Главная · Дисбактериоз · Примерное меню на неделю для школьников. Как составить современное детское меню на неделю. Жиры и растительные масла

Примерное меню на неделю для школьников. Как составить современное детское меню на неделю. Жиры и растительные масла

Общая таблица:
Меню по дням +Меню для ребенка от 1 года до 3.+Меню школьника




ПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ (С рецептами. Много.)

Примерное Меню Школьника На Неделю


Постепенно взрослея, маленький ребенок готовится идти в школу. Кроме многочисленных забот, связанных с этим событием, любящих родителей волнует рацион питания будущего школьника. Ведь на грамотном сбалансированном питании строится здоровье ребенка, на которого в школе выпадают довольно серьезные нагрузки. Примерное меню школьника на неделю должно включать в свой состав оптимальное соотношение белков, жиров, углеводов, витаминов, аминокислот и других жизненно важных составляющих.

Общеизвестно, что активный процесс получения знаний существенно увеличивает энергетические затраты детского организма. Поэтому ребенок обязательно должен употреблять в пищу мясо, рыбу, крупы, а для нормального функционирования желудочно-кишечного тракта – овощи и фрукты. Также важно соблюдать питьевой режим школьника. К слову, настоящей кладезем витаминов является морковный сок.

Примерное недельное меню для ребенка, проводящего большую часть дня в школьном учебном заведении, может быть следующим.

В понедельник на завтрак ребенку рекомендуется съесть кашу гречневую, хлеб с маслом, какао, либо кофе со сливками. На обед школьник с удовольствием съест легкий свекольный салат, овощной суп, мясные котлеты с картофелем, компот, хлеб. Согласно общепринятому принципу дробного питания,полдник – это своеобразный перекус. Ребенок может выпить кефир с печеньем, съесть яблоко. Ужин должен быть легким: творожная запеканка, тертая морковь, молоко, кусочек хлеба.

Во вторник ребенку можно предложить на завтрак кашу овсяную, омлет, кофе с молоком, хлеб с маслом. На обед школьнику рекомендуется съесть овощной салат, свежие щи на костном бульоне, картофельную запеканку, кисель, хлеб. В полдник ребенка порадует стакан молока и сдоба. На ужин уставший за день ребенок с удовольствием покушает винегрет, заливную рыбу, кефир с сахаром, кусочек хлеба.

В среду, так называемую середину учебной недели, на завтрак школьнику можно предложить рисовую кашу, чай с молоком, бутерброд с маслом и сыром. На обед ребенку понравится овощной салат, фасолевый суп на мясном бульоне, тефтели с пюре, чай с молоком и сахаром, хлеб. В полдник среды рекомендуется выпить стакан кефира с сахаром, съесть печенье, яблоко. На ужин ребенку можно приготовить отварное мясо с тушеными овощами, молоко, хлеб.

В четверг на завтрак подойдет овсяная каша, кофе с молоком, бутерброд с сыром. В обед стоит предложить школьнику овощной салат, перловый суп на костном бульоне, отварную курицу с картофельным пюре, морковный или яблочный сок, хлеб. Рацион полдника может включать молоко, сдобу, яйцо. На ужин хорошо приготовить тефтели с рисом, заправленные томатно-сметанным соусом, кефир с сахаром.

В пятницу день начинается с такого завтрака : молочная вермишель с сыром, кофе с молоком, хлеб с маслом. Обед: свекольный салат, борщ, жареная рыба с картофельным пюре, компот, хлеб. В полдник ребенок может подкрепиться салатом из свежих овощей. На ужин его ждет морковно-творожная запеканка, молоко, хлеб.

Субботнее меню: на завтрак – омлет, чай с молоком, перловая каша, хлеб с маслом.В обед школьника порадует овощной салат, рассольник, отварное мясо с тушеной капустой, компот, хлеб.Полдник – это молоко, сдоба. На ужин рекомендуется приготовить творог, отварную рыбу, кефир, хлеб.

В воскресенье на завтрак: пшенная каша, кофе с молоком, бутерброд с сыром. На обед: овощной салат, картофельный суп, мясной гуляш, компот, хлеб. В полдник ребенок может выпить кефир с сахаром, съесть печенье, яблоко. На ужин : творог, тертая морковь, чай с сахаром, хлеб.

Такое примерное меню школьника на неделю позволит сохранить здоровье ребенка на весь период обучения.

Возраст 3–5 лет характеризуется совершенствованием развития головного мозга, всех органов и систем организма. Физического развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет неравномерные периоды прибавки веса и роста. Это возраст, когда ребенку можно давать все пищевые продукты. Развито сознание ребенка, он легко поддается обучению и хочет быть более похожим на взрослых, поэтому следует начинать закладывать , культуры поведения за столом.

Интересно знать! По результатам блицопроса родителей, дети которых посещают детские сады, имеются следующие данные:

  • Жалобы на работу органов пищеварения имеют 30 % детей;
  • Йодированную соль используют только 80 % семей;
  • Ежедневное потребление молока и кисломолочных продуктов отмечено у 27,5 % детей; рыбы – 3,2 %; мяса и мясных продуктов – 33 %; а вот ежедневное употребление кондитерских и хлебобулочных изделий составляет 80 %!

Потребность детей 3–5 лет в основных пищевых веществах

Белок в питании детей не заменить никаким другим компонентом пищи. С его участием осуществляются самые важные функции организма: рост, обмен веществ, работа мышц и мозга. Потребность в белке удовлетворяется благодаря блюдам из мяса, рыбы, молока и яиц. Избыток белка в питании вызывает нарушения органов пищеварения, выделительной функции почек. Из мяса лучше употреблять говядину, мясо индейки и курицы, крольчатину. Рыбу лучше готовить свежую, больше пользы в морской.

Ориентировочно в сутки ребенок 3–5 лет должен получать белка:

  • Мясо – 100–140 г,
  • Рыба – 50–100 г,
  • Яйцо – 1/2–1 шт.,
  • Молоко (включая расход на приготовление блюд) и кефир – 600 мл,
  • Творог – 50 г,
  • Твердый сыр и сметана – по 10–15 г.

Не менее важную роль в организме играют углеводы – это главный источник энергии. Для восполнения организма в углеводах необходимо есть овощи, фрукты, крупяные блюда. При недостаточном поступлении углеводов организм может использовать на энергетические потребности белки, что приведет к возникновению белковой недостаточности. В свою очередь избыток углеводов способен привести к ожирению, метеоризму, гиповитаминозу, задержке воды в организме.

Ориентировочно в сутки ребенок 3–5 лет должен получать углеводов:

  • Крупы, бобовые, макаронные изделия – 60 г,
  • Мука – 30 г,
  • Овощи – 300 г (не стоит забывать давать детям репу, редьку, чеснок, зеленый салат),
  • Картофель – 150–200 г,
  • Фрукты и ягоды – 200 г,
  • Сухофрукты – 15 г,
  • Хлеб – 80–100 г,
  • Сахар (учитывая его в составе кондитерских изделий) – 60–70 г,
  • Чай (заварка) – 0,2 г.

Третьим важным составляющим являются жиры. Их роль для организма непереоценить: они источник энергии, полиненасыщенных жирных кислот, жирорастворимых витаминов, выполняют белоксберегающую функцию. , ведь они имеют высокую калорийность, легко нарушают работу органов пищеварения.

Ориентировочно в сутки ребенок 3–5 лет должен получать жиров:

  • Растительное масло – до 30 г,
  • Сливочное масло – до 10 г.

Микро-, макроэлементы и витамины не имеют пищевой ценности для организма, но крайне необходимы для структуры костей и зубов, иммунной системы, для здоровья кожи, глаз, для обменных процессов, осмотического давления, кислотно-основного состояния. Поэтому надо пить минеральную воду, питаться разнообразно, ежедневно есть овощи и фрукты и обязательно добавлять в салаты зелень укропа, петрушки, лука и сельдерея.

Режим питания


Правильное питание обеспечивает хорошее пищеварение, оптимальное использование организмом пищи, способствует укреплению нервной системы и повышает иммунитет.

При добросовестном соблюдении режима органы пищеварения работают нормально, успевают вырабатываться условные пищевые рефлексы, аппетит повышается, выделяются пищеварительные соки. Четкое выполнения режима питания способствует эффективному использованию пищи, укрепляет нервную и иммунную системы организма.

Прием горячей пищи – 3 раза в день.

Оптимальным интервалом между приемами пищи является 3,5–4 часа (это время пища переваривается в желудке и только потом поступает в кишечник). Максимальные перерывы (в крайних случаях) не должны превышать 6 часов.

Пятикратный режим кормления (завтрак – 8:00, второй завтрак – 10:30, обед – 12:00, полдник – 15:30 и ужин – 19:00) приветствуется.

Желательно принимать пищу в одно и то же время, чтобы отклонения не превышали 15–30 минут.

Не допускать приема сладостей в перерывах между кормлениями.

Суточный вес пищи для ребенка в три года должен составлять 1500 г, в 4 года – 1700 г, в 5 лет – до 2000 г.

Однократный прием пищи для ребенка в три года не должен превышать 400 г, в 4 – 500 и в 5 – соответственно 600 г.

Калорийность питания: потребность детского организма в энергии в три года составляет 1550 ккал, с четырех до пяти лет – 1950 ккал в сутки. Суточная калорийность должна соответствовать приведенным цифрам и распределяться следующим образом: завтрак – 25 %, обед – 35–40 %, полдник – 10–15 %, ужин – 25 % суточной калорийности.

Основные принципы составления меню

  • Недопустимым считается, когда в суточном меню присутствуют две каши плюс крупяной гарнир на второе. Желательно в течение дня подавать два овощных и одно крупяное блюдо. Если на обед овощной суп, то на второе гарниром давать крупяную кашу или макароны. Если суп крупяной, то гарниром ко второму блюду должны быть овощи.
  • Нежелательно продукты, богатые белком, сочетать с жирами, иначе они дольше задерживаются в желудке и требуют большого количества пищеварительных соков. Рекомендуется богатые белком блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, давать в первой половине дня – на завтрак и обед.
  • Во время обеда ребенок обязательно должен есть суп, ведь вещества в овощных или мясных бульонах стимулируют рецепторы желудка, а это повышает аппетит, улучшает процессы пищеварения. Готовить следует каждый день свежий суп и не предлагать его ребенку слишком горячим или холодным. Выбор первых блюд для детей 3–5 лет не имеет особенных ограничений: бульоны,супы на бульонах с добавлением овощей, круп, клецек, галушек, вегетарианские и молочные супы. Давать в объеме 150–180 мл трехлетнему ребенку, четырех-пятилетнему – 180–200 мл на порцию.
  • В качестве вторых блюд на обед следует предлагать котлеты, биточки, тефтели, тушеные овощи с мясом, рыбой, птицей; каши, макаронные изделия, овощи на гарнир.
  • В обед ребенок должен обязательно есть салат, лучше из сырых овощей, также можно к ним добавить зелень.
  • На ужин ребенку следует давать легкоусвояемую пищу, т. к. ночью процессы пищеварения работают неактивно. Подойдет молочно-растительная пища.
  • Рекомендуется составлять меню вперед на неделю, учитывая продукты, которые ребенку необходимы ежедневно, а некоторые из них он может получать 2–3 раза в неделю. Что нужно давать ежедневно: вся суточная норма молока, сливочное и растительное масло, сахар, хлеб, мясо, крупы, овощи, фрукты, свежая зелень петрушки, укропа и шпината, лук (зеленый и репчатый). Рыбу желательно предлагать два раза в неделю, яйца, творог, сыр и сметану можно давать ребенку не каждый день, но в течение 10 дней количество этих продуктов должно быть представлено в полном объеме возрастной нормы.
  • Повторять блюда желательно не чаще одного раз в три дня, т. е. если сегодня ребенок ел пюре, рыбу и свекольный салат, то следующих два дня эти продукты не предлагаются.
  • Объем пищи за прием должен соответствовать возрасту ребенка, не стоит его увеличивать, т. к. это способствует снижению аппетита, приводит к нарушению нормальной работы пищеварительных органов.
  • Потребление хлеба и каш можно немного увеличить в холодное время года и уменьшить в летний период. Вязкие каши следует заменить рассыпчатыми. Наиболее ценными крупами являются гречневая и овсяная, содержащие белки и минералы, важные для развития ребенка.
  • Из напитков можно все: свежие соки, компоты из свежих и сушеных фруктов, консервированные фруктовые или овощные соки для детского питания, питьевая вода с содержанием селена и йода, . Из горячих напитков родители могут предложить некрепкий чай, компот, кисель, суррогаты с вкусовым подобием , один-два раза в неделю можно давать какао. Чай, кофе и какао желательно разбавлять молоком.
  • В качестве сладостей рекомендуется мед, домашнее варенье, пастила, горький шоколад, зефир и мармелад.

Добавки, способные вызвать аллергические реакции:

  • Консерванты Е200, 203, 210–227, 230, 231, 232, 239, 249–252.
  • Антиокислители: Е310–313, 320, 321.
  • Красители: Е102, 107, 110, 122, 124, 151.
  • Усилитель вкуса и аромата: Е620–629.

Примерная схема меню:

  1. Каша молочная – 200 г,
  2. Напиток с молоком – 100/50 мл,
  3. Хлеб белый с маслом 30/5 г или печенье 30 г.
  1. Суп молочный или на мясном бульоне – 150–180 мл,
  2. Рыба/мясо – 70–100 г,
  3. Гарнир – 80 г,
  4. Овощной салат – 50 г,
  5. Напиток – 150 мл,
  6. Хлеб черный – 20 г.
  1. Молоко, кефир – 150 мл,
  2. Свежий фрукт (1/2) или ягоды – 100 г.
  1. Тушеные овощи – 200 г либо блюдо из творога – 100 г,
  2. Кефир – 150 мл,
  3. Хлеб белый/печенье/сырок творожный – 30 г.

Нормы прибавки роста и веса

Возраст Девочки Мальчики
Рост/см Вес/кг Рост/см Вес/кг
3 года 93,0–98,1 13,3–15,5 92,3–99,8 13,8–16,0
3,5 года 95,6–101,4 14,0–16,4 95,0–102,5 14,3–16,8
4 года 98,5–104 14,8–17,6 98,3–105,5 15,1–17,8
4,5 года 101,5–107,4 15,8–18,5 101,2–108,6 15,9–18,8
5 лет 104,7–110,7 16,6–19,7 104,4–112,0 16,8–20,0
5,5 лет 108,0–114,3 17,7–21,1 107,8–115,1 17,7–21,3

Меры организации безопасного питания детей

  1. Научить ребенка правильно мыть руки, следить за их чистотой перед приемом пищи.
  2. Желательно использовать в приготовлении пищи питьевую бутилированную воду; воду из колодца, родника, крана обязательно предварительно кипятить.
  3. Овощи и фрукты мыть под проточной водой и обдавать кипятком.
  4. Соблюдать сроки и условия хранения продуктов.
  5. Ножи и разделочные доски должны быть свои для сырых и термически обработанных продуктов.
  6. Не допускать соприкосновения продуктов, прошедших и не прошедших термическую обработку. Содержать в чистоте кухню.

Когда отсутствие аппетита говорит о болезни?

Если ребенок отказывается от еды в спокойных и доброжелательных условиях, при этом не утоляет голод сладостями, печеньем, бутербродами, это причина обратиться за помощью к врачу для выяснения причин (заболевания желудка, нервный стресс).

Питание для профилактики заболеваний желудка

  • Первое и неотъемлемое правило – это соблюдение норм и режима правильного питания;
  • Исключение недоброкачественных и просроченных продуктов (особенно следует присматриваться к молочным и мясным продуктам);
  • Ограниченное употребление острых приправ;
  • Ограничение употребления трудноперевариваемой, грубой и плохо переносимой пищи.

Питание для профилактики кариеса

  • Исключить основной провоцирующий фактор – ночное питье сладких напитков: чай, компот;
  • Исключить из вечернего и ночного приема пищи сахарсодержащие продукты, кислые фрукты и соки;
  • Вместо травмирующих зубную эмаль леденцов предлагать ребенку мармелад и зефир;
  • Сок пить через трубочку, чтобы избегать контакта кислоты с зубной эмалью;
  • Приучить ребенка полоскать полость рта водой после употребления сладких и кислых продуктов;
  • Употреблять богатые кальцием продукты, такие как молоко, творог, йогурт. Кальций лучше усваивается в сочетании с витамином D, поэтому надо обязательно есть рыбу и совершать прогулки на солнце;
  • Употреблять фторированную питьевую воду.

Питание для укрепления иммунитета ребенка в детском саду

Переход ребенка к воспитанию в детском коллективе дошкольных учреждений всегда сопровождается психологическими трудностями, при этом может снижаться аппетит, появиться бессонница и невротические реакции, снижается общая сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Правильно организованное питание поможет справиться с этими проблемами. Необходимо домашнюю еду приблизить к получаемой в детском саду, особенно если имеются блюда, которых раньше ребенок никогда не ел.

Для профилактики сезонных простудных заболеваний уделять внимание содержанию витаминов в еде, используя витаминизированные свежие пищевых продукты, питькурсами витаминные препараты. Обязательно ребенок должен есть мясо, поскольку белок является структурным материалом иммунной системы. Можно пить курсами в 2–3 недели отвары из шиповника, мяты, липы, калины, особенно полезны чаи и напитки с имбирем с добавлением лимона и ложечки меда.

Приучайте ребенка к луку и чесноку: они содержат фитонциды – вещества, обладающие мощными противовирусными и антимикробными свойствами. И не стоит забывать употреблять продукты, богатые железом.

5 способов спрятать мясо в еде

  1. Лучше всего замаскировать мясное блюдо хорошей ложкой-двумя сметаны или белым соусом.
  2. В пельменях к начинке из мяса добавлять булку или белый хлеб, говорить, что они с хлебом.
  3. Добавлять мясо, перемолотое в блендере, в рагу из сладких овощей.
  4. Готовить вместе с ребенком, ведь некоторые дети очень любят есть приготовленное своими руками.
  5. Смешивать разные сорта мяса в соотношении 1:1, например, говядину с мясом кролика или курицы.

Приучайте детей есть молча, пользоваться салфеткой, при выходе из-за стола заставлять за собой стул и благодарить взрослых. Сохранение в возрасте 3–5 лет хорошего аппетита, воспитание привычки ребенка есть в определенное время, владение культурно-гигиеническими навыками – это прекрасная подготовка к школе.


Для всех родителей важно знать, что именно рациональное питание является основой для дальнейшего правильного физического и психического развития каждого ребёнка с раннего возраста. Специалистами - диетологами доказано, что правильное питание тесно связано также с сопротивляемостью постоянно растущего детского организма к различным видам заболеваний.
В наше время без правильно организованного питания нельзя вырастить здорового малыша. Эта истина доказана многими специалистами в различных областях детского развития.
С помощью питания организм ребёнка в любом возрасте взаимодействует с окружающей средой и одновременно обеспечивает поступление в него сложных органических соединений Б-Ж-У.

Они в свою очередь необходимы постоянно растущему организму малыша для пластических целей (рост, построения и обновления всех клеток) и для покрытия разнообразных энергетических затрат.
Чтобы всё питание давало малышу пользу, весь детский рацион Вам необходимо спланировать так, чтобы он соответствовал всем индивидуальным потребностям согласно возрасту и поэтому включал разнообразный перечень продуктов, которые должны полностью обеспечить растущий организм всеми необходимыми для его успешного развития элементами.

. Для чего составляется детское меню?

Никто не будет оспаривать тот факт, что питание ребёнка должно обязательно соответствовать по составу, количеству и качеству всех компонентов конкретной возрастной физиологической потребности у каждого детского организма строго индивидуально.
Возможно, Вам покажется эта задача относительно простой, но помните - ежедневно, решая её, Вы берёте на себя ответственность за дальнейшее здоровье своего ребёнка.
Для уверенности в правильности своих действий Вам необходимо знать все современные требования, которые предъявляются к количеству, качеству и гигиене питания специалистами - диетологами.
Помните!
Незнания самых важных моментов в организации ежедневного питания: по составу пищи, рационального использования продуктов и приготовления блюд ведут к будущим проблемам со здоровьем у ребёнка.
Все результаты научных исследований специалистов из разных стран доказывают необходимость пересмотра существующих величин потребности детей в пищевых веществах и энергии с учётом современных условий жизни. Сегодня возникла острая необходимость в разработке новых научных рекомендаций о количестве пищевых факторов для каждого возраста. Поэтому в наше время постоянно разрабатываются и совершенствуются все методические подходы в оценивании потребности в пищевых веществах и энергии в каждом возрасте.
Специалисты определили, что недостаточное или избыточное питание уже в первые месяцы жизни могут привести к патологии в эндокринной и нервной системах, аллергиям, ожирению, атеросклерозу, ишемической болезни сердца, заболеваниям органов пищеварения и др.
Сегодня для детского меню недостаточно просто подсчитать калории. Важно обеспечить правильную пропорцию всех питательных веществ и их оптимального количества во время основного приёма пищи и во время перекусов. Меню для школьника на неделю должно также учитывать умственную и физическую нагрузку на детский организм.
Специалистами уже доказано, что в питании ребёнка будут преобладать углеводы, то в его организме возникнет бродильный процесс (понос), если будут преобладать белки - гнилостный стул, излишний жир, при «кетогенной диете» - кетоз. Причём кетоз может развиваться и при недостатке в питании углеводов. Но если в детском меню дефицит белков, тогда доказано специалистами, что в детском организме вообще останавливается всё развитие, появляются отеки и возникает гипотрофия.
Возможно, Вам будет интересно узнать, что для подсчёта индивидуальной потребности в полноценном питании специалистами принимаются во внимание колебания массы тела и роста ребёнка, учитывается не только конкретный возраст, но и пол ребёнка, бытовые условия в которых он проживает. Для этого выделилось специальное направление в педиатрии - диетология развития, которая помогает родителям управлять здоровьем детей через совершенствование питания.

Заранее обдуманное детское меню:

  • Значительно экономит Ваши время, силы, нервы и деньги
  • Даёт возможность организовать правильное и здоровое питание не только ребёнку, но и всей семье
  • Позволит Вам заняться самодисциплиной и улучшить свои кулинарные способности

Вам, родителям, также следует помнить самые важные правила гигиенического воспитания, которые актуальны как для младенца, так и для ребёнка старшего возраста.

  1. Нельзя вталкивать пищу в рот ребёнку.
  2. Учите брать еду с ложечки губами.
  3. Приучайте ребёнка к опрятности за столом.

. Как правильно составить детское меню?

Для ребёнка в любом возрасте очень важно, чтобы все изменения в организации и проведении кормления происходили при:
- хорошей прибавке массы тела и роста в соответствии с возрастной нормой;
- сохранении аппетита;
- спокойном поведении и сне, положительных эмоциях;
- отсутствии пищевой аллергии;
- нормальном стуле (оформленном или полуоформленном без непереваренных остатков и неприятного запаха);
- нормальном нервно-психическом развитии самого ребёнка.

Помните!
Каждое новое блюдо можно вводить 1 раз в 7-10 дней, а норма порции нового блюда должна соответствовать возрасту ребёнка: от четверти чайной ложки до полной порции.

Для начала работы над детским меню на неделю Вам необходимо знать по каким принципам и правилам строится совмещение продуктов в питании ребёнка.
Ещё в 1930х годах мир не оценил и не поддержал разработку теории доктора Хей о правильном совмещении продуктов. Только в наше время эта разработка стала актуальной и нашла подтверждение.
Всё открытие вмещается в три обязательных требования к соединению продуктов:
Первое
Всегда помните, что для переработки такой концентрированной белковой еды как мясо, рыба и яйцо желудок ребёнка должен выработать дополнительное количество необходимых ферментов и кислоты. Для успешной пищевой деятельности организма малыша:
- уменьшайте количество жидкости во время еды этих продуктов;
- не добавляйте сахар;
- добавляйте в питание различные овощи;
После концентрированной белковой еды сделайте детскому организму обязательно перерыв на 2-3 часа для усвоения полученных микроэлементов.
Второе
Используйте комплексные углеводы, которые помогают пищеварению. Это
- картофель,
- тыква,
- зелёные овощи,
- орехи,
- макаронные изделия,
- семечки,
- хлеб.
Все эти продукты легко усваиваются детским организмом, но для их успешного усвоения ему необходимо всё же дать 1-2 часа и не добавлять сахар.
Третье
Для любого ребёнка самым лучшим источником сахара должны стать фрукты. Они очень быстро дадут детскому организму энергию и при этом успешно заменят сахар. Доказано, что его избыток в организме провоцирует желудок вырабатывать разнообразные гормоны и ферменты.
Ежедневно между приёмами еды предлагайте ребёнку фрукты, но не смешивайте их с конфетой, шоколадкой или другими продуктами, которые содержат сахар.
Для переработки полученных из фруктов витаминов и микроэлементов организму ребёнка необходимо дать 30 минут.
Возможно, Вам понравятся из современных специалистов в области диетологии советы доктора Шишлова о принципах питания:

  1. 55-70% энергии необходимой ребёнку на день попробуйте обеспечить за счёт комплексных углеводов
  2. Если в готовом продукте смешаны Б, Ж и У, используйте его так как есть. Но никогда не предлагайте ребёнку поджаренное мясо с жареным картофелем
  3. Рыба, мясо, яйцо также дают организму Р, S, CL и N для образования необходимых кислот в желудке
  4. Из овощей, макарон, бобов и свежих фруктов организм получает Na, Ca, K и Mg для образования щелочи
  5. Сахар организму вообще не нужен. Он только вредит, помогая вредным микроорганизмам в пищевом тракте
  6. Все фрукты, кроме банана, яблок и кокосового ореха перерабатываются быстро и при этом не нарушают баланс жизненно необходимых элементов в крови. Поэтому давайте их ребёнку отдельно от остальной еды. А вот банан, яблоко и кокосовый орех для лучшего усвоения необходимы дополнительные ферменты. Из-за этого можно вводить их в состав с различными кашами.

Теперь, когда все основные современные требования к составлению детского меню Вам известны, давайте разберёмся с перечнем необходимых продуктов для Вашего ребёнка на день.

Особенно строго за выполнением этих норм по детскому меню следят в детских дошкольных учреждениях, Но если Ваш ребёнок находится постоянно дома Вам необходимо стараться не давать ему в день больше грамм по каждому продукту, чем указано в приведённой выше таблице.
Дальше для составления детского меню не достаточно знать суточную потребность каждого продукта питания в граммах, необходимо знать и объём порции согласно возрасту

Для малыша до года возможно Вам понравится такой вариант детского меню

Если ваш малыш старше года тогда для детского меню можете взять за основу такой вариант

Для составления меню школьника на неделю возможно Вам помогут рекомендации доктора Комаровского

Если Вас серьёзно беспокоит здоровье Вашего малыша и Вы готовы внести свой посильный вклад в его здоровое будущее, тогда осталось только расставить все хорошо знакомые Вам и ему блюда по дням недели и вместе постепенно освоить новые блюда.

Не забывайте учитывать индивидуальные особенности своего малыша и советы специалистов!

Чтобы пища была полноценной и обеспечивала организму все необходимые вещества, при составлении меню ребенка необходимо соблюдать следующие основные правила:

1. Пища ребенка должна быть максимально разнообразной и включать, по мере возможности, больше разнообразных продуктов и приготовляться различным способом. Одни и те же виды пищи, предлагаемые в дневном рационе в качестве десертов, завтраков, полдников и т.д., лучше всего не повторять более 1-2 раза в неделю.

2 . В меню желательно ежедневно включать продукты из всех основных групп: молоко и молочные продукты, мясо (рыба) и яйца, молочные и растительные жиры, зерновые продукты, бобовые, ядра плодов, овощи и фрукты. Так обеспечивается доставка всех питательных веществ и хороший аппетит ребенку.

3 . В меню ребенка должны входить много разнообразных овощей и фруктов, причем часть из них в сыром виде (в виде салатов и десертов). Необходимо, чтобы в меню были включены продукты, богатые витамином С: помидоры, перец, зелень, капуста, южные фрукты, шиповник, клубника, черешня, смородина и др., а также и продукты богатые каротином (витамином А): морковь, помидоры, перец, зелень, смородина, тыква, апельсины, персики, сливы и другие фрукты и овощи оранжево-красного цвета, как и витамином В: зерновые и мучные виды пищи, хлеб, бобовые, ядра плодов. Если меню бедно овощами, возникает риск недостаточного поступления прежде всего витамина С и А. Необходимо стремиться хотя бы один раз в день к меню добавлять свежие овощи и фрукты.

В зимне-весенний сезон при отсутствии свежих фруктов и овощей следует использовать консервированные: компоты, соки, сушенные и стерилизованные овощи и фрукты, квашеную капусту, маринованные овощи, томатное пюре и др., замороженные фрукты, ягоды и овощи.

4 . Ежедневно в меню необходимо включать около 400-500 мл молока и молочных продуктов.

5 . Ребенок должен получать не менее 4-5 раз в неделю мясо или рыбу и каждый день или через день по 1/2-1 яйцу, включенному в различные десерты, кушанья, бутерброды, заправки, салаты и др. Мясо достаточно давать один раз в день - на обед. На ужин следует давать вегетарианские овощные блюда и молочные продукты.

6 . Для более полного усвоения растительных белков важно, чтобы ребенок при каждом кормлении (на завтрак, обед и ужин) получал и полноценные животные белки. Поэтому в безмясные дни в основной пищевой рацион необходимо включать больше молока и молочных продуктов или яиц. Это относится также к завтраку и полднику.

7 . Супы и салаты не следует приготовлять из одних и тех же овощей, которые содержатся во втором блюде.

8 . Необходимо избегать жареных видов пищи, жирных блюд и десертов. Рекомендуются вареные, печеные или тушеные виды пищи.

9 . Следует избегать излишнего количества сладких видов пищи, особенно с сиропом и в виде десертов. Предпочтительней давать более слабо подслащенные десерты, которые содержат и фрукты. Завтраки и полдники хорошо комбинировать со свежими фруктами или соками, нектарами, фруктовым молоком. Этим самым ребенка удается предохранить от избыточного веса и ряда обменных и других заболеваний.

Примерное меню и объемы пищи детей от 1 до 3 лет

1-1,5 года 1,5-3года
Завтрак
Крупяное или овощное блюдо 150 200

Чай с молоком или молоко 100 150
Хлеб пшеничный 20 30

Обед
Салат 30 40
Первое блюдо (суп, щи, борщ) 50 100
Второе мясное (рыбное) блюдо 50 80
Гарнир (овощной, крупяной) 70 100
Напиток (сок, компот) 100 150
Хлеб ржаной 20 30

Полдник
Кефир (ацидофилин, ряженка) 150 200
Печенье (сухарик, булочка) 15 25
Фрукты 100 150

Ужин
Крупяное или овощное блюдо 180 200
Творожное (рыбное, яичное, мясное) блюдо 50 60
Молоко (кефир, ряженка) 100 150
Свежие фрукты 50 70
Хлеб пшеничный 20 30

На ночь
кисломолочный напиток 150 -
___________
Нормы продуктов приведены по книге: Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Детское питание: Советы, рецепты. М.,2003

Цель: закрепить теоретические знания по разделу "Гигиенические требования к питанию школьников" и приобрести практические навыки по составлению суточного школьного меню. Задачи: - освоить возрастные нормативы пищевых веществ и продуктов для школьников по приведенным таблицам и по тексту; - определить сбалансированность пищевого рациона по белкам, жирам, углеводам; - определить оптимальность пищевого рациона в соответствии с учебной сменой в школе и двигательным режимом школьника; - определить соответствие меню школьника основным принципам здорового питания. Необходимы: таблицы среднесуточных энергозатрат школьников разных возрастных групп, таблицы калорийности пищи, рекомендуемые для школьников, калькулятор. Порядок выполнения задания: по приведенным таблицам с нормативными значениями важнейших пищевых веществ составить суточное меню школьника определенной возрастной группы (младший, средний) старший школьный возраст) с учетом особенностей двигательного режима ученика (занимается спортом или нет). Теоретическое обоснование темы. Рекомендуемое потребление энергии и основных пищевых веществ представлено в табл. 11. Потребность в животном белке должна покрываться на 65 % от суточной нормы для 6-летних детей и на 60 % - для детей старше 7 лет. Сочетание животных и растительных жиров в суточном меню должно составлять 80 % и 20 %, соответственно. Сложных углеводов должно быть в 4 раза больше, чем простых. Соотношение белки:жиры:углеводы равно 1:1:4 (для младших школьников - 1:1:6). Вместе с тем, в питании населения Тульского региона, в том числе детского, превалируют простые углеводы, что предрасполагает к дисфункции поджелудочной железы и нарушению обменных процессов (ожирение).

Детское питание зачастую бывает перегружено углеводами за счет избытка кондитерских изделий, сахара, макаронных, мучных изделий, хлеба. Избыток углеводов переходит в жир, создавая избыток веса; сахар создает угрозу развития кариеса. Важную роль в оздоровлении организма с помощью питания играют витамины и минеральные вещества. В организме они, как правило, не воспроизводятся и должны поступать с пищевыми продуктами (табл. 12, 13). У современных школьников авитаминозы встречаются только в группе бездомных детей, но гиповитаминозы (недостаточность витаминов в питании и в организме) возможны и в благополучных семьях, особенно в зимне-весенний период, когда содержание витаминов в продуктах уменьшается в связи с естественными потерями. При этом дефицит витаминов группы В создает основу для снижения функционального благополучия нервной системы и способствует возникновению неврозов. Поэтому в проблемные периоды года необходима искусственная витаминизация пищи (например, добавление витаминов в третьи блюда из расчета суточной нормы потребления) в школьных столовых или дополнительный прием поливитаминных препаратов в возрастной дозировке в домашних условиях. Не вся принятая пища усваивается, часть ее выбрасывается из кишечника в виде шлаков. Усвояемость животной пищи равна в среднем 95 %, растительной - 80 %, смешанной - 82-90 %. На практике расчеты ведутся исходя из 90 % усвоения пищи. Поэтому при расчете калорийность пищи должна на 10-15 % превышать регламентируемое возрастом энергопотребление.

Полноценность минерального, в том числе микроэлементного, состава пищи очень важна для оптимизации водно-солевого обмена организма (костно-мышечные ткани, зубы), функций эндокринной системы. Недостаток йода создает дисфункцию щитовидной железы (что характерно для населения Тульского региона); недостаток цинка приводит к задержке роста и полового созревания детей; недостаток железа - к малокровию. Дефицит фтора способствует развитию кариеса. Потребность в воде у детей 6-7 лет составляет 60 мл на 1 кг массы тела, у школьников - 50 мл. Но следует также учитывать условия деятельности, климатические условия и др. Для организма одинаково вреден избыток и недостаток воды, т. к. возникают либо перегрузка системы кровообращения и выделения, либо обезвоживание организма, что создает дисфункцию водного обмена. Для того чтобы рацион школьника обеспечивал необходимые для здорового организма пищевые вещества, следует в каждодневном питании придерживаться рекомендуемых величин потребления продуктов, которые представлены в табл. 14. Следует только учесть, что эти продукты представлены в сыром необработанном виде. При обработке неизбежны потери (отходы). Так, при варке мясо теряет 40 % от исходного веса. В то же время крупы, бобовые и макаронные изделия при кулинарной обработке дают "привар" (увеличение массы).

Ежедневно все перечисленные в табл. 14 продукты не могут быть использованы в питании. Часть продуктов должна присутствовать каждый день (мясо, молоко, масло сливочное и растительное, хлеб, овощи, фрукты, мед (сахар)), другая часть (сыр, яйца, творог, рыба) могут быть включены в питание 2-3 раза в неделю. Большое значение для школьника имеет режим питания, который регламентирует число приемов пищи, интервал между ними, количество калорий на прием, качественную полноценность продуктов на отдельный прием, распределение рациона по приемам пищи в течение дня (табл. 15, 16).

5-кратное питание рекомендуется ослабленным детям, имеющим хронические заболевания, а также ученикам начальной школы и группы продленного дня. Кроме того, такое питание желательно организовать школьникам в летний период (каникулярный), когда их энергозатраты значительно выше, чем в зимний период (табл. 17, 18).