8 грехов человека. Семь смертных грехов, или сколько страстей могут нас погубить на самом деле
Представление о семи смертных грехах, одна из основ христианской этики
Гордость, зависть, алчность, гнев, похоть, чревоугодие и лень — семь смертных грехов, избегать которых любой ценой на протяжении столетий призывали римские папы, святые, проповедники, священники, драматурги, художники и музыканты.
Смертные грехи способны накликать беды и несчастья, ставя под угрозу саму человеческую жизнь. Так, чревоугодие и похоть вызывают болезни, сводя в могилу; слепой гнев, зависть и гордость становятся причинами преступлений. Но наиболее значимы последствия смертных грехов для посмертной участи души. Разрушение души греховными мыслями и деяниями в течение земной жизни буквально лишает человека божественной благодати.
Происхождение идеи семи смертных грехов
Как и многое другое в христианстве, зачатки понятия смертного греха зародились уже в эллинистическую эпоху с распространившимся в ту пору представлением о троякой участи душ на том свете: неисцелимых грешников ожидают вечные муки, исцелимых искупительные кары, а добродетельных вечное блаженство.
Идея семи смертных грехов как таковая не встречается в Библии, хотя в Ветхом и Новом завете установлено поведение, нарушающее принципы праведной жизни. Списки самых тяжких грехов изначально составлялись богословами в их наставлениях к праведной христианской жизни, обращённых к монахам, священникам и мирянам. В конце 4 века богослов Евагрий Понтийский в своём сочинении «О восьми злых помыслах» впервые развил стройное учение о коренных грехах. Он перечислил их в порядке убывания их важности — на первом месте гордыня, затем тщеславие, уныние, гнев, печаль, сребролюбие, блуд и чревоугодие. Позднее многие христианские богословы составляли списки главных, или смертных грехов.
Список семи смертных грехов был утверждён папой римским Григорием Великим в 6 веке. Он утверждал, что гордость порождает все остальные грехи и поэтому является самым серьёзным прегрешением. В 13 веке святой Фома Аквинский в своём фундаментальном труде «Сумма теологии» подтверждал, что гордость (или тщеславие) — это восстание против власти Бога. Аквинат считал некоторые прегрешения скорее простительными, чем смертными: они возникают из соблазнов обыденной жизни, ослабляя узы доверия и дружбы между людьми. Подобные деяния становятся смертными грехами, когда их корнем является духовное опустошение гордыни, и таким образом они начинают угрожать принятию души в царство Божие. В 1589 году германский епископ и богослов Петер Бинсфельд опубликовал список демонов-покровителей каждого из 7 смертных грехов:
- Люцифер — гордыня (Superbia);
- Маммон — алчность (Avaritia);
- Асмодей — похоть (Luxuria);
- Левиафан — зависть (Invidia);
- Вельзевул — чревоугодие (Gula);
- Сатана — гнев (Ira);
- Бельфегор — лень (Acedia).
7 смертных грехов в культуре и искусстве
На протяжении веков множество идей и образов ассоциировалось с каждым из 7 смертных грехов, в частности представления о разнообразных наказаниях, ожидающих грешников за порогом их земной жизни. Так, предполагалось, что за гордыню ожидает колесование, алчные будут живьём вариться в кипящем масле, завистливые будут вечно пребывать в ледяной воде, сластолюбцы гореть в огне и раскалённой сере, гнев будет караться разрыванием тела на части, чревоугодники будут есть змей, жаб, пауков и крыс, а ленивых и праздных бросят в ямы со змеями.
Смертным грехам были противопоставлены небесные добродетели, также семь. Первые три из них часто упоминаются, это вера, надежда и любовь. Остальные стойкость, справедливость, умеренность и благоразумие. Писатели и художники в своём творчестве всегда обращались к концепции смертных грехов, как в средние века, так и позднее. Кентерберийские рассказы Джеффри Чосера и в 14 веке, Королева Фей Эдмунда Спенсера и Трагическая история доктора Фауста Кристофера Марло в 16 веке, все они украшены описаниями семи смертных грехов, которые впечатляют спустя долгое время после их создания. Когда Иероним Босх в 15 веке представил изображение семи смертных грехов, оно носило отпечаток теологического ревизионизма; смертные грехи на знаменитой картине были преобразованы из богословских абстракций в безумства людей в их повседневной жизни, с добавлением чёрного юмора.
По мере того, как средневековый образ мыслей уступал дорогу современному, всё больше внимания уделялось естественному объяснению дурных событий (голода, болезней, землетрясений и т. п.) и поступков людей. На понятие греха стало оказываться возрастающее давление со стороны конкурирующих, психологических и социологических, теорий. Тем не менее, семь смертных грехов продолжают взывать к художественной фантазии и привлекать внимание людей, стремящихся найти свой земной путь между добродетелью и пороком.
|
Один из перечней грехов в сочинениях христианских теологов и духовных писателей: гордость, алчность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть и лень (или уныние). Этот список не опирается на библейские тексты, но становится общепринятым со времен Фомы… … Энциклопедия Кольера
Семь смертныхъ грѣховъ. Ср. Грѣхи къ смерти, которые не простятся человѣку. Ср. 1 Іоанн. 5, 16 17. Смертные грѣхи, поименованные въ схоластической догматикѣ (съ XII в.) и особенно въ католическомъ катихизисѣ для народа: Высокомѣріе, Скупость,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ - – человеческие грехи, которые произошли «от корня всякого зла – гордости»: тщеславие, зависть, гнев, уныние, скупость, чревоугодие, расточительность. Эти грехи в свою очередь порождают ряд др.: от тщеславия происходит непослушание и чванство, от… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Семь смертных грехов - это те грехи, которые не прощаются человеку и по смерти его. К ним отнесены: тщеславие, высокомерие, зависть, гнев, уныние, скупость, чревоугодие, леность (расточительство). Эти грехи порождают другие – непослушание, чванство, спесь, жадность и т … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Семь смертных грехов - устойчивое сочетание У верующих: семь особенно тяжких грехов, являющихся нарушением божественных предписаний. Энциклопедический комментарий: Особенно тяжкими грехами считаются зависть, скупость, распутство, чревоугодие, лень, гнев и гордыня.… … Популярный словарь русского языка
Семь смертных грехов - ♦ (ENG sins, seven deadly) в римско католической теологии семь наиболее серьезных грехов или проступков в отношении морали: гордыня, жадность, похоть, зависть, обжорство (алчность), гнев и лень … Вестминстерский словарь теологических терминов
Семь смертных грехов - Устар. Очень большие пороки, непростительные проступки. Сам же сказал, непримиримо гнула своё жена, что тут дело нечисто, как будто Иван был уже пойман за руку, уличён и только из непонятного упрямства отказывался признаться в семи смертных… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Ср. Грехи к смерти, которые не простятся человеку. Ср. 1 Иоанн. 5, 16 17. Смертные грехи, поименованные в схоластической догматике (с XII в.) и особенно в католическом катехизисе для народа: Высокомерие, Скупость, Распутство, Гнев, Чревоугодие,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Книжн. Очень большой порок. БМС 1998, 137 … Большой словарь русских поговорок
СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ - если эти С. С. Г. совершались в полном сознании, то они подвергали опасности жизнь души. Многие другие, менее значимые, грехи известны как простительные. Один из списков таких С. С. Г. таков: Люцифер – гордость; Маммон – скупость; Асмодей –… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Книги
- Семь смертных грехов , Павич Милорад. Составленную из нескольких новелл книгу "Семь смертных грехов" Милорад Павич (1929-2009) считал неделимым романом. Словно в волшебном зеркале с дыркой, здесь отразился дантовский" Ад",…
- Семь смертных грехов , Павич Милорад. Составленную из нескольких новелл книгу 171;Семь смертных грехов 187;Милорад Павич (1929-2009) считал неделимым романом. Словно в волшебном зеркале с дыркой, здесь отразился дантовский…
Список худших человеческих страстей состоит из семи пунктов, которые нужно безукоризненно соблюдать ради спасения души и праведной жизни. На самом деле, о грехах мало что упоминается непосредственно в Библии, ведь они были написаны известными богословами из Греции и Рима. Окончательный список смертных грехов был сформирован папой Римским Григорием Великим. Каждый пункт имел свое место, а распределение было выполнено по критерию противопоставления любви. Список 7 смертных грехов в порядке убывания от самого серьезного к менее значительному выглядит следующим образом:
