Главная · Диарея · Духовные чины в православии. Степени церковной иерархии

Духовные чины в православии. Степени церковной иерархии

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Священно- и церковнослужители.

Совершители Богослужения разделяются на священнослужителей и церковнослужителей.

1. Священнослужители — лица, над которыми было совершенно таинство Священства (рукоположение, хиротония), в котором они получили благодать Святого Духа совершать Таинства (епископы и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (диаконы).

2. Церковнослужители — лица, получившие благословение прислуживать в храме во время Богослужения (иподиаконы, алтарники, чтецы, певцы).

Священнослужители.

Священнослужители делятся на три степени: 1) епископы (архиереи); 2) пресвитеры (священники); 3) диаконы .

1. Епископ — это высшая степень священства в Церкви. Епископ является приемником Апостолов, в том смысле, что он имеет те же полномочия в Церкви, что и апостолы Христовы. Он:

— предстоятель (возглавляющий) общества верующих;

— главный начальник над священниками, диаконами и всем церковным причтом своей епархии.

Епископ обладает всей полнотой священнодействия. Ему принадлежит право совершать все таинства. Напр., в отличие от священника он имеет право:

рукополагать священников и диаконов , а несколько епископов (одному нельзя) возводить нового епископы. Согласно учению Церкви, апостольская благодать (т.е. дар священства), принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереев от самых апостольских времен, и таким образом в Церкви осуществляется благодатная преемственность;

освящать миро для таинства Миропомазания;

освящать антиминсы ;

освящать храмы (священник тоже может освящать храм, но только по благословению епископа).

Хотя все епископы равны по благодати, для сохранения единства и для взаимной помощи в затруднительных обстоятельствах еще 34-м апостольским правилом некоторым из епископов дается право верховного надзора над другими. Отсюда среди епископов различают: патриарха, митрополита, архиепископа, и просто епископа.

Епископ, управляющий Церковью целой страны, обычно называется патриархом , то есть первым из епископов (с греческого patria — семья, племя, род, поколение; и arcwn — начинающий, начальствующий). Однако в целом ряде стран — Греция, Кипр, Польша и других, предстоятель Православной Церкви носит титул архиепископа . В Грузинской Православной Церкви, Армянской Апостольской Церкви, Ассирийской Церкви, Киликийской и Албанской предстоятель носит титул – католикос (греч. [кафоликос] — вселенский, всеобщий, соборный). А в Римской и Александрийской (с древности) – папа .

Митрополит (с греч. столичный) – это глава крупной церковной области. Церковная область называется – епархия . Епархия (греч. область; то же, что лат. провинция) – это церковно-адменистративная единица. В Римско-католической Церкви епархии называются — диоцезами. Епархия разделена на благочиния, состоящие из некоторого количества приходов. Если епархию возглавляет митрополит, то её обычно именуют – митрополия. Титул митрополита является почетным званием (как награда за особые заслуги или за многолетнее ревностное служение Церкви), следующим после титула архиепископа, а отличительной частью облачения митрополита является белый клобук и зеленая мантия.

Архиепископ (греч. старший епископ). В Древней Церкви сан архиепископа был выше митрополичьего. Архиепископ управлял несколькими митрополиями, т.е. был главой крупной церковной области и митрополиты, управляющие митрополиями, были подчинены ему. В настоящее время в Русской Православной Церкви архиепископ это почетный титул, предшествующий еще более почетному сану митрополита.

Епископ, управляющий небольшой областью называется просто епископом (греч. [епископос] — надзирающий, надсматривающий, контролирующий; от [епи] — на, при; + [скопео] — смотрю).

Некоторые епископы не имеют самостоятельной области управления, а являются помощниками при других, старших архиереях; такие епископы называются викарными . Вика́рий (лат. vicarius — заместитель, наместник) — епископ, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении епархиальному архиерею.

2. Вторую степень священства составляют священники (пресвитеры, от греч. [пресвиc] — старший; [пресвитерос] — старейшина, глава общины).

Среди священников различают белое духовенство — священники, не приносившие монашеских обетов; и чёрное духовенство — монахи, рукоположенные в священный сан.

Пресвитеры белого духовенства носят название: иереи, протоиереи и протопресвитеры . Пресвитеры черного духовенства носят название: иеромонахи, игумены и архимандриты .

