Главная · Диарея · Ефрем (кузнецов епифаний анд.)епископ селенгинский. Значение ефрем (кузнецов) в православной энциклопедии древо Участие в Поместном соборе

Ефрем (кузнецов епифаний анд.)епископ селенгинский. Значение ефрем (кузнецов) в православной энциклопедии древо Участие в Поместном соборе

Церковь: Православная Российская Церковь Имя при рождении: Епифаний Андреевич Кузнецов Рождение: 10 мая (18750510 )
Станица Краснояровская, Российская империя Смерть: 4 сентября
Москва Принятие монашества: 17 октября Епископская хиротония: 20 ноября

Ефре́м (в миру Епифа́ний Андре́евич Кузнецо́в ) (10 мая , в станице Краснояровской Нерчинско-Заводского округа - 4 сентября , Москва), епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии. Причислен к лику святых Русской православной церкви в .

Детство

Родился в семье забайкальских казаков. После смерти отца, когда ребёнку было пять лет, жил в крайней бедности с матерью Евдокией Ефремовной и младшей сестрой Лидией. Перед смертью его отец завещал ему учиться. Получил начальное образование в сельском училище. Приходской священник представил талантливого ученика епархиальному архиерею, который распорядился принять его в духовное училище.

Позднее вспоминал «В раннем детстве Господь послал мне сиротство с его обычными в простонародной среде тяжелыми спутниками - беднотой беспросветной, лишениями и болезнями. Но этот крест учил меня смирению, терпению, пониманию страданий ближнего и состраданию… В это время на помощь Господь посылает добрую душу в лице приходского пастыря, который, пользуясь проездом через станицу ныне блаженной памяти архипастыря Иркутского, высокопреосвященного архиепископа Вениамина (Благонравова), по своему личному произволению, поставив меня пред лицом его на колена, усердно просит о принятии меня хотя на полуказённое содержание в духовное училище, с обещанием за меня, быть мне потом служителем церкви Божией. Просьба святителем Божьим уважается, и я, сирота-бедняк казачонок, какими наполнены станицы, оказываюсь в духовной школе, что тогда было весьма редким, чуть не исключительным явлением: велика ко мне милость Божия!»

Образование

Окончил Нерчинское духовное училище, Иркутскую духовную семинарию в , Казанскую духовную академию (в составе миссионерской группы монгольского отделения) со степенью кандидата богословия в (тема кандидатской работы: «История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени». По отзыву рецензента, «представляет собой прекрасную, тщательно продуманную работу, заслуживающую полного одобрения и поощрения какой-либо студенческой премии»).

Сельский священник

После окончания семинарии вступил в брак с 18-летней дочерью иркутских мещан Марией Васильевной Сокошневой. 2 августа 1896 был рукоположен в сан диакона, 4 августа - в сан священника. Служил в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Кокуй Забайкальской епархии. В в семье родилась дочь Елена и умерла жена. После этого принял решение стать миссионером.

Миссионер

В 1903 направлен для служения в Бырцынский миссионерский стан, затем стал председателем совета Читинского центрального миссионерского училища, помощником начальника духовной миссии. С августа - начальник Забайкальской православной миссии. Активно противодействовал попыткам ламаистского духовенства побудить крещёных ранее местных жителей отказаться от христианства.

Кроме того, был инспектором учительских курсов при Читинском миссионерском училище, сверхштатным членом Забайкальского епархиального училищного Совета, редактором «Забайкальских епархиальных ведомостей», исполнял должность Председателя Совета женского епархиального училища, был Председателем экзаменационной комиссии «для испытания лиц, ищущих священства, диаконского сана и псаломщических мест», состоял членом-казначеем церковного Братства Свв. Кирилла и Мефодия и Св. Иннокентия Иркутского.

С 29 апреля - протоиерей. По его инициативе в Чите было построено специальное двухэтажное здание для миссионерского училища. В училище было четыре класса - образцовая школа на сто пятьдесят учеников, помещение для пансиона на сто двадцать человек и две квартиры - для учителя и заведующего. Во втором этаже была устроена домовая Спасо-Преображенская церковь. В результате училище превратилось из начальной школы в низшее образовательное заведение духовного ведомства. Специально для работы в миссионерских станах здесь готовили псаломщиков и диаконов, изучался бурятский язык, история и практика миссии.

17 октября пострижен в монашество, 25 октября 1909 возведен в сан архимандрита.

Миссия среди корейцев

С возглавил процесс обращения в православие корейцев, бежавших в Россию после аннексии их страны Японией, лично выполнял обязанности миссионера в их среде. Для религиозно-нравственного просвещения корейцев, а также для изучения ими русского языка открыл катехизическую школу в Чите с пансионом, которая была и своеобразным центром корейского землячества. В для более действенной христианизации корейцев было принято решение издавать журнал «Православие» на корейском языке. В вместе с известным проповедником протоиереем И. И. Восторговым посетил Монголию для выяснения условий предполагаемого открытия православной миссии в Монголии. Однако из-за начавшейся Первой мировой войны этот проект не был реализован.

Правый политик

Отличался крайне правыми политическими взглядами. В был организатором забайкальского отдела Союза русского народа . Участвовал в работе Съезда русских людей в Москве в сентябре-октябре 1909 (так называемый «Восторговский» съезд), был одним из секретарей отдела церковных вопросов, выступал с докладом.

Епископ

С 20 ноября - епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии (кафедра была учреждена в том же году для более успешной организации миссионерской деятельности).

После победы Февральской революции либеральная часть забайкальского духовенства и общества потребовали его отставки как «зарекомендовавшего себя всей своей прошлой деятельностью ярым реакционером, организатором Чёрной Сотни», но Св. Синод не согласился с этими требованиями.

Участие в Поместном соборе

В 1917 выехал в Москву для участия в Поместном Соборе. В январе 1918 выступил на Соборе с докладом, в котором, в частности, дал оценку политическим процессам, происходившим в стране, с позиций церковного деятеля крайне правых взглядов: «…что представляют собой переживаемые события в глазах верующего? Это кара Божья, вспомните, что творилось в последние годы в жизни государства, церкви, общества… Несомненно то, что виноваты в этом целые классы людей служения общественного, государственного, церковного. Гордыня, самомнение, неверие, отрицание, тупое стремление всё святое вытравить, попрать, разрушить, богоборство, подкоп под власть, порок во всей наготе - вот атмосфера, в которой протекала жуткая жизнь нашей Родины. И вот гнев Божий: война… Но это оказалось недостаточным, чтобы Русский народ… одумался и покаялся, даже напротив… Тогда Божьим попущением - крах государственного строя и революция с её беспредельным углублением… Не будет легче церкви, когда сойдут со сцены нынешние её гонители, а ко власти вернутся те, кто эти гонения начинал, имея в своей политической программе также задачу отделения церкви от государства… пришла ли в покаяние наша интеллигенция, много столь потрудившаяся над созданием крушения государственного строя и теперь являющаяся главной виновницей падения и гибели нашей Родины. Возьмём военную интеллигенцию, не она ли в лице своих высших представителей, окружавших верховную власть, пошла на переворот, забыв присягу. И вот за это самое сейчас она стёрта с лица земли».