- Гордыня — один из страшнейших человеческих грехов, подразумевающий под собой высокомерность, тщеславие, чрезмерную горделивость. Если человек переоценивает свои возможности и постоянно твердит о своем превосходстве над другими — это противоречит величию Господнему, от которого происходит каждый из нас;
- Зависть — это источник серьезных преступлений, возрождающихся на почве желания чужого богатства, благополучия, успешности, статуса. Из-за этого люди начинают делать другим пакости до тех пор, пока предмет зависти не потеряет все свои богатства. Зависть — прямое нарушение 10-й заповеди;
- Гнев — поглощающее изнутри чувство, которое является полной противоположностью любви. Оно может проявляться как ненависть, возмущение, негодование, физическое насилие. Изначально Господь вложил это чувство в душу человека для того, чтобы тот мог вовремя отказаться от греховных поступков и соблазнов, но вскоре оно само переросло в грех;
- Леность — присуща людям, которые постоянно страдают от несбыточных надежд, обрекая себя на скучную пессимистичную жизнь, при этом человек ничего не делает для достижения поставленной цели, а лишь унывает. Это приводит духовное и душевное состояние к крайней лености. Такая рассогласованность — это ничто иное, как отхождения человека от Господа и страдание из-за неимения всех земных благ;
- Алчность — чаще всего от этого смертного греха страдают богатые корыстные люди, но не всегда. Не важно, это человек из богатого, среднего и бедного класса, нищий или богач — каждый из них стремится приумножить свое богатство;
- Чревоугодие — этот грех присущ людям, которые находятся в рабстве у собственного желудка. При этом греховность может проявляться не только в обжорстве, но и любви к изысканным блюдам. Будь то обычный обжора или изысканный гурман — каждый из них превозносит еду в некий культ;
- Сладострастие, блуд, прелюбодеяние — проявляется не только в физической страсти, но и греховных мыслях о плотской близости. Различные непристойные мечты, просмотр эротического видео, даже рассказ пошлого анекдота — это уже по мнению православной церкви большой смертный грех.
Десять заповедей
Многие люди часто заблуждаются, отождествляя смертные грехи и Божьи заповеди. Несмотря на то, что в списках имеются некоторые сходства, 10 заповедей имеют непосредственное отношение к Господу, поэтому их соблюдение так важно. Согласно библейским рассказам, этот список был вручен самим Иисусом в руки Моисея. Первые четыре из них рассказывают о взаимодействии Господа и человека, последующие шесть повествуют об отношениях между людьми.
- Верь в единственного Бога — в первую очередь эта заповедь была направлена на борьбу с еретиками и язычниками, но с тех пор потеряло такую актуальность, ведь большинство верований направлены на чтение единого Господа.
- Не создавай себе кумира — изначально данное выражение употреблялось по отношению к поклонникам идолов. Сейчас же заповедь трактуется, как отказ от всего, что может отвлекать от веры в единого Господа.
- Не произноси имени Господа понапрасну — нельзя просто так упоминать о Бога мимолетно и бессмысленно, это касается выражений «О, Боже», «Ей Богу» и т.д., употребляющихся в диалоге с другим человеком.
- Помни о выходном дне — это не просто день, который нужно посвятить отдыху. В этот день, в православной церкви это зачастую воскресенье, нужно посвятить себя Богу, молитвам к нему, раздумьям о Всевышнем и т. д.
- Почитай своих родителей , ведь именно они после Господа подарили тебе жизнь.
- Не убивай — согласно заповеди только Бог может отнять жизнь у человека, которому сам ее и дал.
- Не прелюбодействуй — каждый мужчина и женщина должны жить в моногамном браке.
- Не кради — согласно заповеди только Бог дает все блага, которые именно он и может отнять.
- Не лги — нельзя клеветать на ближнего своего.
- Не завидуй — нельзя желать чужого, причем это касается не только предметов, вещей, богатств, но и супругов, домашних животных и т. д.
