Главная · Метеоризм · Классный час "в поисках удивительных животных". Конспект НОД «Загадочные животные с далёкой планеты Львица – это красота

Классный час "в поисках удивительных животных". Конспект НОД «Загадочные животные с далёкой планеты Львица – это красота

Классный час знакомит учащихся с удивительными животными планеты Земля. В архиве флипчарт для интерактивной доски Activinspire, сценарий мероприятия, карточки заданий.


«задание»

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА - материк в Западном полушарии земного шара. На юге соединяется с Южной Америкой. Омывается он водами Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов. На материке находятся почти все природные зоны: от арктических пустынь до пустынь.

Разнообразен и животный мир: овцебыки, бизоны, койоты (степные волки), лисицы, медведи, рыси, американские куницы, скунсы, лоси. Самые известные деревья Северной Америки - секвойи - хвойные деревья высотой более 100 метров, диаметром до 9 метров.

Южная Америка - один из двух материков, расположенных в Западном полушарии Земли. Омывается материк водами Атлантического и Тихого океанов. На территории Южной Америки протекает самая большая река Земли - Амазонка.

Африка – огромный континент. Здесь протекает самая длинная река в мире – Нил.

Австралия

Их называют Океанией.

Континент Антарктида расположен вокруг Южного полюса Земли. Покрыт толстым слоем льда. В центре континента высота ледяного покрова доходит до 4 км, к краям – снижается. Почти везде льды обрываются в море отвесной стеной от 15 до 40 м.

БОЛОТО – ЛОТО + НОСОК – СОК + БОР – Р = ?

12 1 17 10 2 1 18 1

Разгадайте кроссворд, и вы узнаете название животного, обитающего в Северной Америке

5. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

6. Это кто там лентой черной

К ручейку скользит проворно?

Сквозь кусты пробрался ловко.

Пятна желтые видны.

Руки тянуться вверх, на носочках.

Руки согнуты в локтях и двигаются вверх - вниз.

Хлопают в ладоши.

Топают ногами.

Хлопают в ладоши.

Прыжки на месте. Руки на поясе.

Приседания.

Прыжки на месте. Руки на поясе.

Просмотр содержимого документа
«план»

«В поисках удивительных животных»

Ход мероприятия:

Вам предстоит выполнить первое задание.

«Наблюдай и восхищайся.

Изучай и береги!»

    (Белка.)

    (Кузнечик.)

    (Божья коровка.)

1 команда

Давайте проверим

Презентация «Карибу»

2 команда

Южная Америка

Расшифруйте название животного, обитающего в Южной Америке (ключ - алфавит)

Как выглядит ваше животное, размер, внешний вид, повадки, чем питается, как передвигается (предположения ребят)

Презентация «Капибара»

Нас ждет следующий материк

3 команда - Африка.

Решите зоологический пример, и вы узнаете название животного, обитающего в Африке

Как выглядит ваше животное, размер, внешний вид, повадки, чем питается, как передвигается (предположения ребят)

Презентация «Бонобо»

Давайте немного отдохнем

4 команда

Австралия

Разгадайте ребус, и вы узнаете название животного, обитающего в Австралии (вомбат)

Как выглядит ваше животное, размер, внешний вид, повадки, чем питается, как передвигается (предположения ребят)

Презентация «Вомбат»

5 команда - Антарктида

Как выглядит ваше животное, размер, внешний вид, повадки, чем питается, как передвигается (предположения ребят)

Презентация «Сейвал»

Презентация «В мире животных»

Викторина

Спасибо за работу.

Просмотр содержимого документа
«сценарий»

В поисках удивительных животных

Цель:

формирование представлений об экзотических животных, населяющих нашу планету.

Задачи:

Познакомить с экзотическими животными, обитающими в разных местах нашей планеты. Воспитывать ответственность за животный мир нашей планеты. Развивать творческие способности ребят.

Оборудование: флипчарт «В поисках удивительных животных», пазлы «Материки», карточки с заданиями

Ход мероприятия:

Здравствуйте, ребята! Наверняка многие из вас мечтали о жизни, полной чудесных открытий и увлекательных путешествий. Сегодня вы бесстрашно поднимаетесь на горную вершину в поисках гнезда редкой птицы, а завтра, вооружившись плотными перчатками, исследуете жилище ядовитых муравьев.

Однако не стоит забывать о вечных спутниках отважных естествоиспытателей, нередко омрачающие радость от встреч с потрясающими творениями природы. Не всегда приветливое местное население, непривычная еда и многое другое. Но не спешите отчаиваться. Я приглашаю вас в небольшое виртуальное путешествие. Мы посетим разные континенты, познакомимся с удивительными животными. Вы согласны?

Все мы с вами – одна большая команда необычного виртуального корабля. Я – капитан корабля, а вы все – члены экипажа.

Перед вами карта нашего путешествия.

Она очень старая. На ней нет названий континентов.
Вам предстоит выполнить первое задание. На столах у каждой команды находятся конверты. По моему сигналу вам необходимо открыть конверт, сложить картинку, узнать материк, найти его на карте и подписать.

Один из материков мы не подписали. Как вы думаете, почему? Как он называется?

Итак, наша карта восстановлена, мы можем отправляться в путешествие.

Давайте прочитаем хором девиз нашего путешествия:

«Наблюдай и восхищайся.

Изучай и береги!»

Как вы думаете, какие слова здесь главные?

Сейчас мы находимся на территории Евразии. Евразия занимает больше трети всего земного шара и состоит из двух частей света: Европы и Азии. Ее омывают океаны: Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский.

В Евразии расположена самая большая страна – Россия. Здесь есть все природные зоны нашей планеты: тундра и тайга, широколиственные леса и степи, саванны и пустыни, тропические леса и джунгли. И везде своя, неповторимая жизнь!

А знаете ли вы животных родного края?

    В Древней Руси этого зверька называли «векша». Он грациозен и кра­сив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка.)

    Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик.)

    В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он краснень­кий и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молоч­ко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка.)

Все готово, можно отправляться в путешествие.

У нас очень мало времени. Каждая команда отправится на свой материк на поиски удивительного животного. Вам необходимо рассказать о своем материке, и отгадать какое животное вы будете искать.

1 команда

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Северная Америка является третьим по величине континентом, который омывается водами Атлантического,Тихого и Северного Ледовитого океанов.
Она простирается от заснеженной Арктики на севере до тропиков на юге. Зимой на Крайнем Севере стоят суровые морозы. Лето на большей части континента теплое или жаркое.

На западе континента возвышаются Скалистые горы, тянущиеся от севера Канады до Мексики. На востоке поднимаются Аппалачи, а между этими двумя горными хребтами лежат обширные равнины, по которым текут могучие реки Миссисипи и Миссури.

Животный мир чрезвычайно богат, его многообразие зависит от климатических зон и особенностях растительного мира. На севере, в зоне тундры, встречаются белые медведи и северные олени.

Разгадайте кроссворд и вы узнаете название животного, обитающего в Северной Америке

1 Сделал дыру, вырыл нору, солнце сия­ет, а он не знает.

2. Под водой живет народ, ходит задом наперед.

3. Кто под мостиком виляет хвостиком?

4. Рыжая с пушистым хвостом живет в лесу под кустом.

5. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

6. Это кто там лентой черной

К ручейку скользит проворно?

Сквозь кусты пробрался ловко.

А на маленькой головке (Все об этом знать должны)

Пятна желтые видны. (Уж)

Презентация «Карибу»

Продолжаем наше путешествие. Мы отправляемся в ….

2 команда

Южная Америка

Южная Америка - один из двух материков, расположенных в Западном полушарии Земли. Омывается материк водами Атлантического и Тихого океанов. На территории Южной Америки протекает самая большая река Земли - Амазонка.
В Южной Америке редко встретишь крупного зверя. Ленивцы, броненосцы, муравьеды, экзотические птицы, змеи, несметные полчища насекомых - вот основа животного мира этого материка. Опасны реки Амазонки, они изобилуют крокодилами и хищными рыбами пираньями.

