Главная · Метеоризм · Писатель прилагательное с непроизносимой согласной. Написание слов с непроизносимыми согласными

Писатель прилагательное с непроизносимой согласной. Написание слов с непроизносимыми согласными

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Тема урока: «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

Доброе слово здравствуйте сказала я вам. «Здравия желаю! » Так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие ? Здравие - это здоровье. А здравствовать - означало быть здоровым и жить, быть живым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы и живите, будьте живы.

Здравствуйте, здравствовать - так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье).

А произносим эти слова по-другому: здра[ст]вуйте, здра[ст]вовать.

Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить.

В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Прочитаем однокоренные слова. Найдём слова, в которых не все согласные звуки произносятся.

Весть, известие, вестник, известный, известно.

Звук [т] не произносится в словах ве [с’н’] ик, изве[сн]ый, изве[сн]о.

Корень -вест- в однокоренных словах пишется одинаково.

Грусть, грустит, грустно, грустный.

Звук [т] не произносится в словах гру[сн]о, гру[сн]ый. Корень -груст- пишется одинаково.

Букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук, будем подчёркивать одной чертой. Это орфограмма.

вестник - весть

грустный - грусть

В этих словах ясно слышится звук [т’] на конце слова. Подчеркнём букву в проверочном слове двумя чертами.

вестник - известие

грустный - грустит

В этих словах ясно слышится звук [т’], так как после согласного звука идёт гласный. Подчеркнём эти буквы двумя чертами.

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:

— согласный звук ясно слышится на конце слова;

— согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.

Попробуем решить новую орфографическую задачу знакомыми вам способами проверки корней.

Измените слова по команде вопроса каков? Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос что?

чуде[сн]ый - чудесен, чудеса, чудесный интере[сн]ый - интересен, интерес, интересный сви[с’н’]ет - свист, свистнет у[сн]а я - уста, устная хру[сн]ула - хруст, хрустнула Во всех словах есть сочетание согласных [сн] или [с’н’].

В словах чудесный, интересный между звуками [сн] нет непроизносимого звука [т], а потому нет и буквы т. В словах свистнет, устная, хрустнула есть непроизносимый согласный звук [т], есть и буква т.

Как узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?

Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.

звёздн ое, грозн ый, поздн ий, праздн ик, проказн ик, чувств о, участв ую

звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з’н’]ий, пра[з’н’]ик, прока[з’н’]ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з’н’]?

На месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств .

На месте звуков [зн], [з’н’] могут быть буквы зн, здн.

Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.

звёздная - (что?) звезда, поздний - (что сделать?) опоздать, праздник - (каков?) празден

В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д

грозный - (что делать?) грозить, проказник - (что?) проказы

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д

В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.

Скажем эти слова и послушаем звуки: со[нц] е, се[рц]е.

Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.

Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко ».

солнышко, (какой?) солнечный - солнце

сердечко, (какой?) сердечный - сердце

В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.

Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест , что означало вокруг, около , на все четыре стороны. А окрестность - это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.

Окрестность можно проверить словом окрест.

Какие сочетания звуков при письме опасны?

Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:

[сн], [с’н’], [зн], [з’н’], [ств], [нц], [рц].

При письме эти сочетания звуков опасны, так как может быть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука.

Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.

Запоминаем способы проверки:

Властный, радостный, несчастный,

и прелестный, и ненастный,

доблестный, бескорыстный, честный.

Этих слов не забывайте.

При письме в них Т вставляйте.

Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков [сн]. Старайтесь запомнить способы проверки.

что?

власт ный - (что?) власть

радост ный - (что?) радость

несчаст ный - (что?) несчастье

прелест ный - (что?) прелесть

ненаст ный - (что?) ненастье

бескорыст ный - (что?) корысть

доблест ный - (что?) доблесть

чест ный - (что?) честь

Вкусный, гласный, интересный,

безопасный и небесный,

и чудесный, и прекрасный,

и ужасный, и напрасный.

Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте. (Н. Бетенькова)

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?

вкусный - (каков?) вкусен

гласный - (что?) глас

интересный - (каков?) интересен

безопасный - (каков?) безопасен

небесный - (что?) небеса

чудесный - (что?) чудеса

прекрасный - (каков?) прекрасен

ужасный - (каков?) ужасен

напрасный - (каков?) напрасен

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.

Размышляем над транскрипциями слов:

Даны транскрипции слов. Почему в словах букв больше, чем звуков?

[л’эс’н’ица] - лестница 7 звуков, 8 букв [м’эсный’] - местный 6 звуков, 7 букв [св’эрсн’ик] - сверстник 8 звуков, 9 букв

В этих словах букв больше, чем звуков, так как один звук непроизносимый

Слово лестница проверить нельзя.

Местный проверим словом место .

Слово сверстник образовалось от древнего русского слова верста , что означало возраст.

А вот ровесник пишется без буквы Т. Написание слова надо запомнить.

Заключение:

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

ТЕМА: Непроизносимые согласные в корне слова

ЦЕЛЬ: Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в. На месте звукосочетаний (зн), (сн), (рц), (нц), (ств). Учить переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов. Дать примеры типа радостный, в которых непроизносимая согласная на стыке двух суффиксов.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунок с изображением планет, жители планеты (карточки с буквами л, д, т, в), индивидуальный раздаточный материал, плакат с ребусом, карточки со словами.

Сегодня на уроке мы отправимся в космическое путешествие к планете, где проживают согласные, которые любят играть с людьми в прятки. Запишите дату отправления в полет. Мы полетим в космические дали на этом корабле. Чтобы путешествие было безопасным, необходимо проверить работоспособность всех систем ракеты. Рассмотрите внимательно буквы в каждом столбце и найдите лишние (л, д, т, в).

В первом столбике – парные согласные, Л– непарный согласный звук,

Во втором столбике – глухие согласные, Д обозначает звонкий согласный звук, в третьем столбике – непарные глухие согласные, Т– обозначает парный согласный звук. В четвертом столбике – непарные звонкие согласные. Ну вот, все неполадки устранены.

Запуск двигателя произойдет после того, как мы правильно и красиво пропишем эти буквы.

Словарно-орфографическая работа. Отправляемся в путь. Первый вариант будет располагаться на левом борту, второй вариант на правом борту. Левый борт, подмигните мне левым глазом, Правый борт, помашите правой рукой. Полный вперед.

ЗЕМЛЯ НОЧНОЙ
ЗВЕЗДА НЕБЕСНЫЙ
РАКЕТА ЗЕМЛИСТЫЙ
ДОЖДИ ОРАНЖЕВЫЙ
НЕБЕСА ДОЖДЛИВЫЙ
СТОЯНКА КОСМИЧЕСКИЙ

Что общего у слов каждого столбика (имя существительное и прилагательное) (безударные согласные в корне слова).

Что называется именем существительным? И именем прилагательным? Как проверить безударную гласную в корне?

Левый борт найдите слово, в котором буквой Я – обозначаем один звук. Правый борт найдите однокоренное слово (земля – землистый). Какие слова называют однокоренными?

А теперь, пусть каждый найдет на своем борту лишнее слово (ракета, оранжевый -словарные).

Молодцы! Вы настоящие путешественники: находчивые и сообразительные. Впереди планета. Жители этой планеты прислали нам поздравление.

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС С ТОРЖЕСТВЕННЫМ ДНЕМ. ЭТО ВАШ САМЫЙ РАДОСТНЫЙ И СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ. У ВАС СЕГОДНЯ ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ.

Каким словом можно заменить эти словосочетания? ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ДЕНЬ – ПРАЗДНИК (словарная работа).

Сколько в этом слове букв и звуков. Какой звук в этом слове не произносится. Как проверить слово праздник. Не можем проверить. Если слово нельзя проверить, надо запомнить его написание. Запишите в тетрадь.

Подберите однокоренные слова (празднуют, праздничный, празднично). Составьте с одним из слов предложение (запись в тетрадь).

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Полет продолжается. Впереди планета. Предлагаю поприветствовать жителей этой планеты. Каким словом обычно приветствуют при встрече?

ЗДРАВСТВУЙ

Какая удивительная планета. На что она похожа?

НА СОЛНЦЕ.

Как радостно бьется наше

На доске вывешиваются карточки со словами:

ЗДРАВСТВУЙ ЗДРА[СТ]ВУЙ
СОЛНЦЕ СО[НЦ]Е
РАДОСТНО РАДО[СН]О
СЕРДЦЕ СЕ[РЦ]Е

У. Произнесите данные слова так, как мы это делаем при разговоре. Сравните произношение и написание.

У. Какой согласный не произносится, а буква пишется (каждое слово разбирается отдельно.

У. Как называются согласные которые пишутся, но не произносятся? Д.(Непроизносимые согласные).

Запись в тетрадь слов.

У. Вот мы и узнали жителей этой планеты (вывешиваются карточки с буквами на планету). Выделим корень в словах. Определите, в какой части слова находятся непроизносимые согласные. (В корне слова).

РАДОСТНО – Иногда непроизносимые согласные встречаются на стыке двух суффиксов. Дайте название этой планете (открывается тема на доске).

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

У. Как проверить непроизносимые согласные?

Чтобы проверить непроизносимые согласные надо подобрать однокоренное слово, в котором эти звуки слышатся четко.

Открываем учебник и читаем правила.

Радость Сердечко
Радостно Сердце
Радостный Сердечный

Среди слов, которые написаны на карточках, найдите те, которые будут являться проверочными. Запишите проверочные слова в тетрадь.

ФИЗМИНУТКА.

Отправляемся в полет. Сколько нас открытий ждет. Дружно, в ногу, мы идем.. Мы походим на носках. Мы идем на пятках. Вот проверили осанку. Мы свели лопатки. Сели и продолжаем полет.

Работа с учебником. Прочитайте слова.

Доблес_ный, чес_ный, поз_ний, облас_ной

Как проверить слова?

Доблестный-доблесть (сообщение из этимологического, толкового словаря – ученик)

Честный – честь
Поздний – опоздать

Областной – область (исследовательская работа ученика, сообщение из этимологического словаря)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

А сейчас непроизносимые согласные хотят проверить, что мы узнали и чему научились.

Работа по карточкам.

Задание. Образуй словосочетания с именами прилагательными. Запиши, подчеркни орфограмму непроизносимого согласного. Работа по карточкам.

(Известие) человек – известный человек
(звезда) небо
(ненастье) погода
(счастье) мгновение

Задание. К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика.

У. Как называются слова близкие по значению? Д. Синонимы.

Наш корабль взял курс домой. Отгадав ребус, вы узнаете название космического корабля, благодаря которому состоялось наше путешествие.

БУРЕВЕСТНИК (Исследовательская работа-сообщение).

Какая согласная в слове не произносится?

Согласная Т .

Подберите проверочное слово.

Известие, весть.

ИТОГ УРОКА.

Как называют обитателей планеты, на которой мы побывали?

Непроизносимые согласные.

У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

Д.. Подобрать проверочное слово, в котором звуки слышатся отчетливо.

Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять, И за звуком непонятным Быстро гласную искать.

Домашнее задание. Составить 3-4 предложения о вашем самом любимом празднике.

В современной орфографии правило формулируется таким образом:

Для того чтобы не разрушился смысл слова, надо в целости сохранить его составные части (корень и т.д.) или слоги. Например:

Сол нце - сол нечный Со-Ла на Че » - в значении «общая среда, или энергия для человеков».

Серд це - серд ечный . Древняя смысловая расшифровка слова: «Середа Че » - в значении «середина человека», при том, что Ц = Ч .

Позд ний - опозд ать . Древняя смысловая расшифровка слова: «По ЗаДа… » - в значении «по тому, что после имеющегося, данного…».

Груст ный - груст ить . Чест ный - чест ь .

В обоих случаях содержится в корне звукосочетание «ст », которое в древнем полнозвучии реконструируется в «СоТа » - в значении «сочетание, соединение твердое, устойчивое».

Видите, пропуск какой-либо буквы равнозначен потере древнего осмысленного слога, т.е. разрушению смысла слова .

А когда говорят об «исключениях», то в первую очередь вспоминается банальная фраза о том, что в русском языке исключений больше, чем правил. Это, конечно же, говорит о том, что полная формализация русского языка в принципе невозможна. Похоже, особенно наглядно это увидели сейчас, при попытке «компьютеризации» русского языка. Если в школе худо-бедно вытягивают на «троечника», на посредственность, то компьютерное «правописание» (или проверка правописания) и вовсе сталкивает людей на уровень бездумия (или слабоумия).

Во вторую очередь, сейчас нередко приходится сталкиваться с ограниченностью современного формального (знакового, плоского) подхода к объемному, многомерному Живому Русскому Языку, когда современное языкознание не в состоянии убедительно и логично объяснить даже некоторые простые явления, списывая их в разряд «исключений из правила».

Например:

Блес нуть (хотя блеск, блестеть ), Плес нуть (хотя плескать ), Лест ница (хотя лесенка ).

Так бывает, когда смыслы утрачиваются, а «необъяснимые» явления начинают объяснять «разрушениями» или искусственными обоснованиями. Например, говорят, что в подобных словах исторически произошло упрощение групп согласных, типа: блес(т, к) нуть.

Но при этом не хотят подумать о древнем состоянии Языка, когда корни слов выделяли не формально, жестко, однозначно, а очень гибко, по смыслу, с учетом объема контекста.

Поэтому речь нужно вести не об «упрощении групп согласных », а о разном смысловом наполнении слова в контексте .

К примеру, если «ЛеСъ » - это, по смыслу составляющих слово звуков речи, «гармоничная структура восходящей энергии». А вот «Бъ-Лесъ-Тъ » - это «устойчиво во все стороны направленный ЛеС», т.е. светящийся, сияющий. Когда Т меняется на К , получается «Блес-Къ » (в конце редуцированный звук О), т.е. «светящаяся оболочка ЛеСа» или его сияние.

Такие же смысловые нюансы, уместные каждый в своем месте по смыслу, в случае: Плеснуть (модель древней формы «По- Лес-Н …») и Плеск По- Лес-Ко »).

Точно так же в случае Лест ница и Лес енка разговор пойдет не о «чередовании» «С - СТ » или упрощении, а о том, что современный русский язык утратил древний смысл слова «Лес». Лес - это не «земля, заросшая деревьями », как считается в современном словаре, а прежде всего, по смыслу, «восходящие энергии ». Именно поэтому в сказках для перехода в другой мир поднимались по «мировому древу» или просто «высокому, до самого неба, дереву», т.е. «восходили по лесу », отсюда и «лестница (или лествица )», отсюда же и «лесина (или лесенка )». С разными смысловыми нюансами.

В итоге, выходит, что к формальному правилу о непроизносимых согласных в словах, по недоразумению «привесили в нагрузку» или чтобы нарочно запутывать (чтоб было где недоумевать и спотыкаться ищущим смысл школярам, не понимающим, чего хотят от них учителя!) «исключения», которые к рассматриваемому правилу никакого отношения не имеют.

Кстати говоря, такая же ситуация со словами: лосниться и лоск , кануть и капнуть , сгинуть и гибнуть .

Их нельзя рассматривать в рамках одного правила с непроизносимыми согласными звуками.

Но обосновывать подробно каждый случай, как проделали свыше, уже нет особой необходимости. Понятно и без этого.

Плохо только, что современный формальный (бессодержательный или бессмысленный) подход порождает бездумное отношение к письму, т.е. когда немало школьников и выпускников школ непроизносимые согласные ищут там, где их нет и не может быть , например, в таких словах, как:

чудесн ый (чудесен), опасн ый (опасен), прекрасн ый (прекрасен), вкусн ый (вкусен)…

Статистически чаще ошибаются в словах: честв овать (честь), участв овать (участие)…

А вот случаи с иностранными словами предлагается просто запомнить:

дерматин, инцидент, прецедент, трансцендентальный…

Хотя они тоже объяснимы по смыслу, мы стараемся уделять внимание преимущественно словам и написаниям Живого Русского Языка.

Теперь о различении кажущихся в произношении похожими слов, у которых разное происхождение и смысл:

ровесн ик

(от слова ровесный - диал. «одинаковый», от рово - «временна я мера», имевшего в косвенных падежах наращение -ес-). Или же иначе, «Рово Вес» как «равный вес», как бы сбалансированный, равновесный.

сверст ник

(от др.-русск. съвьрстьныи - «одинаковый по длине, возрасту», которое восходит к общеслав. верста - «мера длины», с помощью суффикса -ИК - совр. -НИК). Иначе: «с Версты» - т.е. тот, с кем пройдено одинаковое расстояние.

яст ва

(«разнообразные кушанья» - устар.; образовано с помощью суффикса -ТВ- от Ясти с корнем: Яс-);

яв ственный

(от Яв ь, Яв иться с помощью суффикса -СТВ -; ср. также с родственными: яв ный, яв ление)

участ вовать

(«сотрудничать в чём-либо»; ср.: составная част ь). Здесь корень: част ь , далее суффикс -ВОВА -.

чувст вовать

(«способность ощущать, испытывать внешние воздействия»). Здесь корень Чув -; далее суффикс -СТВ -.

шествовать

(«торжественно идти»). Здесь корень: шест , далее суффикс -ВОВА -. Отсюда же шеств ие, путешеств ие с суф. -В-.

шеф ствовать

(«оказывать помощь, быть шефом»); от слова Шеф (франц. Chef, или англ. chief). Отсюда же шеф ство с суф. -СТВ-.

косн ый

(от Косой : «тяготеющий к старому, привычному»: косный чиновник ). Корень Кос - и суф. -Н -.

костн ый

(от Кость : кост ный мозг, кост ная ткань). Корень Кост - и суф. -Н -.

В этих примерах нужно видеть, прежде всего, состав слов (корень и т.д.)!

Ну и несколько примеров с иностранными словами:

И, напоследок, о еще одном случае, в котором часто допускают ошибку, не замечая ни формального состава слова, ни смысла слова.

26 августа 2016

Сегодня погода ненастная,

И я такая несчастная.

Сеет дождь совершенно ужасный.

Скорей бы снова стало ясно,

И засияло б солнце красное,

И стало бы вокруг прекрасно!

Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

Правило

Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:

Сегодня погода ненастная (ненаст ье),

И я такая несчастная (несчаст ье).

Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен - нет т ).

Скорей бы снова стало ясно (ясен - нет т ),

И засияло б солнце красное (красен - нет т ),

И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен - нет т )!

Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

Подбери проверочное слово

Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

  • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
  • грустный (грусть, грустить);
  • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
  • звёздный (звезда, звёздочка);
  • капустный (капуста);
  • местность (место, местечко);
  • ненастный (ненастье);
  • поздний (опоздать, опоздание);
  • радостный (радость);
  • свистнуть (свист, свистит);
  • сердце (сердечко, сердечный);
  • солнце (солнечный);
  • тростник (тростинка);
  • участник (участие);
  • честный (честь);
  • опасный (опасение);
  • чудесный (чудеса);
  • ужасный (ужасен);
  • интересный (интересен).

Второклассники начинают изучать непроизносимые согласные в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

Видео по теме

Слова для запоминания с непроизносимыми согласными

Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в корне слова нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

  • лестница - ряд ступенек или перекладин;
  • праздник - день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
  • чувства - внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
  • сверстники - люди одного возраста;
  • ровесники - синоним слова "сверстники".

Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.


В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

Распредели слова на две группы

Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

Загадки

Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:

  • На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
  • Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
  • В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
  • Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).

Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.

Мини-диктанты

А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:

Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!

Неудачная охота

Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.

Весна пришла

Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!

Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.

Вставьте слова в тексте

Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.

Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со...це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».

Составим предложения из слов

Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию - составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.

С этими словами можно составить, например, такие предложения:


Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.

Иногда согласные

Играют с нами в прятки,

Они не произносятся,

но пишутся в тетрадке.

В русском языке есть слова, имеющие сочетания трёх или четырёх согласных, один из которых Д,Т,Л,В не произносится. Это, например, сочетания стн, здн, стл, вств, нтск, ндск в словах доблестный, поздно, счастливый, здравствуйте, дилетантский, голландский. Для проверки непроизносимого согласного необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный слышался отчётливо:

Не слышен звук –

Так проверяй,

опас?ный => опасен => опасный
грус?ный => грусть => грустный

Злост ный, неизвест ный,

Мест ный, уст ный, чест ный.

Груст ный и ненаст ный,

Радост ный, несчаст ный.

Сол нце, чув ство, празд ник,

Серд це и проказн ик,

Лест ница и звёзд ный,

Здрав ствуйте и позд ний.

От слов с непроизносимыми согласными необходимо отличать слова, в которых непроизносимых согласных нет , например: вкусный, гласный, искусный, косный, опасный, ровесник, словес-ность, ужасный, участвовать, чествовать, шествовать, яства.

Вкусный, гласный, интересный ,

безопасный и небесный,

И чудесный, и прекрасный,

и ужасный, и напрасный –

Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте.

Задания:

1.Вставьте пропущенные буквы: в именах прилагательных – непроизносимые согласные (если таковые имеются), а в именах существительных – парные по признаку глухости-звонкости согласные.

парус...ная ло...ка
де...ская крова...ка
капус...ные пиро...ки
радос...ная улы...ка
прекрас...ная бро...ка
горо...ская площа...ка
грус...ная ска...ка
интерес...ная кни...ка

прелес...ные серё...ки
гиган...ская ве...ка
вкус...ные оре...ки
опас...ные пры...ки
извес...ный лё...чик
чудес...ная незабу..ка
несчас...ная ко...ка

2.Соедините имена прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. Вставьте, где это необходимо, непроизносимые согласные.

звёз...ный пирог
влас...ный поворот
опас...ный вечер
счас...ливый возглас
вкус...ный писатель
радос...ный денёк
чудес...ный небосклон
поз...ний рассказ
интерес...ный случай
извес...ный голос

3.От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова.

город – городской
дети –

ярость –

грусть –

ненастье –

несчастье –

капуста –

уста –

честь –

лесть –

4.Вставьте пропущенные буквы.

Лес...ница, праз...ник, окрес...ность, сер...це, чес...ность, со...нце, поез...ка, мес...ность, чу...ство, извес...ность, капус...ник, де...ство.

5.Вставь пропущенные буквы.

Наступила поз...няя в...сна. П...года стоит ч...дес...ная. Лучи со...нца л...скают землю. (Из)з...мли (по)казалас... м...л...дая тра...ка. Появились (под)снежники и ландыш... . (На)д...рев...ях (на)бухли поч...ки. В лесу запахло сла...ким б...рёзовым соком. Скоро на д...рев...ях заз...ленеют лист...я. Вот уже в...дны их первые з....лёные языч...ки. Хорошо в...сной!
Птицы поют весёлые песни. Радос...но чирикают в...роб...и. Прыгают шустрые синич...ки. Все рады весне!

Тест «Непроизносимые согласные».

1. Укажи слово с непроизносимой согласной Т:
1) опас...ность
2) мес...ный
3) чудес...ный

2. В каком слове нет непроизносимого согласного?
1) со...нце
2) ненас...ный
3) интерес...ный

3. в каком слове есть непроизносимый согласный В?
1) уча...ствовать
2) чу...ство
3) путеше...ствовать

4. Укажите слово с непроизносимой согласной Т:
1) окрес...ность
2) небес...ный
3) ужас...ный

5. В каком слове нет непроизносимого согласного Т?
1) чес...ный
2) радос...ный
3) вкус...ный

6. В каком слове нет непроизносимого согласного Т?
1) учас...ник
2) рес...ницы
3) счас...ливый

7. Укажите слово с непроизносимой согласной Т:
1) пас...бище
2) сер...це
3) поз...ний

8. В каком слове нет непроизносимого согласного?
1) звёз...ный
2) ярко блес...нул
3) здра...ствуйте