Главная · Диарея · В каком году погиб маяковский. Маяковский: «кто, я застрелился. такое загнут

В каком году погиб маяковский. Маяковский: «кто, я застрелился. такое загнут

14 апреля 1930 года в Москве в Лубянском проезде в рабочей комнате Владимира Маяковского прозвучал выстрел. Споры, ушел ли поэт из жизни добровольно или был убит, не стихают до сих пор. О виртуозном расследовании экспертов рассказывает один из его участников, профессор кафедры судебной медицины ММА им.Сеченова Александр Васильевич Маслов.

Версии и факты

14 апреля 1930 г. «Красная газета» сообщила: «Сегодня в 10 часов 17 минут в своей рабочей комнате выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой Владимир Маяковский. Прибывшая «скорая помощь» нашла его уже мертвым. В последние дни В.В.Маяковский ничем не обнаруживал душевного разлада и ничего не предвещало катастрофы».

Днем тело перевезли в квартиру поэта в Гендриковом переулке. Скульптором К.Луцким была снята посмертная маска, причем плохо - он ободрал покойному лицо. Сотрудники Института мозга извлекли мозг Маяковского, весивший 1700 г. В первый же день в презектуре клиники медицинского факультета МГУ патологоанатом профессор Талалай произвел вскрытие тела, а в ночь на 17 апреля состоялось перевскрытие: из-за поползших слухов о якобы имевшемся у поэта венерическом заболевании, которые не подтвердились. Потом тело было кремировано.

Как и с Есениным, самоубийство Маяковского вызвало различную реакцию и множество версий. Одной из «мишеней» стала 22-летняя актриса МХАТа Вероника Полонская. Известно, что Маяковский просил ее стать женой. Именно она была последним человеком, видевшим поэта живым. Однако показания актрисы, соседей по квартире и данные следствия свидетельствуют, что выстрел прогремел сразу после того, как Полонская вышла из комнаты Маяковского. Значит, стрелять она не могла.

Версия, будто Маяковский не в переносном, а в прямом смысле «лег виском на дуло», пустил себе пулю в голову, не выдерживает критики. Мозг поэта сохранен по сей день и, как справедливо сообщили в те дни сотрудники Института мозга, «по внешнему осмотру мозг не представляет сколько-нибудь существенных отклонений от нормы».

Несколько лет назад в передаче «До и после полуночи» известный тележурналист Владимир Молчанов высказал предположение, что на посмертной фотографии на груди Маяковского ясно видны следы ДВУХ выстрелов.

Эту сомнительную гипотезу развеял другой журналист - В.Скорятин, проведший скрупулезное расследование. Выстрел был один, но он также считает, что в Маяковского стреляли. Конкретно - начальник секретного отдела ОГПУ Агранов, с которым, кстати, поэт дружил: спрятавшись в подсобной комнате и дождавшись ухода Полонской, Агранов проникает в кабинет, убивает поэта, оставляет предсмертное письмо и вновь черным ходом выходит на улицу. А затем уже поднимается на место происшествия как чекист. Версия занятная и почти укладывается в законы того времени. Впрочем, не ведая того, журналист неожиданно помог экспертам. Упоминая о рубашке, бывшей на поэте в момент выстрела, он пишет: «Я осмотрел ее. И даже с помощью лупы не обнаружил следов порохового ожога. Нет на ней ничего, кроме бурого пятна крови». Значит, рубашка сохранилась!

Рубашка поэта

Действительно, в середине 50-х Л.Ю.Брик, у которой находилась рубашка поэта, передала ее в Государственный музей В.В. Маяковского - реликвия хранилась в коробке и была завернута в пропитанную специальным составом бумагу. На левой стороне переда рубашки - сквозное повреждение, вокруг него видна засохшая кровь. Удивительно, но это «вещественное доказательство» ни в 1930 году, ни позже не подвергалось экспертизе. А сколько было споров вокруг фотографий!
Получив разрешение на исследование, я, не посвящая в суть дела, показал рубашку крупному специалисту по судебно-баллистической экспертизе Э.Г.Сафронскому, который сразу поставил «диагноз»: «Входное пулевое огнестрельное повреждение, скорее всего, выстрел в упор».

Узнав, что выстрел произведен более 60 лет назад, Сафронский заметил, что тогда в СССР подобные экспертизы не проводились. Была достигнута договоренность: специалисты Федерального центра судебных экспертиз, куда передавалась рубашка, не будут знать о ее принадлежности поэту - для чистоты эксперимента.

Итак, исследованию подлежит рубашка бежево-розового цвета из хлопчатобумажной ткани. Спереди на планке 4 перламутровые пуговицы. Спинка рубашки от ворота до низа разрезана ножницами, о чем свидетельствуют уступообразные края разреза и ровные концы нитей. Но для утверждения, что именно эта рубашка, купленная поэтом в Париже, находилась на нем в момент выстрела, недостаточно. На фотографиях тела Маяковского, сделанных на месте происшествия, хорошо различимы рисунок ткани, фактура, форма и локализация пятна крови, огнестрельного повреждения. Когда музейную рубашку сфотографировали в том же ракурсе, увеличении и провели фотосовмещение, все детали совпали.

Экспертам из Федерального центра предстояла нелегкая работа - найти на рубашке следы выстрела более чем 60-летней давности и установить его дистанцию. А их в судебной медицине и криминалистике три: выстрел в упор, с близкого и дальнего расстояния. Были обнаружены характерные для выстрела в упор линейные повреждения крестообразной формы (они возникают от действия отражаемых от тела газов в момент разрушения ткани снарядом), а также следы пороха, копоти и опаления как в самом повреждении, так и на прилегающих участках ткани.

Но надо было выявить ряд устойчивых признаков, для чего и использовался диффузно-контактный метод, не разрушающий рубашку. Известно: при выстреле вместе с пулей вылетает раскаленное облачко, затем пуля опережает его и улетает дальше. Если стреляли с дальней дистанции, облачко не достигло объекта, если с близкой - газо-пороховая взвесь должна была осесть на рубашке. Предстояло исследовать комплекс металлов, входящих в состав оболочки пули предполагаемого патрона.

Полученные оттиски показали незначительное количество свинца в области повреждения, а меди практически не обнаружено. Зато благодаря диффузно-контактному методу определения сурьмы (один из компонентов капсульного состава) удалось установить обширную зону этого вещества диаметром около 10 мм вокруг повреждения с характерной для выстрела в боковой упор топографией. Причем секторальное отложение сурьмы говорило, что дульный срез был прижат к рубашке под углом. А интенсивная металлизация в левой части - признак произведения выстрела справа налево, почти в горизонтальной плоскости, с небольшим наклоном книзу.


Из «Заключения» экспертов:

«1. Повреждение на рубашке В.В.Маяковского является входным огнестрельным, образованным при выстреле с дистанции «боковой упор» в направлении спереди назад и несколько справа налево почти в горизонтальной плоскости.

2. Судя по особенностям повреждения, было применено короткоствольное оружие (например, пистолет) и использован маломощный патрон.

3. Небольшие размеры пропитанного кровью участка, расположенного вокруг входного огнестрельного повреждения, свидетельствуют об образовании его вследствие одномоментного выброса крови из раны, а отсутствие вертикальных потеков крови указывает на то, что сразу после получения ранения В.В.Маяковский находился в горизонтальном положении, лежа на спине.

4. Форма и малые размеры помарок крови, расположенных ниже повреждения, и особенность их расположения по дуге свидетельствуют о том, что они возникли в результате падения мелких капель крови с небольшой высоты на рубашку в процессе перемещения вниз правой руки, обрызганной кровью, или же с оружия, находившегося в той же руке».

Можно ли так тщательно сымитировать самоубийство? Да, в экспертной практике встречаются случаи инсценировки одного, двух, реже пяти признаков. Но весь комплекс признаков фальсифицировать невозможно. Установлено, что капли крови - не следы кровотечения из раны: они падали с небольшой высоты с руки или оружия. Даже если допустить, что чекист Агранов (а он действительно знал свое дело) был убийцей и нанес капли крови после выстрела, скажем, из пипетки, хотя по восстановленному хронометражу событий у него на это просто не было времени, необходимо было достичь полного совпадения локализации капель крови и расположения следов сурьмы. Но реакция на сурьму была открыта лишь в 1987 году. Именно сопоставление расположения сурьмы и капель крови стало вершиной этого исследования.


Автограф смерти

Пришлось поработать и специалистам лаборатории судебно-почерковедческих экспертиз, ведь многие, даже очень чуткие люди, сомневались в подлинности предсмертного письма поэта, выполненного карандашом почти без знаков препинания:

«Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Моя семья это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская...
Любовная лодкаразбилась о быт.Я с жизнью в расчетеИ не к чему переченьВзаимныхбедИ обид. Счастливо оставаться. ВладимирМаяковский. 12.IV.30 г.»

Из «Заключения» экспертов:

«Представленное письмо от имени Маяковского выполнено самим Маяковским в необычных условиях, наиболее вероятной причиной которых является психофизиологическое состояние, вызванное волнением».

Не вызвала сомнений и датировка - именно 12 апреля, за два дня до смерти - «непосредственно перед самоубийством признаки необычности были бы выражены более ярко». Так что тайна решения уйти из жизни кроется не в 14-м дне апреля, а в 12-м.


«Ваше слово, товарищ маузер»

Сравнительно недавно дело «О самоубийстве В.В.Маяковского» было передано из Президентского архива в Музей поэта вместе с роковым браунингом, пулей и гильзой. Но в протоколе осмотра места происшествия, подписанного следователем и врачом-экспертом, говорится, что он застрелился из «револьвера системы маузер, калибр 7,65, № 312045». По удостоверению у поэта было два пистолета - браунинг и байярд. И хотя «Красная газета» писала о выстреле из нагана, очевидец В.А.Катанян упоминает маузер, а Н.Денисовский, спустя годы, браунинг, все-таки трудно представить, чтобы следователь-профессионал мог спутать браунинг с маузером.

Сотрудники Музея В.В.Маяковского обратились в Российский федеральный центр судебных экспертиз с просьбой провести исследование переданного им из Президентского архива пистолета браунинг № 268979, пули и гильзы и установить, из этого ли оружия стрелял в себя поэт?

Химический анализ налета в канале ствола браунинга позволил сделать вывод, что «из оружия после последней чистки выстрел не производился». Но пуля, извлеченная когда-то из тела Маяковского, действительно «является частью 7,65 мм патрона браунинга образца 1900 года». Так в чем же дело? Экспертиза показала: «Калибр пули, количество следов, ширина, угол наклона и правосторонняя направленность следов свидетельствуют, что пуля была выстрелена из пистолета маузер модели 1914 г.».

Результаты экспериментальной стрельбы окончательно подтвердили, что «пуля 7,65 мм патрона браунинга была выстрелена не из пистолета браунинг № 268979, а из маузера калибра 7,65 мм».

Все-таки - маузер. Кто же подменил оружие? В 1944 году сотрудник НКГБ, «беседуя» с опальным писателем М.М.Зощенко, спросил, считает ли он ясной причину смерти Маяковского, на что писатель достойно ответил: «Она и дальше остается загадочной. Любопытно, что револьвер, из которого застрелился Маяковский, был ему подарен известным чекистом Аграновым».

Уж не сам ли Агранов, к которому стекались все материалы следствия, подменил оружие, приложив к делу браунинг Маяковского? Зачем? О «подарке» знали многие, к тому же маузер не был зарегистрирован за Маяковским, что могло сильно аукнуться самому Агранову (кстати, позже его расстреляли, но за что?). Впрочем, это из области догадок. Лучше отнесемся с уважением к последней просьбе поэта: «...пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил»

14 апреля 1930 года в квартире Владимира Маяковского прозвучал выстрел, который оборвал жизнь 37-летнего поэта. «Любовная лодка разбилась о быт…» эти слова из предсмертной записки, казалось бы, вполне четко указывают на причину трагедии, но, тем не менее, споры, о том, что послужило мотивом, и ушел ли поэт из жизни сам или был убит, не стихают уже много лет.

Владимир Маяковский вошел в историю русской поэзии под знаменем футуризма, шумно, ярко, скандально. Исследователями его творчество уподобляется пятиактному театральному действу. Роль пролога исполнила трагедия «Владимир Маяковский». Далее один за одним шли акты, представленные как крупными поэмами, так и небольшими произведениями, стихами. А эпилогом всей этой истории, полной драматизма, накала страстей и неподдельных чувств, стало предсмертное письмо, написанное 12 апреля.

Как и в случае с Есениным, смерть талантливого поэта вызвала бурную реакцию и породила множество версий происшедшего. Наибольшее распространение получили две из них.

Версия «чекистская» широко рассматривалась в различных публикациях перестроечного и постперестроечного периода. В них предпринималась попытка доказать, что речь должна идти не о самоубийстве, а об убийстве поэта агентами ОГПУ. Питают эту версию различные нестыковки и неточности, обнаруженные в ходе следствия по делу о гибели Маяковского. Многих, например, смущает тот факт, что предсмертная записка была написана поэтом за два дня до рокового выстрела, кроме того, Маяковский всегда делал записи своей любимой ручкой, а прощальные слова написаны простым карандашом, почти без знаков препинания. По утверждениям криминалистов, подделать почерк при помощи карандаша гораздо легче, но экспертиза данной записки показала – письмо написано самим Маяковским в состоянии сильнейшего волнения.

Нужно отметить, что результаты экспертиз, проводимых в разное время по этому поводу, однозначны: поэт застрелился сам. Что же могло подтолкнуть молодого человека к такому шагу?

Версия «французская» гласит: «Ищите женщину!» Многие исследователи склоняются как раз к ней, она менее загадочна, но более правдоподобна. Одной из мишеней стала молоденькая актриса Вероника Полонская, которая последней видела поэта живым. Известно, что в тот период между ней и Маяковским был бурный роман, поэт просил ее стать его женой, Полонская колебалась. В день смерти между ними произошла ссора, Вероника покинула квартиру в Лубянском проезде, сделала несколько шагов и услышала выстрел.

Могла ли эта размолвка стать последней каплей, потопившей «любовную лодку» великого поэта и лишившей его желания жить? Сложно сказать. В последней записке он обращается не к Веронике, а к роковой красавице Лилии Брик с просьбой: «Лиля – люби меня». Можно строить бесконечно много догадок, доказать что-то наверняка – сложно. Известно, только, что ранее Владимир Маяковский уже пытался свести счеты с жизнью. Прошлая попытка закончилась осечкой, в этот раз «господин маузер» сказал свое веское слово.

85 лет назад, 14 апреля 1930-го, в Москве в Лубянском проезде застрелился МАЯКОВСКИЙ. Такой была официальная версия: поэт сам поднес пистолет к груди, измученный проблемами с женщинами, творческими неудачами и сифилисом (в некрологе было написано: «стремительная болезнь», хотя позже были сделаны анализы, и болезнь они не подтвердили).

«Многие засекреченные документы и раздражающие вопросы без ответов подсказывают: истинная правда была искажена и сокрыта. Выдающаяся работа, проделанная русским исследователем Валентином Скорятиным , заставляет по-новому посмотреть на версию о самоубийстве Маяковского», - говорил на конференции по Маяковскому американский профессор Альберт Тодд .
Чем больше материалов о гибели поэта находил Скорятин, тем больше он замечал несостыковок и странностей.
Несколько человек дали показания, что Маяковский не собирался считать 14 апреля последним днем своей жизни. 10 или 12 апреля поэт пообещал, что поможет делать первомайские лозунги для ЦК, но попросил отложить работу на несколько дней из-за гриппа.

Чуть раньше, 4 апреля, он внес деньги в жилищный кооператив РЖСКТ им. Красина. И попросил знакомых, чтобы до осени, пока строится дом, ему помогли снять жилье. Жизнь втроем с Бриками тяготила Маяковского, он хотел иметь нормальную семью, сделал предложение Веронике Полонской .
После смерти поэта в новую квартиру переехали Брики.
Лиля не скрывала от своего Щеника, что стала любовницей Агранова , начальника Секретного отдела ОГПУ. Кровавый следователь, которого называли палачом русской интеллигенции и который лично санкционировал казнь Гумилева , Агранов ничуть не ревновал к предшественнику. Даже подарил ему револьвер. Маяковский был левшой, однако пистолет перед выстрелом почему-то взял в правую, неудобную для него руку... Годы спустя, изучая протокол следствия, Скорятин заметил, что оружие подменили. Вместо маузера № 312045, записанного в протоколе, обнаружился браунинг № 268979.

Много вопросов оставило и предсмертное письмо Маяковского. Почему поэт написал его карандашом, а не ручкой? Известно, что Маяковский был страшно брезглив и свою ручку не дал бы постороннему. К тому же подделать почерк авторучкой почти невозможно, а вот карандашную подделку профи из ведомства Агранова изготовили без труда.
Да и содержание письма выглядит странно. Как могло случиться, что очень порядочный к близким людям Маяковский, определяя наследников, поставил мать и сестру после Лили? Право на наследство закрепили Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР: 1/2 часть - Лиле, по 1/6 - матери и сестрам. В. Полонской, в нарушение воли поэта, - ничего. Интересно, что оригинал письма тут же забрал Агранов. Члены правительства при разделе наследства руководствовались не подлинником, а газетной перепечаткой.

Агранов пулей примчался в комнатку Маяковского и сразу взял следствие в свои руки. Возможно, это с его помощью следствие «не заметило» показания людей, вбежавших в комнату сразу после рокового выстрела. Они утверждали, что поэт упал ногами к двери. Те, кто пришли позже, увидели тело в другом положении, головой к двери. Положение тела кто-то изменил, чтоб не возникало мысли о том, что в поэта стреляли.
Изучая посмертную маску, исследователи обратили внимание, что у поэта сломан нос. Похоже, Маяковский упал лицом вниз, а не на спину, как бывает, если человек стреляет сам в себя.


АПОСТОЛ ИЛИ ИУДА

Михаил Булгаков , который неплохо знал Маяковского, не поверил в официальную версию самоубийства. Марина Черкашина , исследовательница творчества Булгакова, заметила: «Булгаков был настолько потрясен, что возобновил работу над оставленным было романом о князе тьмы. На его глазах разыгрывалась драма воистину библейского масштаба». Кесарь в этой драме - Маркс и его «всесильное учение», прокуратор Пилат (наместник кесаря в СССР) - товарищ Сталин , начальник тайной службы Ершалаима Афраний - начальник Особого отдела ОГПУ Яков Агранов (даже фамилия созвучна!) с Ягодой . «Проповедником Иешуа был Мастер, распятый на газетных полосах; наконец, румяным менялой из Кириафа (променявшим душу на 30 монет) - рослый поэт из Багдади, променявший талант на партийный агитпроп, - пишет Черкашина. - Надо было обладать недюжинной смелостью, чтобы в стране, где действовала отлаженная машина политических убийств - ОГПУ-НКВД, вскрыть и показать в романе тайный механизм таких убийств. Булгаков это сделал на печальном примере Маяковского.


И никого не обманул библейский антураж эпизода. Под белым плащом с кровавым подбоем, под тогами Афрания и его подручных явственно проступают чекистские френчи с синими петлицами».
Булгаков настойчиво подчеркивал: библейские события романа происходили 14 числа весеннего месяца нисана. Прямая отсылка к дате гибели поэта, 14 апреля 1930 г. 14 числа начальник тайной службы Ершалаима, Афраний, беседует с прокуратором Иудеи Пилатом. В этот же день Иуда гибнет, получив удар ножом в сердце. С Маяковским расправились без ножа. Он был застрелен.
В романе Пилат поднимает бокал с красным, как кровь, вином - Цекубой. Название этой марки очень созвучно со знакомой аббревиатурой ЦК(б) - большевиков. А вот тост Пилата, обращенный к кесарю: «За тебя, кесарь, отец римлян, самый дорогой и лучший из людей!» Самым дорогим и лучшим из людей в булгаковские времена именовали лишь одного единственного человека.


Из романа «Мастер и Маргарита»:
- Да, Афраний, вот что внезапно мне пришло в голову: не покончил ли он сам с собой?
- О нет, прокуратор, - даже откинувшись от удивления в кресле, ответил Афраний, - простите меня, но это совершенно невероятно!
- Ах, в этом городе все вероятно! Я готов спорить, что через самое короткое время слухи об этом поползут по всему городу.
Слухи о том, что самоубийству кто-то помог, действительно в тот же день поползли по Москве.
Но не слишком ли жестко представлять живого страдающего человека, каким был Маяковский, в образе библейского предателя? Почему в глазах Булгакова пролетарский поэт мог быть только Иудой?

Цитата

Иван БУНИН:
- Думаю, что Маяковский останется в истории литературы большевицких лет как самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства по части литературного восхваления его.


БУНТ НЕДОУЧКИ

Михаил Булгаков, сын профессора Духовной академии, выходец из религиозной семьи, с содроганием смотрел на богоборчество Маяковского. Тот мог быть в его глазах только Иудой, восклицая: «Я бросал бы в небо богохульства». Чуть ли не в каждом стихе Маяковский озвучивает навязчивые мысли о Боге, буквально ведет личное соперничество со Всевышним, надеясь занять его место в сердцах людей.
Я, воспевающий машину и Англию,
может быть, просто,
В самом обыкновенном Евангелии
тринадцатый апостол.
И когда мой голос
похабно ухает -
от часа к часу,
целые сутки,
может быть,
Иисус Христос нюхает
моей души незабудки.

Еще в 1916 - 1917 годах он пишет поэму «Человек», где выстраивает жизнь лирического героя (которого без ложной скромности зовут Владимир Маяковский) по евангельскому канону. Говоря о рождении Маяковского, поэт обыгрывает сюжет Рождества Христова. Следующие главы - «Страсти Маяковского», «Вознесение Маяковского», «Возвращение Маяковского», «Маяковский векам».
«Как же
себя мне не петь,
если весь я -
сплошная невидаль,
если каждое движение мое -
огромное,
необъяснимое чудо».

МНЕ И РУБЛЯ НЕ НАКОПИЛИ СТРОЧКИ

Марина Черкашина замечает: «В глазах Булгакова Маяковский мог быть только Иудой, ведь он предал свой «атакующий класс», став новым пролетарским буржуа: заграничные поездки, большие гонорары, валютные подарки любовнице - все это мало вязалось с образом пламенного «агитатора, горлана-главаря».
«Будьте прокляты! - кричит поэт всем сытым в 22-м голодном году. - Пусть будет так, чтоб каждый проглоченный глоток желудок жег! Чтоб ножницами оборачивался бифштекс сочный, вспарывая стенки кишок!» «Всероссийский староста» Калинин , побывав в южных областях, засвидетельствовал факты людоедства. А Маяковский, путешествуя по Берлину, заказывает огромные порции в самых дорогих ресторанах. В Париже идет в дорогое ателье на Вандомской площади, чтоб рубашки шила портниха.

По Лилиной просьбе привозит из-за границы в Москву «форд» последнего выпуска на усиленных покрышках-баллонах. Советский барин носил шелковое белье, отдыхал в лучших домах отдыха, снимал дачи, нанимал домработниц.
«Заявления Маяковского в налоговую позволяют создать представление о его доходах. Обычный его доход за полугодие составлял около 6 тысяч рублей, то есть 12 тысяч в год. Сравним эту сумму с годовым заработком рабочего, составлявшим примерно 900 рублей. Маяковский зарабатывал почти в 13 раз больше», - пишет шведский литературовед Бенгт Янгфельдт.

В КОМПАНИИ ГЭПЭУШНИКОВ

Как-то на двери квартиры, где жили Маяковский и Брики, появилась эпиграмма, авторство которой приписали Есенину : «Вы думаете, здесь живет Брик, исследователь языка? / Здесь живет шпик и следователь Чека». Осип Брик был официально завербован ЧК. Вскоре и у Лили появилось удостоверение сотрудницы ГПУ за номером 5073. В их квартире собирается специфическая публика: энкавэдэшники, советские банкиры и госчиновники.
Пастернак позже назовет этот дом «отделением московской милиции». Позже признавался, что страшно было слышать, как Лиля говорит: «Подождите, скоро будем ужинать, как только Ося придет из ЧК».


Маяковский ухаживал за женщинами с небрежностью, как бы считая их существами низшего порядка. Легко мог охарактеризовать девушку как «вкусный кусок мяса» и очень любил рассказывать о своих похождениях. По словам Бурлюка, Маяковский был «мало разборчив» в своей страсти. Он довольствовался «любовью мещанок, на дачах изменявших своим мужьям - в гамаках, на скамейках качелей, или же ранней необузданной страстью курсисток». В то же время писал о «подонках, присосавшихся к каждой двуспальной кровати».

1. Вера Шехтель. Маяковский вызывал отвращение и ужас у родителей девушек, с которыми был знаком. Когда поэт начал встречаться с Верой Шехтель , дочерью выдающего архитектора, ее отец принял все меры, чтобы прекратить связь. Но напрасно. Вера забеременела, и ее отправили за границу делать аборт.
Потом она вышла замуж за другого. В 1932 году у нее родился сын Вадим Тонков. Старшее поколение помнит его по образу комической Вероники Маврикиевны.

2. Лиля Брик. С юного возраста Лиле Каган было свойственно обостренное половое любопытство. В 17 лет она забеременела от учителя музыки. От беременности Лилю избавил знакомый врач в «грязном клоповнике» - больнице в Армавире.
Выйдя замуж за Осипа Брика , Лиля и не думала скрывать от него свои похождения. Роман с Маяковским, которого она звала Щеник, плавно перешел в странную жизнь втроем.
Андрей Вознесенский позже будет потрясен признанием Лили: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал...»
Когда Лиля уехала в Ригу, Осип и Маяковский имели одну тему для разговоров: «единственный человек на свете - киса». «Я все такой же твой щен, - пишет Маяковский Лиле, - живу, только и думая о тебе, жду тебя и обожаю. Каждое утро прихожу к Осе и говорю: «Скушно, брат Кис, без Лиски», и Оська говорит: «Скушно, брат Щен, без Кисы».
Однажды Лиля сказала Маяковскому, что любит Осипа. Вот что было дальше, по словам биографа Бенгта Янгфельдта : «Маяковский всхлипнул, почти вскрикнул и со всего роста бросился на диван. Его огромное тело лежало на полу, а лицом он зарылся в подушки и обхватил руками голову. Он рыдал. Лиля растерянно нагнулась над ним. - Володя, брось, не плачь. Ты устал от таких стихов. - Ося побежал на кухню за водой. Он присел на диван и попытался приподнять Володину голову. Володя поднял лицо, залитое слезами, и прижался к Осиным коленям. Сквозь всхлипывающий вой выкрикнул: «Лиля меня не любит!» - вырвался, выскочил и убежал в кухню. Он стонал и плакал там так громко, что Лиля и Ося забились в спальне».

4. Элли Джонс. Когда Маяковский приехал в Америку, он, не зная английского, при знакомстве с людьми доставал из кармана записку. С нее он читал вслух извинение, что не здоровается за руку. (Маяковский очень боялся инфекций, даже дверные ручки открывал через карман пиджака или салфеткой.) Быть его переводчицей вызвалась Элли Джонс , эмигрантка, которая бежала из России после революции. В июне 1926-го Элли родила от Маяковского дочку. Вместе с девочкой она в 1928-м приехала в Ниццу - это была первая и последняя встреча отца и дочери.

5. Татьяна Яковлева. Лиля Брик спокойно относилась к амурным похождениям Щеника, но Элли Джонс вызвала у нее страшное опасение. Поэт не скрывал, что влюбился. Это ставило под угрозу материальное положение Бриков, которое обеспечивал Маяковский. Чтобы устранить соперницу, Лиля попросила свою сестру Эльзу, жившую в Париже, познакомить поэта с кем-нибудь еще. Эльза свела Маяковского с Татьяной Яковлевой . И снова роковая страсть! Поэт влюбился так сильно, что, уезжая, оставил кучу денег в цветочном магазине - чтобы Татьяне каждое воскресенье приносили охапку роз.

6. Вероника Полонская. Опасаясь, что влюбчивый Щен женится на Яковлевой и выйдет из-под влияния Бриков, те знакомят его с актрисой Вероникой Полонской . Полонская была замужем, однако о романе с Маяковским знала вся Москва, включая ее мужа. Накануне гибели поэта актриса пообещала, что переедет к нему. Может быть, именно это взбесило Лилю, которой придавал сил и всемогущества адюльтер с Аграновым?
Никто теперь не ответит, что же случилось в «комнатке-лодочке» поэта в момент его гибели. Юрий Олеша рассказывал, что Полонская, которая находилась там, выбежала с криком: «Спасите!» И лишь потом грянул выстрел.
Полонская не пришла на похороны: мать и сестры Маяковского считали ее виновной в гибели поэта. А вот Лиля восприняла гибель Маяковского без трагизма. После похорон у Бриков пили чай, шутили, болтали обо всем на свете.

Итак, мы обещали тизер. Вот он.

Уже не раз мы публиковали материалы, которые объединили рубрикой "Смерть замечательных людей". И вот сейчас мы - на финишном рывке по подготовки книги, куда мы собрали все эти - и много других клинических случаев. К сожалению, подготовка затянулась на несколько недель из-за выхода из строя компьютера одного из авторов блога. Но все преодолимо. И вот вам одна из глав будущей книги.

Маяковский и Лиля Брик

«Cherchez la femme». Этим коротким крылатым выражением, пришедшим из Франции, можно озаглавить почти всю яркую, насыщенную и необычайно трагичную жизнь «певца пролетариатов» Владимира Владимировича Маяковского, чей язык жёг огнём, а слово разило сердца как простого рабочего люда, так и самой искушённой интеллигентной публики. Он не умел делать что-то наполовину: если писал, так отдавался этому полностью, если говорил, то всё, что в мыслях и от чистого сердца, если любил, то страстно, безоглядно и на всю жизнь. Но вот дамы сердца ему попадались, мягко говоря… неблагодарные. И последняя из них, кстати, тринадцатая по счёту, всё-таки стала роковой, сыграв не последнюю роль в «трагедии», по сюжету которой Маяковский лицом к лицу встретился с «Маузером». Казалось бы, история стара как мир: женщина, несчастная любовь, наложившаяся на натуру тонкой душевной организации ещё и с признаками депрессии – суицид чистой воды. Но словами популярного телеведущего 80-х годов Владимира Молчанова из программы «До и после полуночи» спросим «Так самоубийство это или…?»

На самом деле и вправду самоубийство. Причём, его факт стал по-настоящему научно доказанным: к расследованию привлеклись специалисты всех отраслей, включая самых опытных врачей и судмедэкспертов, а также наиболее современные и точные методы исследований. Впервые вынес предположение об убийстве журналист Валентин Скорятин, который начал сомневаться о том, действительно ли имели место личные причины, так ли уж хотел Маяковский ехать в Париж к своей возлюбленной Татьяне Яковлевой, почему на посмертном фото его рот открыт будто в крике. Он собрал множество доводов к своей постепенно окрепшей независимой теории, но… Однако, мы вам расскажем обо всем по порядку.

Anamnesis vitae

«Грузин» - так частенько называл себя сам поэт. Не случайно, ибо родился он 7 июля 1893 года в грузинском селе Багдати Кутаисской губернии. Если считать двоих рано умерших братьев юноши – Константина и Александра, то в семье Маяковских было пятеро детей. Сказать, что матери приходилось сложно – не сказать ничего. Отучившись три класса в Гимназии Кутаиси, Владимир перенёс горе – погиб его отец, причём, погиб достаточно странной и обидной смертью: проколол палец иголкой, когда сшивал рабочие бумаги по своему лесничеству (он работал лесничим третьего разряда), после чего развился сепсис (генерализованное бактериальное заражение крови).


Небогатой до этого семье пришлось совсем туго, им пришлось переехать в Москву, где Володя поступил четвертый класс 5-й классической гимназии на Поварской улице. Но денег на учёбу не хватало, и через два года его исключили.

Нужно сказать, что мальчик, ещё будучи в Грузии, участвовал в революционной демонстрации, читал агитационные брошюры и вообще отличался радикальными взглядами и смелым. твёрдым характером. Уже в Москве он рано, в 15 лет, написал своё первое стихотворение, которое сам же обозвал «невероятно революционным и в такой же степени безобразным». Естественно, без компании он не остался, поэтому почти сразу после отчисления из школы вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию, где занимался достаточно активной пропагандой, трижды арестовывался, сидел в нескольких тюрьмах, куда его переводили из-за того, что он любил «поскандалить». В итоге после 11 месяцев последней по счёту одиночной камеры Бутырской тюрьмы он освободился, так не попав ни под один приговор. После тюрьмы осталась лишь исписанная под корку тетрадь, которую по освобождению изъяли, чему сам поэт оказался рад, ведь стихи, по его мнению, получались исключительно плаксивыми. Несмотря на это, своё творчество он исчислял именно с этой тетрадки.

Потом в 1911 году богемная подруга поэта Евгения Ланг вдохновила Владимира, который к тому времени уже был под два метра ростом с «косой саженью» в плечах, на живопись. Поэтому после нескольких месяцев подготовки в Строгановском училище он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – к слову, единственное место, куда не требовали свидетельство о благонадёжности (иначе б его с прошлым в не столь отдалённых местах не взяли). В итоге он стал кубофутуристом, а потом и опубликовал первое настоящее стихотворение «Ночь» в сборнике с весьма говорящим названием «Пощёчина общественному вкусу». И в том же 1912 году Владимир впервые выступил в артистическом подвале «Бродячая собака».

Маяковский, подтверждая аксиому о талантливых людях, был талантлив во всём, поэтому кроме искусства и сочинительства занялся драматургией, поставив в 1916 году трагедию имени себя, где сам же и сыграл главную роль (кто бы сомневался). Далее комом начали набираться произведения, сборники, режиссёрские и киноработы, а вместе с ними – слава и всенародная любовь. Его приглашали с выступлениями в самые разные города СССР, он ездил в турне по Европе и Америке, привозя из каждого места всё новые и необычные, пронзительные, бескомпромиссные и полностью «нагие» стихи.

Поэт, будучи пылким и резким по натуре, любил влюбляться в красивых женщин, за что и поплатился, можно сказать, жизнью. Наиболее ярким его романом стала связь с замужней Лилей Брик, с которой он познакомился в квартире Бриков, куда его привела сестра девушки, Эльза Триоле, бывшая на тот момент «поверхностной» дамой сердца. С этого момента все работы кроме поэмы «Владимир Ильич Ленин» Маяковский посвящал исключительно Лиле, а с лета 1918 года и вовсе стал жить с семьёй Бриков, следую необычайно популярной на тот момент любовной концепции «Теория стакана воды». Согласно ей, понятие брака размывалось как таковое, а секс приравнивался к таким важным бытовым нуждам, как купание или тот же стакан воды во время жажды.

Однако, Лилей его жизнь не ограничивалась, и в «победном списке» числятся другие симпатичные особы (в основном, замужние) из интеллигентных кругов. От некоторых из них даже остались внебрачные дети, потому что в зарегистрированных отношениях поэт никогда не состоял. Но ни одна женщина не смогла перекрыть в его мыслях образ Лили, даже несмотря на то, что однажды после их совместного (вместе с мужем Лили, Осипом Бриком) визита в Германию в 1923 году Маяковский писал о «непоправимом переломе» и «свободе от любви и от плакатов».

Они втроём так и жили до последних дней Владимира в его квартире в Гендриковом переулке (который теперь называется переулком Маяковского) и стали прототипом семьи для сюжета фильма «Любовь втроём», сценарий к которому написал «находящийся в курсе всех дел» Виктор Шкловский, их семейный друг. Все отношение Лили к Маяковскому можно выразить несколькими её репликами в уже преклонном возрасте, согласно воспоминаниям поэта Андрей Вознесенского: ««Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал», «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи».

Помимо Лили ярким романом можно назвать отношения поэта с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, с которой Маяковский познакомился в Париже. Кстати, это знакомство также «подстроила» Триоле, которая, только узнав о том, что Владимир приехал из Ниццы и остановился в том же отеле, что и она, попросила своего «внезапно появившегося» старого приятеля сопроводить её к врачу, к которому в тот момент пришла Татьяна. Зачем она это сделала, спросите вы? По вполне понятным корыстным мотивам. Во-первых, Маяковский мог в любой момент уехать в США к своей новой возлюбленной, чем бы сильно подорвал репутацию сестры, «первой музы поэта» Лили Брик. А, во-вторых, она пользовалась его деньгами и не хотела, чтобы он уехал из Парижа слишком быстро, предположив, что новый роман может его задержать в городе.

Но Владимир по уши влюбился и окутал Яковлеву полнейшей заботой и необыкновенной нежностью. Что, однако, не помешало Татьяне не дать согласие на возвращение с ним в Москву. История о том, что он оплатил своими парижскими гонорарами многолетнюю доставку цветов к дверям её квартиры в Париже, которые продолжали доставлять даже после его смерти, облетела множество ушей и показалась многим на глаза с экранов.

Самой трагичной стала последняя любовь Маяковского – Вероника Полонская, молодая актриса МХАТа, которой на момент знакомства с поэтом был всего лишь 21 год. Она уже была замужем за Михаилом Яншиным и дорожила мужем даже не смотря на то, что регулярно ходила к любовникам. Но Владимиру участь «очередного» не устраивала, и через некоторое время он начал буквально требовать, чтобы она приняла единственное решение, а не металась из стороны в сторону…

Anamnesis morbi (mortis)

Она сидела на диване, а он стоял на коленях перед ней и рыдал, говоря, что не может без неё жить. Она не любила его и часто отвечала в ответ на эти слова «Ну и не живите». Стало ли это в то роковое утро 14 апреля 1930 года побуждением к действиям? Может быть…

Вероника Полонская

Она опаздывала на репетицию к Немировичу-Данченко, который ужасно ругал за опоздания. Он спросил, есть ли у неё деньги на такси и, услышав отрицательный ответ, дал ей 20 рублей. После этого она выбежала в парадную маленькой коммуналки в Полуэктовом переулке и услышала выстрел.

Да, это было самоубийство. И нет, не могло быть убийства потому, что, во-первых, по мнению судмедэксперта Александра Маслова и врача Михаила Давыдова, которые подробно изучили исторические документы, планы здания и показания очевидцев, коммуналка находилась в прямом доступе к кухне, откуда даже было видно край той самой злополучной комнаты, а там в тот момент за столом беседовали соседи. И даже если бы Лиля спустилась на 1 этаж, а в это время в квартиру постучался убийца и выстрелом «прикончил» возмущённо открывшего рот поэта (именно на факт приоткрытого рта давили сторонники теории насильственной смерти), то она бы просто физически не услышала слабый хлопок маузера, а убийца бы точно не остался незамеченным. Во-вторых, если бы услышала, то не успела бы подняться до того, как растаяло «застывшее в воздухе облако от выстрела» (по воспоминаниям Полонской). А факт приоткрытого рта можно объяснить тем, что сразу после смерти мышцы перед трупным окоченением немного расслабляются, приходя словно в состояние покоя. Из-за этого челюсть и слегка отвисла.

Маяковский после смерти

В-третьих, существовало мнение, что посмертная записка, которую Маяковский оставил на столе в той же комнате, якобы принадлежит не ему, потому что написана карандашом (тогда как поэт пользовался ручкой «Паркер») и с большим количеством странных мелочей, приписок и орфографических ошибок. Также датирована она была 12 апреля. То есть Владимир написал её за два дня до убийства, что тоже настораживало. Насчёт этого состоялась экспертиза, которая подтвердила, что «рукописный текст предсмертного письма от имени Маяковского В.В., начинающийся словами «Всем. В том что умираю не вините никого…», и оканчивающийся словами «…Остальное получите с Гр.В.М.», датированный 12.04.30 г., - выполнен самим Маяковским Владимиром Владимировичем под влиянием каких-то факторов, «сбивающих» его привычный процесс письма, в числе которых наиболее вероятным является необычное психофизиологическое состояние, связанное с волнением».

В-четвёртых, через 60 лет проводилось тщательное исследование рубашки, которая в момент убийства была на поэте. Оно выполнялось в НИИ судебной медицины целой комиссией из профессоров Александра Маслова (судебно-медицинского эксперта высшей категории), Эмиля Сафронского (специалиста по судебно-баллистической экспертизе) и Ирины Кудешевой (эксперта по исследованию следов выстрела). Им даже не сообщили, чья рубашка окажется в их руках, дабы всё было максимально объективно (слепое исследование).

Диффузно-контактный метод определения металлов в облаке газа при выстреле, которое осело на рубашку, дал чёткое представление о его направлении и приложении (выстрел в боковой упор). Также согласно выдержке из заключения о форме и малых размеров пятнах крови ниже повреждения, а также особенности их расположения по дуге «свидетельствуют о том, что они возникли в результате падения мелких капель крови с небольшой высоты на рубашку в процессе перемещения вниз правой руки, обрызганной кровью, или же с оружия, находившегося в той же руке».

Поэтому в итоге экспертиза показала, что обнаружение следов выстрела в боковой упор, отсутствие следов борьбы и самообороны характерны для выстрела, произведенного собственной рукой. А самоубийство Владимира Маяковского стало научно подтверждённым фактом.

Посмертная маска Маяковского

К сожалению, данные об аутопсии (вскрытии) не найдены до сих пор, поэтому остаётся «довольствоваться» лишь воспоминаниями очевидцев. Скорая помощь, которая прибыла через 5 минут после вызова (оцените скорость в 30-е годы!) лишь констатировала «моментальную смерть» от огнестрельного ранения сердца, то есть, по медицинским представлениям, клиническую смерть в течение 5 минут после ранения. Благодаря записям в дневнике одного литературного деятеля Михаила Презента, удалось установить ход раневого канала: пуля вошла в левую половину грудной клетки по срединно-ключичной линии (след находился на 3 см выше соска), поразила сердце и левое лёгкое, а затем ушла вниз, кзади и вправо и, поранив правую почку, застряла в подкожной клетчатке правой поясничной области. Таким образом, раневой канал имел нисходящее направление. По мнению Давыдова, поэт получил сквозное огнестрельное ранение сердца, левого легкого, диафрагмы, верхнего полюса правой почки и мягких тканей правого забрюшинного пространства, а умер от сквозного огнестрельного ранения сердца с острой тампонадой сердца и его остановкой. Даже в условиях современной медицины подобные ранения несовместимы с жизнью, а люди умирают до приезда скорой в течение буквально нескольких минут. Как это и случилось с Маяковским.

Данных об аутопсии нет, но зато есть полная и подробная экспертиза головного мозга, который извлекли сотрудники Института мозга в тот же день после смерти Владимира Владимировича (тогда было модно изучать мозги великих современников). Удивительно, но мозг Маяковского весил значительно больше, чем мозг обычного человека (1700 грамм против 1330). По строению коры определили, что он был высокоорганизован с наиболее развитыми прецентральной извилиной (амбивалентность, способность одинаково хорошо работать двумя руками), лобной и нижнетеменной долями (особенности мышления и поэтический дар), речевой областью (красноречие) и особое сочетание нижнетеменной лобной и затылочной долей (художественные задатки). Кроме того, площадь коры левого полушария составила 88 тыс. мм2, а правого – 87,5 тыс. мм2 против «обычных» 82,7 тыс. мм2. Таким образом, для необычайного дарования поэта даже имелись анатомо-физиологические предпосылки (впрочем, мы хорошо знаем, что размер мозга не играет решающего значения).

Такой человек – одарённый, богатый, статный, красивый, с зычным голосом, заботливой натурой, невероятно богатым внутренним миром – и загублен женским легкомыслием. А ведь он всего лишь хотел любить и быть любимым…

Есть несколько фактов, заставляющих усомниться в том, что рупор «диктатуры пролетариата» закончил жизнь самоубийством…

Реконструкция событий Как и в истории с самоубийством Сергея Есенина, казалось бы, что все вело к добровольному уходу из жизни и Владимира Маяковского. А 1930 год складывался для поэта во многом крайне неудачно. Да и годом ранее ему отказали в визе во Францию, где он собирался обручиться с Татьяной Яковлевой. Позже он получил известия о ее скором замужестве. Полностью провалилась его выставка «20 лет работы», в которой он подводит итоги своего двадцатилетнего творчества. Это мероприятие было проигнорировано важными государственными персонами и видными культурными деятелями того времени, а Маяковский наделся, что они удостоят его честью посетить выставку. Многие коллеги и знакомые говорили, что он не только окончательно исписался, но и что он давно не представляет из себя «того самого» Маяковского, верного служителя революции.

Маяковский во время выставки «20 лет работы»

К тому же, вместе с выставкой провалились постановка его пьесы «Баня». Да и весь этот год поэта преследовали ссоры и скандалы, отчего газеты наклеили на него ярлык «попутчик советской власти», тогда как он сам придерживался более активных позиций. И вскоре, в утро 14 апреля 1930 года, в доме на Лубянке, где в то время работал Владимир Маяковский, было назначено свидание поэта с Вероникой Полонской. Тогда они состояли в тесных отношениях уже не один год: Маяковский желал создать с ней семью. И именно тогда он затеял с ней решительный разговор, требуя от нее развода с артистом Михаилом Яншиным. Судя по всему, беседа закончилась для него неудачно. Затем актриса ушла и, дойдя до парадной, внезапно услышала выстрел.
Показания свидетелей
Собственно, только Полонская из близких для Маяковского людей успела застать последние мгновения жизни поэта. Вот так она вспоминает этот роковой день: «Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет», - сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?..» Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету «скорой помощи»». Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер…».


Вероника Полонская была последней любовью Владимира Маяковского

Однако касательно показаний свидетелей есть один интересный момент, на который некогда указал исследователь обстоятельств гибели Валентин Скорятин. Он обратил внимание на важную деталь, заключавшуюся в том, что все прибежавшие после выстрела, застали поэта лежащим в положении «ноги к двери», а появившиеся позже - в другом «голова к двери». Возникает вопрос: в чем была необходимость передвигать мертвое тело поэта? Вполне возможно, что в этой суматохе кому-то понадобилось представить такую картину: в момент выстрела поэт стоял спиной к двери, вот пулевой удар в грудь изнутри комнаты и опрокинул его навзничь, головой к порогу. А это, в свою очередь, уже напоминает акт убийства. Как бы все выглядело, если он стоял лицом к двери? Тот же удар опять-таки опрокинул бы его навзничь, но уже ногами к двери. Правда, в таком случае выстрел мог произвести не только Маяковский, но и убийца, который действовал предельно быстро.
Глава ОГПУ Агранов хотел похоронить Маяковского по-быстрому
Также не может не вызвать сомнения тот факт, как следователи пытались быстро похоронить поэта. Так, Скорятин на основе многочисленных документов уверен, что руководитель ОГПУ Яков Агранов, к слову, один из лидеров этого репрессивного органа, стремился устроить самоубийце спешные похороны, однако позже передумал, посчитав это весьма подозрительным.

Посмертная маска Маяковского
Также масла в огонь подливает замечание художника А. Давыдова касательно посмертной маски Маяковского, которая была сделана Луцким уже вечером 14 апреля 1930 года. А это дает основание утверждать, что Маяковский упал лицом вниз, а не на спину, как бывает при выстреле в самого себя.
Есть также теория, что поэт застрелился из-за того, что был болен сифилисом. Однако этот довод не имеет под собой никаких оснований, так как результаты вскрытия, проведенного некоторое время спустя, показали, что Маяковский не страдал от этого недуга. Притом сам вердикт не был нигде опубликован, что вызвало самые разнообразные сплетни касательно здоровья поэта. По крайней мере, в некрологе, опубликованном в газете «Правда» и подписанном другими коллегами писателя, упоминалась некая «стремительная болезнь», приведшая его к самоубийству.


Нельзя не заметить разницу между носами живого и мертвого Маяковского
Рука ОГПУ в этом деле
Лиля Брик говорила, что Маяковский не раз думал о самоубийстве, а Осип Брик как-то раз убеждал своего товарища: «Перечитайте его стихи, и вы убедитесь, как часто он говорит… о своем неизбежном самоубийстве».
Стоит отметить, что следствием занимались в самых высоких инстанциях. Изначально за это взялся упомянутый выше Яков Агранов, а потом И. Сырцов. Расследование тогда полностью именовалось как «Уголовное дело № 02−29, 1930 года, народного следователя 2 уч. Баум. района г. Москвы И. Сырцова о самоубийстве В. В. Маяковского». И уже 14 апреля Сырцев, после допроса Полонской на Лубянке, заявил: «Самоубийство вызвано причинами личного порядка». И это сообщение было опубликовано на следующий день в советских газетах.
Официально самоубийство Маяковского вызвано причинами личного порядка


Маяковский очень дорожил дружбой с Бриками
Когда Маяковский погиб, то Брики в это время были за границей. И потому Валентин Скорятин, работая с многочисленным материалами и документами, выдвинул версию, что Брики специально покинули своего друга в феврале 1930 года, так как знали, что будет скоро непременно убит. А по утверждению Скорятина, Брики могли быть причастны к таким организациям, как ЧК и ОГПУ. У них даже имелись свои номера чекистских удостоверений: 15073 у Лили, а у Осипа - 25541.
А необходимость в том, чтобы убить поэта, строилась на том, что Маяковский порядком надоел советским властям. В последние годы жизни поэта все чаще появлялись ноты недовольства и нескрываемого разочарования.
Вместе с этим выстрел никак не могла совершить Вероника Полонская, потому что по показаниям актрисы и соседей, выстрел прогремел сразу после того, как она покинула помещение. Поэтому все с нее можно снять все подозрения. Имя убийцы Маяковского, если убийство все-таки имело место быть, неизвестно.


Маяковский слыл одним из главных союзников Октябрьской революции 1917 года
Странная записка
Нельзя не обратить внимание на предсмертную записку, которую оставил Владимир Маяковский. Будет уместно привести ее текст в полном виде:
«Всем
В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите, - это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня.
Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят - «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете, и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид, Счастливо оставаться.
Владимир Маяковский.
Товарищи Вапповцы, не считайте меня малодушным. Серьезно - ничего не поделаешь. Привет. Ермилову скажите, что жаль - снял лозунг, надо бы доругаться.
В. М.
В столе у меня 2000 руб. внесите в налог.
Остальное получите с Гиза."
Казалось бы, трогательное на первый вид предсмертное письмо, прямо указывает на то, что Маяковский планировал самоубийство заранее. Этот тезис подкрепляется тем, что записка датирована 12 апреля. Но возникает вопрос: почему, готовясь к решающему разговору с Вероникой Полонской, Маяковский заранее, 12 апреля, предопределяет исход еще не состоявшегося с нею разговора - «любовная лодка разбилась…», как он пишет? Нельзя также не обратить внимания на то, чем именно написаны эти строки. А они были начерканы карандашом.


Маяковский в рабочем процессе. Фотография 1930 года

Дело в том, что авторский почерк удобнее всего подделать карандашом. А само предсмертное письмо Маяковского долгое время хранилось в секретных архивах ОГПУ. Товарищи Маяковского, Ходасевич и Эйзенштейн, ссылаясь на оскорбительный тон по отношению к матери и сестре, заявляли, что Маяковский написать что-то такое в подобном духе никак не мог. Так можно предположить, что записка была не более, чем фальшивкой, составленной в органах ОГПУ и призванной всех убедить этим в качестве основного доказательства самоубийства Маяковского.
Причем сама записка никак не упоминается в протоколе с места происшествия. Она фигурирует лишь в итоговом заключении дела, где следует, что письмо написано «в необычных условиях» в состоянии, «вызванное волнением». На этом история записки не заканчивается: Валентин Скорятин полагает, что датировка 12 апреля объясняется достаточно просто. По его мнению, в тот день убийство Маяковского сорвалось, и потому эту фальсификацию приберегли на следующий раз. И этот «следующий раз» выпал на утро 14 апреля 1930 года.
Смерть Маяковского была подобно грому среди ясного неба. Брики немедленно вернулись из своего путешествия по Европе. Смерть поэта стала большим ударом для всех его друзей и близких. И сейчас принято считать, что Владимир Маяковский добровольно ушел из жизни, хотя некоторые исследователи этого дела твердо убеждены, что его намеренно «убрали». Некоторое время спустя Иосиф Сталин назовет его лучшим поэтом Советского Союза. А Полонская стала последним близким человеком Маяковского. Именно с ней поэт провел последние мгновения жизни.