Главная · Дисбактериоз · Синдром Аспергера у детей — симптомы и лечение. Все, что нужно знать о синдроме Аспергера у детей: симптомы от А до Я Лечение синдрома аспергера у детей в монголии

Синдром Аспергера у детей — симптомы и лечение. Все, что нужно знать о синдроме Аспергера у детей: симптомы от А до Я Лечение синдрома аспергера у детей в монголии

Наверное, каждый встречал людей, которые не умеют «устраиваться» в жизни. Они не до конца понимают законы общежития, у них не получается следовать общепринятым правилам поведения. Обычно они дерзки и высокомерны. И, в тоже время, очень часто оказываются абсолютно беспомощны в самых простых житейских ситуациях.
Как правило, эти люди обладают широчайшими познаниями в определенных областях знаний и абсолютно безграмотны в других. Таким людям психиатры иногда ставят диагноз - болезнь Аспергера. Это заболевание - один из видов общего нарушения развития организма. И возникает оно в детском возрасте. А свое название синдром получил в честь австрийского педиатра и психиатра Ганса Аспергера, который впервые описал его.

Синдром Аспергера - признаки

Симптомы заболевания

Первые симптомы синдрома Аспергера начинают проявляться у малышей в возрасте двух-трех лет. У кого-то они выражены более сильно, у кого-то значительно слабее. На что же нужно обращать внимание?

Наиболее частыми симптомами этого заболевания являются:

  • отсутствие друзей;
  • сложность общения с детьми и взрослыми;
  • неумение понимать чувства других людей;
  • эмоциональная холодность;
  • выраженная озабоченность своим внутренним миром;
  • неумение разделять свои достижения, интересы и удовольствия с другими;
  • длительное повторение некоторых действий;
  • психологические проблемы, возникающие при любом изменении графика или режима;
  • однотипность мышления;
  • ограниченность интересов;
  • частое повторение одних и тех же слов или целых фраз;
  • хорошо развитая механическая память, без осмысления информации;
  • неумение абстрактно мыслить;
  • неумение фантазировать;
  • дословное понимание любых идиоматических выражений;
  • повышенная концентрация на второстепенных обстоятельствах, мелочах;
  • чтение без понимания значений слов;
  • плохая зрительная память;
  • эмоции (за исключением несчастья или гнева) выражены очень слабо;
  • неуклюжесть движений;
  • мелкая дрожь («тремор») рук;
  • неумение адекватно воспринимать критику и потерю чего-либо;
  • желание во чтобы-то не стало закончить начатое дело, вплоть до одержимости.

Диагностика и лечение

К сожалению, в настоящее время не существует ни одного теста, который мог бы однозначно выявить синдром Аспергера. Этот диагноз может поставить малышу врач-психиатр. Конечно, перед этим он будет долго наблюдать за поведением ребенка. А вот для того чтобы исключить другие психические расстройства, скорее всего, будут назначены некоторые медицинские и нейропсихологические тесты. С терапией тоже далеко не все благополучно - пока просто не разработано никаких действенных методик лечения синдрома Аспергера. Основная задача врачей - улучшить социальные навыки детишек, то есть научить их общаться со сверстниками и взрослыми. И это вполне удается!
Для этих целей используют как различные лекарственные препараты, так и психологическую коррекцию поведения.

  • Лекарственная терапия синдрома Аспергера может проводиться препаратами различных групп - психотропные, нейролептики, стимуляторы и др. И, конечно, все они должны назначаться только врачом-психиатром.
  • Также очень важно проведение поведенческой терапии, она поможет привить малышу необходимые социальные навыки и «вписаться» в общество.

Многие малыши с болезнью Аспергера страдают от синдрома дефицита внимания - СДВ.
Из-за этого они часто испытывают тревогу, страх и депрессию. Могут возникнуть и другие проблемы с психическим здоровьем. И тут на помощь ребенку должны прийти самые близкие люди - его родители.

Болезнь Аспергера - как воспитывать ребенка

Развитие детей с нарушением интеллекта, в том числе и с синдромом Аспергера, должно проходить в атмосфере любви, заботы и понимания. Родителям следует проявить максимум такта и терпения. Существует несколько простых правил, которых нужно придерживаться при общении с малышом.

  • Необходимо ограничивать излишнюю активность (одержимость) ребёнка. Просто установите точное время, в течение которого ребенок может «с головой» уходить в свои увлечения. Старайтесь никогда не отступать от заведенного распорядка.
  • Всегда используйте понятные, простые и точные слова при общении с ребенком.
  • Следите за своей речью и старайтесь не употреблять сложные речевые обороты.
  • С самого раннего возраста постоянно объясняйте малышу общепринятые правила поведения в частных и общественных местах.
  • Никогда не угрожайте ребенку и не давайте ему пустых обещаний. Просто помните, что детишки с синдромом Аспергера все воспринимают буквально.
  • Всегда хвалите и поощряйте малыша - за любые достижения! А особенно - за успехи в общении с другими людьми.

А главное - не впадайте в депрессию и отчаяние из-за того, что малыш «не такой как все». Для этого просто нет причин! Не стоит думать, что синдром Аспергера обрекает ребенка на несчастную жизнь.
Хорошо развитое логическое мышление и умение сосредоточиться на решаемой задаче нередко позволяет людям с синдромом Аспергера добиться выдающихся результатов в интересующих их темах. Например, ребенок увлеченный строительством автомобилей, со временем может превратиться в очень успешного инженера и прожить свою жизнь в достатке и уважении.
Примеров тому - масса. Среди лиц, страдающих синдромом Аспергера, есть люди известные всему миру: режиссер Стивен Спилберг, экономист Вернон Смит, являющийся лауреатом Нобелевской премии, гемдизайнер, создавший «Покемона» Сатоси Тадзири, Брэм Коэн, создавший протокол Bit Torrent и многие-многие другие.

02.04.2017 09:00:00

Жозефина Мил, почетный исполнительный директор колледжа Diablo Valley, мать двоих детей и бабушка четырех внуков, углубленно исследовала с момента постановки диагноза ее внуку, и вместе с ним составила гид, благодаря которому вы узнаете основные симптомы синдрома Аспергера у детей и его особенности.

Согласно исследованиям, Аспергер и другие формы присутствует в среднем у 1 из 88 детей в США. Большинство ученых соглашаются с тем, что главной причиной возникновения расстройства являются гены. Многие известные личности проявляли синдромы Аспергера: Вольфганг Амадей Моцарт, Альберт Эйнштейн, Мария Кюри и Томас Джефферсон.

Дети с расстройством аутического спектра часто испытывают социальные и физические неудобства; у них могут быть проблемы с концентрацией внимания, заведением друзей и поглощающий интерес к определенной сфере жизнедеятельности. Но чтобы диагноз подтвердился, одного-двух признаков недостаточно — у ребенка должны проявляться различные симптомы, проблемы с социальным взаимодействием, касающиеся семьи, друзей, самооценки или школы.

Многим детям с подобным расстройством необходимо лечение, чтобы помочь улучшить концентрацию внимания, уменьшить агрессию и депрессию. Спустя какое-то время, следуя инструкция по лечению и терапии, дети могут научиться понимать социальные сигналы. Итак, разные взгляды на синдром Аспергера — с научной точки зрения от бабушки, с личной — от Ника.

Жозефина Мил с внуком

Синдром Аспергера является одной из форм аутизма; у детей с синдромом Аспергера наблюдается необычное поведение хотя проблем с речью или интеллектом нет. Чтобы помочь родителям лучше понимать симптомы синдрома Аспергера и его особенности, мы с мои 10-летним внуком Ником создали «путеводитель» по болезни. Нику поставили диагноз Аспергера в 6-летнем возрасте. Он умный, отзывчивый, честный и веселый мальчик с нестандартным мышлением. Он считает синдром своей проблемой, и хочет, чтобы люди больше о ней знали.

Фото Тимоти Арчибальда

Отчуждение

Дети с синдромом Аспергера всегда больше наблюдатели, чем участники. Они кажутся отчужденными, но на деле в стороне их удерживает недостаток социальных навыков. Просто «игра» для них слишком абстрактное понятие, поэтому им лучше удаются занятия с четкими правилами, где нужно играть по очереди, а не все вместе в беспорядочном веселье.

Ник: иногда дети думают, что я не хочу играть, но это не так. я просто не знаю, как попросить взять меня к себе, поэтому жду приглашения. Или же не понимаю, что они делают, поэтому наблюдаю и пытаюсь уловить правила.

Поведение

Многие думают, что люди с расстройством аутического спектра, имеют проблемы с поведением, но это вовсе не так. Они имеют проблему со здоровьем — когда их мозг слишком сильно стимулируется или пребывает в замешательстве, ребенок может неправильно реагировать, часто даже агрессивно.

Ник: мой мозг одновременно посылает слишком много сигналов. Это как будто 10 человек в одно и то же время будут говорить мне, что делать. Когда я теряюсь, я могу сбросить все со стола, закричать или уйти прочь из комнаты. Мне нужно пару минут, чтобы привести в порядок мысли. Например, мой учитель в школе разрешает мне пойти «остыть» в коридор, когда мне это нужно.

Разговор

Ник: мне тяжело начать или поддержать беседу, потому что я толком не знаю, что мне говорить, если не звучит вопрос. Чаще всего я отвечаю просто «да» и «нет». Но вот, если вы спросите меня о поездах, самолетах, компьютерах, электричестве или торнадо, вам меня не остановить. В любом случаем — не бойтесь завести со мной разговор.

Фото Тимоти Арчибальда

«Не такой»

Около семи лет дети узнают, что они не совсем такие, как остальные дети в школе. Возможно, ребенку сложно будет выделить то, что говорит учитель среди остального потока информации. Или визуализация на уроке, которая отлично помогает другим детям (яркие, привлекающие внимание плакаты или интерактивные доски) вызовет у такого ребенка смущение и нервозность из-за сенсорной перегрузки.

Ник: моя учительница со мной обращается иначе, чем с остальными детьми. Она знает, что если меня посадить посередине ряда, я могу разнервничаться, поэтому я всегда сижу в конце. Она также знает, что я нервничаю, когда за мной и передо мной кто-то стоит, поэтому я всегда стою в начале или конце шеренги.

Зрительный контакт

Дети с Аспергером зрительного контакта обычно избегают, даже в младенчестве. Они могут смотреть мимо вас, над вами, под вами, но не на вас. Поэтому они и не могут читать эмоции на лице и знать, когда человеку больше не интересно, он расстроен их поведением или пытается послать им какой-то сигнал.

Ник: если я не смотрю вам в лицо, не значит, что я не слушаю. Мне действительно неудобно и странно смотреть кому-то в глаза. Иногда, взглянув в глаза человека, мне сложно сфокусировать на том, что он говорит.

Фото Тимоти Арчибальда

Любимая тема

Дети с синдромом Аспергера любят специфические вещи, например, роботов, погоду, новости, чтение, игры с водой и канал Дискавери. Они всегда стараются обсудить все детали своего любимого предмета или занятия, интересно вам это или нет. Такие дети также очень любят собирать Лего, делать поделки из бумаги, песка или дерева.

Ник: я очень люблю строить. Мне понадобилось полтора месяца, чтобы построить бумажный городок, потому что у меня постоянно появлялись новые идеи. Я остановился только, когда наш кот разрушил мою постройку. Я люблю смотреть программы о науке и технике, они вдохновляют меня. У меня хорошо идет математика, орфография и точные науки, а вот с почерком, живописью и физкультурой проблемы.

Группы

Группы для таких детей — проблема, потому что у них чрезвычайно сильный слух, а уровень шума может обескураживать. Зачастую они просто начнут странно себя вести, выдавать грубые звуки или просто покинут помещение. Такая реакция может нарушить семейные встречи, походы в кино, переменки или школьные концерты. Если вы видите, что ребенок напряжен, дайте ему передохнуть, отведя в тихое уютное место.

Ник: Шума в столовой, на площадке или в классе мой мозг иногда не выдерживает. Я начинаю закрывать уши или опускать голову, чтобы стало хоть немного тише. Однажды я встал и ушел из концертного зала, потому что африканские барабаны играли настолько громко, что я весь дрожал.

Гиперактивность

Гиперактивность — обычный для детей с синдромом Аспергера симптом. Они могут сами бегать по площадке без причины, не умолкая говорить об интересующих их вещах, всю ночь не спать, стучать руками, ногами, карандашом по столу, выкрикивать слова или звуки в неподходящее время.

Ник: иногда я лаю или мяукаю, кручу карандаш или стучу по мебели пока размышляю о чем-то. Я не отдаю себе в этом отчет, пока меня кто-то не остановит. Иногда я выкрикиваю что-то — просто мой мозг требует немедленно что-то выдать, а разрешения особенно не спрашивает.

Фото Тимоти Арчибальда

Импульсивность

Импульсивное поведение ребенка может смущать родителей в социальной среде. Дети не могут увидеть ситуацию чужими глазами. К 9 годам другие дети осваивают навык контролировать импульсивное желание что-то выкрикнуть, перебить, закричать или спрятаться под стол. Для детей с синдромом Аспергера по мере взросления социальные запреты становятся проблемой. Родители должны прогонять с ними ситуацию по ролям, чтобы ребенок понял, как строится социально приемлемое поведение. И проинформируйте окружающих — родственников, друзей, соседей и учителей — о расстройстве своего ребенка и о том, каким может быть его поведение, чтобы они могли помочь и подстроиться.

Ник: когда я был в третьем классе, я попросил бабушку, которая тоже работает учителем, прийти ко мне в школу и поговорить с моим классом о синдроме Аспергера. После этого дети стали лучше ко мне относиться и больше понимать, потому что больше не считали меня придурком.

Шутки

Многие дети с синдромом Аспергера настроены исключительно на факты и поэтому воспринимают информацию буквально — вот почему им иногда сложно понять шутку. Они любят информацию, но не могут отличить юмор от серьезности.

Ник: я не понимаю шуток и розыгрышей. Мне сложно уловить интонацию или особое выражение лица. Обычно я переспрашиваю «Серьезно?» и мне становится не по себе, потому что вы, как оказалось, имели в виду не то, что говорили. Пожалуйста, предупреждайте, когда дурачитесь.

Детский сад

Детский сад — особая сложность в жизни «особенного» ребенка. Здесь все новое и незнакомое — воспитатели, дети, шум, правила, распорядок дня — и спрятаться некуда. Чтобы облегчить эту перемену в жизни для ребенка, поговорите с воспитателем заранее и осмотрите помещение. Кроме того, если есть возможность, заранее познакомьте ребенка с детьми из новой группы.

Ник: я очень хотел в садик. Но когда я там оказался, вокруг меня было много детей и шум. Мне даже дышать стало тяжело. Моя воспитательница думала, что у меня проблемы с поведением и кричала на меня каждый день, пока бабушка и мама не поговорили с директором. После этого отношение ко мне стало лучше и я снова полюбил садик.

Способность слушать

Способность слушать (и слышать) присуща всем детям с синдромом Аспергера, даже если вам кажется, что они абсолютно не обращают на вас внимания. Но если темы, которые интересны им, они могут воспроизвести без труда, то ваши слова о чем-то неинтересном для них могут остаться неуслышанными.

Ник: если мне что-то нравится, я попытаюсь рассказать вам все, что знаю, до мелочей, даже если вы пытаетесь перевести тему. Просто скажите: «Теперь моя очередь говорит» и я постараюсь выслушать вас.

Фото Тимоти Арчибальда

Моторика

У детей с расстройством аутического спектра есть сложности с мышечным контролем. Их походка может выглядеть немного по-другому; они могут недооценить местоположение движущегося мяча; и они могут иметь трудности с моторными навыками, такими как лазанье, прыжки, равновесие и бег, потому что не уверены в том, как и где в пространстве находится их тело.

Ник: мама говорила, что когда мне было 2 года, она волновалась, что я не так хорошо хожу и говорю, как мой двоюродный брат. Она отдала меня в специальную группу, где мне помогали научиться держать баланс, бегать и ползать. После школы со мной занимаются, помогают разминать мышцы и научиться играть с мячом.

Наивность

Дети с расстройством аутического спектра часто становятся мишенью насмешек и обид. Они честны и всегда имеют добрые намерения, поэтому думают, что и другие люди такие же. Такие дети часто считают обидчиков в школе своими друзьями, так как те обращают на них внимание. Они принимают на веру все, что им говорят, без сомнений и скептицизма.

Ник: Однажды по телевизору я смотрел программу про апокалипсис. Когда я рассказал бабушке, она сказала, что люди предсказывают конец света уж много лет. Я сказал: «Но в этот раз это правда. Я видел передачу по Дискавери». Она сказала мне про календарь Майя, но мы же не Майя, и волноваться я не перестал.

Порядок

Порядок очень важен для детей с Аспергером, все должно быть на своем месте. Неясно, то ли это помогает детям держать все под контролем, то ли это просто упрощает нахождение нужного предмета. Если вещи не на своих местах, быть беде.

Ник: я люблю, когда мои шорты и брюки развешены по цветами, чтобы я легко мог надеть те, которые хочу. На столе у меня тоже порядок. Игрушки я сортирую в корзинки по размеру и цвету. Я не люблю даже, когда еда на моей тарелке друг друга касается — все должно быть аккуратно и отдельно. Мне кажется неправильным все смешивать и путать.

Терпение

Если ребенок что-то хочет, у него не хватит терпения долго ожидать желаемого. Но такие дети более терпимы к детям, животным, людям с ограниченными возможностями и к людям старшего поколения. Они более общительны с этими группами, нежели их сверстники. Они не видят в них ничего необычного, поэтому легко идут на помощь и контакт. Дети с Аспергером открытые, добрые и нежные к тем, кому доверяют.

Ник: дедушке иногда нужна помощь, и я с радостью ему помогаю. Он часто не может найти нужный ему канал, а мне это несложно. Когда бабушка дает мне печенье, я всегда прошу о втором для дедушки. Мы много говорим о строительстве — дедушка был строителем и много чего знает на этот счет.

Фото Тимоти Арчибальда

Вопросы

У этих детей отсутствует социальный фильтр, поэтому они могут задавать любые вопросы в любое время, даже самое неподходящее. При чем остановить их или намекнуть, что так не следует делать, сложно. Они продолжают, пока вопрос не решится. Когда мы с внуком пошли в магазин несколько лет назад, он начал спрашивать кассира, или у нее в животе сидит ребенок. Она сказала «Нет». А он продолжал: «Почему тогда у тебя такой толстый живот?». Я сказала, что так нельзя, это невоспитанно, но он все не могу успокоить, почему же у нее такой большой живот.

Ник: я задаю много вопросов, потому что хочу узнать множество вещей. Я не понимаю, что значит воспитанный или грубый. Если есть вопрос, почему его нельзя задать? Как же тогда узнать ответ?

Распорядок дня

Приемы пищи, одевание, выход из дому, домашнее задание и время сна — самые важные элементы дня, которые обязательно надо четко устанавливать. Таким детям необходим план, распорядок, а любые отклонения от него могу вылиться в настоящую истерику. Установите план и следуйте ему всей семьей.

Ник: лучше всего я себя чувствую, когда знаю, что будет дальше. В воскресенье я пишу на большой белой доске свой план на следующую неделю. Я не люблю сюрпризы или предупреждения за 10 минут. У нашей учительницы в школе много правил, и мне нравится им следовать. Дети иногда смеются или дразнят меня, когда я указываю им, что они нарушают правила.

Усидчивость

Если только ребенок с Аспергером чем-то сильно не увлечен, усидеть спокойно ему просто не под силу. Мышцы начинают спазмироваться и дергаться, поэтому сидеть не получается. Если ребенку не интересно, сидеть он не будет — он встанет и уйдет.

Ник: мне тяжело долго сидеть, все время нужно двигаться. Еще в садике у меня начинали болеть ноги, когда мы сидели кругом на полу. Воспитательница дала мне специальную качающуюся подушку (наполненную воздухом, чтобы можно было смещать вес, не вставая). Теперь мне эта подушка уже не нужна. Я недавно ходил на спектакль и мне так понравилось, что я даже и не думал вставать.

Истерика

Ник: если я очень устаю, я уже не могу себя контролировать, потому что мой мозг больше не может ничего слышать или делать. Я бросался и ломал вещи, переворачивал стол, рвал учебники и тетради, кричал на людей и плакал. Обычно, я настолько этим изматываюсь, что сразу засыпаю, а, проснувшись, опять становлюсь собой.

Фото Тимоти Арчибальда

Понимание

Этим детям необходимо понимание, как никому другому, потому что они как раз многих вещей не понимают. Обычный мозг прогрессирует от простого к сложному, а вот у аутистов все по-другому. Наш мозг принимает информацию и перенаправляет ее, а детей с расстройством нужно научить это делать, так же, как и мыслить категориями, идеями, определять причину и следствие.
Родители должны много читать по развитию таких детей, ходить в специальные кружки и общаться со специалистами. Напоминайте окружающим, что Аспергер — это медицинская проблема, а не проблема поведения. Мозг таких людей функционирует по-другому.

Ник: мой мозг похож на недрессированную собаку. Тебе нужно постоянно повторять одно и то же, пока он не поймет. Если хотите меня понять, почитайте книги про синдром Аспергера. Моя любимая -All Cats Have Asperger’s Syndrome (У всех котов синдром Аспергера).

Когда ребенок с Аспергером читает вслух, его голос тихий и монотонный, без эмоций и интонации. Каждое слово — кусочек информации, а не часть истории.

Ник: когда я нервничаю, мой голос становится либо очень тихим, либо очень громким, либо писклявым. Иногда он похож на тот, которым говорят люди, вдохнувшие гелия из шарика. Когда я выступаю перед всем классом, может казаться, что я пою. Вначале я не могу это контролировать, но через пару предложений, когда я понимаю, что все хорошо, я снова контролирую свой голос.

Вес

Тяжелая куртка, одеяло, спальный мешок или сильные медвежьи объятия могут успокоить слишком активный мозг. Контакт с другим человеком успокаивает и расслабляет. Есть фильм «Тэмпл Грандин» , в котором повествуется о женщине с аутизмом, профессоре и изобретателе. Она создала специальную машину объятий, чтобы успокаиваться в нужные моменты.

Ник: иногда мне нужно укрыться несколькими одеялами и нагромоздить на себя подушек, чтобы быть спокойным. У моего друга есть особый жилет с утяжелителями, который он использует в тяжелые моменты. Иногда мне помогает то, что я очень сильно обнимаю маму — мне комфортно и спокойно.

Рентген

Чтобы понять причины Аспергера, врачи проводят обследования с использованием рентгена. Многие части мозга людей с синдромом были отмечены, как более активные. Ученые едины во мнении, что расстройство аутического спектра — проблема генетическая, и пытаются изолировать пораженные гены.

Ник: если бы нам сделали рентген, вы бы увидели, что мой мозг работает не так, как ваш. У меня одновременно задействованы несколько областей, посылая мне одновременно много сигналов. Я видел такое по Дискавери.

Фото Тимоти Арчибальда

Юность

Определить то, что у ребенка синдром Аспергера трудно, ведь простым анализом или тестом здесь не обойтись. Всех детей нужно проверять на задержки в развитии во время регулярных осмотров, особенно в возрасте 1.5 и 2 лет. Те дети, у которых кто-либо из родственников имеет расстройство аутического спектра, имеют больший риск его развития. Чем раньше диагностировано расстройство, тем скорее можно обеспечить ребенка всем необходимым для его счастливой жизни.

Ник: мама говорит, что раньше никогда об Аспергере и не знала, пока врач не сказал ей, что у меня такое может быть. Она понимала, что-то не так, но причина проблемы ей была неясна. Она много читала о синдроме, и какие-то мои особенности в детстве — как то, что я не смотрел в глаза, не следил за пальцем — подсказали ей, как все обстоит на самом деле.

Зона

Если ребенок с Аспергером чем-то очень увлечен, вытянуть его из этой зоны крайне сложно. Ребенок с такой атмосфере может вслух что-то произносить, если никого нет рядом. Чтобы избежать проблем, но следовать графику, его нужно, во-первых, создать и придерживаться, а во-вторых, предупреждать ребенка за 10 минут до перехода к другой деятельности.

Ник: обычно я ставлю себе таймер, чтобы знать, когда нужно закончить играть с Лего или в компьютерные игры. Я так увлекаюсь, что времени не замечаю. Однажды я играл с Лего 6 часов, и маме сказал, что я еще не закончил, когда она попросила перестать. Когда она показала мне часы, я был очень удивлен. Иногда я настолько сконцентрирован, что не слышу, как со мной разговаривают, поэтому меня надо легонько тронуть за плечо. Я не игнорирую — я просто не слышу.

В сороковых годах прошлого столетия австрийский ученый впервые выдвинул предположение о наличии своеобразного расстройства – аутической психопатии. Позже патология получила эпоним в честь своего открывателя – Ганса Аспергера.

Психолог-клиницист наблюдал большую группу детей, фиксируя каждое отличие в их поведении. Все полученные данные впоследствии были включены в картину синдрома Аспергера.

Что представляет собой синдром Аспергера?

Дети, страдающие данной патологией, не проявляют никакого интереса к социуму – они живут в своем внутреннем мире . Они скупы на эмоции. Их речь, мимика не передают чувства, мысли. Эти характерные признаки послужили основой для рассмотрения синдрома Аспергера, как одной из форм аутизма. Хотя точно сказать, что собой представляет патология – неврологическое расстройство особого характера или специфическое поведение аутиста, ученые не могут и сейчас.

Причиной для разногласий служил тот факт, что дети, страдающие синдромом, не проявляют признаки отставания в интеллектуальном развитии. Спустя время, специалистами был разработан тест, который они апробировали на детях с синдромом Аспергера. Результат был ошеломительный – 90 из 100 больных имели высокие умственные показатели . Они заключались в феноменальной памяти и умении выстроить логическую неоспоримую цепочку.

Причины возникновения заболевания

Точные факторы, вызывающие заболевание, вызывают спор у многих ученых мира. Но большая их часть склонна признать теорию, которая указывает, что причины болезни синдрома идентичны аутистической аномалии. Основные факторы:

  • Наследственно-генетическая предрасположенность.
  • В первый триместр произошло токсическое воздействие на плод.
  • Внутриутробная инфекция.
  • Вирусные заболевания матери в период беременности – токсоплазмоз, герпес, краснуха.

Кроме основных причин, врачи выделяют и такие, как:


Последний перечень возможных причин принадлежит к рабочим версиям. Большая часть ученых склонна признать основной причиной возникновения болезни генетическую связь.

Характерные признаки

При данном психическом расстройстве физические отклонения отсутствуют. Симптомы болезни у ребенка можно выявить только путем наблюдения за его поведением и реакцией. Признаки синдрома Аспергера разнообразны.

Современная психология совместно с малой психиатрией характеризуют синдром посредствам триады симптомов:

  • Проблемы восприятия окружающих на чувственном и пространственном уровне.
  • Дефицит с творческим мышлением, эмоциями, устной речи.
  • Трудности коммуникативно-социального характера.


Первые признаки заболевания у ребенка начинают проявляться в раннем возрасте – 2, 3 года
.

Резкий свет, громкий звук или сильный запах могут вызвать слезы. Данные проявления не всегда являются показателем синдрома Аспергера, но могут свидетельствовать о неврологическом расстройстве малыша. Большинство родителей не понимают причину такой реакции ребенка на внешний раздражитель. С возрастом такая симптоматика уменьшается, но гиперчувствительность не исчезает и даже более, она трансформируется.

При заболевании Аспергера страдает не какая-либо одна сторона личности малыша, а его личность в целом. Вот симптомы, которые наиболее ярко проявляются у «особенных детей»:

  • Малыш обособлен и замкнут.
  • Неуклюжесть носит хронический характер. Особенно заметна она при передвижении ребенка, действий с предметами. Такие больные не могут удерживать определенную позу, отказываются принимать участие в играх с мячом и другими предметами.
  • Мелкая моторика нарушена. У малыша возникают проблемы с застегиванием пуговиц, развязыванием и завязыванием шнурков. Пальцы с трудом захватывают мелкие предметы.
  • Дети с синдромом Аспергера игнорируют общепринятые нормы и правила поведения. Они становятся неадекватными при малейшем изменении привычных внешних обстоятельств.
  • Ребенок с такой патологией неспособен воспринимать интонацию, мимику и жесты других людей во время общения. Данный симптом известен, как эмпатическая неразвитость.
  • Больные испытывают затруднения в выражении своих чувств, речь у них монотонная.
  • Детишки с патологией Аспергера остро реагируют на незнакомых людей, они необщительны, испытывают сложности в налаживании и поддержании контакта с другими детьми.
  • Им сложно участвовать в играх, где требуется воображение. Они с трудом изображают повадки животных или действия человека.
  • Больной ребенок воспринимает все сказанное буквально. Им не свойственно сравнение.
  • Они не любят веселых мультфильмов, не понимают шуток.
  • Отличаются «особые» от других склонностью к последовательным, повторяющимся движениям, действам.
  • Ребенок часами может проводить время за одним и тем же занятием. Как правило, игра или хобби носит спокойный и монотонный характер.
  • Они проявляют интерес к чему – то одному, это могут быть динозавры, машинки, природа, космос. Причем интерес этот всепоглощающий, малыш самозабвенно, часами может говорить о своем увлечении.
  • Больные не переносят, когда к ним прикасаются посторонние. Во время беседы, ребенок старается не смотреть собеседнику в глаза или смотрит, как на неживой объект.
  • Такие дети предпочитают общаться с взрослыми или младше себя по возрасту, но только не со своими одногодками. Любое действо со сверстниками заканчивается конфликтом. Зачастую обусловлено это тем, что ребенок с синдромом Аспергера предпочитает установить свои правила, не признает компромисса, не может действовать по чужим критериям. Естественно дети не терпят этого и отвергают такого ребенка.
  • Они очень правдивы, они смущаются при малейшем замечании. Ребенок с синдромом не владеет подтекстом, поэтому их слова могут быть оскорбительны для окружающих. Но при этом он не стремиться обидеть, он не понимает «что такое хорошо, а что такое плохо».

Малыш с патологией Аспергера очень привязан к своим родителям и дому . Новая обстановка может вызвать у него дискомфорт и беспокойство. Для него также важно, чтобы все находилось на своих местах, особенно это касается личных предметов. Неожиданности в распорядке дня могут вызвать истерику у такого ребенка. К примеру, если его из садика забирал отец, а пришла мама, то может начаться приступ.

Важно! При любом признаке аномалии необходимо обратиться к специалисту.

Диагностика болезни

Симптомы болезни разнообразны и многочисленны. Не встретить двух малышей с болезнью Аспергера, схожих друг с другом. Наличие пары признаков приведенных выше не являются основанием для констатации патологии, поэтому для вынесения диагноза должны использоваться следующие методы:

  • тест на оценку умственных способностей;
  • тест на выявление чувствительности;
  • тест творческих способностей.

Также существуют специальные тесты, позволяющие выявить именно синдром Аспергера у детей.

  • ASSQ используется для определения патологии у детей с шести лет. Они должны передать характер увиденных персонажей.
  • TAS-20 определяет отсутствие эмоций у ребенка. Для этого больной должен рассказать о своих ощущениях при просмотре некоторых фотографий, картинок.

На основании полученных результатов исследования, тестирования, наблюдения специалист составляет схему лечения.

Как правильно лечить?

Основная терапия синдрома заключается в психологической коррекции поведения . Психотерапия для «особого ребенка» направлена на развитие навыков, способных адаптироваться в социуме. С детьми и их родителями проводят специальные тренинги, на которых обучают общению и правилам поведения в обществе, занимаются развитием мелкой моторики, делают лечебную гимнастику, массаж.

Питание у таких больных должно быть ограниченным . Из рациона необходимо удалить такие продукты как:

  • Содержащие глютен – кетчуп, хлебобулочные и колбасные изделия, сладости, консервированные фрукты, овощи, перловую, ячневую каши.
  • Содержащие казеин – молоко, творог, сыр, мороженное и молочные десерты.
  • Продукты, в которых содержится сода, соя, искусственный заменитель сахара.
  • Грибы, цитрусы, рис, кукурузу следует исключить из рациона.

Учеными доказано, что влияние данных продуктов негативно сказывается на умственном развитии.

Важно! Психотропные медикаменты в лечении детей с синдромом Аспергера подбираются только специалистом. Самолечение недопустимо.

Вылечить болезнь народными средствами, как и традиционными невозможно, но помочь обратить взор малыша на окружающий его мир и избавить от страхов можно. Для этого используют дельфинов или лошадей.

Профилактика заболевания

Профилактики синдрома нет. Связано это с тем, что до конца не изучена этиология болезни. Но для улучшения жизни и здоровья больных необходимо не останавливаться на достигнутых результатах, а продолжать их закреплять.

Заключение

Полностью избавиться от синдрома Аспергера невозможно. Данная патология переходит во взрослую жизнь с некоторой интерпретацией.

5% людей, страдающих этим заболеванием, живут вполне нормальной жизнью, и выявить у них проблему с адаптацией в обществе можно только при проведении специальной диагностики.

Две трети заболевших могут работать, создавать семьи, растить детей. Большого успеха в карьере достигают те пациенты, которые нашли работу по своим интересам.

Синдром Аспергера не относится к заболеваниям, приводящим к летальному исходу, но 20% больных перестают быть личностями. Данное расстройство психики было выявлено у таких знаменитостей, как Эйнштейн, Моцарт, Мария Кюри.

Совет от Комаровского! «Дети, страдающие синдромом Аспергера совершенно другие, не такие, как все. Главное, нам, научиться понимать друг друга. И у нас такой возможности больше, поэтому мы обязаны сделать первый шаг для этого»

Психические расстройства включают множество разнообразных патологических состояний. Одним из них является синдром Аспергера, характеризующийся нарушением коммуникативной способности человека, узостью интересов и однотипным поведением. Патология чаще выявляется у детей, достигших пяти лет. На сегодняшний день точная причина развития нарушения неизвестна. Болезнь Аспергера относится к группе аутистических, хотя при этом не сопровождается снижением интеллекта и ограничением умственных способностей. При отсутствии лечения недуг прогрессирует, и коммуникативные проблемы сохраняются уже у взрослых пациентов. Диагностика патологии требует комплексного подхода.

Синдром Аспергера регистрируется у детей и является высокофункциональным аутизмом, который нужно дифференцировать от других болезней данной группы. Нарушение чаще встречается у мужчин. Лечение расстройства направлено на восстановление нормальных социальных навыков и адаптацию ребенка или взрослого к окружающему миру и людям. При этом многие известные деятели культуры и науки имеют в анамнезе аутистические заболевания. Кортни Лав, муж которой – знаменитый Курт Кобейн, в детстве страдала от подобного расстройства. Та же ситуация у музыканта Боба Дилана и актрисы Дерил Ханны. При этом своевременная коррекция помогает свести клинические проявления нарушения к минимуму. Наличие синдрома Аспергера у известных людей позволил популяризовать патологию, что облегчает работу с пациентами.

Причины возникновения недуга

В отличие от синдрома Дауна, который характеризуется генной мутацией, проявляющейся в виде дополнительной хромосомы, при болезни Аспергера подобных отклонений не выявляется. Возможно, с этим связаны и различия в симптоматике, хотя высокий интеллектуальный уровень пациентов объединяет данные состояния. Точная этиология этой формы аутистического нарушения на сегодняшний день неизвестна. Предполагается участие в патогенезе аутоиммунных процессов, происходящих в организме ребенка во время нахождения в матке, которые приводят к повреждениям структур головного мозга. К факторам риска развития заболевания относятся генетическая предрасположенность, перенесенные постнатальные инфекции, а также интоксикация плода при беременности.

Классификация и характерные признаки

Синдром Аспергера относится к группе общих аутистических расстройств, в которую входят еще несколько недугов, сопровождающихся похожими признаками, но имеющих разную природу и патогенез:

  1. Аутизм обладает наиболее яркими клиническими проявлениями. Он часто сопровождает синдром Дауна. При этом отличить недуг от болезни Аспергера довольно сложно, поскольку симптоматика сходна. Оба нарушения могут возникать у детей до года, а иногда проявляются лишь в подростковом возрасте.
  2. Синдром Ретта – наследственная проблема, которая регистрируется у маленьких девочек. Она обусловлена мутацией отдельного участка хромосомы. При этом, в отличие от болезни Аспергера, патология протекает очень тяжело и практически не поддается адекватной коррекции.
  3. Детское дезинтегративное расстройство – довольно редкая проблема, которая сопровождается нормальным развитием ребенка лишь до двух лет. Позднее происходит полная или частичная утрата приобретенных навыков. Болезнь прогрессирует и не имеет лечения, что является основанием для присвоения пациенту инвалидности в связи с тяжелой умственной отсталостью.

Симптомы синдрома Аспергера зависят как от индивидуальных особенностей каждого пациента, так и от их возраста.

У детей

Ранние признаки аутистических нарушений могут проявляться у малышей еще до школы. Самые первые симптомы регистрируются в возрасте двух лет. Пациенты способны к обучению, но имеют проблемы с социальным взаимодействием. Они боятся посторонних людей, тяжело переносят даже кратковременное отсутствие родителей и неспособны нормально общаться со сверстниками. Дети с синдромом Аспергера имеют определенную полярность поведения: они крайне сосредоточены на каком-либо занятии и при этом неспособны отвлечься на другой вид деятельности. Маленьким пациентам свойственна крайне точная последовательность действий при выполнении поставленных задач. Дети страдают от неуклюжести и некоторых расстройств координации, поэтому предпочитают не участвовать в активных видах деятельности и спортивных мероприятиях. Подростки с заболеванием испытывают еще большие трудности при социальном взаимодействии, поэтому важна ранняя коррекция поведения.


У взрослых

Некоторые отличия клинической картины имеются и у пациентов зрелого возраста. При этом основным проявлением расстройства также остается трудность социального взаимодействия. Синдром Аспергера у взрослых характеризуется отсутствием творческого мышления, которое сочетается с высокими интеллектуальными способностями. Пациенты отдают предпочтение профессиям, требующим выполнения простых однообразных действий. При наличии определенных алгоритмов человек чувствует себя спокойно и уверенно. Взрослых с синдромом Аспергера не интересует карьера, они неспособны быть менеджерами и руководителями, поскольку не имеют определенных социальных навыков. При этом пациенты и не стремятся развивать свои коммуникативные способности. Психологический комфорт больных зависит от минимизации взаимоотношений с окружающими, поскольку они испытывают трудности при общении.

Отличие детского аутизма от синдрома Аспергера

Данные заболевания крайне сходны по клинической симптоматике. Они имеют лишь небольшое количество признаков, по которым представляется возможной их дифференцировка. Обе патологии - проявление одного и того же дефекта. Однако в сравнении с аутизмом синдром Аспергера выражается в нарушении невербальных функций человека, то есть пациенты испытывают трудности и с координацией движений. При этом у последних отличается большая способность к социализации. В некоторых литературных источниках по психологии исследователи склоняются к отсутствию значимых критериев для различения двух заболеваний.

Диагностическое тестирование

Синдром Аспергера требуется выделять из группы неврологических и психиатрических нарушений. Это имеет большое значение как при лечении, так и при прогнозировании. Данный недуг зачастую сопровождает такие заболевания, как шизофрения, поэтому пациенту важно пройти тщательную диагностику для исключения иных проблем со здоровьем.

Существует специфический тест на аутизм у взрослых и детей, на основе которого создан и опросник для выявления болезни Аспергера. Расшифровкой результатов занимается врач, поскольку правильно трактовать полученные сведения можно только в сочетании с клиническими проявлениями патологии. Существует около пяти различных способов тестирования, при помощи которых психиатры выявляют аутистические отклонения у детей и взрослых. Тяжесть вопросов при тестировании хотя и зависит от возраста пациентов, но все они направлены на определение уровня интеллекта испытуемого, характеристику его сенсорной чувствительности, а также на оценку воображения и творческого потенциала. Для этих целей врачи в тестах на синдром Аспергера используют как общение, так и различные картинки и фото, а также задания с расшифровкой метафор.


Уже при первичном осмотре врачи обращают внимание на специфическое поведение пациентов. Подобные особенности намного сильнее выражены у взрослых, поскольку дети и при отсутствии психиатрических нарушений склонны к неприятию незнакомцев. Люди на приеме ведут себя странно, зачастую они даже неспособны сразу обнаружить врача в кабинете. Пациенты блуждают по комнате, их движения неуклюжи. Синдром Аспергера накладывает отпечаток также на мимику человека и его речь, которая приобретает монотонность. При этом зачастую больные – высокообразованные и интеллектуальные личности, которые склонны детализировать свое повествование, иногда даже излишне. При проведении тестирования большое внимание уделяется и эмоциональному ответу на приветствие, улыбку или шутки. Пациенты с синдромом Аспергера не обладают чувством юмора и не отвечают взаимностью на признаки симпатии.

В современном мире люди с аутистическими расстройствами имеют больше социальных контактов, чем 20 лет назад, что связано с развитием Интернета. Многие пациенты практически не имеют реальных друзей и знакомых, однако общаются с людьми в Сети. Это значительно облегчает дальнейшую адаптацию и восстановление коммуникативных способностей. Трудности возникают именно при установлении личных контактов, что и выявляется во время тестирования.

Лечение и прогноз

Поскольку точная причина возникновения данного психического расстройства на сегодняшний день неизвестна, то борьба с патологией направлена на контроль симптомов и улучшение качества жизни пациентов и их близких. Важно не заниматься самолечением, а строго следовать рекомендациям врача, проводившего диагностику. Это связано с индивидуальными особенностями каждого пациента, которые необходимо учитывать при подборе терапии. Лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых отличается, но главным образом направлено на восстановление и развитие социальных навыков. Поскольку одним из отличительных симптомов заболевания являются расстройства координации, хорошие результаты показывает и применение специального комплекса упражнений. Это способствует развитию мелкой моторики и большей уверенности человека в собственных навыках.

Необходимость медикаментозной поддержки пациентов с заболеванием Аспергера определяется врачом. Лекарственная терапия направлена на купирование симптоматики и сопряжена с возникновением тяжелых осложнений и отложенных последствий. Препараты уменьшают клинические проявления синдрома Аспергера, такие как повышенная тревожность, раздражительность и нарушения сна. Часто применяются «Рисперидон» и «Флуоксетин».

Прогноз заболевания зависит как от индивидуальных особенностей пациента, так и от создания вокруг него благоприятной для выздоровления обстановки. Эта задача ложится на ближайших родственников пациента.

Опасность синдрома

Прямой угрозы жизни и здоровью болезнь Аспергера не представляет. Однако такие люди зачастую получают инвалидность, а мужчин освобождают от службы в армии. Это связано с повышенной тревожностью и риском развития депрессии. При лечении патология контролируется, однако если синдром сформировался еще в детском возрасте, а коррекция произведена не была, в дальнейшем возникают проблемы. Лечение взрослых занимает больше времени и чаще сопряжено с осложнениями. В тяжелых случаях пациенты страдают от одиночества и суицидальных наклонностей. При этом они не представляют угрозы для общества, поскольку разрушительное мышление направляют непосредственно на себя. Человеку с синдромом Аспергера трудно найти занятие по душе и создать прочные взаимоотношения. При лечении таких проблем удается избежать.

В современной психотерапии синдром Аспергера (Аспи) считается одним из самых любопытных и неизученных состояний человеческой психики. Часто говорят про синдром Аспергера, что это такое проявление аутизма. Действительно, данное расстройство относится к аутическому спектру.

Но, в отличие от аутизма, патология Аспи не сопровождается умственным расстройством (при аутизме такие отклонения наблюдаются в 90% случаев). Современные медики склоняются к мнению, что синдром Аспергера – это не заболевание, а своеобразная особенность мозговой функции. Чаще она развивается у мужчин (85% случаев).

Люди с синдромом Аспергера не могут чувствовать эмоции окружающих

Расстройство обязано своим названием австрийскому специалисту по психиатрии Хансу Аспергеру. Ученый много времени посвятил изучению и наблюдению за детьми возраста 6-18 лет, страдающих от данного расстройства. Сам психиатр называл такое состояние «аутистической психопатией». По статистике от Аспи страдают 4-5 % населения земного шара.

При синдроме Аспергера не наблюдается нарушений интеллекта. Даже, наоборот, интеллектуальные способности детей намного превышают усредненные показатели у сверстников.

Если суметь заинтересовать ребенка с Аспи подходящей деятельностью, он добьется прекрасных успехов и может даже пополнить ряды гениев. Такой синдром наблюдался у:

  • Дэна Экройда (талантливого комического актера);
  • Стивена Спилберга (гениального кинорежиссера);
  • Мэри Тэмпл Грандины (женщина-профессор животноводства, биолог);
  • Верноны Смит (обладательница Нобелевской премии в сфере экономики);
  • Боба Дилана (киноактер, писатель, поэт, исполнитель собственных песен).

Некоторые исследователи, изучая биографии выдающихся индивидуумов, сделали вывод, что Ньютон, Ван Гог, Сократ, Эйнштейн, Кэрол Льюис также относились к асперам.

Суть патологии

Болезнь Аспергера – врожденное расстройство, характеризующееся специфичными проблемами в социальном отношении с окружающими личностями. Люди с Аспи не умеют сопереживать . Проще говоря, в сознании асперов место, где формируется предположение о мыслях и чувствах окружающих, закрыто «белым непроницаемым пятном».

Больные синдромом Аспергера не понимают эмоции, для них подобные проявления чувств – побочный и ненужный продукт мышления. У таких личностей все предельно просто: нужно стремиться к получению приятного, а неприятного следует избегать.

Но жизнь безжалостно вносит в это восприятие свои коррективы, и жизнь асперов приобретает мучительную тревожность. Такие люди имеют огромные коммуникативные проблемы (не способны устанавливать, развивать и поддерживать дружеские взаимоотношения).


Сильные стороны людей с синдромом Аспергера

Суть патологии сводится к ярким проявлениям дефицита взаимоотношений, проблемах нормальной адаптации и восприятия окружающей действительности. Такой синдром проявляется резким ограничением принятия социума. Болезнь Аспергера относят к «скрытым» расстройствам. По внешнему виду человека определить проблему практически невозможно.

Как определить синдром Аспергера

Современные светила психиатрии описывают расстройство, рассматривая их через триаду основных признаков:

Трудности социально-коммуникативного плана

Людям с Аспи очень сложно выражать и проявлять себя, как индивидуума в социально-эмоциональном плане. Чтобы понять, что такое синдром Аспергера простыми словами, познакомьтесь с самыми распространенными проявлениями таких больных. Они:

  • не понимают жесты, тон голоса, мимику собеседников;
  • не могут определить, когда начинать и заканчивать общение/разговор;
  • не способны определить, какая тема под разговор подходящая и интересная;
  • применяют чересчур сложные словосочетания, но не полностью осознают их значение;
  • слишком «буквальны», с трудом воспринимают шутки, им недоступен сарказм и сложные метафоры.

Трудности восприятия мира (пространственное и чувственное)

Асперы стремятся быть общительными, завязать какие-то социальные отношения, но, сталкиваясь с непониманием поведения окружающих, становятся замкнутыми. Им присущи следующие черты:

  • непонимание «личного пространства»;
  • холодность в отношениях любого плана;
  • некорректность в поведении и разговоре;
  • безразличие, отчуждение, отстраненность от окружающих;
  • неспособность придерживаться принятой дистанции и приличий.

Неспособность к социальному воображению (дефицит эмоций)

Больные синдромом Аспергера могут похвастаться развитым воображением. Но они не умеют «подключать» его к обыденности. Для них проще прислушаться и подчиниться правилам логики. Асперам свойственно:

  • абсолютно не осознавать точку зрения окружающих;
  • затрудняться в предугадывании каких-либо будущих событий;
  • больше заниматься логическими действиями без участия творческих посылов;
  • не воспринимать эмоциональный фон, который толкает людей на определенные поступки;
  • непонимание, что хочет рассказать собеседник, если тот использует в общении мимику и жесты.

Иные признаки, характеризующие синдром Аспергера

Помимо трех основных разрядов, свойственных людям с Аспи, о присутствии патологии свидетельствуют и иные признаки. Они в той или иной степени наблюдаются у каждого такого человека:

Создание определенного порядка . Когда аспер сталкивается с непонятным, запутанным миром, он на подсознательном уровне пытается привести окружение в свойственный именно ему порядок. Помогают в этом создание шаблонных правил. Если заведенный порядок что-то либо кто-то нарушает, люди с Аспи приходят в ярко-выраженное беспокойство .

Например, изменение времени работы, задержка поезда, автобуса. Асперы предпочитают ходить в магазин или на службу только по одному маршруту, если что-то меняется, это приводит их в сильное расстройство.


Проблемные стороны личности с синдромом Аспергера

Особенные увлечения . Люди с синдромом Аспергера чаще увлекаются собиранием или коллекционированием. Эти личности с увлечением будут находить информацию, изучать все, что касается их любимого хобби.

Асперы отличаются исключительными, очень глубокими и обширными знаниями в том, что их по-настоящему увлекает и интересует.

Трудности с сенсорикой . Сенсорные затруднения у асперов проявляются в каком-либо виде ощущений. Может страдать:

  • вкус;
  • слух;
  • зрение;
  • осязание;
  • обоняние.

Одно из этих чувств либо слабочувствительно (неразвито), либо сверхчувствительно. Больных могут раздражать неспецифичное освещение, громкие звуки, сильный аромат, определенные поверхности. Чтобы снять возникающий стресс больные с синдромом Аспергера, могут кружиться или равномерно раскачиваться на одном месте долгое время .

Повышенная сенсорная восприимчивость создает трудности таким личностям и в восприятии собственного тела. Некоторым асперам очень проблематично переходить из комнаты в другое помещение, обходить препятствия. Вызывают трудности и действия, требующие мелкую моторику (завязывание шнурков, застегивание пуговиц).

Признаки синдрома Аспергера у детей

Отличительные симптомы синдрома Аспергера у детей начинают выявляться после 4-5 лет. Еще в детском садике такие личности заметно отличаются от сверстников. Детки с Аспи часто становятся изгоями в детсадовском социуме. Неумение дружить и заводить приятельские отношения «выталкивают» таких деток на обочину шумной детской жизни.


Дети с синдромом Аспергера становятся изгоями среди сверстников

Маленькие изгои ничего не имеют против, они охотно обживаются в собственном мире. Их трудно понять, ведь бедная мимика и скупые эмоции не проявляют внутреннее состояние ребенка. Малыши асперы склонны проявлять однотипность в поведении и проявлении своих чувств. Такие дети:

  1. Раздражаются от громкой музыки и песен.
  2. Не желают участвовать в шумных коллективных играх.
  3. Сильно привязаны к родным и привычной домашней обстановке.
  4. Остро реагируют (вплоть до истерики) на появление незнакомых людей.
  5. Не любят забавных, смешных мультфильмов из-за неспособности оценить шутки.

Дети с синдромом Аспергера больше любят заниматься конструктором, складывать пазлы, увлекаются тихими логическими системными играми.

Внимание мамам . Хоть явные признаки синдрома Аспергера проявляются в возрасте детсада, стоит обратить внимание на несвойственную симптоматику, видную и в более раннем возрасте. Тревожными сигналами могут стать следующие признаки:

  • внезапные слезы, вызываемые звуками, светом, запахом;
  • неуклюжая походка по сравнению с другими сверстниками, отмечается некая шаткость, валкость, неловкость;
  • неприятные ощущения от гладких предметов, малыш объясняет, что они колючие, шершавые и неприятные.

Эти ранние признаки не говорят о наличии расстройства Аспергера, но должны стать причиной дополнительной консультации с неврологом.

Взрослея, дети с синдромом Аспергера проявляют некое высокомерие, даже заносчивость, отличаются равнодушием к окружающим людям . Но это всего лишь защитная реакция, попытка спрятаться и защитить себя от хаотичного, неприятного мира.

Эмоции, наглухо загнанные и спрятанные внутри, порождают высокий уровень тревожности, которая требует разрядки и выхода. Проявляется это приступами агрессии и многими соматическими проявлениями:

  • температура;
  • скачки давления;
  • проблемы с ЖКТ;
  • спазмы пищевода;
  • сердечно-сосудистые заболевания.

Своевременная диагностика (при работе с детьми психологи прибегают к специфичному тестированию пациентов) и диагностировании синдрома Аспергера на ранней стадии, позволяют провести грамотную коррекцию и значительно улучшить восприятие реальности у таких малышей.

Признаки расстройства у взрослых

Если в раннем возрасте не выявить патологию и не провести необходимую психологическую коррекцию, заболевание провоцирует появление стойкой, острой социальной самоизоляции. Симптомы синдрома Аспергера у взрослых выражаются следующим образом:

  1. Асперы совершенно не понимают, что такое юмор.
  2. Больные не способны понять, где ложь, а где правда.
  3. Отсутствуют друзья и приятели. Аспер не может найти одни интересы с окружающими.
  4. Возникают проблемы в личной жизни. Человек не умеет поддерживать близкие отношения.

Люди с Аспи не способны занимать руководящие должности, где ценится умение управлять и организовывать подчиненных. Даже досконально владея информацией о родной фирме, прекрасно ориентируясь в расчетах и бухгалтерии, такие личности предпочитают заниматься рутинными, однообразными обязанностями . Карьера их не волнует совершенно.


Людей с синдромом Аспергера не волнуют вопросы карьеры

Больных синдромом Аспергера не особо любят коллеги из-за странности в поведении и кажущейся невежливости. Ведь асперы:

  • не понимают, что чувствует собеседник;
  • говорить все в глаза, что надо и не надо;
  • делают нетактичные публичные замечания;
  • не видят смысла поддерживать принятый офисом этикет;
  • не думают о том, чтобы произвести приятное впечатление;
  • могут оборвать беседу и уйти из-за внезапно нахлынувших собственных мыслей.

Становясь старше, асперы развивают у себя повышенную подозрительность, доходящую до фобии. Из-за этого такие личности считаются окружающими бестактными, наглыми и мелочными неприятными занудами.

Причины развития синдрома

Точного виновника, который запускает механизм развития расстройства Аспергера, врачи не установили. Провоцирующие факторы патологии являются предметом шумных споров, дискуссий психиатров. Большинство ученых склоняются к мнению, что ведущими факторами, провоцирующими заболевание, становятся:

  • внутриутробная инфекция;
  • мозговые травмы при родах;
  • черепно-мозговые травмы;
  • наследственный фактор (генетический);
  • интоксикация развивающегося плода при беременности;
  • токсическое воздействие на плод в I триместре (курение, наркотики, алкоголь);
  • врожденный гормональный дисбаланс (превышение тестостерона, нестабильный уровень кортизола);
  • материнская аутоиммунная реакция организма (это провоцирует аномалию развития мозга у ребенка);
  • последствия неудачно проведенной вакцинации (повышенное содержание ртути, консервантов), создающих непосильную нагрузку на детский иммунитет.

Более точно выявить причину патологии помогает расширенное компьютерное диагностирование и специфичные медико-психологическое тестирование.

Опасен ли синдром

Расстройство Аспергера не несет угрозы здоровью. Если выявить патологию в раннем возрасте, с помощью психологов такого ребенка можно адаптировать и помочь безболезненно влиться в окружающий социум. Заболевание способно принести вред взрослым людям по причине антисоциализации, а именно:

  1. Мешает найти человеку собственное место и предназначение.
  2. Вызывает тяжелые депрессии из-за одиночества и постоянных тревог.
  3. Может спровоцировать развитие страхов и фобий. Такие расстройства отличаются устойчивостью и с трудом поддаются коррекции.

Лечение синдрома Аспергера

Основная задача родителей – стараться прививать малышу социально-коммуникативные навыки . Учить приспосабливаться и принимать переменчивость обыденной жизни.

Главные методы терапии синдрома Аспергера сводятся к психологическим тренингам, курсам, направленным на повышение адаптационных качеств у людей к социуму. Лечение проходит под постоянным наблюдением психиатра.

Помимо психологического лечения, больным назначается медикаментозный курс, состоящий из седативных препаратов. В некоторых случаях уместен прием антидепрессантов. Полностью избавиться от такой проблемы невозможно. Но при грамотной терапии человека с Аспи можно адаптировать, скорректировав его восприятие реальности.

Тогда человек с синдромом Аспергера будет и самостоятельно стремиться преодолеть трудности в общении, стараясь работать с социальными проблемами самостоятельно.