Главная · Болезни желудка · Сколько всего чудотворных икон Божией Матери? Иконы Божией Матери — фото с названиями и описанием

Сколько всего чудотворных икон Божией Матери? Иконы Божией Матери — фото с названиями и описанием

Консультант службы приходского консультирования Раиса Константиновна Егорова подготовила и прочитала лекцию об иконографии образа Пресвятой Богородицы.

Лекция ее отличалась информативностью. Но главным в ней было не обилие сведений, а содержание, наполненное богословским смыслом. Многочисленные сведения по иконографии образа Пресвятой Богородицы, имеющиеся в различных источниках, были не просто добросовестно пересказаны, а творчески осмыслены. Так, при перечислении типов изображения Пресвятой Богородицы она каждый раз обращалась к иконам Божией Матери, находящихся во всех трех приделах нашего Успенского храма. А при рассмотрении конкретных икон Раиса Константиновна обращала внимание не только на атрибуты одежды Пресвятой Богородицы и Ее Божественного сына, но и раскрывала смысл иконы с догматической точки зрения.

Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и почитать Пречистую Его Матерь, на которую Он Сам указал как на Заступницу и Покровительницу, когда, будучи на кресте, отдал Ей в наследие весь род христианский в лице Иоанна Богослова.

Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, свидетельствуя о Ее значении в жизни Церкви. Почитание Богородицы основано на догмате о Боговоплощении: «Неописанное слово Отчее, из тебе Богородице описася воплощаемь…» (кондак первой недели Великого поста). Первые христиане не знали икон в нашем понимании этого слова.

Самое древнее изображение, дошедшее до нашего времени — катакомбные росписи. Катакомбы — это погребальные пещеры в Риме, где ранние христиане проводили богослужение и на стенах и камнях сохранились изображения раннехристианских времен. На этих изображениях есть сцены Благовещение и сцены Рождества Христова. Часто встречается сцена поклонения волхвов.

В 3 веке получают распространения рельефные изображения Евангельских сюжетов, притч, аллегорий и т.д., но до иконы еще было далеко. Первые сюжеты с изображением Богородицы носили исторический характер, они иллюстрировали события священной истории, но по сути своей еще не были теми святынями, перед которыми возносились христианские молитвы Пречистой Деве.

Эфесский собор в 431 году, осудил ересь Нестория, который до конца не признавал соединения в личности Христа двух природ – Божественной и человеческой, а потому отрицал Богоматеринство Девы Марии, называя Ее «Христородицей», а не как «Богородицей». Собор догматически утвердил за Девой Марией право наз. Богородицей, т.к. через рождение Иисуса от Святого Духа Мария участвует в Тайне Боговоплощения. Христианская культура несколько веков искала адекватный способ выражения христианского откровения.

Еще во дни земной жизни Матери Божией и ближние и дальние спешили к ней, чтобы видеть и слышать Ее, чтобы получить от Нее благословение и наставление; те же, которые не имели возможности предстать пред Матерью Господа своего скорбели, изъявляя горячее желание видеть хотя бы изображение лика Богородицы. Много раз и от многих христиан слышал это благочестивое желание апостол Лука, и чтобы удовлетворить их, он изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках; потом написал еще две иконы и принес все три к Богородице. Увидев Свое изображение на иконах, Она повторила Свое пророческое слово: «Отныне ублажат Мя вси роди». И добавила: «Благодать Родшагося от Мене и Моя с сими иконами да будет».

Существует еще одно предание о первообразе — это нерукотворный образ Богородицы, который возник еще при Ее жизни, на столпе храма, построенного в г. Лидде (недалеко от Иерусалима). Святые апостолы Петр и Иоанн Богослов молили Божию Матерь посетить и своим присутствием осветить и благословить построенный храм.

Пречистая Дева сказала: « Идите с миром, там и Я с вами буду». Придя в храм, они увидели на одном из опорных столпов (колонна ) дивный красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Затем и сама Матерь Божия посетила Лиддский храм. От этого образа стали происходить чудотворения. С тех пор, узнав о чудесном явлении, в храм стекались толпы паломников со всего света.

В 4 веке к власти пришел император Юлиан Отступник. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось внутрь столпа, и осталось таким же ярким и прекрасным. Поняв тщетность своих усилий, они ушли. Страх перед могуществом Богоматери оказался сильнее страха перед императором.

В 8 веке к гонениям на христиан в римской империи добавились бесчинства иконоборцев. Патриарх Константинопольский Герман, посетив Иерусалим и Лидду, не побоялся и повелел написать список с чудотворной нерукотворной иконы Божией Матери. Он увез его с собой в Константинополь и молился перед ним каждый день. Но за ревностное иконопочитание его низложили и изгнали. Предчувствуя свою кончину, он решил спасти икону. Написав письмо римскому папе Григорию с объяснением ситуации, он спрятал его в икону, вышел с нею на берег моря и пустил святыню на волю Божию. На другой день икона чудесным образом достигла Рима и пребывала в алтаре храма святого апостола Петра. Через более сто лет, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, во время богослужения, на глазах у всех молящихся в храме, икона снялась со своего места и над головами верующих по воздуху вышла из церкви. Вскоре икона приплыла в Константинополь и была принесена императору Михаилу и матери его царице Феодоре, восстановившим иконопочитание. С этого времени икона получила еще одно название Римская (Лиддская).

После Эффеского собора появляются первые иконы Богородицы, в собственном смысле слова. То есть возникает иконописание, как традиция.

Через образ Богородицы раскрывается нам глубина Богочеловеческих отношений. Дева Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе, становится матерью Бога (Богородицей). И поскольку это материнство надприродно, то в нем таинственным образом сохраняется и Ее девство. Тайна Богоматери в том и состоит, что через Девство и Материнство Она является новой Тварью и почитание Ее связано именно с этим.

Внешний вид Богородицы, кроме древнейших изображений, известен по описаниям церковных историков. По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, который заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, пишет: «Матерь Божия была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом…».

На иконах Богородица традиционно изображается в определенных одеждах: мафорий — верхняя одежда, широкая, в разложенном виде круглая. В середине круглый прорез, чтобы прошла голова, края этого прореза около шеи обшивается широкой или узкой каймой. Мафорий одевался поверх туники и по длине опускался немного ниже колен. Туника – длинная нижняя рубаха до пола. Ее цвет на иконах Пресвятой Девы установлен голубой, как символ девственной чистоты. Но может быть разных оттенков синего, темно-синего и темно-зеленого. Женщина того времени всегда должны покрывать голову, и на иконах Божией Матери мы всегда видим на Ее голове легкий плат (чепец), подбирающий и закрывающий волосы, поверх которого надето покрывало. Покрывало, подобно мафорию, было круглым, разрезанным спереди до центра или прорезом для лица. Его длина была до локтей. В иконографии тона плата Богородицы темно-красные – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и о перенесенных Ею страданиях. Кроме того, красный, как цвет крови, свидетельствует о том, что от нее, Чистейшей Девы, заимствовал Свою плоть и кровь Сын Божий. По краям плат отделан золотой каймой и бахромой. Золотая кайма – знак прославления Царицы Небесной – символизирует пребывание Ее в Божественном свете и Ее причастность к славе Господней и благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. Иногда одежды Богородицы золотые, что символизирует поток благодати Божией, а изредка мы можем видеть Божию Матерь, облаченную в синий мафорий. Для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери. Непременной принадлежностью головного покрывала Богородицы являются три звездочки. Это символ Ее Приснодевства. Она — Дева до Рождества Христова (звездочка на правом плече), Дева — в самый момент непостижимого рождения Сына Божия (звездочка на челе), и остается Девою после рождения Своего Божественного Сына (звездочка на левом плече). Вместе с тем 3 звезды являются еще и символом Пресвятой Троицы. На некоторых иконах фигура Богомладенца закрывает одну из этих звезд, зна меную вочеловечение Сына Божия – Второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Другая важная деталь одеяния Богородицы – поручи (нарукавники ). Поручи – деталь облачения священников, на иконах – это символ служения Божий Матери (а в Ее лице – и всей Церкви) Главе Церкви Первосвященнику Иисусу Христу.

Начиная с 6 века, надпись на иконе «Матерь Божия» дается по традиции в греческом сокращении.

На Богородичных иконах ризы Богомладенца Христа почти всегда золотисто-желтого, разных оттенков цве та и украшены золотым ассистом (по складкам одежды штрихи из сусального золомта или серебра) — признак Божественного Света. Этим Святая Церковь выделяет Его младенчество из обычного для всех людей. И указывает на Его совечное, и сопрестольное Богу Отцу Существо.

Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой.

Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично — покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях принято изображение с покрытой головой. Но в некоторых иконографических вариантах мы видим изображение Богоматери с непокрытой головой, например: московский образ Богородицы «Взыскание погибших». В некоторых случаях плат заменен венцом (короной, диадемой ), например: Балыкинская икона Божией Матери.

Обычай изображать Богородицу с непокрытой головой западного происхождения, как знак Ее Приснодевства. Покрытая голова Богородицы не просто дань восточно — христианской традиции, а глубокий символ — знак Ее Материнства и полной принадлежности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить покров, ибо венец (корона) — знак Царства. Действительно, Божия Матерь — Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как видим на иконах Богородицы Ченстоховская икона, «Млекопитательница», «Споручница грешных», «Державная», «Достойно есть» и др.

Божия Матерь изображается в рост, сидя, по пояс, по плечи. На Руси гораздо большее распространение получили поясные иконы Богородицы, а написание фигуры в рост или сидящей на троне было по большей части использовано в монументальных композициях – во фресках и в иконостасе.

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются, и спутником жизни, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Иконы Богоматери тем более были любимы, что Ее образ близок народной душе, доступен, ей открывалось сердце, может даже больше, чем Христу. В народном сознании господствовали представления о Боге, как Грозном Судии, а Божией Матери — вечной Заступнице, способной смягчить гнев Божий. В Евангелии первое чудо Христос совершает именно по просьбе Матери, как бы уступая Ей в Ее ходатайстве за простых людей. Однако в народной фантазии пределы такого ходатайства могли принимать несоизмеримые масштабы, искажающие образ Христа. Тем не менее, зная любовь народа к Богородице, Ее близость к человеческому сердцу, порой наивному в своей человеческой вере, Церковь учила народ Божий через Богородичные иконы. И при всей доступности этого образа иконы содержат глубочайший богословский смысл.

Условно все многообразие икон Богоматери можно разделить на группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из сторон Ее служения. Иконографическая схема является выражением богословской идеи. Основными, ведущими в иконографии Богородицы являются три типа икон: «Оранта», «Одигитрия», «Умиление». По преданию три иконы апостола Луки, представленные Богородице, и заложили эти типы икон.

1 тип – «Оранта» лат. Молящаяся. Богоматерь представлена с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонными наружу, т.е. в традиционном жесте заступнической молитвы. Эта молитвенная поза известна с Ветхозаветных времен. Первые изображения Богородицы «Оранты» встречаются уже в римских катакомбах. Ее поза предельно статична, величественна и монументальна. Богородица представляет сама по себе интерес, не только, как родившая Христа, но и как, молящаяся за род христианский. Богоматерь как бы раскрывается навстречу Христу, который нисходит через Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освещает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм – отсюда Богоматерь «Оранта» трактуется, как олицетворение христианского храма, а также всей Новозаветной Церкви. Примером может быть икона Божией Матери «Нерушимая стена». Эпитет «Нерушимая стена» заимствован из акафиста Богоматери: «радуйся, царствия Нерушимая стена» (икос12). На поясе висит лентион (полотенце), которым Она утирает столько слез скорбящим. Этот образ входит в состав сложных композиций праздников Вознесения, Покров…

Фигура Богородицы, изображенная в полный рост с Богомладенцем в круглом медальоне на уровне груди, именуется «Великая Панагия» , что означает «Всесвятая» . Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографии лежат тексты из Ветхого Завета – пророчество Исайи: «Итак сам Господь дает вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Ис.7,14), и из Нового Завета – слова Ангела в Благовещении: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1,35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Примером может быть Мирожская икона Божией Матери и др.

В 11-12 веках появляется поясное изображение икон типа «Великая Панагия», которые в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали наз. «Знамение» . Одно из значений славянского слова зна мение – чудо. И действительно, изображение Младенца Христа на лоне Богородицы – это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог, вместился в человеческое тело. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается Святая Святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. «Чрево Твое пространнее» — так величается Богоматерь в акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: «се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» (Лк.1,38). Иконографический тип «Знамение» иногда именуют «Воплощение».

Слово зна мение родственно славянскому глаголу зна менаю – созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери, как символ молитвы; Младенец Христос в круге, как символ Евхаристии; орлец – коврик под ногами используется в архиерейском Богослужении, что говорит о предстоянии Богу за весь род человеческий, поручи на руках Богородицы – символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю.

К этому типу относятся икона Божией Матери «Знамение», икона Божией Матери «Неупиваемая чаша».

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» явилась миру, как неистощимый источник помощи для тех, кого неодолимо влечет губительная страсть винопития. Благословляющий Богомладенец написан стоящим в чаше — чаше Причащения. Эта чаща действительно неупиваемая, или неиспиваемая, потому что Агнец ее «всегда едомый и никогда же иждиваемый». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит Богу эту жертву – Своего закланного Сына, заимствовавшего плоть и кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников, всем хочет спасения, вместо низких губительных пристрастий призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения. Она возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

К типу Оранты относится икона «Невеста Неневестная», она была келейной иконой преподобного Серафима Саровского. Сам святой называл ее «Радость всех радостей». Перед нею, стоя на коленях в молитве, он скончался. Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) по смыслу близок жесту Оранты. Образ Богородицы явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести: «се раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк.1,38).\

Близкий к типу Оранты тип изображения Кириотисса — греч. Владычица , изображенная в рост стоящая Богородица, поддерживающая рукой Младенца в центре груди, но Она не молится, раскинув руки, а держит Младенца. Иногда подобный тип изображения называют Никопея Кириотисса — греч. Владычица-Победодательница . Этот образ восходит к одному из первоначальных Богородичных изображений Знамение. Создание первообраза Кириотиссы, по преданию, приписывается апостолу Луке. Свое название Никопея Кириотисса получила от того, что в Византии у этого образа просили заступничества перед битвами императорские войска. Также икона считалась хранительницей императорского дома. Получивший большое почитание образ Богоматери «Живоносный источник» восходит к первообразу Никопеи Кириотиссы. В православной традиции Богоматерь называют Живоносный Источник. Прославляют Ее, как Источник жизни, ибо от нее родится Христос – Путь, Истина, и Жизнь.

Другой тип иконографии Одигитрия , греч. Путеводительница – это один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем Иисусом, который написан и не младенцем, и не в детском возрасте, и не взрослым, здесь он вечный. По преданию Богородица родила Иисуса Христа в 15 лет, что вполне соответствует южным народам, а на иконе Богородица приобретает некоторую суровость, уже не юная, взрослее намного. Это богословская динамика, которая изображается на иконах Божией Матери. Иконописцу интересно показать не юную девушку, ставшую матерью, а важно изобразить Богоматерь.

Иконы этого типа строятся следующим образом: фигура Богородицы представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, а другой указывает на Него. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас, нередко жест направлен и на предстоящих. В другой руке Он держит свернутый свиток (закон), иногда есть варианты развернутого свитка, скипер и держава, книга. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы – в чудный Божий свет, от греха – к спасению, от смерти – в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница — Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, а теперь Она – мост для нас на пути к Нему. Жестом Богородица ориентирует нас духовно, направляя нас к Христу, ибо Он «есть Путь и Истина и Жизнь». Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, Она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип Богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты и изображения в рост.

По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона Божией Матери), написанная апостолом Лукой находилась сначала в Антиохии, затем в Иерусалиме, а с 5 по 8 век пребывала в Константинополе, во Влахернском храме, где она прославилась многими чудесами. Именно с этой иконой патриарх Сергий обходил в 626г. стены Константинополя с молебнами при осаде столицы варварами. В память этой и других побед, одержанные благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы, было установлено, ежегодно в субботу 5 седмицы Великого поста совершать Празднование Похвалы Пресвятой Богородице (Суббота Акафиста).

К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Иверская, «Троеручица», «Споручница грешных», Петровская, Кипрская, Иерусалимская, Алабатская, Ченстоховская, Грузинская, «Страстная» и многие другие.

Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы «Троеручица» добавлена св. Иоанном Домаскиным, когда по его молитве Богородица восстановила его отрубленную руку. Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» возвращает нас во времена иконоборчества, этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья истекла кровь, что повергла свидетелей в неописуемый ужас. На иконе «Страстная» обычно изображают двух ангелов, летящих к младенцу с орудиями страстей, тем самым предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжета изменена поза Младенца Христа – Он изображен в полооборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Матери.

Богородица говорит всему человеческому роду, что путь истинный — это путь к Христу, на этих иконах Одигитрия предстает путеводительницей к Богу и вечному Спасению.

В 11-12 в в Византии появился тип изображения Богородицы, близкий к Одигитрии, но Богоматерь восседает на престоле, а Младенец Христос на коленях, называется. Панахранта греч. Всемилостивая . Трон символизирует царственное величие Божией Матери, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей. На Руси в 13в. Наибольшее почитание получила Печерская (Свенская) икона Божией Матери с предстоящими преподобными Феодосием и Антонием Печерскими. К этому типу относятся наиболее известные иконы Богородицы «Державная», «Всецарица» и другие. Присутствие в композициях ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам святых Отцов не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: «Чеснейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим».

Не ранее 10 века встречается еще один распространенный иконографический тип иконы Божией Матери Елеуса греч. Милующая , а на Руси Умиление . В греческом искусстве данный тип именовался Сладкое лобзание . Эпитетом «Умиление» в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование «Умиление» стали связывать с определенной иконографической схемой. Характерной особенность иконографии Умиление является соединенность ликов Спасителя и Богородицы. Богомладенец прильнул к щеке Девы Марии, рученками и ликом устремлен к Матери, а Мать лицом и всем своим существом устремлена к младенцу, их любовь безгранична. В этом типе икон представлена не просто бытовая сцена взаимного ласкания матери и ребенка – это взаимоотношения Творца и Его Творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание в искупление всечеловеческого греха. Любовь на иконе соединяет небесное и земное, Божественное и человеческое, выраженное сопряжением нимбов и соприкосновением двух ликов. Поскольку Богородица символизирует Церковь Христову, икона показывает всю полноту любви между Богом и человеком – ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Тип умиления – один из наиболее мистических типов Богородичных икон. Здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом.

Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери. И не случайно. Много тому причин: и древнее происхождение от апостола Луки, и события связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву, и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар…

У этого типа есть варианты изображения: ласкающая Младенца Богоматерь может быть сидящей, поясной, стоящей; Младенец может восседать на правой или на левой руке.

Из икон типа Умиления наиболее известны Федоровская, Владимирская, Донская, «Достойно Есть», Почаевская, Киккская, «Взыскание погибших», Волоколамская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Ярославская, Толгская и другие. Есть оплечные варианты Елеусы: Корсунская, Игоревская, Касперская иконы.

Особой разновидность Умиления является изображение Младенца, сидящего на руке Богоматери и болтающего ножками. Этот извод стал очень популярным в 15-16 вв. и получил название «Взыграние». Примером такого типа может служить Яхромская икона Божией Матери. Характерный жест этой композиции – Младенец ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия. 21

Редкий вариант Умиления представляет тип Млекопитательница . Богоматерь кормит грудью Младенца Христа. Такая деталь – не только интимная подробность, но раскрывает еще одну тему в прочтении образа Богородицы. Мать, вскармливая Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком Слова Божьего (1Петр.2,2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой» (Евр.5,12).

Икона Богородицы «Утоли моя печали». Икона относится к иконографическому типу «Умиления». Пресвятая Богородица изображена с Младенцем Христом, у которого в руках развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». В этих словах – есть тайный смысл образа. Левую руку Богоматерь приложила к голове, склоненной в умилении к Богомладенцу. Кажется, будто Она вслушивается в молитвы, к Ней обращенные. Название образа происходит от одной из стихир пятого гласа на вечернем богослужении в понедельник.

Мы рассмотрели три главных типа иконографии Божией Матери с Младенцем Христом. Их отношения, представленные на иконе можно разделить по трем христианским добродетелям – вера, надежда, любовь – и так заполнить эти три типа иконографии.

Вера — иконография Оранты. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — и мы в это верим. Надежда — иконография Одигитрии. Христос сказал о себе: «Я Путь и Истина и Жизнь» (Ин14,6), а Богородица, та кто помогает идти по этому пути — она наша ходатательница, помощница, наша надежда.

Любовь – иконография Умиления. Здесь Богородица, как символ души, находящейся в близком общении, любви с Богом.

Еще один тип изображения Богородицы — это одиночное без Младенца, обычно развернутая на три четверти с молитвенным жестом рук, называется Агиосоритисса греч. Заступница , получил распространение еще в 5 веке. Скорее всего, этот образ входил в Деисус греч. Моление — алтарную преграду, долгое время заменявшую иконостас (высокий иконостас сформировался в 15 веке). Простой Деисус состоял из трех икон: Спаса, Богоматери и Иоанна Крестителя. Два последних представлены в позе моления – в повороте к Спасу и воздетыми руками. По преданию, Агиосоритисса и представляла собой именно Богоматерь Деисусную.

Со временем Агиосоритисса выделилась из Деисуса и получила отдельные имена, такие как Параклисис греч. Просительница , а на Руси Боголюбская . Богородица в роли заступницы и посредницы.

Признаки этого типа изображения:

*одноличное, без Младенца, представление Приснодевы;

*наличие полуразворота влево или вправо к Спасу, направление взгляда: на зрителя, на Спаса вверх или вниз;

*подчеркнутый жест моления – обе руки, воздетые к Спасу (в руке может быть развернутый свиток моления), положение рук: сложены вместе, значительно разведены, скрещены на груди, или отсутствуют в оплечных изображениях.

* изображение ростовое, поясное, оплечное.

Кроме этого известно множество композиций, основанных на богослужебных текстах и песнопениях (гимнографиях), объединяемые под общим именованием «акафистные иконы» .

Основной смысл икон этого типа – прославление Матери Божией. Этот тип скорее собирательный, так как иконография здесь строится не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрации того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. Композиция иконы строится из наложения изображения Богоматери с Младенцем Христом предыдущих типов с дополнительными элементами, символами Ветхозаветных прообразов.

Пример «Неопалимая Купина». Есть два изображения этой иконы. Первое — «Неопалимая Купина» изображается в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая по пояс Богоматерь с Младенцем на руках. Это редкое изображение. Гораздо чаще мы видим другое изображение, но в ней более сложная иконографическая схема, это поздняя иконография 16-17 веков.

В церковных песнопениях Богородица нередко сравнивается с Неопалимой Купеной, несгорающим терновым кустом, который видел пророк Моисей на горе Хорив (Исх. 3,2). Сходство Неопалимой Купины и Матери Божией заключается в том, что как Ветхозаветная Купина осталась невредимой во время охватившего ее огня, так и Пречистая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после прибывала Девою.

В центре иконы находится изображение Богородицы с Младенцем, в своих руках Она держит ряд символических атрибутов, связанных с Ветхозаветным пророчеством: Гору из пророчества Даниила, Врата Иезекииля, Лестницу Иакова, прислоненную верхним концом к плечу Богоматери – знамение того, что через Богородицу на землю сошел Сын Божий, возводящий на небо всех верующих в него. Иногда пишут жезл – символ Спасителя, называемый в церковных песнопениях «жезлом от корня Иесеева» и другие. Это изображение заключено в восьми конечную звезду, образованную двумя четыреугольниками – зеленым и красным (естественный цвет Купины и цвет, объявшего ее пламени). Вокруг изображаются четыре Ветхозаветных сюжета: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево. Другая тема иконы – служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил рождению Бога от Девы – их изображение располагаются в лучах восьми конечной звезды; среди них архангелы и безымянные ангелы — олицетворение стихий, известные из апокрифов. В углах красного четырехугольника – четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел. Григорий Двоеслов так дал объяснение этим символам, что Христос принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев), вознесся на небо (орел). Иногда с символами животных изображается книга – тогда говорится о символике евангелистов. Евангелист Матфей символизируется человеком, потому что излагает о мессианском посланничестве в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелиста Луку изображают тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя, о котором излагает евангелист. Евангелист Марк – символизируется львом, раскрывая могущество и царственное достоинство Христа. Евангелист Иоанн – орел, изображает высоту учения Христова и сообщаемых в нем Божественных тайн.

Теперь о Калужской иконе Божией Матери. Источники иконографии не до конца ясны. Образ Пресвятой Богородицы, читающий книгу пророка Исаии, опирается на сюжет из апокрифического Евангелия Псевдо-Матфея. В нем среди занятий Богоматери в Иерусалимском храме названо чтение книг Священного Писания. Книгу держит Она в правой руке, а левую молитвенно прижимает к груди.

Есть один интересный факт, связанный с обретением иконы в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Следует заметить, что родственница Хитрово была замужем за племянником Евдокии Лопухиной, который имел усадьбу в шестидесяти километрах от Тиньково. Евдокия Лопухина – последняя русская царица, первая жена Петра1, мать царевича Алексея, в последствии была подстрижена в монахини с именем Елена. И во время пребывания в Суздальском Покровском монастыре был написан ее портрет в монашеских одеждах с раскрытой книгой. Это было почти за сорок лет до обретения Калужской иконы Божий Матери. На иконе Богородица соблаговолила предстать в облике поразительно схожим с прижизненным портретом царицы Евдокии Лопухиной. Как были и были ли связаны Калужская икона Богоматери и портрет Лопухиной, остается неизвестным. Пресвятая Богородица не только при своей жизни являла нам свой образ, но и по сей день Матерь Божия не оставляет и утешает нас.

В 1863 году игумен скита во имя Святого Пророка Иоанна Предтечи на Афоне с несколькими братьями по делам скита отправился в Молдавию. Одним из дел было приобрести для обители икону Богородицы. С этой целью иноки стали искать художника, отличавшегося благочестием и воздержанием, чтобы заказать ему нужную икону. Такой художник, преклонных лет, был найден в Яссах. С ним был заключен договор, чтобы он во время работы усердно постился и не доверял исполнения заказа никому другому. Когда иконописец, принялся за работу, по благословению и старческой немощи более уповая на помощь Богоматери, чем на собственные силы, работа шла успешно. Но когда были написаны одежды и он приступил к написанию Божественных ликов, работа остановилась: иконописец никак не мог написать лики хорошо. Афонские иноки, утешая себя и скорбевшего иконописца, советовали ему молиться Богородице о помощи. Он так и поступил, стал сугубо молиться и поститься. Однажды он провел весь день в молитве и на следующий отправился в мастерскую. Подойдя к иконе, он с изумлением увидел, что лики Богоматери и Младенца Христа готовы. Благоговейный трепет объял иконописца, и он не смел прикоснуться кистью к ликам, изображенным на иконе с полным совершенством. Эта икона называется «Самонаписавшаяся».

Сущестует необычный образ Богородицы, наз. Светописанный, который явился в Афонском Пантелеимоновом монастыре в 1903 году. Во время раздачи милостыни при Святых Вратах Пантелеимоновой обители была сделана фотография, на которой впоследствии оказался, запечатлен образ Богоматери, принимающей милостыню из рук старца-инока в числе неимущих братьев. Пресвятая Дева соблаговолила запечатлеть Свои Божественные черты с помощью фотографии, что с греческого языка переводится как светописание. Полученный образ и получил наименование – «Светописанный». Не когда святой Андрей, Христа ради юродивый, обходя Небесные Обители, желал видеть там Богоматерь, но услышал голос, говорящий ему, что Пресвятая Богородица снизошла в мир на помощь всем, призывающим имя Ея.

Пресвятая Богородица нередко является, особенно на Святой Горе Афон, «просто», скрывая Свою славу. Так и в этом случае, Матерь Божия снизошла в виде убогой просительницы, приняла из рук старца-монаха милостыню, чтобы утешить неимущих братьев, поддержать добрую традицию Обители. Фотография послужила фактором уверения в бытии духовного мира. К столетию была создана иконописная «версия» фотографии для богослужебного использования и составлена служба.

Такие иконы имеют для Церкви особое значение. Они не просто возносят наш ум к первообразу, но являют нам божественные черты самих первообразов. Они являются одним из видов Божественного откровения.

Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, как это можно видеть из огромного количества икон, посвященных Ей. Можно насчитать более 860 наименований икон Богоматери. Для большинства икон установлены отдельные празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки иногда акафисты.

Один западный богослов так выразил смысл почитания Богородицы: «самым лучшим почитанием Марии является подражание Ей в Ее любви к Своему Сыну и Господу нашему Иисусу Христу». Этой любви и учат нас Богородичные иконы.

Помимо икон Богородицы к Ее иконографии относятся иконы Богородичных праздников, дни годового богослужебного круга, установленного в честь Пресвятой Богородицы.

Верующие люди всегда с особым благоговением относились к Иконе Божьей Матери, с ней связаны многие чудеса и знамения. И если вы собираетесь в своих бедах и горе получить скорое утешение- прибегайте с верою и молитвой к Царице Небесной, и она обязательно ответит на ваши мольбы помощью и утешением.

Давайте, рассмотрим, какие иконы Божьей Матери есть, и узнаем к какому образу прибегать в каких проблемах.

Владимирская икона Божьей Матери

Люди всегда с особым благоговением относились к Владимирской иконе, с ней связаны многие чудеса и знамения. Перед ней совершалось помазание на царство государей и императоров. При избрании всероссийских митрополитов, а затем патриархов жребий клали в пелену в киоте Владимирской иконы, надеясь, что Богородица сама укажет угодного Ей человека.

По преданию, эта икона была написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой матерью и Праведным Иосифом. В середине XII века святыня попала в Россию. Когда ее везли в Суздаль, недалеко от Владимира кони остановились и не смогли двинуться с места. На этом месте и был воздвигнут Успенский собор, где установили чудотворную икону, именуемую с тех пор Владимирской. С переносом столицы из Владимира в Москву переехала и икона. В 1395 году Владимирская Божья матерь явилась во сне захватчику Тамерлану и заставила его отступить от Москвы. С тех пор икона считается покровительницей столицы и всей Руси.

Не только в защите России от врагов проявляется ее чудотворная сила. Со времен князя Боголюбского очень большое число людей получают духовное и телесное исцеление искренне попросив о помощи икону Владимирской Божией Матери.
Защищает от несчастных случаев

Когда князь Андрей Боголюбский повез икону в Ростовские земли, на пути его встала полноводная река. Князь послал человека на поиск брода, но очутившись на середине бурной реки камнем ушел на дно. Князь помолился иконе, и случилось чудо - человек выбрался из воды невредимый.
Облегчает роды

Летописи утверждают, что жена князя Андрея тяжко мучилась и более двух дней не могла разрешиться от бремени. Князь отстоял службу и когда она закончилась омыл икону водой, а воду отправил княгине. Сделав единственный глоток она тотчас родила здорового ребенка и выздоровела сама.

Лечит болезни сердца и сосудов

Наибольшую силу проявляет в лечении болезней связанных с сосудами и сердцем. Об этом есть масса свидетельств со времен уже почти забытых до наших дней. Известна история о женщине из Мурома страдавшей от сердечного недуга. Отправив во Владимир все свои драгоценности она попросила святой воды от иконы Богородицы. И когда отпила привезенной воды, незамедлительно излечилась.
Спасает от смертельных случайностей

Князь Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире. Многие люди пришли посмотреть на них. Но вдруг, при большом скоплении людей, ворота отделились от стен и упали. Причиной тому стала невысохшая известь. Под завалом осталось целых 12 человек. Узнав о трагедии князь Боголюбский стал молиться перед иконой Богородицы. Искренняя мольба была услышана. Ворота подняли и все люди оказались живы, ни у кого не было найдено никаких повреждений.

Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Кто-кто, а скорбящие люди ни в России, ни на планете не переводятся. Образ Богоматери «Всех скорбящих Радость» уже в одном своем названии дает надежду — и даже не надежду, а уверенность, что скорби будут преодолены и исцелены, а радость, так желанная человеческим сердцем, обретена. В одной из молитв перед этим образом так говорится о Богородице: «Больных посещение, немощных покров и заступница, вдовиц и сирых покровительница, матерей печальных всенадежная утешительница, младенцев немощных крепость, и всем беспомощным всегда готовая помощь и верное прибежище».


Поэтому пред иконой Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» молятся все обиженные, угнетенные, страдающие, те, кто находится в отчаянии или скорби, а также те, кто болен неизлечимо. В ней ищут утешения и защиты все, кому неоткуда больше этого получить — и получают просимое по своим молитвам.
Особо мощная икона, даже раковые заболевания излечиваются у тех, кто с верою сильною к ней прибегает, ища помощи. Написали ее в 17 веке и находится она на Афоне.
История проявления ее чудесной силы тоже интересна. Однажды, когда паломники прибыли в монастырь, к иконе подошел один странный человек, что-то невнятно бормоча. И вдруг воссиял лик Богородицы, и кинуло с силою парня на земь.
Все были шокированы, а парень на колени упал, и стал молиться, слезами обливаясь. Он признался, что магией занимается, и пришел специально проведать, сможет ли на иконы воздействовать. И такой урок получил силы Небесной, что раскаялся, и даже иноком того монастыря стал.

Икона Божией Матери «Достойно есть» (или «Милующая»)

Была икона Богородицы, которая носила название «Милующая». И вот в 10-ом веке к одному послушнику Карейского монастыря, что расположен на Афоне, ночью во время молитвы Богородице явился странник какой-то. В келью напросился, и стал петь с ним вместе молитвы. А потом пальцем на каменной глыбе, что мягче воска стала, написать песнь «Достойно есть…» и сказал, Гавриилом его зовут. И исчез.

Потом каменную глыбу исследовали, и подтвердили, что написанное могло быть архангелом Гавриилом, и песнь эту стали исполнять в молитвах полностью, как небесным гостем написано было. А икона еще одно название получила.

Пред иконой Пресвятой Богородицы “Милующая”, или “Достойно есть”, молятся при душевных и телесных болезнях, при окончании всякого дела, при эпидемиях, о счастье в браке, при несчастных случаях.

Казанская икона Божьей Матери

Однажды Матроне - десятилетней дочери одного из погорельцев, стрельца Даниила Онучина - было видение: во сне к ней явилась Пресвятая Богородица и велела извлечь из земли на месте пожарища ее икону. Наутро девочка поспешила рассказать о своем чудесном сновидении, но никто - даже родители, даже архиепископ - не приняли ее слова всерьез.

И лишь когда сон повторился на вторую, а затем на третью ночь, Матрона упросила своих родителей начать поиски иконы. И на том самом месте, которое было указано малышке во сне, они нашли сияющую икону, будто новую - ничуть не подпорченную временем.

Весть об удивительной находке и ее чудесах мгновенно облетела весь город. Когда икону торжественно несли в Благовещенский собор, два слепца прозрели во время крестного хода. И вот уже утратившие веру жители уверовали вновь, избавившись от слепоты духовной, и пошли к обретенной иконе молить о прощении, исцелении и защиты от напастей.

Есть и еще одна дата 4 ноября 1612 года, когда русские войска народного ополчения прогнали из Китай-города польских захватчиков. Победу связывают с образом иконы Казанской Божьей Матери, так как войны молились ей перед битвой.

Сейчас празднование Иконы Казанской Божьей Матери проходит 21 июля и 4 ноября в память об этих событиях.

  • Перед иконой Казанской Пресвятой Богородицы православные молятся об исцелении от любой телесной немощи, но прежде всего просят исцелить от слепоты. Просят и прозрении духовном, о наставлении на верный путь, если в душе вдруг начал слабеть огонь веры.
  • Молятся Царице Небесной и о поддержке в сложных жизненных ситуациях, когда сил бороться с обстоятельствами уже не хватает. В любых печалях и скорбях идут к Божьей Матери за утешением и наставлением.
  • Недаром Казанская икона называется Путеводительницей: она помогает принимать правильные решения, направляет в пути к благой цели, уберегает от напастей и ошибок. Часто в описаниях чудес рассказывается, что Богородица являлась во снах людям, просящим у нее помощи, и говорила, как нельзя поступать и что нужно делать, чтобы избежать беды или исправить ее последствия.
  • Просят не только за себя и близких, но и за всю страну: молят Богородицу об избавлении от нашествий врагов, о помощи воинам в защите Родины, о благополучии России. Ведь Казанская икона помогла одержать множество великих побед и спасти страну от захватчиков.
  • Не только в беде приходят к Казанской иконе, но и в радости. Ей благословляют молодоженов при вступлении в брак. С этой иконой связывают много примет. Например, если жениться в день празднования иконы Казанской божьей матери, то брак обещает быть ладным и счастливым.
  • И не только молодым, а любым семьям Богородица помогает сохранить гармонию и благополучие, спасает от ссор и неприятностей. Дома, в которых есть Казанская икона, находятся под ее защитой. Преклоняясь перед бесконечной Любовью и Милосердием Матушки Богородицы, девушки и женщины всех возрастов обращаются к ней с просьбой помочь им сохранить домашний очаг.
  • И, конечно, особенно благосклонно Божья Матерь относится к детям. Недаром видение о Казанской иконе было явлено именно маленькой девочке. Поэтому родители часто ставят образ этой иконы рядом с детской кроваткой и просят Богородицу взять чадо под свое покровительство. И она помогает ребенку на жизненном пути, оберегая его от печали и несчастий.

Икона Божией Матери “Млекопитательница”

Эта икона в радость всем рожающим, кормящим грудью, кто о здоровье малышей молится.

Необычная иконография, где Богородица Богомладенца грудью кормит. Был этот образ близ Иерусалима изначально, в лавре, носящей имя Саввы Освященного. А в 18 веке передан сыну сербского государя, а им уже на Афон привезен. Там поныне образ и находится, в Хиледарском монастыре. В России же образ появился совершенно неожиданно — на верхушке дерева, там и храм построили в честь новообретенной чудом иконы. И много исцелений возле нее получено было в разные времена.

Много еще известных икон Богородицы существует, часто люд русский к ее помощи прибегал и получал просимое. Потому как Пречистая, сама когда-то человеком на земле бывшая, особо нас, людей, понимает, и часто помощь свою благословенную оказывает. И многим в рождении помогает, и в обретении супружества, и в печалях разных утешает, и в болезнях всевозможных. Все-бо Ей по силе, на все Ее просьбы Спаситель милостиво отвечает.

Иверская икона Божьей Матери

К Иверской Божьей матери обращаются с мольбами о достатке, о защите от болезней, врагов, клеветы и темных сил.

Иверская Богородица сама назвала себя Великой Защитницей для верующих, когда чудесным образом оказалась в Иверском монастыре на Афоне (Греция). В IX веке воины царя Феофила Иконоборца были посланы истребить святые иконы. В одном доме кто-то из них ударил копьем в щеку Богородицы, и из раны потекла кровь. Чтобы спасти образ, хозяева отдали его морю, и икона стоя двинулась по волнам. Однажды монахи Иверского монастыря увидели на море огненный столп — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Икону поставили в храме, но утром ее обнаружили над монастырскими воротами. Так повторилось несколько раз, пока Богородица, явившись одному из монахов во сне, не сказала, что не желает быть хранимой, а сама будет Хранительницей. Икона была оставлена над вратами, почему ее часто называют «Вратарницей».

Икона Божьей Матери «Семистрельная»

Обычно Богородицу пишут с Сыном или со святыми и ангелами, но здесь она изображена в одиночестве, а мечи (стрелы) символизируют боль, которую испытывала Пресвятая Дева Мария на земле. Число же семь также обозначает семь главных человеческих грехов-страстей, которые Богородица без труда читает в каждом человеческом сердце. Также Она готова молить Сына о каждом из нас, молящих о её заступничестве, и о искоренении в нас этих греховных мыслей.

Перед «Семистрельной» читают молитвы от непримиримых врагов. Во время войны читают, чтобы оружие врагов обошло защитников Отечества и родственников воинов. Перед иконой ставят не менее семи свечей. Эта икона может показать семь чудес, или помочь узнать будущее на семь лет. Молебен перед данным образом поможет при вспышках семейных или соседской вражды. Икона защищает от нетерпимости людей по отношению к Вам. Также она поможет при вспышках раздражения, злобы или гнева.

Икона Божией Матери «Целительница»

Чудотворная икона «Целительница» получила свою известность еще с IV века от Рождества Христова. Древнее церковное предание о том, что сама Царица Небесная помогла исцелить человека и является сюжетом этой чудотворной иконы.

Перед чудотворной иконой «Целительница» молятся об исцелении от различных болезней. По молитвам перед чудотворной иконой «Целительница» излечиваются любые болезни, даже те, перед которыми современные ученые врачи безнадежно опускают руки.

Икона Божией Матери «Умиление»

При обращении к Богородице «Умиление» молятся об исцелении от недугов.

Икона находилась в келье преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл к Господу. Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл эту икону сам преподобный Серафим.

В Русской православной церкви Богоматерь всегда почиталась особо – как покровительница России. Количество богородичных икон десятками. Одни из них более известны, другие менее – например, копия Владимирской или Казанской иконы есть практически в каждом храме, а об Азовской или Барской иконе знает не каждый христианин.

Все разнообразие икон Богородицы подразделяется на три типа – Елеуса, Одигитрия и Оранта.

Елеуса

Греческое слово «елеуса» переводится на русский язык как «умиление» или «милующая». На таких иконах Богоматерь представлена в трогательном единении с Божественным младенцем, которого она держит на руках. Лики матери и Иисуса-младенца соприкасаются, а нимбы соединяются.

Такое изображение символизирует неразрывное единство Земного и Небесного, Творца и Творения, бесконечную любовь Бога к человеку.

Одигитрия

На иконах типа Одигитрия Богородица тоже изображена по пояс и с младенцем на руках, но от умиления образ отличается большей строгостью.

Младенец, восседающий на левой руке Богоматери, не прижимается к ней, а несколько отстранен от нее. Его левая рука поднята в благословляющем жесте, а правая опирается на свиток – Закон. Правая рука Богородицы направлена на младенца, как бы указывая верующим путь к Нему. Отсюда и название иконы – Одигитрия, в переводе с греческого – Путеводительница.

Оранта

Латинское слово «оранта» означает «молящаяся». На таких иконах Богоматерь изображается в полный рост, с воздетыми в молитве руками и чаще всего без младенца. Впрочем, изображение Божественного младенца может присутствовать на лоне Богоматери, такая называется «Великая Панагия («Всесвятая»). Поясное изображение Великой Панагии именуют «Знамением».

В этом типе икон Богоматерь предстает как святая заступница, вечно молящая Бога о снисхождении к людям.

Данная классификация представляет собой лишь отдаленный взгляд на огромное многообразие богородичных икон. Существует множество изображений, принадлежащих к каждому из этих типов.

На некоторых иконах Богоматерь изображена в окружении других библейских героев – «Богородица с пророками», «Богородица и пресвятые девы».

Названия определенных икон отсылают к каким-либо городам, но это не , что иконы были там написаны. Например, Владимирская икона, согласно преданию, была написана евангелистом Лукой, в 450 г. перенесена из Иерусалима в Константинополь, в 12 веке ее копия была послана в Киев князю Юрию Долгорукому, а впоследствии сын князя Андрей Боголюбский увез ее на север Руси. Сама Богоматерь явилась князю во сне и повелела оставить в городе Владимире, после чего икона и была названа Владимирской.

Федоровская икона знаменита тем, что именно с ней костромские священнослужители вышли навстречу посольству, которое привезло юному Михаилу Романову весть об избрании на царство. Так, икона стала покровительницей дома Романовых, а иностранные принцессы, вступая в брак с русскими царями, получали не только православные имена, но Федоровна.

Многим богородичным иконам посвящены специальные молитвы. Перед некоторыми иконами принято молиться в определенных жизненных ситуациях, об этом говорят их названия: «Всех скорбящих радость», «Взыскание погибших», «В родах ».

Рассказать обо всех богородичных иконах невозможно – их множество, и за каждой стоит важная часть христианского духовного опыта.

В субботу пятой недели Великого поста Православная Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы.

Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!»

С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная церковь видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; ее враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью.

В субботу на пятой неделе Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии.

Этот праздник установлен в IX веке в память неоднократного избавления Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя усердную Заступницу спасти Свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Ее были там воздвигнуты. Волахернском храме хранилась святая Ее икона, писанная св. евангелистом Лукою. В достопамятную ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную песнь:

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавлъшеся от злых, благодарственная восписуем Тираби Твои, Богородице!»

И с того времени на воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Ее жизни - риза и пояс Ее; но в IX веке праздник сей внесен в типики монастырей святого Саввы Студийского и потом в триодь и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Акафист этот есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по
счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским аллилуйя, каждый икос - приветствием архангела: радуйся.

Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в состав богослужения и поется на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода, и каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: Взбранной Воеводе и пр. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, Которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами видимыми.

Изображение Похвалы Пресвятой Богородицы находится в Московском Успенском соборе на столпе.

«…Икон Матери Божией, как звезд на небе: число их знает только Сама Царица Небесная», - сказано в предании о жизни Богородицы.
Самое первое изображение Божией Матери было создано евангелистом Лукой. К этому образу традиция возводит все иконописные изводы богородичных икон. Почти в каждом сказании о той или иной чудотворной иконе говорится, что именно она была написана святым евангелистом.
Первые иконы Богоматери пришли на Русь из Византии. Древнейшим русским изображением Пресвятой Богородицы является мозаика «Богоматерь Оранта» в апсиде алтаря киевского Софийского собора.

Икона Богородицы “Елеуса”

Икона Богородицы “Оранта”

“Оранта” в переводе с латыни означает «Богоматерь молящаяся». Однако в русской традиции она получила иное наименование - «Нерушимая стена», так как именно с нерушимой стеной, служащей защитой и опорой христианину, сравнивает Марию строка из акафиста, взятая для создания надписи к образу. Действительно, для наименования Богородичных икон часто использовались эпитеты, заимствованные из литургической поэзии.

Икона Богородицы “Одигитрия”

Так, самая знаменитая в русской истории икона Богоматери Владимирской, изображающая Младенца Христа прильнувшим к щеке Марии и обвившим ручкой Ее шею, в византийской традиции называлась «Елеуса», то есть «Милующая». Однако для русского человека этот образ был прежде всего связан с историей князя Андрея Боголюбского, основавшего город Владимир. Он вывез византийскую икону из Киева и построил для нее во Владимире собор. Именно здесь она и прославилась многочисленными чудесами. Богоматерь Толгская, Смоленская, Тихвинская. Казанская - все это наименования чудотворных икон, прославление которых связано с определенным топосом - городом, монастырем. Названия икон - Боголюбская, Феодоровская - напоминают нам о князьях, причастных к созданию или обретению образа.

Однако все русские иконы восходят к основным иконографическим типам, сложившимся в Византии, - «Оранта», «Одигитрия» (Путеводительница), «Елеуса», «Агиосоритисса» (от названия часовни «Агиа Сорос», «Святая рака» в Константинополе). Каждый из этих типов имел свою историю генезиса. Его этапы впервые были описаны и исследованы Н. П. Кондаковым и Н. П. Лихачевым, положившими начало истории русской теотокологии (Теотокос - Богородица (греч.)), задачу которой богословы видят в установлении взаимосвязи между догматом и живым опытом христианского благочестия.