Протоиерей (от греч. [протос иереис] — первый иерей) — звание, которое даётся священнику как почетное отличие перед остальными священниками за заслуги или долголетнее служение. Это звание не дает никакой власти; протоиерей имеет только первенство чести.

Старший иерей Патриаршего собора в Москве называется протопресвитером .

Иереи из монахов называются иеромонахами . Старшие из иеромонахов, которым обычно поручено управление монастырем, называются игуменами и архимандритами .

Игумен (греч. [игуменос] — ведущий) — начальник, предводитель монахов. В древности, и в настоящее время во многих Поместных Церквах, игумен это начальник монастыря. Изначально игумен не обязательно был священником, позже его стали избираться только из числа иеромонахов либо посвящать избранного игуменом монаха в пресвитера. В ряде Поместных Церквей, звание игумен используется как иерархическая награда. В Русской Православной Церкви так было до 2011 года.

Архимандрит (греч. [архи] — бук. начальник, главный, старший; + [мандра] — овчарня, загон (место на выгоне или пастбище, огороженное изгородью, куда загоняют домашний скот, предназначенное для отдыха и дополнительной подкормки), т.е. в переносном смысле начальник духовных овец) — это начальник большого или важнейшего мужского монастыря. В древности так назывались лица, возглавлявшие несколько монастырей, напр., все монастыри епархии. В особых случаях это звание дается как иерархическая награда. В белом духовенстве сану архимандрита соответствует сан протоиерея и протопресвитера.

3. Третью степень священнослужителей составляют диаконы , в монашестве — иеродиаконы . Диаконы не совершают Таинств, а только помогают епископам и священникам при их совершении. Старшие из диаконов в кафедральных соборах называются протодиаконами , а старшие из иеродиаконов в монастырях — архидиаконами . Эти звания означают, первенство чести, а не власти.

Церковнослужители.

Церковнослужители в Православной Церкви составляют низший круг. К церковнослужителям относятся:

иподиаконы (то есть помощники диакона);

чтецы (псаломщики);

певцы (дьячки);

алтарники (свещеносцы или пономари).

Виды Поместных Церквей .

Автокефа́льная Церковь (от греч. [автос] — сам + [кефали] — голова) — самостоятельная Православная Поместная Церковь, т.е. административно (канонически) полностью независимая от других Православных Поместных Церквей.

В настоящее время существуют 15 Автокефальных Церквей, которые, согласно диптиху, принятому в Русской Православной Церкви, расположены в следующей иерархии чести:

Константинопольская Православная Церковь (более 2 млн чел.)

Александрийская (более 6,5 млн. чел.)

Антиохийская (1 млн 370 тыс. чел.)

Иерусалимская (130 тыс. чел.)

Русская (50-100 млн чел.)

Грузинская (4 млн чел.)

Сербская (10 млн чел.)

Румынская (16 млн чел.)

Болгарская (около 8 млн чел.)

Кипрская (420 тыс. чел.)

Элладская (Греческая) (около 8 млн чел.)

Албанская (около 700 тыс. чел.)

Польская (500 тыс. чел.)

Чехословацкая (более 150 тыс. чел.)

Американская (около 1 млн чел.)

Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской.

Автономная Церковь (от греч. [автономия] — самозаконие) Поместная Православная Церковь входящая в состав Автокефальной Церкви, получившая самостоятельность в вопросах внутреннего управления от той или иной Автокефальной (иначе Кариархальной) Церкви в состав которой данная автономная церковь входила ранее на правах экзархата или епархии.

Зависимость Автономной Церкви от Кириархальной выражается в следующем:

— предстоятель Автономной Церкви поставляется предстоятелем Кириархальной Церкви;

— устав Автономной Церкви утверждается Кириархальной Церковью;

— Автономная Церковь получает от Кириархальной Церкви миро;

— имя предстоятеля Кириархальной Церкви возглашается во всех храмах Автономной Церкви перед именем её предстоятеля;

— предстоятель Автономной Церкви подсуден высшей судебной инстанции Кириархальной Церкви.

В настоящее время существует 5 Автономных Церквей:

Синайская (зависима от Иерусалимской)

Финская

Эстонская (зависима от Константинопольской)

Японская (зависима от Русской)

Самоуправляемая Церковь – это как Автономная Церковь только более крупная и с более широким правом автономии.

Самоуправляемые в составе Русской Православной Церкви:

Русская Православная Церковь Заграницей

Латвийская

Молдавская

Украинская (Московского Патриархата) (с правами широкой автономии)

Эстонская (Московского Патриархата)

Белорусская (де-факто).

Самоуправляемые в составе Константинопольской Православной Церкви:

Западноевропейский экзархат русских приходов

Украинская Православная Церковь в Канаде

Украинская Православная Церковь в США .

Экзарха́т (от греч. [экзархос] — внешняя власть) в современном православии и католицизме восточных обрядов — особая административно-территориальная единица, зарубежная по отношению к основной Церкви, либо специально созданная для окормления верующих данного обряда в особых условиях.

Патриарх -
в некоторых православных церквах - титул главы поместной церкви. Патриарх избирается поместным собором. Титул установлен Четвертым Вселенским собором 451 г. (г. Халкидон, Малая Азия). На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г., в 1721 г. упразднено и заменено на коллегиальный орган - синод, в 1918 г. восстановлено. В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: константинопольский (Турция), александрийский (Египет), антиохийский (Сирия), иерусалимский, московский, грузинский, сербский, румынский и болгарский.

Синод
(греч. особое - собрание, собор) - в настоящее время - совещательный орган при патриархе, состоящий из двенадцати архиереев и носящий титул "Священный синод". В Священный синод входят шесть постоянных членов: митрополит Крутицкий и Коломенский (Московская область); митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский; митрополит Киевский и всея Украины; митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх Белоруссии; председатель Отдела внешних церковных сношений; управляющий делами Московской патриархии и шесть непостоянных членов, сменяемых каждые полгода. С 1721 г. по 1918 г. Синод являлся высшим органом церковно-административной власти, заменявшим собой патриарха (носил патриарший титул "Святейший") - состоял из 79 архиереев. Члены Святейшего Синода назначались императором, в заседаниях Синода принимал участие представитель государственной власти - обер-прокурор Синода.

Митрополит
(греч. столичный) - первоначально архиерей, глава митрополии - крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Т.к. церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул "митрополит" является почетным званием, следующим после титула "архиепископ". Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук.

Архиепископ
(греч. старший среди епископов) - первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархии. ЕПИСКОПЫ, Управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Впоследствии архиепископами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул "архиепископ" является почетным, предшествует титулу "митрополит".

Архиерей
(греч. старший священник, начальник священников) - священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства (в т.ч. рукоположение) и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. В древности архиереи делились по объему административной власти на епископов, архиепископов и митрополитов, в настоящее время эти звания сохраняются как почетные титулы. Из числа архиереев поместный собор избирает патриарха (пожизненно), который осуществляет руководство церковной жизнью поместной церкви (некоторые поместные церкви возглавляются митрополитами или архиепископами). Согласно учению церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен и т.о. в церкви осуществляется благодатная преемственность. Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев (должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея - 1 правило св. Апостолов; согласно 60 правилу Карфагенского поместного собора 318 г. - не менее трех). Согласно 12 правилу Шестого Вселенского собора (680-681 гг. Константинополь) архиерей должен быть безбрачен, в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства. К архиерею принято обращаться: к епископу "Ваше Преосвященство", к архиепископу или митрополиту - "Ваше Высокопреосвященство"; к патриарху "Ваше Святейшество" (к некоторым восточным патриархам - "Ваше Блаженство"). Неофициальное обращение к архиерею - "владыко".

Епископ
(греч. надзирающий, надсматривающий) - священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе архиерей. Первоначально слово "епископ" обозначало архиерейство как таковое, вне зависимости от церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в посланиях св. ап. Павла), впоследствии, когда архиереи стали различаться на епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово "епископ" стало как бы означать первую категорию из вышеперечисленных и в первоначальном смысле было заменено словом "архиерей".

Архимандрит -
монашеский чин. В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству; соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. Чин архимандрита появился в Восточной Церкви в V в. - так именовались избранные архиереем из игуменов лица для надзора над монастырями епархии. Впоследствии наименование "архимандрит" перешло к начальникам важнейших монастырей и затем к монашествующим лицам, занимающим церковно-административные должности.

Игумен -
монашеский чин в священном сане, настоятель монастыря.