20 ноября - 5 сентября Церковь: Православная Российская Церковь Предшественник: Георгий (Орлов) Преемник: Софроний (Старков) Имя при рождении: Епифаний Андреевич Кузнецов Рождение: 10 мая (1875-05-10 )
cтаница Краснояровская, Нерчинско-Заводский округ, Российская империя Смерть: 4 сентября (1918-09-04 ) (43 года)
Москва Принятие монашества: 17 октября Епископская хиротония: 20 ноября

Епископ Ефре́м (в миру Епифа́ний Андре́евич Кузнецо́в ; 10 мая , станица Краснояровская, Нерчинско-Заводский округ - 5 сентября , Москва) - епископ Селенгинский , викарий Забайкальской епархии .

Детство

Родился в семье забайкальских казаков. После смерти отца, когда ребёнку было пять лет, жил в крайней бедности с матерью Евдокией Ефремовной и младшей сестрой Лидией. Перед смертью его отец завещал ему учиться. Получил начальное образование в сельском училище. Приходской священник представил талантливого ученика епархиальному архиерею, который распорядился принять его в духовное училище.

Позднее вспоминал «В раннем детстве Господь послал мне сиротство с его обычными в простонародной среде тяжелыми спутниками - беднотой беспросветной, лишениями и болезнями. Но этот крест учил меня смирению, терпению, пониманию страданий ближнего и состраданию… В это время на помощь Господь посылает добрую душу в лице приходского пастыря, который, пользуясь проездом через станицу ныне блаженной памяти архипастыря Иркутского, высокопреосвященного архиепископа Вениамина (Благонравова) , по своему личному произволению, поставив меня пред лицом его на колена, усердно просит о принятии меня хотя на полуказённое содержание в духовное училище, с обещанием за меня, быть мне потом служителем церкви Божией. Просьба святителем Божьим уважается, и я, сирота-бедняк казачонок, какими наполнены станицы, оказываюсь в духовной школе, что тогда было весьма редким, чуть не исключительным явлением: велика ко мне милость Божия!»

Образование

Окончил Нерчинское духовное училище, Иркутскую духовную семинарию в , Казанскую духовную академию (в составе миссионерской группы монгольского отделения) со степенью кандидата богословия в (тема кандидатской работы: «История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени». По отзыву рецензента, «представляет собой прекрасную, тщательно продуманную работу, заслуживающую полного одобрения и поощрения какой-либо студенческой премии»).

Сельский священник

После окончания семинарии вступил в брак с 18-летней дочерью иркутских мещан Марией Васильевной Сокошневой. 2 августа 1896 был рукоположен в сан диакона, 4 августа - в сан священника. Служил в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Кокуй Забайкальской епархии. В в семье родилась дочь Елена и умерла жена. После этого принял решение стать миссионером.

Миссионер

В 1903 направлен для служения в Бырцынский миссионерский стан, затем стал председателем совета Читинского центрального миссионерского училища, помощником начальника духовной миссии. С августа - начальник Забайкальской православной миссии. Активно противодействовал попыткам ламаистского духовенства побудить крещёных ранее местных жителей отказаться от христианства.

Кроме того, был инспектором учительских курсов при Читинском миссионерском училище, сверхштатным членом Забайкальского епархиального училищного Совета, редактором «Забайкальских епархиальных ведомостей», исполнял должность Председателя Совета женского епархиального училища, был Председателем экзаменационной комиссии «для испытания лиц, ищущих священства, диаконского сана и псаломщических мест», состоял членом-казначеем церковного Братства Свв. Кирилла и Мефодия и Св. Иннокентия Иркутского.

Миссия среди корейцев

В 1910 году возглавил процесс обращения в православие корейцев, бежавших в Россию после аннексии их страны Японией, лично выполнял обязанности миссионера в их среде. Для религиозно-нравственного просвещения корейцев, а также для изучения ими русского языка открыл катехизическую школу в Чите с пансионом, которая была и своеобразным центром корейского землячества. В 1911 году для более действенной христианизации корейцев было принято решение издавать журнал «Православие» на корейском языке. В 1913 году вместе с известным проповедником протоиереем И. И. Восторговым посетил Монголию для выяснения условий предполагаемого открытия православной миссии в Монголии. Однако из-за начавшейся Первой мировой войны этот проект не был реализован.

Правый политик

Отличался крайне правыми политическими взглядами. В был организатором забайкальского отдела Союза русского народа . Участвовал в работе Съезда русских людей в Москве в сентябре-октябре 1909 (так называемый «Восторговский» съезд), был одним из секретарей отдела церковных вопросов, выступал с докладом.

Епископ

С 20 ноября 1916 году - епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии (кафедра была учреждена в том же году для более успешной организации миссионерской деятельности).

После победы Февральской революции либеральная часть забайкальского духовенства и общества потребовали его отставки как «зарекомендовавшего себя всей своей прошлой деятельностью ярым реакционером, организатором Чёрной Сотни», но Св. Синод не согласился с этими требованиями.

Участие в Поместном соборе

В 1917 году выехал в Москву для участия в Поместном Соборе . В январе 1918 года выступил на Соборе с докладом, в котором, в частности, дал оценку политическим процессам, происходившим в стране: «…что представляют собой переживаемые события в глазах верующего? Это кара Божья, вспомните, что творилось в последние годы в жизни государства, церкви, общества… Несомненно то, что виноваты в этом целые классы людей служения общественного, государственного, церковного. Гордыня, самомнение, неверие, отрицание, тупое стремление всё святое вытравить, попрать, разрушить, богоборство, подкоп под власть, порок во всей наготе - вот атмосфера, в которой протекала жуткая жизнь нашей Родины. И вот гнев Божий: война… Но это оказалось недостаточным, чтобы Русский народ… одумался и покаялся, даже напротив… Тогда Божьим попущением - крах государственного строя и революция с её беспредельным углублением… Не будет легче церкви, когда сойдут со сцены нынешние её гонители, а ко власти вернутся те, кто эти гонения начинал, имея в своей политической программе также задачу отделения церкви от государства… пришла ли в покаяние наша интеллигенция, много столь потрудившаяся над созданием крушения государственного строя и теперь являющаяся главной виновницей падения и гибели нашей Родины. Возьмём военную интеллигенцию, не она ли в лице своих высших представителей, окружавших верховную власть, пошла на переворот, забыв присягу. И вот за это самое сейчас она стёрта с лица земли».

Арест и мученическая кончина

Во время работы Собора жил на квартире протоиерея Иоанна Восторгова , где и был 2 июня арестован ВЧК . 5 сентября 1918 вместе с протоиереем Иоанном Восторговым, бывшими сенатором С. П. Белецким , министрами внутренних дел Н. А. Маклаковым и А. Н. Хвостовым , председателем Государственного Совета И. Г. Щегловитовым и рядом других лиц был как заложник публично расстрелян в Петровском парке в первый день после объявления красного террора . По просьбе Иоанна Восторгова палачи разрешили осуждённым перед смертью помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, горячо молились, после чего подходили под благословение владыки Ефрема и отца Иоанна.

Прославлен в сонме новомучеников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000.

Труды

  • Речь начальника Забайкальской духовной миссии архимандрита Ефрема, произнесенная в г. Чите, в домовой архиерейской церкви 19 ноября, при наречении его во епископа Селенгинского
  • История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени.
  • Вероисповедной соблазн в Забайкалье.
  • Земельная обида крещенных инородцев.
  • Введение в круг деятельности Забайкальской миссии просвещения светом Христовой веры корейцев, китайцев и японцев, проживающих в пределах Забайкалья.
  • Закон 17 апреля 1905 года и вероотступничество в Забайкалье.
  • В защиту миссии.

Примечания

Ссылки

  • Речь преосвященного Мелетия, епископа Забайкальского при вручении жезла викарию Забайкальской епархии преосвященному Ефрему, епископу Селенгинскому, в Читинском Александро-Невском соборе 20 ноября 1916 г. «Прибавления к Церковным ведомостям». Пг., 1916. № 51.

