Главная · Диарея · Конспекты о собаках. Конспект познавательного занятия «Собака-друг человека». Старшая группа. Дидактическая игра «Собака со щенком»

Конспекты о собаках. Конспект познавательного занятия «Собака-друг человека». Старшая группа. Дидактическая игра «Собака со щенком»

Тема: « Добрая собачка» .

Цель: Формирование у детей представлений

Задачи:

Развивающие:

1. Способствовать появлению у ребёнка потребности в совместных действиях (сотрудничестве) со взрослым.

2. Способствовать развитию понимания речи взрослого (вводить в пассивный словарь понятные детям слова, сочетания слов, звукоподражания)

Формирующие:

1. Учить детей понимать и действенно откликаться на слова.

2. Формировать речевую практику, вводя звукоподражания.

3. Формировать образ с помощью движений, жестов.

Воспитывающие:

1. Продолжать развивать общие движения (ходьба, ползание).

2. Формировать координированные действия рук и мелкую моторику пальцев.

Предварительная работа

1. Создание предметно развивающей среды.

2. Использование средств ТСО (Прослушивание песенки, чтение потешки)

Материалы:

Игрушечная собачка, бубенчики, лоток с песком, муляжи цветных косточек (зелёные, жёлтые, красные) по количеству детей. Запись весёлой, плясовой музыки. Разноцветные воздушные шары (по количеству детей) ,бумажная бабочка на леске, влажные салфетки.

Ход занятия:

Собачка за ширмой: -Ав-ав!

1. Воспитатель: - Ой, ребятки! Кто это? Собачка!

Здравствуйте детки! (собачка здоровается с каждым ребёнком)

Воспитатель - К нам пришла собачка

Добрая собачка

С детками играет

Очень громко лает! Ав-ав!

Как собачка лает? Ав-ав.. Вот так лает собачка!

Где собачка? Вот собачка (погладить собачку с детьми)

2. Воспитатель: - У собачки Жучки, хвостик закорючка!

Ушки шелковистые!

Четыре лапки быстрые!

Где лапки у собачки? Вот они - лапки! (дети показывают лапки)

3 . Воспитатель: - Вот, лапки мы потрогали у собачки Жучки!

А теперь, ребятки покажут свои ручки!

Где ручки? Вот, они наши ручки.

(Вместе с детьми поднимаем и разводим ручки)

Потягушечки - порастушечки!

Поперёк толстушечки!

Потягушечки - порастушечки!

Ладошки – похлапушечки!

4. Воспитатель : - Наша Жучка – славный пёс!

Белый лобик - чёрный нос! (Пофыркать носом фыррр)

(наклонить собачку к песку)- Что делает собачка? Нюхает!

Как нюхает собачка? (Фыр фыр) Вот так нюхает собачка!

(лапкой собачки раздвинуть песок) – Что собачка делает?

Роет ямку, что то ищет! Ой! Косточку нашла!

Воспитатель обращается к детям – Давайте поможем собачке?!

Поищем косточки…(дети ищут в песке муляжи косточек)

Все нашли косточки? Молодцы! (вытереть ручки детей от песка)

Давайте угостим собачку косточками!

Данил угостит собачку! - На, собачка! Скушала собачка. Спасибо!

5. Ритмическая гимнастика

Воспитатель: - Пошла собачка играть!

(ритмично с детьми руками похлопать по столу)

Шла собачка через мост!

Четыре лапы, пятый хвост!

Шлёп –шлёп! Шлёп- шлёп!

Четыре лапы, пятый хвост!

Топ-топ! Топ- топ!

Четыре лапы! Пятый Хвост!

6. Воспитатель показывает бабочку на ниточке:

Ой! Смотрите ребятки! Кто прилетел?

Бабочка прилетела! На собачку села!

Как она весело порхает! Кто, сейчас её поймает? (дети ловят бабочку)

Бабочка – коробочка!

Полети на облачко!

Там твои детки – кушают конфетки! (улетает бабочка)

Где же бабочка? Нет бабочки. Улетела.

7 . Воспитатель : - А что – же нам в мешочке принесла собачка?

Бу-у-бенчики! (позвенеть)

Вот бубенчики звенят!

Веселят они ребят!

Динь-динь-динь! Динь-динь-динь!

Веселят они ребят!

А теперь детки будут играть, а собачка плясать!

(Демонстрация, как пляшет собачка)

Ух! Спасибо!

8. Мы играли - мы играли!

Наши ручки не устали!

Для ребяток маленьких,

Несёт собачка шарики!

(Под звуки весёлой музыки, подарить детям разноцветные шарики)


Конспект открытого занятия

Тема: «Служебные собаки».

Вид: Формирование элементарных экологических представлений.

Возрастная группа: подготовительная

Цель: продолжать активизировать познавательные способности по теме

« Домашние животные»

Задачи:

Расширять знания детей о домашних животных;

Дать представления о служебных собаках;

Показать, какую помощь собаки могут оказывать человеку;

Формировать знания о том, что человек должен уметь ухаживать за животными, которых он приручил;

Прививать интерес и любовь к животным;

Дать элементарные представления о профессии кинолога.

Материал: иллюстрации с изображением домашних животных, собак

Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о домашних животных, разучивание стихотворений.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

- Дети, приглашаю вас на заседание клуба « Любителей животных». Сегодня мы будем говорить о домашних животных, а точнее о животном, которого вы все хорошо знаете. Вспомним пословицы, расскажем стихи.

2.Закрепление пройденного материала:

Воспитатель показывает иллюстрации домашних животных.

Ребята, кто изображён на картинке? (Домашние животные). А это кто изображён? (Собака)

Правильно, ребята! Сегодня, мы с вами, поговорим о собаках, о наших четвероногих друзьях и помощниках.

Расскажу про собаку

Про то, как верна

Людям собака

Во все времена.

Про то, как была

Человеком приручена,

О том, сколько дел

Собаке поручено.

3.Основная часть:

А знаете ли вы, кто был предком собаки? (Волк)

В древние времена люди стали приручать волков. Подумайте, с какой целью человек стал приручать волков? (Охранять жильё, ходить на охоту).

Вот первую дали собаке работу

Жильё охранять и ходить на охоту.

Собака о дне не скучала вчерашнем

И стала хорошим животным домашним.

Собаки почувствовали доброту людей, поверили им и стали впоследствии верными, преданными друзьями.

Собака - друг человека. Почему так говорят? (Ответы детей).

Какие пословицы вы знаете о дружбе?

Друзья познаются в беде.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Старый друг лучше новых двух.

Сам погибай, а товарища выручай.

Подходят ли эти пословицы к собаке? (Конечно).

А теперь послушайте, как собака помогает человеку в жизни.

1-й ребёнок: У нас уважают собаку недаром.

Собака на фронте была санитаром,

Связистом, сапёром. Порою собаки

На танки фашистов бросались в атаки.

Да, на войне собаки были верными друзьями солдат. Бывало и так, что «тигры» и «пантеры» боялись собак. Им на спину привязывали сумки с красными крестами, и под пулями собаки пробирались к раненным, чтобы помочь им. Собаки помогали сапёрам разминировать минные поля.

2-й ребёнок: Вперёд, сомнений больше нет,

Настроен пёс решительно,

Сперва взяла собака след,

И следом – нарушителя!

На границе собаки верные помощники пограничников. И днём, и ночью они вместе с пограничниками охраняют наши рубежи. И если врагу всё же удаётся перейти границу, то собака по следу обнаружит его.

Хорошими помощниками являются собаки на таможне. Специально обученные они помогают искать наркотики, оружие. В милиции собаки помогают находить преступников и обезвреживать их.

3-й ребёнок: В горах беда случилась с вами-

Спасение не за горами,

Спешит в пургу, в метель, в мороз,

На помощь людям добрый пёс.

Специально обученные собаки спасают людей из-под снежных лавин. Они очень выносливые, обладают отличным чутьём. Если собаки находят человека, засыпанного лавиной, то пытаются отрыть, освободить его. А в случае неудачи вызывают на помощь человека. Во время землетрясений собаки находят, а порой и достают из-под обломков раненых.

Физкультминутка:

Раз-мы встали, распрямились.

Два- согнулись, наклонились.

Три- руками три хлопка.

А четыре - под бока.

Пять - руками помахать.

Шесть – на место сесть опять.

4-й ребёнок: В разное время у разных народов

Собаки ценились различной породы.

Гнаться так резво умели немногие,

Как русские гончие-псы быстроногие.

Обладая тонким чутьём, выносливостью, спокойным характером, собаки являются хорошими помощниками охотников.

5-й ребёнок: Стадо овечье собаке послушно,

Собака справлялась с работой пастушьей.

Собаки помогают чабанам управлять отарой, разыскивают отставших овец. Обладают исключительным слухом и обанянием, хорошим зрением, они своевременно предупреждают чабана о приближении к отаре посторонних людей и хищного зверя.

6-й ребёнок: А вот ныряльщик- пёс,

В воде он проявляет выучку.

И если человек в беде,

Всегда придёт на выручку.

Специально обученные собаки помогают людям в спасении утопающих.

7-й ребёнок: Несутся собаки тропой ледяной,

Терпенье и сила в упряжке одной.

На Крайнем Севере собаки помогают людям перевозить почту, грузы, пассажиров.

8-й ребёнок: Собаки способны не только на трюки,

А верно служили и служат науке.

Многие учёные делали свои открытия в науке благодаря собакам. На них изучается и проверяется действие многих лекарственных веществ.

9-й ребёнок: Кто в космос летал раньше всех?

Угадай-ка!

Правильно! Наша советская лайка.

А ещё бывают собаки- поводыри. Они помогают передвигаться на улице слепым людям, дома выполняют мелкие поручения.

Собака понимает человека, но и человек должен понимать собаку. Если собака виляет хвостом - значит она приветствует вас, здоровается. Уши торчком- насторожилась, что-то почувствовала. Скалит зубы- злится. Гавкает- предупреждает об опасности.

Ребята, а у кого дома есть собака? (Ответы детей). Как её зовут? (Ответы)

Взяв домой собаку надо о ней заботиться, воспитывать, ухаживать, соблюдать гигиену. Это живое существо и оно требует внимание. Собака будет преданным другом, когда увидит доброе отношение к ней.

Скажите, ребята, вы знаете кто такой кинолог? (Ответы детей). Человек, который занимается воспитанием собак, дрессировкой, обучает различным приёмам, называется кинологом. Это трудная, но очень интересная и нужная профессия.

Итог занятия.

Ребята, вы все очень хорошо поработали, узнали много нового, повторили пройденный материал. Расскажите, пожалуйста, интересно ли вам было на нашем занятии? Что вам запомнилось больше всего? Какие новые слова вы запомнили? (Дети закрепляют в памяти новые слова).

Длительность занятия: 30 минут.

Исак Анна Александровна,

Воспитатель МБ ДОУ ДС№10


Развивающее занятие для детей от 1,3 до 1,8 лет.

Тема: Собачка.

Цели:

Развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, налаживание контакта.

Развитие подражания действиям взрослого; развитие понимания речи.

Развитие речевого слуха- умения слушать слова, произносить слова-звукоподражания.

Уточнение и расширение пассивного словаря-названия частей тела животного.

Обучение в составлении целого предмета из его частей.

Закрепление представлений о форме предметов.

Обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Развитие общей и мелкой моторики.

Обучение рисованию красками при помощи пальцев.

Оборудование:

Мягкая игрушка кошки

Мягкие игрушки собаки и щенка

Игрушки лягушки, курочки, уточки

Строительный материал (кубики, призмы)

Конверты с «осколочными» картинками кошки и собаки (на каждого ребенка)

Альбомные листы с рисунками собаки (на каждого ребенка)

Пальчиковые краски

Влажные салфетки

Ход занятия:

Все упражнения выполняются с родителями.

1.Организационный момент

Прозвенел звонок, дружно встанем в хоровод.

Звучит музыка Е. Железновой «Ну-ка все встали в круг», дети с мамами водят хоровод.

2.Сюрпризный момент

Раздается стук в дверь.

Логопед: Ребята, кто там? Появляется кошка с собакой.

Кошка. Здравствуйте, ребята, посмотрите, кого я вам привела, это мой друг, собачка. Давайте познакомимся с ней.

Дети здороваются с собачкой, гладят её.

3. Описание собаки

    Вот наш Бобик, славный пес.

Белый лобик, черный нос

Бобик-Бобик, лапу дай!

Сядь на коврик и не лай!

    Пришла собачка в гости

У нее есть хвостик.

У нее есть лапки

А на них царапки.

У нее есть ушки.

У нее есть брюшко.

У нее есть спинка.

Собачка как картинка! (красивая собачка)

Собачка громко лает. (Гав, гав)

Чужих не подпускает.

4. Артикуляционная гимнастика

Логопед. Собачка любит кушать косточку.

Ребята, покажите, как Бобик грызет косточку. Упражнение « Косточка»

Губы в улыбке, зубки обнажены. Дети стучат зубами.

Упражнение « Собачка лакает молочко»

Дети показывают как собачка лакает молочко.

5. Подвижная игра « Собачка»

Ход игры:

Логопед сажает собачку на стул.

Вот сидит лохматый пес

В лапы спрятал черный нос.

Песик дремлет или спит,

На ребяток не глядит.

(Дети подходят к собаке)

Логопед: Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что же будет.

Ну-ка, пес, скорей вставай.

И ребяток догоняй!

(Логопед берет собаку и догоняет детей)

Дети садятся на стульчики.

6. Кукольный спектакль

Э. Мошковская « Пес шагал по переулку»

Пёс шагал по переулку,

Он жевал большую булку.

Подошел Щеночек,

попросил кусочек.

Встал Пёс,

стал гадать:

дать или не дать?

Погадал – погадал,

пожевал-пожевал-

Подошла Кошка-мяушка,

попросила Кошка мякушка.

Встал Пёс,

стал гадать:

дать или не дать?

Погадал – погадал,

пожевал – пожевал –

Прискакала Лягушка,

Пошептала на ушко,

Попросила Лягушка горбушку.

стал гадать:

дать или не дать?

Погадал – погадал,

пожевал – пожевал –

Подошла Курочка,

Попросила Курочка корочку.

Встал Пёс,

стал гадать:

дать или не дать?

Погадал – погадал,

пожевал – пожевал –

Подошла Уточка,

Постояла минуточку,

Попросила Уточка чуточку,

Только попробовать!

стал гадать:

дать или не дать?

Погадал – погадал,

пожевал – пожевал

и сказал:

Я бы дал!

У меня самого

Больше нету ничего!

Логопед. Собака одна съела всю булку. Жадная собака. Нельзя жадничать! Нужно делиться со всеми.

7.Обучающая игра « Кто как говорит»

Логопед. Дети, давайте вспомним, кто как говорит.

Как говорит кошка?

Как лает щенок (маленькая собачка)?

Как кудахчет курица?

Как квакает лягушка?

Как крякает уточка?

8.Обучающая игра « Покорми животных»

Ребята, давайте покормим животных (кошку, щенка, курицу, лягушку, уточку) хлебушком.

Логопед раздает каждому ребенку тарелочку с кусочками поролона, нарезанного кубиками.

Логопед. Угощайте животных.

На, киса, ешь!

На, собачка, кушай!

Логопед. Всех покормили. Теперь они не голодны.

9.Обучающая игра « Будка» для собачки

Логопед раскладывает перед каждым ребенком строительный материал (кубик и призму) и предлагает построить домик для собаки.

Полюбуйтесь, какие красивые домики получились у нас! Наша собачка очень рада.

10.Обучающая игра « Собери половинки картинок»

Логопед. Посмотрите, что наши гости с собой принесли? Это картинки, на которых изображены домашние животные. Вот только картинки распались на отдельные кусочки. Давайте соберем (соединим) части картинок и узнаем, кто на них нарисован. Логопед раздает каждому ребенку конверт с «осколками» кошки и собаки (картинки разрезаны на две части по вертикали).

Молодцы, собрали картинки.

Кто на них нарисован? Наши друзья: кошка и собака.

11. Игровой массаж

Собака на кухне пироги печет. (пощипывание спинки)

Кот в углу сухари толчет. глубокое разминание ладонями

Кошка в окошке платье шьет. (постукивание)

Курочка в сапожках избушку метет. (поглаживание)

12.Пальчиковая гимнастика « Коготки»

Точит кошка коготки, очень острые они.

(царапают ноготками колени)

А кошачьи лапочки

Мягкие как тапочки.

(плавно выставляют вперед то одну, то другую руку)

Спрячет коготки в подушки

(широко расставляют пальцы и сжимают их в кулак)

И почешет лапкой ушко,

(гладят рукой ухо)

Молочко попьет из миски

(делают из рук «миску» и подносят ее ко рту)

Наша ласковая киска.

(гладят руки)

13. Рисование «Пятнышки у собачки»

Вот собачка Бобик. Она белая. Давайте поставим (нарисуем) ей черные пятнышки. У собачки пятна-пятнышки везде: на лбу, на ушах, на шее, на ногах, на спинке, на боках.

Логопед показывает как рисовать пятна на собачке пальцами, обмакивая их в краску (черную или коричневую).

По окончании работы, малыши вытирают руки влажными салфетками.

14. Самомассаж

Наша умная головка

Думала сегодня ловко (погладить себя по голове).

Ушки всё услышали (погладить уши).

Глазки посмотрели (погладить веки, поморгать глазками).

Ручки всё исполнили (погладить ладошки).

А ножки посидели (погладить ножки).

15. Подведение итогов

Прощание.

Звучит музыка Е. Железновой «Ну – ка все встали в круг»

Конспект НОД в старшей группе детского сада.

«Собака – друг человека» (старшая группа)

Воспитатель: Литовченко А.С.

Тема: «Домашние животные».

Цель: Закрепить представления детей о домашних животных (собаке);

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с различными породами собак, с историей приручения собаки человеком; дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни.

Воспитательные: Воспитание культуры общения, умения вести беседу, умения слушать собеседника, говорить, сопереживать.

Развивающие: Пробудить у детей желание получить удовольствие от общения с домашними питомцами; Развивать знание о множество пород, умение и желание ухаживать за ними.

Материалы и оборудование: мягкая игрушка «Собака», плакат «Породы собак», иллюстрация «Волк»,

Ход занятия

Загадка:

Поперёк крылечка лёг

Лохмоногий наш замок.

Но и ночью он, и днём

Чужаков не пустит в дом.

Кто это? (Собака)

Правильно, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о собаках, о наших четвероногих друзьях и помощниках.

Ребята, а у кого дома есть собака? Как её зовут?

Ответы детей (индивидуальные)

Показ игрушки (собачка). А этого щенка зовут Дружок.

Говорят, что собака - друг человека. Как вы понимаете эти слова?

Почему собаку так называют? (С ней можно погулять, поиграть, пойти в гости; она может сторожить вещи, защитить от хулиганов, встретить из садика, спасти в трудную минуту).

Волк и дикая собака

Дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Дикие собаки и волки жили с человеком по соседству.

Определите волка и дикую собаку! (Волк – слева, собака – справа)

Первый помощник человека

Люди в то время жили в пещерах и одевались в шкуры диких зверей. Именно тогда собака и стала другом человека. Но произошло это не сразу. Вначале собака следовала за человеком во время охоты, подбирая остатки его добычи.

Охрана и охота

Вскоре собака стала помощником человека на охоте и в домашнем хозяйстве. Человек принял собаку в круг своей семьи, и она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин – вожак. Собака стала человеку настоящим другом.

Боевые собаки

С древних времён люди стали использовать собак в военном деле. Такие собаки назывались боевыми псами. Они бросались на неприятеля во время боевых сражений, кусали лошадей и наездников. На животных надевали панцири и кольчуги, защищавшие голову, грудь и спину от стрел, дротиков, копий, ударов мечей. Ошейники с большими шипами защищали их от вражеских собак. Но и наше время у служебных собак есть защитные жилеты.

Для чего на собаку надевают защитный жилет?

(дети смотрят фото собак и ведут диалог с воспитателем). Показ картинки собак на интерактивной доске.

- Как называется собака - которая служит на границе?

На границе служит пёс.

Он службу верную несёт.

Вперёд! Сомнений больше нет!

Настроен пёс решительно.

Сперва взяла собака след,

И следом – нарушителя

Спасатель

Обученная собака улавливает запах человека и его вещей даже под двухметровым слоем снега, она бесстрашна, не боится ни снежной пурги, ни метели, поэтому собак, названных впоследствии сенбернарами, учат находить людей, попавших в беду после схода лавины или снежной бури. Это собака – спасатель.

Если в горах беда случится с вами

Спасение не за горами,

Спешит в пургу, в метель, в мороз

На помощь людям добрый пёс.

Как человеку в горах может помочь собака-спасатель (найти, отрыть из снега, позвать людей…)

И на воде может приключиться беда. И вот тогда вам поможет собака - водолаз .

Если кто попал в беду -

Скажем, тонет он в пруду,

В одно мгновенье пёс в воде

Придёт на выручку в беде

Поводырь и терапевт

Специально обученные собаки помогают человеку с различными физическими недостатками, слепым, глухим, инвалидам. Незрячие люди используют собак-поводырей для передвижения и защиты в путешествиях. Собаки-терапевты, широко используются для реабилитации больных, где больным людям не дают грустить, помогают забыть о болезни.

Артист

Ну, а что за цирк без собачьих номеров?! Это цирковая собака.

Зал аплодирует, хохочет:

Что за прыжки! Что за повадки!

В награду – сахару кусочек.

Но труд артиста, ох, не сладок!

Пастух и охранник

Собака и в дождь, и в мороз помогает человеку пасти стада домашних животных.

Стадо овечье собаке послушно.

Собака справлялась с работой пастушьей.

Каких домашних животных помогает пасти собака? (коров, овец, лошадей, коз)

Ну а если в доме вор,

Пёс достойный даст отпор.

Для него святое дело

За семью сражаться смело.

Что охраняют собаки?

Космонавт и извозчик

Собаки способны не только на трюки.

А верно служили нашей науке.

Кто в космос летал раньше всех, угадай-ка?

Звездочка, Белка, Стрелка и Лайка!

Это собаки – космонавты. В науке собаки – верные друзья. Часто они первопроходцы, а за ними следует человек. Этим собакам установлены памятники.

В условиях крайнего Севера собаки в качестве ездовых животных для людей незаменимы: выносливы, безотказны, преданы хозяину, проходят по льду и рыхлому весеннему снегу - там, где более крупные животные (олени, лошади) скользят или проваливаются. С помощью собачьих упряжек проводились исследования Северного и Южного полюса.

Несутся собаки тропой ледяной.

Терпенье и сила в упряжке одной.

Физкультминутка .

Вот сидит наш пес дружок, (имитация движений)

В лапы спрятал серный нос.

Песик дремлет или спит.

На ребяток не глядит.

Наши дети тихо встали

И к собачке подбежали

Ну-ка пес скорей вставай

И ребяток догоняй! (Убежали на стульчики)

Разнообразие пород

Посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён? Какие они?

Вы правильно заметили, что все собаки разные, у них разная порода. А какие породы собак вы знаете?

Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются собаки друг от друга. (Окраской, длиной шерсти, формой ушей, головы и тела, цветом глаз, хвостом, характером).

Как вы думаете, какой у собак бывает характер? (Добрый, злобный, спокойный, игривый, задорный, смелый, доверчивый).

Невозможно сказать, какая порода собак лучше, умнее, красивее. Каждый владелец выбирает собаку по своему вкусу, практическим потребностям. Она дарит людям много прекрасных минут жизни, платит за заботу безграничной преданностью.

Служебные породы

Есть служебные собаки,
Есть собаки-сторожа.
Их работу – знает всякий –
Можно только уважать…
Есть собаки-водолазы,
Есть – спасатели в горах.
Им – героям, скажем сразу,
Незнакомо слово «страх»…

Каких служебных собак вы можете назвать? (овчарка, ротвейлер, лабрадор…)

Чем помогают людям служебные собаки?

Охотничьи породы

Бродить, утопая в болотах и травах,
Готов он и счастлив и нет ему равных.
А в стойке замрёт на охоте весенней -
Замрешь от восторга и сам - загляденье!

Каких охотничьих собак вы знаете? (спаниель, гончая, такса, борзая…)

Как помогают собаки людям во время охоты?

Декоративные породы

Изобретателен, умен,
Вам предан бесконечно он.
И жизнь за Вас отдать бы смог
Французский маленький бульдог.

Какие декоративно-комнатные собаки вам известны? (ответы детей). Для чего людям нужны комнатные собачки?

Проблемная ситуация. Кто будет хозяином щенка?

«На одной улице жили три друга – Коля, Саша и Андрей. Они приходили в гости к старику, чтобы поиграть с его собакой. Вскоре у неё появился щенок. Старик пообещал отдать щенка одному из мальчиков. Но чтобы выбрать хозяина щенку, мудрый старик спросил друзей «Что вы сделаете для щенка, если он будет жить у вас?»

Коля сказал: «Я завяжу ему красивый бант!»

Саша сказал: «Я все время буду играть со щенком!»

Андрей сказал: «Я сделаю ему мягкую постельку в корзине, налью в миску тёплого молока, буду гулять с ним, а когда он подрастёт, буду заниматься с ним и сделаю всё, чтобы он не болел, был весёлым и радостным».

Как вы думаете, кому из мальчиков старик отдал щенка? Почему?

Что нужно для собаки ?

Дети, а как человек должен заботиться о своём друге? (Гулять с ним, разговаривать, дрессировать, вовремя кормить, менять воду, содержать в чистоте, своевременно показывать врачу).

Собака заболела

Ребята, представьте, что ваша собака заболела. Как вы об этом узнаете?

Как расскажет об этом ваш пёс? Как отразится болезнь на нём? (У него поднимется температура, он перестанет играть, не захочет пойти погулять, забьётся в угол, не будет есть, шерсть потускнеет, нос станет сухим и горячим).

Что надо сделать, чтобы вылечить собаку? (надо обратиться к врачу)

Какой врач лечит собак? (ветеринар)

Мы любим собаку ради неё самой, ценим её доверчивость и непосредственность, её привязанность и верность. Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырём, но главное – она стала для человека спутником и другом.

Рефлексия

Вопросы на усмотрение воспитателя


Собака – друг человека

Цели праздника:

познакомить учащихся с историей собаки, с породами собак, наукой – кинологией, ролью собак в жизни человека, «профессиями» собак;

Воспитывать чуткость, любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним, желание оказать помощь обездоленным собакам;

развивать любознательность, внимательность.

Оборудование:

рисунки с изображением разных пород собак;

открытки, календари, таблицы с фотографиями собак;

выставка книг о собаках;

мини-сочинения детей о собаках;

выставка детских игрушек-собачек;

компьютер и диск «Ребятам о зверятах»;

магнитофон и фонограммы песен о собаках.

Предварительная работа:

за 2-3 недели до проведения праздника поручить учащимся собирать материал «Всё о собаках»: картинки, литературный и исторический материал; нарисовать собаку любой породы; написать сочинение о своем псе; принести в класс игрушечных собачек.

Оформление доски :

Ход праздника.

Чтец.

Есть японское поверье,

Сказка, проще говоря:

Собрались однажды звери

Выбирать себе царя.

Собрались под Новый год

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,

Бык, Дракон, Коза, Свинья,

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух –

Мчались просто во весь дух.

Стали выть, мяукать, лаять,

Спор и крики до зари:

Все хотят друг другом править,

Все хотят попасть в цари.

Подрались под Новый год

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,

Бык, Дракон, Коза, Свинья,

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух –

Шерсть летит, летит и пух!

Но с небес на это строго

Посмотрел японский бог

И сказал: «Пора, ей-богу,

Прекратить переполох!»

Будут править каждый год

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,

Бык, Дракон, Коза, Свинья,

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух –

И не спорить больше тут!

И пошли царить по кругу,

Соблюдая календарь,

Звери, птицы – все друг другу

Друг, товарищ, брат и царь.

Встали в дружный хоровод

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,

Бык, Дракон, Коза, Свинья,

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух –

Встали вместе в общий круг!

Учитель. О тгадайте загадку:

С хозяином дружит,

Ему верно служит.

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

Дети. Собака.

Учитель. Правильно. Именно ей, собаке - другу человека, мы посвятим наш сегодняшний праздник.

Вот уже двадцать веков существует нерасторжимый союз собаки и человека.

1-й вед. Собака – верный и преданный друг и помощник человека с давних времен. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень давно.

2-й вед. Первобытный человек постоянно боролся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, что не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником. Прошли тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека.

1-й вед. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом – пещеру. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивать дичь, приносить ее хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречают собак.

Щенка кормили молоком,

Что б он здоровым рос,

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком,

Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,

Совсем как взрослый пес.

И вдруг приехал грузовик

И всех ребят увез.

Он ждал, когда начнут игру,

Когда зажгут костер.

Привык он к яркому костру,

К тому, что рано поутру

Труба зовет на сбор.

И лаял он до хрипоты

На темные кусты.

Он был один в саду пустом,

Он на террасе лег.

Он целый день лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом,

Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нем,

Вернулись с полпути.

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо,

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души.

(Агния Барто)

Учитель. Много сил, знаний и упорства потребовалось от человека, чтобы создать столько непохожих друг на друга собак, которые существуют сегодня. Как вы думаете, сколько пород собак выведено в мире?

Сегодня на Земле насчитывается более 400 пород наших четвероногих друзей . И год от года их становится все больше и больше. Трудно даже поверить, что все они произошли от одного предка – волка.

1-й вед. Собаки… Сколько их, какие они разные! Есть совсем маленькие – они умещаются на ладони и весят не больше 500 г. И есть великаны, вес которых достигает 80 кг.

2-й вед. Есть длинноногие, а есть коротконогие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. У одних уши висят, у других торчком.

1-й вед . Одни быстрые, подвижные, другие неуклюжие. И все они – самые верные наши друзья.

2-й вед. Самые верные, потому что ни одно другое животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо. Есть собаки охотничьи, есть служебные и есть декоративные.

1-й вед. Охотничьи помогают людям на охоте, и у каждой собаки своя специальность. С одними собаками охотятся в лесу на пушных зверей, лосей, кабанов. С другими – на водоплавающую дичь. С третьими – на зайцев, волков и лисиц. И на охоте они ведут себя по-разному.

2-й вед. Фокстерьеры и таксы выгоняют зверей из нор. Лайки отыскивают добычу и облаивают ее, задерживают, пока не подоспеет охотник. А легавые (пойнтеры, сеттеры) найдут дичь по запаху, молча застынут в стойке и этим указывают охотнику, где затаилась птица. Гончие с громким лаем преследуют зверя. А каких еще охотничьих собак вы знаете? (Русская борзая, спаниель.) Предлагаю вам посмотреть фильм. (Учебный фильм о породах собак)

Учитель. А вот и первое задание для вас.

Конкурс «Кто больше?»

За одну минуту надо написать как можно больше пород собак. За каждую названную породу начисляется по одному баллу.

А для остальных ребят загадки.

Пока жюри подводит итоги, послушайте немного грустное, но очень трогательное стихотворение Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге»:

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

Прощай, брат! Хоть жаль мне,

Не скрою,

Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся за гулким навесом,

Где пестрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу,

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал: -Что? Оставлен, бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы…

А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался

И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали…

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то,

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружи из пасти открытой!

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела.

Труп волны снесли под коряги…

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А в сердце – чистейшей породы!

Учитель. Прав поэт. Даже непородистая собака может быть верной и преданной своему хозяину. Надеюсь, что вы никогда не станете похожими на этих людей. Никогда не предадите своего друга. Мы с вами всегда должны помнить слова замечательного писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Слово жюри.

1-й вед. Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они охранять рубежи нашей Родины. По поведению собак пограничники узнают о приближении нарушителей. Обнаружив следы нарушителя, пограничные собаки находят его и, если потребуется, вступают в схватку.

2-й вед. (читает) «Пограничники обходили границу. Вдруг собака Алмаз остановилась, стала нюхать траву. Шерсть у нее встала дыбом, значит, здесь прошли чужие. След привел пограничников к большому озеру. В кустах стояла лодка. Алмаз прыгнул в нее, обнюхал и бросился в камыши. Здесь он нашел трех нарушителей границы. Они стояли на дне и дышали через камыши. Их связали и повели на заставу.

1-й вед. Трудно обойтись без собак при борьбе с преступниками. Собака-ищейка – гроза для всех нарушителей закона.

«Почти 10 лет помогал работнику милиции Петру Бушмину розыскной пес Султан, не раз спасал своего хозяина от гибели. Они участвовали более чем в 4000 операциях. С помощью Султана было задержано 3000 преступников, диверсантов, раскрыто 996 преступлений. Но шло время. Пес состарился, потерял зрение, потом слух, и его освободили от работы, поселив в теплом питомнике как почетного пенсионера. После смерти собаки о ней была написана повесть, а по повести снят фильм. Правда в фильме кличка собаки – Мухтар, а называется он «Ко мне, Мухтар!» и посвящен многим розыскным собакам.

Учитель. Ребята, вы любите мультфильмы и художественные фильмы. Объявляется второй конкурс

Конкурс «Телевизионный»

Надо назвать за три минуты фильмы или мультфильмы, в которых участвуют собаки. Задание понятно? Начали!

Наш праздник продолжается. Но как-то праздник не похож на праздник без песен! Может быть, споем? Какие песни, в которых говорится про собак, вы знаете?

(«Пропала собака», «Мой щенок», «Огромный Собачий Секрет», «Песня про собаку», «Не дразните собак» и т.д.). Исполняется одна из песен.

Пока жюри подводит итоги 2-го конкурса, послушайте стихотворение.

Я не зря глаза таращу,

Я давно хочу узнать,

Как овчаркой настоящей

Поскорее можно стать.

Чтобы уши не болтались,

Чтобы стал послушен хвост,

Чтобы сразу догадались,

Как умен я и не прост.

Чтобы взяли на границу,

Чтоб в дозоре я лежал.

Долго мне еще учиться?

Очень долго? Очень жаль.

Слово жюри.

2-й вед. Собака облегчает тяжелый труд чабана: пасет овец, охраняет и защищает их от хищников. Хорошо выдрессированная собака, находясь рядом с чабаном, по его команде или по его жесту может подогнать отставших животных к отаре, завернуть отару направо и налево, гнать ее в заданном направлении, предупреждает лаем о приближении людей, диких зверей. Наиболее подходящими для такой службы являются восточноевропейская и южнорусская овчарки – колли, а для пастьбы северных оленей – лайки.

1-й вед. В суровые годы Великой Отечественной войны собаки вместе с советскими воинами прошли нелегкий боевой путь. Собаки ползли по открытой местности под ураганным минометным огнем. Носили пакеты с донесениями, медикаментами, в частности, бинты к раненым. Успешно использовались собаки при истреблении немецких танков.

2-й вед. В освоении космического пространства собаки также сыграли большую роль. Прежде чем человек проник в космос, туда на разведку поднялась собака Лайка. Это было 3 ноября 1957 года. В этот день на орбиту, на высоту немногим меньше 2-х тысяч километров, был выведен второй советский спутник, имевший массу 508 кг. Лайка была в космосе 7 суток.

Учитель. Немало прошло лет с тех пор, как предок домашней собаки – дикий волк – пришел к человеку, да с ним и остался. Собака стала надежным другом человека. Она всегда находилась рядом, поэтому быстро завоевала расположение людей. И в речи народа стали появляться пословицы и поговорки, связанные с ней. А теперь внимание – третий конкурс.

Конкурс «Поговорок»

Игроки получают конверт, в котором находится 5 разрезанных на части русских поговорок. Надо правильно собрать их за 5 минут. Каждая правильно собранная поговорка дает 1 балл, плюс 1 балл за быстроту.

А для остальных ребят игра «Угадай-ка»

  1. Ребенок любой собаки, 5 букв. (Щенок)
  2. Охотничья собака, которая на охоте с громким лаем преследует зверя, 6 букв. (Гончая)
  3. Порода служебной собаки, любящая детей и спорт, 6 букв. (Боксер)

Охотничья собака, 5 букв. (Такса)

Жюри подводит итоги конкурса, а мы послушаем стихотворение С.Михалкова «Мой щенок».

Слово жюри.

1-й вед. Благодаря великолепному чутью собаки освоили некоторые новые, необычные обязанности. После специального обучения они «работают» газовщиками – почуяв запах газа, лаем сообщают об этом. Человеку, потерявшему зрение, собака заменяет глаза, приводит на работу и домой, оберегает его в пути. Всероссийское общество слепых под Москвой имеет специальную школу, в которой обучают собак-поводырей.

2-й вед. Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставлены памятники собакам. В Париже находится памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек.

В Берлине есть памятник собаке – проводнику слепых. Псу по кличке Верный есть памятник в Италлии. 14 лет каждый вечер этот пес ходил к поезду встречать хозяина, убитого на войне. В Шотландии чтят память собаки, которая после смерти хозяина прожила на его могиле 5 лет и там умерла.

Учитель. Поэты пишут, что собаки, как и дети, мечтают совершить подвиги, хотят быстрее вырасти и так же, как детям, им снятся сны, в которых они совершают героические поступки.

Вот послушайте:

Два года прожил водолаз

И вдруг подумал мрачно,

Что никого еще не спас,

Что жизнь его не удалась,

Сложилась неудачно.

А сколько раз в геройских снах

Он плыл в стремительных волнах,

Нырял бесстрашно в глубину,

Искал на дне, со дна тянул.

И сколько раз, ах, сколько раз

Ему спасенный лапу тряс!

А там, в толпе, на берегу,

Кричали все об этом:

«Я за медалью побегу!»,

«Я сообщу в газету!».

Но просыпался каждый раз

На этом месте водолаз.

Учитель. Четвертый конкурс посвящен занятиям собак и называется

Конкурс «Профессиональный»

Нужно вспомнить и написать все возможные варианты «профессий» собак. Каждая «профессия» дает возможность получить по одному баллу.

Пока команды работают, послушайте стихотворение .

Четвероногие друзья!

Их не любить никак нельзя.

Они помощники в труде –

Надежные, примерные,

Они и выручат в беде,

И в дружбе очень верные.

За коляской с гордым видом

Дог шагает не спеша.

Никому не даст в обиду

Эта «няня малыша»

Уронив свой автомат,

Стонет раненный солдат,

Но с аптечкою овчарка

Быстро-быстро подползла.

Та овчарка-санитарка

Много раненых спасла.

А вот ныряльщик-пес.

В воде он проявляет выучку.

И если человек в беде,

Всегда придет на выручку.

Вот таежная ищейка!

Лишь зверька отыщет след,

И ему в любой лазейке

От нее не скрыться, нет!

А у кедра вдруг залает,

Стойку сделает она,

И уже охотник знает –

Белка ей вверху видна.

По две в ряд бегут собаки,

Нарты легкие скрипят.

Тундра стонет в снежном мраке,

В теплых чумах люди спят.

А во мгле полярной ночи

Раздается хриплый лай:

К дальним чумам едет почта –

Эй, каюр, не засыпай!

В двух шагах легла граница,

Край родной земли, взгляни!

Шорох ветки, крики птицы!

Здесь обманчивы они.

Лишь Джульбарс

В том каждом звуке

Разберется до конца.

Он недаром отдан в руки

Пограничника-бойца.

На Джульбарсе шерсть лоснится,

А по виду с волком схож.

Нарушителя границы

Встреча с ним бросает в дрожь.

Спешит могучий сенбернар

К вершине перевала.

Там снежный прогремел обвал,

Метель отбушевала…

На помощь человек зовет,

Он там погибнуть может,

Но сенбернар его найдет,

В беде ему поможет.

Зал аплодирует, хохочет:

Что за прыжки! Что за повадки!

В награду – сахара кусочек,

Но труд артиста – ох, несладкий!

Собаки способны не только на трюки,

А верно служили и служат науке.

Кто в космос летал раньше всех?

Угадай-ка! Правильно!

Наша российская лайка!

Учитель. Да, где только не приходится трудиться собакам!

Жюри подводит итоги, а я хочу обратить ваше внимание на эту выставку рисунков. Особенно хочется отметить работы…

Слово жюри.

Учитель. Да, собакам человек уделяет немало внимания: стихи, песни, литературные произведения, памятники. Собак рисуют известные художники. Вот, например, картина Решетникова «Опять двойка» (показать репродукцию): мальчик пришел из школы, и его встречает собака.

В нашем пятом конкурсе вам не придется вспоминать картины, надо нарисовать собаку «по частям».

Конкурс «Художественный»

Приглашаются по 4 человека от команды. 1-й рисует туловище, 2-й – голову, 3-й – лапы, 4-й – хвост.

Чей рисунок будет иметь больше сходства с собакой, та команда может получить 5 баллов.

Учитель. Мы много сказали о породах собак. Но почему-то к дворняжкам иногда бывает неправильное, несправедливое отношение. А ведь именно они, беспородные дворняжки, чаще окружают нас.

Многие из вас, ребята, имеют собак, очень любят своих питомцев, ухаживают за ними, воспитывают. О своих любимцах написали небольшие сочинения …

А те, кто не имеет собак, принесли в класс свои любимые игрушки – собачек разных мастей и размеров. Вот, посмотрите…

Слово жюри…

1-й вед. Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку и неудивительно: ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг. У одних эти мечты сбываются, у других – нет.

2-й вед. Итак, что же такое – собака? Собака – верный друг и помощник человека. Если вы решили завести собаку, помните: собака – не игрушка. Она требует заботы, времени и средств. Щенок, пока не вырастет, требует массу внимания. Бесчеловечно взять щенка, а затем, когда надоест с ним возиться, выбросить его на улицу. Собаку нужно любить! Вот, послушайте…

Где стояла конура

Посреди двора,

Снега белого гора

Выросла с утра.

В глубине большой горы

Крепко спит Трезор.

Нет ни хода, ни норы

Из горы во двор.

Снится, бедному, в снегу

Суп и колбаса…

За лопатой побегу –

Откопаю пса!

Учитель. О том, какие бывают собаки, как ухаживать за собаками есть много книг «домашние животные», «Собаки», «Энциклопедия» и т.д. Обратитесь в школьную библиотеку, и вам подберут там книги о собаках.

А мы проведем сейчас викторину. Успеха всем!

«Собачья викторина»

  1. Кто лаял на слона?
  2. Как звали собаку Мальвины?
  3. Как звали собаку Малыша?
  4. Какой породы был Артемон?
  5. Автор рассказа «Каштанка»
  6. Как звали собачку, тянувшую репку?
  7. Кличка собаки из мультфильма «Трое из Простоквашино»
  8. Как звали собаку, которую топил Герасим?
  9. Назовите автора рассказа «Муму».
  10. Как звали пса Элли из сказки «Волшебник изумрудного города»?
  11. Кто автор рассказа «Белый пудель»?
  12. Как звали собаку Электроника?
  13. Какой породы была собака Электроника?
  14. Кто написал рассказ «Бобик в гостях у Барбоса»?
  15. Назовите кличку щенка, оставленного без присмотра, из стихотворения С.Михалкова.
  16. Какой породы собака президента В.В.Путина?
  17. Как ее зовут?

Учитель. Наш праздник подошел к концу. Жюри подвело итоги. Предоставим ему слово.

А закончить праздник хочется стихами.

Если меркнет свет в окошке,

На душе скребутся кошки,

Кто сумеет нам помочь?

Кто прогонит кошек прочь?

Это знает всякий, это не слова:

Преданней собаки нету существа.

Преданней собаки, ласковей собаки,

Веселей собаки нету существа!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Породы собак:

Лайка, немецкая овчарка, бульдог, дог, английский бульдог, французский бульдог, доберман, колли, такса, водолаз, американский кокер-спаниель, русский кокер-спаниель, английский кокер-спаниель, сенбернар, ньюфаундленд, пекинес, шелти, ризеншнауцер, мопс, гончая, русская борзая, афганская борзая, пудель, болонка, чау-чау, ротвейлер, боксер, ирландский сеттер, мастиф, терьер, эрдельтерьер, бультерьер, фокстерьер, скотч-терьер, лабрадор, левретка, чихуахуа, шитцу и др.

Кинофильмы:

«Белый Бим Черное ухо», «Пограничный пес Алый», «Ко мне, Мухтар!», «Приключения Электроника», «Приключения Буратино», «Бетховен», «Пес Барбос и необычный кросс», «Трудный ребенок –2», «На пути домой», «Маска», «Наполеон», «Белый пудель», «Комиссар Рекс», «Трое в лодке, не считая собаки», «Собачье сердце», «101 долматинец», «Шла собака по роялю», «Собачья работа» и др.

Мультфильмы:

«Голубой щенок», «Бобик в гостях у Барбоса», «Трое из Простоквашино», «Пес в сапогах», «Каштанка», «Бременские музыканты», «Котенок по имени Гав», «Том и Джерри», «Волшебник изумрудного города», «Бюро находок», «Белолобый», «Муму», «Скуби Ду», «Малыш и Карлсон», «Репка», «Лев и собачка», «Рукавичка», «Барбос и Жулька» и др.

Поговорки:

  1. На охоту ехать - собак кормить.
  1. Маленькая собачка до старости щенок.
  1. Собаки лают, а караван идет.
  1. Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
  1. Как собака на сене: и не ест, и другим не дает.

Профессии:

Сторож, поводырь, охотник, циркач, космонавт, геолог, аквалангист, санитар, альпинист, сапер, пограничник, спасатель, перевозчик, спортсмен, боец, проводник, пастух, сыщик, артист, таможенник.

Загадки

  • Подстрижен «львом». Нам ним хохочут:

Ах, Артемон, что за повадки!

В награду – сахара кусочек,

Но труд артиста, ох, несладкий. (Пудель)

  • В горах беда случится с вами –

Спасение не за горами.

Спешит в пургу, метель, мороз

На помощь людям добрый пес. (Сенбернар)

  • Стадо овечье собаке послушно,

Врагов отгоняет помощник пастуший.

Кидаются серые волки в кусты,

От страха поджав по-овечьи хвосты. (Волкодав)

  • Вперед! Сомнений больше нет!

Настроен пес решительно.

Сперва взяла собака след,

А следом – нарушителя. (Овчарка)

  • Лисы в норы забрались,

Норы узкие у лис.

Но для узких, длинных нор

Есть и пес как на подбор. (Такса)

  • Сперва в Шотландии жил пес,

Густою шерстью там оброс.

Он смелый, добрый, гордый,

С веселой длинной мордой. (Колли)

  • Заденет землю брюхом

И каждым длинным ухом.

Но за болотной дичью

Он бегает отлично. (Бассет)

  • Несутся собаки тропой ледяной:

Выносливость, сила в упряжке одной.

Верней, чем собака не сыщете друга,

Особенно в зоне Полярного круга. (Лайка)

  • По росту явно не колосс

Английский кривоногий пес.

В нем нет особой прелести,

Зато стальные челюсти. (Бульдог)

  • В разное время у разных народов

Собаки ценились различной породы.

Гнаться так резво умеют немногие,

Как наши российские псы быстроногие. (Русская гончая)

Стихи (отрывки).

Ай, Моська! Знать, она сильна,

Что лает на слона!

(И.А.Крылов. «Слон и Моська»)

Смотала старушка

Клубок из чулок,

А пудель тихонько

Клубок уволок.

(С.Я.Маршак «Пудель»)

Есть школа в Москве

Эта школа зовется

Школой служебного

Собаководства.

(Э.Н.Успенский. «Про собак»)

Я сегодня сбилась с ног-

У меня пропал щенок.

(С.В.Михалков. «Мой щенок»)

Над нашей квартирой

Собака живет.

Лает собака

И спать не дает.

(Э.Н.Успенский. «Над нашей квартирой»)

Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая – Вот компания какая!

(С.В.Михалков. «Песенка друзей»)

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

(С.Я.Маршак. «Багаж»)

В лесочке над речкой,

Построена дачка.

На дачке живет

Небольшая собачка.

(Б.В.Заходер. «Собачкины огорчения»)

Нельзя воспитывать щенков

Посредством крика и пинков.

(С.В.Михалков. «Важный совет»)

Щенка кормили молоком,

Чтоб он здоровым рос,

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком

Ему пощупать нос.

(А.Л.Барто. «Уехали»)

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла фикус на окне.

(Э.Н.Успенский. «Память»)

На дверях висел замок.

Взаперти сидел щенок.

Все ушли и одного

В доме заперли его.

(С.В.Михалков. «Трезор»)

Нет, я не волк и не лиса.

Вы приезжайте к нам в леса,

И там увидите вы пса –

Воинственного динго.

(С.Я.Маршак. «Собака Динго»)

В одном селе

Один Барбос

Залаял на Луну.

Не так уж сильно этот пес

Нарушил тишину.

(Б.В.Заходер. «Барбосы»)

Шавка очень громко лает,

Шавка очень твердо знает:

Тот, кто громче скажет «гав», -

Тот всегда и будет прав! (Б.В.Заходер. «Шавка»)

Один щенок был одинок,

Бродил он неприкаянно.

И наконец решил щенок:

Найду себе хозяина!

(А.Л.Барто «Он был совсем один»)

На белый снег взглянул щенок

И ничего понять не смог:

Откуда столько белых мух

Набилось к нам на двор?

А может это птичий пух
Летит через забор?

(Л.Дьяконов. «Щенок и снег»)

Над косточкой сидит бульдог,

Привязанный в столбу.

Подходит таксик маленький

С морщинками на лбу.

(Д.Хармс. «Бульдог и таксик»)

Задирает Вовка нос:

У него отличный пес.

Родословная в порядке –

Не какой-нибудь барбос.

(А.Пресман. «Мой щенок»)

В нашем доме знают взрослые и дети

То, что я теперь счастливей всех на свете:

У меня на зависть всем собаководам

Есть собака удивительной породы.

(П.Синявский. «Мой щенок»)

Литература.

  1. Газета «Начальная школа», 2005 г, №23
  1. Доброрука Л.И. Собаки, Москва, 1989.
  1. Журнал «Досуг в школе», 2002 г., №3.
  1. Журнал «Мурзилка», 1989 г, №11.
  1. Журнал «Начальная школа», 2000 г, №12.
  1. Книга рекордов Гиннеса.
  1. Никулина Т.Н., Чеснокова Ж.А. Декоративные собаки.
  1. Русские пословицы и поговорки (под ред. В.Аникина), Москва, 1988.
  1. Русский фольклор. Москва, 1990.