Расшифруйте название животного, обитающего в Южной Америке (ключ - алфавит)

12 1 17 10 2 1 18 1 (капибара)

Как выглядит ваше животное (предположения ребят) Давайте проверим

Презентация «Капибара»

Нас ждет следующий континет

3 команда

Африка – огромный континент. Здесь протекает самая длинная река в мире – Нил.

Это самый жаркий континент земного шара. В Северной Африке находится самая большая пустыня – Сахара.

В Африке нет привычных для нас зимы и лета, осени и весны. А можно выделить лишь два времени года: сухое и дождливое. Причем сухое время – особенно жаркое и знойное.

Решите зоологический пример, и вы узнаете название животного, обитающего в Африке

БОЛОТО – ЛОТО + НОСОК – СОК + БОР – Р = ? (бонобо)

Как выглядит ваше животное (предположения ребят) Давайте проверим

Презентация «Бонобо»

Давайте немного отдохнем

В Африке жирафы делают вот так! .

Цветные попугайчики крылышками «бяк-бяк-бяк».

А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп».

А слонята топают «топ-топ-топ».

И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп».

Обезьянки прыгают «прыг-прыг-прыг».

И ногами дрыгают «дрыг-дрыг-дрыг».

А теперь мы как мартышки дружно прыгаем вприпрыжку.

Отправляемся в путь. Нас уже ждет …

4 команда

Австралия

Австралия – самый маленький континент Земли. Обычно с ней объединяют группу островов (около 10 тысяч), расположенных неподалеку в Тихом океане.

Их называют Океанией.

Из животных, населяющих Австралию, 90 % видов больше нигде не встречаются.

Здесь нет копытных, обезьян и хищников, естественных почти для всех остальных частей суши: только те их них, которых завез в разное время человек.

Разгадайте ребус, и вы узнаете название животного, обитающего в Австралии

н

Как выглядит ваше животное (предположения ребят) Давайте проверим

Презентация «Вомбат»

Нам осталось побывать на материке

5 команда

Антарктида

Континент Антарктида расположен вокруг Южного полюса Земли. Покрыт толстым слоем льда. В центре континента высота ледяного покрова доходит до 4 км, к краям – снижается. Почти везде льды обрываются в море отвесной стеной от 15 до 40 м.

Соберите снежинку и кусочков, и вы узнаете название животного, обитающего в Антарктиде.

Как выглядит ваше животное (предположения ребят).

Давайте проверим

Презентация «Сейвал»

Вот и подошло к концу увлекательное путешествие по континентам нашей прекрасной планеты. Пора возвращаться домой. Я надеюсь, что вы стали не только лучше разбираться в редких и удивительных животных, но и поняли, насколько все существа, населяющие Землю, уязвимы и беззащитны перед лицом человеческой цивилизации.

На обратном пути я предлагаю вам полюбоваться животными планеты Земля.

Презентация «В мире животных»

Вот мы и дома. Каких же животных мы сегодня отыскали?

Викторина

Вы хорошо поработали, были внимательными и любознательными, многое узнали и запомнили. Если вы захотите отправиться в самостоятельное путешествие, вам помогут энциклопедии о животных (выставка книг).

Спасибо за работу.

“Тайны живой природы”

Iтур “Фауна”

Ведущий 1:

Все видеть, все понять,
Все знать, все пережить,
Все формы, все цвета
Вобрать в себя глазами.
Пройти по всей земле
Горящими ступнями.
Все воспринять
И снова воплотить.

М. Волошин.

Ведущий 2: Цитата: “…Весь огромный мир вокруг меня полон неизвестных тайн, и я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире” (В. Бианки.)

Ведущий 1: Первый тур нашей игры посвящен удивительному, загадочному и привлекательному миру животных, частью которого и мы с вами являемся. Во многом животные похожи на нас, а мы на них, некоторые племена поклонялись им как богам. Оберегающие тотемы и амулеты содержали изображение разных животных. И перед сегодняшней игрой я бы хотела, чтобы каждая команда выбрала животное в качестве талисмана и показала его пантомимой, а соперники должны будут отгадать. (Команды показывают пантомимы)

Ведущий 2: Сегодня мы с вами посоревнуемся в заданиях о животных, а также откроем некоторые тайны животного мира. Итак, мы начинаем. Наш первый конкурс “Как разговаривают птицы и животные”, я буду задавать вопрос и предлагать к нему три варианта ответа, вы командой решаете, под какой буквой правильный ответ, и игрок, у которого эта буква, встает. (Буквы А, Б, В розданы заранее)

  1. Лиса: лает, воет, пищит
  2. Олень: мычит, трубит, урчит
  3. Филин: охает, ахает, ухает
  4. Кабан: хрюкает, ревет, скрежет зубами
  5. Перепелка: квохчет, токует, поет

Ведущий 1: Следующий конкурс - любознательных. Перед вами табло, которое содержит четыре темы: млекопитающие, обитатели воды, насекомые, птицы. Каждая тема содержит вопросы, команды по очереди выберут вопрос.

Млекопитающие Обитатели морей и рек Насекомые Птицы
Какое животное лучше слышит, чем видит (Олень) Эту рыбу на Руси считали самой глазастой, оттого, наверное, так и назвали. Что это за рыба? (Окунь) Какого жука, согласно преданию, не взял с собой на ковчег Ной, исходя из практических соображений безопасности? (Жука – древоточца) Какого пернатого хищника называют “золотым орлом” из-за цвета головы? (Беркута)
Название какого хищника амазонской сельвы означает “убийца, справляющийся с жертвой одним прыжком” (Ягуар) В средневековой Европе эти рыбы имели особую практическую ценность: они имеют примерно одинаковые размеры, поэтому стали своеобразной единицей обмена. (Сельдь) Назовите единственного представителя отряда бабочек, издающего звук. (Мертвая голова) Белая - обитает в тундре, бородатая - в лесостепи. Кто это? (Куропатка)

Ведущий 2: Третий конкурс называется “Самый, самая, самое” каждая команда получает лист с вопросами и вписывает в них ответы.

  1. Самая крупная клетка живого организма?
  2. Назовите организм минимальных размеров?
  3. Самое крупное животное, обитающее в наши дни на Земле?
  4. Самый крупный обитатель суши?
  5. Самое высокое животное на земле?
  6. Самый крупный хищный зверь на Земле?
  7. Самая большая обезьяна?
  8. Самое медлительное млекопитающее?
  9. Млекопитающее с самым большим периодом вынашивания детенышей?
  10. Какая рыба живет дольше всех?

Ведущий 1: В религиях и культурах многих народов животные являются символами и даже богами. Задание: стрелками показать, что символизирует каждое животное.

II тур “Флора”

Цитата: “Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь об него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу…” Климентий Аркадьевич Тимирязев

Ведущий 1. Зеленые растения усваивают солнечную энергию в процессе фотосинтеза, при котором образуются органические вещества, которые используются для питания всех органов, а также для построения новых клеток растений. Растения обогащают атмосферу кислородом, необходимым для дыхания живых организмов. Леса, луга, степи служат местом обитания животных, они находят здесь пищу.

Ведущий 2. Велико значение зеленых растений и в жизни человека. Растения служат источником топлива, строительных материалов и сырья для промышленности. Человек ими питается.

Ведущий 1. Среди многообразия растительного мира есть растения, которые могут показывать стороны света, залежи полезных ископаемых. Есть растения удивительные своей историей, влиянием на развитие культуры и искусства. Есть, наконец, растения удивительные тем, что сохранились до наших дней такими, какими создала их природа много миллионов лет назад.

