Главная · Болезни желудка · Авторитарный режим признаки и примеры. Политические режимы

Авторитарный режим признаки и примеры. Политические режимы

(Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция , в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует. Революция полностью ломает существующую правовую систему и, таким образом находясь в правовом вакууме, авторитарно объявляет себя носителем власти).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы , означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

    Авторитаризм - это, во-первых, социально-политическая система, основанная на подчинении государству или его лидерам. Во-вторых - социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

    Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии , как в отношении свободного проведения выборов , так и в вопросах управления государством . Часто сочетается с диктатурой отдельной личности (группы личностей - олигархией), которая проявляется в той или иной степени.

    Типология

    1. Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Эфиопия до 1974 г., Непал до 2007 г., Марокко , Саудовская Аравия и другие).
    2. Традиционные авторитарные режимы олигархического типа. Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала , Куба до 1959 г. Никарагуа до 1979 г. и другие).
    3. Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (примеры: Камерун , Тунис , Филиппины при Ф. Маркосе в 1972-1985 гг.).
    4. Ряд стран «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Бирма , Гвинея , Мозамбик , Венесуэла , Танзания).
    5. Военные режимы (примеры: режим Г. А. Насера в Египте , Х. Перона в Аргентине , авторитарные режимы в Ираке , Перу и другие).

    Также следует выделить как разновидность авторитаризма теократические режимы, когда политическая власть сконцентрирована в руках духовенства .

    Тоталитаризм

    Основное отличие авторитаризма от тоталитаризма в том, что авторитарная власть основывается на личности лидера, его способности удержать власть и привлекать сторонников. В то время как в тоталитарных государствах лидера выдвигает уже правящая элита (например, правящая партия или религиозная организация), и система власти завязана на главенствующей роли этой элиты и её идеологии. Авторитарный режим часто заканчивается со смертью харизматичного лидера, не оставившего столь же сильного преемника. Тоталитарный режим более устойчив и рушится только в случае упадка всей системы и её идеологии.

    Тоталитаризм Авторитаризм
    Харизма Высокая Бывает как низкая, так и высокая
    Роль лидера Лидер как функция Лидер как индивидуум
    Идеология Присутствует Может как присутствовать, так и отсутствовать [ ]
    Ограничение плюрализма Присутствует Отсутствует, хотя возможен запрет оппозиционных политических партий [ ]
    Легитимность Часто присутствует Может как присутствовать, так и отсутствовать

    «Поэтому оппозиция авторитаризму, как правило, существует, хотя и существенно отличается от оппозиций в условиях демократии. Что отличает оппозиции в условиях авторитаризма и демократии, так это уровень их терпимости к правящей политической группировке. Нетерпимость режима с необходимостью порождает адекватную реакцию со стороны оппозиции - её главной целью и смыслом деятельности становится устранение режима с политической сцены. Естественно, что избираемые для этого средства далеко не всегда являются правовыми и часто вступают в конфликт с тем, что является официально признанным.»

    Из книги «Современные политические режимы. Структура, типология, динамика» А. П. Цыганкова

    В отличие от тоталитарного авторитарный режим обычно носит более «мягкий» харак­тер. Действуют некоторые права и свобо­ды граждан и элементы гражданского общества. Возможна ограниченная деятельность определенных, не опасных для вла­стей партий и организаций. Нет тотального контроля над обще­ством: государство, в частности, избегает вмешательства в непо­литические сферы, особенно в экономику. Не исключено даже проведение выборов (правда, несвободных, контролируемых, ча­сто формальных, а то и с подтасовкой результатов) и деятель­ность послушного диктаторам парламента. Наконец, необязатель­ны и массовые репрессии в стране.

    В то же время авторитарное государство отличают такие недемократические признаки, как (1) неограниченная власть (дик­татура) одного лица (вождя, монарха, военачальника, президен­та) или группы лиц (скажем, военной хунты); (2) недопущение (или строгое ограничение и контролирование) политической оппозиции 2 ; (3) жесткий контроль политической сферы общества (госбезопасность, охрана установленного порядка, внешняя по­литика, оборона); (4) опора на силу и принуждение к повинове­нию властям (на армию и другие «силовые» структуры); (5) от странение граждан от реального влияния на власть и ограниче­ние их прав и свобод.

    Авторитарный режим чаще всего возникает в переломные моменты жизни общества, когда оно стоит перед необходимостью национального освобождения и возрождения или проведения радикальных реформ. И действительно, авторитаризм подчас - эф­фективное средство общественных преобразований. Недаром ос­нованные на нем политические системы - самые распространен­ные в истории человечества.

    В связи с этим обществоведы часто приводят весьма показатель­ный пример Чили. В начале 1970-х этой отсталой южноамериканс­кой республике реально угрожала коммунистическая диктатура (типа той, что вот уже почти 40 лет терзает Кубу). Совершив в 1973 г. военный переворот, тогдашний армейский генерал Аугусто Пиночет (род. в 1915) установил в стране авторитарную власть. Притом пострадали тысячи людей, но наступление еще более страшных бед­ствий, всегда сопровождающих коммунистические режимы, было предотвращено. К тому же чилийская экономика, получив живитель­ную прививку рынком и частным бизнесом, сравнительно быстро пошла в гору. Это позволило диктатору уже в 1989 г. провести сво­бодные выборы и передать власть гражданскому правительству. Та­ким образом, в Чили авторитарные методы избавили общество от коммунизма и способствовали развитию экономики, рынка и демок­ратии. Сегодня эта республика одна из ведущих индустриальных стран Латинской Америки.

    Если взять теперь наше отечество, то Россия, по мнению ряда исследователей, во все времена в той или иной мере «грешила» авторитаризмом. Яркие примеры - правление царя Ивана IV Гроз­ного (1530-1584), императоров Петра I Великого (1672-1725), Николая (1796-1855) и др. Не случайно некоторые полагают, что российский народ по своей природе нуждается в авторитарной власти и любит авторитарных вождей.

    Однако обычно авторитарное государство носит временный переходный характер, с перспективой перерастания либо в тота­литаризм, либо в демократию. Так, авторитарный режим Фидель Кастро (род. в 1927), установленный на уже упоминавшейся выше Кубе в 1959 г., позднее выбрал коммунистическую ориентацию и перерос в тоталитаризм. В других же государствах (Южной Ко­рее, Аргентине, Чили и т. д.) авторитаризм постепенно эволюци­онировал в демократию.

    В настоящее время во многих странах мира установились авторитарные политические режимы. По некоторым оценкам, около 100 государств в современных условиях относятся к авторитарным режимам. А это достаточно большое число стран с разнообразным государственным устройством – от военно-диктаторских до монархических. Они занимают промежуточное положение между демократическим и тоталитарным политическим режимами. Так, подобно тоталитаризму авторитарные политические режимы отличаются едва ли не неограниченной2 властью государственных органов. Это проявляется в жестком политическом правлении, опоре в случае необходимости на принудительные и силовые методы для регулирования социальных процессов. В то же время, подобно демократии, для авторитаризма характерно сохранение сферы гражданского общества, частной инициативы в экономике, рыночной конкуренции.

    Главной социальной опорой авторитарного режима, как правило, являются группы военных (“силовиков”) и государственной бюрократии. Нередко их действия, нацеленные на усиление монополизации власти, оказываются достаточно эффективными. Однако эти режимы плохо приспособлены для налаживания эффективной связи между властью и рядовыми гражданами. И в этом заложена опасность для самого существования авторитарного политического режима.

      В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органовпри одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти.

      Политические права и свободы граждан в значительной мере ограничены. Законы преимущественно защищают интересы государства, а не интересы личности. В законодательной сфере действует принцип: “ все, что не разрешено – запрещено”.

      Отсутствует четкое разделение властей. Значительная концентрация исполнительной и зачастую законодательной власти – в руках главы государства при ограничении роли парламента в контроле за государственной политикой. Влияние исполнительной власти на судебную.

      Существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией.

      Формирование органов власти не демократическим путем, а посредством назначения сверху. В результате окружение авторитарного лидера подбирается на основе личных симпатий и преданности вождю, а не в соответствии с деловыми качествами и способностями.

      C иловые” структуры обществу практически неподконтрольны и подчас используются в сугубо политических целях.

      В качестве методов государственного управления доминируют командные, административные; в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти.

    Авторитарный политический режим имеет свои достоинства и недостатки. Его достоинства особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть может обеспечить общественный порядок, политическую стабильность, мобилизовать общественные ресурсы на выполнение определенных задач. К недостаткам авторитаризма относится полная зависимость политики от позиции главы государства и его окружения, отсутствие у граждан политического выражения общественных интересов.

    Авторитаризм занимает как бы промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. Под влиянием сложного комплекса экономических, социально-политических, культурных и прочих факторов он в конечном итоге эволюционирует в направлении демократии или тоталитаризма. Такой переходный характер авторитарный политический строй носит в последние десятилетия ХХ в. Так, авторитарный режим Ф.Кастро, установленный в 1959 г. На Кубе, перерос затем в тоталитаризм. В ряде же других государств (Чили, Таиланде, Гаите, Панаме и некоторых других странах) авторитаризм постепенно эволюционировал по пути демократии.

    Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой, не обязательно представляющей институт партии. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государства с их сплоченными политическими “командами” (Белоруссия).

    Военные режимы, как правило, возникают в результате переворотов, заговоров и путчей. Наибольшее число примеров установления военных режимов дали страны Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция. Такие политические режимы отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, внутренней нестабильностью, широким распространением коррупции. Государственные ресурсы используются в основном для подавления сопротивления, снижения социальной активности граждан. При таком правлении может широко использоваться и физическое насилие.

    Модели национального авторитаризма возникают в результате доминирования в элитарной группировке определенной национальной или этнической группы. Такие режимы сложились и в ряде стран на постсоветском пространстве (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). В этих странах явно выражено стремление создать социальные и политические преимущества представителям одной группы населения. Это сопровождается проведением негласной политики вытеснения инонациональных групп.

    Корпоративные режимы олицетворяют собой власть бюрократических, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становится прибежищем сил, которые используют прерогативы официальных органов для защиты своих узкогрупповых интересов. Экономическим основанием такой системы власти является система квот, разрешительный порядок регистрации предприятия, отсутствие надлежащего контроля за деятельностью государственных служащих. Последние, занимаясь вопреки законодательству предпринимательской деятельностью, получают огромные личные доходы.

    Основные признаки политических режимов:

    Признание народа - Сверхцентрализованная - Власть находится в руках

    источником власти структура власти одного лица или группы

    Выборность и - Государственная власть - Формирование органов

    сменяемость формируется по закрытым власти посредством

    органов власти от общества каналам назначения

    Приоритет прав и - Полное бесправие - Ограничение прав и

    свобод человека над человека свобод человека

    правами государства

    Разделение власти на - Монопольный государ- - Отсутствие четкого

    законодательную, ственный контроль всех разделения властей

    исполнительную и сфер жизни общества

    судебную

    - “Силовые ” структуры - “Силовые” структуры -“Силовые” структуры

    находятся под контролем выполняют функции обществу практически

    общества карательных органов неподконтрольны

    Политический плюрализм - Господство одной - Ограничение и конт-

    партии роль политического

    плюрализма

    Доминирующий метод - Доминирующие методы - Доминируют коман-

    управления – убеждение управления: принуждение, дно-административ-

    насилие, террор ные методы осущест-

    вления власти

    Вопросы и задания:

      Что такое политический режим?

      Какие из признаков демократического политического режима вы считаете определяющими и почему.

      В чем сущность тоталитаризма?

      Назовите основные разновидности тоталитаризма. Сравните тоталитарные режимы различных стран.

      Какие из перечисленных признаков присущи тоталитаризму?

    А) монополия одной официальной идеологии;

    Б) разделение властей;

    В) монополия одной массовой партии;

    Г) гарантия прав и свобод человека;

    Д) свободные выборы;

    Е) всеобщий полицейский контроль и надзор;

    Ж) монополия власти на СМИ;

    З) многопартийность;

    И) централизованный контроль над экономикой.

    8. Демократия – это:

    А) неограниченная власть одного лица или небольшой группы;

    Б) политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю над жизнью общества в целом и каждой личности в отдельности;

    В) власть небольшой группы богатых и привилегированных людей;

    Г) политический режим, обеспечивающий и гарантирующий права и свободы человека.

    9. Какие из перечисленных признаков присущи авторитарному режиму?

    А) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

    Б) политический плюрализм;

    В) доминирование командных, административных методов осуществления власти;

    Г) террор, насилие, принуждение как методы управления;

    Д) существование только одной политической партии;

    Е) политические права и свободы человека провозглашаются, но реально не обеспечиваются.

    10 В некоторой стране Х проведены выборы и существует парламент. Можно ли на основании этих признаков утверждать о существовании демократии в стране?

    11.Какой политический режим существует в Украине? Аргументируйте свой ответ.

    Литература

    Нікорич А.В. Політологія. – Харків, 2001

    Пазенок В. Демократія і людина. Теорія і українська дійсність. // Політика і час. – 2003. №2.

    Піча В. М., Хома Н.М. Політологія. – К., 2001.

    Політологія. / За ред.. О., В., Бабкіної, В., П., Горбатенка. – К., 2001.

    Романьок О. Праві та ліві тоталітарні режими: спільне і специфічне. // Нова політика. – 2002. - №1.

    Стур Дж. Дж. Открывая демократию заново. // Полис. – 2003. №5.

    Трубайчук А., Розумник В. Три іпостасі тоталітаризму. // Нова політика. – 1998. - №4.

    Шапиро И. Переосмысливая теории. Демократия в свете современной политики. // Полис. – 2001. - № 3,4,5.

    Эйзенштадт Ш. Н. Парадокс демократических режимов: хрупкость и изменяемость. // Полис. – 2002. - №2.

    Авторитари зм (от лат. auctoritas - власть, влияние) - характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Авторитаризм - это во-первых социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам. Во-вторых - социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, бесприкословное подчинение людей авторитетам и властям. Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.

    Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Эфиопия до 1947 г., Непал до 2007 г., Марокко, Саудовская Аравия и другие).

    Страны «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Алжир, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания и другие).

    Военные режимы (примеры: режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие).

    Также следует выделить как разновидность авторитаризма теократические режимы, когда политическая власть сконцентрирована в руках духовных лиц.

    Из книги «Современные политические режимы. Структура, типология, динамика» А. П. Цыганкова:

    «Термин „авторитаризм“, несмотря на его распространенность, не является строго определённым. В известной степени мир авторитаризма значительно более богат и разнообразен, чем мир демократии. Об этом свидетельствует опыт истории и современности. Ибо если демократические системы при всех имеющихся среди них различиях объединены между собой наличием процедуры конкурентных выборов, то авторитарные режимы не могут похвастать ничем таким, чтобы их принципиально объединяло. По справедливому наблюдению Самуэля Хантингтона, единственное, что их объединяет, - это отсутствие свойственной демократиям процедуры выборов. В остальном они имеют между собой довольно мало общего. Тем не менее, выделение авторитарных режимов представляется нам методологически важным, ибо оно позволяет провести чёткую границу между демократиями и недемократиями, отделить друг от друга две принципиально отличающиеся политические вселенные. Очень часто авторитарные режимы определяют, как правление силой. Смысл такого правления заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяя первостепенного внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Поэтому в своём чистом виде авторитаризм почти всегда может быть отождествлен с использованием инструментов принуждения и насилия. Армия, полиция, тюрьмы и концентрационные лагеря выступают для режима повседневными „аргументами“ в доказательстве как неколебимости его устоев, так и обоснованности претензий на власть. В то же время было бы преувеличением сказать, что все авторитарные режимы отвечают этому определению. В реальной действительности такие режимы сплошь и рядом стремятся использовать дополнительные средства стабилизации, опираясь, по возможности, на традицию и харизму лидера. Более того, исторический опыт убеждает в том, что ценности традиций, религиозных и культурно-региональных оказываются в условиях авторитаризма достаточно сильны. Испания при Франко, Португалия при Салазаре, Аргентина при Пероне могут служить убедительным тому подтверждением. В этом смысле авторитаризм следует отличать от тоталитаризма, который является как бы продолжением тенденций, имеющихся в условиях авторитарного режима, - таким продолжением, которое порождает совершенно новое качество, новую разновидность политического режима со своими специфическими характеристиками, институтами, принципами стабилизации и осуществления власти. По сравнению с тоталитарным правлением, авторитаризм не свободен в отправлении своей власти. В обществе сохраняются институты, которые представляют для режима реальную угрозу: семья, род, церковь, социальный класс, городская и деревенская культура, социальные движения и ассоциации. Иными словами, в обществе сохраняется довольно мощный потенциал для формирования и деятельности оппозиционных политических групп. Поэтому оппозиция авторитаризму, как правило, существует, хотя и существенно отличается от оппозиций в условиях демократии. Что отличает оппозиции в условиях авторитаризма и демократии, так это уровень их терпимости к правящей политической группировке. Нетерпимость режима с необходимостью порождает адекватную реакцию со стороны оппозиции - её главной целью и смыслом деятельности становится устранение режима с политической сцены. Естественно, что избираемые для этого средства далеко не всегда являются правовыми и часто вступают в конфликт с тем, что является официально признанным.»

    автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);

    неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;

    игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

    монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения);

    отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

    в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;

    права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

    личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

    силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

    При этом отсутствие какого-либо признака не снимает с режима клеймо авторитарности, равно как и по одному признаку нельзя судить о авторитарном характере режима. По этой причине зачастую вопрос о политическом режиме в стране является спорным.

    Авторитарный режим - Это «компромисс» между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от Т. к Д., равно как от Д. к Т. Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическому признаку, а к демократии - по экономическому, т.е. люди, не имея политических прав, имеют всю полноту экономических прав.


    Авторитарный (от лат. auctoritas - власть) режим мож­но рассматривать как своего рода «компромисс» между то­талитарным и демократическим политическими режимами. Он, с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, а с другой - намного жестче, антинароднее, чем демократи­ческий.

    Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осу­ществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

    В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных ор­ганов государства (или одного сильного лидера) при одно­временном отчуждении народа от реальных рычагов госу­дарственной власти;

    Игнорируется, ограничивается принцип разделения властей (зачастую президент, исполнительно-распоряди­тельные структуры подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочия­ми);

    Роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

    Суд выступает по сути вспомогательным институтом, наряду с ним могут использоваться и внесудебные органы;

    Сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

    В качестве методов государственного управления до­минируют командные, административные, в то же время отсутствует массовый террор;

    Сохраняется цензура, «полугласность»;

    Допускается частичный плюрализм;

    Права и свободы человека и гражданина провозглаша­ются, но реально не обеспечиваются;

    «силовые» структуры обществу практически непод­контрольны и используются подчас в сугубо политических целях и т.п.

    Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

    Тиранический режим основан на единоличном правле­нии, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осу­ществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью госу­дарственного переворота.

    Клерикальный режим основан на фактическом гос­подстве религиозных деятелей в обществе и государстве. Руководитель государства является одновременно и рели­гиозными лидером нации, сосредоточивая в своих руках не только светскую, но и духовную власть (Иран).

    Военный (военно-диктаторский) режим базируется на власти военной элиты, которая установлена в результате переворота, осуществляемого против законного правления гражданских лиц. Военные режимы властвуют либо колле­гиально (как хунта), либо во главе государства находится один из военных чинов, чаще всего генерал или старший офицер. Армия превращается в господствующую соци­ально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях подобного антидемократического режима создается разветвленный военно-полицейский аппарат, который включает, помимо армии и спецслужб, большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для поли­тического контроля за населением, общественными объе­динениями, идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяется конституция и многие законодательные акты, которые заме­няются актами военных властей. Типичный пример - воен­ное правление в Мьянме (бывшая Бирма), Ираке при Сад­даме Хусейне, в ряде государств Тропической Африки.

    1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер со­циальной жизни, не охваченных государственным контро­лем;

    2) при тоталитарном правлении осуществляется массо­вый систематический террор по отношению к противникам, в авторитарном же обществе проводится тактика избира­тельных репрессий, направленных на предотвращение воз­никновения оппозиции. В то же время в литературе име­ет право на существование концепция, рассматривающая классический немецкий и итальянский фашизм как крайнюю форму авторитаризма.