Главная · Метеоризм · Маскулинность – определение, способы развить эту особенность мужчине. Красота — признак здоровых генов? Маскулинные модели

Маскулинность – определение, способы развить эту особенность мужчине. Красота — признак здоровых генов? Маскулинные модели

МАСКУЛИННОСТЬ И ФЕМИНИННОСТЬ. А) совокупность телесных, психических и поведенческих признаков, отличающих среднестатистического мужчину от женщины. Б) нормативные представления и установки, какими должны быть мужчины и женщины.

На первый взгляд кажется, что эти слова вполне можно заменить русскими – «мужественность» и «женственность». Но русское слово «мужественность» обозначает не столько совокупность мужских качеств, сколько морально-психологическое свойство, одинаково приветствуемое у обоих полов. «Мужественная женщина» звучит хорошо, а «женственный мужчина» – очень плохо. «Маскулинность» – не столько мужественность, сколько «мужчинность», мужеподобие, чего ни одна женщина за комплимент не примет. На этом примере видно, как сложно разграничить описательное значение термина (А) от нормативно-прескриптивного (Б). Эта проблема существует и в науке, где за описаниями часто скрываются предписания и стереотипы массового сознания.

Попытки объективно определить типичные мужские и женские свойства и то, как создаются эти различия, предпринимают разные науки. Особенно важна в этом плане эволюционная биология. Согласно теории В.А.Геодакяна, процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает две противоположные тенденции: наследственность – консервативный фактор, стремящийся сохранить неизменными у потомства все родительские признаки, и изменчивость, благодаря которой возникают новые признаки. Самки олицетворяют как бы постоянную «память», а самцы – оперативную, временную «память» вида. Поток информации от среды, связанный с изменением внешних условий, сначала воспринимают самцы, которые теснее связаны с условиями внешней среды. Лишь после отсеивания устойчивых сдвигов от временных, случайных, генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого «инерционного ядра» популяции, представленного самками. Поскольку самцы филогенетически воплощают в себе принцип изменчивости, все новые признаки в развитии вида возникают сначала у самцов и лишь затем передаются самкам, у которых, напротив, сильнее представлены всякого рода рудименты.

Таким образом, в филогенезе мужской пол играет главную роль в изменении, а женский – в сохранении популяции. В онтогенезе, наоборот, самцы более ригидны и независимы от среды, тогда как самки более изменчивы, пластичны и лучше поддаются обучению. Норма реакции женских особей, их адаптивность (пластичность) в онтогенезе по всем признакам несколько шире, чем мужских. Один и тот же вредный фактор среды модифицирует фенотип самок, не затрагивая их генотипа, тогда как у самцов он разрушает не только фенотип, но и генотип. Например, при наступлении ледникового периода широкая норма реакции самок у далеких наших предков позволяла им «делать» гуще шерсть или толще подкожный жир и выжить. Узкая норма реакции самцов этого не позволяла, поэтому из них выживали и передавали свои гены потомкам только самые генотипически «лохматые» и «жирные». С появлением культуры (огня, шубы, жилища) наряду с ними выживали и добивались успеха у самок еще и «изобретатели» этой культуры. То есть культура (шуба) выполняет роль фенотипа (шерсти).

Вследствие разной нормы реакции у женщин выше обучаемость, воспитуемость, конформность, а у мужчин – находчивость, сообразительность, изобретательность (поиск). Поэтому новые задачи, которые решаются впервые, но их можно решить кое-как (максимальные требования к новизне и минимальные – к совершенству), лучше решают мужчины, а знакомые задачи (минимум новизны, максимум совершенства), наоборот, – женщины.

Теория Геодакяна привлекает логической стройностью, подтверждается солидными биологическими данными и хорошо объясняет некоторые факты естественного полового отбора, например, повышенную смертность самцов. Но выводить из нее заключения относительно индивидуальных гендерных свойств методологически рискованно. Прежде всего половой диморфизм не совсем одинаково проявляется у разных видов, причем варьирует не только степень различий между самцами и самками, но в некоторых случаях и характер, направление этих различий. Разные виды животных имеют разные социальные и семейные структуры, типы лидерства и т.д. Понимание филогенетических функций полового диморфизма не отвечает на вопрос, как именно и насколько резко он проявляется в различных сферах жизнедеятельности. Хотя биология констатирует наличие очень глубоких половых различий на всех уровнях развития и функционирования организма, разделение всех его свойств на мужские (маскулинные) и женские (фемининные) по принципу «или-или» невозможно. Наряду с альтернативными, взаимоисключающими свойствами, существует множество свойств, одинаково присущих обоим полам. Более сложный онтогенез и более разнообразная, индивидуализированная деятельность увеличивают число индивидуальных вариаций в психике и поведении, не укладывающихся в рамки дихотомии «мужское» или «женское». Кажется весьма заманчивым «вывести» из биологии не только психофизиологические различия между мужчинами и женщинами, но и наличные формы общественного разделения труда между ними. Однако социальные роли распределяются в разных обществах не одинаково, далеко не все психические свойства мужчин и женщин зависят от их половой принадлежности и даже там, где такая детерминация определенно существует, она опосредуется и существенно видоизменяется условиями среды, воспитания, характером жизнедеятельности и т.п. Наряду с такими элементами полодиморфического поведения, где сравнительное изучение человека и животных допустимо и плодотворно, есть сферы, где прямое сравнение затруднительно или вовсе невозможно.

Так же осторожно нужно относиться к интерпретации мифологических источников. В большинстве древних мифологий мужчина изображается в качестве активного, социально-творческого начала, а женщина – как пассивно-природная сила. В древнекитайской мифологии женское начало Инь и мужское ян – полярные космические силы, взаимодействие которых делает возможным бесконечное существование Вселенной. Слово «Инь», которое обычно называется первым, символизирует тьму, холод, влажность, мягкость, пассивность, податливость, а «ян» – свет, сухость, твердость, активность. Соединение мужчины с женщиной напоминает космический брак Неба с Землей во время грозы, облака – яйцеклетки земли, а дождь – оплодотворяющая ее небесная сперма. Луна, земля и вода во многих мифологиях трактуются как женское начало, а солнце, огонь и тепло – как мужское.

Однако эти метафоры – не отражение «реальных» мужских и женских качеств, а одна из длинной серии так называемых бинарных (двоичных) оппозиций, с помощью которых архаическое сознание пыталось упорядочить свой жизненный мир: счастье – несчастье, жизнь – смерть, чет – нечет, правое – левое, верх – низ, небо – земля, день – ночь, солнце – луна, светлое – темное, свое – чужое, старшее – младшее и т.д. Наряду с поляризацией мужского и женского начал, многие культуры высоко ценят их слияние, совмещение в одном лице (андрогиния, от греч. андрос – мужчина и гине – женщина, совмещение мужского и женского начал). Андрогиния приписывалась многим богам и предкам человека.

Степень поляризации аскриптивных (приписываемых) гендерных черт неодинакова в разных обществах. Хотя маскулинность обычно ассоциируется с инструментальностью (деловитость, прагматизм, ориентация во-вне), независимостью и агрессивностью, а фемининность – с экспрессивностью (эмоциональность, чуткость и т.п.) и мягкостью, разные культуры выглядят в этом отношении неодинаково жесткими, позволяя антропологам говорить о «маскулинных» и «фемининных» культурах.

Голландский антрополог Герт Хофстеде (1998) эмпирически сравнивал типичные ценностные ориентации людей в разных культурах по нескольким признакам, включая маскулинность и фемининность. Первичные ценностные ориентации маскулинных культур отличаются высокой оценкой личных достижений; высокий социальный статус считается доказательством личной успешности; ценится все большое, крупномасштабное; детей учат восхищаться сильными; неудачников избегают; демонстрация успеха считается хорошим тоном; мышление тяготеет к рациональности; дифференциация ролей в семье сильная; люди много заботятся о самоуважении. Первичные ценностные ориентации фемининных культур, напротив, выдвигают на первый план необходимость консенсуса; здесь ценится забота о других; щадят чувства других людей; четко выражена ориентация на обслуживание; красивым считается маленькое; присутствует симпатия к угнетенным; высоко ценится скромность; мышление является более интуитивным; ценится принадлежность к какой-то общности, группе.

Но ценностные ориентации культуры – не синоним индивидуальных качеств мужчин и женщин. Многие люди считают гендерные свойства однозначными, неразрывно связанными с гендерной идентичностью: если женщина пассивна и нежна, то она будет таковой в любых ролях и ситуациях. Но мужчины и женщины взаимодействуют друг с другом не в вакууме, а в конкретных социальных ролях, причем характер гендерной дифференциации в разных сферах деятельности, например, на производстве и в семье, сплошь и рядом не совпадает.

Не менее важны исторические условия. Считается, к примеру, что потребность в социальном успехе у женщин ниже, чем у мужчин, и что современные «деловые женщины» – явление совершенно новое, беспрецедентное. Но может быть, дело не столько в стремлении к достижению вообще, сколько в специфических соционормативных рамках «достижительного» поведения? Великосветские львицы бальзаковской эпохи были не менее энергичны, властолюбивы и жестоки, чем их мужья и любовники. Однако в тех исторических условиях честолюбивая женщина могла сделать карьеру только опосредованно, подыскав себе соответствующего мужа или организовав своими, специфически женскими, средствами его социальное продвижение. Сегодня эти ограничения отпали. Женщина может сама, без посредства мужчины, добиться высокого социального статуса, и это существенно меняет мотивацию и характер взаимоотношений мужчин и женщин при тех же самых природных задатках и различиях.

Культурные стереотипы маскулинности и фемининности различаются не только по степени, но и по характеру фиксируемых свойств: мужчины чаще описываются в терминах трудовой и общественной деятельности, а женщины – в семейно-родственных терминах. Такая избирательность предопределяет направленность нашего внимания. Дело не столько в том, что мальчик объективно сильнее девочки (это бывает далеко не всегда), сколько в том, что ось «сила – слабость», занимающая центральное место в образах маскулинности (мальчиков постоянно оценивают по данному параметру), значительно менее существенна в системе представлений о женственности (девочек чаще оценивают по их привлекательности или заботливости). Разговоры об «истинной мужественности» и «вечной женственности» только запутывают вопрос, навязывая людям единообразие, которого история никогда не знала.

Традиционные стереотипы маскулинности и фемининности выражают прежде всего мужскую точку зрения. Образы «настоящей женщины» и «настоящего мужчины» бессмысленны, потому что каждый из них высвечивает какую-то одну ипостась. Кармен персонифицирует страсть, но ее трудно представить верной женой и заботливой матерью. Шварценеггер персонифицирует физическую силу и смелость, но никто не ждет от его персонажей интеллектуальной оригинальности и гражданского мужества (тоже стереотипные мужские черты!), которые так ярко демонстрировал академик А.Д.Сахаров .

Эти проблемы воспроизводятся и в научной психологии. В 19 в. маскулинные и фемининные черты считались строго дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от норматива воспринималось как патология или шаг в направлении к ней (ученая женщина – «синий чулок»). Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных свойств. На этой основе в 1930–1960-х годах психологи сконструировали несколько специальных шкал для измерения маскулинности/фемининности (М–Ф) умственных способностей, эмоций, интересов и т.д. (тест Термана-Майлз; шкала М–Ф Миннесотского личностного теста – MMPI; шкала маскулинности Гилфорда и др.). Все эти шкалы предполагали, что в пределах некоторой нормы индивиды могут различаться по степени М–Ф, но сами свойства М–Ф представлялись альтернативными, взаимоисключающими: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью, и обратно, причем для мужчины нормативна, желательна высокая М, а для женщины – Ф. В дальнейшем выяснилось, что далеко не все психические свойства поляризуются на «мужские» и «женские». Кроме того, разные шкалы (интеллекта, эмоций, интересов и т.д.) в принципе не совпадают друг с другом: индивид, высоко маскулинный по одним показателям, может быть весьма фемининным по другим.

Новые, более совершенные тесты рассматривают маскулинность и фемининность уже не как полюсы одного и того же континуума, а как независимые, автономные измерения. Вместо простой дихотомии «маскулинных» и «фемининных» индивидов появились четыре психологических типа мужчин: маскулинные (имеющие высокие показатели по М и низкие – по Ф); фемининные (высокая Ф и низкая М); андрогинные (высокие показатели по обеим шкалам) и психологически недифференцированные (низкие показатели по обеим шкалам) и такие же четыре категории женщин.

Однако шкалы М и Ф неоднозначны. Их измерения соотносятся, с одной стороны, с индивидуальными свойствами, а с другой – с социальными гендерными предписаниями, а это – совершенно разные явления. Похоже на то, что существующие тесты удовлетворительно измеряют и предсказывают такие аспекты маскулинности/фемининности, как инструментальность и экспрессивность, но как эти свойства сочетаются с другими чертами маскулинного и фемининного поведения – неясно. Инструментальность (ориентация на вещи, господство, субъектность) в противоположность экспрессивности(ориентация на людей, забота, общение) проявляется, в частности, в интересах и требованиях, предъявляемых людьми к своим занятиям. Мета-анализ шести проведенных за последние 40 лет голландских исследований, совокупным объектом которых было свыше 14 000 мужчин и женщин, начиная со старшего школьного возраста, показал удивительную стабильность гендерных различий в этом вопросе. То же продемонстрировал и мета-анализ 242 американских выборок (321,672 мужчин и мальчиков и 316,842 женщин и девочек) с 1970 по 1998 год, исследовавших гендерные различия в свойствах предпочитаемой работы. Хотя разница в предпочтениях мужчин и женщин невелика, она большей частью совпадает с гендерными стереотипами. В то же время многие свойства профессий стали для женщин и девочек в 1980–1990-х годах более важными, чем в 1970-х, что свидетельствует о повышении уровня женских притязаний по мере уменьшения гендерных барьеров.

Есть тут и свои возрастные предпочтения. Ориентация на андрогинию, стремление выйти за пределы жесткой дихотомизации, чаще встречается у более старших людей, подростки же ориентируются преимущественно на полярные образы «мужского» и «женского». Хотя стереотипы маскулинности и фемининности историчны и изменчивы, они отличаются большой устойчивостью, заметно отставая от сдвигов в реальной гендерной стратификации, будь то общественное разделение труда или ценностные ориентации.

Если от социальных проблем перейти к индивидуально-психологическим, вариаций окажется еще больше.

Во-первых, разные мужчины и женщины обладают неодинаковыми степенями маскулинности и фемининности. Они могут быть более или менее маскулинными, фемининными или андрогинными.

Во-вторых, мужские и женские свойства многогранны и многомерны.

«Мужское» телосложение может сочетаться с «женскими» интересами и чувствами, и наоборот, причем многое зависит от ситуации и сферы деятельности (деловая женщина может быть нежной в постели и агрессивной в бизнесе).

В-третьих, наши представления о мужественности и женственности и соответствующие психологические тесты покоятся не на строгих аналитических теориях, а на житейском здравом смысле и повседневном опыте: мы называем какие-то черты или свойства женскими (фемининными), просто потому, что в доступном нам эмпирическом материале их чаще или сильнее проявляли женщины. Но это может зависеть от среды, воспитания и характера деятельности. Происходящие на наших глазах изменения в социальном положении женщин и мужчин подорвали многие привычные стеореотипы, побуждая рассматривать эти различия и вариации не как патологические извращения (перверсии) или нежелательные отклонения (девиации) от подразумеваемой нормы, а как нормальные, естественные и даже необходимые.

С этим связаны и многие социально-педагогические проблемы. Должны ли мы стремиться к ослаблению поляризации стереотипов маскулинности и фемининности в воспитании мальчиков и девочек или наоборот культивировать гендерные особенности? Отсюда и споры о плюсах и минусах совместного и раздельного обучения. Противники совместного обучения обычно утверждают, что оно способствует феминизации мальчиков и маскулинизации девочек и формированию некоего унисекса. На самом деле ничего подобного не происходит. Даже в рамках совместного обучения и воспитания мальчики и девочки спонтанно создают и поддерживают своеобразную гендерную сегрегацию, которая начинается уже в 4–5 лет и продолжается до окончания подросткового возраста. Существует не одна, а две разные культуры детства, где и формируются те свойства, которые в дальнейшем будут называться мужскими и женскими. Школа может усиливать или смягчать эти различия, но ее влияние меньше, чем мы привыкли думать. Однако продуманная стратегия в этом вопросе (гендерная педагогика) необходима.

Для России все эти проблемы особенно актуальны. В свое время советская власть провозгласила полное равенство мужчин и женщин. Но вовлечение женщин в производительный труд и общественную деятельность не было компенсировано соответствующими сдвигами в семейно-бытовой сфере, что обернулось для женщин двойным бременем. Высокая представленность женщин в сфере образования и в таких профессиях как учителя и врачи была, с одной стороны, социальным достижением, а с другой – простой феминизацией низко оплачиваемых и непрестижных занятий. К тому же социальное равенство нередко трактовали как психологическую одинаковость. Это вызвало уже в 1970–1980-х годах сильную консервативную реакцию. В 1990-х требования «вернуть женщину в семью» еще больше усилились, вплоть до призывов возрождения Домостроя. Резко уменьшилось представительство женщин в органах власти. Однако традиционные представления о маскулинности и фемининности не отвечают условиям современной жизни. Высокий уровень образования российских женщин не позволяет им мириться с зависимым социальным статусом.

«За все надо платить» — один из гендерных стереотипов, ограничивающих самореализацию женщины. Общество уверено, что за удачную карьеру женщине приходится жертвовать своей личной жизнью и семьей. А может современная женщина приносит в жертву свои таланты, ухаживая в течение жизни за детьми, мужем, а потом и внуками?

«Ты — девочка, и должна заботиться о других», «Ты должна быть женственной» — это феминные гендерные стереотипы. Если вы в детстве играли с мальчишками в «их игры», а папа восхищался тем, что его малышка — «сорванец», то в вашей взрослой жизни могут появиться привычки не совсем женского типа.

В современном обществе феминные(женственные) и маскулинные (мужественные) стереотипы перемешались, образовав причудливые узоры в виде « феминных мужчин» и «маскулинных» женщин.

Среди женщин можно выделить 4 гендерных типа. Вопрос баланса« Семья или Карьера» решается у них по-разному . И счастливы они по-своему .

  1. «Фемина» - женственная (всего 23% среди женщин).

Это женщины, усвоившие« правильные» феминные стереотипы. Они нежны, покладисты, эмоциональны, предпочитают быть в семье. Работают только там, где« теплые» отношения. Обладательницы« женской» логики, они ориентируются на свои чувства и интуицию, решают« сердцем». Отличаются от всех других женщин внимательным отношением к уходу за своей внешностью, проводя за этим занятием значительную часть своей жизни. Чем больше у Фемины признаки наступления старости, тем их самооценка становится меньше. Чаще других они испытывают тревогу и подавленность без каких-либо причин.

Первой проблемой в работе у Фемины является желание нравиться всем. Татьяна работает бухгалтером в одной компании. Она постоянно выполняет чьи-то поручения, не успевая завершать собственные. Ее желание всем угодить приводит к конфликтам с руководителем и раздражению окружающих. Татьяне пришлось учиться вести себя не по-женски: отказывать в просьбах коллегам.

Помните, как ловко закидывала ногу на ногу Шерон Стоун в «Основном инстинкте»? Иногда ход переговоров решается именно с помощью таких незатейливых женских манипуляций. Глубокое декольте, облизывание губ,- все это отвлекает мужчин от предмета переговоров и делает намного сговорчивее. В то же время, проявление флирта и сексуальности(например, привычка поглаживать волосы) — это одна из самых распространенных ошибок женщин на работе. Все-таки лучше делать ставку на свои интеллектуальные способности.

Еще одной проблемой Фемины на работе является избыток эмоций.Лиза в течение 5 лет боготворила начальницу, несмотря на свою маленькую зарплату. Постепенно Лиза превратилась в замечательного специалиста, ее стали приглашать на работу другие компании, обещая значительное повышение в зарплате. Но Лиза не могла уйти, потому что считала уход — предательством. Ведь начальница так много для Лизы сделала! Кончилось все конфликтом. Еще долго начальница Лизы говорила про ушедшую от нее сотрудницу дискредитирующую информацию.

Некоторые феминные женщины(вопреки всему) создают свой бизнес или делают карьеру:

«Просто Мария». Это женщина, которая« встала на ноги» в экстремальной ситуации выживания. Мотивом к росту может стать сложная ситуация, например, предательство мужа или« голодный ребенок». У «слабой» женщины включаются такие внутренние резервы, о которых раньше никто не подозревал.

«Марионетка» . Это женщина, которая делает карьеру или создает бизнес под руководством мужчины(любовника, отца или мужа). Она, конечно, может кричать на подчиненных, проводить переговоры, ездить на машине, раздавать визитки, что-то подписывать. Основная же ее работа — это« быть женщиной этого мужчины».

  1. «Андрогиня» - женщины с чертами и мужского и женского характера(таких женщин много — около 61%).

Это обыкновенные женщины, которым очень нравятся мужские черты. Они вообще склонны переоценивать мужчин, относить их к более высокостатусной группе. Примеривая на себя маскулинные черты, как брюки, они становятся похожими на мужчин.

Андрогиня реализуется одновременно и дома с детьми, и на работе. Больше всего ей нравится быть свободной женщиной, ни от кого не зависеть. С возрастом ее больше уважают на работе, а ее самооценка повышается, появляется стремление к саморазвитию.

Ее отличает «мужской» уровень общей и интеллектуальной активности. В то же время, она постоянно заботится о своей физической форме и внешности. Разрыв стереотипов относительно « блондинки» — излюбленное оружие Андрогини.

Самым главным ее достоинством считается умение манипулировать. Талантливые актрисы, они легко вживаются в любые нужные роли. Понаблюдайте за такой женщиной во время работы. Сначала она весело хохочет с сотрудницами. Потом в разговоре с кредиторами становится беспомощным созданием, раздавленным обстоятельствами. Позже она жестко и властно отчитывает менеджера. Через десять минут, поменяв обувь, расстегнув пару пуговиц на блузке, она «Пошла очаровывать клиента». Редко какой мужчина способен в течение часа сыграть несколько разных ролей, не получив при этом нервного расстройства.

Вовремя сказанный ею комплимент творит чудеса. Ведь в комплименте важно не просто похвалить, а заметить и оценить то, от чего сам собеседник в восторге. «Сергей, я давно не встречала такого ответственного подхода к делу! Вы, безусловно, самый перспективный сотрудник в отделе. Не могли бы вы задержаться сегодня в офисе и закончить проект пораньше?».

Проблемой в реализации карьеры будет проявление женственности в присутствии мужчин-начальников . Во время переговоров Андрогини становятся похожими на 17- летних Фемин: опускают глаза, виновато или игриво улыбаются, не к месту хихикают, говорят глупости. Воспринимается это как смущение, позирование, сексуальность, беззащитность. На сексуальность и позирование отвечают флиртом или агрессией, на беззащитность — недоверием и опекой. В таком случае как можно доверить женщине серьезное дело? Ей рекомендуется говорить кратко и четко, демонстрируя уверенные жесты.

В течение жизни Андрогиня страдает от внутреннего конфликта: карьера или семья. Вина перед близкими за отсутствие должного внимания к ним может заставить женщину делать что-либо, бессознательно разрушающее ее карьеру. Если придется выбирать между работой и семьей, она останется с семьей. При этом будет« гасить» свою потребность в карьере раздражением, неправильным питанием, алкоголизмом и пр. Среди Андрогинь есть откровенные« карьеристки»:

«На лихом коне». Такая женщина все время лидирует, она самоутверждается как женщина не через юбочки-причесочки , а «на лихом коне впереди отряда». Моя знакомая Светлана управляет окружающими с песочницы детского сада, а с подросткового возраста — лидирует в общественной деятельности. С 20 лет она назначается на руководящие должности. В городе ее знают почти все. Куда бы она ни пришла работать, она дойдет до высокого поста.

  1. «Маскулинная » — женщина с мужским характером(их всего около 6%).

Эти женщины, как и мужчины, видят единственную возможность реализоваться — в работе. Мало уделяют внимание внешности. Они активно развиваются и успешно занимаются любой деятельностью. Если у таких женщин есть дети, то вне брака(73%). Не испытывая никакого интереса к быту, они чувствуют себя виноватыми перед близкими.

Для этих женщин характерна « мужская» логика. Они часто с критикой выступают на собраниях, прямолинейны. К ним прислушиваются. Делая профессиональную карьеру, женщина действительно становится немножко мужчиной.

Вика работает в крупной организации юристом.Она презирает всякие женские штучки типа макияжа, юбок и каблуков. Кокетство ей вообще чуждо. Работает наравне с мужчинами, а часто даже лучше их. Ее уважают как друга и работника. Иногда она считает, что ее жизнь не удалась, но изменить ее она не в состоянии. Своих слабостей Вика не показывает, так как хорошо умеет контролировать эмоции.

В западной бизнес-литературе все чаще звучат призывы обратить внимание на особый« женский» стиль руководства. Речь идет о природной гибкости мышления женщины, способности поддерживать и развивать таланты, подстраивать стиль общения, мирно регулировать конфликты.

  1. «Недифференцированный стиль» -(их 10%).

Это женщины, у которых нет желания иметь семью, детей. И никакой вины, как предыдущие, они не ощущают. 91% из них не замужем, только 8% имеют детей. Отличаются они тем, что, обладая« мужской логикой», ярко проявляются в сфере профессионального развития. Их самооценка связана с полной самостоятельностью и карьерой. Онисчастливы, чтозанимаются любимым делом, поэтому только треть из них« где-то» работает полный рабочий день. Чаще они ориентированы на деятельность вне коллектива, склонны к одиночеству.

Советы женщинам, стремящихся к андрогинии

  1. Планируйте свою карьеру. Что запланировано и записано — то уже почти сделано. Решите, что будет с вами через 5, 10, 15 лет. То, что всё будет не совсем так - это однозначно, главное, чтобы вы не отходили от основного плана.
  2. Ум, как и фигура, требует постоянной тренировки! Старайтесь получить хорошее образование. И, даже если оно у вас есть, не останавливайтесь на достигнутом. Читайте профессиональную литературу, покупайте интересные книги, учитесь и переучивайтесь. Ваша цель — развивать в себе умение думать, приобретать навыки, которые могут пригодиться в жизни.
  3. Общайтесь с пользой. Вся наша жизнь — это общение с клиентами или поставщиками.
  4. Найдите наставника(значимого для вас человека). Он будет вашей путеводной звездой. Не нужно подражать или делать всё в точности также. Просто говорите с ним о себе.
  5. Научитесь сдерживать эмоции. Интеллектуальный коэффициент, долгое время служивший мерилом способности выполнять ту или иную работу, уступает место эмоциональному интеллекту.
  6. Будьте вольной птицей. Не обязательно оставаться верным своей компании и начальнику до последнего дня. Не бойтесь перемен. Решили уходить — не сомневайтесь. Смена обстановки полезна.

Тест

Отметьте в нижеследующем списке те качества, которые, по вашему мнению, есть у вас.

Маскулинные черты

Феминные черты

  1. ты уверена в себе;
  2. не зависишь от других (от мужа, родителей и подруг);
  3. сильна и вынослива физически;
  4. тебе говорят, что ты — сильная личность;
  5. хорошо играешь в шахматы и карты;
  6. легко командуешь другими людьми;
  7. получаешь удовольствие в ситуациях риска;
  8. быстро принимаешь решение и не боишься сделать ошибку;
  9. полагаешься на себя и не ждешь помощи;

10. по многим вопросам у тебя есть свое мнение, которое ты отстаиваешь;

11. ты можешь ругаться;

12. в детстве ты дралась;

13. ты умеешь колоть дрова;

14. ты любишь соревноваться;

15. ты нравишься сама себе.

  1. ты можешь уступить, если это не важно;
  2. тебе есть о ком заботиться;
  3. тебе нравится размеренная и спокойная жизнь;
  4. ты скорее мягкая, чем грубая;
  5. ты можешь утешить кого-либо;
  6. ты любишь детей;
  7. ты не можешь слышать ругань;
  8. у тебя нежный голос;
  9. тебе нравится, когда тебе говорят приятное.

10. ты ценишь преданность;

11. ты легко понимаешь других;

12. тебе говорят, что ты женственна;

13. ты застенчива;

14. ты собираешься похудеть и заняться собой.

15. ты легко можешь заплакать, несмотря на жизнерадостность

Результаты:

  1. «Маскулинная женщина» — больше 7 маскулинных черт, а феминных меньше 7.
  2. «Андрогиня» - около 7 маскулинных черт, а феминных больше 7.
  3. «Фемина» - менее 7 маскулинных черт, а феминных — более 7.
  4. «Недиффиринцированный пол» — менее 7 маскулинных черт, менее 7 феминных черт.

Маскулинность и фемининность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих чертах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

В настоящее время создано только две основные модели структурной организации маскулинности и фемининности, которые господствовали в психологической науке до 1970 года. Описывая первую структурную модель, следует сказать, что до 1970 года маскулинность и фемининность рассматривалась как простой биполярный конструкт, то - есть, если человек имеет высокие показатели маскулинности, его показатели фемининности – низкие. Вторая есть результат современных исследований маскулинности и фемининности. Несмотря на то, что вторая модель более новая, в современной психологии используется как первая, так и вторая.

Доминантная маскулинность – это маскулинность мужчин, которым принадлежит власть. Она выражает мужскую власть над женщинами и подчиненными мужчинами, демонстрирует эмоциональную сдержанность, культ физической силы, склонность к насилию.

В противоположность доминантной маскулинности исследователи выделяют маргинализированные модели маскулинности , которые существуют в группах, объединяющих национальные, социальные и сексуальные меньшинства. Данные модели оцениваются большинством общества как «ущербные», воспринимаются с разным уровнем толерантности и часто становятся объектами дискриминационных действий, практикующихся в патриархатном обществе.

Основные критерии доминантных моделей фемининности/маскулинности:

Разделяются большинством общества;

Являются культурным идеалом, стремление к которому поощряется;

Имеют нормативных характер правил, жестко структурированы, задают границы социально приемлемого поведения.

Таким образом, доминантная маскулинность отражает содержание понятия «настоящий/идеальный мужчина», а доминантная фемининность – «настоящая/идеальная» женщина».

20. Понятие и характеристика гендерных стереотипов. Их типология. Как возникают гендерные стереотипы?

Гендерный стереотип - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя или должны вести себя мужчины и женщины.

Гендерные стереотипы: в основном, с мужчиной ассоциируются такие слова как жестокий, сильный, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина - хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как вежливая, скромная, следящая за своей внешностью. В семье она - воспитательница и кухарка.

Основные характеристики гендерных стереотипов:

1. Эмоционально-оценочный характер.

Гендерные стереотипы имеют эмоционально-оценочный характер. «Мужское» представляется как позитивное и доминирующее; «женское» - как неполноценное и подчиненное. «Подлинно человеческими считаются качества, ассоциируемые с мужским началом; «женщину характеризуют при помощи тех свойств, от которых человек в своей эволюции якобы отталкивается». Подобные оценки (слабость, пассивность, эмоциональность и иррациональность женщин; сила, активность, ум и самообладание мужчин) определяют статусы полов, и являются фактором, приводящим к дискредитации женственности и возвышении мужественности.

2. Устойчивость и стабильность.

Гендерные стереотипы относительно устойчивы и стабильны. Исследователи полагают, что гендерные стереотипы в их современном варианте появились лишь в эпоху во второй половине XVIII века. Многие представления о мужском и женском началах изменились за три столетия не столь значительно.

В настоящее время все чаще поднимается вопрос о полоролевом поведении, половой роли, простыми словами о том, как реализуется поведение человека как представителя пола в социуме. Сегодня достаточно часто можно услышать от женщин, что они не имеют отношений с мужчиной, не могут «встретить» достойных мужчин, мучаются в отношениях «не с тем» - слабым, несамостоятельным или безответственным, не любят и не хотят выполнять «женские» обязанности в семье. И, самое обидное, что большинство женщин с такими проблемами - молодые, умные, успешные.

Вот несколько типичных сценариев в их отношениях:

Она супер-женщина - он слабак или одинокая королева

Женщина, которая умеет сама решать многие проблемы, имеет хорошее образование, успешно строит карьеру. Она нуждается в любви, взаимопонимании, заботе и с удовольствием вступила бы в брак, если бы ей нашелся хотя бы «ровня», если бы… Не связав себя длительными отношениями, она имеет короткие романы, а позже решается родить и воспитать ребенка самостоятельно - как решает и другие вопросы или все же попадает в отношения с мужчиной «более слабым» и часто раздражается на него и обесценивает. Мужчине льстит, что рядом умная, самостоятельная, активная, она может стать хорошим другом и компаньоном, поддержкой, но в то же время с ней он зачастую ощущает себя недостаточно умным и достойным, не чувствует своей значимости, незаменимости, прежде всего для нее, но зато часто сталкивается с конкуренцией, борьбой за власть.

