Главная · Дисбактериоз · Бог охоты у римлян. Мифы и Легенды * Боги Древней Греции и Рима

Бог охоты у римлян. Мифы и Легенды * Боги Древней Греции и Рима

Во второй главе из серии «Единый Пантеон» мы сравним языческих богов древних славян и языческих богов древних римлян. В очередной раз вы сможете убедиться в том, что все языческие верования мира очень схожи между собой, что говорит о том, что изначально они произошли из одного и того же верования, которое существовало в те времена, когда все народы были едины. Сразу хочу сказать, что данный материал будет довольно похож на предыдущую статью , так как греческие и римские боги очень схожи между собой и зачастую отличаются только лишь именами. Однако этот материал станет для кого-то из вас полезным, и для того, чтобы не искать потом в тоннах информации во всемирной паутине — кому же соответствует в римском пантеоне наш Велес или Перун, вы сможете просто воспользоваться этой статьёй.

Считается, что римская мифология берёт начало в греческой мифологии. Влияние греческого язычества на римское началось примерно в VI-V веке до нашей эры. Так как римская и греческая культуры очень тесно контактировали, греческая мифология, уже в те времена невероятно развитая, структурированная и подробная, стала влиять на римское язычество. Нельзя сказать, что римская культура просто отказалась от своих богов взамен греческих. Скорее всего, верования римлян, которые и до того были похожи на греческие, стали обрастать новыми мифами, у богов стали появляться новые качества, по силе и мощи становясь равными греческим. Также в римский пантеон стали попадать и новые греческие боги, которых до этого просто не существовало в их верованиях. Таким образом древний Рим проявлял хитрость, привлекая на свою строну и самих богов и поклоняющиеся им народы.

Соответствия славянских и римских богов

Лада — богиня весны, любви и брака у славян. Считается одной из богинь-рожаниц. Является матерью богини Лели и бога Леля. В римской мифологии Ладе соответствует богиня . Латона соответствует древнегреческой титаниде Лето. Греческая богиня Лето является матерью Аполлона и Артемиды. Римская богиня Латона является матерью Аполлона и Дианы. У славянской Лады мы знаем дочь Лелю (Диана-Артемида) и сына — Леля (Аполлон), о которых мы поговорим далее.

Леля — богиня весны, красоты, молодости, плодородия. В римской мифологии дочери Лады Леле соответствует богиня Диана , которая является дочерью Латоны. Диана является богиней женственности, плодородия, покровительницей животного и растительного мира, а также считается богиней Луны. В древности, когда влияние греческой мифологии ещё не было так сильно, под именем Дианы почитали духов леса или хозяек леса, и в этом с Лелей у них так же много общего, так как Леля — покровительница весны и плодородия, была богиней лесных угодий, всяких трав и живности.

Лель — сын богини Лады, брат богини Лели. Является покровителем любви, любовной страсти и брака. Часто изображается играющим на дудочке в поле или на опушке леса. Как покровитель любви он схож с древнеримским Амуром (бог любви и любовного влечения), но если следовать соответствиям богов в различных культурах, то Лель больше схож с греческим и римским богом Аполлоном. Аполлон соответствует нашему Лелю не только по своему родству с Латоной (Ладой) и Дианой (Лелей), но также и тем, что является покровителем искусств, покровителем музыки, является богом предсказателем и богом-врачевателем, богом света, тепла и солнца. Удивительно то, что в римской культуре Аполлон со временем стал отождествляться с богом солнца Гелиосом. Гелиос — всевидящее око Солнца. Также Гелиос является дарителем света и тепла, что соответствует и Аполлону, который является покровителем света. В этом смысле бог Аполлон-Гелиос схож с нашим Даждьбогом — богом дарующим свет и тепло людям, богом Солнца и солнечного света. Есть ли в этих хитросплетениях какая-либо связь с нашими богами, либо это обыкновенная путаница, произошедшая во времена, когда римские и греческие боги стали активно замещаться друг другом, неизвестно, но повод подумать над этим, безусловно, есть.

Велес — один из наиболее почитаемых богов в славянском язычестве. Велес — покровитель лесов и домашних животных, покровитель богатства и творческих людей. В римском язычестве Велес соответствует богу торговли, богу богатства Меркурию. Интересно, что Меркурий в древности считался покровителем хлебного дела, урожая и домашней скотины. Однако гораздо позже, когда стало активно развиваться торговое дело, а хлеб и мясо по большей части стали объектом продажи и заработка, Меркурий также стал богом покровителем богатства. Не исключёно, что точно такая же история случилась и с нашим Велесом в глубокой древности, когда из покровителя полей, хлебов и домашних животных он превратился в покровителя богатства, а затем, уже, вследствие ошибочной трактовки термина «скотий» (имущество, богатство), превратился в покровителя домашней скотины.

Макошь — одна из самых древних богинь древних славян. Судя по исследованиям многочисленных историков, в глубокой древности именно эта богиня занимала главенствующую роль в языческом пантеоне. Макошь является покровительницей плодородия, дождя, рожениц, рукоделия, женских дел и вообще всех женщин. Макошь является покровительницей судьбы. Есть также версия, что Макошь является олицетворением Земли. В римской мифологии Макоши соответствует богиня . Церера — богиня урожая, плодородия и земледелия. В статье о соответствии славянских и греческих богов мы уже говорили о Макоши и греческой Деметре, которая являлась для греков олицетворением Земли. Церера же является точным соответствием Деметры. У римской богини, как и у греческой, есть дочь — Прозерпина — богиня подземного царства, которая соответствует нашей Моране, Марене или Маре. Хоть точных свидетельств о том, что древние славяне могли считать Морану дочерью Макоши и нет, но такие удивительные схожие черты, которые наблюдаются у славянских, греческих и римских божеств, могут говорить о том, что это вполне могло быть возможно.

Морана — богиня смерти и зимы, хозяйка подземного мира мёртвых. В греческой мифологии ей соответствует Персефона, а в римской — Прозерпина . Прозерпина является дочерью Цереры (Макоши) и Юпитера (Перуна), что говорит ещё об одной удивительной родственной связи богов. Половину года она проводит в мире мёртвых, являясь царицей подземного мира, а половину года проводит на Земле, превращаясь на это время в покровительницу плодородия и урожая.


Перун — бог громовержец у славян. Бог грома и молнии, покровитель воинов. Соответствует скандинавскому Тору, греческому Зевсу и римскому Юпитеру. В древнеримской мифологии является богом неба, богом дневного света, богом грозы и молнии. Юпитер являлся верховным богом у римлян. Как и Перун в древней Руси, Юпитер был богом римского государства, покровителем императоров, их власти, мощи и военной силы. Историки полагают, что имя «Юпитер» восходит к праиндоевропейской мифологии, где оно означало «бог-отец».

Чернобог — славянский царь мира мёртвых, бог подземного мира. Римляне называли этого бога — Плутон . Плутон получил в свой удел подземный мир, где обитают души умерших. Считалось, что Плутон появляется на поверхности только для того, чтобы забрать к себе ещё одну «жертву», то есть каждая смерть считалась вылазкой Плутона из подземного мира. Однажды он похитил богиню растений и плодородия Прозерпину (Морану), после чего та стала его подземной царицей и с тех пор ровно полгода проводит в мире мёртвых.

Сварог — бог-кузнец, бог неба, бог сковавший Землю, бог, который научил людей добывать металл и создавать из металла орудия труда. В римском язычестве Сварогу соответствует бог огня и покровитель кузнечного дела — Вулкан . Вулкан является сыном бога Юпитера и богини Юноны. Вулкан создавал доспехи и оружие как для богов, так и для героев на Земле. Также создал молнии для Юпитера (Перуна). Кузница Вулкана находилась в жерле вулкана Этна на Сицилии.

Хорс — бог солнца у славян. В римской мифологии ему соответствует бог солнца Сол . Бога Сола представляли как всадника, который скачет по небу в золотой колеснице, запряжённой крылатыми конями. Удивительно, но именно так славяне представляли дневное путешествие Солнца по небосклону — в колеснице в упряжке коней. Именно по этой причине головки коней стали для славян обережным символом, даже, в своём роде, солярным символом.

Ярило — бог весны, весеннего плодородия, любовной страсти. В римской мифологии Яриле соответствует бог растительности, весеннего плодородия, бог вдохновения, бог виноделия — . Бахус, как и греческий Дионис, претерпел довольно неприглядные изменения и был практически «очернён» потомками, которые просто не поняли сущность Диониса-Бахуса. Сегодня Дионис и Бахус считаются покровителями пьяниц, богами вина, безудержного веселья, оргий так далее. Однако всё это далеко от истины. Бахус и Дионис (Ярило) являются богами плодородия и урожая. Богатый урожай винограда и других культур древними греками и римлянами отмечался, соответственно, масштабным весельем с употреблением вина, с танцами и праздничными представлениями в честь бога, который подарил этот урожай. От вида этих пиршеств и родилось мнение у тех, кто пришёл на смену язычеству, что Бахус или Дионис является покровителем пьянства и разврата, хотя это далеко ошибочное мнение.

Заря , Зорька, Заря-Заряница — богиня утренней зари. Под богиней Зарёй древние славяне понимали планету Венеру, которая видна невооружённым глазом незадолго до рассвета, а также после заката Солнца. Считается, что Заря-Заряница подготавливает выход Солнца не небосклон, запрягает его колесницу и дарит первый свет людям, обещая яркий солнечный день. В римской мифологии славянской Зорьке соответствует богиня Аврора . Аврора — древнеримская богиня зари, приносящая дневной свет богам и людям.

Русалки, вилы, берегини — духи предков. В римской мифологии их называли — Маны . Маны — души умерших или тени умерших. Маны считались добрыми духами. В честь них устраивались праздники. На кладбища, специально для этих духов, приносились угощения. Маны считались защитниками людей и хранителями гробниц.

Ящер — бог подводного царства у древних славян. В древнем Риме Ящеру соответствовал Нептун . Нептун — бог морей и потоков. Морской бог особенно почитался моряками и рыбаками, жизнь которых во многом зависела от благосклонности морского покровителя. Также морского бога Нептуна просили о дожде и предотвращении засухи.

Домовые — духи, живущие в доме, охраняющие дом и его хозяев. Римскими домовыми являлись Пенаты . Пенаты — боги хранители дома и домашнего очага. Во времена римского язычества все римляне верили, что в каждом доме живёт сразу два Пената. Обычно в каждом доме были изображения (небольшие идолы) двух домовых-пенатов, которые хранились в шкафчике у очага. Пенаты были не только домашними покровителями, то даже покровителями всего римского народа. В честь них был создан Государственный культ Пенатов со своим верховным жрецом. Центр культа Пенатов был расположен в храме Весты — покровительницы семейного очага и жертвенного огня. Именно от названия римских домовых и пошло выражение «вернуться к своим пенатам», которое употребляется в значении «возвращение домой».

Напоследок стоит упомянуть славянских и римских богинь судьбы. В славянской мифологии богинь судьбы, которые плетут покутную нить для каждого человека, зовут Доля и Недоля (Среча и Несреча). Так как Доля и Недоля работают над судьбой вместе с самой хозяйкой судьбы Макошью, то можно сказать, что в славянской мифологии богинями пряхами являются Макошь, Доля и Недоля . В римской мифологии три богини судьбы — Парки . Первая парка Нона тянет пряжу, создавая нить человеческой жизни. Вторая парка Децима наматывает кудель не веретено, распределяя судьбу. Третья парка Морта перерезает нить, заканчивая жизнь человека. Если сравнить их с уже названными славянскими богинями, то можно сказать, что Макошь (по римской теории) тянет пряжу, Доля наматывает кудель (считается, что Доля прядёт хорошую судьбу), а Недоля перерезает нить жизни (считается, что Недоля прядёт проблемы и неудачи).

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 14 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Мифические имена

Мифические мужские и женские имена и их значение

Мифические имена – это имена, взятые из римской, греческой, скандинавской, славянской, египетской и другой мифологии.

На нашем сайте мы предлагаем огромный выбор имён...

Книга "Энергия имени"

Наша новая книга "Энергия фамилий"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.

Мифические имена. Мифические мужские и женские имена и их значение

Марс, лат., греч. Арес - римский бог войны и покровитель римской мощи, сын Юпитера и Юноны.

В отличие от , который был у греков богом неистовой войны и не пользовался особым почетом, Марс был одним из самых почитаемых римских богов, выше его стоял только Юпитер. Согласно римским мифам, Марс был отцом Ромула и Рема, основателей Рима. Поэтому римляне считали себя его потомками и верили, что Марс любит их больше всех других народов и обеспечивает им победы в войнах. В архаичные времена Марс почитали также как бога урожая, полей, лесов и весны. Об этом свидетельствует ряд сохранившихся молитв земледельцев и название первого месяца весны (март).

Супругой Марса была богиня Нерия (Нерио), о которой известно только, что Марсу пришлось похитить ее. Но Ромула и Рема родила ему весталка Рея Сильвия, дочь латинского царя Нумитора. В битвах Марса постоянно сопровождали Паллор и Павор, «Бледность» и «Ужас», соответствовавшие спутникам Ареса и Фобосу. В качестве своего праотца римляне называли его именем Марс Патер или Марспитер, в качестве бога войны, дарующего победу, он назывался Марс Виктор. Свою благосклонность к Риму Марс проявил уже в древнейшие времена, сбросив с неба собственный щит, чтобы он охранял город. По приказу царя Нумы Помпилия впоследствии было изготовлено одиннадцать точно таких же щитов, чтобы злоумышленник, который вздумал бы похитить щит Марса, не сумел опознать его. Весь год эти щиты хранились в святилище Марса на Форуме. Только 1 марта, в день рождения бога, его жрецы (салии) носили их по городу в торжественной процессии, под пляски и пение. Священными животными Марса были волк, дятел, символом - копье.


«Марс и Рея Сильвия», Рубенс

Римляне почитали Марса специальными празднествами. Кроме процессий салиев это были, в частности, конские состязания (еквирии), проходившие ежегодно 27 февраля и 14 марта. Однако самым важным празднеством была так называемая «суоветаврилия», проходившая раз в пять лет по окончании очередной переписи римского населения (ценза). Она заключалась в том, что вокруг римлян, собравшихся на Марсовом поле и построившихся в боевом порядке, трижды проводили свинью, овцу и быка, которых затем приносили в жертву Марсу. Этой жертвой римский народ очищал себя от всех грехов и обеспечивал себе помощь и защиту Марса на будущее.

Кроме Марса римляне знали и чтили других богов войны: в древнейшие времена это прежде всего был , которого впоследствии отождествили с основателем Рима Ромулом; почитали они и богиню войны . Позже под греческим влиянием они перенесли на свою богиню Минерву некоторые свойства , и в результате она тоже стала богиней войны. Однако культ Марса как бога войны решительно преобладал до самого падения античного Рима.


«Битва Марса и Минервы», Жак Луи Давид

В честь Марса римляне возвели в своем городе несколько храмов и святилищ. Древнейший из них стоял на Марсовом поле (на левом берегу Тибра), где проходили военные учения, цензорские смотры и народные собрания, на которых в давние времена решался вопрос об объявлении войны. Очень древним считалось и святилище Марса на Форуме. Отправляясь на войну, каждый полководец приходил в святилище, потрясал щитами Марса, просил у бога помощи и обещал ему часть военной добычи. Самый великолепный храм был посвящен императором Августом Марсу Мстителю (Марс Ультор) в память о возмездии, постигшем убийц его приемного отца, Юлия Цезаря. Храм был освящен во 2 г. н. з. на новом форуме Августа, от него сохранились несколько поврежденных колонн и основание храмовой статуи. Марсово поле в Риме исчезло в результате застройки уже во времена империи. В конце 1 в. н. э. император Домициан велел построить на его месте стадион, контуры которого соответствуют нынешней римской площади Навона. (Столетия спустя новые Марсовы поля возникли в Париже, Петербурге и в других городах - даже в Детройте).


«Венера, Марс и грации», Жак Луи Давид

Марс давно уже умер вместе с остальными античными богами, но, к сожалению, человечество приносит ему все новые и новые жертвы: Марс - самый известный и все еще живой символ войны. Уже в древнейшие времена Марс перешел из мифологии в астрономию как «кровавая планета». В 1877 г. американский астроном А. Холл открыл два спутника планеты Марс, Деймос и Фобос, существование которых предвидел Свифт за 150 лет до этого открытия. Сохранилось множество античных статуй и изображений Марса, а в новое время их было создано еще больше (см. статью «Apec»).

В ряде городов место военных смотров называли Марсовым полем:

«Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей…»
- А. С. Пушкин, «Медный всадник».

Римлян эволюционировали. Изначально существовала политеистическая религия - язычество. Римляне верили во многих богов.

Структура и главные понятия древнеримской религии

Как и любая другая политеистическая вера, римское язычество не имело четкой организации. По сути, это собрание большого количества древних культов. Древние отвечали за различные стороны человеческой жизни и природные стихии. В каждой семье почитали обряды - их проводил глава семьи. У богов просили помощи в домашних и личных делах.

Были обряды, которые проводились на уровне государства - их в разные времена проводили жрецы, консулы, диктаторы, преторы. У богов просили помощи в битвах, заступничества и способствования в бою с противником. Гаданиям и ритуалам отводилась большая роль в решении государственных вопросов.

Во времена правления появилось понятие «жрец». Это был представитель замкнутой касты. Жрецы имели огромное влияние на правителя, они обладали тайнами ритуалов и общения с богами. Во времена империи функцию понтифика стал выполнять император. Характерно, что и Рима были аналогичными по выполняемым функциям - они только носили разные названия.

Главные черты религии Рима

Важными характеристиками римских верований были:

  • большое влияние иностранных заимствований. Римляне часто контактировали с другими народами в ходе завоеваний. Особенно тесными были контакты с Грецией;
  • религия была тесно связана с политикой. Об этом можно судить, исходя из существования культа императорской власти;
  • характерно наделение божественными качествами таких понятий, как счастье, любовь, справедливость;
  • тесная связь мифа и верований - определяет, но не отличает римскую религию от других языческих систем;
  • огромное количество культов, обрядов. Они отличались масштабностью, но охватывали все стороны государственной и личной жизни;
  • римляне обожествляли даже такие мелочи, как возвращение из похода, первое слово младенца и многое другое.

Древнеримский пантеон

Богов римляне, как и греки, представляли человекоподобными. Верили в силы природы и духов. Главным божеством был Юпитер. Его стихией было небо, он был повелителем грома и молнии. В честь Юпитера проводили Великие игры, ему был посвящен храм на Капитолийском холме. Древние боги Рима опекались различными сторонами жизни человека: Венера - любовью, Юнона - брачными отношениями, Диана - охотой, Миневра - ремеслом, Веста - домашним очагом.

В римском пантеоне были боги-отцы - наиболее почитаемые из всех, и низшие божества. Верили также в духов, которые присутствовали во всем, что окружает человека. Исследователи считают, что поклонение духам присутствовало только на раннем этапе развития религии Рима. Изначально, главными богами считались Марс, Квирин и Юпитер. Во времена появления института жречества зародились родовые культы. Считалось, что каждому сословию и знатной семье покровительствует определенный бог. Появились культы у рода Клавдиев, Корнелиев и других представителей верхушки общества.

На государственном уровне отмечали Сатурналии - в честь земледелия. Устраивали грандиозные празднества, благодарили покровителя за урожай.

Социальная борьба в обществе привела к оформлению триады богов или «плебейской триады» - Церера, Либер и Либера. Римляне выделяли также небесных, хтонических и земных божеств. Существовала вера в демонов. Они делились на добрых и злых. К первой группе относились пенаты, лары и гении. Они хранили традиции дома, очаг и оберегали главу семьи. Злые демоны - лемуры и лавры мешали добрым и вредили человеку. Такие существа появлялись, если умершего захоронили, не соблюдая ритуалы.

Боги Древнего Рима, список которых включает более 50 различных существ, были объектами поклонения многие века - менялась лишь степень влияния каждого из них на сознание народа.

Во времена империи популяризируется богиня Рома - покровительница всего государства.

Каких богов позаимствовали римляне?

В результате частых контактов с другими народами, римляне начали включать в свою культуру чужие верования и обряды. Исследователи склоны думать, вся религия представляет собой комплекс заимствований. Главная причина этого - римляне с уважением относились к верованиям народа, который завоевывали. Существовал ритуал, который официально вводил чужестранное божество в пантеон Рима. Этот обряд именовался эвокатией.

Древние боги Рима появились в пантеоне в результате тесных культурных связей с покоренными народами и активного развития собственной культуры. Наиболее яркими заимствованиями являются Митра и Кибела.

Таблица «Боги Древнего Рима и греческие соответствия»:

Мифология Древнего Рима

Во всех языческих культурах мифы и религиозные верования тесно связаны между собой. Тематика римских мифов традиционна - основание города и государства, сотворение мира и рождение богов. Это один из наиболее интересных для изучения аспект культуры. Исследователи по мифологической системе могут отследить всю эволюцию верований римлян.

Традиционно легенды содержат множество описаний чудесных, сверхъестественных событий, в которые верили Из таких повествований можно выделить особенности политических взглядов народа, которые скрыты в фантастическом тексте.

В мифологии практически всех народов на первом месте стоит тема сотворения мира, космогония. Но не в этом случае. Здесь преимущественно описаны героические события, древние боги Рима, ритуалы и обряды, которые необходимо проводить.

Герои имели полубожественное происхождение. легендарные основатели Рима - Ромул и Рем - были детьми воинственного Марса и жрицы-весталки, а их великий предок Эней - сын прекрасной Афродиты и царя.

Боги Древнего Рима, список которых включает и заимствованных и местных божеств, насчитывает более 50 имен.

по дисциплине «Культурология»

по теме: «Римские боги»


Введение

1.Религия древнего Рима

2.Герои римского мифа

Заключение

Список использованной литературы



До сих пор широко распространено представление о том, что древне-римская культура не является самобытной, ибо римляне пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако новейшие исследования показывают самобытный характер культуры Древнего Рима, ведь она представляет собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями. Не следует забывать того существенного момента, что древнеримская и древнегреческая культуры формировались и развивались на базе античной гражданской общины. Весь ее строй предопределял шкалу основных ценностей, которыми так или иначе руководствовались все сограждане. К таким ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива; идея верховной власти народа; идея теснейшей связи гражданской общины с богами и героями, которые заботятся о ее благе.

На ранней ступени развития при переходе от первобытнообщинного строя к классовому обществу религия играла исключительную роль в частной и общественной жизни римлян. Римская религия никогда не имела законченной системы. Остатки старинных верований уживались в ней с религиозными представлениями, заимствованными у народов, стоящих на более высокой ступени культурного развития.

В римской религии, как и в других италийских культах, сохранились пережитки тотемизма. Об этом говорят легенды о волчице, вскормившей основателей Рима. С волком же (по-латински волк – lupus) были связаны, невидимому, празднества луперкалий и особое святилище Луперкал, посвящённое Фавну, жреческая коллегия луперков и пр. Другие божества также имели посвящённых им животных. Дятел, волк и бык были животными, посвящёнными Марсу, гуси - Юноне и т. д. Нужно, однако, заметить, что черт тотемистических культов, предполагающих отождествление животного с прародителем рода, в историческую эпоху в Риме не наблюдалось. Эта стадия духовного развития была уже пройдена италийскими племенами.

Значительную роль играли в римской религии родовые культы. Отдельные божества, покровители родов, приобрели общеримское значение и стали олицетворением различных сил природы.


В процессе исторического развития семья стала в Риме первичным социальным образованием. Этот процесс нашёл своё отображение в религии. Каждая семья имела свои святыни, своих богов-покровителей, свой культ. Средоточием этого культа был очаг, перед которым pater familias выполнял все обряды, сопровождавшие всякое важное дело, например, перед очагом отец семейства объявлял новорождённого своим ребёнком. Хранителями дома почитались пенаты, заботящиеся о благополучии и благосостоянии семьи. Эти добрые духи – обитатели дома. Вне дома о семье и её имуществе пеклись лары, алтари которых были расположены на границах участков. У каждого члена семьи был свой «гений», который считался выражением силы данного человека, его энергии, способностей, выражением всего его существа и в то же время его хранителем.

Гений отца семейства почитался всеми домашними. Это был genius familiae или genius domus. Мать семейства также имела своего гения, который назывался Юноной. Юнона вводила молодую супругу в дом, она облегчала матери роды. Всякий дом имел много других охраняющих его божеств. Особенное значение приобрёл бог дверей Янус, стороживший и охранявший вход в дом.

Семья заботилась об умерших предках. Представления о загробной жизни не были развиты у римлян. После смерти человеческий дух, по верованиям римлян, продолжал жить в той могиле, куда положили прах умершего его родные и на которую они приносили пищу. Приношения эти в первое время были весьма скромными: фиалки, пирожок, опущенный в вино, пригоршня бобов. Умершие предки, о которых заботились их потомки, были добрыми божествами – метами. Если же о покойниках не заботились, они становились злыми и мстящими силами – лемурами. Гений предков находил воплощение в отце семейства, власть (potestas) которого получала, таким образом, религиозное оправдание.

Круг верований, относящихся к семейной жизни и родовой религии, а также представления о загробной жизни характеризуют римскую религию как религию в основе своей анимистическую. Особенностью римского анимизма были его абстрактность и безличность. Гений дома, пенаты и лары, маны и лемуры – это безличные силы, духи, от которых зависит благополучие семьи и на которых можно воздействовать молитвами и жертвоприношениями.

Земледельческий быт римлян нашёл своё отражение в поклонении силам природы, но исконная римская религия далека от антропоморфизма, ей не свойственно было олицетворение природы в виде божеств, наделённых человеческими качествами, и в этом отношении она была полной противоположностью религии греческой. Особенно характерными для римского анимизма были представления об особых мистических силах, присущих явлениям природы; эти силы и есть божества (numina), которые могут приносить пользу и вред человеку. Процессы, происходящие в природе, как, например, произрастание семени или созревание плода, представлялись римлянами в виде особых божеств. С развитием общественной и политической жизни вошло в обыкновение обожествлять такие отвлечённые понятия, как надежда, честь, согласие и т. п. Римские божества, таким образом, отвлечённы и безличны.

Из множества богов выделились такие, которые приобрели значение для всей общины. Римляне находились в постоянном взаимодействии с другими народами. От них заимствовали они некоторые религиозные представления, но и сами в свою очередь влияли на религию своих соседей.

Одним из древних римских богов был Янус. Из божества дверей, бдительного привратника, он превратился в божество всякого начала, предшественника Юпитера. Его изображали двуликим и впоследствии с ним соединяли начало мира.

Сравнительно рано появилась троица: Юпитер, Марс, Квирин. Юпитер почитался как божество неба почти всеми италиками. С Юпитером же связывалось представление о высшем божестве, отце богов. К его имени присоединяется впоследствии эпитет pater (отец), а под влиянием этруског. он превращается в высшее божество. Его имя сопровождается эпитетами «Наилучший» и «Величайший» (Optimus Maximus). В классическую эпоху Марс был божеством войны, покровителем и источником римской мощи, но в отдалённые времена и он был аграрным божеством – гением весенней растительности. Квирин был его двойником.

Культ Весты, охранительницы и защитницы домашнего очага, был одним из наиболее почитаемых в Риме.

Заимствования из цикла религиозных представлений соседних племён начинаются довольно рано. Одной из первых стала почитаться латинская богиня Цаана – покровительница женщин, богиня луны, а также ежегодно рождающейся растительности. Храм Дианы на Авентине был построен, по преданию, при Сервии Туллии. Сравнительно поздно стала почитаться другая латинская богиня – Венера – покровительница садов и огородов и в то же время божество обилия и процветания природы.

Большим событием в истории римской религии было сооружение на Капитолии храма, посвящённого троице: Юпитеру, Юноне и Минерве. Традиция приписывает постройку храма, созданного по этрусскому образцу, Тарквиниям, а освящение его относит к первому году Республики. С этого времени у римлян появляются изображения богов.

Юнона сначала также была исконной италийской богиней, она считалась гением-охранителем женщины, была принята в Этрурии под именем Уни, а вернувшись в Рим, стала одной из почитаемых богинь. Минерва также была италийской богиней, заимствованной этрусками; в Риме она превратилась в покровительницу ремёсел.

Наряду с капитолийской троицей к римлянам перешло от этрусков почитание других божеств. Некоторые из них первоначально были покровителями отдельных этрусских родов, затем приобрели общенародное значение. Так, например, Сатурн первоначально почитался в этрусском роде Сатриев, затем получил общее признание. У римлян он почитался как божество посевов, имя его было связано с латинским словом sator – сеятель. Он первый дал людям пищу и первоначально правил миром; время его было золотым веком для людей. На празднике Сатурналий все становились равными: не было ни господ, ни слуг, ни рабов. Создавшаяся впоследствии легенда была, невидимому, осмыслением праздника Сатурналий.

Вулкан почитался сначала в этрусском роде Velcha-Volca. В Риме он был божеством огня, а потом покровителем кузнечного ремесла.

От этрусков римляне заимствовали ритуал и ту своеобразную систему суеверий и гаданий, которая была известна под названием disciplina etrusca. Но уже в раннюю эпоху оказывали влияние на римлян и греческие религиозные представления. Заимствованы они были из греческих городов Кампании. Греческие представления о тех или иных божествах соединялись с латинскими именами. Церера (Ceres – пища, плоды) ассоциировалась с греческой Деметрой и превратилась в богиню растительного царства, а кроме того и в богиню мёртвых. Греческий бог виноделия, вина и веселья Дионис стал называться Либером, а греческая Кора, дочь Деметры, превратилась в Либеру. Троица: Церера, Либер и Либера почитались по греческому образцу и были плебейскими божествами, в то время как храмы капитолийской троицы и Весты были патрицианскими религиозными центрами. От греков переходит в Рим почитание Апполлона, Гермеса (в Риме – Меркурия) и других божеств.

Римский пантеон не оставался замкнутым. Римляне не отказывались принимать в него и других богов. Так, неоднократно во время войн они старались узнавать, каким божествам молятся их противники, чтобы привлечь этих богов на свою сторону.

Ряд праздников находился в связи с семейной и общественной жизнью, с поминанием умерших, с сельскохозяйственным календарём. Затем появляются особые военные праздники и, наконец, праздники ремесленников, торговцев, мореплавателей.

Одновременно с сооружением Капитолийского храма или вскоре после этого в Риме по этрусскому образцу стали справляться игры (ludi), состоявшие первоначально в ристаниях на колесницах, а также в состязаниях атлетов.

В римских религиозных обрядах и обычаях нашли своё отражение древнейшие стадии религиозного развития. Ряд религиозных запрещений восходит к древнейшим табу. Так, во время богослужения Сильвану (божество леса) не могли присутствовать женщины, на празднества Доброй богини (Bona dea) не допускались, наоборот, мужчины. Некоторые жреческие должности связаны были с самыми разнообразными запрещениями: фламин Юпитера не мог смотреть на вооружённое войско, носить кольцо и пояс; нарушение некоторых запрещений, например обета безбрачия девами-весталками, каралось смертью.



Основой этического канона римлянина, и доминирующей чертой, определяющей героизм исторического лица становится его готовность действовать во благо государства. Пафосность римской культуры – это пафос, прежде всего, римского гражданина.

Важным слагаемым римского мифа были идеализация бедности и осуждение богатства. В государстве, ведшем непрерывные войны, накопившем неслыханные сокровища и ставившем общественное продвижение человека в прямую зависимость от его ценза, т.е. от его умения обогащаться, осуждение стяжательства должно было выглядеть противоестественным вздором. Должно было, но, по-видимому, так не выглядело. Высокий ценз был не только преимуществом, но и обязанностью взысканного судьбой человека больше отдавать государству – лишение казенного коня, например, требовавшего больших расходов, тем не менее, воспринималось не как облегчение, а как позор.

С того момента, как богатство Рима стало очевидным фактором государственной жизни и до самого конца Республики, периодически принимались законы, делавшие обязательным ограничение личных расходов. Их повторяемость показывает, что они не исполнялись, но ведь что-то заставляло их систематически принимать. Моралисты и историки прославляли древних героев Рима за их бедность; принято было говорить, в частности, что их земельный надел составлял семь югеров. На фоне имений площадью в тысячи югеров это выглядело не более чем назидательной басней; но при выводе колоний, как выясняется, размер предоставляемых участков был действительно ориентирован примерно на те же семь югеров, т.е. цифра эта была не выдуманной, а отражала некоторую норму – психологическую и в то же время реальную.

По-видимому, бесспорны неоднократно засвидетельствованные демонстративные отказы полководцев использовать военную добычу для личного обогащения – бессребренничество могло, следовательно, играть роль не только идеала, но в определенных случаях также и регулятора практического поведения – одно было неотделимо от другого.

Понятно, что, хотя Рим превратился из небольшого города-государства в гигантскую империю, его народ сохранил старые церемонии и обычаи почти неизменными. В свете этого не вызывает удивления то массовое раздражение, которое вызвала эпатирующая демонстрация богатства, заключенная в использовании некоторыми римлянами лектик (носилок). Оно коренится не столько в политике или идеологии, сколько в тех сокровенных, но непререкаемо живых слоях общественного сознания, где вековой и на поверхности изжитый исторический опыт народа отлился в формы повседневного поведения, в безотчетные вкусы и антипатии, в традиции быта.

В конце республики и в 1 в. н.э. в Риме обращались фантастические суммы денег. Император Вителлий за год «проел» 900 млн. сестерциев, временщик Нерона и Клавдиев Вибий Крисп был богаче императора Августа. Деньги были главной жизненной ценностью. Но общее представление о нравственном и должном по-прежнему коренилось в натурально-общинных формах жизни, и денежное богатство было желанным, но в то же время и каким-то нечистым, постыдным. Жена Августа Ливия сама пряла шерсть в атрии императорского дворца, принцессы проводили законы против роскоши, Веспасиан экономил по грошу, Плиний славил древнюю бережливость, и восемь сирийцев-лектикариев, из которых каждый должен был стоить не меньше полумиллиона сестерциев, оскорбляли заложенные в незапамятные времена, но понятные каждому представления о приличном и допустимом.

Дело не только в богатстве. Свободнорожденный римский гражданин проводил большую часть своего времени в толпе, заполнившей Форум, базилики, термы, собравшейся в амфитеатре или цирке, сбежавшейся на религиозную церемонию, разместившейся за столами во время коллективной трапезы. Такое пребывание в толпе не было внешним и вынужденным неудобством, напротив, оно ощущалось как ценность, как источник острой коллективной положительной эмоции, ибо гальванизировало чувство общинной солидарности и равенства, почти уже исчезнувшие из реальных общественных отношений, оскорбляемое ежедневно и ежечасно, но гнездившееся в самом корне римской жизни, упорно не исчезавшее и тем более властно требовавшее компенсаторного удовлетворения.

Сухой и злобный Катон Старший таял душой во время коллективных трапез религиозной коллегии; Август, дабы повысить свою популярность, возродил собрания, церемонии и совместные трапезы жителей городских кварталов; сельский культ «доброй межи», объединявший на несколько дней января, в перерыве между полевыми трудами, соседей, рабов и хозяев, выстоял и сохранился на протяжении всей ранней империи; цирковые игры и массовые зрелища рассматривались как часть народного дела и регулировались должностными лицами. Попытки выделиться из толпы и встать над ней оскорбляли это архаическое и непреходящее чувство римского, полисного, гражданского равенства, ассоциировалось с нравами восточных деспотий. Ненависть Ювенала, Марциала, их соотечественников и современников к выскочкам, богачам, гордецам, плывущим в открытых лектиках над головами сограждан, взирая на них «с высоты своих мягких подушек», росла отсюда.

Точно так же обстоит дело и с еще одной стороной римского мифа. Войны здесь велись всегда и носили грабительский характер, договоры и право тех, кто сдался добровольно, на сохранение жизни сплошь да рядом не соблюдались – такие факты засвидетельствованы неоднократно и сомнений не вызывают. Но Сципион Старший казнил трибунов, допустивших разграбление сдавшегося города, и лишил добычи всю армию; римский полководец, добившийся победы тем, что отравил колодцы в землях врага, до конца жизни был окружен общим презрением; никто не стал покупать рабов, захваченных при взятии италийского города. Удачливый полководец считал для себя обязательным построить для родного города водопровод, храм, театр или библиотеку, случаи уклонения от весьма обременительных обязанностей в городском самоуправлении отмечаются лишь со II в. н.э., да и то преимущественно на грекоязычном востоке. Прославляемую Республику обкрадывали, но оставляемым на века итогом жизни римлянина был cursus, т.е. перечень того, что он достиг на службе той же Республике, и т.д.

Труд Тита Ливия «История Рима от основания Города» – богатейший источник легенд и достоверных сведений о римской истории. Этот труд может считаться почти эпическим произведением, так как содержит информацию о большинстве исторических личностей, известных и по сей день. Книга изобилует теми страницами, которые навсегда вошли в культуру Европы и которые и сегодня берут за душу: крупные, резко очерченные фигуры – первый консул Брут, Камилл, Сципион Старший, Фабий Максим; исполненные глубокого драматизма сцены – самоубийство Лукреции, разгром и позор римлян в Кавдинском ущелье, казнь консулом Манлием своего нарушившего воинскую дисциплину сына; надолго запоминающиеся речи – трибуна Канулея к народу, консулярия (так называли в Риме человека, однажды уже бывшего консулом) Фламинина к эллинам, полководца Сципиона к легионам.

Как пример, можно привести описание Титом Ливием вражды между римлянами и сабинянами, вызванное похищением женщин. Один из распространенных эпических сюжетов, описывающий героизм женщин, предотвративших схватку между двумя племенами: «Тут сабинские женщины, из-за которых и началась война, распустив волосы и разорвав одежды, позабывши в беде женский страх, отважно бросились прямо под копья и стрелы наперерез бойцам, чтобы разнять два строя, унять гнев враждующих, обращаясь с мольбою то к отцам, то к мужьям: пусть не пятнают они – тести и зятья – себя нечестиво пролитою кровью, не оскверняют отцеубийством потомство своих дочерей и жен. «Если вы стыдитесь свойства между собой, если брачный союз вам претит, на нас обратите свой гнев: мы – причина войны, причина ран и гибели наших мужей и отцов; лучше умрем, чем останемся жить без одних иль других, вдовами или сиротами». Растроганы были не только воины, но и вожди; все вдруг смолкло и замерло. Потом вожди вышли, чтобы заключить договор, и не просто примирились, но из двух государств составили одно. Царствовать решили сообща, средоточьем всей власти сделали Рим. Так город удвоился, а чтобы не обидно было и сабинянам, по их городу Курам граждане получают имя «квиритов». В память об этой битве место, где Курциев конь, выбравшись из болота, ступил на твердое дно, прозвано Курциевым озером. Война, столь горестная, кончилась вдруг радостным миром, и оттого сабинянки стали еще дороже мужьям и родителям, а прежде всех – самому Ромулу, и когда он стал делить народ на тридцать курий, то куриям дал имена сабинских женщин».

Таким образом, очевидно, что римский героический эпос складывался под влиянием идеологии укрепления государства, неуклонного возрастания мощи Рима.


В конце V в. Древний Рим как мировая империя перестал существовать, однако его культурное наследие не погибло. Сегодня оно является существенным ингредиентом Западной культуры. Римское культурное наследие придало форму и было воплощено в мышлении, языках и учреждениях Западного мира.

Римляне изначально были язычниками, поклонялись греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился увлечением языческими культами. Наконец, в завершение эволюции победу одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма. Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами, исполняемыми главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах. Этика гражданственности стала центром римского эпоса.

Определенное влияние древнеримской культуры просматривается как в классической архитектуре общественных зданий, так и в научной номенклатуре, сконструированной из корней латинского языка; многие ее элементы трудно вычленить, настолько прочно они вошли в плоть и кровь повседневной культуры, искусства и литературы. Мы уже не говорим о принципах классического римского права, которое лежит в основании правовых систем многих западных государств и католической церкви, построенной на основе римской административной системы.



1. Гуревич П.С. Культурология. - М.: Знание, 1998.

2. Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 384 с.

3. История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузицина. – М., 1982.

4. Кнабе Г.С. Древний Рим – история и современность. – М., 1986.

5. Культура Древнего Рима / Под ред. Е.С. Голубцова. – М., 1986. Т. 1, 2.

6. Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Радугина Изд. “Центр” Москва 1998г.

7. Культурология /Под ред. А. Н. Марковой М., 1998г.

8. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 1997.-344 с.

9. Иллюстрированная история религий. Т.1,2 – М.: Изд-во Валаамского монастыря, 1992.

10. Пономарёва Г.М. и др. Основы культурологии. – М.,1998.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.