Главная · Диарея · Предмет и структура философии. Философия, ее предмет, структура и функции

Предмет и структура философии. Философия, ее предмет, структура и функции

Философия (от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость) - любовь к мудрости.

Философия - это наука о всеобщем, она - свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Предмет философии - все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные черты: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Функции философии:

Мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

Методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

Прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

Критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

Аксиологическая функция (от греч. axios - ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

Социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам:

Онтологической; гносеологической; аксиологической; праксеологической; антропологической.

Эти пять групп проблем формируют структуру любого философского знания. Онтология - философское учение о бытии и сущем. Гносеология - философское учение о познании. Аксиология - философское учение о ценностях. Праксеология - философское учение о действии. Антропология - философское учение о человеке. Все разделы философского знания существуют в неразрывном единстве Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют области исследования, соотносимые с конкретным фрагментом духовной культуры или формой общественного сознания: философия науки, философия истории, философия искусства, философия религии, философия мифологии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, формулируемые в «ядре» философского знания - онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропологии.

Основные разделы философии

Основные разделы философии:

1) онтология - мир вцелом, его происхождение и первоосновы

2) гносеология - наука о средствах и методах познаниях.

3) этика - наука о морали, нравственности и должном поведении.

4) эстетика - наука о красоте и искусстве.

5) антропология - наука о развитии, происхождении, природе человека.:

Основные разделы философии

Онтология как раздел философии

Типы логик, определяющих построение онтологии:

1) формальная логика

Tertium non datum - третьего не дано

2) диалектическая логика

Логика диалектическая допускает и А, и неА одновременно

Низкий курс рубля: хорошо или плохо?

3) многозначная (релятивистская логика) - оценивает степень или вероятность от 0 до 1. Зависит от системы отсчета.

4) отрицательная логика - восточная логика (буддизм) - ни то, ни другое.

Эпохе - воздержание осуждения, недвойственность.

Не(А и не А)

Автомобильная авария. Две стратегии объяснить для себя, как это произошло. 1) винят обстоятельства 2) винят себя

Метафизика - считает, что есть в мире что-то абсолютное и неизменное, что не зависит от времени, обстоятельств и субъекта восприятия. Использует формальную логику, считает, что есть абсолютная истина.

Законы математики универсальны. Принципы морали считаются универсальны. Бог. Нирвана.

Causa sui - причина себя.

Корабль Тесея (парадокс)

Релятивизм - все изменяется, все относительно, зависит от времени, места, субъекта восприятия.

Понятие морали - относительно.

Диалектика - мир состоит из противоположностей их борьбы и единства.

Конфуцианство считало, что человек от природы нейтрален - tabula rasa. Воспитание определяет.

Лао Цзы все люди от природы добрые.

Как происходят события в мире? Чему подчиняются, как управляются?

Детерминизм - все обусловлено естественными причинами. Отвечает на вопросы Почему.

Индетерминизм - большинство процессов происходят случайно.

Инверсия магнитного поля земли. Нелинейные уравнения, описывающие нелинейные процессы.

Телеология - телеос - цель, логос - учение - все процессы в мире подчинены высшей цели.

Arbitrium liberum - свобода воли

1) ближе к телеологии: фатализм - учение о том, что все уже предопределено

Стоики: Марк Аврелий и Эпипиктет, Amor fati - любовь к судьбе

Маркс: бытие определяет сознание

2) волюнтаризм (Ницше, американская философия XX века) - все в наших руках и мы самим создаем свою судьбу

3) Макиавелли, Фортуна

Этика как раздел философии

Фильм Конфуций

Золотые правила этика:

2) нравственность

3) должное поведение

Золотое правило этики: поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Конфуций

Фалес: что раздражает тебя в других, того не делай сам

Библия: какой мерой меряешь, такой отмерено будет.

Парадокс толерантности:

"у нас обычай - не навязывать своих обычаев"

Правило золотой середины:

Фалес: Ничего сверх меры (храм Аполлона в Дельфах)

Конфуций: имей две крайности, но выбирай середину: альтруист и эгоист, аскет и гедонист, притча ни твердый, ни мягкий.

Онтология

Откуда произошел и из чего состоит мир.

Монизм - все состоит только из одной субстанции. Множественность иллюзорна.

Дуализм - мир состоит из двух первоначал. Материя + форма или идея.

Плюрализм - больше чем две первоосновы.

Гносеология как раздел философии

Основной вопрос гносеологии: Соотношение действительности и восприятия и мышления действительности. Совпадает восприятие и мир.

Агностики - объективная действительность не познаваема

Релятивисты - познание относительно времени и субъекта восприятия

Источники знания

Эмпиризм - Джон Локк: сознание ребенка чистая доска. Все знания из опыта.

Априоризм - все знания существуют до опыта. Кант.

Средства познания:

Сенсуализм - все знания от органов чувств. Индукция.

Рационализм - разум - главный источник знаний. Дедукция.

Иррационализм - есть иные источники познания: интуиция, откровение.

Топор пила бревно вилка

Латуральное мышление

4) Основные вопросы философии. Способы их решений

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение Основного вопроса. Первичность материи она видит в том, что:

материя является источником сознания, а сознание - отражением материи;

сознание - результат длительного процесса развития материального мира;

сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга;

существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи;

сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека;

сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием.

Онтология (учение о бытии);

Человек;

Общество.

Космоцентризм;

Теоцентризм;

Антропоцентризм.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

Онтология (учение о бытии);

Гносеология (учение о познании);

Человек;

Общество.

Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», etc. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий). Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

Имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

Однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.(Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

Основано на знании (а не на вере либо вымысле);

Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

Логично (имеет внутреннее единство и систему);

Опирается на четкие понятия и категории.Таким образом, философия представляет собой высший уро-вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис-темностью, логикой и теоретической оформленностью.

5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм;

Теоцентризм;

Антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе ко-торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).)

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

Онтология (учение о бытии);

Гносеология (учение о познании);

Человек;

Общество.

Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», etc. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий). Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

Имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

Однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.(Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

Основано на знании (а не на вере либо вымысле);

Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

Логично (имеет внутреннее единство и систему);

Опирается на четкие понятия и категории.Таким образом, философия представляет собой высший уро-вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис-темностью, логикой и теоретической оформленностью.

5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм;

Теоцентризм;

Антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе ко-торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).)

«Философия» по-гречески значит «любовь к мудрости». Поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы. Предметом философии был, следовательно, весь мир. В период средневековья философия была тесно связана с христианской теологией (богословием), и своим предметом она избрала представления о духовном мире человека и его связи с Богом. В эпоху Возрождения, напротив, предметом философского познания стала природа, что придало естественнонаучный характер знаниям. Вплоть до эпохи Просвещения слово «философия» оставалось собирательным именем для всех наук, синонимом науки как таковой. Все, и естественные, и гуманитарные научные дисциплины считались разделами философии. Представители позитивистской философии утверждают, что у философии нет больше своего личного предмета, и ей остается только собирать готовые знания, полученные другими науками, и строить из них «всеобщую картину мира».

В современных философских направлениях предмет определяется по-разному: как мировоззрение, как методология познания, как знание о мире в целом, как форма идеологии, как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, как производство концептов, как нерационализированнное постижение мира.

В настоящее время философия рассматривается через социальные и культурные аспекты своего развития. Поскольку область объектного знания осталась науке, то философия обратилась к проблемам человеческой субъективности, выраженной в знаково-символических формах деятельности.

В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их также разделами философии. Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели особое учение о ценностях - «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др. Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Критическая функция – ее роль - подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Философия как наука.

Зарождение философии связано с потребностями человека объяснять это мир.

Философия – это первая форма теоретического знания.

В 7 веке до н.э. существовала античная, греческая философия. Людей интересовал вопрос, что такое природа, поэтому их назывании натурфилософами.

Объем знаний тогда был невелик, философия включала в себя предметы всех будущих наук. Люди стремились понять происхождение природы, мира, ставили вопрос о первооснове мира.

В средние века философия занималась обоснованием догматов религии, поэтому философию называли “служанкой богословия”.

В 14-16-18 века объем знаний увеличивался, началось размежевание между науками, возникают различные теории. Все это возникает с развитием промышленности. Появляется юриспруденция, политэкономия и т.д.

3 варианта ответа на вопрос: чем же должна заниматься философия:

Точка зрения религиозной философии:

Философия рассматривается как наука, которая не может научными методами решать свои вопросы. Философия – это вообще не наука.

Точка зрения позитивизма:

Эта т.з. возникает в 30е года 19 века (представитель А.Кант). Науке философия вовсе не нужна, они отрывают науку от философии. Не существует потребности в философии, т.к. есть отдельные науки. Проблемы, которыми занимается философия – мнимые.

Точка зрения марксизма:

Эта т.з. возникает в 40е года 19 века. У конкретных и частных наук есть проблемы, которые они не способны решить самостоятельно, т.е. предполагается союз философии и частных наук.

Философия – Наиболее общие знания о мире и человеке.

Особенность философии как науки – изучение мира как целого.

Предметом современной философии стали всеобщие законы строения, функционирования, развития мира, всеобщие принципы познания и преобразования мира.

Лингвистическая философия занимается анализом языка науки.

Предмет философии определяет структуру философии.

Разделы философского знания:

Онтология – философское учение о бытии

Гносеология – фил. учение о познании

Диалектика – учение о развитии

Социальная философия – учение об обществе

Философия экономики, права и т.д.

История философии

Философия истории

Логика – учение о законах мысли

Этика – учение о морали

Эстетика – учение о прекрасном

Философия религии и атеизма

Философская антропология

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

6 функций философии:

1. Мировоззренческая функция: Способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.


2. Познавательная (или гносеологическая) функция философии: Одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т.е. механизм познания)

3. Методологическая функция философии: Заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Метод – способ познавать и преобразовывать деятельность.

4. Прогностическая (или эвристическая) функция философии: Заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижения познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

5. Идеологическая функция философии: Идеология – система взглядов на социально-экономический строй общества, отражающий и выражающий интересы определенной группы (класса), призванный изменить строй либо его укрепить.

6. Критическая (преобразующая) функция философии: Её роль - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Специфическим объектом философского осмысления действительности является отношение "человек - мир". Чтобы выяснить специфику предмета философии, необходимо выяснить, под каким углом зрения объект отражается в сознании. Предмет философии - вопрос о природе и сущности мира и человека, о всеобщих, предельных основаниях их бытия, а также о том, как этот мир устроен, какие взаимосвязи существуют в мире, между человеком и миром, человеком и другим человеком.

На различных этапах истории философской мысли изменялись представления о ее предмете. В зависимости от потребностей практического и теоретического освоения действительности человека, как правило, интересовали не все сразу, а некоторые стороны в отношениях человека и мира. Это были либо вопросы, связанные с поисками первоосновы мира, его всеобщего начала, либо вопросы о месте человека в мире, о том, как мир устроен, вопросы познаваемости мира и др.

Существующие и в настоящее время различные толкования философии связаны с тем, что не учитывается многоуровневость философского знания. Существует четыре таких уровня.

Понятийный уровень, на котором философия "работает" с понятиями, категориями - рационально описывает человека, мир и т.д. Другими словами, на этом уровне она выступает как наука. Философия включает в себя научный аспект, но полностью к нему не сводится.

На уровне образно-символическом философ стремится выразить свои мысли, свое миропонимание в метафорическом стиле, на уровне символов, образов. Этот уровень сближает философию с искусством, его абсолютизация и может привести философию к искусству. Поэтому образно-символический уровень дополняет понятийный и другие уровни.

На феноменологическом уровне (интеллектуальная интуиция) философ стремится осмыслить проблему "человек - мир" с помощью интеллектуальной интуиции, осуществить интеллектуальный прорыв в понимании сущности человека и мира в их взаимоотношениях.

Наконец, четвертый, самый глубинный уровень философствования. По образному выражению отечественного философа Г.С. Батищева - это "глубинное общение с Абсолютом". Древнеиндийская и древнекитайская философия называют философствование на этом уровне "мудростью молчания". Это философствование на уровне религиозного чувства, его суть - переживание бесконечного, бесконечности вечного.

Философия как форма общественного сознания представляет собой синтез всех четырех уровней.

Кроме выяснения специфики объекта и предмета философии, важно выяснить основные аспекты отражения ее предмета в теории или структуру философии. Основными компонентами философского знания выступают (структура философии).

Онтология (греч. ontos - сущее) - учение о бытии и всеобщих законах его развития.

Философская антропология (греч anthropos - человек) - учение о человеке как высшей ценности бытия.

Гносеология (греч. gnоsis- знание) - учение о познании, теория познания.

Социальная философия - учение об обществе.

Этика (греч. ethos - привычка, обычай) - учение о морали.

Эстетика - (греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) - учение о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.

Аксиология (греч. axiа - ценность) - учение о ценностях.

Логика - раздел философии, исследующий законы и формы отражения в мышлении объективного мира.

История философии - раздел философии, исследующий процесс становления и закономерности развития философии.

Наиболее важным и вместе с тем дискуссионным выступает сегодня выявление специфики философии через сопоставление ее с наукой. Сравним философское и научное мышление.

Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, - философское знание это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно. Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только такое знание становятся убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни.

Наука стремится всегда к логической выстроенности своих положений, она строго запрограммирована правилами научного исследования. Сила и значение той или иной философии не столько в чисто логической доказательности, сколько в глубине ее прозрений, в способности ставить новые проблемы, достигать лучшего понимания важных сторон человеческого бытия и человеческой деятельности. Причем существование множества концепций по поводу одних и тех же проблем ничуть не является свидетельством их "научной слабости". Напротив, оно является сильной стороной философского знания, так как, во-первых, показывает принципиальную незавершенность знания, ибо общество, культура представляют собой "открытые системы". Каждое поколение, вступая в этот мир, стремится к самопознанию и самосознанию, ищет ответы на вопросы: Что есть Я? Что есть Мир? В чем смысл человеческого бытия. И, во-вторых, нацеливает человеческое познание на расширение и углубление знаний - через сомнение и различные варианты решений проблем.

В существовании философского плюрализма заключена, в определенной степени, трудность в уяснении философии. По сути дела философии как таковой нет. Реально существует и существовало множество различных учений, школ, течений и направлений, которые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то противоречат, борются, опровергают друг друга. Основное различие философских направлений обусловлено теми отношениями в системе "человек - мир", которые признаются определяющими*в предмете философии и в какой-то степени абсолютизируются.

Длительное время в. отечественной философии господствовала точка зрения, выраженная Ф. Энгельсом: основной вопрос философии есть отношение сознания к бытию, мышления к природе. Задача философии, таким образом, заключалась в рефлексировании субъектно-объектных отношений, где обобщенным субъектом выступал человек, а объектом - мир. В этих отношениях отражается преобразовательное и познавательное отношение человека к миру, которые выступают предметом исследования материализма, позитивизма, прагматизма.

Однако наряду с субъект-объектными отношениями существуют и отношения субъект-субъект. Они проявляются в общении, взаимоотношениях между людьми на уровне понимания. Их существование обусловлено самоценностью, уникальностью личности, невозможностью до конца объективировать, выразить внутренний духовный мир человека языком науки. Такие отношения - предмет экзистенциализма, персонализма, герменевтики, т.е. течений субъективно-идеалистического направления.

Наряду с названными существуют философские школы, признающие существование некоей мировой объективной целостности (бог, абсолютная идея, центральный порядок вещей, разум, целесообразность и др.), в отношениях с которой состоит человек. Сюда следует отнести неотомизм, течения объективно-идеалистического направления. Каждое из названных философских направлений, течений содержит зерно истины, однако абсолютизирует свой подход, пытаясь перенести его на объяснение всей мировоззренческой проблематики. Чем же объясняется философский плюрализм?

Во-первых, это связано с многообразием действительности, одной из форм постижения которой и выступает философия. Поскольку действительность многообразна, постольку многообразна и философия.

Во-вторых, философские системы всегда увязаны с конкретным историческим процессом, его религиозными, экономическими и иными характеристиками. Философия, по образному выражению Гегеля, есть "духовная квинтэссенция своей эпохи".

В-третьих, философии всегда присущ личностный характер, так как на каждой значительной философской системе лежит печать личности философа. Это продукт размышлений, мировоззренческих установок, переживаний философа, его индивидуального характера, индивидуальных способностей и индивидуального освоения своей эпохи.

В-четвертых, на многообразие философских систем накладывает свой отпечаток историческая эпоха, место и время деятельности мыслителя, его национальная и вероисповедальная принадлежность.

Существование плюрализма философских идей, школ, течений, направлений не исключает их диалога, который ведет к единству историко-философского процесса. В каком бы плане и в какой бы взаимосвязи и последовательности не ставились вопросы взаимоотношения человека и мира, в конечном счете, все они подчинены осмыслению человеком смысла своего бытия.

Философ не довольствуется объективной картиной мира. Он обязательно «вписывает» в нее человека. Иначе говоря, когда, скажем, физик описывает структуру определенного фрагмента природного процесса, он убежден, что эта структура выступает в его описании такой, какова она сама по себе, независимо от процесса исследования, способе видения, ценностей и идеалов исследователя, т.е. в "чистом" виде. Философия обнаруживает, что наука, говоря об объекте, заведомо упускает из виду, что для человека нет объекта вне деятельности самого человека. То есть, в науке человек нацелен на познание мира, а в философии - прежде всего на понимании мира с позиции своих ценностей, идеалов.

Специфика философии заключается и в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. Философия направлена на осмысление уже сложившегося знания, форм практики и культуры. Поэтому философский способ мышления называют критически-рефлексивным.

Философия в отличие от науки имеет, за редким исключением, не интернациональный, а национальный характер. Не существует французской, английской, русской математики или физики. Однако существует русская, французская, английская философия, идеи которых глубочайшим образом отражают духовный мир этих народов, их душу, систему ценностей, идеалов и верований,

Философское знание, как и любое знание, содержит в себе и истину, и заблуждения. Но в ней они наполнены особым смыслом. Этот смысл необходимо включает в себя оценку не только мысли человека, но и основанного на ней действия. Истинным выступает то действие, которое отвечает высшим целям, высшему назначению человека - его развитию и совершенствованию. Само же заблуждение не есть результат субъективизма или алогизма, оно есть следствие противоречия самого социального развития.

Подчеркивая качественную определенность научного и философского знания, их нельзя противопоставлять друг другу. Философия не может развиваться, не опираясь на достижения науки. Степень проникновения в познание окружающей действительности - необходимое условие формирования представления о мире и о самом человеке, об их взаимосвязях и отношениях, условие создания общей картины мира. Таким образом, научность выступает существенны признаком философии.

В свою очередь философия играет важную роль в развитии научных знаний. Исторически она обнаруживает себя прежде всего там, где наука была еще невозможна, где не были отработаны системы понятий, отсутствовали методы анализа и обобщения материала. То есть философия выступала как ненормированное исследование в только еще складывавшихся областях знаний. Классический пример - последовательное отпочкование от древа философии физики, биологии, психологии, социологии, политологии и т. д. Философия в данном случае «пробивала» им дорогу, предшествовала науке исторически и логически.

В методологическом плане философия и ее отрасли - логика и гносеология - исследуют само мышление, его формы и определяют правила оперирования понятиями, суждениями. Именно философия анализирует формы познания (факт, гипотеза, проблема, доказательство, теория), структуру научного знания, вырабатывает общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция и т. д.). Когда появляются такие задачи, для решения которых в науке нет готовых методов, включается философия с целью поиска новых методов.

Философия выступает по отношению к научному знанию в качестве метатеории, разрабатывая систему предельно общих универсальных категорий: причина, следствие, необходимость, случайность, явление, содержание, форма, и т.д. Каждая наука использует эти категории, но сама их не разрабатывает, ибо это задача философии.

Для науки философский категориальный аппарат служит и предпосылкой построения научной теории, выполняет роль интегрального образа действительности. Последнее есть результат синтеза познания отдельных наук и существующего мировоззрения. Такой синтез в литературе называется научной картиной мира.

Следует отметить и ценностноэтическое воздействие философии на научное знание, прежде всего на субъектов научного производства. Ответственность за свои действия и последствия, результаты научно-технического прогресса нельзя сформировать, опираясь на техническое мышление. Задача философии в данном случае сводится к выработке нового менталитета человека, т.е. совершенно иного типа мышления, мироощущения и миросознания. Современный этап развития философии и науки показывает, что взгляды о неограниченных возможностях человека, научно-технического прогресса есть не что иное как социальный миф, порожденный наукой и философией Нового времени.

Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания предполагает необходимость раскрытия и ее социальных функций, той роли, которую она играет в жизнедеятельности личности и общества.

К числу основных функций философии следует отнести: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксеологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую. Исходя из того, что собственно дело философии - рефлексия мировоззрения, главными выступают две функции: мировоззренческая и методологическая.

Мировоззренческая функция есть функция рефлексии, сравнительного анализа и обоснования различных мировоззренческих идеалов. Вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире, возможностях его познания и преобразования, философия оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание человеком целей и смысла жизни. На наш взгляд, очень хорошо выражена эта функция философии известным хирургом и кибернетиком Н.М. Амосовым в его книге "Мысли и сердце": "Смысл жизни. Спасать людей. Делать сложные операции. Разрабатывать новые - лучшие. Чтобы меньше умирали. Учить других врачей честной работе. Наука, теория - чтобы понять суть дела и извлечь пользу. Это мое дело. Им я служу людям. Долг. И есть еще мое личное дело: понять, для чего все это? Для чего лечить больных, воспитывать людей, если мир в любую минуту может оказаться на грани гибели? Может быть, это уже бессмысленно? Очень хочется поверить, что нет. Но вера - это не то. Я хочу знать. Хочу пощупать те расчеты, по которым предсказывается будущее".

Методологическая функция - это функция рефлексии, сравнительного анализа стратегических путей к идеалу. Для построения мировоззрения она дает исходные, основополагающие принципы, применение которых позволяет человеку выработать свои жизненные установки, определяющий характер и направленность его отношения к действительности, характер и направленность деятельности. Различные философские школы в той или иной мере рассматривают общие закономерности познания и практики, формы взаимодействия между людьми, изучают соотношения между целями, средствами и результатами деятельности, разрабатывают классификации методов и форм научных исследований, формулируют принципы успешного решения сложных социальных задач.

Аристотель как-то заметил, что нет науки бесполезней, чей философия, но и нет науки прекрасней ее. Да, она бесполезна в плане узкоутилитарном, прагматическом, ибо философия не может научить готовить еду, ремонтировать автомобиль, плавить металл и т.д. Более того - она не может подменить собой ни одну из конкретных наук, решая за них их специфические проблемы. Из истории философии известно, насколько бесплодными оказались многовековые попытки рассматривать философию в качестве "науки наук", втискивающей все остальные науки в свое прокрустово ложе и заменяющей их. И только обретя свои истинные функции, философия перестает быть бесполезной: она дает конкретным наукам то, что они сами синтезировать не могут - мировоззрение и методологию.

Что же касается "прекрасности" философии, то она слита воедино с ее полезностью в указанном высоком смысле. Действительно, что может быть прекраснее, чем приобщение к ценностям духовным, к пониманию смысла жизни, своего места в мире, своих взаимоотношений с другими людьми? И реализуется это в философии, всегда являющейся духовной квинтэссенцией своей эпохи.

Для представителей разных профессий философия может представлять интерес, как минимум, по двум причинам. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности. Тогда в фокус внимания попадают философские вопросы математики, физики, технического знания, педагогики, военного дела и др. Их изучение необходимо, они важны, но все же составляют лишь часть обширного поля философских проблем. Если ограничиться только ими, это обеднило бы, сузило область философии, свело на нет ее интереснейшую и важную проблематику, волнующую нас уже не просто как специалистов, а как граждан.

Главное - философия необходима для осмысления жизни во всей ее полноте и сложности, умения видеть тенденции, перспективы развития мира, понимания сути всего, что с нами происходит, в чем смысл нашей жизни. Она призвана указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего - с нравственными ценностями.

Особое место в предметном поле философии занимает сфера воинской деятельности. С ее помощью решаются важнейшие мировоззренческие проблемы происхождения и сущности войны, основных факторов хода и исхода войн, закономерностей и принципов их ведения и др. Философия помогает военнослужащему осознать общие цели его деятельности, систему ценностей, выступающую смысложизненным ориентиром.

Мыслительно-теоретическая функция - философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т.е. предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы и системы окружающего мира.

Гносеологическая функция - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности, она способствует выработке механизма познания.

Критическая функция - позволяет подвергнуть сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия, расширять границы познания, разрушать догматы и способствовать увеличению достоверного знания.

Аксеологическая функция - заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических.

Социальная функция - способствует объяснению движущих сил и закономерностей развития общества.

Воспитательно-гуманитарная функция - способствует культивированию гуманистических ценностей и идеалов, укреплению морали, адаптации человека в окружающем мире и поиска смысла жизни.

Прогностическая функция - заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке прогнозировать тенденции развития человека, природы и общества.