Главная · Метеоризм · Социальная защита и поддержка инвалидов. Виды пособий и социальной помощи инвалидам. Программа «Доступная среда»

Социальная защита и поддержка инвалидов. Виды пособий и социальной помощи инвалидам. Программа «Доступная среда»

Социальная поддержка инвалидов в городе Москве

Информация о денежных выплатах, наборе социальных услуг, льготах и натуральной помощи, технических средствах реабилитации и протезно-ортопедических изделий, а также предельных размерах компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами города Москвы технические средства реабилитации.

Денежные выплаты

1. Ежемесячная денежная выплата (с учетом стоимости набора социальных услуг)

  • I группа - 2532 руб. 78 коп.
  • II группа - 1808 руб. 80 коп.
  • III группа - 1447 руб. 97 коп.

Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на оплату предоставления набора социальных услуг (социальной услуги).

2. Ежемесячная денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи 218 руб.

Инвалидам I группы по зрению - абонентам телефонных сетей.

3. Ежемесячная денежная компенсация взамен городских социальных услуг

Получение городских мер социальной поддержки в части бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси) в денежном выражении. Предоставляется инвалидам I и II групп по зрению - 173 руб.

4. Ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за инвалидом с детства до 23 лет - 5000 руб.

Назначается с месяца освидетельствования ребенка в бюро МСЭ и выплачивается по месяц истечения срока инвалидности, но не более чем до достижения ребенком возраста 23 лет.

5. Ежемесячная компенсационная выплата инвалиду с детства в возрасте до 23 лет, потерявшему кормильца, - 1450 руб.

6. Ежемесячная компенсационная выплата на ребенка в возрасте до 18 лет, проживающего в семье, в которой оба или единственный родитель не работает и является инвалидом I или II группы - 5000 руб.

Назначается с месяца освидетельствования обоих либо единственного родителя в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы, но не ранее чем с месяца увольнения с работы и не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление.

7. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни - 600 руб .

Выплачивается нетрудоспособным родителям с группой инвалидности на детей до 1,5 года.

Набор социальных услуг

Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг), удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.

Обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

578 руб. 30 коп.

Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

89 руб. 46 коп.

Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

83 руб. 07 коп.

Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление о получении (об отказе от получения) набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением об отказе от получения (о возобновлении предоставления) набора социальных услуг (социальной услуги). Заявление о получении (об отказе от получения, о возобновлении предоставления) набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления. Заявление о получении (об отказе от получения, о возобновлении предоставления) набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении его предоставления подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Льготы и натуральная помощь

  • Бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси) - реализуется на основании СКМ.
  • Бесплатный проезд сопровождающего лица на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси). Предоставляется инвалиду I группы.
  • Право на получение бесплатной второй путевки для сопровождающего лица, бесплатный проезд сопровождающего лица междугородным транспортом к месту лечения и обратно, а также на пригородном железнодорожном транспорте. Предоставляется инвалиду I группы (в рамках набора социальных услуг).
  • Оплата в размере 50 % стоимости занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - жилой площади) государственного жилищного фонда.
  • Оплата в размере 50 % стоимости коммунальных услуг (отопления, водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения (подогрева воды), электроэнергии, газа) независимо от вида жилищного фонда. В домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется скидка в размере 50 % от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
  • Оплата в размере 50 % от действующего тарифа за услуги по распространению (трансляции) телевизионных программ в общегородских сетях кабельного телевидения (коллективной телевизионной антенне). Предоставляется одиноко проживающим инвалидам.
  • Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Граждане, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
  • Первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
  • Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).
  • Ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.
  • Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Инвалидам I и II групп.
  • Технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР), а также компенсация средств за их самостоятельное приобретение (комплексные центры и центры социального обслуживания районов города Москвы либо государственное бюджетное учреждение Ресурсный центр для инвалидов Департамента социальной защиты населения города Москвы).
  • Социальное такси. Приобретение талонов для проезда в социальном такси возможно в Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов. Для вызова такси необходимо связаться с диспетчерской службой автобусного парка.
  • Компенсация средств за самостоятельно приобретенные полисы обязательного страхования автогражданской ответственности. В РУСЗН.
  • Социально-реабилитационные услуги в центрах и отделениях социальной реабилитации. Оказываются в подведомственных учреждениях Департамента социальной защиты населения города Москвы.
  • Реабилитация инвалидов вследствие детского церебрального паралича в Московском научно-практическом центре для инвалидов вследствие детского церебрального паралича (инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата вследствие детского церебрального паралича).
  • Реабилитация инвалидов с тяжелыми ограничениями в передвижении и самообслуживании (вследствие спинальной, военной, дорожной травмы и др.). Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата. ОАО «Реабилитационный центр для инвалидов «Преодоление» г. Москва, ул. 8 Марта, д. 6А, стр. 1, тел.: +7 (495) 612‑00‑43.
  • Собака-проводник (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации). Инвалидам по зрению.
  • Бесплатное ветеринарное обслуживание собак-проводников, полученных инвалидами по зрению в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Инвалидам по зрению.
  • Бесплатный клинический осмотр животных и консультация по уходу и содержанию при первичном амбулаторном приеме животных. Инвалидам I группы.
  • Услуги по сурдопереводу (в том числе при проведении коллективных мероприятий). Инвалидам по слуху. Комплексные центры и центры социального обслуживания районов города Москвы либо государственное бюджетное учреждение Ресурсный центр для инвалидов Департамента социальной защиты населения города Москвы, а также организация, оказывающая данные услуги (контакты организации можно посмотреть на сайте Департамента социальной защиты населения, www.dszn.ru).
  • Бесплатный вход в музеи, выставочные залы системы Департамента культуры города Москвы, Московский зоопарк, а также льготные цены на экскурсионное обслуживание, посещение выставок в этих учреждениях, посещение парков культуры и отдыха системы Департамента культуры. Неработающие инвалиды I и II групп.
  • Социальное обслуживание на дому. Неработающие инвалиды I и II групп.
  • Стационарное социальное обслуживание. Инвалиды I и II групп, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию.

Согласно официальным данным, предоставленным Федеральной службой государственной статистики, на период ноября 2017 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 12,7 миллионов граждан с инвалидностью. Из них:

  • 1 группы - 1 400 000 человек;
  • 2 группы - 6 300 000;
  • 3 группы - 4 600 000.

Данные граждане относятся к социально уязвимым слоям населения. По причине этой уязвимости перед социумом им требуется особая защита со стороны государства. С этой целью был разработан и принят Федеральный закон № 181. Но что представляет собой этот нормативный акт? Каковы права людей с ограниченными возможностями по ФЗ 181? Каковы существенные модификации рассматриваемого закона, привнесённые в него в течение 2017 года? В какие статьи были внесены данные поправки? Поговорим об этом в статье.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ был принят Госдумой в официальном третьем чтении 20 июля 1995 года. Одобрение Совета Федерации изучаемый нормативный акт получил 15 ноября того же года. Подписание рассматриваемого Федерального закона Президентом Российской Федерации и официальная публикация данного документа осуществлены 25 ноября 1905 года.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» состоит из 6 глав и 36 статей. Структура изучаемого нормативного акта такова:

  • Глава 1 - Общие и вступительные положения (ст. 1-6);
  • Глава 2 - Принципы медицинской и социальной экспертизы (ст. 7-8);
  • Глава 3 - Реабилитационные средства для граждан с ограниченными возможностями (ст. 9-12);
  • Глава 4 - Проблемы обеспечения жизнедеятельности инвалидов (ст. 13-32);
  • Глава 5 — Нормативы настоящего Федерального закона по созданию общественных объединений людей с ограниченными возможностями (ст. 33-34);
  • Глава 6 - Завершающие положения рассматриваемого Федерального закона (35-36).

Закон о социальной защите инвалидов на обеспечении правового равенства граждан Российской Федерации вне зависимости от состояния здоровья таковых. Федеральный закон № 181 содержит положения, обеспечивающие людям с ограниченными возможностями доступ к деятельности в сфере экономики, политики и социальных взаимоотношений. Положения изучаемого нормативного акта обеспечивают право инвалидов на медицинскую помощь, а также на реабилитационные мероприятия.

Как и другие Федеральные законы РФ, ФЗ 181 регулярно претерпевает внесение существенных поправок. В последний раз текст изучаемого нормативного акта обновлялся 30 октября 2017 года.

Права инвалидов по ФЗ 181

Права инвалидов, согласно настоящему закону ФЗ 181, являются следующими:

  • На социальные льготы;
  • На обеспечение специализированной медицинской помощи;
  • На предоставление средств для реабилитации и поддержания жизнедеятельности;
  • На дополнительные квоты по трудоустройству;
  • На получение образования по общей или специальной системе (в зависимости от состояния здоровья);
  • На ежемесячную финансовую помощь со стороны государства;
  • На беспрепятственный доступ к источникам информации;
  • На помощь в быту;
  • На создание сообществ людей с ограниченными возможностями;
  • На социальную и экономическую поддержку со стороны государственных органов.

Согласно регламенту статьи 32 изучаемого Федерального закона, физическое или юридическое лицо, нарушившее права инвалидов, призывается к административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести совершённого преступления. Все споры в отношении нарушения нормативов ФЗ 181 решаются в суде.

Какие были внесены изменения?

Любой нормативно-правовой акт регулярно претерпевает процедуру актуализации собственного текста. Данная процедура необходима для обеспечения легитимности документа в постоянно меняющихся социально-правовых условиях в современной России.

Последние изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ были внесены 30 октября 2017 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Регламент статьи 3 ФЗ 181 привносит поправки в пункт 13 статьи 17 Федерального закона № 181. Текст рассматриваемой статьи в новой редакции гласит, что при предоставлении жилья инвалидам льготы на предоставление тепловой энергии упразднены.

Стоит обратить внимание на следующие существенные поправки, привнесённые в регламент рассматриваемого нормативного акта в разное время:

  • Ст. 11, последние поправки внесены 1 декабря 2012 года. В рассматриваемой статье идёт речь о предоставлении индивидуальной программы реабилитации / абилитации лиц с особыми потребностями. Согласно внесённым поправкам, предоставление реабилитационного оборудования и иных средств является прямой обязанностью органов местного самоуправления. Если подобные услуги не предоставляются инвалиду, или он оплатил процедуры или лекарства за свой счёт, ему выплачивается соответствующая компенсация;
  • Ст. 15, последняя редакция - 01 декабря 2014 года. Текст изучаемой части Федерального закона №181 с привнесёнными в него изменениями гласит, что для граждан с инвалидностью не должно создаваться препятствий в плане доступа к инфраструктурам социального, инженерного и транспортного назначения. В этих целях должны устанавливаться вспомогательные средства (такие, как пандус и светофор с дополнительным звуковым сопровождением);
  • Ст. 23, поправки внесены 09 июня 2001 года. Согласно регламенту данной статьи, для людей с инвалидностью должны создаваться особые условия работы. Таким образом, продолжительность рабочего времени для человека с инвалидностью 1 или 2 группы составляет не более 35 часов в неделю. Полная оплата труда при этом сохраняется. Согласно рассматриваемому Федеральному закону, инвалидам полагается ежегодный отпуск продолжительностью не менее 30 дней. Если специфика должности не предполагает усиленного физического труда, инвалидность не является легитимной причиной для отказа в принятии сотрудника на работу.
  • Ст. 28, с поправками от 7 марта 2017 года. Данная статья в изучаемой редакции содержит нормативы социально-бытового обслуживания людей с инвалидностью. Согласно внесённым изменениям, порядок предоставления людям с инвалидностью технических вспомогательных средств определяется Правительством Российской Федерации.

Внесение следующих поправок в изучаемый нормативный акт намечено на декабрь 2017 года.

Скачать действующую редакцию закона

Лицам, заинтересованным в более детальном изучении рассматриваемого акта, рекомендуется ознакомиться с текстом Федерального закона о социальной защите инвалидов в последней редакции. Скачать ФЗ 181 с изменениями, актуальными на период ноября 2017 года, можно по следующей

Люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрассудков общества по отношению к себе. Чтобы снизить воздействие таких ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Медицинское и социальное обслуживание инвалидов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственная поддержка инвалидов включает в себя следующие мероприятия:

  • 1. Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
  • 2. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов. Уполномоченные органы оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка.

  • 3. Участие инвалидов по зрению в осуществлении операций (операции с денежными средствами, нотариальные действия и т.д.) с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи
  • 4. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
  • 5. Обеспечение инвалидов жилой площадью. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  • 6. Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
    • · платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
    • · платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
    • · платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    • · оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
  • 7. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
  • 8. Образование инвалидов. Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:

  • · осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
  • · развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
  • · интеграцию в общество.
  • 9. Обеспечение занятости инвалидов.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

  • · установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • · резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • · стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • · создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  • · создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • · организации обучения инвалидов новым профессиям.
  • 10. Установление квоты для приема на работу инвалидов.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

11. Материальное обеспечение инвалидов.

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

12. Социально-бытовое обслуживание инвалидов.

Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных объединений инвалидов.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации .

Основными законами об инвалидах в РФ и Омской области являются:

  • · Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • · Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 06.08.2015) "О порядке и условиях признания лица инвалидом"
  • · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. N 664н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы"
  • · Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (ред. От 29 июня 2015г) "О ветеранах"
  • · Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (ред. От 4 июня 2014 г) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
  • · Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 ноября 2010 г. N1031н (ред. От 17 июня 2013 г) "О формах справки, подтверждающей факт установления, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления"
  • · Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901"О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг"
  • · Закон Омской области от 26 июля 2011 г. N 1373-ОЗ (ред. От 7 ноября 2013 г) "О социальной защите инвалидов в Омской области"
  • · Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (ред. От 21 июля 2914 г) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

И другие нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ.

Для правовой и социальной поддержки инвалидов в РФ созданы различные советы при главах регионов, а также общественные организации.

В Омской области существует Совет по делам инвалидов при Губернаторе Омской области, который создан в целях обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Омской области с органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными органами и организациями при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в Омской области. Положение о Совете по делам инвалидов при Губернаторе Омской области и его состав утверждаются Губернатором Омской области.

Органы государственной власти Омской области:

  • · привлекают представителей общественных объединений инвалидов для подготовки, принятия и реализации решений, в том числе при разработке нормативных правовых актов Омской области, затрагивающих их интересы;
  • · привлекают представителей общественных объединений инвалидов к участию в рассмотрении вопросов, связанных с созданием условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
  • · оказывают содействие общественным объединениям инвалидов в осуществлении их деятельности на территории Омской области, в том числе путем предоставления субсидий из областного бюджета в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Право инвалидов на создание общественных объединений описано в статье 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Наиболее известными общественными объединениями в России являются «Всероссийское общество инвалидов» и «Союз инвалидов России».

Всероссийское общество инвалидов создано 17 августа 1988 года. Целями ВОИ являются: защита прав и интересов инвалидов обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества интеграция инвалидов в общество. Сегодня ВОИ - это более 1,6 миллиона человек, 24,3 тыс. первичных организаций, 2 100 районных и городских и 81 региональная организация В 1998 году ВОИ присвоен Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН. Имеет представительство во всех регионах РФ, в т.ч. и в Омской области.

Общероссийский Союз общественных организаций инвалидов "Союз инвалидов России" зарегистрирован 11 июня 1999 года Министерством Юстиции Российской Федерации за №3714, по инициативе общественных организаций инвалидов России.

Союз инвалидов России - это общественная база, направленная на развитие системы, которая позволит людям с ограниченными возможностями раскрыть свой потенциал, и полноценно реализовать себя в современном обществе, получить равные права и условия для жизни наряду с остальными гражданами РФ.

Союз инвалидов России организует благотворительную деятельность и проводит различные общественные и государственные мероприятия

Основные задачи:

  • · Защита прав и интересов инвалидов;
  • · Обеспечение инвалидов равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни;
  • · Реализация социальных программ, направленных на оказание всесторонней помощи инвалидам;
  • · Развитие всестороннего сотрудничества организаций инвалидов с общественными организациями, государственными и коммерческими структурами

Таким образом, меры социальной защиты инвалидов в РФ включают в себя: медицинское и социальное обслуживание, пенсионное обеспечение и правовую защиту инвалидов, основанные на принятых законодательных актах в РФ.

Зачастую инвалиды не могут свободно выбирать свой образ жизни , а некоторые из них и попросту лишены возможности учиться, создавать семью, работать, посещать магазины, культурно-массовые мероприятия и т.д.

Инвалиды, как и любые другие граждане, реализовывают свои права посредством применения правовых норм через соблюдение их, исполнение и использование.

Граждане-инвалиды, в том числе , могут реализовывать права как непосредственно , т.е. лично, так и через своих законных представителей (на основании выданной доверенности или в силу недееспособности, т.е. когда инвалид не может самостоятельно приобретать и осуществлять свои права и обязанности).

В настоящее время инвалиды могут реализовать и защищать свои права на основании следующих законов (список неисчерпывающий):

  • Конвенции ООН о , принятая 13 декабря 2006 г. резолюцией Генеральной Ассамблеeй ООН N 61/106);
  • Конституции РФ;
  • УК РФ;
  • ГК РФ;
  • ТК РФ;
  • КоАП РФ;
  • ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
  • ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • ФЗ от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»;
  • ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
  • Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032 «О занятости населения в РФ»;
  • ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
  • ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Если какие-либо из перечисленных норм противоречат Конвенции, то они не подлежат применению.

Конвенция по отношению к любому закону России, в том числе и по отношению к Конституции, имеет преимущественное значение (ст.15 Конституции РФ).

Конвенция о защите прав инвалидов

3 мая 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», это означает, что нормы Конвенции распространяются на российских граждан, юридических лиц и на государство в целом.

Термин «Конвенция» используется для обозначения официального международного многостороннего договора , который открыт для подписания странами, не являющимися участниками Конвенции.

Это первый международный договор по правам человека (инвалидов), который ратифицировала наднациональная международная организация Европейский Союз. Конвенция имеет 147 подписей.

Конвенция состоит из преамбулы, 50-ти статей и факультативного Протокола к ней. Стоит отметить, что РФ ратифицировала только текст самой Конвенции, Протокол же так и остался нератифицированным.

Что определяет Конвенция:

Как уже было отмечено, россияне не могут обратиться в данный Комитет на незаконные действия РФ, в случае исчерпания всех внутренних средств защиты.

Нарушение прав инвалидов — это …

Нарушение прав инвалидов, как и любое другое нарушение обусловлено следующим. Это противоправное деяние гражданина или должностного лица, злоупотребляющего властью или служебным положением.

Противоправность имеет несколько признаков:

  1. Наличие деяния – т.е. может быть в виде активного действия или бездействия;
  2. Причинение вреда — направлено против общества;
  3. Наличие вины – психическое отношение лица к своему деянию и к последствиям. Вина бывает двух форм: в виде неосторожности и в виде прямого умысла.
  4. Ответственность за нарушение прав, кто и как защищает права инвалидов? (социальная защита инвалидов).

За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности или нарушение иных прав инвалидов, виновные лица, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. В случае наличия правонарушения в отношение инвалида, следует понять, это преступление или проступок.

Преступление

Опасное правонарушение, запрещенное УК РФ, за которое следует уголовная ответственность.

Проступок

Общественно опасное правонарушение с меньшей степенью общественной опасности, за которое предусмотрена гражданская или административная ответственность.

Уголовная ответственность Гражданская ответственность Административная ответственность
По статьям против жизни и здоровья 111, 112, 113, 116, 117 УК РФ в результате чего человек стал инвалидом. Неправильное начисление пенсии (ФЗ о пенсиях). Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст. 5.42 КоАП РФ).
По статье халатность (ст.124), связанной с неисполнением должностным лицом норм, обеспечивающие инвалидам их права. Дискриминация при осуществлении инвалидом права на образование (ст.19 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ). Незаконная парковка на месте для инвалидов (ч.2 ст.12.19 КоАП РФ).

Если права инвалида были нарушены, то непосредственно сам инвалид, либо заинтересованные лица могут обратиться в суд за восстановлением его прав.

Если заявителю не удалось восстановить свои права в российских судах Истец может обратиться в Европейский суд по правам человека. Этот суд рассматривает дела, связанные с нарушением прав, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., при условии исчерпания всех внутренних средств правовой защиты в течение 6 месяцев.

ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотрено создание социальной защиты для инвалидов. Эти функции отведены общественным объединениям, которые создаются и действуют с целью защиты прав и законных интересов инвалидов. Эти объединения обеспечивают инвалидам равные с другими гражданами возможности.

Государство обязано таким учреждениям оказывать всестороннюю помощь и содействие (материальную, техническую) вплоть до их финансирования. Представители общественных объединений инвалидов участвуют в законодательном процессе по вопросам, затрагивающим интересы инвалидов.

Заключение

Наивысшем актом по защите прав инвалидов (см. ) является Конвенция ООН «О правах инвалидов» .

Нашим государством приняты конкретные меры по реализации данной Конвенции, которые нашли свое отражение в федеральной программе «Доступная среда» на 2011-2015 г.г., которая была продлена до 2020 года.

Этой программой предусмотрено принятие большого количества мер по созданию «безбарьерной среды», обеспечение мобильности инвалидов, создания для них специальных образовательных центров, вовлечение их в трудовую и общественную жизнь.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше.

Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов. М.: СПАРК, 2010. С.95.

Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым меньшинством.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 - ФЗ // Российская газета. 1995. 02 декабря. № 234.

Инвалидность -- это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом.

Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Такой генезис общественной мысли объясняется соответствующим развитием экономических возможностей и уровнем социальной зрелости различных исторических эпох.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид -- лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 - ФЗ // Российская газета. 1995. 02 декабря. № 234.

Ограничение жизнедеятельности -- это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека.

Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп: Гостюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. М.. 2010. С.55.

1. По возрасту -- дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов.

Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы.

Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы.

Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью.

Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок?

Потребуются специальные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции.

Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обеспечением продуктами.

Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция. М.,. 2009. С.63.

По официальной статистике, в России сейчас 10 млн. инвалидов (около 7% населения). По оценке Агентства социальной информации, их не меньше 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российский Федерации. М, 2010. С.39.

В общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%, женщины - более 44%, 65-80% - это люди пожилого возраста. Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава.

За последнее десятилетие опережающими темпами увеличивалось число детей-инвалидов: если в РСФСР в 1990г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 155 100 таких детей, то в Российской Федерации в 1995г. этот показатель возрос до 453 700, а в 1999г. - до 592 300 детей.

Вызывает тревогу и то, что, по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в нашей стране рождается 50 000 детей, которые признаны инвалидами с детства.

В последние годы растет и численность инвалидов вследствие военной травмы. Сейчас их количество составляет почти 42 200 человек.

На долю лиц пенсионного возраста приходится 80% от общего числа инвалидов; инвалидов Великой Отечественной войны -- более 15%, I группы 12,7%, II группы -- 58%, III группы -- 29,3 %.

Структура распределения инвалидности в связи с общим заболеванием в России такова: на первом месте болезни сердечно-сосудистой системы (22,6%), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06%), на пятом месте--психические расстройства (2,7%).

Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями. Кальмет Х.Ю. Жилая среда для инвалидов. М., .2010. С.86.

Динамика роста инвалидности в России характеризуется следующими показателями: по возрастной структуре преобладают инвалиды пенсионного возраста, по нозологии -- наиболее часто инвалидность сопряжена с болезнями системы кровообращения, по тяжести -- преобладают инвалиды II группы.

В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.

Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов: Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие. М., 2010. С. 60.

1. Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.

2. Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

3. Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвалидов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жизни инвалидов (безбарьерная среда).

4. За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

5. Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

6. При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

В российских дебатах о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом.

В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей. Варковастова Т. В. Социальная защита инвалидов в России. М., 2010. С. 122.

Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются: Трунов И.Л. Социальная защита инвалидов в России: взгляд на проблему // Право и политика. 2010. № 5. С. 84-87.

Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.

Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.

Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов.

Наличие неправительственных организаций инвалидов.

Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.

Наличие безбарьерной физической и социальной среды.

Таким образом, на современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства и местных органов власти.

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности.

Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации« и другими нормативными актами установлен достаточно широкий объем прав инвалидов и государственных гарантий их реализации.

Россия как социальное государство обеспечивает социально-правовую защиту инвалидов, путем формирования разноплановых целевых программ по защите инвалидов, внедрению разнообразных реабилитационных систем и технологий как на государственном, так и на региональном уровне.

Таким образом, в настоящее время при решении вопросов о социальной защите инвалидов во главу углу ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты инвалидов остается вопросом второстепенным.

В действующем законодательстве Российской Федерации и федеральных и региональных программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей.