Главная · Дисбактериоз · Система трудового устройства инвалидов в российской федерации. Проблемы при трудоустройстве инвалидов и методы их решения. Особенности трудовых правоотношений с инвалидами

Система трудового устройства инвалидов в российской федерации. Проблемы при трудоустройстве инвалидов и методы их решения. Особенности трудовых правоотношений с инвалидами

Введение

По общим правилам каждый имеет равные трудовые права, и никто не может быть ограничен в возможности их реализации из-за положения, возраста и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами. Прием на работу инвалидов вызывает множество вопросов, ответы на которые, представляется, недостаточно разработаны в законодательстве и судебной практике. Как правило, работодателя интересует, не противопоказана ли данная работа инвалиду, не установлено ли какой-либо меры ответственности за прием на работу инвалида или неувольнение работника, ставшего инвалидом в процессе трудовой деятельности. Многие работодатели в подобных ситуациях начинают ожидать какой-либо проверки или даже наказания со стороны Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, налоговых органов, служб занятости и центров квотирования, инспекции труда и других органов. Особенно эти ожидания усиливаются, если работник скрыл инвалидность, и о ней стало известно по прошествии определенного времени. Этот вопрос очень актуален на сегодняшний день.

Цель: рассмотреть особенности приема на работу инвалидов и организацию труда конкретных категорий граждан.

Задачи: необходимо рассмотреть особенности приема на работу инвалидов, условия труда и режим работы и организацию труда для конкретных категорий инвалидов.

В данном реферате будут рассмотрены Санитарные правила СП 2.2.9.2510–09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов,» в которых говорится об особенностях организации труда для конкретных категорий инвалидов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором описаны наказания за нарушения обязанностей работодателем. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в котором описываются права инвалидов.

1. Особенности приёма на работу инвалидов

1.1 Документы, подтверждающие инвалидность

Информация об инвалидности соискателя должна быть подтверждена соответствующими документами. О наличии противопоказаний или особых рекомендаций по организации работы инвалида работодатель может узнать:

– из справки медико-социальной экспертизы, в которой указываются группа инвалидности и степень ограничения способности к трудовой деятельности (форма №1503004). Форма справки утверждена Постановлением Министерства труда России от 30.03.2004 №41 (Приложение №1);

– индивидуальной программы реабилитации инвалида. Образец формы индивидуальной программы реабилитации содержится в Приложении №1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 №379н.

При устройстве на работу инвалид не обязан показывать документ подтверждающий инвалидность, поскольку в перечне документов, которые необходимо предъявлять при приеме на работу, их нет .

Однако в некоторых случаях с учетом специфики работы при заключении трудового договора соискатель должен представить дополнительные документы, например о состоянии здоровья.

1.2 Особенности приема на работу инвалидов

С целью обеспечения трудоустройства людей с ограниченными возможностями федеральное законодательство обязывает:

Органы государственной власти в собственных нормативных актах определять компаниям в независимости от организационно-правовых форм и форм собственности, штат которых состоит из более чем 100 сотрудников, долю для найма инвалидов пропорционально числу сотрудников (не меньше чем 2%, но не больше 4%). Данное предписание не распространяется на общественные организации инвалидов, уставной капитал которых складывается из вкладов общественных объединений инвалидов;

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определять минимальное число отдельных рабочих мест с целью приема на работу людей с ограниченными возможностями для конкретных организаций, в рамках установленной доли найма на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для приема на работу инвалидов – рабочие места с расширенными мерами по организации трудового процесса, включая приспособление оборудования, аппаратуры и т.д. к персональным особенностям инвалидов. Работодатели согласно данной квоте приема на работу инвалидов должны:

– Создавать рабочие места для приема на работу инвалидов;

– Организовывать специальные условия трудового процесса с учетом персональной программы восстановления инвалида;

– Предоставлять сведения, необходимые для организации трудового процесса инвалида.

Анализ положений трудового законодательства Российской Федерации, а также законодательных актов о социальной защите инвалидов дает возможность сделать вывод о том, что работодатель не имеет права не трудоустроить инвалида (даже при отсутствии специальных рабочих мест), если организация трудового процесса на данном рабочем месте соответствует условиям труда с учетом персональной программы восстановления инвалида.

Извлечение из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Артикул 5.42. Несоблюдение прав инвалидов в сфере устройства на работу и трудовой занятости:

1. Отказ работодателя в трудоустройстве инвалида в рамках квоты предусматривает взыскание административного штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей.

2. Неаргументированный отказ от постановки на учет в качестве безработного предусматривает взыскание административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Все вышеперечисленные особенности следует указать в трудовом соглашении.

1.3 Условия труда инвалидов и режим работы

Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников.

Условия труда для работников с ограниченными физическими возможностями должны соответствовать:

1) действующему законодательству (п. 3.5.1 Санитарных правил);

2) общей и индивидуальной программам реабилитации инвалидов (п. 3.5.1 и ч. 1 п. 4.3 Санитарных правил).

Таким образом, работодателю нужно обратить внимание на противопоказания и рекомендации относительно доступных условий труда, которые содержатся в программе реабилитации. Например, на рекомендации по допустимому уровню шума, вибрации, электромагнитного излучения, пыли и т.д.

Возможно, сотрудник нуждается в работе:

1) с незначительной или умеренной физической, динамической и статической нагрузкой;

2) преимущественно в свободной позе, сидя, с возможностью смены положения тела, в отдельных случаях – стоя или с возможностью ходьбы;

3) не связанной с переходами. При организации труда инвалидов работодатель обязан учитывать все эти факторы.

1.4 Режим работы

Режим работы для инвалидов должен устанавливаться с учетом действующего законодательства:

– продолжительность рабочего времени для работников, являющихся инвалидами I и II групп, не должна превышать 35 часов в неделю;

– продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов указана в медицинском заключении;

– к работе в ночное время, сверхурочной работе и работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалиды могут быть привлечены только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья. Инвалиды должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день;

– работающие инвалиды имеют право на отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году и ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

2. Организация труда конкретных категорий инвалидов

Туберкулез легких

Инвалиды II группы и, в виде исключения, III группы из числа бациллярных больных могут быть приняты на предприятия, использующие труд инвалидов вследствие туберкулеза легких.

Основные требования к помещениям, в которых работают такие сотрудники, и санитарно-гигиеническим условиям:

· окна должны выходить на солнечную сторону;

· здоровые и больные работники должны питаться и совершать гигиенические процедуры отдельно;

· в воздухе не должны присутствовать вещества с раздражающим действием на дыхательные пути.

Но самое главное требование – дезинфекция одежды и помещений. Контроль за выполнением дезинфекционных мероприятий осуществляет работодатель. На предприятиях, где работают инвалиды, больные туберкулезом легких, запрещено производить предметы детского обихода, изделия для пищевой промышленности и системы общественного питания.

Заболевания сердечнососудистой системы

На предприятия, использующие труд инвалидов вследствие сердечнососудистых заболеваний, направляются

· инвалиды III группы;

· в виде исключения, инвалиды II группы в соответствии с рекомендациями МСЭК;

· инвалиды вследствие других соматических заболеваний.

Окна производственных помещений должны выходить на теневую сторону. Если это невозможно, нужно предусмотреть защиту от прямых солнечных лучей. При расположении шкафов и конструкций стеллажей следует исключать вынужденные наклоны туловища. Полки необходимо разместить на уровне плеч и не выше человеческого роста.

На рабочих местах инвалидов, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, не должны присутствовать вредные химические вещества, тепловое и электромагнитное излучение, локальная вибрация, ультрафиолетовая радиация.

Заболевания органов зрения

Работа, которую могут выполнять инвалиды по зрению, зависит от состояния их основных зрительных функций. Инвалиды с потерей зрения не допускаются к работам с источниками локальной вибрации и шума.

Основное требование по организации рабочего места – обеспечение рабочих мест и технологического оборудования системой ориентиров (осязательных, слуховых, зрительных), которые помогут инвалиду ориентироваться на рабочем месте. Освещенность на рабочем месте должна устанавливаться с учетом заболевания инвалида. По мере снижения естественного освещения автоматически должно подключаться искусственное.

Заболевания органов слуха

Инвалиды с поражением органов слуха могут работать на предприятиях наравне со здоровыми людьми. Но они не допускаются к работам:

· с пожаро- и взрывоопасными веществами;

· движущимися механизмами;

· в условиях интенсивного шума и локальной производственной вибрации;

· по производству веществ, усугубляющих повреждение органов слуха и равновесия.

Заключение

В данной работе говорится об актуальной в настоящее время теме. По общему правилу каждый имеет равные права на труд, и никто не может быть ограничен в возможности их реализации из-за положения, возраста и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами.

В настоящем реферате были рассмотрены особенности приёма на работу инвалидов: права инвалидов, заработная плата, охрана труда инвалидов.

В итоге можно сделать вывод, что граждане с ограниченными возможностями имеют право работать. Однако право на труд может быть ограничено, если это обусловлено заботой государства о лицах, которые нуждаются в повышенной социальной защите. Право инвалида может быть ограничено, если работа, на которую он претендует, ему противопоказана.

Закон не разделяет людей в зависимости от национальной принадлежности, пола или физических достоинств или недостатков. Каждый гражданин, каким бы он не был, имеет право на труд, и это также касается инвалидов. Государство печется о такой категории граждан, создавая для них специальные рабочие места на предприятиях, подстраивая под них условия труда, контролирует, как исполняется Закон № 181-ФЗ, касающийся трудоустройства инвалидов, предприятиями. Несмотря на все законодательные акты, не все проблемы при трудоустройстве инвалидов решаются полностью и быстро.

Законодательные меры

Руководствуясь Законом № 181, статьей № 20, организации и предприятия с численностью работников свыше 100 человек обязаны выделять определенное количество мест для обеспечения инвалидов рабочими местами, согласно установленным квотам.

Законодательство РФ принимает меры по трудоустройству инвалидов, которые осуществляются органами власти всех уровней путем внедрения специальных мероприятий. Они то и помогают неполноценному человеку выдержать конкуренцию на рынке труда.

Какие это мероприятия:

  • осуществляются льготная финансовая и кредитная политика, помогающая предприятиям, которые трудоустраивают граждан льготной категории}
  • определяют количество квотированных мест на предприятиях}
  • резервируются или создаются рабочие места согласно профессиям, учитывая возможности инвалидов выполнять ту или иную работу}
  • осуществляется стимуляция работодателей для создания специальных вакансий в организациях, на предприятиях или учреждениях}
  • создаются для льготников подходящие условия труда, руководствуясь рекомендациями, установленными в ИПР}
  • создаются условия для предпринимательства инвалидов}
  • организовывается обучение инвалидов}
  • проводятся адаптации рабочих мест под персональные возможности и потребности конкретного лица, оснащение рабочих мест специальными приспособлениями и оборудованием.

Для работодателя, по Закону № 181-ФЗ ст. 24 предусмотрены обязанности, касающиеся обеспечения занятости работников льготной категории. Если конкретно, то руководитель должен зарезервировать вакансии в пределах установленной квоты, снабдить эти места надлежащими условиями и устройствами для полноценного труда, принимать меры по улучшению трудоустройства инвалидов, а также отчитываться в соответствующие органы о количестве таких мест.

Что можно сказать о квотах? Квота – это минимальное количество вакантных рабочих мест для трудоустройства людей, которые нуждаются в соцзащите. Специальные места вводятся на всех организациях и предприятиях, независимо от формы собственности, где количество работающих более 30 человек. Квота, обычно, составляет 2-4% от общей численности трудящихся на данном предприятии.

Выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов предусмотрено законодательством, и отказ в трудоустройстве инвалида влечет за собой административную ответственность в виде штрафа от 2 до 3 тыс. руб. (статья 5.42 пункт 1 КоАП РФ).

Кроме того, работодателю может быть выставлено взыскание не только за отказ в трудоустройстве инвалида, но и за невыполнение законодательства в отношении создания специальных рабочих мест и за отказ в трудоустройстве инвалидов в пределах квот. Однако, если условия труда на данном предприятии тяжелые и опасные для здоровья и жизни и противоречат индивидуальной программе реабилитации, тогда отказ в трудоустройстве вполне правомерный.

Что нужно для трудоустройства

Работать могут практически все инвалиды, и для этого существует некоторая квалификация и определенные критерии для определения трудоспособности инвалида:

  1. способность воспроизводить специальные профессиональные знания, навыки и умения с целью выполнения порученной работы}
  2. способность выполнять свои обязанности на рабочем месте без изменения условий труда или введения дополнительных условий, оборудования или оснащения, а также без внесения корректив в сменность, объемы и темпы работы}
  3. способность мотивировать себя к труду}
  4. способность придерживаться рабочего графика}
  5. способность организовывать свой рабочий день.

Для того, чтобы инвалиду устроиться на работу необходимо иметь следующие документы:

Приведенные документы, как было сказано, не являются обязательными для трудоустройства. И, если работник может работать на общих основаниях без льгот, то он может не ставить в известность работодателя о своей инвалидности. А в случае, если льготы необходимы и желательны, то данные справку и ИПР следует предоставить вместе со всеми документами.

Гарантии от государства

Льготы инвалидам при трудоустройстве предусмотрены следующие:

  • сокращенное количество рабочих часов – не больше 35 ч. в неделю, согласно Закону № 181, ст. 23, ч. 3 и ст. 92 ч. 1 ТК РФ}
  • удлиненный ежегодный отпуск составляет не менее 30 календарных дней, согласно Закону № 181 ст. 23}
  • предоставляется ежегодный неоплачиваемый отпуск длительностью до 30 дней для инвалидов 3 группы и до 60-ти дней для 1 и 2 группы инвалидности (ст. 128 ТК РФ)}
  • запрещено устанавливать ночные смены, только если работник добровольно дал письменное согласие}
  • согласно ИПР в некоторых случаях запрещается работа в выходные и праздничные дни по медицинским показаниям.

Следует заметить, что инвалиду 3 группы назначают укороченный день и создают специальные условия, только если он сам этого захочет и потребует. И требования его будут законны.

Проблемы при трудоустройстве

Надо отдать должное государству за заботу об инвалидах, но проблемы на местах все же остаются. Во-первых, трудоустройство инвалидов колясочников затруднено еще и тем, что для данной и другой маломобильной группы инвалидов не на всех предприятиях создаются необходимые условия для беспрепятственного доступа в помещения. Только в последние годы стали кое-где появляться специальные конструкции-пандусы, помогающие колясочнику подняться по ступенькам. Также не во всех организациях есть достаточно вместительные лифты или туалетные комнаты, оборудованные под нужды инвалида.

Трудоустройство инвалидов - сложный и многоплановый процесс их возвращения или приобщения к общественно-полезному труду в соответствии с состоянием здоровья, пособностями и личными склонностями, который осуществляется с помощью системы государственных и общественных мероприятий, проводимых на сложившейся организационной основе. Организационной основой трудоустройства инвалидов является его этапность и комплексность.

Первым этапом в процессе трудоустройства инвалидов является экспертиза их трудоспособности и профессиональная ориентация при освидетельствовании в медико- социальной экспертной комиссии. На этом этапе происходит клинико-функциональное и профессиографическая диагностика больных трудящихся, определение клинического и трудового прогноза. Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида. Следующим этапом в процессе трудоустройства инвалидов при определенных условиях и наличии необходимости являются мероприятия по подготовке их к показательным видам труда . Профессиональное обучение имеет особое значение для дальнейшего успешного и стабильного трудового устройства инвалидов с детства.

Основные принципы реабилитации инвалидов - раннее начало мероприятий и их

непрерывность, индивидуальный подход и осуществление мер реабилитации в коллективе

В полной мере относятся и к трудовому устройству.

Подготовка инвалидов к профессиональному труду осуществляется в виде профессионального обучения в учебных заведениях разного типа, в том числе и специализированных, или непосредственно на производстве.

Четвертый этап трудового устройства инвалидов включает в себя общеорганизационные вопросы содействия занятости инвалидов, а также последующий контроль их рационального трудоустройства.

Организация труда инвалидов на производстве во многом зависит от характера инвалидности. Специальные меры необходимы для приспособления к труду инвалидов вследствие психических болезней, заболеваний центральной и нервной периферической системы. Организация труда инвалидов зависит не только от характера патологий, но и от

степени нарушения функции пораженных систем.

Организация труда инвалидов, живущих в городе и в сельской местности, имеют также свои специфические особенности. Трудовое устройство горожан на промышленных

предприятиях различных областей обеспечивается специальным комплексом организационных мероприятий. В него входит создание при профсоюзных комитетах крупных предприятий комиссий по трудоустройству инвалидов.

Для обеспечения взаимосвязи подразделений предприятий и должностных лиц, различных служб предприятия, имеющих отношение к трудоустройству контингента работающих инвалидов, выделяется ответственное должностное лицо. На предприятии с небольшим числом работников и, соответственно, инвалидов в их составе, все перечисленные меры осуществляются уполномоченным представителем администрации



или непосредственно собственником предприятия.

Важнейшим направлением в организации трудового устройства инвалидов на предприятиях является приспособление производства к трудовым возможностям инвалидов с конкретными формами патологии, создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. К этому направлению работы относится приспособление производственного оборудования к имеющемуся у инвалида дефекту или заболеванию. Ряд организационных и организационно-технических мероприятий, проводимых на предприятиях, обеспечивает подготовку к труду и самих инвалидов. К ним относятся, например, снабжение инвалидов рабочими приспособлениями к рабочим протезам и обучение их пользованию.

Важным направлением в организации производства для рационального применения труда инвалидов является использование специальных режимов труда, в том числе предоставления инвалидам возможности работать сокращенный рабочий день, с дополнительными перерывами в течение рабочего дня. В ряде случаев, совершенствование технологии и модернизации производства, исключающие тяжелый физический труд, расширяет возможности рационального трудоустройства инвалидов.

Организационные мероприятия при трудоустройстве некоторых категорий инвалидов включает введение в штат предприятия специального персонала и руководства в процессе производственной деятельности.

Некоторые категории инвалидов, из числа высококвалифицированных рабочих, нуждаются не в руководящем персонале, а в подсобной малоквалифицированной рабочей силе для выполнения более тяжелой физической работы, которая стала для них недоступной. Они могут работать и в качестве инструкторов, бригадиров, контрольных мастеров.

Все перечисленные организационные мероприятия могут обеспечить рациональное трудоустройство инвалидов, как в обычных, так и специально созданных условиях и реализуются по мере необходимости на соответствующих предприятиях.

Организация трудового устройства инвалидов в специальных цехах предприятий регламентируются соответствующими положениями с учетом особенностей работающего контингента инвалидов. В специальном цехе для инвалидов с нервно-психическими болезнями практикуются мелкие слесарные, сборочные работы и так далее. В специальные цеха для инвалидов вследствие сердечно-сосудистых заболеваний направляются инвалиды 2 группы. Санитарно-гигиенические условия в таких цехах должны предусматривать оптимальную температуру и влажность помещения, отсутствие запыленности, загазованности, шума и вибрации.

Специальные цеха для больных туберкулезом предназначены для трудоустройства инвалидов 3 группы следствия данного заболевания. В них не могут работать больные с распространенными формами легочного туберкулеза в фазе распада и обсеменения и с явлениями значительных расстройств функций кровообращения и дыхания. Работа в таких специальных цехах не должна быть связана со значительными физическими и нервными напряжениями, неблагоприятным микроклиматом. Продукция должна подвергаться соответствующей дезинфекции. Не допускается выпуск изделий детского обихода, для пищевой промышленности и общественного питания.

Положения о специальных цехах составляются на основании типового проекта и утверждаются местной администрацией с учетом местных условий.

Наряду со специальными цехами, трудоустройство инвалидов в специально созданных условиях осуществляется на специализированных предприятиях, в том числе - учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, предприятиях Всероссийского общества инвалидов, а также предприятиях, ранее принадлежавших к системе ликвидированных министерств местной, легкой промышленности и бытового обслуживания, а ныне представляющих разные организационно-правовые формы и формы собственности, но обеспечивающих инвалидам специально созданные условия труда.

Специализированные предприятия при наличии в их составе не менее 30% инвалидов пользуются налоговыми и иными льготами.

Все изложенные выше основы организации труда инвалидов в специально созданных условиях могут быть реализованы в современном производстве и на предприятиях с различными формами собственности. Организация труда на таких предприятиях, в зависимости от характера патологии у работающих контингентов, основывается на тех же принципах, что и в специальных цехах обычных предприятий.

Специфические организационные мероприятия проводятся на предприятиях, предоставляющих работу инвалидам в надомных условиях . При организации надомного производства администрация предприятия обеспечивает надомников всем необходимым для их работы, в том числе материалами и полуфабрикатами, а также оборудованием.

Для тех, кто имеет тяжёлую форму инвалидности, организуется индивидуальная трудовая деятельность на дому или самозанятость. В основном это ремесленные виды труда, не требующие дорогостоящего оборудования или сырья: рукоделие, шитьё, плетение из лозы, изготовление сувениров и так далее.

Уровень организации труда инвалидов в промышленном производстве неодинаков на предприятиях общего типа, на специализированных предприятиях и в специальных цехах, предназначенных для трудоустройства инвалидов с тяжелыми формами патологии.

Труд инвалидов, проживающих в сельской местности, до настоящего времени реализуется преимущественно в колхозах и совхозах, в том числе преобразованных в акционерные общества и товарищества разного типа. При этом используются разнообразные формы организации их труда. Ограниченно трудоспособные инвалиды трудоустраиваются на различных должностях и рабочих местах в соответствии с трудовой рекомендацией медико-социальной экспертной комиссии. При наличии в хозяйстве достаточного числа инвалидов из них формируются специальные бригады и звенья, часто при участи пенсионеров по возрасту и здоровых лиц . Широко практикуется надомный труд инвалидов по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также трудоустройство в подсобных цехах и промыслах хозяйств.

Организация трудового устройства инвалидов.

Подготовка личных дел получателœей пособий в территориальном органе социальной защиты населœения.

24.11.95 ᴦ. был принят Федеральный Закон ʼʼО социальной за­щите инвалидов в Российской Федерацииʼʼ. Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвали дов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмот­ренных Конституцией Российской Федерации.

Реабилитация инвалидов - система медицинских, социальных, психологических, педагогических, социально-экономических ме­роприятий, направленных на устранение ограничений жизнедея­тельности.

Реабилитация включает в себя:

1. Медицинскую реабилитацию.

2. Профессиональную реабилитацию, которая состоит из про­фессиональной ориентации, профессионального образования, про­фессионально-производственной адаптации и трудоустройства.

3. Социальную реабилитацию.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости фе­деральными органами государственной власти, органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации путем проведе­ния следующих специальных мероприятий, способствующих по­вышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1. осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций обществен­ных объединœений инвалидов;

2. установления в организациях независимо от организацион­но-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3. резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее под­ходящим для трудоустройства инвалидов;

4. стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специ­альных) для трудоустройства инвалидов;

5. создания инвалидам условий труда в соответствии с инди­видуальными программами реабилитации инвалидов;

6. создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых состав­ляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на рабо­ту инвалидов в процентах к среднесписочной численности работ­ников (но не менее трех процентов).

Общественные объединœения инвалидов и находящиеся в их соб­ственности предприятия, учреждения, организации, хозяйствен­ные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединœения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции вправе устанавливать более высокую квоту для приема на ра­боту инвалидов.

Порядок определœения квоты утверждается указанными органами.

В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязатель­ную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенно­го инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населœения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целœевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

По представлению Федеральной службы занятости России Госу­дарственный фонд занятости населœения Российской Федерации пе­речисляет указанные суммы организациям независимо от организа­ционно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также обществен­ным объединœениям инвалидов на создание специализированных пред­приятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места͵ требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного обору­дования, технического и организационного оснащения, дополни­тельного оснащения и обеспечения техническими приспособле­ниями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для тру­доустройства инвалидов устанавливается органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации для каждого пред­приятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счёт средств федерального бюджета͵ средств бюдже­тов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населœения Российской Федерации, за исключением ра­бочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или про­фессиональное заболевание. Специальные рабочие места для тру­доустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате сти­хийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счёт средств федерального бюджета.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счёт средств работодателœей, обязанных возмещать вред, причинœенный работникам в результате увечья, профессионально-

го заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудо­устройства инвалидов.

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для при­ема на работу инвалидов обязаны:

1. создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2. создавать инвалидам условия труда в соответствии с инди­видуальной программой реабилитации инвалида;

3. предоставлять в установленном порядке информацию, не­обходимую для организации занятости инвалидов.

3. Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок вне­сения обязательной платы в Государственный фонд занятости на­селœения Российской Федерации, несут ответственность в виде уп­латы штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места͵ определяемой органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государ­ственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штра­фа не освобождает их от внесения задолженности.

Под трудоустройством граждан, частично утративших трудо­способность, принято понимать система государственных и обществен­ных мероприятий, обеспечивающих вовлечение таких лиц в обще­ственно-трудовую деятельность.

Трудоустройство осуществляется на следующих принципах:

1. Общественно-полезный труд в сочетании с лечебно-оздоро­вительными мероприятиями по восстановлению здоровья и тру­доспособности.

3. При участии предприятий, профсоюзов, органов здравоохра­нения, общественных органов и контроля со стороны органов со­циальной защиты населœения.

4. Трудоустройство по профессиям, близким к тем, которые ин­валиды имели до наступления инвалидности.

5. Обучение, переобучение инвалидов, создание специальных условий и режима труда.

Существуют следующие формы трудоустройства: 1. На обычных предприятиях. На них трудоустраивают, как пра­вило, инвалидов IIIгруппы и престарелых. Здесь могут приме­няться неполная рабочая неделя или неполный рабочий день.

2. На специализированных предприятиях, цехах, участках. Οʜᴎ создаются по решению местных органов, министерств, ведомств. На таких предприятиях работают как правило, инвалиды I и II групп, страдающие тяжелыми заболеваниями (туберкулезом, сер­дечно-сосудистыми, нервно-психическими заболеваниями). Здесь создаются благоприятные условия труда (отсутствие шума, повы­шенная влажность воздуха и т.д.). Уменьшаются нормы выработ­ки, устанавливается сокращенный рабочий день, дополнительные перерывы, отпуск не менее 24 рабочих дней.

3. Работа на дому. Это самая перспективная форма трудоустрой­ства инвалидов, особенно для инвалидов I и II групп. Предприя­тие заключает договор, поставляет сырье, материалы, забирает готовую продукцию. Пенсионеру компенсируются расходы по элек­троэнергии, затраты на содержание средств производства, в т.ч. и личных.

Инвалиды I и II групп, как правило, сами устанавливают ре­жим работы и нормы выработки, к инвалидам III группы приме­няются нормы выработки, установленные для специализирован­ных предприятий.

4. Работа в учебно-производственных предприятиях (УПП) ВОГ и ВОС - это специализированные предприятия для инвалидов с нарушениями слуха и зрения. На них создаются оптимальные и безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение остаточ­ного зрения и светоощущения, а также слуха и осязания.

Ведущими отраслями, с которыми кооперируются ВОГ и ВОС, являются: электрорадиотехническая, машино- и приборостроитель­ная, металлообрабатывающая. На УПП ВОГ и ВОС инвалидам III группы нормы выработки снижены на 10 %, инвалидам I и II групп - на 20 % . Им устанавливается шестичасовой рабочий день.

5. В кооперативах. Сегодня распространены кооперативы инвалидов, они имеют льготы по налогообложению. Характер труда в них самый разнообразный.

6. Индивидуально-трудовая деятельность. Органы социальной за­щиты населœения должны помогать в оформлении документов на занятие этим видом деятельности.

31. Организация работы по профессионально-техническому обучению инвалидов.

Организация трудового устройства инвалидов. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организация трудового устройства инвалидов." 2017, 2018.

Несмотря на то, что инвалиды имеют ограниченные возможности во многих сферах жизни, те из них, которые не утратили трудоспособность, продолжают свою трудовую деятельность. Есть ли особенности в трудовых отношениях с инвалидами? В чем выражается государственная социальная поддержка инвалидов, в том числе работающих? Установлены ли законодательно льготы для инвалидов, в том числе при трудоустройстве? Эти вопросы мы и рассмотрим в настоящей статье.

Особенности приема на работу инвалидов

В соответствии со ст. 64 ТК РФ всем работодателям запрещено какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом). Чтобы все работодатели выполняли требования законодательства в части запрета ограничения прав инвалидов (по признаку социального положения), законодатель установил дополнительные требования к организациям и предприятиям в Российской Федерации. Для обеспечения инвалидам гарантии трудовой занятости Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 28.04.2009; далее - Закон о социальной защите инвалидов) предписывает:

Органам государственной власти Российской Федерации в своих законодательных актах устанавливать организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %). От квотирования рабочих мест освобождаются только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать минимальное количество специальных рабочих мест в целях трудоустройства инвалидов для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

Создавать или выделять рабочие места в целях трудоустройства инвалидов;

Создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

Предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Анализ норм Трудового кодекса РФ, Закона о социальной защите инвалидов и иных нормативных актов позволяет сделать следующий вывод. Работодатель даже при отсутствии зарезервированных специально для инвалидов рабочих мест или квоты для приема инвалидов не вправе отказать в приеме на работу инвалиду, если условия труда по должности, на которую претендует инвалид, соответствуют условиям труда, рекомендованным индивидуальной программой реабилитации инвалида. При этом законодательством не запрещено устанавливать иные, не запрещенные Трудовым кодексом РФ, условия приема на определенную должность: наличие определенной квалификации, специального образования, опыта работы и пр.

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости

1. Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты -

2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

В случае принятия на работу инвалида работодателю (в лице кадрового работника) необходимо помнить о требовании статьи 57 ТК РФ, которое касается содержания заключаемого трудового договора: если для инвалида созданы специальное рабочее место, а также условия труда, отличные от обычных условий (см. ниже), все указанные нюансы должны быть отражены в трудовом договоре.

Особенности трудовых отношений с инвалидами, складывающихся в процессе работы

Статьей 23 Закона о социальной защите инвалидов строжайше запрещено устанавливать в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условия труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), ухудшающие их положение по сравнению с другими работниками.

По сравнению с другими работниками инвалиды имеют преимущества, которые установлены законодательно:

Сокращенная продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II группы - не более 35 ч в неделю с сохранением полной оплаты труда (ст. 92 ТК РФ, ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов);

Ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней (ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов);

Продолжительность ежедневной работы (смены) - в соответствии с медицинским заключением (ст. 94 ТК РФ);

Право на использование длительного отпуска без сохранения заработной платы - до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).

Законодателем установлены и более жесткие ограничения в части привлечения инвалидов: к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ), к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ) и к работе в ночное время (с 22:00 до 06:00). Привлечение данной категории работников к таким работам допускается только с их согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья (ст. 96 ТК РФ, ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов). При этом на работодателя возлагается обязанность в письменной форме ознакомить инвалида со своим правом отказаться от данных видов работ.

Гарантии инвалидам при сокращении численности штата предприятия

Трудовым законодательством в отношении многих категорий работников установлены гарантии при сокращении численности штата предприятия, в том числе и в отношении инвалидов.

Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников при равной производительности труда и квалификации в числе прочих категорий работников, указанных в ст. 179 ТК РФ, имеют:

Работники, получившие в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;

Инвалиды Великой Отечественной войны;

Инвалиды боевых действий по защите Отечества.

Помимо указанных лиц преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата имеют:

1) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

Граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

Военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

Граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

Граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

2) инвалиды вследствие воздействия радиации в результате аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и члены их семей, потерявших кормильца из числа вышеуказанных граждан-инвалидов, если смерть такого гражданина явилась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча[СНОСКА См. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 29.04.2009, с изм. от 10.11.2009) и Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (в ред. от 23.07.2008).].

Выплаты и льготы инвалидам, установленные законодательством

В целях социальной поддержки инвалидов и способствованию их нормальной жизнедеятельности в Российской Федерации законодательно закреплены следующие меры поддержки инвалидов.

1. Выплаты по различным основаниям (ст. 27 Закона о социальной защите инвалидов): пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью и др.

2. Обеспечение бесплатной путевкой в санаторно-курортные учреждения (п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»).

3. Льготы по обеспечению жилым помещением (ст. 17 и 28.2 Закона о социальной защите инвалидов).

4. Льготы по оплате ЖКУ (ст. 28.2 Закона о социальной защите инвалидов), стоимости проезда.

5. Льготы по лекарственному обеспечению, обеспечению перевязочными материалами и отдельными изделиями медицинского назначения, протезированию и пр. (п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»).

6. Организация социально-бытового обслуживания инвалидов (ст. 28 Закона о социальной защите инвалидов, Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»).

7. Внеочередное обслуживание на предприятиях торговли, службы быта, связи и пр. (п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»).

8. Иные льготы: например, резервирование мест на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и предоставление парковки на таких стоянках инвалидам бесплатно (ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов).

При использовании инвалидом выплат и льгот необходимо помнить установленные нормами Закона о социальной защите инвалидов следующие положения. Если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с Законом о социальной защите инвалидов уровень их социальной защиты, применяются положения этих правовых актов. Однако если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по указанному Закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по Закону о социальной защите инвалидов, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы).

Анализируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод. Государство путем установления рассмотренных выше льгот, выплат, компенсаций и иных мер социальной поддержки инвалидов создало целую систему гарантий инвалидам в Российской Федерации. Данная система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки призвана обеспечить инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленна на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Виды гарантий, установленных государством, многочисленны. Однако размер денежных выплат, гарантированных инвалидам, к сожалению, не всегда достигает цели создания условий инвалидам для участия в жизни общества наравне с другими гражданами. Даже с учетом изменений, предоставляющих теперь с нового года право на получение ежемесячных выплат всем инвалидам вне зависимости от степени ограничения к трудовой деятельности и всех иных мер социальной поддержки инвалидов, предусмотренных законодательством, инвалиды в большинстве случаев относятся к материально необеспеченным и слабозащищенным слоям населения Российской Федерации (см. табл.).

Размеры ежемесячных денежных выплат в зависимости от группы инвалидности и вне зависимости от степени ограничения к трудовой деятельности, установленные с 1 января 2010 г. (ст. 28.1 Закона о социальной защите инвалидов)