Главная · Болезни желудка · Орган который управляет работой всех остальных органов. Задачи: Познакомить учащихся с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств. Развивать устную речь, логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, делать выво

Орган который управляет работой всех остальных органов. Задачи: Познакомить учащихся с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств. Развивать устную речь, логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, делать выво

Организм человека является совокупностью слаженно работающих органов. Органы выделен в системы, которые осуществляют одинаковые функции. Для того, чтобы контролировать слаженную работу всего организма, необходима регуляция. У человека самой важной является нейрогуморальная регуляция.

Гуморальная регуляция

Представлена эндокринной системой. Состоит из желез внутренней секреции. Они выделяют гормоны, влияющие на функции определённого органа и системы. Есть гормоны, действующие на:

  • сердечно-сосудистую;
  • выделительную;
  • пищеварительную и другие системы.

Гормоны могут повышать или угнетать функции органов, контролируя их. Они переносятся кровью по всему телу и могут попадать в любой орган, где есть кровеносные сосуды. Гормоны воздействуют на рецепторы к нервной системе. Они есть на каждом органе.

Нервная регуляция

Производится нервной системой. У человека к ней относится:

  • головной мозг;
  • спинной мозг;
  • нервы.

Любой орган тела имеет нервные окончания. Они могут возбуждаться или тормозить работу. Через них посылаются импульсы, которые заставляют определенный орган двигаться, сокращаться, выделять какие-либо ферменты или наоборот уменьшать активность.

Связь между ними

Взаимосвязь заключается в работе гипоталамо-гипофизарной сети. Гипофиз и гипоталамус - это части головного мозга. При этом, они являются железами. Гипоталамус синтезирует и передает гипофизу главные гормоны организма. Они воздействуют на системы органов усиливая или уменьшая их работу. Возбуждение нервной системы в таком случае стимулирует выработку гормонов, а гормоны, достигая своей цели стимулируют нервную систему. При этом, эффект от нервной системы мгновенный. Импульс быто приходит и исчезает. А гормоны действуют медленно. Их эффект сохраняется длительное время. Это позволяет наиболее полноценно контролировать все процессы и поддерживать гомеостаз внутренней среды.

Итак, работой всех органов в организме управляет две слаженно работающих системы - нервная и эндокринная. При нарушении в работе одной их них, страдает работа всего организма.

Урок по предмету «Человек и мир» в 3 классе

Тема: Головной мозг – главный орган, который управляет работой всех остальных органов

Цель: содействовать осознанию учащимися необходимости выполнения правил, обеспечивающих сохранение здоровой нервной системы, воспитанию потребности в их выполнении в повседневной жизни.

Задачи :

    формировать элементарное представление о нервной системе человека, о том, как работает головной мозг, расширить представление учащихся о гигиене умственного труда;

    обеспечить опыт участия третьеклассников в установлении и обосновании правил сохранения здоровой нервной системы;

    Продолжить развитие умений устанавливать и объяснять причинно-следственные связи, формулировать выводы, самостоятельно работать с учебным пособием;

    Создать условия для плодотворной коммуникации учащихся, формирования умения слышать друг друга, помогать друг другу в выполнении заданий.

Оборудование : карточки с заданиями, слайды мультимедиапрезентации, карточки со словами.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Я прошу улыбнуться тех, кто пришел с хорошим настроением;

Я прошу поднять руки тех, кто готов узнать что-то новое;

Хлопните в ладоши те, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать;

Сядьте те, кто готов к новым исследованиям.

Итак, приступим к работе.

2. Актуализация знаний

Какое домашнее задание вам было задано? (подготовить ответы на вопросы к статье «Как человек воспринимает окружающий мир»)

Фронтальный опрос «Назови органы чувств»

Назовите орган зрения;

Органом слуха является ….;

Назовите орган осязания;

Язык – это орган …….;

Органом обоняния является ….

Итак, с помощью чего человек познает окружающий мир?(с помощью органов чувств )

Работа в тетрадях, выполнение теста

А сейчас проверим, как вы усвоили этот материал. Для этого откройте свои тетради на с. 70, выполните задание №2, № 4 на с 71. Задания вы выполняете самостоятельно. (2 человека выполняют задания на листах).(Приложение 1)

Проверка выполненных заданий: №2- по ключу (на доске: 1- глаз, 2 –кожа, 3-ухо, 4-нос, 5- органы чувств) (Приложение 2) , №4 – зачитывают учащиеся (1 уч. – 1 предложение) Учащиеся обмениваются тетрадями, взаимопроверка (правильно, самостоятельно, без ошибок). Учащиеся, которые выполняли задания на листах, проверяют свои работы сами, вывешивают на доску, затем проверяет учитель, задается дополнительный вопрос (карточку с вопросом выбирает учащийся) самооценка, оценка учителем.

3. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о том, как устроено наше тело. Давайте вспомним и назовем основные внутренние органы человека (на основе слайда ).

В организме человека все органы важны, и жить человек не сможет без любого из них. Без дыхания, пищи долго не проживешь. Без скелета человек будет совсем бесформенным, без мускулов застынет как статуя, ни шагу не сделает. Но как вы думаете, кто или что управляет всеми вашими органами? Если бы я спросила у вас: «Кто управляет вашим телом?». «Конечно же, я сам», - ответили бы вы. Но не все процессы вы можете контролировать самостоятельно. Вы не можете приказать сердцу биться быстрее, заставить свой желудок переваривать пищу. Обычно вы не замечаете, как моргаете и дышите. Ваш организм – это сложный механизм, состоящий из множества частей. Но есть орган, который действительно называют главным, потому что он управляет работой всех остальных органов человека, обеспечивает их согласование и взаимодействие. Как вы думаете, о каком органе идет речь?(ответы детей ). Да, это мозг. Ведь не зря говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, а мозг».

Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Тема нашего урока: «Мозг – главный орган человека, который управляет работой всех органов».

Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня постараемся найти ответы?(ответы детей )

Сегодня на уроке мы узнаем:

Почему мозг называют главным органом?

Что составляет нервную систему человека?

Подумаем,

Как вы думаете, зачем нам знать о роли мозга в нашей жизни?

4. Объяснение нового материала

Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 112. На этом рисунке изображена нервная система. Давайте посмотрим, из каких частей состоит нервная система(головной мозг, спинной мозг и нервы )

Где находится головной мозг? Потрогайте свою голову. Что вы нащупываете? (ответы детей ). Мозг находится в крепкой костяной защите.

Где находится спинной мозг? (ответы детей ). Вместе головной и спинной мозг образую центральную нервную систему. Как вы думаете, почему такое название?

Что отходит от головного и спинного мозга? (нервы) . Да, от головного и спинного мозга отходит густая сеть нервов. Если все нервы одного человека соединить в единую нить, то ее длина будет в 3 р. больше расстояния от Земли до Луны. Это словно телефонные провода, которые подходят к каждой мышце, каждому органу и связывают их с головным мозгом. Таким образом, нервная система соединяет все части организма в единое целое и руководит его работой.

Первичное закрепление.

- Еще раз посмотрите на рисунок. Что составляет нервную систему человека?(на доске или слайде появляется начало опорного конспекта. Учащиеся строят с помощью карточек со словами составляющие нервной системы.). (Приложение 3)

Как же работает эта система?

По одним нервам информация от органов чувств, как ток по проводам поступает в головной мозг. Головной мозг – наш главный компьютер- расшифровывает эту информацию и принимает решение. По другим нервам его команды двигаются к рабочим органам или мышцам нашего тела. А органы или мышцы начинают выполнять команду нашего мозга.(Рассказывает подготовленный ученик )

Например, глаза увидели красный свет светофора(слайд ). Эта информация по нервам пришла в головной мозг. Он принял решение: «Остановись!» и отдал команду мышцам ног прекратить движение.

Вот так работает наша нервная система. Ей подчиняются все органы и мышцы. Но нервная система состоит из ….(Учащиеся, опираясь на рисунок в учебнике, еще раз называют составляющие нервной системы )

Так почему головной мозг называют главным органом? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте на с.112 второй абзац текста. Найдите одно предложение, которое даст ответ на наш вопрос. (Ответы детей )

5. Физкультурная пауза

6. Работа в группах.

Как вы думаете, ребята, а устают ли клетки головного мозга? (Ответы детей ). Если мы хотим быть здоровыми, следует заботиться о своей нервной системе

Поищем ответ в статье нашего учебника на с 113-115, которая так и называется. А потом вы выполните задания, которые достанутся каждой микрогруппе.(Учащиеся читают статью, у каждой микрогруппы карточка с заданием . (Приложение 4)

Проводится анализ выполненных заданий, оценка, взаимооценка)

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Какова была тема нашего урока? О чем мы с вами говорили? Над чем работали?

Вернемся к задачам, которые стояли перед нами. Мы их выполнили?

Что было самым трудным для вас?

Что было самым интересным?

Что вам помогло?

Наша работа была плодотворна, вы хорошо поработали, молодцы. За работу на уроке получают отметки учащиеся

Приложение 1

Ответь на вопросы.

    Какой орган определяет, что машина едет впереди автобуса?___________

    Какой орган узнает, что котенок пушистый?____________

    Какой орган слышит, как вы говорите добрые слова?___________

    Какой орган может ощутить запах газа?____________

    Какими двумя словами называются все эти органы? ___________________________

Отметьте знаком + те правила, которые вы будете выполнять, чтобы сохранить хорошее зрение.

    Защищать глаза от грязи и пыли.

    Делать гимнастику для глаз

    Употреблять в пищу продукты, богатые витамином А.

    Сидеть у компьютера не более 10 – 15 минут

    Поменьше проводить времени перед телевизором

Приложение 2

    Глаз

    Кожа

    Органы чувств

Приложение 3

Приложение 4

После школы хорошо сразу же сесть за выполнение уроков. ________

Запишите пропущенные слова

Главное правило – выполнение _____________ дня.

После уроков нужно гулять на свежем воздухе.

Сон дороже лекарства.

    Согласны ли вы с утверждениями? Запишите «Да» или «Нет».

Хорошее настроение укрепляет нервную систему.________

Запишите пропущенные слова

После уроков нужно погулять на__________________________________.

Объясните, почему необходимо выполнять следующие правила.

Во время выполнения домашнего задания не следует слушать музыку или смотреть телевизор.

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

Чем крепче сон, тем ярче мысли.

    Согласны ли вы с утверждениями? Запишите «Да» или «Нет».

Перед сном следует хорошенько покушать. _______

Запишите пропущенные слова

Надо всегда хорошо ________________, потому что ________ - отдых для нервной системы.

Объясните, почему необходимо выполнять следующие правила.

смотреть телевизор.

Лучший отдых для нервной системы – это сон.

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

Хорошо позанимался – хорошо отдохни.

Органы чувств человека: основные органы, за что отвечают, как связаны с мозгом. Правила гигиены.

Благодаря наличию органов чувств мы можем без затруднений адаптироваться в окружающем нас мире. То, что дается от рождения и присутствует у нас всю жизнь мало цениться, и если вдруг по какому либо несчастному случаю, мы лишаемся одного или нескольких чувств — мы лишаемся частички себя. К сожалению, нас не всегда с детства рассказывают о том насколько это важно, но если вы читаете эту статью, значит, вы, как и мы решили заботиться о самом важном в мире — о своем организме!

Давайте на секунду задумаемся о своих ощущениях:

  • Закройте глаза и представьте, как живут люди, которые не имеют такого природного дара;
  • Представьте, что вы не слышите, запахав еды, аромата цветов и восхитительных ароматов любимых членов семьи;
  • Задумайтесь, если бы вы больше не смогли ощутить вкус любимого блюда, напитка;
  • Представьте, что вы погружаете руку в воду, она начинает покрываться волдырями, но вы не понимаете почему.

И это лишь малый перечень того, какие ограничения испытывают люди, у которых плохо работают или вовсе не работают некоторые органы чувств.

Что такое органы чувств человека?

Органы чувств человека это те самые органы при помощи, которых человек взаимодействует с окружающим миром. При помощи органов чувств человек может осознавать, что ожидает его в тот или иной момент при соприкосновении с окружающим миром, познавать его и получать наслаждение от жизни.

Сколько основных органов чувств у человека и сколько всего органов чувств?

В настоящее время учеными утверждено шесть чувств человека, но постоянно ведутся споры о том, что чувств у человека намного больше и это лишь сжатое понятие.

В перечень органов чувств человека входят:

  • Уши (благодаря ушам мы слышим звуки, а также вибрации);
  • Глаза (благодаря глазам мы видим);
  • Язык (благодаря этому органу мы ощущаем вкус и температуру всего что поглощаем);
  • Нос (нос помогает нам слышать запахи и ароматы);
  • Кожные покровы (они предоставляют тактильные ощущения, осязание, чувство боли и температуры окружающего мира);
  • Вестибулярный аппарат (благодаря этому органу чувств мы осознаем свое место в пространстве, сохраняем равновесие и ощущаем вес, положение).

5 основных органов чувств — вкус, зрение, слух, осязание, обоняние: их основные функции и значение

В этом разделе хотелось бы уделить внимание каждому из органов чувств по отдельности и выделить их значимость для жизни человека.

Глаза . При помощи зрения мы получаем в среднем около 90% информации. Зрачки, при помощи которых мы видим, закладываются еще в эмбрионе и продолжают развиваться до самого рождения непосредственно связанными с мозгом.

Зрение, а точнее зрительный анализ состоит из нескольких функций:

  • Глазные яблоки;
  • Зрительные нервы;
  • Подкорковые центры;
  • Высшие зрительные центры в затылочных зонах.

Представляете, какой долгий путь проходит сигнал за одно мгновение, чтобы мы видели и обрабатывали информацию в реальном времени без задержек? Как быстро глазные яблоки, распознав сигнал, передают его в мозг, а мозг моментально анализирует и выдает реакцию от увиденного.

Помимо этого глазные яблоки идеальный и уникальный в своем роде оптический прибор. Благодаря этому мы можем видеть на различных расстояниях, а также умеем видеть как всю картину в целом (например, комнату) так и мельчайшую деталь (например, царапину на мебели).

Принцип работы глаз весьма прост и в то же время весьма сложен: свет, проходя через роговицу глаза, преломляется и преломленный проходит через хрусталик, где вновь преломляется и стремиться к стекловидному телу, где сходится в фокусе на сетчатке глаза. Звучит сложно, но это необходимо знать, чтобы понимать, что острота зрения напрямую зависит от роговицы и хрусталика, а точнее их возможности в идеально преломлять свет.

Но и это не все! Глаза благодаря мышцам расположенным в них умеют двигаться в разные стороны, что значительно увеличивает скорость зрения, а также снимает нагрузку с позвоночника.


Органы вкуса . Этот орган отвечает за вкусовые рецепторы, благодаря которым человек может оценить пищу, которую он употребляет. Это защищает человека при приеме испорченных продуктов, позволяет насладиться новыми и хорошо знакомыми вкусами, а также сообщает головному мозгу наиболее приемлемые вкусы, а следовательно, в последствии мозг сигнализирует какую именно пищу он желает употребить.


Существует заблуждение, что за вкус отвечает язык, но почему то забывают рассказать о том что специальные соски и луковицы расположены не только на языке, но и на небе, надгортаннике, а также на верхней части пищевода.

Интересный факт: язык разделяется на несколько зон, которые определяют наилучшим образом тот или иной вкус. Но даже если зона не отвечает за данный вкус, это не значит что она его не почувствует, просто не настолько ярко. Пример: боковые дуги языка наиболее ярко ощущают горькое, но это не значит что остальной язык, небо и гортань не почувствуют перец.

Стоит обратить внимание, что органы вкуса тесно взаимосвязаны с органами обаяния. При простудных и вирусных заболеваниях вкусовые привычки могут значительно меняться и то, что доставляло наслаждение, может вызывать стойкое отвращение. После выздоровления ситуация стабилизируется и вернется в прежнее состояние.

Уши . Считается, что сложнее всего адаптироваться в мире людям, у которых сложности со зрением и слуховым аппаратом. Действительно, в нашем стремительном мире достаточно сложно прожить без острого слуха и поэтому важно тщательно заботиться о том, что дала нам природа.

Ухо состоит из трех взаимосвязанных частей: наружное, внутреннее и среднее. Наружное это знакомая всем раковина, которая так же индивидуальна у всех, как и отпечатки пальцев. Оно отвечает за локализацию звука, а также четко определяет источник звука.


В наружном проходе, которое идет от наружного уха к внутреннему органу, расположены сальные железы, которые вырабатывают ушную серу. Именно она, постоянно выходя наружу предотвращает засорение внутреннего уха. За ней следует барабанная перепонка, реагирующая на звуковые колебания. Далее следует барабанная полость — основа среднего уха. В этой полости расположились молоточек стремя и наковальня соединенное в единое целое. После них расположена улитка и полукруглые каналы, которые отвечают за равновесие.

Итак, слуховые волны ловятся наружным ухом, перемещаются в барабанную перепонку, с нее к трем слуховым косточкам и далее в улитку, от улитки идет раздражение к слуховому нерву и мозг воспринимает услышанное.

Органы осязания . Большинство даже не осознает, какую важную роль выполняет данная функция организма. Насколько нам важно понимать мы соприкасаемся с горячим или холодным, с гладким, шероховатым, мягким или твердым. Именно тактильные ощущения приносят эндорфины (гормоны радости) при соприкосновении с любимым человеком. Прикосновение к любимой вещи, животному и даже внешнему миру может сказать нам не меньше чем зрение! Обратите внимание что дети, у которых еще не накопилось достаточно жизненного опыта ко всему прикасаются и именно через прикосновение изучают мир и набираются того самого опыта.


Но стоит обратить внимание, что кожные покровы (именно они выступают органами осязания) исключительно «ловят» сигналы и передают их в мозг, а мозг уже проанализировав, сообщает о том, что почувствовали наши пальчики.

Нос или органы обоняния . В носовых ходах небольшую часть занимают обонятельные клетки. По форме клетки напоминают множество мельчайших волосков и при движении они улавливают тонкости всевозможных ароматов и запахов. Как и в случае осязания клетки обоняния ловят ароматы и передают сигнал в мозг, который уже обрабатывает информацию. Передаются сигналы таким образом: обонятельные клетки улавливают аромат и через ольфакторные нити и луковицы передают в центры головного мозга. Обоняние может временно притупляться при вирусно-респираторных заболеваниях и восстанавливаться в течение нескольких дней после выздоровления. В ином случае необходима помощь врачей.


Язык — какой орган чувств?

Язык, вместе с гортанью, небом и остальными частями ротовой полости относиться к органам вкуса. Детальнее об органах вкуса мы разобрали в разделе выше.


Какие органы чувств у человека отсутствуют?

У многих людей возникает вопрос, какие же органы чувств у человека отсутствуют? Для фантастов это просто благородная почва для создания супергероев или напротив злодеев. Мы выделили самые популярные органы чувств, которые отсутствуют у человека, но если бы они были, человеку жилось на порядок комфортнее.

  • Возможность улавливать ультразвуки — уникальный дар летучих мышей;
  • Четкое зрение в темноте — возможности кошек и не только восхитительны!
  • Электрорецепторы которыми одарены скаты и акулы;
  • Боковая линия рыб — идеальная чувствительность в пространстве что способствует как выживанию, так и охоте;
  • Термолокаторы которыми одарены змеи.

Это лишь малый перечень возможностей окружающего мира, которыми нас природа не одарила или же мы их утратили в процессе эволюции.

Органы чувств и головной мозг, нервная система: как взаимосвязаны?

Каждый орган чувств напрямую связан нервными окончаниями с головным мозгом и непрерывно подает сигналы. Мозг в свою очередь анализирует сигналы и выдает готовую информацию. Стоит обратить внимание, что мозгу крайне редко передается сигнал лишь одного органа чувств и чаще всего комплексно. Так, например, ребенок заходит на кухню и видит еду (зрение), слышит голос мамы «Садись кушать», ощущает аромат пищи, садясь за стол соприкасается со столовыми предметами (сигнал о том что сейчас будет поступать пища), и к моменту когда мама поставит тарелку на стол ребенок, скорее всего, знает какое блюдо будет на вкус.

Как органы чувств помогают человеку ориентироваться в мире?

Видели вы новорожденного котенка, как он тыкается в разные стороны, не понимая еще как ориентироваться в пространстве. Так и человек без органов чувств перемещался бы в пространстве не понимая где он и как добраться до нужного места, что нужно сделать чтобы не попасть в беду.

Например, чувство равновесия помогает человеку понимать, где земля, а где небо даже в комнате без единого окна. Также человек четко ориентируется благодаря этому чувству в пространстве, передвигаясь в желаемое направление без травм.

Органы слуха помогают услышать не только разговоры с семьей, но и звук движущегося транспорта, бегущего животного и т.д. Проанализировав данный звук человек может верно сориентироваться даже если он еще не видит данный объект.

Зрение в современной жизни один их ключевых органов чувств, ведь наш социум создан таким образом, что 99% информации мы получаем визуально. Согласно статистики люди с нарушениями зрения ограничены в современном мире наиболее сильно.

Благодаря осязанию и обаянию человек не только испытывает наиболее яркие и приятные эмоции, а еще может защититься от опасностей нашего мира. Так например отталкивающие запахи нам сигнализируют о том что пища уже не пригодна для употребления до того момента как попадет на язык. Запах дыма, гари зачастую спасает людей от пожаров и позволяет быстро потушить или покинуть помещение на стадии возгорания.

Правила гигиены основных органов чувств

Для того чтобы органы чувств служили нам верой и правдой долгие годы мы должны ответить им заботой и регулярным уходом. Ниже мы приводим основные правила гигиены для органов отвечающих за чувства.

  • Орган осязания: все наши кожные покровы нуждаются в ежедневной очистке (душ или ванна), по необходимости увлажнении и питании. Особое внимание стоит уделять ладоням и ступням, так как именно на их покровах расположено максимальное количество рецепторов передающих важнейшую информацию головному мозгу;
  • Орган обоняния: по мере необходимости требуется выполаскивать и вычищать носовые полости от загрязнения и выделяемых организмом веществ. В случае заболевания лечить согласно рекомендаций врача;
  • Органы вкуса: ротовая полость нуждается в ежедневной очистке зубов, по необходимости чистки стоматологическими нитками, а также полоскания ротовой полости утром и вечером, а также после каждого приема пищи;
  • Органы слуха: если в ушах нет проблем, то чистка наружного уха должна производиться после мытья готовы ватными тампонами или специальными палочками. В остальных случаях по мере необходимости необходимо вычищать серу, но исключительно на входе в ухо, глубже, как и ушные пробки должен вычищать исключительно врач ЛОР;
  • Глаза: вместе с кожными покровами глаза необходимо умывать утром и вечером, в случае ношения контактных линз — очищать их согласно инструкции. По мере возникновения слезоточивости, жжения или других неприятных ощущениях в глазах рекомендуется незамедлительно обращаться к врачу.

Видео: Что управляет нашими органами чувств: анатомия человека?