Главная · Болезни желудка · Отрасли психологии. формы сотрудничества научной. Формы сотрудничества житейской и научной психологии

Отрасли психологии. формы сотрудничества научной. Формы сотрудничества житейской и научной психологии

1. Научный и житейский психолог совпадают в одном лице.

Поначалу эта форма может показаться не очень распространённой, хотя на самом деле в ХХ веке немало людей пытались, с той или иной целью, изучить себя, раскрыть свои психологические особенности или даже излечить себя с помощью той или иной научной психологической концепции. Не всегда специальный, иногда довольно рискованный самоанализ.

Яркий конкретный пример М.Зощенко. Человек, который писал смешные рассказы в жизни переживал тяжелейшую депрессию. Это был человек с серьёзнейшим психическим заболеванием. Он участвовал в первой мировой войне и попал под газовую атаку и после контузии начались психические недуги. И этот человек предпринимает попытку самоанализа, т.е. попытку самого себя излечить, найти причину депрессии. Эта книжка «Повесть о разуме».

Фрейд говорил: там где было «оно» должно стать «я», всякий недуг в принципе может быть преодолен. Зощенко по сути дела выполняет один из методов, психоаналитическое упражнение. Именуется так – самое раннее впечатление, воспоминание. Надо свободно ассоциировать на тему недуга. Зощенко обнаруживает, что подобные проблемы встречались у других. Например, обнаружилась связь с Гоголем. Так постепенно он движется к причине своих симптомов, находит её. Это может быть и фантазия из раннего детства. Припомнил её, пережил заново и симптом исчез. Это было бы триумфом разума. Зощенко излечил себя от недуга, но он радикально изменился как писатель. Он вдруг посчитал свои ранние новеллы стыдными, стал брать ранние новеллы и переписывать их. Стремился превратить эти произведения искусства в рассказы с привычной моралью, убирал художественные особенности. Пытался уничтожить себя как художника. Фрейд говорил: я никогда не буду терапевтировать художника, потому что художник сам излечивает себя своим творчеством. Зощенко излечился своими новеллами и теперь они ему стали не нужны.



2. Житейское психологическое знание становится основой для научных понятий и методов.

Австрийский психотерапевт В. Франкл. Он был в фашистском концлагере и свою теорию (терапевтическое учение) создал для себя. Одним словом это логотерапия. Если человек понимает смысл происходящего с ним, то может выдержать любое страдание. Рядом можно назвать А.И.Солженицин. Кто читает «Архипелаг ГУЛАГ» понимает, что эта книга кроме прочего определенное терапевтическое учение. Они побывали в «аду» и сумели психологически выйти.

Жизненные правила у каждого свои, потому что свой жизненный опыт, поэтому можно не соглашаться. Правило логотерапии: если чего-то очень-очень-очень захотеть, от всей души, то этого никогда не будет. Надо только очень захотеть, чтобы этого никогда не случилось. Из этого правила Франк сделал научное понятие - парадоксальная интенция. Если есть болезненный симптом, мешающий управлять поведением, то усиль симптом, пожелай ещё большего здесь и симптом исчезнет.

Пример. Бухгалтер страдает расстройствами движения руки, хотя ему надо прописью аккуратно заполнять формы. Как только подносил ручку к бумаге, руку сковывала судорога. Пациент что-то пишет на бумаге, получается каракули. Франкл просит нарисовать такие каракули, чтобы в них совсем ничего не было понятно. И когда он начинает рисовать каракули снимает напряжение с руки и постепенно овладевает движениями руки, уходит симптом.

И рядом пример заики. Он так и не излечился. Кстати говоря, симптомы помогают разрешать какие-то важные проблемы, поэтому свой симптом дорог человеку, он хочет его сохранить. Только однажды в жизни пациент не смог заикаться. Нарушил ПДД, его поймал полисмен и захотел отвести в участок. И юноша четко без заиканий сказал, что его как неизлечимого заику нельзя никуда вести. Захотел представить себя больным, а не смог быть больным.

3. Научное знание или научный язык становится необходимым для понимания собственных жизненных проблем.

Было немало учений особенно терапевтических, которые проникали в жизнь. Пожалуй, самое яркое это психоанализ. Современная литература, современное кино 50 – е годы 20 века. Это по сути дела проработка некоторых понятий в психоанализе. Иногда художники невольно называют произведения так, как называют это ученые. Скажем, словечко комплекспроникло в жизнь. Многим людям удобно вместо «у меня проблема» говорить «у меня комплекс». Был анекдот: когда свиньи познакомились с психоанализом они и свои свинства стали называть комплексами. То же самое происходило со словом стресс. Ганс Селье канадский физиолог ввёл слово стресс (напряженность) как состояние сугубо физиологическое. Стресс это состояние организмов в ситуации жизненной опасности. Он изучает тела пассажиров самолетов потерпевших крушение. В самые последние мгновения жизни организм перестраивается, чтобы предпринять усилие. Позднее стресс разделился на физиологический и психологический. А затем психологический на эмоциональный (излишняя напряженность, которая приводит к нарушению в поведении) и операциональный (тот уровень напряженности, который необходим для поддержания деятельности) стресс. Работы многих авторов довольно тонко проникают в реальную жизнь.

Отрасли психологии.

Нам уже известны общая и дифференциальная психология. Общая психология занимается человеком вообще, изучением психических процессов. Дифференциальная – конкретными людьми и различиями между ними.

Общая – генеральная, основная, некий ствол, от которого могут отходить различные ветви, отрасли. Как возникает конкретная отрасль? Она возникает там, где человек начинает совершать систематические ошибки и для того, чтобы эти ошибки как-то исправить, или изучить их причины, возникает та или иная отрасль.

В конце Второй мировой войны в странах участницах накопилось немало сложной военной техники. Проблема – оператор начал систематически ошибаться, не справляться с управлением этой техники. Возникла отрасль инженерной психологии. В этой отрасли было введено словосочетание «человеческий фактор».

Группы критериев, по которым выделяются отрасли:

2) Субъект выполняемой деятельности. Субъектом прежде всего является человек, но с разных сторон и в разных аспектах. Каждый человек имеет определённый возраст– возрастнаяпсихология и частный случай – детская психология . Человек как представитель нации - Этнопсихология, группа людей - социальная психология, пациент психотерапевта - патопсихология или клиническая, животное - зоопсихология .

3) Конкретная научная или житейская проблема. Проблема соотношения психических и психофизиологических процессов - Психофизиология , символом которой является Павлов и Е.Н.Соколов.

Конец войны, раненые, поражение мозга и психические расстройства. изучаются место поражения в коре головного мозга – Нейропсихология. Это учение о мозговой локализации (местоположении) психических функций. В нашей стране её основателем был А.Р.Лурия.

Заканчивая тему можно сказать так. У психологии есть две мечты, которые никогда не осуществятся, своеобразные недостижимые идеалы.

Первый – психология стремится стать естественной наукой. Но она обязательно останется гуманитарной наукой. Изучаемый субъект имеет право на собственное представление о себе. Гуляет анекдот о павловских собачках. Павлова не надо считать психологом, он физиолог. Молодая неопытная испытуемая спрашивает у более зрелой собачки, что такое условный рефлекс. Эта собачка отвечает, что условный рефлекс это такое сложное учение о поведении людей. Хотя конкретный пример можешь увидеть сразу же. Вот сейчас зажжется красная лампочка и тот в белом халате даст тебе поесть.

Второй пункт такой. У начинающих психологов бывает мечта, что когда-нибудь научная психология заменит житейскую. Фундамент «психология начинается с тысячелетий житейского опыта» сохраняется всегда, его не заменит никакая психологическая концепция.

Взаимосвязь теоретических исследовательских и прикладных задач психологической науки. Методы психологического воздействия.

Общая и дифференциальная психология. Психология и психотерапия. Психологические вопросы профессиональной ориентации. Место психологии в трудовом обучении и воспитании учащихся. Значение для развития народного хозяйства, развития культуры и охраны здоровья людей.

Тема 2. Понятие о психике

Природа психики.

Учения Платона и Аристотеля о душе. Виды причин по Аристотелю. Понятия субстанции и субстрата. Формирование современных представлений о психике. Критика теории отражения. Определение психики как способа организации живого тела. Функционирование психики в структурах взаимодействия человека с миром. Психические процессы, свойства и состояния.

Психика и центральная нервная система.

Строение нервной системы. ЦНС и ее организация. Строение нейрона. Движение нервного импульса по нервному волокну. Глиальные клетки. Высшая нервная деятельность. Понятие о рефлексе. Виды рефлексов. Закономерности формирования условных рефлексов. Виды научения. Психофизическая проблема. Мозг и психика как предметно одна и та же реальность. Психика человека, как совокупность структурных изменений в ЦНС, происшедших под влиянием социального.

Развитие психики в эволюции животных.

Понятие о раздражимости. Биологические закономерности приспособления. Тропизмы (таксисы). Развитие нервной системы животных, ее прогрессирующая централизация, развитие органов чувств, выделение дистантрецепторов. Положение об определяющей роли образа жизни в развитии психики. Закон единства и взаимосвязи строения и функции органа. Инстинкт как наследственно закрепленный продукт филогенетического развития. Индивидуально-изменчивые формы поведения: навыки. Метод проб и ошибок как механизм формирования навыка. Законы формирования навыка. Закон готовности, закон упражнения, закон эффекта. Интеллект. Интеллект и восприятие. Эксперименты Келлера и Крушинского.

Развитие психики в становлении человека.

Проблема антропогенеза. Появление древних гоминид. Инструментальная и орудийная деятельность. Появление знаковой коммуникации. Культурно-исторические предпосылки появления сознания. Субъективированные и объективированные свойства предметов культуры. Знак как репрезентация субъективированных свойств.

Развитие психики в онтогенезе.

Теория Пиаже. Идеи трансформации и конструкции. Взаимодействие субъекта с объектом. Понятие интериоризации. Врожденные и приобретенные свойства. Врожденные: адаптация и организация. Понятие об адаптации. Процессы адаптации. Приобретенные структурные свойства. Понятие о детском реализме. Пути преодоления реализма: объективность, релятивность, реципрокность.

Социальные факторы онтогенеза.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Натуральные и высшие психические функции. Возникновение высших психических функций как результат интериоризации знаков и способов их употребления в натуральные функции. Эгоцентризм и эгоцентрическая речь. Эволюция эгоцентрической речи. Понятие о зоне ближайшего развития. Общее понятие об общении. Понятие о деятельности. Процесс опредмечивания потребности. Понятие о мотиве. Структура деятельности. Деятельность, действия, операции. Мотив, цель, средства. Сдвиг мотива на цель. Личность как субъект деятельности.

Сознание.

Определение сознания. Сознание как форма всеобщей связи. Сознание в структуре деятельности и речевой коммуникации. Сознание и самосознание. Основные направления в исследовании сознания.

Бессознательное

Понятие о бессознательном. Сознание и бессознательное. Личное бессознательное. Механизмы психологической защиты. Понятие о коллективном бессознательном. Архетипы. Методы исследования бессознательного.

Тема 3. Методы научного исследования психики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Предмет и задачи психологической науки и практики

1. Предмет и задачи психологии.

2. Сравнительные характеристики житейского и психологического знания.

3. Специфические особенности психологии как естественной и социальной науки.

4. Отрасли психологии, формы сотрудничества научной и житейской психологии в реальной жизни и деятельности.

Основные термины: психология научная, психология житейская, психология человека, психика, сознание, метод интроспекции, поведение, объективный метод, деятельность, единство сознания и деятельности, отрасли психологии, психотерапия.

1. Предмет и задачи психологии

психология житейский наука знание

Предмет психологии - психика человека (схема 1).

Психологические знания обозначаются термином “психология”, образованным от греческих слов psy^che - душа, психика и logos - знание, осмысление, изучение.

В первом, дословном своем значении психология - это знание о психике, наука, изучающая ее.

Психика - свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Область психического в широком понимании - это:

1) отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ;

2) сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек.

Сознание - это высшая форма психики, необходимая для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

В прикладном значении слово “психология” относят и к самой психической, “душевной” жизни, выделяя тем самым особую реальность.

При этом, если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии - конкретного индивида.

Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей):

а) способов поведения;

б) общения;

в) познания окружающего мира;

г) убеждений и предпочтений;

д) черт характера.

Например, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т.д.

Общей задачей психологической науки является изучение как психики субъекта, так и его психологии. Понятие “психолог” - обладатель этого знания. Психолог - это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Практический психолог - это человек, “понимающий душу”, разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях.

В широком смысле психологом фактически является каждый человек независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений - видных мыслителей, писателей, педагогов.

В историческом развитии сложились две разные области психологического знания - научная и житейская (обыденная) психология. Научная психология возникла сравнительно недавно. Житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Для того, чтобы дать общую характеристику психологии как специальной научной дисциплины, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи.

2. Сравнение житейской и научной психологии. Характеристика психологии как науки

Фундаментальными условиями существования человека являются:

1) определенное сознательное представление им окружающего мира;

2) определение своего места в мире.

Практические задачи - это изучение представлений, связанных:

а) с теми или иными свойствами психики,

б) со способами поведения людей.

Это необходимо для правильной организации жизни любого человека и общества в целом.

В древних учениях о человеке его познание сочеталось с разработкой культурных норм общественной и личной жизни.

Знание конкретных психологических закономерностей позволяло людям понимать друг друга, управлять собственным поведением.

В истории культуры - философских, морально-этических текстах, художественном творчестве - содержится немало замечательных примеров детального описания индивидуальных психологических особенностей, их тонкого понимания и анализа (приложение, пример 1).

Интерес к древним (Гиппократ, Фрейд и т.д.) описаниям индивидуальных характеров понятен и сегодня, ведь их обладатели хорошо узнаваемы в повседневности, несмотря на смену исторических эпох и условий жизни. Показательно, что житейское знание о характере (и темпераменте) человека обобщалось в виде достаточно строгой системы, классификации, при создании которой “сотрудничали” - через века - представители самых различных специальностей (приложение, пример 2).

Особое место в становлении психологии принадлежит философии. Выделение оснований действительности - всегда было связано с изучением того: 1) кому этот мир представлен; 2) “познанием самого себя”.

Такие понятия, как “душа”, “сознание”, “я” первоначально не были психологическими, и их разработка - от древности до наших дней - была уяснением условий познания вообще, то есть философии.

Душа как предмет познания, то есть “наука о душе” возникла в учении Аристотеля. В трактате “О душе” (Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. - М., 1976.) он систематизировал имеющиеся представления, ввел различия, необходимые для построения новой науки, выделил основные психические процессы.

Многие философы прошлого, как и современные, были авторами:

1) оригинальных психологических концепций,

2) описаний законов психической жизни - восприятия, мышления, эмоциональных состояний.

Философское представление человека является обобщенным, и особенности конкретного, индивидуального человека не становятся в философии предметом специального изучения.

Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики - педагогику, медицину, художественное творчество. И все же эти области справедливо считаются “вне” или “донаучными”. Появление психологии как специальной научной дисциплины связано с формированием собственного понятийного аппарата и методических процедур (приложение, пример 3).

Основное отличие научной психологии от житейской заключается в том, что если для последней поле исследовательской деятельности практически бесконечно, то с появлением научной дисциплины происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальных понятиях, терминологии и т. д.

Научный психолог теряет для изучения (не всегда безвозвратно) целые пласты житейского опыта, однако вводимые ограничения создают новые преимущества. Так, у Вундта точное предметное определение сложного для изучения объекта связано с умением пооперационно, с помощью простых методических процедур в специальной экспериментальной ситуации выделять его элементы, воспроизводить их в заданных условиях, измерять (и, следовательно, привлекать количественные методы для обработки полученных данных), выявлять связи этих элементов и в конечном счете устанавливать закономерности, которым они подчиняются.

С определением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные, также существенные различия научной и житейской психологии: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются; 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся.

Источником житейской психологии является индивидуальный опыт со всеми его нюансами. Приобретается он случайным образом, и психические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и не систематически.

Научная психология базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы познания - целенаправленного, систематического, инструментально оснащенного.

Для научного психолога - удачная догадка становится гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент возможен и в житейской психологии, и люди часто прибегают к этому эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая подходящего случая, а активно организуя его). Однако научно-психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью своих гипотез, но и условиями проведения.

В современной психологии эти условия нередко отдалены от жизненной конкретности и даже могут искажать ее. Отличаются и результаты экспериментов: ученым нередко приходится отказываться от собственных обыденных представлений, “не веря своим глазам”.

Следует обратить внимание на то, что в первых научных описаниях психических явлений исследователи привлекали свой личный опыт. Однако главная ценность этих описаний состоит не только в их проницательности и детальности, а в том, что они оказались удачными обобщенными схемами для постановки научно-исследовательских задач (приложение, пример 4).

Обширный опыт житейской психологии сохраняется и существует в соответствии с теми видами практики, из которых он получен и которые обнаруживает. Он может быть упорядочен в традициях и обрядах, народной мудрости, афоризмах, однако основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными. Если ситуативные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, ей нет нужды стремиться к единообразию.

Научная психология систематизирует знания в форме логически непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Знания направленно аккумулируются, служат базой расширения и углубления найденных закономерностей, и происходит это именно благодаря наличию специального, предметного языка.

Не следует понимать точное определение предмета научной психологии как ограничение ее исследовательских возможностей. Напротив, научная психология активно вторгается в житейский опыт, справедливо претендуя на новое освоение общеизвестного фактического материала. Закономерны поэтому постоянные требования точно пользоваться имеющимся понятийным аппаратом (и только им), это защищает опыт от “засорения” житейскими ассоциациями.

Обыденные психологические знания, казалось бы, легко доступны. Советы бывалых людей, отточенные афоризмы мыслителей содержат сгустки житейского опыта. Однако воспользоваться этим опытом не просто: обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия как раз и являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто ошибки отцов повторяются их детьми. Собственный опыт, соразмеренный со своими возможностями и специфическими условиями, приходится переживать и накапливать заново.

Иное дело - опыт научной психологии. Хотя он и не столь обширен, как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода научный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии.

Научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений.

По сравнению с психологией житейской (донаучной), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. “Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, - писал один из основателей советской психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960). - Она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания психологии людей - с другой”. Вслед за Рубинштейном становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды - символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.

3. Специфические особенности психологии как естественной и социальной науки

В период возникновения психологической науки понятно ее стремление встать рядом с физикой, химией, биологией. Вместе с тем ясно, что наука о психологии человека является также гуманитарной и социальной.

Любая естественная наука также имеет свой житейский аналог: каждый человек может быть “наивным” физиком, биологом, геологом и др. Однако большинство этих наук относится к предшествующим обыденным представлениям как к поверхностным и неверным.

Отношения же научной психологии с житейской складываются иначе. И в специальных исследованиях, и особенно в практической работе психология стремится учитывать реальные представления человека о мире и о себе, любые средства осмысления психической жизни и управления поведением. Для того чтобы понять специфику научной психологии, обратимся к истории становления ее предмета. Но прежде всего отметим принципиальную особенность психологии - не только естественной, но и гуманитарной науки.

Человек, его психическая, сознательная жизнь одновременно являются здесь и субъектом (как в других науках), и объектом познания. Отсюда следует, что определенное знание устанавливаемых наукой закономерностей уже дано изучаемому объекту в его внутреннем переживании, представлении - “на себе”.

В философии Нового времени в пору бурного развития опытных наук было сформулировано следующее условие их построения. Объекты исследований не должны иметь “внутреннего”, то есть своей “души”, иначе они не будут подвластны законосообразному изучению. На самом деле, была бы возможна физика, если, скажем, атом обладал бы способностью отражать собственные состояния? Нет, это была бы уже другая наука - психология. Отражение себя не просто входит в определение объектов, которые она исследует, но является фактически данным, неотъемлемым условием их существования.

Первые научные психологи - Вундт и его ученики - понимали этот факт как особое преимущество новой экспериментальной науки. Они специально развивали у своих испытуемых (которыми нередко бывали и сами) способность к осознанию, рефлексии собственных ощущений, представлений, чувств. Отсюда, предметом изучения были непосредственно осознаваемые психические состояния, а используемый метод был назван интроспекцией. Представьте ситуацию интроспективного эксперимента и спросите себя: какие состояния вызывает у вас окружающая обстановка, что вы видите, слышите, осязаете? Если в ответ вы назовете стол, за которым сидите, свет солнца и шум машин за окном и, наконец, лежащую перед вами брошюру, то, согласно Вундту, ваше восприятие не будет непосредственным. Обыденное и привычное, оно всегда опосредствовано предметным опытом, а этот опыт (солнце, столы, машины и т.д.) изучают другие науки, но не психология. Психологию сознания интересуют не предметы и явления, а именно ощущения, которые ими вызываются: нужно суметь как бы “срезать” с осознаваемого “слой” предметных значений и перейти к цвету, звуку, запаху. Теперь понятно, каким удобным для этих целей экспериментальным прибором был бы метроном, ведь его удары вызывают непосредственные, “чистые” ощущения. Основные свойства сознания изучались в лабораторных условиях, далеких от жизненной реальности, да и особо обученные испытуемые были подобны тем искусственным моделям и препаратам, которые создавались специально для исследования в физике, химии, биологии. Как прием получения опытных данных метод интроспекции отвечал научным требованиям своего времени, однако впоследствии он был подвергнут острой, принципиальной критике (подробно о методе интроспекции и его критике см.: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1988. - С. 34-47).

Традиционное преимущество науки о психологии человека, как возможности непосредственного проникновения в изучаемый предмет представляется теперь сомнительным. Решающим в критике метода интроспекции стало указание на то, что источник исходных данных и способ их предварительного анализа являются полностью субъективными.

Поиск методов, альтернативных интроспекции, был успешным именно в тех областях, где на способность испытуемых к рефлексии не приходилось рассчитывать в принципе. Так, при изучении поведения животных, анализе некоторых психических расстройств, в исследовании телесных, физиологических механизмов психики возникли методы, которые были названы объективными, то есть независимыми от изучаемого субъекта и его специально развитых способностей.

Понимание объективного метода в психологии имеет, по крайней мере, два различных обоснования.

I. Первое из них определилось в оппозиции интроспективному методу: если “субъективное” есть “внутреннее” (здесь внутренний опыт субъекта), то “объективное” есть “внешнее”, то есть доступное наблюдению извне.

Так, конкретно-научные правила объективного исследования были сформулированы американским психологом Дж. Уотсоном (1878-1958). Изучаемое явление должно быть, во-первых, легко воспроизводимым в одних и тех же условиях и, во-вторых - фиксируемым независимо от субъекта, с помощью приборов.

Этим требованиям адекватна любая внешне наблюдаемая активность субъекта (человека или животного), то есть последовательность его поведенческих проявлений (реакций), ответных его различным внешним воздействиям (стимулам). “Поведение человека от рождения до смерти” - так определил Уотсон предмет психологии, получившей название “бихевиоризма” (от англ. Behavioyr - поведение), считая ее задачей познание законов реального поведения людей и управление им. В отношении же психологии сознания он был последовательным до конца: если сознание не отвечает правилам объективного метода, то для науки его просто не существует.

II. Другое понимание объективного психологического анализа обращается к тем действительным, природным и социальным связям, отношениям, которые, независимо от их специальной рефлексии, определяют сознательные представления людей. Интроспективная психология ограничена потому, что сознание выступает в ней как бы “само по себе”, как неразъяснимая, “чистая” активность субъекта, хотя объективно оно включено в практическую деятельность конкретных людей и обусловлено ее законами.

Хорошо известны слова К. Маркса и Ф. Энгельса: “Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание. Сознание никогда не могло быть чем-то иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 24). Понятие бытия, общественно-исторической практики является основным для марксистского анализа сознания, для современной психологии вообще. Реальный процесс жизни людей, богатство и разнообразие тех отношений, в которые они вступают в процессе материального производства, определяют характер их сознательных представлений. При этом важно подчеркнуть, что сознание человеком своего бытия - не отвлеченная самоцель. Те или иные сознательные представления, подобно средствам материального производства - орудиям труда, необходимы для обеспечения жизненного процесса, и поэтому сами входят в систему его объективных условий. Отсюда, бытие и сознание - взаимообусловлены. Понятно, что реальная включенность сознательных представлений в практику, деятельность человека и будет мерой их объективности.

В социологии, этнографии, психологии, психиатрии были открыты яркие фактические свидетельства объективности сознательных представлений, обусловленные их связью с устойчивыми формами человеческой практики (приложение, пример 7).

Таким образом, в традиционной психологии сознание и поведение были принципиально разобщены, они как бы расходились по двум полюсам в своих крайних проявлениях, обедняющих реальность. Сознание рассматривалось лишь как рефлексия психических состояний, а поведение (именно поведение, а не практика, деятельность) - лишь как совокупность внешне наблюдаемых реакций. Напротив, современная, в том числе марксистская, психология стремится исследовать психические, сознательные явления как включенные в реальную деятельность людей во всей полноте и многообразии ее причинных связей. Принцип единства сознания и деятельности (выдвинутый С.Л. Рубинштейном в 1934 г.) - такое название получило в отечественной психологии главное методическое основание нового исследовательского пути. Следует признать, что становление психологической науки на данном основании - трудная задача, решение которой еще далеко не завершено.

Каковы же конкретные последствия объективного исследования психики (сознания) для понимания специфики его результатов? Отметим два из них. Во-первых, в любом научном экспериментальном исследовании содержание и оценка полученных результатов зависят от теоретического представления изучаемого предмета. Для психологии характерно, что смена таких представлений может радикально изменять и сами научные факты. Поэтому современный исследователь стремится к тому, чтобы теоретическая модель объекта изучения адекватно представляла действительные условия его существования (приложение, пример 7).

Во-вторых, поскольку объект психологического изучения “имеет право” на собственную, “незапланированную” психическую (сознательную) активность, его исследование становится своеобразным диалогом. Действительно, экспериментатор изучает испытуемого, имея определенную теоретическую модель и подбирая соответствующие методические приемы, но и испытуемый также может изучать экспериментатора, оценивать его приемы и строить свои модели. Исследователи прибегают к самым изощренным уловкам, чтобы сделать испытуемых “наивными”, но и испытуемые не устают проявлять завидную проницательность. Не случайно говорят, что тест, направленный на измерение интеллекта, позволяет оценить прежде всего интеллект его создателя.

Психологи нередко сталкиваются с тем, что, несмотря на подробное научное обоснование результатов исследования, собственное мнение испытуемого о них остается неизменным. По-видимому, в этом случае сознательное (пусть даже неверное) представление человека о себе становится одним из условий его реального бытия, средством решения важных жизненных проблем. Тогда возникает интересный, характерный только для психологии вопрос - что считать достоверным психологическим фактом: то объяснение явления, которое предложил и доказал экспериментатор, или то представление о нем, которое устойчиво сохраняется у испытуемого (приложение, пример 8)?

Теперь нам понятно, почему научная психология не отвергает (и не может отвергнуть) житейского психологического знания, но вступает во взаимодействие с ним. Ведь исследователь-экспериментатор и испытуемый, психотерапевт и его пациент - это и есть научное и житейское в психологии, в совместной работе которых осуществляется как изучение психических свойств и психических особенностей человека, так и создание (или восстановление) средств для его полноценной сознательной жизни.

В единстве этих задач и состоит специфика научной психологии.

Не только исследование представлений человека о мире и о себе, но разработка и коррекция этих представлений должны оказать помощь человеку в трудных жизненных ситуациях - таков ее гуманитарный аспект.

Закономерно, что конкретные направления психологии возникали в ее взаимосвязи с различными видами общественной практики. Как прикладная наука психология является весьма разветвленой, многоотраслевой.

4. Отрасли психологии. Формы сотрудничества научной и житейской психологии

Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие задачи порождались трудностями, возникающими вне психологических областей, а их устранение выходило за пределы компетенции соответствующих специалистов. Заметим также, что прикладные отрасли могли появиться независимо (в том числе и во времени) от становления общепсихологической науки (приложение, пример 9).

Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям:

по сферам деятельности (в частности, профессиональной), то есть по тому, что делает человек: инженерная, педагогическая деятельность и др.;

по тому, кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология), группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология);

по конкретным научным проблемам: связь нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).

В реальной работе психолога научные отрасли широко взаимодействуют. Например, психолог на производстве должен обладать знаниями как инженерной психологии (или же психологии труда), так и социальной. Психологическая сторона школьной работы относится одновременно к сферам возрастной и педагогической психологии. Разработка практических предложений, нейропсихологии - прежде всего, проблема реабилитации больных с мозговыми поражениями в той или иной профессиональной деятельности - требует знания психологии труда.

Понятно, что психолог-практик - это не просто житейский психолог. Конечно, он далеко не всегда имеет готовые образцы решения задач и должен изучать, изобретательно использовать повседневный опыт, и все же для него этот опыт оформлен концептуально, а задачи довольно четко разделены на решаемые и не решаемые. Относительная автономия прикладных отраслей от их общих психологических оснований позволяет устанавливать собственные практические связи с другими науками - социологией, биологией, физиологией, медициной.

Формы взаимосвязи научной и житейской психологии. Типичный пример - психотерапевтический сеанс. Терапевт не может создать и передать пациенту новые способы освоения своего аффективного прошлого, разрешения внутренних конфликтов. Пациент строит эти способы только сам, но терапевт помогает при том, как врач при рождении ребенка. Он уточняет условия открытия, пытается объяснить его закономерности. Итогами такого сотрудничества являются, с одной стороны, полноценная жизнь здорового человека, с другой - развитие центрального раздела психологической науки - изучение личности.

Возможны удачные случаи самотерапии, самостоятельного осмысления и преодоления тяжелых душевных недугов, когда научный и житейский психологи как бы совмещаются в одном человеке (приложение, пример 10).

Нередко различные терапевтические приемы содержат в своей основе житейские эмпирические правила управления поведением и лишь затем получают выражения в теоретических понятиях (приложение, пример 11).

Интересны влияния научных понятий и концепций на житейские представления людей о своей психической жизни. Средствами такого представления стали, в частности, некоторые понятия психоанализа (аффективный “комплекс”, “архетип”, “внутренняя цензура” и др.), термины, предложенные для описания эмоциональной сферы (“стресс”), защитных механизмов личности (“компенсация”, “замещение”, “рационализация”, “вытеснение”). Попадая в разговорную речь, эти термины получают содержание, не всегда относящееся к их первоначальному смыслу, но они оказываются эффективными средствами осмысления и даже открытия (построения) человеком собственных индивидуальных средств. Следует отметить, что научный психолог подчас профессионально должен становиться психологом житейским. Подготовка к работе с некоторыми методами диагностики личности, обучение правильной и полной интерпретации результатов занимает около двух-трех лет. Практика проведения психологических экспериментов является подчас тонким искусством, требующим мастерства и интуиции.

Наконец, существуют и такие психологические тесты, где грань между научной и житейской психологией трудно установить. Так, в руководствах по деловому общению даются конкретные практические советы по адекватному социальному поведению, взаимодействию с другими людьми, которые делают контакты успешными. С одной стороны, это своего рода “учебники” житейской психологии, с другой - систематический перечень результатов, дающий материал для научного исследования.

Таким образом, положение психической науки определяется ее двумя разнонаправленными тенденциями. Первая из них - стремление стать естественнонаучной дисциплиной, вторая - занять место житейской психологии. Обе эти цели принципиально недостижимы, но каждая из них порождает конкретные задачи.

С одной стороны, по сравнению с житейской психологией научная представляет собой специальную дисциплину, обладающую понятийным и методическим аппаратом для изучения психической жизни человека, законов ее организации и развития. Точность и регулярность фиксации получаемого опыта, возможность строгой проверки и направленного воспроизводства сближают ее с естественными науками.

С другой стороны, психологическая наука имеет особенности, связанные со спецификой объекта изучения, - его способностью к внутреннему отражению своих состояний. Обыденные представления человека о себе, являясь средствами и результатами разрешения реальных жизненных задач, могут быть устойчивыми и существовать независимо от их научных объяснений. Гуманитарный аспект психологии заключается не только в изучении, но и в практике создания этих представлений как способа преодоления конфликтных ситуаций, осмысления и продуктивного развития жизненного опыта. Научная и житейская психология, сохраняя принципиальные различия, вступают в необходимые взаимные связи. Психологическая наука, развитие которой можно вслед за С.Л. Рубинштейном представить в виде пирамиды, сильна своим основанием. Житейское осмысление разнообразной психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки, но является, напротив, постоянным источником ее жизнеспособности. Вместе с тем научные достижения активно проникают в обыденную жизнь, предлагая новые, эффективные методы ее законов, воспитания и развития личности.

Научная психология в целом - это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающийся опыт психической жизни современного человека.

Литература

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. С. 7-94.

Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1992. Т. 1. С. 83-84, 101-110,137-176, 200-204, 219-233; Т. 2 С. 124-205.

Голдстейн М., Голдстейн И.Ф. Как мы познаем. - М.: Знание, 1984. С. 7, 33-35, 122-143.

Гроф С. За пределами мозга. - М.: МТЦ, 1993.

Джемс У. Многообразие религиозого опыта. - М.: Андреев и сыновья, 1992.

Жизнь земная и последующая. - М., 1991.

Иванников В.А. Психология сегодня (от теории к практике). - М.: Знание, 1981. 96 с.

Коломинский Я.П. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1986. С. 224.

Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. - Прага, 1983. С. 214-223.

Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1975.

Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1983. С. 147-164.

Леонтьев А.Н., Ярошевский М.Г. Психология // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. - М., 1975. Т. 21. С. 193-196.

Малкей М. Наука и социология знания. - М.: Прогресс, 1983.

Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства?// Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во Московского. ун-та, 1982. С. 208-215.

Основы психологического консультирования: Учебный видеофильм. - М.: Совм. сов.-амер. предпр. “Экопси”, 1990.

