Главная · Метеоризм · У ребенка тревожное состояние лечение. Тревожное расстройство у детей. Каковы причины развития тревожных расстройств

У ребенка тревожное состояние лечение. Тревожное расстройство у детей. Каковы причины развития тревожных расстройств

Что такое Тревожные расстройства у детей -

Тревожные расстройства известны также как эмоциональные расстройства детского возраста. Сюда относят страхи, печаль и беспокойство, которые могут проявляться параллельно с соматической симптоматикой. Но за последние 20 лет были очерчены множество специфических тревожных и депрессивных расстройств, включенных в МКБ-10 (Международная классификация болезней-10) и DSM-IV (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств).

Эпидемиология

Примерно у 4-8% детей и подростков имеются клинически выраженные тревожные расстройства, которые отражаются на жизни человека каждый день и/или причиняют значительные страдания.

Тревожные расстройства - вторая по распространенности группа детских психических расстройств. На первом месте - поведенческие расстройства. Многие страхи и беспокойства детей не относят к расстройствам по причине того, что эти симптомы не приводят к большим страданиям или социальным нарушениям.

Что провоцирует / Причины Тревожных расстройств у детей

Если у родителей наблюдаются тревожные расстройства, то велика вероятность, что и ребенок будет подвержен им. Наследуемость тревожных расстройств умеренная, что доказано близнецовыми исследованиями. Но не уточнено, что именно наследуется - повышенный риск конкретного тревожного расстройства или более широкая подверженность тревоге в целом. Также родители с помощью воспитания, собственного нецеленаправленного примера и проч. могут спровоцировать у ребенка тревожные расстройства.

Из-за редко случающихся в жизни катастрофических событий может случиться посттравматическое стрессовое расстройство у ребенка. Тревожные расстройства других видов также могут быть спровоцированы негативными происшествиями в жизни, в основном это период финансовых затруднений вследствие родительской безработицы, окончательный разрыв с лучшим другом, переживание ссор и развода родителей.

Имеет значение, одно такое событие имело место или несколько. Пережить одно, не получив психологических последствий, ребенку гораздо легче. Если же событий несколько - одновременно или через какой-то промежуток времени - может проявиться эмоциональное расстройство.

Многие теории гласят, что тревога вызывается переживанием угрозы. Существует формулировка Боулби, что основана на теории привязанности: тревога - и особенно тревога в связи с разлукой - часто возникает в результате угрожающих или действительных разлук с ключевыми фигурами привязанности (например, когда родители, наказывают своих детей, угрожая их прогнать).

Предполагается, что темперамент также имеет значение в развитии тревожных расстройств у детей. Согласно проспективным исследованиям, у младенцев и ходунков-ползунков, темперамент которых отличается застенчивостью и торможением, повышен риск возникновения тревожных расстройств в более позднем детстве.

Симптомы Тревожных расстройств у детей

Тревожные расстройства у детей бывают нескольких видов. Ниже приведены основные симптомы их (без классификации по типам расстройств):

  • потливость;
  • учащенное сердцебиение;
  • затруднение дыхания;
  • тремор или дрожь;
  • ощущение комка в горле;
  • тошнота или абдоминальный дистресс;
  • боль и дискомфорт в груди;
  • чувство нереальности предметов или отделенности и удаленности собственного «Я»;
  • чувство головокружения, неустойчивости или обморочности;
  • приливы жара или ознобы;
  • страх потери контроля;
  • страх смерти;
  • страх сойти с ума;
  • мышечное напряжение или боли;
  • онемение или ощущение покалывания;
  • чувство нервозности;
  • беспокойство и неспособность расслабиться;
  • затруднения в сосредоточении внимания или «пустота в голове» из-за тревоги или беспокойства;
  • усиленное реагирование на неожиданности или на испуг;
  • затрудненное засыпание из-за беспокойства;
  • постоянная раздражительность.

Диагностика Тревожных расстройств у детей

Если вы наблюдаете у ребенка несколько из выше описанных симптомов, это повод для обращения к специалисту. Врач должен провести опрос, оценить медицинскую историю ребенка и провести физический осмотр. Лабораторной диагностики тревожных расстройств у детей не существует. Но осмотр и обследование позволяют установить, являются ли тревожные проявления у ребенка симптомом соматического заболевания.

Лечение Тревожных расстройств у детей

Тревожные расстройства у детей лечат с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии, лекарственных средств или же их сочетанием. Считается, что наибольший эффект оказывает поведенческая терапия. Методы ее заключаются в создании создание устрашающих ситуаций, которые вызывают навязчивые идеи, и принятии мер, предотвращающих нежелательные реакции.

Лекарственные средства оказывают менее длительный и менее положительный эффект.

Прогноз

Тревожные расстройства, в отличие от поведенческих, редко продолжаются по мере взросления ребенка. Но все же не стоит игнорировать их с мыслью, что «оно пройдет само».

У небольшой части детей и подростков с тревожными расстройствами будет, как минимум одно тревожное расстройство, когда они повзрослеют, а у других разовьются депрессивные расстройства. Ретроспективные исследования также показывают, что значительная часть взрослых с тревожными или депрессивными расстройствами ранее перенесли тревожные расстройства детского возраста.

Тревожные расстройства - проблема, с которой сталкиваются примерно 5-8% детей и подростков. Такие проявления отличаются от обычных страхов и детских тревожных состояний, поскольку могут возникать без видимых на то причин и способны повлиять на эмоциональное состояние ребёнка в будущем.

Особенности того, как проявляются тревожные расстройства, дали основание для выделения классификации эмоциональных состояний такого типа:

  • расстройство, выраженное страхом разлуки;
  • генерализированные тревожные состояния - негативные эмоции, возникающие по любому поводу;
  • социофобия - расстройства, связанные с проблемами социальной адаптации ребёнка;
  • навязчивые состояния, связанные с неконтролируемым возникновением негативных навязчивых мыслей, желанием повторно выполнять какие-либо действия;
  • посттравматическое расстройство - состояние, вызванное пережитым во время травмы стрессом.

Точные причины, от чего может быть тревожное расстройство у ребёнка, не установлены. Однако специалисты выделяют ряд способствующих таким изменениям факторов:

  • генетическая предрасположенность к психоэмоциональным расстройствам,
  • влияние социума,
  • воздействие окружающей среды,
  • воспитательный фактор.

Генетическому фактору уделяется особое внимание. Медики отмечают, что тревожные расстройства у родителей могут вызвать проявление аналогичных состояний у ребёнка.

Симптомы

С развитием тревожных расстройств у ребёнка родители могут заметить характерные первые признаки в его самочувствии и поведении. Соматические проявления эмоциональных расстройств - это:

  • повышенная потливость,
  • онемение или покалывание в различных частях тела,
  • чувство жажды и озноб,
  • дрожь в теле,
  • головокружения и полуобморочные состояния,
  • затруднённость дыхания,
  • учащённый сердечный ритм.

Признаки тревожного расстройства могут проявляться и в поведении ребёнка:

  • ребёнок теряет связь с реальностью, осознание себя во времени и пространстве;
  • ребёнок чувствует необоснованный страх смерти, потери, разлуки с кем-то из близких людей;
  • ребёнок боится сойти с ума;
  • состояние ребёнка сопровождается его неспособностью отдохнуть и расслабиться;
  • ребёнок часто повторяет одни и те же действия (перепроверяет что-то, моет руки, поправляет предметы в доме);
  • ребёнок слишком эмоционально реагирует на испуг.

Распознать такие проявления родителям зачастую удаётся самостоятельно. Тревожные расстройства в будущем времени способны повлиять на психическое и эмоциональное состояние ребёнка. Поэтому такие симптомы нельзя оставлять без внимания.

Диагностика тревожного расстройства у ребёнка

Если у ребёнка начинается тревожное расстройство, его необходимо показать специалисту. Получить консультацию по данному вопросу можно у врачей:

  • педиатра,
  • психиатра,
  • психолога.

Специалисты смогут охарактеризовать состояние ребёнка и определить его причину. Диагностировать тревожное расстройство посредством проведения анализов невозможно. Диагноз определяется с помощью:

  • опроса ребёнка и родителей для выяснения характерных симптомов,
  • осмотра маленького пациента,
  • изучения истории болезни.

Осложнения

Тревожные расстройства у ребёнка могут негативно повлиять на качество жизни в будущем. Основные осложнения, чем может быть опасно такое состояние, связаны с психическим здоровьем ребёнка. При отсутствии терапии тревожные расстройства способны вызвать:

  • депрессивные расстройства,
  • невроз,
  • приступы паники,
  • возникновение страхов во взрослой жизни,
  • осложнение эмоциональных расстройств,
  • параноидальное состояние.

Затяжное неэффективное лечение тревожных расстройств может спровоцировать злоупотребление антидепрессантами в будущем.

Чтобы предотвратить такие последствия, родителям необходимо внимательно относится к эмоциональному состоянию и поведению ребёнка.

Лечение

Что можете сделать вы

При диагностированных тревожных расстройств без помощи специалиста не обойтись. Однако вы можете поспособствовать назначенному лечению. Основное, что необходимо делать в такой ситуации, - это:

  • изменить образ жизни ребёнка, позаботиться об обеспечение полноценного питания;
  • нормализовать режим сна ребёнка;
  • уменьшить количество потребляемого сахара (колебание уровня глюкозы в крови может спровоцировать эмоциональные перепады у ребёнка);
  • уделять ребёнку больше внимания, обсуждать его проблемы;
  • проявлять особое терпение и понимание в течение курса лечения.

Вылечить эмоциональные расстройства такого типа у ребёнка поможет ответственное и внимательное отношение родителей к существующей проблеме.

Что делает врач

Лечить тревожное расстройство у детей принято тремя способами:

  • путём приёма медикаментов,
  • с помощью психотерапии,
  • путём сочетания медикаментозной и психотерапии.

При лёгких формах тревожного расстройства применяется поведенческая терапия. Её действие заключается в создании тревожных ситуаций для ребёнка и предотвращении негативной реакции на них.

Профилактика

Полностью предотвратить развитие тревожных расстройств у ребёнка невозможно. Однако вы можете приложить усилия для того, чтобы защитить его от возможных психоэмоциональных расстройств:

  • приучать ребёнка соблюдать здоровый образ жизни;
  • обеспечивать правильное полноценное питание (это поможет снизить уровень тревоги);
  • исключать плохие привычки у подростков (курение и употребление алкоголя);
  • уделять больше внимания эмоциональному состоянию ребёнка;
  • сообщать о возможных угрозах семейному врачу, если тревожные расстройства наблюдались у кого-либо из родителей.

– это группа аффективных нарушений, характеризующихся эмоциональным напряжением, беспокойством, страхами. В центре переживаний ребенка – негативные ожидания и предчувствия относительно собственной жизни, здоровья, отношений в семье и школе. Иногда тревожность принимает форму навязчивых мыслей, компульсивных действий, фобий, панических атак, ночных кошмаров. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, беседа, наблюдение. Дополнительно используется психодиагностика. Распространенным методом лечения является когнитивно-бихевиоральная психотерапия в сочетании с приемом антидепрессантов и анксиолитиков.

МКБ-10

F41 Другие тревожные расстройства

Общие сведения

Тревожные расстройства у детей относятся к широкой группе эмоциональных нарушений детского возраста. Их распространенность постоянно растет, в настоящее время патология занимает второе место среди психических заболеваний в детстве и подростничестве (после поведенческих отклонений). Активные исследования последних 20 лет позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь включены в МКБ-10 и DSM-IV – официальные классификаторы болезней. Эпидемиологические показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, абдоминальные и головные боли).

Причины

Тревога является естественной реакцией, усиливающей концентрацию внимания и активизирующей механизмы борьбы или бегства в ситуации угрозы. При ее усилении нарушается процесс адаптации, постоянная психофизиологическая напряженность приводит к истощению. В таких случаях говорят о тревожном расстройстве. У детей его причинами могут стать:

  • Врожденные факторы. Результаты близнецовых исследований доказывают, что склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы. Также в группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.
  • Стиль воспитания. Симптомы тревоги формируются в результате определенного отношения родителей к ребенку. Развитию расстройств способствуют психастенические черты матери (реже – отца), гиперопека , директивные методы воспитания.
  • Психотравмирующее событие. Тревожность ребенка может быть спровоцирована переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, катастрофами, природными и военно-политическими катаклизмами. Единичное воздействие психотравмы переносится детьми проще, повторные эпизоды формируют невротические нарушения .

Патогенез

Периодическое проявление тревоги является нормальной реакцией организма, служит мотивационным компонентом поведения, обеспечивая высокий уровень бдительности, целеустремленности и готовности прикладывать усилия для достижения результата. Однако частые, неконтролируемые опасения негативно влияют на способность адекватно оценивать ситуацию и целенаправленно действовать, а в тяжелых случаях искажают восприятие повседневных событий. Тревожное состояние всегда ориентировано на будущее и проявляется страхом по отношению к тому, что может произойти. Чем сильнее выражено расстройство, тем более широк круг событий, которые расцениваются как опасные.

На физиологическом уровне высокую тревожность связывают с дисфункциями в отделах лимбической системы и гиппокампа, ответственных за регуляцию эмоций. И. П. Павлов рассматривал страх и тревогу как варианты проявления пассивно-оборонительного рефлекса. В основе данных эмоций – инстинкт самосохранения, активизирующий все системы организма для бегства либо борьбы. И если в норме возбуждение и торможение ЦНС сбалансировано, естественный оборонительный рефлекс сменяется расслаблением, то при расстройстве тревожного типа существует ригидность нейронных процессов – эмоция, ставшая неактуальной, переживается вновь и вновь.

Классификация

Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление – продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:

  • Общее тревожное расстройство. При генерализованном ТР дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни – о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
  • Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх (фобию) определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
  • Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов – головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц, составляющих клинику панической атаки . Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. ПТСР у детей проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.

Симптомы

Основной симптом – стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове». Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях. Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.

Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость. Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди. Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой. Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.

Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью. У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами – драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии – боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора. Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» – неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.

При обсессивно-компульсивном расстройстве тревожность сопровождается формированием навязчивых представлений пугающего характера. Дети мысленно проигрывают негативные варианты развития событий, испытывая при этом страх. Справиться с эмоциональным напряжением им отчасти помогают ритуальные действия – компульсии. Наиболее распространенные – частое мытье рук, перебирание края одежды, обкусывание ногтей, хождение по периметру комнаты. При панических атаках тревога возникает без видимой причины и мгновенно нарастает, проявляясь вегетативными симптомами. Самочувствие ухудшается – возникает головокружение, потемнение в глазах, чувство отчужденности собственной личности, нереальности предметов и событий. Вторично формируется страх очередной панической атаки, избегающее поведение.

Осложнения

Эмоциональные расстройства нередко приводят к осложнениям, так как дети неспособны понять и критически оценить собственные переживания. Они не сообщают о подавленном настроении и постоянном чувстве тревоги, поэтому диагностика проводится несвоевременно. Подростки не рассказывают о беспокоящих мыслях, опасаясь непонимания и осуждения со стороны окружающих. Длительное течение расстройства без адекватной терапии осложняется депрессией , аутическими изменениями поведения. Пациенты склонны к самообвинению, чувствуют одиночество, замыкаются, избегают общения. Возрастает риск социальной дезадаптации, суицидальных попыток на фоне депрессии.

Диагностика

Основное обследование проводит врач-психиатр : беседуя с родителями и ребенком, он собирает клинико-анамнестические данные, выясняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий ЦНС, уточняет условия проживания, особенности адаптации в детском саду, школе. При преобладании жалоб на состояние физического здоровья врач направляет на консультацию к педиатру, детскому неврологу для проведения дифференциальной диагностики. К специальным методам исследования относятся:

  • Беседа. В ходе непринужденного общения с ребенком специалисту нередко удается определить причину тревоги – страхи, деструктивные взаимоотношения в школе и семье, проблемы с учебой, воспоминания о психотравме. При выраженной тревожности дети пассивны, но становятся более открытыми при установлении доверительного контакта и обсуждении актуальных, беспокоящих тем.
  • Наблюдение. Врач оценивает эмоции и поведение ребенка. Для тревожного состояния характерна эмоциональная и двигательная скованность, гиперреакции на неожиданные раздражители (шум за дверью, вход без предупреждения посторонних людей). Малыши часто не хотят отходить от мамы, боятся смотреть в глаза.
  • Опросники. Подросткам предлагается ответить на вопросы стандартизированных методик для выявления повышенной тревоги. Используется шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.
  • Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. Распространенными инструментами диагностики являются рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Лечение тревожных расстройств у детей

Терапевтическую помощь детям оказывают психиатры и психотерапевты , но для успешной реабилитации необходимо подключение матери, отца и других близких родственников. Объем лечебных процедур определяется индивидуально: при легких формах расстройств достаточно одного курса и поддержки родителей, при тяжелом течении необходимо продолжительное и периодические встречи с психологом . Общая схема лечения выглядит следующим образом:

