Главная · Болезни желудка · "Непростая история": как развиваются российско-японские отношения. Взаимоотношения в советское время Дипломатические отношения с японией были установлены в

"Непростая история": как развиваются российско-японские отношения. Взаимоотношения в советское время Дипломатические отношения с японией были установлены в

(Выступление на I научно-практической конференции Ассоциации японоведов
«Российско-японские отношения на современном этапе: будет ли качественный сдвиг?»,
14 ноября 2008 года)


Довольно широко распространено мнение, что отношения России и Японии не способны преодолеть историческую инерцию взаимного недоверия, сконцентрированного и поныне вокруг проблемы территориального размежевания, и потому обречены на довольно низкий уровень развития.

Отдельные достижения в сфере торгово-экономических связей, например, вспыхнувший в последнее время интерес японских автомобильных компаний к созданию сборочных заводов на российской территории, а также готовность Токио закупать в растущих объемах российские нефть и газ, как считается, общей картины в целом малого экономического взаимодействия двух стран не меняют. А уж, если торгово-экономическое сотрудничество не велико, то о других сферах и говорить нечего.

Однако для того, кто обладает полной и объективной информацией о динамике развития российско-японских связей, очевиден упрощенческий характер вышеприведенных оценок.

За короткий период, начиная по сути дела с лета 1997 года, когда премьер-министр Японии Рютаро Хасимото выступил с новой доктриной «по улучшению японо-российских связей с целью установления нового сотрудничества между двумя странами»; удалось создать новые отношения, которые по широте, глубине и интенсивности контактов не имеют аналогов во всей истории взаимодействия России и Японии.

Московская декларация, подписанная 13 ноября 1998 г. Президентом Б.Ельциным и премьер-министром К.Обути, поставила в качестве важнейшей задачу установления между двумя странами «долгосрочного созидательного партнерства на базе принципов доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы и тесного экономического сотрудничества». Можно с полным основанием утверждать, что эта задача решается и хотя порой не без труда, но вполне конкретно. Не случайно, через четыре года в январе 2003 г. Президент В.Путин и премьер-министр Дз.Коидзуми, принимая российско-японский План действий, констатировали тот факт, что российско-японские связи «достигли самого высокого за всю историю их развития уровня».

Почему это стало возможно?

После распада Советского Союза в Японии не спешили делать окончательные выводы о том, по какому пути пойдет развитие России. Потребовалось более пяти лет, прежде чем японская политическая элита определилась - изменения в России приняли необратимый характер, ныне Россия разделяет общие с Японией и другими западными демократиями ценности. Успех преобразований в России отвечает интересам всего демократического международного сотрудничества, включая Японию. Россия принята в «клуб» развитых государств и для Японии появляется немало полезного от взаимодействия с Россией в рамках «восьмерки».

Во-вторых, в условиях формирования после холодной войны новой конфигурации международных отношений, появилось осознание важности иметь в лице России серьезного партнера в мировых делах, в том числе в целях реализации стратегической внешнеполитической цели повышения роли Японии на международной арене, а также в интересах обеспечения стабильности и безопасности, прежде всего в наиболее чувствительном для японских интересов регионе Северо-Восточной Азии.

В-третьих, стало очевидным, что в отличие от эпохи холодной войны, когда Япония воспринимала Советский Союз как угрозу, в т.ч. и военную, своим национальным интересам, теперь оснований для подобных опасений не существует. С 1997 года из аналитических прогнозов Управления обороны Японии был снят тезис о «потенциальной угрозе со стороны России».

В-четвертых, в японских деловых кругах по мере осуществления в России экономических реформ и становления рыночной экономики усиливалось внимание к новым перспективам японо-российского сотрудничества в экономической сфере.

Наконец, было признано нецелесообразным жестко ставить развитие с Россией в практических областях в зависимость от решения территориальной проблемы на японских условиях. В российско-японском Плане действия подчеркивается намерение стран искать взаимоприемлемое решение проблемы, заключения мирного договора, поддерживая в двусторонних отношениях атмосферу взаимопонимания, доверия и широкого взаимовыгодного сотрудничества по различным направлениям.

Россия в не меньшей степени, чем ее вечный сосед - страна Восходящего солнца, заинтересована в том, чтобы иметь в лице Японии надежного, дружественно настроенного партнера. Это позволяет более успешно, с меньшими затратами решать проблемы обеспечения безопасности, стабильности, экономического и социального развития своих дальневосточных районов, более уверенно вести дело к активному подключению России к интеграционным процессам в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Совпадение, схожесть или параллельность стратегических замыслов Москвы и Токио реализовались на многих конкретных направлениях.

Регулярным, плотным и насыщенным стал график визитов и встреч на высшем уровне, а также по линии глав внешнеполитических ведомств. Напомним, за всю предыдущую историю отношений между двумя странами вплоть до 1992 года лишь однажды, в апреле 1991 года, состоялся визит в Японию высшего руководителя СССР, а министр иностранных дел посещал Токио всего три раза.

Успешно развивается взаимодействия двух стран на международной арене, поскольку позиции по многим актуальным проблемам мировой политики близки. Это касается ближневосточного урегулирования, иранской ядерной проблемы, ядерной проблемы на корейском полуострове» глобальных экономических проблем, разоруженческой тематики, признании сторонам центральной роли ООН в решении глобальных и региональных проблем современности.

Налажен устойчивый диалог между оборонными ведомствами» что было немыслимо в эпоху холодной войны. За короткий срок российско-японские контакты и обмены по венной линии, начав фактически с «нуля», достигли уровня, когда не вызывает сенсации участие военных кораблей военно-морских «сил самообороны» Японии в учениях Тихоокеанского флота России. Регулярно проводятся совместные учения по поиску и спасению на море с участием кораблей и авиации двух стран. В 1999 году между Министерством обороны России и Управлением обороны Японии был подписан Меморандум о развитии диалога и контактов, в котором закрепляется договоренность осуществлять интенсивные регулярные контакты на всех уровнях и в самых разных формах. Ранее японская сторона подписывала документы такого рода только с США - своим стратегическим военным союзником.

Поддерживаются устойчивые контакты между погранслужбой России и японским Управлением безопасности на море, включая взаимодействие в преследовании браконьерских судов й судов-нарушителей. Налажены обмены между правоохранительными и таможенными службами.
Россия и Япония стали союзниками-партнерами по антитеррористической коалиции. В соответствии с совместным заявлением по борьбе с терроризмом проводятся соответствующие двусторонние консультации, осуществляется совместное противодействие наркоугрозе, исходящей из Афганистана.

По мере выхода японской экономики из рецессии и в связи с энергичным экономическим ростом России на рекордные показатели вышла двусторонняя торговля. С 2003 года товарооборот вырос в 5 раз и в 2007 году составил 20 млрд.долл. - прирост по сравнению с 2006 годом - 65%. На. конец 2007 г. объем накопленных японских инвестиций в России превысил 3 млрд.долл. Прямые японские инвестиции в российскую экономику достигли 323 млн.долл.

На российском рынке приступили к работе крупнейшие японские кредитно-финансовые учреждения; банки «Токио-Мицубиси - ЮЭФ Джей», «Мидзухо», инвестиционные компании «Номура секэн» и «Дайва секэн».

В декабре 2007 года под Санкт-Петербургом начал выпуск автомобилей модели «Камри» автозавод компании «Тоета». Идет строительство автозаводов фирмами «Нисан», «Судзуки», «Исудзу». Планируют организовать производство в России компании «Мицубиси моторе» и «Комацу». Российские компании Транстелеком и Ростелеком совместно с японскими фирмами «Энтити» и «Кэй Ди Ди Ай» реализуют совместные проекты по расширению информационных потоков через территорию России в Европу.

Осуществляется взаимодействие в реализации нефтегазовых сахалинских проектов. В 2006 г. начались поставки нефти с Сахалина в Японию, которые в 2007 г. составили 6,8 млн.тонн на сумму в 3,7 млрд.долл. В конце текущего года начнутся поставки на японский рынок СПГ, объемы которых планируется довести до 7,5-8 млн.тонн ежегодно, что составит 8,5% всего объема СПГ, импортируемого Японией.

Японские компании проявляют интерес к подключению к реализации второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Летом 2007 года японское правительство выступило с инициативой по налаживанию японо-российского взаимодействия в регионах российского Дальнего Востока и Восточной Сибири по восьми направлением: энергетика, транспорт, связь, охрана окружающей среды, здравоохранение и медицина, совершенствование торгово-инвестиционного климата, развитие межрегиональных обменов. Налаживание такого взаимодействия может внести существенный вклад в реализацию принятой в августе 2007 года Правительством России Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Многократно возросли контакты и объемы между общественностью двух стран. На регулярной основе проводятся масштабные фестивали культуры - японской в России и российской в Японии.

Думается, вышеприведенная, впрочем, далеко не полная, картина российско-японских связей позволяет делать вывод о том, что отношения России и Японии не только сопоставимы, но по ряду важных параметров превосходят уровень отношений Москвы со многими крупнейшими государствами мира и имеют неплохие перспективы дальнейшего роста.

Вместе с тем было бы неоправданным не видеть и те объективные и субъективные проблемы, которые сдерживают и даже тормозят поступательное движение.

Хотя цифры товарооборота впечатляют, с соседним Китаем Япония торгует в 10 раз больше - на 238 млрд.долл. в год. Столь же велика и разница в отношениях японских инвестиций в китайскую и российскую экономики, В общем объеме иностранных инвестиций в российскую экономику на японские приходится всего 1,4%.

Со времен Советского Союза не меняется товарная структура российского экспорта в Японию. Как и прежде в нем доминируют цветные и драгоценные металлы, морепродукты, минеральное топливо, лесоматериалы.

В импорте из Японии, которые почти в 2 раза в стоимостном выражении превосходит экспорт, преобладает машинно-техническая продукция -автомобили, дорожно-строительная техника, электробытовые товары, средства связи.

Для Японии Россия - малозначимый экономический партнер. Российская доля в товарообороте Японии не достигает и 1%. Японские деловые круги все еще проявляют немного интереса к работе на российском рынке, специфика которого скорее настораживает, чем привлекает японских бизнесменов.

В свою очередь в России ограничен круг предпринимателей, готовых работать на сложном японском рынке. Нет у них соответствующих навыков, знаний, а главное - терпения, так как для продвижения иностранных товаров в Японию требуются годы настойчивых усилий.

В результате ни в Японии, ни в России нет соответственно «российского» и «японского» лобби в положительном значении этого явления. Иными словами, нет или мало представителей деловых кругов, которые в интересах продвижения своего бизнеса оказывали бы воздействие на политические круги, побуждая их создавать благоприятные условия для их деятельности в стране-партнере. А эти благоприятные условия есть не что иное, как политическое сближение двух стран, урегулирование политических проблем, мешающих в том числе и строительству отношений экономической взаимозависимости.

В этой связи возникает вопрос о том, в какой степени сдерживает движение к масштабному торгово-экономическому сотрудничеству отсутствие мирового договора между нашими странами, что обусловлено японскими территориальными претензиями.

Нередко от японских представителей можно услышать тезис о том, что хотя теперь «нерешенность территориального вопроса не является главным сдерживающим фактором, но все же побуждает японские деловые круги принимать во внимание это обстоятельство».

Аргумент не нов, но не очень убедителен. В 70-е годы прошлого века, когда Советский Союз не признавал наличие в двусторонних отношениях территориальной проблемы, советско-японская торговля бурно росла, и были реализованы крупнейшие экономические проекты, в том числе по освоению ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

Думается, главная причина японской сдержанности в экономических делах с Россией в другом.

В Японии по-прежнему сохраняется настороженное, а порой и критическое отношение к России, далеко не преодолено восприятие России на основе стереотипов эпохи холодной войны. Потому считается преждевременным идти на более глубокое политическое и торгово-экономическое взаимодействие с Москвой с тем, чтобы не попасть в зависимость от России в сфере, например, поставок энергоносителей.

В этой связи наличие территориальной проблемы как нельзя кстати. Это своего рода «регулятор» двусторонних отношений. В период, когда интересы Японии диктуют потребность улучшения отношений с Россией, этот регулятор можно ослабить или на время отложить в сторону. Когда же возникает намерение занять более жесткий курс на российском направлений, то объяснение тому долго искать не придется - территориальная проблема.

Проблема территориального размежевания между Россией и Японией имеет длительную историю обсуждение которой, однако, не в состоянии вывести на вариант ее урегулирования, и она интересна лишь ученым и тем политикам, кто не прочь использовать ее для решения определенных политических задач, а также в целях «разогрева» в известно каком направлении настроений общественности.

В 1956 году не удалось зафиксировать границу между Россией и Японией в международно-правовом плане. Вместе с тем в статье 9 Декларации Советский Союз согласился на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что их фактическое передача Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией.

Советские руководители в последствии не признавали обязательства, зафиксированные в девятой статье. До 2001 года не делало этого и российское руководство. В Иркутском заявлении (25 марта 2001 года) президента В.Путина и премьера Е.Мори зафиксирована договоренность вести переговоры о заключении мирного договора на основе, в том числе и Декларации 1956 года. Это был совершенно логичный, но потребовавший от российского руководства немалого политического мужества шаг - готовность вести переговоры на основе «территориальной статьи» Декларации. Россия - продолжатель Советского Союза, а среди обязательств Советского Союза есть Декларация 1956 года.

Однако, если до этого шага российской стороны, японская сторона настойчиво настаивала на признании Москвой действенности девятой статьи, то когда это свершилось, последовали заявления - «этого недостаточно, т.к. Япония будет обсуждать судьбу островов Хабомаи и Шикотан только в едином пакете с островами Кунашир и Итуруп».

Иными словами, Япония сейчас не рассматривает «территориальную статью» Декларации даже в качестве переговорной базы.

Но другой - юридически обоснованной базы просто не существует.

Следует отметить, что ссылки японской стороны на «обоснованную традиционность подхода - мирный договор только после подтверждения принадлежности Японии четырех островов» не соответствуют действительности. В 1956 году имелась возможность урегулировать проблему по «формуле два острова», но тогда вмешались США, заявившие, что если Токио согласится на два острова, Вашингтон не пойдет на возвращение Японии архипелага Рюкю вместе с Окинавой. Почему американцы тогда действовали таким образом объяснять, видимо, нет необходимости.

Подводим итоги. Стороны сейчас подчеркивают готовность искать взаимоприемлемое решение. Это подразумевает отказ от крайних позиций. Российская сторона такой подход проявила, японская пока нет. Потому по сути дела реальных переговоров по проблеме территориального размежевания не ведется.

Думается, такая ситуация не случайна. Несмотря на кардинально изменившееся за последние годы состояние двусторонних отношений, Россия и Япония «все еще весьма далеки друг от друга». И в России, но в большей степени в Японии отсутствует осознание того, что радикальное улучшение отношений отвечает глубинным стратегическим интересам каждой из стран. Россия и Китай смогли окончательно урегулировать свои территориальные проблемы только после того, как их отношения вышли на уровень стратегического партнерства. Хороший пример для Москвы и Токио. Тем более, что стратегическое партнерство между ними вполне возможно.

Национальные интересы Японии и России не противоречат друг другу, напротив они во многом совпадают, особенно применительно к Азиатско-Тихоокеанскому региону. За исключением территориального вопроса в отношениях двух стран нет, и на перспективу не просматриваются сколь-либо серьезные проблемы.

Что следует делать?

Необходимо последовательно, настойчиво, взаимными усилиями преодолевать психологию недоверия, подозрительности. Пока в общественном мнении обеих стран сохраняется тенденция воспринимать друг друга через призму стереотипов холодной войны, склонность обращаться к негативному, а не позитивному историческому опыту в отношениях между двумя странами.

Еще более актуальна задача решительнее и энергичнее развивать политическое, торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество, создавать прочную сеть отношений взаимодополняемости и взаимозависимости.

Решая вышеизложенные задачи, и формулируя во всех сферах качественно новый характер отношений, стороны будут готовить условия для выхода на заключение мирного договора.

Возникает вопрос - возможно ли развитие российских отношений по вышеуказанному сценарию. Будет ли «качественным сдвиг»?

Полагаю, что серьезный качественный сдвиг в наших отношениях с Японием произошел на рубеже XX и XXI веков, о чем говорятся в представленном докладе. Если имеется в виду «еще более значительный качественный сдвиг», то следует, видимо, признать, что в ближайшей перспективе, это вряд ли возможно.

Гораздо более актуально на нынешнем этапе сохранить то новое, что было достигнуто, не допустить отката, а закрепить это новое в российско-японских отношениях и на этой основе начинать создавать почву для последующего более радикального изменения двусторонних отношений.

Обстоятельства нынешних международных отношений не внушают оптимизма для построения скорых позитивных перемен в российско-японских отношениях. Ухудшение отношения России с США, Европой, мировой экономический кризис - не лучшее время для перспективных прогнозов. К тому же Япония находится в стадии политической нестабильности. Тем не менее, можно с полным основанием исходить из того, что после адаптации международных отношений к новым реалиям, вновь появятся благоприятные условия и для качественного сдвига в российско-японских отношениях.




К началу XXI века российско-японские отношения достигли наиболее высокого уровня за всю историю. Эти отношения активно развиваются в трех сферах: политической, включая вопросы заключения мирного договора; экономической, где приоритет отдается торгово-экономическому сотрудничеству; в сфере международного сотрудничества на двусторонней и многосторонних основах, а также в других практических областях. В Концепции внешней политики России, утвержденной 28 июня 2000 года Президентом В. В. Путиным, говорится, что «РФ выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран» Актуальность темы


Эпоха Российской империи Первые контакты К середине 17 столетия Россия, присоединившая к себе уже большую часть Сибири, выходит к берегам Охотского моря. К этому времени относится первая встреча русских с одним из потерпевших кораблекрушение японцев по имени Денбей, то есть примерно в 1701 году Россия узнала о существовании такой страны как Япония. Денбей был доставлен в Москву и получил аудиенцию у Петра I, после которой в 1705 году Пётр приказал открыть в Санкт-Петербурге школу японского языка, а Денбея назначить её учителем. После этого на государственном уровне организовываются экспедиции по поиску морского пути в Японию, и в 1739 году корабли Шпанберга и Вальтона подошли к берегам провинций Рикудзэн и Ава. Полученные населением от русских серебряные монеты были доставлены в бакуфу, которое в свою очередь обратилось за консультацией к проживавшим в Японии голландцам. Те сообщили о месте чеканки данных монет, и таким образом Япония также узнала о существовании на севере от неё страны «Оросия» (Россия).


Симодский договор Симодский договор между Россией и Японией или Симодский трактат (яп. Нити-ро васин дзё:яку?, «Японско-российский договор о дружбе») первое дипломатическое соглашение между Россией и Японией. Было подписано вице- адмиралом Е. В. Путятиным и Тосиакирой Кавадзи 7 февраля 1855 г. Состояло из 9-ти статей. Главной идеей договора было установление «постоянного мира и искренней дружбы между Россией и Японией». Для русских в Японии вводилась, по существу, консульская юрисдикция. Курильские острова к северу от о. Итуруп объявлялись владениями России, а Сахалин продолжал оставаться как совместное, нераздельное владение двух стран. Для русских кораблей были открыты также порты Симода, Хакодатэ, Нагасаки. Россия получала режим наибольшего благоприятствования в торговле и право открыть консульства в указанных портах. Положение о совместном владении Сахалином было более выгодно для России, продолжавшей активную колонизацию Сахалина (Япония в то время не имела такой возможности из-за отсутствия флота). Позже Япония начала усиленно заселять территорию острова и вопрос о нём начал приобретать все более острый и спорный характер. Противоречия сторон были разрешены в 1875 году с подписанием Санкт- Петербургского договора, согласно которому Россия уступала Японии все Курильские острова в обмен на полноправное владение Сахалином. Дата подписания Симодского трактата с 1981 года отмечается в Японии как «День северных территорий».


Санкт-Петербургский договор Санкт-Петербургский договор 1875 года (яп. Karafuto-Chishima Kōkan Jōyaku?) договор между Россией и Японией, заключенный 25 апреля (7 мая) 1875 года в Санкт-Петербурге. По договору Япония соглашалась передать Сахалин, ранее находившийся в совместном владении, в собственность России в обмен на все 18 Курильских островов. Договор изменил положения Симодского трактата от 1855 года, согласно которому Сахалин находился в совместном владении двух стран. Договор сохранял силу вплоть до 1905 года, когда по итогам русско- японской войны был подписан Портсмутский мирный договор.



Русско-Японская война Портсмутский мирный договор Портсмутский мирный договор (яп. по:цумасу дзё:яку?) договор между Российской империей и Японией, завершивший русско-японскую войну годов. Подписан 23 августа (5 сентября) 1905 года в городе Портсмут, США. С российской стороны договор подписали С. Ю. Витте и Р. Р. Розен, с японской стороны Комура Дзютаро и Такахира Когоро. Портсмутский мирный договор прекратил действие:Союзного договора между Российской империей и Китаем (1896), предусматривавшего военный союз России и Китая против Японии в случае агрессии последней, и Русско-китайской конвенции от 1898 года, дававшей России права аренды Ляодунского полуострова (и Порт-Артура в частности).


Портсмутский мирный договор Переговоры в Портсмуте (1905) слева направо: с русской стороны (дальняя часть стола) Плансон, Набоков, В итте, Розен,Коросто вец; с японской стороны (ближняя часть стола) Адати (нем.), Отиай, Комура (англ.), Таках ира (англ.), Сато.НабоковВ итте РозенКоросто вец Адатинем.Отиай Комураангл.Таках ираангл.Сато


Портсмутский мирный договор состоял из 15 статей. Согласно договору Россия признавала Корею сферой японского влияния, уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, часть ЮМЖД от Порт-Артура до Куаньчэнцзы и соглашалась в статье 12 на заключение конвенции по рыбной ловле вдоль русских берегов Японского, Охотского и Берингова морей. Согласно статье 9 этого договора Россия уступала Японии юг Сахалина. Договор закреплял только коммерческое использование маньчжурских дорог обеими сторонами. Содержание договора


Условия договора были значительно ближе к российской, нежели японской программе мира, поэтому в Японии этот мирный договор был встречен с откровенным недовольством. Европейские державы и США были довольны заключением договора. Франция в связи с германской угрозой стремилась привлечь Россию к урегулированию Марокканского кризиса. Великобритания после ослабления позиций России на Дальнем Востоке рассматривала ее в качестве возможного союзника против Германии. Германия после заключения Бьеркского договора 1905 года надеялась использовать Россию в своих целях. США считали, что добились своей цели остановить продвижение России на Дальнем Востоке, и в то же время сохранить Россию в качестве противовеса Японии. При установлении в 1925 году советско-японских дипломатических отношений советское правительство признало Портсмутский мирный договор с оговоркой, что «СССР не несет за него политической ответственности» После разгрома Японии во Второй мировой войне и ее капитуляции 2 сентября 1945 года Портсмутский мирный договор утратил силу. Позиции заинтересованных сторон после заключения договора


В заключение необходимо отметить, что для резкого поворота в отношениях между двумя странами существовало несколько важных предпосылок. В первую очередь, это общее изменение политики Англии, вызванное обострением англо-германских отношений и повлекшее поворот ее в сторону России. Во-вторых, отказ России от активной политики в Манчжурии и стремление Японии утвердиться не только в Корее, но и в южной Манчжурии. В-третьих, это взаимные интересы Японии и России в Китае, связанные с КВЖД и внешней политикой других держав в отношении Китая. Летом 1907 г. помимо русско-японского договора были подписаны японо- французский и русско-английский договоры, фактически создавшие новую политическую ситуацию в Азии и в Европе. Это стало основой союза Англии, Франции и России, в результате которого Россия преодолела многочисленные проблемы в отношениях с Японией. Их двусторонние отношения обрели прочную базу, создававшую предпосылки для дальнейшего сближения. Итоги




Иностранная военная интервенция в России () военное вмешательство стран Антанты и Четверного союза в Гражданскую войну в России (). Всего в интервенции приняли участие 14 государств. Предыстория Сразу после Октябрьской революции, в ходе которой к власти пришли большевики, был объявлен «Декрет о мире» и, в результате заключенного между ленинским правительством и Германией Брестского мирного договора, советская Россия вышла из Первой мировой войны. 3 декабря 1917 года собралась специальная конференция с участием США, Англии, Франции и союзных им стран, на которой было принято решение о разграничении зон интересов на территориях бывшей Российской империи и установлении контактов с национально-демократическими правительствами. Зоной влияния Англии были назначены Кавказ и казачьи области. Франции Украина и Крым. 1 января 1918 года Япония ввела во Владивостокский порт свои военные корабли под предлогом защиты своих подданных. Попытки советского правительства нормализовать советско-японские отношения оставались безуспешными из-за враждебности Японии. Японская интервенция на Дальнем Востоке


Разведывательное отделение Главного штаба Верховного Правителя в сводке сведений от 21 марта 1919 года сообщало о мотивах внешней политики Японии, как недостаток в стране полезных ископаемых и сырья, необходимых для промышленности и стремлении к завоеванию прочных рынков, побуждавших Японию к территориальным захватам в странах, богатых сырьем и с низким уровнем развития промышленности (Китай, российский Дальний Восток и др.). Согласившись принять участие в борьбе с большевиками, Япония ввела войска и устремилась к захвату Сибири, интенсивно скупая крупные земельные участки, дома, копи, промышленные предприятия и открывая отделения банков для субсидирования своих предприятий. В целях беспрепятственного захвата русского Дальнего Востока Япония стала поддерживать сепаратистские настроения казачьих атаманов. 1 апреля 1919 года разведчики Верховного Правителя докладывают, что «борьба с большевизмом является удачным предлогом для пребывания японских войск на чужой территории, а поддержка атаманов позволяет Японии эксплуатировать сырьевые ресурсы». Историк к.и.н. Н. С. Кирмель пишет со ссылкой на РГВА, что одним из способов завоевания Японией главенствующего положения являлось ведение паназиатской пропаганды «Азия для азиатов» и стремление к расчленению России для создания в будущем «азиатского союза под японским флагом». Неудачи армий Верховного Правителя в 1919 году оказали сильное влияние на дальнейшую японскую политику в отношении русского вопроса: 13 августа 1919 года резидент военно- статистического отделения Приамурского военного округа докладывал, что «вопрос о признании омского правительства в настоящее время в связи с успехами большевиков и непрочного положения колчаковского режима перестал быть предметом обсуждения. Политика Японии в отношении России будет изменена. Япония должна позаботиться о том, как отнестись к большевизму, идущему на Восток



Николаевский инцидент Николаевский инцидент (яп. никоу дзикэн) вооружённый конфликт между красными партизанами, белогвардейцами и частями японской армии, произошедший в 1920 году в Николаевске-на-Амуре. В сентябре 1918 года Николаевск был оккупирован японскими войсками в ходе интервенции Антанты на Дальнем Востоке. В начале 1920-го в городе, кроме русского населения и белых отрядов (ок. 300 человек), был размещён гарнизон численностью 350 человек из состава 14-й пехотной дивизии японской императорской армии под командованием майора Исикавы и проживало около 450 человек японского гражданского населения. В январе 1920 года город осадил крупный красный партизанский отряд численностью 4000 человек под командованием анархиста Якова Тряпицына. 24 февраля японцы заключили с партизанами перемирие, по которому партизаны могли войти в город.