Житие

Родился в семье забайкальских казаков. После смерти отца, когда ребёнку было пять лет, жил в крайней бедности с матерью Евдокией Ефремовной и младшей сестрой Лидией. Перед смертью его отец завещал ему учиться. Получил начальное образование в сельском училище. Приходской священник представил талантливого ученика епархиальному архиерею, который распорядился принять его в духовное училище.

Позднее вспоминал В раннем детстве Господь послал мне сиротство с его обычными в простонародной среде тяжелыми спутниками беднотой беспросветной, лишениями и болезнями. Но этот крест учил меня смирению, терпению, пониманию страданий ближнего и состраданию В это время на помощь Господь посылает добрую душу в лице приходского пастыря, который, пользуясь проездом через станицу ныне блаженной памяти архипастыря Иркутского, высокопреосвященного архиепископа Вениамина (Благонравова), по своему личному произволению, поставив меня пред лицом его на колена, усердно просит о принятии меня хотя на полуказённое содержание в духовное училище, с обещанием за меня, быть мне потом служителем церкви Божией. Просьба святителем Божьим уважается, и я, сирота-бедняк казачонок, какими наполнены станицы, оказываюсь в духовной школе, что тогда было весьма редким, чуть не исключительным явлением: велика ко мне милость Божия!

Окончил Нерчинское духовное училище, Иркутскую духовную семинарию в 1896, Казанскую духовную академию (в составе миссионерской группы монгольского отделения) со степенью кандидата богословия в 1903 (тема кандидатской работы: История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени. По отзыву рецензента, представляет собой прекрасную, тщательно продуманную работу, заслуживающую полного одобрения и поощрения какой-либо студенческой премии).

После окончания семинарии вступил в брак с 18-летней дочерью иркутских мещан Марией Васильевной Сокошневой. 2 августа 1896 был рукоположен в сан диакона, 4 августа в сан священника. Служил в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Кокуй Забайкальской епархии. В 1898 в семье родилась дочь Елена и умерла жена. После этого принял решение стать миссионером.

В 1903 направлен для служения в Бырцынский миссионерский стан, затем стал председателем совета Читинского центрального миссионерского училища, помощником начальника духовной миссии. С августа 1905 начальник Забайкальской православной миссии. Активно противодействовал попыткам ламаистского духовенства побудить крещёных ранее местных жителей отказаться от христианства.

Кроме того, был инспектором учительских курсов при Читинском миссионерском училище, сверхштатным членом Забайкальского епархиального училищного Совета, редактором Забайкальских епархиальных ведомостей, исполнял должность Председателя Совета женского епархиального училища, был Председателем экзаменационной комиссии для испытания лиц, ищущих священства, диаконского сана и псаломщических мест, состоял членом-казначеем церковного Братства Свв. Кирилла и Мефодия и Св. Иннокентия Иркутского.

По его инициативе в Чите было построено специальное двухэтажное здание для миссионерского училища. В училище было четыре класса образцовая школа на сто пятьдесят учеников, помещение для пансиона на сто двадцать человек и две квартиры для учителя и заведующего. Во втором этаже была устроена домовая Спасо-Преображенская церковь. В результате училище превратилось из начальной школы в низшее образовательное заведение духовного ведомства. Специально для работы в миссионерских станах здесь готовили псаломщиков и диаконов, изучался бурятский язык, история и практика миссии.

17 октября 1909 года пострижен в монашество, 25 октября возведён в сан архимандрита.В 1910 году возглавил процесс обращения в православие корейцев, бежавших в Россию после аннексии их страны Японией, лично выполнял обязанности миссионера в их среде. Для религиозно-нравственного просвещения корейцев, а также для изучения ими русского языка открыл катехизическую школу в Чите с пансионом, которая была и своеобразным центром корейского землячества. В 1911 году для более действенной христианизации корейцев было принято решение издавать журнал Православие на корейском языке. В 1913 году вместе с известным проповедником протоиереем И. И. Восторговым посетил Монголию для выяснения условий предполагаемого открытия православной миссии в Монголии. Однако из-за начавшейся Первой мировой войны этот проект не был реализован.

Отличался правыми политическими взглядами. В 1907 был организатором забайкальского отдела Союза русского народа. Участвовал в работе Съезда русских людей в Москве в сентябре-октябре 1909 (так называемый Восторговский съезд), был одним из секретарей отдела церковных вопросов, выступал с докладом.

С 20 ноября 1916 году епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии (кафедра была учреждена в том же году для более успешной организации миссионерской деятельности).

После победы Февральской революции либеральная часть забайкальского духовенства и общества потребовали его отставки как зарекомендовавшего себя всей своей прошлой деятельностью ярым реакционером, организатором Чёрной Сотни, но Св. Синод не согласился с этими требованиями.

Арестован Забайкальским советом и выслан в Петроград в распоряжение ВЧК. Освобождён под честное слово об отказе заниматься политикой. В 1917 году выехал вМоскву для участия в Поместном Соборе. В январе 1918 года выступил на Соборе с докладом, в котором, в частности, дал оценку политическим процессам, происходившим в стране: что представляют собой переживаемые события в глазах верующего? Это кара Божья, вспомните, что творилось в последние годы в жизни государства, церкви, общества Несомненно то, что виноваты в этом целые классы людей служения общественного, государственного, церковного. Гордыня, самомнение, неверие, отрицание, тупое стремление всё святое вытравить, попрать, разрушить, богоборство, подкоп под власть, порок во всей наготе вот атмосфера, в которой протекала жуткая жизнь нашей Родины. И вот гнев Божий: война Но это оказалось недостаточным, чтобы Русский народ одумался и покаялся, даже напротив Тогда Божьим попущением крах государственного строя и революция с её беспредельным углублением Не будет легче церкви, когда сойдут со сцены нынешние её гонители, а ко власти вернутся те, кто эти гонения начинал, имея в своей политической программе также задачу отделения церкви от государства пришла ли в покаяние наша интеллигенция, много столь потрудившаяся над созданием крушения государственного строя и теперь являющаяся главной виновницей падения и гибели нашей Родины. Возьмём военную интеллигенцию, не она ли в лице своих высших представителей, окружавших верховную власть, пошла на переворот, забыв присягу. И вот за это самое сейчас она стёрта с лица земли.

Во время работы Собора жил на квартире протоиерея Иоанна Восторгова, где и был 2 июня арестован ВЧК. 5 сентября 1918 вместе с протоиереем Иоанном Восторговым, бывшими сенатором С. П. Белецким, министрами внутренних дел Н. А. Маклаковым и А. Н. Хвостовым, председателем Государственного Совета И. Г. Щегловитовым и рядом других лиц был как заложник публично расстрелян в Петровском парке в первый день после объявления красного террора. По просьбе Иоанна Восторгова палачи разрешили осуждённым перед смертью помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, горячо молились, после чего подходили под благословение владыки Ефрема и отца Иоанна.

Рождение:

Епископ Ефре́м (в миру Епифа́ний Андре́евич Кузнецо́в ; 10 мая , станица Краснояровская , Нерчинско-Заводский округ - 5 сентября , Москва) - епископ Селенгинский , викарий Забайкальской епархии .

Детство

Родился в семье забайкальских казаков. После смерти отца, когда ребёнку было пять лет, жил в крайней бедности с матерью Евдокией Ефремовной и младшей сестрой Лидией. Перед смертью его отец завещал ему учиться. Получил начальное образование в сельском училище. Приходской священник представил талантливого ученика епархиальному архиерею, который распорядился принять его в духовное училище.