Женщине, которая в силу обстоятельств или воспитания в семье, научилась со всем справляться сама, достигать своих целей, опираться на себя, достаточно трудно перестать действовать привычным образом и в отношениях с мужчиной. Трудно довериться, отдать инициативу, подождать решения, которое примет мужчина или принять тот способ, который может выбрать он или договориться с учетом мнений и желаний обоих. Она знает, как проще и быстрее достигнуть цели, поэтому некоторые женщины воспринимают мужчину как «тормозящую часть», обузу. Поэтому такие женщины чаще остаются в одиночестве или «кастрируют» своего мужчину.

Девушка-друг или «свой парень»

С раннего возраста она чаще находится в компании парней, они ей ближе, понятнее, интереснее, чем женщины. Ей кажется, что женщины не о том думают, говорят и занимаются глупостями, недостаточно развитые, ограниченные личности и т.п. В джинсах, рубашке она чувствует себя комфортно и разделяет мужские увлечения. И часто настолько становится «своей», что молодые люди не воспринимают ее как женщину. Она сближается с тем парнем, который очень нравится, интересен, а он начинает рассказывать о трудностях с девушками, о своих симпатиях и желаниях в отношении других. И тогда в душе у нее остается большая рана от того, что отвергнута, не воспринята, не замечена.

Сильный и еще сильнее

Она маскулинная - он гипермаскулинный, т.е., мужчина агрессивный, часто злоупотребляет алкоголем, может ударить, «нечувствительный» к женским проявлениям, игнорирующий. Именно такой мужчина будет выглядеть рядом как более сильный.

В целом…

Если смотреть на описанные особенности у женщин с точки зрения оценки половой идентичности и полоролевого поведения (основных характеристик психосексуального развития), то зачастую можно выявить, что внутренне такая женщина чувствует себя ближе к мужчинам, с ними ей легче и комфортнее общаться, их ценности оцениваются как более значимые. Типичное женское поведение и увлечения обесцениваются, забота о семье и создание уюта считаются чуть ли не унизительными. Кроме трудностей в отношениях, с которыми неизбежно сталкивается маскулинная женщина, бывают и более неприятные ситуации. Общаясь с мужчинами на равных - находясь в мужских компаниях, разделяя увлечения, употребляя алкоголь, она может не чувствовать опасных ситуаций и иногда становится жертвой насилия.

Причины?

С точки зрения некоторых теорий, маскулинность считается и психологической защитой. Т.е., это защитное поведение, которое вырабатывается женщиной, чтобы не быть обиженной, проигнорированной, не испытывать боль. Но, как говориться, ежик защищается от нападения врагов и лишается поглаживаний друзей (а женщина - заботы и защиты со стороны мужчины).

Также, за маскулинным поведением может стоять желание все держать под контролем, чтобы не испытывать тревоги от неопределенности или ощущения зависимости от другого человека.

Задатки такого поведения, как правило, формируются из-за неправильного отношения к поведению ребенка, иногда - программирования (хотелось мальчика, но родилась девочка), плохих отношений с родителями или алкоголизм от одного из них. Особенно часто маскулинность свойственна девочкам с большим количеством энергии, физически активным.

Сегодня в обществе среди мужчин и женщин приветствуется маскулинное поведение, т.е. такое поведение, которое традиционно ожидалось от мужчин - быть активным, брать на себя ответственность, принимать основные решения, быть независимым. На сегодняшний день люди с маскулинным поведением лучше адаптируются в социуме.

Можно ли на это повлиять?

По современным представлениям, маскулинность и фемининность не являются взаимоисключающими понятиями, а существуют параллельно. Поэтому, если у женщины и развиты маскулинные черты, она может развить и фемининность в достаточной степени!! И такое более гармоничное развитие личности дает возможность успеха в отношениях и обогащение сексуальной жизни, т.к. маскулинная женщина более сексуально активная, энергичная.

Фемининная женщина также может и защититься, и поддержать своего мужчину, но «женскими» способами. У таких представительниц пола есть женская мудрость , а умный человек и умная женщина - это разные вещи! По наблюдениям специалистов, более устойчивыми являются семьи, где мужчина является лидером, главным. Это значит не то, что он является лучшим или более важным, а он несет ответственность за семью и принимает все основные решения с учетом интересов всех членов своей семьи, обеспечивает всем необходимым. В такой семье женщина занимается «внутренней» политикой в семье, заботой, организацией хозяйства, эмоциональной стороной отношений и таким образом, является лидером и ответственной в этих сферах.

Чтобы рядом был настоящий мужчина - надо самой стать настоящей женщиной. Маскулинное поведение приносит много плодов, отказываться от которых не хочется, но если женщина хочет построить семью, то, возможно, будет необходимо пересмотреть свои приоритеты.

Только в процессе индивидуальной психотерапии можно понять, как сформировалось маскулинное поведение и какова его роль, освободиться от причин, мешающих проявлению фемининного поведения и наладить взаимопонимание в личных отношениях, присвоив свою, женскую, роль.