Главная · Диарея · Гигиеническое обоснование школьного режима. Занятие беседа с элементами игры «Личная гигиена школьника Соблюдение правил личной гигиены школьника

Гигиеническое обоснование школьного режима. Занятие беседа с элементами игры «Личная гигиена школьника Соблюдение правил личной гигиены школьника

Гигиена школьника


Всем взрослым известно, что здоровье человека напрямую зависит от соблюдения правил гигиены. Поэтому эти знания нужно доносить детям с раннего возраста, чтобы в будущем не возникало нежелательных проблем. Часто дети не понимают, насколько важно следить за собой. Поэтому родители и педагоги обязаны проводить соответствующие беседы и воспитательные работы, которые касаются здоровья школьников. Если говорить о школьных занятиях, то частота их проведения зависит от возрастной категории детей: если это малыши 1-4 классов, то подобные уроки могут быть раз в 1-2 недели, для старших учеников педагоги устраивают лекции раз в 1-2 месяца. Целью таких занятий является ознакомление учащихся с правилами охраны здоровья и развитие навыков личной гигиены. Стоит отметить, что школьными занятиями обучение правилам гигиены обходиться не должно. Родители, как никто другой, должны приложить максимум усилий для объяснения этих правил...

В

чем же заключается личная гигиена школьника? Данное понятие означает совокупность определенных правил гигиены, которые способствуют укреплению и сохранению человеческого здоровья. К понятию личной гигиены относят режим дня школьника, правильное питание, правильное распределение физических и умственных нагрузок, гигиенические требования содержания места проживания, личного тела, одежды и белья. Следует приучать школьника к ежедневным водным процедурам, которые заключаются в умывании, чистке зубов и принятии душа. Так, умываться рекомендуется в проточной воде, чистить зубы и принимать душ - дважды в день (утром и перед сном) . За день кожа человека вырабатывает достаточное количество кожного сала и пота, которые имеют неприятный запах и закупоривают поры. Вследствие этого кожа перестает дышать, в ней нарушаются защитные свойства, потоотделение, теплообмен. Это приводит к размножению различных болезнетворных микроорганизмов, на коже могут появиться ранки и гнойники. Поэтому ежедневные водные процедуры - обязательное правило для каждого ребенка...

Особое внимание следует уделять чистоте рук. Известно, что наибольшее количество вредных микробов и бактерий находится под ногтями, чуть меньше - на кожном покрове рук. Более того, под ногтями могут быть яйца гельминтов, которые попадают туда с шерсти животных или с мест общего пользования. Поэтому очень важно своевременно стричь ногти, а также чистить их специальной щеткой. Руки рекомендуется мыть, обязательно используя мыло, по несколько раз в день: перед едой, после улицы или школы, после похода в магазин или в туалет, после игр с животными. Ноги желательно мыть перед ночным отдыхом. Очень важным пунктом в личной гигиене школьника является регулярная смена нательного белья, одежды, носков, колготок. Поскольку дети постоянно находятся в движении, то совершенно справедливо, что одежда быстро пачкается. Чтобы избежать возникновения раздражения кожи или высыпаний, для детей нужно выбирать нательную одежду из натуральных тканей, например, из хлопка.

Чтобы ребенок рос здоровым и бодрым, чтобы его организм нормально функционировал, чтобы у него было всегда прекрасное настроение, он должен знать основные правила гигиены для школьников, которые заключаются в следующем:

Первое правило личной гигиены - ежедневное умывание. Ребенок должен сам помнить об этом пункте и выполнять его добровольно несколько раз в день. Во время утреней процедуры школьник должен промыть носовые проходы от накопившейся за ночь слизи. Это позволит уничтожить болезнетворные микроорганизмы, которые могли попасть в носоглотку за прошедшие сутки. После улицы или школы детям рекомендуется во время умывания использовать мыло, которое поможет устранить бактерии, вирусы или грибок, которые могли попасть на кожу в общественном месте.

Второе правило: мытье рук. К тому же, чем чаще ребенок будет выполнять это правило, тем лучше.

Третье: чистка полости рта. Ежедневно, не менее двух раз, ребенок должен чистить зубы щеткой, используя зубную пасту. При этом важно, чтобы зубная щетка была подобрана правильно: не стоит использовать слишком жесткую щетину, поскольку она может ранить слизистую десен, и лучше отказаться от слишком мягкой щетки, поскольку она не способна хорошо вычистить зубной налет и остатки еды. К тому же вода должна быть теплой во время чистки зубов, поскольку слишком холодная или горячая вода разрушает зубную эмаль. Ребенка нужно учить пользоваться зубной нитью, которая помогает удалить остатки еды между зубами. Важно также после каждого приема пищи полоскать рот, используя теплую воду.

Девочкам рекомендуется ежедневно принимать душ, а вот мальчики могут выбирать, как им купаться, в душе или в ванной. Мыться следует, используя мочалку и мыло. Таким образом лучше удаляются все возможные загрязнения с кожи. Дети обязательно должны остригать ногти хотя бы раз в семь дней. Важно следить за тем, как ребенок выполняет все правила и выполняет ли он их вообще, поскольку часто дети ленятся следить за собой, что, в итоге, приводит к болезням кишечника, к появлению гельминтов, кариесу и других неприятных недомоганий...

Поскольку гигиена и здоровье школьника зависит в основном от родителей и педагогов, то именно они должны прививать гигиенические навыки. При этом между ними должно быть тесное сотрудничество. Для того чтобы дети лучше усвоили правила гигиены, взрослые должны доходчиво объяснить их смысл и значение, а также рассказать о возможных рисках в случае невыполнения этих правил. Школьники охотнее выполняют гигиенические процедуры, если родители показывают правильный пример и ежедневно придерживаются тех же инструкций. Также взрослые должны показывать, как правильно выполнять ту или иную процедуру до тех пор, пока ребенок не усвоит ее (например, расчесывание волос, мытье рук и ног, умывание, чистка зубов и прочее) . Приучать детей выполнять гигиенические процедуры нужно ежедневно в одно и то же время, не нарушая режима дня. При этом приветствуется поощрение за выполнение или разумное наказание за невыполнение этих процедур. Гигиена и здоровье ребенка зависит и от чистоты в доме, где он проживает. Так, влажная уборка должна проводиться не менее одного раза в неделю. Мести пол нужно увлажненным веником, а пыль с мебели рекомендуется вытирать влажной тряпкой после каждого подметания. Кроме этого, важно регулярно проветривать жилье, поддерживая температуру воздуха не меньше 18 градусов. В теплое время года окна должны быть открыты круглосуточно, а в холодный период проветривание должно быть не менее четырех раз в сутки. Также важно приучать ребенка убирать за собой самостоятельно...

