Главная · Болезни желудка · Учить всему и всерьёз. Какие изменения требуются российскому образованию? Аргументы и Факты: Высший класс столичных школ. Качество московского образования выросло Рг образование

Учить всему и всерьёз. Какие изменения требуются российскому образованию? Аргументы и Факты: Высший класс столичных школ. Качество московского образования выросло Рг образование

Надеемся, что новый министр Ольга Васильева на некоторые образовательные процессы, которые давно возмущали многих, посмотрит новым взглядом. «АиФ» спросил у учителей школ и преподавателей вузов, что стоит менять в первую очередь.

НаЕГЭрили

«Детям от школы теперь нужны не знания, а только баллы ЕГЭ, чтобы поступить в вуз, - уверен Александр Иванов, зав-кафедрой геометрии и топологии Петрозаводского госуниверситета . - С ЕГЭ творится непонятно что, и все попытки упорядочить ситуацию заканчиваются ничем. Реформы в образовании проводятся непрерывно. Теперь вот меняют программу обучения в старшей школе. 10-класснику разрешат изучать углублённо только те предметы, которые ему понадобятся для поступления в вуз. Остальные же - лишь на базовом уровне. То есть знания останутся на уровне начальной школы? Возмутительно! Нужно учить всех, всему и всерьёз!»

Почему дети учатся всё хуже? «Потому что у учителя нет на них времени, - считает Марина Балуева, учитель английского языка из Санкт-Петербурга . - Они мешают ему заполнять всевозможные бумаги, которые сыплются как из рога изобилия». Чему может научить вечно перегруженный, задёрганный проверками учитель? Справедливости в оплате труда педагогов пока нет - много отдано на откуп директору. Но сумеет ли изменить ситуацию новый министр? «Лишних» денег-то нет.

Создать условия

«Административная реформа в высшей школе дошла до маразма, - возмущается Максим Балашов, профессор кафедры высшей математики МФТ-И . - Могу судить по своему вузу, о том же говорят коллеги из других университетов. Штат управленцев невероятно раздут: всевозможных менеджеров теперь почти столько же, сколько преподавателей. Парадокс в том, что они учат настоящих учёных и преподавателей, как делать науку и как преподавать, не имея за плечами опыта ни того ни другого. Указами В. Путина о повышении зарплат профессорско-преподавательского состава (к 2016 г. они должны составлять 150% по отношению к средней зарплате в регионе) манипулируют. Как в американских вузах? Все зарплаты госслужащих открыто публикуются, все видят, сколько получает человек на той или иной позиции. Должна быть оценка всех новаций профессиональным сообществом.Но есть область, где мы можем тягаться и даже выигрывать у Запада. Это лучшее образование на младших курсах вузов. Это наше реальное конкурентное преимущество. Почему наши студенты массово уезжают за границу? Они подготовлены так, что их с руками отрывают. Но вот дальше, на старших курсах вузов и особенно в аспирантуре, мы этот конкурентный задел теряем. Когда молодые учёные выходят на настоящие реальные задачи и сталкиваются с административным маразмом, низким финансированием, отсутствием жилья и т. д., становится уже не до науки. И министру образования надо думать, как это преимущество развить в пользу России. Ведь получается, что мы готовим ребят, а они дают дёру на Запад. Тратим госденьги на процветание чужой экономики...»

Главное - научить думать!

Многие ругают современное образование. Нужен ли возврат к традициям советской школы?

ЗА

Александр Шевкин, заслуженный учитель РФ, лауреат премии и грантов Москвы в области образования, соавтор 7 учебников по математике:

Со школой мне повезло. С 1958 г. я учился в Нелидовской средней школе-интернате. И это самое светлое воспоминание моего детства. Старая школа учила думать, анализировать, учила ответственности перед собой и страной... А потом была поставлена задача избавиться от социалистического наследия в образовании. Внешними управляющими стране было навязано колониальное образование, при котором нам уже не требовались мировоззрение, знания и умения, достаточно деятельности и «компетенций». Учителя теперь не учат, а оказывают образовательные услуги. Старое поколение, которое могло бы удержать школу от обвала, уходит. Ох и настрадается Россия без настоящего образования и без науки, обеспеченной финансированием! Но это уже вам страдать, молодым. Болит душа за будущее моих внуков...

ПРОТИВ

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики»:

Фундаментальность, которая отличала советскую школу при очень сильном идеологическом давлении, означала ориентацию на глубокое знание предметов. И в предметной школе мы до сих пор лидируем. В международных исследованиях по естественно-научной и математической грамотности наши ребята в десятке лидеров. Провалы начинаются там, где нужно применить полученные знания в решении конкретных жизненных задач, мыслить и действовать в реальном мире. Чтобы это исправить, необходим переход к современным технологиям и методам обучения. Возврат назад будет означать, что мы отстаём от современного мира, меняющегося, выдвигающего новые требования к нашим ребятам. В частности, нельзя отказываться от ЕГЭ, дающего возможность всем поступать в вузы.

В чём мудрость учителя?

Каковы главные профессиональные обязанности педагога? Только ли научить своему предмету на максимально высоком уровне? Или он должен ещё и воспитывать в ученике человека, суметь сгладить все конфликты? Споры об этом постоянно идут в профессиональном педагогическом сообществе.

Валентина Моисеева, директор школы № 199 г. Москвы:

Профессионализм учителя не только в том, чтобы знать свой предмет и методику преподавания. За свою многолетнюю практику мне часто приходилось работать в сложных классах, с трудными детьми. И сейчас как директор регулярно разбираю конфликты между учителями и учениками. Могу сказать: в любом конфликте всегда отчасти есть вина учителя - его неправильная реакция на ситуацию. Помню, в классе, который я выпускала, был мальчик с очень болезненной психикой - без тормозов, как сейчас говорят, но при этом очень умный. Как-то я долго проболела, потом пришла на урок и сделала ему замечание, а он мне: «Да пошла ты!» Класс мгновенно притих. Я говорю: «Саша, меня и так долго не было, а ты меня опять посылаешь». Все как засмеются. И ситуация не переросла в конфликт. Конечно, хамство нельзя спускать. Мудрость учителя в том и состоит, чтобы интеллигентно выйти из ситуации, не опускаться до ответных оскорблений. А если сорвался - вовремя извиниться. Уметь проанализировать свои действия, которые могли спровоцировать конфликт.

К сожалению, немногие учителя это умеют. Мы привыкли, чтобы слушали нас, и не всегда слышим других. Да, ребёнок может оскорбить учителя. Но, кстати, не каждого. Ведь ту же двойку можно по-разному поставить. Можно высмеивать и стыдить за неудачу при всём классе, а можно поругать, но тут же назвать десять положительных качеств.

До 18 года обучение детей было раздельным. 31 мая 1918 года выходит постановление "О введении обязательного совместного обучения", подписанное комиссаром просвещения Луначарским.

В 30-е годы многим, в том числе и новой власти во главе со Сталиным, стали видны негативные последствия "бесполого" обучения. Уже в те годы стал заметен дефицит сильных духом, мужественных и волевых юношей при призыве в армию. И это при том, что тогда на самом высоком уровне было и физическое, и трудовое, и патриотическое воспитание. Молодежь сдавала нормы ГТО, воспитывалась под лозунгом "Быстрее! Выше! Сильнее!" и т. д.

И Сталин попытался вернуть школу к прежней модели... Сегодня многими это рассматривается как ошибка «тирана», чудачество... В раздельных школах дети стали лучше развиваться, особенно мальчики. У них постепенно стали исчезать черты, характерные для противоположного пола. Казалось бы, истина восторжествовала. Однако такой порядок обучения существовал лишь до тех пор, пока был жив Сталин. В 1954 году мальчиков и девочек вновь смешали в общие классы по календарному возрасту.
Для генетически менее зрелых мальчиков представительницы «слабого пола» становятся духовно-эмоциональным примером поведения и образцом ("героем") для подражания.

Качества этого "образца" - прилежность, послушание, усидчивость, стремление услужить, понравиться, отсутствие протестных установок и т. д.

Такая модель поведения стала активно поощряться учителями-женщинами. Постепенно из школьной жизни и чувств мальчиков исчезли ценности мужского характера. Исчезла мужская героика, былинный мужской эпос, мужская символика. Мальчики оказались погруженными в сугубо женскую духовно-сигнальную среду с ее смыслами и ценностями. Более того, духовно более зрелые девочки сами стали прививать менее зрелым мальчикам свои сугубо женские символы, пристрастия, игры, эмоции, мечты, фантазии, привычки, мотивы, смыслы жизни, страхи. В итоге на протяжении нескольких поколений из учебных заведений, где проходит большая часть жизни детей, исчезла поло-личностная самоидентификация молодых людей и особенно мальчиков.

В конечном счете, присущие только мальчикам природные задатки - страсть к риску, испытаниям на волю и силу духа, жажда быть смелым и мужественным - стали заглушаться и нейтрализоваться. Учитывая, что эмоции непременно имеют четкую и определенную гормональную активацию (а гормоны, как известно, вещества прямого генетического действия), речь идет о подавлении и нейтрализации мужских задатков и на генетическом уровне.

Кроме того, природа мужского начала такова, что самое унизительное, позорное, буквально саморазрушительное переживание для мальчиков - быть слабее девочек.

На этот счет имеются многочисленные сообщения в зарубежной, а в последние годы и в отечественной научной литературе: женоподобные мужчины стали все больше и больше заполнять пространство социальной жизни.

Пожалуй, это объясняет и бурное развитие на Западе феминистского движения и борьбы за «женскую самодостаточность». В конце концов, любовь к жизни начинается с любви к противоположному полу. А если его полноценные представители становятся редкостью, «диковинкой», женщинам приходится пускаться во все тяжкие...

Все чаще даже у внешне женственных особ при выяснении причин бесплодия врачи вдруг стали находить вместо женской "Х" хромосомы мужскую "Y".

Наконец, это угасание не только репродукции женского молока, но и материнского чувства.
Мы в ХХ веке провели над собой трагический эксперимент - игнорировали поло-ролевое воспитание и активно внедряли бесполую педагогику. Вот результат... В условиях, когда до основания разрушена народная воспитательная культура, когда до основания разрушено семейно-родовое воспитание, наша школа, нацеленная на некую сумму знаний (без воспитания чувств!) есть величайшее преступление перед народом.

Стоит только представить себе: встречаются по внешнему виду юноша и девушка. При этом у женственных юношей и омужествленных девушек высшей ценностью давно стала внешняя смазливость и привлекательность. Женятся. А по духу-то они оба – полуженщина-полумужчина! И когда они это открывают, кроме взаимного отчуждения и ненависти уже более ничего не испытывают. И в эту бойню часто, очень часто оказываются вовлеченными их дети.

Обсуждать вопрос о раздельном обучении в школах начали примерно четверть века назад. Среди педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, Щетинин занял свое место и Владимир Базарный. В то время он создал в подмосковном Сергиевом Посаде лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Проведя многочисленные социологические исследования, Базарный пришел к однозначному выводу: главный враг здоровья детей – современная школа в том виде, в каком она сейчас существует.

Один из китов, на котором стоит методика педагога: разделение классов по половому признаку. "Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту - вещь непростительная", считает Владимир Базарный. – Девочки в начале обучения на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника".

Последователи методики академика Базарного убедились в том, что высоких результатов позволяет достигать именно программа раздельного обучения. К примеру, в одной из школ Красноярского края, перешедшей на раздельное обучение, более 60% учеников - отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы.

В приложении к воспитанию эта истина выражается в том, что мальчики и девочки рождены для совершенно разных жизненных реализаций, поэтому обучать их нужно не одному набору наук (как это делается у нас в школах), а по совершенно разным программам и в разной манере...

Образование девочки, например, включало в себя освоение 108 женских искусств (в том числе умение вести хозяйство, оказывать врачебную помощь, умение красиво одеваться, красиво двигаться и говорить, петь, писать стихи и тому подобное). У девочек родители стремились воспитать такие качества как: нежность, женственность, целомудрие, верность, трудолюбие, готовность стать невестой, матерью.

Мальчика обучали в духе той варны, к которой он принадлежал (переводя на современный язык, – в соответствии с его врожденной природой). Кто-то рожден, чтобы просто трудиться, кто-то – чтобы преумножать богатства, кто-то – чтобы защищать и руководить, кто-то – чтобы наставлять и советовать. Воспитывались смелость, воля, сила духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защищать более слабых, готовность стать главой семьи, встать на защиту Отечества и т. Народы еще в древности осознали: мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Так появились испытания, направленные на преодоление страха, развитие силы, ловкости, смелости, выносливости и т.д.

«Беда ожидает тот народ, ту цивилизацию, которая перестанет воспитывать мужество у своих мальчиков. В среде этого народа поселяется страх, парализуется воля, растет хаос в духовной сфере.» Владимир Базарный

В современном обществе почти повсеместно девочек учат так же, как мальчиков. Таким образом прививают им неверное видение своей жизненной роли – отсюда несчастливые в личной жизни женщины. Мальчиков же не ориентируют на соответствующую им социальную деятельность – отсюда профессионально потерянные мужчины (те, кто не доволен своей работой, своим положением и достижениями).

Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в «девчоночьих» классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают. А мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идёт о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок. Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать.

Следует учитывать и такую особенность - мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают «от противного»: сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего - к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности

Никто, в том числе и в стане противников раздельного обучения, не спорит: в "сегрегированных" классах и успеваемость выше, и дисциплина лучше, и усвоение знаний быстрее, и физически ребята крепче.

Минусы

Выпускники школ 40-х-50-х годов прошлого века вспоминают, что дружеской атмосферы в "однополом" классе, как правило, не было. О сплоченном коллективе не было и речи. Девочки всячески стремились показать свое превосходство. В "мужских" школах процветал культ силы, педагоги жаловались на многочисленные хулиганские выходки учащихся. Однако в наши дни в школах, создаваемых по новой модели, мальчики и девочки занимаются "через стенку", встречаясь и на переменках, и на внеклассных мероприятиях.
Наиболее строгие критики этого метода обучения говорят о принципиальной недопустимости воспитания в детях привычки делить людей на "таких же, как я" и "других". Поделив учеников сначала по гендерному признаку, говорят оппоненты, возникает соблазн продолжить делить их по расовому, религиозному, физическому, интеллектуальному признакам. Некоторые критики считают, что в мужском классе будет процветать дедовщина. Встречаются даже мнения, что класс, где нет девочек, - хорошая среда для воспитания будущих... маньяков.

Аргумент, что в раздельных классах дети ограждены от сомнительных прелестей полового созревания, тоже не выдерживает критики. У нас сейчас слишком большое влияние имеют средства массовой информации, где детям рассказывается обо всех прелестях половой жизни, в том числе и добрачной.

Помимо споров вокруг собственно метода, существует проблема совсем другого рода - педагогические кадры. В регионах, где проводится эксперимент, на роль классного руководителя в мужской класс ищут, как правило, мужчину. На деле выяснилось, что это почти нереально.

И все же гендерная педагогика набирает обороты. Учитывая предыдущий педагогический опыт и современные исследования, все больше учителей стараются возродить эту неоспоримо эффективную методику обучения. Все больше родителей ищут школы или классы с раздельным обучением. Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство "разделенных" школ - гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Там, где есть математические и гуманитарные классы, отчего бы не быть "мальчиковым" и "девчачьим". Кроме того, учиться не в такой школе, как все, престижно.

Опытные площадки открылись уже на 35 территориях Российской Федерации - всего получилось 62 класса. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята стали сильнее и выше ростом, чем их сверстники из других школ.

В Украине раздельное обучение также становится популярным и набирает обороты: 16 кадетских лицеев, кадетская школа под Киевом, 3 кадетских класса, 1 кадетский клуб.
Заметим, что возвращение в Россию школ раздельного обучения приветствует также и Русская православная церковь.

Если обратиться к современному опыту западных стран, то в немецких государственных школах разделение по половому признаку категорически запрещено. Исключение составляют только несколько особо престижных, очень дорогих частных гимназий.
Американский департамент образования недавно ввел новые правила, облегчающие организацию раздельного школьного обучения. Начиная с 1998 года количество школ в США, предлагающих раздельное обучение мальчиков и девочек, возросло с 4 до 223. Школы, имеющие хотя бы несколько "однополых" классов, есть в 32 штатах.

По статьям Тимофея Шадрина и Владимира Базарного.

07.03.2018

6 марта ректор МГУ Виктор Садовничий встретился с представителями высшей школы Воронежа, чтобы обсудить, какие вызовы стоят перед российским образованием, и объяснил, за счет чего России удастся вернуть звание самой образованной нации в мире.

«АиФ-Черноземье» записал самые яркие цитаты Виктора Садовничего.

О критике Болонской системы

«Мы сделали много ошибок в реформах образования. Мы как маятник - из одного крайнего положения мечемся в другое. Мы многое упустили. Система образования в Советском Союзе была уникальна, она себя показала, мы добились всего. А потом мы потеряли фундаментальность нашего образования, его заменили понятием «компетенции». Мы всегда были сильны тем, что учили не запоминать и не каким-то компетенциям, а размышлять, думать, доказывать, сомневаться, преодолевать. Тогда он и становится ученым или специалистом. Так мы учились. Это помогло нам в космосе и в других направлениях. Мы постарались скопировать другие системы просто из-за того, что в мире они есть.

Я не скрываю, что я не сторонник Болонской системы. Так пришлось в жизни, что я участвовал в самом начале ее обсуждения в Лиссабоне на Конференции ректоров Европы. Все ректоры говорили, что ни в коем случае ее нельзя принимать, что каждый университет самобытен, унификация невозможна. Позже в Болонии собрались министры финансов и иностранных дел и сказали, что в их страны стекаются потоки мигрантов, которые приносят какие-то дипломы, которые ни о чем не говорят. Болонская система была нужна для трудовой интеграции, и она была введена в большей степени из политических соображений. Но это европейское сообщество. Нам зачем надо было это копировать? Я не призываю к новым реформам, но повышение фундаментальности, значимости и, может быть, сроков образования одинаково назреет. Мы к этому должны прийти. Хотя ЕГЭ действительно помогает большей интеграции периферии и центра, но, с другой стороны, было очень много ошибок в начале. Сейчас становится чуть лучше, но я считаю, это не конец. Мы проводим свой внутренний экзамен, который дополняет ЕГЭ. Мы хотим увидеть, кто к нам идет».

У университета есть три миссии: академическая, научная и общественная. Университет – это скрепа общества и науки, он должен служить обществу, региону.
Виктор Садовничий

Об утечке и возвращении мозгов

«В 90-е годы 25 процентов математиков, закончивших механико-математический факультет, уехали в Штаты. Сегодня многие возвращается и очень жалеют, что уехали. Мой однокурсник Андрей Леман, выдающийся парень, победитель международных олимпиад, уехал в Америку. Лет через 30 встрече выпускников спрашиваю его, что он делает в Штатах. Он говорит: «Я инженер. Как приехал, так инженером и работаю». Научную работу он не защищал, думал уехать на родину. Не надо думать, что тебя там ждут. Еще один мой однокурсник тоже уехал и вот сейчас приехал обратно устраиваться на работу. Конечно, надо ездить, общаться, стажироваться. Но ту березку, которая растет там, где вы выросли, ничто не заменит».

О сокращении приема на гуманитарные факультеты

«Язык - это скрепа нации. Вроде бы Ольга Юрьевна (Васильева, министр образования и науки РФ – ред.) должна это понимать. В Минобрнауки, видимо, идет такое явление – сейчас в приоритете инженерное образование, цифровая экономика, нанотехнологии. Но не за счет филфака и истфака это должно происходить».

Об историческом образовании

«Есть три стратегические области науки, без которых страна не может жить, - это математика, русский язык и история. Я был свидетелем некой дискуссии совета ректоров, когда в разных регионах было рекомендовано около 120 учебников истории, в которых было написано черти что. Это было направлено на разрушение страны и нашего российского духа. Потом начали собирать разбитые осколки. Есть попытки сделать 2-3 учебника. Несколько академиков пишут свои учебники, но очень далеки итого. Звоните побольше в колокола! Идёт сжатие количество учебников, но возникают разные силы, трения издательств, бизнеса, политики кое-где. Все это сказывается на ребятах – студентах и школьников. Историю нельзя отпускать, а то окажется, что мы – самая плохая страна, что мы на всех нападали. Помните, какой шум подняли, когда открывали памятник Ивану Грозному в Орле? Наверное, он был жестокий. Но английские королевы казнили не меньше, но в каждом сквере стоят им памятники. Потому что нужно хранить историю».

О поражениях и будущих победах

«Вызовы сегодняшнего образования - положение учителя, траектория школьника и состояние среднего профессионального образования. Мы потеряли в свое время голубые воротнички. Мы кричали: «Не разрушайте техникумы, училища». Разрушили, приватизировали. Сейчас собираем по крупицам. Проводим World Skills и другие соревнования, но опять все с нуля. Это наше свойство – разрушили и начали с нуля. Мы понимаем, что СПО сейчас другое, чем техникумы в прошлом. В университетском образовании выстроена линейка: 10 федеральных, 29 национально-исследовательских, 33 опорных вуза. Конечно, поддержка ведущих университетов необходима, но нужно подтягивать все университеты, они все важны. Слава богу, что сегодня эта работа в приоритете. Нельзя сказать, что будет легко. Но я думаю, что система образования - сильная корпорация. Мы будем ведущей страной в сфере образования. У нас талантов просто больше, у нас все есть, мы очень способная нация».


Источник (ссылка):

Победы столичной молодёжи на соревнованиях профессионального мастерства WorldSkills («ВОРЛДСКИЛЛС») постепенно становятся традиционными.

Наши ребята завоёвывают всё больше наград на общероссийских и международных состязаниях. Что это - феноменальное везение или результат планомерного труда преподавателей и мастеров производст-венного обучения?

Привычка к успехам

«Мы уже привыкли к успехам наших школьников при сдаче Единого государственного экзамена, на всероссийских и международных олимпиадах школьников, - отметил мэр Москвы Сергей Собяни н. - Традиционно считалось, что рабочие профессии - не самое лучшее направление в столичном образовании. Но это не так. В последние два года команда молодых москвичей занимает первые места в таких профессиях, как столяр, плотник, слесарь, авиационный техник, ремонт-ник, специалист по работе с композитными материалами, и многих других. Есть среди специальностей традиционные, а есть и совсем новые. Такое разнообразие очень важно как для экономики страны, так и для экономики Москвы».

Движение WorldSkills (соревнования профессионального мастерства, напоминающие советский конкурс «Лучший по профессии») в мире набирает обороты, 5 лет назад к нему присоединилась наша страна и за короткое время смогла занять лидирующие позиции. Во многом это произошло благодаря московским студентам и школьникам, которые побеждают в различных компетенциях.

«Сегодня есть три вида соревнований, которые позволяют наиболее объективно оценить навыки и умения молодёжи. Это «Ворлдскиллс» (соревнования мастеров в возрасте от 16 до 22 лет), «Джуниорскиллс» (состязаются школьники в возрастных категориях от 10 до 13 лет и от 14 до 17 лет) и «Абилимпикс» (конкурс профессионального мастерства среди людей с инвалидностью), - пояснил начальник Управления реализации государственной политики в сфере образования Департамента образования Москвы Виктор Неумывакин . - В мае нынешнего года в Краснодаре прошёл V Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), в котором приняли участие 1300 человек из 75 регионов России. В течение трёх дней в абсолютно реальной обстановке цехов и мастерских они выполняли производственные задания - надо было собрать двигатель, испечь пирог, смастерить стол, сложить печь, спроектировать и создать беспилотник, разработать и воплотить дизайн... В результате сборная Москвы заняла первое командное место, завоевав медали по 32 компетенциям, из которых 22 золотые, 6 серебряных и 4 бронзовые».

И руками, и головой

Важно отметить, что соревнования проходят по очень высоким стандартам - например, участники состязаний «Ворлдскиллс» получают задания, которые на производстве обычно выполняют мастера 4-5-го разрядов. Но их это не пугает: поднятая с самого начала планка заставляет ребят учиться концентрироваться на задаче и мобилизовывать все знания, полученные во время учёбы.

«Нашими конкурентами выступают очень сильные команды из образовательных учреждений Татарстана, Екатеринбурга, Московской области, Санкт-Петербурга, каждая из которых стремилась стать самой лучшей, - рассказывает директор колледжа предпринимательства № 11 Вячеслав Шептуха . - Поэтому победа москвичей - это впечатляющий результат. Он показал самое главное: ребята умеют работать и головой, и руками, а значит, они смогут обеспечить себе место в непростом современном мире».

На днях Сергей Собянин предложил поощрять победителей денежными премиями.

«Я предлагаю наградить победителя призом в размере 400 тыс. руб., а призёров - в размере 200 тыс., - пояснил он. - И закрепить это решение для будущего чемпионата, чтобы ребята знали, к чему стремиться».

Как получить рабочую специальность инвалиду...

«В прошедшем учебном году учреждения среднего профессионального образования принимали участие во II Нацио-нальном чемпионате России «Абилимпикс» - профессиональном конкурсе учащихся и молодых специалистов с ограниченными возможностями здоровья, - говорит директор Технологического колледжа № 21 Николай Раздобаров . - Соревновались 500 человек из 63 регионов России. В сборную Москвы во-шли представители 25 образовательных учреждений. В итоге столичная команда завоевала 71 медаль и вышла в победители, опередив Московскую и Самарскую области. Москвичи стали лучшими в таких компетенциях, как мультимедийная журналистика, ремонт и обслуживание автомобилей, кузовной ремонт, художественный дизайн, администрирование, резьба по дереву.

Очень важно, что ребята смогли преодолеть жизненные трудности и стать победителями. Из 1,5 тыс. учащихся нашего колледжа 565 - ребята с особыми способностями. Однако высокий профессионализм преподавателей и мастеров производственного обучения, их умение найти индивидуальный подход к обучению подростков позволили одержать победу: ребята нашего колледжа на II Национальном чемпионате завоевали 12 медалей (4 золотые, 5 серебряных и 3 бронзовые). Такие конкурсы позволяют им продемонстрировать навыки, полученные в процессе обучения, и получить отличную работу в будущем.

Задания в конкурсе были сложными, временные рамки ограниченны. Но молодые мастера отлично справились с работой. А с тремя победителями были подписаны отложенные договоры, которые дадут возможность выпускникам после получения диплома быть принятыми на работу в центр технического обслуживания автомобилей и на предприятие по производству мебели. Таким образом, профессиональный конкурс «Абилимпикс» не только повышает престиж рабочих профессий, но ещё и даёт возможность людям с инвалидностью почувствовать себя уверенно, а со временем стать востребованными на производстве.

Преподавательский состав - очень важная составляющая успеха. Хочу отметить, что нам удалось сохранить и даже увеличить коллектив мастеров производственного обучения, так как именно их труд является главным звеном в профобразовании. А кроме преподавателей сами победители учат своих сверстников мастерству в рамках проекта «Кружки от чемпионов». Ученики очень хотят быть похожими на своих молодых наставников. А это значит, что людей, создающих материальные ценности своими руками, в Москве становится всё больше».

...и школьникам средних и старших классов

«Одна из главных задач системы московского образования и современной школы - развитие умений и навыков реальной жизни детей в будущей профессии, - считает директор школы № 1466 имени Надежды Рушевой Оксана Видутина . - И чемпионат «Джуниорскиллс» даёт ребёнку возможность почувствовать себя профессионалом, настоящим специалистом, к тому же всё происходит в реальном времени. Перед школьниками поставлены непростые задачи, они трудятся на серьёзном оборудовании.

В мае в рамках V Национального чемпионата профмастер-ства состоялся III чемпионат «Джуниорскиллс», на котором сборная Москвы, соревнуясь в 13 компетенциях, заняла первое место. Московские дети завоевали 17 золотых медалей, 4 серебряные и 6 бронзовых. Такого успеха нам удалось достичь благодаря общим усилиям директоров, преподавателей и мастеров.

Важно помнить, что качест-венное профессиональное обучение требует объединения усилий основного и дополнительного образования. Например, в нашей школе очень популярными являются кружки технической направленности, и мы развиваем это направление. Одновременно на уроках физики, химии, информатики, технологии ребята также имеют возможность получить навыки, которые потом пригодятся им в практической работе. Ведь современный ученик должен не только многое знать, но ещё и уметь применять свои знания в жизни.

Технологии стремительно меняют мир, и в ближайшие 10 лет появятся новые, доселе неизвестные профессии, а некоторые специальности будут просто заменены техникой, роботами. Поэтому мы сейчас нацелены на то, чтобы готовить специалистов завтрашнего дня».

Елена ВОРОНОВА,