Главная · Диарея · Тренинг сказкотерапия сценарий. Тренинг по сказкотерапии для педагогов. психологические упражнения для тренингов

Тренинг сказкотерапия сценарий. Тренинг по сказкотерапии для педагогов. психологические упражнения для тренингов

Обучение педагогов, родителей способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию.

1.Организовать знакомство участников мероприятия с методом сказкотерапии.

2.Создать благоприятную атмосферу для работы через упражнение «Дождик».

3.Развить рефлексию, навыки самопознания.

Форма работы: работу необходимо организовать в малых группах 7 – 10 человек, это способствует формированию навыков эффективного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»

Сказкотерапия

«Снимаем маски»

(психологический тренинг)

Подготовила

педагог-психолог

Р.Ф. Артамонова

Цель:

Обучение педагогов, родителей способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию.

Задачи :

  1. Организовать знакомство участников мероприятия с методом сказкотерапии.
  2. Создать благоприятную атмосферу для работы через упражнение «Дождик».
  3. Развить рефлексию, навыки самопознания.

Форма работы : работу необходимо организовать в малых группах 7 – 10 человек, это способствует формированию навыков эффективного взаимодействия.

Оборудование: бумага формата А4, ручки, или карандаши.

Вступление

Одна из функций сказки заключается в том, что она помогает взрослому человеку, ребенку вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление и удивление, открывая доступ в мир фантазий, образного мышления, непосредственного и не осуждаемого вхождения в роль, которую предлагает им содержание. Общение со сказкой способствует пробуждению творческих сил.

Уважаемые коллеги, педагоги! Хотелось бы сегодня предложить Вам необычный способ познания себя и своей личности через творческий подход и умение фантазировать. Это Вам поможет позитивно подумать и отдохнуть. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас вынес с сегодняшнего занятия что – то интересное и поучительное для себя. Сегодня каждый участник нашего занятия будет работать только на себя. Занятие называется «Снимаем маски». На самом деле это сделать очень трудно, но этого и не требуется, потому что каждый сегодня будет работать со своим текстом. Возможно, понимая себя, Вы как родитель сможете понять своего ребенка.

Ход мероприятия

1 этап - подготовительный

Упражнение «Дождик»

Цель : организовать позитивный настрой группы на занятие.

Инструкция : для выполнения этого упражнения необходимо встать в одну шеренгу, повернуться лицом к затылку соседа, как в строю. Психолог или ведущий встает в конец шеренги и произносит инструкцию: «Представьте, что вы прогуливаетесь по улице. Хорошая погода. Вдруг закапал летний, теплый, дождик. Дождик касается вашего тела (головы, плеч, спины, рук, кистей, ног). В этот момент каждый участник кладет руки на голову, плечи, спину и т.д. своему соседу и начинает легкими прикосновениями имитировать капли дождя». Это упражнение способствует сплочению группы, настрой на совместную работу.

2 этап - основной

Сказка-путешествие

«Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок».
А.С. Пушкин

Однажды в необычный летний день, проснувшись утром ранним, Вы решили пойти в парк и просто помечтать, посидеть на лавочке, покормить голубей. Настроение приподнятое, все вокруг цветет, щебечет и поет. Выходя из дома, вы поймали себя на мысли о том, что неплохо бы было с этого момента что-то изменить в своей жизни. Вот только что? Вы зашли в парк и обнаружили, что привычная тропинка, по которой вы любили прогуливаться, уводила куда-то дальше в лес и где-то там сужалась. Вы пошли по тропе и вдруг, на удивление себе, увидели в кустах сундук…

Задание ведущего:

Подумайте, что это за сундук? Из какого материала он сделан? Большой или маленький? С замком или без замка? Подумайте, что в нем может находиться?
Чем больше участники описывают, тем больше информации будет у них для познания себя и своих скрытых «конфликтов». Необходимо писать, то, что первое всплыло в сознании, это самая достоверная и правильная информация.

Текст сказки:

«…Заглянули в сундук, успокоили свое любопытство и пошли дальше. Долго ли коротко ли, вдруг вы заметили зверька за деревом…»

Задание ведущего :

Как вы думаете, что это за зверь, злой или добрый? Вы к нему подойдете и погладите или убежите от него?
Участники описывают в своих листах все, что считают нужным рассказать об этом звере и своих действиях по отношению к нему.

Текст сказки:

«Солнышко пригревало. Вышли вы на сказочно красивую поляну, на которой стоит одинокий дуб, а под дубом лежит труп , возле тела лежала какая-то книга .

Задание ведущего :

Как вы думаете, труп – это женщина или мужчина? Старый или молодой? Какая книга лежала под дубом?
Участники также все описывают, можно давать время подумать, отвечать на вопросы, если что-то не понятно.

Текст сказки:

«Поглядев по сторонам вы заметили, что на поляне есть еще много интересного и пошли дальше. Вдалеке от того места, где Вы стояли, вы увидели верблюда, который спокойно что-то жевал»

Задание ведущего:
Опишите свое ощущение в данный момент. Что вы сделаете, подойдете к верблюду или нет? Если да, то почему? Если нет, то почему?

Текст сказки:

«Поляна была такая большая, что вы пошли дальше. Вдруг вы услышали какой - то шум. Это было стадо лошадей, которое стремительно бежало в вашу сторону. Вы поняли, что необходимо, что-то делать, иначе Вас растопчет стадо лошадей..»

Задание ведущего:
Опишите ваше состояние, чувства, мысли и свои действия. Что вы будете делать? Какие меры принимать? Куда бежать?

Текст сказки:

«Оказалось, что от свежего воздуха у вас закружилась голова, и стадо лошадей вам померещилось. Это был мираж. Вы пошли туда, где, на Ваш взгляд, должна была закончится поляна, но вдруг вы вышли к какому-то забору..»

Задание ведущего
Какой это забор, какой высоты, старый или новый, из какого материала он сделан? Как вы его будете преодолевать?

Текст сказки:

Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Преодолев забор, Вы вышли на теплый, чистый, солнечный пляж. Что происходит вокруг Вас? Оглянитесь, что Вы видите, слышите, чувствуете?. Среди пляжа растет огромный куст роз…»

Задание ведущего:
Сколько роз и какого цвета вы себе нарвете? Если не нарвете, то почему?

Текст сказки :

«После того, как Вы надышались ароматом роз, погрелись на солнышке, Вам захотелось искупаться в речке, которая находится неподалеку…»

Задание ведущего
Каким образом вы войдете в воду? (быстро, медленно, плавно, или вообще не пойдете. Если нет, то почему? Опишите свои действия

Вот и сказки конец, а кто слушал и работал с нами молодец!

3 этап - завершающий

Интерпретация к тесту сказки

Сундук – символизирует душу человека (большой, маленький, закрытый, открытый).
Содержимое сундука – ценности, интересы, мотивы, скрытые потребности, обиды. То состояние, которое на данный момент времени, то, что для человека является главным составляющим его души (потребности, страхи, мудрость, переживания).
Пример: Золото – алчность, книги – мудрость, знания (интерпретируется самостоятельно).
Замок – открытость или замкнутость человека (общительность, тревожность, страхи, коммуникативные барьеры)
Зверек за деревом – ваши друзья, возможно ваше отношение к друзьям.
Верблюд – отношения с родственниками, братьями, сестрами, родителями.
Труп – психологический возраст души (мужчина, женщина, молодой старый).
Мужчина молодой – энергетика, сила физическая выносливость.
Мужчина старый – богатый жизненный опыт, выносливость, терпимость.
Женщина молодая – активность, работоспособность.
Женщина пожилая – мудрость.
(желательно дать установку, что труп человека должен быть либо молодой, либо старый). Это позволит определить психологический возраст личности.
Книга – возможно ваши интересы, или то что вас тревожит и волнует в настоящий момент.
Стадо лошадей – взаимоотношение с противоположным полом (способы действия ваши)
Забор – ваша целеустремленность, цели, которые вы ставите перед собой. Способы достижения целей будут прописаны в способах преодоления забора.
Пример: Забор обойдете, перелезете, найдете калитку, найдете дырку в заборе, пойдете вдоль забора.
Пляж – что вы видите, слышите или чувствуете? – это ваш вид восприятия, который преобладает у вас. Видите – визуальное, Слышите – слуховое. Чувствуете – тактильное восприятие. Что первое пришло, тот вид восприятия окружающего мира и преобладает.
Вода – как вы решаете проблемы, способы разрешения каких-либо ситуаций.
Куст роз – сколько штук, и какого цвета вы себе нарвете? – цвет символизирует состояние человека в данный момент, (темный - негативное, светлый – позитивное, яркий – активное, творческое), а количество – это то количество романов или влюбленностей, которое с вами случалось в жизни или еще случится.

Заключение :

«Вот мы и окончили окончания «сказко-путешествие» в свой внутренний мир посредством сказки, каждому из нас необходимо задуматься над своими ответами и попытаться дать им логическое объяснение.

Чем больше участники занятия пропишут о том, что увидели, услышали, почувствовали, тем больше и качественней будет процесс самосознания своих особенностей, причин конфликтов, своих возможностей и качеств. Каждый родитель сможет использовать это занятия со своим ребенком или группой детей. Возможно, Вы больше узнаете о своем подросшем ребенке и поможете ему в трудном подростковом кризисе.


В детской психологии имеется давний метод воспитания ребенка, с очень красивым и интересным названием – сказкотерапия . Еще наши предки пытались исключать метод наказания, объясняя ребенку смысл его поступка.

Издавна сказки были особым фактором, который оказывал большое влияние на жизнь человека.

Это своего рода моральные законы, написанные понятным языком и способные уберечь ребенка от различных напастей.

Какая любимая сказка у вашего ребенка?


Если у вашего малыша есть самая любимая сказка, слушать которую он намерен всегда и везде, то попробуйте обратиться к психологу, чтобы разобраться, что же так привлекает малыша в этом сюжете. С возрастом пристрастия детей к сказкам меняются и вполне понятно, так как они сами растут, развиваются и ставят перед собой уже иные жизненные вопросы.

Психологи провели исследования, результаты которых доказали, что в сказках, именно любимых, программируется жизнь малыша. Психоаналитики немного изменили всем известную пословицу «Назови свою любимую сказку и я скажу, кто ты».

Если вы желаете освоить сказкотерапию самостоятельно, то это вполне можно сделать, однако, от психологического консультирования все же не нужно отказываться. Психолог поможет вам подобрать специальные сказки, которые смогут мягко повлиять на поведение малыша.

Какие сказки подходят для сказкотерапии

Для сказкотерапии сказки можно подбирать различные: и русские народные, и медиативные, и свои собственные. Многие психологи в своей практике предлагают ребенку самому сочинить свою сказку, что является одной из основ данного метода в психологии. Таким образом, можно узнать о переживаниях крохи, об отношении его к различным семейным проблемах, к школе и т.д.

Кому полезен метод сказкотерапии

Данный метод полезен абсолютно всем деткам без исключения. Каждому возрасту ребенка подбираются определенные сказки, которые могут помочь решить психологические проблемы. Однако не стоит считать, что сказка способна спасти от всех бед. Приготовьтесь, что действие будет видно не сразу, хотя эффект обязательно будет. Сказка — это не лекарство, которое вылечивает за один прием.

Возраст для сказкотерапии

Для такого метода оказания психологической помощи ребенку свойственны свои условия работы. Малыш должен четко отличать реальность от сказочных действий. Такое Возможно в возрасте от 3,5 лет. Поэтому детей младшего возраста не стоит привлекать к такому методу психологической помощи.

Как самому сочинить лечебную сказку?


Первым делом ознакомьтесь со всей необходимой литературой по данному методу. Если у крохи есть страхи чего-то (темноты, к примеру), то сочините сказку, в которой герой поможет решить вашему малышу эту проблему. Стараться нужно составлять сюжет так, чтобы ребенок заметил сходство свое с героем, чтобы он увидел в нем самого себя. Придумать сказку совсем не сложно, нужно придерживаться некоторых правил описанных .

Очень полезны и художественные сказки. Для врунишки полезным будет послушать о зайце-хвастуне, хулигану о Незнайке, жадинке о «Рыбаке и рыбке» и т.д.

Прекрасным подарком для вашего ребенка станет книга терапевтических сказок с участием вашего ребенка. Такую книгу можно легко заказать по почте, перейдя по этой ссылке .

Упражнения-игры сказкотерапии

№1 «Серый волк и золотая рыбка»

Для данной игры необходимо три человека, которые для начала должны будут назвать по одному сказочному персонажу. Эти названия нужно будет записать на доске и утвердить. Затем каждый участник придумывает короткую презентацию выбранного персонажа (пускай расскажет, из какой он сказки и т.п.).

Далее ведущий просит придумать сказку, в которой одновременно могли бы участвовать все персонажи. Для этого выбирается один рассказчик, остальные дети должны помогать ему своими вопросами и просьбами уточнить. Если вам бы хотелось, чтобы все участники сочинили по сказке, то тогда необходимы тетрадки, в которые сказки будут ими записываться. В комнате должна быть в это время тишина. После дети по очереди читают вслух свои произведения.

Это упражнение подойдет для развивающих занятий с детьми в возрасте от 10 до 11 лет. В кругу семьи для такой игры ограничений в возрасте нет.

№2 «7 волшебных слов»

Для начала можно использовать всего три слова, а затем, постепенно увеличивая количество перейти к семи словам.

Количество игроков не ограничено. Все они вместе должны будут придумать три слова, которые на их взгляд должны присутствовать в настоящих сказках. Слова в итоге должны быть записаны на доске, а затем каждый участник должен составить свою сказку, используя их.

Если вы играете всей семьей, то попробуйте рассказать сказку совместными усилиями. Несомненно, будет очень интересно и вам и детям.

№3 «Шиворот-навыворот»

Это можно сказать «древний» прием психологов, который позволяет ребенку развить воображение.

Для игры нужно участникам выбрать одну простую и известную всем сказку, у которой есть четкий сюжет. В итоге либо каждый в отдельности, либо сообща придумывают сказку наоборот. Например. Всем известная «Красная шапочка» в данном случае может выглядеть так: Жил волчонок с папой в лесочке. Однажды посылает сынок своего папу в город, чтобы проведать здорового дедушку, который планирует уже в шестой раз жениться, но в городе живет одна особа по кличке «Красная шапочка», с которой нельзя общаться. И т.д.»

Игра подойдет для подростков и вполне взрослым лицам.

№ 4 «Начинка для пирога»

Для игры понадобиться два ведущих, которые должны «выпечь 2 коржа», то есть они произносят только первую и последнюю фразу для будущей сказки. Фразы должны быть абсолютно абсурдными.

К примеру, 1 корж – « В четверг по проезжей части плелся человек с одним коньком на ноге, хотя стояла жуткая жара»; 2 корж – « Дядюшка Джек посмотрел в окно и презрительно фыркнул. На дворе в футбол играли несносные мальчишки..». Это более сложный вариант, который подойдет для подростков и взрослых.

Для детей меньшего возраста может быть такой вариант: 1 корж — ехал автомобиль, 2 корж « У Снегурочки желтое платье». Или такой, 1 корж – на одном из островов проснулся вулкан, спавший более тысячи лет; 2 корж – Именно из-за этого наш Тузик уехал к бабушке в деревню.

Участники игры должны придумать свою серединку сказки, которая и будет «начинкой».

Почаще играйте с детьми, чтобы им было чем заняться, и была возможность с пользой повести время. Придумывайте сказки, которые станут подспорьем для вашего ребенка в сложных ситуациях. Сказкотерапия вам в этом поможет.

Тренинг по сказкотерапии с педагогами.

Тема: Сказкотерапия в работе с детьми.

Задачи:

    Сплочение коллектива.

    Показать педагогам пользу работы со сказками.

    Научить практическим приемам работы со сказками.

    Раскрыть творческий потенциал педагогов.

Необходимые материалы. Куски старых обоев; краски; журналы с картинками, фотографиями; карандаши, фломасте­ры; кисти; ножницы; пластилин; различный бросовый матери­ал; клей; небольшие карточки для написания первыми буквами имен участ­ников; аудиокассета с записью спокойной музыки.

Ход занятия:

    Круг.

Что ожидаете от семинара?

На семинаре я покажу некоторые приемы работы со сказкой. Все вы читаете сказки с детьми, но может не все догадываетесь то, что вы читаете детям сказки – уже является сказкотерапией. Ведь каждое занятие со сказкой вы завершаете, обсуждая с ребятами ответы на вопрос: чему научила нас сказка и как мы эти знания будем использовать в ситуациях нашей жизни? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята становятся мудрее, познают жизнь, приобретают социальные навыки. Поэтому занятия сказкотерапией не уводят от реальности, а наоборот, приводят к ней.

Цели сказкотерапии: развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция - вот основные возможности сказкотерапии . Исполь­зование сказкотерапевтических технологий дает педагогу воз­можность помочь детям справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, способствовать интеллектуальному развитию, процессу активизации ресурсов, потенциала личности.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, стихи наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

Участники сидят в кругу. К кому относится данное высказывание меняются местами.

Поменяйтесь местами те, кто всегда выполняет правила;

Кто верит, что чудеса существуют;

Кто до сих пор ждет принца;

Кто боится Бабы-Яги;

Кто верит в свои силы;

Кто любит сочинять сказки.

    Введение в сказку:

Жила-была волшебница. Она каждую ночь отправлялась к людям, в их волшебные сны. Летала она на своей золотой колеснице. Добрых людей она одаривала разными талантами. В эту ночь она побывала у вас. Кто видел ее? Она побывала и у тех, кто ее не видел. И всех вас она одарила талантом сочинять сказки».

Для того чтобы ребенок лучше "воспринимал" то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал ВХОЖДЕНИЯ в Волшебную страну.

Цель ритуала вхождения на внимательное слушание и активное участие.

Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обя­зательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из дра­матической реальности в обыденную. Ритуал входа и выхода должен быть одинаковым. Желательно каждый раз одним и тем же способом. Для детей младшего воз­раста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебны­ми предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чте­ние волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводни­ка. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудив­шая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль про­водника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др.

Сказочное путешествие детей должно быть наполнено игра­ми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.

Задание : каждая группа придумывает свой ритуал. Это может быть сказка, стихи, легенда и др.

Демонстрация .

Обсуждение :

Сейчас каждый может высказать свои мысли по поводу происходящего .

2 Задание:

«Путешествие» (медитация)

Перед началом чтения сказки включается запись спокой­ной музыки.

«А теперь закройте глаза... Представьте, что вы отправи­лись в путешествие. Вы объездили множество стран, познако­мились с разными людьми.

И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы - они собирали мед. Пели птицы - они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дво­рец. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей ко Дворцу.

Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красо­той. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для вас. И вы поняли, что в этом Двор­це вы найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...

Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете воз­вращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И поти­хоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам».

Обсуждение.

2. «Создание Сказочной Страны»

Сейчас я предлагаю вам взять все хо­рошее, что вы приобрели во время путешествия, и создать каждой группе свою Сказочную Страну. Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе.

    Группа создает страну на плакате.

Группе предлагается, используя вырезки из журналов, цвет­ную бумагу, пластилин, краски, фломастеры, карандаши и про­чие материалы.

    Группа создать «Сказочную Страну» на песке.

    Группа создает «Сказочную Страну» в пространстве.

Для со­здания страны участникам дается 20 минут. И предлагаю придумать название нашей Сказочной Страны. Для этого можно сложить начальные буквы своих имен и создать одно новое имя. Это и будет имя вашей Сказочной Страны.

Демонстрация .

Обсуждение :

«Какие чудесные страны у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души.

«Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Страна, в названии которой частичка каждого имени присутствующих здесь. Только в ней нет еще сказочных жителей, поэтому созданием сказочных жителей мы сейчас займемся.

    Выбор сказочных героев:

Игра «Ассоциации»

Каждый участник предлагает три ассоциации: говорит, с кем из известных сказочных героев ассоциируется он сам, а с кем – двое его ближайших соседей по кругу. Ассоциацию желательно обосновать.

1 Группа. Каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.

    Группа. Каждый участник по кругу произносит свое имя, а затем называет какой-нибудь волшебный предмет из сказки на последнюю букву своего имени.

    Группа. Я вас просила принести пред­меты или игрушки как любимые, так и не любимые. Только нужно вдохнуть в них как можно больше любви, чуть-чуть фантазии и приложить полную чашу терпения. И тогда они станут по-на­стоящему волшебными. Это будут ваши герои.

Беседа

    Основная тема линии героев: мотивы их поступков определим, если ответим на вопросы: «Почему герой совершает поступок?», «Зачем?» , «Как он связан с поступками других героев?», способы преодоления трудностей открывает в результате вопросов: «Как герой решает проблему и каким способом?» , Отношение к окружающему миру, к себе предлагает вопросы: «Что приносят поступки героя окружающим?» В каких он - созидатель, а в каких- разрушитель?

    Темы сказок: основная тема является выражением задачи или урока, который заключен в сказке. Поиск темы сосредоточивается вокруг вопросов: «Чему учит эта сказка?», «Как мы будем использовать полученные знания?»

    1. Трудности общения со сверстниками, с родителями,

      Чувство неполноценности, Агрессивное поведение (чувствует себя слабым, ненужным.)

      Страхи, тревоги

      Возрастные особенности

      Одиночество,

      Школьные трудности

      Изгойство

      Утверждение себя как личности

Алгоритм психо-коррекционной сказки:

    Зачин. Выбираем героя похожего на ребенка (по полу, возрасту и характеру).

    Проблемная ситуация. Герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на ситуацию ребенка. Описываем все переживания героя.

    Пути решения. Герой разбирается в данной проблемной ситуации, ищет выход из создавшегося положения, анализирует, что получится, если он поступит тем или иным образом.

    Кульминация. Герой сказки справляется с трудностями.

    Развязка. Хорошие герои побеждают, плохие наказываются.

Мораль сказки. Герой делает выводы из происходящего, возможно понимает свою неправоту и меняется в лучшую сторону.

Итак, попробуем сочинить свои психотерапевтические сказки.

Обсуждение:

Как вы выбирали роли?

Кто первый предложил что-то использовать?

Как создавался сюжет?

    Круг. Рефлексия:

Насколько оправдались ваши ожидания?

«Анонимный подарок» (рисование)

«А сейчас возьмите, пожалуйста, листы бу­маги и попробуйте изобразить те чувства, которые вы сейчас испытываете. Все, что вам может понадобиться, вы можете найти на столе».

Включается запись спокойной музыки, участники группы выполняют работу на тему «Мои чувства». Каждый участник должен быть занят только своей работой. Каждый участник группы рассматривает все работы и выбирает ту, которая пробудила в нем отклик и желание подарить подарок. После этого участники группы из­готавливают маленькие подарки с пожеланиями и кладут их на работы, которые им приглянулись. Если чья-то работа оста­лась без подарка, группа для этого участника делает коллек­тивный подарок.

«Посмотрите, какие чудесные творения у вас получились. И пусть все то, что вы здесь создали, в повседневной жизни по­могает вам лучше понимать себя, напоминает о наших встречах».

Обсуждение. Проводится итоговое обсуждение встречи

Что запомнилось больше всего?

Осталось ли у кого-то что-либо невысказанное? У вас сейчас есть возможность об этом сказать.

Какие вы можете высказать пожелания относительно на­шей работы в следующем учебном году?

Мини-тренинг по сказкотерапии для педагогов «Время для себя»

Беляева Вероника
Мини-тренинг по сказкотерапии для педагогов «Время для себя»

Предлагаю вам поиграть в форме сказкотерапии. Алгоритм занятия, игры и упражнения взяты у Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д.

Цель: обучение педагогов, родителей способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию.

Задачи: 1. Организовать знакомство участников мероприятия с методом сказкотерапии.

2. Создать благоприятную атмосферу для работы.

3. Развить рефлексию, навыки самопознания.

Форма работы : работу необходимо организовать в малых группах 7 – 10 человек, это способствует формированию навыков эффективного взаимодействия.

А попасть в сказку нам поможет игра «Великий мастер» , но мы все здесь не мастера, а мастерицы, а вот в чем – сейчас узнаем. Сначала называем свое имя:

Вероника, я великая мастерица слушать.

2. Упражнение «Величественное имя» Задание: Известно, что на Руси имя для человека значило гораздо больше, чем обычное прозвание. На протяжении всей жизни человека ведут некие силы, которые заложены в первом звуке его имени. Эти силы помогают преодолевать трудности и распознавать источники радости, вдохновения, мудрости. Эти силы – двигатель человеческого роста. Но в то же время имя может быть и источником опасности, ибо в первом звуке имени сокрыты также и те силы, которые при неумелом обращении с ними, а порой и невнимании к ним, могут разрушить созидательное начало. Однако принятие этих сил, пристальное внимание к ним позволяет приобрести особенную силу. Например, одного восточного принца звали Джумбер. Стремясь осознать скрытый смысл своего имени, он размышлял над значением первого звука «Д» - и понял, что его ведут по жизни Доброта,Доблесть, и долг. А требуют особого внимания и внутренней работы Дерзость, Драчливость и Дурь.

Давайте поразмышляем над скрытым смыслом наших имен. Откроем тайну первого звука нашего имени. Что нас ведет по жизни? И что требует нашего особого внимания? Напишите эти определения в буклете Вероника – В: ведет по жизни - верность, выносливость; требует особого внимания – вспыльчивость, волнительность.

Рефлексия : трудно ли было выполнять задание? Что труднее - позитивные качества назвать или качества, требующие внимания и работы?

3. Упражнение «Любимый герой» Вспомните своего самого любимого героя из фильма, сказки, спектакля, телепередачи и т. п. Напишите имя своего героя, почему именно он вас привлекает, какие качества больше всего нравятся в нем и какие, может быть, не нравятся. На каждого участника отводится в среднем 2 минуты.

4. «Что было бы, если…» Сейчас я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой все как в сказке. Что было бы, если бы Вы превратились в этого сказочного героя? Напишите.

Сказкотерапевты считают, что герой, которого мы выбираем, служит примером для идентификации и качества, которые нам не нравятся, мы хотели бы в себе изменить. Хотели бы?

Сейчас мы посмотрим мультфильм про маленького серенького ослика, который тоже хотел измениться. (мультфильм «Всё наоборот», Союзмультфильм, 1974 год

https://youtu.be/S73sWZe7bFE

Чему учит сказка? Выслушать ответы. (Уметь принимать себя)

В чем ослик обнаружил источник жизненной силы? (В силе воображения)

Добрая хорошая сказка, трогающая наше сердце, всегда оставляет некое таинственное последствие, ощущение внутренней силы. Оно может переживаться как спокойная радость или озарение, как романтическое состояние или сосредоточенная погруженность.

5. Сейчас каждая из вас на своем листе пишет один какой-то свой или своего сказочного героя недостаток , затем передает свой лист другим участникам. Вы пишите на его листе после слов «. зато ты.» какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Первая часть нашего сказочного путешествия подошла к концу, завершите вы его дома, выполнив домашнее задание (Ода о себе, может быть кто-то напишет сказку о себе.

Раскрытие понятия «Сказкотерапия»

Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Выделяют такие направления сказкотерапии:

    Решение жизненных задач . Помогает человеку выработать модель поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким образом, чтецу предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант для решения своих жизненных задач.

    Передача опыта . Через сказки старшие передают свой жизненный опыт младшему поколению, учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое плохо». Ведь первыми учителями в жизни малыша становятся полюбившиеся ему рассказы.

    Развитие мышления . Применяется в возрасте от 3-х до 12-ти лет. Когда взрослые читают ребенку сказку, после просят обязательно проанализировать поступки героев, рассказать, кто, по его мнению, хороший персонаж, а кто нет, или предоставляют возможность придумать продолжение рассказа. Таким образом, развивается мышление, память, творчество малыша.

    Лечебно-психиатрическое направление . Терапевтический метод дает возможность человеку придумать свою собственную сказку и показать ее психологу. Последний проводит интерпретацию и выделяет проблемы, с которыми в дальнейшем придется работать.

Современные методы сказкотерапии:

  • Работа над уже существующей сказкой . На занятии прорабатывается всем известное произведение. Обсуждаются персонажи и их отношения между собой.

    Самостоятельное написание сказки . Человек составляет рассказ, который помогает психологу более подробно изучить его состояние, круг общения и отношения с друзьями.

    Драматизация или инсценировка написанной сказки . Данный метод позволяет побыть актером и взять на себя роль, несущую определенный эмоциональный смысл, пережить те пугающие, волнующие людей моменты и понять, что в этом ничего страшного нет, что все плохое когда-то заканчивается.

    Работа над окончанием сказки . Это может быть обсуждение известной сказки, конец которой предлагается изменить. Кроме того, можно придумать ее продолжение.

    Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки . Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения.

Для того чтобы занятие по сказкотерапии прошло продуктивно, необходимо заранее к нему подготовиться. Отталкиваясь от выбранного метода, подготавливаются раздаточные материалы (картинки, карандаши, альбомные листы, пластилин и пр.), книги, картины, музыка, костюмы, выбирается оптимальный способ проведения (сидя за партами, в кругу, на полу), по определенной структуре выстраивается план занятия.

Структура занятий по сказкотерапии:

    Ритуал «погружения» в сказку . Создается настроение для совместной работы - прослушивание сказочных мелодий или медитация по переходу в сказочный мир.

    Знакомство со сказкой . Происходит чтение либо прослушивание аудиозаписи.

    Обсуждение . Ведущий задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить аудиторию.

    Арт-терапевтическая работа . Рисование героев или самого интересного момента сказки.

    Ритуал «выхода» из сказки . Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счет «три» перенестись из мира волшебства в аудиторию.

    Подведение итогов . По ответам на поставленные вопросы терапевт интерпретирует личность каждого участника. По завершению он доносит свои выводы до них, делая это индивидуально или при всей группе.

Сказкотерапия для дошкольников

Сказки подбираются согласно возрасту ребенка. Детям в возрасте от 1-го до 4-х лет подходят произведения, где главными героями выступают животные. Малышам от 5-ти до 6-ти лет можно уже читать сказки с несуществующими персонажами, такими как феи, гоблины и прочие.

Способы, которые помогут достичь успеха при работе с детьми:

    Практическая деятельность на основе сказки . Необходимо выяснить, чем ребенок в большей степени любит заниматься (рисовать, лепить, конструировать и пр.), и включить его желание в структуру занятия. Таким образом, в процессе практической деятельности предвидится беседа, закрепится материал и расширятся границы для психоанализа.

    Заинтересованность ведущего . Сказкотерапевт во время чтения рассказа сам должен погрузиться в сказку, и только тогда у него получится донести до ребенка нужный смысл произведения и заинтересовать его.

    Эмоциональное оформление сказок . Чтобы заинтересовать дошкольников произведением, необходимо проявлять те эмоции, которые присущи героям сказки. В этом помогут выразительное чтение, интонация, мимика, жесты.

    Работа над настроением ребенка . Если малыш расстроен, не выспался или устал, то занятие по сказкотерапии нужно отложить, ведь он не сможет погрузиться в работу, а только загрустит еще больше.


Правила организации сказкотерапевтической работы с дошкольниками:

    Учитывайте возраст детей . Подготавливаясь к занятию, нужно выбирать произведение согласно возрасту, чтобы малыш мог понять содержание и осмыслить его.

    Дозировка представляемой информации . Занятия должны выстраиваться по определенной структуре, помните, что все хорошо в меру. Знакомство со сказкой сопровождается только рассматриванием иллюстраций к ней.

    Терапевтическая направленность . После чтения желательно обыграть сюжет, обсудить его или нарисовать фрагменты из сказки.

    Отсутствие нравоучений . Необходимо избегать давления на ребенка, нравоучений со стороны взрослого, ведь обстановка в процессе занятия должна быть ненавязчивой и дружеской.

    Подведение итога . После чтения обязательно нужно проанализировать сказку, героев и узнать, какое впечатление это произвело на детей.

Данный метод позволяет раскрыть душу малыша, обогатить его знаниями и сформировать характер. Учитывая все правила во время подготовки к занятию, ведущий получает возможность достичь поставленных целей и выстроить доверительные отношения со своими подопечными.

психологические упражнения для тренингов

Сказкотерапия. Развитие самопознания через психологическую сказку.

Концептуальное введение:

Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет, а как течение современной психотерапии возник совсем недавно. Существует несколько подходов к понимаю сказкотерапии:

  1. Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данногосоциума. Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена вфольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
  2. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренера и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.
  3. Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.
  4. Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы .

Основными принципами сказкотерапии являются:

  • Осознанность – осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.
  • Множественность – понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
  • Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Исходя из принципов сказкотерапии, можно сформулировать основную цель и задачи тренинга:

Цель : развитие самопознания через психологическую сказку.

Задачи:

  1. наглядно показать участникам, процесс перетекания одного сказочного события в другое, понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.
  2. показать одну и ту же сказочную ситуацию (персонажа) с нескольких сторон.
  3. проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Размер группы : не более 15 человек.

Этапы работы:

I. этап – разогрев:

Цель : Погружение участников в атмосферу сказки.

Материалы : Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Упражнение «Сказочный круг» (упражнение разработано составителями тренинга)

Цели : Погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы : тихая, мелодичная музыка.

Время : 10-15 мин.

Процедура : «Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. А теперь, каждый должен назвать персонажа из известной нам всем сказки. Затем слово передается следующему участнику и так, по кругу».

На следующим этапе упражнения, ведущий предлагает участникам назвать основные выражения, употребляющиеся в сказках.

Вопросы для обсуждения:

  • Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?
  • Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, (выражение, метафору), называли другие участники?
  • Вспомнились ли Вам неназванные, при выполнении задания, персонажи (выражения, метафоры), если да, то можете их озвучить.

II. Этап – Основная деятельность:

Цели : применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; проработка стратегий поведения в сказочных и реальных ситуациях; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; тренировка навыков совместного сочинения сказок; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы : музыкальный проигрыватель; музыкальные записи.

Упражнение: «Герои и антигерои»

Цели : Развитие креативности; применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; пробуждение архетипических ресурсов; тренировка навыков совместного сочинения сказок.

Материалы : спокойная, инструментальная музыка; листы формата А4 для записи сказок (по числу участников) авторучки на каждого.

Время : 1 час.

Данное упражнение состоит из 3 частей:

Часть 1. «Образ сказочного героя»

Участники группы рассказывают о том, какие сказочные герои появились перед ними в процессе свободного фантазирования. Довольно часто случается, что сказочный персонаж оказывается совершенно неожиданным: хотел увидеть одно, а вдруг невесть откуда появился, скажем, Вини-Пух, бредущий в тумане, или грустный Карабас-Барабас. Уже этот этап вызывает у участников сильные впечатления и порождает вопросы о значении возникшего образа. Ведущему следует воздержаться от комментариев и лишь внимательно выслушать каждого. Необходимо уточнить, какие чувства вызвал у участников их сказочный герой. Обычно это лишь приятные чувства, либо недоумение, хотя порой фиксируется тревога, волнение или равнодушие.

Часть 2. «Создание команд»

Процедура : «Вы познакомились с теми образами, которые возникли у других участников. Я прошу всех еще раз по кругу назвать своих героев – уже безо всяких объяснений. Каждому из вас нужно выбрать среди них одного, который, как вам кажется, чем-то похож на вашего персонажа. Не надо пока называть этого героя, просто подумайте и сделайте свой выбор. А теперь выберете еще одного героя, похожего на вашего. Пусть он под номером два в списке героев, у которых, по вашему мнению, есть сходство с вашим персонажем. Ну и добавьте в этот список еще одного героя – под номером три... Сейчас вам станет понятно, зачем нужно было выбирать трех персонажей. Подойдите к тому участнику, чей герой в вашем мысленном списке оказался первым. Если этот участник выбрал не вашего, а какого-то другого героя, то подойдите к участнику, чей персонаж у вас оказался вторым. Если и в этом случае выбор оказался не взаимным, то у вас есть в запасе третий персонаж».

В результате предложенной процедуры участники разбиваются на пары. В ситуации, когда участников нечетное количество, можно образовать одну тройку. Если кому-то пары так и не досталось, то ведущий вынужден создать пару сам.

«Вам дается пять минут на то, чтобы обсудить в парах, что же все-таки является похожим у ваших персонажей. Сформулируйте главное, что вас объединяет, в коротком девизе, афоризме, образе или метафоре».

Участники предлагают свои формулировки, после чего ведущий просит выбрать другую пару – по аналогии с предыдущей процедурой, – чьи девизы (афоризмы, образы, метафоры) опять-таки чем-то сходны с их собственными. Снова необходимо отразить сходство героев в четверках в виде метафоры. Затем участники точно таким же образом объединяются в восьмерки и формулируют окончательный вариант метафоры, объединяющей их героев. В случае небольшого количества участников можно остановиться на работе в четверках.

«Удивительно: на каждом следующем этапе метафорические образы, предлагаемые вами, становились все более обобщенными, емкими, глубокими, я бы даже сказал – архетиптческими. Действительно: „волшебная вода“, „цветочные часы феи“, „волшебная палочка“ – сколько красоты и тайны прячется за этими словосочетаниями! Как хочется узнать поподробней о загадках этих чудесных образов! Поэтому я предлагаю вам... сочинить сказку, названием и соответственно – основной темой которой служил бы найденный вами метафорический образ, а героями – те сказочные персонажи, которые явились вам во время первого упражнения».

Часть 3. «Сочинение сказок»

Процедура : На сочинение сказок в командах надо выделить не менее 15 минут. По окончании отведенного времени каждая команда представляет свою сказку другим.

Мы поочередно выслушаем сказку каждой группы. Когда отзвучат последние слова сказки, у команд-слушательниц будет три волшебных минуты, чтобы показать иллюстрацию к сказке. Вы можете выбрать любой момент из сказки своих товарищей и невербально в течение несколько секунд представить «живую картинку».

Вопросы для обсуждения:

  • Что вам было особенно трудно выполнять в течение нашей игры?
  • Что далось легко?
  • Какие чувства вы испытывали по отношению к герою, появившемуся вначале?
  • Что значит для вас этот герой?
  • Удовлетворены ли вы сказкой, которую создали в своей команде?
  • Как протекал этот творческий процесс?
  • Что вам дала проведенная в группе работа?

Упражнение «Любимые и нелюбимые сказки»

Цели : Знакомство с особенностями народных и авторских сказок; проработка стратегий поведения в сказочных и реальных ситуациях; помощь в разностороннем понимании участниками сказочных ситуаций и персонажей.

Материалы : спокойная инструментальная музыка; атрибуты сказочных персонажей.

(В качестве атрибутов могут быть использованы любые аксессуары, помогающие участникам глубже войти в роль своего персонажа. Их можно изготовить самостоятельно из любых подручных материалов, либо задействовать уже готовые предметы обихода: бусы, косынки, шляпы, банты и т.д.)

Время : 1 час.

Данное упражнение состоит из 6 частей:

Часть 1. «Любимая сказка»

Процедура : Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает всем назвать свою любимую детскую сказку. Сообщения участников фиксируются на доске или планшете. Следует заметить, что довольно часто кто-нибудь из участников уточняет – идет ли речь о сказке, которая нравилась в детстве, или о той, которая нравится сейчас? Думается, что для «чистоты» упражнения лучше называть именно сказки своего детства. Бывает, что участникам трудно вспомнить названия сказок или вспоминается не одна какая-то сказка, а сборник. В таких случаях можно записать, например, так: «татарские народные сказки» или «сборник английских сказок». Не возбраняется называние двух и более сказок.

Часть 2. «Нелюбимая сказка»

Процедура : После того как список любимых сказок исчерпывается, ведущий обращается к участникам с просьбой вспомнить такую сказку из детства, которая по каким-то причинам не нравилась. Хотя некоторым участникам оказывается чрезвычайно трудно вспомнить нелюбимую сказку (они полагают, что в детстве им нравились абсолютно все сказки), большинство людей с готовностью называют такие сказки – порой значительно активней, чем в случае любимых.

Список нелюбимых, не нравящихся участникам сказок желательно фиксировать на том же листе планшета (или на доске) напротив первого списка, Эти списки могут быть разделены вертикальной чертой. Так удобней сравнивать наборы сказок.

Часть 3. «Анализ причин любви-нелюбви к некоторым сказкам»

Процедура : Ведущий организует обсуждение, предлагая участникам тренинга следующие вопросы:

  • Почему вам нравится именно эта сказка?
  • Что в ней казалось вам особенно привлекательным?
  • Примерно в каком возрасте вы познакомились с этой сказкой?
  • Перечитывали ли вы эту сказку, став старше?
  • Изменилось ли ваше отношение к сказке с возрастом?

Аналогичный набор вопросов задается и при обсуждении нелюбимых сказок; разница, как вполне очевидно, состоит только в добавлении частицы «не» в первом вопросе и замене слова «привлекательным» на слово «отталкивающим» во втором. Любопытно, что среди причин привлекательности сказок называются яркость возникавших образов, позитивная эмоциональная насыщенность, увлекательность сюжета, красота иллюстраций в книжке и т.п., а причинами нелюбви к определенным сказкам являются пугающие образы, трагичность событий, нарушения нравственных норм героями и «плохой» конец сказочной истории.

Ведущий предлагает проанализировать оба списка с новой точки зрения: учесть, каково соотношение в каждом наборе авторских и народных сказок. Вот тут-то и открывается самое любопытное: в первом списке (любимых сказок) авторские и народные сказки встречаются в отношении примерно «пятьдесят на пятьдесят», иногда авторских чуть больше, но не намного. А вот в списке нелюбимых сказок практически всегда лидируют авторские.

Следовательно, обсуждение полученных результатов выходит в новую плоскость анализа, который позволяет прийти к важному выводу: существуют какие-то особенности народных сказок, которые удивительным образом резонируют с душевным миром человека. Этих особенностей оказываются лишены некоторые из авторских сказок. Кроме того, в последних порой слишком выпукло отражается именно «авторская» личность, которую далеко не всегда можно считать полностью здоровой. Возможно, что как раз невротичность личности автора, проявляющаяся в отдельных сказках, и отталкивает нас. Среди нелюбимых сказок почти постоянно безусловное первенство держат сказки Г.-Х.Андерсена (здесь называют чаще всего «Девочку со спичками», «Дюймовочку», «Русалочку»). Чрезвычайно редко в списке нелюбимых можно встретить сказки А.С. Пушкина. Не называются также сказки братьев Гримм.

Часть 4. «Постановка сказки»

Процедура : Почти всегда обнаруживается сказка, которая попадает в оба списка. С этой сказкой предстоит дальнейшая работа. Если никаких совпадений в списках нет или совпадений оказалось несколько, то ведущий может предложить участникам группы сказку по своему усмотрению.

В ситуации наличия сказки, оказавшейся любимой одним участником и нелюбимой другим, ведущий объявляет их двоих руководителями, имеющими право набрать свои команды. Они получают право по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. Ему самому дается право выбора команды.

Ведущий предлагает командам выбрать из сказки сценку или ряд сцен по своему усмотрению и подготовить маленький драматический спектакль, с помощью предложенных атрибутов. Главное условие – чтобы в спектакле были заняты все участники команды. Время на подготовку спектакля – около 15 минут. По истечении отведенного времени команды поочередно представляют подготовленные спектакли.

Часть 5. «Углубленный анализ из ролей»

Процедура : Ведущий просит участников не выходить из ролей и оставаться в них до того момента, когда будет сказано иноё. «Актеры» располагаются по кругу, но находясь в «своей труппе». Ведущий предупреждает, что он будет задавать вопросы, а тот человек, к которому будет обращен вопрос, должен отвечать так, как, по его мнению, ответил бы его герой – то есть от лица персонажа. Начинать представляется целесообразным с того персонажа, который появился на сцене первым. Переход к другому персонажу диктуется логикой разговора. После общения с персонажем одной сказке ведущий может сразу обратиться к его аналогу из другой сказки, предложив ему либо те же самые вопросы, либо сформулировав новые.

Для иллюстрации приведем некоторые из вопросов, заданных Мачехе из сказки Ш. Перро «Золушка»:

  • Давно ли вы вышли замуж за Дровосека?
  • Что вас заставило сделать это?
  • Как вы относитесь к своему мужу? Не могли бы вы описать его характер?
  • Не могли бы вы объяснить причины вашего неприязненного отношения к Золушке?
  • Чем в себе вы гордитесь?
  • Есть ли у вас мечта? В чем она состоит?
  • Как вы видите свое будущее? Чего вы добиваетесь?

Перечисленные вопросы позволяют увидеть, что они имеют в большинстве случаев «открытый» характер, то есть дают возможность свободного фантазирования и погружения в исполняемую роль. Исполнитель этой роли и другие участники начинают все глубже понимать этого человека – Мачеху и видеть в ней не просто бездушный схематичный портрет злобной и глупой бабы, а живого человека, порой страдающего, скрывающего свои чувства, имеющего свой, может быть, неординарный взгляд на мир. В одной из групп в процессе подобной беседы вдруг проступил образ женщины, любящей Золушку больше, чем своих дочерей, восхищающейся ее умом и красотой, но рабски выполняющей свои материнские обязанности, тщательно пряча свои подлинные переживания, поскольку она служит принципу.

Такие трактовки становятся настоящим откровением для участников. Привычные с детства персонажи оборачиваются совершенно неожиданными сторонами, поступки получают иную оценку, возникает подлинное понимание и сопереживание.

Кроме того, не следует забывать, что ни распределение ролей в труппе ни трактовка исполняемой роли не являются лишь случайностью. В каждой роли исполнитель отражает – хотя бы частично – самого себя. Иногда анализ из ролей явно позволяет обнаружить проблемы и болевые точки самого исполнителя.

Ведущий должен поговорить с каждым персонажем, даже с самым незначительным – с тыквой, превратившейся в карету, с Мышами, ставшими лошадьми. Ведь чем меньше обозначен персонаж в сказке, тем больше возможностей у «актера» внести в роль собственное содержание.

Часть 6. «Деролинг»

Процедура : Эмоциональное погружение в роль на предыдущих двух этапах может быть настолько велико, что «актеров» требуется «вернуть» в самих себя. Для этого каждому исполнителю требуется произнести ритуальную фразу «Я не (имя персонажа), я – (собственное имя)».

III. Этап – Завершение

Цели : получение обратной связи; самоанализ участниками, полученного в ходе тренинга опыта.

Материалы : нет.

Время : 15 мин.

Упражнение «От себя»

Цель : самоанализ участниками, полученного в ходе тренинга опыта.

Материалы : нет.

Время : 15 мин.

Процедура : Ведущий просит каждого из участников рассказать о своих переживаниях, возникших во время исполнения роли и анализа из ролей, о появившихся мыслях. Самое главное здесь – дать возможность каждому полностью высказаться.

Вопросы для обсуждения:

  • Как чувствовали себя участники в той или иной роли?
  • Какие персонажи показались совершенно чуждыми, неприемлемыми?
  • Какие из героев, напротив, воспринимаются в качестве «родственных душ»?
  • Что удивило в мнениях участников группы?
  • Что было неожиданным?
  • Какой из выбранных сказочных персонажей рассматривается участниками как идеал, достойный подражания?

Литература:

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / Вачков И.В. – М: Пресс, 1999. – 176 с.
  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. – М. : Эксмо, 2007. – 416 с.
  3. Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.
  4. Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии / Д.Б. Кудзилова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2003. – 146 с.
  5. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки / Пропп В.Я. – М. : Лабиринт, 1998. – 108 с.
  6. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Соколов Д.Ю. – М. : Эксмо-пресс, 2001, – 224 с.

19.03.2012