Школьники должны следить за своими школьными принадлежностями: вовремя точить карандаши, менять обложки на книгах и тетрадках, если они испачкались, держать все приспособления для письма в специальном пенале.

Правила гигиены, если постоянно и беспрекословно соблюдать их, способны поддержать и сохранить здоровье школьника в течение многих лет. Но для этого нужно приложить максимум усилий и научиться использовать гигиенические навыки...

Список используемых источников:

1.http://veselajashkola.ru/zdorovie-rebenka/gigiena-i-zdorove-shkolnika/
2.Энциклопедия здоровья

Личная гигиена школьника включает в себя правила, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка. Для их выполнения необходимо придерживаться рационального режима дня, правильного питания, чередования физического и умственного труда, труда и активного отдыха, а также соблюдение личной гигиены, в узком понимании этого слова. Кроме всего, гигиеническое воспитание - это составная часть общего воспитания, в процессе которого ребенку прививаются гигиенические навыки, что является неотъемлемой составляющей культурного поведения человека.

Основные правила гигиены для школьников

    Личная гигиена ученика является первоочередным правилом, которое заключается в требованиях к содержанию в чистоте тела, одежды, а также жилища. Ребенка необходимо приучать каждое утро умывать лицо, руки, шею, чистить зубы. Умываться также необходимо и после прогулки. Вечером, перед сном, следует принять водные процедуры и одеть чистое белье. Особого ухода требуют руки, а также ногти на пальцах рук и ног. Для того, чтобы под длинными ногтями не скапливалась грязь, их необходимо аккуратно подстригать 1 раз в 2 недели или чаще по необходимости. Очень важно мыть руки перед едой, после какой-либо грязной работы, после посещения туалета и различных общественных мест. Личная гигиена также включает в себя соблюдение гигиены быта - проветривание помещения, уход за личной одеждой и постельными принадлежностями, создание благоприятных условий для сна и отдыха.

    Основным требованием гигиены питания школьников является то, что прием пищи должен осуществляться каждый день в строго определенное время. Учащимся следует принимать пищу не меньше 4 раз в сутки. Еда должна быть свежеприготовленная, сбалансированная, а также обладать приятным запахом и видом. Есть необходимо не торопясь, при этом тщательно пережевывая, а также во время еды школьник не должен отвлекаться и разговаривать.

    Еще одним правилом, которое должен соблюдать каждый школьник является гигиена умственного труда. Основная цель данной гигиены - длительное сохранение высокой умственной работоспособности и предотвращение быстрой утомляемости. Для этого ребенку необходимо соблюдать определенный режим дня. Начинать работу следует постепенно, при этом соблюдать последовательность и систематичность. Также, эффективность умственного труда повышается при сосредоточенном внимании, усидчивости и аккуратности.

    Следует не забывать о чередовании работы и отдыха. Для соблюдения данного правила большое значение имеет гигиена рабочего места школьника. Очень важно создать на рабочем месте учащегося благоприятную обстановку для продуктивной работы. В первую очередь должна быть обеспечена правильная рабочая поза, которая зависит от рациональности конструкции стола и стула. Рабочее место должно быть достаточно освещенное, а в помещение должен быть чистый воздух и благоприятная температура.

ГИГИЕНА ШКОЛЬНИКА. Здоровье ребёнка во многом зависит от регулярного и точного соблюдения правил гигиены. В школе навыки по гигиене воспитываются педагогами и школьным врачом. В нач. классах соответствующая воспитательная работа проводится не только на спец. уроках здоровья, но и на уроках по общеобразовательным предметам [напр., в программу по рус. языку (1-й класс) включается тема "Забота о здоровье", в программе 4-го класса по природоведению - тема "Тело человека и уход за ним" и т. д.]. Задача этих уроков - познакомить уч-ся с элементарными сведениями по охране здоровья и на основе их воспитывать первоначальные гигиенич. навыки.

Уч-ся средних и старших классов приобретают элементы гигиенич. знаний на уроках естествознания (гл. обр. при прохождении курса анатомии и физиологии человека). Воспитание гигиенич. навыков начинается с объяснения значения того или иного гигиенич. требования. Большое значение для воспитания навыков Г. ш. имеет личный пример педагогов, воспитателей, старших школьников, внешний вид и поведение к-рых должны быть образцом чистоты, аккуратности и порядка.

Большую роль в привитии гигиенич. навыков играет санитарная самодеятельность уч-ся - активная работа младших школьников санитарами (дети-санитары проверяют у уч-ся чистоту рук, шеи, ушей, носового платка, воротничка, следят за мытьём рук перед завтраком и т. д. и делают пометки в дневниках санитаров), а старших - сандружинницами. Способствует выработке гигиенич. навыков чистота в классах и других помещениях школы, школьного двора и т. п.

Гигиенич. знания, сообщаемые уч-ся, должны опираться на данные совр. медицины. Воспитание гигиенич. навыков может быть успешным только при тесном содружестве школы и семьи. Среди родителей должна проводиться систематическая и последовательная санитарно-просветительная работа. Врач, мед. сестра совместно с педагогами организуют "уголок для родителей", в к-ром вывешивают плакаты, текстовые таблицы, памятки, разъясняющие, как надо заботиться о здоровье школьника в семье. Наиболее действенным средством правильной организации заботы семьи о воспитании гигиенич. навыков являются посещения учителем уч-ся на дому. Во время этих посещений учитель знакомится с гигиенич. условиями в семье, с режимом дня уч-ся, с организацией и освещением его рабочего места и т. д.