Протоиерей -
старший священник в белом духовенстве. Звание протоиерея дается в качестве награждения.

Священник -
священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства. Имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства рукоположения. Иначе священник называется иереем или пресвитером (греч. старейшина; так называется священник в посланиях апостола Павла). Поставление в священники совершается архиереем через рукоположение. К священнику принято обращаться: "Ваше благословение"; к монашествующему священнику (иеромонаху) - "Ваше преподобие", к игумену или архимандриту - "Ваше Высокопреподобие". Неофициальное обращение - "отец". Иерей (греч. священник) - священник.

Иеромонах
(греч. Священник-монах) - священник-монах.

Протодьякон -
старший дьякон в белом духовенстве. Звание протодьякона дается в качестве награждения.

Иеродьякон
(греч. Дьякон-монах) - дьякон-монах.

Архидьякон -
старший дьякон в монашествующем духовенстве. Звание архидьякона дается в качестве награждения.

Дьякон
(греч. служитель) - священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Дьякон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне). Во время богослужения дьякон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.п. Поставление в дьяконы совершается архиереем через рукоположение.

Духовенство -
священнослужители. Различается белое (немонашествующее) и черное (монашествующее) духовенство.

Схимонах -
монах, принявший великую схиму, иначе - великий ангельский образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и всего мирского. Схимонах-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти и не имеет права совершать литургию. Облачение схимонаха дополняется кукулем и аналавом. Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в., когда с целью упорядочить отшельничество, императорской властью было приказано пустынникам поселиться в монастырях. Пустынники, принявшие затвор в замену отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным для схимонахов.

Священнослужители -
лица, имеющие благодать совершать таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (дьяконы). Делятся на три последовательные степени: дьяконы, священники и архиереи; поставляются через рукоположение. Рукоположение - богослужение, во время которого совершается таинство священства - постановление в священнослужители. Иначе хиротония (греч. рукоположение). Рукоположение совершается в дьяконы (из иподьяконов), в священники (из дьяконов) и в архиереи (из священников). Соответственно существуют три чина рукоположения. В дьяконы и священники рукоположение совершать может один архиерей; в архиереи рукоположение совершается собором архиереев (по крайней мере двумя архиереями см. 1 Правило Св. Апостолов).

Рукоположение
в дьяконы совершается на литургии после евхаристического канона. Посвящаемый вводится в алтарь через врата царские, троекратно при пении тропарей обводится вокруг престола и затем встает на одно колено перед престолом. Архиерей возлагает край омофора на голову посвящаемого, сверху полагает руку и читает тайносовершительную молитву. После молитвы архиерей снимает крестовидно одетый орарь с посвященного и возлагает орарь ему на левое плечо с возгласом "аксиос". Рукоположение в священники совершается на литургии после великого входа подобным образом - полагаемый становится на оба колена перед престолом, читается иная тайносовершительная молитва, рукоположенный облачается в священнические одежды. Рукоположение в архиереи совершается на литургии после пения трисвятого перед чтением Апостола. Рукополагаемый вводится в алтарь через царские врата, делает три поклона перед престолом и, встав на оба колена, полагает сложенные крестом руки на престол. Архиереи, совершающие рукоположение, держат над его головой открытое Евангелие, первенствующий из них читает тайносовершительную молитву. Затем возглашается ектения, после которой Евангелие полагается на престол, а новорукоположенного облачают с возгласом "аксиос" в архиерейское облачение.

Монах
(греч. один) - человек, посвятивший себя Богу через принятие обетов. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу. Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами: рясофорный монах (рясофор) - подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы -принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы или ангельского образа (схимонах) - принимает обет отречения от мира и всего мирского. Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником. Монашество возникло в III в. в Египте и в Палестине. Первоначально это были удалившиеся в пустыню отшельники. В IV в. святым Пахомием Великим были организованы первые общежительные монастыри, и затем общежительное монашество распространилось по всему христианскому миру. Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосии Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь.

Инок
(от слав. иной - одинокий, другой) - русское наименование монаха, буквальный перевод с греческого.

Иподьякон -
церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата и пр. Облачение иподьякона стихарь и крестовидно одеваемый орарь. Поставление в иподьякона см. посвящение.

Пономарь
(искаженное греч. приставник) - церковнослужитель, упоминаемый в уставе. Иначе - алтарник. В Византии пономарем назывался сторож храма.

Постриг -
1. Действие, совершаемое на некоторых богослужениях. Пострижение волос существовало в античном мире как символ рабства или служения и с этим значением вошло в христианское богослужение: а) пострижение волос совершается над новокрещенным после крещения в знак служения Христу; б) пострижение волос совершается во время посвящения над новопоставленным чтецом в знак служения церкви. 2. Богослужение, совершаемое при принятии монашества (см. монах). Соответственно трем степеням монашества существуют постриг в рясофоры, постриг в малую схиму и постриг в великую схиму. Постриг не клириков (см. клир) совершается монашествующим священником (иеромонахом, игуменом или архимандритом), клириков - архиереем. Чинопоследование пострига в рясофоры состоит из благословения, начала обычного, тропарей, иерейской молитвы, крестовидного пострижения и облачения новопостриженного в рясу и камилавку. Пострижение в малую схиму совершается на литургии после входа с Евангелием. Перед литургией постригаемый ставится на паперт и. При пении тропарей его вводят в храм и ставят перед вратами царскими. Совершающий постриг спрашивает об искренности, добровольности и т.п. пришедшего и затем совершает постриг и наречение нового имени, после чего новопостриженного облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию, клобук, сандалии и дают четки. Пострижение в великую схиму совершается торжественней и дольше, облачают постриженного в те же одежды, кроме парамана и клобука, заменяемых анолавом и кукулем. Чинопоследования пострига содержатся в большом требнике.

Священство Русской Православной Церкви подразделяется на три степени, установленные ещё святыми апостолами: диаконов, священников и епископов. Первые две включают в себя как священнослужителей, принадлежащих к белому (женатому) духовенству, так и чёрному (монашествующему). В последнюю, третью степень возводятся только лица, принявшие монашеский постриг. Соответственно этому порядку установлены все церковные звания и должности у православных христиан.

Церковная иерархия, пришедшая из ветхозаветных времён

Порядок, в соответствии с которым церковные звания у православных христиан делятся на три различные степени, восходит к ветхозаветным временам. Происходит это в силу религиозной преемственности. Из Священного Писания известно, что примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова основоположником иудаизма пророком Моисеем были избраны для богослужения особые люди – первосвященники, священники и левиты. Именно с ними связаны наши современные церковные звания и должности.

Первым из числа первосвященников был брат Моисея – Аарон, а священниками стали его сыновья, руководившие всеми богослужениями. Но, для того чтобы совершать многочисленные жертвоприношения, которые были неотъемлемой частью религиозных ритуалов, были необходимы помощники. Ими стали левиты – потомки Левия, сына праотца Якова. Эти три категории священнослужителей ветхозаветной эпохи стали основой, на которой в наши дни строятся все церковные звания православной церкви.

Низшая ступень священства

Рассматривая церковные звания по возрастанию, следует начать с диаконов. Это низший священнический чин, при рукоположении в который обретается Божья Благодать, необходимая для выполнения той роли, которая отводится им при богослужении. Диакон не имеет права самостоятельно проводить церковные службы и совершать таинства, а обязан лишь помогать священнику. Монах, рукоположенный во диакона, именуется иеродиаконом.

Диаконы, прослужившие достаточно длительный период времени и хорошо себя зарекомендовавшие, получают в белом духовенстве звание протодьяконов (старших диаконов), а в чёрном – архидиаконов. Привилегией последних является право служить при архиерее.

Следует заметить, что все церковные службы в наши дни построены таким образом, что при отсутствии диаконов они без особого труда могут выполняться иереями или епископами. Поэтому участие диакона в богослужении, не будучи обязательным, является, скорее, его украшением, чем неотъемлемой частью. Как следствие ― в отдельных приходах, где ощущаются серьёзные материальные трудности, эту штатную единицу сокращают.

Вторая ступень священнической иерархии

Рассматривая далее церковные звания по возрастанию, следует остановиться на священниках. Обладатели этого сана именуются также пресвитерами (по-гречески «старец»), или иереями, а в монашестве иеромонахами. По сравнению с диаконами это более высокий уровень священства. Соответственно, и при рукоположении в него обретается большая степень Благодати Святого Духа.

С евангельских времён священники руководят богослужениями и наделены правом совершать большинство святых таинств, среди которых все, кроме рукоположения, то есть возведения в сан, а также освящение антиминсов и мира. В соответствии с возлагаемыми на них должностными обязанностями, иереи руководят религиозной жизнью городских и сельских приходов, на которых могут занимать пост настоятеля. Священник находится в непосредственном подчинении у епископа.

За долгую и безупречную службу иерей белого духовенства поощряется званием протоиерея (главного иерея) или протопресвитера, а чёрного – саном игумена. В среде монашествующего духовенства игумен, как правило, назначается на должность настоятеля обычного монастыря или прихода. В том случае, если ему поручается возглавить крупную обитель или лавру, он именуется архимандритом, что является ещё более высоким и почётным званием. Именно из архимандритов формируется епископат.

Архиереи православной церкви

Далее, перечисляя церковные звания по возрастанию, необходимо уделить особое внимание высшей группе иерархов – епископам. Они относятся к категории священнослужителей, именуемых архиереями, то есть начальниками иереев. Получившие при рукоположении наибольшую степень Благодати Святого Духа, они имеют право совершать все без исключения церковные таинства. Им даётся право не только самим проводить любые церковные службы, но и рукополагать во священство диаконов.

Согласно церковному Уставу, все епископы обладают равной степенью священства, при этом наиболее заслуженные из них именуются архиепископами. Особую группу составляют столичные епископы, называемые митрополитами. Это название произошло от греческого слова «митрополия», что значит «столица». В тех случаях, когда в помощь одному епископу, занимающему какую-либо высокую должность, назначается другой, он носит звание викария, то есть заместителя. Епископ ставится во главе приходов целой области, называемой в этом случае епархией.

Предстоятель православной церкви

И наконец, высшим чином церковной иерархии является патриарх. Он избирается Архиерейским Собором и вместе со Священным Синодом осуществляет руководство всей поместной церковью. Согласно Уставу, принятому в 2000 году, сан патриарха является пожизненным, однако в отдельных случаях архиерейскому суду даётся право суда над ним, низложения и решения вопроса о его уходе на покой.

В тех случаях, когда патриаршая кафедра вакантна, Священным Синодом избирается из числа его постоянных членов местоблюститель, выполняющий функции патриарха до его законного избрания.

Церковнослужители, не имеющие Благодати Божьей

Упомянув все церковные звания по возрастанию и вернувшись к самому основанию иерархической лестницы, следует отметить, что в церкви, кроме священнослужителей, то есть духовных лиц, прошедших таинство рукоположения и сподобившихся обрести Благодать Святого Духа, имеется ещё низшая категория – церковнослужители. К ним относятся иподиаконы, псаломщики и пономари. Несмотря на своё церковное служение, священниками они не являются и на вакантные места принимаются без рукоположения, а только по благословению епископа или протоиерея – настоятеля прихода.

В обязанности псаломщика входит чтение и пение во время церковных служб и при исполнении священником треб. Пономарю доверяется созывать прихожан колокольным звоном в церковь к началу богослужений, следить за тем, чтобы были возжены свечи в храме, в случае необходимости помогать псаломщику и подавать кадило священнику или диакону.

Иподиаконы также принимают участие в богослужениях, но только вместе с архиереями. Их обязанности состоят в том, чтобы помогать владыке облачаться перед началом службы и, если необходимо, менять облачение в её процессе. Кроме того, иподиакон подаёт архиерею светильники – дикирий и трикирий – для благословения молящихся в храме.

Наследие святых апостолов

Мы рассмотрели все церковные звания по возрастанию. В России и у иных православных народов эти чины несут на себе благословение святых апостолов – учеников и последователей Иисуса Христа. Именно они, став основателями земной Церкви, установили существующий порядок церковной иерархии, взяв в качестве образца пример ветхозаветных времён.

В православии Различают белое духовенство (священники, не приносившие монашеских обетов) ичёрное духовенство (монашество)

Чины белого духовенства:

Алтарник - именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Термин не употребляется в канонических и литургических текстах, но стал общепринятым в указанном значении к концу XX в. во многих европейских епархиях в Русской Православной Церкви Наименование «алтарник» не является общепринятым. В сибирских епархиях Русской Православной Церкви оно не употребляется; вместо него в данном значении обычно используется более традиционный термин пономарь, а также послушник. Над алтарником не совершается таинствосвященства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре.
в обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и пред иконостасом; подготовка облачения священников и диаконов; принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; разжигание угля и подготовка кадила; подавание плата для отирания уст во время Причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; уборка в алтаре; при необходимости - чтение во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря.Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами.Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды.

Чтец
(псаломщик ; ранее, до конца XIX - дьячок , лат. lector ) - в христианстве - низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и молитвы. Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались благотворительностью, имели и другие церковные послушания. В православной церкви чтецы посвящаются архиереями через особый обряд - хиротесию, иначе называемый «поставлением». Это первое посвящение мирянина, только после которого может последовать его посвящение в иподиакона, а затем и рукоположение во диакона, далее - во священника и высшее - во епископа (архиерея). Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью. Во время пострига на него сначала надевается малая фелонь, которая затем снимается, и надевается стихарь.

Иподиакон (греч. ; в просторечии (устар.) поддьякон от греч. ??? - «под», «внизу» +греч. -служитель ) - церковнослужитель в православной церкви, служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывает ему руки облачает и совершает некоторые другие действия. В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь и имеет одну из принадлежностей диаконского сана - орарь, который надевает крестообразно через оба плеча и символизирует ангельские крыла.Будучи самым старшим церковнослужителем, иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями. Поэтому иподиакон, по благословению служащего архиерея, может прикасаться к престолу и жертвеннику во время богослужения и в определённые моменты входить в алтарь через Царские врата.

Диакон (лит. форма; разг. дья?кон ; др.-греч. - служитель ) - лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.
На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение - быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без диакона может совершать все службы и требы, диаконы не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа диаконов при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали у нас для увеличения содержания священников.

Протодиакон
или протодьякон - титул белого духовенства , главный диакон в епархии при кафедральном соборе. Титул протодиакона жаловался в виде награды за особые заслуги, а также диаконам придворного ведомства. Знаки отличия протодиакона - протодиаконский орарь со словами «Святъ, святъ, святъ ».В настоящее время титул протодиакона обычно даётся диаконам после 20 лет служения в священном сане.Протодиаконы нередко славятся своим голосом, являясь одним из главных украшений богослужения.

Иерей - термин, перешедший из греческого языка, где первоначально обозначал «жреца», в христианский церковный обиход; в буквальном переводе на русский язык - священник. В Русской церкви используется как младший титул белого священника. Он получает от епископа власть учить людей вере Христовой, совершать все Таинства, кроме Таинства Рукоположения священства, и все церковные службы, кроме освящения антиминсов.

Протоиерей (греч. - «первосвященник», из «первый» + «священник») - титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в Православной церкви. Протоиерей обычно является настоятелем храма. Посвящение в протоиерея происходит через хиротесию. При богослужениях (за исключением литургии) священники (иереи, протоиереи, иеромонахи) поверх подрясника и рясы надевают фелонь (ризу) и епитрахиль.

Протопресвитер - высшее звание для лица белого духовенства в русской церкви и в некоторых иных поместных церквях После 1917 года присваивается в единичных случаях священникам священства, как награда; не является отдельной степенью В современной РПЦ награждение саном протопресвитера производится «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и Всия Руси.

Чёрное духовенство:

Иеродиакон (иеродьякон) (от греч. — - священный и - служитель; древнерусское «чёрный диакон») - монахв сане дьякона. Старший иеродьякон называется архидиаконом.

Иеромонах - в православной церкви монах, имеющий сан священника (то есть право совершать таинства). Иеромонахами становятся монахи через хиротонию или белые священники через монашеский постриг.

Игумен (греч. - «ведущий», женск. игуменья ) - настоятель православного монастыря.

Архимандрит (от греч. - главный, старший + греч. - загон, овчарня, ограда в значении монастырь ) - один из высших монашеских чинов в Православной церкви (ниже епископа), соответствует митрофорному (награжденному митрой) протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.

Епископ (греч. - «надзирающий», «надсматривающий») в современной Церкви - лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей .

Митрополит - первый по древности епископский титул в Церкви.

Патриарх (от греч.- «отец» и - «господство, начало, власть») - титул представителя автокефальной Православной Церкви в ряде Поместных Церквей; также титул старшего епископа; исторически, до Великого раскола, присваивался пяти епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому), которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции. Патриарх избирается Поместным Собором.