Главные грехи - термин, которым в католическом богословии называют семь основных пороков , порождающих множество других грехов. В восточной христианской традиции их принято называть семью смертными грехами (список ниже). В православной аскетике им соответствуют восемь греховных страстей. Cовременные православные авторы иногда пишут о них как о восьми смертных грехах. Семь (или восемь) смертных грехов следует отличать от отдельного теологического понятия смертного греха (лат. peccatum mortale, англ. mortal sin), которое введено для классификации грехов по степени тяжести и последствиям на тяжёлые и обыденные.
Божию жизнь в человеке портит грех. Надо остерегаться прежде всего тех греховных поступков, которые затягивают человека к следующим грехам (список согласно Катехизесу Католической Церкви пункт 1866. 2001 г.)
- Гордыня
- Скупость
- Зависть
- Похоть
- Обжорство (Чревоугодие)
- Уныние
Нравственные добродетели, противоположные семи главным грехам
- Смирение.
- Отрешение от земных благ.
- Целомудрие.
- Милосердие.
- Умеренность.
- Терпение.
- Трудолюбие.
Грехи против Святого Духа
Постоянное сопротивление Божией благодати и частое совершение тяжких грехов в последствии может привести к тому, что человеческая совесть становится нечувствительной и приводит к исчезновению чувства греха. Такие поступки называются деяниями или грехами против Святого Духа (Мф 12, 31).
- Грешить, дерзко рассчитывая на милосердие Божие.
- Отчаиваться или сомневаться в милосердии Божием.
- Противиться узнанной христианской истине.
- Завидовать благодати Божией, данной ближнему.
- Откладывать покаяние до самой смерти.
Грехи по отношению к ближнему
Способствуя в какой-либо форме греху других людей, мы сами, в какой-то степени, становимся виновниками этого зла и участвуем в грехе. Грешить по отношению к ближнему - это:
- Уговаривать кого-либо согрешить.
- Приказывать согрешить.
- Позволять грех.
- Побуждать ко греху.
- Хвалить грех другого.
- Сохранять безразличие, если кто-то согрешил.
- Не бороться с грехом.
- Помогать согрешить.
- Оправдывать чей-либо грех.
«Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18, 7).
Грехи, вопиющие к небесному наказанию
К тяжёлым грехам относятся также поступки, вопиющие к небесному наказанию (Быт 4, 10):
- Сознательное злостное человекоубийство.
- Грех содомский, или мужеложество (гомосексуализм).
- Угнетение бедных, вдов и сирот.
- Лишение платы за исполненный труд.
Коротко о грехе согласно Катехизису Католической Церкви (приведены ссылки на пункты из главы 7)
- "Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (Рим 11,32). п. 1870
- Грех - это "слово, действие или желание, противящееся вечному закону". Он есть оскорбление Бога. Он восстает против Бога в непослушании, противоположном послушанию Христа. п. 1871
- Грех - поступок, противоречащий разуму. Он уязвляет человеческую природу и наносит ущерб человеческой солидарности. п. 1872
- Все грехи коренятся в человеческом сердце. Виды и тяжесть их оцениваются, в основном, в зависимости от их предмета. п. 1873
- Избрать свободно, то есть зная и желая этого, то, что серьезно противоречит божестенному закону и конечному предназначению человека, - значит совершить смертный грех. Он разрушает в нас любовь, без которой невозможно вечное блаженство. Оставленный без сокрушения, он влечет за собой вечную смерть. п. 1874
- Грех обыденный представляет собой нравственное беззаконие, поправимое любовью, которой он позволяет в нас пребывать. п. 1875
- Повторение грехов, даже обыденных, порождает пороки, среди которых мы различаем главные (коренные) грехи. п.1876
Испытание совести:
ГРЕХИ ПРОТИВ БОГА
Верю ли я в то, что Бог присутствует во всем, что случается в моей жизни?
Верю ли в то, что Бог любит и прощает меня?
Не обращался ли я к гороскопам, гаданию, не ношу ли амулеты, талисманы, не верю ли я в приметы?
Не забываю ли о молитве? Не читаю ли ее машинально? Молюсь ли утром и вечером?
Всегда ли я благодарю и прославляю Бога, или же я обращаюсь к Нему только когда мне что-нибудь нужно?
Не сомневаюсь ли я в существовании Бога?
Не отрекался ли я от Бога? Не обвинял ли его в неприятностях, произошедших со мной?
Не произносил ли я имени Бога попусту? Предпринимаю ли я достаточно попыток, чтобы лучше узнать Бога?
