Главная · Метеоризм · Правила и отчетность по выделению квоты на инвалидов в организации. Инструкция по заполнению формы регионального государственного наблюдения ие “Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств Отчет о созданных рабочих местах

Правила и отчетность по выделению квоты на инвалидов в организации. Инструкция по заполнению формы регионального государственного наблюдения ие “Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств Отчет о созданных рабочих местах

1. Что такое квотирование рабочих мест?

Квотирование рабочих мест является важнейшим средством содействия занятости граждан, которые испытывают трудности в поиске работы.
Квотирование рабочих мест – это выделение минимального количества рабочих мест в организациях для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов и молодежи квотируемых категорий.
Трудоустройство на квотируемые рабочие места создает благоприятные условия для профессиональной реабилитации инвалидов, а у молодежи появляется возможность проявить себя в работе, использовать свои возможности и потенциал, обеспечить свою материальную независимость.

2. Какие организации обязаны выполнять квоты для инвалидов и молодежи?

Независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, работодатели организуют в городе Москве квотируемые рабочие места. Рабочие места работодатель организует за счет собственных средств.

3. Какими нормативно-правовыми актами регулируется квотирование рабочих мест Москве?

В первую очередь мы руководствуемся такими федеральными законами как Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и другими.
В настоящее время вопрос содействия в трудоустройстве слабозащищенным категориям граждан, а именно инвалидам и молодежи, регулируется Законом города Москвы «О квотировании рабочих мест» от 22.12.2004 г. № 90 (в ред. от 08.04.2009 г.). Закон определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Москве.
Также действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т.д.).

4. Для каких категорий граждан предусмотрены квоты для приема на работу?

По Закону № 90, квоты в городе Москве устанавливаются для приема на работу инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также для следующих категорий молодежи:

  • несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечительства в возрасте до 23 лет;
  • выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускники вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
5. Размер квоты. Как рассчитать количество квотируемых рабочих мест для инвалидов и молодежи?

Квота для приема на работу инвалидов и молодежи устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек. Размер квоты составляет 4% от среднесписочной численности: 2 % - для трудоустройства инвалидов и 2 % - для трудоустройства молодежи. В случае если количество инвалидов, принятых на квотированные рабочие места составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении молодежи уменьшается на соответствующую величину. Уменьшение квоты в отношении инвалидов не допускается.
Квота рассчитывается организацией самостоятельно.

6. В каком случае квота считается выполненной?

  1. в отношении инвалидов - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
  2. в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, - трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
7. Каким образом происходит трудоустройство инвалида на квотируемое рабочее место?

В действующем законодательстве нет строгих требований по способу трудоустройства инвалида, трудоустройство осуществляется:

* Самостоятельно инвалидом
* Самостоятельно работодателем
* По направлению ЦЗН, в соответствии с запросом работодателя
* На специализированных ярмарках вакансий для лиц с ограниченными возможностями здоровья

8. Какую ответственность несет работодатель, не трудоустраивающий инвалидов и молодежь по обязательной квоте?

Невыполнение работодателем установленной обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, утвержденного законом г. Москвы от 21.11.2007 г. № 45, административный штраф за невыполнение работодателем установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест составляет:

  • для должностных лиц от 3 000 до 5 000 руб.
  • для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

9. Каким образом производится постановка на учет и снятие с учета по квотированию? Предоставление отчетности по квотированию.

Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальное подразделение Отдела квотирования рабочих мест ГКУ ЦЗН в соответствии со своим юридическим адресом.
При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку по Форме К-1 «Сведения о регистрации работодателя» (карточка должна быть подписана руководителем организации и главным бухгалтером, заверена печатью организации) и предъявляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

  • копии Устава/Положения, учредительного договора (для ассоциации или союза)/решения собственника (для учреждения);
  • информационное письмо органов государственной статистики об учете в статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;
  • данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», если работодатель не сдает форму в органы статистики, то он представляет письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).
В рамках межведомственного взаимодействия при постановке работодателя на учет ДТСЗН самостоятельно запрашивает:
  • копию свидетельства о государственной регистрации;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования, в случае смены места постановки на учет работодателя в налоговых органах работодателю необходимо пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации – сняться с учета.
Для снятия работодателя с учета в территориальное подразделение Отдела квотирования представляется один из следующих документов:
  • заявление работодателя о снятии с учета;
  • решение собственника или судебных органов о ликвидации.
В рамках межведомственного взаимодействия при снятии работодателя с учета ДТСЗН самостоятельно запрашивает:
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • информационное письмо о снятии с учета в налоговых органах в качестве налогоплательщика.
Работодатели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.
Работодатели предоставляют в территориальное подразделение Отдела квотирования ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты по форме N 1-квотирование «Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств», утвержденной Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, координирующим работу по квотированию рабочих мест в городе Москве, и согласованной с Мосгорстатом.
В связи с запуском Интерактивного ГКУ ЦЗН с 01 сентября 2016 года у работодателей появилась дополнительная возможность предоставлять форму № 1-квотирование через ИАП ЦЗН ().
Для того чтобы сдавать отчетность через «Личный кабинет» Интерактивного портала работодателям необходимо обратиться в территориальное подразделение Отдела квотирования для получения доступа для регистрации. Код активации высылается на адрес электронной почты, указанной в карточке организации, а также выдается на руки под подпись сотрудником территориального подразделения Отдела квотирования. После процедуры активации и регистрации в «Личном кабинете» работодатель получает возможность заполнить необходимые поля формы № 1-квотирование. В «Личном кабинете» появляется подтверждение о принятии отчета.
Инструкция по предоставлению формы № 1-квотирование через Интерактивный портал размещена на .

10. Какие меры экономической поддержки предусматриваются для работодателей в городе Москве, которые готовы трудоустроить граждан с ограниченными возможностями сверх квоты?

В 2017 году планируется проведение Эксперимента по экономической поддержке работодателей, осуществляющих мероприятия по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Субсидии будут предоставляться юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям (далее – работодатели) в целях возмещения фактически понесенных и документально подтвержденных затрат, связанных с осуществлением мероприятий по созданию (сохранению) рабочих мест для инвалидов и трудоустройству инвалидов, к которым относятся:

  • затраты на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленных в связи с созданием рабочих мест для инвалидов на созданные (сохраненные) рабочие места для инвалидов.
  • затраты на заработную плату трудовых кураторов инвалидов, трудоустроенных на созданные (сохраненные) рабочие места для инвалидов.
  • затраты на профессиональное обучение и (или) дополнительное профессиональное образование инвалидов.

При получении группы инвалидности человек сталкивается с проблемой трудоустройства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Не только потому что ему устанавливают ограниченный список профессий и должностей, на которых он может осуществлять трудовую деятельность, но и с тем, что работодатель не всегда хочет принимать такого сотрудника.

В таком случае гражданину нужно ознакомиться с тем, что это такое квотирование рабочих мест для инвалидов (квоты) в 2019 году. Поскольку в области трудоустройства инвалида есть много правовых нюансов.

Первоначальные данные

Законодательство Российской Федерации четко высказывается по поводу данной возможности для трудоустройства инвалидов.

Каждый работодатель ежегодно отчитывается о наличии у него квот для приема людей с инвалидностью на работу и о тех условиях, которые созданы для них.

Так, квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году в Москве подчиняется отдельному местному закону. Несмотря на то, что существует и федеральное законодательство.

При этом особенности для каждого региона будут в том, какое количество работников в компании должно быть для обязательности применения квоты. Существуют и нормы, которые освобождают работодателя от квотирования.

Это те организации, которые созданы за счет средств людей с инвалидностью. Отличаться по регионам будут и размеры квот. Все зависит от того, сколько рабочих мест вообще есть в пределах конкретной местности.

Основные понятия

Квота Это понятие раскрывается в качестве части от рабочих мест, которую предназначают для отдельной категории граждан. По сути, это аренда в организациях рабочего места
Инвалид Это человек, у которого были выявлены стойкие нарушения в физическом или психическом плане здоровья
Центр занятости Это государственная организация, которая занимается учетом безработных граждан и поиском для них места для трудовой занятости
Приказ Это документ, который осуществляет действие указания для проведения какого-либо действия или для решения задач, стоящих перед организацией
Работодатель Это физическое или юридическое лицо, которое выступает в качестве нанимателя для гражданина

Перечень организаций

Законодательство устанавливает те положения, в соответствии с которыми предприятия должны будут отделять рабочие места для инвалидов.

К таким относятся следующие организации:

  1. У которых численность работников, официально осуществляющих трудовую деятельность превышает 100 человек. Для тех, у кого количество сотрудников не больше 35 и 100 показатели по квотам будут самыми маленькими. Например, в школе.
  2. Работающие в любой из организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому государственные и частные предприятия должны принимать на работу инвалидов в общем порядке.
  3. Которые имеют условия для принятия таких граждан — соответствующей направленности.

Освобожденными от участия в квотировании выступают предприятия, в которых большинство работников задействованы в работе со сложными и опасными условиями труда.

Увеличивать размер квоты могут органы местного самоуправления. Поэтому показатель будет отличаться в разных регионах страны.

В МВД квотирование рабочих мест для инвалидов будет проходить на общих условиях, поскольку они также относятся к тому сектору, в котором действует программа по квотам.

Нормативная база (Положение)

Изначально следует обратиться к Федеральному закону России №181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Именно этот документ определяет, каким образом будет проходить распределение квот. Об этом говорится в статье 21.

Согласно Федеральному закону №1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”, работодатель должен оповещать Центр занятости о том, насколько выполнена программа по квотированию на его предприятии. Положения по этому поводу находятся в статье 25 ФЗ.

По городу Москва установлены правила по квотированию в дополнительном законодательном акте “Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве” №742-ПП.

Это же постановление говорит о той отчетности, которую предоставляет работодатель о проведенном квотировании. Такой же закон есть и в Санкт-Петербурге — под номером 280-25 “О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге”.

Чтобы узнать точное количество квот, стоит обрабатывать именно эти документы. Поскольку в Москве эти показатели будут более высокими, чем в других областях страны.

Как происходит квотирование рабочих мест для инвалидов по закону

В данном случае действует простой алгоритм того, как оформить инвалида на рабочее место. Ведь изначально государство устанавливает количество мест, на которые работодатель должен трудоустроить граждан с инвалидностью.

Эта процедура может быть осуществлена такими способами:

  1. Инвалид самостоятельно обратился за получением рабочего места.
  2. Работодатель разместил объявление о поиске такого сотрудника и трудоустроил его.
  3. Предприятие направило запрос в Центр занятости населения и уже эта организация направила специалиста.
  4. Получение специалиста возможно и в рамках участия в ярмарках вакансий, которые проводят для людей с инвалидностью.

Все эти варианты трудоустройства возможны и дальнейший алгоритм оформления гражданина на должность будет стандартным.

Кто обязан соблюдать нормы

Законодательство России говорит о том, что основным субъектом квотирования становится организация, в которой официально трудоустроено более 100 человек .

Для таких компаний местные власти будут устанавливать проценты квот, которые они должны будут выполнить и отчитаться перед контролирующими органами.

Если же на предприятии работает от 35 до 100 человек, государство устанавливает норму по квоте, которая не должна превышать 3 процента от числа сотрудников.

Для тех же, у кого количество рабочих менее 35 человек подобных норм не установлено. Не входит в систему та организация или предприятие, в котором уставный капитал состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.

Как устроиться на работу (Центр занятости)

Для того, чтобы получить рабочее место по квоте, следует обратиться в Центр занятости. Но таким вариантом может воспользоваться только тот гражданин, у которого установлен статус инвалида третьей группы.

Иначе официально стать на учет не получится и искать работу придется используя другие методы. В данном же случае гражданин будет зарегистрирован и в случае наличия у него образования, ему будут подбирать вакансии.

Здесь возможно и понадобится прохождение переквалификации в связи с заболеванием или же получение соответствующего образования.

Посредством запроса работодателя в Центр занятости, гражданин и получает возможность попробовать свои силы на собеседовании. Если он подойдет в плане квалификации, то его будут трудоустраивать официально.

Порядок трудоустройства

В случае с инвалидом работодателя обязывают принимать гражданина на работу сразу. Испытательный срок к ним применяться не может.

Сам порядок трудоустройства будет стандартным:

  • прохождение собеседования;
  • предоставление документации для оформления, подтверждение наличия квалификации;
  • снятие с учета в Центре занятости;
  • предоставление отчета о принятии гражданина на работу.

Важно учитывать, что работодатель может принять сотрудника на работу даже превысив квоту. В некоторых регионах установлены повышенные показатели по вакансиям людей, находящихся на государственной службе.

Процедура оформления не будет отличаться от стандартной. Но все же в трудовом договоре у него должны быть прописаны нормы по осуществлению трудовой деятельности.

В каком размере устанавливается

Федеральный закон о квотировании говорит о возложении выбора размера квот на местную власть.

Но данные показатели должны быть в пределах диапазона от 2 до 4 процентов от среднего количества работников на предприятии:

В некоторых областях устанавливают нормы не в процентах, а числах сотрудников. В Мурманске и области действуют такие показатели:

Составление приказа (образец)

Этот документ призван издать положение о создании рабочего места и условий для совершения трудовой деятельности гражданина. Образец приказа о выделении рабочих мест для инвалидов можно .

В тексте документа стоит указать такие моменты:

  1. Название предприятия, номер приказа и дату его регистрации.
  2. Название приказа и на основании какого законодательного документа принимается решение о квотировании.
  3. Приказ должен содержать указания для создания рабочего места и сопутствующих для работы условий труда.
  4. В конце размещают данные о генеральном директоре и о том, кто будет его исполнять. Обязательно указание даты и подписи.

Квотирование рабочих мест — это выделение минимального количества рабочих мест в организациях для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов и некоторых других категорий.

Квоты для трудоустройства иных категорий граждан, а также сами категории лиц, нуждающихся, по мнению местных властей, в особой социальной защите, устанавливаются региональными законами.

Кто обязан отчитываться о квотировании

Ответственность

В соответствии с ч. 1 ст. 5.42 Кодекса об административных нарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Обратите внимание, что эта статья не предусматривает ответственности за непредоставление сведений о квотировании рабочих мест органам службы занятости. Поэтому если обязанности по квотированию вы выполнили, но позабыли вовремя отправить отчет, то все шансы избежать административной ответственности, по мнению Верховного Суда РФ, у вас имеются.

Однако, с учетом того, что к полномочиям региональных органов по труду и занятости относится осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи предписаний и составления протоколов, представляется более полезным для нервной системы как руководителя, так и кадровика, отправлять отчеты в службу занятости вовремя.

ИНСТРУКЦИЯ

по заполнению формы регионального государственного

наблюдения ие

“Сведения о выполнении установленной квоты

и движении денежных средств »

Сведения по форме ие в соответствии с Законом города Москвы «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 12 ноября 1997года № 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве»1и Положением о квотировании рабочих мест в городе Москве2представляют все работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Москвы. Форма представляется ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в территориальные отделы Государственного учреждения города Москвы «Центр квотирования рабочих мест» по месту государственной регистрации в 2-х экземплярах (один экземпляр возвращается отчитывающейся организации с отметкой о дате её получения). 3

При заполнении адресной части отчета обязательно вносится следующая информация: наименование отчитывающейся организации (предприятия), почтовый адрес, индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), регистрационный номер в Фонде квотирования рабочих мест (из извещения плательщику) и присвоенные организации коды (ОКПО, ОКОНХ, ОКВЭД, ОКАТО, ОКОПФ, ОКФС).

Все данные в форме отражаются за отчетный квартал текущего года (в том числе и по месяцам). Каждая строко-графа должна содержать информацию (не быть пустой), при отсутствии данных ставится прочерк.

Данные графы 3 разделов I, II, III по всем строкам (кроме 01-03) должны быть равны сумме данных граф 4 и 5.

РАЗДЕЛ I. Сведения о выполнении установленной квоты


Данные строк 01-03 графы 3 “Среднесписочная численность работников” формируются в целом по отчитывающейся организации в соответствии с “Порядком заполнения организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения”, утвержденной постановлением Госкомстата России от 04.08.03 № 72, исходя из численности работников, занятых на территории города Москвы.

Строка 01 рассчитывается за последний месяц предыдущего квартала, строки 02 и 03 за первый и второй месяцы отчетного квартала соответственно.

Например: в отчете за первый квартал строка 01 рассчитывается за декабрь месяц предыдущего года, строки 02 и 03 - за январь и февраль текущего года.

При определении среднесписочной численности не учитываются внешние совместители, работники, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера и др.

По строкам 04-06 “Количество квотируемых рабочих мест:” показывается число квотируемых рабочих мест, на которые должны быть трудоустроены инвалиды и

молодежь в возрасте до 18 лет, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей в возрасте до 23 лет (далее - молодежь). Данные по этим строкам рассчитываются работодателем самостоятельно за каждый месяц отчетного ___________________________________

1 Принят Московской городской Думой 26 июня 2002 года № 32.

2 Утверждено постановлением Правительства Москвы от 01.01.01 года.

3 Работодатели, у которых среднесписочная численность работников менее 30 человек отчеты направляют почтой.

квартала в зависимости от среднесписочной численности, учтенной в строках 01-03 графы 3. (Строка 04 в соответствии со строкой 01, строка 05 со строкой 02, 06 со строкой 03). Для работодателей, у которых среднесписочная численность работников составляет более 30 человек, квота исчисляется в размере 4-х процентов для трудоустройства инвалидов. Работодатели, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек могут в счет установленной квоты трудоустраивать молодежь, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не должно составлять менее 3-х процентов (при расчете округление производится в сторону уменьшения до целого значения).

По строкам 07-09 “Работало на квотируемых местах не менее пятнадцати календарных дней:” отражается численность инвалидов и молодежи, от работавших на квотируемых рабочих местах не менее 15 календарных дней по состоянию на последнюю дату месяца отчетного квартала. В эту численность могут включаться и граждане указанной категории, принятые на работу до принятия Закона о квотировании.

В количество работающих на квотируемых рабочих местах по строкам 07-09 учитываются граждане, уволившиеся до конца месяца отчетного квартала, но проработавшие на квотируемом рабочем месте не менее 15 календарных дней этого месяца.

Данные строк 07-16, 18 формируются в пределах указанных по строкам 04-06 чисел (стр. 07 должна быть меньше или равна стр. 04, и т. д., стр. 18 меньше или равна стр. 06).

По строкам 10-13 “Невыполненная квота (подлежит оплате), всего за отчетный квартал (стр.11+12+13)” показывается число рабочих мест, на которые не трудоустроены в рамках установленной квоты граждане (или число квотируемых рабочих мест, которые были заняты менее 15 календарных дней) и за которые должна быть внесена обязательная плата1.


Обязательная плата за каждого нетрудоустроенного на квотируемые рабочие места соответствует величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Российской Федерации на день внесения платы (п.4 ст.2 Закона о квотировании).

Данные строк 10-13 равны:

стр.10 = стр.11+стр.12+стр.13;

стр.11 = стр.04 минус стр.07;

стр.12 = стр.05 минус стр.08;

стр.13 = стр.06 минус стр.09

РАЗДЕЛ II. Движение работников на квотируемых рабочих местах

По строке 14 “Работало на квотируемых рабочих местах на начало отчетного квартала” показывается численность инвалидов и молодежи, занятых на квотируемых рабочих местах по состоянию на первое число первого месяца квартала.

Для контроля правильности заполнения строки 14 необходимо сопоставить эти данные с данными строки 09 формы, представленной за предыдущий квартал . Расхождение может быть за счет числа квотируемых рабочих мест, которые были заняты менее 15 календарных дней, в этом случае строка 14 будет больше строки 09.

______________________________

1 Обязательная плата устанавливается как альтернатива созданию квотируемых рабочих мест. Принцип альтернативности предоставляет работодателю право выбора при выполнении условий квотирования: либо трудоустраивать инвалидов и молодежь на квотируемые рабочие места, либо ежемесячно вносить плату за каждого нетрудоустроенного на эти места гражданина.

По строке 15 “Выбыло с квотируемых рабочих мест в течение квартала” приводятся данные о численности работников, выбывших с квотируемых рабочих мест в течение всего отчетного квартала (независимо от количества отработанных дней) по различным причинам (расторжение трудового договора по инициативе работника, инициативе администрации; соглашению сторон; призыв или поступление на военную службу; перевод в другую организацию; в связи с ликвидацией или перепрофилированием рабочего места, изменением показаний к труду, достижением 18-летнего возраста и т. д.), уход или перевод которых оформлен приказом (распоряжением), а также выбывшие в связи со смертью.

По строке 16 “Принято на квотируемые рабочие места в течение квартала” показывается численность инвалидов и молодежи, зачисленных на квотируемые рабочие места в течение отчетного квартала (независимо от количества отработанных дней) приказом (распоряжением) о приеме на работу.

Трудоустроенные в счет квот граждане должны учитываться при определении среднесписочной численности работающих в организации (по строкам 01-03)

По строке 17 справки 1 “Работает сверх установленной квоты на конец отчетного квартала”, приводятся данные о численности работающих в организации инвалидов и молодежи без учтенных по строкам 07 - 09 .

РАЗДЕЛ III. Сведения о рабочих местах

По строке 18 “Потребность в работниках на квотируемые рабочие места на конец отчетного квартала” отражается количество инвалидов и молодежи, требующихся работодателю для трудоустройства на квотируемые места.

В справке 2 указывается число работающих на квотируемых рабочих местах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, если таковые имеются, эти данные не должны превышать данные, показанные по стр.09 гр.5.

По строке 20 “Остаток задолженности на начало отчетного квартала” за плательщиком” показывается остаток задолженности на начало отчетного квартала по обязательной плате за каждого нетрудоустроенного в счет квот гражданина, включая штрафы, пени и доначисленную сумму, выявленную в ходе проверки организации, за предыдущие периоды (если она не была перечислена).

По строке 21 указывается сумма штрафов и пени, учтенная в строке 20.

Строка 22 “Остаток задолженности на начало отчетного квартала” за Фондом квотирования рабочих мест - включает в себя остаток задолженности за излишне перечисленную сумму на Целевой счет Фонда квотирования.

Строка 23 “Начисленная обязательная плата за отчетный квартал, всего:” равна сумме строк 24+25+26.

По строкам 24,25,26 показывается сумма, предназначенная к оплате за 1,2,3 месяцы отчетного квартала за невыполнение установленной квоты (Спл.), отраженной по строкам 11,12,13, которая определяется по формуле:

Спл. = Ц пл. х Р пл. , где:

Ц пл. - количество рабочих мест, за которые вносится обязательная плата (стр.11,12,13)

Р пл. - размер обязательной платы.

строка 24 = строка 11 х Рпл.;

строка 25 = строка 12 х Рпл.;

строка 26 = строка 13 х Рпл.

Сумма строк (24+25+26) = строке 23.

По строке 27 “Доначислена обязательная плата” проставляется сумма обязательной платы, выявленная при проверке организации (неверно рассчитаны: количество квотируемых рабочих мест, невыполнение квоты, начисления и т. д.).

По строке 28 “Начислены штрафы, пени” показывается сумма начисленных штрафов и пени за отчетный квартал.

В строку 29 “Всего причитается к платежу” заносится общая сумма обязательной платы, которую необходимо перечислить на Целевой счет Фонда квотирования рабочих мест не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислена плата (реквизиты счета имеются в территориальных отделах Центра квотирования рабочих мест, публикуются в периодической печати). Данные строки 29 должны быть равны стр.20 +стр.23+стр.27+стр.28.

Строки 30 и 31 Перечислено в отчетном квартале, всего” и “в том числе штрафов, пени” заполняются согласно произведенной оплате. По строке 30 показывается сумма, перечисленная в отчетном квартале, в том числе по строке 31 - перечисленных пени и штрафов.

В строку 32 Остаток задолженности на конец отчетного квартала” “за плательщиком» заносится разность строк (29 и 30), т. е. стр.32 равна стр.29 минус стр.30.

Полученный результат должен быть занесен в строку “Остаток задолженности на начало отчетного квартала” отчета за следующий квартал.

Из строки 32 выделяется сумма просроченной задолженности и проставляется по строке 33 в том числе: просроченная задолженность”. Просроченная задолженность это сумма обязательной платы (без учета штрафов и пени) перечисленная после 15 числа месяца следующего за отчетным кварталом или неперечисленная вообще.

Строка 34 “штрафы, пени” указывается не перечисленная сумма штрафов и пени по состоянию на конец отчетного квартала. Стр.34 равна стр.28 минус стр. 31.

По строке 35 Остаток задолженности на конец отчетного периода” “за Фондом квотирования рабочих мест” учитывается сумма, которую необходимо возвратить работодателю или зачесть в счет будущих платежей.

РАЗДЕЛ V. Перечислено в отчетном квартале

В раздел заносятся номера, даты и суммы платежных поручений по перечислению денежных средств за соответствующие месяцы отчетного квартала, подтверждающие произведенную оплату, указанную по строкам 30 и 31.

Заполненная форма ие должна быть подписана руководителем, главным бухгалтером и заверена печатью организации.

За достоверность данных и своевременность представления формы ие несет персональную ответственность руководитель организации (предприятия).

Председатель Комитета Согласовано:

города Москвы городского комитета

государственной статистики

_________________ _______________

«____»_________2003 года «____»___________2003 года

До 1 февраля работодатели с численностью штатных работников более 20 человек должны проинформировать органы Государственной службы занятости о выполнении ими квоты на трудоустройство лиц, имеющих дополнительные гарантии в трудоустройстве. Форма отчета хотя и не содержит большого количество строк, однако является совершенно новой, поэтому представляем подробный алгоритм ее заполнения.

1) один из родителей или лицо, которое их заменяет и:

  • имеет на иждивении детей (ребенка) в возрасте до шести лет (квота будет действовать до достижения детьми (ребенком) шести лет).

Таким правом может воспользоваться один из родителей детей (ребенка) в возрасте до шести лет (п. 3.2 Инструкции № 271). Другими словами, если на предприятии работают оба родителя, то к «квотной» категории работников будет относиться только один из них.

А для родителей, работающих на разных предприятиях, достаточным условием подтверждения отнесения одного из родителей к «квотной» категории работников может быть письменное подтверждение работодателя об условиях трудоустройства другого родителя (письмо Минсоцполитики );

  • воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет (квота будет действовать до достижения ребенком 14 лет) или ребенка-инвалида (квота будет действовать до достижения ребенком-инвалидом 18 лет);
  • удерживает без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и/или инвалида I группы (независимо от причины инвалидности) (квота будет действовать до достижения родителем пенсионного возраста в соответствии со ст. 26 Закона № 1058);

Документами, подтверждающими принадлежность к «квотной» категории работников, а также срок действия квоты, являются (п. 3.2 Порядка № 271):

  • копия свидетельства о рождении ребенка - для одного из родителей (лица, его заменяющего), имеющего на иждивении детей (ребенка) до шести лет, воспитывающего без одного из супругов ребенка до 14 лет;
  • копия пенсионного удостоверения , содержащего запись об инвалидности - для одного из родителей (лица, его заменяющего): воспитывающего без одного из супругов ребенка-инвалида; имеющего на иждивении без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и/или инвалида I группы, независимо от причин инвалидности. В случае отсутствия пенсионного удостоверения , принадлежность к «квотной» категории работником может подтверждаться одним из следующих документов:
    • копией удостоверения лица, получающего государственную социальную помощь в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам»;
    • копией формы № 080/о «Медицинское заключение о ребенке-инвалиде возрастом до 18 лет»;
    • копией формы первичной учетной документации № 157-1/о «Справка к акту осмотра медико-социальной экспертной комиссией».

Лица, заменяющие одного из родителей для подтверждения принадлежности к «квотной» категории работников, кроме перечисленных выше документов, должны еще предоставить копию решения местного органа исполнительной власти и органа местного самоуправления об установлении опеки или попечительства над таким ребенком или решения суда.

Одинокая мать (отец) с копией свидетельства о рождении или пенсионного удостоверения должна (должен) еще представить справку о получении (неполучении) помощи;

2) дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки (квота будет действовать до достижения ими 18-летнего возраста). Документом, подтверждающим принадлежность к данной категории работников, является копия выписки из электронной учетно-статистической карточки ребенка;

3) лица, которым исполнилось 15 лет и которые могут, как исключение, приниматься на работу по согласию одного из родителей или лица, его заменяющего (квота будет действовать в течение трех лет со дня принятия на работу). Подтверждающим документом принадлежности к данной «квотной» категории является свидетельство о рождении ребенка;

4) лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения (квота будет действовать до прекращения трудовых отношений с работодателем, который принял их на работу). Подтверждающим документом принадлежности к «квотной» категории является копия справки об освобождении;

5) молодежь, которая закончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы и впервые принимается на работу. Квота будет распространяться на лиц возрастом до 35 лет, впервые принятых на работу в течение шести месяцев после окончания или прекращения учебы или службы. При этом квота будет действовать в течение трех лет со дня принятия на работу.

Подтверждающими документами принадлежности к данной «квотной» категории являются:

  • копия диплома или другого документа об образовании (для лиц, закончивших обучение);
  • копия военного билета (для лиц, уволившихся со срочной службы).

Кроме того, следует обратить внимание еще и на факт трудоустройства молодежи, окончившей ПТУ и ВУЗы, по специальности, указанной в дипломе , поскольку трудоустройство молодежи не по специальности не будет относиться к выполнению квоты. Такой вывод можно сделать из самого определения понятия «молодой работник», приведенного в п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона № 5067;

6) лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 26 осталось 10 и менее лет . Подтверждающим документом принадлежности к «квотной» категории будет копия паспорта.

Расчет среднеучетной численности «квотной» категории работников за отчетный период совершается в том же порядке, что и расчет среднеучетной численности штатных работников, то есть:

1) определяется учетное количество работающих на условиях полной занятости по дням календарного месяца отчетного периода.

Пример 4

2) определяется среднеучетное количество работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству и работающих на условиях полной занятости за календарный месяц отчетного периода.

Пример 5

Определение среднеучетного количества работников по квоте 5% за месяц.

На предприятии в декабре 2013 года учетное количество работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству и работающих на условиях полной занятости, составило:

Дни Уч. кол. раб. по квоте 5% Дни Уч. кол. раб. по квоте 5% Дни Уч. кол. раб. по квоте 5%
01 7 12 6 22 6
02 7 13 6 23 5
03 7 14 6 24 5
04 7 15 6 25 5
05 7 16 6 26 5
06 6 17 6 27 5
07 6 18 6 28 5
08 6 19 6 29 5
09 6 20 6 30 6
10 6 21 6 31 6
11 6

Всего: 184 раб.

В декабре 2013 года среднеучетное количество работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, составило 6 работников (184: 31).

3) определяется среднеучетное количество работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству и работающих на условиях полной занятости за отчетный период.

Всего за год: 68 раб.

Среднеучетное количество работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, за 2013 год составляет 6 раб. (68: 12).

Строка 03
«квота у розмірі 5% середньооблікової чисельності штатних працівників»

Согласно п. 3.3 Порядка № 271 в строке 03 указывается расчетная численность работников (в целых числах), имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год.

То есть показатель строки 03 определяется по формуле: строка 01 х 5% .

Округление результатов исчислений осуществляется по следующему правилу: округляются цифры постепенно справа налево: если последняя значимая цифра меньше или равна «4», она отбрасывается; если больше или равна «5», ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу (п. 3.3 Порядка № 271).

Пример 7

Расчет квоты в размере 5% среднеучетной численности штатных работников.

1. На предприятии за 2012 год среднеучетная численность штатных работников составила 109 работников. Расчетный показатель численности работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, на 2013 год будет составлять 6 работников (109 х 5: 100 = 5,45 раб, по правилам округления, установленным п. 3.3 Порядка № 271, получаем 6 работников).

2. На предприятии за 2012 год среднеучетная численность штатных работников составила 107 работников. Расчетный показатель численности работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, на 2013 год будет составлять 5 работников (107 х 5: 100 = 5,35 раб, по правилам округления, установленным п. 3.3 Порядка № 271, получаем 5 работников).

Строка 04
«Чисельність громадян, яких планується працевлаштувати в поточному році у рахунок квоти»

Согласно п. 3.4 Порядка № 271 в строке 04 указывается численность граждан, которых планируется трудоустроить в текущем году в счет квоты . Другими словами, в строке 04 необходимо указать плановый показатель трудоустройства «квотных» категорий граждан в 2014 году в счет выполнения квоты за 2013 год.

При заполнении строки 04 важно учесть следующие моменты:

  • если показатель строки 02 (фактическое трудоустройство работников «квотных» категорий в отчетном периоде) больше показателя строки 03 (плановое трудоустройство «квотных» категорий в отчетном периоде), то в строке 04 ставится прочерк , поскольку квота в отчетном периоде выполняется;
  • если показатель строки 03 (плановое трудоустройство «квотных» категорий в отчетном периоде) больше показателя строки 02 (фактическое трудоустройство работников «квотных» категорий в отчетном периоде), то в строке 04 необходимо указать разницу между строкой 03 и 02 - именно это количество работников необходимо трудоустроить в 2014 году для выполнения квоты, рассчитанной по результатам 2013 года.

Пример 8

Заполнение Информации за 2013 год

Необходимые данные для расчета показателей и заполнения Информации:

  • среднеучетная численность штатных работников за 2012 год - 104 работника;
  • среднеучетная численность штатных работников за 2013 год - 110 работников;
  • среднеучетное количество работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, за 2013 год - 4 работника.

1. Квота в размере 5% среднеучетной численности штатных работников составляет: 104 х 5 – 100 = 5,2, после округления получаем 5 работников.

Фрагмент заполнения Информации за 2013 год:

Назва показників Код рядка Кількість, осіб
А Б 1
Середньооблікова чисельність штатних працівників за попередній календарний рік - усього 01 104
у тому числі чисельність працівників, що мають додаткові гарантії у сприянні працевлаштуванню, які працювали на умовах повної зайнятості у звітному періоді 02 4
Квота у розмірі 5% середньооблікової чисельності штатних працівників 03 5
Чисельність громадян, яких планується працевлаштувати в поточному році у рахунок квоти 04 1

Информация подписывается руководителем (ответственным лицом за представление информации) предприятия с указанием фамилии и инициалов, а также указывается дата ее заполнения (п. 3.5 Порядка № 271).

Ответственность за нарушения

Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 14 Закона № 5067 работодатели должны ежегодно информировать органы Государственной службы занятости о выполнении квоты на трудоустройство граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. Поскольку информирование нельзя отождествить с представлением отчетности, то за непредставление (несвоевременное) представление Информации или за неправильное ее составление штрафных санкций законодательством не предусмотрено. Но подать Информацию в службу занятости до 01 февраля года, следующего за отчетным, все же необходимо, поскольку непредставление Информации может повлечь за собой внеплановую проверку предприятия инспекцией по труду.

В случае если в поданной Информации указано невыполнение квоты на трудоустройство, к предприятию могут быть применены штрафные санкции согласно ст. 53 Закона № 5067 как за невыполнение работодателем в течение отчетного года установленной квоты. Службой занятости будут проверяться направления работодателю на трудоустройство лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. При выявлении необоснованного отказа в периоде, когда квота не выполнялась , на предприятие может нагрянуть инспекция по труду с проверкой. При этом за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве лиц, имеющих дополнительные гарантии в трудоустройстве, в пределах соответствующей квоты, с работодателя будет взыскан штраф в двукратном размере минимальной зарплаты , установленной на момент выявления нарушения.