Петухов В.В., Столин В.В Психология: Методические указания. - М., 1989. С. 5-23.

Платонов К.К. О системе психологии. - М.: Мысль, 1972.

Практическая психология на видеокассетах // Вопр. психологии. 1991. № 5.

Селье Г. От мечты к открытию. - М.: Прогресс, 1987. С. 25-26, 68-72.

Феофраст. Психологияя личности: Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А. - М., 1982. С. 228-230.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, законы поведения в обществе. Взаимосвязь психологии и философии. Отличие житейской психологии от научной.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Становление и развитие психологической науки. Особенности психологии как науки. Общее понятие о психике и психологии. Сознание как высший уровень развития психики. Физическое, физиологическое и психическое отражение. Бихевиоризм как наука о поведении.

    презентация , добавлен 01.12.2014

    Изучение предмета, задач и методов психологии – отрасли психологической науки, изучающей общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Отрасли психологии и взаимосвязь с другими науками.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Определение и цели инженерной психологии - отрасли психологии, использующей знания психологической науки в практической деятельности; изучающей системы "человек - техника" с целью достижения их высокой эффективности. История возникновения и развития.

    реферат , добавлен 12.01.2011

    Изучение методов психологии. Отличия житейских психологических знаний от научных. Научное сознание человека, как его научное самосознание. Принципы научной психологии, которая опирается на житейский психологический опыт и извлекает из него свои задачи.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Предмет и задачи истории психологии. Принципы историко-психологического анализа. Факторы, определяющие развитие науки. Первые развернутые концепции психического, сформулированные Платоном и Аристотелем. Вклад Гезелла в развитие возрастной психологии.

    курс лекций , добавлен 18.01.2013

    Место психологии в системе наук. Методы получения знаний в житейской и научной психологии: наблюдение, размышление, эксперимент. Отрасли психологии: детская, возрастная, педагогическая, социальная, нейропсихология, патопсихология, инженерная, трудовая.

    реферат , добавлен 12.02.2012

    Сущностная характеристика педагогической психологии как самостоятельной науки. Предмет и задачи, значение, структура и принципы педагогической психологии. Использование достижений всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2009

    Семейные отношения как первооснова развития человека и социализации личности. Развитие личности ребенка в научной психологии. Ситуативность и метафоричность житейского знания. Влияние семейных факторов научной и житейской психологии на развитие ребенка.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2011

    Предмет и задачи психологии. Особенности житейской психологии. Формирование нервной системы. Этапы развития психологической науки. Основные представления о сознании с точки зрения гештальтпсихологии. Свойства соматической нервной системы человека.

Основные термины : психология научная, психология житейская, психология человека, психика, сознание, метод интроспекции, поведение, объективный метод, деятельность, единство сознания и деятельности, отрасли психологии, психотерапия.

При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теоретические основания, предмет изучения, показать исследовательские возможности, практические приложения полученных результатов. Начнем знакомство с психологическим знанием с анализа самого термина "психология". Этот термин, образованный от греческих слов psyche - душа, психика и logos - знание, осмысление, изучение имеет несколько значений.

Так, в первом, дословном своем значении психология - это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Область психологического широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек. Сознанием обычно называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

Во втором, наиболее распространенном значении, слово "психология" относят и к самой психической, "душевной" жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии - конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т. п.

Понятно, что общей задачей психологии является изучением как психики субъекта, так и его психологии.

Различив психологию как особую реальность и как знание о ней, заметим, что и понятие "психолог" - обладатель этого знания - тоже неоднозначно. Конечно, прежде всего, психолог - это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог - это человек, "понимающий душу", разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений - видных мыслителей, писателей, педагогов.

Итак, есть две разных области психологического знания - научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Для того чтобы общую характеристику психологии как специальной научной дисциплины, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи.

В этой теме рассмотрены следующие основные вопросы:

1. Сравнительные характеристики житейского и научного психологического знания.

2. Специфические особенности психологии как естественной и гуманитарной науки.

3. Отрасли психологии и ее прикладные задачи.

4. Формы сотрудничества научной и житейской психологии в реальной жизни и деятельности.

Сравнение житейской и научной психологии: общая характеристика психологии как науки.

Фундаментальным условием существования человека является определенное сознательное представление им окружающего мира и своего места в нем. Изучение таких представлений, связанных с теми или иными свойствами психики, способами поведения людей, необходимо для правильной организации жизни любого общества, хотя и не является в обыденной практике самостоятельной, специальной задачей. Не случайно в древних учениях о человеке его познание сочеталось с разработкой культурных норм общественной и личной жизни. Знание конкретных психологических закономерностей позволяло людям понимать друг друга, управлять собственным поведением.

В истории культуры - философских, морально-этических текстах, художественном творчестве - содержится немало замечательных примеров детального описания индивидуальных психологических особенностей, их тонкого понимания и анализа.

Возможные примеры. 1. Классическим для европейской культуры стало эмпирическое описание человеческой индивидуальности в труде одного из мыслителей Древней Греции Феофраста "Характеры" (Л., 1974): в совокупности повседневных поступков людей определяются их типичные психологические портреты, в основе которых лежат особенные черты характера и общения с другими людьми.

2. Собрание житейских психологических наблюдений в восточной классике - "Цзацзуань" (досл. "смесь", "заметки о разном", см. Цзацзуань. Изречения китайских писателей IX-XIX вв. 2 изд. М., 1975): лаконично и остроумно выделены типичные ситуации, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Интерес к старинным описаниям индивидуальных характеров понятен и сегодня, ведь их обладатели хорошо узнаваемы в повседневности, несмотря на смену исторических эпох и условий жизни. Показательно, что житейское знание о характере (и темпераменте) обобщалось в виде достаточно строгой системы, классификации при создании которой "сотрудничали" - через века - представители самых различных специальностей.

Типичный пример. Классификация темпераментов, предложенная еще в Древнем Риме врачом Гиппократом, включает следующие типы: жизнерадостный и общительный сангвиник, задумчивый, медлительный флегматик, храбрый, вспыльчивый холерик, печальный меланхолик. Первоначально, ее основанием служили не психологические особенности, а преобладание в теле человека одной из четырех жидкостей: крови (сангва), слизи (флегма), желчи и черной желчи (холе и меланхоле). В последствие типы получили психологическую интерпретацию благодаря, в частности, работам Канта и Стендаля, философа и беллетриста, которые разными способами и на разных эмпирических примерах определили эти удобные формы описания индивидуальностей. Интересно, что эта классификация и в нашем веке получила новые обоснования в работах физиологов и психологов (И.П.Павлов, Г.Айзенк).

