Главная · Метеоризм · Святые благоверные князь пётр и княгиня феврония, муромские чудотворцы (†1227). Повесть о петре и февронии муромских

Святые благоверные князь пётр и княгиня феврония, муромские чудотворцы (†1227). Повесть о петре и февронии муромских

Житие Петра и Февронии Муромских - это идеал супружества во Христе, истинной и жертвенной любви. Им следует возносить мольбы о ниспослании с Небес благословения на брак и семейного счастья, об укреплении отношений, вразумлении супругов .

Жизнеописание святых

Однажды семью князя Павла, муромского самодержца, посетило горе: к его жене стал приходить змей, принимавший облик мужа. Когда дьявольский обман раскрылся, она рассказала обо всем супругу. Павел приказал ей хитростью разузнать тайну змеиной смерти. Выяснилось, что умереть змею суждено «от Петрова плеча и Агрикова меча».

Петр и Феврония Муромские

Петр, помолившись, узнал место хранения меча и вонзил его в змея. Во время сражения диавольская кровь брызнула на Петра, и тут же его тело осквернилось язвами и струпьями.

Многие врачи и знахари безуспешно пытались вылечить князя. Предавшись Воле Божией, князь направил своего слугу на поиски лекаря. Юноша случайно оказался в доме, где жила девушка Феврония. Она была дочерью древолаза, знала свойства целебных растений и понимала язык животных, обладала даром прозорливости и исцеления. Узнав о княжеском горе, девушка велела слуге привезти князя к ней.

Прибыв в селение, Феврония осмотрела страдальца и пообещала его вылечить. В качестве оплаты за лечение она пожелала сочетаться браком с Петром. Князь пообещал взять ее в жены.

В 2012 году в Санкт-Петербурге была бессовестно украдена из церкви еще одна частичка мощей, привезенная на поклонение православным паломникам.

Что можно просить у святой пары

С давних пор супружеская чета была покровительницей домашнего очага. Поэтому, прежде всего к чудотворцам обращаются с просьбами о настоящей и чистой любви . Святых просят о защите от бесовских нападок, от влияния злых людей, способных разрушить семейную идиллию.

Икона святым

Те, кто пока не обрел вторую половинку, молит князей подсказать, где найти свою единственную любовь, с которой суждено прожить рука об руку всю жизнь.

Читайте о православии и семейной жизни:

Пары, которые мечтают о детях, могут молиться у мощей о зачатии здорового чада. Хоть у святых не было своих детей, они очень любили и любят чужих малышей.

Перед иконой и мощами муромской четы молят об исцелении от недугов, даже самых тяжелых и страшных, безнадежных. Ведь княгиня при жизни была великой целительницей людских хворей.

Петра часто просят о даровании мужества и отваги, о защите от несправедливости и зла. Именно эти качества были ему присущи во времена земной жизни.

Чудеса нашего времени

  • Один из спонсоров, помогающих восстанавливать монастырь, долго сокрушался о бесплодии своей супруги. Когда женщине исполнилось 43 года, по молитвам сестер обители и своего мужа, она родила прекрасную дочку.
  • В семье прихожан случился скандал и супруги подали заявление на расторжение брака. В тайне от мужа жена приходила к мощам и умоляла Петра и Февронию не допустить развода. По предстательству святых князей Господь даровал паре семейное счастье, семья восстановилась.

Святые Петр и Феврония Муромские

  • Девушка, воспитанница духовной семинарии, умоляла даровать ей благочестивого супруга. Вскоре она вышла замуж за семинариста и стала матушкой.
  • Долгое время посещала православный клуб странная дама. На вид ей было около 40 лет. Она была неуверенной в себе, забитой и очень стеснительной. После молитв преподобным князьям она, на удивление членов клуба, помолодела, лицо ее сияло счастьем. Благодаря крепкой вере и молитвам она повстречала любящего мужчину и «расцвела» сердцем и душой, приобрела вторую молодость.
  • Две незамужние девушки, которым не везло в любовных делах, приехали в Муром поклониться святым мощам. Они безропотно отстояли огромную очередь, каждая попросила о долгожданном женском счастье. Прошло совсем немного времени, подруги нашли достойных спутников жизни, зарегистрировали брак и обвенчались.
  • Одна 39-летняя дама крайне неудачно пыталась создать семью. Однажды она завела знакомство с мужчиной и решила, что он - ее «последний шанс». Чувств она к нему не испытывала, поэтому переживала, что семейная жизнь может не сложиться.

Решив испросить помощи у Петра и Февронии, она отправилась к мощам, помолилась и по возвращении домой между будущими супругами произошла сильная ссора. Свадьба не состоялась. Разочарованная дама решила посвятить себя монашеству и поехала в обитель, узнать, что потребуется для пострига в иночество. По дороге она попала в серьезное ДТП. Оказалось, что водитель второй машины был глубоко верующим воцерковленным человеком. Между мужчиной и женщиной завязались отношения, они общались и дружили, а через 7 месяцев поженились. Спустя некоторое время женщина узнала, что ее бывший жених на самом деле - азартный игрок и запойный алкоголик.

Получается, Петр и Феврония уберегли молитвеницу от ошибочного шага и даровали возможность встретить достойного мужчину.

Святые благоверные князья были канонизированы в 1547 году. Память их совершается от века до века 8 июля.

Видео о житии святых князя Петра и княгини Февронии Муромских, чудотворцев.

Сегодня у нас тема — Петр и Феврония: история вечной любви, краткое содержание. Давайте рассмотрим, что это за святые, и какой была их жизнь и любовь, как они помогают в создании семей и обретении любви всем нам.

14 февраля мир отмечает так называемый День влюбленных. В нашей стране, не смотря на потуги Запада, этот праздник так и не стал народным. Зато с недавних пор мы стали возвращаться к наших исконным, историческим торжествам. Но станут ли они вновь народными — это вопрос. Аналогом чуждому нам западному Дню святого Валентина у нас является День Петра и Февронии муромских, их история вечной любви во все века впечатляет и вызывает желание просить Господа о такой же, светлой, чистой, великой и бессмертной любви. Памятник им установлен на патриаршей площади в Йошкар-Оле, здесь же находится и часовня, названная в их честь.

Рассказывает иерей Леонид Вылекжанин, настоятель часовни Петра и Февронии, Йошкар-Ола. (А я буду по ходу разбавлять сухое повествование священника народными рассказами, которые гораздо ярче и интереснее. От автора )

Князь Петр рожден вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича, и в свое время, когда
брат его умер, наследовал престол. Перед этим Петр заболел тяжкой неизлечимой болезнью — проказой. И ему было видение, что излечить его может только одна благочестивая дева по имени Феврония, из рязанской губернии.

Народная молва так рассказывает: беда случилась у брата Павла, к жене его стал ходить змий в образе мужа ее, и соблазнил ее. Она призналась во всем мужу, тот наказал ей разведать, как можно погубить змия. Она хитростью выведала, что может лишь брат его, Петр, убить змия специальным мечом. Павел брату рассказал, и тот взялся извести змия. нашел он меч, убил его, но капли крови брызнули на него и он заболел тяжкой проказой.

Исцеление князя

Петр едет к Февронии и действительно получает по ее молитвам исцеление. Он так полюбил Февронию, увидев в ней благочестие, доброту, мудрость небывалую, что женился на ней.

Народная молва так гласит: девушка очень мудрой была, справно князю отвечатала, чем очень понравилась ему. Но она сначала ему условие поставила — вылечу тебя, ежели на мне женишься. Князь пообещал, но Феврония знала, что откажется. Она дала мазь ему и сказала мазать все язвы, окромя одной. Князь все сделал, вылечился, да не исполнил обещания. А как приехал назад в Муром, опять сильнее прежнего заболел. И опять к Февронии — та вылечила, и Петр исполнил обещание, взял в жены ее.

Изгнание и возвращение

Но когда князь на простой крестьянке женился, это не понравилось гордым боярам, они не хотели иметь своей княгиней простого происхождения, и они просто изгнали Петра и Февронию с муромского престола. Правда, сначала предлагали Петру развестись с Февронией, на что получили твердый отказ. Князь понимал, что заключенный на небесах брак нельзя расторгать по каким-то человеческим соображениям. Князь с княгиней были изгнаны из Мурома, но город постигло большое землетрясение, и бояры, испугавшись, позвали назад Петра и Февронию. Те, будучи людьми не злобивыми, вернулись, правили долго и мудро, проживая в любви и согласии.

Они, конечно, прославились не только воздержанием, целомудрием, чистотой супружеской жизни, они прославились милосердием к бедным, справедливостью в своем суде, народ муромский очень любил и почитал своих князей Петра и Февронию.

И после смерти — вместе!

За какое-то время до смерти приняли князь со княгиней монашество — князь Петр ис именем Давида, а княгиня Феврония — Евфросинии. Скончались они, что примечательно — в один день, и час, Господь так своим промыслом управил — 25 июня (по нынешнему стилю – 8 июля) в 1293 году.

Народная молва рассказывает: вымолили у Господа князь с княгиней, чтобы дал им радость успения одновременно, и будучи еще живы, они гроб из камня заказали приготовили — один, широкий, перегородкой разделяемый на двоих. И вот, когда умерли оба одновременно, люди, решившие, раз они в монашестве умерли, похоронить их по отдельности. Да вот чудо случилось — наутро оказались оба тела в своем каменном гробу, вместе. Люди опять развези их по разным прибежищам, но и на второй раз они вместе оказались. Так и похоронили их вместе, не стали больше их разъединять, поняв, что не только при жизни князь со княгиней любили друг друга и неразлучны были, но и после смерти не согласились хоть ненадолго расстаться.

В православном календаре можно найти один очень удивительный день - праздник Петра и Февронии, история возникновения которого настолько прекрасна и интересна, что не сможет остаться без внимания современного поколения. Чествование памяти Петра и Февронии Муромских проходит 8 июля. Эта дата была утверждена в 2008 году на Совете Федерации России. Инициатором этого события стала жена Президента РФ Дмитрия Медведева, Светлана. Она же придумала и символ праздника - ромашки.

Петр и Феврония Муромские. История святости

Супружеский союз Петра и Февронии стал показательным образцом христианского брака, поэтому этих святых почитают его покровителями. Очень важно отметить то, что ни одного истинно православного человека история святых Петра и Февронии не оставит равнодушным. Люди с большой радостью и откликом в сердце воспринимают этот праздник. История Петра и Февронии просто восхитительна, и в ней явно прослеживается Божий промысел.

Петр и Феврония умерли в один день - 25 июня 1228 года по старому календарю по новому). Тела их, оставленные в разных храмах, каким-то чудесным образом вдруг оказывались в одном гробу, подготовленном ими заранее. Люди расценили это как великое чудо. В 1547 году Петр и Феврония Муромские, история которых просто потрясает, были канонизированы. Сегодня их святые мощи хранятся в соборе Святой Троицы в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

Поистине город Муром богат разными былинными героями. Все прекрасно помнят богатыря Илью Муромца, но мало кто знает, что его святые мощи хранятся в погребальных пещерах Киево-Печерской лавры.

Поэтичная повесть

История любви святых Петра и Февронии существует уже много веков на Муромской земле. Со временем подлинная история об этих благоверных и преподобных чудотворцах обросла сказочными очертаниями, которые слились с притчами и легендами этого края. Сегодня в Муроме стоит рака с мощами супружеской четы святых Петра и Февронии, и к ним отовсюду приезжают паломники, чтобы почтить их память, попросить помощи и помолиться.

Повествование о жизни благоверных Петра и Февронии было написано священнослужителем Ермолаем Прегрешным - гениальным литератором, жившим в эпоху Иоанна Грозного. История Петра и Февронии в оригинальной интерпретации писателя приобрела краски народного фольклора и стала поэтичной повестью о любви и мудрости, которые даются только чистому сердцу от Бога и Святого Духа.

О любви и верности

Началась эта удивительная история Петра и Февронии в то время, когда на русской земле в городе Муроме правил князь Павел. И была у него прекрасная жена, к которой дьявол, по своей нелюбви и ненависти к роду человеческому, стал отправлять на блуд крылатого змея. Используя свою нечистую магическую силу, он появлялся перед ней в образе князя. Такое наваждение жена не стала скрывать от мужа и рассказала, что коварный змей хитростью овладел ею. Раздосадованный князь не знал, как ему поступить со злодеем тьмы. Однако повелел своей жене льстивыми речами выведать у коварного искусителя о том, знает ли он, от чего придет к нему смерть. Когда в очередной раз явился к ней змей, княжна выведала у него, что смерть ему уготовлена от плеча Петрова и Агрикова меча.

Спаситель Петр

Она сразу поведала обо всем этом князю Павлу. Тот же позвал к себе своего родного брата Петра и стал делиться с ним своими мыслями. Петр же сразу понял, что именно ему суждено убить змея. Однако его по-настоящему смущало только то, что у него не было Агрикова меча.

Но в то время Петр в полном одиночестве любил ходить по церквям и молиться. Однажды он оказался в женском монастыре, в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, и к нему подошел молодой отрок, который сказал князю, что он знает, где спрятано заветное оружие. И, подведя Петра к алтарной стене, он указал ему на место между плитами, где лежал Агриков меч. Петр взял его и отправился к брату, чтобы поведать ему обо всем и обдумать план следующих действий.

И когда Петр пришел к брату Павлу, а потом зашел к снохе, чтобы выразить свое почтение, он заметил, что князь Павел каким-то невероятным образом был сразу в двух местах, у себя в покоях и у своей жены. Петр сразу раскусил хитрость змея в его перевоплощении и, конечно же, не без Божьей помощи убил чудовище.

Знакомство с Февронией

Но история Петра и Февронии на этом не закончилась. После ударов меча, змей принял свое настоящее зверское обличье, затрепетал и издох, забрызгав своею кровью князя Петра. От этого весь князь покрылся зловонными струпьями, его тело покрыли жуткие язвы. С того времени все приближенные сбились с ног, искали врачей по всему свету, но ни один не брался за его лечение.

Однажды один из его отроков отправился в Рязанские земли, где было много народных врачевателей, и оказался в небольшой деревеньке под названием Ласково, в котором познакомился с очень мудрой молодой девой по имени Феврония. Она пообещала вылечить князя Петра, если тот будет чистосердечным и смиренным в помыслах своих. И повелела привести его к ней.

Когда князь приехал к Февронье, он стал обещать ей огромное вознаграждение. Но она ответила ему, что вылечит его, если он возьмет ее в жены. И князь слукавил, пообещав за исцеление взять ее в жены. Тогда девушка зачерпнула плошку хлебной закваски, потом дунула на нее и повелела, чтобы князь истопил баню и помазал этим свое больное тело, но только так, чтобы один струп остался непомазанным.

Петр все так и сделал, и болезнь сразу отступила. Однако князь не торопился выполнять главного условия и в скором времени опять весь покрылся язвами. Тогда ему все же пришлось жениться на Февронии. После этого они уехали в Муром и зажили там по божьим заповедям.

Уйти, чтобы вернуться

После смерти князя Павла его брат Петр занял пост правителя города. Но княгиню бояре невзлюбили и однажды, выпив вина для храбрости, пришли к ней и попросили, чтобы она взяла все, что пожелает ее душа, и покинет их город. Но богатств она не взяла, а попросила одного - отдать ей ее благоверного Петра.

Бояре даже обрадовались такому повороту дел, ведь в душе каждый мечтал занять трон князя. Ну, что решено - то решено. Благочестивый князь Петр не стал нарушать законов божьих и пожелал уйти с женой. Сели они в ладью и поплыли по Оке-реке. Заступник милостивый не оставил их в беде. Приставши к одному берегу, они остановились на ночлег. Тут же явились вельможи из Мурома и слезно попросили их вернуться, так как борьба за власть привела к распрям и смертям между боярами.

Блаженные Петр и Феврония с большим смирением вернулись в город Муром и стали там править долго и счастливо. Когда состарились, то решили принять обет монашества, и при постриге получили имена Давида и Ефросиньи. А потом вместе стали молить Господа о том, чтобы Он послал им смерть в одно время. Благочестивая пара хотела, чтобы их похоронили вместе. Был даже заранее подготовлен специальный гроб для двоих с перегородкой посредине. Но после их смерти в своих кельях люди сочли нечестиво хоронить монахов в одном гробу и не выполнили волю усопших. Их тела дважды оставляли в разных храмах, но под утро они всегда каким-то чудесным образом оказывались вместе в одном гробу. Тогда и было решено похоронить их вместе.

Вот так Петр и Феврония Муромские, история любви которых заслуживает уважения и признания, стали покровителями семьи, любви и верности. И теперь каждый верующий может прийти в Муромский Свято-Троицкий женский монастырь, чтобы поклониться их святым мощам.

Многим православным помогают Петр и Феврония Муромские. История вечной любви навсегда останется в сердце каждого, кто смог ее когда-нибудь услышать или прочитать.


Традиция празднования Дня святого Валентина появилась у нас сравнительно недавно, но быстро стала такой же популярной, как и на Западе. К сожалению, гораздо меньшее количество людей знают о еще одном поводе чаще признаваться друг другу в любви – православном празднике святых Петра и Февронии . 8 июля провозглашен Днем семьи, любви и верности , и этот праздник называют славянской альтернативой Дню святого Валентина . А почему бы и не устраивать такие праздники два раза в год? Тем более, что история Петра и Февронии действительно очень интересна и заслуживает восхищения.



Святой Валентин – покровитель всех влюбленных, Петр и Феврония – покровители супружеской любви, семьи и брака, ведь они всю жизнь прожили вместе в согласии и верности, умерли в один день и завещали похоронить их рядом. Их история нам известна благодаря древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», написанной в XVI в. Ермолаем Эразмом. В то же время, в 1547 г., муромские супруги были канонизированы на церковном соборе.



Древнерусская «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – это настоящий гимн супружеской любви и верности, кроме того, это прославление женской мудрости и мужского самоотречения. Петр и Феврония жили в XIII в., но их история остается интересной и актуальной и для наших современников.



Петр был братом муромского правителя, князя Павла. Он помог ему избавиться от злого змея, одолевавшего их семью. Убив врага, он пострадал сам – отравленная кровь змея попала на кожу Петра, отчего она покрылась струпьями. Ни один из врачей не мог вылечить его от этой болезни.



В поисках целителя князь отправился в рязанскую землю, и в селе Ласково нашел мудрую не по годам девушку, дочь древолаза-бортника. Она пообещала вылечить князя в том случае, если он на ней потом женится. Петр пообещал, но клятвы не сдержал – князь не мог жениться на крестьянке. После этого болезнь к нему вернулась. Петр снова обратился к Февронии за помощью, и она вновь ему помогла. На этот раз он сдержал слово и взял ее в жены. Так Феврония стала княгиней.





Вскоре князь Павел скончался, и в Муроме стал править Петр. Боярские жены невзлюбили Февронию за ее простое происхождение и задумали от нее избавиться. Бояре заявили Петру о том, что их жены не хотят подчиняться Февронии и просят ее уйти из города. Тогда Петр отказался от царствования и ушел вместе с женой.





Когда они плыли в судах по Оке, Феврония заметила, что один мужчина, жена которого была на том же судне, смотрит на нее «с помыслом». Тогда она попросила его зачерпнуть воды с одной и с другой стороны судна и сказать, отличается ли она по вкусу. Конечно, отличий не было никаких. Тогда Феврония сказала: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?».





Вскоре муромские вельможи пришли просить Петра вернуться – после его ухода началась смута и распри. Супруги вернулись и правили Муромом в соответствии с заповедями, «не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства». В старости они приняли монашество и договорились уйти в один день. После их смерти 25 июня (по новому стилю 8 июля) их не решились положить в один гроб, как они просили. Их тела находились в разных церквях, но наутро они оказались в одной гробнице. Так любовь смогла победить даже смерть, поэтому праздник стали отмечать в этот день.





История Петра и Февронии стала примером любви, верности и почитания семейных ценностей. Спустя столетия она достойна такого же восхищения, как и много лет назад. Праздновать ли 8 июля День семьи, любви и верности – у вас еще есть время подумать, ну а пока

С 2008 года в России отмечается День семьи, любви и верности, ставший официальной альтернативой европейскому Дню святого Валентина. Петр и Феврония, день памяти которых, 8 июля (25 июня) и стал датой празднества, считаются православными покровителями брака и семьи. Что мы знаем о них?

Имели ли святые реально существующие исторические прототипы и как создавался основной источник, из которого мы можем черпать информацию о героях сегодняшнего праздника - «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?

С текстом Повести можно ознакомиться

Библиографическое описание: Библиотека литературы Древней Руси /РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. - СПб.: Наука, 2000. - Т. 9: Конец XIV - первая половина XVI века.

«Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Ефросинии» - так звучит полное название одного из самых известных произведений древнерусской книжности. Его популярность определяется многими факторами, в числе которых близкая к народной тематика, живой и необычный для агиографического жанра литературный язык и бесспорный талант автора, который позволил создать столь гармоничное произведение.

Автор «Повести о Петре и февронии Муромских» Ермолай-Еразм

Автором Повести о Петре и Февронии является известный публицист эпохи Ивана Грозного - Ермолай-Еразм, автор таких работ как «Книга о Троице», «Благохотящим царем правительница», «Слово о разсуждении любви и правде и по побеждении вражде и лжи».

Вопрос о причастности Ермолая Еразма к произведению вызывал большие споры в советской историографии. Часть исследователей относит время создания произведения к XV веку, но, в таком случае, вопрос об авторстве Ермолая отпадает. Данной точки зрения придерживается М.О. Скрипиль, аргументируя свою позицию тем, что в Повести отражается русская действительность второй половины XV века, а «автор ее не москвич, а житель одного из переферийных культурных и политических центров (вернее всего - Мурома)». Другая группа исследователей, в том числе А.А. Зимин, известнейший советский исследователь русского средневековья и источниковед, придерживается мнения, что Повесть все же следует отнести к середине XVI века в ее первой редакции, и к 60-ым годам второй, а автором ее был Ермолай Еразм.

О жизни Ермолая- Еразма, или, как его еще называли - Ермолая Прегрешного, нам известно преимущественно из его сочинений. По трудам можно выяснить, где в то или иное время публицист находился и чем занимался. В 40-ые годы XVI века проживал в Пскове, к началу 60-ых уже в Москве.

Расцвет писательской деятельности Ермолая-Еразма падает на середину века, именно в это время им был написан трактат, отправленный царю. Он известен под названием «Благохотящим царем правительница и землемерие», в этом труде Ермолай выступает на позициях гуманности, которая также прослеживается и в других его произведениях, даже в «Повести о Петре и Февронии».

Как на публициста, на него обратили внимание в 1546 году, что следовало за его знакомством с придворным книгочеем Ивана Грозного Киром Софронием. В скором времени он переезжает в Москву и получает должность протопопа дворцового (Спаса на Бору в Московском Кремле) собора. Ермолай-Еразм был привлечен к деятельности группы книжников, которая была создана митрополитом Макарием. Ее задачей было создание житий в связи с подготовкой канонизации русских святых на соборах 1547 и 1549 годов.

Св.Петр и Феврония Муромские

По поручению Макария, Ермолаем - Еразмом было написано как минимум 3 произведения, в их числе: Повесть о Петре и Февронии и Повесть о епископе Василии.

Где-то в начале 60-ых, в списках некоторых его произведений уже встречается «Ермолай, во иноцех Еразм», что свидетельствует о его постриге в монахи. Постепенно его имя забывалось, а произведения переписывались уже как анонимные.

История создания повести о Петре и Февронии и путь источника

XVI век - это эпоха назревающих перемен, когда начинается поворот от культуры церковной, каковой она была вот уже на протяжении 6 веков, к литературе мирской. В это время активно развиваются повествовательный стиль в произведениях, иллюстративность, интерес к жизненным перипетиям, изображение характеров. С другой стороны, это период, когда Церковь особенно сильно настаивала на соблюдении канонов, боролась с ересью в любых ее проявлениях, с обмирщением в литературе.

В данном контексте происходит широкое распространение житий и хроник, создаются «Великие Минеи Четьи» (ВЧМ), что приводит к необходимости установить правила для новых форм произведений. Повесть о Петре и Февронии написана Еромолаем Еразмом по заказу митрополита Макария для включения в ВЧМ как житие о муромских святых, но... включено не было, и на то были весьма веские основания. При этом митрополит разрешил переписать данное произведение отдельно, сохранив за Повестью право быть отнесенной к жанру агиографии (жития). В результате, данное решение и привело к созданию множества списков и широкому их распространению среди народа.

Повесть создана в 40-ые годы XVI века, но сама легенда о героях и начало их почитания относятся куда к более раннему периоду, как и церковная служба Петру и Февронии.

Повесть была написана как житие, в преддверии канонизации муромских чудотворцев на соборе 1547 года. Наряду с основной задачей - прославлением, Повесть имеет второе значение - преподнести читателю иносказательный смысл, поведать о силе любви и веры в Божественный промысел. И сведения для «агиографического подтекста» своего произведения Ермолай Еразм черпал из текста церковной службы и устных преданий.

Каждый из вариантов повести сохранился в большом числе списков. Наиболее устойчиво сохраняют текст повести списки вариантов так называемой Хлудовской версии (ГИМ. Хлудов. №147, XVI в.). Второй известный вариант МДА (РГБ. Собран. Фунд. библ. Московской Духовной академии №224, XVI в.), к которому восходит список с именем Еразма говорит о том, что в руки редактора этого списка попал не первоначальный текст Повести, а много раз переписанный. В результате классификации и сопоставления списков Первой редакции Повести можно считать установленным, что наиболее близкий оригиналу текст сохранился в одном из трех списков - Собрание Соловецкое № 826, собрание Погодина № 892, собрание ЦГАЛИ № 27.

Общепринятым текстом Повести оказался текст, дошедший до нас в списке собрания Погодина, а не текст из сборника Ермолая-Еразма. В Соловецкой рукописи № 287 представлен авторский текст, а в Погодинской - та копия, которая пущена в читательский оборот. Хоть авторский вариант Повести дошел до нас в очень малом количестве списков, а рукопись самого автора попала в XVI веке в Соловецкий монастырь, но их история подтверждает, что текст Повести тесно связан с именем Еразма.

Неидеальное начало брака Петра и Февронии

На самом деле, со всем вниманием обратившись к началу истории Петра и Февронии, сложно представить, что спустя несколько веков именно их союз назовут идеальным.

Муромский князь Петр убил святым мечом Змея-диавола, приходившего к жене его брата Павла. Но змей, вздох последний испуская, обрызгал героя кровью, от чего последний тяжко заболел и покрылся струпьями. Долгие поиски целителя не дают результата, пока князь не попадает к дочери древолаза — Феврнии. Вылечивает ли она его сразу, оказав честь герою, который Агриковым мечом поразил дьявола? В благодарность ли за услугу ее Петр женится на деве, обладающей даром исцеления? Нет. Вот что Феврония отвечает слуге князя, который передает его просьбу об излечении: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его».

Петр же не хочет брать в жены незнатную девушку, а потому пробует обмануть ее — приняв лечение, но обещания жениться не исполнив. Но Феврония, будущая святая, оказывается куда хитрее: по ее совету Петр оставил один из струпьев не помазанным целебным средством, и от него после отъезда вновь разрослась болезнь. И уж на этот раз Петр кается и, дав обещание на брак, получает исцеление.

Ермолай Еразм ни в коей мере не сомневается в святости Февронии, позже описывая чудеса, которые она в состоянии творить Божьей милостью, но этот элемент знакомства, характерный скорее для плутовской сказки про хитрую крестьянку делает Повесть произведением уникальным, и о многом заставляет задуматься.

Повесть о Петре и Февронии — вопрос о жанре

Вопрос о жанре Повести, наверное, один из самых широко обсуждаемых и интересных. Да, произведение не включено в Великие Четьи Минеи, но после канонизации Петра и Февронии в 1547 году за ней был признан агиографический характер. Первым исследователем, который отказал Повести вправе называться житием, был В.О. Ключевский. Он пишет: «Легенда о Петре… не может быть названа житием ни по литературной форме, ни по источникам, из которых почерпнуто ея содержание». Исследователь Я.С. Лурье, изучая Повесть, перенес на нее характеристики «плутовской повести», делая упор на образе Февронии как хитрой крестьянки, способной заполучить в мужья князя. Такой вывод является следствием сопоставления Повести с западноевропейской новеллой эпохи Возрождения. Существуют также трактовки Повести как средневековой литературной притчи и немалозаметный взгляд на нее как на богословско-аллегорическое житие, рассматривая союз Петра и Февронии как аллегорию христианской власти на Руси.

Исторические прототипы образов Петра и Февронии

В Повести нет никаких прямых или косвенных упоминаний, какие конкретно муромские князья имеются автором в виду. Но в работах В.О. Ключевского и Е.Е. Голубинского князь Петр отождествляется с князем, правившим в первой четверти XIII века в Муроме - с Давидом Юрьевичем.

Что касается выбранной для празднования даты, она несколько расходится с историческими свидетельствами. Праздник семьи, любви и верности отмечается 25 июня по старому стилю, т.е. 8 июля по-новому. В источнике XVII века «Книге глаголемой описание русских святых» эта дата указана как дата преставления чудотворцев. Но в сведениях касательно Давида Муромского, которые мы находим в летописи, сказано, что преставился он в апреле, да и даты отличаются на 1 год (1228-1227).

Точка зрения на исторический прототип Петра, выраженная Н.Д. Квашиным-Самариным вызвала некоторые сомнения у других исследователей, но мне она кажется весьма интересной. По его мнению, св. Петр - это муромский князь Петр, предок бояр Овцыных и Володимировых. Данный факт существования такого князя и его двух братьев подтверждается муромскими синодиками куда более позднего времени, но запись эта, скорее всего была сделана уже с Повести. Легенда о Василии Рязанском и Муромском дает новые сведения о предании, и определяет время жизни Петра и его супруги как более позднее, чем жизнь Давида Юрьевича. На основании этих данных можно сделать вывод, что время жизни исторических прототипов относится к концу XIII или началу XIV, и князья эти нам абсолютно не известны.

Христианское и языческое в истории о Петре и Февронии

Условно разделить повесть можно на 2 части - история об убийстве коварного змея-искусителя Петром, братом муромского князя Павла, и происходящие уже после свадьбы Петра и Февронии перипетии в судьбе новых муромских чудотворцев. Таким образом, в основе первой части лежат два не зависящих друг от друга фольклорных элемента: сказки о мудрых девах и сказание об огненном змее. В первой части повести (до начала лечения) можно выделить следующие этапы, которые скорее характерны для сказки, чем для жития:

  1. Испытание героя, после которого он обретает помощника или волшебный предмет
  2. Борьба героя с бедой и последующая победа
  3. Обретение. По канону сказки на этом месте должна быть невеста/богатство, но в данном случае - болезнь, и переход на следующую сюжетную линию.

Повесть наполнена символикой, причем как христианской, так и языческой. Среди первых аллегорий - чудеса, совершенные Февронией и чудодейственное обретение Агрикова меча Петром через явление ему отрока-ангела, превращение хлебных крошек в руке Февронии в фимиам благоухающий, а также превращение двух сухих палок в живые деревья. Чудо с деревами является символом возрождения жизни. Символика праздника Воздвижения составляет один из подтекстов Повести. Петр же соотнесен с Христом, который искупил первородный грех крестной смертью и победил тем самым змея-дьявола, исследователи сюжета истолковывают раны Петра как символ грехов человеческих.

Но как же быть с фольклорной языческой традицией, которая явно заложена в Повесть? Не стоит обделять вниманием и тот факт, что христианство пришло в Муром куда позднее, чем распространилось на основной территории Руси. Муромская земля находилась на противоположном конце, потому и понадобилось почти столетие. Эту подробность многие исследователи ставят краеугольным камнем своих выводов касательно заложенной в образ Февронии параллели героини с языческой богиней, ее генетическое родство с мифологическими персонажами. Ряд исследователей в целом замечали некоторые образы, которые, как считается, Ермолай Еразм сознательно вводил в произведение, дабы приблизить его к народному восприятию. К примеру, игра в вопрос-ответ, которая происходит между слугой Петра и Февронией, хлебная закваска, которой она лечит будущего мужа - завуалированная брачная символика. Заяц, скачущий вокруг Февронии — лунное животное, символ ее невинности и мудрости. Существует мнение, что основным сюжетопорождающим принципом в Повести является именно свадебная обрядность, используемая Еразмом для полного выражения собственного авторского замысла: воскрешение Петра через брак.

Ермолай Еразм, по-видимому, заинтересовался народной легендой, в которой героиней была простая крестьянская девушка, соединив же историю с деталями агиографического канона, создал яркую по форме и глубокую по содержанию повесть, которая стала одним из самых значительных произведений этого жанра в русской литературе XVI в. Подвиги, сказочный мотив, дева, хитростью заполучившая мужа, святые и влюбленные. Не в этом ли вечном соединении подлинного народного и христианского стоит искать корни русской культуры?

Ольга Давыдова