  • Психотерапия. На сеансах когнитивно-поведенческой терапии психотерапевт корректирует деструктивные установки, заменяет негативные суждения позитивными, обучает навыкам управления эмоциями и решения проблем. В итоге ребенок научается самостоятельно разрешать сложные ситуации, противостоять влиянию стрессовых воздействий. Если тревога основана на страхах или фобиях, применяется техника систематической десенсибилизации.
  • Семейная психотерапия. Для устранения тревоги ребенка необходима корректировка повышенной тревожности родителей и проблемных семейных отношений – факторов развития и поддержания расстройства. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии . Он налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей лучше понимать ребенка, контролировать эмоции, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у сына или дочери.
  • Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.

Прогноз и профилактика

Вероятность выздоровления во многом определяется своевременностью начала лечения и готовностью членов семьи помогать ребенку справляться с эмоциональными проблемами. При раннем обращении к специалистам прогноз благоприятный. Профилактика тревожных расстройств основывается на доверительных семейных отношениях, правильных способах воспитания, базирующихся на любви и уважении, без гиперопеки и авторитаризма. Важно проявлять искренность, открытость в общении, делиться собственным положительным опытом преодоления неуверенности и страхов. В сложных ситуациях необходимо оказывать поддержку, при неудачах – анализировать полученный опыт, учить ребенка делать выводы.


Полезное на эту тему: Упражнения по преодолению тревоги (прим.ред.)

Часто ли вы тревожитесь? Каких дней в вашей жизни больше – спокойных или волнительных? Легко ли вы засыпаете? Если вы сейчас поймали себя на мысли, что устали от постоянного беспокойства, возможно, вам стоит прочесть о генерализованном тревожном расстройстве – заболевании, с которым сталкиваются миллионы людей по всему миру. Из этой статьи вы узнаете о главных симптомах расстройства, о том, что именно в нашей жизни поддерживает этот недуг и какие существуют способы его лечения.

Чем нормальная тревога отличается от патологической?

В умеренных дозах тревога полезна. Если бы наши предки чувствовали себя расслабленно в диком лесу или среди чужаков – пожалуй, их всех бы давно уже съели. Да и сегодня волнение накануне экзаменов или важного собеседования помогает нам собраться и включиться в работу. Иными словами, тревога – это сигнал, что пора взяться за ум.

А вот если тревога возникает не по делу, а по любому незначительному поводу, если она не стимулирует к разумным действиям, а парализует – значит, она переродилась в патологическую. Последняя уже не помогает нам ориентироваться в мире и справляться задачами, а только осложняет жизнь. Когда тревоги становится настолько много, что она заполняет собою большую часть времени, мы можем с аккуратностью предполагать генерализованное тревожное расстройство или ГТР.

Тест на определение уровня тревоги (прим.ред.)

Это какая-то новая болезнь? В чём её отличие от панических атак?

Генерализованное тревожное расстройство, как и паническое расстройство – это заболевание, относящееся к группе тревожных расстройств. Его главным симптомом является неконтролируемая тревога, которая наводняет сознание и не позволяет расслабиться. Человек с ГТР находится в состоянии беспокойства большую часть времени и ничего не может с этим поделать. Сколько бы он ни пытался отогнать тревогу усилием воли – она возвращается снова.


Диагноз ГТР лишь недавно получил самостоятельность. Раньше его ставили по остаточному принципу, последовательно вычеркивая ряд других вариантов вроде панического или острого стрессового расстройства. Теперь ситуация изменилась. Более точное понимание специфики болезни и её критериев привело к тому, что отныне ГТР рассматривается как отдельная диагностическая единица.

В отличие от панического расстройства, тревога при ГТР не привязана к конкретным ситуациям – поездкам в метро или походам в гипермаркет. В отличие от ипохондрического расстройства, тревога при ГТР касается не только здоровья, но и других тем и областей жизни. Кроме того, тревога при ГТР не вызывается лишь определенными предметами или живыми существами, как это бывает при фобиях. Так что ГТР действительно является самостоятельным заболеванием.

И много ли заболевших?

Много. По разным источникам, генерализованным тревожным расстройством страдают до 8 % населения Земли, и цифра эта в последнее время медленно растёт.

Кто попадает в группу риска?

В первую очередь, женщины от двадцати и старше, проживающие в крупных городах, поскольку женщины заболевают ГТР в два раза чаще мужчин. В группе риска оказываются и те из нас, кто в прошлом пережил смерть одного из родителей, чьи ближайшие родственники страдают тревожными расстройствами, кто воспитывался в условиях чрезмерной опеки или имел опыт раннего жестокого обращения.


Есть ли у ГТР другие симптомы, кроме свободно плавающей тревоги?

Конечно, есть. И касаются они прежде всего телесных ощущений. Для того, чтобы врач поставил диагноз ГТР, у обратившегося к нему человека должен быть как минимум один из следующих четырёх симптомов:

  • Усиленное или учащённое сердцебиение;
  • Тремор или дрожь;
  • Потливость;
  • Ощущение сухости во рту, не связанное с обезвоживанием или приёмом лекарств.
А ещё у него должно быть не менее трёх симптомов из перечисленных ниже.

Симптомы, связанные с грудной клеткой или брюшной полостью:

  • Затруднения в дыхании;
  • Чувство удушья;
  • Боль или дискомфорт в груди;
  • Тошнота или абдоминальный дистресс (например, жжение в желудке);
Симптомы, связанные с психическим состоянием:
  • Чувство головокружения, неустойчивости или обморочности;
  • Чувство, что предметы нереальны или что собственное Я отдалилось и находится "не здесь";
  • Страх потери контроля, сумасшествия или наступающей смерти;
  • Страх умереть;
Общие симптомы:
  • Приливы тепла или ознобы;
  • Онемение или ощущение покалывания;
Симптомы напряжения:
  • Мышечное напряжение или боли;
  • Беспокойство и неспособность к релаксации;
  • Чувство нервозности или психического напряжения;
  • Ощущения комка в горле или затруднения при глотании;
  • Усиленное реагирование на небольшие сюрпризы или испуг.
Неспецифические симптомы:
  • Затруднения в сосредоточении внимания, "пустота в голове";
  • Постоянная раздражительность;
  • Затруднения в засыпании и-за беспокойства.
А как это всё проявляется в обычной жизни?

История первая.

Тридцатилетняя М., работающая бухгалтером на небольшом предприятии, всё чаще задерживается в офисе допоздна. Ей кажется, что в выполненную ею работу закрались неточности, и документы следует перепроверить. Измученная, с головной болью она в конце концов едет домой и всю дорогу размышляет, не заметит ли её ошибки начальница. Что, если заметила и захочет её уволить? Сможет ли она найти новую работу? Не ждёт ли её нищета? Дома М. охватывают новые тревоги. Она слишком много времени проводит на службе и, значит, не может быть хорошей матерью. Вдруг она упускает что-то важное у своего ребёнка? М. ложится в кровать за полночь в состоянии крайней усталости, но ещё долго не может уснуть от наплыва беспокойных мыслей. Неудивительно, что утром у неё едва находятся силы, чтобы выбраться из постели.

История вторая.

Студент-второкурсник Н. испытывает сильное волнение, размышляя о предстоящей сессии. Ему кажется, что, вытянув билет, он немедленно забудет весь материал, и его отчислят из института. Он также часто волнуется, что выглядит недостаточно уверенным и компетентным среди однокурсников и что он не привлекателен в глазах девушек. Размышляя о своём будущем, Н. предвидит череду неудачи и практически убеждён, что справиться с ними он не сможет. От этой постоянной тревоги у Н. часто крутит живот и пересыхает во рту, а временами кажется, что сердце бьётся слишком громко и быстро.

Может ли генерализованное тревожное расстройство случиться у ребенка?

Да, может. Чаще всего ГТР стартует в переходном возрасте, но иногда развивается и у младших школьников. Важно, что симптомы у детей могут несколько отличаться от симптомов у взрослого человека.

Посмотрим, что есть общего и в чём разница.

Общее:

  • Главный симптом у детей, как и у взрослых – это выраженное беспокойство, не связанное с конкретными ситуациями. Ребенок может волноваться по поводу успеваемости в школе, конфликтов внутри семьи, отношений с одноклассниками, своей внешности, некоторых моментов из прошлого или будущего. Его тревога постоянно перетекает с одной причины на другую. вызывая нервозность, напряжение или смущение.
  • Как и взрослые, дети воспринимают свою тревогу как неконтролируемую.
Отличия:
  • Дети с ГТР в гораздо большей степени, чем взрослые, нуждаются в поддержке и одобрении, ищут их у родителей и учителей.
  • Телесные проявления ГТР у ребёнка могут быть выражены в меньшей степени, чем у взрослого человека (тем не менее, среди них нередко встречаются разнообразные боли в животе, головные боли, частые позывы в туалет, повышенная потливость, сухость во рту, затруднения в дыхании и мышечное напряжение).
Также у детей встречаются следующие симптомы:
  • Проблемы с засыпанием, ощущение, что сна всегда недостаточно;
  • Раздражительность:
  • Вспышки гнева;
  • Быстрая истощаемость;
  • Утрата аппетита или склонность к перееданию;
  • Непослушание, враждебность.
Чем рискует человек, заболевший ГТР и отказавшийся от лечения?

Не хочется пугать, но перспективы у него не слишком приятные. Во-первых , ГТР скорее всего станет хроническим и будет досаждать на протяжение всей жизни, то усиливаясь, то становясь немного слабее. Во-вторых, есть немалый риск, что к расстройству в один не самый прекрасный момент присоединится депрессия (а так обычно и бывает). В-третьих , усталость и тревога провоцируют на расслабление с помощью алкоголя, а там рукой подать до алкогольной зависимости.

Постоянная тревога не даёт хорошо работать. Если человек пребывает в постоянном напряжении, да ещё и страдает бессонницей, его постоянным спутником становится хроническая усталость. Отсюда ухудшение внимания и памяти, возросшее количество ошибок и новый виток страха – вдруг дальше будет ещё хуже? Как правило, люди с патологически высокой тревожностью демонстрируют худшие навыки планирования повседневных дел, неэффективном справляются с рутинными задачами и склонны откладывать важные вопросы на потом, тем самым добавляя новых поводов для волнений. Иными словами, ГТР имеет свойство поддерживать самое себя.

Постоянная тревога мешает дружбе и близким отношениям. Друзья в какой-то момент устают слушать о надвигающихся бедах и больше не хотят разубеждать в том, что жизнь невероятно опасна. Близкие люди злятся на попытки контроля со стороны заболевшего, который требует постоянных звонков, отчётов и круглосуточной доступности по причине того, что он не переносит неопределённость. Больной оказывается в изоляции, которая усугубляет его состояние.

Как правильно разговаривать с другом или родственником, заболевшим ГТР?

Самым правильным шагом будет убедить его обратиться за помощью, поскольку каких-либо других "правильных" разговоров, которые облегчат его состояние, не существует. Постарайтесь воздержаться от совместных бесед на тревожные темы. Не надо объяснять больному, что его страхи безосновательны – это бесполезно, и тем более нельзя присоединяться к его опасения. Не стоит и идти на поводу у желания больного контролировать вас и ваше расписание, если таковые имеются. Достаточно сказать, что вы опечалены тем фактом, что его тревога сильна, видите необходимость врачебного вмешательства, но не готовы поддерживать заболевание, перекраивая свою жизнь.

Почему число заболевших ГТР растёт?

Одна из причин роста тревожности – это условия современной жизни с её высоким темпом, количеством негативной информации в СМИ, противоречием между установкой "успешный человек всё держит под контролем" и тем фактом, что в реальности наше влияние на окружающие события весьма ограничено. Культ силы и вечной молодости, царящие в обществе, тоже играют важную роль. Отказываясь признавать тот факт, что время необратимо и всех нас ждёт старость и смерть, мы становимся не счастливее, а гораздо тревожнее, поскольку вынуждены скрывать вполне понятные страхи и чувство уязвимости за безупречным фасадом.

Стоит учесть и семейный контекст. Один-два ребёнка в семье по умолчанию будут получать гораздо больше к себе внимания, чем пять или семь, как это было раньше, но это внимание не всегда идёт на пользу. Воспитывая единственное чадо, современные родители озабочены вопросами его физической безопасности и стремятся оградить его от всех возможных трудностей. С другой стороны, они могут предъявлять ему очень высокие требования в плане учёбы или спортивных достижений. Такой стиль воспитания – сочетание необоснованной требовательности и гиперопеки – провоцирует развитие ГТР.

Есть ли что-то особенно в личности самого человека, что делает его кандидатом на ГТР?

Как правило, у человека, который заболевает ГТР, недостаточно развит навык решения проблем. Чаще всего он действует путём проб и ошибок, не делая должных выводов и не осваивая других, более эффективных подходов, и потому быстро истощается. Поскольку же процент успешных решений у него достаточно низок, он со временем начинает видеть себя как человека не компетентного, а новые задачи воспринимает как катастрофу. В результате такой человек испытывает сильное беспокойство по всё более незначительным поводам.

Специалисты также замечают, что люди, предрасположенные к ГТР, как правило, не очень успешны в плане социальных навыков. Они не умеют говорить "нет", плохо переносят критику, неточно воспринимают других людей и затрудняются в понимании, как же они сами выглядят со стороны. Именно поэтому ГТР нередко сочетается у одного и того же человека с социальной фобией – патологической тревожностью в ситуациях общения.

Ещё один важный момент – это двойственное отношение человека к симптомам повышенной тревожности. С одной стороны, он подавлен и напуган тем, что не может своё беспокойство. Он размышляет, не сходит ли с ума, боится, что однажды не справится с наплывом пугающих мыслей, подозревает, что постоянное волнение портит здоровье и притягивает плохие события.

С другой стороны, способ думать у человека с ГТР всегда обладает чертами магического мышления, и потому симптомы ГТР воспринимаются им как полезные и необходимые. Так, пациент может иметь следующие убеждения:

  • Моя постоянная тревога помогает предвидеть опасности. Значит, я могу лучше к ним подготовиться и эффективнее им противостоять;
  • Если я постоянно тревожусь за своих близких, значит, я чуткий и любящий человек. Не тревожатся лишь чёрствые, равнодушные люди;
  • Если перестать тревожиться, есть риск расслабиться и привыкнуть к хорошему. А потом придёт беда, и ты окажешься перед нею совсем беззащитным;
  • Кто-то же должен обо всём беспокоиться! Раз этого не делают другие, это буду делать я.
Очевидно, что убеждённость в необходимости тревоги не позволяет человеку самостоятельно выбраться из замкнутого круга и перестроить способ мышления. Для этого как раз и потребуется помощь специалиста.

Кто лечит ГТР?

Психиатры и когнитивно-поведенческие психотерапевты, причём начать лучше с психотерапевта. Побеседовав с вами и предложив вам пройти некоторые тесты, он оценит ваше состояние и, в случае необходимости порекомендует обратиться к психиатру за медикаментозной поддержкой. Но так происходит не всегда – многие случае ГТР излечиваются только лишь методами психотерапии, без лекарств.

Почему именно когнитивно-поведенческая психотерапия?

Потому что она доказала свою высокую эффективность в лечение ГТР и на сегодняшний день считается терапией первого выбора.

И что же будет происходить в процессе когнитивно-поведенческой психотерапии?

В ходе терапии пациент будет учиться жить без тревоги, совершая последовательную серию маленьких шагов. Эти шаги направлены на переоценку собственных мыслей, укрепление способности переносить неопределенность, развитие навыков решения повседневных проблем и многое другое. Пожалуй, самый большой плюс подобной терапии не только в том, что болезнь уходит, а в том, что в процессе сотрудничества с терапевтом пациент постепенно становится терапевтом самому себе и покидает кабинет, зная, как управлять собой и своей жизнью без лишнего беспокойства.

Метки: Тревожность ,

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

Тревога по наследству

Психолог Анна Серебряная: "Тревожность – вот что характеризует поколение современных родителей. И правда, если они сами были "детьми с ключом на веревочке", которые и первого сентября приходили на линейку одни, то нынешние дети почти не остаются без присмотра взрослых. Есть два больших "резервуара", откуда берутся родительские страхи. Во-первых, это их личный опыт. Второй, куда более сложный источник родительских страхов страхи и проблемы их собственных родителей. Которые передались им нерационально, часто, они толком не осознаются и критичности к ним нет.

6 видов упражнений для заземления при тревоге и интенсивных эмоциях

Возвращая свое сознание и тело обратно в настоящий момент, мы можем организовать нашему мозгу пространство, чтобы он успокоился и почувствовать себя немного более сконцентрированными, по крайней мере достаточно для того, чтобы объяснить, что с нами происходит или обратиться за помощь или придумать, как поступить с этим состоянием.