Для того чтобы дети выполняли требования гигиены, они должны понимать их смысл и значение. Родители и взрослые члены семьи должны объяснять детям необходимость выполнения того или иного правила гигиены. Очень важно показать ребёнку, как следует правильно и хорошо выполнять ту или иную процедуру (напр., как правильно расчёсывать волосы, чистить зубы, мыть руки, проводить влажные обтирания с последующим растиранием тела полотенцем и т. п.). Показывать и поправлять ребёнка нужно до тех пор, пока он хорошо не усвоит все приёмы. Чтобы выполнение правил гигиены вошло в привычку, нужно приучать детей ежедневно в определённое время в установленной последовательности проводить все элементы режима, а также все процедуры по уходу за своим телом, одеждой и помещением; строго контролировать выполнение правил гигиены, поощряя аккуратность или, наоборот, разумно наказывая за неаккуратность и лень.

Приобретению детьми гигиенич. навыков способствует стремление их подражать взрослым. Поэтому родители, старшие братья и сестры своим обликом, привычками, поведением должны служить детям образцом чистоты, порядка и аккуратности. Требуя от детей выполнения режима дня, необходимо следить за тем, чтобы определённый установленный распорядок поддерживался и всеми остальными членами семьи.

Правильно организованный режим дня - это рациональное распределение времени уч. занятий, труда, отдыха, сна, приёма пищи, самообслуживания, утренней гимнастики и т. д. Режим дня школьника устанавливается в зависимости от его возраста, состояния здоровья, занятий в школе. Классный руководитель и школьный врач дают родителям консультацию по вопросу организации режима дня. При организации режима дня особое внимание следует уделить рациональному питанию ребёнка. Одним из основных гигиенич. требований, предъявляемых к организации режима дня, является чередование деятельности и полного отдыха, т. е. сна. Гигиенич. полноценность сна определяют: продолжительность, периодичность и глубина. Продолжительность сна связана с возрастом и физич. состоянием детей. Вставать и ложиться спать дети должны в определённое время (см. Сон). Особое внимание следует уделять чистоте воздуха комнаты, где спит ребёнок. Детей нужно приучать спать с открытыми окнами. Ребёнок должен иметь отдельную удобную и чистую постель.

Большое значение имеет закаливание организма ребёнка, к-рое следует проводить по определённой системе в течение всего года. При воспитании гигие-нич. навыков необходимо обратить внимание также на правильную осанку. Очень часто школьники стоят ссутулившись, слегка выпятив живот; при приготовлении уроков сидят согнувшись, приподняв правое и опустив левое плечо. Неправильная поза вызывает более быстрое утомление и может способствовать возникновению недостатков в физич. развитии: увеличение сутуловатости, искривление позвоночника и т. д. Правильная осанка способствует созданию наилучших условий для дыхания и кровообращения (см. Осанка).

Школьники ежедневно должны делать утреннюю гимнастику, к-рая способствует воспитанию правильной осанки и даёт зарядку бодрости ребёнку на весь день (см. Зарядка).

Кроме утренней гимнастики дома (по согласованию с врачом), можно при необходимости проводить кор-регирующую (исправляющую) гимнастику. Необходимо также обратить внимание на появление плоскостопия, к-рое может быть причиной быстрого утомления детей при ходьбе, долгом стоянии.

Г. ш. включает уход за глазами, т. е. гигиену зрения, ухудшение к-рого может быть одной из причин снижения успеваемости уч-ся.

Одним из основных элементов личной гигиены является повседневный уход за кожей лица, рук. Необходимо своевременно приучить ребёнка мыть руки перед едой и после всякого загрязнения, пользования уборной, после игры с домашними животными и т. п. Руки следует мыть обязательно с мылом. Школьникам лучше всего пользоваться детским или глицериновым мылом. Вытираться надо досуха, чтобы кожа не стала шероховатой и не появлялись трещины (т. н. "цыпки"). Каждый ребёнок должен иметь своё отдельное полотенце. Умываться надо утром и вечером водой обычной комнатной температуры. Особое внимание следует обращать на уход за ногтями. Их надо ежедневно промывать щёткой с мылом и коротко стричь. Ногти на пальцах рук стригут дугообразно, по возвышению пальцев. На ногах ногти следует стричь прямо, т. к. срезание углов способствует врастанию ногтей.

Ноги следует мыть ежедневно перед сном, как в целях закаливания организма, так и для поддержания чистоты и борьбы с потливостью. Причинами потливости могут быть редкое мытьё ног, перегревание их, ношение резиновой обуви и т. п. Потливость ног может быть устранена гигиенич. уходом и в первую очередь ежедневным мытьём их вначале тёплой, а потом прохладной водой. Если же потливость ног не проходит, то она, очевидно, связана с к.-л. заболеванием, в таком случае следует обратиться к врачу.

Дети должны еженедельно мыться горячей водой (температура 35° - 40°). Маленьких детей, имеющих более тонкую и нежную кожу, лучше мыть губкой, дети школьного возраста могут пользоваться мочалкой. Особого внимания требует уход за волосами. Сухие волосы рекомендуется мыть через 10 дней, а жирные - через 5 - 6 (по мере загрязнения). Жёсткую воду можно смягчить (добавить на таз 1 - 2 ложки питьевой соды). Если кожа на голове шелушится, а волосы сухие, то после мытья и просушивания целесообразно голову смазать касторовым, миндальным или репейным маслом. Каждый ребёнок должен иметь свою расчёску (а при необходимости свой частый гребень). Короткие волосы нужно расчёсывать от корня к концу волоса, а длинные - расчёсывать в несколько приёмов, начиная с конца их. Приучая девочек самостоятельно ухаживать за своими волосами, мать должна систематически осматривать голову дочери, а время от времени после мытья причёсывать её частым гребнем. Заплетая косы не следует их слишком туго стягивать, т. к. это способствует выпадению волос. Девочкам не следует постоянно носить косынки, т. к. при этом плохо растут волосы.

Воспитание у детей навыка систематич. ухода за зубами и полостью рта является одним из необходимых правил личной гигиены. Зубы нужно чистить ежедневно, обязательно перед сном, а лучше дважды в день утром и вечером; кроме того, рекомендуется полоскать рот тёплой водой после еды (см. Зубы).

Семья и школа должны воспитывать у ребёнка навыки гигиенич. поведения. Школьник должен знать что, кашляя или чихая, следует закрыть рот рукой и отвернуться от соседа. Следует воспитывать у детей привычку обмывать водой овощи и фрукты, т. к. на немытых фруктах, овощах, ягодах долго сохраняются микробы. Требованием личной гигиены является также чистота окружающих ребёнка предметов - игрушек, книг, одежды, а также чистота комнаты.

Школьников необходимо приучить правильно обращаться с книгой. Грязная и растрёпанная книга способствует распространению инфекции. Нужно особенно тщательно следить за чистотой книг, не давать здоровым книг, к-рыми пользовались больные дети, не позволять детям слюнявить страницы книги и перегибать их, не оставлять книг открытыми, т. к. бумага желтеет, печать выцветает, это ухудшает чёткость и разборчивость текста и отрицательно сказывается на зрении читающего. Книгу нужно обёртывать в чистую бумагу и менять обёртку по мере её загрязнения, хранить книги по возможности в закрытых полках.

Письменные принадлежности надо держать в пенале, после употребления перья вытирать перочисткой. Очинку карандашей производить над спец. коробочкой при помощи машинки или перочинного ножа. Нужно объяснить ребёнку вред привычки брать в рот карандаш, резинку.

Гигиенич. требования предъявляются к одежде и обуви детей (см. Одежда и обувь).

Г. ш. включает и гигиену жилища. Помещение, где живёт ребёнок, должно быть всегда чистым. В тёплое время года следует постоянно держать открытыми окна, а в холодное время - не менее четырёх раз проветривать комнату (еще лучше приучать детей спать при открытой форточке). Наиболее благоприятная температура в комнате 18°С. Уборку помещения нужно производить по утрам и по мере загрязнения. Во время уборки в тёплую погоду необходимо открывать окна, а в холодную - форточки. Полы нужно подметать, обёртывая щётку влажной тряпкой. Полы следует мыть не реже раза в неделю и вытирать посуше, чтобы не увеличивать влажность воздуха. Паркетные полы лучше натирать мастикой. Стены и двери следует протирать не реже одного раза в месяц. Пыль с мебели вытирается после подметания комнаты. Не менее важно соблюдать чистоту во всех подсобных помещениях квартиры.

План

Введение

1. Гигиена школьника

2. Личная гигиена детей дошкольного и младшего школьного возраста

3. Гигиена питания школьников

4. Гигиена зрения. Освещение

Список литературы

Введение

Школьная гигиена - представляет отдел общественной гигиены, имеющий задачей охранение здоровья учащихся от тех вредных влияний, которые оказывает школа; она учит, каким образом нужно устраивать школьные помещения, как нужно приспособлять школьные принадлежности (классные скамьи, доски и т. п.), как распределять занятия и т. д. В более широком смысле Ш. гигиена обнимает заботы о гармоническом развитии тела и духа детей в школе. Для достижения этих стремлений, помимо других условий, необходимо, чтобы рука об руку со Ш. гигиеной шла домашняя гигиена учащихся. Основателем современной Ш. гигиены считается венский врач Франк. После его труда (Joh.-Pet. Frank, "System einer vollst ä ndigen medizinischen Policey", Мангейм, II т., 1780), появившегося в 1780 г., наступает довольно продолжительный период застоя в этой области; в 1836 г. выходит книга Лоринзера: "В защиту здоровья учащихся". Главные же работы по вопросам Ш. гигиены относятся к последним 40-50 годам, когда появляются исследования Парова и Мейера о механизме сидения, Фарнера о реформе школьной мебели, Кона о школьной близорукости, Петтенкофера о воздухе, Шуберта о письме; позже, с 70 годов XIX столетия, начинают разрабатывать вопросы умственной и нравственней гигиены учащихся, о методах преподавания, о переутомлении (Кей, Грисбах, Крепелин и др.). В России первый занялся Ш. гигиеной в 70-х годах XIX столетия бывший московский профессор Эрисман; помимо собственных исследований, он еще руководил многими работами других, по преимуществу земских врачей (Жбанков, Нагорский, Амстердамский, Зак, Старков и др.).

Массовые исследования школьников, произведенные у нас и за границей, обнаружили с несомненностью тот факт, что школа, главным образом благодаря своим антигигиеническим условиям, с одной стороны, вызывает развитие некоторых болезненных состояний своих питомцев, с другой стороны - поддерживает расстройства организма, в которых, однако, не может считаться единственной виновницей. К первой группе относятся: близорукость, боковое искривление позвоночника, переутомление - школьные болезни по преимуществу; ко второй: расстройства пищеварения, малокровие, привычная головная боль, привычные носовые кровотечения, болезни костей, зубов, уха и проч.; некоторые причисляют также к школьным болезням припухание щитовидной железы (зоб). Наконец, школа является посредницей в передаче и эпидемическом распространении многих заразных болезней детского возраста (скарлатина, дифтерит, корь, коклюш, свинка, парша, стригущий лишай и т. д.). Статистические данные показывают, что в школах заболеваемость очень велика. В шведских высших школах найдено болезненных и больных 55 %, а в общинных школах - 34-38 % всех детей, в датских школах для мальчиков 29 %, для девочек 41 %. В московских городских школах было обнаружено в 1889 г. на 11188 осмотренных детей 5081 (45,4 %) больных; по отчетам петербургских школ за 1890 г., мальчиков оказалось больных 51 %, девочек 72,8 %;

Не все, однако, так называемые школьные болезни могут быть отнесены на счет школы. Так, исследования 48000 учеников, произведенные в Норвегии и Дании, показали, что четвертая часть больных детей принесли уже с собой свои болезни из родительского дома.

1. Гигиена школьника

Гигиена - область медицины, изучающая влияние природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Каждый человек должен знать правила гигиены. Она включает соблюдение рационального суточного режима, уход за кожей и полостью рта, правильное питание, закаливание, физкультуру, отказ от вредных привычек.

Правила личной гигиены определяются возрастом, полом, состоянием здоровья.

Наш организм приспособлен к ритмичной работе. Мы встаем и ложимся спать, занимаемся, трудимся, едим и отдыхаем приблизительно в одно и то же время; в нервной системе формируется динамический стереотип - система условнореф-лекторных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Это повышает работоспособность, улучшает самочувствие и способствует полноценному отдыху. Режим дня надо строить с учетом возраста.

Вставать следует в одно и то же время, не позднее 7 ч, и начинать день с утренней гигиенической зарядки, цель которой - ускорить переход от сна к бодрствованию. Упражнения, требующие большой физической силы и выносливости, в нее включать не следует. Так как в течение дня работоспособность человека меняется, наиболее ответственную и напряженную работу, в том числе и спортивные тренировки, лучше планировать от 10 до 13 и от 16 до 20 ч, когда она наиболее высокая.

Очень важно тщательно умываться, принимать душ утром и вечером. Каждый человек в доме должен иметь свое полотенце, пасту, зубную щетку. Зубы надо чистить каждый день. Особого внимания требует уход за руками. Наибольшее количество болезнетворных микробов скапливается под ногтями. Там могут оказаться и яйца гельминтов (глистов), поэтому ногти надо регулярно стричь и вычищать грязь под ногтями специальной щеткой. Умываться лучше проточной водой. Общий таз для мытья использовать нельзя: можно заразиться чесоткой, желудочно-кишечными и другими заболеваниями.

Одежда должна соответствовать погоде. В холодное время года она должна быть теплой, но кутаться не следует. Слишком теплая одежда приводит к перегреву организма.

Обувь должна быть легкой, эластичной, хорошо вентилируемой и правильно подобранной по ноге. При длительном использовании узкой обуви пальцы стопы деформируются, появляются потертости и мозоли. На тренировках, в туристских походах надо носить разношенную и прочную обувь, следить, чтобы она не промокала, а носки оставались сухими. В резиновые тапочки и кеды необходимо подкладывать войлочную стельку и надевать шерстяные носки.

Дорога в школу для многих - хорошая прогулка. Поэтому всегда стоит иметь небольшой запас времени.

Работа в школе и дома часто связана с чтением и письмом, поэтому следует соблюдать гигиену зрения. Все необходимое для работы должно быть приготовлено заранее, каждая вещь должна быть на своем месте.

Учеба не только дает знания, умения, навыки, но и тренирует физические и умственные способности, совершенствует память, воображение, мышление, волю, чувства, готовит к труду. Для любой работы, физической и умственной, характерны три периода. Первый период - врабатывание, когда человек приступает к работе. Второй - оптимальная работоспособность (адаптация), когда человек работает с полной отдачей сил. Третий период - истощение: вследствие утомления происходит падение производительности труда. Важно сократить первый и третий периоды и возможно дольше продлить второй. Поэтому в работу надо включаться постепенно. Во время периода врабатывания не рекомендуется делать перерывы и отвлекаться от занятий даже тогда, когда работа не получается сразу. После каждого перерыва работа снова и снова начинается с периода врабатывания, и период оптимальной работоспособности может не наступить, сразу наступит период истощения. Имея это в виду, советский физиолог А.А. Ухтомский заметил, что мы часто устаем не потому, что много работаем, а потому, что плохо работаем.

Самые трудные задания целесообразно выполнять во время оптимальной работоспособности. При переходе от одних занятий к другим следует делать небольшие перерывы, не более 5-10 мин. Более длительные перерывы нарушают состояние оптимальной работоспособности, а более короткие лишают человека полноценного отдыха. Во время перерыва хозаболеваний или теплового перегрева необходимо закаливание организма. Водные процедуры - обтирания или купание в воде с температурой +20 +22°С - следует проводить при температуре воздуха не менее 20°С после физзарядки, начиная с 3-4 мин и доводя до 15-20 мин. Воздушные ванны можно начинать при температуре воздуха +15° в течение 15- 20 мин и постепенно доводить их до 2-3 ч.

Солнечные ванны лучше всего принимать летом с 8 до 11 ч (осенью с 11 до 14 ч), начиная с 5-10 мин и доводя до 20-60 мин. При этом кожа загорает, в ней образуется витамин D, который повышает сопротивляемость организма простудным болезням.

Употребление алкоголя приводит к расширению сосудов кожи, увеличению теплоотдачи и легкому обморожению и замерзанию на холоде, а курение табака сужает капилляры кожи и уменьшает теплоотдачу, что способствует тепловому перегреву при высоких температурах. Хорошо проделать небольшие физические упражнения, умыть лицо холодной водой либо ненадолго переключиться на другой род деятельности. Это поможет поддержать рабочую форму.

С наступлением третьего периода (истощение) работу надо прекратить и отдохнуть. Различают отдых активный, связанный с переменой деятельности: прогулки на воздухе, игры, чтение художественной литературы, посещение кино, театра или музея, спорт; и пассивный: отдых в кресле, на диване, сон. Надо научиться правильно дозировать умственные и физические нагрузки, чередовать труд и отдых, рационально планировать свою работу. Поскольку к концу учебной четверти и учебного года работоспособность обычно понижается, режим необходимо в это время выдерживать более строго.

Малоподвижный образ жизни приводит к значительным нарушениям физического развития. При этом страдает не только мускулатура тела, недостаточно развиваются и другие системы организма, прежде всего нервная и сердечнососудистая, задерживается формирование произвольных движений, человек плохо владеет своим телом.

Необходимо следить за своей осанкой не только в положении стоя или сидя, но и во время ходьбы, а также при работе. В школьной мастерской и дома надо следить за точностью рабочих движений и позой, правильно держать инструмент, соблюдать постоянный ритм в работе.

Важная проблема - борьба с инфекционными, функциональными заболеваниями, а также с травмами. Скопление большого числа людей в одном помещении - благоприятное условие для развития многих болезнетворных микроорганизмов. Чтобы избежать заражения, необходимо соблюдать правила личной и общественной гигиены: содержать в чистоте школьное помещение, не уклоняться от профилактических прививок, закалять свой организм.

Важным условием для поддержания здоровья и должного уровня жизни является соблюдение правил гигиены. Она изучает влияние факторов окружающей среды на человека, ставит цель не просто сохранить, а укрепить здоровье. В нее входит целый комплекс процедур.

Особенность гигиены для детей и подростков в том, что их организм находится на стадии роста. Все, что сформируется сейчас, имеет последствия в дальнейшей жизни. Эту возрастную категорию рассматривают отдельно.

Необходимость ухода за собой заключается в том, что мы живем в социуме. Легче заводить новые контакты с людьми и выстраивать общение, если человек приятно и располагающе к себе выглядит.

Личная гигиена ребенка дает основы воспитания. Он приобретает навыки хорошего тона, начинает осознавать, какое поведение приемлемо, а какое нет. Формирует представления о внешнем мире, устройстве общества. Такие базовые знания перенесутся во взрослую жизнь.

Гигиена детей и подростков делится на:

  • детскую;
  • дошкольную;
  • школьную;
  • подростковую.

Дети повторяют модели поведения взрослых. Бесполезно пытаться чему-то учить, если вы ведете себя совершенно противоположно. При правильном примере, ребенок будет сам все делать, а при положительном подкреплении, привычки четко отложатся на подсознании и останутся на всю жизнь.

Гигиена детей до 3 лет

До того момента, пока ребенок не начал ходить и говорить, ответственность за его чистоту и здоровье лежит на родителях.

Ежедневно должно осуществляться купание, лучше в вечернее время. Это обусловлено тем, что детская кожа не имеет еще защитного барьера, она подвержена воздействию бактерий. Очищать ее нужно постоянно. Если этого не делать, могут начаться аллергические реакции, и в целом будет более слабый иммунитет. Важным является температура воды и продолжительность купания. Нельзя повышать ее до 38 градусов – это слишком горячо, вызовет жар и болезненные состояния у ребенка, участится сердцебиение и дыхание.

Подмывать малыша следует после каждого похода в туалет. Безопасней и экономней это делать под проточной водой, а не салфетками. Неправильно держать ребенка над раковиной одной рукой, как это принято. Дело в том, что ребенок так находится анальным отверстием к верху, и вода из крана попадает сначала на него, а уже потом стекает к половым органам. При таком положении есть риск занесения инфекции на половые органы. Правильное подмывание мальчиков и девочек мы рассмотрим ниже.

Уход за глазами, носовыми пазухами и ушами

Глаза аккуратно протираются ватным диском, смоченным в теплой воде. Не нужно сильно их тереть, пройдитесь по одному месту несколько раз: достаточно будет 1–2 движений, чтобы очистить веко. Также не следует протирать глаза какими-то растворами. Любая жидкость, кроме воды, может вызывать нагноение слизистой и опухание.

За носом нужен особый уход, так как пазухи еще маленькие, они очень легко и быстро забиваются. Не стоит лезть туда ватной палочкой: вы можете повредить проходы. Рациональнее будет сделать это специальным отсосом, который безболезненно и быстро удалит ненужное из носа вашего ребенка. Пользоваться им желательно через день или каждый день. При плохом очищении носа ребенок не сможет нормально дышать, а это очень опасно.

А вот уши можно прочистить ушной палочкой, но осторожно, не нужно лезть вглубь и сильно давить: достаточно просто убрать скопившуюся серу и пыль снаружи.

Подстригать ногти лучше раз в неделю специальными маникюрными ножницами. Частые процедуры будут болезненны, а при более редком подстригании ногти успевают отрасти, что становится опасным для ребенка: он может сам себя поранить.

Роль кислорода в детской гигиене

Отдельно можно выделить значимость свежего воздуха. Помещение, где находится ребенок, следует несколько раз в день проветривать. Циркуляция кислорода снижает риски попадания вируса в квартиру, повышает иммунитет и питает организм нужными веществами для правильного развития.

Один раз в день с ребенком нужно выходить на улицу. От сильного закутывания он может вспотеть и простыть. Прогулки на свежем воздухе действуют как легкое закаливание, и положительно влияют на нервную систему малыша. Прогулки должны быть пешие, ребенок может в этот момент как находится в коляске, так и идти рядом, в зависимости от возраста. Сильно продолжительными их делать не стоит: это может переохладить ребенка. Прогулки на улице должны проходить с пользой: в эти моменты малыш познает окружающий мир, повышает свои знания о цветах, формах, животных и растениях.

Гигиена детей от 3 до 5 лет

Когда ребенок уже начинает осознавать себя и мир вокруг, имеет смысл объяснить ему, что же такое правила ухода за собой. Детская гигиена начинается с беседы. Малышу необходимо рассказать о важности ежедневных гигиенических процедур.

Ребенок должен уметь чистить зубы. Существуют специальные детские зубные щетки. Они более мягкие и адаптированы специально под детскую маленькую руку и рот. Это позволит быть уверенным в том, что малыш не поранится. Не разрешайте чаду брать взрослую зубную пасту: она может слишком раздражать слизистую. Лучше купить специальную пасту для детей, их сейчас огромный выбор. Они безопасны при проглатывании и имеют повышенное содержание кальция для формирования здоровых зубов. Нужно показать малышу правильную последовательность чистки зубов. Научите его делать это тщательно, но без фанатизма, чтобы не поранить десна. Можно показать мультфильм на эту тему, чтобы он лучше запомнил, как это делается. Несколько дней подряд желательно чистить зубы вместе, для наглядности и помощи в случае возникновения у него вопросов.

Важно выделить отдельную щетку, полотенце, расческу для ребенка. Объяснить, что это его личные вещи, и никто не должен ими пользоваться. Аналогично запретите брать чужие принадлежности.

Умывать лицо ребенку нужно по утрам и вечерам. Специальные средства не понадобятся: достаточно обычной теплой воды. После этого лицо нужно промокнуть чистым полотенцем, предназначенным только для лица. Не нужно его сильно растирать, просто приложите, и оно само впитает всю лишнюю жидкость.

Правильное мытье рук

Наглядно покажите, как правильно мыть руки. Будет хорошо, если вы распечатаете и повесите возле раковины картинку-инструкцию, где пошагово описывается правильная методика намыливания. Даже взрослые сейчас редко уделяют должное внимание этому процессу. Мыть руки необходимо 20–30 секунд, особое внимание уделяют области возле ногтей. Можно хорошо помассировать руки – это положительно скажется на работе организма в целом, а особенно желудочно-кишечного тракта. Малыш должен понимать, почему необходимо мыть руки перед едой, после улицы, похода в туалет и контакта с домашними животными.

Если в семье несколько детей, ситуация с прививанием полезных привычек становится намного проще, ведь младший ребенок лично видит, как соблюдается гигиена старшими братьями и сестрами, которые вместе с родителями напоминают о важности этих процедур.

Правила интимной гигиены для девочек

В раннем возрасте родители показывают, как правильно ухаживать за половыми органами. К возрасту 5 лет ребенок вполне может сам осуществлять данные процедуры, иногда под присмотром. В этом плане действия девочек и мальчиков отличаются.

Основным при подмывании девочек является соблюдение направления движений. Правильными будут движения спереди назад. Это минимизирует риск попадания бактерий из ануса на слизистую и образования воспаления.

Не используйте мыло или специальные интимные гели: они нарушают кислотно-щелочной баланс, что чревато различными сыпями, зудом, вагинитом. Лучше всего подойдет обычная проточная вода, которая вполне справится с деликатным очищением. Девочке объясните, что подмываться обязательно как минимум раз в день, так же как и менять нижнее белье. Периодически можно смазывать кожу слизистой маслом, но делать это надо осторожно, и ни в коем случае не трогать внутреннюю оболочку влагалища.

Покупать детские трусики надо из натуральных тканей, например, хлопка. Белье не должно мешать двигаться, а к коже нужно обеспечить приток воздуха. Выделяют отдельное полотенце для интимных целей, не допускается пользование им кем-то другим.

После каждого посещения туалета нужно промокнуть половые органы бумагой. До полового созревания слизистая на этом место особенно чувствительная, и оставшиеся на ней выделения могут вызвать воспаление.

Правила интимной гигиены для мальчиков

При подмывании мальчика соблюдать направленность движений не нужно. Оттягивать крайнюю плоть не стоит: это приводит к микротравмам. Головка сама откроется к пяти годам. После ее открытия нужно регулярно и тщательно промывать места под ней, чтобы удалять лишнюю смегму. Если этого не делать, она накапливается в избыточном количестве и начинает воспаляться, опухать и даже гноиться.

Не нужно использовать специальные средства, подойдет обычная вода. Если ребенок осознает важность таких процедур, он не будет о них забывать, и вам не придется его контролировать. После мочеиспускания мальчикам стоит промачивать излишки влаги бумагой, во избежание воспалений.

Гигиена детей от 5 до 7 лет

В дошкольном возрасте регулируют режим дня ребенка. Важно привить будущему школьнику правильные часы сна и бодрствования, чтобы в последующем ему было легче рано просыпаться. Стоит взять за правило ранний отход ко сну и такие же подъемы.

В этом возрасте можно предложить ребенку закаливание. Это приносит пользу для иммунитета, центральной нервной системы, регулирует правильную работу гормонов и дисциплинирует. Не обливайте ребенка сразу ледяной водой, лучше после принятия ванны или душа заканчивать процедуру более прохладной водой, постепенно понижая градус. Либо предложите ребенку обтирание холодным полотенцем – это более мягкий и щадящий вариант закаливания.

Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно физической активности в течение дня. Благодаря этому он не будет испытывать перевозбуждение к вечеру. Его опорно-двигательная система сможет правильно развиваться, в целом повысится уровень силы и выносливости.

Можно попробовать записать ребенка в специальную секцию, которых сейчас много. Девочек, скорее всего, заинтересуют танцы или гимнастика, а мальчиков футбол, хоккей или каратэ.

Гигиена школьного периода

С началом учебы начните особенно заботиться о зрении подростка. Лучше на практике показать, как делается гимнастика для глаз – это предотвратит уставание глаз во время занятий в школе и дома, снизит риск возникновения сухого глаза, близорукости и дальнозоркости. Объясните, через какое время нужно делать перерывы в работе.

Не забывайте о правильной осанке за рабочим местом – позвоночник находится прямо, во избежание сколиоза. Неправильное положение спины влечет серьезные проблемы: в будущем будет ассиметричная фигура, у девушек не сможет правильно развиться красивая грудь, у юношей не нарастет должным образом мышечная масса. С возрастом начнутся боли в пояснице и шее, придется носить выравнивающий корсет, что довольно неудобно. Поэтому лучше предотвратить болезнь, чем потом от нее избавляться.

Правильная поза за столом – ноги под углом 90 градусов, а между животом и ребром стола можно легко поместить кулак. Не допускайте слишком сильного наклона головы к тетрадям или учебникам. Раскачивания на стуле, сидение нога на ногу или поджимание ног под себя также недопустимы: это пережимает сосуды, кровь должным образом не циркулирует, могут онеметь конечности, начаться различного рода затекания и отеки. Кончик ручки при написании должен смотреть в плечо, что позволяет кисти руки меньше уставать и одновременно ставит красивый почерк.

К тому моменту, как вы отправляете ребенка в первый класс, он должен четко знать о том, что необходимо самостоятельно следить за собой и своим внешним видом, иметь представление, как должна выглядеть опрятная одежда. Ребенок в этом возрасте уже осознает, что нельзя ходить с грязной головой или подолгу не принимать душ.

Важно научить его следить за чистотой и аккуратностью своих ногтей. В этом деле ему, скорее всего, понадобится ваша помощь, но он сам может оценить состояние своих рук. Именно под ногтями собираются микробы, яйца глистов, от которых не получится избавиться обычным мытьем, так как они спрятаны за ногтевой пластиной.

Особенности подростковой гигиены

В подростковом возрасте гигиена усложняется из-за физиологических изменений. Происходит перестройка гормонов, поэтому без ежедневных процедур не обойтись.

Вместе с ребенком выберите правильный, безопасный дезодорант, так как у подростков встречается повышенное потоотделение. При этом нужно помнить, что все дезодоранты забивают железы, что препятствует полноценному выходу отработанных жидкостей, это может вызывать лимфатические воспаления и даже рак. Лучше, если вы подберете бережный экологический дезодорант, который будет просто устранять запах пота.

Начало роста волос на лобке и в подмышечных впадинах не улучшает ситуацию: бактерии на них плодятся еще больше, и запах присутствует почти постоянно. При необходимости оповестите ребенка о методах удаления нежелательных волос, можно дать небольшое пособие по депиляции. Лучше, если подросток займется этим сам, а в случае возникновения проблем обратится к вам за советом. Проинформируйте об уходе за кожей до и после депиляции, и особенностях этой процедуры.

Подростку необходимо правильно питаться, соблюдать гигиену еды и питья. Мыть овощи и фрукты, пить только очищенную воду. При сбалансированном питании повышается энергия, активность и настроение. Важно обеспечить организм достаточным количеством белков, жиров и углеводов. От фаст-фуда необходимо отказаться совсем, в нем нет никаких питательных макро и микроэлементов. Также избыток сахара и соли не идет на пользу здоровью. Магазинные газировки и пакетированные соки лучше заменить свежевыжатыми. Периодически важно пропивать курс витаминов: это поможет избежать авитаминоза и весенне-осенней хандры.

Алкоголь и табак

Наличие в жизни растущего организма таких отравляющих наркотических веществ, как алкоголь и табак – недопустимо. Они вызывают кислородное голодание, отмирание клеток мозга, нарушают работу гормонов и нервной системы. Алкоголь в женском организме наносит тотальный вред: он растворяет оболочку яйцеклеток, данных при рождении. В дальнейшем они не восстанавливаются и не синтезируются новые. Чем больше в жизни было алкоголя, тем сильнее вероятность оплодотворения в будущем именно нарушенной яйцеклетки, что ведет к развитию мутаций, уродства и просто физически слабого потомства.

Сон и отдых

Важно следить за режимом сна и отдыха. В сутки нужно спать не менее 8-9 часов: это позволит организму восстановить силы и обеспечить правильной работой внутренние органы. Спать необходимо в хорошо проветриваемом помещении. Лучше теплее укрыться одеялом, но открыть форточку в холодную погоду, чем остаться на ночь в душном помещении.

Для предотвращения гиподинамии, ежедневно надо ходить пешком, не менее 10 километров: это питает клетки кислородом и дает мышцам возможность правильно развиваться.

Важно оставлять в своем распорядке дня время на отдых и хобби: нельзя полностью загружать себя учебой и дополнительными кружками, что ведет к перегруженности, повышенному уровню стресса и в дальнейшем к синдрому хронической усталости. Даже между уроками нужно делать перерывы. Лучше, если вы немного пройдетесь, поболтаете с родными и близкими. Плохим вариантом будет игра в компьютерные игры и просмотр телевизора.

Частое явление в детстве – прыщи. Правильный уход за кожей лица и внимательное отношение к изменениям, происходящим в теле, могут снизить риск развития акне.

Если подросток соблюдает правила личной гигиены, но у него появляются высыпания, значит, началась активность половых гормонов. Улучшить ситуацию поможет правильное питание и уход за проблемной кожей. Можно приобрести в аптеке или специализированном магазине очищающее средство для борьбы с повышенной выработкой кожного сала. Поможет антибактериальный лосьон. Его наносят два раза в день: утром и вечером. Это подсушивает высыпания, выравнивает цвет кожи, помогает регулировать кожные процессы.

Когда высыпания появляются быстро и в больших количествах, надо посетить дерматолога. Он возьмет соскобы, проверит их на наличие аллергии, кожного клеща: это является частой причиной неожиданных высыпаний. Может направить вас на сдачу анализа на гормоны, чтобы проверить правильность работы щитовидной железы. В тяжелых случаях назначаются гормональные таблетки, антибиотики или мази на их основе.

Поход к гинекологу

Девушке необходимо сходить к гинекологу. Врач сможет проверить, правильно ли идет развитие. Возьмет мазок на анализ микрофлоры. Детский гинеколог проверит созревание и рост груди, расскажет о менструации, и поможет разобраться в выборе гигиенических средств. Во время критических дней помните о том, что лучше воздержаться от плавания в бассейне из-за риска занесения инфекции, от принятия ванны, посещения бани, так как повышение температуры вызовет усиление кровотечения.

Тампоны и прокладки меняются регулярно: в них скапливаются болезнетворные бактерии, которые вызывают воспаление и раздражение. В обычной жизни не советуют пользоваться даже ежедневными прокладками: они тоже являются рассадниками инфекции. Все дело во влажной среде, которая очень благотворно влияет на развитие такого типа бактерий, а при ее отсутствии они погибают, не начав размножаться.

При слишком болезненной менструации врач может выписать обезболивающее средство, но обычно помогает простое ограничение активности, правильное питание и продолжительный сон. При боли в животе необходимо лечь и приложить теплую грелку.

Интимная гигиена девочек-подростков не отличается от женской, только с наступлением менструации девушка должна увеличить число ежедневного подмывания и следить, чтобы ее выделения не были обильными или долгими: в таких случаях лучше показаться специалисту.

Такая вещь, как стринги, нежелательна: они сдавливают половые органы и разносят инфекцию от ануса к гениталиям, вызывают раздражение, зуд и покраснение, а также пережимают лимфатические каналы, что может спровоцировать приступ.

Интимная гигиена мальчиков-подростков похожа с гигиеной девочек, только волосы у них начинают расти еще и на лице. Важно, чтобы папа показал, как правильно бриться с использованием специального крема и нанести лосьон. Подростка стоит предупредить о таких вещах, как ночные поллюции, рассказав, что это нормально. Лучше, если он окажется информационно подготовленным и к первой эрекции, чтобы увиденное не напугало его. В целом правила остаются те же: ежедневный душ, смена белья, обязательный утренний и вечерний ритуалы.

Половое воспитание

Правильно будет, если эту тему осветят родители в домашней обстановке. Самое важное, о чем нужно проинформировать юношу или девушку, – предохранение. Перед вступлением в половую связь, подросткам стоить узнать о заболеваниях, передающихся половым путем, и о способах предотвращения получения инфекций. Мальчику нужно рассказать об использовании презервативов, а девушка, возможно, захочет проконсультироваться с гинекологом о начале принятия гормональных контрацептивов.