Главная · Дисбактериоз · Психологическая готовность к школе. Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе

Психологическая готовность к школе. Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе

Родители всех будущих первоклассников хотят, чтобы их детям было в школе хорошо. Что это значит? Чтобы в классе появились новые друзья, общение с которыми приносит удовольствие. Чтобы в школу ребенок шел в хорошем настроении, и ему нравилось бы учиться и ежедневно узнавать что-то новое. Недостаточно научить дошкольника письму, чтению и счету. Крайне важна и психологическая подготовка, ведь школа — это совершенно новая жизнь, новый мир. Пребывать в статусе школьника предстоит долгие годы. Нужно, чтобы ребенку было в нем комфортно.

Создаем положительный образ школы

Чтобы ребенок хотел пойти в школу, ждал 1 сентября с радостью и нетерпением, родители должны создавать положительный образ учебного заведения.

Говорить о школе можно только в положительном ключе, причем не только в разговорах с ребенком. Дошкольник не должен слышать взрослых разговоров о том, что учителя теперь плохие, дети в школе — невоспитанные чудовища, а домашних заданий задают слишком много. Совершенно недопустимо запугивать ребенка школой, чем, к сожалению, грешат некоторые родители. «Будешь одни двойки получать», «Вот учительница тебе в школе покажет за такое поведение», — ничего подобного из уст родителей дошкольник слышать не должен.

Ребенок должен быть уверен, что в школе ему понравится, учительница окажется приветливой и доброжелательной, а среди одноклассников появятся друзья. Важно не обманывать ребенка, не рассказывать, что школа — это сплошной праздник, ведь это не так. Можно читать детские рассказы о школьниках, смотреть художественные фильмы о них. Тем, кто идет в школу с положительным настроем, вероятнее всего, будет в ней хорошо.

Мотивация должна быть правильной

Формировать у ребенка мотивацию к учебе нужно правильно. У некоторых дошкольников вроде бы присутствует интерес пойти в школу, но он внешний. Такие дети хотят примерить на себе новый статус ученика, ходить с красивым рюкзаком, пользоваться новенькими канцтоварами, быть похожими на старших сестер или братьев. Важно формировать у ребенка желание, страсть, интерес к познавательной деятельности, рассказывать, что учеба — это масса новой информации. Обязательно нужно рассказывать дошкольнику, какие уроки будут в первом классе, что изучают.

Какие навыки нужны первокласснику?

Терпение, самодисциплина, умение слушать, не перебивая, усидчивость — все это понадобится в школе. Психологи считают, что очень хорошо все вышеназванные навыки тренируются в процессе совместных игр. Особенно полезны среди них такие, где есть четко прописанные правила: шашки и шахматы, «ходилки», все остальное, что требует следования правилам. Другая, не менее полезная игра — детская школа. Пусть у ребенка будет возможность и попробовать себя в роли ученика, и побыть учителем.

Очень важен для дошкольника навык самообслуживания. Детям в школе предстоит переодеваться и переобуваться в гардеробе, надевать и снимать физкультурную форму, ловко управляться с содержимым школьного рюкзака — доставать и убирать необходимые вещи. Те, кто делает это слишком медленно, переживают и нервничают, видя более проворных одноклассников. Поэтому самообслуживанию ребенка нужно учить обязательно.

Умения общаться и дружить очень важны!

Кому из детей легче адаптироваться в непривычной школьной обстановке? Ведь школа — это не только уроки, но и внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, общение в коллективе. Тем, кто легко находит общий язык с одноклассниками и умеет дружить. Дети любят и ценях в сверстниках доброжелательность, отзывчивость, умение не обижаться по пустякам, не конфликтовать. Еще одно важное качество — умение искать и находить компромиссы в разных ситуациях. Более комфортно себя чувствуют дети в школе, обладающие вышеназванными навыками. Задача родителей — привить их ребенку. Чем раньше, тем лучше.

Особенно сложно может быть тем детям, которые не посещали детский сад, не имеют достаточного опыта общения в коллективах, по характеру застенчивы, с заниженной самооценкой. Взрослые должны помогать детям вливаться в компанию, учить их общаться и дружить.

Знакомимся со школой заранее

Для дошкольника школа — это что-то совершенно новое и непонятное. Большинство детей с тревогой и опасением относятся ко всему незнакомому. Гораздо спокойнее в школу идут дети, которые уже бывали в стенах ее здания, представляют, как выглядят изнутри классы. Сейчас многие учебные заведения предлагают будущим ученикам нечто вроде подготовительных курсов. Если у родителей есть возможность водить туда ребенка, стоит ею воспользоваться. Быть может, ребенок не получит на курсах каких-то принципиально новых знаний. Но он узнает на практике, как проходят уроки в школе, как нужно вести себя во время школы, как отвечать учителю.

На переменах стоит погулять по коридорам, показать ребенку, где находится столовая, спортивный зал, туалет, гардероб. Когда новоиспеченный школьник переступит порог учебного заведения 1 сентября, он будет чувствовать себя гораздо увереннее.

В психологическом плане готовность у ребёнка возникает не сама по себе, а образуется постепенно и требует специально направленных занятий с ребёнком.

Как же проявляется психологическая не готовность ребёнка к школьному обучению?

Не готовый к школе ребёнок не может сосредоточиться на занятиях, постоянно отвлекается, не способен включиться в общий режим работы класса. Такой ребёнок мало инициативен, склонен к шаблонным решениям и действиям, ему трудно общаться со сверстниками и взрослыми по поводу решения учебных задач. Что уж говорить об умении подружиться . Даже не все дети 7-ми лет, готовый в психологическом смысле к школе, не смотря на то, что умеют читать и писать. «Быть готовым к школе не значит уметь читать и писать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)

Истоки возможных школьных проблем часто скрыты в дошкольном детстве. До наступления школьного возраста родители часто не уделяют должного внимания развитию малыша, на особенности его восприятия окружающего мира, на то как он общается со сверстниками и взрослыми. На то, есть ли у ребенка желание учиться. И «вдруг» когда наступает школьное время, по мнению родителей, у нормального ребёнка начинаются проблемы, накапливаются трудности и вместе с ними негатив, который часто приобретает хронический характер и нежелание идти в школу.


Как все-таки подготовить ребенка к школе психологически, что бы избежать проблем?


Перед началом учебного года заранее:

  1. Подумайте над вопросом с кем оставить первокласника после уроков
  2. Познакомьте ребенка с классным руководителем
  3. Несколько раз посетите с ним его будущий класс, дайте малышу посидеть за партой, ознакомиться с обстановкой. Вместе совершите небольшую экскурсию по школе и школьному двору.
  4. Постарайтесь познакомить будущего школьника с некоторыми его будущими одноклассниками, замечательно, если ребенок будет ходить в школу вместе с другом проживающим по соседству.
  5. Расскажите дошкольнику о примерном расписании уроков и времени, которое отведено для уроков, перемен и обедов, возможных линейках перед началом занятий. Постарайтесь заранее ввести ребенка в тот режим дня, который будет, когда он пойдет в школу. Приучите его вставать в определенное время (предположительно в то время, когда он будет просыпаться на занятия) и ложиться спать так же в одно определенное время, это так же поможет смягчить стресс в первые школьные дни.
  6. Узнайте у ребенка, что он чувствует в свете приближающегося учебного года. Что его пугает, а что радует. Акцентируйте внимание малыша на положительных моментах, на множестве новых интересных занятий и возможности завести новых друзей.
  7. Объясните ребенку, что волнение в первые дни это абсолютно нормальное явление, и что вы так же в свое время испытывали такие же чувства, но потом все стало замечательно. Успокойте малыша и уверьте, что если возникнут какие-либо проблемы , вы поможете ему их решить, что он не один и вы вместе всё сможете преодолеть.

Поход в школу – значимое событие в жизни ребенка. И для того, чтобы ему было легче привыкнуть к новым обстоятельствам, каждый родитель должен очень ответственно подойти к психологической подготовке своего малыша.

И тут сразу же возникает множество неясностей: во сколько начинать? какие методики и упражнения использовать и можно ли обойтись без помощи психолога? в чем трудности психологической подготовки к школе? Мы постарались ответить Вам на эти и некоторые другие вопросы.

Можем начать сразу с видео совета от эксперта:

Психологическая готовность к учебе определяется несколькими критериями:

— наличием таких сформированных психологических процессов, как внимание, воображение, память, восприятие и речь;- развитостью логического мышления и фонетического слуха;- личностным восприятие ребенком себя в условиях школы, осознанием его нового социального положения;- стремлением к познанию, умением слушать и подчиняться преподавателю.

Из первого пункта напрашивается вывод, что начинать психологическую подготовку к школе можно уже с трехлетним малышом, проводя различные занятия по развитию памяти, внимания и речи. Однако этот срок во многом зависит от индивидуальных особенностей детей.

Трудности психологической подготовки к школе.

В процессе подготовки своего чада к школе может возникнуть ряд трудностей.

  • Неусидчивость . Зачастую просто не хватает терпения для выполнения поставленных ему задач. Но если родитель предлагает своему ребенку помощь и вместе с ним выполняет задание, то у малыша со временем сформируется привычка доводить начатые дела до конца.
  • Не умение работать по образцу , соблюдая правила и дисциплину. Во избежание данной проблемы необходимо с раннего возраста приучать детей к правилам. Этого очень легко достичь при помощи игр, в которых установлены определенные ограничения и нормы поведения. Немаловажна и оценка всех действий, которые выполняет ребенок, как в игре, так и в повседневной жизни. Похвала и оправданное порицание в раннем возрасте формируют у детей уважительное отношение к оцениванию их знаний и поведения.
  • Неумение обобщать и классифицировать окружающие их предметы и природу . В данном случае хороши игры с картинками из категории «лишний предмет», лото и т.д. Вовлечение ребенка в помощь при выполнении некоторых бытовых работ (готовка, мытье посуды, ремонт велосипеда, уборка в доме и т.д.) также помогает ему познавать окружающий мир и существующие в нем связи.
  • Нежелание учиться. Чтобы побороть нежелание ребенка к образованию, необходимо весь процесс обучения превратить в занимательную игру, а не в «тяжкое обязательство». Обыгрывая каждое действие ребенка, родитель сможет привить малышу любознательность и жажду познаний, чем самым существенно облегчит его жизнь в школьные годы.

Упражнения и методики.

Существует ряд педагогических программ, позволяющих подготовить ребенка к школьной учебе как интеллектуально, так и психологически. Среди них широко известны методики Н. А. Зайцева, В. М. Миниярова, Глена Домана, Н. С. Жуковой и др.

Мы предлагаем Вам несколько упражнений, направленных на формирование готовности к школе.

Упражнение «Что поменялось?»

  • Для развития памяти и внимания

Выложите перед ребенком в один ряд несколько игрушек (начните с пяти). Пусть он запомнит, что перед ним лежит, и в каком порядке. Затем попросите ребенка отвернуться. Поменяйте игрушки местами. Теперь пусть малыш вернет все на место.

Упражнение «Придумай историю»

  • Развивает логическое мышление и фантазию

Выложите перед ребенком в логической последовательности картинки (желательно с изображениями, связанными с учебой). Теперь расскажите ему историю по данным карточкам. Следите, чтобы рассказ был мотивирующим к обучению. В следующий раз разложите перед ребенком другие карточки и дайте задание самому придумать по ним историю.

Упражнение «Вычеркни лишнюю цифру»

  • Развивает внимание, память и логическое мышление

Предложите листик, где написаны группы цифр, например «1873 56234 516784 876867». Поставьте задачу: вычеркнуть все цифры «1». В следующий раз пусть ребенок вычеркивает уже две цифры и т. д.

Упражнение «Заколдованные слова»

  • Помогает развивать фонетический слух

Расскажите сказку о том, что в замке злой колдуньи в плену находятся слова. Чтобы их освободить, необходимо эти слова расколдовать. Для этого ребенок должен каждое из них назвать по звукам. У крохи будет всего три попытки на спасение одного слова. Далее расскажите, что такое звуки на примере простого слова, например, «мама». При этом следите, чтобы вы называли не правильное произношение букв, а их фонетическое звучание, то есть не «эм», а «м».

Упражнение «Собери портфель»

  • Мотивирующее упражнение

Начать лучше где-то за 3-4 месяца до того момента, как Ваш ребенок пойдет в школу. Расскажите, что там ему будут давать домашние задания и сейчас необходимо немного потренироваться. Ежедневно давайте малышу небольшие задания, в конце каждой недели подводите итог. Если малыш выполнил все правильно, то на следующий день купите ему ручку, но только такую, как захочет сам ребенок. В следующий раз – карандаши, потом – дневник и т.д. Объясните, что когда малыш соберет себе портфель в школу, тогда он и сможет стать настоящим УЧЕНИКОМ!

Можно ли подготовить ребенка к школе без помощи психолога?

Для того чтобы ребенок обладал социально-психологической и личностной готовностью к школе, у него должна сформироваться адекватная «внутренняя позиция школьника». Систематические, правильно построенные занятия родителей смогут создать верную модель поведения малыша и подготовить его к учебе в школе. Однако если при организации деятельности ребенка у Вас возникают сложности, с которыми Вы не можете справиться сами, обязательно обратитесь за помощью в или к квалифицированному психологу.

Специалист поможет Вам мягко скорректировать поведение ребенка и направить его энергию в нужное русло. Если же Вы изначально не уверены в своих силах, то лучше сразу предоставить это психологу, который поможет Вашему любимому крохе с достоинством и радостью принять новый статус «ученик».

Нам уже оскомину набили эти избитые фразы о том, что «все люди разные», и каждый ребенок требует индивидуального подхода в обучении. А на практике в этом часто терпят крах и семья, и школа. Любые воспитательные меры и успешная подготовка к обучению требуют от нас точного знания о том, как устроена психика малыша. Чем один ребенок отличается от другого, почему у него есть именно такие особенности, качества, желания и приоритеты?

Объем учебной нагрузки, которую ребенку предстоит освоить за период школьного обучения, нарастает из года в год. Поэтому подготовка детей к школе стала насущной необходимостью, благодаря ей новоиспеченный ученик сможет чувствовать себя уверенно и спокойно.

Но родителям бывает непросто разобраться, чего требует школа, какой именно подготовки требует тот или иной навык. А ведь есть еще и так называемая психологическая готовность. Важно, чтобы дети испытывали желание учиться и благополучно могли адаптироваться в коллективе ровесников. Только в этом случае школа будет им в радость, а не станет многолетней каторгой.

Разные характеры – разный подход

Нам уже оскомину набили эти избитые фразы о том, что «все люди разные», и каждый ребенок требует индивидуального подхода в обучении. А на практике в этом часто терпят крах и семья, и школа. Любые воспитательные меры и успешная подготовка к обучению требуют от нас точного знания о том, как устроена психика малыша. Чем один ребенок отличается от другого, почему у него есть именно такие особенности, качества, желания и приоритеты.

Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, любой человек, будь то взрослый или карапуз, имеет свой набор врожденных особенностей и качеств, именуемых векторами. Они и определяют наши желания и устремления, наши способности. Без точного знания об этом, наши попытки в области подготовки к обучению могут не только оказаться бесплодными, но и причинить ущерб.

Ученики разные, требования одинаковые

С другой стороны, школа выдвигает к ребенку стандартизированные требования. Адаптация к обучению требует подготовки в следующих областях:

    подготовка навыков тонкой моторики ребенка к письму;

    навыки чтения и счета, простейших арифметических действий;

    достаточный уровень развития речи и образного мышления (способность составить рассказ по картинке, пересказать текст);

    достаточный запас знаний об окружающем мире (времена года, растения и животные, профессии людей и т.д.);

    психологическая готовность к тому формату обучения, который дает школа (достаточный уровень развития внимания, мышления и памяти, способность адаптироваться в коллективе и следовать общим требованиям).

Можно ли успешно подготовить дошкольника к такому формату обучения, при этом учитывая его врожденные способности? Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит о том, что это возможно. Любой дошкольник может освоить этот стандартизированный перечень навыков, но подготовка каждого малыша должна учитывать особенности его психики.


Как учить непоседу

Особенно волнует подготовка детей к школе тех родителей, чей ребенок шустрый и подвижный, с трудом сосредотачивается на изучаемом материале. Он предпочитает активные игры и спорт, а вот усадить его за стол бывает трудно. Как быть? Ведь школа потребует от него усидчивости и внимания.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что такой ловкий и подвижный, соревновательный и стремящийся к лидерству сорванец является обладателем .

От природы ему заданы хорошие способности в конструкторской деятельности, у него гибкое логическое мышление. Обычно кожный ребенок легко осваивает навыки арифметики и счета.

Особые игры для самых шустрых

На эти врожденные свойства и можно опереться, чтобы ваш малыш легче усвоил необходимую дошкольную программу. Старайтесь любую учебную информацию подавать ему в форме подвижной игры. Например, изучать цифры можно с помощью нарисованных на асфальте «классиков».

Обучение чтению из рутины можно превратить в решение какой-то увлекательной головоломки, кожный ребенок скорее склонен решать проблемную задачу, чем монотонно читать вслух.

Подготовить руку кожного непоседы к письму помогут многочисленные конструкторы с мелкими деталями, поделки типа «оригами» или объемные 3D пазлы.

Конструирование – природная способность, которой обладает такой ребенок, она обязательно доставит ему радость.

Развитие образного мышления и речи, которого требует школа, тоже намного проще передать кожному малышу в активной игре. Картинку такой малыш сможет разглядывать всего несколько секунд, а вот воссоздать по ней рассказ можно в активном действии, проигрывая в движении эту историю.

В развитии кожного непоседы важна дисциплина, адекватная система запретов и ограничений, режим дня. Такой подход сможет в дальнейшем обеспечить ему необходимую усидчивость, которой требует школа.

Лучший ученик

Совсем другой психикой обладает от природы ребенок с . В потенциале он лучший ученик, учиться и накапливать знания – его природное желание. Школа может стать для него самым любимым и желанным местом, если родитель будет соблюдать системные рекомендации по воспитанию и обучению такого малыша.

Анальный ребенок медлительный и малоподвижный. На обработку информации ему требуется больше времени, поскольку он анализирует ее еще на входе, систематизирует в своей голове, раскладывая по «нейронным коробочкам».

Без знаний по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, мы часто совершаем одну и ту же ошибку: пытаемся торопить и подгонять такого медлительного малыша.

Медлительный упрямец – ищем особый подход

«Ну сколько ты еще будешь копаться! Давай быстрее!» - торопит родитель, и тем самым наносит большой ущерб. Со временем такое прерывание мыслительных процессов медлительного малыша приводит к тому, что он вообще начинает «впадать в ступор», «застревать» даже при ответе на самый простой вопрос. Кроме того, сопротивляясь этому действию, анальный ребенок начинает упрямиться, и может в дальнейшем отказываться от занятий именно по этой причине.

Давайте такому малышу больше времени на размышление, не перебивайте его. Обучение его лучше организовать в спокойной обстановке за столом или сидя на диване.

«Вождь краснокожих» или «Спасатели, вперед!»

Среди детского коллектива встречается небольшой процент (около 5%) детей с . Это природные вожди детской «стаи». Запреты и ограничения они не воспринимают вообще, поэтому бесполезно заставлять их что-либо делать. К ним нужен иной подход.

Пытаться «переламывать» уретральных детей – преступление перед обществом, поскольку именно они и есть наше будущее. Устремленные в неизведанное, будущие первооткрыватели, совершающие гениальные прорывы - так описывает их системно-векторная психология Юрия Бурлана.


Подготовить такого «маленького вождя» к тому, чего требует школа, можно, опираясь на его природное свойство – ответственность за стаю. Пусть фраза «Вася, мы без тебя никак не справимся» станет ключевой в вашем обращении к нему. Посчитать, сколько конфет и яблок нужно взять для всех с собой на пикник. Организовать игру по «спасению» мамы или друга, в ходе которой он должен выполнить разного рода учебные задачки.

Образное и абстрактное мышление

У каждого дошкольника можно развить достаточный уровень образного и абстрактного мышления, которого требует школа. Но есть дети, для которых такие способности являются природными.

Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, способностью к образному мышлению обладает ребенок со , а гениальный обладатель абстрактного мышления – звуковик.

Малышам со зрительным вектором желательно читать сказки на сопереживание и сострадание, ведь они от природы очень чувствительные и эмоциональные.

Учебные навыки для них можно «вплести» в игру на сострадание – например, когда зрительный ребенок играет роль медсестры или врача.

Дети со с ранних лет интересуются вопросами о том, как устроен мир и откуда все взялось. В будущем он может стать гениальным ученым, но это требует развития его свойств с ранних лет.

Учебную нагрузку для них можно давать, опираясь на этот природный интерес звуковика: вместе рисовать карту звездного неба или посчитать количество костей в скелете человека на анатомическом атласе.

Школа – в радость

Занятия по системно-векторной психологии Юрия Бурлана позволят вам точно определить природное устройство психики вашего малыша, ведь современный человек является обладателем сразу 3-5 векторов. Множество наших слушателей оставили

Вот уж школа не за горами, и многие родители обеспокоены судьбой вчерашних дошколят... А готов ли мой ребенок к школе? Сможет ли усвоить насыщенную школьную программу? Что нужно знать? Что усвоить? Как подготовить?..

Дополнительные приготовления к школе « »

Очень важно, пока еще ребенок не является школьником, рассказывать ему, как интересно ходить в школу. Объяснять, что первоклассники – это уже взрослые люди, на которых лежит определенная ответственность и обязанности (например, выполнение домашних заданий). Расскажите своему дошкольнику:

  • Кто такой школьник;
  • каковы школьные обязанности;
  • как важны уроки, их выполнение, оценки и распорядок в школе;
  • почему интересны занятия в школе;
  • зачем нужны новые знания;
  • обучение– это труд;
  • какое поведение нужно иметь в школе и почему.

Подобные рассказы полезно практиковать с целью понимания ребенком, что от него потребуется в его жизни в качестве школьника. Психологи замечают, что многие дети не представляют себе всей ответственности обучения. Они хотят стать школьниками по следующим причинам, не относящимся непосредственно к обучению:

  • наконец-то уйдут из детсада;
  • в школе будут вкусно кормить;
  • наконец-то смогут ездить в троллейбусе без сопровождения;
  • не будут больше спать днем;
  • появится много новых друзей.

Информирование о школьных обязанностях очень важно, а иначе, когда малыш поймет, что в учебном заведении ему придется выполнять какие-то вещи, которые ему не нравятся, он вскоре потеряет всякое желание его посещать.

Не рекомендуется также ругать школу и учителей в присутствии ребенка, иначе вам никогда не добиться энтузиазма своего чада в учебе. А школьные правила и вся обстановка в учебном заведении станут ему в тягость. Вот, что случается с некоторыми детьми:

  • уход в свои мечты на уроке;
  • невнимание к словам учителя;
  • желание поскорее выйти на переменку или уйти домой;
  • нежелание отвечать урок;
  • нарушение дисциплины;
  • обида, когда учитель делает замечания;
  • нежелание посещать занятия;
  • нежелание делать уроки;
  • истерики после школы;
  • частые болезни;
  • неприязнь к одноклассникам и учителю.

Те же самые симптомы может вызвать и чрезмерная подготовленность ребенка к школе. При условии, что вы усиленно готовили малыша к учебе и вызубрили всю программу для первоклашек назубок, то вашему чаду, скорее всего, станет в классе очень скучно, он начнет неправильно себя вести, что приведет к конфликту с учителями и взаимной неприязни. А это, неминуемо, повлечет за собой неблагоприятные последствия.

Каковы же характеристики отстающих детей? Это те дети, которые:

  • имеют слабое здоровье и отстают в развитии;
  • никогда не выполняли задания по образцу (конструкторы, не срисовывали и пр.);
  • не играли со сверстниками в игры по правилам;
  • не понимают, как анализировать и обобщать (то, чему учит лото, например);
  • не обучались общей программе подготовки к школьному обучению.

Если все это было в жизни вашего малыша, и он здоров, то вам беспокоиться не о чем.

Как проверить готовность ребенка к школе

Вы можете, при желании, и самостоятельно проверить, готов ли ваш ребенок к школе. Можно дать ему следующие задания:

№1.Предложите своему чаду срисовать графический образец с геометрическими фигурами и элементами прописных букв. Изобразите на белом листе бумаги нужный объект. Скопировать рисунок ребенку следует при помощи простого карандаша на идентичный лист (белый, без линейки и клетки). Ни линейкой, ни ластиком пользоваться нельзя.

№ 2.Предложите вашему дошкольнику поиграть в любую игру, где есть правила. В такой игре сразу обращают на себя внимание дети, которые не хотят следовать правилам, а потому они часто проигрывают. С такими проблемами в игре малыши обязательно столкнутся с ними и в классе.

№ 3. Предложите крохе небольшое количество картинок (3 – 5 штук), расположенных вразброс, а не по сюжету (например, из известной сказки). Пусть малыш сложит из них правильную последовательность и составит рассказ. Только ребенок с достаточно развитым уровнем обобщения способен справиться с подобным заданием.

№ 4.Предложите ребенку игру со словами, где требуется найти произносимый взрослым звук, или определить, что такого звука в предлагаемых словах нет. Взрослый называет звук, который требуется найти (лучше использовать 2 гласных звука и 2 согласных), и предлагает 4 слова для поиска. Требуется четкость произношения с протягиванием нараспев гласных в словах. Если такое задание сложно для ребенка, следует обратиться к логопеду за консультацией.

Перед началом обучения все будущие первоклассники проходят тестирование с целью продиагностировать их готовность к такому важному процессу. Тестирование включает в себя различного рода задания и методики, на основании которых специалисты выносят вердикт об уровне развития ребенка. Затем специалисты сопоставляют тот уровень знаний, умений и навыков, которого ученик способен достичь в процессе обучения в тесном контакте со взрослым и его реальный уровень развития. Если так происходит, что уровень развития малыша ниже той зоны его развития, которая нужна для благополучного обучения школьному курсу, то ребенка считают неготовым к жизни школы, в принципе, потому что слишком велик риск его быстрого попадания в число отстающих. А ведь такая ситуация является психологической и для ученика и для его родителей.

Вообще, Закон разрешает принимать в школу детей по достижении ими возраста 6 лет с половиной. Если вы хотите попасть в учебное заведение с углубленным изучением предметов, то малышу должно быть при этом не менее 7-8 лет. Если вашему малышу меньше 6,6 лет, то для него может подойти специфическое учебное учреждение с послеобеденным сном и активной переменой после 2 урока.

Предварительное собеседование в школе с психологом

Как происходит предварительное собеседование с психологом перед школой? Максимально комфортно для малыша. Ребенок отправляется туда с мамой (для большей уверенности, и как требует Закон) и проводит в кабинете специалиста около 20 — 40 минут. Перед собеседованием не стоит пугать малыша тем, что если он плохо ответит, то его не возьмут учиться. Наоборот, будьте спокойны сами и успокойте ребенка. Скажите ему, что все будет хорошо. С собой в школу, обычно, просят взять листы бумаги формата А4 в количестве 10 штук и папку (скоросшиватель) с файлами в количестве 5 штук. Родителям предоставляется для заполнения анкета, где просят указать следующие сведения:

  • дата рождения;
  • место работы;
  • должность;
  • образование;
  • состав семьи;
  • наличие жилья;
  • наличие собственной комнаты;
  • наличие отдельного спального места;
  • наличие рабочего места;
  • хобби ребенка;
  • состояние здоровья.

На собеседовании, помимо психолога, присутствует логопед, а также заведующий учебной частью и учитель начальных классов. Малышу задают вопросы и предоставляют задания для выполнения (здесь приведены традиционные вопросы, обычно, задаваемые при собеседовании):

  1. Давай познакомимся. Меня зовут... А как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
  3. В какой стране ты живешь? Назови свой адрес.
  4. Расскажи про маму и папу: как их зовут, сколько им лет, где работают... Ты знаешь их номер телефона?
  5. Кто живет вместе с тобой? У тебя есть братья-сестры?
  6. Чем ты любишь заниматься?
  7. Занимался ли в каких-нибудь кружках?
  8. Ты хочешь учиться в школе? Почему?
  9. Какое сейчас время года?
  10. Умеешь считать? Посчитай, пожалуйста, от 0 до 20... А наоборот можешь?
  11. Что меньше 10 или 8?
  12. Каких домашних животных/птиц ты знаешь?
  13. Какие дикие животные/птицы тебе известны?
  14. Сколько дней в неделе? Назови их?
  15. Сколько месяцев в году? Какие?
  16. Который сейчас час?
  17. Что остается на земле после дождя?
  18. У собаки ребенок щенок, а у коровы? У лошади? и т.д.
  19. Какие профессии ты знаешь? Кем хочешь стать сам?
  20. Какие овощи/фрукты ты знаешь?
  21. Как назвать одним словом вот эти предметы: платье, шорты, шляпа, носки?
  • Нарисовать человека. Психолог сделает акцент на местоположении рисунка, на толщину линий, насколько прорисованы детали: есть ли пальцы на руках, шея, волосы на голове, уши, губы, глаза, брови на лице.
  • Продолжить предложение: «Утром мы завтракаем, а вечером...», «На улице темно, значит сейчас...», «Вечером мы ложимся спать, а утром...»
  • Сыграть в игру «Да, нет — не говорить». Когда психолог задает вопросы, а ребенок должен на них ответить не употребляя слов «да» и «нет». Мы уже говорили об этой игре и ее примерах в статье с играми на внимание .
  • На знание геометрических фигур. Здесь фигурируют такие вопросы, как: «Назови геометрические фигуры, которые ты знаешь?», «Чем отличается треугольник от квадрата?». Или просят нарисовать геометрический фигуры, продолжить логический ряд с ними, или нарисовать нужную фигуру внутри рисунка.
  • Предлагают набор карточка и ребенка просят сложить их в определенной последовательности, чтобы получился рассказ. Обязательно рассказать его.
  • Психолог называет ряд слов, примерное количество — 10. Ребенок должен проговорить их в том же порядке. На выполнение данного задания дается три попытки.
  • Та же игра на внимание и память, только с картинками. По типу мемори. Педагог раскладывает перед ребенком 10 картинок, просит их запомнить, затем убирает картинки. А ребенок должен назвать все картинки, которые запомнил.
  • Любимое психологами логическое задание — убери лишнюю картинку. Когда предлагается ряд из 4 картинок и нужно найти «лишний» предмет и обосновать свой выбор. Например, в логической цепочке: самолет, вертолет, поезд, дельтаплан, лишнее слово «поезд», так как это наземный транспорт, а все остальное воздушный.
  • Решить простые математические задачи и примеры на сложение и вычитание.
  • Просят вырезать картинку по контуру.
  • Выполнить графический диктант.

Вы видите, что все вопросы и задания совсем не представляют сложности для достаточно уверенного в себе и подготовленного ребенка. Поэтому школьные собеседования проходят, обычно, довольно успешно.

Марина Таланина,

Подготовка к школе быть должна. Это важный аспект современных реалий. К тому же осуществить это можно совершенно по-разному: дома, в детском центре или даже осуществить подготовку к школе онлайн . Главное, чтобы это было регулярно и с учетом особенностей ребенка.

В завершении разговора предлагаю посмотреть советы и рекомендации психолога о том, как подготовить ребенка к школе, как помочь ему адаптироваться в ней, и как сделать так, чтобы интерес к школе не угас.


Успехов и мудрости вам, родители!

С теплом,