Главная · Метеоризм · Легенды Японии: По следам Лунного зайца, или Лунная легенда. Зайцы-птицы Карьера, деловые качества, идеальные профессии для Кролика

Легенды Японии: По следам Лунного зайца, или Лунная легенда. Зайцы-птицы Карьера, деловые качества, идеальные профессии для Кролика

Так. Меня опять понесло по зайцам. Торжественно обещаю, что это - последний пост "про зайцев" в этом году. Однако в отличие от предыдущих мифов, легенд и баек, история, которую хочу рассказать сегодня - абсолютно реальна.

Знаете ли вы, что в Японии заяц - птица? А вот почему:

Думаю, вам известно, что японская основная религия - буддизм. Согласно буддизму, поедание животных - большой грех, который сильно отяжеляет карму и уменьшает шансы на перерождение в достойном облике ("...а коли туп как дерево, родишься баобабом и будешь баобабом тыщу лет пока помрешь" В.Высоцкий). Дабы окончательно и бесповоротно внедрить эту ценную мысль в мозги своих подданных, в 675 году император Тенму (основатель первого древнего японского правительства) издал закон о запрете мясной пищи, по которому убийство и последующее поедание коров, лошадей, собак, обезьян и кур каралось не только ухудшением кармы в будущем, но и сильными неприятностями в настоящем. Его преемники на японском императорском троне продолжили славную традицию защиты домашних животных изданием новых указов с тем же содержанием. Ну, с императорами и прочими самураями особых проблем по части вегетарианства не было: ныне живущий потомок богини Солнца сказал, остальные стукнули лбами в татами и ринулись исполнять. Благо выбирать было из чего. А вот у простых японцев с выбором чего б пожрать проблем было много больше, посему императорскими эдиктами втихаря пренебрегали.

Самым известным японским "зеленым", борцом за права животных, был пятый шёгун из рода Токугава, Тсунайоши, правивший в 1685-1709 годах (почти в одно время с нашим Петром Первым). Шёгун Тсунайоши был рожден в Год Собаки и, надо думать, ощущал свое родство с этим животным, как сейчас говорят, не по-деццки. И был, похоже, стопроцентным и беспримесным циником - любителем собак и мизантропом. Посему прославился кучей эдиктов и законов о защите собачьих прав. Причем, нарушение этих самых прав каралось (в зависимости от тяжести преступления) тюрьмой, ссылкой на отдаленные острова для простолюдинов и высочийшим повелением совершить харакири для самурайского сословия. До кучи, чтоб собакам скучно не было, защиту распространили на всех домашних и диких животных. Современные исследователи полагают, что законы о защите животных того времени - лучшее, до чего могли бы додуматься зеленые даже в наше просвещенное время. А дикие японцы обозвали своего правителя Собачий Шёгун. Вот ведь шутка истории: правитель, который обожал собак и защищал животных, остался в японской истории под именем сукиного сына, а император Мейджи, который впервые 24 января 1872 года торжественно наелся говядины при скоплении всей знати и иностранных послов, зовется "реформатором". Отсюда мораль: не мешай людям кушать в свое удовольствие, и будет тебе вечный почет и уважение от сытых и любящих подданных.

Тоскливая жизнь была у японского народа в годы правления Собачьего Шёгуна: мяса не дают, да еще и пугают, специальным вердиктом все увеселительные заведения (театры Кабуки, чайные домики с гейша и ойран) были выдворены за пределы городов (работать надо, а не по театрам шляться!)... Короче, абзац полный. Из диких тварей под действие эдиктов о защите прав не попадали только дикие птицы вроде всяких цапель и уток. Так ведь и мяса в них - кот наплакал, а разводить их дома закон запрещал строго. История не сохранила имени того, кто первым догадался, что японское слово "усаги" (заяц) состоит из двух слов: "у" (белая цапля) и "саги" (серая цапля). А стало быть, заяц - птица и под действие закона не попадает. Надо думать, после этого "открытия" жизнь японских зайцев сильно осложнилась. Но идею поддержали вечно голодные буддийские монахи, жившие в горах и пробавлявшиеся подножным кормом. Водных птиц в горах не так уж много, а вот зайцев... было много. Так зайцы стали птицами.

Отголоски той давней истории сохранились в японском языке. Согласно японской грамматике, каждый сорт предметов должен пересчитываться с помощью специального слова-добавления (вроде "штуки", но для каждого сорта свои). Например, предметы плоские (листы бумаги, салфетки) - словом "маи", длинные, палкообразные (карандаши, столбы) - словом "хон", круглые (мячи, яблоки, яйца) - словом "ко" и т.д. Птицы считаются со словом "ва". Животные пересчитываются с помощью слова "хики". За одним только исключением: зайцев считают словом "ва".

Собачий Шёгун Тсунайоши Токугава

Японский древесный заяц May 7th, 2017

Японский древесный заяц известный также как амами, заяц рюкю или лазающий заяц (лат. Pentalagus furnessi), является эндемичными представителем семейства зайцев, обитающим на Японских островах. Эту разновидность зайцев часто называют живой окаменелостью, поскольку амами является единственным живущим представителем древних зайцев, которые когда-то населяли просторы азиатского субконтинента.

Природа наградила японского зайца толстыми, длинными и слегка изогнутыми когтями, благодаря которым он успешно лазает по деревьям. На деревьях он частично и кормится, но по тонким ветвям лазать не может. Так что, если, возвращаясь с чайной церемонии, вы увидите сидящего на дереве зайца, не торопитесь давать зарок больше не пить сакэ.

Возможно, вы в Японии.


До 1921 года на зайцев амами охотились люди, но японское правительство ввело запрет за охоту на эту разновидность зайцев. Амами являются символом Японии и природным сокровищем этой страны. Точная численность ныне живущих амами неизвестна, поскольку эти кролики в основном активны ночью, но предполагается, что численность амами составляет от 3000 до 5000 особей на Амами, в то время как на Токуно зайцев амами не более 500 особей.

Японский древесный заяц является единственной разновидностью в своем роде, это одна из самых примитивных разновидностей зайцев в мире, значительно отличаясь от других зайцев и кроликов, которые существуют в настоящее время на нашей планете. Как полагают многие ученые, амами относится к периоду раннего эволюционного отделения обычного зайца. Согласно предположениям ученых, предки амами откололись от общего предка примерно 10 — 20 миллионов лет назад. Современный японский древесный кролик типичен по внешнему виду и особенностям поведения зайцам, жившим пять миллионов лет назад. Заяц амами остался почти без изменений, начиная с Миоценовой Эры периода Неогена.

Внешне заяц амами отличается от обычных зайцев или кроликов. Эта разновидность сохранила несколько примитивных особенностей, таких как маленькие темные глаза и уши, а также удлиненную морду и большое коренастое тело. На морде амамми выделяется нос, он больше чем у других зайцев. Отличаются амами также и своим мехом, он толстый, плотный, темно-коричневого цвета на спине, становясь красновато-коричневым по бокам и на животе, когда кролик стареет. Уши у амами короткие - до 5 см., длина тела зайца не превышает 55 см, в то время как длина хвоста всего 2-3 см.


Вес амами в среднем составляет от 2 до 3 кг. Передние лапы амами короткие, и заканчиваются необычно длинными кривыми когтями, которые используются для того, чтобы рыть лунки. Также отличительной чертой японских древесных зайцев является то, что они общаются друг с другом посредством щелчков и шумов. Японский древесный заяц является эндемиком для Японских островов. В настоящее время его можно найти только на двух островах - Амами (площадью 820 кв. км.) и Токуно (248 кв. км.), входящих в состав архипелага Рюкю к юго-западу от главных Японских островов. Согласно исследованиям ученых ареал распространения амами на этих островах составляет около 370 кв. км. на острове Амами, и 33 кв. км. на острове Токуно.

В связи с тем, что острова расположены в южной части Японских островов на них преобладает теплый субтропический климат, этих зайцев можно встретить на всей территории островов.


Это животное является ночным животным, которое оставляет свою нору во второй половине дня, ближе к вечеру и не возвращается до раннего утра. В течение дня амами проводят, спя в своих норах, которые вырыты под плотным травяным покровом или между скалами и деревьями. Амами живет обычно в туннелевидных норах длиною до 2 метров, на конце которой находится место, где заяц спит. Молодых зайцев амами называют котятами, зайчатами или кроликами. Обычно самка производит потомство дважды в год, производя на свет от 1 до 3 зайчат.

Потомство появляется на свет без меха и слепое. Обычно амами спариваются с ноября по декабрь и в апреле - мае. Самка создает нору, стены которой она утепляет растительными материалами и пучками меха. После того, как потомство появилось на свет, самка закрывает свою нору растениями и мехом. Как и другие амами только что родившая самка, покидает свою нору каждую ночь, оставляя свое потомство, чтобы охотится и возвращается только тогда, когда уверена, что смогла запутать свои следы и хищники не найдут нору с ее потомством. Она может кормить своих зайчат, не раскрывая полностью нору, раскрывая его полностью только после четырех-семи недель после родов. Затем потомство выходит на охоту вместе с матерью. Ночью японский древесный заяц ищет себе пропитание среди лесного подлеска. Они едят множество разновидностей растений и фруктов в зависимости от времени года.


Однако основу рациона питания амами составляют трава в летнее время, а желуди - в зимнее. Также амами питаются бамбуковыми ростками, орехами, ягодами, листьями и корой деревьев. Амами наиболее распространены во вторничных лесах, которые расположены рядом со старыми посадками, что указывает на то, что идеальное место для жизни этой разновидности зайцев смешанные области, где соседствуют старые и новые леса. Они не встречаются в тех местах, где живут люди, стараясь избегать людских поселений.

В настоящее время общая численность популяции амами оценивается в 3500-5500 особей на обоих островах. Несмотря на увеличение области новых лесных насаждений из-за их непрерывной вырубки, последние исследования ученых указывают на уменьшение ареала распределения и снижение популяции этих зайцев за последние 20 лет. В частности, популяция японского древесного зайца значительно уменьшилась в центральной части острова Амами, где наметилось быстрое увеличение численности мангустов.

Эта разновидность зайцев первоначально подвергалась опасности из-за постоянной охоты на них. Главной причиной охоты на амами являлось их мясо и то, что в восточной медицине некоторые части этих зайцев являются лекарством. Хотя охота на амами была запрещена в 1921 году и японское правительство и компетентные органы предоставили этой разновидности полную правовую защиту, амами все еще находится под угрозой исчезновения из-за хищничества со стороны беспризорных собак, диких кошек и других животных, одомашненных людьми. В частности, мангусты убили большие количества амами, после их введения на островах в 1979 году. Мангусты были введены, чтобы уменьшить популяцию ядовитой змеи хабу. К сожалению, мангусты также значительно уменьшили популяции местных островных мелких млекопитающих.


Эта разновидность была объявлена японским «Национальным сокровищем», и получила защиту от охоты и захвата в неволю. Некоторые животные также были защищены в национальных парках и заповедниках, таких как национальный парк Амами Ганто Куэзи. За прошлые два десятилетия были сделано много обзоров популяции этих животных учеными, которые дали возможность более детально изучить их жизнь.

Также эти обзоры подтвердили, что мангусты отрицательно влияют на популяцию амами. Комбинация восстановления среды обитания и инициатив по контролю за хищниками призвана смягчать угрозы. Осторожное управление средой обитания необходимо, чтобы поддержать комбинацию зрелых дубовых лесов и молодых вторичных насаждений таким образом, чтобы эта разновидность могла добыть себе пищу в течение всего года. Такие комбинации лесов все еще довольно обширны в центральных и южных частях острова Амами. Основная мера по сохранению в таких областях состоит в ограничении вырубки леса и дорожного строительства.

Известно, что в Юго-Восточной Азии рис заменял собой хлеб и ценился очень высоко. И возможно, именно поэтому как в Японии, так и в Китае с рисом связано очень много обрядов и поверий. В синтоизме каждая рисинка сакральной пищи символизировала человеческую душу.

Рисовый пирог же, представляет собой тысячи людских судеб соединенных вместе. Пекли такой рисовый пирог только по особым праздникам. Изготовление пирога было мистическим актом. Считалось, что во время приготовления пирога человек очищал свою душу, присоединяя ее к извечно существующему человеческому роду.

У китайцев с такой сакральной белой рисовой лепешкой часто ассоциировалась луна. Они верили, что на луне живет кролик, который собирает там магические травы, из которых готовит волшебный эликсир, дарующий вечную жизнь.

Одна из древних легенд рассказывает, как однажды сам Будда – дух луны, принял вид немощного старца. Он спустился на землю и стал просить разных животных накормить его. Каждый встреченный им зверь предлагал свои дары, и только у кролика не оказалось подходящей пищи. Тогда кролик развел огонь и чтобы накормить Будду, бросился в огонь, предложив нищему старику использовать себя в качестве еды. Тронутый такой готовностью к самопожертвованию, старец вознес зайца на небеса. Даровав ему бессмертие Будда поселил зайца на луне. Там, под растущим там коричным деревом, под сенью акации круглый год, заяц толчет в волшебной ступке снадобья, входящие в эликсир бессмертия. В некоторых областях народ называет этого зайца Юэ ту («лунный заяц»), лин ту («чудесный заяц»), юй ту («нефритовый заяц»).
В Японии существовали сходные поверья. В японском языке слово mochizuki означает полную луну. Японцы считали, что на поверхности лунного диска можно разглядеть кролика, который толчет в ступке рис, чтобы потом изготовить из него «мочи» – белый рисовый пирожок. Этого Белого лунного кролика японцы называют «Цуки-но Усаги» или «Усаги Цукино».

Традиция подавать лепешки мочи к столу в первый день Нового года зародилась в Японии в период Муромати(1392-1573). Одну из лепешек помещали поверх другой. Потом большая лепешка разрезалась на части, которые затем съедались членами семьи. Такой обряд должен был ублажить духов и принести счастье в дом. Этот обряд сохранился и в современной Японии.

Любовь к лунной легенде у японцев можно даже не обсуждать, достаточно вспомнить главную героиню аниме Sailor Moon. Японское имя Сейлор Мун – Цукино Усаги. На значении ее имени основаны многочисленные шутки: Усаги все время пользуется одеждой или различными вещами, как-то напоминающими о кроликах; детали ее прически похожи на кроличьи уши; кошка Луна вводила в компьютер пароль “Лунный кролик готовит рисовый пудинг” (в оригинале моти (mochi) – рисовый пирог); Малышку злодеи часто называют “кроликом”; наименее любимая еда Усаги – морковь, и т.д. Эти шутки обычно бывают непонятны тем зрителям, которые не знают значения слова “Usagi”. Некоторые переводы изменяют ее имя, чтобы сохранить смысл шуток: например, во французском, немецком, итальянском и русском вариантах ее зовут “Банни” (англ. “кролик”).

В записи по-японски фразы “цуки-но усаги” (”лунный кролик”) слог “но” записывается каной (знаком слоговой азбуки). Однако в фамилиях знаки слоговой азбуки употребляться не могут, поэтому при записи фамилии Цукино используется иероглиф “но”, имеющий значение “поле”, “равнина”. Так что имя главной героини может быть переведено и как “кролик лунного поля”.

В одном из своих обличий Усаги предстает перед нами как принцесса Серенити(Селенити). И тут в аниме за основу взята еще одна лунная легенда.

Селенити (Selenity) упоминается как богиня Луны Селена (Selena).
Существует легенда о Богине Луны Селене и принце с Земли Эндимионе (Endymion). По небу в колеснице, запряженной семеркой синих птиц, разъезжала богиня Селена, освещая лунным светом ночную Землю. Она полюбила прекрасного греческого юношу, но с ним случилось то, что бывает с каждым смертным. Со временем он стал хворать, дряхлеть, стареть. Селена приказала своим синим птицам собирать по небу капельки лунного света. Ее возлюбленный пил этот лунный бальзам каждый день по глотку и молодел на глазах. Мучительные боли ушли, былая сила и красота вернулись.

Почему самые невероятные легенды и предания не исчезают, а все же пробираются к нам из «седых» времен сквозь сотни поколений? Да потому, что в них когда-то кем-то были закодированы полезнейшие сведения, которым сгинуть не суждено. Эти послания – откровения вполне способны помочь нам жить дольше, меньше страдая от болезней. Надо только уметь подобрать к тайнам ключик.

«И что же? - возможно, удивится читатель. - Да это просто красивая сказка!»

Тайный смысл этих легенд раскрыли в конце 70-дов китайские ученые. В ряде провинций страны бушевала странная болезнь, поражающая сердечную мышцу. Веками она уносила несметное число жизней. В городе Кэшане, находящемся в эпицентре болезни, жители каялись, что их предки прогневали богиню Луны – дескать, потому и напасти. Власти, конечно, не поверили в это и поручили ученым найти истинную причину болезни.

Ученые нашли. И поразились! Выяснилось, что в почве, а значит, и в продуктах питания отсутствует всего-навсего один химический элемент - селен. Именно это и вызывало смертельную болезнь. Селен в переводе с греческого - «лунный». Выходит, не случайно, а руководствуясь сведениями из легенд, его и назвали в честь Луны!
Дальше - проще: местным жителям стали давать для профилактики около ста миллиграммов селена в день. И «кэшаньская болезнь» пошла на убыль. А потом и вовсе исчезла.

Эта история со счастливым концом не прошла даром для мировой медицины. Она подстегнула ученых США, Германии, Да¬нии и других стран к интенсивным исследованиям биологического эффекта селена, которого, кстати, на Луне куда больше, чем на Земле.

‘Но на нашей планете без него невозможна нормальная жизнь. Недостаток селена вызывает слабость, повышенную утомляемость, головокружения. Из-за его отсутствия сходит на нет ак¬тивность щитовидной и поджелудочной желез, печени… Нависает угроза дисбактериоза, аллергии. Дефицит селена вызывает дистрофию мышц, тяжелейший рассеянный склероз. Задерживаются рост и развитие организма.

Именно селен помогает человеку не пропасть в нашем изрядно подпорченном цивилизацией мире, полном экологически грязных зон и вредных излишеств. Селен предохраняет от отравлений свинцом и кадмием, ртутью и угарным газом. Не дает спиртному и дыму табака стереть нас с лица Земли.

Фантасты стали даже поговаривать о добыче селена на Луне. Но огорчу читателя: стань «лунная добыча» реальностью - все равно такой селен нам не годится. В неорганической форме он плохо усваивается организмом, оседая в клетках вредным балластом.

Приемлемым источником по-прежнему остаются только содержащие селен растения, которые идут в пищу и человеку, и животным. Так что возить лунный камень ракетами и в отдаленном будущем вряд ли имеет смысл.

- (по Павскому заец) муж. родовое названье животного, из разряда грызунов, Lepus; костр. скоромча, смол., орл. выторопень, оренб., татар. куян, сиб. ушкан, пск. кривень, шутл. косой, куцый, лопоухий; новг. билей (беляй, беляк). У охотников яровик,… … Толковый словарь Даля

ЗАЯЦ - (м е х) шкурка грызуна, распространенного почти повсеместно. В меховой промышленности различают: зайца беляка, зайца русака, зайца песчаника. Средняя длина шкурки около 50 см, ширина 20 25 см. Заяц беляк зимой имеет очень густой, мягкий и высокий … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

заяц - грызун, русак, зайчище, серый, зайчик, агути, ударник, безбилетный пассажир, зайчонок, беляк, косой, зайчишка, заинька, заюшка, безбилетник, зайка Словарь русских синонимов. заяц 1. серый, косой (разг.) 2. см. без … Словарь синонимов

ЗАЯЦ - ЗАЯЦ, зайца, муж. 1. Млекопитающее из отряда грызунов. Охота на зайцев. || Жаркое из этого животного. У нас сегодня на второе заяц в сметане. || Мех этого животного. Воротник на шубу из зайца. 2. Безбилетный пассажир (разг.). «Зайцами у нас… … Толковый словарь Ушакова

ЗАЯЦ - ЗАЯЦ, зайца, муж. 1. Зверёк отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами, а также мех его. Труслив как з. З. беляк. За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь (посл.). 2. Безбилетный пассажир, а также зритель, проникший куда … Толковый словарь Ожегова

Заяц - Заяц, Владимир Аполлинарьевич Владимир Аполлинарьевич Заяц Дата рождения: 9 сентября 1949(1949 09 09) Место рождения: Большая Бугаевка, Киевская область, УССР Дата смерти: 20 декабря 2002(… Википедия

заяц - ЗАЯЦ, зайца, м. 1. Шутл. ласк. обращение. 2. Ударник в музыкальном ан самбле. Ну, заяц, погоди! Ирон. шутл. угроза. из популярного мультсериала «Ну, погоди!» … Словарь русского арго

заяц - грустный (Тургенев); косой (Некрасов); легконогий (Мельн. Печерский); матерый (Л.Толстой); поскакучий (Бальмонт); прыгунишка (Пожарова); робкий (Хомяков); резвый (Л.Толстой); серый (Пожарова); трусливый (Короленко) Эпитеты литературной русской… … Словарь эпитетов

заяц - ЗАЯЦ, серый, трад. поэт., ласк. заюшка, разг. косой … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ЗАЯЦ - (лат. Lepus) созвездие Южного полушария … Большой Энциклопедический словарь

Заяц - (евр. арнэвэт). I. Это животное упомянуто в Лев 11:6 и Втор 14:7 как нечистое, потому что З. жует жвачку, но копыта у него не раздвоены. К жвачным животным З. отнести нельзя, и данная ему в Библии характеристика связана, вероятно, с тем, что,… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Книги

  • Заяц ПЦ 3.0 , Линор Горалик. Остроумный комикс про нелегкую жизнь зайца и его друзей: Щ, Ф и свиной отбивной с горошком от лауреата молодежной премии «Триумф» (2003 г.), прозаика, эссеиста, журналиста и переводчика –… Купить за 129 руб электронная книга
  • Заяц и Ёж , . Сказка "Заяц и ёж" братьев Гримм в серии "Всё-всё-всё для малышей" . Текст сказки адаптирован для малышей. Книжка удобного формата с красивыми иллюстрациями и приятными на ощупь глянцевыми…