Главная · Дисбактериоз · Кто написал князя игоря. Князь Игорь - опера в четырех действиях (пяти картинах) с прологом

Кто написал князя игоря. Князь Игорь - опера в четырех действиях (пяти картинах) с прологом

Либретто Либретто написано на материале русской эпической поэмы 16в. "Слово о полку Игореве" А.П. Бородиным. Первое представление состоялось 4 ноября 1890г. на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

Действующие лица.

Игорь Святославович, князь Северский.......... баритон

Ярославна, его жена во втором браке.......... сопрано

Владимир Игоревич, его сын от первого брака.......... тенор

Владимир Ярославович, князь Галицкий.......... высокий бас

Кончак, половецкий хан.......... бас

Гзак, половецкий хан.......... мимическое лицо

Кончаковна, дочь хана Кончака.......... контральто

Овлур, крещеный половчанин.......... тенор

Скула, гудочник.......... бас

Ерошка, гудочник.......... тенор

Няня Ярославны.......... сопрано

Половецкая девушка.......... сопрано

Русский князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русский ратники, девушки, народ. Половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые.

Действие происходит в 1185 году: в прологе, в I и IV действиях в городе Путивле, во II и III действиях - в половецком стане.

Пролог. На площади в Путивле дружина и рать, готовые к выступлению в поход против половцев, ожидают князя Игоря. Народ величает Игоря, князей, ратников и желает им победы. Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Все испуганы этим "божьим знамением" и советуют Игорю отложить поход. Однако Игорь уверен в правоте своего дела - он идет защищать Русь. В этом его долг, долг всех русских воинов.

Незаметно из строя выходят два ратника - Скула и Ерошка, они бросают доспехи и убегают. Приходят попрощаться княгиня и боярыни. Ярославна бросается к мужу и просит его не ходить в поход: её тоже волнуют недобрые предчувствия. Но князь ласково утешает её, убеждает не беспокоиться и ждать с победой. Князь просит Владимира галицкого, брата Ярославны, позаботиться о ней. Получив благословение Старца, князь Игорь, его сын Владимир, дружина и рать выступают в поход.

Действие первое

Картина первая. Княжеский двор Владимира Галицкого, разгулявшаяся челядь славит князя. Тут же Скула и Ерошка веселят всех шутовскими выходками. Галицкий любит пображничать и пошуметь, однако ему не хватает власти и богатства. Он мечтает о том, чтобы занять место Игоря. Во двор вбегают девушки, они жалуются Галицкому на его приближенных, укравших их подружку. Галицкий выгоняет плачущих девушек и уходит сам. Разгулявшиеся бражники во главе со Скулой и Ерошкой, расхрабрившись, замышляют мятеж: "Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться нам?!".

Картина вторая. Ярославна охвачена тревогой: уже давно нет известий о князе Игоре и дружине, сбываются тяжелые предчувствия. С любовью думает она о своем муже, тоска и печаль сжимают ей сердце. Приходят девушки с жалобой на Галицкого и его людей, появляется и сам Галицкий. Княгиня высказывает брату свое неудовольствие его поведением, но он держится вызывающе и грозит, что сместит Игоря на Путивле. Ярославна в гневе прогоняет его.

Бояре приносят Ярославне печальные вести: русская рать разбита, Игорь и Владимир в плену. Звон набатного колокола возвещает об опасности - половцы приближаются к Путивлю, начинается пожар. Бояре полны решимости отстоять Путивль от врага.

Действие второе

В половецком стане девушки развлекают песнями и танцами дочь хана Кончаковну. Однако, её мысли поглощены пленным юношей юным княжичем Владимиром Игоревичем. Она с нетерпением ожидаем часа свидания с ним. Вечереет, русские пленники возвращаются с тяжелой работы и наступает ночь. Радостно встречаются влюбленные - Владимир и Кончаковна. Они нежно и пылко признаются друг другу в любви и мечтают о счастье.

Не спится и князю Игорю. томящемуся в плену в половецком стане, его гнетут тяжкие думы. Нелегко пережить позор и тяжесть плена. Трудно смириться с мыслью о родине, порабощенной врагом, стонущей от грабежей и пожаров. Игорь страстно жаждет свободы, тогда он сможет собрать новую рать, разбить половцев и освободить Русь. С большой нежностью он вспоминает жену и самого близкого друга - Ярославну. Крадучись к Игорю подходит Овлур, крещеный половчанин. Он предлагает князю свою помощь, уговаривая его бежать из плена. Однако, гордость не позволяет Игорю согласиться на тайный побег, и он отказывается. Из-за шатра выходит сам хан Кончак. С большим уважением относясь к пленнику, он старается облегчить его участь и даже предлагает отпустить его совсем - лишь с условием, что Игорь не поднимет меча против его рати. Но Игорь не скрывает, что ка ктолько вырвется из плена, соберет новую рать и снова будет воевать с половцами. По велению Кончака половецкие пленники и пленницы развлекают игоря восточными пляками - то плавными, томными и полными неги, то стремительными и огненными.

Действие третье

С большой добычей возвращается из похода хан Гзак. Немало русских пленных он ведет за собой. Кончак и половцы приветствуют войско, ханы уходят делить награбленное. Русские пленники рассказывают о сожженном Путивле, о горе жен и матерей. "Князь, бери ты в русь, не дай погибнуть ей," - обращаются они к Игорю, и он решается на побег. Овлур готовит лошадей - для князя, княжича и себя. В последний момент появляется Кончаковна, она молит Владимира остаться или взять её с собой. Владимир в нерешительности, а Кончаковна в отчаянии поднимает тревогу. Князь Игорь и Овлур успевают скрыться.

Сбежавшиеся половцы требуют смерти Владимира, но Кончак решает иначе: "Если сокол к гнезду улетел, мы соколика опутаем красною девицей". Подводя Кончаковну к княжичу, он говорит: "Вот тебе жена, Владимир!"

Действие четвертое

В Путивле на городской стене Ярославна оплакивает мужа.Она уже и не верит, что увидится с ним. Обращаясь к ветру, Днепру. солнцу, Ярославна ждет от них ответа - где Игорь и что с ним. С тоскою смотрит Ярославна вокруг на выжженные села, заброшенные пашни, болью в сердце отзывается печальная песня идущих мимо поселян. Вдруг вдали показываются два всадника. В одном из них княгиня узнает Игоря. Наконец-то счастье вернулось в ней! Хмельные Скула и Ерошка, завидев князя Игоря и опасаясь возмездия, решают схитрить - колокольным звоном сзывают народ и первыми сообщают радостную весть - вернулся князь. Народ чествует и величает князя Игоря.

Князь Игорь - опера в четырёх действиях с прологом, написанная и составленная Александром Бородиным. Композитор адаптировал либретто древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве» , в котором рассказывается о кампании князя Руси Игоря Святославовича против вторгшихся куманских («половецких») племён в 1185 году.

Он также включил материал, составленный из двух средневековых киевских летописей. Опера была оставлена незавершённой после смерти композитора в 1887 году и была отредактирована и дополнена Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым. Она была впервые показана в Санкт-Петербурге, в 1890 году.

Действующие лица:

  • Князь Игорь.
  • Ярославна, его жена.
  • Владимир Игоревич, сын.
  • Князь Галицкий, брат Ярославны.
  • Кончак, половецкий хан.
  • Кончаковна, его дочь.
  • Гзак, половецкий хан.
  • Овлур, крещёный половчанин.
  • Ерошка, гудошник.
  • Скула, гудошник.
  • Половецкая девушка.

Русские люди:

  • бояре;
  • дружинники;
  • девушки;
  • народ.

Половцы:

  • половецкие ханы;
  • подруги Кончаковны;
  • рабыни;
  • половецкие охранники.

Пролог

Площадь в Путивле . Князь Игорь собирается отправиться в поход против куманов / половцев и их ханов, которые ранее напали на русские земли. Народ поёт хвалу. (Припев: «Слава прекрасному солнцу»). Солнечное затмение оказывает на всех общий ужас. Двое гудошников Скула и Ерошка уверены, что князь Галицкий предложит им работу по их вкусу.

Хотя Ярославна, жена Игоря, считает затмение плохим предзнаменованием, Игорь настаивает на том, что честь требует, чтобы он пошёл на войну. Он оставляет её на попечении её брата, князя Галицкого, благодарного Игорю за то, что он укрыл его после того, как Галицкого изгнали из собственного дома его отец и братья.

Действие 1

Сцена 1: Владимир Галицкий в Путивле . Последователи Галицкого воспевают его. Скула и Ерошка теперь работают у них в качестве музыкантов. Они развлекают последователей, и все поют о том, как Галицкий и его люди похитили молодую женщину, и как она умоляла вернуть её к отцу, не будучи обесчещенной. Галицкий поёт о том, как если бы он был князем Путивля, он весь день пил и пировал, распределяя суд, и у него были самые прекрасные девушки с ним всю ночь (Песнь Галицкого). Казна будет тратиться на себя и на его людей, пока его сестра будет молиться в монастыре.

Группа молодых женщин просит Галицкого вернуть похищенную девушку. Он угрожает им и прогоняет, говоря, что она теперь живёт в роскоши и не должна работать. Галицкий возвращается в свои комнаты, отправив вино для своих последователей. Шуты и последователи Галицкого издеваются над женщинами.

Они задаются вопросом, что может случиться, если Ярославна услышит о бесчинствах Галицкого. Но потом осознают, что княгиня беспомощна , так как все её люди отправились на войну. Приспешники Галицкого поют о том, как все они пьяны и поддерживаются Галицким. Мужчины решают отправиться на городскую площадь, чтобы объявить Галицкого князем Путивля, оставив двух пьяных музыкантов.

Сцена 2: Комната в Ярославском дворце. Ярославна беспокоится о том, почему нет вестей от Игоря и его спутников (ария Ярославны). Она поёт про слезы ночью и ночные кошмары и вспоминает, когда она была счастлива с Игорем. Княгиня принимает молодых женщин, которые говорят Ярославне об их похищенной подруге. Сначала они неохотно раскрывают виновника, но, в конце концов, называют Галицкого и говорят о том, как он и его пьяные последователи создают проблемы в Путивле.

Входит Галицкий, и женщины убегают. Ярославна расспрашивает его об истине, но он издевается над ней, говоря, что она должна относиться к нему как к гостю в её доме. Княгиня угрожает ему тем, что сделает Игорь по возвращении, но Галицкий грозится захватить трон всякий раз, когда захочет.

Ярославна обвиняет его в повторении предательства, которое он совершил против своего отца, но он отвечает, что он только шутит и спрашивает, есть ли у неё любовник, теперь, когда её муж ушёл. Она угрожает ему отправить его обратно отцу. Галицкий отвечает, что вернёт девушку, но возьмёт другую и уйдёт.

Совет бояр прибывает, чтобы сообщить Ярославне, что половцы собираются атаковать Путивль. Армия Игоря была полностью разбита, а он был ранен и схвачен вместе со своим сыном и братом.

После мгновенной слабости Ярославна приказывает посланникам позвать союзников города, но бояре сообщают, что дороги отрезаны, некоторые города восстают, и их князья были схвачены. Бояре говорят, что они организуют защиту, но Галицкий возвращается со своими последователями, чтобы потребовать выборов нового князя.

Его свита говорит, что это должен быть он, поскольку он брат Ярославны и шурин князя. Бояре отказываются. Спор прерван видом пламени и плачущих женщин. Некоторые бояре бегут; некоторые присоединяются к битве, другие охраняют принцессу. Они называют атаку половцев Божьим судом.

Действие 2

Вечер в половецком лагере Половецкие девушки поют , сравнивая любовь с цветком, который парит в пылу дня и оживляется ночью. Они танцуют (Танец половецких девиц). Кончаковна присоединяется к пению, надеясь, что её собственный любовник скоро присоединится к ней. Русские заключённые приезжают с работы на день и выражают благодарность, когда их кормят Кончаковна и девицы.

Охранники русских пленных уходят спать, оставив только Овлура, христианина. Владимир, сын Игоря, поёт про свою надежду на то, что его любовь скоро присоединится к нему сейчас, когда этот день угасает. Его любовь - Кончаковна. Она приходит, и они поют про свою любовь и своё желание женится.

Они слышат, как идёт Игорь. Он поёт о своём позоре и мучения. Он надеется на шанс вернуть себе честь. Овлур убеждает князя бежать, и тот соглашается подумать об этом.

Хан Кончак спрашивает его, все ли хорошо (ария Коньяка), и он отвечает, что сокол не может жить в неволе. Кончак говорит, что, поскольку Игорь не просил о пощаде, то он не заключённый, а почётный гость, равный хану. Игорь напоминает ему, что он тоже знает об участи пленника.

Кончак предлагает Игорю свободу, если он пообещает не вести войну с ним, но он отказывается, сказав, что он не может лгать. Кончак сожалеет, что они не союзники. Тогда они захватили бы всю Россию. Он призывает рабынь, чтобы развлечь князя и его самого, и предлагает Игорю их на выбор. Когда рабыни танцуют, половцы поют славу Кончаку (половецкие танцы).

Действие 3

Половецкая армия возвращается с триумфом , воспевая хана Гзака (половецкий марш). Кончак уверенно предсказывает, что скоро они захватят всю Россию. Игорь и его сын Владимир имеют худшие опасения, подтверждённые новыми пленниками. Владимир и другие заключённые призывают князя бежать, но он сначала неохотно поёт о своём позоре и говорит, что долг других русских князей состоит в том, чтобы спасти родину (ария князя).

Овлур теперь приходит, чтобы сказать, что нужно действовать, он приготовил лошадей для князя. Владимир и Игорь теперь соглашаются бежать. Кончаковна приходит к Владимиру, чтобы показать свою любовь, он должен взять её с собой либо оставить. Князь призывает сына ехать, но Владимир чувствует себя неспособным покинуть Кончаковну, которая грозит разбудить лагерь.

В конце концов, князь бежит в одиночку, и Кончаковна и её отец запрещают половцам убивать Владимира. Вместо этого Кончак предаёт смерти охранников и приказывает жениться Владимиру на своей дочери.

Действие 4

Рассвет в Путивле. Ярославна плачет о разлуке с Игорем и поражении его армии («Плач Ярославны»). Крестьянские женщины винят Хана Гзака за опустошение. Когда Ярославна оглядывается, чтобы признать разрушение, она видит вдалеке двух всадников, которые оказываются князем Игорем и Овлуром.

Вместе они воспевают свою радость от воссоединения и ожидание того, что Игорь приведёт русских к победе против хана. Не зная о возвращении князя, Скула и Ерошка, пьяные музыканты, поют песню, издевающуюся над ним. Затем они замечают его вдалеке. Спустя мгновение паники Скула придумывает план, который спасёт их.

Они звонят в колокола, чтобы вызвать толпу. Хотя люди сначала относятся к ним с подозрением, музыкантам удаётся убедить толпу, что князь вернулся, и они верные последователи истинного князя, а не Галицкого. Все радостно празднуют возвращение Игоря.

Изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем.

Опера писалась в течение 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили Александр Константинович Глазунов и Николай Андреевич Римский-Корсаков . Считается, что Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую слышал в авторском исполнении на фортепиано (сам он опроверг эту легенду на страницах Русской музыкальной газеты). Он также почти целиком сочинил и оркестровал третье действие. Н. А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш.

Бородин, Римский-Корсаков и, возможно, также А. К. Лядов вместе оркестровали сюиту «половецких танцев » второго акта, которая приобрела огромную популярность. В продолжении традиций оперы Глинки «Жизнь за царя », событийное развитие в сюжетной линии оперы «Князь Игорь» отражает грандиозность народных сцен с мощным звучанием хора, и в то же время, необычайные по красоте арии героев: Ярославны, Кончаковны, Владимира и Половецкой девушки

Александр Порфирьевич Бородин успел оркестровать часть пролога (всё, кроме «Сцены затмения»), речитатив и арию князя Владимира Галицкого (I картина I акта), арию Ярославны и ее сцену с девушками (II картина I акта, 1879), каватину Кончаковны (II акт, 1869), речитатив и каватину князя Владимира (II акт), арию Кончака (II акт), плач Ярославны (IV акт, 1875), народный хор (IV акт, 1879) и финальную сцену IV акта - партитура для оркестра с участием тенора Ерошки, баса Скулы и хора.

Трио Игоря, Владимира, Кончаковны и финал третьего акта с хором, Кончаковной и Кончаком были написаны Бородиным и завершены Глазуновым, который впоследствии и оркестровал их в 1888 году.

Римский-Корсаков и Глазунов сами написали сцену II акта, с участием Кончаковны и хора в 1887 году.

Композиторы были дружны и работали в тесном кругу, потому музыкальный стиль оперы представляет художественную целостность. Несмотря на то, что Глазунов и Римский-Корсаков оркестровали большую часть музыки (часть которой совсем не была записана), последний настоял на том, что «Князь Игорь» - полностью опера Александра Порфирьевича Бородина" - из книги А. Майкапара .

Премьера оперы прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.

В прессе встречается мнение (основанное на работе Павла Александровича Ламма по реконструкции авторской версии оперы), что незавершённость «Князя Игоря» - в большой степени легенда и что вместо того, чтобы только оркестровать часть номеров, Римский-Корсаков и Глазунов предпочли заново переписать большую часть абсолютно завершённой автором музыки. Впрочем, Ламм также был склонен считать оперу скорее незаконченной и в своей редакции объединил материал рукописей Бородина со всем, что позднее было добавлено Римским-Корсаковым и Глазуновым. В 2011 году А.В. Булычевой сделана новая реконструкция текста оперы на основе 92 сохранившихся нотных рукописей Бородина.

Действующие лица

  • Игорь Святославич , князь Северский (баритон)
  • Ярославна , его жена во втором браке (сопрано)
  • Владимир Игоревич , его сын от первого брака (тенор)
  • Владимир Ярославич , князь Галицкий, брат Ярославны (высокий бас)
  • Кончаковна, его дочь (контральто)
  • Гзак , половецкий хан (без речей)
  • Овлур, крещёный половчанин (тенор)
  • Ерошка, гудошник (тенор)
  • Скула, гудошник (бас)
  • Половецкая девушка (сопрано)
  • Няня Ярославны (сопрано)
  • русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, народ, половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы (чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые

Краткое содержание

Пролог

Половецкий лагерь. Эскиз декорации И.Билибина

Площадь в Путивле заполнена людьми. Князь Игорь готовится к походу против половцев. Народ и бояре величают Игоря, его сына Владимира, князей, славят дружину, надеются на успешное завершение похода (хор «Солнцу красному слава!»).

Внезапно темнеет, это солнечное затмение. Люди видят в нём дурное предзнаменование и уговаривают Игоря остаться, но Игорь непоколебим. Он обходит ряды дружинников и ратников.

Два гудочника, Скула и Ерошка, проявляют малодушие. Они решают пойти на службу к Владимиру Ярославичу, князю Галицкому, чтобы остаться целыми и жить сытно и пьяно.

Приходят прощаться княгини и боярыни. Ярославна умоляет Игоря остаться, но он отвечает, что ему велят идти в поход долг и честь. Он поручает заботиться о жене князю Галицкому, брату Ярославны. Тот в небольшом монологе рассказывает, как помог ему Игорь в трудную минуту, и обещает отплатить услугой за услугу.

Из собора выходит старец и благословляет Игоря и рать. Вновь звучит хор народа.

Первое действие

Картина первая

Княжеский двор князя Галицкого. Гости пьют и веселятся. Народ и Скула с Ерошкой в разгульной песне славят князя и рассказывают об украденной для него девушке. Галицкий выходит на крыльцо и поёт о том, что не любит скуки, мечтает весело пожить и править в Путивле (песня «Только б мне дождаться чести»Слушать - Ария Галицкого.)

Сестру князь Галицкий хочет отправить в монастырь.

Во двор вбегает толпа девушек. Владимир выкрал их подругу, они просят отпустить её (хор «Ой, лихонько, ой горюшко»). Князь говорит, что девушке у него не так уж и плохо, что нечего о ней плакать, и прогоняет девушек.

Ария князя Галицкого

Грешно таить, я скуки не люблю,
А так, как Игорь-князь, и дня бы я не прожил.
Забавой княжеской люблю потешить сердце,
Люблю я весело пожить!
Эх, только б сесть мне князем на Путивле:
Я зажил бы на славу! Эх!
Только б мне дождаться чести,
На Путивле князем сести,
Я б не стал тужить,
Я бы знал, как жить.
Днём за бранными столами,
За весёлыми пирами,
Я б судил-рядил,
Все дела вершил.
Всем чинил бы я расправу,
Как пришлось бы мне по нраву,
Всем бы суд чинил,
Всех вином поил!
Пей, пей, пей, пей, пей, гуляй!
К ночи в терем бы сгоняли
Красных девок всех ко мне,
Девки песни б мне играли,
Князя славили б оне.
А кто румяней да белее,
У себя бы оставлял.
Кто из девок мне милее,
С теми б ночи я гулял. Эх!
Кабы мне да эту долю,
Понатешился б я вволю,
Я б не стал зевать,
Знал б, с чего начать.
Я б им княжество управил,
Я б казны им поубавил,
Пожил бы я всласть,
Ведь на то и власть.
Эх, лишь только б мне покняжить,
Я сумел бы всех уважить,
И себя, и вас!
Не забыли б нас!
Гой, гой, гой, гой, гой! Гуляй!


Скула и Ерошка исполняют грубовато-комичную песню о пьяницах (песня скоморохов «Что у князя Володимира»). Приближённые князя Галицкого обсуждают возможность посадить его править в Путивле, воспользовавшись тем, что люди князя Игоря ушли в поход.

Картина вторая

Горница в тереме Ярославны. Ярославна исполняет ариозо «Немало времени прошло с тех пор». Она тревожится, что от Игоря давно нет вестей, вспоминает время, когда Игорь был с ней, говорит, как страшно и тоскливо ей сейчас, как она страдает.

Няня сообщает Ярославне, что к ней пришли девушки. Девушки рассказывают княгине о бесчинствах князя Галицкого в Путивле, о том, как Владимир выкрал их подругу, и просят Ярославну заступиться и вернуть девушку.

Входит князь Галицкий, брат Ярославны. Девушки убегают. Ярославна упрекает Владимира, что он выкрал девушку, говорит, что расскажет мужу, как Владимир бесчинствует в его отсутствие. Князь Галицкий отвечает, что все люди в Путивле за него, что он сам будет здесь править. Однако потом он говорит, что пошутил, что ему хотелось увидеть Ярославну в гневе и что он не верит, что она верна Игорю. Ярославна оскорблена, она напоминает Владимиру, что пока власть у неё, и требует отпустить украденную девушку. Владимир зло отвечает, что эту освободит, но заберёт себе другую, и уходит. Ярославна, оставшись одна, признаётся, что ей борьба не по силам, и молит о скорейшем возвращении Игоря.

Входят думные бояре, друзья Ярославны. Они пришли с плохими новостями (хор «Мужайся, княгиня»). Бояре рассказывают, что на Путивль идёт хан Гзак, русская рать разбита, а Игорь вместе с братом и сыном попали в плен. Ярославна не знает, что делать, но бояре убеждены, что Путивль выстоит, что его крепость в вере людей в Бога, в верности князю и княгине, в любви к родине (хор «Нам, княгиня, не впервые под стенами городскими у ворот встречать врагов»). Княгиня говорит, что эти слова зажгли луч надежды в её сердце. Слышен звон набатного колокола, виднеется зарево пожара. Часть бояр остаётся охранять Ярославну, остальные уходят оборонять город. Женщины горестно причитают.

Второе действие

Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, ждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым. Кончаковна, молодая дочь хана Кончака, влюблённая в княжича Владимира, ждёт свидания. О своей любви она поёт в каватине «Меркнет свет дневной».

Показываются русские пленники, идущие с работы под стражей. Кончаковна приказывает своим девушкам напоить и утешить пленников. Пленники благодарят их. Показывается половецкий дозор, обходящий стан. Кончаковна и девушки уходят. Опускается ночь. Овлур один стоит на страже.

Приходит Владимир, сын Игоря. В каватине «Медленно день угасал» он поёт о своей страстной любви к Кончаковне, просит её отозваться на зов любви. Появляется Кончаковна. Они поют свой страстный любовный дуэт. Хан Кончак согласен выдать Кончаковну за Владимира, но князь Игорь не хочет и слышать об этом, пока они в плену. Владимир слышит шаги отца, влюблённые расходятся в разные стороны. Входит Игорь. Он поёт знаменитую арию «Ни сна, ни отдыха измученной душе».

Ария князя Игоря

Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт отрады и забвенья,
Всё прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей:
И Божья знаменья угрозу,
И бранной славы пир весёлый,
Мою победу над врагом,
И бранной славы горестный конец,
погром, и рану, и мой плен,
И гибель всех моих полков,
Честно за Родину головы сложивших.

Погибло всё: и честь моя, и слава,
Позором стал я земли родной:
Плен! Постыдный плен!
Вот удел отныне мой,
Да мысль, что все винят меня.

О, дайте, дайте мне свободу!
Я мой позор сумею искупить.
Спасу я честь свою и славу,
Я Русь от недруга спасу!

Ты одна, голубка лада,
Ты одна винить не станешь,
Сердцем чутким всё поймёшь ты,
Всё ты мне простишь.
В терему своём высоком
В даль глаза ты проглядела,
Друга ждёшь ты дни и ночи,
Горько слёзы льёшь!

Ужели день за днём
Влачить в плену бесплодно
И знать, что враг терзает Русь?
Враг - что лютый барс!
Стонет Русь в когтях могучих,
И в том винит она меня!

О, дайте, дайте мне свободу!
Я свой позор сумею искупить.
Я Русь от недруга спасу!

Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт надежды на спасенье:
Лишь прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей.
И нет исхода мне!
Ох, тяжко, тяжко мне!
Тяжко сознанье бессилья моего!


С князем украдкой заговаривает крещёный половчанин Овлур. Он говорит, что князь должен бежать, чтобы спасти Русь, и предлагает достать коней. Игорю кажется бесчестным бежать тайно, он не желает нарушить данное хану Кончаку слово. Он отказывается, но потом решает подумать.

Появляется хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением и доверием (ария «Здоров ли, князь?»).

Ария Кончака

Здоров ли, князь?
Что приуныл ты, гость мой?
Что ты так призадумался?
Аль сети порвались?
Аль ястребы не злы и с лёту птицу не сбивают?
Возьми моих!

(Князь Игорь:
И сеть крепка, и ястребы надёжны,
Да соколу в неволе не живётся.)

Всё пленником себя ты здесь считаешь.
Но разве ты живёшь как пленник, а не гость мой?
Ты ранен в битве при Каяле
И взят с дружиной в плен;
Мне отдан на поруки, а у меня ты гость!
Тебе почёт у нас, как хану,
Всё моё к твоим услугам.
Сын с тобой, дружина тоже,
Ты как хан здесь живёшь,
Живёшь ты так, как я.
Сознайся: разве пленники так живут? Так ли?
О нет, нет, друг, нет, князь,
Ты здесь не пленник мой,
Ты ведь гость у меня дорогой!
Знай, друг, верь мне,
Ты, князь, мне полюбился
За отвагу твою да за удаль в бою.
Я уважаю тебя, князь,
Ты люб мне был всегда, знай!
Да, я не враг тебе здесь, а хозяин я твой,
Ты мне гость дорогой!
Так поведай же мне,
Чем же худо тебе, ты скажи мне.
Хочешь, возьми коня любого,
Возьми любой шатёр,
Возьми булат заветный, меч дедов!
Немало вражьей крови мечом я этим пролил;
Не раз в боях кровавых
Ужас смерти сеял мой булат!
Да, князь, всё здесь,
Всё хану здесь подвластно!
Я грозою для всех был давно.
Я храбр, я смел, страха я не знаю,
Все боятся меня, всё трепещет кругом!
Но ты меня не боялся,
Пощады не просил, князь.
Ах, не врагом бы твоим, а союзником верным,
А другом надёжным, а братом твоим
Мне хотелось бы быть, ты поверь мне!
Хочешь ли пленницу с моря дальнего,
Чагу, невольницу, из-за Каспия?
Если хочешь, скажи только слово мне,
Я тебе подарю.
У меня есть красавицы чудные:
Косы, как змеи, на плечи спускаются,
Очи чёрные, влагой подёрнуты,
Нежно и страстно глядят из-под тёмных бровей.
Что ж молчишь ты?
Если хочешь, любую из них выбирай!


Игорь жмёт руку хану, но повторяет, что в плену жить не может. Кончак предлагает Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на хана меча и не заступать ему дороги. Но Игорь честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их. Начинается сцена «Половецкие пляски ». Сначала танцуют и поют девушки (хор «Улетай на крыльях ветра»).

Затем в ритме лезгинки танцуют мужчины. После общей пляски с хором начинается пляска мальчиков. Действие завершается общей кульминационной пляской.

Третьему действию предшествует оркестровый антракт. Звучит половецкий марш.

Третье действие

Половецкий стан. Половцы встречают отряд хана Гзака. Навстречу Гзаку выходит Кончак и приветствует его песней «Наш меч дал нам победу», в которой поёт о победах половцев над русским войском и, в частности, о сожжении Путивля. Кончак устраивает пир для половцев, сам уходит на совет с ханами, а пленников приказывает хорошо сторожить.

Остаётся отряд сторожевых. Они хором славят ханов и предупреждают, что всегда догонят беглецов. Затем они начинают плясать и падают один за другим. Темнеет, сторожевые засыпают. Овлур подкрадывается к шатру Игоря и вновь предлагает бежать, говоря, что всё готово. Игорь соглашается.

В страшном волнении вбегает Кончаковна. Она останавливается у шатра Владимира. Дочь хана узнала о намерении Игоря бежать и умоляет Владимира остаться с ней. Выходит Игорь, видит Кончаковну и обвиняет сына, что тот стал половцем и забыл Родину. Владимир не может решиться: отец зовёт его бежать, а Кончаковна молит остаться. В конце концов, она грозит разбудить весь стан, Игорь убегает. Кончаковна несколько раз ударяет в било. Со всех сторон сбегаются разбуженные сигналом половцы.

Кончаковна сообщает о побеге Игоря. Половцы снаряжают погоню за князем, Владимира же они хотят убить. Кончаковна не желает отдавать его. Появляются Кончак и ханы и узнают о случившемся. Побег Игоря вызывает у хана уважение, он говорит, что и сам бы поступил так же на месте Игоря. Он приказывает казнить сторожевых, а княжича не трогать. Хор ханов требует казнить пленников, но Кончак не соглашается. Он объявляет Владимира своим зятем и тут же собирается в поход на Русь.

Четвёртое действие

Плач Ярославны

Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью

Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю,
Окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.
Я омою князю раны на его кровавом теле.
Ох! Ты, ветер, ветер буйный, что ты в поле веешь?
Стрелы вражьи ты навеял на дружины князя.
Что не веял, ветер буйный, вверх под облака,
В море синем корабли лелея?
Ах, зачем ты, ветер буйный, в поле долго веял?
По ковыль-траве рассеял ты моё веселье?
Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью
Да к милому на море шлю рано по утрам.
Гой, ты, Днепр мой, Днепр широкий,
Через каменные горы
в половецкий край дорогу
Ты пробил,
Там насады Святослава до кобякова полку
Ты лелеял, мой широкий славный Днепр,
Днепр, родной наш Днепр!
Вороти ко мне милого,
Чтоб не лить мне горьких слёз,
Да к милому на море не слать рано по утрам.
Ох, ты, солнце, солнце красно,
В небе ясном ярко светишь ты,
Всех ты греешь, всех лелеешь,
Всем ты любо, солнце;
Ох, красно солнце!
Что же ты дружину князя зноем жгучим обожгло?
Ах! Что ж в безводном поле жаждой
Ты стрелкам луки стянуло,
И колчаны им истомой горем запекло?
Зачем?


Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на городской стене. Она горько плачет.

Проходит толпа поселян с песней «Ох, не буйный ветер завывал». Ярославна, глядя на разорённые окрестности, исполняет ариозо «Как уныло всё кругом». Она замечает вдали двух всадников, один в половецкой одежде, а другой выглядит как русский князь. Они приближаются ближе, и вдруг Ярославна узнает Игоря, это он едет с Овлуром. Князь Игорь соскакивает с коня и бросается к Ярославне. Они не могут сдержать радости, звучит их любовный дуэт. Ярославна не может поверить, что это не сон. Она спрашивает Игоря, как он спасся. Игорь говорит, что бежал из плена. Ярославна поёт о своей радости вновь видеть любимого мужа, Игорь же говорит, что бросит клич и снова пойдёт на хана.

На площади появляются Ерошка и Скула. Несколько хмельные, они играют и поют песню о неудачном походе и поражении Игоря. Вдруг они видят Игоря с Ярославной. Они сразу понимают, что им не поздоровится за их измену. Они садятся друг против друга и думают, что им делать. Бежать им некуда, да и не хочется после вольготной и сытной жизни «кору глодать» и «воду хлебать». Вдруг Скула находит решение: надо звонить в колокол, созывать народ. Со всех сторон сбегаются люди. Сначала все думают, что снова пришли половцы, потом решают, что пьяные скоморохи народ мутят, и хотят прогнать Скулу и Ерошку. Наконец тем удаётся убедить народ, что вернулся князь Игорь Северский. За хорошую весть собравшиеся старцы и бояре прощают Ерошку и Скулу. Все приветствуют и славят князя Игоря.

Структура оперы

  1. Это сортируемая таблица. Нажмите на название столбца, чтобы рассортировать содержащуюся в нём информацию.
  2. Нумерация соответствует традиционному Беляевскому изданию (Римского-Корсакова/Глазунова).
  3. Указаны годы сочинения, но не оркестровки. Если даты отличаются более, чем на год, это может означать перерыв в сочинении или пересмотр и сочинение новой версии.
  4. В №1 (Пролог), Сцена затмения (301 такт) оркестрована Римским-Корсаковым и остальное Бородиным. При публикации партитуры Римским-Корсаковым были внесены изменения в оркестровку всех номеров, изначально оркестрованных Бородиным.
Акт Название части Начато Окончено Композитор Оркестровщик
Увертюра 1887 1887 Глазунов Глазунов
1 Пролог: Интродукция 1876 1885 Бородин Бородин*
2a Акт 1, Сцена 1 Сцена у Вл. Галицкого: Хор 1875 1875 Бородин Римский-Корсаков
2b Акт 1, Сцена 1 Речитатив и песня Вл. Галицкого 1879 1879 Бородин Бородин
2c Акт 1, Сцена 1 Речитатив Вл. Галицкого - - Бородин Римский-Корсаков
2d Акт 1, Сцена 1 Хор девушек и сцена - - Бородин Римский-Корсаков
2e Акт 1, Сцена 1 Сцена: Скула, Ерошка - - Бородин Римский-Корсаков
2f Акт 1, Сцена 1 Княжья песня в честь Вл. Галицкого: Скула, Ерошка 1878 1878 Бородин Римский-Корсаков
2g Акт 1, Сцена 1 Хор n.a. n.a. Бородин Римский-Корсаков
3 Акт 1, Сцена 2 Ариозо Ярославны 1869 1875 Бородин Римский-Корсаков
4 Акт 1, Сцена 2 Сцена Ярославны с девушками 1879 1879 Бородин Бородин
5 Акт 1, Сцена 2 Сцена Ярославны с Вл. Галицким 1879 1879 Бородин Римский-Корсаков
6 Акт 1, Сцена 2 Финал 1-го действия: Ярославна, Галицкий, Хор 1879 1880 Бородин Римский-Корсаков
7 Акт 2 Хор половецких девушек - - Бородин Римский-Корсаков
8 Акт 2 Пляска половецких девушек - - Бородин Римский-Корсаков
9 Акт 2 Каватина Кончако́вны 1869 1869 Бородин Бородин
10 Акт 2 Сцена и хор: Кончаковна, хор 1887 1887 Римский-Корсаков / Глазунов Римский-Корсаков / Глазунов
11 Акт 2 Речитатив и каватина Владимира Игоревича 1877 1878 Бородин Бородин
12 Акт 2 Дуэт Кончаковны и Владимира 1877 1878 Бородин Римский-Корсаков
13 Акт 2 Ария князя Игоря 1881 1881 Бородин Римский-Корсаков
14 Акт 2 Сцена Игоря с Овлуром - - Бородин Римский-Корсаков
15 Акт 2 Ария хана Кончака 1874 1875 Бородин Бородин
16 Акт 2 Речитатив, хор и сцнга: Игорь, Кончак - - Бородин Римский-Корсаков
17 Акт 2 Половецкая пляска с хором 1869 1875 Бородин Бородин / Римский-Корсаков / Лядов
18 Акт 3 Половецкий марш 1869 1875 Бородин Бородин / Римский-Корсаков
19 Акт 3 Песня хана Кончака - - Глазунов Глазунов
20 Акт 3 Речитатив, хор и сцена - - Бородин Глазунов
22 Акт 3 Речитатив: Овлур, Игорь 1888 1888 Глазунов Глазунов
23 Акт 3 Трио: Игорь, Владимир, Кончаковна - 1888 Бородин / Глазунов Глазунов
24 Акт 3 Финал 3-го действия: Кончаковна, Кончак, хор 1884 - Бородин / Глазунов Глазунов
25 Акт 4 Плач Ярославны 1875 1875 Бородин Бородин
26 Акт 4 Хор 1879 1879 Бородин Бородин
27 Акт 4 Речитатив и дуэт Ярославны и Игоря 1876 1876 Бородин Римский-Корсаков
28 Акт 4 Песня Гудочников сцена и хор - - Бородин Римский-Корсаков
29 Акт 4 Заключительнай хор: Скула, Ерошка, хор - - Бородин Бородин / Римский-Корсаков

Начало Арии князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Клавир

Популярные фрагменты

  • «Солнцу красному слава!» (хор)
  • «Только б мне дождаться чести» (песня Галицкого)
  • «Ой, лихонько» (хор девушек)
  • «Что у князя Володимира» (песня скоморохов)
  • «Немало времени прошло с тех пор» (ариозо Ярославны)
  • «Мужайся, княгиня» (хор бояр)
  • «Нам, княгиня, не впервые» (хор бояр)
  • «Меркнет свет дневной» (каватина Кончаковны)
  • «Медленно день угасал» (каватина Владимира)
  • «Здоров ли, князь?» (ария Кончака)
  • «Улетай на крыльях ветра» (хор невольниц)
  • «Ах, плачу я» (плач Ярославны)
  • «Ох, не буйный ветер завывал» (хор поселян)
  • «Знать, Господь мольбы услышал» (хор поселян)

Постановки

  • Первая постановка 23 октября 1890, Мариинский театр (дирижёр Кучера , художники Янов, Андреев, Бочаров , балетмейстер Иванов ; Игорь - Мельников , Ярославна - Ольгина , Кончаг - Корякин , Кончаковна - Славина, Половецкая девушка - Долина , Скула - Стравинский , Ерошка - Угринович).
  • 1892 - Русское оперное товарищество под упр. И. П. Прянишникова , Москва (дирижёр Прибик; Игорь - Гончаров, Ярославна - Цветкова, Владимир - Михайлов , Кончак - Антоновский).
  • 1898 - Большой театр (дирижёр Авранек ; Игорь - Хохлов , Ярославна - Дейша-Сионицкая , Владимир - Собинов , Галицкий - Власов, Кончак - Трезвинский, Кончаковна - Азерская , Овлур - Успенский, Скула - Тютюнник , Ерошка - Михайлов-Стоян), в 1904 - там же (дирижёр Рахманинов), в 1914 - там же (худ. Коровин).
  • 1915 - Мариинский театр (дирижёр Малько , балетмейстер Фокин ; Игорь - Андреев , Галицкий - Шаляпин , Ярославна - Ермоленко-Южина).

За рубежом - впервые в Праге, 1899, Национальный театр. В 1909 - театр «Шатле», Париж (Галицкий - Шаляпин).

  • 23 апреля 1920, Большой театр (дирижёр Голованов , режиссёр Санин , художник Коровин , балетмейстер Горский).
  • 13 декабря 1923 - Петроградский театр оперы и балета (дирижёр Дранишников , худ. Коровин ; Игорь - Андреев , Владимир - Большаков , Кончак - Боссе, Кончаковна - Мшанская),
  • 1944 - Большой театр (дирижёр Мелик-Пашаев , режиссёр Лосский , художник Федоровский , балетмейстер Голейзовский ; Игорь - Батурин , Ярославна - Панова, Владимир - Козловский Михайлов , Кончаковна - Давыдова);
  • 1953 - там же (дирижёр Жуков, постановка Баратова ; Игорь - Ал. Иванов, Ярославна - Покровская , Галицкий - Пирогов, Кончак - Михайлов , Кончаковна - Гагарина, Владимир - Кильчевский).
  • 1954 - Театр оперы и балета им. Кирова (дирижёр Ельцин , постановка Соковнина , балетмейстеры Фокин и Лопухов);
  • 1962 - Кремлёвский Дворец съездов (спектакль Большого театра, дирижёр Светланов , режиссёр Баратов).
  • XX-XXI вв - Пермский театр оперы и балета
  • 2011 - Самарский академический театр оперы и балета (Режиссер-постановщик - народный артист России Юрий Александров , дирижер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Владимир Коваленко, художник-постановщик - народный художник России Вячеслав Окунев).

Известные аудиозаписи

  • - Дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев , хор и оркестр Большого театра , «Мелодия» (СССР).
Исполнители: Игорь Святославич, князь Северский - Александр Батурин ; Ярославна - Софья Панова; Владимир Игоревич - И. С. Козловский ; князь Галицкий - А. С. Пирогов ; Кончак - М. Д. Михайлов ; Кончаковна - Н. А. Обухова
  • - Дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев, хор и оркестр Большого театра, «Мелодия» (СССР).
Исполнители: князь Игорь - А. А. Иванов ; Ярославна - Е. Ф. Смоленская; Кончак - М. О. Рейзен ; князь Галицкий - А. С. Пирогов ; Кончаковна - В. И. Борисенко ; Владимир Игоревич - С. Я. Лемешев
  • - Дирижёр О. Данон, хор и оркестр Белградской оперы, DECCA (

Героиня памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (XII век). Ярославна - реальное историческое лицо, жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь могущественного галицкого князя Ярослава Владимировича, названного в «Слове» Осмомыслом. Княгиня в тексте именуется по отчеству, как и жена брата Игоря, Буй-Тура Всеволода - «красная Глебовна». С конца XVIII века считается, что имя Ярославны - Ефросинья. У Игоря было пятеро сыновей и дочь. Старший сын - Владимир, участвовавший в походе 1185 года, попал в плен вместе с отцом, дядей и двоюродным братом. Женился у половцев на дочери хана Кончака (на Русь вернулся в 1187 году с женой и «дитятей»). Еще три сына Игоря погибли в начале XIII века в борьбе за обладание Галичем, что становится необъяснимым, если принять точку зрения некоторых исследователей, полагающих, что Ярославна - вторая жена Игоря, а все дети князя - ее пасынки.
Образ тоскующей по мужу Ярославны - одно из ярчайших поэтических достижений безымянного создателя «Слова». Им открывается череда многочисленных образов русских женщин в отечественной литературе и искусстве. В Ярославне воплотился внесословный идеал женщины Древней Руси. В отличие от княгини Ольги, мудрой и преданной памяти мужа мстительницы, Ярославна - носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Традиции средневекового искусства подразумевали особый, религиозно-аскетический взгляд на женщину и ее судьбу. В «Слове», напротив, торжествует народное начало. Так, автор обратился к особому фольклорному жанру - плачу.
Плач Ярославны - важнейший элемент поэтического строя памятника. Композиционно он предваряет рассказ о бегстве Игоря из половецкого плена. Ярославна, плачущая на высокой стене Путивля (город, которым владел ее сын Владимир Игоревич, расположен ближе к половецкой степи), заклинает силы природы. В троекратном обращении к ветру («О ветре, ветрило!»), Днепру («О Днепре, Словутицю!») и солнцу («Светлое и тресветлое слънце!») звучит и упрек («Чему, господине, мое веселие по ковыляю развея?»), и призыв о помощи («Взълелей, господине, мою ладу къ мне»). Природные стихии, словно бы отзываясь на мольбы Ярославны, начинают помогать Игорю, пережившему горечь поражения и раскаяния, в его стремлении вернуться на Русь. Всепобеждающая сила любви воплощена в плаче Ярославны, жалобы которой автор «Слова» уподобляет крику кукушки, символизирующей тоскующую женщину. Печальный голос Ярославны летит над землей, он слышен на Дунае: «Полечу,- рече,- зегзицею по Дунаеви, омочу бебрян рукавъ въ Каяле реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцемъ его теле».
Историк В.Н.Татищев в своей «Истории Российской», научные споры об источниках которой имеют давнюю традицию, предложил интересный рассказ о трогательной встрече Игоря, возвращающегося из плена, и Ярославны., поспешившей навстречу мужу. Эти и некоторые иные сведения, приводимые Татищевым, не находят подтверждения в известных ныне летописных текстах.
Образ Ярославны постоянно притягивает к себе внимание писателей, художников и музыкантов нового времени. Княгиня XII в. становится героиней ряда произведений, а ее Плач - постоянным источником разноплановых реминисценций. Ярославна вызывала больший интерес у авторов XIX - XX веков, нежели фигура центрального героя произведения.
Сразу же после опубликования «Слова» к этому образу стали обращаться поэты (например, М.М. Херасков, Ф.Н. Глинка и др.). Возник ряд поэтических переводов Плача на русский и украинский языки (И. Козлов, П.П. Шкляревский, Т. Шевченко, А. Прокофьев и др.). Особенно дорожили образом Ярославны поэты конца XIX - XX вв., среди них К. Случевский («Ты не гонись за рифмой своенравной…», 1901); В.Я. Брюсов («Певцу «Слова»», 1912); М.И. Цветаева (Цикл «Лебединый стан», 1917-1921); О.Ф. Берггольц («…Я буду сегодня с тобой говорить…», 1941); П.Г. Антокольский (поэма «Ярославна», 1944) и др.
Плач Ярославны нашел отражение и в драматургии. Его использовали в своих трагедиях Гаврила Державин («Евпраксия», 1808) и Матвей Крюковский («Елизавета - дочь Ярослава», 1820), а также автор пьесы «Мамаево побоище» (1864) Д.В. Аверкиев. Самое знаменитое воплощение образа Ярославны - в опере А.Б. Бородина «Князь Игорь» (1869-1887). В числе других музыкально-сценических произведений балет Б.И.Тищенко «Ярославна» (1974). Ярославну запечатлели в своих работах графики, живописцы, иллюстраторы (В.Г. Перов, И.Я. Билибин, В.А. Фаворский, Н.К. Рерих, И. Голиков, Д.С. Бисти, И.С. Глазунов, К. Васильев).

Лит.: Державина О.А. Образ Ярославны в творчестве поэтов ХГХ-ХХ вв. // «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М., 1978; Соловьев А.В. Восемь заметок к «Слову о полку Игореве». Жена и дети Игоря // ТОДРЛ. 1964. Т.20; Творогов О.В. На ком были женаты Игорь и Всеволод Святославичи // ТОДРЛ. 1993. Т.48; Якобсон P.O. Компози́ция и космология плача Ярославны // ТОДРЛ. 1969. Т.24.

Ярославна - жительница областного центра России (Ярославль).

Ярославна - сорт черешни.


Случайные ссылки:
Сорность - Степень засоренности семян и...
Аюстаа , в абхазской мифологии чёрт; при...
Коэффициент паропроницаемости материала ...
Менрва , в этрусской мифологии богиня ма...
Ра-Шалом , малая планета номер 2100, Ато...

Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь могущественного галицкого князя Ярослава Владимировича, названного в “Слове” Осмомыслом. Княгиня в тексте именуется по отчеству, как и жена брата Игоря, Буй-Тура Всеволода – “красная Глебовна”. С конца XVIII в. считается, что имя Я.- Ефросинья. У Игоря было пятеро сыновей и дочь. Старший сын – Владимир, участвовавший в походе 1185 г., попал в плен вместе с отцом, дядей и двоюродным братом. Женился у половцев на дочери хана Кончака (на Русь вернулся в 1187 г. с женой и “дитятей”).
Еще три сына Игоря погибли в начале XIII в. в борьбе за обладание Галичем, что становится необъяснимым, если принять точку зрения некоторых исследователей, полагающих, что Я.- вторая жена Игоря, а все дети князя – ее пасынки.
Образ тоскующей по мужу Я.- одно из ярчайших поэтических достижений безымян ного создателя “Слова”. Им открывается череда многочисленных образов русских женщин в отечественной литературе и искусстве. В Я. воплотился внесословный идеал женщины Древней Руси. В отличие от княгини Ольги, мудрой и преданной памяти мужа мстительницы, Я.- носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Традиции средневекового искусства подразумевали особый, религиозно-аскетический взгляд на женщину и ее судьбу. В “Слове”, напротив, торжествует народное начало. Так, автор обратился к особому фольклорному жанру – плачу.
Плач Я.- важнейший элемент поэтического строя памятника. Композиционно он предваряет рассказ о бегстве Игоря из половецкого плена. Я., плачущая на высокой стене Путивля (город, которым владел ее сын Владимир Игоревич, расположен ближе к половецкой степи), заклинает силы природы. В троекратном обращении к ветру (“О ветре, ветрило!”), Днепру (“О Днепре, Словутицю!”) и солнцу (“Светлое и тресветлое слънце!”) звучит и упрек (“Чему, господине, мое веселие по ковыляю развея?”), и призыв о помощи (“Взълелей, господине, мою ладу къ мне”). Природные стихии, словно бы отзываясь на мольбы Я., начинают помогать Игорю, пережившему горечь поражения и раскаяния, в его стремлении вернуться на Русь. Всепобеждающая сила любви воплощена в плаче Я., жалобы которой автор “Слова” уподобляет крику кукушки, символизирующей тоскующую женщину. Печальный голос Я. летит над землей, он слышен на Дунае: “Полечу,- рече,- зегзицею по Дунаеви, омочу бебрян рукавъ въ Каяле реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцемъ его теле”.
Историк В. Н. Татищев в своей “Истории Российской”, научные споры об источниках которой имеют давнюю традицию, предложил интересный рассказ о трогательной встрече Игоря, возвращающегося из плена, и Я., поспешившей навстречу мужу. Эти и некоторые иные сведения, приводимые Татищевым, не находят подтверждения в известных ныне летописных текстах.
Образ Я. постоянно притягивает к себе внимание писателей, художников и музыкантов нового времени. Княгиня XII в. становится героиней ряда произведений, а ее Плач – постоянным источником разноплановых реминисценций. Я. вызывала больший интерес у авторов XIX – XX вв., нежели фигура центрального героя произведения.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. 1. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского. 2. Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря. 3. Игорь – доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской. 4. Значение плача Ярославны в создании образа Игоря.> “Слово Read More ......
  2. Полечу, – молвит, – кукушкою по Дунаю. Омочу шелковый рукав в Каяле реке, Отру князю кровавые его раны на могучем его теле. В истории русской литературы сохранилось множество интересных женских образов, воплотивших идеал русской женщины. Наиболее яркий из них – Read More ......
  3. В то же время Святославич Игорь, внук Олегов, поехал из Новгорода [Северского] месяца апреля в двадцать и третий день, во вторник, взяв с собой брата Всеволода с [города] Трубец познали князя и возвратились бы. Однако же не возвратился никто, а Read More ......
  4. План: 1. Вступление. Система персонажей в “Слове”. 2. Единственный женский образ произведения – княгиня Ярославна. 3. “Живая сила” образа. 4. Обращение Ярославны к стихиям – самый лиричный эпизод в “Слове”. 5. Заключение. Образ Ярославны – воплощение истинно русского характера. “Слово Read More ......
  5. Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на Read More ......
  6. В истории общечеловеческой культуры есть памятки, которые отображают наилучшие черты, присущие тому или иному народу. К таким шедеврам искусства принадлежит и “Слово о полке Игореве”. Когда я листаю страницы этого произведения, на меня будто дышит героическая Давняя Русь. Из строк Read More ......
  7. Что может быть лучше чем любовь и верность? Ничего. Поэтому и от образа Ярославны из “Слова о полке Игореве” веет внутренней красотой, которая удивляет нас своей целостностью и глубиной. В этой женщине соединилось большое чувство к любимому с большой любовью Read More ......
  8. В походе он действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья – Игорь и его брат Всеволод – оказались Read More ......
Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря