Главная · Диарея · Икона «Спас Нерукотворный» – от чего защищает, в чем помагает

Икона «Спас Нерукотворный» – от чего защищает, в чем помагает

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» - живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ - есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

Христос Вседержитель. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.

Апостол Петр. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица с предстоящими святыми Феодором и Георгием. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.

Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.

Богоматерь - Царица Небесная. Ранний VIII век. Рим. Базилика Санта Мария ин Траставере

Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.

Богоматерь - Царица Небесная. Ангел. Фрагмент

Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Свв. Сергий и Вакх. VI век. Киев. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко

Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.

Христос и св.Мина. VI век. Париж. Лувр

Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи - Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным о столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.

Епископ авраам. VI век. Гос.музеи Далема. Берлин.

Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и 7-го Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.

Дмитрий Марченко

07:55 pm - Нужен совет: как определить, когда и кем была написана икона?
Икона старая, написана на доске. На обратной стороне - две выемки. Может, она снята с алтаря?

История такая.

Мама помнит, что икона висела в старом бабушкином доме в деревне Черноречка Челябинской области. Потом семья переехала в райцентр. Красного угла в новом доме уже не было. Икона просто лежала где-то в доме.

Деревня давно заброшена, там никто не живет. Прабабушки не стало в 1987 году. А икона сохранилась. Мама нашла в интернете по описанию. На ней изображен Митрофан Воронежский - епископ, который жил в семнадцатом веке. Известен тем, что строил в селах школы, занимался благотворительностью, был строгим, честным, справедливым. Умер в возрасте восьмидесяти лет в 1703 году. На похоронах епископа присутствовал Пётр Первый. И не просто присутствовал - самолично нес гроб к месту погребения.

Поиск выдает довольно много икон с его изображением. Сходство, видимо, портретное: видно, что

И дело не только в деталях. Черты лица: широкий лоб, сверкающие глаза, впалые щеки, узкая нижняя часть лица, белая борода.

По чертам лица и деталям понятно, что на нашей иконе именно Митрофан Воронежский.

Обратная сторона с пазами

Я где-то читала, что есть справочники, которые позволяют определить, когда и кем написана икона. Фон, подбор красок. Как изображены руки, складки на одежде... С точностью чуть не до года определяют время создания и мастерскую или имя иконописца.

Поэтому вопрос. Кто может помочь определить, что именно хранится у нас? Можно ли это сделать по фотографии?

Икона — окно в мир горний. Она имеет «обратную» перспективу - это оттуда, сверху, тоже смотрят на нас. Через иконы в наш мир входит благодать. Усилие, которое делает верующий, представляя изображенный на иконе образ как Первообраз, и обращается к нему, не остается без ответа. Оно встречает отклик оттуда, от Божества. Поэтому верующим икона была нужна всегда и везде. На Руси иконопись появилась после принятия христианства в конце XI века. Первым русским иконописцем, имя которого сохранили летописи, был преподобный Алипий из Киево-Печерской Лавры.

Из его жизнеописания известно, что по благословению родителей он в юности ушел в монастырь. Юноша мечтал учиться иконописи. А в Лавре в это время трудились царьградские иконописцы, которые расписывали и украшали мозаиками Успенский собор, выстроенный повелением Богородицы. Его строительство было закончено в 1078 году. После возведения храма в Византии во Влахернском храме явилась Богородица и повелела константинопольским живописцам отправиться в Киев, чтобы украсить собор. Артель иконописцев поспешила в Киевскую Лавру. Поплыли они знаменитым путем «из варяг в греки». Полноводный Днепр смирял течение, вольный ветер старательно наполнял паруса. И, наконец, перед ними на берегу предстала столица Киевской Руси. Прежде всего глаза путешественников остановились на величественном соборе. Они поняли, что это и есть цель их непростого путешествия. Однако грандиозность собора их испугала, они ужаснулись, представив объем ожидавшей их работы. Испугались настолько, что вместо того, чтобы пристать к берегу, приложили все усилия, чтобы выплыть на середину реки, попасть на быстрину и поскорее вернуться домой. Но Божий промысел уберег их от искушения, волны мягко подхватили корабль и бережно вынесли на берег.

У него то и стал учиться послушник Алипий. Он принял постриг при игумене Никоне. Вначале просто помогал знаменитым мастерам, готовил нужные смеси, растирал краски, приносил ящики со смальтой для мозаик. Готовил доски под иконы. Потом ему поручили делать эскизы росписей и мозаик. Их рассматривали, обсуждали, учили, указывая на слабые места и ошибки. Затем, закончив грандиозную работу в храме, который потрясал теперь своим великолепием, мастера вернулись на родину. Монах, а через несколько лет священник Алипий теперь уверенно работал сам. Он писал новые иконы для храмов и поновлял старые. Многие из них считались чудотворными. Потому что от икон, созданных Алипием, немало людей получали исцеление. Осталась запись о том, что уже в старости от болезни и немощи святой не мог исполнить заказанную для храма икону. Горестно откинулся он на подушку и вдруг увидел у приготовленной доски сияющего ангела. Три часа работал ангел, и святая икона была закончена.

Умер Алипий в 1114 году.

Конечно, иконы, про которые можно уверено сказать, что их создал преподобный Алипий, не сохранились. Подлинные росписи и мозаики Успенского собора Киево-Печерской Лавры, созданные учителями Алипия, тоже были уничтожены. Да и не могло быть иначе на украинской земле. Многочисленные войны, католическое давление.

Это по Божьему промыслу мудрейший правитель Андрей Боголюбский понял, что в силу разных причин (например, возможности обороны в то время) внешне благодатная (по климату) украинская земля не будет основой прочного государства. Он - сын Юрия Долгорукого — был наследником киевского престола, но без сожаления покинул эту вечно чем-то волнуемую землю, чтобы основать на севере новое государство - Владимиро-Суздальскую Русь, которое смогло иметь большую историческую перспективу. Кстати, по последним данным исторической науки, именно Андрей Боголюбский, а не его отец, отстраивал Москву. А потом, объединившись под рукой Москвы, именно северные русские княжества стали основой Российской Империи. Украина не раз здесь просила и находила защиту. Хотя вечной для этого южного края проблемой был выбор — тяготение к Западу или к России. Разве мало в истории было примеров, которые давали серьезный повод задуматься о выборах пути государства? Например, и такой: в отличие от великолепного украшения Успенского собора Киево-Печерской Лавры, росписи в Псковско-Печерской Лавре до сих пор сохранились и сияют вечной красотой, прославляя Божью волю. Их, в отличие от киевских, не уничтожали захватчики. А войска нынешней киевской хунты, воюющие против своего народа, уже вновь, как фашисты, стали уничтожать православные храмы и угрожать расправой православным священникам.

В Государственной Третьяковской галерее хранятся две иконы, которые считаются созданными Алипием. Одну из них во время оно Владимир Мономах подарил в Ростов Великий. Это была икона Богоматери Великая Панагия (молящаяся Богоматерь, без младенца, в полный рост, с воздетыми в молении руками). Даже по одной этой иконеМвидно, каким выдающимся мастером она была сделана. Он сумел создать удивительный по убедительности образ всемогущей Пресвятой Богородицы - Матери Мира и Царицы Небесной. Вторая сохранившаяся икона - Свенская Печерская икона Божьей Матери. Эти иконы столь ценны и редки, что их не выставляют в экспозиции, а хранят в фондах.

Потомки бережно чтут память выдающегося мастера - основателя русской иконописи. В подмосковной Дубне создана иконописная школа его имени, выпускники которой успешно работают во славу Божию. Учащихся охраняет икона преподобного Алипия. А в Крыму, в городе Джанкой, много лет бережно хранится древняя икона святого Алипия с мощами.

Сейчас на земле, взрастившей преподобного Алипия, новая политическая смута, идет гражданская война, убито почти три тысячи мирных граждан, торжествует беззаконие, правит страной жестокая хунта, которая идет на самые изуверские меры, лишь бы сохранить свою власть. Будем молиться, ожидая благодати Святого Духа, чтобы вновь была восстановлена мирная и добрая жизнь на исторических землях Святой Руси. Именно такая жизнь, а не вечная брань, была выбрана святым равноапостольным великим князем Владимиром более тысячи лет назад для Киевской Руси.



Господь -Вседержитель

Икона Христа - воплотившегося Бога Слова занимает главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека.
Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: "...Благо-телесный... со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив..."
В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: 1) в виде Вседержителя и Судии - Царя Царствующих; 2) в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде младенца или отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела.
Но если способы изображения столь различны, легко ли узнать на иконах Спасителя? Да, легко - благодаря одной детали: изображение Христа имеет крестчатый нимб.
Что такое нимб? Слово это переводится с латинского как "облако", "туман", "ореол". Нимб - символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: "И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет".
Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога "Я есмь Сущий", сказанные Моисею.
Через изображение нимба мы исповедуем во Христе два естества - Божественное и человеческое. Иконописец пишет Лик Христа по подобию человеческого лица, и этим исповедуется догмат о том, что Христос - "совершенный человек по человечеству". Нимб передает то, что Христос и "совершенный Бог по Божеству".


Спас Нерукотворный


Во дни явления Иисуса Христа на земле в Едессе, городе Сирийском по ту сторону реки Евфрата, жил князь Авгарь. Страдая от болезни, он, слышавший о чудесных исцелениях, творимых Христом, написал Спасителю письмо с выражением веры в Него, как сшедшего с небес Бога. Он приглашал Господа прибыть в свою столицу Едессу, предлагал Ему свою резиденцию для проповеди слова Божия и просил даровать ему исцеление и разделить с ним царство. Но Господь отклонил приглашение, уведомив царя письмом, что Его земная миссия закончена и Он восходит к Отцу Своему и по воскресении Своем обещал послать к нему одного из учеников, который его исцелит. Тогда Авгарь послал своего художника написать лик Иисуса Христа, но тот м в силах был выполнить своей задачи вследствие чудесного сияния от лика Спасителя. По Своему человеколюбию Господь, чтобы не опечалить князя, умыл руки, омочил лицо, приложил к нему плат, и запечатленный образ на убрусе (плате), принесенный к Авгарю, дал исцеление. А почитаемый плат положен в иконографии и именуется Нерукотворенным Образом.

Икона Божией Матери " Иверская"


В IX в., когда в христианских странах свирепствовало иконоборчество и одурманенные этим святотатцы всюду разыскивали и уничтожали почитаемые образы, одна христианка, спасая свою святыню, спрятала икону в челноке, пустив его в море. На протяжении двух веков икона считалась погибшей, но вдруг чудесным образом приплыла на Афон. Один из иноков местного монастыря, взявшийся доставить ее из волн морских, сумел пройти по воде, как по суше. В XVII в. из Иверского монастыря на Афоне в Россию были присланы три копии этой иконы, и каждая прославилась чудесами. С тех пор и установлены празднования в честь Иверской иконы. О том, насколько она почиталась и была дорога, говорит тот факт, что в 1812 г. перед вступлением в Москву наполеоновских войск она была вывезена в числе других главных святынь русской церкви - вместе с Владимирской и Смоленской иконами. В дальнейшем копии Иверской иконы распространились по храмам многих епархий.
Пред иконой Пресвятой Богородицы Иверская молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам.
Дни памяти: 12 (25) февраля.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СКОРОПОСЛУШНИЦА»


История иконы связана с одним из афонских монастырей Дохиар, в котором первый раз была явлена благодатная сила этого чудотворного образа. Предполагают, что икона была написана в X веке, при основателе дохиарской обители преподобном Неофите. Чудотворный первообраз Божией Матери «Скоропослушница» и в настоящее время находится на Афоне в монастыре Дохиар. Списки этого чудотворного образа находятся во многих православных храмах, и многие из этих икон доныне источают благодатную силу прибегающим к ним с верою и сокрушенным сердцем.
В 1938 году Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовкой Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Дни памяти: 9 / 22 ноября
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» молятся при многих недугах - слепоте, болезни глаз, хромоте, расслаблении и параличе, находящиеся в плену и тюремном заключении, попавшие в кораблекрушение, о духовном прозрении, за детей, в просьбе родить здоровых детей, об исцелении от падучей болезни и беснования, болезней рук и ног, а также те, кому нужна быстрая и неотложная помощь, при раковой болезни.

Икона Божией Матери "Умягчение злых сердец"


На иконе Умягчение злых сердец ("Семистрельная") Пресвятая Богородица изображается пронзенной семью стрелами. Долгое время она находилась на повороте лестницы колокольни церкви в честь апостола Иоанна Богослова (близ Вологды). Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску, по которой ходили, пока не было видения расслабленному в городе Кадникове, что он получит исцеление после молитвы пред этой иконой. Перед обретенной иконой отслужили молебен, после чего больной выздоровел. Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры. В дореволюционном издании «Чудотворные иконы" Божией Матери» указывается различие между иконами «Умягчение злых сердец» (называемой также «Симеоново проречение») и «Семистрельная», которое состоит в том, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены по-разному: на иконе «Умягчение злых сердец» («Симеоново проречение») - по три справа и слева, а один (седьмой) снизу; а на иконе «Семистрельной» - три с одной и четыре с другой стороны. Здесь также указываются разные дни празднования: иконе «Умягчение злых сердец» - 2/15 февраля и в неделю Всех Святых; иконе «Семистрельной» - 13/26 августа. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви принято считать перечисленные иконы разновидностями одного иконографического типа и, соответственно, объединять дни празднования - 2/15 февраля, 13/26 августа и в неделю Всех Святых.

Икона Божией Матери "Утоли моя печали"


Предание XVII в. повествует, что одной женщине, страдавшей упадком сил, явилась во сне Богородица и посоветовала найти в церкви св. Николая в Москве икону "Утоли моя печали". Когда больная добралась туда, этой иконы в храме не оказалось. Но женщина верила, что найдет святой образ, и действительно нашла ветхую икону, невесть почему оказавшуюся на колокольне. Молитва перед иконой сразу вернула силы больной, а списки с этого образа стали популярны во всей России.
иконе Божией Матери «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ» - молятся об избавлении от болезней и скорбей телесных; от греховных страстей, обуревающих сердце человека.
День памяти: 25 (7) января.



Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» - Корчемная


Предание гласит, что в Рязани жила вдова, одержимая недугом пьянства. Когда у нее в доме все было продано, она принесла в корчму образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и просила за него вина. Корчемник, поддавшись уговору, взял святой образ и поставил в своей божнице. Когда вдова протрезвела и осознала свой грех, собрала денег и поспешила к корчемнику, умоляя отдать икону. Корчемник исполнил ее желание, но утром женщина не нашла принесенной домой иконы. Икона оказалась на прежнем месте в божнице корчемника. В слезах возвратилась вдова домой, но молитвами Пресвятой Богородицы с этого времени уже более не вкушала вина. С тех пор икона стала именоваться в народе «Явленною Корчемною» и пребывала в корчемнице до ее закрытия в 1850 году. Много чудес и исцелений произошло по молитвам пред этой иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Корчемная.
Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» Корчемная совершается 27 ноября /10 декабря.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Корчемная молятся о наставлении в Православной вере, об избавлении от ереси и расколов, об исцелении болезней рук и ног, от пьянства, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблуждших в Церковь.
Чудотворный образ Божией Матери «Знамение» - Корчемная ныне пребывает в Свято-Иоанно-Богословском монастыре.

Икона Божией Матери "Ватопедская "


Ватопедская икона Божией Матери находится в древнем Ватопедском монастыре на Афоне, в храме Благовещения. Название Ватопедской она получила от того, что близ этого монастыря упал в море с корабля юный царевич Аркадий и чудным заступлением Божней Матери был перенесен на берег целым и невредимым. Здесь нашли его стоящим под кустом, недалеко от обители. От этого события и произошло название "ватопед" ("куст отрока"). Святой царь Феодосий Великий в благодарность за чудное избавление сына украсил и щедро одарил Ватопедский монастырь. На Ватопедской иконе Богоматерь изображена с лицом, обращенным к правому плечу, в память того, что она в 807 году, 21 января, обратила Свое лицо к игумену монастыря, стоявшему на молитве близ святой иконы, и предупредила его о намерении разбойников ограбить обитель. Игумен предпринял меры предосторожности, и обитель была сохранена. В память этого чудесного события перед чудотворной иконой горит неугасимая лампада. На Афоне эта икона называется также "Отрадою" или "Утешением".
День памяти: Февраль 3.

Икона Божией Матери " Боголюбская "


"Родоначальницей" пяти известных в России икон, названных Боголюбскими, была древнейшая икона Владимирской Божией Матери (см.). До 1157 г. и она именовалась "Боголюбской", поскольку находилась в Боголюбском родовом замке суздальского князя
Андрея Юрьевича, внука Владимира Мономаха, Образ Божией Матери, изображенной на ней, всегда потрясал современников и вдохновлял лучших иконописцев создавать его копии. Эти замечательные творения появились и в Москве, и в Рязанской епархии, и в церкви святого царевича Дмитрия в Угличе, а одним из них владел сам Петр Великий. Последняя икона особенно прославилась, причем не только чудесами и исцелениями, но и способностью останавливать страшные эпидемии. В 1771 г., когда эта икона находилась уже в храме села Юрьевское Боровского уезда Калужской губернии, население с ее помощью избавилось от вспышки моровой язвы, в 1848 г. - от начавшейся было холеры, а в 1853 г. - от такой же эпидемии в Боровске и Малоярославце. Впрочем, чудотворными оказались все четыре упомянутых списка с Владимирской иконы, называемых "Боголюбскими". В день 1 июля чтится главная икона, что в Боголюбове Владимирской области, а также списки - Зимаровский и Московский.
Перед иконой Божией Матери «БОГОЛЮБСКАЯ»
- молятся при эпидемиях моровой язвы, чумы, холеры.
Дни памяти: 18 (1) июня.

Икона Божией Матери "Взыскание погибших"


"Взыскание погибших" была заказана иконописцу по данному обету крестьянином Обуховым, который чудом не замерз на сильном морозе. В 1871 г. она находилась в Борске, когда в Серпухове вспыхнула эпидемия холеры. Перенесенный туда чудотворный образ остановил распространение болезни.
Перед иконой Божией Матери «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»
- молятся при головной и зубной боли, лихорадке, болезни глаз, о вразумлении отпавших от веры православной, погибающих детях, о благодатном браке
и от пристрастия к винопитию.
Дни памяти: 5 (18) февраля.

Икона Божией Матери "Тихвинская"


Эта святая реликвия известна на Руси с 1383 г., хотя написана икона гораздо раньше и когда-то находилась в столице Византийской империи. Но, исчезнув из Царырада, эта икона чудесным образом явилась рыбакам, промышлявшим на Ладожском озере. С нею связаны и другие необъяснимые явления. Так, из часовенки, построенной для нее в тамошних лесах, она чудом перенеслась в Тихвинский монастырь. По сию пору Тихвинская икона удивляет тем, что рука изображенной на ней Богородицы излучает тепло, ощутимое при прикосновении. Икона, кроме того, обладает исцеляющим воздействием. Из церковной литературы известно также, что в 1614 г. она спасла монастырь от набега шведских войск, в 1670 г. дала знать молящимся перед ней о замыслах разбойников, готовившихся ограбить церковь, а в 1763 г. осталась нетленной в огне пожара.
Перед иконой Божией Матери «ТИХВИНСКАЯ»- молятся о прозрении слепых, исцелении бесноватых, при болезнях детей, расслаблении суставов, при параличе, падучей болезни, от нашествия
иноплеменных.
Дни памяти:26 (9) июня.



Икона Божией Матери "Отчаяных единая надежда"




ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ«ТРОЕРУЧИЦА»


Связана с именем приверженца почитания икон св. Иоанна Дамаскина, который был оклеветан перед калифом в Дамаске и наказан отсечением руки. Но Иоанн вымолил у Богородицы отсеченную руку и, в благодарность за это чудо, приписал к Ее иконе изображение серебряной руки. Эта икона была в XIII в. привезена в Сербию св. Саввой, а потом находилась на Афоне. В России ее список появился в 1661 г. и был помещен в Воскресенском монастыре (Новый Иерусалим). Точный ее список появился также в мужской Белобережской пустыни в Орловской губернии. Празднование чудотворному образу совершается дважды: 28 июня и 12 июля.
Перед иконой Божией Матери «ТРОЕРУЧИЦА» - молятся при болезнях рук, ног, душевном неспокойствии, при пожаре.
Дни памяти: 28 (11) июня (12 (25) июля.

Икона Божией Матери " Феодоровская"


Была обнаружена во время охоты князем Василием Костромским. А во время его отсутствия жители Костромы опознали в воине, шедшем через город с иконой в руках, образ вмч. Феодора Стратилата (в его честь здесь еще ранее был возведен собор). Эти два чуда и стали причиной названия найденной иконы. В 1260 г. икона спасла город от татарской осады. Примечательно, что именно этой иконой был благословлен на царствование в 1613 г. первый царь новой династии - Михаил Романов.
Перед иконой Божией Матери «ФЕОДОРОВСКАЯ»
- молятся при трудных родах.
Дни памяти: 14 (27) марта.

Икона Божией Матери "Остробрамская"


По преданию, чудесным образом явилась 27 апреля 1431 г. на "острых воротах" крепостной ограды города Вильны и оттого получила прозвище "Остробрамская" ("брам" - "ворота"). В 1829 г. при реставрации на иконе была выявлена славянская надпись - хвалебная песнь Богородице. Эта исключительно красивая и богато украшенная икона почитается как православными, так и католиками.



Икона Божией Матери "Владимирская"


Владимирской икона названа потому, что долгое время находилась во Владимире, признанном некогда центре Русского государства. По преданию, она была написана еще в I в. апостолом Лукой, причем исполнена на доске от стола из жилища самой Богоматери. Еще о ней известно, что из Иерусалима ее перевезли в Царьград, а оттуда в XII в. - в Киев в качестве дара константинопольского патриарха князю Юрию Долгорукому. Из Киева ее увез князь Андрей Боголюбский, построивший в ее честь храм в селе Боголюбове, но икона вскоре была перенесена во Владимир. Свою чудотворную силу эта святая реликвия проявила дарованием побед над врагами, а также умиротворением усобиц и мятежей. Так, при осаде Москвы войсками Тамерлана в 1395 г. эта икона, перенесенная сюда, уберегла город от штурма и с тех пор находится в столице России. При Иване Грозном перед ней молился сам Василий Блаженный, и его молитвой город был спасен от разорения ордами хана Гирея. Этому последнему событию и посвящено празднование 3 июня.
Чтимые списки с Владимирской иконы: Псково-Печерская "Умиление", Заоникиевская, Красногорская, или Черногорская, и Оранская.
Перед иконой Божией Матери «ВЛАДИМИРСКАЯ» - молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, об укреплении православной веры, о сохранении от
ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.
Дни памяти: 23 (6) июня.

Икона Божией Матери "Иерусалимская"


Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Господа в Гефсимании (48).
В 463 году образ был перенесен в Константинополь. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. В 988 году икона была принесена в Корсунь и подарена святому равноапостольному князю Владимиру. Когда новгородцы приняли христианство, то святой Владимир отправил им этот образ. Иоанн Грозный в 1571 году перенес икону в Московский Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году подлинник исчез и заменен верным списком.
Перед иконой Божией Матери «ИЕРУСАЛИМСКАЯ» - молятся при пожаре, эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота,
об исцелении от слепоты, паралича.
Дни памяти: 12 (25) октября.

Икона Божией Матери "Теребинская"


еребинская икона Богородицы находится в Теребенской пустыни во имя свт. Николая Чудотворца Тверской епархии. На этой иконе Пресвятая Богородица изображена по пояс, с поднятыми руками; Богомладенец изображается в полный рост стоящим на шаре с распростертыми руками. Эта икона упоминается вместе с другими чудотворными иконами в разных записях очень давно, но подробных сведений о ней не имеется. Известно, что явилась она в 1654 году рядом с Теребенской пустынью, от которой и получила свое название.
Икона, которая находится в настоящее время в Теребенской обители - копия, где же находится подлинная, неизвестно. По некоторым сведениям она была взята в Новгородский Софиийский Собор.
Николаевская Теребенская обитель расположилась в живописных местах Бежецкого верха на берегу реки Мологи (ныне деревня Слобода Максатихин-ского района). Монастырь был основан в 1641 году на месте деревянной церкви, построенной в 1492 году помещиком Михаилом Обутковым в селе Теребени и посвященной святителю Николаю. Обутков перенес в нее свои самые ценные иконы, в том числе Теребинскую икону Божьей Матери и чудотворную икону свят. Николая.
После Октябрьской революции монастырь продолжал действовать. В начале 1930-х гг.. монастырь был упразднен, большевики конфисковали все имущество, а на территории монастыря устроили склад сельскохозяйственных удобрений.
В 1992 году церковная жизнь в монастыре возродилась. В 1995 году началась реставрация храмов. Летом 1999 года в обители вновь зазвенели колокола.
Дни памяти: 14/27 мая.

Икона Божией Матери " Неупиваемая чаша"


Явилась в 1878 г., когда крестьянину Тульской губернии Стефану, одержимому пьянством, было во сне видение прп. Варлаама, повелевавшего отправиться в Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы и отслужить там молебен перед чудотворным образом. Монахи помогли бедному паломнику в розысках иконы, которую он узнал по изображению на ней виденного во сне старца. Молитва и впрямь совершила чудо: Стефан забыл о вине. Популярность серпуховской иконы стала такова, что здесь до революции было создано Александре- Неве кое братство трезвости, возрождаемое ныне в серпуховском Высоцком монастыре,
Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» совершается 5/18 мая.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» молятся об исцелении одержимых недугом страсти пьянства и запоя, наркомании и табакокурения, а также для примирения раздоров в семье и решения квартирных вопросов.

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»


Вид этой иконы напоминает православным христианам о покаянии, о милосердии Господа Иисуса Христа. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19), - поет пророк Давид. «Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения» (святитель Иоанн Златоуст). Так, Пришедший «признать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13) спасает нас молитв раж Пречистой Своей Матери и всех святых, «яко Благ и Человеколюбец».
В настоящее время чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость» находится в храме пророка Илии в Обыденном переулке города Москвы (м. «Кропоткинская»).
Этот образ до революции пребывал в Кремлевской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Житном дворе, и прославился многочисленными чудотворениями. В Ильинский храм икона была передана в 1944 году.
Также чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость» (XIX в.) с мощами мученика Трифона есть в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще города Москвы (м. «Белорусская», «Рижская», «Цветной бульвар», далее автобусом).
Чтимые иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» есть в храмах Москвы: в храме мучеников Адриана и Наташи в Бабушкине у станции Лосиноостровская, в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе (м. «Тульская»), в храме Спаса Преображения на Песках (м. «Смоленская»),
Празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» совершается дважды: 9/22 декабря и 1/14 мая.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» молятся об обращении заблуждших, о здравии и благополучии детей, об исцелении глухоты и болезней ушей, о возвращении отпавших от веры Православной в Церковь.

Икона Божией Матери "Семистрельная"


На иконе Семистрельная Пресвятая Богородица изображается пронзенной семью стрелами. Долгое время она находилась на повороте лестницы колокольни церкви в честь апостола Иоанна Богослова (близ Вологды). Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску, по которой ходили, пока не было видения расслабленному в городе Кадникове, что он получит исцеление после молитвы пред этой иконой. Перед обретенной иконой отслужили молебен, после чего больной выздоровел. Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры. В дореволюционном издании «Чудотворные иконы" Божией Матери» указывается различие между иконами «Умягчение злых сердец» (называемой также «Симеоново проречение») и «Семистрельная», которое состоит в том, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены по-разному: на иконе «Умягчение злых сердец» («Симеоново проречение») - по три справа и слева, а один (седьмой) снизу; а на иконе «Семистрельной» - три с одной и четыре с другой стороны. Здесь также указываются разные дни празднования: иконе «Умягчение злых сердец» - 2/15 февраля и в неделю Всех Святых; иконе «Семистрельной» - 13/26 августа. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви принято считать перечисленные иконы разновидностями одного иконографического типа и, соответственно, объединять дни празднования - 2/15 февраля, 13/26 августа и в неделю Всех Святых.
В настоящее время есть мироточивая икона Божией Матери Семистрельная в храме Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле (город Москва, м. «Спортивная», «Фрунзенская»).
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец» молятся об исцелении от холеры, хромоты и расслабления, об умиротворении враждующих и об умягчении злых сердец, при вражде или гонениях.

Икона Божией Матери " Тамбовская"


В 1684 году святитель Питирим был назначен на Тамбовскую кафедру
и рукоположен во епископа. Святитель Питирим, епископ Тамбовский,
сразу по прибытии в Тамбов привез с собой иконы Божией Матери. При¬
везенная святителем Питиримом копия чудотворной Смоленской иконы
Божией Матери была поставлена в Преображенском кафедральном соборе
в Тамбове. Эта икона, а также привезенные святителем Казанская и
Ильинско-Черниговская, получившая затем название Тамбовской иконы,
прославились чудотворениями.

Икона Божией Матери "Умиление"


Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник называл икону "Умиление" - "Всех радостей Радость", и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима Саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону "Всех радостей Радость" сестрам Дивеевской Серафимовской обители.
Перед иконой Божией Матери «УМИЛЕНИЕ»
или «РАДОСТИ ВСЕХ РАДОСТЕЙ» - почитаемая икона преподобным Серафимом Саровским, по вере просящих дает им исцеления.
Дни памяти: 19 (1) июля 28 (10) июля.

Икона Божией Матери " Казанская"


Это случилось в 1579 г. Девятилетняя девочка, дочь стрельца, жившая в Казани, увидела однажды во сне Пресвятую Богородицу и узнала от Нее, что под пепелищем сгоревшего дома находится чудотворная икона, которую надо откопать. Рассказу девочки никто не поверил, но сон повторялся снова и снова, и тогда Матрена сама принялась раскапывать пепелище и действительно обрела находку. Примечательно, что первый священник, который принял святыню из рук ребенка, был будущий патриарх Московский Ермоген, один из наиболее прославленных святых Русской Православной Церкви. Вскоре икона явила первые чудеса (исцеления. Тогда на месте ее обретения был возведен монастырь (в нем, кстати, Матрена постриглась потом в монахини). В XVII в. с чудотворной Казанской иконы была списана копия для Москвы, и этот образ дважды спасал столицу от врагов и даровал русским победу. Есть копии Казанской иконы в Петербурге и некоторых других городах.
В этот день чтятся списки с Казанской иконы, имеющиеся в Москве, Казани и Петербурге, а также - Ярославский, Вязниковский, Нижнеломовский, Тобольский, Каплуновский, Тамбовский, Высочиновский, Вышенский, Богородско-Уфимский.
Перед иконой Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» - молятся о прозрении слепых очей, об избавлении от нашествия иноплеменных, является заступницей в тяжелые времена, ей благословляют вступающих в брак.
Дни памяти: 8 (21) июля 22 (4) октября.

Равноап. кн. Ольга


Равноап. кн. Ольга (X в.). Родом была знатной псковитянкой. Выйдя за Рюриковича Игоря, стала княгиней, а после убийства мужа восставшими данниками древлянами - единовластной правительницей Киевской Руси. Большую часть жизни княгиня поклонялась языческим богам, но, согласно летописным источникам, осознала великие достоинства православия и в 50-х гг. X в. приняла решение о своем крещении, которое состоялось в Царьграде при духовном восприемстве императора Константина Багрянородного и константинопольского патриарха. Обратить в христианство и взрослого уже сына Святослава Ольге не удалось, зато, воспитывая внука Владимира, она привила ему интерес и уважение к своей религии. При крещении Ольга, видимо, не случайно взяла имя Елена, которое, как известно, носила равноапостольная мать Константина Великого. Будучи до крещения довольно деспотичной, даже жестокой, Ольга всю оставшуюся жизнь проповедовала учение Христа и старалась подтвердить проповедь личными примерами благочестия и милосердия. (Память - 24.07.)
День памяти: Июль 11, 24.

Святая Ангелина


Дочь князя Георгия Албанского и супруга Стефана, короля Сербии, святая Ангелина претерпела изгнание вместе со своим мужем и разделила все трудности жизни в Албании и Италии. Двух сыновей своих, святых Максима и Иоанна, воспитала в духе истинно христианском. По смерти супруга, приняв монашеский постриг, святая Ангелина посвятила себя молитве, благотворительности и храмостроительству. Верная жена, добрая мать и совершенная христианка, она воистину заслужила имя «матери Ангелины», которым ее наградил народ. Ее чудотворные мощи сохраняются вместе с мощами ее праведного супруга - святого Стефана и их благочестивых детей Максима и Иоанна в монастыре Крушедол. Святая Ангелина обрела покой и вечную жизнь в начале шестнадцатого столетия.

Св. муч. Татьяна


Св. Татиана родилась в Риме, в семье знатного сановника, и была воспитана в христианском благочестии. Достигнув брачного возраста, она отказалась от замужества, решив посвятить себя всецело служению Церкви, и была поставлена диаконисой. За свою веру и отказ принести жертву идолу Аполлона была подвергнута пыткам. В мученичестве св. Татианы Господь Иисус Христос показал Свое всемогущество, ибо по ее молитве трижды разрушались статуи богов, а Диавол, обитавший в идолах, с громким криком и рыданием бежал оттуда. Зверские мучения не причиняли ей вреда, а раны и язвы от них бесследно исчезали. Св. Татиана молилась за своих мучителей и просила Господа, чтобы Он отверз им свет истины и молитва ее была услышана. Небесный свет озарил мучителей, и духовные очи их отверзлись. Они увидели четырех Ангелов, окружающих святую, и услышали Божественный глас с небес. Потрясенные стойкостью мученицы и чудесами Христовыми, восемь палачей, истязавших святую, уверовали во Христа и после мучений были усечены мечом. Святую же обнажили и бритвами стали резать девственное тело. Тогда из ран вместо крови истекло молоко и распространилось великое благоухание. Затем святую мученицу крестообразно распростерли на земле и долгое время били жезлами. Но Ангелы Божий невидимо стояли около святой и наносили раны бичующим, так что несколько из них умерло, пораженные десницей ангельской, а остальные упали на землю в сильном изнеможении. Наконец мученицу Христову привели в цирк и выпустили на нее голодного льва, но свирепый зверь сделался кротким и лизал святой ноги. Уставшие судьи прекратили жизнь св. мученицы ударом меча, вместе с нею казнили и ее отца, и оба они сподобились от Господа получить нетленные венцы.
День памяти: 12(25) января.

Икона "Св.Бл. МАТРОНА"


Блаженная Матрона была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви - вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни. Природа ее подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной жизни.
Матрону знают десятки тысяч православных людей. Матронушка - так ласково называют ее многие. Она - так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение.
Дни памяти: Май 2, Сентябрь 2 (Моск.)

Икона Св. княгиня Ольга


Равноап. кн. Ольга (X в.). Родом была знатной псковитянкой. Выйдя за Рюриковича Игоря, стала княгиней, а после убийства мужа восставшими данниками древлянами - единовластной правительницей Киевской Руси. Большую часть жизни княгиня поклонялась языческим богам, но, согласно летописным источникам, осознала великие достоинства православия и в 50-х гг. X в. приняла решение о своем крещении, которое состоялось в Царьграде при духовном восприемстве императора Константина Багрянородного и константинопольского патриарха. Обратить в христианство и взрослого уже сына Святослава Ольге не удалось, зато, воспитывая внука Владимира, она привила ему интерес и уважение к своей религии. При крещении Ольга, видимо, не случайно взяла имя Елена, которое, как известно, носила равноапостольная мать Константина Великого. Будучи до крещения довольно деспотичной, даже жестокой, Ольга всю оставшуюся жизнь проповедовала учение Христа и старалась подтвердить проповедь личными примерами благочестия и милосердия. (Память - 24.07.)

Икона Святой мученик Уар


Св. Уар был воином и жил в царствование императора Максимиана в Египте, в Александрии. Придя однажды в темницу к семи мученикам - учителям христианским и «тех лобзав узы с любовию», он исполнился «дерзновения Божественного», исповедал себя ^христианином и добровольно отдался на мучения. Его "повесили на древе и предали тяжким пыткам, в которых святой, терпеливо перенося ради Христа «пламень нестерпимых болезней», в мучениях скончался. Семь же учителей христианских, наставившие св. Уара ни путь спасения, после мучений были ^сечены мечом. Некая благочестивая вдова из Палестины по имени Клеопатра, хранила у,себя мощи святого
Уара как великое сокровище. Когда умер ее единственный сын Иоанн, скорбящая мать была утешена дивным видением. Ей явился св. Уар вместе с Иоанном, украшенный венцом вечного блаженства, и возвестил, что он помнит о всех ее благодеяниях, всегда внимает ее молитвам и что он умолил Христа о ее умерших сродниках, а теперь *взял ее сына на служение Христу в Его Небесное Царство. Когда повелит Христос Господь, они придут и за ней. Блаженная Клеопатра раздала свое имение нуждающимся и, отрекшись от мира, поселилась при храме св. мученика Уара, служа Богу постом и молитвой. Через 7 лет она преставилась и вместе со своим сыном удостоилась единой небесной обители с мучеником Уаром, так что и память их совершается в один день с ним.
День памяти: 19 (1) октября.


Св.вел.кн.Игорь


блж. Игорь, вел кн. Черниговский и Киевский (XII в.). Сын черниговского князя Олега Святославича. Нашел в себе силы отрешиться от усобиц и безропотно взирал на разграбление его имений другими князьями. Мечтал только о посвящении себя Богу. Убит настроенной против него алчными князьями и боярами толпой киевлян в монастыре во время богослужения. (Память - 18.06.)

Икона Святой мученик Трифон


мч. Трифон (III в.). Целитель и праведник из Фригии. Пострадал за Христову веру при императоре Декии в 250 г. в Никее. Родился в селении Кампсада недалеко от г. Апамеи, во Фригии. Еще ребенком сподобился от Господа дара чудотворения: он изгонял бесов, исцелял недуги и запрещал вредоносным насекомым вредить посевам. Особенно прославился святой изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана. Желая увериться в том, что именно Трифон изгнал беса из его дочери, император просил святого показать ему беса видимым образом. После шестидневной молитвы и строгого поста святой приказал нечистому духу явиться зримо, и бес явился в виде мерзкого пса. На вопрос святого, как он дерзнул вселиться в создание Божие, бес ответил, что над истинными христианами он такой власти не имеет, а может мучить только тех, кто следует своим похотям и творит дела, угодные бесам. Во время гонения при императоре Декии св. Трифон за проповедь христианской веры был приведен в г. Никею, где претерпел жестокие мучения, темничное заключение и был приговорен к усечению мечом. Перед смертью он в молитве благодарил Христа Бога, укрепившего его в страданиях, и просил Его о милости ко всем, кто будет чтить его память. Мученик отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава. Из посмертных чудес святого наиболее известно следующее. При царе Иоанне Грозном, во время охоты, у сокольничего Трифона Патрикеева улетел любимый царский кречет. Царь приказал в три дня найти птицу и пригрозил смертью. Усердные поиски не привели ни к чему, и утомленный и отчаявшийся сокольничий стал усердно просить помощи у своего небесного покровителя - св. мч. Трифона. Во сне ему явился святой и вручил потерянного кречета. Проснувшись, тот увидел, что на руке у него действительно сидит пропавшая птица.
Дни памяти: 1(14) февраля.

Святой равноапостольный великий князь Владимир


Равноап. вел. кн. Владимир (X-XI вв.). Праправнук легендарного Рюрика, сын великого князя Святослава Игоревича и внук равноапостольной княгини Ольги князь Владимир прожил бурную и деятельную жизнь. Не будучи прямым наследником Святослава (по обычаю стол великого княжения в Киеве перешел к старшему сыну Ярополку), Владимир начал княжить в Новгороде и, готовясь к схватке с братом за Киев, создал сильную дружину, которая и добыла ему великокняжеский титул. С нею же он совершил ряд походов против сопредельных стран и племен, значительно расширив границы Руси. Для укрепления ее международного авторитета Владимир попросил у византийского императора Василия II руки его сестры Анны, но тот поставил условие, чтобы русские войска помогли остановить победоносное наступление на Царьград византийского военачальника Варда Фоки, восставшего и объявившего себя новым императором. Когда же Фока был разгромлен, а Василий нарушил обещание, Владимиру пришлось осадить и взять Херсонес, а затем "подарить" императору его собственный город как выкуп за невесту. Следующим шагом Владимира к укреплению позиции своего государства было историческое Крещение Руси, начатое в 988 г. Князь понимал, что языческое многобожие с его поклонением стихиям и отсутствием идеологии тормозит формирование единой нации, задерживает развитие культуры, и этим пониманием необходимости сделать выбор в пользу православия Владимир во многом был обязан княгине Ольге, крестившейся за 30 лет до него. В указе о крещении удалой и могущественный князь, чья воинская слава гремела по Руси, недвусмысленно предупреждал, что тот, кто не примет крещения, "противен мне да будет". Тем не менее, летописи свидетельствуют, что Владимир управлял княжеством "с великим христианским смирением", был "заступником обижаемых, обогатителем убогих", а историки не без основания считают, что годы княжения Владимира Святославича были временем расцвета Древней Руси.
День памяти: Июль 28.

Икона "Александр Невский"


Сын великого князя Ярослава Всеволодовича, правнук Мономаха. Отрочество и юность Александр провел большей частью в Новгороде. Когда наступило для земли Русской время тяжких и продолжительных страданий со стороны иноземцев, то Всемогущий Бог, ради спасения Руси, взыскал избранного Своего - великого князя Александра, молитвенника и строителя земли Русской. Помощью Христовой благоверный князь в 1240 г. разгромил шведов, в 1242г. вернул Псков и на Чудском озере разбил тевтонских рыцарей. Это были исторические победы. Князь заключил союз с Батыем и оградил Русь с Востока. В Орде у князя был друг и побратим - принявший христианство Сартак, сын Батыя. Под их влиянием хан отошел от Монголии и стал главной силой во всей Великой степи. Князь не шел на связь с Западом и хранил верность Православию. Объединяя Русскую землю, он силой удерживал удельных князей от выступления против татар. В 1256 г. после смерти Батыя князь установил мирные отношения с ханом Берке и, мудро направляя события, внушил хану Берке отказаться посылать дань в Монголию, и Берке объявил Золотую Орду самостоятельным государством. Стараниями святого князя и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, в 1261 г. была учреждена Епархия Русской Православной Церкви. Собиратель и защитник земли Русской, утешитель и умиротворитель, возвращаясь из Орды, почувствовав близкую свою кончину, отложил все земное и в Городецком монастыре, под Владимиром, принял монашескую схиму с именем Алексий. А вскоре, 14 ноября 1263 г., предал свою чистую душу в руки Христовы. Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении, ибо было ознаменовано чудом: святой сам протянул руку из гроба за разрешительной молитвой.
Дни памяти: 30 (12) августа.

Икона "Св. Георгий Победоносец"


(303 г.). Св. Георгий был родом из Каппадокии, вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец пострадал мученически за Христа, мать, владевшая имением в Палестине, переселилась туда с сыном и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, мужественный Георгий был замечен императором Диоклетианом и возвышен. При усилении гонения на христиан св. Георгий раздал свое наследство нищим и, придя в сенат, исповедовал себя христианином, обличил лживость языческих богов и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об истине». «Что есть истина?» - повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», - отвечал святой. Изумившись дерзновению любимого воина, император просил его не губить своей молодости, славы и чести и отречься от Христа. После отказа его заключили в темницу, где забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, св. Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою». Тогда Диоклетиан повелел подвергнуть мученика самым изощренным пыткам. Его и сажали в ров, засыпав негашеной известью, и надевали на него железные раскаленные сапоги, и били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, и травили чародейственными травами. Но святой, уповая на Христа, остался невредим. Мало того, перенося тяжелые мучения, св. Георгий творил чудеса и исцеления, воскресил умершего. Великомученика укреплял Сам Господь, являясь ему в сонном видении. Подвиги и чудеса его приводили язычников к познанию истины, и многие уверовали во Христа. Образ Георгия Победоносца столетиями не сходил со знамен и гербов России и ее древней столицы.
Дни памяти: 23(6) апреля.

Икона "Св. целитель Пантелиимон"


вмч. и целитель Пантелеймон (IV в.). С 303 по 311 г. христианская церковь пережила бесчеловечные гонения от ее врагов во главе с императором Диоклетианом и его преемниками после добровольного отказа этого деспота от власти. В городе Никомидии они не пощадили даже известного всей округе и любимого горожанами врача по имени Пантелеймон, глубокого приверженца Христовой веры. Однако мученическая смерть целителя не деморализовала христиан, а лишь укрепила их стойкость от сознания того, что они выступают за правое дело.
Дни памяти: Август 9.

Икона св. равноапостольного Кирилла


Родные братья, Константин (в схиме Кирилл) и Мефодий происходили из знатной христианской семьи, жившей в греческом городе Солуни. Младший брат, св. Кирилл с юности своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. По окончании учения принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии в Константинополе. Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, проводя время в непрестанной молитве и чтении духовных книг. На Олимпе блаженный Константин впервые стал заниматься изучением славянского языка.
Вскоре святые братья были отправлены к хазарам для евангельской проповеди. Они скоро научили хазар вере Христовой и, утвердив их в правоверии, возвратились в Константинополь. Св. Кирилл остался в столице, а св. Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, неподалеку от горы Олимп.
По просьбе славянских князей, святые братья отправились в Моравию и там, переведя предварительно греческие богослужебные книги на славянский язык (для какой цели ими была изобретена славянская азбука), стали распространять христианскую веру. Это было в 863 году. Проповедь эта имела громадный успех: в течение нескольких лет светом евангельского учения просветилась Моравия, Болгария, Паннония и другие страны. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах богослужение на латинском языке, и они подали жалобу в Рим. Одобрив переведенные братьями книги, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке.
Находясь в Риме, Константин, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, св. Кирилл скончался в возрасте 42 лет.
День памяти: 11 мая.


свт. Николай Чудотворец


свт. Николай Чудотворец (IV в.). Полулегендарный духовный деятель, будущий Архиепископ Мир Ликийских, покровитель страждущих и чудотворец родился в городе Патры. Согласно преданию, еще младенцем отказывался от материнского молока по средам и пятницам (то есть в дни христианских постов). С юных лет ему был ниспослан дар чудотворения, поэтому его имя и окружено множеством легенд, в которых истина переплетается с домыслами и фантазией. Тем не менее церковная литература считает достоверными не только отказ ребенка от молока, но и, например, события чудесного свойства при избрании Николая епископом в городе Миры, его заступничестве за трех мужей в Мирах, спасении им девиц от разврата, чудесным - явление его перед Константином Великим (см.), в Константинополе и ряд других широко известных деяний, сопровождавшихся необьяснимими происшествиями и знамениями. Непреложно также, что святой Николай участвовал в историческом Никейском соборе христианских церквей в 325 г. Дар чудотворения остался за душой святого и после его смерти. Он глубоко почитается не только во всем христианском мире, но даже нередко в среде язычников и мусульман. С 1807 г., когда его мощи были перевезены из города Бари в Миры Ликийские, это событие торжественно празднуется у христиан повсеместно, а в России отмечается еще и день преставления святого Николая, которого у нас еще называют "Угодником", потому что все его деяния были угодны Богу. (Память - 22,05.)

Икона есть наглядное свидетельство вечности, которое не может идти от человека, по существу чуждого духовности. Кто же эти свидетели?

Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие.

За ним следует целый сонм иконописцев, почти никому неизвестных. У славян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов.

На Руси известен преподобный Алипий-иконописец, подвижник Киево-Печерского монастыря. Он был отдан своими родителями в «научение иконного воображения» к греческим мастерам, прибывшим для украшения храмов Лавры в 1083 году. Здесь он «учася мастером своим помогаше». По окончании росписи лаврских соборов он остался в обители и был настолько искусен в своем деле, что, по благодати Божией, как читаем в Житии, видимым изображением на иконе воспроизводил как бы самый духовный образ добродетели, ибо он обучался иконописному искусству не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей. Преподобный Алипий постоянно трудился, писал иконы для игумена, для братии, для всех нуждавшихся в иконах храмов и для всех людей, ничего не взимая за свой труд. Ночью он упражнялся в молитве, а днем с великим смирением, чистотой, терпением, постом, любовью занимался богомыслием и рукоделием. Никто никогда не видал святого праздным, но при всем том он никогда не пропускал молитвенных собраний, даже ради своих богоугодных занятий. Его иконы расходились повсюду. Одна из них - икона Божией Матери - была отправлена князем Владимиром Мономахом в Ростов, для построенной им там церкви, где она и прославилась чудесами. Трогательно поучителен для нас случай, происшедший перед самой кончиной преподобного.

Некто просил его написать икону Пресвятой Богородицы ко дню Ее Успения. Но преподобный вскоре заболел предсмертной болезнью. Когда в канун праздника Успения заказчик пришел к преподобному Алипию и увидел, что его просьба не выполнена, он сильно укорил его за то, что преподобный вовремя не известил его о болезни: он мог бы заказать икону другому иконописцу. Преподобный утешал огорченного, говоря, что Бог может «единым словом написать икону Своей Матери». Опечаленный человек ушел, и тотчас после его ухода в келлию преподобного вошел некий юноша и начал писать икону. Болящий старец принял пришедшего за человека и подумал, что заказчик, обидевшись на него, прислал нового иконописца. Однако быстрота работы и искусность показывали другое. Накладывая золото, растирая на камне краски и живописуя ими, неизвестный написал икону в продолжение трех часов, потом спросил: «Отче, быть может, чего недостает или в чем-либо я погрешил?» «Ты сделал все прекрасно, - сказал старец, - Сам Бог помог тебе написать икону с таким благолепием; это Он Сам сделал через тебя». С наступлением вечера иконописец вместе с иконой стал невидим. Наутро, к великой радости заказчика, икона оказалась в храме, на назначенном для нее месте. А когда после богослужения все пришли благодарить болящего и спрашивали его, кем и как была написана икона, преподобный Алипий ответил: «Эту икону написал Ангел, который и сейчас предстоит здесь, намереваясь взять мою душу».

У преподобного Алипия был ученик и спостник - преподобный Григорий, который тоже написал много икон, и все они разошлись по России.В XII веке иконописные мастерские были при новгородских монастырях: Антониеве, Юрьеве, Хутынском.

В XIII веке историей отмечается как искусный иконописец святитель Петр, Митрополит Московский.

В XIV-XV веках многие великие мастера создали выдающиеся иконы. Хотя имена иконописцев не сохранились, их иконы время не уничтожило. В завещании преподобного Иосифа Волоколамского сказано, что Андрей Рублев, Савва, Александр и Даниил Черный «зело прилежаху иконному писанию и толико тщание о постничестве и о иноческом жителстве имуще, яко им Божественныя благодати сподобитися и тако в Божественную любовь преуспевати, яко никогда же о земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному свету, яко и на самый праздник Светлаго Христова Воскресения на седалищах седяще и пред собою имуще Божественныя и честныя иконы и неуклонно на них взирающе, Божественныя радости и светлости исполняхуся. И не точию на той день тако творяху, но и в прочия дни, егда живописа-тельству не прилежаху. Сего ради и Владыка Христос тех прослави в конечный час смертный. Прежде убо преставися Андрей, потом разболеся и спостник его Даниил и, в конечном издыхании сый, виде своего спостника Андрея во мнозе славе с радостию призывающа его в вечное оно и бесконечное блаженство».

Преподобный Дионисий Глушицкий, подвизавшийся на реке Глушице, написал очень много икон для разных храмов.

В XVI веке известными иконописцами были Симон, митрополит Московский, Варлаам и Макарий.

Преподобный Пахомий Нерехтский и его ученик Иринарх; святитель Феодор Ростовский, племянник Преподобного Сергия; преподобный Игнатий Ломский, спостник преподобного Кирилла Белоезерского; преподобный Анания, иконописец новгородского Антониева монастыря, также писали иконы.

Преподобный Антоний Сийский имел главным своим и любимым занятием иконописание. Еще при жизни иконописца от его иконы Святой Троицы исцелялись болящие. По северу России (в Архангельской области) было множество им написанных икон. Многие братия его обители также занимались этим святым делом.

Вот какой великий сонм святых свидетелей, поименованных здесь только отчасти, оставил нам как драгоценное наследие древнюю икону. Более того, даже в XIX веке, когда древняя икона была в пренебрежении и забвении у «передовых» людей искусства, когда древняя иконная техника сохранялась лишь в немногих селах и деревнях, главным образом, Владимирской губернии, и тогда находились светочи благочестия, подвижники-иконописцы, и за святость их жизни писанные ими иконы исполнялись благодатными дарами.

В жизнеописании старца иеросхимонаха Нила (1801- 1870), восстановителя и возобновителя Нило-Сорской пустыни, рассказывается, что еще в детстве, под руководством своего старшего брата-иконописца, он занимался писанием святых икон, причем с благоговением и страхом Божиим, видя в этом занятии не столько ремесло, сколько служение Богу. Обучившись достаточно в одной из иконописных артелей, он, будучи уже иеродиаконом, строгим и внимательным подвижником, в свободное время по-прежнему прилежал иконописанию, благоговейно, с молитвенным приготовлением, и труды его рук были благословлены Богом и ознаменованы благодатными действиями. Он сподобился своими руками обновить чудотворную Иерусалимскую икону Божией Матери, которая и после поновлення продолжала чудотворить по-прежнему. С нее он сделал точный список, также получивший чудотворную силу.

Для себя он написал копию в уменьшенном размере, хранил ее с благоговением в своей келлии и не раз удостаивался от нее благодатных знамений. Назначенный в Нило-Сорскую пустынь, он принял там схиму с именем ее основателя преподобного Нила Сорского, чудотворца. Сюда он принес и Иерусалимскую икону Богоматери, бывшую неоценимым его сокровищем и утешением в скорбях. С ней он не думал разлучаться, но Пресвятой Богородице было угодно даровать эту икону, причастную благодати, русской обители святого великомученика Пантелеймона на Афоне. Об этом он получил извещение и повеление от Самой Богоматери в таинственном видении и в 1850 году послал икону на Афон. Лишившись этой святыни, старец Нил, приготовившись постом и молитвой, приступил к написанию для своей келлии иконы Богоматери, именуемой Кипрская, которую и написал с замечательным искусством. Эта икона долгое время находилась в его келлии и была свидетельницей его молитв, слез и воздыханий. Она также ознаменовалась проявлениями Божией благодати: угасшая лампада перед нею неоднократно сама возжигалась на глазах старца, елей в ней умножался так, что его хватало на много дней, что бывало во время болезни старца. Эта икона, по его словам, не раз спасала его келлию от пожара и разбойников и его самого от явной смерти. После смерти старца икона была перенесена в церковь и поставлена на горнем месте, где перед ней теплилась неугасимая лампада.

В своей работе старец строго придерживался древней греческой иконописи и искусно и благоговейно изображал божественные лики. Не лишне сказать, как старец, по словам его келейника, совершал освящение написанных им икон. Намереваясь написать икону, особенно большого размера, он усугублял пост и молитву, а по написании ставил ее в своей келлии и обычно звал келейника на всенощное бдение. «Что за праздник у нас завтра, батюшка?» - спросит келейник. «У меня завтра табельный день», - ответит старец и покажет на написанную икону. Бдение совершал тому святому, чье изображение было на иконе, и оно продолжалось около четырех часов. Утром, отслужив, по своему обычаю, раннюю литургию, он совершал водосвятный молебен, прочитывал положенные на освящение иконы молитвы, окроплял ее святой водой, потом благоговейно поклонялся ей, лобызал - и готова святая икона, святая воистину, освященная и благоговейным трудом, и усердной молитвой праведника. Все иконы, им написанные и освященные, проявляли благодатные действия.

Кроме названных иконописцев, прославленных святых или известных своей церковной деятельностью митрополитов, было бесчисленное множество благоговейных тружеников, оставшихся никому неизвестными, за смирение которых дела их рук, конечно, не были лишены благодати Божией.

Как некое Богооткровение, как плод духовного опыта, как предание и творение отцов Церкви, как их свидетельство вечности древняя икона несет на себе все черты небесного: неразвлекаемую молитвенную собранность, глубину тайн веры, гармонию духа, красоту чистоты и бесстрастия, величие смирения и простоты, страх Божий и благоговение. Перед ней затихают страсти и суета мира; она высится над всем в ином плане бытия. Икона есть великая святыня и по содержанию, и по форме. Некоторые иконы написаны перстом Божиим, некоторые - Ангелами. Ангелы служили иконам, перенося их с места на место (Тихвинская икона Божией Матери и др.); многие остались целыми и невредимыми при пожарах; некоторые, будучи пронзены копьями и стрелами, источали кровь и слезы, не говоря уже о других бесчисленных знамениях, как исцеления и прочее.

Евангелие проповедует Царствие Божие словом, икона то же вещает образом.

Божественное слово Евангелия отличается величайшей простотой, доступностью и одновременно неизмеримой глубиной. Внешняя форма иконы - предел, вершина простоты, но глубине ее мы поклоняемся с благоговением. Евангелие вечно, одно - для всех времен и народов; значение иконы не ограничивается ни эпохой, ни народностью.

Из лекции монахини Иулиании «Православная икона»