Стараюсь ли познать Бога на занятиях в воскресной школе?
Как часто я читаю Священное Писание и другие книги о Боге?
Не принимал ли я причастия в состоянии тяжкого греха? Готовлюсь ли к принятию Тела Христова и благодарю ли Его за этот дар?
Не стыжусь ли своей веры во Христа?
Является ли моя жизнь свидетельством о Боге для других? Говорю ли я другим людям о Боге, защищаю ли свою веру?
Является ли воскресенье для меня особым днем? Не пропускаю ли воскресных и праздничных месс, не опаздываю ли на них? С верой ли участвую в Таинствах?
ГРЕХИ ПРОТИВ ЦЕРКВИ
Молюсь ли за Церковь, или думаю, что есть только я и Бог?
Не критикую ли Церковь? Не отвергаю ли учения Церкви?
Не забываю ли о том, что если я живу в грехе, то община от этого слабеет?
Не веду ли себя во время совершения Таинств, как наблюдатель или зритель?
Интересуюсь ли тем, что происходит в местной Церкви (приходской общине, епархии, стране)?
Молюсь ли о единстве всей Церкви, с уважением ли отношусь к христианам других конфессий?
Не бывает ли так, что я вместе с общиной только во время молитвы, а когда выхожу из Церкви, становлюсь "нормальным" человеком - и другие меня не касаются?
Не забываю ли о Боге на время каникул?
Всегда ли я соблюдаю пост? (это выражение нашей причастности страданиям Христа) Умею ли отказываться от удовольствий?
ГРЕХИ ПРОТИВ БЛИЖНЕГО
Не хочу ли все время быть в центре внимания? Не ревную ли я своих друзей? Признаю ли их свободу?
Отдаю ли я Богу своих друзей, "впускаю" ли Его в свои отношения со знакомыми? Всегда ли замечаю других людей?
Благодарю ли Бога за своих братьев и сестер, помогаю ли им?
Достаточно ли молюсь за других?
Благодарю ли за доброе, прощаю ли злое?
Как отношусь к калекам, больным, нищим?
Не обвиняю ли других в своих проблемах?
Достаточно ли уделяю времени тем, кто нуждается во мне, не отказываю ли в помощи?
Не говорю ли плохо о ближних?
Не завидую ли другим, не желаю ли, чтобы у них пропало то, что у них есть?
Нет ли в моем сердце ненависти к другим? Не желаю ли я зла кому-либо?
Не хочу ли я отомстить другим?
Не выдаю ли чужих секретов, не использую ли доверенную мне информацию против других?
Люблю ли своих родителей и пытаюсь ли укрепить отношения с ними? Слушаюсь ли их?
Не брал ли я без спроса чужие вещи, не крал ли денег у родителей или кого-то еще?
Добросовестно ли исполняю доверенную мне работу?
Не уничтожал ли бессмысленно природу? Не сорил ли?
Люблю ли я свою страну?
Соблюдаю ли правила дорожного движения? Не угрожаю ли чьему-нибудь здоровью?
Не толкал ли других на зло?
Не соблазнял ли других своим словом, поведением, видом?
ГРЕХИ ПРОТИВ СЕБЯ САМОГО
Не отношусь ли к Богу с равнодушием и легкомыслием? (это грех против Бога, но также и против себя самого, поскольку тем самым я отрезаю себя от источника Жизни и становлюсь духовно мертвым.)
Не замыкаюсь ли я в собственных мечтах? Живу ли сегодняшним днем, а не в прошлом или в будущем?
Спрашиваю ли я о том, что думает о моих решениях Бог?
Принимаю ли самого себя? Не сравниваю ли себя с другими? Не бунтую ли против Бога из-за того, что Он сотворил меня таким?
Принимаю ли свои слабости и отдаю ли их Господу, чтобы Он мог их исцелить?
Не избегаю ли правды о самом себе? Принимаю ли замечания в свой адрес и меняю ли свое поведение?
Исполняю ли то, что обещал?
Хорошо ли использую время? Не теряю ли времени даром?
Друзья, круг общения, который я избрал, - помогают ли они мне стремиться к добру?
Умею ли сказать "нет", когда меня толкают на зло?
Не бывает ли так, что я склонен видеть в себе только плохое; молюсь ли о том, чтобы Святой Дух открыл мне, какие у меня дары и помог развить их?
Делюсь ли с другими теми талантами, которые дал мне Господь? Служу ли другим людям?
Как готовлюсь к своей будущей профессии?
Не замыкаюсь ли в себе, перестав радоваться тому, что получил от Бога?
Человек - это душа и тело; достаточно ли я забочусь о развитии своего тела, о его физическом здоровье (теплая одежда, отдых, борьба с дурными привычками)
Целомудренно ли отношусь к разным сферам моей жизни? (делаю ли усилие, чтобы приготовить сердце принять настоящую любовь?)
Не рассказываю ли грязных шуток, не читаю ли неприличных журналов? Умею ли отказаться от фильмов и журналов, подталкивающих меня к нечистым мыслям? Не вызываю ли своей манерой одеваться или своим поведением таких мыслей у других?
Смертные грехи – поступки, совершая которые человек отдаляется от Бога, пагубные привычки которые особа не желает признать и исправить. Господь по своей великой милости к роду людскому, прощает смертные грехи, если видит искреннее раскаяние и твердое намерение изменить пагубным привычкам. Обрести душевное спасение можно через исповедь и .
Что такое грех?
Слово «грех» имеет греческие корни и в переводе звучит – ошибка, неверный шаг, оплошность. Совершение греха – отступление от истинного человеческого предназначения, влечет болезненное состояние души, ведущее к её разрушению и смертельной болезни. В современном мире грехи человека рисуют как запретный, но привлекательный способ выражения личности, что искажает настоящую суть термина грех» – деяния, после совершения которого душа становится искалеченной и требует врачевания – исповеди.
10 смертных грехов в православии
Список отступлений – греховных поступков, имеет длинный перечень. Выражение о 7 смертных грехах, на основе которых возникают тяжкие пагубные страсти, было сформулировано в 590 году святителем Григорием Великим. Страсть - привычное повторение одних и тех же ошибок, формирующее разрушительные навыки, которые после временного удовольствия доставляют мучения.
В православии – поступки, после совершения которых, человек не кается, а добровольно отходит от Бога, теряет с ним связь. Без такой опоры душа черствеет, теряет способность переживать духовную радость земного пути и посмертно не может существовать рядом с творцом, не имеет возможности попасть в рай. Раскаяться и исповедаться, избавиться от смертных грехов - изменить свои приоритеты и пристрастия можно, находясь в жизни земной.
Первородный грех - что это такое?
Первородный грех – это вошедшая в род человеческий склонность совершать греховные поступки, возникшая после того как Адам и Ева, обитая в раю, поддались искушению и совершили греховное падение. Склонность человеческой воли делать плохие поступки передалась от первых обитателей Земли всем людям. Рождаясь, человек принимает невидимое наследство – греховное состояние естества.
Содомский грех - что это такое?
Формулировка понятия содомский грех – связана с названием древнего города Содом. Содомляне в поисках плотских удовольствий вступали в физические отношения с особями одинакового пола, не пренебрегали актами насилия и принуждения в любодеяниях. Гомосексуальные отношения или мужеложство, скотоложство – тяжкие грехи, происходящие от блудной страсти, они являются срамными и мерзостными. Жители Содома и Гоморы, а также окрестных городов, живших в разврате, были наказаны Господом – с неба на них был послан огонь и дождь из серы для истребления нечестивых.
По Божьему замыслу мужчина и женщина были наделённые отличительными душевными и телесными особенностями для того чтобы дополняя друг друга. Они становились одним целым, продлевали род человеческий. Семейные отношения в браке, рождение и воспитание детей - прямая обязанность каждого человека. Блуд – плотский грех подразумевающий физические отношения между мужчиной и женщиной, без принуждения, не подкрепленные семейным союзом. Прелюбодеяние – это удовлетворение физической похоти с нанесением ущерба семейному союзу.
Мшелоимство - что это за грех?
Православные грехи вызывают привычку приобретать разные вещи, иногда совсем ненужные и неважные – это называют мшелоимством. Стремление приобретать новвые предметы, накопить в земном мире много вещей порабощает человека. Пристрастие к коллекционированию, склонность обзаводиться дорогим предметам роскоши – хранение бездушных ценностей, которые не пригодятся в загробном мире, а в земной жизни отнимают много денег, нервов, времени, становятся объектом любви, которую человек мог проявить по отношению к другому человеку.
Лихоимство - что это за грех?
Лихоимство - способ наживы или получения денежных средств за счёт ущемления ближнего, его затруднительных обстоятельств, приобретение имущества обманными действиями и сделками, воровством. Человеческие грехи - пагубные пристрастия, которые осознав и раскаявшись можно оставить в прошлом, однако отказ от лихоимства требует возвращения нажитого или расточения имущества, что является сложным шагом на пути к исправлению.
Сребролюбие - что это за грех?
Грехи по библии описываются как страсти – привычки человеческой натуры занимать жизнь и мысли увлечениями, мешающие думать о Боге. Сребролюбие – любовь к деньгам, стремление обладать и сохранять земные богатства, оно тесно связанно с жадностью, скупостью, лихоимством, мшелоимством, корыстолюбием. Сребролюбец собирает материальные ценности – богатство. Человеческие отношения, карьеру, любовь и дружбу он строит по принципу – выгодно или нет. Сребролюбивому тяжело понять, что истинные ценности не измеряются деньгами, настоящие чувства не продаются и купить их нельзя.
Малакия - что это за грех?
Малакия - церковно-славянское слово, означающее грех рукоблудия или онанизм. Мастурбация - это грех, одинаковый для женщин и мужчин. Совершая такой поступок, человек становится рабом блудной страсти, которая может перерасти в другие тяжкие пороки – виды неестественных любодеяний, превратиться в привычку потакать нечистым помыслам. Безбрачным и находящимся во вдовстве подобает сохранять телесную чистоту и не осквернять себя пагубными страстями. Если нет желания воздерживаться – надо ступать в брак.
Уныние - смертный грех
Уныние – грех, от которого ослабевает душа и тело, от него развивается упадок физических сил, лень и приходит чувство душевного отчаяния, безнадежности. Пропадает желание трудиться и настигает волна безнадежности и небрежного отношения - возникает неясная пустота. Депрессии – состояния уныния, когда в человеческой душе возникает необоснованная тоска, нет желания совершать добрые дела – трудиться для спасения души и помогать ближним.
Грех гордыни - в чем выражается?
Гордыня – грех, вызывающий желание возвыситься, быть признанным в обществе - высокомерное отношение и презрение к ближним, основанное на значимости собственной личности. Чувство гордости – утрата простоты, охлаждение сердца, неимение чувства сострадания к ближним, проявление строгих немилосердных рассуждений о поступках другого человека. Горделивый не признает помощи Божьей в жизненном пути, не питает чувств благодарности к творящим добро.
Праздность - что это за грех?
Праздность - грех, пристрастие, к которому вызывает у человека нежелание работать, попросту сказать - безделье. От такого состояния души порождаются другие страсти – пьянство, блуд, осуждения, обманы и пр. Не трудящийся - праздный человек живет за счет другого, иногда порицая его о недостаточном содержании, бывает раздражителен от нездорового сна – не натрудившись днем он не получает и полноценного отдыха, дарованного усталостью. Зависть охватывает праздного человека, когда он смотрит на плоды труженика. Им завладевает отчаяние и уныние - что считается грехом тяжким.
Чревоугодие - что это за грех?
Пристрастие к еде и напиткам - греховное желание, названное чревоугодием. Это влечение, дающее телу власть над духовным разумом. Проявляется чревоугодничество в нескольких видах – объедание, услаждение вкусами, гурманство, пьянство, тайное употребление пищи. Насыщение чрева не должно быть важной целью, а только подкреплением телесных нужд - потребностью, не ограничивающей душевную свободу.
Смертные грехи наносят душевные раны, которые приводят к страданиям. Изначальная иллюзия временного наслаждения перерастает в пагубную привычку, которая требует все больше жертв, отнимает часть земного времени, выделенного человеку для молитв и добрых дел. Он становиться рабом страстной воли, которая противоестественна для природного состояния и причиняет в итоге вред ему самому. Возможность осознать и изменить свои пагубные привычки, дана каждому, победить страсти можно противоположенными им по действию добродетелями.