Ведущий 2. И сегодня мы поговорим об этом многообразии растений и откроем некоторые их тайны. Итак, мы начинаем. Наш первый конкурс называется “Чемпионы растительного мира”, сейчас мы узнаем, какие же растения являются самыми-самыми. (Команды получают анкеты с вопросами, время на выполнение 5 минут)

Вопросы анкеты:

  1. Самое крупное водоплавающее растение? (Водяная лилия Амазонки )
  2. Самый крупный цветок в природе? (Раффлезия )
  3. Самое маленькое растение на свете? (Ряска )
  4. У какого растения самые глубокие корни? (Дикий фикус Ю. Америка )
  5. Самая быстрорастущая трава? (Бамбук )
  6. Дерево с самым большим числом листьев на побеге? (Кипарис )

Ведущий 1.Наш следующий конкурс называется “Два имени одному”. Каждая команда получит таблицу, в заголовках столбцов которой даны имена семи растений. В заголовках строк приведены вразброс их вторые имена (прозвища). Сложите ключевое слово из букв находящихся на “правильных” пересечениях двух имен одного и того же растения.

Секвойя Брокколи Авокадо Кислица Ткемали Арония Папайя Ключ
Аллигаторова груша р д м т ч г ж М
Черноплодная рябина э й к щ с о я О
Мамонтовое дерево л ш х в ь у б Л
Алыча а о ф ю о д ъ О
Спаржевая капуста л д ю а е г з Д
Заячья капуста к с р ц ж щ э Ц
Дынное дерево в у ч ь б й ы Ы

Ведущий 2.А сейчас мы совершим путешествие в прошлое и поговорим о легендах, складываемых о растениях. От каждой команды, по очереди, выйдет один участник и жребием вытянет карточку с легендой. (Время на обдумывание 3 минуты).

Легенда 1. Эти растения появились на Земле более 100 млн. лет назад и в настоящее время имеют широкое географическое распространение. Славяне издревле называли ее одолень-травой. Отправляясь в путь, они прятали на груди кусок корневища этого растения – считалось, что оно помогает преодолеть всякие опасности. Назовите это растение. Кувшинка, лилия.

Легенда 2. Это дерево глубоко почиталось у народов Средиземноморья. Предания рассказывают, что в это чудесное дерево превратилось копье Афины – богини мудрости и покровительницы мирного труда, поэтому ветвь этого дерева издавна является символом мира и благополучия. Оливковое дерево.

Легенда 3. Славяне верили, что это дерево священное, ему приписывали чудодейственную силу, посвящали богу грома и молнии Перуну. Изображения Перуна вырубались только из этого дерева. Видимо, поэтому с давних пор ветвь дерева олицетворяла могущество, силу и долголетие. Дуб.

Легенда 4. Растение это было известно в Китае более 4 тыс. лет назад. Китайцы твердо верят, что растение – носитель тайных сил, возвращает здоровье, что оно способно продлить жизнь и подарить вечную молодость. Это растение имеет корень, подчас удивительно напоминающий форму человеческого тела. Женьшень.

Ведущий 1.В России привозными красками пользовались редко. Крестьяне приготовляли их из растений, которые росли рядом: на огороде, в лесу, в саду. Команды получают карточки с названиями растений и краски, получаемые из этих растений. В нижней строке таблицы напишите цифры соответствия.

Ведущий 2.Издревне люди использовали целебные свойства растений в лечении болезней. А мы с вами узнаем из следующего задания, от каких болезней помогают некоторые из растений. Для этого нам нужно, чтобы вышел 1 представитель от каждой команды. Они получат карточки с названием растений.

Ведущий зачитывает характеристики растения, участники поднимают правильный вариант ответа. Неправильно ответивший выбывает. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1.Однолетнее травянистое растение, высотой до 40 см. Листья дваждыперисторазделенные. Цветки в корзинках. Растет у дорог, на лугах, около жилья в лесостепной и степной зонах. Применяют при простуде, заболеваниях печени, кишечника, желудка, кожных заболеваниях, как успокаивающее средство, при раздражении кожи и угрях. (Ромашка аптечная)

2. Многолетнее травянистое растение, высотой до 60 см. Листья непарноперистые, цветки золотисто-желтые. Растет в тенистых местах, в лесу, по оврагам. Водный раствор применяется при кожных заболеваниях, болезнях печени и кишечника, ревматизме. Соком сводят бородавки, мозоли. (Чистотел)

3. Многолетнее травянистое растение, высотой до 70 – 150 см. Листья супротивные сердцевидные. Цветки зеленоватые, собраны в повислые колосовидные соцветия. Встречается в лесной и лесостепной зонах. Отвар применяют при внутренних кровотечениях, как полоскание при ангине и как отхаркивающее при кашле. Препараты растения ускоряют процесс свертываемости крови, улучшают обмен веществ, понижают содержание сахара в крови. (Крапива двудомная)

Ведущий 1. На протяжении тысячелетий пользовался человек дарами растительного мира и в своей многосторонней деятельности не только эксплуатировал запасы полезных растений, но и преобразовал природу, изменяя тем самым условия существования многих видов, а ведь каждый вид, созданный природой, уникален и неповторим, поэтому утрата его невосполнима.

Ведущий 2.Мы надеемся, что сегодняшняя игра вызовет у вас не только интерес к чудесному миру растений нашей планеты, но и доброе, бережное отношение к любому цветку, травинке или дереву. Ведь мир растений – источник жизни на Земле, и сохранение зеленого океана планеты зависит только от человека.

“Дайте планете шанс”

I тур “Земля только одна”

звучит музыка звуки природы

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в Доме детского творчества “Кировский” на I туре районной экологической игры “Дайте планете шанс”. И I тур называется “Земля только одна”.

Ведущий 2:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

С. Смирнов.

Ведущий 1: Итак, мы начинаем, наш первый конкурс называется “Четвертый лишний”. Вы знаете, что все должны питаться, чтобы получить энергию, необходимую для жизнедеятельности. Сейчас каждая команда получит конверт, в котором находятся картинки четырех животных, вы должны составить цепь питания из трех звеньев (одно животное будет лишним).

Ведущий 2: Для следующего конкурса “Кто же это?” на сцену выходят по два участника от каждой команды. Одному на спину прикрепляется картинка с изображением животного или растения. Этот участник может задавать вопросы второму участнику, на которые тот может ответить только “да” или “нет”. Задача быстро разгадать, что изображено на картинке.

Ведущий 1: А теперь конкурс интеллектуалов. Каждая команда получает лист с вопросами, варианты ответа “ДА”, “НЕТ”.

Варианты вопросов викторины:

  1. Медведь коала имеет узкую среду обитания?
  2. Правильно ли дано название животным – землеройки?
  3. Правда ли, что термин “экология” ввел Карл Рулье?
  4. Термин “глобальная экология” ввел М. Будыко?
  5. Озоновые “дыры” - главные причины сокращения числа видов на земле?
  6. Автотранспорт – основная причина загрязнения воздуха в большинстве крупных городов?
  7. Биосфера - самая крупная экосистема на Земле?
  8. Международная Красная книга имеет страницы 6 цветов?
  9. Пропустив воду через песок в полевых условиях, ее можно обеззаразить?

Ведущий 2: Экологические проблемы не знают государственных границ и природных барьеров, и решать их необходимо всем миром, а мы с вами попробуем внести свою лепту, решив экологические задачи. Сейчас от каждой команды выйдет участник и вытянет карточку с экологической задачей.

Варианты экологических задач:

Если из океана извлечь все растения и всех животных и взвесить на весах, то масса растений окажется в 20-ть раз меньше массы животных. Нет ли здесь противоречий с законом экологической пирамиды?

Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам принести из ее зимнего сада в спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему?

Ведущий 1: Велико многообразие животных на этой планете, и каждому из них отведено свое место в природе. Сейчас помощники раздадут карточки с изображением животных. Ваша задача выбрать и подписать названия всех животных и выбрать тех, которые не обитают на данной территории.

IIтур

“Все меньше окружающей природы,

все больше окружающей среды”

Звучит музыка звуки природы

Ведущий 1: Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь свалки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что землю тоже надо охранять:
Она, как мы, такая же – живая!

Ведущий 2: Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны с точки зрения экологии наши участники. Сейчас команды получат листы с вопросами викторины и вариантами ответов. Правильные ответы необходимо вписать в таблицу, приведенную ниже.

Варианты вопросов викторины

Шли по лесу и увидели тлеющие угольки костра. Что надо сделать?

  • а) залить водой или затоптать до полного исчезновения дыма
  • б) сообщить в пожарную часть

Вы пошли в лес за ягодами

  • а) собираете букеты веточек с ягодами
  • б) рвете по одной только спелые ягоды

Вы увидели надломленные веточки дерева. Что вы будете делать?

  • а) укрепите и обвяжете платком или пластырем
  • б) вылечите и отпустите на волю

После похода остался мусор. Ваши действия?

  • а) унесете домой в мусоропровод
  • б) закопаете в яму

Вы нашли в дупле орехи и грибы. Что с ними делать?

а) оставить на месте

б) положить в дупло что-нибудь вкусненькое

Ведущий 1: Для следующего конкурса “Веришь, не веришь” вызываются по одному участнику от каждой команды. Вам даются карточки с вариантами ответов “ДА”, “НЕТ”. Я читаю вопрос, вы поднимаете карточку с правильным вариантом ответа. Ответивший неправильно выбывает.

Варианты вопросов

  1. Стрижи спят на лету?
  2. В Японии едят ядовитых рыб?
  3. В Африке водятся мухи людоеды?
  4. Змеи могут совершать прыжки в высоту до 1 метра?
  5. Дикобраз стреляет своими иглами во врагов?

Во время ухаживания пеликаны угощают друг друга рыбой?

Ведущий 2: А сейчас небольшая разминка. Вызывается самый спортивный участник команды. Он получает скакалку и, прыгая через нее, на каждый прыжок, называет организм из заданной группы (например, кустарники, деревья и т.д.).

Ведущий 1: Как не плачевно, но с каждым годом пополняется Международная Красная книга, а мы сейчас проверим, знаете ли вы животных, занесенных в Красную книгу. Каждая команда получит лист с изображением животных из Красной книги. Необходимо подписать названия этих животных.

III тур

“Экология дома и города”

Ведущий 1: В наше время жизнь в городах связана со многими преимуществами. Поэтому неудивительно, что города продолжают привлекать к себе миллионы людей. Невозможно сказать, как пагубно сказывается перенаселение на окружающей среде. Бывший генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор говорит: “Города потребляют огромное количество энергии, истощают запасы воды и поглощают пищу и ресурсы (…). Окружающая среда истощается, поскольку не может больше восстанавливаться и компенсировать вред, наносимый человеком”.

Ведущий 2: В ХХ веке ученые зарегистрировали новую болезнь. И что странно, болеют преимущественно горожане. И болезнь какая-то непонятная: вроде бы здоров человек, но стал быстро уставать, появилась раздражительность, сонливость, проблемы с пищеварением. Что за странная болезнь? Откуда появилась? А называют ученые эту болезнь “синдром больного здания” и связана она с загрязнением воздуха внутри жилого здания.

Ведущий 1: Как вы уже поняли, сегодня мы с вами будем говорить об экологии дома и города. А проводить наш сегодняшний тур мы будем по типу телевизионной игры “Умники и умницы”.

Ведущий 2: Из всех команд – участниц, в отборочном туре, мы отберем три, которые будут играть в финале.

Вопросы отборочного тура.

  1. Что такое урбоэкология?
  2. Где выше температура воздуха: в центре города или на окраинах и почему?
  3. Что является основным источником загрязнения воздуха в Новосибирске?
  4. Что является источником загрязнения рек на территории Новосибирска?
  5. Почему, часто, растения вдоль дорог плохо растут?
  6. Почему не рекомендуется купаться в водоемах на территории города?
  7. Можно ли собирать плоды шиповника и боярышника для еды или лечения, вблизи автомагистралей и на территории города?
  8. Почему введены нормативы по уровню шума в городе?
  9. На каком этаже выше концентрация радиоактивного газа радона, на 1 или на 2?
  10. Какие опасные вещества выбрасываются в атмосферу при работе автотранспорта?

Вопросы финала

  1. Какие указы Петра I имели экологическое назначение?
  2. Какие мероприятия помогают снизить загрязнение воздуха от автотранспорта?
  3. Какие факторы влияют на содержание кислорода в воде, а значит, и на жизнедеятельность водных обитателей?
  4. Почему почвы считают зеркалом ландшафта?
  5. Каковы основные источники загрязнения почвы?
  6. Где, как правило, разнообразнее видовой состав растений: в городском парке или в лесу, почему?
  7. Что такое синантропные виды, какие из них живут в нашем городе?
  8. Что можно получить из бытовых отходов?
  9. Сколько без переработки может лежать бумага, металлическая банка, полиэтиленовый пакет, стеклянная банка?

Конспект урока на тему

«РЕДКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

учитель начальных классов, высшей категории

МАОУ СОШ №13 г. Темрюка, Краснодарского края

Цели: — развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся;

— развивать умение работать в группах; воспитывать уважение друг к другу;

— воспитывать доброе отношение к природе; расширять кругозор детей о

природе;
— обогащать словарный запас.

Используемая литература:

    Газета «Педсовет» №5, 2006 г.

Ход игры

Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о редких животных, обитателях планеты Земля.

1 тур

Это небольшое животное размером с кошку, серого или чёрного цвета, с розовыми ушами и длинным хвостом. Селятся эти животные обычно возле водоё-мов. Они очень прожорливы и вечно голодны. Едят червей, ящериц, мышей, гри-бы и зерно. Детёнышей появляется около 13. Рождаются они слепыми и настолько крохотными, что все могут поместиться в чайной ложке. Два месяца мать носит их в сумке на животе. Эти животные селятся вблизи ферм и наносят хозяйству вред: уничтожают посевы кукурузы, картофеля.

О П О С С У М

1 2 3 4 5 6 7

2 тур

Это аккуратный и чистоплотный зверь. Шкурка его всегда чистая и при-чёсанная, в норе идеальный порядок. Осенью он готовится к зиме, отъедается и сильно жиреет. Питается жуками, ящерицами, лягушками, ест ягоды. Перед тем как лечь спать, сгребает в нору опавшие листья и устраивает себе мягкую постель. Спит зимой не крепко: во время оттепелей просыпается, вылезает из норы, чтобы немного размяться и погреться на солнце.

Б А Р С У К

1 2 3 4 5 6

3 тур

Испанцы называют этих животных «армадиллы», что в переводе означает «несущие доспехи». Это единственное животное, тело которого покрыто прочным костным панцирем. У большинства этих животных длинный клейкий язык; они отлично могут добывать муравьёв, также питаются червями, моллюсками, корня-ми растений. Почуяв опасность, одни животные сворачиваются в шар, закрывая уязвимые части тела, другие с потрясающей быстротой закапываются в землю. Эти животные неплохо плавают. Человек охотится на них ради вкусного мяса и прочного панциря, из которого делают красивые коробки и корзинки.

Б Р О Н Е Н О С Е Ц

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4 тур

В Южной Америке обитает два вида этих удивительных животных – трёхла-пый и двулапый. Этот зверь спит по 15 часов в сутки. У него маленькая голова, крохотные глазки и густая пепельно-зелёная шерсть. Питается зеленью, цветами, плодами. Очень любит купаться. У этих животных есть одна редкая особенность: они способны оправляться от ран, смертельных для других животных, и даже большие дозы яда для них не страшны.

Л Е Н И В Е Ц

1 2 3 4 5 6 7

5 тур
Эти животные живут в кустарниках. Беззубый маленький рот, вытянутая морда и очень длинный клейкий язык характерны для них. Мощные передние лапы вооружены когтями величиной до 10 см каждый. Этот зверёк постоянно, днём и ночью, бродит по лесам в поисках пищи. В случае опасности зверь подни-мается на задние лапы, опираясь на хвост, а передними с невероятной силой стара-ется зацепить всё, до чего сможет дотянуться. Если это не помогает, он падает на спину и отбивается задними лапами, при этом громко шипит и издаёт неприятный запах. В пути животное очень быстро устаёт и может прилечь прямо на середине дороги, засунув голову в лапы и прикрывшись пышным хвостом.

М У Р А В Ь Е Д

1 2 3 4 5 6 7 8

Финал

Назовите животное, которое на вид напоминает собаку с кошачьей головой. Быстрее его ни одно животное на свете бежать не может. Со скоростью урагана (110 км/ч) мчится зверь в погоне за добычей.

Г Е П А Р Д

1 2 3 4 5 6

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 с. Большая Черниговка

муниципального района Большечерниговский Самарской области

Структурное подразделение, реализующее программы

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Досуговое мероприятие

педагог – организатор

Кравченко Марина Владимировна

2016 год

Аннотация к сценарию экологической игры

В игре принимают участие две команды с равным количеством игроков. Команды придумывают название, выбирают капитанов.

Цели:

- оценить состояние и использова­ние растительного и животного миров, познакомить с экологическими проблемами;

- расширить знания о животном и растительном мире, экологические знания детей;

- воспитать бережное, гуманное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле;

- доставить детям радость от участия в мероприятии.

Оборудование: книжная выставка, иллюстрации рыб, таблички с названиями птиц, таблицы с кроссвордами, жетоны для подсчета очков, компьютер с колонками, мультимедиа проектор, экран.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Развитие ответственности за свои поступки по отношению к природе;

Воспитание заботливого отношения к братьям нашим меньшим;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми;

Развитие умения работать в группах.

Метапредметные результаты

Овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, а также находить средства для её осуществления;

Формирование умений контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Овладение навыками речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Предметные результаты

Осознание ценности экосистемы;

Осознание основных законов экосистемы

Ход мероприятия:

(Слайд №1)

«…О, царь Природы, дорогой мой человек,

Каким коротким может быть твой век!

Уж сколько лет молва в народе ходит,

Что жадность до плохого лишь доводит»

(На слайде №2)

Звучит мелодия из телепрограммы мире животных".

Ведущий. Нет такого человека, которого бы совершенно не волновала судьба окружающей природы и соответ­ственно его собственная судьба. Глобальный экологичес­кий кризис, угрожающий нашей планете, заставляет заду­мываться над этой проблемой. Мы долго жили иллюзорными представлениями о том, что природа вечна, бесконечна, неисчерпаемо щедра и всегда будет осыпать бесплатными дарами свое любимое детище - че­ловека. И безоглядно брали, черпали, расточительно ис­пользовали природные ресурсы. Наша планета в беде. И беды природы – это, прежде всего наши беды. Мы, люди – дети природы. И мы должны охранять её. Нам нужно научиться пользоваться ресурсами предельно рационально, так, чтобы они не исчерпывались и не разрушались до конца, а могли восстанавливаться для будущих поколении. Чтобы воздух, вода, земля нашей планеты всегда оставались чистыми, а человек в этом мире был бы всегда здоровым, спокойным и мудрым. Так давайте же воспитывать в себе любовь к природе, ко всему живому на Земле. Именно поэтому здесь собрались те, кто знает и любит природу.

Представление команд (обмениваются приветствиями).

Тур «Рыбы»

Ведущий зачитывает описание рыб. Учащиеся подни­мают табличку с названием рыбы, которая соответству­ет описанию. За быстрый и правильный ответ команда получает жетон.

Ведущий. Особое место в животном мире занимают рыбы. Это старейшие обитатели планеты. Большое зна­чение имеет рыба и в жизни человека, являясь существен­ным, важным продуктом питания. "Живое серебро» - так именуют в народе рыбу, подчеркивая тем самым ее высо­кую ценность.

Ведущий. Внешне эта рыба очень оригинальна. Тело высокое, сжатое с боков. Голова сравнительно невелика, глаза небольшие, но зоркие. Мелкие особи серебристо-­серые, а крупные - желто-бронзовые. (Лещ.)

Ученик. Дополнительные сведения. Вес леща дости­гает в среднем до 3 килограммов, а длина тела - 30 санти­метров и более. Лещ водится в основном в крупных реках, в малых речках встречается редко.

Ведущий. По величине эта рыба относится к рыбам среднего размера. Рот косой, небольшой. Лоб выпуклый. Спина темно-серебристая, покрыта светлыми чешуйками. Хвостовой и спинной плавники темные, остальные - ало­красные. (Язь.)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик. Дополнительные сведения. Язь принадлежит к рыбам среднего размера, но иногда достигает 50 санти­метров длины и веса до 7 килограммов. Водится преиму­щественно в реках, а также в пойменных озерах рек.

Ведущий. Эта рыба отличается от всех прочих вытянутым телом, длинной плоской головой, сплющенным рылом и ото­двинутым назад спинным плавником. Такого расположения плавников нет ни у одной пресноводной рыбы. Чешуя мел­кая, гладкая. Основной цвет - серо-зеленый с белыми и темно-зелеными пятнами и разводами, иногда полосами, плавники желто-серые. Впрочем, окраска этой рыбы - явле­ние непостоянное, она полностью зависит от окружающей среды и может в короткий срок измениться. (Щука.)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик. Дополнительные сведения. Щука обитает в реках и заливных озерах, кроме того - в замкнутых озерах. Взрослые экземпляры достига­ют длины 30-50 сантиметров при весе 1,5-2 килограмма. Более крупные - 70-80 сантиметров длиной и весом - до 9 килограммов. Бывали случаи, когда рыбаки вылавлива­ли щуку 1,5 метра длиной и весом 35 килограммов.

Ведущий. Тело этой рыбы высокое, голова небольшая. Бока медно-красные или золотистые. Спинной плавник длинный, немного выпуклый, хвостовой - слабовыемчатый. Луч спинного плавника слегка зазубрен. Чешуя крупная, гладкая. Встречается двух видов. (Карась золотой.)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик. Дополнительные сведения. Кроме карася зо­лотого, есть еще карась серебряный. Оба вида являются основными обитателями наших озер, реже встречаются в реках. Карась предпочитает теплые заиленные озера. Может жить там, где из-за недостатка кислорода не выжи­вает никакая другая рыба. Еще больше поражает его вы­носливость в отношении температуры. Когда водоемы промерзают почти до дна или полностью пересыхают, он закапывается в ил на глубину до 70 сантиметров и таким образом переживает неблагоприятный период. Из-за необыкновенной выносливости в некоторых водоемах ка­рась является единственным представителем рыб.

Ведущий. Внешность этой рыбы своеобразна: она отличается от других рыб пестрой окраской. Тулови­ще широкое и горбатое. Спина – темно - зеленая, бока - ­зеленовато-желтые. По бокам 5-7 поперечных полос зе­леновато-черного цвета. Над горбатой спиной располо­жен колючий гребень спинного плавника. Второй плав­ник - зеленовато-желтый. Грудные плавники также жел­тые, остальные - ало-красные (Окунь).

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик. Дополнительные сведения. Окунь имеет широ­кое распространение, встречается в реках, озерах и стари­цах. Очень неприхотлив к условиям обитания и приспособ­лен к жизни в водоемах, заросших растительностью. Длина тела достигает 30-50 сантиметров, вес до 1,5 килограммов. В крупных озерах встречаются два вида: мелкий - прибреж­ный (травяной), растущий медленно, питающийся в основ­ном беспозвоночными животными, и крупный - глубин­ный, быстрорастущий, питающийся рыбой.

Ведущий. Экологическая памятка. Знайте и помните! В водоемах нашей страны водится более тысячи видов рыб, среди которых 250 - промысловых.

Плотины в 20-30 раз снижают скорость течения рек. Это приводит к их заиливанию, снижению содержания кисло­рода и кормовых ресурсов для рыб.

Нефтепродукты, сброшенные в реки и водоемы, затяги­вают пленкой водную поверхность, вызывая кислородное голодание и отравление водных организмов, приводя к гибели икры и мальков.

Тур «Птицы»

Ведущий. Богат, интересен и разнообразен птичий мир. У каждого его обитателя свои повадки, свой образ жизни. По сравнению с другими классами преобладаю­щее распространение. Многие птицы как бы отве­чают за санитарное состояние занятых участков, охраняют их от вредителей. Это дятел, поползень, горихвостка, лас­точка, кукушка и другие. В нашей стране большое разнообразие водоплавающих птиц, с которыми вы и по­знакомитесь.

Ведущий зачитывает описание птиц. Учащиеся подни­мают табличку с названием птицы, которая соответству­ет описанию. За быстрый и правильный ответ команда получает жетон.

Ведущий. Они принадлежат к самым крупным водо­плавающим птицам нашей фауны, сохраняя при этом стат­ность и изящество. В наших стране встречаются два вида этих птиц - кликун и шипун. Эта птица принадлежит к тем счастливым избранникам, на которых природа не поскупи­лась и вложила в их создание все свое мастерство и вдох­новение. Сколько изумительной грации, неповторимой прелести, светлой гармонии во всем облике птицы, в изящно прогнутой шее! Слегка приподнятые крылья на­поминают парус, придавая спине округлую легкость ли­нии. Летящие шипуны молчаливы. Рассерженные и взволнованные шипят, за что и получили свое название. (Лебедь-шипун)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик. Дополнительные сведения. Лебедь-кликун, лебедь малый, лебедь-шипун относятся к редким и исче­зающим видам животных. Добыча ле­бедей законодательно запрещена.

Ведущий. Каждый охотник хорошо представляет эту большую, весом от 3 до 5 килограммов, светло-серую с поперечными полосами по бокам птицу, но далеко не каждый может иметь ее своим трофеем. Уж очень она осторожна. (Серый гусь)

Команды дают ответы, получают жетоны.

Ведущий. Местное название этой птицы - «серяк». Окраска у нее очень скромная, представляет собой чередо­вание серых, черных и белых волнистых полос, сверху имеет небольшой рыжеватый налет. Самец отличается от самки бархатисто-черным подхвостьем. С воды поднима­ется почти вертикально, «столбом вверх». (Серая утка )

" Команды дают ответы, получают жетоны.

Ученик. Дополнительные сведения. В нашей стране серая утка встречается почти повсеместно. Предпочитает селиться вблизи озер, богатых растительностью, на травяных болотах.

Тур животные

В этом туре команды получают кроссворд о животных.

Кроссворд для команд.

1. Млекопитающее, животное семейства куньих, из во­лос его меха изготавливают кисти для живописи, а жир ис­пользуют как медикаментозное средство (Барсук) .

2. Подвижный хищник с гибким сильным телом, немно­гим больше степного хорька. Окраска меха серовато-ко­ричневая, на груди и горле выделяется большое желтое пятно (Куница) .

3. Важный пушной зверь лесостепных и степных райо­нов области, дающий красивую, носкую и теплую шкурку. Окраска меха светлопалевая, лапки темного цвета и тем­ная «маска» на морде вокруг глаз. Имеет пушистый хвост. Уничтожает грызунов (Хорек) .

4. Крупный представитель семейства оленей, питается травянистыми растениями, а зимой ветками и древесной корой (Лось) .

5. Крупное млекопитающее отряда хищников, масса его тела может достигать свыше 480 килограммов. На зиму впадает в спячку. Любит мед и малину (Медведь) .

6. Парнокопытное млекопитающее животное. Кроме клыков имеет еще и "броню» на шее и на грудной клетке (специальная плотная и прочная жироподобная ткань, тол­щиной в несколько сантиметров) (Кабан) .

Пока команды разгадывают кроссворды, ведущий зага­дывает загадки болельщикам, которые тоже раздели­лись на две команды: каждая команда болельщиков поддерживает свою команду игроков. За правильные ответы болельщики получают жетоны, которые потом будут учитываться при подведении итогов. Когда коман­ды закончат разгадывать кроссворды, ведущий прове­ряет правильность ответов, вручая при этом жетоны.


3aгадки для болельщиков (Слайд 3-5)

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

У маленькой скотинки

Сто серебряных монет на спинке. (Рыбы)

Ой, не трогайте меня: обожгу и без огня! (Крапива)

Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не построит птица в них.

В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я? (Олень)

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)

Стоят в поле сестрицы,

Платьица белены, шапочки зелены. (Березы)

Стали братья на ходули, ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли - им с ходулей не сойти. (Журавли)

Стоит в саду кудряшка

­Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашка)

Он неказистый на вид, но пеньем знаменит. (Соловей)

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Горбатый мост на четырех лапах стоит. (Верблюд)

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

Водяные мастера строят дом без топора. (Бобры)

Не пахарь, не столяр,

Не кузнец, не плотник,

А первый на земле работник. (Лошадь)

Как зовут почтальона, который без адреса письма доставляет? (Голубь)

В сенокос - горька, А в мороз - сладка.

Что это за ягодка? (Рябина)

Одно бросил - целую горсть взял. (Зерно)

Не мотор, а шумит;

Не пилот, а летит;

Не гадюка, а жалит. (Пчела)

Рук нет, а строить умеет. (Птица)




Тур «3елёная aптeka»

(Слайд 6-7)

Ведущий. Богат и разнообразен мир дикорастущих ле­карственных растений. К лекарственным относятся растения, употреб­ляемые для лечения и профилактики заболеваний чело­века и животных, для получения препаратов, используемых в медицинской и ветеринарной практике. Еще наши да­лекие предки применяли их целебные свойства, чтобы избавиться от различных заболеваний. Настои, отвары из трав они называли зельями и снадобьями, а тайну их при­готовления тщательно скрывали. В разное время отноше­ние к лекарственным растениям менялось: от чрезмерно­го увлечения до полной потери интереса к ним. На осно­вании изучения лекарственных растений появились кни­ги, которые называли лечебниками и травниками. В этом туре вы познакомитесь с лекарственными растениями и их целебными свойствами.

Kpocсворд «Зеленная аптека»

Вопросы:

1. Эта ягода - вкусное лакомство; листья ее могут за­менить чай, а сама ягода при меняется в косметических це­лях и в медицине.

2. Соком этого овоща промывают нос при насморке.

З. Ягоды этого растения, а также варенье из них исполь­зуют в качестве жаропонижающего средства.

4. Это дерево - настоящий зеленый целитель: в меди­цине применяют его листья, почки, кору, сок.

5. Хорошее средство для профилактики и быстрого излечения гриппа.

6. «Кошачья трава», применяется как успокаивающее и противовоспалительное средство.

7. Лекарственное растение с освежающим вкусом, его добавляют в чай, применяют как успокаивающее средство.

8. Эта жгучая трава применяется при болезнях кожи, ранах, ожогах, выпадении волос, а ранней весной ее мож­но использовать в пищу.

9. Зрелые высушенные плоды этого растения богаты витамином С, из них готовят настои и сиропы.

10. Научное название этого ядовитого растения проис­ходит от греческого слова «ласточка», а само название го­ворит о его применении.

11. Настоящий витаминный чемпион среди овощей.

12. Латинское название этого растения - allium сера; оно улучшает аппетит, используется для профилактики гриппа, лечения гнойничковых заболеваний кожи.

13. По ней принято гадать о любви, а ее цветы применя­ют в лечебных целях в качестве успокаивающего, проти­вовоспалительного и дезинфицирующего средства.

Ответы: 1. Земляника; 2. Свекла; З. Малина; 4. Береза; 5. Чеснок; 6. Валериана; 7. Мята; 8. Крапива; 9. Шипов­ник; 10. Чистотел; 11. Перец; 12. Лук; 1 З. Ромашка.

Когда коман­ды закончат разгадывать кроссворды, ведущий прове­ряет правильность ответов, вручая при этом жетоны. Затем задает по пять вопросов каждой команде. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Если команда не сможет ответить, право ответа получа­ет команда соперников, и ей в случае успеха вручается дополнительный жетон.

Вопросы первой команде:

1. В этой ягоде очень много витамина С, а куст, на кото­ром она растет - с шипами. (Шиповник)

2. Из ягод какого растения делают масло? (Облепиха)

3. Из этих ягод делают «королевское» варенье, а отвар успокаивает человека. (Пустырник)

4. Какое растение прикладывают к ранам? (Крапива)

5. Красивый цветок, его используют как противовоспа­лительное средство, на нем еще гадают. (Ромашка)

Вопросы второй команде:

1. Один из ранних цветов, который применяют в меди­цине для повышения аппетита и улучшения пищеварения. Из этого растения делают варенье. (Одуванчик)

2. Каким растением можно остановить кровь из свежей раны? (Подорожник)

3. Ранний витамин; применяют при авитаминозах, гаст­рите и гепатите, им также полощут волосы. (Крапива)

4. Приправа, тертые корни этого растения рекоменду­ют при радикулите. (Хрен)

5. Она хороша при простуде, как варенье и в виде на­стоя из листьев. (Малина)

Команды отвечают и получают жетоны.

Ученик. Экологическая памятка. Знайте и помните!

Еще древние славянские племена широко практикова­ли лечение травами. Археологами были найдены cocyды с остатками лекарственных растений: валерианы, зверобоя, крапивы, полыни и других.

Современной отечественной медициной используются 230 видов лекарственных растений.

За последние сто лет деятельность людей поставила под угрозу исчезновения 25 тысяч видов высших растений. Исчезновение только одного вида растений может повлечь за собой исчезновение от 10 до 30 видов нaceкомых.

В России на болотистых землях, в лесах можно собирать ежегодно до полумиллиона тонн клюквы, до 800 тысяч тонн черники и брусники.

Ведущий. Спасибо за участие в игре. Сегодня вы узнали много нового о растениях и животных, их значении в жизни человека. И ещё раз убедились в том, что человек должен бережно относиться ко всему живому. Я думаю, что на этом не закончится ваше общение с природой. И хочется верить, что человек, соприкоснувшийся хоть раз с ней, не способен на грубость и подлость.

Подведение итогов. Команды подсчитывают свои жетоны. Называется команда-победитель, ей вручается главный приз. Проигравшей команде - поощрительный приз.


Сценарий праздника

«Эти забавные животные».

Цели:

1. Познакомить с видовым разнообразием животных, особенностями их поведения.

2. Воспитывать гуманное отношения к животным.

Оформление, оборудование и реквизит:

Столы и стулья для учащихся;

Мультимедийный проектор

Ноутбук;

Видеофильм о животных;

Аудиозапись передачи «В мире животных»

Мультимедийные приложения;

Выставка рисунков о животных;

- «волшебный ящик»

Фото - выставка животных.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Приглашаю всех принять участие в конкурсно - развлекательном мероприятии. «Эти забавные животные»

Заставка «В мире животных»

Ведущий: Почти всюду на Земле обитают животные: в знойной пустыне и болотной тундре, в могучей тайге и широкой степи, высоко в горах и в глубинах вод. Небесную синеву разрезают крылья птиц. На сегодняшний день известно около полутора миллионов видов животных. Но история открытия новых видов животных на Земле не окончена и сегодня. Каждый год этот список пополняется новыми названиями. А сколько интересного и забавного можно увидеть, наблюдая за ними. Вот и на нашем празднике вы узнаете для себя что-то новое, а кто-то блеснет своими знаниями о мире животных. Начинаем нашу конкурсную программу «Эти забавные животные». На нашем празднике работает жюри, которое поможет оценить ваши знания.

Богат и разнообразен животный мир нашего родного края. Здесь можно встретить лесных животных, обитателей степей и полупустынь. Давайте, ребята вспомним названия этих животных.

Есть одна игра для вас

Я начну стихи сейчас,

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте

Ребята, загадки дослушиваем до конца, потом хором дружно отвечаем.

Хоровые загадки:

Клубок, да не пушистый,

Колючий, да ершистый

Когда дотронешься – поймешь

Что это не клубок, а … (ЕЖ)

Возле дуба, острым рылом

Деловито землю рыл он

Видно желуди искал

Я пугать его не стал

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был …(КАБАН)

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги

С ним тягается трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это … (ЛОСЬ)

В яме спит зимой длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется … (МЕДВЕДЬ)

Белый был зимою снежной,

Летом он сменил одежду,

Серым стал косой зверек

Кто узнал, пусть назовет… (ЗАЯЦ)

Загородил он вход плотинкой

На нем добротный мех с сединкой

Трудолюбив он, но хитер

Его вы знаете … (БОБЕР)

На овчарку он похож

Что не зуб, то острый нож

Он бежит, оскалив пасть

На овцу готов напасть … (ВОЛК)

Подход ее к жертвам обманчиво прост:

Я курочки ваша сестрица…

Блестят ее зубы и огненный хвост

Да это же это… (ЛИСИЦА)

Он роет норы, он слепой

Зубов острейший полон рот

Ответ, конечно же, простой

Вы догадались это … (КРОТ)

Молодцы ребятки,

Отгадали все загадки,

Загадки мудреные, но вы ребята смышленые.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию викторину «Удивительные животные».

Внимание на экран. Вам предлагается вопрос и три варианта ответа, ваша задача с помощью цифр показать номер правильного ответа.

Почему медведь сосет лапу зимой?

1 высасывает жир

2 Чтобы спокойно спать

3 помогает удалить старую кожу с подошвы лап

Почему зайцу легче в гору бежать, чем с горы?

1 у него задние лапы длиннее передних

2 потому что он прыгает

3 уши мешают

Для чего еж накалывает яблоки осенью?

1 делает запасы на зиму

3 чтобы кормить ежат

Для чего лось сбрасывает свои тяжелые рога на зиму?

1 чтобы не цепляться за ветки

2 чтобы легче было передвигаться по глубокому снегу

3 они ему больше не нужны

Что является основной пищей для лисы в зимний период?

3 мыши полевки

Кому в первую очередь волк отдает добычу?

1 волчатам

2 волчице

Для чего нужны полоски дикому поросенку?

1 чтобы лучше спрятаться

2 чтобы отличаться друг от друга

3 чтобы мама издали видела

Для чего бобры строят плотины?

1 чтобы было красиво

2 чтобы хатка всегда находилась в воде

3 чтобы переходить с берега на берег

Как называются зайчата, которые родились осенью?

1 настовички

2 листопаднички

3 колосовички

Какие грибы ест лось, когда болеет?

1 лисички

2 белые грибы

3 мухоморы

А знаете ли вы, что ежи могут спокойно есть гадюк: их яд на них не действует. Кроме того, ежи питаются жуками, червями, улитками, лягушками, жабами, мышатами и яйцами и птенцами из гнезд, которые находятся на земле.

Сейчас вас ждет сюрприз.

Звучит мелодия игры «Что, Где, Когда», выносят «Волшебный ящик».

В этом волшебном ящике находится живое существо. По моим подсказкам

угадайте, кто спрятался в волшебном ящике.

«Живой гость»

1. В мифах индейцах это животное подобно Прометею похищает огонь у «огненных людей» и передает его людям.

2. Это тихое животное, но, ни в коем случае не немое. Оно пищит и храпит.

3. Это миролюбивое, забавное и подвижное животное.

4. Средняя продолжительность жизни 8-10 лет.

5. Оно может бегать со скоростью 35 км/ч, как известно - это хороший прыгун. Это животное может спокойно подпрыгнуть на метр и даже выше, так, как у него очень сильные задние ноги.

6. Это быстро размножающееся животные, плодовитость от 2- до 12 детенышей.

7. У этого животного, очень чувствительные уши, которыми они вертят в любом направлением, а также регулирует температуру тела.

8. Хищник может напугать их до смерти (в буквально смысле).

9. Это травоядное животное, питается древесной корой, травой, а лакомый корм: морковь и капуста.

10. В сказке этот хитроумный, изворотливый герой противостоит братцу Лису.

11. В домашнем хозяйстве содержится, как домашнее животное, мясо используется в пищу, ценится мех, из пуха вяжут вещи.

Молодцы ребята, угадали. Это кролик его зовут Хрустик. Наш Хрустик не простой кролик, он умеет угадывать мысли. Хотите проверить? Сейчас мы узнаем о чем думает этот мальчик. Я буду подносить микрофон к голове и все мы о чем думает этот человек (подходит, звучит песня).

Вам понравился Хрустик? (Да). Сейчас ему пора в дорогу, пожелаем ему доброго пути. Давайте проводим его аплодисментами.

А знаете ли вы, что в Австралии дикие кролики являются одними из самых опасных вредителей в 19 веке их завезли с собой колонисты. Кролики заселили всю Австралию. Причиной чему послужила кроличья плодовитость и отсутствие естественных врагов. Кролики съели растительность, которой питались местные виды животных, и выселили их из нор, что привело к исчезновению многих представителей местной фауны, а также лесов, поскольку они поедали молодые побеги, не давая деревьям вырасти. Правительство Австралии было вынуждено выделить значительные средства на борьбу с этими животными.

Мы переходим к следующему конкурсу.

Закончилась зима, было много снега, свежий снег со следами зверей принято, называть белой книгой. Издается она один раз в году, когда падает первая пороша и первые звери, большие и малые, отпечатают на ней строчки своих следов. Новый снегопад - новая страница, новые рассказы о потаенных лесных делах пишут на ней лесные жители. Но не только на зимнем снегу можно увидеть следы животных, их можно встретить на песке, и на влажной земле.

Для участия в конкурсе «Найди мой след» я приглашаю по одному представиветелю от каждой школы.

Каждый по очереди берет со столика карточку с изображение животного.

Задача игрока определить под каким номером находятся следы этого животного. И со столика взять соответсвующий номер.

Следы животных:

Медведь 1; Ондатра 5; Рысь 9;

Косуля 2; Волк 6; Бобр 10.

Заяц 3; Хорек 7;

Белка 4; Лось 8;

Знаете ли вы, что животные, как дети любят играть, веселится, я предлагаю повеселиться вместе с ними. Внимание на экран.

Вместе, хором, дружно поем песню «Чунга - чанга».

Давайте подарим друг другу аплодисменты!

Следующий конкурс «Очумелые ручки.»

Вам необходимо за 3 минуты сделать аппликацию «Кошечка».

Каждой команде дается лист и конверт с деталями. Оценивается быстрота, аккуратность, законченность работы.

Не забудте подписать номер школы.

По команде 1,2,3 начинаем работать.

Следующий конкурс «Волшебное слово».

Из букв предложенного слова вам необходимо за 1 минуту составить как можно больше слов. Слова в И. п., ед. числе. Имена собственные не называть..

Подпишите номер школы.

Кто знает, кто такой аллигатор.

Аллига́тор - род крокодилов.

В мире есть только две страны, где обитают представители этого рода – это Соединённые Штаты Америки и Китай.

Играть и веселится животные умеют, но где же живут животные?

Живым существам очень трудно без дома.

Жилье нужно птицам, зверям, насекомым. . .

Для шустрых и быстрых лесных муравьев

В большом муравейнике пища и кров.

Лиса и барсук в темных норах живут,

А птицы уютные гнездышки вьют.

Живым существам без жилища – беда,

И людям без дома - совсем никуда.

Жилище - это место, в котором живут люди или животные.

Какую функцию выполняют жилища? Кто знает?

(Ответы детей)

Обычно жилище служит для укрытия от неблагоприятной погоды, сна, выращивания потомства, хранения припасов, отдыха.

Я предлагаю следующей конкурс, который называется: «Кто в домике живет?»

Каждой школе будет предложено изображение жилища. Ваша задача из списка животных выбрать хозяина и дать название жилищу.

Проводим жеребьевку команд.

Внимание на экран.

У кого первый номер?

Как называется жилище и кто в нем живет?

Ле́жбище - береговые пляжи, на которых формируются большие скопления животных. Как правило, этот термин применяется к описанию биологии морских млекопитающих. Например, береговые лежбища формируют северные морские котики.

Самое простое строение, которое сооружают, вернее, копают млекопитающие,- нора . Норы роют утконос и лиса, сурок и тушканчик, хомяк и барсук и многие другие звери, обитатели всех континентов.

Самый выдающийся строитель среди млекопитающих - бобр. Многим известны знаменитые его хатки, плотины, запруды . Хатку бобр строит из ветвей, кусков стволов молодых деревьев, скрепленных илом. Бобровые хатки достигают солидных размеров - они бывают диаметром до 10 метров и высотой до 3 метров. Обычно бобры устраивают их на неглубоком месте реки или озера.

Наиболее примитивный тип убежища - логово . Оно устраивается в небольшом углублении почвы среди опавшей листвы, в яме, в буреломе , под вывернутыми из земли корнями деревьев, пнями.

Зайцы и копытные вообще не устраивают постоянных жилищ, у них одноразовые лежки .

А знате ли вы, где живут белки? (В дупле).

· Давате посмотрим видеосюжет о том, где живут эти зверьки.

· Как называется жилище белки? (дупло, гайно)

Свои жилища есть и у зверей, и у людей. Но для всех живых существ есть общий дом. Что это за дом? (Наша планета Земля).

Ты можешь удивиться,

Узнав, - Земля наш дом!

Живут в нем звери, птиц,

И мы с тобой живем.

Земля- наш дом огромный,

В нем много этажей

Для жителей подводных

И для лесных ужей.

Для всех квартир хватило:

Для буйволов и коз,

Для сов и крокодилов,

Для зайцев и стрекоз.

Земля- наш дом огромный

И пусть сооружен

Он не из плит бетонных,

Но суть совсем не в том,

А в том, что мы соседи,

И мы должны сберечь

Оленей и медведей.

Об этом наша речь!

Планета Земля общий дом для всех живых существ. Но мы не всегда знаем, что хорошо, а что плохо для братьев наших меньших. Сейчас мы с вами поговорим о том как нужно вести себя, чтобы не навредить друг другу.

Звучит песня, появляется Дюдюка.

Здравствуйте, ребята! Я смотрю здесь собрались веселые, добрые дети, которые любят животных. У меня тоже была кошка, однажды она заболела, у нее стала вылазить шерстка, на коже появились болячки, я ее срочно отнесла подальше от дома, чтобы она не заразила меня.

· У меня была собачка и она стала грызть и портить мебель, я ее выгнала из дома.

· Правильно поступила Дюдюка?

· А как правильно?

Однажды я была в лесу и увидела под кустом ежика, ему было холодно и одиноко, и я забрала его к себе домой.

· Правильно поступила Дюдюка?

· А как правильно?

· Зайцу понравилось бывать на моей даче зимой, когда там никого нет, он грыз молодые деревца, я поставила капкан чтобы поймать его.

· Правильно поступила Дюдюка?

· А как правильно?

В лесу на прогулке я стараюсь громко смеяться, кричать, чтобы увидеть много зверей и птиц.

· Правильно поступила Дюдюка?

· А как правильно?

После обеда в лесу я всегда оставляю консервные банки и разбитые бутылки, чтобы волк наколол себе лапу.

· Правильно поступила Дюдюка?

· А как правильно?

· Дюдюка, ты поняла, как нужно вести себя с братьями нашими меньшими? До свидания.

Слово жюри.

Следующий конкурс «Забавная белочка».

За минуту найдите сколько белочек спряталиси на этой картинке. Обведите каждую белочку кружком.

Пока жюри подводит итоги мы савми немного поиграем.

Слово жюри.

В заключении нашей встречи я хочу напомнить вам слова Маленького принца

«Мы в ответе за тех, кого приручили».