Особое место в становлении психологии принадлежит философии. Действительно, решение вопроса о том, почему мир устроен так, а не иначе, выделение оснований познания действительности всегда было связано с изучением того, кому этот мир представлен, "с познанием самого себя". Такое понятие как "душа", "сознание", "Я" первоначально не были психологическими и их разработка - от древности до наших дней - была усвоением условий познания вообще. Душа как предмет познания, т. е. "наука о душе" возникла в учении Аристотеля. В трактате "О душе" (см.: Аристотель. Собр. соч. в 4 т. М., 1976, т.I.) он систематизировал имеющиеся представления, ввел различия, необходимые для построения нашей науки, выделил основные психические процессы. Многие философы прошлого, как и современные, были авторами оригинальных психологических концепций, описаний законов психической жизни - восприятия, мышления, эмоциональных состояний. Вместе с тем, философское представление человека является обобщенным и особенности конкретного, индивидуального человека не становятся в философии предметом специального изучения.

Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики - педагогику, медицину, художественное творчество. И все же эти области справедливо считаются "вне" или "до-научными". Появление психологии как специальной научной дисциплины связано с формированием собственного понятийного аппарата и методических процедур.

Типичный пример. Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем институт психологии в Лейпциге, основателем которого был В.Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно, состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин - физики, химии, биологии. В экспериментальном инструментарии центральное место занимал прибор, хорошо знакомый начинающим музыкантам - метроном. Ощущение - это состояние сознания, которое возникает у человека, когда он слышит один удар метронома (восприятие двух ударов соответствует уже более сложному элементу сознания - представлению). Если сравнить представление о сознании человека в житейской донаучной психологии, в философии и ту психическую реальность, которую можно изучать с помощью данного простого прибора, то на лицо разительный контраст: богатство духовного опыта, тончайшие оттенки человеческих переживаний сводятся к элементарным состояниям. Между тем, используя метроном, Вундт выделил ряд основных свойств сознания, в том числе его чувствительные элементы, изучил его структуру и объем. Современная психология далеко ушла от механизма Вундта, однако принцип научного абстрагирования и упрощения предмета исследования не потерял своей актуальности.

Основное отличие научной психологии от житейской заключается в том, что для последней поле исследовательской деятельности практически бесконечно, то с появлением научной дисциплины происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальном языке. Научный психолог теряет для изучения (не всегда безвозвратно) целые пласты житейского опыт, однако вводимые ограничения создают новые преимущества. Так, у Вундта точное предметное определение сложного для изучения объекта связано с умением операционально, с помощью простых методических процедур в специальной экспериментальной ситуации выделять его элементы, воспроизводить их в заданных условиях, измерить (и, следовательно, привлекать количественные методы для обработки полученных данных), выявлять связи этих элементов и в конечном счете, устанавливать закономерности, которым они подчиняются.

С ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные, также существенные различия научной и житейской психологий: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются и 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся.

1. Опытом житейской психологии является индивидуальный опыт со всеми его нюансами. Приобретается он случайным образом, и психологические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и несистематически. Научная психология базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы познания - целенаправленного, систематизированного, инструментально оснащенного. Для научного психолога удачная догадка становится гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент возможен и в житейской психологии, и люди часто прибегают к этому эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая подходящего случая, а активно организуя его). Однако научно-психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью своих гипотез, но и условиями проведения. В современной психологии эти условия нередко отделены от жизненной конкретности и даже могут искажать ее.

Отличаются и результаты экспериментов: ученым нередко приходится отказываться от собственных обыденных представлений, "не веря своим глазам".

Следует обратить внимание на то, что в первых научных описаниях психических явлений исследователи привлекали свой личный опыт. Однако главная ценность этих описаний состоит не только в их проницательности и детальности, а в том, что они оказались удачными обобщенными схемами для постановки научно-исследовательских задач.

Типичный пример. Об одном из первых "учебников психологии", написанном учеником Вундта, американским психологом и философом У.Джемсом (1842-1910) широко представлен материал житейского (в том числе авторского) психологического опыта, а также общие модели его научного понимания, актуальные до сих пор.

2. Обширный опыт житейской психологии сохраняется и существует в соответствии с теми видами практики, из которых он получил и которые он обнаруживает. Он может быть упорядочен в традициях и обрядах, народной мудрости, афоризмах, однако основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными. Если ситуативные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, ей нет нужды стремиться к единообразию.

Научная психология систематизирует знания в форме логических непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Знания направленно аккумулируются, служат базой расширения и углубления найденных закономерностей, и происходит это именно благодаря наличию специального предметного языка.

Не следует понимать точное определение предмета научной психологии как ограничение ее исследовательских возможностей. Например, научная психология активно вторгается в житейский опыт, справедливо претендуя на новое освоение общественного фактического материала. Закономерны, поэтому постоянные требования точно пользоваться имеющимся понятийным аппаратам (и только им), это защищает опыт от "засорения" житейскими ассоциациями.

Типичный пример. Закономерна научная строгость выдающего русского физиолога и психолога И.П.Павлова, запрещавшего своим сотрудникам говорить и подопытных животных: собака "думала, вспоминала, почувствовала". Правильное исследование поведения животных предполагает интерпретацию результатов только в терминах научной теории, в данном случае - разработанной в павловской школе рефлекторной теории высшей нервной деятельности.

3. Обыденные психологические знания, казалось бы, легко доступны. Советы бывалых людей, отточенные афоризмы мыслителей содержат сгустки житейского опыта. Однако воспользоваться этим опытом не просто: обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто ошибки отцов повторяются их детьми. Собственный опыт, соразмеренный со своими возможностями и специфическими условиями, приходится переживать и накапливать заново.

Иное дело - опыт научной психологии. Хотя он и не столь обширен как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода научный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии.

Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. "Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, - пишет один из основателей советской психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) - она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей - с другой" (Рубинштейн С. Л. М., 1940, с.37). Вслед за Рубинштейном, становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды - символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.

Отрасли психологии, формы сотрудничества научной и житейском психологии

Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие задачи порождались трудностями, возникающими во внепсихологических областях, а их устранение выходило за пределы компетенции соответствующих специалистов. Заметим также, что прикладные отрасли могли появляться независимо (в том числе и во времени) от становления общепсихологической науки.

Возможные примеры. 1. В 1796 г. в Гринвиче был уволен сотрудник обсерватории за грубую ошибку (почти в секунду) в определении местоположения звезды. Применявшийся в то время метод решения этой задачи (метод Бредли) состоял в следующем. Нужно было регулировать моменты прохождения звезды по координатной сетке телескопа, отсчитывая при этом секунды и отмечая (высчитывая) положение звезды секундой раньше и секундой позже ее прохождения. Астроном из Кенигсберга Бессель пришел к выводу, что ошибка сотрудника не была следствием небрежности. В 1816 г. он опубликовал результаты своих 10-летних наблюдений за временем реакции человека. Оказалось, что время двигательной реакции является весьма изменчивой характеристикой, и различия между людьми равны примерно 1 секунде. Так, из разъяснений досадной "ошибки", связанной с особенностями организма конкретного человека, возникла дифференциальная психология, изучающая и измеряющая индивидуальные различия людей. 2. Интересно, что именно ошибкам человек при выполнении той или иной деятельности, проблемам "человеческого фактора" обязаны своим появлением многие отрасли психологии. В ответ на трудности управления современной высокосовершенной техникой человеком-оператором возникла инженерная психология. Изучение трудностей в обучении и воспитании, кризисов развития человека в определенные периоды его жизни положило начало психологии педагогической и возрастной.

Отрасли психологии можно различить по нескольким критериям. Во-первых, по сферам деятельности (в частности, профессиональной), нужды которых обслуживают, т. е. по тому, что делает человек: психология труда, инженерная, педагогическая и др. Во-вторых, по тому. кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология, группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология) и т. д. Наконец, отрасли психологии могут определяться по конкретным научным проблемам: проблема связи нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).

В реальной работе психолога научные отрасли широко взаимодействуют. Например, психолог на производстве обладает знаниями как инженерной психологии (или психологии труда), так и социальной. Психологическая стороны школьной работы относится одновременно к сферам возрастной, педагогической психологии. Разработка практических приложений нейропсихологии - прежде всего, проблемы реабилитации больных с мозговыми поражениями той или иной профессиональной деятельности - требует знания психологии труда.

Понятно, что психолог-практик - это просто житейский психолог. Конечно, он далеко не всегда имеет готовые образцы решения задач и должен изучать, изобретательно использовать повседневный опыт, и все же для него этот опыт оформлен концептуально, а задачи довольно четко разделены на решаемые и нерешаемые. Следует подчеркнуть, что относительная автономия прикладных отраслей от их общих психологических оснований позволяет устанавливать собственные практические связи с другими науками - социологией, биологией, физиологией, медициной.

Многообразные формы сотрудничества научной и житейской психологией, типичный пример которых - психотерапевтический сеанс. Терапевт не может создать и передать пациенту новые способы освоения своего эффективного прошлого, разрешения внутренних конфликтов. Пациент строит эти способы только сам, но терапевт помогает, провоцирует их открытие и присутствует при нем, как врач при рождении ребенка. Он уточняет условия открытия, пытается объяснить его закономерности. Итогами такого сотрудничества являются, с одной стороны, полноценная жизнь здорового человека, с другой, - развитие центрального раздела психологической науки - изучение личности.

Возможны удачные случаи самотерапии, самостоятельного осмысления и преодоления тяжелых душевных недуг, когда научный и житейский психологи как бы совмещаются в одном человеке.

Типичный пример . М.М.Зощенко в "Повести о разуме" проводит психологический анализ источников собственного личностного кризиса. Он подробно исследует варианты скрытого содержания аффектогенных символов, сновидений и состояний (протянутая рука нищего, рев тигра, отвращение к еде и т. д.), затем постепенно определяет (не "вспоминает", а именно, определяет) перенесенную в раннем детстве травму, и, благодаря ее сознательному освоению, достигается самоизлечения. Найденные им и проведенные на себе приемы обогащают персонал психотерапии.

Нередко различные терапевтические приемы содержат в своей основе житейские эмпирические правила управления поведением и лишь затем получают выражение в теоретических понятиях.

Возможный пример . Широко известная закономерность: чрезмерное желание, стремление к какой-либо цели препятствует ее достижению. Так, австрийский психолог В.Франкл считает многие невротические расстройства - случаи заикания, нарушения моторики и т. п. (при объективной сохранности двигательной сферы) следствием именно гипернаправленности человека, мешающей преодолеть недуг. Предложенный им терапевтический прием основан на житейском правиле - "бороться с врагом его же оружием": следует пожелать как раз того, от чего на самом деле человек хочет отказаться и чем, к несчастью обладает. Один из пациентов Франкла, по профессии бухгалтер, страдал судорогами мышц руки и очень плохо писал. Профессиональная непригодность привела его к крайне тяжелому общему состоянию. Выход же оказался неожиданным: пациента попросили написать что-нибудь как можно хуже, т. е. показать, что он может нацарапать такие каракули, которые никто не сможет разобрать, - и человек излечился от недуга. Затем этот прием был обобщен в теоретическом понятии "парадоксальной интенции (стремления)".

Интересны влияния научных понятий и концепций на житейские представления людей о своей психической жизни. Средствами такого представления стали, в частности, некоторые понятия психоанализа (аффективный "комплекс", "архетип", "внутренняя цензура" и др.), термины, предложенные для описания эмоциональной сферы ("стресс") защитных механизмов личности ("компенсация", "замещение", "рационализация", "вытеснение"). Попадая в разговорную речь, эти термины получают содержания, не всегда относящиеся к их первоначальному смыслу, но они оказываются эффективными средствами осмысления и даже открытия (построения) человеком собственных индивидуальных средств.

Следует отметить, что научный психолог подчас профессионально должен становится психологом житейским, подготовка к работе с некоторыми методами диагностики личности, обучения правильной и полной интерпретации результатов занимает около двух-трех лет. Практика проведения психологических экспериментов является подчас тонким искусством, требующим мастерства и интуиции.

Наконец, существуют и такие психологические тесты, где грань между научной и житейской психологией трудно установить. Так, в руководствах по деловому общению даются конкретные практические советы по адекватному социальному поведению, взаимодействию с другими людьми, которые делают контакты успешными. С одной стороны, это своего рода "учебники" житейской психологии, с другой - систематический перечень результатов, дающий материал для научного исследования.

Таким образом, положение психологической науки определяется ее двумя разнонаправленными традициями. Первая из них - стремление стать естественнонаучной дисциплиной, вторая - занять место житейской психологии. Обе эти цели непостижимы, но каждая из них порождает свои конкретные задачи.

С одной стороны, по сравнению с житейской психологией, научная представляет собой специальную дисциплину, обладающую понятийным и методическим аппаратом для изучения психической жизни человека, законов ее организации и развития. Точность и регулярность фиксации получаемого опыта, возможность строгой проверки и направленного воспроизводства сближают ее с естественными науками.

С другой стороны, психологическая наука имеет особенности, связанные со спецификой объекта изучения - его способностью к внутреннему отражению своих состояний. Обыденные представления человека о себе, являясь средствами и результатами разрешения реальных жизненных задач, могут быть устойчивыми и существовать независимо от их научных объяснений. Гуманитарный аспект психологии заключается не только в изучении, но и в практике создания этих представлений как способов преодоления конфликтных ситуаций, осмысления и продуктивного развития жизненного опыта.

Научная и житейская психология, сохраняя принципиальные различия, вступают в необходимые взаимные связи. Психологическая наука, развитие которой можно, вслед за Л.С.Рубинштейном, представить в виде пирамиды, сильна своим основанием. Житейское осмысление разнообразной психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки, и является, напротив, постоянным источником ее жизнедеятельности. Вместе с тем, научные достижения активно проникают в обыденную жизнь, предлагая новые, эффективные средства запоминания ее законов, воспитания и развития личности.

Научная психология в целом - это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека.