Главная · Болезни желудка · Направленность развития. Направленность личности в психологии. Формы, развитие и формирование направленности личности

Направленность развития. Направленность личности в психологии. Формы, развитие и формирование направленности личности

Самосовершенствование не является целью само по себе, а является индивидуальным процессом, направленным на рост личности в конкретных сферах. Стратегические направления саморазвития определяются стремлениями в жизненно важных областях. В данной статье мы рассмотрим основные направления саморазвития человека.

Для гармоничного роста, нужно видеть полноценный образ своей развивающейся личности, идущей к счастью и успеху. Люди, занимающиеся саморазвитием, гораздо чаще и быстрее достигают целей и чётко понимают свое предназначение. Они не тратят впустую такие ресурсы, как время, здоровье, знания, способности, навыки и умения, а вкладывают в определенную деятельность и добиваются больших результатов.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Невозможно во всей полноте понять закономерности и особенности саморазвития, не изучив внутренний мир человека. Самосовершенствование является сложной формой работы внутренней реальности людей, включающей преобразование, переработку опыта, выработку собственных убеждений, постановку жизненных целей, поиск пути самоопределения.

Личность обнаруживает себя в процессе продвижения по своему жизненному пути, формируется, постигает смысл своего существования. Поэтому понятия самопознания и саморазвития - неразрывно связаны.

Самопознание является ключом к саморазвитию, средством обретения внутренней гармонии и психологической зрелости. Л. С. Выготский утверждал, что человек воспитывает себя сам, а его окружение может только предоставить материал, требующийся для построения его личности.

  • Изучение себя, собственных мотивов, страхов и блоков. Рационализация бессознательного, определение своих главных творческих интересов.
  • Развитие навыков по взаимодействию с внешней средой (коммуникация).
  • Работа с собственной психикой. Ведение эффективных диалогов с собой, направленных на внутренние изменения.
  • Поисковая активность и активность в реальной жизни.
  • Поддержание эффективного образа жизнедеятельности (физического, психического и энергетического здоровья).
  • Систематическое приобретение специализированных навыков и знаний в различных областях в соответствии с конкретными целями.
  • Формирование краткосрочных и долгосрочных целей. Стратегический подход к жизни.

Стратегические направления саморазвития можно поделить на 4 базовых вектора:

  1. Создание для себя комфортных условий.
  2. Установление удовлетворительной системы межличностных отношений.
  3. Творческая самореализация.
  4. Самосовершенствование во всех значимых областях. Развитие системы мотиваций.

Для тех, кто намерен использовать определенные практики по самосовершенствованию или заняться целевым обучением, следует задать себе вопросы: «Где я смогу применить это в реальной жизни? Каких конкретно я ожидаю положительных изменений? Насколько это применение соответствует выбранной стратегии?»

Если четкого ответа нет и формулировки абстрактны, не стоит тратить на эти занятия время, так как применение изменений маловероятно. Развитие возможно тогда и до тех пор, пока это интересно. Поэтому чтобы определить стратегические направления саморазвития лично для себя, необходимо сформулировать истинные цели.

На начальном этапе развития, стратегической задачей для любой личности является выход на базовую эффективность жизни. Человеку нужно оторваться «от стада» и перейти в самоопределение, начать чувствовать естественные стремления и осознавать их. Другими словами, он должен понимать чего хочет на самом деле.

Для эффективного развития личности, необходимо не только ставить цели самосовершенствования, но и иметь четкий план. Нередко люди утверждают, что занимаются саморазвитием, имеют мечту, совершают разнообразные действия, но при этом не имеют представления о правильности выбранного пути.

В таком случае гармоничного роста и созревания не происходит. Процесс больше напоминает хаос, изматывающий человека и порождающий у него апатию. Чтобы этого не произошло, следует знать жизненно важные сферы и области саморазвития и ориентироваться на них.

Концепция саморазвития: 7 сфер жизни

Разные психологи и научные исследователи предлагают свои направления самосовершенствования. У одного автора список состоит из 5 сфер, у другого из 8. Предлагаем вам концепцию «семерки», включающую наиболее важные, на наш взгляд, сферы и области саморазвития.

Итак, рассмотрим стратегические направления саморазвития, достигая успехов в которых, личность будет пребывать в гармонии с собой и окружающим миром.

Духовный рост

Развитие внутреннего мира и жизнь в уединении с внешним. Сюда можно отнести: любовь, веру, мудрость, творчество, милосердие. Духовность и есть сама жизнь, наполненная любовью. От духовного состояния зависят все остальные направления. Например, невозможно достичь идеального физического и психологического здоровья, проживая бесценную человеческую жизнь. Тело связано с душой, оно отражает то, в каком состоянии находится наш внутренний мир.

Независимо от происхождения человека, он сам решает какого роста желает достичь и каких изменений в этом направлении добиться. Развитие духовных и этнических ценностей поможет создать прочное основание для поисков счастья и богатства.

Личностный рост

Данная сфера включает все направления самопознания и самосовершенствования. Человек осознанно занимается во всех областях саморазвитием и достигает успешных результатов в них. У каждого есть свои мечты и желания. Саморазвитие личности учит превращать мечты в конкретные цели, переходить от намерений и принятых решений к конкретным действиям.

Развитие этой сферы самопознания является важным шагом на пути реализации своего предназначения и раскрытия своего потенциала. На решение этой задачи уходят десятилетия, но усилия того стоят. Продвижение к вершинам своего роста происходит поэтапно. В результате человек обретает гармонию и удовлетворение своей жизнью.

Здоровье

В жизни очень многие делают большую ошибку, откладывая эту сферу до лучших времен. Однако такое время может не настать и, в результате развитие человека может сойти на нет практически во всех областях. Физическое, энергетическое и психическое здоровье – залог счастливой жизни, важный внутренний ресурс, открывающий большие возможности.

Широко признано, что в здоровом теле – здоровый дух, но нужно обратить внимание и на психосоматику болезней. Физическое состояние может подкоситься при постоянных стрессах и психических расстройствах. В результате нарушается циркуляция энергии, ухудшается настроение, снижается жизненный тонус.

Отношения

Данная область имеет очень разную направленность. Она включает способность к коммуникации, построению доброжелательных отношений с близкими, общение с коллективом и компанией друзей. Взаимодействие с другими людьми является человеческой необходимостью. Находить полезные связи и быть самому достойным человеком не так просто, но над этим нужно работать.

Судьба человека, напрямую зависит от того, какие отношения он выстраивает с окружающими. Любая деятельность невозможна без контактирования с социумом. Не стоит забывать, что все вносят свою лепту в данную сферу, и какой она окажется, зависит лично от каждого.

Карьера

Профессиональное становление тесно связано с развитием творческого начала в человеке, реализацией себя как полноценной личности, формированием самозначимости и самооценки. Получать большой доход можно только в том случае, если твой труд приносит какую-то пользу миру, а это становится возможным, когда человек находится «на своем месте», используя свои таланты и способности, в полной мере раскрывая свой потенциал.

Ускоренный темп современной жизни, развитие технологий и большая конкуренция вынуждают расти и адаптироваться. Чтобы продвинуться по карьерной лестнице, нужно уметь идти в ногу со временем, создавать что-то новое, продвигать уникальные идеи.

Финансы

Финансовая сфера значительно влияет на остальные. Деньги открывают возможности в других областях жизни. Современные люди уделяют большое количество времени и внимания зарабатыванию денежных средств. Однако если человек финансово безграмотен (не знает, какую функцию выполняют деньги и какие законы в данном направлении действуют), даже при огромных усилиях, он не сможет обеспечить себя желанным доходом.

Зрелая личность стремится к изобилию, умеет в достатке накапливать и использовать внешние ресурсы (деньги), тем самым удовлетворять свои потребности. Люди, существующие на уровне выживания, не способны приносить пользу обществу и окружающей среде в целом. На это у них не хватает ресурсов.

Стратегические направления саморазвития: яркость жизни

Этой сфере люди уделяют много внимания в молодости: путешествуют, устраивают вечеринки, пикники, отдыхают на природе. Развлечения и отдых по душе приносят удовлетворение, дают внутреннюю разрядку, наполняют новым вдохом, повышают энергетический запас. Наличие хобби и увлечений также играют немаловажную роль в жизни. Это развивает и придает сил. Человек, который занимается любимым делом, действительно живет, а не существует, он бодр и заряжен.

Все эти направления взаимосвязаны и должны развиваться гармонично. Успехи в одной области не смогут перекрыть проблемы в других. Нельзя выделить второстепенные и главные сферы самопознания и самосовершенствования. Они являются основными и одинаково важны. А для того чтобы добиться успехов в каждой области нужно ставить цели, иметь план по их достижению и совершать множество действий как правильных, так и неправильных.

Если личность осознанно не развивается в определенном направлении, то со временем это даст о себе знать. Это можно сравнить с уборкой в квартире: если ее не делать, появится много пыли и станет невозможно дышать. В таком случае бездействие не пойдет на пользу.

Имея намерение полноценно развиваться, ориентируясь на базовые стратегические направления саморазвития, следует:

  1. Правильно сформулировать цели в каждой из областей.
  2. Составить четкий план действий.
  3. Приступить к самим действиям.
  4. Равномерно распределить время на каждую сферу.
  5. Выделить те направления, в которых развитие отстает, и подтягивать их (для оценки можно использовать десятибалльную шкалу).

Цели и пути развития личностного роста

В духовной сфере важно стремиться к осознанной жизни, научится относиться с любовью к себе, своему делу, жить в гармонии с окружающим миром, узнать свое предназначение. Для развития этого направления в первую очередь нужно понять, что люди существа духовные и имеют вечную природу. Необходимо получать знания о вечности, душе, духовном мире.

Для роста личности необходимо иметь вдохновляющие мечты, сформулировать четкие цели и подцели, читать мотивирующую литературу, научится планировать день, приобретать эффективные привычки и так далее. Важно питать свой разум правильной «пищей», так как от того чем личность себя наполняет, зависит ее образ мышления, ценности и дальнейшая судьба.

Для того чтобы быть здоровым, следует делать периодические чистки организма, использовать энергетические и духовные практики для достижения гармонии, делать правильный контрастный душ, развивать выносливость, сформировать здоровый рацион питания, придерживаться режима, заниматься аутотренингом и прочее.

Возможными целями в отношениях могут быть: наладить отношения с семьей, научится признавать свою неправоту, быть человеком слова, осознавать свои вредные привычки благодаря партнеру, поиск взаимных интересов их реализация. Следует вкладывать свои силы в отношения со всеми категориями людей, которых можно разделить на старших, равных и младших.

Чтобы построить успешную карьеру и достичь профессионализма, нужно развивать навыки, соответствующие специальности, научится слажено работать в команде, выполнять работу ответственно и с желанием, научится творчески подходить к делу. Немаловажно развиваться в смежных областях, позволяющих продвинуться в основном направлении.

Саморазвитие в денежной сфере предполагает достижение финансовой независимости. Зрелая личность должна уметь правильно распределять денежные средства, формировать финансовые цели, читать книги успешных людей и окружить себя таковыми в реальной жизни.

Чтобы повысить яркость жизни, нужно найти любимое хобби, путешествовать, расширять кругозор, ходить с друзьями на мероприятия по интересам. Не стоит забывать об эстетике, красоте, искусстве и культуре.

Зная стратегические направления саморазвития, можно обнаружить, что работать над ними очень увлекательно, если человек следует по своему пути, а не искаженному и навязанному обществом. Личность строит свой мир, формирует свой неповторимый образ жизни. С обретением понимания значимости каждой области и их взаимовлияния друг на друга, приходит осознание целостности и гармонии этого мира.

Личность учится ставить цели и находить пути их достижения с интересом и энтузиазмом и со временем достигает мастерства в объединении всех жизненных направлений. Это умение помогает человеку максимально реализовать свое предназначение.

Необходимо составить свой личный план, опираясь на перечисленные стратегические направления саморазвития, разложить все по полкам и расставить приоритеты. По окончании определенного срока следует суммировать сделанное и то, что сделать не удалось и в соответствии с результатами вносить поправки в разработанный план.

Цель должна быть ежедневным стимулом. Если личность не понимает, для чего она старается или не видит результатов, снижается уровень мотивации. Поэтому если не хватает стимула, нужно вспомнить для чего изначально запускался процесс. Четкий план, в который включены стратегические направления саморазвития, помогут контролировать свои мысли и поступки, взять ответственность за свою жизнь и добиться положительных изменений.

Развиваться во всех областях важно целенаправленно и осознанно, согласно составленному плану с указанием отведенного времени. Иначе человек будет браться за все и ничего не успевать. Такая работа малоэффективна. Следует признаться самому себе, что нужно подтянуть, где больше всего разрушительных и застойных процессов и уделить этому больше внимания.

Развивая гармонично стратегические направления саморазвития, личность построит интегрально эффективную жизнь, достигнет успеха и счастья. Активность реализации зависит лично от каждого.

Научных определений понятия «направленность личности» немало, психологи понимают ее по-разному. Но несомненно то, что направленность – одна из ведущих характеристик и важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития индивида как социального существа.

Значительный вклад в изучение феномена направленности личности внесли многие советские психологи. Всемирно известны концепции С.Л. Рубинштейна (о динамической тенденции), А. Н. Леонтьева (о смыслообразующем мотиве), Б.Г. Ананьева (об основной жизненной направленности).

По сути, направленность личности – это совокупность побуждений или мотивов человека. Проще говоря, направленность – это, то чего хочет человек и к чему он настолько привык стремиться, что эти устремления стали «опорой», «стержнем» его личности. Направленность личности, словно тенденция в моде, предопределяет в каком стиле будет жить человек.

Направленность – это сложносоставное свойство личности, которое позволяет понять цели и мотивы поведения человека, а также их спрогнозировать. Ведь зная, на что в жизни ориентируется субъект, каковы его установки и направленность, можно догадаться, как он поступит в той или иной ситуации. И наоборот, понаблюдав за человеком в какой-либо значительной ситуации, можно понять его личностную направленность.

Направленность формируется в процессе воспитания и самовоспитания и всегда социально обусловлена, то есть зависит от устоев общества и оценивается с точки зрения морали, нравственности, традиций.

Формы направленности личности:

  • цели,
  • мотивы,
  • потребности,
  • постоянное субъективное отношение,
  • ценностные ориентиры,
  • идеалы,
  • интересы,
  • принципы,
  • симпатии и антипатии,
  • вкусы,
  • склонности,
  • привязанности и прочее.

Направленность влияет на характер, способности, временные психические состояния и даже на практически не способный изменяться в течении жизни темперамент.

Самая важная функция личностной направленности – смыслообразующая . Человек – существо, нуждающееся в смыслах. Если нет смысла, нет мотива, а без мотива нет деятельности. Направленность организует человеческую деятельность и делает ее осмысленной во всех сферах, будь то личная жизнь или работа.

Направленность личности, так же как и стремление человека к какой-либо конкретной цели, не появляется из ниоткуда и не является чем-то стабильным.

Формируется направленность поэтапно. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой появляются структурные компоненты направленности личности:


Интересы как структурные компоненты направленности личности могут сказать о человеке намного больше, нежели его влечения, желания и стремления. Зная, чем интересуется человек, уже можно составить приблизительное представление о нем.

  1. Склонность. Склонности определяют не созерцательную, а активную направленность. Склонность побуждает действовать в одном направлении не единожды, а возвращаясь к определенному занятию снова и снова. Возникает склонность, когда интерес подкрепляется волей, ее можно назвать интересом к конкретному виду деятельности.
  2. Идеал . Это конкретный образ конечной цели склонности, личный ориентир, опора в принятии важных решений и основа мировоззрения.
  3. Мировоззрение . Это совокупность взглядов на мир, общество и самого себя, соединенная в единую, целостную модель. Мировоззрение – это свод личных законов жизни, помогающих адаптироваться в настоящем и планировать будущее.
  4. Убеждение . Высшая форма направленности, представляющая собой систему осознанных жизненных мотивов, побуждающих поступать согласно принципам и мировоззрению. Без убеждений человеку пришлось бы каждый раз снова и снова познавать и постигать на собственном опыте как следует поступать. Убеждения же помогают быстро определяться с правильной моделью поведения в той или иной ситуации. Множество убеждений это множество групп устойчивых мотивов, которые и образуют «стержень» направленности личности.

Такая последовательность – от влечения к убеждению – подобна матрешке : каждый следующий структурный компонент содержит предыдущие.

Направленность личности в зависимости от главного объекта устремлений бывает нескольких видов :

  1. Личная или направленность на себя . При такой направленности человек стремится к самореализации, удовлетворению личных потребностей и достижению собственных целей.

Это целеустремленные, ответственные, организованные, полагающиеся только на собственные силы, думающие и планирующие, и в то же время активные личности.

Такие люди сильные и уверенные в себе, но со стороны может казаться, что они самоуверенны и эгоистичны. Их проблемой нередко становится неумение делегировать полномочия, просить о помощи и стремление к одиночеству.

  1. Коллективистская или направленность на других . Главная потребность людей с этим видом направленности – общение и контакт с другими индивидами.

Такие личности неконфликтны, учтивы, добропорядочны, готовы прийти на помощь, сопереживают и соучаствуют, ориентируется на окружающих, прислушиваются к чужому мнению, ждут одобрения. Коллективистская направленность делает человека прекрасным партнером, безотказным и легко уживающимся с людьми как в коллективе, так и в семье.

Проблемы направленных на других личностей кроются в их неумении высказывать собственное мнение, противостоять манипуляциям, бороться за личное счастье. К сожалению, такие люди не умеют планировать, боятся серьезной ответственности, не способны определять личные цели.

  1. Деловая , направленность на дело . Люди, ориентированные на деятельность, совмещают личную выгоду с благом для общества.

Это требовательные к себе, серьезные, надежные, компанейские, доброжелательные, но в то же время независимые и очень свободолюбивые личности. Они любят учиться и обучаться чему-то новому.

Для определения вида личностной направленности разработан (автор методики Б. Басс), так как точно определить ее самостоятельно довольно проблематично.

Существуют и другие классификации видов направленности личности. К примеру, отдельно выделяется суицидальная и депрессивная направленность. Такого вида направленности имеют ярко выраженную негативную окраску и несомненно нуждаются в психологической коррекции.

Что касается трех основных направленностей (на себя, на других и на дело), их нельзя оценивать как однозначно положительные или отрицательные. Точно можно сказать лишь то, что направленность личности напрямую влияет на успешность любой деятельности человека и его жизнь в целом.

Рекомендуем прочесть классический труд Б.Г. Ананьева “Человек как предмет познания” ; для родителей, желающих успешно воспитать своего ребенка – книга А. Моисеевой “Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье” ; преподавателям рекомендуем – А.В. Зосимовский


Интересы

Во все расширяющемся контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес - специфическую направленность на него личности.

Слово «интерес» многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно связанные между собой. Нам может быть интересен человек, в котором мы совсем не заин-тересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств быть заинтересова-ны в человеке, который нам совсем не интересен.

Так же как потребности и совместно с ними общественные интересы - ин-тересы в том смысле, в каком мы говорим в общественных науках об интере-сах, - обусловливают «интерес» в психологическом смысле, определяют его направление, являются его источником. Будучи в этом смысле производным от общественных интересов, интерес в психологическом его значении не тожествен ни с общественным интересом в целом, ни с субъективной его стороной. Инте-рес в психологическом смысле слова является специфической направленностью личности, которая лишь опосредованно обусловлена осознанием ее обществен-ных интересов.

Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражаю-щих направленность личности, заключается в том, что интерес - это сосредо-точенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интерес - тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосре-доточенности ее помыслов на определенном предмете. Под помыслом мы при этом разумеем сложное и неразложимое образование - направленную мысль, мысль-заботу, мысль-участие, мысль-приобщение, внутри себя содержащую и специфическую эмоциональную окрашенность.

Как направленность помыслов, интерес существенно отличается от направ-ленности желаний, в котором первично проявляется потребность. Интерес ска-зывается на направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность - во влечениях, желаниях, в воле. Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес - ознакомиться с ним. Интересы являются поэто-му специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательной дея-тельности человека. Попытка свести интерес к потребности, определив его ис-ключительно как осознанную потребность, несостоятельна. Осознание потреб-ности может вызвать интерес к предмету, способному ее удовлетворить, но неосознанная потребность как таковая является все же потребностью (перехо-дящей в желание), а не интересом. Конечно, в единой многообразной направлен-ности личности все стороны взаимосвязаны. Сосредоточение желаний на каком-нибудь предмете обычно влечет сосредоточение на нем интереса; сосредоточе-ние же на предмете интереса, помыслов порождает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть; но все же жела-ние и интерес не совпадают.

Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда направлен на тот или иной предмет (в широком смысле слова). Если о влечениях и о потребностях в стадии влечения можно еще говорить как о внутренних импуль-сах, отражающих внутреннее органическое состояние и первоначально созна-тельно не связанных с объектом, то интерес необходимо является интересом к тому или иному объекту, к чему-нибудь или к кому-нибудь: вовсе беспредмет-ных интересов не существует. <...> «Опредмеченность» интереса и его созна-тельность теснейшим образом связаны; точнее, это две стороны одного и того же; в осознанности предмета, на который направлен интерес, и проявляется прежде всего сознательный характер интереса.

Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная при-влекательность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интере-сует то-то, ответ может быть только один: интересует, потому что интересует, нравится, потому что нравится.

Чем выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет осо-знание объективной значимости тех задач, в которые включается человек. Одна-ко, как бы ни было высоко и сильно сознание объективной значимости соответ-ствующих задач, оно не может исключить эмоциональной привлекательности того, что вызывает интерес. При отсутствии более или менее непосредственной эмоциональной привлекательности будет сознание значимости, обязанности, дол-га, но не будет интереса.

Само эмоциональное состояние, вызванное интересом, или, точнее, эмоцио-нальный компонент интереса, имеет специфический характер, отличный, в част-ности, от того, которым сопровождается или в котором выражается потребность: когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда не получа-ют пищу интересы или их нет, жить скучно. Очевидно, с интересом связаны специфические проявления в эмоциональной сфере.

Будучи обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознанной значи-мостью, интерес проявляется прежде всего во внимании. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процес-сы - восприятия, памяти, мышления. Направляя их по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизирует деятельность личности. Когда человек ра-ботает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает.

Интерес к тому или иному предмету - к науке, музыке, спорту - побуждает к соответствующей деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Мы различаем интерес как направленность на предмет, побуж-дающую нас заняться им, и склонность как направленность на соответствующую деятельность. Различая, мы вместе с тем и связываем их теснейшим образом. Но все же они не могут быть признаны тожественными. Так, у того или иного чело-века интерес к технике может сочетаться с отсутствием склонности к деятельности инженера, какой-либо своей стороной ему непривлекательной; таким образом, внутри единства возможно и противоречие между интересом и склонностью. Однако, поскольку предмет, на который направлена деятельность, и деятельность, направленная на этот предмет, неразрывно связаны и друг в друга переходят, интерес и склонность тоже взаимосвязаны и сплошь и рядом трудно установить между ними грань.

Интересы различаются прежде всего по содержанию , оно более всего опреде-ляет их общественную ценность. У одного интересы направлены на обществен-ную работу, на науку или искусство, у другого - на коллекционирование марок, на моду; это, конечно, не равноценные интересы.

В интересе к тому или иному объекту обычно различают непосредственный и опосредованный интерес. Говорят о наличии непосредственного интереса, когда учащийся интересуется самой учебой, изучаемым предметом, когда им руководит стремление к знанию; говорят об опосредованном интересе, когда тот направлен не на знание как таковое, а на что-либо с ним связанное, например на преимуще-ства, которые может дать образовательный ценз... Способность проявлять инте-рес к науке, к искусству, к общественному делу независимо от личной выгоды составляет одно из ценнейших свойств человека. Однако совершенно непра-вильно противопоставлять непосредственный интерес и интерес опосредован-ный. С одной стороны, всякий непосредственный интерес обычно опосредован сознанием важности, значимости, ценности данного предмета или дела; с другой стороны, не менее важным и ценным, чем способность проявить интерес, свобод-ный от личной выгоды, является способность делать дело, которое не представ-ляет непосредственного интереса, но является нужным, важным, общественно значимым. Собственно, если по-настоящему осознать значимость дела, которое делаешь, то оно в силу этого неизбежно станет интересным; таким образом, опо-средованный интерес переходит в непосредственный.

Интересы, далее, могут различаться по уровням оформленности . Аморфный уровень выражается в разлитом, не дифференцированном, более или менее легко возбуждаемом (или не возбуждаемом) интересе ко всему вообще и ни к чему в частности.

С охватом интересов связано их распределение . У одних интерес целиком сосредоточен на одном каком-нибудь предмете или узко ограниченной области, что приводит к одностороннему развитию личности и является вместе с тем результатом такого одностороннего развития. <...> У других имеются два или даже несколько центров, вокруг которых группируются их интересы. Лишь при очень удачном сочетании, а именно когда эти интересы лежат в совсем различ-ных областях (например, один - в практической деятельности или науке, а другой - в искусстве) и значительно отличаются друг от друга по своей силе, эта бифокальность интересов не вызывает никаких осложнений. В противном случае она легко может повлечь раздвоенность, которая станет тормозить дея-тельность как в одном, так и в другом направлении: человек ни во что не войдет целиком, с подлинной страстью, и нигде не преуспеет. Наконец, возможно и такое положение, при котором интересы, достаточно широкие и многосторонние, скон-центрированы в одной области и притом настолько связанной существеннейши-ми сторонами человеческой деятельности, что вокруг этого единого стержня мо-жет сгруппироваться достаточно разветвленная система интересов. Именно такая структура интересов является, очевидно, наиболее благоприятной для всесторон-него развития личности и вместе с тем той ее сосредоточенности, которая необхо-дима для успешной деятельности. <...>

Различные охват и распределение интересов, выражающиеся в той или иной их широте и структуре, сочетаются с той или иной их силой или активностью. В одних случаях интерес может выражаться лишь в некоторой предпочтитель-ной направленности, или повернутости, личности, вследствие которой человек скорее обратит внимание на тот или иной предмет, если он помимо его стараний возникает. В других случаях интерес может быть настолько силен, что человек активно ищет ему удовлетворения. Известно немало примеров (М. В. Ломоно-сов, А. М. Горький), когда интерес к науке или искусству у людей, живших в условиях, в которых он не мог быть удовлетворен, был настолько велик, что они перестраивали свою жизнь и шли на величайшие жертвы, лишь бы этот интерес удовлетворить. В первом случае говорят о пассивном, во втором - об активном интересе; но пассивный и активный интересы - это не столько качественное различие двух видов интересов, сколько допускающие множество градаций ко-личественные различия в их силе или интенсивности. Правда, это количествен-ное различие, достигая определенной меры, переходит в качественное, выража-ющееся в том, что в одном случае интерес вызывает лишь непроизвольное внимание, во втором он становится непосредственным мотивом для реальных практических действий. Различие пассивного и активного интереса не является абсолютным: пассивный интерес легко переходит в активный, и наоборот.

Сила интереса часто, хотя не обязательно, сочетается с его устойчивостью. У очень импульсивных, эмоциональных, неустойчивых натур бывает, что тот или иной интерес, пока он господствует, является интенсивным, активным, но пора его господства непродолжительна: один интерес быстро сменяется другим. Устой-чивость же интереса выражается в длительности, в течение которой он сохраня-ет свою силу: время служит количественной мерой устойчивости интереса. Свя-занная с силой, устойчивость интереса в основе своей определяется не столько ею, сколько глубиной, т.е. степенью связи интереса с основным содержанием и свойствами личности. Таким образом, первой предпосылкой самой возможности существования у человека устойчивых интересов является наличие у данной личности стержня, генеральной жизненной линии. Если ее нет, нет и устойчивых интересов; при ее наличии устойчивыми будут те интересы, которые с ней связа-ны, отчасти ее выражая, отчасти формируя.

При этом интересы, обычно связанные между собой в пучки или, скорее, в динамичные системы, располагаются как бы гнездами и различаются по глубине, поскольку среди них всегда имеются основные, более общие, и производные, бо-лее частные. Более общий интерес обычно является и более устойчивым.

Наличие такого общего интереса не означает, конечно, что данный интерес, например к живописи, к музыке, всегда актуален; оно означает лишь, что он легко становится таковым (можно вообще интересоваться музыкой, но в данную минуту не испытывать желания ее слушать). Общие интересы --латентные интересы, которые легко актуализируются.

Устойчивость этих общих, генерализованных интересов не означает их кос-ности. Именно в силу их генерализованности устойчивость общих интересов может прекрасно сочетаться с их лабильностью, подвижностью, гибкостью, из-менчивостью. В различных ситуациях один и тот же общий интерес выступает как различный, применительно к изменившимся конкретным условиям. Таким образом, интересы в общей направленности личности образуют систему подвиж-ных, изменчивых, динамических тенденций с перемещающимся центром тяжести.

Интерес, т. е. направленность внимания, помыслов, может вызвать все, что так или иначе связано с чувством, со сферой человеческих эмоций. Наши мысли легко сосредоточиваются на деле, которое нам дорого, на человеке, которого мы любим.

Формируясь на основе потребностей, интерес в психологическом смысле сло-ва никак не ограничивается предметами, непосредственно связанными с потреб-ностями. Уже у обезьян ярко проявляется любопытство, не подчиненное непо-средственнопищевой или какой-либо другой органической потребности, тяга ко всему новому, тенденция к манипулированию с каждым попавшимся предметом, давшая повод говорить об ориентировочном, исследовательском рефлексе или импульсе. Это любопытство, способность обратить внимание на новые предметы, вовсе не связанные с удовлетворением потребностей, имеет биологическое значе-ние, являясь существенной предпосылкой для удовлетворения потребностей. <... >

Склонность обезьяны манипулировать со всяким предметом превратилась у человека в любознательность, принявшую со временем форму теоретической де-ятельности по получению научного знания. Интерес может вызвать у человека все новое, неожиданное, неизведанное, неразгаданное, проблематичное - все, что ставит перед ним задачи и требует от него работы мысли. Будучи мотивами, побуждениями к деятельности, направленной на создание науки, искусства, инте-ресы являются вместе с тем и результатом этой деятельности. Интерес к технике формировался у человека по мере возникновения и развития техники, интерес к изобразительному искусству - с возникновением и развитием изобразительной деятельности, а интерес к науке - с возникновением и развитием научного знания.

В ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того как дети вступают во все более сознательный контакт с окружающим миром и в процессе обучения и воспитания осваивают исторически сложившуюся и разви-вающуюся культуру. Интересы являются и предпосылкою обучения, и его ре-зультатом. Обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их. Интересы служат поэтому, с одной стороны, средством, которым педагог пользу-ется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, интересы, их формирование являются целью педагогической работы; формирование полно-ценных интересов - существеннейшая задача обучения.

Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредст-вом которой человек входит в ту или иную область или предмет. Поэтому сколь-ко-нибудь сложившихся устойчивых интересов, русел, которые сколько-нибудь длительно определяли бы их направленность, у маленьких детей нет. У них обычно имеется лишь некоторая подвижная, легко возбуждаемая и быстро уга-сающая направленность.

Размытая и неустойчивая направленность интересов ребенка в значительной мере отражает интересы социального окружения. Относительно большую устой-чивость приобретают те из интересов, которые связаны с деятельностью детей. В результате у детей старшего дошкольного возраста образуются «сезонные» интересы, увлечения, которые держатся в течение некоторого, не очень длитель-ного периода, сменяясь затем другими. Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт и чтобы отдельные звенья ее отчет-ливо выступали перед ребенком как ступеньки, ведущие к цели.

Существенно новые условия для развития интересов у ребенка возникают с поступлением его в школу и началом обучения различным предметам.

В ходе учебной работы интерес школьников часто фиксируется на предмете, который особенно хорошо поставлен и по которому дети делают особенно ощу-тимые, очевидные для них самих успехи. Многое здесь зависит от педагога. Но при этом сначала это по большей части интересы недолговечные. Сколько-нибудь устойчивые интересы начинают складываться у учащегося средней шко-лы. Раннее появление устойчивых интересов, сохраняющихся на всю жизнь, на-блюдается лишь в тех случаях, когда налицо имеется яркое, рано определившееся дарование. Такое дарование, успешно развивающееся, становится призванием; осознанное как таковое, оно определяет устойчивую направленность основных интересов.

Самым существенным в развитии интересов подростка является: 1) начало установления круга интересов, объединенных в небольшое число между собою связанных систем, приобретающих известную устойчивость; 2) переключение интересов с частного и конкретного (коллекционирование в школьном возрасте) на отвлеченное и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, миро-воззрения; 3) одновременное появление интереса к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни; 4) рост интереса к пси-хическим переживаниям других людей и особенно своим собственным (юноше-ские дневники); 5) начинающаяся дифференциация и специализация интересов. Направленность интересов на определенную сферу деятельности, профессию - технику, определенную научную область, литературу, искусство и т. д. соверша-ется под влиянием всей системы условий, в которой развивается подросток.

Господствующие интересы проявляются в преимущественно читаемой лите-ратуре - в так называемых читательских интересах. У подростков наблюдает-ся значительный интерес к технической и научно-популярной литературе, а так-же к путешествиям. Интерес к романам, вообще к художественной литературе возрастает главным образом в юношеские годы, что отчасти объясняется харак-терным для этого возраста интересом к внутренним переживаниям, к личност-ным моментам. Интересы в стадии их формирования лабильны и более подвер-жены влиянию окружающих условий. Так, обычно присущий подросткам инте-рес к технике особенно возрос у них в связи с индустриализацией страны.

Интересы не являются продуктом будто бы в себе замкнутой природы ребен-ка. Они возникают из контакта с окружающим миром; особенное влияние на их развитие оказывают окружающие люди. Сознательное использование интересов в педагогическом процессе ни в коем случае не означает, что обучение следует приспособлять к имеющимся интересам учащихся. Педагогический процесс, вы-бор предметов обучения и т. п. основываются на задачах воспитания, на объек-тивных соображениях, и интересы должны быть направлены соответственно этим объективно обоснованным целям. Интересы нельзя ни фетишизировать, ни игно-рировать: их надо учитывать и формировать.

Развитие интересов совершается частично путем их переключения: исходя из существующего интереса, развивают тот, который нужен. Но это, конечно, не означает, что формирование интересов всегда является перенесением имеющих-ся интересов с одного предмета на другой или преобразованием одного и того же интереса. У человека появляются новые интересы, приходящие на смену отмирающим, старым, по мере того как он в ходе своей жизни включается в новые задачи и по-новому осознает значимость тех задач, которые ставит перед ним жизнь; развитие интересов не замкнутый в себе процесс. Наряду с пере-ключением уже имеющихся интересов новые интересы могут возникнуть вне прямой преемственной связи со старыми, путем включения индивида в интересы нового коллектива в результате новых взаимоотношений, которые у него складываются с окружающими. Формирование интересов у детей и подростков за-висит от всей системы условий, определяющих формирование личности. Особое значение для формирования объективно ценных интересов имеет умелое педа-гогическое воздействие. Чем старше ребенок, тем большую роль может при этом играть осознание им общественной значимости тех задач, которые перед ним ставятся.

Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, большое значение имеют интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и опре-делении дальнейшего жизненного пути человека. Тщательная педагогическая работа над формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор профессии, поступление в специ-альное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший жизненный путь, является исключительно важной и ответственной задачей. <...>

В направленности интересов и путях их формирования наблюдаются значи-тельные индивидуальные различия.

Идеалы

Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Мы делаем не только то, в чем испытываем непосред-ственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение.

Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как независимое от него - общественно всеобщезначимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлеченно знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно значимое становится вмес-те с тем личностно значимым, собственным убеждением человека, идеей, овла-девшей его чувствами и волей. Определяясь мировоззрением, они находят обоб-щенное абстрактное выражение в нормах поведения, свое конкретное выраже-ние они получают в идеалах.

Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные челове-ческие черты, - образ, который служит образцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное отображение; идеал может на-ходиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному об-лику человека; в нем может быть подчеркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостает. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть , не то, каков он в действительно-сти, а то, каким он желал бы быть. Но было бы неправильно чисто внешне проти-вопоставлять должное и существующее, то, что человек есть, и то, чего он желает: то, чего человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал - для него самого. Идеал человека - это, таким образом, и то, и не то, что он есть. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором его развития.

Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая исто-рическая эпоха имеет свои идеалы - свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Таков, например, идеал софиста или философа в «век просвещения» в Древней Греции, отважного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху. Капитализм и созданная им наука имеют свой идеал: «ее истинный идеал - это аскетический, но занимаю-щийся ростовщичеством скряга и аскетический, но производящий раб».* Наша эпоха создала свой идеал, воплотив в нем черты и свойства, выковывающиеся в борьбе за социалистическое общество и творческом труде по его построению. Иногда идеалом служит обобщенный образ, образ как синтез основных, особенно значимых и ценимых черт. Часто в качестве идеала выступает историческая лич-ность, в которой эти черты особенно ярко воплотились. <...> Наличие опреде-ленного идеала вносит четкость и единство в направленность личности.

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 131.

В раннем возрасте идеалом в большей мере служат люди ближайшего окру-жения - отец, мать, старший брат, кто-нибудь из близких, затем учитель. Позже в качестве идеала, на который подросток, юноша хотел бы походить, выступает историческая личность, очень часто кто-либо из современников. <...>

В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявля-ясь в них, она через них и формируется. Идеалы формируются под определяю-щим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его по-средство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.

* * *
Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности лич-ности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности.

Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностя-ми и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков.

Сплошь и рядом бывает, что мы полны тревоги и волнений из-за того, что задеты какие-то наши интересы. Но стоит надвинуться серьезной беде, угрожаю-щей значительно более насущным, жизненным интересам, и забота об интересах, судьба которых только что так волновала, теряет всякую актуальность. Они почти перестают для нас существовать. Непонятным, диким кажется, как могли мы принимать так близко к сердцу такие второстепенные интересы: «Можно ли волноваться из-за таких пустяков?» Мы поглощены нависшей над нами угрозой. «Только бы миновала нависшая над нами беда, и больше нам ничего не нужно». Но вот беда миновала, и оказывается: как только угроза более насущным по-требностям и интересам отпала или хотя бы только отступила, как снова начина-ют выступать и затем подниматься во весь рост утратившие было всякую акту-альность интересы; «пустяки» снова стали важными; снова на них сосредоточе-ны мысли, с ними связаны заботы и надежды. Самые насущные нужды обеспечены, им ничто не угрожает, - значит, нечего о них и думать. Актуальнее сейчас другое; на очереди другие интересы; наши радости и печали теперь свя-заны с их судьбой.

Таков общий закон: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные; по мере того как более пер-вичные теряют в своей остроте и актуальности, одни за другими выступают по-следующие. Потребность и интересы различной значимости для личности высту-пают в сознании в определенной последовательности. Эта последовательность определяется вышеуказанным законом.

Облик личности существенно определяется, во-первых, уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим прежде всего определяется большая или меньшая значительность либо убогость ее внутреннего содержания. У одних людей все сведено к элементарным, прими-тивным интересам; в личности и жизни других они играют подчиненную роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областя-ми человеческой деятельности. Облик человека существенно меняется в зависи-мости от того, какой удельный вес приобретают эти высшие интересы.

Для облика личности существенное значение имеет, во-вторых, круг ее по-требностей, интересов, идеалов. Широта этого круга определяет содержатель-ность, диапазон человека.

Различие круга интересов определяет различную по своему содержанию ба-зу духовной жизни личности - от духовно нищенской, убогой жизни одних людей до поражающей своим богатством жизни других. Вопрос о широте духов-ной жизни личности, очевидно, теснейшим образом переплетается с вопросом об ее уровне. Прежде всего не может быть речи об особой широте и богатстве там, где все потребности и интересы человека ограничены уровнем элементарных потребностей и интересов. Сколько-нибудь значительное увеличение широты, богатства интересов может совершаться лишь посредством перехода к высшим уровням.

Далее, та же степень узости интересов, даже сосредоточие всей направленно-сти личности на одной потребности, на одном интересе, приобретает совершенно иное качество в зависимости от того, на каком уровне лежит эта потребность или интерес; одно дело, когда речь идет о потребности или интересе, который в силу своей элементарности сам является очень узким, совсем другое дело, когда хотя личность и сосредоточена вся на одном интересе, но самый интерес так значите-лен, что с его высоты перед личностью открываются широкие горизонты.

В тесной связи с вопросами об уровне и богатстве или содержательности потребностей и интересов личности, ее строения и облика находится вопрос об их распределении. Жизнь человека целиком сосредоточена на чем-нибудь од-ном, на одной узко ограниченной области; все развитие личности совершается односторонне, однобоко, направляясь по одному - у одних более, у других ме-нее значительному - руслу. Бывает и так, что в строении личности имеются две или вообще несколько как бы выдающихся, вершинных точек, между которыми иногда более или менее бесконфликтно распределяется, а иногда, двоясь, расщеп-ляется жизнь человека. Наконец, бывает так - и это, очевидно, самая благопри-ятная из возможностей, - что личность одновременно и многогранна и едина; ее потребности и интересы одновременно не только содержательны и в этом смысле богаты, но и многообразны и тем не менее сосредоточены вокруг единого центра. В идеале выступает всесторонне и гармонически развитая личность, личность, своими потребностями и интересами связанная с основными сферами человеческой деятельности, так что все они, отражаясь и сочетаясь в ней, образу-ют подлинное единство.

Изучение потребностей, интересов, идеалов, установок и тенденций, вообще направленности личности дает ответ на вопрос: чего человек хочет, к чему он стремится? Но вслед за вопросом, чего человек хочет, естественно и закономерно встает другой: а что он может? Это вопрос о его способностях, дарованиях, одаренности.

Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям не только при обучении математике.

Маленький ребенок в первые пять лет осваивает огромное количество разнообразного опыта, знаний и умений. Но только он это делает не так, как взрослые и не так, как школьники на уроках, а по-другому, как это свойственно именно ребенку-дошкольнику. Маленький ребенок учится всей своей жизнью. Процессы просто жизни и процессы учения для него тесно слиты между собой. И если взрослые осознают, как учится маленький ребенок, то смогут ответить на вопрос: «Как организовать жизнь ребенка-дошкольника так, чтобы он мог полноценно и эффективно развиваться и учиться без насилия, испытывая радость и раскрывая свой творческий потенциал?»

В дошкольном образовании математика -- это не предмет в чистом виде, а развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В данном возрасте ведущий вид деятельности -- игра, поэтому весь образовательный процесс в ДОУ строится на основе игр.

Дидактическая игра имеет познавательную направленность:

  • -- развивает индивидуальные способности к математике;
  • -- воспитывает познавательную активность;
  • -- вызывает интерес у детей к математике;
  • -- способствует обогащению и закреплению математических представлений детей дошкольного возраста;
  • -- обеспечивает динамичность и продуктивность мышления;
  • -- развивает память, внимание, логику мышления.

Задачи развития элементарных математических представлений у детей 5 лет:

  • -- сравнивать совокупности на основе взаимного однозначного соответствия: «много», «мало», «один», развивать представления о равенстве групп предметов;
  • -- учить с помощью счета определять количество, различать процесс счета и его итог (в пределах 5--10);
  • -- учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине, различать и называть форму предметов;
  • -- развивать элементарные представления о времени и пространстве, определять направления движения и положения предметов относительно себя, различать и называть «день -- ночь», «утро -- вечер».

Возрастные возможности детей:

  • -- употребляют в речи имена числительные;
  • -- умеют находить сходство и различие предметов, группируя их;
  • -- чувствуют движение, время;
  • -- имеют представление о количественных отношениях;
  • -- определяют свое положение в пространстве и положение других предметов относительно себя;
  • -- имеют представления о сохранении количества.

Вся работа опирается на развивающую среду, которую построена следующим образом:

  • 1. Математические развлечении (игры на плоскостное моделирование Танграм и д.р,задачи-шутки, занимательные задачки)
  • 2. Дидактические игры.
  • 3. Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта (игры основываются на процессе поиска решений (По ТРИЗ), по развитию логического мышления)

Вот общие методические подходы к организации работы: типовая структура работы с каждым числом:

  • 1. Рассказывание воспитателем сказки с продолжением о числовом королевстве и его новом представителе, образование числа.
  • 2. Выявление, где встречается число в предметном мире, в природе.
  • 3. Рисование на тему числа, выкладывание числового ряда с добавлением нового числа, заселение нового числа, т.е. его цифры в теремок.
  • 4. Лепка соответствующей цифры, игры типа «На что похоже?», работа с трафаретами, выкладывание из счетных палочек, раскраски, штриховка.

5. Знакомство с соответствующим классом геометрических фигур, рисование, вырезание плоских фигур, лепка и конструирование объемных тел, выявление, в каких предметах окружающего мира они «живут».

  • 6. Ритмические двигательные упражнения, пальчиковые игры.
  • 7. Развивающие игры.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Потому все занятия по математике стараемся проводить, объединив все части занятия одной игровой целью, сюжетом. Например, «Магазин», «Морское путешествие» и др. Занятия проводятся со всей группой или по подгруппам, но одновременно, когда дети получают разные задания, либо занятие проводится в игровой форме. На занятиях по математическому развитию желательно использовать палочки Кюизенера (но за их отсутствием можно использовать разноцветные полоски), танграмы, счетные палочки. Из экспериментального уголка может быть заимствован материал для проведения исследовательской деятельности. Например, для знакомства с единицей измерения на математическом развитии детей подводят к выводу, что измерить можно и воду, и песок и ленточку, но только с помощью подходящей мерки - стаканчика, палочки и др.

Личностно-развивающая направленность содержания математического развития дошкольников должна являться эффективным средством развития интеллектуально-творческих способностей ребенка и содействовать развитию важнейшего личностного качества -- самостоятельности в решении интеллектуальных задач.

Направленность математического содержания, которое осваивает ребенок в дошкольном возрасте, является социализирующей. Накопленный логико-математический опыт ребенка обязательно станет его значимым личностным приобретением, если обеспечит ситуацию успеха в разных видах деятельности, требующих проявления интеллектуально-творческих способностей. игра математический дидактический развлечение

Осваиваемое содержание должно соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников, быть ориентированным на зону их ближайшего развития.

Личность есть то, куда она стремится. Человек начинается с того, что для него становится что-то дорого, что он ради чего-то готов себя поднять, с того, что что-то для него становится иногда важнее его личного существования. Хотите понять в человеке главное - поймите, что движет этим человеком, каковы его настоящие стремления. Направленность личности часто описывают словами "преобладающие интересы и стремления", "иерархия мотивов", иногда - личная идеология. Направленность личности - не то же самое, что направленность жизни. Направленность жизни иногда задается внешними обстоятельствами - нужно кормить семью, пора рожать ребенка, или забрали в армию, - в то время внутренняя направленность человека может быть - дача, жить на природе и заниматься садом и огородом. Направленность личности - это то, что человеку внутренне, действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Кому-то дорог комфорт, кому-то развитие. Женщинам чаще важнее отношения, мужчинам - дело.

Формы направленности личности

Направленностью личности называется совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных между собой форм: влечение, желание, интерес, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности. Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности: влечение - наиболее примитивная биологическая форма направленности; установка – готовность, предрасположенность субъекта к появлению определенного объекта; желание - осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному; интерес - познавательная форма направленности на предметы.


Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей потребности к познанию. Но когда наступает удовлетворение интереса, он не исчезает, не угасает, а углубляется, внутренне перестраивается и вызывает возникновение новых интересов. Интересы различают по содержанию, по широте, степени их устойчивости; мировоззрение - система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир; убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Убеждения формируются на основании знаний об окружающем мире, понимания природы и общества. Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Развитие и формирование направленности личности

Деятельность является основой формирования человека как личности. Определяющим условием существования, развития человека как существа социального является совокупность разного вида деятельностей, в которые включен человек. Освоение деятельности и ее усложнение является важным условием развития психики человека. Поэтому решение воспитательных задач должно опираться на психологические закономерности соподчиненности человеческих деятельностей, их динамику. При построении воспитательных воздействий надо учитывать характер и особенности различных видов деятельности, в которые вовлечен ребенок, их значение, объем и содержание. В отечественной психологии понятия личность и деятельность рассматриваются как внутренне связанные явления. Разрабатывая проблему деятельности и активности личности, современная психология опирается на идею об активном характере отражения, о происхождении - сознания из трудовой деятельности, о ведущей роли труда в поведении и деятельности человека.


Источником активности личности являются потребности. По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные. Потребности характеризуются следующими признаками. Во-первых, любая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда есть осознание нужды в чем-то. Во-вторых, всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. В-третьих, потребность обладает способностью воспроизводиться. Потребности выражаются в мотивах, т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным видам деятельности по ее удовлетворению. Этим разным видам деятельности и соответствуют разные мотивы.


Важное место в системе направленности личности принадлежит мировоззрению, убеждениям и идеалам личности. Мировоззрение имеет такие характеристики, как научность, систематичность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью и поведением. Убеждения - важный осознанный мотив поведения, придающий всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Убеждения характеризуются, во-первых, высокой осознанностью и, во-вторых, своей теснейшей связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов. Важным осознанным мотивом является идеал.


Идеал - это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания. К неосознаваемым побуждениям относятся установки и влечения личности. Развитие деятельности человека приводит к появлению ее различных видов и форм (игра, учение, труд), которые объединяются, соподчиняются. При этом устанавливается иерархическое соотношение мотивов, являющихся побудителями к различным видам деятельности. Единая, взаимосвязанная система мотивов деятельности, возникающая в их развитии, и составляет психологическую основу личности. Известно, что порой одинаковые мотивы по-разному реализуются в поведении, а разные мотивы могут иметь внешне одинаковые формы проявления в поведении. Например, участие в общественной работе, побуждаемое соперничеством, желанием первенствовать среди товарищей, не однозначно стремлению школьника принести пользу своему классу. В зависимости от мотива, которым руководствуется ребенок, формируются различные качества личности (в нашем примере, соответственно, индивидуализм и коллективизм).


Поведение побуждается обычно не одним, а несколькими разными по содержанию и по строению мотивами, среди которых выделяются ведущие и подчиненные. Смена ведущих мотивов, формирование все более высоких нравственных мотивов и характеризует развитие мотивационной сферы личности. А необходимые изменения соотношения мотивов, их иерархия обеспечивается целенаправленной организацией деятельности. Поэтому в психологии принято говорить о системе мотивов, мотивации. Дети школьного возраста участвуют в различных типах деятельности. Каждый из них характеризуется не только определенным составом различных видов деятельности, но и наличием ведущей деятельности. В ней проявляются, формируются или перестраиваются частные психологические процессы (в игре - воображение, в учении - абстрактное мышление и т.д.), от нее зависят основные психические изменения каждого периода развития ребенка (дошкольник, например, в игре осваивает главные общественные функции и нормы поведения людей).


Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Поэтому специальная организация ведущего типа деятельности выступает как основное условие, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка, на формирование у него в процессе этой деятельности требуемой иерархии потребностей, мотивов и целей. Д.Б. Эльконин установил, что у детей дошкольного и подросткового возраста благодаря соответствующим типам ведущей деятельности развивается мотивационно-потребностная сфера. Младшие и старшие школьники же формируют интеллектуальные, познавательные способности, операционально-технические возможности. Учет закономерностей развития психики ребенка, своеобразия ведущих типов деятельности, их взаимосвязи с другими видами деятельности школьников позволяет значительно оптимизировать воспитательный процесс.