Последствия Штаб Красной Армии передислоцировал на Сахалин лыжный отряд Фомина-Востокова, ранее сыгравший ключевую роль в окружении Николаевска. На Сахалине также была провозглашена власть Советов. Японское правительство использовало Николаевский инцидент для обоснования дальнейшей оккупации Сахалина, оправдывая её необходимостью защитить живущих на Сахалине японцев от того, что произошло в Николаевске. Сахалин был занят японцами 22 апреля 1920 года. Вопрос об отводе японских войск из северной части Сахалина был разрешён в результате переговоров, начавшихся в 1924-м и завершившихся подписанием советско-японской конвенции в 1925 году. Большая часть Николаевска-на-Амуре оказывается сожженной. Город, долгое время считавшийся одним из красивейших на Дальнем Востоке, фактически приходится отстраивать с нуля.



Пекинский договор 1925 года (Советско-японская конвенция 1925 года об основных принципах взаимоотношений) договор между Японией и СССР об установлении дипломатических отношений, подписанный в 1925 году в Пекине. История После Октябрьской революции Япония активно участвовала в интернациональной интервенции на Дальнем Востоке России. Попытки советского правительства нормализовать советско-японские отношения оставались безуспешными из-за враждебности Японии. И с разгромом интервенции Антанты в европейской части России в годах и укреплением международных позиций Советской России Япония продолжала уклоняться от признания СССР. Такая политика Японии привела к тому, что 13 февраля 1924 года советские властные структуры направили японскому консулу во Владивостоке уведомление, суть которого сводилась к тому, что положение консула Японии с этого момента перестает признаваться советской стороной официальным, а сам он будет рассматриваться как частное лицо. Отношения в 20 – 40 годы


Между тем в конвенции было закреплено соглашение сторон, что все заключённые Россией и Японией до 7 ноября 1917 года договоры, соглашения и конвенции, исключая Портсмутский мирный договор, должны быть пересмотрены. Стороны договорились приступить к пересмотру подписанной в 1907 году российско-японской рыболовной конвенции. Правительство СССР дало согласие на предоставление японским подданным, компаниям и ассоциациям концессий на эксплуатацию сырьевых естественных богатств на всей территории СССР. Детализация условий контрактов на концессии была дана в прилагавшемся к советско-японской конвенции протоколе «Б». В целом, Пекинский договор 1925 года содержал ряд значительных уступок в пользу Японии, на которые советская сторона пошла ради установления дипломатических отношений и стабилизации таким образом ситуации на российском Дальнем Востоке, поскольку признание Японией Советской России не в последнюю очередь вело к прекращению (или, по крайней мере, усложнению) оказания японской стороной до этого момента активной поддержки антисоветских белогвардейских сил на Дальнем Востоке за пределами СССР.


Хасанские бои серия столкновений в 1938 году между Японской императорской армией и РККА из-за споров о принадлежности территории у озера Хасан и реки Туманная. В Японии эти события именуются «инцидент у высоты Чжангуфэн» (яп. Тё:кохо: дзикэн?). В 1932 году японские войска завершили оккупацию Маньчжурии, на территории которой было создано марионеточное государство Маньчжоу-го. Вскоре после этого, обстановка на линии границы осложнилась. Не стал исключением участок, который занимал Посьетский пограничный отряд. В феврале 1934 года линию границы перешли пять японских солдат, в столкновении с пограничниками один из нарушителей был убит, а четверо ранены и задержаны. 22 марта 1934 года при попытке провести рекогносцировку на участке заставы Емельянцева были застрелены офицер и солдат японской армии. Хасанские бои


Последствия конфликта В общей сложности, с 1936 года до начала Хасанских событий в июле 1938 года японские и манчжурские силы совершили 231 нарушение границы, в 35 случаях они вылились в крупные боевые столкновения. Из этого количества в период с начала 1938 года до начала боев у озера Хасан было совершено 124 случаев нарушения границы по суше и 40 случаев вторжения самолетов в воздушное пространство.


Бои на Халхин-Голе (монг. Халхын голын дайн, яп. Номон-хан дзикэн) вооружённый конфликт, продолжавшийся с весны по осень 1939 года у реки Халхин-Гол на территории Монголии недалеко от границы с Маньчжурией (Маньчжоу-го), между СССР и Японией. Заключительное сражение произошло в последних числах августа и завершилось полным разгромом 6-й отдельной армии Японии. Перемирие между СССР и Японией было заключено 15 сентября В заграничной историографии, в частности в американской и японской, термин «Халхин-Гол» употребляется только для наименования реки, а сам военный конфликт называется локальным «инцидентом у Номон-Хана». «Номон-Хан» название одной из гор в этом районе маньчжуро-монгольской границы. Бои на Халхин-Голе


Предыстория конфликта В 1932 году завершилась оккупация Маньчжурии японскими войсками. На оккупированной территории было создано марионеточное государство Маньчжоу-го. Начало конфликту положили требования японской стороны о признании реки Халхин-Гол границей между Маньчжоу-го и Монголией (старая граница проходила на км восточнее). Одной из причин такого требования являлось желание обеспечить безопасность строящейся японцами в этом районе железной дороги Халун-Аршан Ганьчжур. В 1935 году начались столкновения на монголо-маньчжурской границе. Летом того же года начались переговоры между представителями Монголии и Маньчжоу-го о демаркации границы. К осени переговоры зашли в тупик. 12 марта 1936 года между СССР и МНР был подписан «Протокол о взаимопомощи». С 1937 года в соответствии с этим протоколом на территории Монголии были развёрнуты части Красной Армии. В 1938 году между советскими и японскими войсками у озера Хасан уже произошёл двухнедельный конфликт, закончившийся победой СССР.



Итоги Общепризнано, что победа СССР на Халхин-Голе сыграла определённую роль в ненападении Японии на СССР. Примечательным фактом является то, что когда в декабре 1941 года войска Германии стояли под Москвой, Гитлер требовал[источник не указан 119 дней] от Японии напасть на СССР на Дальнем Востоке. Именно поражение на Халхин-Голе, как считают многие историки, сыграло главную роль в отказе от планов нападения на СССР в пользу нападения на США. Боевые действия на территории МНР совпали с переговорами японского министра иностранных дел Хатиро Ариты (англ.)русск. с английским послом в Токио Робертом Крейги. В июле 1939 г. между Англией и Японией было заключено соглашение, по которому Великобритания признала японские захваты в Китае (тем самым, оказав дипломатическую поддержку агрессии против МНР и ее союзника СССР). В это же время правительство США продлило на шесть месяцев аннулированный ранее торговый договор с Японией, а затем полностью восстановило его. В рамках соглашения Япония закупила грузовики для Квантунской армии, станки для авиазаводов на 3 млн долларов, стратегические материалы (до стальной и железный лом, до бензин и нефтепродукты) и др.



Пакт о нейтралитете между СССР и Японией советско- японский договор о взаимном нейтралитете, подписанный в Москве 13 апреля 1941, через два года после пограничного конфликта на реке Халхин-гол. Был денонсирован СССР 5 апреля 1945 года. Подписание пакт о нейтралитете между СССР и Японией. Пакт о нейтралитете (яп., ниссо тю: рицу дзё: яку) подписан в Москве 13 апреля 1941 года. Со стороны СССР договор подписал Молотов, со стороны Японии министр иностранных дел Ёсукэ Мацуока (яп.). Ратифицирован 25 апреля 1941 года. Договор был заключен на 5 лет с момента ратификации: с 25 апреля 1941 по 25 апреля 1946 и автоматически продлевался до К пакту прилагалось коммюнике и обменные письма. Пакт о нейтралитете между СССР и Японией





Хронология конфликта 13 апреля 1941 заключён пакт о нейтралитете между СССР и Японией. Сопровождался соглашением о мелких экономических уступках со стороны Японии, которые ею игнорировались.[источник не указан 498 дней] 25 ноября 1941 продление Японией антикоминтерновского пакта. 1 декабря 1943 Тегеранская конференция. Союзники намечают контуры послевоенного устройства Азиатско- Тихоокеанского региона. Февраль 1945 Ялтинская конференция. Союзники договариваются о послевоенном устройстве мира, в том числе Азиатско-Тихоокеанского региона. СССР берет на себя неофициальное обязательство вступить в войну с Японией не позже чем через 3 месяца после поражения Германии. 5 апреля 1945 денонсация СССР пакта о нейтралитете между СССР и Японией. 15 мая 1945 Япония аннулирует все договоры и союз с Германией в связи с ее капитуляцией. Июнь 1945 Япония начинает подготовку к отражению десанта на Японские острова. 12 июля 1945 посол Японии в Москве обращается к СССР с просьбой о посредничестве в мирных переговорах. 13 июля ему сообщают, что ответ не может быть дан в связи с отъездом Сталина и Молотова в Потсдам. 26 июля 1945 на Потсдамской конференции США официально формулируют условия капитуляции Японии. Япония отказывается их принять. 6 августа ядерный удар США по Японии. 8 августа СССР заявил японскому послу о присоединении к Потсдамской декларации и объявил войну Японии. 9 августа на рассвете СССР начал боевые действия в Маньчжурии. Утром 9 августа второй ядерный удар США по Японии. 10 августа 1945 Япония официально заявляет о готовности принять Потсдамские условия капитуляции с оговоркой относительно сохранения структуры императорской власти в стране. 11 августа США отвергает японскую поправку, настаивая на формуле Потсдамской конференции. 14 августа Япония официально принимает условия безоговорочной капитуляции и сообщает об этом союзникам. 2 сентября подписание Акта о капитуляции Японии.


Таким образом, советско-японская война имела огромное политическое и военное значение. Так 9 августа на экстренном заседании Высшего совета по руководству войной японский премьер-министр Судзуки заявил: «Вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным дальнейшее продолжение войны». Советская Армия разгромила сильную Квантунскую армию Японии. Советский Союз, вступив в войну с Японской империей и внеся весомый вклад в её разгром, ускорил окончание Второй мировой войны. Американские руководители и историки не раз заявляли, что без вступления в войну СССР она продолжалась бы еще не менее года и стоила бы дополнительно нескольких миллионов человеческих жизней. Главнокомандующий американскими вооруженными силами в бассейне Тихого океана генерал Макартур считал, что «Победа над Японией может быть гарантирована лишь в том случае, если будут разгромлены японские сухопутные силы» Государственный секретарь США Э. Стеттиниус утверждал следующее: Накануне Крымской конференции начальники американских штабов убедили Рузвельта, что Япония может капитулировать только в 1947 г. или позже, а разгром её может стоить Америке миллиона солдат. Дуайт Эйзенхауэр в своих мемуарах указывал, что обращался к президенту Трумэну: «Я говорил ему, что, поскольку имеющиеся сведения указывают на неизбежность скорого краха Японии, я категорически возражаю против вступления Красной Армии в эту войну». Итоги


Капитуляция Японской империи (яп., Нихон-но кофуку) ознаменовала собой завершение Второй мировой войны, в частности войны на Тихом океане и советско-японской войны. 10 августа 1945 Япония официально заявила о готовности принять Потсдамские условия капитуляции с оговоркой относительно сохранения структуры императорской власти в стране. 11 августа США отвергли японскую поправку, настаивая на формуле Потсдамской конференции; в итоге 14 августа Япония официально приняла условия капитуляции и сообщила об этом союзникам. Формальная капитуляция подписана 2 сентября 1945 года в 9:02 по токийскому времени на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе. От Японии акт о капитуляции подписали министр иностранных дел Мамору Сигэмицу и начальник Генштаба Ёсидзиро Умэдзу. От союзных держав акт подписал вначале верховный командующий союзных держав генерал армии (США) Дуглас Макартур, а затем другие представители, в частности, адмирал Честер Нимиц от США, Брюс Фрэзер от Великобритании, генерал- лейтенант К. Н. Деревянко от СССР.



В результате войны СССР фактически вернул в свой состав территории, утраченные Российской империей в 1905 году по итогам Портсмутского мира (южный Сахалин и, временно, Квантун с Порт- Артуром и Дальним), а также ранее уступленную Японии в 1875 году основную группу Курильских островов и закреплённую за Японией Симодским договором 1855 года южную часть Курил. Проблемы послевоенных отношений


Сан-Францисский мирный договор Сан-Францисский мирный договор между странами антигитлеровской коалиции и Японией был подписан в Сан- Франциско 8 сентября 1951 года. Договор официально завершил Вторую мировую войну, закрепил порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам. Представители Советского Союза, Чехословакии и Польши, участвовавшие в конференции, отказались его подписать. Глава советской делегации А. А. Громыко сделал упор на то, что на конференцию не пригласили представителей КНР, и в тексте договора не закреплены территориальные права Китая на Тайвань, Пескадорские и Парасельские острова, а также суверенитет СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами.



Советско-японская совместная декларация Советско-японская совместная декларация 1956 года была подписана 19 октября 1956 года в Москве, вступила в силу 12 декабря 1956 года. 19 января 1960 года Япония подписала с США «Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности», согласно которому японские власти разрешили американцам пользоваться в течение последующих 10 лет военными базами на своей территории, содержать там сухопутные, военно- воздушные и военно-морские силы. 27 января 1960 года правительство СССР заявило, что поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками.


Проблема принадлежности южных Курильских островов Проблема принадлежности южных Курильских островов (яп. Хоппо: рё:до мондай?, «Проблема северных территорий») территориальный спор между Японией и Россией, который является неурегулированным со времени окончания Второй мировой войны. После войны все Курильские острова перешли под административный контроль СССР, однако ряд южных островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи оспариваются Японией. Проблема принадлежности южных Курильских островов является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора.





Политическое развитие Курильской проблематики После распада СССР, Российская Федерация унаследовала советско-японские отношения. Как и раньше, главной проблемой, стоящей на пути полноценного развития отношений между обеими сторонами, остался спор о принадлежности Курильских островов, мешающий подписанию мирного договора. Правительство Бориса Ельцина, пришедшее к власти в 1991, продолжало занимать твёрдую позицию относительно российского суверенитета над всеми Курильскими островами и отвергало их возвращение Японии. Несмотря на некоторую техническую и финансовую помощь со стороны Японии, состоявшей в Большой Семёрке, отношения двух стран оставались на низком уровне. В сентябре 1992 российский президент Борис Ельцин отложил свой запланированный визит в Японию и совершил его лишь в октябре 1993 года. Он не сделал никаких новых предложений, а подтвердил готовность России следовать советскому предложению 1956 года передать Японии остров Шикотан и группу Хабомаи взамен на подписание мирного договора. Также Ельцин извинился перед Японией за плохое обращение с японскими военнопленными после окончания Второй мировой войны. В марте 1994 года Москву посетил японский министр иностранных дел Хата Цутому и встретился с российскими коллегой Андреем Козыревым.


1 ноября 2010 года президент России Дмитрий Медведев посетил острова Курильской гряды, что вызвало резкую критику со стороны японского правительства. Медведев стал первым российским президентом, посетившим один из Курильских островов. Премьер-министр Японии Наото Кан выразил недовольство по поводу визита Медведева. Руководитель секретариата кабинета министров Японии Йосито Сэнгоку заявил, что Япония будет внимательно наблюдать за действиями и комментариями российской стороны в связи с этим нежелательным визитом. Он сказал, что Японии важно точно знать, какого рода комментарии допускаются российской стороной, и после этого решить, как вести себя в этой ситуации.


В то же время, министр иностранных дел России Сергей Лавров подверг резкой критике реакцию японской стороны на визит президента Медведева, назвав её недопустимой. Сергей Лавров также подчеркнул, что эти острова являются территорией России. 2 ноября министр иностранных дел Японии Сейдзи Маехара сообщил, что глава японской миссии в России «временно» вернётся в Токио для получения дальнейшей информации о посещении Курил российским президентом. В то же время запланированная встреча Дмитрия Медведева и премьер-министра Японии Наото Кана на саммите Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, которая должна была состояться 1314 ноября, отменена не была. Также 2 ноября появилась информация, что президент Дмитрий Медведев совершит повторный визит на Курильские острова. При посещении в ноябре 2011 года Гонолулу президент России касаясь российско-японских отношений заявил, что «не нужно так резко реагировать Японии на посещение Курильских островов российскими властями, они посещают свои территории».


Совместные экономические проекты 1)Японские компании Mitsui и Mitsubishi вместе с «Газпромом» и англо-голландской Royal Dutch Shell участвуют в проекте «Сахалин-2», в ходе которого разрабатываются Лунское и Пильтун-Астохское месторождения в Охотском море. 2)В мае 2011 года российская компания «Роснефть» рассказала о намерении создать два совместных японско- российских предприятия. Одно из которых будет разрабатывать районы «Магадан-1», «Магадан-2» и «Магадан-3» на шельфе Охотского моря, а второе будет вести геологическую разведку в Восточной Сибири. 3)В июне 2011 года стало известно, что Россия предлагает Японии совместно осваивать нефтяные и газовые месторождения, расположенные в районе Курильских островов.


Помощь Российской Федерации 13 марта в 18:40 c подмосковного аэродрома «Раменское» вылетел самолет Ил-76 МЧС с 50 спасателями на борту и техникой. Это специалисты одного из лучших подразделений министерства отряда «Центроспас» и оперативная группа. В ближайшее время в город Фукусима прибудет вертолет Ми-26 из Хабаровска, который доставит 25 спасателей Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда. 14 марта глава МЧС РФ Сергей Шойгу объявил на заседании оперативного штаба, что «МЧС России продолжает наращивать силы по оказанию помощи Японии и предполагает удвоить количество спасателей, которые будут работать в зоне бедствия». По информации МЧС, в 16:00 с подмосковного аэродрома Раменское в Японию вылетел самолет МЧС Ил-76, на борту которого порядка 50 специалистов Центра по проведению операций особого риска «Лидер», а также специальное аварийно-спасательное оборудование. Кроме того, совместно со специалистами МЧС этим же спецрейсом вылетели двое экспертов корпорации «Росатом». Эти два специалиста вылетели в Японию для оказания содействия японским коллегам и для обеспечения поступления в «Росатом» непрерывной информации о ситуации на аварийных блоках на японской АЭС «Фукусима-1». Самолет совершит промежуточную посадку в Красноярске, где заберет 25 спасателей Сибирского регионального центра МЧС. Группа сибирских спасателей оснащена оборудованием и снаряжением для разбора техногенных завалов, а также для химической и радиационной разведки. Они готовы к автономной работе в течение двух недель. Сотрудничество России и Японии после землетрясения 11 марта 2011 г.


Управление информации МЧС РФ: «Таким образом общая группировка спасателей МЧС России в Японии составит порядка 180 человек». 16 марта в 00:00 в Японию вылетел самолет МЧС России Ил-76 с грузом гуманитарной помощи. На его борту 8600 одеял общим весом более 17 тонн. В 06:15 из аэропорта Хабаровска в Японию вылетел самолет Ан-74 МЧС России, который доставит в Токио 25 спасателей Дальневосточного регионального поисково- спасательного отряда. Группировка российских спасателей в Японии составляет 161 человек. Это одна из самых больших иностранных группировок спасателей, оказывающих помощь этой стране, на данный момент. Руководство олимпийского комплекса «Лужники» сделало пожертвование в пользу Японии в размере одного миллиона рублей. Русская Православная Церковь уже 15 марта объявила сбор пожертвований для помощи пострадавшим от стихийного бедствия в Японии. Общая сумма пожертвований, переведённых в Японию, на 7 апреля составила 240 тысяч 500 долларов США. Общая сумма собранных Церковью средств более 10 млн рублей.


Заключение После появления на мировой арене нового государства - Российской Федерации - можно было предположить, что его облик в глазах японцев не будет таким негативным, как его предшественника - Советского Союза. Однако это предположение оказалось ошибочным. Вместо коммунистического СССР, пришла демократическая Россия, но имидж ее в Японии значительно уступает имиджу СССР в конце 80- начале 90 годов. С появлением на мировой арене России, у Японии не только остались нерешенные вопросы, но и появились новые. Необходимо развивать отношения двух стран, для этого надо убедить российское и японское население в том, что это отвечает их национальным интересам.


Азиатско-Тихоокеанский регион претерпевает большие изменения. Значительные перемены происходят и в самой России. Россия - великая держава, раскинувшаяся на большей части Азии, а в политике все-таки в большей степени сохраняет уклон в сторону Европы. На мой взгляд, России нужно активнее развивать отношения с восточными странами, так как Россия, по-моему, больше восточная страна, нежели западная. Для России спокойствие в АТР и развитие экономического сотрудничества с азиатскими странами, есть понятие равновеликое по своему значению с западным направлением политики. Ветер нового времени дует в Азии. Только общими усилиями соседей по региону, включая Россию, можно направить его в сторону укрепления безопасности и стабильности. Развитие партнерства между двумя странами чрезвычайно необходимо. Строить отношения в рамках сотрудничества я считаю приоритетной задачей для обеих стран и, надеюсь, что отношения между Россией и Японией в будущем будут носить более динамичный характер.


1. Молодяков В. Образ Японии в Европе и России второй половины XIX-начала XX века. М.: Токио Русско-японские дипломатические отношения (гг.): Кат. док.: (По материалам Арх. внеш. политики Рос. Империи)/Сост. Чихару Инаба. Токио.: Наука, Ушаковский С. Краткая история Японии Славинский Б.Н. Пакт о нейтралитете между СССР и Японией: дипломатическая история, гг Славинский Б., "СССР и Япония на пути к войне: дипломатическая история, ". Япония сегодня. М., Родионов А. Россия Япония: проблемы развития торгово-экономического сотрудничества в новых условиях//Внешняя торговля Иванова Г. Русские в Японии XIX -начало XX вв: несколько портретов. М., Википедия. Свободная энциклопедия. 9. В интересах подлинного взаимопонимания//Япония и Россия, Дальний Восток России: экономическое обозрение./Под ред. П. А. Миннакира. М.: Экопрос, Список использованной литературы.

Введение

Традиционным стереотипом при определении советско-японских и российско-японских отношений является мнение, что они находятся в состоянии застоя. Действительно, отношения СССР и России с Японией отличались и отличаются от отношений с другими странами. Между нашими государствами до сих пор не подписан мирный договор. В истории отношений двух стран случалось разное. Были конфликты, войны, но были и позитивные моменты. В области торгово-экономических отношений, например, несмотря на небольшие объемы торговли, Япония всегда входила в пятерку развитых стран - торговых партнеров СССР. Стабильно развивались дипломатические отношения, культурные, научные и другие гуманитарные связи.

Специфический характер отношениям СССР, а теперь России с Японией придает территориальная проблема. Этот вопрос служит серьезным препятствием для заключения мирного договора, а также и то, что до 1991 года ни один из советских руководителей не хотел посещать Японию. Это было нарушением неписанных дипломатических норм, ведь японские руководители четырежды побывали в СССР. Советская сторона рано или поздно должна была побывать в Японии, это случилось только в 1991 году. Чем был обусловлен этот важный шаг: сменой ориентации внешней политики с Запада на Восток, или желанием стать полноправным членом сообщества государств - членов Азиатско-Тихоокеанского региона? Как бы там не было, но первый визит президента СССР в Японию был важным шагом в отношениях между двумя странами, с него, по сути дела, берет начало новая полоса во взаимоотношениях двух стран.

В своей работе я постараюсь раскрыть развитие политических, экономических, научных, культурных отношений между двумя странами, а также территориальную проблему, без решения которой, на мой взгляд, невозможно и дальнейшее улучшение отношений.

В первой главе речь пойдет об отношениях между двумя странами до развала СССР (1985 - 1991 гг.). Этот период знаменует важные перемены в отношениях между двумя странами, в это время состоялся первый визит советского руководства в страну восходящего солнца. После развала СССР изменилась карта мира, появились новые государства участники международных отношений. Если раньше стране приходилось ориентировать свою политику на запад, то теперь настали другие времена, возросла роль Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вторая глава посвящена российско-японским отношениям в 90-е годы. Это важный период в отношениях между двумя странами, ведь именно в этот период была подписана Токийская декларация, состоялся визит Ельцина в Японию. В этот период налаживаются новые связи молодой России со страной Восходящего солнца, появляются надежды на улучшение отношений. Для Японии это прежде всего возможность разрешить территориальную проблему в свою пользу.

В третьей главе будет рассмотрена территориальная проблема в отношениях между двумя странами, ведь это является главным тупиковым моментом в дальнейшем развитии отношений. На мой взгляд, между такими крупными странами как Россия и Япония не должно быть никаких претензий друг к другу, тем более территориальных, между ними должна существовать тесная экономическая связь, так как расположены они в одном регионе.

Наконец в последней главе я расскажу об экономическом и культурном и сотрудничестве между двумя странами, о том, какие совместные проекты были созданы для улучшения экономического партнерства между двумя странами.

В своей работе я пользовался литературой отечественных и зарубежных авторов. Среди книг отечественных авторов я бы хотел отметить монографию В.В. Кожевникова «Российско-японские отношения на современном этапе» (Владивосток, 1997). В этой работе предпринята попытка рассмотреть переговорный процесс между СССР и Японией во второй половине 80-х годов, и России и Японии в первой половине 90-х годов. Анализируются основные этапы межгосударственных отношений.

Я также пользовался статьями из журналов “Международная жизнь” и “Международные отношения и мировая экономика.” Особо хотелось бы отметить статью японского автора Такэхиро Того “Япония и Россия в XXI веке” и Галузина М. “Наши дела с Японией”. На мой взгляд, в этих статьях хорошо раскрыт период в отношениях между двумя странами, который я и рассматривал. Можно также выделить статьи таких авторов как А. Иванов, Р. Абазов, С. Чугров. Эти авторы рассматривают российско-японские отношения как составляющие отношений России с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Я считаю тему российско-японских отношений актуальной потому, что развитие отношений для двух стран необходимо в наших общих национальных интересах. Азиатско-Тихоокеанский регион играет немаловажную роль в мировой политике и поддержание хороших связей важно, особенно для России, которая, на мой взгляд, является все- таки больше восточной страной, нежели западной.


Глава I

Российско-японские отношенияв период 1985 - 1991 годы.

В марте 1985 года скончался Генеральный секретарь ЦК КПСС К. Черненко. На его похороны прибыл премьер - министр Японии Я. Накасонэ. Все специалисты международники обратили внимание на тот факт, что он был принят М. Горбачевым, который становился приемником К. Черненко. Действия Горбачева были прямо противоположны действия всех предыдущих руководителей страны, ведь никто раньше не удостаивал своим вниманием премьер-министров Японии. Это свидетельствовало о повороте в отношениях между двумя странами. На встрече с Накасонэ будущий советский руководитель заявил японскому премьеру: “СССР готов развивать взаимовыгодные связи с Японией в различных областях и выступает за придание отношениям между обеими странами добрососедского характера ” .

В Японии положительно отнеслись к смене министра иностранных дел СССР. А. Громыко традиционно воспринимался как “мистер нет”, за его жестокое неприятие территориального вопроса в двусторонних отношениях. Вот почему на Э. Шеварнадзе возлагались большие надежды. Эти перемены рассматривались как признание Советским Союзом возрастания значения Японии в советской внешнеполитической стратегии.

Первым пробным камнем для оценки такой стратегии должен был стать визит министра иностранных дел в Японию. Японская сторона во главу на переговорах ставила территориальный вопрос и проблему посещения японцами могил своих родственников на территории СССР. Советская делегация ехала с более широкими планами: обсудить проблемы безопасности в регионе, изучить реакцию Японии на идею создания системы коллективной безопасности в Азии, также целью было разрушить устоявшееся неприязненное представление о Советском государстве. Ведь в Японии СССР считали страшной страной. Большое влияние на формирование такого отношения японцев к СССР оказала экспансия Российской империи на Восток, борьба за влияние в Китае и Корее. Кроме того, из памяти японцев до сих пор не изгладилось вступление СССР в войну против Японии в 1945 г.

Визит Э. Шеварнадзе в Японию состоялся 15-16 января 1986 года . В ходе этого визита были подписаны соглашение о товарообороте и платежах на 1986-1990 годы и межправительственная конвенция об избежании двойного налогообложения. Обе стороны согласились продлить срок действия обменных писем по культурным связям между двумя странами.

Итог переговоров был оценен обеими сторонами очень высоко. Советский министр подчеркнул, что ”мы не стремились к постановке максимальных задач и не драматизировали расхождения, а терпеливо и благожелательно выявляли возможности для сближения позиций. В итоге были выработаны неплохие соглашения, сделан заметный шаг вперед” .

Внимание наблюдателей привлекло еще и то обстоятельство, что советская сторона с большим вниманием выслушала японскую сторону по поводу территориального вопроса. В отличие от А. Громыко, который заявлял, что нет проблемы и нечего обсуждать, Э. Шеварнадзе беседовал с министром иностранных дел С. Абэ на эту тему в течение 4 часов.

На удивление быстро осуществился ответный визит министра иностранных дел Японии С. Абэ в СССР - уже в мае. В Москве снова продолжились переговоры “по проблемам мирного договора, включая вопросы, которые могли бы составить его содержание” . Стороны договорились продолжить их в Токио. Была достигнута договоренность о вознобновлении прерванной в 1978 году работы советско-японской и японо-советской межправительственных комиссий по научно-техническому сотрудничеству. На переговорах были подтверждены приглашения японского правительства М. Горбачеву посетить Японию, а советского правительства Я. Накасонэ посетить СССР.

В Москве были продолжены переговоры о посещении японцами мест захоронений их родственников на советской территории. В июне было достигнуто соглашение об упрощенной, на основе взаимности, процедуре посещения японскими гражданами мест захоронения их родственников. Для Японии это был важный вопрос, так как из-за обострения отношений в 1976 году советская сторона запретила посещения Курильских островов. Сейчас СССР разрешил посещать пока острова Шикотан и Хабомаи. В целом, на январских и майских переговорах было подписано пять соглашений, что явилось неплохим началом после восьмилетнего перерыва, однако, очень скоро советско-японские отношения вновь покрылись густой облачностью.

11 сентября 1986 года МИД СССР, сделал послу Японии заявление в связи с тем, что японское правительство сообщило о решении вступить в переговоры с администрацией США об участии Японии в американской программе стратегической оборонной инициативы (СОИ). Советская сторона заявляла, что решение, принятое японским правительством, идет в разрез с заявлениями о готовности действовать в целях укрепления мира и снижения международной напряженности, способствовать прогрессу в советско-американских переговорах по ядерным и космическим вооружениям. В СССР эта программа воспринималась болезненно.

Первые были согласованы ещё 300 лет назад. Но какими были отношения стран в самом начале и что их характеризует сегодня?

После того как в середине XVII ст. Россия присоединила к себе часть Сибири, перед нами открылся выход к берегам Охотского моря. Именно здесь русские впервые узнали о том, что существует такая страна? Япония. В начале XVIII века у берегов Охотского моря был найден один из потерпевших кораблекрушение японцев. Денбея доставили в Москву, где он получил аудиенцию у Государя Петра I. Впоследствии, по приказу императора, в Санкт-Петербурге открыли школу японского языка, а самого Денбея назначили её учителем (1705 год). На протяжении ещё нескольких лет на высшем государственном уровне были предприняты попытки организовать экспедицию по поиску морского пути в Страну восходящего солнца. Так, к 1739 году корабли под командованием Шпанберга и Вальтона отдали швартовые у берегов провинций Ава и Рикудзэн. от русских моряков получило серебряные монеты, которые затем были доставлены в бакуфу, а оттуда перешли к проживавшим на острове голландцам. Те смогли объяснить японцам о месте чеканки монет. Так и Япония узнала о том, что на севере от неё находится прекрасная, как они её затем называли, страна «Оросия».

Отношения России и Японии в ХХ веке нельзя было назвать спокойными: как большая часть планеты, наши страны воевали друг с другом.

Вначале - Русско-японская война 1904-1905 гг., результатом которой стала потеря для Российской Империи территории Сахалина и Курильских островов. К тому же, во время Второй мировой Япония подписала союз с Германией (после капитуляции Японии в мае 1945 г. был аннулирован). СССР же по окончанию войны, согласно договоренностям, принятым на Ялтинской конференции, вынужден был разорвать Пакт о нейтралитете между СССР и Японией (подписанный странами ещё до войны) и в августе 1945 года объявить войну островной стране. Кстати, всего за два дня до этого США нанесло по двум японским городам первый в мире ядерный удар.

Русско-японская война продлилась меньше месяца, состояла из трех масштабных операций, вследствие чего 2 сентября 1945 г. Япония капитулировала.

Признаться, Дальневосточный фронт был сформирован правительством СССР ещё в 1940 г., так что вариант войны с Японией Сталиным однозначно рассматривался. Однако нападение Гитлера в 1941 г. вынудило его подписать Пакт о нейтралитете.

В результате войны 1945 г. в состав СССР были включены отбитые Японией ранее Курилы и Сахалин.

К 1956 г. между странами был подписан Мирный Договор, подтвердивший юрисдикцию СССР над Курилами и Сахалином.

Пройдет ещё порядка 17-ти лет прежде чем представители стран смогут вновь сесть за стол переговоров. Такая встреча произошла в Москве в 1973 году. С тех пор прошло немало времени и Япония сегодня? один из наиболее привлекательных партнеров в сфере автомобилестроения, нефтепромышленности и других крупных отраслей. Российский «Газпром» не первый год сотрудничает с японскими компаниями Mitsui и Mitsubishi: вместе с англо-голландской компанией Royal Dutch Shell они задействованы в проекте «Сахалин-2», главная цель которого? разработка Пильтун-Астохского, а также Лунского месторождений в Охотском море.

Летом 2011 года российская сторона предложила Японии совместными усилиями осваивать нефтяные месторождения в районе Курил.

В 1991 году произошел распад СССР, Россия, став правопреемницей Советского Союза, получила в наследство неразрешенные проблемы советско-японских взаимоотношений. После прихода к власти Б.Н. Ельцина в 1991 году был окончательно сформирован и утвержден документ, где указывались основные подходы к спорным вопросам, - пятиэтапный план решения территориальной проблемы между Россией и Японией. Его впервые «Б.Н. Ельцин обнародовал еще 17 января 1990 года в Токио во время визита в Японию в качестве лидера российской демократической оппозиции.

План включал в себя следующие положения:

Первый этап охватил 1990 - 1991 годы и предусматривал официальное признание советской стороной существования территориальной проблемы.

Второй этап был рассчитан на последующие 3-5 лет. Это организация на Южных Курилах зоны свободного предпринимательства со льготными условиями для бизнеса японской стороны.

Третий этап включал демилитаризацию Южных Курил.

Четвертый этап падал на начало 2000-х годов и предполагал подписание мирного договора между СССР и Японией.

Кроме того, в план был включен 5 перспективный пункт, который предусматривал участие в решении проблемы следующего поколения политиков, не связанных предрассудками современности. Предполагалось, что они нашли бы нестандартное решение проблемы, удовлетворившее обе стороны» там же с.316-319.

Таким образом, документ выглядел противоречивым. С одной стороны Б.Н. Ельцин признавал наличие территориальной проблемы во взаимоотношениях между двумя странами, с другой, отнес сроки окончательного решения проблемы ко времени появления следующего поколения политиков.

Дальнейшие российско-японские отношения представляют собой полосу обоюдных визитов японских и российских представителей с целью дальнейшего развития всех сфер взаимоотношений.

«Наиболее важной представляется встреча на заседание Совета Безопасности ООН президента РФ Б. Н. Ельцина и премьер-министра Японии К. Маядзава в Нью-Йорке 31 января 1992 года. Итогом переговоров между ними стало требование японской стороны немедленного разрешения территориальной проблемы»Курилы: острова в океане проблем. М., 1998, с.336., что и явилось ответом на обнародованный Ельциным 5-этапный план решения территориальной проблемы

С 19 по 22 марта 1992 года была совершена поездка министра иностранных дел РФ А. Козырева в Японию, где было заявлено о решении территориальной проблемы на основе совместной декларации 1956 года.

Видя нежелание российских представителей идти на уступки, японское правительство делает приглашение для приезда в Токио непосредственно президенту РФ Б.Н. Ельцину.

В июле 1992 года на встрече в Москве с председателем ассоциации японо-российской торговли Сато Б. Ельцин заявил, что не будет рассматривать территориальный вопрос без развития экономических отношений.Там же с.336.

В итоге, накануне переговоров в Токио президент России занял жесткую позицию в отношении территориальной проблемы, завязав его на решении экономического блока вопросов.

8 июля 1993 года состоялась встреча Б.Н. Ельцина и Маядзавы в Токио, где были разработаны некоторые вопросы российско-японских отношений, которые обсуждались на следующей встрече в Токио Ельцина и Маядзава с 11 по 13октября 1993 года. В результате была заключена Токийская декларация, которая не содержала значительных подвижек в подходе к территориальному вопросуКурилы: острова в океане проблем. М., 1998, с.350., но Токийская декларация стала единственным основным и взаимно признанным документом, регулирующим российско-японские отношения.

Осложнившаяся внутриполитическая обстановка в России, связанная с вооруженным конфликтом в Чечне оттеснила в последующие годы проблемы между Россией и Японией на задний план. То есть, в российско-японских отношениях наметилось явное ослабление во взаимных усилиях по урегулированию территориальной проблемы.

Но уже в 1996 году министр иностранных дел РФ Е. М. Примаков внес предложение о дальнейшей разработке совместной экономической сферы деятельности без заключения мирного договора, на что японское правительство ответило согласиемГоловин В. Неоконченный поединок богатыря и самурая //Новое время. 1997, №1/2, с.31-35.. Но в связи с отставкой Е.М. Примакова дальнейшая разработка предложений была заморожена до 1998 года. Экономическая сфера взаимоотношений была не менее важна. Одна из проблем в этой сфере - рыболовство. «Япония настаивала на праве японских рыбопромышленников беспрепятственно добывать в территориальных водах Южных Курил рыбу и морепродукты на том основании, что острова должны быть преданы ей. Незаконный массовый лов японцами рыбы, в этих зонах, наносивший большой ущерб России начался в 1990 году, несмотря на протесты российского правительства. В 1993 году Москва потребовала от Токио прекратить браконьерство, предупредив, что будет вынуждена прибегнуть к более решительным мерам. Однако от Японии ответа не последовало: хищнический лов рыбы продолжался. В 1994 году во время визита О. Сосковца, а затем в 1995 году А. Козырева в Японию было выдвинуто предложение с российской стороны о возможности свободного лова в территориальных водах Южных Курил на условиях соответствующей денежной компенсации, на которое японское правительство дало отказ.

В марте 1995 года в Москве состоялись переговоры по этому вопросу. Японская сторона согласилась с выплатой компенсации, стремясь избежать ее прямой увязки с промыслом в конкретной южно-Курильской акватории, предлагая вынести договоренность на уровень общественных организаций».Макаров А. «Проблемы российско-японских отношений» // Международная жизнь. 1995, №10, с.46.

Это означало, что, внося достигнутую договоренность за рамки межправительственных документов, Япония преследовала цель не признавать права России в дальневосточном регионе.

Отрицательно сказалась на российско-японских отношениях уже решенная в современном обществе проблема японских военнопленных, которые оказались захваченными в результате советско-японской войны 1945 года советской армией. «В 1956 году все военнопленные вернулись на родину, где у них возникли проблемы по получению пособий из-за отсутствия документов о работе в советских лагерях. В начале 1990-х годов были составлены списки военнопленных, а 4000 японцев получили свидетельства, по которым они смогли получать пособие»Там же с.46..

С 18 по 19 апреля 1998 года состоялся саммит в Каванне, где российскую сторону представлял президент РФ Б. Н. Ельцин, японскую делегацию возглавил премьер-министр Японии Р. Хасимото. На саммите был зафиксирован план дальнейшего сотрудничества. Во-первых, разработка энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока, транспорта, в частности модернизация системы обеспечения грузопотока на Транссибе. Велось обсуждение о подключении Ковыктинского газового месторождения под Иркутском. Во-вторых, Япония дала согласие на предложение Б. Ельцина странам «восьмерки» о приеме на стажировку молодых россиян- специалистов, позже приступив к практической реализации этого сотрудничества. В-третьих, на саммите поднимался вопрос о расширении японских инвестиций в российскую промышленность. «План Ельцина - Хасимото» был расширен космической тематикой. Кроме того, оба лидера подняли вопрос о заключении мирного договора, в результате чего была назначена дата его заключения - 2000 год.

Анализируя результаты встречи Ельцина и Хасимото, можно сделать вывод, что она не повлекла за собой глубоких изменений в решении территориальной проблемы. В связи с отставкой Б.Н. Ельцина с поста президента РФ договор 2000 года не был подписан.

Осознавая нереальность выполнения «плана Ельцина - Хасимото», 12 мая 2000 года в Саппоро был созван международный симпозиум «Новая эпоха в российско-японских отношениях». Российскую сторону представляли Б. Немцов, вице-спикер Госдумы, депутаты М. Задорнов и В. Третьяков. В Токио к ним присоединились посол России в Японии А. Попов. Японскую сторону представляли губернатор Хоккайдо, Х. Тацуге и министр иностранных дел М. Комура. На симпозиуме Б. Немцов внес предложение о создании совместного управления спорными территориями: «На мой взгляд, необходимо совместное освоение Южных Курил и Дальнего Востока в целом. Предлагаю создать совместное управление с целью развития Южных Курил. Соглашение об этом должны быть зафиксированы на уровне международного договора, который в свою очередь, необходимо рассматривать как часть реализации программы по заключению мирного договора»Третьяков В. Россия - Япония: новая эпоха? //Независимая газета. 2000, 1 июня, с. 10.. Предполагалось разработать новую идеологию российско-японских взаимоотношений, которая должна была повлиять на проведение внешней и внутренней политики обоих государств. Суть идеологии состояла в признании России и Японии стратегическими партнерами на Дальнем Востоке. Таким образом, симпозиум поднял взаимоотношения России и Японии на новый уровень, так как кроме обсуждения экономических и политических сфер, было внесено действительно новое предложение о совместном управлении островами, был поднят вопрос об идеологии отношений России и Японии, но одновременно было выяснено, что выработке пути решения проблемы мешает зацикленность двух стран на решении спорных вопросов, на требованиях каждой из сторон.

За прошедшие с момента распада СССР годы российско-японские отношения поступательно развивались, наполнялись новым содержанием. Они характеризуются обоюдной приверженностью универсальным демократическим ценностям, отсутствием идеологической и военной конфронтации, глубокой взаимной заинтересованностью в сотрудничестве на международной арене. На высшем уровне согласованы базовые принципы развития связей: взаимное доверие, взаимная выгода, долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество.