Главная · Метеоризм · Философия индейцев северной Америки. Индейцы - знаменитости, лидеры, вожди

Философия индейцев северной Америки. Индейцы - знаменитости, лидеры, вожди

Перед вами - уникальная коллекция фотографий американских индейцев, сделанных в конце XIX - начале ХХ века. Специалистам удалось не только восстановить старые снимки, но и придать им цвет. Благодаря им, мы теперь можем теперь увидеть индейских вождей и воинов такими, какими они были на самом деле!

Поррум и Педро ил племени юта, 1899 год. Юта были большим племенем, жившим в горных районах Колорадо, Юты, Вайоминга, на востоке Невады и в северной части Нью-Мехико. Индейцы юта были умелыми охотниками. После того, как в XVII веке они стали охотиться на лошадях, они прослыли мастерами в охоте на крупного зверя, особенно на бизонов. Кроме того, юта славились как храбрые и жестокие воины. Испанцы часто говорили об их великолепной физической форме и умении переносить любые лишения. Все индейцы юта были всегда готовы к бою, даже женщины и дети без колебаний вставали на защиту своего лагеря.

Питер Высокий Мандан, внук Длинного Мандана. 1900. Племя сиу - одно из известнейших индейских племен, жило на Великих Равнинах Миннесоты. Сиу славились как яростные и безжалостные воины, легенды о самых грандиозных сражениях племени передавались из поколения в поколение.

Белый Человек из Железа, сиу, 1900. Несмотря на свою воинственность, сиу придавали большое значение духовному развитию человека. Главным в своей жизни они считали семью и воспитание детей.

Сидящий Орел, племя кроу, начало ХХ века. Кроу были искуснейшими всадниками, поражавшими зрителей умением удержаться на скачущей лошади, вися практически у нее на брюхе. Умение хорошо держаться на коне помогало индейцам в охоте.

Попатрикаш ("Равнинная Сова"), племя кроу, начало ХХ века. Одежда племени кроу отличалась особой затейливостью, а в искусстве вышивки бисером им не было равных среди индейцев. Они затейливо расшивали бисером не только одежду, но и конскую сбрую, превращая ее в произведение искусства.

Виви Йокпа, она же Мэри Эльманико, племя пассакмакуоди, 1913 год. Племя пассамакуоди несколько тысячелетий жило на северо-востоке США и стало первым племенем американских индейцев, встретившимся с европейскими переселенцами в XVII веке.

Ке-ва-ко (Добрый Лис), племя пауни, 1902 год. Пауни славились силой и стойкостью в бою. Подтверждая свою воинственную репутацию, пауни традиционно служили в американской армии, участвуя во всех конфликтах, начиная с 1622 года.

Желтое Перо, племя марикопа. Марикопа, жители Аризоны, не были воинственны, в отличие от большинства индейских племен. Они возделывали землю и славились как искусные ремесленники. Особую известность им принесло плетение корзин, изготовление тканей и глиняной посуды.

Грозовое Облако, племя черноногих. Племя черноногих проживало в Монтане, Айдахо и на территории канадской провинции Альберта. Их главным промыслом была охота на бизонов. Когда к концу XIX века белые колонизаторы практически уничтожили бизонов, тысячи членов племени черноногих умерли с голоду. Женщины племени славились искусностью в вышивке и изготовлении бус. Но еще больше черноногие славились своей неуживчивостью, из-за которой постоянно конфликтовали с соседними племенами.

], кикапу [Kickapoo ], пианкашо [Piankashaw ], уэйя [Wea ] и др. Разбил войска генералов Хармара в октябре 1790 и Сент-Клера [St. Clair, Arthur ] в ноябре 1790, уничтожив, соответственно, свыше 200 и свыше 900 солдат, что явилось самыми крупными победами индейцев над армией США

4 Logan, James

(1720?-1780) Логан, Джеймс

Вождь индейцев минго [Mingo ]. В апреле 1774 все члены его семьи были вырезаны поселенцами. Предпринятая им в ответ жестокая месть положила начало Войне лорда Данмора [Lord Dunmore"s War ]. Логан привлек в союзники англичан, которым сдавал скальпы и пленных в г. Детройте. Известен также как Вождь Логан

5 Osceola

(1800-04?-1838) Оцеола (Осеола)

Вождь индейцев семинолов [Seminole ] в годы второй семинольской войны (1835-42) на территории Флориды. Вел партизанские действия, противодействуя переселению семинолов из Флориды в Оклахому. В 1837 под предлогом переговоров о перемирии был приглашен в Сент-Августин и захвачен в плен; умер в тюрьме форта Моултри у г. Чарлстона, шт. Южная Каролина.

6 Wabansi

(1765?-1845) Вабанси

Вождь индейцев племени степных потаватоми [Potawatomi, Prairie ]. В 1811 напал на лодочников, доставлявших припасы отряду У. Гаррисона [Harrison, William Henry ], за что и получил имя, означающее в переводе "начало дня", поскольку это нападение он осуществил на рассвете. Во время англо-американской войны 1812-14 [War of 1812 ] сражался на стороне англичан, но позднее стал союзником американцев. Помогал иллинойским поселенцам во время Войны Черного Ястреба [Black Hawk War ] (1832). В 1837 возглавил переход своего племени в резервацию около г. Каунсил-Блаффс в Айове

7 Arizona

I [ærɪˊzǝunǝ] Аризона, штат на Юго -Западе США <инд. arizonac маленький ручей >. Сокращение : AZ. Прозвища : «штат Большого Каньона» , «медный штат» [*Copper State], «штат апачей» , «штат Св. Валентина» [*Valentine State], «штат солнечного заката» [*Sunset State], «Американская Италия» [*Italy of America], «штат песчаных холмов» [*Sand Hill State]. Житель штата : аризонец . Столица : г. Финикс . Девиз : «Бог обогатит» (лат. Ditat Deus - God enriches). Цветок : цветок кактуса сагуаро . Дерево : акация паловерди . Птица : кактусовый крапивник . Песня : марш «Аризона» [‘Arizona’ II, a march song]. Площадь : 293750 кв. км . (114,000 sq. mi. ) (6-е место ). Население (1992): св. 3,8 млн. (23-е место ). Крупнейшие города : Финикс , Тусон , Меса . Экономика . Основные отрасли : обрабатывающая промышленность, туризм, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство . Основная продукция : электроника, продукция полиграфической промышленности, продукты питания, металл и металлоизделия, самолёты, ракеты, одежда хлопок, сорго, салат, цветная капуста, ячмень, кукуруза, пшеница, сахарная свёкла, цитрусовые . Животноводство (1992): скота - 900 тыс. ; свиней - 100 тыс. ; овец - 225 тыс. ; птицы - 325 тыс. Лесное хозяйство : сосна, ель, другие хвойные . Минералы : медь, золото, молибден, серебро . История . Впервые территория была исследована францисканцем Маркосом де Ница и его чернокожим рабом Эстеваном в 1539. В 1690-1711 гг. миссионер -иезуит Эусебио Франсиско Кино проповедовал христианство среди индейцев и обучал их земледелию, оставив после себя ряд миссий. В 1821 Испания присоединила Аризону к Мексике. В 1848 в конце войны с Мексикой территория была захвачена США. В 1854, в результате сделки Гадсена [*Gadsden Purchase], к США отошла и территория ниже р. Гила . Длительные войны с индейцами апачи закончились лишь в 1886 капитуляцией их вождя Джеронимо [*Geronimo]. Достопримечательности : Большой Каньон , глубиной от 4000 до 5000 футов; Окаменелый лес ; Раскрашенная пустыня ; каньон Дьявола , глубиной 225 футов; кратер, образованный упавшим метеоритом ; плотина Гувер -Дам ; озеро Мид ; Форт -Апачи ; Лондонский мост у г. Лейк -Хавасу . Наиболее известные аризонцы : Кочис [*Cochise], индейский вождь; Джеронимо [*Geronimo], вождь индейцев апачи; Голдуотер, Барри [*Goldwater, Barry], сенатор; Грей, Зейн [*Grey, Zane], писатель; Джэкобс, Хелен , спортсменка; Лоуэлл, Персивал , астроном; Пикеринг, Уильям , астроном; Юдалл, Стюарт [*Udall, Stewart], гос. деятель; Райт, Фрэнк Ллойд [*Wright, Frank Lloyd], архитектор . Ассоциации : пустынный штат с красивыми пейзажами, открывающимися с автострад; кактусы на фоне красивых рассветов и закатов II ‘Arizona’ «Аризона», марш (гимн штата Аризона, 1919)

8 Cochise

[ˊkǝutʃi:s] Кочис (1815- 74), вождь индейцев -апачей. В 1861-71 гг. упорно сражался против американских войск в Аризоне и Нью -Мексико. Сдался в плен в 1871, но, узнав о предполагаемом перемещении его племени в другую резервацию в Нью -Мексико, бежал из плена вместе с двумястами сторонниками. Собрав ещё 600 воинов, он снова упорно сражался, пока правительство не согласилось организовать резервацию в Аризоне. После повторной сдачи в плен в 1872 он спокойно жил в резервации вместе со своим племенем

9 Crazy Horse

Бешеная Лошадь, вождь индейцев племени сиу. Вместе с вождём по имени Сидящий Бык [*‘Sitting Bull"] командовал индейцами в сражении у Литтл -Бигхорн 25-26 июня 1876, где индейцы полностью уничтожили кавалерийский отряд Кастера [*Custer] (ок. 260 человек )

10 Geronime

Джеронимо, вождь индейцев племени апачи (XIX в. ). В течение долгого времени вёл борьбу против американцев, вторгшихся на земли его племени, пока не был захвачен в плен войсками ген. Н. Майлса (1882)

11 Hiawatha

Гайавата, вождь индейцев, живший в XVI в. В легендах он женат на индианке по имени Миннехаха (возможно, отсюда назв. Миннеаполиса ). Выступал за мир между своим народом и европейскими поселенцами. Воспет Генри Лонгфелло в поэме «Песнь о Гайавате» [*‘Hiawatha, The Song of’]

12 Idaho

[ˊaɪdǝhǝu] Айдахо, штат на Западе США <от инд. жемчужина гор >. Сокращение : ID. Прозвища : «штат -самородок» [*Gem State], «знаменитый картофель» [*Famous Potatoes]. Житель штата : айдахец . Столица : г. Бойсе . Девиз : «Да будешь ты всегда» (лат. *‘Esto perpetua’ - ‘It is forever"). Цветок : сирень . Дерево : белая сосна . Птица : горная синекрылая малиновка . Животное : лошадь породы «аппалуса» . Камень -самоцвет : звёздный гранат . Песня : «Это Айдахо» [*‘Here We Have Idaho"]. Площадь : 214133 кв. км (83,64 sq. mi. ) (13-е место ). Население (1992): св. 1 млн. (42-е место ). Крупнейшие города : Бойсе . Экономика . Основные отрасли : сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, туризм, лесная промышленность, горнодобывающая промышленность, электроника . Основная продукция : пищевые продукты, лесоматериалы и изделия из дерева, продукция химической промышленности, металл и металлоизделия, продукция машиностроения, комплектующие детали для электроники . Сельское хозяйство . Основные культуры : картофель, бобовые культуры, сахарная свёкла, семена люцерны, пшеница, хмель, ячмень, слива и чернослив, мята, лук, кукуруза, вишня, яблоки . Животноводство (1989): скота - 1,66 млн. , свиней - 72 тыс. , овец - 296 тыс. , птицы - 1 млн. Лесное хозяйство : жёлтая и белая сосна, дугласова пихта, белая ель . Минералы : серебро, золото, фосфаты, цинк . История : Исследование Айдахо началось с экспедиции Льюиса и Кларка в 1805-06 гг. Вслед за этим пришли скупщики пушнины, основав фактории (1809- 34), и миссионеры, создавшие ряд миссий в 1830-50-х гг. Первое постоянное поселение в районе Франклин основали мормоны (1860). В этот же год началась айдахская золотая лихорадка , и тысячи людей поселились здесь постоянно. Айдахо получил статус штата в 1890. Достопримечательности : Адский каньон ; Всемирный центр хищных птиц ; «Лунные кратеры» ; знаменитый курорт Солнечная долина ; курорт в Долине Остроконечных гор ; пещера Хрустальных водопадов ; водопады Шошони ; горячие источники ; озёра Пенд -Орейл и Кёр -де -Ален ; Национальная зона отдыха в Остроконечных горах ; заповедник реки Возврата -Нет . Знаменитые айдахцы : Бора, Уильям [*Borah, William E.], политический деятель; Чёрч, Фрэнк [*Church, Frank], сенатор; Джозеф [*Joseph], вождь индейцев; Сакагауиа , индианка . Ассоциации : знаменитый айдахский картофель необычайно крупного размера (подаётся обычно печёным ); город Бойсе в многочисленных шутках и анекдотах символизирует забытое Богом и людьми место, американское захолустье

13 Joseph

Джозеф (1840- 1904), вождь индейцев племени Проколотые Носы . Когда по договору 1863 белые поселенцы получили исключительное право на заселение долины Уаллоуоа в северо-восточном Орегоне, Джозеф и его соплеменники отказались покинуть территорию. Попытки властей силой заставить их подчиниться привели к вооружённым столкновениям, которые Джозеф неизменно выигрывал. Проявив незаурядный полководческий талант, проделав путь в тысячу миль, Джозеф вывел своих соплеменников к канадской границе, где, окружённый со всех сторон, он вынужден был сдаться (5 октября 1877), предварительно оговорив условия прекращения войны

14 Oregon

[ˊorɪgǝn] Орегон, штат на Тихоокеанском побережье США <от инд. слова неизвестного значения >. Сокращение : OR. Прозвища : «бобровый штат» [*Beaver State], «штат перепончатолапых/штат водоплавающих» [*Web-Foot State], «штат солнечного заката» [*Sunset State], «штат тёртых жизнью людей» [*Hard-Case State]. Житель штата : орегонец . Столица : г. Сейлем . Девиз : «Летит на своих крыльях» (лат. ‘Alis volat Propriis’ - ‘She flies with her own wings’, 1987). Растение : орегонский виноград . Дерево : дугласова пихта/дугласия . Животное : бобр . Птица : жаворонок луговой . Рыба : лосось-чинук . Песня : «Орегон, мой Орегон» [‘Oregon, My Oregon’]. Площадь : 248647 кв. км (96, 003 sq. mi. ) (10-е место ). Население (1992): 3 млн. (29-е место ). Крупнейшие города : Портленд [*Portland], Юджин . Экономика . Основные отрасли : лесная и деревообрабатывающая промышленность, металлообработка, электроника, машиностроение, сельское хозяйство, рыболовство, туризм . Основная продукция : лес и лесоматериалы, бумага, продовольствие, машины, металлоизделия, книжная продукция, металлы (алюминий, никель ). Сельское хозяйство . Основные культуры : парниковые овощи, пшеница, картофель, кормовые травы, груши, вишни, мята . Животноводство (1991): скота - 1,5 млн. , свиней - 80 тыс. , овец - 466 тыс. , птицы - 3 млн. Лесное хозяйство : дугласова пихта, жёлтая сосна/пондероза . Полезные ископаемые : никель, бокситы, золото, серебро, песок, гравий. Рыболовство (1992): на 76,2 млн. долл. (в основном лосось ). История . Американский капитан Роберт Грей открыл р. Колумбия [*Columbia II] и вошёл в её устье в 1792, Льюис и Кларк [*Lewis and Clark], выйдя к ней по суше, в 1805-06 гг. зимовали у её устья, за ними последовали скупщики пушнины. Поселенцы прибыли в долину р. Уилламет [*Willamette River] в 1834. Первая большая волна поселенцев, пользуясь Орегонским трактом [*Oregon Trail], достигла этих мест в 1843. В состав США Орегон был принят в 1859. В начале XX в. в штате были проведены реформы, известные как «Орегонская система», включающие право законодательной инициативы, право на референдум, отзыв депутатов, прямые первичные выборы и предоставление женщинам избирательного права . Достопримечательности : Национальный заповедник ископаемых им. Джона Дэя ; ущелье р. Колумбия и Адский каньон ; гора Худ ; Национальный парк «Кратерное озеро» ; зона отдыха «Орегонские дюны» ; Национальный заповедник «Орегонские пещеры» ; мыс Перпетуа ; форт Клатсоп ; Шекспировский фестиваль в Ашленде; Музей высокогорной пустыни в Бенде; ежегодный Лесной карнавал в Олбани ; родео в Пенделтоне ; Фестиваль роз в Портленде . Знаменитые орегонцы : Блох, Эрнест , композитор; Джозеф , вождь индейцев; Маркхам, Эдвин , поэт; Полинг, Лайнус [*Pauling, Linus], химик, лауреат Нобелевской премии; Рид, Джон [*Reed, John], журналист и писатель . Ассоциации : Орегонский тракт; пионеры; лесоразработки; Портлендский тихоокеанский порт; живописные места и чистота окружающей среды; штат, в котором до сих пор практикуются браки по переписке

15 Pontiac

I Понтиак (1720?- 69), вождь индейцев племени оттава, родная деревня которого была неподалёку от форта Детройт. Возглавил не увенчавшуюся успехом попытку индейцев захватить этот форт и оттеснить белых колонистов назад за Аппалачи (май 1763). Это выступление индейцев получило назв. «восстание Понтиака» II [ˊpontɪæk] «Понтиак», марка автомобиля компании «Дженерал моторз»

16 Sacajawea

Сакаджавиа (1787- 1812), индианка, единственная женщина в экспедиции Льюиса и Кларка [*Lewis and Clark] (1805), жена одного из проводников и переводчиков экспедиции. Вождь индейцев племени шошони оказался её родным братом, что значительно облегчило продвижение экспедиции на запад. В дороге несколько раз болела, и Льюису с Кларком приходилось лечить её, однако стойко перенесла все трудности и с грудным ребёнком прошла с экспедицией весь путь до Тихого океана и вернулась назад

17 Sitting Bull

Сидящий Бык (1835- 90), вождь индейцев племени сиу. Возглавил борьбу против белых переселенцев и регулярных американских войск, когда в Чёрных горах на землях, принадлежащих его племени, было найдено золото. Вместе с вождём по имени Бешеная Лошадь [*Crazy Horse] руководил сражением у Литл-Бигхорна [*Little Bighorn] в 1876, когда индейцы полностью уничтожили кавалерийский отряд Джорджа Кастера [*Custer’s last stand]. Был убит 14 декабря 1890, когда вооружённые участники ритуального танца духов попытались предотвратить арест своего вождя

18 South Dakota

[ˊsauƟdǝˊkǝutǝ] Южная Дакота, штат на Среднем Западе США <от назв. индейского племени Dakota «Союзники» >. Сокращение : SD. Прозвища : «солнечный штат» , «койотовый штат» , «артезианский штат» , «вьюжный штат» , «земля изобилия» . Житель штата : South Dakotan. Столица : г. Пирр . Девиз : «Под Богом люди правят» [‘Under God the people rule’]. Песня : «Славься, Южная Дакота!» [‘Hail, South Dakota!’]. Цветок : американский прострел, сон-трава . Трава: западный пырей . Дерево : блэкхилльская ель . Птица : фазан . Животное: койот . Минерал: розовый кварц . Камень-самоцвет: агат . Площадь : 196723 кв. км . (77, 116 sq. mi. ) - 16-е место . Население (1992): ок. 700 тыс. (45-е место ). Экономика . Основные отрасли : сельское хозяйство, услуги, машиностроение . Основная продукция : продовольствие и продукция, связанная с пищевой промышленностью, машины, электро- и электронное оборудование . Сельское хозяйство . Основные культуры (1992): кукуруза, овёс, пшеница, подсолнечник, соя, сорго . Животноводство (1992): скота - 3,75 млн. , свиней - 1,8 млн. , овец - 591 тыс. Лесное хозяйство : сосна жёлтая . Полезные ископаемые : золото . История . Этот район в 1742-43 гг. исследовали испанцы. Льюис и Кларк [*Lewis and Clark expedition] прошли через него в 1804 и 1806 гг. Первое американское поселение было у форта Пирр в 1817. С открытием золота в 1874 на территории резервации индейцев сиу [*Sioux] сюда устремились старатели. Власти пытались остановить их, но все попытки оказались тщетны, начался «великий дакотский бум» [‘great Dakota Boom’, 1879]. На территории Южной Дакоты индейцами сиу, требовавшими возврата своей территории, были разгромлены войска Кастера [‘Custer’s last stand’] (1877). Новое индейское восстание началось в 1890, кульминационным пунктом было массовое истребление индейцев у посёлка Вундед-Ни . Южная Дакота вошла в состав США как штат в 1889. Достопримечательности : Чёрные горы ; гора Рашмор [*Mount Rushmore], где на граните высечены профили президентов Вашингтона, Джефферсона, Линкольна и Теодора Рузвельта; гора Харни-Пик высотой в 7247 футов, самая высокая гора горного района Блэк-Хиллс ; городок Дедвуд - центр золотой лихорадки 1876, где был убит легендарный герой Дикого Запада Бешеный Билл Хикок ; парк Кастера , где пасутся стада бизонов и диких осликов ; «Пещера драгоценных камней» - четвёртая в мире по величине; «лунный пейзаж» заповедника Бэдлендс [*Badlands II] - груды голых камней, лишённых всякой растительности; Великие озёра Южной Дакоты; реставрированный военный пост 1864 года - форт Сиссетон ; мемориал индейского вождя Бешеная Лошадь [*Crazy Horse Memorial] вблизи г. Кастер ; Зоопарк и музей Великой равнины ; «Кукурузный дворец» в Митчелле и др. Знаменитые южнодакотцы : Бедовая Джейн [*‘Calamity Jane’], женщина-ковбой времён Дикого Запада; Бешеная Лошадь [*Crazy Horse], индейский вождь конца XIX в. ; Макговерн, Джордж [*McGovern, George], современный политический деятель; Сакаджавиа [*Sacajawea], индианка в экспедиции Льюиса и Кларка; Сидящий Бык [*Sitting Bull], вождь индейцев племени сиу; Уайлдер, Лаура [*Wilder, Laura Ingalls], писательница . Ассоциации : отдалённый сельскохозяйственный штат, специализирующийся на выращивании ржи и яровой пшеницы. Широко известны заповедник Бэдлендс и гора Рашмор

Джозеф Брант - вождь племени могаук, офицер английской армии.
Уго Чавес - президент Венесуэлы.
Эво Моралес - президент Боливии.
Алехандро Толедо - бывший президент Перу.
Ольянта Умала - президент Перу.
Сидящий Бык - вождь хункпапа-сиу.
Секвойя - вождь племени чероки, изобретатель слоговой азбуки чероки (1826), основатель газеты «Чероки Феникс» на языке чероки (1828).
Джеронимо - военный «лидер» апачей.
Капитан Джек - вождь индейского племени модоков.
Неистовый Конь (Бешеный Конь) - предводитель индейцев лакота. Остановил продвижение генерала Крука летом 1876 года, разбил кавалерию генерала Кастера в долине Литтл-Бигхорн.
Мэри Смит-Джонс - специалист по лингвистике и активный политический деятель, представительница американских индейцев южной Аляски.
Джим Торп - легкоатлет-многоборец, 2-кратный чемпион олимпийских игр 1912 г.
Шифровальщики навахо - группа индейцев навахо, работавшие в годы Второй мировой войны в армии США радистами-шифровальщиками.
Дэн Джордж - канадский и американский киноактёр, поэт и писатель
Монтесума
Куаутемок
Куана Паркер - вождь команчей
Текумсе
Понтиак - вождь индейского племени оттава из группы алгонкинов в Северной Америке.
Оцеола - вождь и военачальник индейского племени семинолов (Флорида)
Пушматаха
Джоуи Беладонна - вокалист группы Anthrax
Роберт Трухильо - бас-Гитарист Metallica
Химматон-Йалаткит (Вождь Джозеф) - выдающийся вождь не-персе
Вовока
Красное Облако
Вашаки
Сат-Ок - Длинное Перо, племя Шеванезов; Stanislaw Suplatowicz, 1920-2003, писатель, автор повестей «Земля солёных скал» и «Таинственные следы»
Сэмпсон, Уилл - американский киноактёр и художник, в молодости чемпион родео
Янгблад, Руди - американский актёр
Сент-Мари, Баффи - канадская фолк-певица
Мартинес, Эстер - американский лингвист
Хейз, Айра - американский морской пехотинец, участник Второй мировой войны.
Фокс, Вивика - американская актриса
Пеллетье, Бронсон - канадский актёр
Чичу, Джонатан - канадский хоккеист
Осман, Дэн - американский скалолаз и экстремал
Уоллис, Велма - американская писательница
Матус, Хуан - шаман из индейского племени яки, главным образом известный по произведениям Карлоса Кастанеды.
Стьюди, Уэс - американский киноактёр.
Минс, Рассел - американский общественный деятель, борец за права индейцев, киноактёр.

Биографии знаменитых военных вождей

Кочис

(Материал из Википедии)
Кочис (1805 — 8 июня 1874) — вождь чоконенов, одной из групп чирикауа-апачей и лидер восстания, которое вспыхнуло в 1861 году. Кочис являлся наиболее значительной фигурой в истории Американского Юго-Запада в XIX веке и одним из величайших лидеров среди североамериканских индейцев. Округ Кочис в Аризоне назван в его честь.
Род деятельности: вождь чоконенов
Дата рождения: 1805 год
Место рождения: Новая Мексика
Дата смерти: 8 июня 1874
Место смерти: Территория Нью-Мексико

Ранние годы
Кочис родился приблизительно в 1805 году в одной из общин чоконенов. В тот период отношения между чирикауа и мексиканцами были мирными. Примерно в возрасте шести лет Кочис уже охотился на мелких птиц и животных с помощью лука и стрел. В этом возрасте мальчики чирикауа отделялись от девочек и начинали играть в игры, которые развивали выносливость, скорость и силу, такие как бег наперегонки, перетягивание каната, борьба и другие. Также с 6-7 лет они обучались верховой езде.
Физическое развитие, самодисциплина и независимость главенствовали на следующем этапе взросления. Когда мальчику из племени чирикауа исполнялось 10 лет, то он выполнял обязанности охранника лагеря и разведчика. Примерно в возрасте 14 лет юноша-чирикауа начинал обучаться воинскому искусству. Воины чирикауа проходили испытания, в которых учились стойко переносить суровые тяготы войны. Кочис с юных лет проявил себя как дисциплинированный и физически развитый юноша, готовый участвовать в военных действиях.
После провозглашения Мексикой независимости, отношения между мексиканцами и чирикауа ухудшились и привели к вооружённым столкновениям. Мексиканское правительство игнорировало недовольство апачей, в ответ индейцы совершили несколько рейдов на поселения мексиканцев. В возрасте 20 лет Кочис являлся одним из военных лидеров чоконенов. Его рост составлял 5 футов и 10 дюймов, а вес 75 кг. Во время войны с мексиканцами был убит отец Кочиса. В 1848 году мексиканцы захватили в плен самого Кочиса. Он находился в заключении около шести недель. За это время чоконены пленили более 20 мексиканцев и обменяли их на своего лидера.

Война с американцами
После того, как Соединённые Штаты одержали победу в Американо-мексиканской войне, они получили контроль над Нью-Мексико и Аризоной.
К 1858 году Кочис становится основным военным лидером всех чоконенов. В том же году он впервые встретился с представителями правительства США. Мирные отношения между чирикауа и американцами продолжались до 1861 года, когда группа апачей атаковала ранчо белых поселенцев. В этом рейде был обвинён Кочис. Офицер армии США Джордж Баском пригласил его, вместе с родственниками, в армейский лагерь. Ничего не подозревающего Кочиса попытались арестовать, но ему удалось бежать. Его родственники были захвачены, один человек убит. Примерно через час вождь чоконенов вернулся и пытался переговорить с американцами, в ответ Баском приказал открыть огонь по нему. Позже Кочис взял в заложники несколько белых, которых хотел обменять на чоконенов. Но переговоры провалились, в основном из-за действий Баскома. Большинство заложников и с той, и с другой стороны было убито.
Возмущённый вероломством Баскома, вождь чоконенов пообещал отомстить американцам. В течение нескольких следующих лет он возглавлял рейды чоконенов. Индейцы убили, по разным данным, от несколько сотен до 5000 белых.

Последние годы жизни.
Драгунские горы.
Постепенно американской армии удалось загнать группу Кочиса в район Драгунских гор. Лидер чоконенов продолжал войну до 1872 года, когда вновь начались переговоры между американскими властями и чирикауа. Мирный договор удалось заключить благодаря Тому Джеффордсу, одному из немногих белых друзей Кочиса.
После заключения мира вождь чоконенов отправился в резервацию, вместе со своим другом Джеффордсом, который был назначен индейским агентом. Кочис скончался в 1874 году и был похоронен в Драгунских горах. Только близкие люди вождя знали точное место его погребения, которое на сегодняшний день неизвестно.

Очень подробная биография:
http://www.proza.ru/2012/02/16/1475
Джеронимо
Джеронимо - имя чирикауа-апачей Гоятлай (Guyaale)
Военный предводитель чирикауа-апачей, который в течение 25 лет возглавлял борьбу против вторжения США на землю своего племени. В жизни и в истории прославился своей безрассудной храбростью, грудью бросаясь на залпы винтовочных ружей, он оставался цел и неуязвим для пуль. Про него слагали легенды, его имя... да господи, вспомните сериал "Доктор Кто" где клич «Джеронимо!» так часто использует Доктор, клич «Джеронимо!» используется в ВДВ США десантниками-парашютистами во время прыжка из самолета.

Дата рождения: 16 июня 1829
Место рождения: Аризона
Дата смерти: 17 февраля 1909 (79 лет)
Место смерти: Форт-Силл, Оклахома

Гоятлай (Джеронимо) родился в племени бедонкое , которое относится к чирикауа, вблизи от реки Гила, на территории современной Аризоны, в то время - во владении Мексики, однако семья Джеронимо всегда считала эту землю своей.

Происхождение прозвища Джеронимо неизвестно. Некоторые считают, что оно произошло от Святого Иеронима (в западном произношении Джером), которого мексиканские враги Гоятлая призывали на помощь во время сражений. По другой версии прозвище Джеронимо - транскрипция того, как дружественные ему мексиканские торговцы произносили настоящее имя Гоятлая.

Родители Джеронимо обучили его в соответствии с традициями апачей. Он женился на женщине из племени чирикауа и имел трёх детей. 5 марта 1851 года отряд из 400 мексиканских солдат из штата Сонора под руководством полковника Хосе Мария Карраско напал на лагерь Джеронимо возле Ханоса в то время, как большинство мужчин племени отправились в город торговать. Среди убитых оказались жена, дети и мать Джеронимо. Вождь племени, Мангас Колорадас, решил отомстить мексиканцам и отправил Гоятлая к Кочису за помощью. Хотя, по словам самого Джеронимо, он никогда не был вождём племени, с этого момента он стал его военным лидером. Для племени чирикауа это также означало, что он был и духовным лидером. В соответствии с занимаемой должностью именно Джеронимо возглавлял многие рейды против мексиканцев, а впоследствии и против армии США.

Всегда уступая противнику числом в сражении с мексиканскими и американскими войсками, Джеронимо прославился своими отвагой и неуловимостью , которые он демонстрировал с 1858 по 1886 год. В конце его военной карьеры он возглавлял крошечный отряд из 38 мужчин, женщин и детей. Целый год за ним охотились 5 тысяч солдат армии США (четверть всей американской армии на тот момент) и несколько отрядов мексиканской армии.

Люди Джеронимо были одними из последних независимых индейских воинов, отказавшихся признать власть правительства Соединённых Штатов на Американском Западе. Конец сопротивления настал 4 сентября 1886 года, когда Джеронимо был вынужден сдаться американскому генералу Нельсону Майлзу в Аризоне.
Джеронимо и другие воины были отправлены в Форт-Пикенс, штат Флорида, а его семья в Форт-Мэрион. Они воссоединились в мае 1887 года, когда все вместе были перевезены в Казармы Маунт-Вернон в Алабаме на пять лет. В 1894 году Джеронимо перевезли в Форт-Силл в Оклахоме.

Джеронимо (1898 г.) В пожилом возрасте он стал знаменитостью. Он появлялся на выставках, включая всемирную выставку 1904 года в Сент-Луисе, штат Миссури, где продавал сувениры и собственные фотографии. Однако вернуться на землю предков ему не разрешалось. Джеронимо участвовал в параде по случаю инаугурации президента США Теодора Рузвельта в 1905 году. Он умер от пневмонии в Форте-Силл 17 февраля 1909 года и был похоронен на местном кладбище пленных индейцев-апачей.

В 1905 году Джеронимо согласился рассказать свою историю С. М. Барретту, главе департамента образования в Лоутоне, территория Оклахома. Барретт обратился за разрешением к президенту, чтобы опубликовать книгу. Джеронимо рассказывал только то, что хотел рассказать, не отвечал на вопросы и ничего не менял в своём повествовании. Предположительно Барретт не делал собственных крупных изменений в рассказе Джеронимо. Фредерик Тёрнер позже переиздал эту автобиографию, убрав примечания Барретта и написав введение для не-апачей.

Интересные факты
Клич «Джеронимо!» используется в ВДВ США десантниками-парашютистами во время прыжка из самолета. В 1940 году рядовой 501-го экспериментального воздушно-десантного полка по имени Эберхард предложил товарищу использовать в качестве боевого клича имя индейца из просмотренного накануне фильма. Через некоторое время весь взвод яростно кричал «Джеронимо!», десантируясь из самолета, а сегодня этот клич является уже традиционным для ВДВ США. Как боевой возглас, символизирующий ярость, отвагу и веру в победу (сходно по значению с русским «Ура!» и японским «Банзай!»), клич «Джеронимо!» упоминается в различных произведениях литературы, киноискусства, компьютерных играх.
Клич «Джеронимо!» использует Доктор, герой британского фантастического сериала Доктор Кто, Агент Джонни Инглиш, герой одноименного фильма, прыгая с парашютом из вертолета, а также полярные медведи, прыгая в замерзшее озеро, из мультипликационного фильма "Балто".

Экранизации
В 1962 году в США вышел в прокат фильм кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer «Джеронимо». В 1993 году кинокомпанией Columbia Pictures снят кинофильм «Джеронимо: американская легенда». В том же 1993 году компанией «Turner pictures» выпущен фильм Роджера Янга «Джеронимо».
Все эти фильмы Джеронимо (и другие фильмы про апачей) есть у нас в коллекции индейцев-апачей.


Сидящий Бык
«Я - красный человек. Если бы Великий Дух желал, чтобы я был белым человеком, он бы сделал меня им в первую очередь. Он вложил в ваши сердца определенные планы, в мое он вложил другие и отличающиеся планы. Каждый человек хорош на своем месте. Орлам не обязательно быть Воронами. Мы бедны, но мы свободны. Ни один белый не направляет наши шаги. Если мы должны умереть, мы умрем защищая наши права».

Сидящий Бык (родился примерно в 1831 - убит 15 декабря 1890) - вождь индейского племени хункпапа (хункпапа - индейское племя языковой семьи сиу).
Его имя на его родном языке лакота звучит как Татанка Ийотаке, Бизон, сидящий на земле.

Биография
Мальчиком его звали Медлительный (Хункешни) из-за того, что он был нерасторопен. Когда ему исполнилось четырнадцать, он дотронулся до убитого кроу жезлом для ку. В честь этого его отец даровал мальчику собственное имя. Впоследствии Сидящий Бык стал прославленным воином.
Сидящий Бык возглавлял племена индейцев, противившихся переселению в резервации. 25 июня 1876 объединённые войска индейцев сиу и шайеннов под предводительством Сидящего Быка в битве при Литтл-Бигхорн разбили кавалерию генерала Кастера. Это была одна из самых значительных побед индейцев в войне за свою территорию.

Выдающийся вождь хункпапа Сидящий Бык имел массу последователей среди всех племен лакота как противник переселения в резервации и подписания несправедливых договоров. С 1863 г. сражался против американских войск. В объединённом лагере индейцев, победивших солдат в битвах при Роузбад и Литтл-Бигхорн в 1876 г. считался верховным вождем. После поражения генерала Кастера армия начала настоящую охоту на мятежных индейцев. Большой лагерь распался на группы, которые, рассредоточившись, пытались избежать поселения в резервации и оказывали сопротивление войскам. Группа Сидящего Быка ушла в Канаду, но в 1881 г. и они были вынуждены сдаться. Сидящий Бык был заключен в форт Рэндэлл. После освобождения в 1883 г. активно выступал против продажи резервационных земель. В 1890 г., когда среди племен сиу появилось много приверженцев мессианского культа Пляска Духа, и ситуация выходила из-под контроля, было решено арестовать наиболее нелояльных вождей, и в первую очередь Сидящего Быка. Хотя сам он не был среди предводителей культа, однако, оставался очень враждебно настроенным к белым и готовился к восстанию. При попытке его ареста возникла перестрелка, и вождь был убит сержантом индейской полиции Красным Томагавком. Сидящий Бык, его великие лидерские таланты великолепно раскрыты в фильме: "Сидящий Бык" 1954 г., этот фильм находится в коллекции Индейские войны , на диске 1.

Неистовый Конь

Неистовый Конь (или Бешеный Конь),
англ. Crazy Horse, на языке лакота - Thasunka Witko (Ташунка Витко), букв. "Его Конь - Бешеный"
(примерный год рождения 1840 — 5 сентября 1877) - военный вождь племени оглала, входившего в союз семи племён лакота.

Родился предположительно в 1840 году на территории современной Южной Дакоты, поблизости от реки Рапид-Крик. Его отец был шаманом, родная мать Неистового Коня умерла молодой и её заменила женщина из племени брюле, приходившаяся сестрой известному вождю Пятнистому Хвосту. Был свидетелем первого серьёзного столкновения между лакота и американской армией, которое произошло 19 августа 1854 года. Неистовому Коню было тогда 14 лет и он находился в лагере вождя брюле Атакующего Медведя, когда там произошла Резня Граттана, в которой все солдаты были перебиты.

Принадлежал к группе непримиримых индейцев, боролся против федерального правительства США, отказывался подписывать какие-либо договоры с правительством США.

Остановил продвижение генерала Крука летом 1876 года, разбил кавалерию генерала Кастера в долине Литтл-Бигхорн.

Последнее его столкновение с американской кавалерией состоялось в Монтане 8 января 1877 года. В мае 1877 года капитулировал.

Неистовый Конь сторонился белых людей, оставался замкнутым. Когда генерал Джордж Крук предложил ему отправиться в Вашингтон на встречу с президентом США, он отказался. Присутствие известного лидера враждебных индейцев в резервации Красного Облака держало армейское командование в постоянном напряжении. Когда по лагерю, где он находился, поползли слухи о его желании вновь вернуться на тропу войны, генерал Крук принял решение арестовать Неистового Коня обманным путем. Вождь был доставлен в Форт-Робинсон, где понял, что белые собираются заключить его в тюрьму. Он выхватил нож, но Маленький Большой Человек схватил вождя за руку. Мгновением позже американский солдат пронзил Неистового Коня штыком.

Раненого штыком вождя перенесли в кабинет адъютанта форта. Его одеяло расстелили на полу, и на нём несколько часов он лежал без сознания с внутренним кровотечением. Слабеющим голосом вождь затянул свою Песню Смерти. Индейцы снаружи услышали его пение, и почти сразу же родители Неистового Коня стали умолять разрешить им пройти к сыну. После того, как вождь умер, им позволили войти.

Не сохранилось ни одного портрета этого знаменитого вождя (фото, что вы видите, ориентировочное, по описанию). В XX веке в его честь начал возводиться Мемориал Неистового Коня (архитектор К. Зюлковски).
Фильмы про Неистового коня , находятся в коллекции Индейские войны , на диске 4.

Чёрный Котёл
Чёрный Котёл родился примерно в 1803 году в районе Блэк-Хиллс.
Чёрный Котёл вел миролюбивую политику, он считал, что справиться с армией белых индейцам будет невозможно и прилагал все усилия для заключения мира. В результате южные шайенны были поселены в небольшой резервации на Сэнд-Крик.

Несмотря на заключённый договор в 1861 году, стычки между южными шайеннами и белыми людьми продолжались. После переговоров с властями Колорадо часть южных шайеннов и арапахо, которые желали быть в мире с белыми людьми, поставили свой лагерь в указанном американцами месте, чтобы их не спутали с враждебными индейцами. Однако, 29 ноября 1864 года этот лагерь мирных шайеннов и арапахо был атакован солдатами полковника Джона Чивингтона. Нападение оказалось полной неожиданностью для индейцев. Солдаты действовали очень жестоко, убивая женщин и детей, уродуя трупы до неузнаваемости и снимая скальпы. Это событие стало известно как Бойня на Сэнд-Крик.

Несмотря на ужасную трагедию, Чёрный Котёл продолжал думать о мире с белыми. 14 октября 1865 года вблизи реки Литтл-Арканзас был подписан новый договор. Правительство США признало свою вину за события у Сэнд-Крик и обещало заплатить компенсацию выжившим шайеннам и арапахо. В 1867 году индейские племена юга Великих Равнин подписали очередной договор у Медисин-Лодж-Крик, после которого, Чёрный Котёл увёл своих людей в резервацию.

Небольшие столкновения между шайеннами и американцами продолжались, но Чёрный Котёл держал свою общину в мире с белыми. В середине октября 1868 года генерал Филип Шеридан начал планировать карательную экспедицию против южных шайеннов. Когда Чёрный Котёл посетил Форт-Кобб, примерно в 100 милях от местонахождения его лагеря, чтобы вновь заверить командующего фортом, что он хочет жить в мире с белыми людьми, ему сказали, что армия США уже начала военную кампанию против враждебных индейских племён. Индейский агент сказал ему, что единственное безопасное место для его людей — окрестности форта. Чёрный Котёл поспешил вернуться в свой лагерь и начал подготовку к переходу к форту. На рассвете утром 27 ноября 1868 года солдаты полковника Джорджа Кастера атаковали селение Чёрного Котла на реке Уошите. Событие стало известным как Битва при Уошите. При попытки пересечь реку Чёрный Котёл и его жена были застрелены в спину и погибли.

Желчь
Желчь (на языке лакота Phizi, Желчный Пузырь) - военный вождь хункпапа, один из лидеров индейцев в битве при Литтл-Бигхорн.
Имя при рождении: Phizi
Род деятельности: вождь племени хункпапа
Дата рождения: 1840 год
Место рождения: Южная Дакота
Дата смерти: 5 декабря 1894
Место смерти: Стэндинг-Рок

Желчь родился на берегах реки Моро в Южной Дакоте примерно в 1840 году . Получил имя от своей матери, которая однажды натолкнулась на сына, когда тот пробовал на вкус желчный пузырь убитого животного. Еще он был известен и как Красный Ходок.

Юношей участвовал в войне Красного Облака.
Несправедливо обвинённый в убийстве белых , зимой 1865-66 возле форта Бертольд был арестован солдатами и брошен умирать с тяжёлой штыковой раной. Желчь сумел выжить и с тех пор возненавидел белых людей. Принимал участие во многих сражениях против армии США. Потерял двух жён и троих детей в начале битвы при Литтл-Бигхорн.

В резервации
После Литтл-Бигхорн последовал в Канаду за Сидящим Быком. В конце 1880 года вернулся в США и сдался военным, поселившись в резервации Стэндинг-Рок. Его группа состояла из 230 человек.
Поселившись в резервации, Желчь стал призывать соплеменников к мирной жизни, так как пришёл к выводу о тщетности войны с белыми. Был дружен с индейским агентом Джеймсом Маклафлином. Между ним и Сидящим Быком возникали разногласия и раздоры. Отказался принимать участие в шоу Баффало Билла. Даже будучи в летах Желчь был человеком потрясающей взрывной силы и весил 260 фунтов. Он умер 5 декабря 1894 года и был похоронен в Стэндинг-Роке.

Большая Нога

(1824 — 29 декабря 1890)
Большая Нога (Си Танка), также известный как Пятнистый Лось - вождь индейского племени миннеконжу.
Он был сыном вождя Длинного Рога, после смерти которого стал вождём племени.
Он был убит в 1890 году в Южной Дакоте вместе с более чем 300 своих соплеменников в столкновении с армией США, известном как Бойня на ручье Вундед-Ни .

Ранние годы в качестве вождя
Си Танка родился в период между 1820 и 1825 годами в племени миннеконжу народности сиу. В молодости он ничем не прославился, но после смерти отца, вождя Длинного Рога, в 1875 году Большая Нога стал вождём миннеконжу. Среди представителей своего народа он вскоре стал известен как умелый политик и дипломат.
В 1876 году Большая Нога присоединился к Сидящему Быку и Неистовому Коню в войне против армии США, однако значительной роли в военных действиях он не сыграл. После сиуских войн правительство отправило миннеконжу в индейскую резервацию Шайенн-Ривер в Южной Дакоте. Большая Нога решил, что для его племени будет лучше приспособиться к жизни в резервации и перенять образ жизни белых людей, сохранив при этом язык и культурные традиции лакота. Миннеконжу занялись оседлым земледелием - стали выращивать кукурузу одними из первых среди американских индейцев, руководствуясь правительственными стандартами. Большая Нога укреплял мир между своими людьми и белым поселенцами, он в качестве племенного делегата посещал Вашингтон и пытался добиться создания школ на территории сиу.

Участие в движении «Танец духов»
Новое религиозное движение
Из-за плохих условий жизни в резервациях индейцы лакота находились в глубоком отчаянии; к 1889 году они стали искать радикальное средство против своих непрекращающихся злоключений. Им стало движение под названием «Пляска Духа», новая религия, созданная пророком Вовокой из племени южных пайютов. Большая Нога и его племя с большим энтузиазмом отнеслись к церемонии Танца духов.
Хотя правилами резервации запрещалось практиковать религию, движение широко распространялось по лагерям индейцев, из-за чего местные агенты по делам индейцев стали бить тревогу. Некоторым агентам удалось самостоятельно навести порядок, другие вынуждены были прибегнуть к помощи федеральных войск.

Приглашение вождя Красное Облако
После того, как Сидящий Бык был убит в резервации Стэндинг-Рок в 1890 году, его люди решили искать защиту у Большой Ноги. В декабре 1890 года, опасаясь арестов и правительственных репрессий, Большая Нога повёл племя на юг, в резервацию Пайн-Ридж, куда его пригласил вождь Красное Облако. Красное Облако надеялся, что авторитетный вождь Большая Нога поможет ему заключить мир. А Большая Нога надеялся найти в Пайн-Ридж безопасное убежище, его люди не собирались сражаться с войсками и шли с белым флагом.

Бойня на ручье Вундед-Ни
28 декабря 7-ой кавалерийский полк перехватил племя Большой Ноги на пути в Пайн-Ридж. Вождь, тяжело больной пневмонией, сдался без сопротивления. Кавалеристы доставили индейцев к ручью Вундед-Ни, где находился лагерь. Ночью Большая Нога и его люди разбили лагерь, а хорошо вооруженные солдаты держали их в окружении. Утром прибыл полковник Джеймс Форсайт и принял командование над войсками. Перед отправлением он приказал забрать у индейцев оружие, однако после случайного выстрела, солдаты открыли стрельбу по безоружным сиу из пушек, винтовок и пистолетов. В бойне погибло 153 мужчин, женщин и детей.
Среди них был и Большая Нога.

Приветствую, дорогие друзья. На связи Артур Быков и я хотел порадовать вас новым видео уроком. Однако, мне попалась под руку статья (письмо) вождя племени индейцев. Мне очень понравилась его философия и цитаты. Поэтому видео выложу завтра, а сегодня рекомендую приобщиться к культуре коренных жителей Америки (приготовьтесь, там очень много букв)!

Речь индейского вождя Сиэтла в 1854 году

«Великий Вождь из Вашингтона извещает, что желает купить нашу землю. Великий Вождь также посылает нам весть дружбы и доброй воли. Он очень добр, ибо мы знаем, что наша дружба - слишком малая плата за его расположение. Однако, мы обдумаем Ваше предложение, ибо понимаем, что если не продадим землю, бледнолицый придет с ружьями и отберет ее силой.

Как вы сможете купить небо или тепло земли? Эта мысль нам непонятна.
Если мы не распоряжаемся свежестью воздуха и всплесками воды, то как вы можете купить их у нас?

Для моего народа каждая пядь этой земли священна. Каждая сверкающая сосновая шишка, каждый песчаный берег, каждый клочок тумана в темном лесу, каждая поляна и каждая жужжащая мошка - все они святы для памяти и чувств моего народа. Сок, текущий в стволах деревьев, несет в себе память краснокожих.

Вступив на путь среди звезд, усопшие бледнолицые забывают страну своего рождения. Наши усопшие никогда не забывают этой прекрасной земли, ибо она - мать краснокожих. Мы - часть этой земли, и она часть нас самих. Душистые цветы - наши сестры, олень, конь, большой орел - наши братья. Горные вершины, сочные луга, теплое тело мустанга и человек - все они одна семья.

Когда Великий вождь из Вашингтона говорит, что хочет купить у нас землю, он требует от нас слишком многого. Великий вождь извещает, что он оставит нам место, чтобы мы жили в удобстве. Он станет нам отцом, а мы станем его детьми. Но все не так просто, ибо для нас эта земля - священна.

Эта сверкающая вода, текущая в ручьях и реках, - не просто вода, а кровь наших предков. Если мы продадим вам землю, вы должны помнить, что она священна. Вы должны учить своих детей тому, что она священна, и любой призрачный отблеск в чистых водах озер повествует о делах жизни и памяти моего народа. Журчание воды - это голос отца моего народа. Реки - наши братья, они утоляют нашу жажду.

Реки переносят наши каноэ и кормят наших детей. Если мы продадим вам землю, вы должны помнить и учить ваших детей, что реки - наши братья и ваши братья; и впредь вы должны относиться к рекам с той же добротой, с какой относитесь к своему брату.

//////////////////
Вам может быть интересно почитать статью .
//////////////////

Краснокожий всегда отступал перед идущим вперед бледнолицым, как горный туман отступает перед утренним солнцем. Но прах наших отцов свят. Их могилы - священные места, и поэтому эти холмы, деревья и участки земли стали для нас святыми. Мы знаем, что бледнолицый не принимает наших мыслей.

Для него один участок земли ничем не отличается от другого, ибо он - чужак, который приходит ночью и берет от земли все, что захочет. Для него земля не брат, а враг, и он идет вперед, покоряя ее. Он оставляет могилы отцов позади, но это его не заботит. Он забывает о могилах отцов и о правах своих детей. Он относится к своей матери-земле и к своему брату-небу как к вещам, которые можно купить, ограбить и продать, как овцу или яркие бусы. Его жадность пожирает землю и оставляет за собой пустыню.

Я не понимаю: Наши мысли отличны от ваших. Зрелище ваших городов - боль для взора краснокожего. Возможно, что так происходит потому, что краснокожие - дикари, и они многого не понимают. В городах бледнолицего нет тишины. В них нет такого места, где можно послушать, как весной распускаются почки, как шелестят крылья насекомых.

Возможно, что я просто дикарь и многого не понимаю. Мне кажется, что шум только оскорбляет слух. Разве это жизнь, если человек не может расслышать одинокий крик блуждающего огонька или ночной спор лягушек у пруда? Я - краснокожий, я многого не понимаю. Индейцы предпочитают мягкое звучание ветра над водами пруда, запах этого ветра, омытого полуденным дождем и пропитанного ароматом сосновой смолы.

Для краснокожего воздух - сокровище, ибо одним (им) дышит все живое: и зверь, и дерево, и человек дышат одним дыханием. Бледнолицый не замечает воздуха, которым дышит. Он не ощущает зловония, как человек, который умирает уже много дней.

Но если мы продадим вам свою землю, вы должны помнить, что для нас воздух - сокровище, что воздух делится своим духом со всем живым. Тот ветер, который вдохнул дыхание в наших дедов, принимает их последний вздох. И поэтому ветру предстоит наполнить духом жизни наших детей. Если мы продадим вам свою землю, вы должны держаться в стороне от нее и относиться к ней как священной, как к тому месту, куда даже бледнолицый, сможет прийти, чтобы ощутить вкус ветра, сладкий от луговых цветов.

Мы обдумаем ваше предложение купить нашу землю. Если мы решим принять его, я поставлю одно условие: бледнолицый должен относиться к животным этой земли как к своим братьям. Я - дикарь, я не могу думать иначе. Я видел тысячи мертвых бизонов в прериях - их оставил бледнолицый, стрелявший из проходившего мимо поезда.

Я - дикарь, и я не могу понять, как дымящийся железный конь может быть важнее бизона, которого мы убиваем, только оказавшись на краю гибели. Что будет с человеком, если не станет зверей? Если все звери погибнут, люди умрут от полного одиночества духа. Чтобы ни случилось с животными, это случается с человеком. Все взаимосвязано.

Вы должны учить своих детей тому, что земля у их ног - прах наших предков. Тогда они будут почить землю, в которой кроются жизни нашего рода. Учите своих детей тому, чему учим своих детей мы, а говорим им, что земля - наша мать. Что бы ни случилось с землей, это случается и с ее детьми.

Когда человек плюет на землю, он плюет в самого себя.

//////////////////
Также читайте статью .
//////////////////

Вот что мы знаем: не земля принадлежит человеку, а человек принадлежит земле, Вот что мы знаем: все в мире взаимосвязано, как кровь, которая объединяет целый род. Все взаимосвязано. Чтобы ни случалось с землей, это случается с ее детьми. Не человек плетет паутину жизни, он лишь одна нить в ней. Если он делает что-то с паутиной, то делает это и самим собой.

И все же мы обдумаем ваше предложение уйти в ту резервацию, которую вы приготовили для моего народа. Мы будем жить в стороне от вас, мы будем жить спокойно. Не так уж важно, где мы проведем остаток своих дней.

Наши дети уже видели своих отцов униженными поражением. Наши воины уже ощутили стыд. После поражения их жизнь обернулась праздностью, и они губят свои тела сладкой пищей и крепкими напитками. Не так уж важно, где мы проведем остаток своих дней, их осталось не так много. Лишь несколько часов, всего несколько зим, и не останется ни одного сына великих племен, которые когда-то так любили эту землю и которые сейчас скитаются малыми группами в лесах. Никто не сможет оплакивать тот народ, который когда-то был столь же могуч и полон надежд, как ваш. Зачем же мне оплакивать смерть своего народа? Племя - это всего лишь люди, ничего больше. Люди приходят и уходят как морские волны.

Даже бледнолицый, чей Бог идет рядом и говорит с ним, как друг, не может избежать всеобщей судьбы. В конце концов, быть может, мы еще станем братьями - посмотрим. Но мы знаем нечто такое, что бледнолицему предстоит когда-нибудь узнать: у нас с вами один Бог. Сейчас вы считаете, что владеете своим Богом точно так же, как хотите овладеть нашей землей, но это не так. Он - Бог всех людей и равно сострадает и краснокожим, и бледнолицым. Для Него эта земля - сокровище, и причинять вред этой земле означает поднимать руку на ее Творца. Бледнолицые тоже уйдут, хотя быть может позже, чем остальные племена. Продолжайте пачкать свое ложе, и однажды ночью вы задохнетесь в собственных отбросах. Но в своей гибели вы будете ярко пылать, объятым племенем мощи Бога, который привел вас господством над этой землей и над краснокожими.

Для нас такая судьба - загадка, ибо мы не понимаем, зачем нужно убивать бизонов, зачем приручать диких лошадей, зачем нарушать таинственные думы леса тяжелым запахом толпы людей, зачем пятнать склоны холмов говорящими проводами.

Где заросли? Их нет. Где орел? Его нет. Почему нужно прощаться с быстрым пони и охотой? Это - конец жизни и начало выживания.

Мы обдумаем ваше предложение купить нашу землю. Если мы согласимся, то будем в безопасности обещанной вами резервации. Там мы сможем прожить короткий остаток своих дней так, как захочется нам. Когда с этой земли исчезнет последний краснокожий, а памятью о нем будет только тень облака, парящего над прерией, в этих берегах и лесах по-прежнему сохранится дух моего народа, ибо он любит эту землю, как новорожденный любит сердцебиение своей матери. Если мы продадим вам эту землю, любите ее так, как любим ее мы. Заботьтесь о ней так, как заботились о ней мы.

Сохраните в своей памяти вид этой земли, какой она была, когда вы забрали ее. И всеми своими силами, всеми своими мыслями, всем сердцем сберегите ее для своих детей - и любите ее так: как Бог любит всех нас.
Мы знаем одно: у нас с вами один Бог. Для Него эта земля - сокровище.

Даже бледнолицым не избежать всеобщей судьбы. В конце концов мы еще можем стать братьями. Посмотрим.» (индейский вождь Сиэтл).

//////////////////
Возможно вас заинтересует статья .
//////////////////

_______________
Цитаты индейских вождей
_______________

(Эти высказывания принадлежат Сидячему Быку, Белому Облаку, Сизтлу и другим знаменитым вождям североамериканских индейцев XIX века):

«Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей».

«В первый год женитьбы молодожены смотрели друг на друга и думали, могут ли они быть счастливы. Если нет – они прощались и искали себе новых супругов. Если бы они были вынуждены жить вместе в несогласии, мы были бы так же глупы, как белый человек».

«Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания – это прошлое. Мудрость – это будущее».

«Мы не хотим церквей, потому что они научат нас спорить о Боге».

«Одно «возьми» лучше двух «я отдам»».

«Не нужно много слов, чтобы сказать правду».

«Хороший человек видит хорошие знаки».

«Тот, кто молчит, знает в два раза больше, чем болтун».

«Сначала посмотри на следы своих мокасинов, прежде чем судить о недостатках других людей».

«Прежде чем любить, научись ходить по снегу, не оставляя следов».

«Смерти нет. Есть только переход между мирами».

«Те, кто ложатся с собаками – встают с блохами».

«Как ловок должен быть язык белых, если они могут сделать правильное выглядящим как неверное, и неверное выглядящим как правильное».

«Мой сын никогда не займется земледелием. Тот, кто работает на земле, не видит снов, а мудрость приходит к нам во снах».

«Что такое жизнь? Это свет светляка в ночи. Это дыхание бизона, когда приходит зима. Это тень, ложащаяся на траву, и тающая на закате».

//////////////////
Вам будет полезно почитать статью .
//////////////////

«Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, – только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть».

«Великий Дух несовершенен. У него есть светлая сторона и темная. Иногда темная сторона дает нам больше знаний, чем светлая».
«Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой».

«Для того чтоб услышать себя, нужны молчаливые дни».

«Для того чтоб понять про себя, пообщайся с камнем в горах…».

«Если ты заметил, что скачешь на мёртвой лошади – слезай!».

«Когда Великий Дух дает новый день, он посылает его всему».

«Посмотрите на меня. Я беден и гол. Но я вождь своего народа. Нам не нужны богатства. Мы всего лишь хотим научить наших детей быть правыми. Мы хотим мира и любви».

«Когда вы привязываете лошадь к столбу, разве ждете вы, что она нагуляет силу?».

«Даже твое молчание может быть частью молитвы».

«Почему вы берете силой то, что не можете взять любовью?».

«Есть много способов пахнуть скунсом».

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я не смогу запомнить, привлеки меня к участию – и я пойму».

«Старое время было чудесным. Старики сидели под солнцем у порога своего дома и играли с детьми до тех пор, пока солнце не погружало их в дрему. Старики играли с детьми каждый день. А в какой-то момент они просто не просыпались».

«Когда умирает легенда и пропадает мечта, в мире не остается величия».

«Не иди позади меня – возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня – возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым».

«Правда – это то, во что люди верят».

«Даже маленькая мышь имеет право на ярость».

«Я страдаю, когда вспоминаю, как много было сказано хороших слов и как много обещаний было нарушено. В этом мире слишком много говорят те, у кого вообще нет права говорить».

«Тот, кто рассказывает истории, правит миром».

«У воды нет волос».

«Лягушка не выпивает пруд, в котором живет».
«Ветер, давший нашим дедам их первое дыхание, получает и их последний вздох, и ветер также должен дать нашим детям дух жизни».

«О Великий Дух, чей голос я слышу в ветрах, я прихожу к тебе, как один из множества твоих детей. Мне нужны твоя сила и мудрость. Сделай меня сильным не для возвышения над моим братом, но для победы над моим величайшим врагом – самим собой».

«Я был на краю земли. Я был на краю вод. Я был на краю неба. Я был на краю гор. Я не нашел никого, кто не был бы моим другом».

«Если тебе есть, что сказать, поднимись, чтобы тебя увидели».

«Ворон кричит не потому, что предвещает беду, а потому, что в кустах враги».

«Помни, что человек тоже животное, только умное».

«Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах».

«Человек должен сам сделать свои стрелы».

«У белого человека слишком много начальников».

«У всего в мире – своя песня».

«Надо мной – красота, подо мной – красота. И когда я покину тело – я тоже пойду тропой красоты».

«Ребёнок – гость в твоём доме – накорми, выучи и отпусти».

«Задай вопрос из своего сердца, и услышишь ответ из сердца».

«Говори с детьми, когда они едят, и сказанное тобою останется, даже когда ты уйдешь».

«Когда видишь, что гремучая змея готовится к удару – бей первым».

«Ты не можешь разбудить человека, который притворяется, что спит».

«Белый человек жаден. В кармане он носит холщовую тряпку, в которую высмаркивает свой нос – как будто боится, что может высморкать и упустить что-то очень ценное».

«Когда человек молится один день, а потом грешит шесть, Великий Дух гневается, а Злой Дух смеется».

«Хорошо сказанное слово лучше метко брошенного топора».

«Даже мёртвая рыба может плыть по течению».

«У души не будет радуги, если в глазах не было слез».

«Жизнь течет изнутри вовне. Следуя этой мысли, ты сам станешь истиной».

«Все на земле имеет свою цель, каждая болезнь – лекарство, которое лечит ее, а каждый человек – предназначение».

«Что такое человек без зверей? Если все звери будут истреблены, человек умрет от великого одиночества духа. Все, что случается со зверями, случается и с человеком».

«Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда».

«Если ты будешь говорить с совами или змеями, они будут говорить с тобой, и вы узнаете друг друга. Если ты не будешь говорить с ними, ты не узнаешь их, а того, чего ты не знаешь, ты будешь бояться. Человек разрушает то, чего боится».

«Родина там, где тебе хорошо».

«Не всегда враг является врагом, а друг – другом».

«Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал».

Пользователь frozenburger объяснил, что раскрасил фото для того, чтобы картинка приобрела более современный вид и позволила полнее оценить красоту этих людей. Frozenburger называет и имена индейцев, запечатлённых на снимке: Сидящий Бык, Оглядывающийся Медведь, Имеющий Большую Белую Лошадь, Белый Хвост, Печень Медведя, Перекатывающийся Через Горы Гром, Лающий Пёс, Парящий Ястреб, Хромой, Орлиный Свист. Вожди собрались вместе незадолго до встречи с генералом Нельсоном Майлзом. Снимок встречи индейских лидеров сделан в 1880 году. Пройдёт совсем немного времени, и некоторые его герои встретятся уже в других условиях. Оригинальный снимок:А вот и сам генерал М айлз, которого называли Медвежьим Мундиром. Именно под его командованием состоялась кровавая бойня на ручье Вундед-Ни в 1880 году. Это сражение стало последним крупнейшим столкновением между индейцами лакота и одной из последних битв Индейских войн. На снимке ниже - захваченные в плен во время бойни на ручье Вундед-Ни в 1880 году вожди индейских племён. Крайний справа - Парящий Ястреб.
Ещё один вождь, запечатлённый на фото, - Сидящий Бык, разгромивший в 1876 году один из американских полков США, до сражения не дожил. За две недели до битвы 40 полицейских-индейцев попытались арестовать его в своём доме. Вождь не захотел сдаваться, и в результате начавшейся перестрелки погиб сам, восемь его сторонников и шесть полицейских.