

Его измерение – важный диагностический аспект в неврологической практике, в которой частичная или полная потеря зрения, или изменение его качества бывает предвестником серьезных патологий нервной системы.

Неврологические нарушения: паркинсонизм, инсульт

Заболеванием Паркинсона страдали многие знаменитости: папа римский Иоанн Павел II, политический деятель Мао Цзэдун, художник Сальвадор Дали, поэт А. Вознесенский, актер М. Фокс и многие другие. Возникает болезнь Паркинсона и ее атипичные синдромы вследствие биохимических изменений ЦНС (центрально-нервной системы). Изначально болезнь Паркинсона определялась по наличию характерных признаков.

Историческая справка. Первые упоминания о недуге, очень похожем на паркинсонизм, археологи нашли в древних египетских манускриптах.

Во второй половине двадцатого века более современные лабораторные технологии предоставили возможность изучить патогенез болезни. Название заболевания – в честь английского ученого Дж. Паркинсона, написавшем еще в 1817 году детальный труд на тему «дрожательного паралича». В зависимости от прогрессирования и тяжести, выделяют различные формы и стадии болезни Паркинсона.

Клинические симптомы болезни Паркинсона: дрожание конечностей, ограничение двигательной способности, ригидность мускулатуры, постуральная неустойчивость. Трудовая деятельность ограничена. Атипичная форма – прогрессирующий супрануклеарный парез взора (далее - ПСПВ), поначалу мало отличается от стандартной формы болезни Паркинсона.

Для заболевания ПСПВ характерные такие виды нарушения зрения:

  • ограничение взгляда свыше 50% (верх, вниз);
  • нарушается удерживание взора при взгляде по сторонам;
  • расстройство координации взгляда и движений головы. Чтобы посмотреть в сторону, человек сначала поворачивает голову, а потом выполняет соответствующие движения глазными яблоками;
  • блефароспазм.

От болезни Паркинсона ПСПВ отличается незначительным улучшением состояния пациента на терапию леводопой, стремительное прогрессирование болезни.

Другой распространенной причиной являются заболевания нервной системы, которые сопровождаются острым нарушением мозгового кровотока разной степени. Помимо функциональных патологических изменений в организме, инсульт сопровождается органическими изменениями тканей головного мозга, нарушается его структура. Возникает вследствие прерывания оттока крови (оно может занять всего несколько минут).

Ишемия, продолжающаяся более пяти минут, приводит к необратимым поражениям нервных клеток. Внезапное ухудшение зрения часто выступает предвестником апоплексии.

Характерные клинические симптомы заболевания:

  • асимметрия лица;
  • паралич;
  • расстройство речи;
  • судорожный синдром;
  • разные формы амнезии.

Снижение зрения на одном глазу или сразу на обоих, головная боль, перекашивание лица наступают в первые несколько минут апоплексического удара.

Инсульт наносит значительный вред организму, часто без возможности восстановления всех его прежних функций. Церебральная эмболия, тромбоз сосудов головного мозга – причины плохого зрения, его полной утраты.

Требуется длительная реабилитация для восстановления зрительных функций, когда упало зрение вследствие ишемии. При рецидивирующих приступах или незначительных микроциркуляторных нарушениях наблюдаются неполадки зрительных органов легкой степени.

Это одно из поздних осложнений опасной болезни – сахарного диабета. Является поражением мелких кровеносных сосудов, которые питают сетчатку. Причины нарушения зрения: неадекватное противодиабетическое лечение, токсическое влияние глюкозы (чрезмерно высокого ее уровня) на сосудистые стенки. Стремительное падение зрения вследствие ретинопатии наблюдается у больных с запущенными формами тяжелой степени диабета, сопутствующей гипертензией, у пожилого пациента.

Признаками заболевания является нарушение зрения: «мушки, летающие перед глазами», снижение остроты, четкости видения, двоение в глазах, размытость изображения. Финиш диабетической ретинопатии – полная потеря зрения.

Что нельзя игнорировать?

Люди зачастую не спешат к офтальмологу при незначительных нарушениях зрительных функций. Случается, что упало зрение резко. Некоторые заболевания развиваются без выраженных признаков, нарушение зрения происходит постепенно. Потому, важно проходить ежегодное профилактическое обследование. Чем раньше выявляют болезнь и причины нарушения зрения, тем эффективнее можно устранить их, остановить развитие зрительных недугов. Какие симптомы должны насторожить?

Быстро ухудшается зрение, в частности, снижается его острота. Резкое или постепенное прогрессирующее снижение остроты видения нельзя оставлять без внимания, тем более, если от этого страдает качество его жизни и трудовая деятельность. Патологическое изменение бывает односторонним (потеря зрения на один глаз) или же садится зрение на обоих глазах синхронно.

  • Частичное или полное изменение качества видения. Человек видит предметы расплывчатыми, раздвоенными, их формы не четкие.
  • Боль в глазах различной степени выраженности, которая наблюдается при напряжении или же в состоянии покоя, с опущенными веками.
  • Светобоязнь, чувство сухости, резей в глазницах. Они могут свидетельствовать о различных инфекционных поражениях, некоторые формы которых достаточно опасные (бленнорея).

Если вы заметили у себя или своих близких ухудшение зрения, следует обратиться к офтальмологу. Врач диагностирует имеющиеся дефекты зрения: проведет осмотр глазного яблока, назначит дополнительные методы исследования для определения степени тяжести изменений, сохраненных функций. Какое лечение требуется – решает врач. Прогрессирующая потеря зрения может быть приостановлена при адекватном лечении.

Профилактика

Чтобы избежать проблем, которые бывают связанные с нарушением зрительной функции и нарушающие активную деятельность, и остановить патологический процесс, рекомендуется соблюдать правила гигиены.

Ребенка нужно с детства приучать к выполнению несложных гимнастических упражнений для глаз – эффективно действует ненавязчивая игровая ее форма. Во время работы перед компьютерным монитором (от излучения сильно портится зрение) необходимо делать перерывы, занять глаза упражнениями. Для младших ребят длительность просмотра не должна превышать 1,5 часа в день.

Человек, находящийся в группе риска (например, больной сахарным диабетом), чтобы у него еще сильнее не ухудшилось зрение, должен особое внимание уделять здоровью глаз.

Нельзя заниматься самолечением болезни, нужно внимательно следить за уровнем сахара в крови. Ведь потеря зрения – сильный удар для человека: пропадает интерес к жизни, развивается тяжелая депрессия.

Трудовая деятельность слабовидящих и деятельность совершенно незрячих людей ограничена. Сегодня разрабатываются различные социальные программы для поддержки, адаптации таких людей в обществе зрячих.

Они позволяют рационально занять свободное время слабовидящих.

Степень нарушения зрения устанавливается по способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. Нормальной остроте зрения, равной единице - 1,0, соответствует способность человека различать на специальной таблице десятую строчку цифр и букв с расстояния 5 метров. В медицине существует несколько у людей.

Классификация нарушения в зависимости от остроты зрения

В качестве основной в медицине используется классификация нарушений зрения в зависимости от способности человека видеть.

  1. . Присуще полное отсутствие зрительных ощущений или остаточное зрение. При ношении очков отмечается максимальная острота зрения - 0,04 или только способность к светоощущению.
  2. Абсолютная или тотальная слепота. Характерно полное отсутствие зрительных ощущений или наличие светоощущения, форменное зрение с остротой от 0,005 до 0,04.
  3. Слабовидящая слепота. Острота зрения от 0,05 до 0,2. При таком зрении глаза выполняют свою информативную функцию.

Классификация нарушений зрения в зависимости от времени появления дефекта

В зависимости от времени появления дефекта в офтальмологии выделяется следующая классификация нарушений зрения:

  • слепорожденные. К ним относятся все рожденные с абсолютной слепотой или же ослепшие до возраста 3 лет;
  • ослепшие. Это люди, утратившие способность видеть в возрасте более 3 -х лет.

В основе данной классификации нарушений зрения лежит наличие частичного или полностью отсутствующего представления об окружающем мире.

Нарушения зрения при различных заболеваниях зрительной системы

Существует классификация видов нарушения зрительной функциив зависимости от причин появления дефекта:

  • расстройство рефракции. В этом случае изображение предмета не фокусируется четко перед сетчаткой;
  • расстройство аккомодации. Это неспособность четко рассмотреть все предметы, находящиеся на различном удалении;
  • расстройство периферического зрения. Отсутствует четкое изображение предметов, находящихся в движении или по бокам от глаз;
  • расстройство адаптационной способности глаз. Ухудшение зрение при изменении освещения.

Данная спецификация основывается на изменении способности человека видеть, но не при полном ее отсутствии.

Каждая из перечисленных классификаций нарушений способности видеть используется врачом-офтальмологом для постановки точного диагноза и является важным критерием для оценки общего состояния здоровья человека. Поэтому степень нарушения зрения определяется в зависимости от остроты и причины угнетения зрительной чувствительности.