Главная · Метеоризм · Инструкция тб "правила личной гигиены школьника". Лекция для родителей «Личная гигиена школьника Статья в сми на тему гигиена школьника

Инструкция тб "правила личной гигиены школьника". Лекция для родителей «Личная гигиена школьника Статья в сми на тему гигиена школьника

У древнегреческого бога врачевания Асклепия было два сына — Махаон и Подарилий и дочь Гигиея. О сыновьях известно немного — они были врачами ахейского войска в Троянской войне. А вот дочь, точнее, ее имя, стало основой термина, который оз-начает одно из фундаментальных понятий современной культуры. Нормальная жизнь человека в любом населенном пункте, а особенно в крупном городе, станет короткой и невыносимой, если не соблюдать нормы гигиены. Гигиена — основа санитарии, а следовательно, без-опасности человека. Понятие гигиены очень широкое, но начинается она с малого — с гигиены отдельного человека, т.е. личной гигиены.

Личная гигиена школьника включает в себя правила, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка. Для их выполнения необходимо придерживаться рационального режима дня, правильного питания, чередования физического и умственного труда, труда и активного отдыха, а также соблюдение личной гигиены, в узком понимании этого слова. Кроме всего, гигиеническое воспитание — это составная часть общего воспитания, в процессе которого ребенку прививаются гигиенические навыки, что является неотъемлемой составляющей культурного поведения человека.

Основные правила гигиены для школьников

Личная гигиена ученика является первоочередным правилом, которое заключается в требованиях к содержанию в чистоте тела, одежды, а также жилища. Ребенка необходимо приучать каждое утро умывать лицо, руки, шею, чистить зубы. Умываться также необходимо и после прогулки. Вечером, перед сном, следует принять водные процедуры и одеть чистое белье. Особого ухода требуют руки, а также ногти на пальцах рук и ног. Для того, чтобы под длинными ногтями не скапливалась грязь, их необходимо аккуратно подстригать 1 раз в 2 недели или чаще по необходимости. Очень важно мыть руки перед едой, после какой-либо грязной работы, после посещения туалета и различных общественных мест. Личная гигиена также включает в себя соблюдение гигиены быта — проветривание помещения, уход за личной одеждой и постельными принадлежностями, создание благоприятных условий для сна и отдыха.

Основным требованием гигиены питания школьников является то, что прием пищи должен осуществляться каждый день в строго определенное время. Учащимся следует принимать пищу не меньше 4 раз в сутки. Еда должна быть свежеприготовленная, сбалансированная, а также обладать приятным запахом и видом. Есть необходимо не торопясь, при этом тщательно пережевывая, а также во время еды школьник не должен отвлекаться и разговаривать. Не рекомендуется употреблять детям пищевые продукты, содержащие красители и консерванты (сильногазированные сладкие напитки, чипсы, сухарики, леденцовую карамель, фаст-фуды и др.), нельзя заменять полноценный прием пищи бутербродами, сладостями, кондитерскими изделиями.

Еще одним правилом, которое должен соблюдать каждый школьник , является гигиена умственного труда. Основная цель данной гигиены — длительное сохранение высокой умственной работоспособности и предотвращение быстрой утомляемости. Для этого необходимо соблюдать определенный режим дня. Начинать работу следует постепенно, при этом соблюдать последовательность и систематичность. Также, эффективность умственного труда повышается при сосредоточенном внимании, усидчивости и аккуратности.

Следует не забывать о чередовании работы и отдыха. Для соблюдения данного правила большое значение имеет гигиена рабочего места школьника. Очень важно создать на рабочем месте учащегося благоприятную обстановку для продуктивной работы. В первую очередь должна быть обеспечена правильная рабочая поза, которая зависит от рациональности конструкции стола и стула. Рабочее место должно быть достаточно освещенное, а в помещение должен быть чистый воздух и благоприятная температура. Не следует приступать к выполнению домашних заданий сразу по возвращению из школы. Обязательно в режиме дня ребенка должны быть подвижные и спокойные игры на свежем воздухе.

Особое внимание в суточном режиме следует уделять сну. Сон — основной и ничем не заменимый вид отдыха. Он способствует со-хранению здоровья и активной умственной и физической работо-способности. Систематическое "недосыпание и бессонница вызы-вают истощение нервной системы, снижение работоспособности (особенно умственной), ослабление защитных сил организма. Од-нако и излишний сон нежелателен. Продолжительность сна зави-сит от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особеннос-тей человека. Для детей в возрасте 7-14 лет продолжительность ночного сна должна составлять 10 часов, у подростков от 14-до 18 лет - 9 часов. В период напряженной учебной деятельности (экзамены, зачеты), тренировок и соревнований продолжительность сна следует увели-чивать.

План

Введение

1. Гигиена школьника

2. Личная гигиена детей дошкольного и младшего школьного возраста

3. Гигиена питания школьников

4. Гигиена зрения. Освещение

Список литературы

Введение

Школьная гигиена - представляет отдел общественной гигиены, имеющий задачей охранение здоровья учащихся от тех вредных влияний, которые оказывает школа; она учит, каким образом нужно устраивать школьные помещения, как нужно приспособлять школьные принадлежности (классные скамьи, доски и т. п.), как распределять занятия и т. д. В более широком смысле Ш. гигиена обнимает заботы о гармоническом развитии тела и духа детей в школе. Для достижения этих стремлений, помимо других условий, необходимо, чтобы рука об руку со Ш. гигиеной шла домашняя гигиена учащихся. Основателем современной Ш. гигиены считается венский врач Франк. После его труда (Joh.-Pet. Frank, "System einer vollst ä ndigen medizinischen Policey", Мангейм, II т., 1780), появившегося в 1780 г., наступает довольно продолжительный период застоя в этой области; в 1836 г. выходит книга Лоринзера: "В защиту здоровья учащихся". Главные же работы по вопросам Ш. гигиены относятся к последним 40-50 годам, когда появляются исследования Парова и Мейера о механизме сидения, Фарнера о реформе школьной мебели, Кона о школьной близорукости, Петтенкофера о воздухе, Шуберта о письме; позже, с 70 годов XIX столетия, начинают разрабатывать вопросы умственной и нравственней гигиены учащихся, о методах преподавания, о переутомлении (Кей, Грисбах, Крепелин и др.). В России первый занялся Ш. гигиеной в 70-х годах XIX столетия бывший московский профессор Эрисман; помимо собственных исследований, он еще руководил многими работами других, по преимуществу земских врачей (Жбанков, Нагорский, Амстердамский, Зак, Старков и др.).

Массовые исследования школьников, произведенные у нас и за границей, обнаружили с несомненностью тот факт, что школа, главным образом благодаря своим антигигиеническим условиям, с одной стороны, вызывает развитие некоторых болезненных состояний своих питомцев, с другой стороны - поддерживает расстройства организма, в которых, однако, не может считаться единственной виновницей. К первой группе относятся: близорукость, боковое искривление позвоночника, переутомление - школьные болезни по преимуществу; ко второй: расстройства пищеварения, малокровие, привычная головная боль, привычные носовые кровотечения, болезни костей, зубов, уха и проч.; некоторые причисляют также к школьным болезням припухание щитовидной железы (зоб). Наконец, школа является посредницей в передаче и эпидемическом распространении многих заразных болезней детского возраста (скарлатина, дифтерит, корь, коклюш, свинка, парша, стригущий лишай и т. д.). Статистические данные показывают, что в школах заболеваемость очень велика. В шведских высших школах найдено болезненных и больных 55 %, а в общинных школах - 34-38 % всех детей, в датских школах для мальчиков 29 %, для девочек 41 %. В московских городских школах было обнаружено в 1889 г. на 11188 осмотренных детей 5081 (45,4 %) больных; по отчетам петербургских школ за 1890 г., мальчиков оказалось больных 51 %, девочек 72,8 %;

Не все, однако, так называемые школьные болезни могут быть отнесены на счет школы. Так, исследования 48000 учеников, произведенные в Норвегии и Дании, показали, что четвертая часть больных детей принесли уже с собой свои болезни из родительского дома.

1. Гигиена школьника

Гигиена - область медицины, изучающая влияние природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Каждый человек должен знать правила гигиены. Она включает соблюдение рационального суточного режима, уход за кожей и полостью рта, правильное питание, закаливание, физкультуру, отказ от вредных привычек.

Правила личной гигиены определяются возрастом, полом, состоянием здоровья.

Наш организм приспособлен к ритмичной работе. Мы встаем и ложимся спать, занимаемся, трудимся, едим и отдыхаем приблизительно в одно и то же время; в нервной системе формируется динамический стереотип - система условнореф-лекторных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Это повышает работоспособность, улучшает самочувствие и способствует полноценному отдыху. Режим дня надо строить с учетом возраста.

Вставать следует в одно и то же время, не позднее 7 ч, и начинать день с утренней гигиенической зарядки, цель которой - ускорить переход от сна к бодрствованию. Упражнения, требующие большой физической силы и выносливости, в нее включать не следует. Так как в течение дня работоспособность человека меняется, наиболее ответственную и напряженную работу, в том числе и спортивные тренировки, лучше планировать от 10 до 13 и от 16 до 20 ч, когда она наиболее высокая.

Очень важно тщательно умываться, принимать душ утром и вечером. Каждый человек в доме должен иметь свое полотенце, пасту, зубную щетку. Зубы надо чистить каждый день. Особого внимания требует уход за руками. Наибольшее количество болезнетворных микробов скапливается под ногтями. Там могут оказаться и яйца гельминтов (глистов), поэтому ногти надо регулярно стричь и вычищать грязь под ногтями специальной щеткой. Умываться лучше проточной водой. Общий таз для мытья использовать нельзя: можно заразиться чесоткой, желудочно-кишечными и другими заболеваниями.

Одежда должна соответствовать погоде. В холодное время года она должна быть теплой, но кутаться не следует. Слишком теплая одежда приводит к перегреву организма.

Обувь должна быть легкой, эластичной, хорошо вентилируемой и правильно подобранной по ноге. При длительном использовании узкой обуви пальцы стопы деформируются, появляются потертости и мозоли. На тренировках, в туристских походах надо носить разношенную и прочную обувь, следить, чтобы она не промокала, а носки оставались сухими. В резиновые тапочки и кеды необходимо подкладывать войлочную стельку и надевать шерстяные носки.

Дорога в школу для многих - хорошая прогулка. Поэтому всегда стоит иметь небольшой запас времени.

Работа в школе и дома часто связана с чтением и письмом, поэтому следует соблюдать гигиену зрения. Все необходимое для работы должно быть приготовлено заранее, каждая вещь должна быть на своем месте.

Учеба не только дает знания, умения, навыки, но и тренирует физические и умственные способности, совершенствует память, воображение, мышление, волю, чувства, готовит к труду. Для любой работы, физической и умственной, характерны три периода. Первый период - врабатывание, когда человек приступает к работе. Второй - оптимальная работоспособность (адаптация), когда человек работает с полной отдачей сил. Третий период - истощение: вследствие утомления происходит падение производительности труда. Важно сократить первый и третий периоды и возможно дольше продлить второй. Поэтому в работу надо включаться постепенно. Во время периода врабатывания не рекомендуется делать перерывы и отвлекаться от занятий даже тогда, когда работа не получается сразу. После каждого перерыва работа снова и снова начинается с периода врабатывания, и период оптимальной работоспособности может не наступить, сразу наступит период истощения. Имея это в виду, советский физиолог А.А. Ухтомский заметил, что мы часто устаем не потому, что много работаем, а потому, что плохо работаем.

Самые трудные задания целесообразно выполнять во время оптимальной работоспособности. При переходе от одних занятий к другим следует делать небольшие перерывы, не более 5-10 мин. Более длительные перерывы нарушают состояние оптимальной работоспособности, а более короткие лишают человека полноценного отдыха. Во время перерыва хозаболеваний или теплового перегрева необходимо закаливание организма. Водные процедуры - обтирания или купание в воде с температурой +20 +22°С - следует проводить при температуре воздуха не менее 20°С после физзарядки, начиная с 3-4 мин и доводя до 15-20 мин. Воздушные ванны можно начинать при температуре воздуха +15° в течение 15- 20 мин и постепенно доводить их до 2-3 ч.

Солнечные ванны лучше всего принимать летом с 8 до 11 ч (осенью с 11 до 14 ч), начиная с 5-10 мин и доводя до 20-60 мин. При этом кожа загорает, в ней образуется витамин D, который повышает сопротивляемость организма простудным болезням.

Употребление алкоголя приводит к расширению сосудов кожи, увеличению теплоотдачи и легкому обморожению и замерзанию на холоде, а курение табака сужает капилляры кожи и уменьшает теплоотдачу, что способствует тепловому перегреву при высоких температурах. Хорошо проделать небольшие физические упражнения, умыть лицо холодной водой либо ненадолго переключиться на другой род деятельности. Это поможет поддержать рабочую форму.

С наступлением третьего периода (истощение) работу надо прекратить и отдохнуть. Различают отдых активный, связанный с переменой деятельности: прогулки на воздухе, игры, чтение художественной литературы, посещение кино, театра или музея, спорт; и пассивный: отдых в кресле, на диване, сон. Надо научиться правильно дозировать умственные и физические нагрузки, чередовать труд и отдых, рационально планировать свою работу. Поскольку к концу учебной четверти и учебного года работоспособность обычно понижается, режим необходимо в это время выдерживать более строго.

Малоподвижный образ жизни приводит к значительным нарушениям физического развития. При этом страдает не только мускулатура тела, недостаточно развиваются и другие системы организма, прежде всего нервная и сердечнососудистая, задерживается формирование произвольных движений, человек плохо владеет своим телом.

Необходимо следить за своей осанкой не только в положении стоя или сидя, но и во время ходьбы, а также при работе. В школьной мастерской и дома надо следить за точностью рабочих движений и позой, правильно держать инструмент, соблюдать постоянный ритм в работе.

Важная проблема - борьба с инфекционными, функциональными заболеваниями, а также с травмами. Скопление большого числа людей в одном помещении - благоприятное условие для развития многих болезнетворных микроорганизмов. Чтобы избежать заражения, необходимо соблюдать правила личной и общественной гигиены: содержать в чистоте школьное помещение, не уклоняться от профилактических прививок, закалять свой организм.

10. Соблюдайте режим дня!

ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ШКОЛЬНИКА

1. Умывайтесь утром и вечером, используйте средства личной гигиены.

2. Чистите зубы не менее 3 минут. Ваша зубная щетка не должна быть слишком мягкой.

3. Всегда мойте руки перед едой, после прогулки и туалета.

4. Имейте всегда чистый носовой платок или одноразовые салфетки.

5. Для еды пользуйтесь только своей посудой, не берите грязных тарелок, ложек, чашек.

6. Для питья воды используйте одноразовые стаканчики. Не оставляйте использованные стаканчики, выбрасывайте их в мусорное ведро.

7. Следите за чистотой своей одежды, обуви.

8. Не ходите в одной и той же обуви на улице, в школе и дома. Дома носите мягкую домашнюю обувь, для спортивных занятий используйте спортивную обувь. Для занятий в компьютерном классе используйте одноразовые бахилы.

9. Помогайте учителю и дежурным в поддержании порядка в классе, помогайте родным в домашней уборке.

10. Соблюдайте режим дня!

ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ШКОЛЬНИКА

1. Умывайтесь утром и вечером, используйте средства личной гигиены.

2. Чистите зубы не менее 3 минут. Ваша зубная щетка не должна быть слишком мягкой.

3. Всегда мойте руки перед едой, после прогулки и туалета.

4. Имейте всегда чистый носовой платок или одноразовые салфетки.

5. Для еды пользуйтесь только своей посудой, не берите грязных тарелок, ложек, чашек.

6. Для питья воды используйте одноразовые стаканчики. Не оставляйте использованные стаканчики, выбрасывайте их в мусорное ведро.

7. Следите за чистотой своей одежды, обуви.

8. Не ходите в одной и той же обуви на улице, в школе и дома. Дома носите мягкую домашнюю обувь, для спортивных занятий используйте спортивную обувь. Для занятий в компьютерном классе используйте одноразовые бахилы.

9. Помогайте учителю и дежурным в поддержании порядка в классе, помогайте родным в домашней уборке.

10. Соблюдайте режим дня!


Состояние кожи позволяет судить о степени устой­чивости организма к болезнетворным микробам, о наличии или отсутствии предрасположенности к аллергии, о состоянии желез внутренней секреции, о функции сердечно-сосудистой системы и т. д.

Правильный уход за кожей предотвращает воспалительные ее заболевания и преждевременное старение (образование морщин и складок, ухудшение цвета, снижение эластичности). С поверх­ности кожи необходимо постоянно удалять выделения сальных и потовых желез. Для этого открытые части тела моют водой с мылом ежедневно, закрытые-не реже одного раза в неделю. Умываться нужно водой комнатной температуры; горячая вода снижает эластичность кожи, делает ее дряблой; холодная вода нарушает нормальный отток выделений сальных желез, способст­вует закупорке их выводных протоков и образованию угрей.

Нужно научиться добросовестно умываться, мыть руки после по­сещения туалета и перед едой и выполнять другие гигиени­ческие процедуры. После умывания или мытья рук кожу тща­тельно вытирают, так как влажные участки кожи могут огру­беть и потрескаться.

Правила гигиены требуют от девочек и мальчиков наличия у каждого из них индивидуального полотенца, своей зубной щет­ки. Негигиеничным является пользование чужой одеждой и обувью, предметами туалета.

В 14-16 лет у многих школьников появ­ляются угри. Это временный побочный эффект полового созре­вания. Выводной проток сальной железы закупоривается, туда проникают болезнетворные микробы и вызывают воспаление. Во­круг закупоренного выводного протока кожа уплотняется и крас­неет, появляется узелок; он часто нагнаивается. При осложнени­ях воспаленные участки сливаются между собой; на их месте остаются в дальнейшем разного размера рубцы. Угри поражают лицо, грудь и верхнюю часть спины. Они могут появиться на короткое время (на несколько месяцев), но могут захватить большие участки кожи и вызвать длительные болезненные ее изменения, которые продолжаются иногда до 20-25 лет.



Для предупреждения угрей надо поддерживать чистоту кожи и своевременно предотвращать закупорку протоков сальных же­лез-регулярно умываться с мылом. Хорошо помогает попере­менное умывание горячей и холодной водой. При ежедневном употреблении пряных, острых продуктов, кофе, какао, крепкого чая, избытка углеводов и жиров заболевание угрями обостря­ется. В тяжелых случаях следует обращаться к врачу-дермато­логу.

В подростковом и юношеском воз­расте усиливается потоотделение. Нередко пот на какое-то время приобретает резкий и неприятный запах. Если ежедневно мыть под мышками, сбривать отрастающие волосы, на которых задер­живается и разлагается пот, потоотделение ослабевает. Порой в подростковом возрасте сильно потеют ноги, что часто связано с плоскостопием, тесной, неудобной, но модной обувью. Синте­тические носки и чулки, редкая их смена, нерегулярное мытье ног, употребление в пищу острых и пряных продуктов также способствуют потливости. Неприятный запах пота заметен для окружающих. Кроме того, при постоянном увлажнении и раздра­жении потом разрыхляется и частично мертвеет поверхностный слой кожи, возникают потертости, через которые в кожу прони­кают болезнетворные микроорганизмы, в первую очередь возбу­дители гнойничковых заболеваний стрептококк, стафилококк и грибки. Сильные опрелости и потертости повреждают поверхност­ный слой кожи, при этом образуются волдыри, эрозии, язвы, появляются зуд, жжение и даже боль.

Чтобы ноги не потели, на ночь их моют прохладной водой с мылом, ежедневно надевают чистые носки или чулки и следят, чтобы обувь всегда была сухой, удобной. Можно пользоваться специальными средствами для ухода за кожей ног, содержащими смягчающие, вяжущие, дубящие вещества. За ногами необходи­мо постоянно следить, тогда не придется прибегать к медицин­ской помощи.

Здоровые ногти имеют выпуклую форму, глад­кую блестящую поверхность и розовую окраску. Ногти защища­ют концы пальцев от травм. Если чрезмерно отращивать ногти и не следить за их чистотой, под ногтями скапливается огромное количество болезнетворных микроорганизмов.

Уход за ногтями несложен. На руках ногти стригут каждую неделю, на ногах-каждые 2-3 недели (ногти на ногах растут медленнее). Прежде чем обрезать ногти, кисти и стопы опуска­ются в теплую мыльную воду на несколько минут. Ногти размяг­чаются и при обрезании не ломаются, поверхность среза полу­чается ровной, и ноготь ни за что не цепляется. Возле ногтевого ложа часто появляются заусенцы; их осторожно срезают, а мес­то, где они были, смазывают одеколоном для дезинфекции. Срез ногтя должен быть полукруглым. Если ногти подрезать непра­вильно, острые края их врастают в кожу, вызывая боль и воспа­ление, форма пальца ухудшается.

Здоровые волосы мягки, эластичны, имеют есте­ственный блеск и украшают человека. Важно сохранять их при­родные свойства, а по возможности и улучшать их. Основное средство ухода за волосами - хорошо их промывать. Если сальные железы кожи головы выделяют много секрета (жирные во­лосы), их моют каждые 5-6 дней, если секрета выделяется мало (сухие волосы)-один раз в 7-10 дней. Нельзя использовать очень горячую воду для мытья головы, так как она усиливает выделения сальных желез. Для мытья индивидуально подбирает­ся моющее средство (шампунь, мыло), которое хорошо промы­вает волосы, избавляет кожу от перхоти и зуда. Хорошо моет волосы детское мыло. Избыточное потребление моющего средства пересушивает волосы. Достаточно один раз хорошо намылить их и смыть, еще раз намылить меньшим количеством моющего сред­ства и смыть через 2-3 минуты. После мытья волосы вытирают полотенцем и досушивают при комнатной температуре. Фен не­редко пересушивает волосы, при этом их концы расщепляются.

Расчесывают волосы после полного высыхания. Длинные во­лосы расчесывают с концов, короткие - от кожи. Расческа дол­жна быть без острых зубьев, и лучше, если она металличе­ская.

Для хорошего роста волос полезно менять прическу и время от времени слегка обрезать концы волос, особенно если они на­чинают расщепляться. Если ходить с непокрытой головой в хо­лодную погоду, переохлаждается кожа, поверхностные сосуды суживаются и питание волос, а следовательно, и рост их ухуд­шается.

Одежда должна быть удобной, легкой и теплой: ни одним из этих качеств не следует пренебрегать ради каких-либо требований моды. Многие девушки ходят в любую погоду в тонких синтетических чулках, не обращая внимания на мороз. Это опасно, так как кожа от холода синеет, грубеет, в ней развиваются трофические сетчатые багрово-синюшные пят­на, появляется зуд. Охлаждение нижней части тела способствует заболеванию мочевыводящих путей. Зимой необходимо носить теплое белье как девушкам, так и юношам, которые особенно склонны ходить даже в сильный мороз налегке.

Зимой обувь обязательно должна быть теплой. При хроническом охлаждении ног возникают спазмы сосудов и развиваются серьезные нарушения питания тканей ноги вслед­ствие затруднения тока крови. Узкая тесная обувь сдавливает ногу, деформирует стопу, усиливает склонность кожи к потоотде­лению. Если приходится носить обувь на резиновой подошве, в нее следует вложить войлочную подкладку и регулярно следить, чтобы она не становилась влажной. Для девушек и женщин не­приемлема обувь на очень высоком каблуке, так как неправиль­ное положение стопы с опорой на пальцы ведет к их деформации, резко уменьшает площадь опоры и устойчивость. В обуви на высоком каблуке легче подвернуть ногу в голеностопном суставе, легко потерять равновесие.

Вопросы задания

1. Гигиена кожи.

2. Профилактика угрей.

3. Профилактика потливости.

4. Уход за ногтями.

5. Гигиена волос.

6. Гигиена одежды.

7. Гигиена обуви.

Гигиена девушки

Девушкам необходимо тщательно следить за чистотой и опрятностью наружных поло­вых органов. Половые органы и складки кожи вокруг них моют утром и вечером теплой водой с мылом. Можно в этих целях ис­пользовать душ. Ежедневно надо менять трусы.

При негигиеническом содержании наружных половых органов на них скапливаются в огромных количествах болезнетворные микробы. Скопление выделений из половых органов на трусах является для них питательной средой. Размножаясь и проникая в половые органы и мочевыводящую систему, они раздражают слизистую оболочку, вызывают зуд и жжение и часто служат причиной тяжелых воспалительных заболеваний мочевыводящих путей (уретрит- воспаление мочеиспускательного канала, цис­тит -воспаление мочевого пузыря, пиелит -воспаление почеч­ных лоханок и т. п.).

При менструациях устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды и особенно к охлаждению снижается. Болезнетворные микроорга­низмы могут легко проникнуть в половые органы. Если во время менструации полежать на сырой земле, можно простудить при­датки (так в обиходе называют женские половые железы- яичники). Воспаление яичников очень трудно вылечить. Признаки воспаления -постоянные тянущие боли в нижней части живо­та, в пояснице. Купание и охлаждение во время менструации спо­собствуют воспалению слизистой оболочки матки (эндометрит), которое проявляется периодическими кровотечениями из нее, бо­лезненностью менструаций и часто заканчивается бесплодием - неспособностью иметь ребенка. Конечно, не всегда охлаждения и купания при менструациях вызывают тяжелые последствия, но многие женщины, легкомысленно относившиеся к своему здо­ровью в юности, позже долго и не всегда с успехом лечатся, чтобы иметь ребенка. Поэтому девушка не должна слушать подруг или знакомых, которые уверяют, что во время менструа­ции нечего бояться охлаждения. Во время менструации необхо­димо особенно тепло одеваться, избегать охлаждения ног, пояс­ницы, нижней части живота.

Во время менструации нельзя делать ничего, что могло бы вызвать кровотечение из матки: загорать, отправляться в поход или далекую экскурсию, участвовать в утомительных играх, тан­цах, совершать длительные поездки на велосипеде, прыгать, быстро бегать, а также есть острую и пряную пищу. Однако вредно, как это иногда делают, проводить первые дни менструа­ции в постели. Можно выполнять обычную учебную или домаш­нюю работу, избегая лишь значительной физической нагрузки.

Необходимо отмечать дату начала и окончания прошлой мен­струации, вести календарь. Зная длительность менструального цикла, можно планировать свои дела так, чтобы следующая менструация не совпала с физическими нагрузками или необ­ходимостью длительного пребывания вне дома. Кроме того, зна­ние срока следующей менструации позволяет подготовиться к ее началу заранее-взять с собой марлю, вату и т. п.

Во время менструации пользуются ватно-марлевыми проклад­ками (вата заворачивается в марлю) или гигиеническими сал­фетками. Меняют их по мере промокания. Во время менструации подмываться следует не реже 3-4 раза в сутки. Подмываются в направлении спереди назад текущей теплой водой (горячая и холодная вода способствует затягиванию менструации). Вытира­ют кожу и слизистую оболочку промокающими движениями, а не растирающими, так как последние способствуют образова­нию небольших ссадин и облегчают проникновение микроорга­низмов. При раздражении слизистой оболочки половых органов используют для подмывания настой ромашки или крепкого чая. Мыло должно быть нейтральным: детским, ланолиновым и т. д. Другие сорта туалетного мыла могут содержать вещества, обла­дающие раздражающим или сушащим действием. Принимать ванну или купаться в бане во время менструации нельзя, следует принимать теплый душ.

При болезненных менструациях девушки нередко принимают обезболивающие препараты (анальгин и др.), кладут на живот грелку. Однако грелка может усилить выделение крови, а бесконтрольно принимаемые лекарства вредно влияют на здоровье. Болезненность менструации не всегда с возрастом проходит са­мостоятельно; в тяжелых случаях необходимо своевременно об­ратиться за помощью к врачу-гинекологу. Гигиена молочных желез. С подросткового возраста девочкам необходим лифчик (бюстгальтер). Он должен поддерживать мо­лочные железы снизу, так как они склонны с течением времени постепенно отвисать. Но лифчик не должен сжимать их; некото­рое приподнятие молочных желез улучшает в них кровообраще­ние, а придавливание, напротив, его нарушает. Поэтому непра­вильно поступают те девочки, которые, стесняясь увеличиваю­щихся молочных желез, стараются их сжать лифчиком. Каждая девушка должна научиться подбирать себе такой бюстгальтер. который точно соответствовал бы индивидуальным особенностям фигуры. Своевременное ношение хорошего бюстгальтера способ­ствует нормальному развитию молочных желез и предотвращает преждевременное их старение и возможные нарушения функции в период, когда нужно будет кормить грудью ребенка.

Вопросы и задания

Резко ухудшилось. Это явление вызвано несколькими причинами, одна из них - нарушение основ личной гигиены ребенком.

Правила, которые необходимо соблюдать в стенах дома

Школьника - это то, к чему должен стремиться каждый ребенок. Это то, к чему нужно приучать малыша с момента рождения! Чтобы ребенка не называли неряхой, родителям придется потрудиться над воспитанием чада в течение нескольких лет. Когда малыш подрастет, то уже без помощи мамы или папы самостоятельно будет умываться и чистить зубы.

Соблюдение школьника - важный момент в воспитании ребенка. Во-первых, родителю необходимо научить ребенка заправлять постель. Во-вторых, утром и вечером необходимо проветривать комнаты, где спят дети. Помните, что солнечный свет в течение 15 минут убивает микробы в воздухе и на поверхности пола и мебели. Поэтому незашторенные окна в солнечный день - отличная профилактика вирусных и инфекционных заболеваний. В-третьих, чистая посуда тоже является важным моментом в профилактике вирусных и инфекционных заболеваний.

Само собой, что чистку зубов и умывание по утрам и вечерам никто не отменял. Первоклассник должен выполнять эти процедуры самостоятельно! Убедите чадо, что обязательно нужно соблюдать правила личной гигиены. Школьника уговорить несложно.

Как правильно мыть руки

К мытью рук перед приемом пищи и после прогулок на улице нас приучают с раннего детства. Но исследования показали, что 95% детей и взрослых не умеют делать этого правильно! Как вы думаете, с чем это связано? Все достаточно просто. Когда мы открываем воду из крана, то грязными пальцами касаемся ручки или вентиля. Микробы, обитающие на поверхности кожи, немедленно перемещаются на руки! Помыв руки с мылом, мы закрываем кран, трогая те самые вентиля, и пересаживаем бацилл обратно на чистые руки. Эффект и польза от такого мытья сводится практически к нулю.

Возникает логичный вопрос: «Как же тогда правильно мыть руки?». Тут все просто. Алгоритм тот же. Но в момент закрытия крана необходимо взять в руки салфетку, накрыть ею вентиль и повернуть его нужное количество раз. Если у вас кран «однорукий», тот тут еще проще. Закрываем его тыльной стороной ладони. И, конечно же, не забываем мыть руки с дезинфицирующим средством.

Лайфхак при чистке зубов

Кто был хотя бы один раз в жизни на приеме у стоматолога, наверняка запомнил овальное и чистое зеркало на ручке, в которое видишь результат работы дантиста. В детский стаканчик у раковины можно поставить такое же, только миниатюрных размеров.

Эта мера позволит малышу наблюдать за зубами во время их чистки, рассматривать, что происходит с дальними зубами, насколько хорошо они вычищены. Если выполнять эту процедуру регулярно и качественно, то посещение дантиста будет сведено к минимуму.

Если ребенок заболел!

Когда ребенок или взрослый болен простудой или гриппом, то нужно ужесточать правила личной гигиены школьника. Памятка рекомендует на период болезни каждому члену семьи иметь свои столовые приборы (кружки, тарелки, вилки и ложки). Проветривайте помещение и комнату больного как можно чаще. Как заболевшему, так и здоровым необходимо носить маски на лице. Если больной чихает или кашляет, то он просто обязан закрывать рот или нос платочком, когда делает это!

Правила личной гигиены школьника: памятка (кратко)

  1. Начинать и заканчивать день необходимо с чистки зубов.
  2. Выполнив зарядку, необходимо заправить постель и отодвинуть шторы, раскрыв окно.
  3. Подстригать ногти на руках и ногах нужно каждую неделю. Лучше всего делать это вечером в воскресенье перед началом учебной недели, а затем идти в душ.
  4. Каждый вечер необходимо подмываться, как девочкам, так и мальчикам - об этом гласят правила личной гигиены школьника.
  5. Памятка напоминает, что несколько раз в неделю нужно тереть тело намыленной мочалкой. Эта процедура смоет грязь и микробы с поверхности эпидермиса, а также удалит частички ороговевшей кожи.
  6. Детям мыть голову положено не больше 2 раз в неделю. При частых простудных заболеваниях разрешается уменьшить количество процедур.
  7. Каждое утро ребенок обязан надевать чистые отутюженные трусики и носки (колготки).
  8. В школьной столовой нельзя пить из чужого стакана, а также нельзя пользоваться чужими столовыми приборами.
  9. Не следует делиться сменной обувью.
  10. Известно, что школьники на уроках любят грызть колпачки на ручках, а также стирательные резинки на макушке карандаша. Делать этого категорически нельзя.
  11. Наличие собственной расчески у школьника поможет избежать заражения педикулезом.

Что делать, если….

Если чадо забывает соблюдать правила личной гигиены школьника, памятка ему придет на помощь. Она должна быть размножена и как можно чаще попадаться на глаза ребенку. Также родители обязаны строго придерживаться этих правил. Если ребенок будет видеть, как мама или папа соблюдает нормы гигиены, то и сам будет с радостью их выполнять, подражая любимым родителям.

Следите за чистотой, и ваш организм будет благодарить вас за этот труд крепким иммунитетом!