Главная · Дисбактериоз · Биография пара. «Ядовитая» история. Яды и отравления. Мэтр врачевания вне медицины

Биография пара. «Ядовитая» история. Яды и отравления. Мэтр врачевания вне медицины

Паре Амбруаз Паре́ Амбруаз

(Paré) (1517, по другим источникам, 1509/1510 - 1590), французский хирург. Разработал методы лечения огнестрельных ранений, ввёл мазевую повязку вместо прижигания ран раскалённым железом и др., предложил ряд ортопедических аппаратов. Сыграл значительную роль в превращении хирургии из ремесла в научную медицинскую дисциплину.

ПАРЕ Амбруаз

ПАРЕ́ (Pare) Амбруаз (1517, по другим источникам - 1509, 1510-90), французский хирург. Разработал методы лечения огнестрельных ранений, ввел мазевую повязку вместо прижигания ран раскаленным железом и др., предложил ряд ортопедических аппаратов. Сыграл значительную роль в превращении хирургии из ремесла в научную медицинскую дисциплину.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Паре Амбруаз" в других словарях:

    Амбруаз Паре. Амбруаз Паре (фр. Ambroise Paré, (ок. 1510, Бур Эрсан, близ Лаваля, Франция 20 декабря 1590, Париж) французский хирург, считающийся одним из отцов современной медицины. Паре был придворным хирургом при королях Генрихе II, Франциске… … Википедия

    Амбруаз Паре. Амбруаз Паре (фр. Ambroise Paré) (ок. 1510, Бур Эрсан, близ Лаваля, Франция 20 декабря 1590, Париж) французский … Википедия

    Паре (Paré) Амбруаз , французский хирург эпохи Возрождения. Не получив академического образования, принадлежал к цеху цирюльников. С 1563 П. «первый хирург… … Большая советская энциклопедия

    Паре, Амбруаз - ПАРЕ (Pare) Амбруаз , французский хирург. Разработал методы лечения огнестрельных ранений, ввел мазевую повязку вместо прижигания ран раскаленным железом и др., предложил ряд ортопедических аппаратов.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Pare, Ambroise) (ок. 1510 1590), французский хирург, один из отцов современной хирургии. Родился ок. 1510 в Бур Эрсан близ г. Лаваля. Систематического начального образования не получил. Обучался ремеслу цирюльника. Интерес к хирургии возник у… … Энциклопедия Кольера

    ПАРЕ - Амбруаз (Ambroise Pare, умер в 1590), франц. хирург 16 века, прозванный «отцом современной хирургии»; родился в пригороде Лаваля (Бретань) в семье бедного сундучного мастера. (Год рождения точно не установлен: 1510, 1516или 1517.)… … Большая медицинская энциклопедия

    Паре. Географические названия: Паре коммуна в Италии. Паре горы в Танзании. Известные носители: Паре, Амбруаз (1510 1590) французский хирург, считающийся одним из отцов современной медицины. Паре, Джессика (р.1982) … … Википедия

    - (1517 по другим источникам 1509, 1510 90), французский хирург. Разработал методы лечения огнестрельных ранений, ввел мазевую повязку вместо прижигания ран раскаленным железом и др., предложил ряд ортопедических аппаратов. Сыграл значительную роль … Большой Энциклопедический словарь

    - (Pare) Амбруаз , французский хирург. Разработал методы лечения огнестрельных ранений, ввел мазевую повязку вместо прижигания ран раскаленным железом и др., предложил ряд ортопедических аппаратов.… … Современная энциклопедия

    - (Pare) Амбруаз (около 1517 90), французский врач, считающийся основоположником современной ХИРУРГИИ. В 1537 г. стал военным хирургом, а в 1552 г. хирургом Генриха II, одного из четырех королей, при которых служил в течение своей жизни. Как… … Научно-технический энциклопедический словарь

Книги

  • Единорог. Последний храм Асклепия. Ad Naturam
  • Единорог. Последний храм Асклепия , Габелла Матье. 1565 год. Эпоха Возрождения… Искусство и наука переживают коренные изменения, гремят религиозные войны… А тем временем в тени разворачивается другая битва. Битва вокруг самого загадочного из…

Как уже отмечалось, в средние века в Западной Европе существовало раз­граничение между врачами (или докторами), которые получали медицинское образование в университетах и занимались только лечением внутренних бо­лезней, и хирургами, которые научного образования не имели, врачами не счи­тались и в сословие врачей не допускались.

Согласно цеховой организации средневекового города, хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. Так, например, в Париже, где антагонизм между врачами и хирургами выразился наиболее ярко, хирурги объединились в «Братство св. Косимы», в то время как врачи входили в медицинскую корпорацию при Парижском университете и очень ревностно оберегали свои права и интересы.

Между врачами и хирургами шла неустанная борьба. Врачи представляли официальную медицину того времени, которая все еще продолжала следовать слепому заучиванию текстов и за словесными диспутами была еще далека от клинических наблюдений и понимания процессов» происходящих в здоровом или больном организме.

Ремесленники-хирурги, напротив, имели богатый практический опыт. Их профессия требовала конкретных знаний и энергичных действий при лече­нии переломов и вывихов, извлечении инородных тел или лечении раненых на полях сражений во время многочисленных войн и походов.

Среди хирургов существовала профессиональная градация. Более высо­кое положение занимали так называемые «длиннополые» хирурги, которые отличались своей длинной одеждой. Они имели право выполнять наиболее сложные операции, например, камнесечение или грыжесечение. Хирурги второй категории «короткополые» были в основном цирюльниками и зани­мались «малой» хирургией: кровопусканием, удалением зубов и т.п. Самое низкое положение занимали представители третьей категории хирурговбан­щики, которые выполняли простейшие манипуляции, например, снятие мо­золей. Между различными категориями хирургов также велась постоянная борьба.

Официальная медицина упорно сопротивлялась признанию равноправия хирургов:им запрещалось переступать границы своего ремесла, выполнять врачебные манипуляции (например, делать клизмы) и выписывать рецепты.

В университеты хирурги не допускались. Обучение хирургии происходило внутри цеха (корпорации) сначала на принципах ученичества. Затем стали от­крываться хирургические школы. Репутация их росла, и в 1731 г. (т.е. в период уже Новой истории) в Париже, несмотря на отчаянное сопротивление меди­цинского факультета Парижского университета, решением короля была от­крыта первая Хирургическая академия. В 1743 г. она была приравнена к меди­цинскому факультету. В конце XVIII в., когда в результате французской бур­жуазной революции был закрыт реакционный Парижский университет, имен­но хирургические школы стали той основой, на которой создавались высшие медицинские школы нового типа.

Так завершилась в Западной Европе многовековая борьба между схола­стической медициной и новаторской хирургией, выросшей из практического опыта. (Заметим, что медицина народов Востока и античная медицина не зна­ли подобного разделения.)

Хирургия Западной Европы не имела научных методов обезболивания до середины XIX в. Все операции в средние века причиняли жесточайшие муче­ния пациентам. Не было еще и правильных представлений о раневой инфекции и методах обеззараживания ран. Поэтому большинство операций в средневе­ковой Европе (до 90%) заканчивалось гибелью больного в результате сепсиса (природа которого еще не была известна).

С появлением огнестрельного оружия в Европе в XV в. характер ранений сильно изменился: увеличилась открытая раневая поверхность (особенно при артиллерийских ранениях), усилилось нагноение ран, участились общие осложнения. Все это стали связывать с проникновением в организм раненого «порохового яда». Об этом писал итальянский хирург Йоханнес де Виго (Vigo, Johannes de, 1450-1545) в своей книге «Искусство хирургии» («Arte Chirurgica», 1514), которая выдержала более 50 изданий на различных языках мира. Де Виго полагал, что наилучшим способом лечения огнестрельных ран является уничтожение остатков пороха в ране путем прижигания раневой по­верхности раскаленным железом или кипящим составом смолистых веществ (во избежание распространения «порохового яда» по всему организму). При отсутствии обезболивания такой жестокий способ обработки ран причинял го­раздо больше мучений, чем само ранение.

Переворот этих и многих других устоявшихся представлений в хирургии связан сименем французского хирурга и акушера Амбру аза Паре (Pare» Ambroise, 1510-1590). Врачебного образования он не имел. Хирургии обучался в парижской больнице Hotel-Dieu, где был подмастерьем-цирюльником.

В 1536 г. А. Паре начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга и участвовал во многих военных походах. Во время одного из них - в Северной Италии молодому тогда армейскому цирюльнику Амбруазу Паре (ему было 26 лет) не хватило горячих смолистых веществ, которыми надлежало заливать раны. Не имея ничего другого под рукой, он приложил к ранам дигестив из яичного желтка, розового и терпентинного масел и прикрылих чистыми повяз­ками. «Всю ночь я не мог уснуть, - записал Паре в своем дневнике, - я опа­сался застать своих раненых, которых я не прижег, умершими от отравления. К своему изумлению, рано утром я застал этих раненных бодрыми, хорошо выспавшимися, с ранами невоспаленными и неприпухшими. В то же время других, раны которых были залиты кипящим маслом, я нашел лихорадящими, с сильными болями и с припухшими краями ран. Тогда я решил никогда боль­ше так жестоко не прижигать несчастных раненных». Так было положено начало новому, гуманному методу лечения ран. Учение о лечении огнестрель­ных ранений стало выдающейся заслугой Паре.

Первый труд А. Паре по военной хирургии «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.» вышел в свет в 1545 г. на разговорном французском языке (латинского языка он не знал) и уже в 1552 г. был переиздан.

В 1549 г. Паре опубликовал «Руководство по извлечению младенцев, как живых, так и мертвых, из чрева матери». Являясь одним из известнейших хи­рургов своего времени, Амбруаз Паре был первым хирургом и акушером при дворе королей Генриха II, Франциска II, Карла IX, Генриха III и главным хи­рургом Hotel-Dieu, где он некогда учился хирургическому ремеслу.

Амбруаз Паре значительно усовершенствовал технику многих хирургиче­ских операций, заново описал поворот плода на ножку (древний индийский метод, забытый в средневековой Европе), применил перевязку сосудов вместо их перекручивания и прижигания, усовершенствовал технику трепанации че­репа, сконструировал ряд новых хирургических инструментов и ортопедиче­ских аппаратов, включая искусственные конечности и суставы. Многие изних были созданы уже после смерти Амбруаза Паре по оставленным им деталь­ным чертежам и сыграли важную роль в дальнейшем развитии ортопедии.

В то же время, наряду с блестящими трудами по ортопедии, хирургии, аку­шерству Паре написал сочинение «Об уродах и чудовищах», в котором привел множество средневековых легенд о существовании людей-зверей, людей-рыб, морских дьяволов и т.п. Крупные деятели сложнейшей переходной эпохи Воз­рождения жили на стыке средневековья и Нового времени. Они были не толь­ко участниками борьбы окружающего их мира - борьба проходила в них са­мих. Ломка традиционных средневековых взглядов проходила на фоне противоречивого сочетания старого и нового. Таким был Парацельс - новатор в хи­рургии и медицине, не изживший средневековой мистики. Таким был и нова­тор в учении о заразных болезнях Джироламо Фракасторо. Таким был и Амб­руаз Паре.Деятельность Амбруаза Паре во многом определила становление хирургии как науки и способствовала превращению ремесленника-хирурга в полноправ­ного врача-специалиста.

Хирургия эпохи Возрождения достигла значительного прогресса. Карди­нально изменилось лечение огнестрельных ран и кровотечений. При отсутст­вии обезболивания и средств антисептики средневековые хирурги отважно производили трепанацию черепа и камнесечение, прибегали к радикальному лечению грыж, возрождали операции глазной и пластической хирургии, кото­рые требовали ювелирного мастерства.

Преобразование хирургии, связанное с именем Амбруаза Паре, было про­должено его многочисленными последователями и продолжателями.

Изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволя­ет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные гори­зонты мира, как ученые с риском для жизни низвергали схоластические авто­ритеты и ломали рамки национальной ограниченности. Исследуя природу, они служили прежде всего истине и гуманизму, а следовательно - науке в единст­венно возможном смысле этого слова.

А теперь вам исторический пример врача-вредителя: знакомьтесь, Уотсон, Амбруаз Паре. Придворный врач Франции, отправивший на тот свет несколько французских королей, и эффективно пресекший династию Валуа. Имеет, естественно, репутацию "выдающегося врача". Почему?

Франция 1500-е годы. Испания - ведущая страна Европы, озверевшая от еврейской шуцпы, выгнала своих евреев просто в шею. Куда пошло самое многочисленное еврейство Европы? По суше только один путь - во Францию и оттуда по всей Европе.

За что выгоняют евреев? - Как и везде: за воровство, порнографию, спекуляцию, работорговлю, и другие виды саботажа и подрывной деятельности. И вот они перевалили через испанско-францускую границу - как кто? -

Правильно, перевалив за границу Испании, евреи, применительно к каждой стране Европы разработали концепцию протестантизма, и стали в каждой отдельной стране Европы завоёвывать верховную власть под знаменем этого самого "протестантизма", поскольку плох тот еврей, который не желает верховной власти.

Правильно, Уотсон, в 1500-е годы в Западной Европе слово "протестант" было синонимом слова криптоеврей. Это как большевики в России. Во Франции с 1547 года королём был французский патриот Генрих Второй из династии Валуа, который давил французских евреев-протестантов, звавшихся гугенотами, по их словам очень сильно.

Однако за последние 50 лет евреи во Франции сильно размножились, и евреи-гугеноты приобрели сильное политическое влияние на всех уровнях. В 1559 году англичанин Монтгомери, а англичане уже к тому моменту были протестантами, ранил Генриха Второго. Хирургом, оказывающим помощь Генриху Второму был еврей Амбруаз Паре. Факт, что Генрих Второй не пережил этого ранения. Однако после Генриха Второго осталась куча сыновей, которые вполне могли бы продолжить католическую династию Валуа до бесконечности.

Но вы недооцениваете евреев, не поверите - они всех четырёх ликвидировали. И в частности, вы недооцениваете Амбруаза Паре. Наследник престола, страший сын Генриха Второго, Франциск Второй внезапно умирает в 15 летнем возрасте, якобы от воспаления. Врач? - Амбруаз Паре. Таким образом, королём Франции становится следующий сын Генриха Второго - Карл Девятый.

Внезапно, после всем вам известной Варфоломеевской ночи, в возрасте всего 24 лет, Карла Девятого найден мёртвым. Надо вам сказать, что официальная версия "Варфоломеевской ночи", что французы ни с того ни с сего вырезали мирных протестантов-гугенотов, является стандартной еврейской версией "нас ни за что преследуют".

На самом деле в это время евреи в Голандии добились гораздо больших успехов, чем во Франции, они уже захватили власть в Голландии под видом "национально-освободительной борьбы" против испанцев. В ночь святого Варфоломея. 24 августа 1572 года, евреи Франции с помощью евреев Голандии и голандских и немецких интернационалистов подняли мятеж с целью захвата государственной власти и уничтожения католического населения Франции, как класса. То есть 24 августа 1572 года было как 7 ноября 1917 года в России.
Однако тогда ещё французы смогли себя защитить и они защитили себя достойно.

На самом деле Варфоломеевская ночь - это национальная гордость Франции.

И обратите внимание, Уотсон, евреи-гугеноты потом взяли страшный реванш, но этого гугенотского реваша -Французской революции, евреям-гугенотам пришлось ждать 200 лет. На 200 лет французы решительными действиями грозной ночью 24 августа 1572 года защитили свою родину, показав всем на этом примере, что против евреев можно и нужно действовать только так: говорит только меч, только кинжал - как только говорит язык - поражение и смерть.

Итак после убийства Карла Девятого королём стал следующий сын Генриха второго - Генрих Третий. Генрих Третий был гнилым человеком. Поговаривали, что гомосексуалист. Он тут же издал указ о предоставлении свобод гугенотам, то есть свободы подрывных действий для евреев, и в стране началась гражданская война между населениям и евреми, официально в еврейском изложении называющаяся войной между католиками и протестантами.

Генрих Третий был настолько либеральной личностью, что евреи Польши сделали его и своим королём тоже, и он им тоже отписал свободу и все суверинитеты в Польше. С этого момента Польша стала еврейскими застенками для польского народа. Французское национальное сопротивление еврейской революции возглавлялось семьёй герцогов Гизов. Однако Генрих Третий заманивает братев Гизов в коварную еврейскую ловушку и убивает их, обезглавливая французское национальное сопротивление. После этого убивают самого Генриха Третьего.

Но у Гериха Второго был ещё и самый младший сын - Франциск, Герцог Анжуйский. Того евреи заманили в интриги, обещая то английский то голландский трон, пока им не надоело его уговоривать и его тоже убили. Возрасту Франциск Анжуйский было всего 29 лет. Таким образом за короткий период времени всего с 1559 по 1584 год, был убит как сам католический король Франции Генрих Второй, так и все его четверо сыновей. На трон Франции взошёл совершенно чужой Франции человек, гугенот, то есть еврей или полуеврей. Он получил обманчивое имя Генриха Четвёртого, чтобы создать впечатление, как будто он из рода Валуа, хотя он был только женат на дочери Генриха Второго - королеве Марго, с которой они никогда даже не жил, а впоследстви развёлся.

Не битьём так катаньем, евреи-гугеноты захватили верховную власть во Франции в лице короля новой династии Бурбонов, Генриха Четвёртого, которого они тут же назвали "Великим". Генрих Четвёртый правил достаточно долго - двадцать лет, чтобы разложить Францию на корню, как они разложили Россию в 1990-х, пока его не убил французский патриот, в то время как Михаил Горбачёв живёт и здраствует. Фактически, во время его правления, власть во Франции принадлежала его правой руке, еврею и самому богатому человеку Франции, министру финансов и главному французскому олигарху Максимилиану де Бетуну.

Великий врач-вредитель Амбруаз Паре отправил на тот свет династию Валуа. За это - можно назвать врача "Великим". Все сведения об этой эпохе популяризированы очередными "великими" еврейскими писателями отцом и сыном Дюма, которые были от смеси француского еврея с негритянкой, и их трактовка, как например в "Королеве Марго", и других романах, незаметно подменяет истинную историю еврейской романтикой.

Посмотрите на типичное еврейское лицо Амбруаза Паре. Я думаю, Уотсон, что знатоки из клуба "Что, где, когда" тоже бы элементарно решили бы эту историческую загадку.

В течение столетий хирургия считалась «непрестижной» специальностью. неохотно выполняли процедуры, требующие приложения своих собственных рук. Врач считал ниже своего достоинства заниматься таким «грязным» делом. Действия врачей хирургов были ограничены и другими запретами, что сказывалось на их авторитете. Например, они не могли назначать внутрь лекарства, и если больному требовалась операция то лекарства назначал врач (не хирург, собстевнно хирургов и не считали тогда врачами). Главное зло, от которого страдала хирургия — положение хирурга было намного ниже, чем статус врача. Есть чему возмущаться: присутствующий и ничего не делающий при операции врач получал гораздо большее вознаграждение, чем тот, кто проводил операцию.

В отличие от врачей, хирурги (цирюльники) не получали специального образования. Они путешествовали из города в город, оказывая услуги на городских площадях в обществе скоморохов и танцоров.

Одним из первых французских хирургов, получивших широкую известность, был Амбруаз Паре. Амбруаз Паре занял такое же важное место в истории хирургии, как . Родился Паре в 1516 году в небольшом городке Ловаль в семье бедных крестьян. Рос очень тихим и малообщительным, и казалось, что не проявлял ни к чему интереса.

По совпадению, соседом мальчика оказался цирюльник Виоло, который одинаково хорошо разрезал тела больных людей, как и стриг волосы.

Поначалу Паре учился хирургии у Виоло, а после семнадцатилетия продолжил обучаться в самой старой больнице Парижа — Отель-Дьё

Отель Дьё (Парижский Божий приют) — старейшая больница Франции. Была основана в 651 году. До 15 века была единственной больницей в Париже. Главный корпус находится рядом с собором Нотр-Дам де Пари

Во время войн 1536-1569 годов Амбруаз находился в войсках в качестве полевого хирурга. С 1552 года состоял «chirurgien-valet» при дворе Генриха II, Франциска II, Карла IX и имел огромный авторитет. Так, в таком драматическом эпизоде, когда 24 августа 1572 года во время Варфоломеевской ночи он спасся только потому, что Карл IX спрятал его в своей комнате (Паре был гугенот).

Достижения Амбруаза Паре в хирургии несомненны. Он разработал методы лечения огнестрельных ранений, ввел мазевую повязку вместо прижигания ран раскаленным железом или маслом, разработал способ перевязки крупных сосудов на протяжении (не в самой ране, ближе к туловищу).

Пулевые ранения в то время очень плохо поддавались лечению (это и в настоящее время довольно серьезная проблема). С очень большой вероятностью такие раны воспалялись и приводили к заражению крови. Причиной такого осложнения считали попадание в рану частичек пороха и пороховой сажи. И в то время не нашли ничего лучше, чем раскаленное железо и кипящее масло. Хирурги старались влить кипящее масло как можно глубже в рану. У палатки военного хирурга горел костер и грелся котелок с маслом. Не удивительно, что воины предпочитали умереть в бою, нежели от последствий такого лечения. Очевидно, что Амбруаз Паре также использовал этот метод «лечения».

Причиной такого сложного заживления огнестрельных ран, в отличие от ранений холоджныи оружием не в частичках пороха (хотя загрязнение раны тоже играет роль), а в том, что пуля при попадании в ткань вызывает ее контузию по периферии раневого канала, омервение ткани прилежащей к каналу ткани.

В одной из битв было очень много раненых и у Паре банально кончилось кипящее масло (о чем легендарный хирург в тот момент очень переживал, сетуя на свою непредусмотрительность). Как же он удивился, когда заживление у воинов, которым была сделана обычная перевязка вопреки «правил хирургического искусства» протекало гораздо быстрее. Вместо кипящего масла Паре решил применять мазевые повязки.

Что характерно, что Амбруаз Паре не только не получил общего системного образования,но и специального медицинского. Однако это не помешало ему повлиять на превращении хирургии из ремесла в научную дисциплину.

Еще одно важное достижение Паре — перевязка крупных кровеносных сосудов во время оперативного вмешательства. В то время хирурги с горем пополам могли остановить небольшое кровотечение, прижимая к ране губку или кусок ткани, пропитанной какаой-нибудь целебной мазью.но если возникало сильное кровотечение (обычно при ампутации конечностей) этот способ не давал результатов. Очень многие операции заканчивались смертью пациента от потери крови. Заметив, что кровь сворачивается от высокой температуры, хирурги стали применять раскаленные докрасна ножи или опускали культю в то же кипящее масло или смолу(фильм ужасов). Многие от таких процедур умирали от болевого шока. Несколько лучше: начали применять кровоостанавливающий жгут выше места операции, но после снятия жгута сталкивались с той же проблемой остановки кровотечения.

Амбруаз Паре надрезал кожу несколько выше области операции, обнажал крупные кровеносные сосуды и перевязывал их. Таким образом, во время операции кровили небольшие сосуды, кровотечение в которых либо заканчивалось самостоятельно, либо находчивый хирург их перевязывал уже в ране. Знаменитая нить Паре применется и в наши дни.

За свой недолгий век (45 лет) Паре улучшил методику ампутации конечностей, описал перелом шейки бедра, разработал способ лечения переломов. Кроме хирургии занимался также женскими болезнями. В акушерстве он восстановил забытый еще со времен «поворот плода на ножку».

В течение всей жизни стремился улучшить положение хирургов, доказывая, что хирургия — это не только искусство и что оно требует медицинских знаний. Во Франциии хирургу полагалось сдавать экзамен врачу и давать клятву: «Поклянитесь, что будете повиноваться декану факультета и будете оказывать почет и уважение всем докторам, как обязан делать ученик». Из-за чего хирурги с неприязнью относились к врачам. Первым отказался давать эту клятву Жан Пти, после чего между врачами и хирургами разгорелась настоящая война.

Дискриминация хирургов привела к стремлению их отделиться от заносчивых врачей, что по сути наблюдалось по всей Европе. Переломным в этой войне явилось создание братства св. Кузьмы лейб-медиком французских королей Жаном Питаром. «Вековой спор» был решен в пользу хирургии, как важнейшей отрасли медицинской науки созданием Академии хирургии в Париже лишь в 1731 году.

Если вы нашли опечатку в тексте, пожалуйста, сообщите мне об этом. Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Что мы знаем о медицине XVI столетия? По меткому выражению кого-то из современных историков, всё, что нужно было бы о ней знать, заключается в том, что «если жизнь больного не уносила болезнь, то его с особой жестокостью добивал своим лечением врач». Во многом это расхожее мнение справедливо, но именно в ту эпоху зарождалась медицина нового времени, ставшая залогом процветания цивилизации в последующие века. В центре преобразований оказался Амбруаз Паре - знаменитый исследователь, врач и королевский хирург, слава которого распространилась далеко за пределами его родной Франции. Сегодня о нем мы знаем из немногочисленных статей, посвященных истории медицины, сухих строк университетских учебников, да приключенческих романов. Тогда же... «Если уж сам Паре не мог помочь страдальцу, то дело его совсем плохо», - такая шла молва. Впрочем, история Амбруаза Паре полна воистину достойных литературы свершений, поворотов и парадоксов.


Служа времени, служим вечности.
Дитрих Бонхёффер,
немецкий пастор, участник антинацистского заговора

Случай о кипящем масле

Амбруазу Паре суждено было прожить долгую жизнь. Родившись в 1510 году близ Лаваля (что на северо-западе Франции) в семье бедного ремесленника, умер он в 1590 году в Париже, вдоволь поучаствовав во всяческих перипетиях нестабильной и богатой на события эпохи. Будучи вначале учеником цирюльника в Анжере, затем слушателем медицинской школы в Париже, в 1533 году молодой Паре попадает в качестве подмастерья-цирюльника в легендарный Отель-Дьё де Пари́ (Hôtel-Dieu de Paris - «Парижский Божий приют»), который в будущем станет для него вторым домом и оплотом практики и учения. Пусть читателя не смущает квалификация Паре как цирюльника, ведь в то время именно они - «низшая каста» медицинских работников - были главным звеном практической медицины, поскольку «грязное» дело хирургии было возложено именно на их плечи. Пробыв при знаменитой Парижской больнице три года (с 1533-го по 1536-й) и освоив основные навыки искусства хирургии того времени, Паре отправляется утверждать их в практике, каковая в достатке предоставлялась многочисленными войнами, тут и там вспыхивающими на просторах Европы. Именно с работой военным хирургом связан знаменитый случай о прижиганиях, который, быть может, стал поворотным в судьбе будущего мастера медицины. Произошло это в 1537 году, во время похода французов к Турину в Италию.

Войны, проходившие уже с активным применением пороха, породили необходимость врачевания огнестрельных ранений. Однако в связи со слабыми еще представлениями медицины тех лет о химии и физиологии, лечение ран по канонам «хирургического искусства» было весьма специфичным. Основу его составлял жестокий метод прижигания ран. Логика в подобной практике, конечно, была, поскольку прижигания способствовали минимальной дезинфекции раны и к тому же спаивали сосуды, что уменьшало кровотечения (способствовало гемостазу). Но основная мотивация, как ни странно, состояла в том, что огнестрельные раны считались... отравленными. Агентом же отравления, по мнению докторов, служили остатки ядовитой субстанции пороха, попадавшие в рану. Единственным надежным способом избавиться от этого яда было его «дожигание» прямо на месте. Порой для этого использовалось каленое железо, но чаще кипящее масло - страшное орудие, которым оперировали многие военные хирурги. Масло или маслянистый состав заливались прямо в рану, причиняя больному невыносимые страдания, но именно так «было принято». С этим представлением о «принятом» впоследствии будет бороться Паре, но в тот день, о котором сейчас идет речь, он об этом еще не знал. Случай, простой случай - вот что помогло ему спасти многих потенциальных страдальцев от участи быть замученными подобным болезненным врачеванием.

По недосмотру или же ввиду большого количества раненых в один день у полевого хирурга Паре закончилось горячее масло для прижиганий. Достать его вскорости, по-видимому, не было никакой надежды. В этой ситуации Паре решил сделать всё возможное, чтобы хоть как-то помочь своим подопечным. Наудачу он изготовил состав из яичных желтков, розового и терпентинного масел и залил полученную смесь в раны, прикрыв их чистыми повязками. «Всю ночь я не мог уснуть, - вспоминал Паре. - Меня волновала судьба моих раненых. Каково же было мое удивление, когда утром я застал их в состоянии лучшем, чем у других». В действительности солдаты, в раны которых не было залито кипящего масла, чувствовали себя много лучше тех, чьи раны были обработаны по всем правилам хирургического искусства тех лет. Воспаление было не таким сильным, ночь прошла довольно спокойно. «С тех пор я поклялся себе никогда больше не лить в раны кипящего масла», - признается Паре . Вместо этого он предложил обработку ранений различными составами мазей, как если бы те были не огнестрельными.

Так или иначе, довольно скоро жестокая практика прижиганий ушла из обихода военных хирургов. И в этом была непосредственная заслуга Паре (особенно этому способствовала публикация его книги 1545 года , в которой наглядно разбиралась природа огнестрельных ранений и доказывалось, что они являются скорее ушибленными, но отнюдь не отравленными пороховыми субстанциями).

Так простой и одновременно необычайно ценный опыт - опыт практикующего хирурга - сделал Паре приверженцем поиска, наблюдений и практики как главных своих советчиков и авторитетов, которым он безоговорочно доверял и с которыми знакомил учеников в своих книгах.

Мэтр врачевания вне медицины

Увы, «подлинная» медицина до Паре сводилась главным образом к схоластическим упражнениям, к трактовке трудов античных авторитетов. В этом отношении она не слишком далеко ушла от классической средневековой традиции. Врач считался человеком, посвященным в сокровенные знания, но знания эти, несмотря на свою кажущуюся таинственность, мало чем могли помочь реальному пациенту. Достаточно лишь взглянуть на рецепты тех лет, чтобы понять, что именно представляло из себя типичное лечение. Даже у Коперника (знаменитый астроном был врачом, что, впрочем, неудивительно) в рецептах встречаются толченые изумруды, золото и прочие дорогостоящие, но весьма бесполезные штуки. Хирургия же, это «низшее ремесло», недостойное руки врача, оставалось хирургам, которые не имели права заменять собой «образованнейших» докторов

Сообщество врачей в Париже считалось закрытым, и попасть в него было совсем нелегко. А главная его крепость - Парижский университет - доблестно и строго охраняла своих представителей от нападок. Именно с этим сообществом пришлось столкнуться Амбруазу Паре, когда он, на время окончив свою военную карьеру и став наконец «мастером цирюльником-хирургом», вернулся в столицу для продолжения обучения. Впрочем, война не оставит его, а он не оставит войну. Она будет предоставлять ему возможность для практики еще в течение долгих лет, и чем большим будет его опыт, тем крепче будут его познания и многочисленнее нововведения.

Стоит ли говорить, что у университетских умов со временем накопилось к Паре много претензий. Не имея врачебного диплома и не принося долженствующих клятв подчинения непререкаемым авторитетам, а лишь являясь хирургом-цеховиком, Паре принялся менять устоявшиеся практики. Такое не могло пройти незамеченным. И даже публикация его книги об огнестрельных ранениях сопровождалась громадным скандалом, ведь написана она была на французском, а не на латыни, как того требовала традиция. И уж что казалось совсем неприличным, рушила устоявшиеся представления. Меж тем практика, этот бессменный сподвижник и учитель Паре, подсказывала ему всё новые и новые способы облегчения участи пациентов. Так, одним из величайших достижений до сих пор считается применение лигатуры при ампутации конечностей. Обильные кровотечения при хирургических вмешательствах были настоящим бичом хирургов. Помогала лишь практика прижиганий и перекручиваний, которые мало кто мог перенести, или же перетягивание жгутом, что тоже не особенно решало проблему. Вместо этого Паре ввел в обиход метод изначального обнажения сосудов и их перевязку тонкой льняной нитью (лигатуру). Это означало прорыв в хирургии. Но вместе с тем добавило Паре и врагов. Ведь любой подобный успех бросал тень на коллег-хирургов и на университетских врачей. Припоминали многое: и «вульгарное обозначение интимных частей тела» (книги Паре продолжал писать на простом французском - на языке нации, понятном простым людям, как затем Галилей, Декарт и многие другие выдающиеся умы), и его приверженность протестантизму (Паре сознательно примкнул к реформатской вере); в конце концов, недюжинные успехи в таком деле, как медицина, в то время закономерно навлекали подозрения в чернокнижии, слухи об этом упорно циркулировали в народе. Конфликт был столь же неизбежен, сколь и необходим. И лишь невероятные успехи Паре в хирургии помогли этой «войне» закончиться компромиссом (а на самом деле победой Амбруаза Паре). Медленно, но верно практика и факты теснили средневековую схоластическую традицию в медицине, так же как потом они будут теснить ее и в естествознании.

Первый хирург короля

Жизнь Амбруаза Паре, вопреки поздним биографам и литераторам, была почти начисто лишена романтики и напоминала скорее кромешный ад, нежели дорогу свершений. Но Паре работал и изобретал новые методы, подходы и инструменты. Мирные дни сменялись военными походами, повсюду его ждали раненные, изувеченные, покалеченные другими людьми или самой жизнью пациенты. И так же, как множились его познания и изобретения, множилась его слава в Париже. Нетрудно догадаться, что в XVI веке человек, который мог излечить страдальца, ценился на вес золота, ведь подчас только от его желания и индивидуального опыта зависело то, будет ли страдалец жив и относительно здоров. Естественно, Паре, прослывший искуснейшим мастером своего дела и уже успевший проявить себя в военных кампаниях, был приглашен ко двору короля.

В 1552 году Генрих II взял его на должность личного хирурга, и для Паре это означало защиту от извечных нападок схоластической медицины. Этот титул останется при Паре и при последующих правителях Франции: Франциске II, Карле IX и Генрихе III, которым судьба, как известно, уготовила одинаково печальный конец. Для того чтобы понять, каково было место Паре при дворе и в обществе, достаточно сказать, что именно он пытался помочь смертельно раненному на турнире обломком копья Монтгомери королю Генриху II, именно он проводил вскрытие тела Карла IX, по распространенной легенде отравленного пропитанной ядом книгой (что на самом деле более чем сомнительно, да и Паре установил другую причину), именно он доставал копье из головы герцога де Гиза, наконец, именно он оперировал раненного адмирала Гаспара де Колиньи в канун Варфоломеевской ночи, изъяв из его руки пулю и ампутировав палец. В ту же несчастную ночь на 24 августа 1572 года Амбруаз Паре был укрыт в одной из комнат Лувра самим королем и стал одним из немногих приверженцев реформатской веры, переживших это событие .

Впрочем, работа Паре при дворе нисколько не отменяла его практики в Отель-Дьё, где его пациентами становились самые обычные люди, к которым знаменитый хирург относился с тем же вниманием. Об этой его особенности тоже слагали легенды. Воистину талант Паре ценился наравне с талантом доброго военачальника, если не больше. Ведь командовать армией могли десятки подготовленных людей - эпоха предоставляла их в изрядном количестве. Паре же был лишь один. С 1 января 1562 года Паре официально именуется первым хирургом короля (Premier Сhirurgien du Roy). Именно этот значительнейший для того времени титул предваряет его многочисленные книги, дошедшие до наших дней. Эти книги раскрывают перед нами личность и заслуги Паре во всем их величии, разнообразии и парадоксальных противоречиях.

Когда познание рождает чудовищ

Перед читателем Паре с готовностью открывает тайны практического врачевания, доступного человеку XVI столетия. Он занимается хирургией и ортопедией: наглядно демонстрирует способы вправления вывихов и исправления переломов, оказывается автором множества технических изобретений, среди которых особенно выделяются протезы. Большинство из них, к сожалению, не было изготовлено при жизни Паре, но тщательность подготовки чертежей указывает на то, что изобретатель провел за их разработкой не один день. Паре принадлежит также описание способа дробления камней в мочевом пузыре. Метод этот он, по всей вероятности, лично не применял, но разработка самого подхода, безусловно, заслуживает упоминания. Авторству Паре принадлежит и огромное количество хирургических инструментов для проведения самых разных типов вмешательств - от кровопусканий до трепанации. Именно он описал давно забытый прием поворота плода на ножку, ставший «новым» словом в акушерской работе. И еще многое другое, очень много для одного-единственного человека. Все эти знания, собранные вместе в форме пространных, но точных описаний, инструкций, составили весьма приличное собрание сочинений, отличающихся своим фундаментальным и всесторонним подходом. И при всем при этом Паре оставался человеком своей эпохи, которая неизбежно накладывала отпечаток на его образ мышления. Так, например, нам известно, как «истово Паре занимался толченым рогом единорога» , погружаясь в противоречия, ставя эксперименты и делая порой парадоксальные выводы.

Да, несмотря на бытовавшее еще разделение на врачей и ремесленников, хирург уже стремился быть терапевтом, старался познать и описать природу болезни. Конечно, в высшей степени характерно это было и для Амбруаза Паре. Однако подобное стремление означало во многом принятие бытовавших догм и учений. Базовая аксиома скептического отношения к знанию тогда еще лишь зарождалась. И первоначальное накопление знаний было одним из основных занятий ученого. Именно этим и занимался Паре. В то время каждый естествоиспытатель (или даже можно сказать естествонаблюдатель) считал своим долгом объединять разносторонние сведения, пусть даже это объединение и не предполагало четкого разделения и анализа. Одним из примеров такого подхода считается трактат Паре «О чудовищах» , до сих пор представляющийся исследователям классикой своего жанра. В этой книге Паре постарался объединить все сведения о необычных и заслуживающих внимания явлениях, какие только были известны европейцу в XVI веке. И если описание диковинных животных (вроде слонов, жирафов и хамелеонов) еще не представляется столь экстравагантным, то уж описание всевозможных увиденных (или сочиненных) кем-либо монстров, уродов или загадочных атмосферных явлений доставляет сегодняшнему читателю много вопросов . Но не стоит забывать о том, что в эпоху Паре такое объединение - обычная практика для любого ученого мужа. В том же трактате Паре уделяет особое внимание всевозможным уродствам и как медик ищет им объяснения. Объяснения эти, впрочем, мало чем отличаются от характерных догадок в контексте эпохи, но сама попытка их поиска, совмещенная с анализом наблюдений, уже прокладывает дорогу к зарождающемуся научному методу Нового времени. Наперекор традиции и устоям Паре в принадлежащих ему трактатах раскрывает себя перед нами как пытливый исследователь, который стремится вырваться из окружающего невежества за счет целеустремленности, усердности и наблюдательности.

Призвание, признание и наследие

Паре умер в 1590 году, овеянный славой в бесславное для Парижа время - в те дни, когда в нем господствовал испанский гарнизон и страна была опустошена многолетней войной. Генрих Наваррский - будущий король мирной Франции - уже стоял на подступах к городу, а Амбруаз Паре нашел свой последний приют в церкви Сент-Андре-дез-Ар (Saint-André-des-Arts) - не так далеко от того самого Отель-Дьё, работе в котором была посвящена большая часть его жизни. Будучи в Париже и проходя мимо Отель-Дьё обычной своей дорогой от улицы Сен-Мишель к Лувру и дальше к кварталу Ле-Аль, я всегда вспоминал об Амбруазе Паре - человеке с удивительной судьбой, каковая выпадает на чью-либо долю лишь несколько раз за столетие, замечательном докторе, проложившем своим опытом дорогу для становления медицины Нового времени. А в голове вновь всплывала его любимая присказка: «Je le pansai , Dieu le guérit » (гл. «Le voyage de Thurin») (1585), в которой он рассказывает о своей бытности военным хирургом в период с 1536 по 1569 год (англ. перевод).

Говоря о применении Паре экспериментального метода доказательства, следует отметить, что сама идея эксперимента была еще не слишком типична для его времени. Следовательно, проведение Амбруазом Паре экспериментов также можно обозначить в качестве его заслуги как естествоиспытателя. Впрочем, эксперименты рассматриваемой эпохи порой могли быть связаны с удивительного рода жестокостью. Таков, например, широко известный случай проверки Паре действия противоядия (безоара) на приговоренном к смерти преступнике: Паре предложил ему принять яд и противоядие. В описываемом случае противоядие (как и предполагал Паре) не помогло, и человек скончался в страшных мучениях.

«Des monstres et prodiges» (1573).

Подробнее о содержании этого трактата Паре см. в статье Бергер Е.Е. «Нехорошо, что монстры живут среди нас» (Амбруаз Паре о причинах врожденных аномалий) // Средние века. 2004. №65. С. 147–165.

Старофр. «Ie le penfay, et Dieu le guerit».