Главная · Дисбактериоз · Скифы кто такие. Скифы - таинственный древний народ. Кто такие скифы

Скифы кто такие. Скифы - таинственный древний народ. Кто такие скифы

Начиная со второй половины VIII в. до н.э. и до начала III в. н.э., на необъятных просторах от Причерноморья до Саяно-Алтая кочевали загадочные народы. Античные писатели и историки называли их «скифами». Те же древние авторы вкладывали в это понятие разные значения. Под «скифами» понимались и племена, жившие только в районе Северного Причерноморья, и прочие народы, обитавшие на достаточно удаленных друг от друга территориях. Даже Русское государство в некоторых средневековых сочинениях именовалось Скифией. Русские летописи подчеркивали, что народы Руси греками назывались «Великая Скифь». Скифы упоминаются в «Повести временных лет»:

«Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».

Официально существует две основные версии возникновения скифов:

    первая основана на так называемом «Третьем сказании» Геродота, где говорится, что скифы пришли с востока;

    вторая опирается на сказании, записанным тем же Геродотом, и предполагает, что в VIII в. до н.э. скифы заселили территории Северного Причерноморья, выделившись из среды преемников срубной культуры

Для справки: Срубная культура - объединение народов эпохи поздней бронзы (XVIII—XII века до н.э.), распространённое в степной и лесостепной полосах Восточной Европы между Днепром и Уралом. Отдельные памятники этой культуры встречаются в Западной Сибири и на Северном Кавказе. Есть версия, что народы срубной культуры были основой, из которой происходила миграция на северо-запад современного Ирана. У представителей срубной культуры, живших 3900—3200 лет назад, была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа R1a (субклады R1a1, R1a1a, R1a1a1b2, R1a1a1b2a2a-Z2123).

Кстати, если брать генеалогию за аргумент и на её основании делать выводы о происхождении народов, то по своей ДНК скифы так же были носителями Y-хромосомной гаплогруппы R1a. А если взять ДНК современных славян, то их генотип, как и у других современных народов, довольно неоднороден в силу ассимиляции и кровосмешения, но, тем не менее, для всех групп славян характерна Y-хромосомная гаплогруппа R1a. В России, в зависимости от территории она составляет от 34 до 55 %, белорусы 50%, украинцы 54%, поляки 56% (ссылка). Конечно, нельзя утверждать, что славяне произошли от скифов. История скифов закончилась в III в. н.э. поражением от соседей и родственного народа - сарматов. Славяне появились на исторической арене IV - V веках н.э. Скорее всего, скифы и сарматы вошли в состав Славянских племен, и влились скифо-сарматы в огромную Славянскую «семью» не бедными родственниками, а на равных. В Русском народном искусстве, рукоделии прослеживаются связи со скифским искусством, элементами одежды и символикой сарматов.

Скифы не были единым народом. Известный российский скифолог А. Ю. Алексеев пишет: «Скифы, этот азиатский по происхождению, но ставший европейским народ, оказывавший на протяжении нескольких столетий значительное воздействие на культуру и историю своих близких и дальних соседей. Они оказались первыми в длинной цепочке известных нам кочевых племён, которые с периодичностью в 200 - 400 лет накатывались волнами по Великому степному коридору в Европу…». «Скифы» - общее название многих близких по культуре, по хозяйственному укладу, образу жизни и идеологическим представлениям кочевых племён Евразии. Название скифам дали греки, впервые столкнувшиеся с ними в Малой Азии, а затем и в Северном Причерноморье, где первые греческие колонии возникли во второй половине VII века до н.э. Благодаря дошедшим до нас сведениям античных историков, в том числе и жившего в V веке до н.э. Геродота Галикарнасского, наибольшую известность приобрели так называемые европейские скифы, обитавшие в степных и лесостепных областях Северного Причерноморья (между Дунаем на западе и Доном на востоке) с VII века до н.э. по III век н.э.»

Чем же они занимались? Каков был уклад их жизни? Археология, открыла удивительный мир скифских курганов, образцы великолепного неповторимого искусства, грандиозных погребальных сооружений. Научная база скифской археологии была создана в XX в. Первые официальные раскопки большого скифского кургана были произведены в 1763 году по поручению генерал-поручика Алексея Петровича Мельгунова - губернатора Новороссийского края. С этого момента отсчитывается время полевой скифской археологии. Тогда исследовали Литой курган, находившийся в 60 км от Елисаветграда (ныне Кировоград). Вскрытое захоронение (Червонная Могила) оказалось погребением знатного скифа, о чём свидетельствовали великолепные золотые изделия конца VII — начала VI века до н.э.

Шедевры скифского изобразительного искусства, хранящиеся в лучших музеях, давно вошли в сокровищницу мировой культуры. Любой образованный человек узнает вещь, выполненную в скифском зверином стиле. Именно звериный стиль составляет самую оригинальную черту искусства скифского мира. Изображения животных украшали конскую сбрую, оружие, одежду, знаки власти, предметы культа и туалета.

Велика художественная ценность произведений, выполненных скифскими мастерами. Они хорошо владели техникой литья, ковки, чеканки, тиснения, гравировки и создали свой оригинальный стиль в искусстве, отличительной чертой которого были изображения на вещах животных в динамике — схватке, прыжке, беге. Ярким образцом скифского искусства является ажурная пластина - украшение конского убора - изображающая всадника, стреляющего из лука в оленя. А золотая пектораль (нагрудное украшение скифского царя) - уникальное произведение и шедевр мирового искусства. Художники скифского мира владели многими жанрами - резным рисунком, рельефом, объемной пластикой, аппликацией, вышивкой. Металлические изделия создавали, применяя литье, штамоповку, гравировку. В общем, дикари.

Смерть скифского царя была важным и трагическим событием для народа. Его долго оплакивали, совершали ряд кровавых обрядов. В могиле кроме царя хоронили животных, слуг, жен, деньги и драгоценности. Затем насыпали огромный холм. На кургане устанавливали каменное изваяние в виде стоящей человеческой фигуры. Оно не имело ничего общего с «живым прототипом», это был обобщенный образ мужчины, грубо вырубленный из монолитного камня. Мастер показывал только самые необходимые черты - голову, лицо, руки и ноги, одежду и оружие. Изображались также атрибуты власти - гривна на шее и ритон в руке. Скифы верили, что воздвигая этот образ над могильным курганом, они преодолевают нарушение мирового порядка, которое происходит со смертью царя.

Сегодня уже довольно хорошо известен внешний облик скифов-кочевников: эллинские мастера этнографически точно изображали их на золотых и серебряных сосудах и ювелирных изделиях, во множестве найденных в курганах высшей скифской знати. Ценную информацию даёт и антропологическая реконструкция, проводимая по костным останкам и черепам из скифских захоронений. «Да, скифы мы, да, азиаты мы с раскосыми и жадными очами...» - этот поэтический образ, созданный Александром Блоком, не отвечает действительности. Никаких раскосых глаз и иных монголоидных черт у скифов не было. Они - типичные европеоиды среднего роста и крепкого телосложения. По языку скифы принадлежали к североиранской группе (из ныне существующих народов ближе всех к ним по языку осетины).

Скифы были искусными и свирепыми воинами. Появившись в VIII - начале VII в. до н.э. в Причерноморье, двинулись на Ближний Восток и Грецию. Пройдя через перевалы Главного Кавказского хребта, они вторглись в VII веке до н.э. в Закавказье, разгромили могучее государство Урарту и, словно грозная буря, обрушились на цветущие города Мидии, Ассирии, Вавилонии, Финикии и Палестины. Вскоре после этих событий скифы двинулись дальше на юг и, достигнув Сирии и Палестины, собирались вторгнуться в Египет. Но фараон Псамметих I опередил их: вышел навстречу скифам с богатыми дарами и отговорил от намерения разорить древнюю страну. По сообщению Геродота, северные кочевники оставались в Передней Азии 28 лет и всё опустошили своим буйством и насилием. Скифы вели себя на Ближнем Востоке как грабители и насильники. Тысячи бронзовых наконечников их стрел, найденные при раскопках древних ближневосточных городов, следы пожарищ и разрушений в них подтверждают сообщения древних письменных источников об опустошительных набегах скифской конницы на цветущие области Передней Азии.
Затем пришёл черёд рассчитаться скифам за все причиненные обиды. И мидийский царь Киаксар, как сообщают античные авторы, пригласил многих скифских вождей и военачальников к себе во дворец на «дружеский» пир и, напоив их до беспамятства, приказал всех перебить. Лишившись высшего руководства и находясь под угрозой полного разгрома мидийскими войсками, скифы вынуждены были вернуться в свои северопричерноморские владения. И с конца VII века до н.э. основные события скифской истории уже связаны только со степными и лесостепными областями Восточной Европы.
В таблице приведены основные вехи истории скифов.

Выводы:
1. Скифы не могли быть прямыми предками славян, хотя генетически мы схожи.
2. Скифы однозначно оказали существенное влияние на становление, культуру, традиции и обычаи славянских народов.
3. Скифы не были одним народом, одним этносом. Это были родственные по культуре, языку и обычаям кочевые племена.

Степи Центральной Азии столетиями служили домом для многих кочевых народов. Племена скотоводов время от времени совершали набеги на соседние города. Первыми описал кочевников греческий ученый Геродот, живший в 5 веке до н.э. Племена, жившие на территории современного юга России и Украины, историк назвал скифами. Родственные скифам племена, которых Геродот называл саками, жили на территории Казахстана, Алтая, Туркмении, Узбекистана.

История

Скифы мигрировали из Центральной Азии на юг России в 7-8 веках до нашей эры. На этой земле скифы основали богатое, сильное государство с границами от Дона на востоке до Дуная на западе и центром в Крыму, существовавшее с 4 века до н.э. по 3 век до нашей эры.

Скифов боялись, и восхищались ими, воздавая дань их военному искусству, особенно талантам наездников. Миграция племени из Азии привела их на территорию киммерийцев, живших в горах Кавказа, и на равнинах к северу от Черного Моря. В войне, которая длилась около тридцати лет, скифы разгромили киммерийцев и оказались во главе империи, простирающейся от западной Персии через Сирию и Иудею к границам Египта. Мидийцы, населявшие Персию и Турцию, изгнали скифов из своих владений, оставив под их контролем только территории юга России.

Геродот описывает современных ему скифов как федерацию племен. Вероятно, не все народы этой федерации говорили на языке иранской группы. Большинство скифов были кочевниками, но встречались и земледельцы. Племена активно торговали с греческими городами в Крыму.

Из среды скифов выделялся класс правителей — богатых аристократов, которых Геродот называл «царскими скифами». Сохранились могилы царских скифов — курганы с большим количеством изделий из золота и других драгоценных металлов.

Племенами правил царь, власть которого наследовал старший сын. Во времена Геродота семья правителей Скифии породнилась с греческими аристократами.

В 514 году до нашей эры Дарий, третий из великих персидских царей, решил вторгнутся в Скифию. Персидская армия в количестве 700 тысяч человек, во главе с самим Дарием маршировала через южнорусские степи. Кочевники постепенно отступали, осыпая армию врагов градом стрел. В итоге Дарию так и не удалось навязать противникам генеральное сражение.

На переговорах с Дарием, послы скифов заявили: «У нас нет ни городов, ни плодородных пашен в этой земле, и мы не боимся, что ты разоришь их. Но если ты хочешь сразиться с нами быстро, посмотри вокруг, и увидишь могилы наших отцов. Попробуй коснуться их и увидишь, будем ли мы сражаться с тобой». В конце концов, царь персов повернул назад. На обратном пути отряды скифов постоянно нападали на его войско. Персы больше не пытались завоевывать северные земли, и в течение следующего столетия скифы единолично правили южнорусскими степями.

В четвертом веке до нашей эры скифское царство достигло наивысшего расцвета. Великий царь Атей объединил все скифские племена и расширил свою территорию до Дуная. В 339 году Атей был убит в битве с Филиппом II Македонским в возрасте 90 лет. Во второй половине 3 века до нашей эры решающий удар по скифам нанесли родственные им племена сарматов с Востока.

Государство скифов сохранилось в Крыму и на черноморском побережье современной Болгарии, где они первоначально захватили несколько греческих колоний, но потерпели поражение от армии греческого Понтийского государства. Столицей крымских скифов был Неаполь Скифский, расположенный в районе современного Симферополя. В середине третьего века нашей эры Неаполь был разорен племенами готов, тогда же племена скифов исчезают с исторической сцены.

Язык

Скифы не владели письменностью. Некоторые скифские слова были записаны Геродотом, например, «пата» — значило «убить», «ойор» – значило «человек», «арима» – означало «один». По этим отрывкам слов, филологи отнесли скифский язык к языкам иранской семьи индоевропейской языковой группы. Сами себя скифы называли скудами, что, скорее всего, значило «лучники».

Образ жизни

Народ скифов был одним из первых, приручивших лошадь, и первым племенем, широко использовавшим лошадь в войне. Сохранились богато украшенные скифские уздечки. Скифам было неизвестны стремена, они ездили на лошади, искусно удерживая равновесие.

Скифы были многоженцами. В отличии от соседнего племени сарматов, где женщины воевали рядом с мужчинами, у скифов женщина находилась в зависимом положении. После смерти родича, сын или брат умершего забирал жен себе. Женщины и дети скифов путешествовали вслед за армией на повозках.

На землях скифов в изобилии водилась рыба, можно легко было добыть дичь. Диета состояла из тушеного мяса, кумыса, сыра, овощей, таких как фасоль и лук.

Скифы были первым племенем, носивших подобие штанов. Этот вид одежды был создан для удобства при конной езде. Мумии в захоронениях были покрыты татуировками.

Армия

Скифская армия была составлена из свободных людей, которые получали только питание и обмундирование, но могли участвовать в разделе добычи, если демонстрировали голову убитого ими врага. Воины носили бронзовые шлемы в греческом стиле и кольчуги. Основным оружием был короткий меч – акинак, и лук с двойным изгибом. Каждый скиф имел по крайней мере одного коня, аристократам принадлежали огромные табуны лошадей.

Воины не только отрезали головы убитых врагов, но и изготавливали из их черепов чаши. Они украшали эти ужасные трофеи с золотом и с гордостью демонстрировали их своим гостям.

Искусство

Это племя оставило после себя огромное количество изделий из золота. Золотом была богато украшена одежда, оружие, доспехи. Металл добывался из месторождений в районе Алтая.

Скифы достигли большого мастерства в искусстве изготовления украшений, выработав так называемый «звериный» стиль. Украшениям придавалась форма животных – оленя, тигра, льва, лошади, кабана. Фигурки бегущих животных отражали их грацию, иногда на украшениях встречались сцены борьбы зверей друг с другом.

Умельцы скифов работали с самыми разнообразными материалами, включая дерево, кожу, кость, войлок. Сохранилось много предметов одежды, отделанных вышивкой. Часто одежда была украшена миниатюрными бляшками в виде фигурок животных. Сохранились гобелены с изображением сцен поклонения Великой Богине или фигур полулюдей-полуживотных, ковры из войлока.

Богатая коллекция скифских драгоценностей хранится в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Основу коллекции составляют находки из кургана Пазырык на Алтае.

Не смотря на многие известные факты о скифах, остается еще много белый пятен в истории данного народа, которые еще предстоит разгадать.

No related links found

 5. По рассказам скифов, народ их - моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай . Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена. Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай , Арпоксай и самый младший - Колаксай . В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.

6. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата - племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев - царя - племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами.

7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времён первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет. Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснёт под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживёт и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил её, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось (не добывалось) золото. В области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению.

8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах. Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона (чаще - коров), прибыл в эту тогда ещё необитаемую страну (теперь её занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течёт, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.

9. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея . Там в пещере он нашёл некое существо смешанной природы - полудеву, полузмею (Богиня со змеями , родоначальница скифов, известна по ряду античных изображений). Верхняя часть туловища от ягодиц у неё была женской, а нижняя - змеиной. Увидев её, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у неё, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец, женщина отдала коней со словами: «Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?». Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: «Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь моё желание».

10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом , другого Гелоном , а младшего Скифом . Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей - Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше ещё и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).

11. Существует ещё и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населённая скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своём, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишённых родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть ещё и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.

12. И теперь ещё в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули вглубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары.

Скифы господствовали на юго-востоке Европы и на Среднем Востоке более трех веков подряд. Они являлись практически современниками классического греческого мира. Скифские конные лучники были первой восточной армией, оказавшей огромное влияние на европейское сознание в течение последующих 2 000 лет. Скифы не принадлежали к тюрко-монголоидной расе, как гунны и монголы. Они были индо-европейцами с прямыми чертами лица. Мы знаем это по дошедшим до нас изображениям на металле, а также по обрывкам языка скифов, сохранившимся в трудах греческих историков.

Мастерство верховой езды и стрельбы из лука превратило скифов из кочевого степного племени в мощную военную силу. В разное время они воевали против ассирийцев, мидийцев, персов и македонцев. Во время своего расцвета они господствовали на огромной территории, которую занимал Советский Союз. Однако, скифы сохранили обычаи кочевого племени: они устанавливали постоянные отношения с оседлыми земледельцами и скотоводами, с которых регулярно собирали дань.
Фрагмент изображения с гребня из захоронения Солока. На воине одеты холщевые греческие доспехи с дополнительной защитой из чешуек в районе груди. К ним прикреплены наплечники и подол с многочисленными разрезами.
Мы знаем об обычаях и внешнем виде скифов гораздо больше, чем о многих более древних культурах, хотя они не оставили нам письменных памятников. Южная окраина скифских владений граничила с северными пределами Греции в районе черноморского побережья, вдоль которого располагались торговые греческие города. Именно здесь Геродот, чьи труды являются главным письменным источником, получил основные сведения о скифах. Вероятно, здесь же скифы встретились с греческими кузнецами. К нашему счастью, у этих сильных и смелых людей была большая любовь к изображениям на драгоценных металлах; хороший вкус, который сказался в выборе именно греческих мастеров для изготовления этих изображений; а также способ захоронения, благодаря которому эти реликвии стали доступны для изучения историков.

Скифы жили в начале железного века. Они населяли степи, расположенные к северу от Черного моря. Хотя «скифский период» в истории Восточной Европы продолжался менее 400 лет (с седьмого по третий век до новой эры), скифы оставили о себе яркие воспоминания. Тысячу лет спустя после прекращения их существования в качестве независимого народа, центральную часть их владений вместе с подчиненными территориями продолжают называть «Великой Скифией».

С самого начала появление на мировой сцене, скифы принимали участие в великих походах своего времени. Они нанесли поражение современной им Ассирии, Урарту, Вавилонии, Мидии и Персии.

Древнегреческий историк Геродот пишет, что до скифов степи, прилегающие к Черному морю, населяли киммерийские племена. Скифы покорили киммерийцев. Преследуемые ими, киммерийские кочевники пересекли Кавказский хребет и рассеялись по городам Западной Азии. Скифы под предводительством короля Мадьяса разгромили Медеса, встретившегося им на пути.

В начале VI века скифы воевали против Ассирии. Однако, ассирийские летописи очень избирательны в описании событий: они много рассказывают о победах ассирийцев и обходят молчанием их поражения. К счастью, до нас дошли не только летописи, но и доклады шпионов, а также записи вопросов, которые ассирийские цари задавали своим оракулам, когда искали у них совета перед сражением.

После некоторого периода военных действий между Ассирией и Скифией, ассирийскому царю Эсархаддону удалось на время заключить перемирие: он преподнес скифскому царю Партатуйе богатые дары и отдал ему в жены свою дочь. Скифы тем временем обратили оружие против Палестины и Египта. Библейский пророк говорит о скифах как о «могущественном древнем народе, чей язык трудно понять. Колчаны этих храбрых воинов подобны открытой могиле. Они забирают урожай хлеба и винограда, овец и быков вместе с твоими сыновьями и дочерьми впридачу». Только заплатив огромную дань скифам, фараон Псамметик, правивший в 663-609 г.г. до н.э., избавил свою страну от их вторжения.

Из Египта скифы возвратились в Ассирию. В 650-620 г.г. до н.э. Мидия – одно из богатейших государств Древнего Востока – попала под их влияние. В 612 г. до н.э. скифско-медийская армия захватила Ниневию и уничтожила ассирийскую империю.

Геродот говорит о господстве скифов в Азии следующее: «Они опустошили всю Азию. Скифы не только собирали дань установленного размера, но и совершали набеги, забирая все, что могли увезти с собой. Однажды Каксар и мидийцы пригласили скифов на пир, после которого убили их». Это дает основание думать, что скифы лишились доминирующего положения из-за предательства. В любом случае, в конце VII века до н.э. основная часть армии кочевников отправилась назад, на Северный Кавказ.

Однако многое остается неясным относительно скифских войн на Среднем Востоке. Неизвестно, что представляло собой войско скифов: была ли это объединенная и дисциплинированная «государственная» армия или они двигались к югу разрозненными кочевыми отрядами. Мы также не знаем, как много скифов осталось на Среднем Востоке и сколько ушло в Причерноморские степи. Несомненно, скифы почерпнули для себя много полезного, взаимодействуя с народами Среднего Востока. В области военного искусства им не было равных: они с одинаковым успехом воевали пешими и конными, умели сражаться с кавалерией и пехотой, брать штурмом хорошо укрепленные города. Но для победы в войне с мощными древними империями одной храбрости и воинского мастерства было недостаточно.

Большое значение имели доспехи и оружие, с помощью которых воин мог поразить врага, сам оставаясь невредимым. Военное облачение скифов сформировалось во время войн на Среднем Востоке. До этого они не использовали защитных доспехов. Мы знаем о скифских доспехах и оружии благодаря раскопкам их захоронений. Скифы хоронили своих умерших соплеменников в могилах, называемых курганами. Внешне курган выглядел как большой холм земли. Воина на его пути в вечность сопровождала наиболее ценная часть его имущества. В могиле обычного воина, как правило, находился лук с несколькими дюжинами стрел, пара копий или копье и дротик. Царские захоронения заключали в себе целые арсеналы. Здесь были защитные доспехи, шлемы, мечи, колчаны со стрелами, множество копий; а в ранних захоронениях находили многочисленные скелеты лошадей.

1. Скифский царь начала VI века до н.э.

Облик скифского царя конца эпохи войн на Среднем Востоке. Внешний вид восстановлен по находкам из захоронений возле кубанской станицы Келермесская. Щит извлечен из могилы возле станицы Костромская. Топор царя, рукоятка и ножны его меча обшиты золотом с гравировкой, выполненной мастером из Урарту (Армении) в присущем скифам стиле. Он также вооружен копьем и луком со стрелами, которые находятся в “горритосе” (футляр для лука и стрел), украшенном золотой пластиной с гравировкой. Золотой замок “горритоса”, вероятно, греческой работы. Отлитый из бронзы шлем скифского происхождения. Доспехи из нашитых на кожу железных чешуек типично скифские. В центре обитого железом щита находится изображение леопарда. Украшенная золотом уздечка и нагрудная перевязь скифской работы. На седле типично скифская накидка.

2. Знатный воин из Урарту

Оружие и доспехи воссозданы благодаря находкам, обнаруженным при раскопках в крепости Тешебани на территории современной Армении (древнего государства Урарту). На воине шлем, типичный для мастеров из Урарту. Доспехи чешуйчатой конструкции состоят из бронзовых пластинок. Рядом с воином мы видим бронзовый колчан с гравировкой и железный меч с резной ручкой из слоновой кости. Одежда воина реконструирована исследователями по настенным росписям и керамическим изделиям из Урарту.

Кто такие скифы? Где они жили? Культура скифов. Скифы и сарматы "Скифский мир" сложился в 1-м тысячелетии нашей эры. Он возник в степях Евразии. Это культурно-историческая и хозяйственная общность, которая стала одним из самых выдающихся явлений древнего мира. Кто такие скифы? Слово "скифы" имеет древнегреческое происхождение. Его принято употреблять для обозначения всех североиранских кочевников. О том, кто такие скифы, можно говорить в узком и широком смысле слова. В узком так называют лишь жителей равнин Причерноморья и Северного Кавказа, отделяя их от близкородственных племен – азиатских саков, дахов, исседонов и массагетов, европейских киммерийцев и савроматов-сарматов. Полный список всех скифских племен, известных авторам древности, состоит из нескольких десятков названий. Мы не будем перечислять все эти народы. Кстати, некоторые исследователи полагают, что скифы и славяне имеют общие корни. Однако это мнение не доказано, поэтому его нельзя считать достоверным. Расскажем и о том, где жили скифы. Они занимали огромную территорию от Алтая до Дуная. Скифские племена со временем присоединили к себе местное население. У каждого из них появились свои особенности духовной и материальной культуры. Однако все части огромного скифского мира объединяла общность происхождения и языка, обычаев и хозяйственных занятий. Интересно, что персы считали все эти племена одним народом. Скифы имеют общее персидское название - "саки". Его употребляют в узком смысле для обозначения населяющих Среднюю Азию племен. К сожалению, мы можем судить лишь на основании косвенных источников о том, какими были скифы. Фото их, конечно, не существует. Более того, исторических сведений о них не так много. Внешний вид скифов Изображение на вазе, обнаруженной в кургане Куль-Оба, дало исследователям первое реальное представление о том, как жили скифы, как они одевались, каким было их вооружение и внешний облик. Эти племена носили длинные волосы, усы и бороду. Они одевались в льняную или кожаную одежду: длинные штаны-шаровары и кафтан с поясом. На ногах у них были кожаные сапоги, перехваченные ремешками на щиколотках. Голову скифов покрывали войлочные остроконечные шапки. Что касается оружия, у них были лук и стрелы, короткий меч, четырехугольный щит и копья. Кроме того, изображения этих племен встречаются и на других предметах, обнаруженных в Куль-Обе. Например, на золотой бляшке представлены два скифа, которые пьют из ритона. Это обряд побратимства, известный нам по свидетельствам древних авторов. Железный век и скифская культура Образование скифской культуры проходило в эпоху распространения железа. Оружие и орудия труда из этого металла пришли на смену бронзовым. После того как был открыт способ изготовления стали, железный век окончательно победил. Инструменты, сделанные из стали, совершили настоящую революцию в военном деле, ремесле и земледелии. Скифы, территория распространения и влияние которых были внушительны, жили в раннем железном веке. Эти племена владели передовыми технологиями, которые использовались в то время. Они могли добывать железо из руды, затем превращать его в сталь. Скифы использовали разные приемы наваривания, цементации, закаливания, ковки. Именно через эти племена народы северной Евразии познакомились с железом. Навыки металлургии они позаимствовали у скифских ремесленников. Что произойдет, когда вы будете делать "планку" каждый день? Как дата рождения определяет всю вашу дальнейшую жизнь 14 способов узнать об отношении кота к себе Железо в Нартовских сказаниях обладает волшебной силой. Курдалагон – небесный кузнец, который покровительствует героям и богатырям. Идеал мужчины и воина воплощает Нарт Батраз. Он рождается железным, а затем проходит закалку у небесного кузнеца. Нарты, побеждая неприятелей и захватывая их города, никогда не трогают кварталы кузнецов. Так осетинский эпос древности в виде художественных образов передает атмосферу, характерную для раннего железного века. Почему появились кочевники? На бескрайних просторах, от находящегося на западе Северного Причерноморья до расположенных на востоке Монголии и Алтая, более 3 тыс. лет назад стала складываться весьма оригинальная разновидность кочевого хозяйства. Она охватила существенную часть Центральной Азии и Южной Сибири. Этот тип хозяйства сменил оседлый скотоводческо-земледельческий быт. Целый ряд причин вызвал столь важные перемены. Среди них – изменение климата, в результате которого высохла степь. Кроме того, племена освоили езду на лошади. Состав стад изменился. Теперь в них начали преобладать лошади и овцы, которые могли добывать себе подножный корм зимой. Эпоха ранних кочевников, как ее называют, совпала с важной вехой истории, когда человечество осуществило большой исторический шаг – железо стало основным материалом, применяющимся для изготовления как орудий труда, так и оружия. Жизнь номанов Рациональная и аскетичная жизнь номанов проходила по суровым законам, которые требовали от племен владения верховой ездой и отличных воинских навыков. Необходимо было быть готовым в любой момент защитить свое имущество или захватить чужое. Основным мерилом благосостояния для номанов был скот. Предки скифов получали от него все самое необходимое: кров, одежду и пищу. Практически все номаны степей Евразии (за исключением восточных окраин), по мнению многих исследователей, были ираноязычными в ранний период своего развития. Более тысячелетия длилось господство в степи ираноязычных кочевников: с 8-7 в. до н. э. по первые века н. э. Скифская эпоха стала временем расцвета этих иранских племен. Какие черты делают женщину действительно привлекательной? Четыре элемента истинной любви по учению Будды 35 мудрейших еврейских поговорок Источники, по которым можно судить о скифских племенах В настоящее время лишь фрагментарно известна политическая история многих из них, а также их сородичей (тохаров, массагетов, даев, саков, исседонов, савроматов и др.). Античные авторы описывают в основном деяния крупных вождей и военные походы скифов. Другие особенности этих племен их не интересуют. О том, кто такие скифы, писал Геродот. Только у этого автора, которого Цицерон назвал "отцом истории", можно найти довольно подробную характеристику традиций, религии и быта этих племен. Долгое время о культуре североиранских кочевников имелись весьма скудные сведения. Только со 2-й половины 19-го века, после раскопок курганов, принадлежавших скифам (на Северном Кавказе и Украине), и анализа сибирских находок сложилась целая научная дисциплина, именуемая скифологией. Ее основателями считаются крупные российские археологи и ученые: В. В. Григорьев, И. Е. Забелин, Б. Н. Граков, М. И. Ростовцев. Благодаря их исследованиям мы получили новые сведения о том, кто такие скифы. Свидетельства генетической общности Несмотря на то что различия в культуре скифских племен были довольно велики, ученые выделили 3 элемента, которые говорят об их генетической общности. Первый из них – конское убранство. Второй элемент триады – определенные виды оружия, которые использовали эти племена (кинжалы-акинаки и небольшие луки). Третий – то, что в искусстве всех этих кочевников преобладал звериный стиль скифов. Сарматы (сармоваты), опустошившие Скифию Эти народы в 3-м веке н. э. вытесняет следующая волна кочевников. Новые племена опустошили существенную часть Скифии. Они истребили побежденных, а большую часть страны превратили в пустыню. Об этом свидетельствует Диодор Сицилийский. Скифы и сарматы - племена, которые пришли с востока. Довольно обширна номенклатура сармоватов. Известно также о том, что существовало несколько союзов: роксоланы, языги, аорсы, сираки… Культура этих кочевников имеет множество сходств со скифской. Это можно объяснить религиозным и языковым родством, то есть общими корнями. Сарматский звериный стиль развивает скифские традиции. Его идеологическая символика сохраняется. Однако скифы и сарматы характеризуются наличием своих особенностей в искусстве. У сарматов оно является не просто заимствованием, а новым культурным феноменом. Это искусство, которое было порождено новой эпохой. Развитие аланов Возвышение аланов, новой североиранской народности, происходит в 1-м веке н. э. Они распространяются от Дуная до Приаралья. Аланы участвовали в проходивших на Среднем Дунае Маркоманских войнах. Они совершали набеги на Армению, Каппадокию и Мадию. Эти племена держали под контролем Шелковый путь. Вторжение гуннов, произошедшее в 375 году н. э., положило конец их господству в степи. Значительная часть аланов отошла в Европу вместе с готами и гуннами. Эти племена оставили свой след во множестве топонимов, которые встречаются на территории Португалии, Испании, Италии, Швейцарии и Франции. Считается, что аланы с их культом воинской доблести и меча, с их военной организацией и особым отношением к женщине находятся у истоков европейского рыцарства. Эти племена в течение всего средневековья были заметным явлением в истории. Наследие степи зримо ощущается в их искусстве. Осев в горах Северного Кавказа, часть аланов сохранила язык. Они стали этнической основой в образовании современных осетин. Разделение скифов и савроматов Скифы в узком значении, то есть европейские скифы, и савроматы (сарматы), как считают ученые, разделились не раньше 7-го века до н. э. Их общие предки до этого времени населяли степи Предкавказья. Только после походов в страны, находящиеся за Кавказом, савроматы и скифы разошлись. Отныне они стали жить на разных территориях. Киммерийцы и скифы начали враждовать. Противостояние между этими народами закончилось тем, что скифы, сохранив себе основную часть северокавказской равнины, захватили Северное Причерноморье. Киммерийцев, обитавших там, они частично вытеснили, а частично подчинили себе. Савроматы же теперь населяли степи Приуралья, Поволжья и Прикаспия. Река Танаис (современное название – Дон) являлась границей между их владениями и Скифией. В древности была популярна легенда о происхождении савроматов от браков скифов с амазонками. Этой легендой объясняли то, почему савроматские женщины занимали высокое положение в обществе. Они ездили верхом наравне с мужчинами и даже участвовали в войнах. Исседоны Исседоны также отличались равноправием полов. Эти племена жили восточнее савроматов. Они населяли территорию нынешнего Казахстана. Эти племена славились своей справедливостью. Их приписывали к народам, не знающим обиды и вражды. Дахи, массагеты и саки Дахи обитали у Каспийского моря, на восточном его побережье. А к востоку от них, в полупустынях и степях Средней Азии, находились земли массагетов и саков. Кир II, основатель Ахеменидской державы, в 530 году н. э. совершил поход на массагетов, населявших области у Аральского моря. Этими племенами правила царица Томирис. Она не захотела стать женой Кира, и тот решил силой завладеть ее царством. Персидская армия в войне с массагетами была разгромлена, а сам Кир погиб. Что касается саков Средней Азии, эти племена разделились на 2 объединения: саки-хаумаварга и саки-тиграхауда. Так их именовали персы. Тигра в переводе с древнеперсидского означает "острый", а хауда – "шлем" или "шапка". То есть саки-тиграхауда – саки в остроконечных шлемах (шапках), а саки-хаумаварга – почитающие хаому (священный напиток ариев). Дарий I, персидский царь, в 519 году до н. э. совершил поход на племена тиграхауда, завоевав их. Скунха, плененный вождь саков, изображен на рельефе, высеченном по приказу Дария на Бехистунской скале. Культура скифов Следует отметить, что скифские племена создали довольно высокую культуру для своего времени. Именно они определили путь дальнейшего исторического развития множества регионов. Эти племена участвовали в образовании многих народов. В империи Чингисхана хранились скифские летописи, была представлена богатая литература со сказаниями и легендами. Есть основания надеяться, что большая часть этих сокровищ сохранилась до наших дней в подземных хранилищах. Культура скифов, к сожалению, остается малоизученной. В древнеиндийских сказаниях и ведах, в китайских и персидских источниках говорится о землях района Сибири-Урала, на которых жили необычные люди. У плато Путорано, как считали они, были расположены обители богов. Эти места привлекали внимание правителей Индии, Китая, Греции, Персии. Однако интерес обычно заканчивался экономической, военной или другой агрессией против великих племен. Известно, что в Скифию в разные времена вторгались войска Персии (Дарий и Кир II), Индии (Арджуна и др.), Греции (Александр Македонский), Византии, Римской империи и т. д. Нам известно из исторических источников и о том, что интерес к этим племенам со стороны Греции проявляли: врач Гиппократ, географ Гекатий Милетский, трагики Софокл и Эсхал, поэты Пандор и Алкаман, мыслитель Аристотель, логограф Дамаст и др. Две легенды о происхождении Скифии, рассказанные Геродотом Геродот рассказал две легенды о происхождении Скифии. Согласно одной из них, Геракл, находясь здесь, встретил в Причерноморье (в пещере земли Гилея) необычную женщину. Ее нижняя часть была змеиной. Три сына родилось от их супружества – Агафирс, Скиф и Гелон. От одного из них и произошли скифы. Кратко изложим и другую легенду. Согласно ей, первым на земле появился человек, которого звали Таргитай. Родителями его являлись Зевс и Борисфена (дочь реки). У них родилось трое сыновей: Арпоксай, Липоксай и Колаксай. Старший из них (Липоксай) стал родоначальником скифов-авхатов. Траспии и катиары произошли от Арпоксая. А от Колаксая, младшего сына, - царственные паралаты. Эти племена все вместе называются сколотами, а скифами их стали именовать греки. Всю территорию Скифии Колаксай сначала разделил на 3 царства, которые достались его сыновьям. Одно из них, то, где хранилось золото, он сделал наибольшим. Область, находящаяся к северу от этих земель, покрыта снегами. Около I тысячелетия до н. э. возникли скифские царства. Это было время Прометея. Связь скифов с Атлантидой Конечно, нельзя считать историей народов Скифии легенды о родословной царей. Считается, что история этих племен имеет корни в Атлантиде, древней цивилизации. В эту империю входили, кроме острова в Атлантическом океане, где была расположена столица (Платон описал ее в диалогах "Критий" и "Тимей"), земли на северо-западе Африки, а также Гренландии, Америки, Скандинавии и северной части России. К ней же относились и все области, находившиеся вокруг Северного географического полюса. Расположенные здесь островные земли именовались Средиземьем. Их населяли далекие предки азиатских и европейских народов. На карте Г. Меркатора, относящейся к 1565 году, представлены эти острова. Хозяйство скифов Скифы - народ, военная мощь которого могла сложиться только на крепкой социально-экономической основе. И у них была такая база. В скифских землях более 2,5 тысячи лет назад был более теплый климат, чем в наше время. У племен было развито животноводство, земледелие, рыболовство, осуществлялось производство кожаных и сукновальных товаров, тканей, изделий из керамики, металлов и дерева. Изготавливалось военное снаряжение. По качеству и уровню продукция скифов не уступала греческой. Племена обеспечивали себя всем, что было необходимо. Они занимались добычей золота, железа, меди, серебра и других полезных ископаемых. У скифов производство литья достигло очень высокого уровня. Как сообщает Геродот, составивший описание скифов, в 7-м веке до н. э., при царе Арианте, эти племена отлили огромный медный котел. Толщина его стенки составляла 6 пальцев, а емкость – 600 амфор. Он был отлит на Десне, к югу от Новгород-Северского. Во время нашествия Дария этот котел был спрятан к востоку от Десны. Здесь же велась добыча и медной руды. Скифские золотые реликвии спрятаны на территории Румынии. Это чаша и плуг с ярмом, а также обоюдоострая секира. Торговля скифских племен Торговля была развита на территории Скифии. Имелись водные и сухопутные торговые пути по европейским и сибирским рекам, Черному, Каспийскому и Северному морям. Кроме боевых колесниц и колесных повозок, скифы строили речные и морские льнокрылые корабли на верфях Волги, Оби, Енисея, у устья Печоры. Чингисхан брал из этих мест мастеров для создания флота, предназначенного для завоевания Японии. Иногда скифы строили подземные ходы.