Главная · Метеоризм · Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Рынок олигополистической конкуренции

Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Рынок олигополистической конкуренции

Олигополия и монополия: сущность, характеристика, преимущества и недостатки. Виды монополий: естественная, искусственная, открытая, закрытая

Олигополия – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей, предлагая как стандартизированную (схожую), так и дифференцированную продукцию.

Олигополия характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей-продавцов (от трех до семи фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.

Основными характеристиками олигополии являются следующие:

1) на рынке функционирует несколько продавцов-участников (от трех до семи);

2) доля каждого из участников значительна, и они оказывают взаимное влияние;

3) продукция как дифференцирована, так и тождественна (одинакова, схожа);

4) возможно возникновение тайного сговора;

5) ограничены условия вхождения на рынок новых участников и выхода из него;

6) данные рынок подвержен большему контролю и воздействию со стороны органов государственной власти.

Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимосвязь фирм – любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведение остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.

Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счёт эффекта масштаба снижаются. Изменения цены одним из конкурентов, доминирующем в производстве или реализации, определяют ценовую политику в отрасли. Другие «подчиняются» ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах , характерна для олигополии.

В условиях олигополии неценовые методы конкуренции - от рекламы до экономического шпионажа - оказываются более эффективными, поэтому используются чаще.

Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.

При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности – цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.

Высшей ступенью несовершенной конкуренции является чистая монополия , когда целая отрасль представлена одной фирмы. Т.е. понятия «фирма» и «отрасль» количественно совпадают. В масштабе страны такая ситуация крайне редка, но в масштабе небольшого города или области, района такая ситуация вполне реальна и даже типична: в городе могут функционировать одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одна электростанция и т.д.

Чистая монополия (от греч. monos - один, polio – продаю) – это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы – монополиста.

Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: во-первых , под монополией понимают крупное предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых , под монополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющей ей доминировать на нем.

Цель монополии – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке за счет создания наиболее благоприятных условий.

Основные черты чистой монополии :

а) единственный продавец производитель;

б) товарная дифференциация отсутствует, следовательно, отсутствие товаров-заменителей;

в) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;

г) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий – вход оказывается заблокированным финансами, технологическими, ресурсными, правовыми условиями;

д) также затруднен процесс ухода из отрасли;

е) наличие экономических и юридических барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее.

Различают два типа монополий по способу формировании (возникновения) - естественная и искусственная.

1. Естественная монополия – представлена в виде частных собственников и организаций, имеющие в своем составе редкие и свободно невоспроизводимые экономические ресурсы (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.).

Причинами возникновения естественных монополий являются:

Ограниченность, невоспроизводимость и различное качество природных ресурсов (дифференциация их качества);

Отсутствие близких заменителей (субститутов) при уникальности выпускаемого продукта.

Естественная монополия формируется на основе технологических потребностей развития производительных сил при высоком уровне концентрации производства.

2. Искусственные монополии – это объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических объединений. Искусственная монополия возникает на основе сговора или подавления конкурентов.

Выделяют также типы монополии с точки зрения возможности проникновения в отрасль (возможности появления новых соперников) за счет наличия защиты со стороны государства (органов государственного управления) :

1. Открытая монополия – монополия, при которой одна из фирм (по крайней мере на некоторое время) становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Варианты оптимального поведения монополистической фирмы в этом случае могут изменяться в диапазоне от политики максимизации краткосрочной прибыли до лимитирующего ценообразования.

2. Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию: патентами, лицензиями, институтом авторских прав и пр. На практике лишь немногие монополии действительно являются абсолютно закрытыми. В реальной экономике всегда существует вероятность появления товаров-субститутов, а также возможность отмены юридических барьеров, обеспечивающих присвоение чистой экономической прибыли. В результате закрытая монополия может оказаться в ситуации безубыточного производства в долгосрочном временном интервале. Фирма получает доход, достаточный для возмещения всех издержек, включая альтернативную стоимость капитала, но не присваивает экономической прибыли.



Горизонтальная и вертикальная интеграция, диверсификация – как способы образования монополий. Формы и характеристика монопольных объединений. Монопольная власть: сущность и формы проявления. Сущность монопольной цены


Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой. Если в обществе действует чистая монополия, то можно говорить об абсолютной власти ее в данной отрасли. Широко используются показатели удельного веса товарооборота фирм на рынке: доля 4 фирм, доля 8 фирм, доля 10 фирм и т.д. Более точными являются показатели, которые учитывают и количество фирм в отрасли, и долю каждой из них на рынке. Общее направление усиления рыночной власти на разных рынках отражено на рисунке 7.2.

Монопольная власть – степень контроля, осуществляемого монополистами на своих рынках.

Для измерения «силы» монопольной власти используется также индекс английского экономиста Абби П. Лернера (1905 – 1982):

где М – индекс монопольной власти;

Р m – монопольная цена;

МС – предельные издержки (оптимальные)

Экономический смысл индекса Лернера состоит в следующем: чем больше разрыв между монопольной ценой и предельными издержками, тем больше сила монопольной власти.

В условиях совершенной конкуренции цены (Р) равны предельным издержкам (МС). Следовательно, в условиях совершенной конкуренции сила монопольной власти равна нулю, ибо Р – МС = 0. В условиях несовершенной конкуренции монопольная цена (Р m) выше предельных издержек (МС). Следовательно, интервал между 0 и 1 как раз и характеризует силу монопольной власти. Чем выше этот показатель, тем выше монопольная власть фирмы.


=

Предельные издержки (МС) в России вообще не учитываются в системе бухгалтерского учета.

Если числитель и знаменатель этой формулы умножить на количество проданного товара (Q), то в числителе будет получена масса валовой прибыли, а в знаменателе – объем продаж, валовой (общий) доход. Отношение между ними ответит на вопрос: какова доля прибыли в общем объеме реализованной продукции. И тогда формула А.П. Лернера примет вид:

Вывод: высокая прибыль – это признак силы монопольной власти.

На рынке устанавливается монопольная цена, которая превышает предельные издержки, т.е. Р m > МС (зарубежом), Р m > АТС (в России). Власть абсолютной монополии приводит к увеличению прибыли самой монополии и одновременно к потере доходов потребителей. Монопольные цены всегда выше конкурентной цены.

Монопольная цена – особый вид рыночной цены, устанавливающейся под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара. Такая цена является обычно следствием соглашения между монополистами, властвующими на рынке данного товара, и устанавливается, исходя из расчета получения возможно большей прибыли от продажи имеющихся у продавцов товаров. Монопольная цена чаще всего намного превышает устанавливающуюся на конкурентном рынке. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.)

Концентрация производства – главная причина возникновения монополий. Увеличение масштаба производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям (рис. 7.3):

Процесс возникновения монополистических союзов обусловлен следующими факторами, представленными на рисунке 7.4.

Рисунок 7.4 – Процесс создания монополий

В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии – монопольных объединений (олигополистических объединений) :

1. Картель – простейшая форма объединения; это соглашение о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использования патентов. Действуют картели, как правило, в рамках одной отрасли, попадая под действие антимонопольного законодательства. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором (соглашением). Соглашение о ценах, рынок сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д.

2. Синдикаты – организационная форма объединения, при которой вошедшие участники в него теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляется централизованно. Это объединения с целью организации совместного сбыта продукции. Они были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты, так, например алмазный синдикат «Де Бирс» сосредоточил в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, как и многие страны мира, вынуждена сотрудничать с данным синдикатом.

3. Трест – это такая форма объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную и коммерческую самостоятельность. Это объединение на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров. Руководство трестом осуществляется из «единого центра». Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

4. Концерн – организационная форма объединения предприятия различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации – страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и др. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но их деятельность контролируется и управляется из единого центра компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделений концерна по внутренним тарифным ценам, передачи ноу-хау и т.д.

Первоначально концерны были распространены в США и Японии в настоящее время эта организационная форма стала преобладающей среди крупных фирм различных стран.

5. Пул – объединение, которое получило распространение в области использования проектов. Участники пула стремятся к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, опре­деляемой при вступлении в пул.

6. Холдинг - акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями. Холдинг – головная компания, общество, созданное крупными монополиями для управления дочерними предприятиями через систему участия. «Вобрав» в себя контрольный пакет акций десятков и сотен предприятий, холдинг направляет их развитие, а растущие доходы позволяют крупным холдингам обращаться и к собственной предпринимательской деятельности. Юридически существуют акционерные общества, ООО, единоличные предприятия. Холдинг-компания (или «держательная компания») – организация, основная функция которой – управлять деятельностью нескольких акционерных обществ через владение их контрольным пакетом акций.

7. Конгломераты – объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.

8. Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент – это документ, выданный правительством лицу о предоставлении исключительного права на изготовление, использование или продажу благ. Ондает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля над их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки - это символика, используемая предприятиями, зарегистрировав которую, государство делает незаконным ее использование другими.

Антимонопольное регулирование экономики: сущность, цели и методы. Антимонопольное законодательство и его роль в экономической системе. Антимонопольная политика в РФ. Функции Федеральной антимонопольной службы РФ.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Меры административного характера предусматривают введение прямых ограничений.

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией включают :

ü поощрение создание товаров-заменителей;

ü поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;

ü привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

ü финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранение доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

Антимонопольное регулирование – это система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования:

Ограничивается монополизация рынка;

Постоянный государственный мониторинг;

Запрещается установление монополистических цен;

Сохранение и поддержание конкуренции.

Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Цели антимонопольного законодательства:

Обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития совершенной конкуренции в народном хозяйстве,

Снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определить правовой режим регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

В конце 1991 года в России был принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных (рынках)», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О защите конкуренции». Этот закон объединил два ранее действовавших закона - Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». При этом в ФЗ «О защите конкуренции» не просто формально включены положения двух законов, но и введено много принципиально новых для российского антимонопольного законодательства институтов, концептуально изменены подходы к отдельным ключевым понятиям, процессуальным и процедурным инструментам, действовавшим ранее.

В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности был создан государственный комитет по антимонополистической политики (Антимонопольный комитет), позже преобразованный в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика – это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

По решению ФАС доля хозяйствующего субъектом может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Основные направления антимонопольной политики в России:

ü контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

ü контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%);

ü предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;

ü финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

ü привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм.

В странах со смешанной экономикой можно выделить основные четыре формы государственного регулирования экономики, которые также осуществляют проведение антимонопольной политики (рис. 7.5).



Рисунок 7.5 - Формы государственного регулирования экономики

В современных условиях главной функцией государства становиться организация экономического, правового и социально-политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства. Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.

Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

o создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

o обеспечение социальной защиты группы населения, положение которых в рыночной экономике становится наиболее уязвимым;

o минимизацию негативных последствий рыночных отношений.

Для выполнения данных целей современное государство имеет мощные регулирующие средства воздействия на рыночную экономику.

Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 7:

1. Каковы преимущества и недостатки каждого из видов конкуренции: внутриотраслевой, межотраслевой, ценовой, неценовой, совершенной, монополистической, олигополии, монополии.

2. Какова сущность понятий «олигопсония» и «монопсония», а также чем данные явления характеризуются.

3. Каковы функции Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Исторически российская промышленность развивалась, прежде всего, как крупная промышленность. Такое положение сложилось еще в царской России, резко усилилось в советской экономике из-за крена в создании заводов-гигантов, и было унаследовано современной Россией. В настоящее время в ряде отраслей сформировались конкурентные отношения, в то же время существуют монополизированные отрасли и отрасли с олигополистической структурой.

Многие современные российские олигополии стали действовать на рынке как «наследники» советских крупнейших предприятий, которые обычно включали головной завод и несколько смежных или обеспечивающих производств. В советской экономике многие виды продукции производились единственным или несколькими производителями. Так, например, в машиностроении треть товарного ассортимента отрасли в конце 1980-х годов производилась единственным предприятием, и еще около трети – двумя предприятиями, т.е. треть рынков советского машиностроения были монопольными рынками, еще треть – дуопольными. 2 Государственная производственно-экономическая система СССР представляла собой единый народнохозяйственный комплекс с согласованными, насколько это возможно на основе составления межотраслевых балансов, темпами и пропорциями развития.

Наличие крупных заводов при отсутствии крупных фирм являлось особенностью экономики СССР. Данное явление было нетипичным для экономически развитых стран, в которых в состав крупных корпораций входили многие предприятия, зачастую расположенные в нескольких странах. В процессе приватизации сохранилась характерная для российской экономики тенденция: большие заводы, но небольшие фирмы. В ходе перераспределения собственности формируется тенденция, характерная для экономически развитых стран: укрупнение фирм.

Нестабильность олигополистических рынков во многом определяется нестабильностью отношений собственности на олигополистические предприятия. Исторически малый срок существования ныне действующих олигополистических структур, постоянные изменения в соотношении сил между ними, вызываемые переменами внешних и внутренних условий функционирования, обуславливают процессы перемещения объектов собственности и сфер влияния от одних олигополистов к другим.

Примечательно, что первичное распределение собственности происходило не столько на базе естественного отбора в ходе конкуренции, сколько по бюрократическим каналам. Первичное перераспределение собственности в России не привело автоматически к становлению эффективного собственника, поскольку не были обеспечены правила и нормы эффективного хозяйствования, минимизирующие величину трансакционных издержек. Величина трансакционных издержек зависит от того, насколько четко и однозначно проведено разграничение прав собственности, их эксклюзивное вменение и использование, а следовательно, от возможности превентивно исключить нежелательное вмешательство третьих лиц в пользование этими правами. Для России характерна более слабая, чем в развитых странах, спецификация прав собственности. Неспецифицированность прав собственности, многократный ее передел приводит к снижению ответственности субъектов собственности.

В постсоциалистических странах на начальном этапе системных преобразований было распространено мнение, согласно которому важнейшей причиной разразившегося в них кризиса явилось господство государственной собственности. Со скорейшей приватизацией связывались надежды на быстрый выход из кризиса и улучшение финансового положения предприятий. Однако, приватизация, также как и в России, не привела к повышению эффективности деятельности предприятий.

В данном случае подтверждается мнение представителей институционализма, согласно которому не форма собственности, а тип организации и управления, наличие реальной конкурентной среды определяют уровень экономической эффективности производства и финансовое положение предприятий. С точки зрения повышения эффективности функционирования предприятий, по мнению С. Малле, главная цель приватизации заключается в «оптимальном распределении ответственности за результаты производственной деятельности». 3

Характерной особенностью процесса последующего (конец 90-х годов ХХ века) перераспределения собственности в России выступало применение правовых пробелов или незаконных методов, таких как использование дополнительных эмиссий акций, от распределения которых отстранялись миноритарные акционеры; искусственное наращивание задолженности с последующей переуступкой долгов; притворные реорганизации компаний; манипулирование реестром акционеров с целью отстранения «нежелательных» от участия в принятии решений; инициирование процедуры банкротства за незначительные долги для введения подконтрольного внешнего управления. В России имела место ситуация, когда, по выражению Г.Я. Явлинского, «… относительно немногочисленная, но влиятельная группа игроков использовала существующую обстановку хаоса для упрочения своего личного положения путем приобретения еще более привлекательных активов и установления собственной «корпоративной» формы общественного договора в отношении обеспечения прав собственности 4 .

Для современной России характерен достаточно высокий уровень концентрации собственности. Как отмечается в докладе Всемирного Банка «Меморандум об экономическом положении Российской Федерации. От экономики переходного периода к экономике развития», для современной российской экономики характерна концентрация собственности в руках нескольких основных игроков. 5 В докладе Счетной палаты об итогах приватизации приводятся экспертные оценки, что в России «в настоящее время существует самый высокий в мире уровень концентрации частной собственности. То есть сложилась ситуация, тормозящая процессы достижения конкурентоспособности российской экономики. Формирование слоя мелких и средних собственников и предпринимателей, являющихся в развитых демократических государствах движущей силой экономического развития и опорой политической стабильности, не состоялось». 6

На национальном уровне высокий уровень концентрации собственности может привести к тому, что в формировании экономической политики доминирующую роль будут играть несколько групп частных интересов при снижении роли государственных институтов. Олигополистические структуры имеют лучшие, по сравнению с немонополизированным сектором, экономические показатели благодаря большей приспособленности для деятельности в несовершенных экономических условиях. В данном случае подтверждается тезис о том, что чем меньше развит рынок, тем больше преимуществ имеют фирмы большого размера, поскольку они лучше справляются с рисками и финансовыми трудностями и являются более эффективными лоббистами. «Когда несколько частных агентов контролируют большую часть денежных потоков или рабочей силы, им легче лоббировать свои интересы, подкупать или шантажировать государственных чиновников для того, чтобы повлиять на деятельность правовых, политических или регулирующих институтов. Несовершенные экономические условия являются тем «проводником», по которому концентрация собственности на уровне предприятий смыкается с концентрацией собственности на национальном уровне (в том числе между отраслями). Это происходит из-за того, что относительные размеры предприятий способны нарушить конкуренцию». 7

Иностранные олигополисты не остались в стороне от процессов перераспределения собственности в России. Они обладали большими преимуществами на рынке ссудного капитала, ибо опирались на несравненно более развитый денежный рынок Запада, обеспечивавший им достаточный объем денежных средств. Российские же предприятия, действовавшие в 90-х годах ХХ века в условиях жестких финансовых ограничений, испытывали недостаток финансовых средств не только для расширения, но и для ведения текущей производственной деятельности и становились объектом для поглощений.

Обратим внимание на такой объективный фактор, способствующий вытеснению с рынка отечественных олигополистов при вхождении их зарубежных конкурентов на российский внутренний рынок, как более высокая эффективность деятельности, в частности, производительность. Сопоставление данных позволило сделать вывод, что в таких олигополистических отраслях¸ как авиастроение, автомобилестроение, гражданское и транспортное машиностроение, ракетно-космическая промышленность, нефтехимия, производительность труда олигополистов из экономически развитых стран от 2 до 30 раз выше, чем российских олигополистов. Ведущие российские нефтегазовые и сталелитейные олигополисты уступают мировым лидерам по объемам реализованной продукции в несколько раз. Так, у «ЛУКойла» объем продаж в 7 раз меньше, чем у Exxon-Mobil и в 1.5 раза - чем у бразильской Petrobras. Металлургическая «Северсталь» отстает от ArcelorMittal из Люксембурга в 8 раз и от бразильской Gerdau - в 1.7 раза, в химической промышленности «Уралкалий» от германской BASF в 100 раз, но и от саудовской Saudi Basic Industries в 27 раз. Российский Сбербанк уступает американской Citygroup почти в 11 раз, а китайской ICBC - в 2.5 раза. 8

Слабость российских олигополистов особенно заметна, если сравнивать между собой отдельные близкие по объемам оборота российские и зарубежные компании, в том числе из развивающихся стран. У ведущей нефтедобывающей компании России «ЛУКойл» выработка на одного занятого в 3,6 раза меньше, чем у государственной бразильской Petrobras. Российская «Северсталь» по производительности в 3,5 раза уступает китайской Shanghai Baosteel Group Corporation, в 4 раза – бразильской Gerdau и более чем в 20 раз -японской Nippon Steel. В химической промышленности «Уралкалий» в 24 раза менее производителен, чем саудовская компания SABIC. Российский лидер автомобилестроения «АвтоВаз» в 7 раз уступает индийской автомобилестроительной корпорации Mahindra & Mahindra. «Сбербанк» в 2,4 раза менее эффективен, чем китайский Bank of China, и в 8 раз, чем бразильский Banco do Brasil. При втрое меньших объемах оборота в «Сбербанке» работает 240 тыс. человек, в то время как в бразильском банке - 83 тыс. 9

Немаловажным фактором является и зачастую более низкое качество продукции отечественных олигополистов. Например, автомобильный гигант КАМАЗ в ходе текущего кризиса уже трижды останавливал конвейер, несмотря на практически перманентное предоставление ему больших сумм ликвидности. Причина остановок - отсутствие спроса, затоваривание. И какие бы суммы дополнительной ликвидности не предоставлялись КАМАЗУ, он не сможет запустить конвейер, если нет перспектив сбыта производимой продукции. Аналогично обстоят дела и с другими корпорациями. 10

В начале ХХI века наблюдается очередной этап перераспределения собственности на олигополистические предприятия. К олигополистическим отраслям, на которых большинство предприятий является в основном собственностью российских граждан, относятся некоторые предприятия машиностроения, сырьевых отраслей. Существуют также олигополистические отрасли, на которых функционируют как отечественные, так и зарубежные предприятия. К таким отраслям относится автомобильная промышленность, ряд предприятий сырьевых отраслей. В то же время, появляются целые направления деятельности, в которых практически не представлены российские производители. Например, на российском рынке информационных технологий конкурируют в основном зарубежные олигополисты – IBM, Microsoft, Motorola, Intel и др.

Характерной для современного этапа является скупка акций машиностроительных предприятий крупными металлургическими компаниями и подконтрольными им организациями, в том числе в результате банкротств машиностроительных предприятий, объединение в группы предприятий различных подотраслей машиностроения под эгидой крупных машиностроительных корпораций и т.д. Централизация реализуется не только через основание гигантских компаний, но и в результате слияний и поглощений. Укрупнение фирм происходит не только в результате внутриотраслевых, но и межотраслевых объединений капиталов.

На долю внутриотраслевых слияний и присоединений (т.е. таких, в которых покупатель и продавец заняты производством и реализацией конкурирующих товаров, и слияние которых ведет к росту экономической концентрации) приходилось около 40% всех сделок и действий, подпадающих под государственный контроль за экономической концентрацией. Особенно велика доля внутриотраслевых слияний и присоединений в машиностроении (более 60%), пищевой промышленности (более 60%), электро- и теплоэнергетике (более 75%), связи (100%), что свидетельствует об усиливающейся концентрации в этих отраслях. 11

Стремление компаний к созданию единого производственно-технологического комплекса обусловливает необходимость включения в объединение органически взаимодополняемых предприятий, которые в данный момент могут быть даже нерентабельными, поскольку самым важным качеством предприятия, входящего в состав группы, служит его способность дополнить другие элементы системы. Таким образом, на первый план выдвигается обеспечение эффективного функционирования фирмы как системы и ее дальнейшее сбалансированное развитие. Подобная концентрация производства, не всегда актуальная с точки зрения конкурентного права, представляет значительный геополитический интерес, особенно когда приобретения осуществляются компактно, на одной или нескольких сопряженных административных территориях. Эксперты Всемирного Банка отмечают, что в России появляется большая группа холдингов, которая начала отделяться от своих основных отраслей, расширять свою деловую деятельность и конкурировать в масштабах всей экономики, создавая отрасли и подотрасли, все дальше уходящие от первоначального вида деятельности. Одни рассматривают упомянутое явление в качестве желательной предпосылки более быстрой реструктуризации всей экономики, в то время как другие полагают, что финансово-промышленные группы мертвой хваткой берут за горло целые отрасли экономики или регионы. 12

В период экономического кризиса появляются возможности реального включения государства в число собственников олигополистических структур, увеличения доли зарубежного капитала в структуре собственности на олигополистические предприятия. Кризис 2008-2010 годов дал толчок новым перераспределительным процессам собственности, в том числе и на олигополистические предприятия.

Специфической чертой кризиса 2008 года (в отличие от кризиса 1997-1998 годов) является активное участие государства в процессе перераспределения собственности. Современная ситуация является диаметрально противоположной периоду залоговых аукционов (ноябрь - декабрь 1995 года), когда правительство для пополнения бюджета предоставило олигополистам в залог акции 12 крупных российских предприятий («ЮКОС», «ЛУ-КОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «Сибнефть», «Норильский никель», «Новолипецкий металлур-гический комбинат» и др.), но, ни в одном случае «псевдокредиты» не были возвращены, что означало фактическую приватизацию этих пакетов акций по многократно заниженным ценам. В 2008 году государство проявило готовность рефинансировать внешние займы госкомпаний и частного сектора, невыполнение обязательств по которым способно повлечь за собой утрату национального контроля за стра-тегическими активами. Ученые прогнозируют увеличение доли государства в корпоративном секторе в 2009-2010 годы от 3-4 до 9-10% только за счет выделенных средств для интервенций на фондовом рынке. 13

Таким образом, к настоящему времени произошло выделение по критерию формы собственности трех видов олигополистов: олигополисты с государственным участием в собственности в банковской сфере; ведущие частные компании ТЭК, предприятия машиностроения, крупные диверсифицированные корпорации; филиалы крупнейших зарубежных олигополистов. Стремясь обеспечить устойчивость в период экономического кризиса, олигополисты разных сфер ведут себя по-разному.

Олигополисты первой группы заставляют потребителей принимать новые уровни цен, активно используют административный ресурс.

Положение олигополистов второй группы является более сложным. Перед ними стоит задача сохранения контроля над активами при обращении к государственной помощи (ГАЗ, АвтоВАЗ). Для получения государственной помощи в период экономического кризиса 2008-2010 годов олигополисты прибегали к различным методам. Н. Кричевский и В. Иноземцев выделяют следующие способы давления российских олигархических структур на органы государственной власти в период кризиса с целью получения финансовой поддержки: угроза негативных последствий перехода контроля над активами к иностранным кредиторам; настаивание на включении в списки стратегических предприятий и участие в распределении средств, выделенных на реализа-цию антикризисной программы правительства; получение гарантий под устраивающие бюрократов проекты; давление на государство через провоцирование протестов. 14 Условием дальнейшего развития олигополистов данной группы должно стать повышение эффективности функционирования, снижение уровня трансакционных и трансформационных издержек.

Положение третьей группы олигополистов является относительно благоприятным. Используя «поток компетенций», бесплатно получаемых из материнской компании, они могут упрочить свои позиции на российском рынке, потеснив российских олигополистов.

Таким образом, в современных условиях для России характерен процесс постоянного перераспределения собственности на олигополистические предприятия, составляющие основу национальной экономики. Задача органов власти в условиях нестабильной экономической ситуации должна быть связана с недопущением установления контроля зарубежного капитала в стратегических отраслях национальной экономики, а также недопущением разорения олигополистов, являющихся бюджетообразующими или стратегически значимыми предприятиями.

Безусловно, для сохранения олигополистических компаний, формирующих значительную часть консолидированного бюджета, необходимо оказание им государственной поддержки. Подобной политики по отношению к крупнейшим национальным компаниям придерживаются все экономически развитые страны. В то же время, необходимо отделять интересы государства от интересов олигополистических структур и при предоставлении финансовой поддержки конвертировать помощь в контрольные пакеты акций; не предоставлять поддержки оффшорным холдинговым структурам; начать скупку долгов олигополистов с дисконтами; провести комплексные проверки деятельности собственников и менеджмента за предыдущие годы; инициировать процедуры банкротства и введения конкурсного управления. Это позволит сохранить крупнейшие олигополистические компании страны, не ущемляя при этом общенациональные интересы.

Среди рыночных структур значительное место занимает олигополия, или структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредоточивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.

Типы отношений

По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на плотные и разреженные. К плотным олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами. Структуры рынка, которые включают более 8 хозяйствующих субъектов, относятся к разреженным олигополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях плотной и разреженной олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно.

Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартных продуктов. Многие стандартные продукты выпускаются в условиях олигополии - это сталь, цветные металлы, строительные материалы. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска продуктов многообразного ассортимента. Они характерны для тех отраслей, в которых имеется возможность разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг. Уровень плотности олигополистической структуры рынка измеряется количеством предприятий в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. Таким образом, варьируя количеством предприятий, можно определить степень концентрации производства, а следовательно, и предложения в исследуемой отрасли общественного производства.

В то же время следует подчеркнуть, что было бы неосмотрительно ориентироваться на масштабы только национальной экономики. Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном, так и на местном уровнях хозяйствования. Так, в силу специфики возможностей потребления готового бетона на локальных рынках (района, небольшого города) также формируются олигополистические структуры, равным образом как и на региональном уровне в сфере предложения, например, кирпича.

Однако на каком бы уровне мы ни рассматривали олигополии, не следует забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукцией олигополистов потребительскими свойствами (например, газ и электроэнергия как источник тепла, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов). Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей. Оба эти фактора могут способствовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами.

Для рынка характерны олигополистические отношения. Олигополия в экономике - это некое среднее звено, позволяющее, с одной стороны, контролировать все наикрупнейшие предприятия и управлять ими, а с другой - создать в будущем условия для входа в конкурентную среду. В любом случае тема очень актуальна для России, ведь именно в нашей стране примеров для изучения предостаточно.

Что такое олигополия

Рассмотрим более детально, чем отличается этот тип от других. Олигополия в рыночной экономике - это место встречи небольшого количества производителей и множества покупателей. Как правило, число фирм не превышает 10-12 единиц. Самое интересное, что олигополистический рынок может иметь черты как монополистического, так и конкурентного, в зависимости от поведения ее главных участников.

Нужно понимать, что когда на рынке существует всего несколько крупных игроков, то у них есть всего две модели поведения: в первой они сотрудничают и вместе решают вопросы ценовой политики, а в другой - соперничают и считают друг друга злейшими врагами. В первом случае речь идет о "тайных соглашениях", когда руководители за чашечкой кофе или в парной просто договариваются о том, какую игру вести. во второй модели поведения не всегда идут на пользу производителям, но уменьшение стоимости продукции или улучшение ее качества привлекает новых потенциальных клиентов.

Характерные черты олигополии

Олигополии в современной экономике имеют свои определенные черты. Их всего несколько:

1. На рынке присутствует всего несколько лидирующих фирм. Обычно они занимают примерно одинаковую долю таким образом, что их власть нельзя назвать чистой монополией.

2. Если рассматривать график, то кривая спроса каждой отдельно взятой фирмы будет иметь спадающий характер, из чего можно сделать вывод, что рынок не конкурентный.

3. Главной отличительной чертой является то, что любое действие со стороны одного из производителей не останется без внимания конкурентов. Если даже самый важный участник поднимет цену, его конкуренты вынуждены будут предпринять аналогичные действия или спровоцировать спрос на свою продукцию. При этом, в отличие от конкурентного рынка, поведение покупателей спрогнозировать сложно. Олигополия в экономике - это всегда толчок к улучшению качества или уменьшению цены.

4. Часто на олигополистическом рынке производится стандартизованная продукция. Таким образом, производителям остается играть только в ценовые войны, поскольку изменять качество или тип продукции они не могут. В то же время другой подтип - дифференцированная олигополия (например, автомобильная отрасль) - позволяет устраивать масштабные гонки между фирмами-производителями за внимание потребителя.

5. Любую олигополию можно охарактеризовать с помощью показателя концентрации производства. Чем выше значение этого показателя, тем меньше конкуренция на рынке. Рассчитать степень концентрации можно с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана.

Особенности входа на рынок

На рынок, в котором присутствует всего несколько крупных производителей, молодым фирмам очень тяжело войти. И это неудивительно. Олигополии в экономике России прочно укрепили свои статусы, а их имена фигурируют в международных масштабах. Как правило, все отрасли, которые можно назвать олигополистическими, это те, где присутствуют ограниченные ресурсы, сложные технологии, крупное оборудование.

Понятное дело, что молодой фирме очень сложно будет не только начать деятельность, ведь для этого нужны колоссальные капиталовложения, но и продолжать работу на конкурентном уровне. Когда имя "ЛУКойл" у всех на слуху, трудно будет его превзойти. В мировой практике существует лишь два примера успешного входа на олигополистический рынок новой компании. Это "Фольксваген" в США и АвтоВАЗ в России. И то, это удалось только с условием государственной поддержки, так что о нормальной конкуренции здесь речь не идет.

Рынок нефтедобычи в России

Роль олигополий в современной экономике России прекрасно прослеживается на примере рынка нефтедобычи. Это один из самых ярких образцов того, как несколько крупных игроков могут вести политику "тайных соглашений".

Для начала рассмотрим, какие фирмы фигурируют на данном рынке и какой сегмент занимают. Для этого нам понадобится следующий рисунок.

Как видно из этого рисунка, всего 11 компаний России добывают практически 90% нефти. Из них четверо владеют долей в 60%. Они и становятся крупнейшими игроками, диктующими свои условия. Распределение производственных мощностей на территории России представлено на следующем рисунке.

Что происходит на рынке нефтепродуктов на самом деле

Олигополии в российской экономике, и в частности в сфере нефтедобывающей промышленности, ведут себя как монополисты. В частности, существуют вертикально-интегрированные системы, которые полностью контролируют весь процесс от добычи нефти, ее переработки и до продажи конечным потребителям как на внешний, так и на внутренний рынок.

Как отмечает антимонопольный комитет, деятельность основных игроков этого рынка является отнюдь не прозрачной. Теоретически цена на нефтепродукты должна формироваться под влиянием множества внешних и внутренних факторов, но на деле она существенно завышена, и, как показывают расчеты, бензин мог бы стоить на 20% дешевле без ущерба для производителей. Налицо - тайный сговор, в котором главные участники договариваются о цене и реализуют ее на внутреннем рынке.

Рынок мобильных операторов в России

Если рассматривать роль олигополий в современной экономике России, то еще один хороший пример показывает рынок мобильных операторов. Конкуренция здесь уже давно перестала быть исключительно ценовой. За право привлечь внимание покупателя ведутся настоящие войны, порой даже

Рассмотрим, каково же положение дел и какие игроки занимают лидирующие позиции.

Как видно из рисунка, большую часть рынка держит "большая тройка", в которую входит МТС, "ВымпелКом" ("Билайн") и "МегаФон". Последнее время наращивает свои обороты "Теле 2", хотя для него доступ на самые выгодные площадки Москвы и Санкт-Петербурга все еще закрыт. Как показывает статистика, за прошлый год наблюдается отток клиентов у всех операторов на несколько процентов. У МТС снизилось количество клиентов на 0,1%, у "МегаФона" - на 0,3, а у "Билайна" - на целых 2,6%.

Как проявляется олигополия на рынке сотовых операторов

"Большая тройка" контролирует практически весь рынок сотовых операторов. В их власти новые технологии, такие как 3G- и 4G-интернет. В принципе, место олигополии в современной экономике России видно по тому, как ведут себя операторы. В 2006 году "большая тройка" была замешана в крупном скандале и обвинялась в тайном сговоре против региональных операторов. Именно в тот период наблюдается слияние некоторых мелких компаний или полное их исчезновение.

В 2010 году антимонопольная служба оштрафовала крупнейших лидеров рынка за преднамеренное завышение тарифов на предоставление услуг в роуминге. С каждой компании взимался штраф, который составил 1% от их полученной за свои действия выручки. Общая сумма доходов ФАС составила 8,1 млн рублей. Стоит только подсчитать, сколько миллиардов рублей получили сами компании.

"Большая тройка" и "Теле 2"

В 2006 году на арене резко появляется шведский оператор "Теле 2". Образован он был еще в 2001 году, но стойкие мешали освоиться ему в центральных регионах. Благодаря хитрым манипуляциям с акциями региональных операторов, за один лишь год "Теле 2" удалось обеспечить себе конкурентные преимущества в 13 областях. Далее компания проводила очень агрессивную ценовую политику, что позволило отвоевать себе 4,3% рынка. Это был прорыв, который не могли не заметить главные игроки сотовой связи.

"Большая тройка" стала всячески мешать "Теле 2", причем в ход шли совсем неконкурентные методы. Так, был сделан запрос в МВД от одного депутата, после чего все станции и конторы "Теле 2" стали тщательно проверяться на предмет того, правильно ли они функционируют.

Но шведская компания не отступала и главной целью наметила для себя завоевание Краснодарского края. Этого "большая тройка" допустить не могла, и им пришлось срезать цены в полтора раза, чтобы достойно противостоять конкуренту. На данном примере прекрасно просматривается роль олигополий в современной экономике. О честной конкуренции речь вообще не идет, и если новая компания хочет выжить и укрепиться тут, нужно иметь очень сильную поддержку или со стороны государства, или со стороны более влиятельных компаний.

Олигополия и ее место в рыночной экономике

Все экономисты сходятся в единой точке зрения: олигополии нужны современному миру и рыночной экономике. И хоть такой рынок порой сложно контролировать, иногда ведутся настоящие войны против конкурентов, все-таки есть положительные стороны для формирования здоровой экономической системы. А именно:

1. Прежде всего, крупные фирмы обладают значительными финансами, которые можно направить на развитие отрасли, научно-технические разработки.

2. Из первого пункта следует, что раз есть деньги и можно вкладывать в развитие, то товар станет более выгоден для покупателя, и, таким образом, можно обойти конкурентов. Олигополия в экономике - это мощнейший двигатель прогресса.

3. В сфере, где существуют лишь гиганты, нет такой разрушительной силы конкуренции, как на свободном рынке. Здесь наблюдаются низкие цены и высокое качество продукции.

4. Еще одним преимуществом являются барьеры входа. Соперничать с лидерами могут только хорошо профинансированные фирмы.

Недостатки олигополий

Практически все преимущества - это и есть негативные моменты, которые возникают в реалиях современной экономики.

Начнем с того, что фирмы-лидеры совершенно не опасаются конкурентов и ведут себя своевольно, делая все, что заблагорассудится. Легальность своих действий они подтверждают тайными соглашениями, чтобы другие действовали аналогично. Совершая сговоры, они играют покупателями, заставляя их покупать продукцию низкого качества за более высокую цену. А у людей не остается выбора, поскольку олигополия в современной экономике сродни монополии: или покупай, или оставайся (например) без бензина.

Хоть олигополии могут влиять на научно-технический прогресс, и это под силу только им, крупные фирмы не спешат внедрять новые технологии и вкладывать деньги в разработку. Объясняется все тем, что снова-таки фирма никуда не торопится, поскольку знает: покупать будут и так. Пока не окупятся все ранее вложенные деньги, ничего нового развиваться не будет.

Последствия олигополизации рынка

Негативное отношение к монополии и олигополии в экономике явно неоправданно. Возможно, это связано с тем, что в нашей стране слишком много недоверия и слишком много тех, кто хочет поживиться деньгами простых людей. Но на самом деле крупные в одной отрасли нужны экономике.

Прежде всего, это связано с масштабами деятельности. Отражается это на постоянных издержках. Для малых фирм практически все издержки являются переменными. А вот на крупных производствах можно за счет масштаба сэкономить на внедрении каких-нибудь новых технологий. К примеру, разработка нового лекарства будет стоить 600 млн долларов, но эти затраты перенесутся на годы, пока проблема не будет решена, а издержки можно добавить к себестоимости уже выпускаемой продукции, и цена от этого не сильно изменится.

Вывод

Олигополия в экономике - это очень мощный инструмент для развития научно-технического прогресса. Если правильно направить русло, по которому нужно двигаться, то тогда скроются все недостатки и негативные стороны, наблюдаемые в нынешней ситуации в нашей стране.

В соответствии с количеством участников экономисты выделяют следующие разновидности конкуренции: чистая, олигополистическая, монополистическая. Чистая конкуренция характеризуется большим количеством участников, которые активно борются за потребителя. В случае с монополией та или иная отрасль представлена только одним субъектом. Если же говорить об олигополии, то количество участников рынка ограничено.

Олигополистическая конкуренция - это конкуренция, относящаяся к несовершенному виду. Ключевыми характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь; большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью реакций фирмы на действия конкурентов; схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров. Формирование олигопольного рынка (весь объем поставок обеспечивается лишь несколькими фирмами) характерно для следующих отраслей: химической промышленности (производство полиэтиленов, каучука, технических масел, этиловой жидкости, некоторых видов смол); машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (производство машин и оборудования, стати, рельсов, труб и т.п.)

Олигополия подразумевает работу на рынке ограниченного количества фирм. Их численность обычно колеблется от 1 до 10. Данная модель рынка характеризуется следующими признаками:

большое число покупателей, за склонность которых борется небольшое количество фирм, обеспечивающих основной объем предложения;

в большинстве случаев олигополистическая конкуренция сосредоточена вокруг однородных продуктов, а в том случае, когда они дифференцированы, то для удобства исследований производится операция агрегирования; для выхода на рынок имеется множество существенных препятствий и барьеров;

ввиду взаимозависимости предприятий, составляющих олигополию, контроль за ценами извне крайне ограничен;

при установлении стоимости товара или услуги присутствует возможность сговора между предпринимателями;

если одна или несколько фирм характеризуются большой долей рынка, то они могут оказывать влияние на ценообразование.

Модель картеля. Модели олигополистической конкуренции отличаются наличием или же отсутствием согласованности между действиями фирм, работающих в рамках данного механизма. Если говорить о картели, то имеется в виду договоренность (сговор), которая подразумевает согласованность объемов и ассортимента производимой продукции, а также ценовой политики. В результате предприятиям предоставляется возможность получать от своей деятельности такие же выгоды, как и в случае с монополией.

Поскольку картель является незаконной, то предприниматели пытаются придать ей статус государственной или международной организации (например, ОПЕК). Но если учитывать, что со временем каждый из участников стремится к получению еще большей выгоды, то объединение достаточно быстро распадается.

Модель лидерства. Олигополистическая конкуренция вовсе не подразумевает равенства участников рынка. Каждый из них стремится так или иначе выделиться, чтобы занять самые высокие позиции. У лидера появляется возможность задавать темп производства, а также внедрения новых технологий. Также речь идет о повышении или снижении цены. Что касается остальных участников рынка, то им остается лишь реагировать на действия, предпринимаемые лидером.

Модель Курно. Если говорить о данной модели, то стоит отметить, что руководство каждой организации непременно составляет прогнозы развития рынка, а также деятельности конкурентов, в соответствии с которыми и выстраивается дальнейшая деятельность. В процессе функционирования вносятся определенные корректировки, в результате которых каждое предприятие занимает на рынке определенную долю. В дальнейшем данные пропорции сохраняются.

Ценовая война . Вполне закономерно, что каждое из предприятий, действующих на олигополистическом рынке, стремится занять лидерские позиции, используя для этого все доступные методы конкуренции. Одним из самых эффективных является снижение цены. Далее все остальные фирмы начинают отвечать симметрично. Это и является ценовой войной. Понижение стоимости происходит до тех пор, пока более слабые фирмы не закроются, а рынок превратится в монополию с одним участником.