Позднее вспоминал «В раннем детстве Господь послал мне сиротство с его обычными в простонародной среде тяжелыми спутниками - беднотой беспросветной, лишениями и болезнями. Но этот крест учил меня смирению, терпению, пониманию страданий ближнего и состраданию… В это время на помощь Господь посылает добрую душу в лице приходского пастыря, который, пользуясь проездом через станицу ныне блаженной памяти архипастыря Иркутского, высокопреосвященного архиепископа Вениамина (Благонравова) , по своему личному произволению, поставив меня пред лицом его на колена, усердно просит о принятии меня хотя на полуказённое содержание в духовное училище, с обещанием за меня, быть мне потом служителем церкви Божией. Просьба святителем Божьим уважается, и я, сирота-бедняк казачонок, какими наполнены станицы, оказываюсь в духовной школе, что тогда было весьма редким, чуть не исключительным явлением: велика ко мне милость Божия!»

Образование

Окончил Нерчинское духовное училище, Иркутскую духовную семинарию в , Казанскую духовную академию (в составе миссионерской группы монгольского отделения) со степенью кандидата богословия в (тема кандидатской работы: «История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени». По отзыву рецензента, «представляет собой прекрасную, тщательно продуманную работу, заслуживающую полного одобрения и поощрения какой-либо студенческой премии»).

Сельский священник

После окончания семинарии вступил в брак с 18-летней дочерью иркутских мещан Марией Васильевной Сокошневой. 2 августа 1896 был рукоположен в сан диакона, 4 августа - в сан священника. Служил в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Кокуй Забайкальской епархии. В в семье родилась дочь Елена и умерла жена. После этого принял решение стать миссионером.

Миссионер

В 1903 направлен для служения в Бырцынский миссионерский стан, затем стал председателем совета Читинского центрального миссионерского училища, помощником начальника духовной миссии. С августа - начальник Забайкальской православной миссии . Активно противодействовал попыткам ламаистского духовенства побудить крещёных ранее местных жителей отказаться от христианства.

Кроме того, был инспектором учительских курсов при Читинском миссионерском училище, сверхштатным членом Забайкальского епархиального училищного Совета, редактором «Забайкальских епархиальных ведомостей», исполнял должность Председателя Совета женского епархиального училища, был Председателем экзаменационной комиссии «для испытания лиц, ищущих священства, диаконского сана и псаломщических мест», состоял членом-казначеем церковного Братства Свв. Кирилла и Мефодия и Св. Иннокентия Иркутского.

Миссия среди корейцев

Прославлен в сонме новомучеников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000.

Труды

  • «Прибавления к Церковным ведомостям». Пг., 1916. № 51.
  • История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени.
  • Вероисповедной соблазн в Забайкалье.
  • Земельная обида крещенных инородцев.
  • Введение в круг деятельности Забайкальской миссии просвещения светом Христовой веры корейцев, китайцев и японцев, проживающих в пределах Забайкалья.
  • Закон 17 апреля 1905 года и вероотступничество в Забайкалье.
  • В защиту миссии.

Напишите отзыв о статье "Ефрем (Кузнецов)"

Примечания

Ссылки

  • «Прибавления к Церковным ведомостям». Пг., 1916. № 51.

Отрывок, характеризующий Ефрем (Кузнецов)

– Опять, опять! – перебила Наташа.
– Наташа, я боюсь за тебя.
– Чего бояться?
– Я боюсь, что ты погубишь себя, – решительно сказала Соня, сама испугавшись того что она сказала.
Лицо Наташи опять выразило злобу.
– И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя.
– Наташа! – испуганно взывала Соня.
– Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда!
Наташа выбежала из комнаты.
Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их.
Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой.
Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля.
Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась).
После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какой нибудь страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила ее.
«Она убежит с ним! думала Соня. Она на всё способна. Нынче в лице ее было что то особенно жалкое и решительное. Она заплакала, прощаясь с дяденькой, вспоминала Соня. Да это верно, она бежит с ним, – но что мне делать?» думала Соня, припоминая теперь те признаки, которые ясно доказывали, почему у Наташи было какое то страшное намерение. «Графа нет. Что мне делать, написать к Курагину, требуя от него объяснения? Но кто велит ему ответить? Писать Пьеру, как просил князь Андрей в случае несчастия?… Но может быть, в самом деле она уже отказала Болконскому (она вчера отослала письмо княжне Марье). Дяденьки нет!» Сказать Марье Дмитриевне, которая так верила в Наташу, Соне казалось ужасно. «Но так или иначе, думала Соня, стоя в темном коридоре: теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не выйду из этого коридора и силой не пущу ее, и не дам позору обрушиться на их семейство», думала она.

Анатоль последнее время переселился к Долохову. План похищения Ростовой уже несколько дней был обдуман и приготовлен Долоховым, и в тот день, когда Соня, подслушав у двери Наташу, решилась оберегать ее, план этот должен был быть приведен в исполнение. Наташа в десять часов вечера обещала выйти к Курагину на заднее крыльцо. Курагин должен был посадить ее в приготовленную тройку и везти за 60 верст от Москвы в село Каменку, где был приготовлен расстриженный поп, который должен был обвенчать их. В Каменке и была готова подстава, которая должна была вывезти их на Варшавскую дорогу и там на почтовых они должны были скакать за границу.
У Анатоля были и паспорт, и подорожная, и десять тысяч денег, взятые у сестры, и десять тысяч, занятые через посредство Долохова.
Два свидетеля – Хвостиков, бывший приказный, которого употреблял для игры Долохов и Макарин, отставной гусар, добродушный и слабый человек, питавший беспредельную любовь к Курагину – сидели в первой комнате за чаем.
В большом кабинете Долохова, убранном от стен до потолка персидскими коврами, медвежьими шкурами и оружием, сидел Долохов в дорожном бешмете и сапогах перед раскрытым бюро, на котором лежали счеты и пачки денег. Анатоль в расстегнутом мундире ходил из той комнаты, где сидели свидетели, через кабинет в заднюю комнату, где его лакей француз с другими укладывал последние вещи. Долохов считал деньги и записывал.
– Ну, – сказал он, – Хвостикову надо дать две тысячи.
– Ну и дай, – сказал Анатоль.
– Макарка (они так звали Макарина), этот бескорыстно за тебя в огонь и в воду. Ну вот и кончены счеты, – сказал Долохов, показывая ему записку. – Так?
– Да, разумеется, так, – сказал Анатоль, видимо не слушавший Долохова и с улыбкой, не сходившей у него с лица, смотревший вперед себя.
Долохов захлопнул бюро и обратился к Анатолю с насмешливой улыбкой.
– А знаешь что – брось всё это: еще время есть! – сказал он.
– Дурак! – сказал Анатоль. – Перестань говорить глупости. Ежели бы ты знал… Это чорт знает, что такое!
– Право брось, – сказал Долохов. – Я тебе дело говорю. Разве это шутка, что ты затеял?
– Ну, опять, опять дразнить? Пошел к чорту! А?… – сморщившись сказал Анатоль. – Право не до твоих дурацких шуток. – И он ушел из комнаты.
Долохов презрительно и снисходительно улыбался, когда Анатоль вышел.
– Ты постой, – сказал он вслед Анатолю, – я не шучу, я дело говорю, поди, поди сюда.
Анатоль опять вошел в комнату и, стараясь сосредоточить внимание, смотрел на Долохова, очевидно невольно покоряясь ему.
– Ты меня слушай, я тебе последний раз говорю. Что мне с тобой шутить? Разве я тебе перечил? Кто тебе всё устроил, кто попа нашел, кто паспорт взял, кто денег достал? Всё я.
– Ну и спасибо тебе. Ты думаешь я тебе не благодарен? – Анатоль вздохнул и обнял Долохова.
– Я тебе помогал, но всё же я тебе должен правду сказать: дело опасное и, если разобрать, глупое. Ну, ты ее увезешь, хорошо. Разве это так оставят? Узнается дело, что ты женат. Ведь тебя под уголовный суд подведут…
– Ах! глупости, глупости! – опять сморщившись заговорил Анатоль. – Ведь я тебе толковал. А? – И Анатоль с тем особенным пристрастием (которое бывает у людей тупых) к умозаключению, до которого они дойдут своим умом, повторил то рассуждение, которое он раз сто повторял Долохову. – Ведь я тебе толковал, я решил: ежели этот брак будет недействителен, – cказал он, загибая палец, – значит я не отвечаю; ну а ежели действителен, всё равно: за границей никто этого не будет знать, ну ведь так? И не говори, не говори, не говори!
– Право, брось! Ты только себя свяжешь…
– Убирайся к чорту, – сказал Анатоль и, взявшись за волосы, вышел в другую комнату и тотчас же вернулся и с ногами сел на кресло близко перед Долоховым. – Это чорт знает что такое! А? Ты посмотри, как бьется! – Он взял руку Долохова и приложил к своему сердцу. – Ah! quel pied, mon cher, quel regard! Une deesse!! [О! Какая ножка, мой друг, какой взгляд! Богиня!!] A?
Долохов, холодно улыбаясь и блестя своими красивыми, наглыми глазами, смотрел на него, видимо желая еще повеселиться над ним.
– Ну деньги выйдут, тогда что?
– Тогда что? А? – повторил Анатоль с искренним недоумением перед мыслью о будущем. – Тогда что? Там я не знаю что… Ну что глупости говорить! – Он посмотрел на часы. – Пора!
Анатоль пошел в заднюю комнату.
– Ну скоро ли вы? Копаетесь тут! – крикнул он на слуг.
Долохов убрал деньги и крикнув человека, чтобы велеть подать поесть и выпить на дорогу, вошел в ту комнату, где сидели Хвостиков и Макарин.
Анатоль в кабинете лежал, облокотившись на руку, на диване, задумчиво улыбался и что то нежно про себя шептал своим красивым ртом.
– Иди, съешь что нибудь. Ну выпей! – кричал ему из другой комнаты Долохов.
– Не хочу! – ответил Анатоль, всё продолжая улыбаться.
– Иди, Балага приехал.
Анатоль встал и вошел в столовую. Балага был известный троечный ямщик, уже лет шесть знавший Долохова и Анатоля, и служивший им своими тройками. Не раз он, когда полк Анатоля стоял в Твери, с вечера увозил его из Твери, к рассвету доставлял в Москву и увозил на другой день ночью. Не раз он увозил Долохова от погони, не раз он по городу катал их с цыганами и дамочками, как называл Балага. Не раз он с их работой давил по Москве народ и извозчиков, и всегда его выручали его господа, как он называл их. Не одну лошадь он загнал под ними. Не раз он был бит ими, не раз напаивали они его шампанским и мадерой, которую он любил, и не одну штуку он знал за каждым из них, которая обыкновенному человеку давно бы заслужила Сибирь. В кутежах своих они часто зазывали Балагу, заставляли его пить и плясать у цыган, и не одна тысяча их денег перешла через его руки. Служа им, он двадцать раз в году рисковал и своей жизнью и своей шкурой, и на их работе переморил больше лошадей, чем они ему переплатили денег. Но он любил их, любил эту безумную езду, по восемнадцати верст в час, любил перекувырнуть извозчика и раздавить пешехода по Москве, и во весь скок пролететь по московским улицам. Он любил слышать за собой этот дикий крик пьяных голосов: «пошел! пошел!» тогда как уж и так нельзя было ехать шибче; любил вытянуть больно по шее мужика, который и так ни жив, ни мертв сторонился от него. «Настоящие господа!» думал он.
Анатоль и Долохов тоже любили Балагу за его мастерство езды и за то, что он любил то же, что и они. С другими Балага рядился, брал по двадцати пяти рублей за двухчасовое катанье и с другими только изредка ездил сам, а больше посылал своих молодцов. Но с своими господами, как он называл их, он всегда ехал сам и никогда ничего не требовал за свою работу. Только узнав через камердинеров время, когда были деньги, он раз в несколько месяцев приходил поутру, трезвый и, низко кланяясь, просил выручить его. Его всегда сажали господа.
– Уж вы меня вызвольте, батюшка Федор Иваныч или ваше сиятельство, – говорил он. – Обезлошадничал вовсе, на ярманку ехать уж ссудите, что можете.
И Анатоль и Долохов, когда бывали в деньгах, давали ему по тысяче и по две рублей.
Балага был русый, с красным лицом и в особенности красной, толстой шеей, приземистый, курносый мужик, лет двадцати семи, с блестящими маленькими глазами и маленькой бородкой. Он был одет в тонком синем кафтане на шелковой подкладке, надетом на полушубке.
Он перекрестился на передний угол и подошел к Долохову, протягивая черную, небольшую руку.
– Федору Ивановичу! – сказал он, кланяясь.
– Здорово, брат. – Ну вот и он.
– Здравствуй, ваше сиятельство, – сказал он входившему Анатолю и тоже протянул руку.
– Я тебе говорю, Балага, – сказал Анатоль, кладя ему руки на плечи, – любишь ты меня или нет? А? Теперь службу сослужи… На каких приехал? А?
– Как посол приказал, на ваших на зверьях, – сказал Балага.
– Ну, слышишь, Балага! Зарежь всю тройку, а чтобы в три часа приехать. А?
– Как зарежешь, на чем поедем? – сказал Балага, подмигивая.
– Ну, я тебе морду разобью, ты не шути! – вдруг, выкатив глаза, крикнул Анатоль.
– Что ж шутить, – посмеиваясь сказал ямщик. – Разве я для своих господ пожалею? Что мочи скакать будет лошадям, то и ехать будем.
– А! – сказал Анатоль. – Ну садись.
– Что ж, садись! – сказал Долохов.
– Постою, Федор Иванович.
– Садись, врешь, пей, – сказал Анатоль и налил ему большой стакан мадеры. Глаза ямщика засветились на вино. Отказываясь для приличия, он выпил и отерся шелковым красным платком, который лежал у него в шапке.
– Что ж, когда ехать то, ваше сиятельство?
– Да вот… (Анатоль посмотрел на часы) сейчас и ехать. Смотри же, Балага. А? Поспеешь?
– Да как выезд – счастлив ли будет, а то отчего же не поспеть? – сказал Балага. – Доставляли же в Тверь, в семь часов поспевали. Помнишь небось, ваше сиятельство.

ЕФРЕМ (КУЗНЕЦОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Ефрем (Кузнецов) (1875 - 1918), епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии, священномученик.

В миру Кузнецов Епифаний Андреевич, родился 10 мая 1875 года , в станице Краснояровской Нерчинско-Заводского округа Забайкальской области в казачьей семье и получил имя Епифаний. После смерти отца, когда ребёнку было пять лет, жил в крайней бедности с матерью Евдокией Ефремовной и младшей сестрой Лидией. Перед смертью его отец завещал ему учиться, но отрок пас стада у своих родных и возделывал землю, чтобы иметь пропитание, и не мог расчитывать более чем на начальное образование в сельском училище.

Позднее священномученик вспоминал: В раннем детстве Господь послал мне сиротство с его обычными в простонародной среде тяжелыми спутниками — беднотой беспросветной, лишениями и болезнями. Но этот крест учил меня смирению, терпению, пониманию страданий ближнего и состраданию. Под тяжестью сего креста умягчилось мое сердце, крепла вера в Бога и надежда только на Его неизреченное милосердие в путях моей жизни.

Но приходской священник обратил на него внимание и представил талантливого ученика епархиальному архиерею, который распорядился принять его в духовное училище. По словам о. Ефрема: В это время на помощь Господь посылает добрую душу в лице приходского пастыря, который, пользуясь проездом через станицу ныне блаженной памяти архипастыря Иркутского, высокопреосвященного архиепископа Вениамина (Благонравова) , по своему личному произволению, поставив меня пред лицом его на колена, усердно просит о принятии меня хотя на полуказённое содержание в духовное училище, с обещанием за меня, быть мне потом служителем церкви Божией. Просьба святителем Божьим уважается, и я, сирота-бедняк казачонок, какими наполнены станицы, оказываюсь в духовной школе, что тогда было весьма редким, чуть не исключительным явлением: велика ко мне милость Божия!

Образование

Молодой Епифаний окончил Нерчинское духовное училище, о котором впоследствии сохранил теплую память - здесь нашлись учителя «умевшие близко стать к питомцам и дать потребное на запросы их жизни», господствовал дух церковности. Закончив училище Епифаний не помышлял о служении высшем псаломщицкого, но один из его учителей устроил его на казенный счет в Иркутскую духовную семинарию которую он закончил в 30 мая 1896 года.

Сельский священник

В июне 1896 года в Градо-Иркутской Успенской церкви состоялось его венчание с 18-летней дочерью иркутских мещан Марией Васильевной Сокошневой. Теперь Епифаний желал как можно скорее получить рукоположение и отправиться служить на приход. В прошении епископу Забайкальскому Георгию (Орлову) он писал: Желая принять сан священника и быть возможно ближе к месту жительства моей матери, прошу Вас зачислить за мной… праздное священническое место при Кокуйской Покровской церкви. В случае назначения меня на означенное место покорнейше прошу Вас дозволить рукоположить меня Иркутскому Преосвященному, так как по неимению средств личных и по крайней бедности моей матери ехать мне в город Читу для рукоположения крайне затруднительно. Епископ Георгий удовлетворил его просьбу, и 2 августа 1896 года он был рукоположен архиепископом Иркутским и Верхоленским Тихоном (Троицким-Донебиным) во диакона в Крестовой Архиерейской церкви, а 4 августа — во священника в церкви села Кокуй Забайкальской епархии.

Отец Епифаний показал себя старательным священником, за короткий срок привлекши к себе симпатии прихожан талантливыми проповедями и многочисленными внебогослужебными собеседованиями, трезвой жизнью и добрым нравом. Но в 1898 году в семье о. Епифания случились большие перемены: родилась дочь Елена и умерла жена.

Молодой священник сильно скорбел, но большим утешением было для него участие в его жизни архиепископа Владивостокского Евсевия, который знал Епифания Кузнецова, будучи ректором Иркутской Духовной семинарии. Отец Епифаний ценил его и называл позже своим духовным отцом. Глубоко сострадая горю молодого пастыря, архиепископ Евсевий направил ему несколько посланий, исполненных отеческой любви, которые убедили его продолжать образование.

Высшее образование

Отец Епифании поступил в Казанскую духовную академию и закончил курс в составе миссионерской группы монгольского отделения со степенью кандидата богословия в 1903 году. Впоследствии он с особой благодарностью вспоминал ректора академии Антония (Храповицкого) , которого называл «выдающимся по уму и чистоте жизни святителем нашего времени». В академии отец Епифаний проявил большой интерес к миссионерству. Его кандидатская работа, История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени, получила высокий отзыв рецензента, а написанная им в эти годы история миссионерства в Забайкалье под названием Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существование (с 1860 по 1899 гг.) , была опубликованна в Православном благовестнике.

Миссионер

В июле 1903 года о. Епифаний был направлен для служения в Бырцынский миссионерский стан входя в состав Забайкальской духовной миссии. Он вскоре стал председателем совета Читинского центрального миссионерского училища, помощником начальника духовной миссии. С августа 1905 года делается начальником миссии. Ему выпала задача организации борьбы с вероотступничеством и ограждение крещенных инородцев Забайкалья от поглощения их снова ламаизмом после закона 17 апреля 1905 года, вызвавшего всюду в стране религиозное брожение и отпадание от Православия. С этим делом архимандрит Ефрем справлялся успешно и умело, активно противодействуя попыткам ламаистского духовенства побудить крещёных ранее местных жителей отказаться от христианства. Статьи о религиозном и культурном быте бурятов написаные им в эти годы показывают проницательность и стойкость в миссионерском делании.

Кроме того, о. Епифаний был инспектором учительских курсов при Читинском миссионерском училище, сверхштатным членом Забайкальского епархиального училищного Совета, исполнял должность Председателя Совета женского епархиального училища, был Председателем экзаменационной комиссии «для испытания лиц, ищущих священства, диаконского сана и псаломщических мест», состоял членом-казначеем церковного Братства Свв. Кирилла и Мефодия и Св. Иннокентия Иркутского, а с 1913 года - ещё и редактором Забайкальских епархиальных ведомостей.

29 апреля 1907 возведен в сан протоиерея. По его инициативе в Чите было построено специальное двухэтажное здание для миссионерского училища, которое при отце Епифании преобразилось из начальной школы в низшее образовательное заведение духовного ведомства. В училище было четыре класса — образцовая школа на сто пятьдесят учеников, помещение для пансиона на сто двадцать человек и две квартиры — для учителя и заведующего. Во втором этаже была устроена домовая Спасо-Преображенская церковь. Специально для работы в миссионерских станах здесь готовили псаломщиков и диаконов, изучался бурятский язык, история и практика миссии.

Стойко придерживавшийся монархических взглядов, в 1907 году о. Епифаний стал организатором забайкальского отдела Русского Народного Союза имени Михаила Архангела. В Союз он привлек едва ли не всех священников Забайкальской Миссии своим твердым убеждением что «Церковь всегда должна ставить перед собой все задачи, связанные с главной целью ее существования — спасением всего грешного человечества». В сентябре-октябре 1909 года он принял участие в работе Съезда русских людей в Москве (так называемом «Восторговском» съезде), где был одним из секретарей отдела церковных вопросов и выступал с докладом.

17 октября 1909 года о. Епифаний был пострижен в монашество своим академическим наставником архиепископом Волынским Антонием (Храповицким) с наречением имени Ефрем, всоре возводится в сан игумена, а 25 октября того-же года на основании указа Св. Синода архиепископом Финляндским Сергием (Страгородским) - в сан архимандрита.

Под руководительством отца Ефрема особенно успешной была проповедь среди местных корейцев. Массовый исход корейцев в Россию начался с 1910 года, когда многие бежали с родины после аннексии их страны Японией. Массовое обращение корейцев в православие было для Забайкальской миссии явлением неожиданным - она к нему не была подготовлена ни средствами ни кадрами, и вся тяжесть забот по этому делу легла на начальника миссии. Из крещенных корейцев образовался в Чите отдельный приход. При Миссионерской церкви был особый причет, состоявший из корейца-священника и корейца-псаломщика, на которых были возложены обязанности быть духовными руководителями православных корейцев. Для них же была открыта огласительная школа с пансионом, которая сделалась и своеобразным центром корейского землячества. С 1911 года стал издаваться на корейском языке журнал Православие, имевший цель просвещение и обращение в лоно Православной Церкви корейцев не только Забайкалья, но и живущих на всем пространстве Дальнего Востока.

Насколько серьезно корейцами было воспринято Православие косвенно можно судить по тому факту, что 30 прихожан-корейцев Читинской Миссионерской церкви обратились к архимандриту Ефрему с выражением желания пойти на войну добровольцами на что он их благословил и направил к военному губернатору. В своей проповеди архимандрит произнес слово, в котором сказал: корейцы, приняв Православие, идут теперь в ряды русских защитников России этим доказывают, что они возлюбили ее, вторую родину, за которую готовы положить жизнь.

В 1913 году вместе с известным проповедником протоиереем священномучеником И. И. Восторговым, с которым о. Ефрем сблизился на почьве миссионерства, он посетил Монголию для выяснения условий предполагаемого открытия Православной миссии там. Однако из-за начавшейся Первой мировой войны этот проект не был воплощен.

В апреле 1916 года Совет Миссионерского общества через своего Председателя — митрополита Московского Макария (Невского) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о восстановлении в Забайкалье кафедры епископа Селенгинского и возведении в сан епископа архимандрита Ефрема «как человека со специальным знанием миссионерского дела, долголетним опытом и немало с пользою потрудившегося на поприще миссионерского служения». 5 октября Государь Император утвердил синодальный доклад о восстановлении на местные средства кафедры викарного епископа Забайкальской епархии, с наименованием «Селенгинский» и назначении на пост о. Ефрема. Епископская хиротония возглавленная архиепископом Владивостокским Евсевием (Никольским) совершилось 20 ноября 1916 года в Чите в кафедральном соборе Св. Александра Невского.

После февральской революции 1917 года для нового епископа началась краткая но тяжкая череда страданий которые он с достоинством разделил со всей страждущей Церковью. На его квартире в миссионерском училище был сделан обыск, были найдены какие-то издания Союза Русского Народа и список 246 его членов. В местных газетах появились требования «революционного духовенства» к правящему архиерею отстранить епископа Ефрема от всех должностей, но, хотя новый состав Синода тогда охотно увольнял на покой многих архиереев, епископ Ефрем был оставлен на прежнем месте. Несмотря на это в читинских газетах продолжалась кампания против Начальника Миссии.

Его преданность Православию и ревность в защите интересов Церкви и монархии была известна не только верующим, но и представителям новой революционной власти. Забайкальский областной комитет общественной безопасности вскоре после революции обратился в Петросовет с просьбой удалить на покой в монастырь вне пределов области владыку Ефрема как «зарекомендовавшего себя всей своей прошлой деятельностью ярым реакционером, организатором Чёрной Сотни». Хотя Владыка Ефрем давал подписку о признании Временного правительства и лояльности, новый представитель службы общественной безопасности запретил ему въезд в Читу и ходатайствал перед краевым комиссариатом о предписании владыке покинуть Забайкалье.

В 1917 году владыка Ефрем выехал в Москву для участия во Всероссийском Поместном Соборе в статусе Заместителя Члена Собора, замещая епископа Забайкальского и Нерчинского Мелетия. 22 января 1918 года выступил на Соборе с докладом, в котором так оценил тогдашние события, обличая русское общество в его грехах: …что представляют собой переживаемые события в глазах верующего? Это кара Божья, вспомните, что творилось в последние годы в жизни государства, Церкви, общества… Несомненно то, что виноваты в этом целые классы людей служения общественного, государственного, церковного. Гордыня, самомнение, неверие, отрицание, тупое стремление всё святое вытравить, попрать, разрушить, богоборство, подкоп под власть, порок во всей наготе — вот атмосфера, в которой протекала жуткая жизнь нашей Родины. И вот гнев Божий: война… Но это оказалось недостаточным, чтобы Русский народ… одумался и покаялся, даже напротив… Тогда Божьим попущением — крах государственного строя и революция с её беспредельным углублением… Не будет легче Церкви, когда сойдут со сцены нынешние её гонители, а ко власти вернутся те, кто эти гонения начинал, имея в своей политической программе также задачу отделения Церкви от государства… пришла ли в покаяние наша интеллигенция, много столь потрудившаяся над созданием крушения государственного строя и теперь являющаяся главной виновницей падения и гибели нашей Родины. Возьмём военную интеллигенцию, не она ли в лице своих высших представителей, окружавших верховную власть, пошла на переворот, забыв присягу. И вот за это самое сейчас она стёрта с лица земли.

Подпись владыки Ефрема стоит под Деянием 5 (18) апреля 1918 года о прославлении святителя Софрония (Кристалевского) , епископа Иркутского, которого он чтил и до прославления.

Арест и мученическая кончина

В конце января или в начале февраля 1918 года владыка Ефрем прислал на имя епископа Забайкальского Мелетия из Москвы телеграмму, предающую его духовное настроение в условиях начавшихся гонений на Церковь: «Собор открылся двадцатого. Патриарх объявил Церковь гонимой, предал анафеме гонителей, призвал верных защите и мученичеству.» Преосвященный Ефрем сподобился стать одним из тех священнослужителей Русской Церкви, кто уже через несколько месяцев, одним из первых принял святое мученичество.

Во время работы Собора владыка жил на квартире протоиерея Иоанна Восторгова, оставшись в Москве после перерыва работы собора в апреле 1918 года. Первый арест владыки состоялся в конце 1917 или начале 1918 года, но он был вскоре освобожден. Второй арест ВЧК последовал 2 июня . В заключении он проявил себя мужественным исповедником. 5 сентября 1918 года, вместе с протоиереем Иоанном Восторговым, бывшими сенатором С. П. Белецким, министрами внутренних дел Н. А. Маклаковым и А. Н. Хвостовым, председателем Государственного Совета И. Г. Щегловитовым и ксендзом Лютостанским священномученик был расстрелян Ходынском поле . По просьбе Иоанна Восторгова палачи разрешили осуждённым перед смертью помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, горячо молились, после чего подходили под благословение отца Иоанна и владыки Ефрема, спокойно встретившего смерть.

Почитание и прославление

Священномученик Ефрем был прославлен в сонме новомучеников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 20 августа 2000 года.

«Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существование (с 1860 по 1899 гг.)», Православный благовестник, 1901, №№ 21-24.

История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени, (кандидатская).

«Характеристика бурят с точки зрения способности их к принятию Христианства и общеевропейской культуры», Забайкальские епархиальные ведомости, 1904, №№ 22-24; отд. изд.: Чита, 1905.

Вероисповедной соблазн в Забайкалье.

Земельная обида крещенных инородцев, Москва, 1914.

Введение в круг деятельности Забайкальской миссии просвещения светом Христовой веры корейцев, китайцев и японцев, проживающих в пределах Забайкалья.

«Последствия реализации Высочайшего указа 17 апр. 1905 в Забайкальской области», Сборник Съезда Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909 , Москва, 1910.

В защиту миссии.

Иргень, место святое, Чита, 1911.

«Торжество Православия в Чите», Забайкальские епархиальные ведомости, 1913, №№ 3-4.

«Пир веры на св. Иргени», Забайкальские епархиальные ведомости, 1913, №№ 14-15.

«Речь при наречении начальника Забайкальской духовной миссии архимандрита Ефрема во епископа Селенгинского, произнесенная в Читинской Архиерейской церкви 19 ноября 1916 г.», Забайкальские епархиальные ведомости, 1916, № 23.

См. перечень трудов в “Прибавлении к Церковному Вестнику ”, 1916, № 43, 1046.

Литература

Церковный Вестник, 1916, № 43, 384; 1918, №№ 19-20, 114.

«Прибавление к Церковному Вестнику ”, 1916, № 43, 1046; № 51, 1203.

Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г. , 276-277.

ФАМ II, № 33, 6.

Верховенский, А. И., Церковь и государство, Москва, 1923.

Regel’son 523: 1918 in Moskau erschossen.

M. Pol’skij, Novye muceniki I, 178: erschossen am 23.8.1918.

Die Russischen Orthdoxen Bischofe von 1893 bis 1965.

Bio-Bibliographe von Metropolit Manuil (Lemesevskij). Erlangen, 1979—89. Т. 3.

Русские православные иерархи. Исповедники и мученики, Париж, 1986.

За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917—56. Биогр. словарь, Т. 1: А—К, Москва, 1997.

Использованные материалы

Кудрявцев, Сергей, «Преосвященный Ефрем»:

http://zab.chita.ru/archiv.php?gurnal=10&article=185

Афанасий Гумеров, свящ., сост., «Житие Преосвященного Ефрема, епископа Селенгинского викария Забайкальской епархии (1876 - 1918)»:

http://chita.eparhia.ru/libr/sv/efrem/

Страница портала Русское Православие:

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_7902

Степанов А., «Ефрем (в миру Кузнецов Епифаний Андреевич)...», на сайте Большая энциклопедия русского народа Института Русской Цивилизации:

http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=5794

«Священномученик Ефрем - черносотенец и епископ» с сайта Чёрная Сотня:

http://www.sotnia.ru/ch_sotnia/t2001/t9501.htm

Статья из Википедии:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%BC_ (%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2).

Некоторые материалы указывают год рождения как 1876 без уточнения даты.

«Речь при наречении начальника Забайкальской духовной миссии архимандрита Ефрема во епископа Селенгинского, произнесенная в Читинской Архиерейской церкви 19 ноября 1916 г.», Забайкальские епархиальные ведомости, 1916, № 23, 812.

«Речь при наречении...», 814.

«Речь при наречении...», 815.

Забайкальские епархиальные ведомости, 1914, № 20.

По другой версии - на Братском кладбище. См. http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=5794.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЕФРЕМ (КУЗНЕЦОВ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КУЗНЕЦОВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от именования отца по занятию. Так как кузнец был необходимейшим и всем известным человеком в селении, то именование по …
  • КУЗНЕЦОВ в Высказываниях великих людей:
    Если два человека говорят одинаково, это не значит, что они говорят одно и то же. Б.Г. Кузнецов …
  • КУЗНЕЦОВ в Литературной энциклопедии:
    Николай Адрианович — пролетарский поэт, сын даниловского ткача, сам — рабочий завода «Мотор». С 15-ти лет — комсомолец и …
  • ЕФРЕМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Ефрем Сирин - один из великих учителей церкви IV в. Родился вНизибии, в первых годах IV в.; скончался, вероятно, в …
  • КУЗНЕЦОВ
    КУЗНЕЦ́ОВ Юр. Пол. (р. 1941), рус. поэт. В сб-ках стихов и поэм "Гроза" (1966), "Выходя на дорогу, душа оглянулась" (1978), …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Юр. Ал. (1903-82), геолог, акад. АН СССР (1966). Брат В.А. Кузнецова. Осн. тр. по геологии и петрографии Зап. и …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Юр. Ал-др. (р. 1946), актёр. В 1971-79 в Хабаровском драм. т-ре, в 1979-86 в Омском т-ре драмы. С 1986 …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Феликс Феодосьевич (р. 1931), критик, литературовед, ч.-к. РАН (1987). Дир. Ин-та мировой лит-ры им. М. Горького РАН (с 1987). …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Фёд. Анд. (р. 1932), физикохимик, акад. РАН (1987). Тр. по разработке материалов и структур с заданными свойствами для изделий …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Степ. Леон. (1879-1932), актёр, нар. арт. Республики (1929). На сцене с 1901. С 1925 в Малом т-ре (Швандя, "Любовь …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Сер. Ив. (1900-87), микробиолог, ч.-к. АН СССР (1960). Осн. тр. по изучению геол. деятельности и экологии вод. микроорганизмов, их …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Пётр Саввич (1899-1968), языковед, д-р филол. наук, проф. МГУ. Тр. в области русистики (диалектология, ист. грамматика, история, фонология рус. …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Пав. Варфоломеевич (1878-1968), живописец, засл. деят. иск-в РСФСР (1928). Поэтически-созерцат., декор., обобщённые по цвету жанрово-пейзажные сцены, посв. кочевникам Востока, …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Ник. Тим. (р. 1931), химик, акад. РАН (1994). Тр. по химии и технологии неорганич. в-в (кластерных соед. бора, гидридов …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Ник. Ив. (р. 1922), Герой Сов. Союза (1945), полный кавалер орд. Славы (1944, 1945, 1980 - представлен в 1945), …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Ник. Ив. (1911-44), разведчик, Герой Сов. Союза (1944, посм.). Выдавая себя за нем. офицера в г. Ровно, добывал ценную …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Ник. Ив. (1864-1932), ботаник, ч.-к. Петерб. АН (1903), РАН (1917) и АН СССР (1925). Осн. тр. по флоре Кавказа …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Ник. Дм. (1911-95), конструктор, акад. РАН (1974), Герой Соц. Труда (1957, 1981). Под рук. К. созданы реактивные двигатели для …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Ник. Гер. (1904-74), Адмирал Флота Сов. Союза (1955), Герой Сов. Союза (1945). В 1939-46 нарком ВМФ. В 1948 по …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Ник. Вас. (р. 1939), математик, ч.-к. РАН (1987). Тр. по матем. физике, теории …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Ник. Ал. (р. 1922), засл. пилот СССР (1971), Герой Соц. Труда (1973, 1979). В 1971-87 нач. Казах. управления гражд. …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Ник. Ал-др. (р. 1939), учёный в области систем автоматич. управления, акад. РАН (1994). Тр. по теории систем управления. Гос. …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Мих. Прокопьевич (р. 1913), актёр, нар. арт. СССР (1971). С 1951 в Ставропольском …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Мих. Вас. (1913-89), Герой Сов. Союза (1943, 1945), ген.-майор авиации (1959). В Вел. Отеч. войну в истребит. авиации, ком. …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Мих. Артемьевич (1918-86), киноактёр, нар. арт. РСФСР (1965). Снимался в ф. "Машенька", "Иван Грозный", "Тарас Шевченко", "Матрос Чижик", т/ф …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Евг. Мих. (1899/1900-1958), театровед, засл. деят. иск-в РСФСР (1939). Основоположник цирковедения в СССР. Тр. по истории рус. и сов. …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Евг. Ал-др. (р. 1947), физик-теоретик, ч.-к. РАН (1997). Тр. по физике нелинейных явлений (теория волновых коллапсов), гидродинамике, матем. физике, …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Вл. Дм. (1887-1963), физик, акад. АН СССР (1958), Герой Соц. Труда (1957). Дир. Сиб. физ.-техн. ин-та в Томске (1929-61). …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Викт. Ив. (1913-91), учёный в обл. механики, акад. АН СССР (1968), Герой Соц. Труда (1956, 1961). Один из создателей …