Главная · Диагностика · Проект бактерии друзья или враги. Микробы враги или друзья? Как сделать их друзьями! Что делать с условно-патогенными или условно-болезнетворными бактериями

Проект бактерии друзья или враги. Микробы враги или друзья? Как сделать их друзьями! Что делать с условно-патогенными или условно-болезнетворными бактериями

Актуальность проекта Актуальность проекта Чем раньше у ребёнка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из - за отсутствия элементарных медицинских знаний молодой человек совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми.


Проблема и проблемные вопросы Проблема и проблемные вопросы Проблема возникла во время проведения гигиенических процедур, когда мыли руки перед обедом, возник вопрос: « Нам говорят, нужно мыть руки перед едой, а то на них много микробов » Нам стало интересно. Что это за микробы? Чем они нам могут навредить? Откуда они берутся? Все ли микроорганизмы приносят вред человеку? Нам стало интересно. Что это за микробы? Чем они нам могут навредить? Откуда они берутся? Все ли микроорганизмы приносят вред человеку?




Задачи проекта: Задачи проекта: получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат); узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными; учить детей получать новые знания с помощью микроскопа; подвести к пониманию значения бережного отношения к своему здоровью; познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями.






Краткая аннотация проекта: Краткая аннотация проекта: Проект направлен на формирование у детей положительного отношения к здоровому образу жизни. В ходе проекта дети узнают о том, как вредные бактерии попадают в организм, задумаются над вопросом, как сохранить здоровье. Составят правила сохранения здоровья. Станут соблюдать правила личной гигиены. Научатся сотрудничать в команде, коллективе. Приобретут навык работы в Интернете


После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения Предметные: выполнять правила личной гигиены; определять принадлежность бактерий к царствам живой природы Личностные универсальные учебные действия: учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; знание основных гигиенических норм и ориентация на их выполнение; установка на здоровый образ жизни Регулятивные универсальные учебные действия: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.


Познавательные универсальные учебные действия: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), интернета; выделять существенную информацию из текстов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно - следственные связи; Коммуникативные универсальные учебные действия ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать и оценивать действия партнера;


Название Микроорганизмы (микробы) произошло от греческих слов микрос– маленький и биос – жизнь. Название Микроорганизмы (микробы) произошло от греческих слов микрос– маленький и биос – жизнь. К микроорганизмам относятся бактерии, дрожжи, микроскопические грибы и водоросли. Что такое микроорганизмы? Что такое микроорганизмы?












Некоторые микроорганизмы вызывают пищевое отравление. Даже небольшое количество микробов, которые попадают в наш организм, могут вызвать серьёзные заболевания. Даже небольшое количество микробов, которые попадают в наш организм, могут вызвать серьёзные заболевания. В окружающей нас среде: воздухе, почве, воде находится много микробов, и они попадают в наш организм. В окружающей нас среде: воздухе, почве, воде находится много микробов, и они попадают в наш организм. A можно ли уничтожить этих микробов? Есть вредные микробы, которые вызывают разные болезни.










26






Что нам показывает данный опыт? Опыт 3 открыл нам полезные свойства дрожжей. Дрожжи- выполняют нужную работу. Какой же важной работой они заняты? А вот какой: они вырабатывают углекислый газ и тесто поднимается, становится пышным. Микроорганизмы - наши помощники.


Какие можно сделать выводы? Находясь в нашем организме, полезные микробы помогают ему быть здоровым и не дают вредным бактериям наносить вред человеку. Мир микробов интересен и многообразен! Среди микробов есть наши друзья и враги. Более подробно мы изложили материал в Энциклопедии Мойдодыра, где мы объясняем как нужно заботиться о своем здоровье. Будьте здоровы!




Наши далекие предки даже представить себе не могли, что мир, который их окружает, густо заселен целыми армиями невидимых живых существ. Лишь с изобретением микроскопа в XVII веке человечество узнало эту ошеломляющую новость. А ведь эти живые организмы появились на нашей планете несколько миллиардов лет назад! Мельчайшие живые существа играют на Земле свою неоценимую роль. Бактерии преобразовывают органические вещества в неорганические, очищая нашу планету от мусора, а полезные микроорганизмы, которые обитают в пищеварительном тракте, на коже и слизистых оболочках, участвуют в пищеварении, защищают нас от болезнетворных «сородичей» и даже синтезируют некоторые витамины. Вот уже несколько столетий ученые постоянно «подсматривают», что же творится в этом «параллельном мире». Открытия в области микробиологии позволили разработать правильные, научно обоснованные методы лечения болезней, а также меры, препятствующие их широкому распространению микробов - друзей и врагов человека.


Зловредные «запятые»

В недалеком прошлом одним из самых страшных и опасных заболеваний считалась холера. Из Индии, где появлялись ее очаги, эпидемия проникала в другие страны, неся с собой смерть и опустошение. Никто не знал, как бороться с этим бедствием. Рассматривая под микроскопом воду, взятую из водоемов, где бушевала холера, исследователи обнаружили в ней крохотные живые существа, которые имели форму запятой и быстро передвигались с помощью жгутиков. Это и были возбудители холеры. Открытие помогло разработать эффективные методы, способные побороть недуг, и спустя некоторое время холера перестала быть страшной, вселяющей ужас болезнью. С помощью микроскопа также были обнаружены микробы, вызывающие туберкулез, брюшной тиф, сибирскую язву. Со временем ученые изобрели лекарства для борьбы с этими заболеваниями и микробами - друзьями и врагами человека.


Маленькие, да удаленькие микробы
- друзья и враги человека.

Размер микробов - друзей и врагов человека составляет от тысячных до миллионных долей миллиметра, рассмотреть их можно только под микроскопом. Состоят эти микроорганизмы из одной клетки (исключение - некоторые грибки). Как и всякие живые существа, микробы питаются и размножаются. Хорошей питательной средой для них являются продукты, содержащие много воды (молоко, бульоны), а также мясо, рыба и т. д. Благоприятная для размножения микроорганизмов температура - 37-40 С. В таких условиях уже через полчаса количество микробов удваивается, а через два часа увеличивается в 16 раз и т. д. Микробы широко распространены в природе: в 1 мл загрязненной воды можно обнаружить десятки миллионов микробов, в 1 г унавоженной почвы их миллиарды.

Микрофлора организма человека «весит» до 1,5 кг. Бактерии живут на коже, слизистых оболочках, в органах пищеварительной системы, выполняя роль наших помощников и защитников. «Вредные» микробы - друзья и враги человека также чувствуют себя в нашем теле весьма комфортно, а при ослаблении иммунитета и вовсе «распоясываются», провоцируя различные заболевания.


Тайные враги

Всем известно, что при царапинах и порезах нужно смазать рану дезинфицирующим веществом: спиртом, перекисью водорода или йодом, чтобы не оставить микробам шансов.

В местах скопления людей (метро, существенный транспорт, супермаркеты, концертные и кинозалы) количество микробов доходит до 300 тысяч на один кубический метр. На открытом воздухе их гораздо меньше. Ученые обнаружили микробы даже на высоте 1000 метров: в одном кубическом метре, казалось бы, совершенно чистого воздуха находится около 1500 микробов. Если у тебя крепкий иммунитет, организм успешно справляется с невидимыми армиями. А вот если защитные силы ослаблены, любой зловредный маленький агрессор может спровоцировать заболевание. И тогда тебе нужно придерживаться гигиены особенно тщательно.


Операция «чистые руки»

Частое мытье рук для современного человека не просто признак хорошего воспитания и аккуратности. Эта несложная процедура способна защитить от опасных заболеваний, ведь именно через грязные руки микробы-возбудители попадают в наш организм. Мытье рук с соблюдением определенных правил - один из лучших способов профилактики, который требует только мыла и теплой воды или дезинфицирующего средства на спиртовой основе.

В течение дня мы «накапливаем» на руках бактерии - они могут находиться на перилах лестницы, поручнях метро, дверных ручках, клавиатуре компьютера и других поверхностях. Именно через грязные руки передаются многие инфекционные и вирусные заболевания: ОРВИ, грипп, дизентерия, энтеробиоз, гепатит А и ряд других недугов.

Ты помнишь еще с детского сада, что после посещения туалета, а также по возвращении с улицы домой и перед едой нужно непременно мыть руки с мылом и под проточной водой.

Особенно актуальна операция «чистые руки» во время эпидемий, в период обострения сезонных болезней.

Ты посчитала деньги, разобрала покупки, убрала в обувном шкафчике или собрала в коридоре разбросанные вещи своего школьника? Не забудь помыть руки - все предметы, к которым ты только что прикасалась, не идеально чистые! Путь ребенка с улицы в комнату или на кухню непременно должен пролегать через ванную, иначе твой непоседа рискует вместе с яблоком или бутербродом отправить в рот также зловредные микробы - друзей и врагов человека.


Надежный защитник
от вездесущих микробов - друзей и врагов человека - бактерицидное мыло. Оно содержит антибактериальный компонент триклозан, благодаря которому с поверхности рук удаляется большая часть патогенных и условно патогенных микроорганизмов. Вот почему бактерицидное мыло должно быть в каждом доме, ведь оно обеспечит тебе и твоей семье надежную защиту в любой ситуации: в дороге и на пикнике, в походе и на даче. Интересно также, что производители бактерицидного мыла теперь предлагают различные ароматы своего продукта - на любой вкус. Ты можешь выбрать тот, что для тебя приятнее!

Девяткин Александр

Родители мне на день рождения подарили микроскоп. Он игрушечный, но очень похож на настоящий. Я разглядывал под микроскопом всё: листья комнатных растений, пылинки, каплю воды и всё, что попадалось под руку. Я был удивлен и поражен увиденным! Сколько новых открытий я для себя сделал! К моему большому сожалению, бактерий и микробов под микроскопом я не увидел. Но расстраивался я не долго. Я взял свои книги, энциклопедии и стал их изучать. Затем я придумал игру. Я «был» настоящим учителем биологии, рассказывал прочитанные истории и показывал листики растений под микроскопом. Поэтому тему для конференции я выбрал не случайно. Мне самому было интересно узнать о бактериях и рассказать это другим.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

Муниципальное общеобразовательное

Учреждение Лицей № 37

Фрунзенского района г. Саратова

Бактерии

Творческая работа

учащегося 3 «Б» класса

Девяткина Александра Игоревича

_______________________

Научный руководитель

учитель начальных классов

МОУ «Лицей № 37»

Пузина Елена Валерьевна

______________________

Саратов, 2010 г.

Введение стр.3

1.Разнообразие окружающего мира стр.4

2.Чем бактерии полезны человеку? стр.6

3.Краткая характеристика бактерий стр.7

4.Организм человека и бактерии. Враги или друзья? стр.9

5.Есть ли жизнь в кипятке? стр.11

6.Бактерии в космосе стр.12

7.Удивительные способности бактерий стр.14

8.Бактерии борцы за здоровье стр.15

Заключение стр.16

Список используемой литературы стр.17

ВВЕДЕНИЕ

Родители мне на день рождения подарили микроскоп. Он игрушечный, но очень похож на настоящий. Я разглядывал под микроскопом всё: листья комнатных растений, пылинки, каплю воды и всё, что попадалось под руку. Я был удивлен и поражен увиденным! Сколько новых открытий я для себя сделал! К моему большому сожалению, бактерий и микробов под микроскопом я не увидел. Но расстраивался я не долго. Я взял свои книги, энциклопедии и стал их изучать. Затем я придумал игру. Я «был» настоящим учителем биологии, рассказывал прочитанные истории и показывал листики растений под микроскопом. Поэтому тему для конференции я выбрал не случайно. Мне самому было интересно узнать о бактериях и рассказать это другим.

1.РАЗНООБРАЗИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Это наша волшебная планета Земля, полная тайн и загадок. Синее, зелёное, жёлтое, красное, белое-всё это на планете места обитания. В каждой точке Земли находится огромное количество загадок. И одна из загадок –это живущие на ней существа. Они разнообразны: это огромные деревья баобабы, это гигантские животные киты, громадные слоны. И мы,- люди,существа наделённые великим даром разума. Мы мыслим. С помощью разума человек делает открытия и пытается раскрыть тайны природы.

В течение тысяч лет человек болел, и не знал причины болезни. Первобытные люди имели этому своё объяснение - они считали, что болезнь вызывают злые духи. И только в начале 19 века человек придумал микроскоп. Это прибор, который помог человеку открыть ещё одну загадку природы - мир мельчайших организмов - бактерий. В 1865г. Луи Пастер доказал, что причиной болезней являются микробы. Они представляют собой мельчайшие одноклеточные микроорганизмы, видимые только под микроскопом.

До того, как человек смог увидеть бактерии ему пришлось столкнуться с результатами их деятельности. Например когда молоко скисает,тесто поднимается,вино бродит, а мертвые растения и животные разлагаются. Сегодня мы знаем, что бактерии находятся повсюду - в воздухе, воде, пище, дне морского океана, горячих источниках, глубоко внутри земной коры, на нашей коже и даже внутри нас.

Изучением микроорганизмов занимается наука МИКРОБИОЛОГИЯ. Название науки происходит от греческого слова «MIKROS»- малый. Современная микробиология разделяетсяна:общую,техническую,сельскохозяйственную,санитарную,медицинскую,радиационную,космическую.

Наиболее общепризнанные теории о происхождении жизни на Земле говорят о том, что микроорганизмы были первыми живыми организмами,появившимися в процессе эволюции.

2. ЧЕМ БАКТЕРИИ ПОЛЕЗНЫ ЧЕЛОВЕКУ?

Когда говорят о бактериях, многие сразу представляют вредные организмы, переносящие болезни. Но дело в том, что много различных видов бактерий полезно живым организмам, включая человека.

Микроорганизмы играют важнейшую роль в круговороте веществ и поддержании равновесия в биосфере Земли. Бактерии вызывают гниение погибших растений и животных на земле и в воде. Без этих бактерий земля была бы покрыта различным мёртвым материалом. Перерабатывая сложные вещества, бактерии разлагают их на простые. Эти вещества возвращаются в почву, воздух и воду, где могут быть использованы растениями и животными.

Бактерии необходимы для поддержания жизни. Например, азотсодержащие бактерии обитают в почве и помогают превратить этот азот в вещества, которые нужны растениям. А человек эти растения употребляет в пищу.

Бактерии играют важную роль в пищеварительном процессе человека. Эти бактерии разлагают пищу на частички. В то же время они вырабатывают витамины, белки, углеводы, которые организм использует для своего построения.

Благодаря деятельности микробов квасится капуста, готовится тесто,кефир, сыр, масло. Бактерии необходимы в процессе брожения при производстве творога, уксуса, вина, пива. Такой же процесс используется в промышленном производстве красок, пластмасс, косметических товаров и кондитерских изделий. Бактерии нужны в производстве при выработке кожи, снятия оболочек с зерен кофе и какао, отделении волокон в текстильной промышленности.

3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАКТЕРИЙ.

ГРУППЫ МИКРООРГАНИЗМОВ: Микроорганизмы делят на несколько групп: БАКТЕРИИ, ДРОЖЖИ, ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ, ВИРУСЫ.

БАКТЕРИИ – одноклеточные организмы, относящиеся к прокариотам. Известно около 3000 видов бактерий. Размеры их микроскопические, от 1 до 10 мкм, ширина от 0,2 до 1мкм. Большинство бактерий – одна клетка, но физиологически – это целостный организм, совершенно устроенный в биохимическом отношении.

Бактерии имеют три формы: шарообразную, палочкообразную, и изогнутую или извитую. Большинство микробов дышат воздухом -это аэробы. Для других воздух вреден -это анаэробы. Микробы делят на патогенные(болезнетворные) и непатогенные. Возбудителями большинства инфекционных заболеваний являются – бактерии.В окружающей нас среде – воздухе, почве, воде -находится множество микроорганизмов, откуда они попадают на предметы, одежду, на руки, в пищу, в рот, кишечник.

Как и всякие живые существа, микроорганизмы питаются и размножаются. У микробов нет специальных органов пищеварения. Питательные вещества проникают в микроорганизмы через оболочку клетки. Поэтому для развития микробов хорошей питательной средой являются продукты, содержащие много воды -молоко, бульоны, мясо, рыба и т.д. У бактерий не существует мужских и женских особей. Бактерии размножаются делением. Кроме питательной среды, необходима благоприятная температура(37-40градусов).Попадая в благоприятные условия микробы начинают быстро размножаться путем деления. При температуре свыше 50градусов большинство бактерий погибает. Бактерия состоит из одной клетки, ее окружает покрытие-«мембрана»,не пропускающая воду. Внутри бактерии находится вещество, называемое «протоплазма»,но отсутствует единый центр, или ядро.

Бактерии способны передвигаться, хотя не имеют конечностей. Бактерия покрыта слизистой оболочкой, которая изменяет ее форму,образуя иногда волокнистые отростки «флагеллы».Некоторые бактерии передвигаются с их помощью, другие - сокращая саму клетку, наподобие червей. Движение бактерий было впервые описано в 19 веке Теодором Энгельманом. Он наблюдал скопление бактерий при добавлении в суспензию разных веществ. Таксис-это двигательная реакция бактерии. Движение бактерии в сторону питательных веществ - сахара, аминокислот, пептидов, кислорода - называется «хемотаксис».Фотобактерии реагируют на свет - фототаксис. Выделяют также термотаксис-реакция на изменения температуры. Магнетотаксис помогает бактериям ориентироваться в магнитном поле или находить морское дно.

4. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И БАКТЕРИИ. ВРАГИ ИЛИ ДРУЗЬЯ?

Итак, разновидностей микробов много, и живут они целыми колониями. Естественно, что живя в организме человека, они должны беречь своего хозяина, а не вредить ему.

Итак, что же представляет собой кишечник здорового человека, то есть население этого органа? В кишечнике 99% микробов – бескорыстные помощники человека. Их называют постоянной микрофлорой. Среди них есть главные, основные микроорганизмы – это бифидобактерии и бактероиды. Но есть и сопутствующие бактерии – это кишечная палочка, лактобактерии, энтерококки. При определенных условиях представители нормальной микрофлоры, кроме бифидобактерий, обладают способностью вызывать заболевания. Однако в кишечнике есть более опасные микробы, их не более 1%.Это стафилакокки и грибы. Но пока они в меньшинстве, они работают на благо организма. Их называют условно-патогенными микробами. Почему мы говорим в основном о кишечнике? Пищеварительный тракт по составу и количеству микроорганизмов не однороден. Пищевод вообще не имеет постоянной микрофлоры и практически повторяет микрофлору полости рта. На слизистой оболочке носоглотки живут постоянно стафило-, пневмо -, и стрептококки. Для жизнедеятельности микроорганизмов хорошей средой является налет на зубах, остатки пищи между ними. Обильное развитие микробов во рту ведет к быстрому размножению пищевых остатков, при этом накапливаются химические продукты этого распада, которые разрушают эмаль зубов и приводят к развитию кариеса. Поэтому так важно систематически чистить зубы, полоскать рот после каждого приема пищи.

Микробный спектр желудка беден и представлен лактобациллами,стрептококками, хелиобактериями и устойчивыми к кислоте дрожжеподобными грибами. Микрофлора тонкой кишки немногочисленна и в двенадцатиперстной кишке представлена стрептококками,лактобациллами и вейлонеллами; в остальных отделах количество микробов выше, и еще больше бактерий находится в подвздошной кишке, в которой помимо перечисленных микроорганизмов обитает кишечная палочка. Но самое большое количество микробов обитает в толстом кишечнике. Подсчитано, что человек выделяет с испражнениями свыше 17 триллионов микробов в сутки, а по весу они составляют третью часть сухих испражнений. Если взять только кишечные бактерии, и собрать их в одну кучу и взвесить, то получится около 3-х килограммов!

5.ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ В КИПЯТКЕ?

До последнего времени считалось, что в кипящей воде погибают все, даже самые стойкие, бактерии, но природа,как всегда, опровергла это убеждение.На дне тихого океана обнаружены сверхгорячие источники с температурой воды от 250 до 400градусов С, и оказалось, что в этом кипятке прекрасно себя чувствуют живые организмы:бактерии, гигантские черви, различные моллюски и даже некоторые виды крабов. Это открытие казалось невероятным. Ведь большая часть растений и животных погибает при температуре организма свыше 40градусов;а большинство бактерий – при 70градусах.Лишь немногие бактерии способны выжить при 85град.С,а самыми стойкими считались бактерии,обитающие в серных источниках. Они могут существовать при t – 105C .Но это был уже предел.

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ВО ЛЬДАХ?

Есть бактерии,которые живут во льдах. Замораживание может приостановить рост бактерий, но не убьет их полностью. Они будут неактивны некоторое время.Обнаружены бактерии в замерзших соляных залежах, которым сотни миллионов лет.Эти бактерии при их исследовании ожили.

6. БАКТЕРИИ В КОСМОСЕ

О том, что на звездолетах и космических станциях творится что-то недоброе, ученые подозревали давно, - слишком уж часто болели астронавты. 15 из 29 астронавтов стали жертвами бактериальных или вирусных инфекций во время их полета. Подозрения ученых еще больше усилились, когда выяснилось, что на космических станциях “Мир” и МКС вроде бы безвредные бактерии с удовольствием начинали жевать всевозможные конструкционные материалы, что приводило к ускоренной коррозии.
Все это побудило биологов вплотную заняться изучением поведения микроорганизмов в космосе. В 2006 г. на шаттле Atlantis в надежно изолированном контейнере в космическое путешествие отправилась группа сальмонелл. Бактерии пробыли в космосе всего 24 часа, но и этого времени им хватило с лихвой. По возвращении на Землювыяснилось, что их заразность, по сравнению с контрольной группой, увеличилась в три (!) раза.
Целый год астробиологи пытались понять, что послужило причиной увеличения агрессивности сальмонелл. И вот первые результаты!
В космосе у сальмонеллы активизировался участок ДНК, контролирующий работу 160 генов. Кроме того, сальмонеллы начали объединяться, образуя тонкий слой - биопленку, что делает любые микроорганизмы чрезвычайно опасными. Интересно, что ранее на Земле подобное поведение для сальмонеллы характерно не было”.
Некоторые специалисты причиной мутации считают невесомость, другие - космическую радиацию.

За долгие годы работы космическая станция "Мир" стала настоящим полигоном для испытаний многих технических решений. Именно на "Мире" удалось изучить маленьких космических безбилетников и научиться с ними бороться.

Микробы, населяющие космические объекты, ведут себя так, будто у них есть конкретная цель. Она проста: используя все доступные питательные вещества, выполнять одну из основных природных функций - плодиться и размножаться. Попадая на самые разные материалы, микробы быстро осваиваются и начинают трапезу. В результате материалы, понравившиеся прожорливым невидимкам, меняют цвет, снижается их прочность, герметизирующие свойства, диэлектрические и другие характеристики.

В течение двадцати лет исследований ученые открыли 250 видов микроорганизмов, которые живут внутри пилотируемых космических кораблей.

Все образцы микроорганизмов, выросших в космосе, хранятся в Институте медико-биологических проблем в запаянных ампулах - ученым неизвестно, как они поведут себя в земной среде. Есть и еще одна причина для содержания космических мутантов в охраняемом месте. Как утверждают специалисты, если взять выросший в космосе микроорганизм, который использовал металл как часть среды существования, и продолжать его культивировать, увеличивая содержание металла в его окружении, можно потенциально получить биологическое оружие, способное буквально сожрать,танк или вертолет.

Особенно интересна ситуация, связанная с навигационным иллюминатором корабля "Союз", который полгода провел на орбите. Члены экипажа отмечали ухудшение видимости иллюминатора. После возвращения корабля на Землю были проведены исследования. На центральном иллюминаторе из сверхпрочного кварцевого стекла, а также на эмалевом покрытии титановой оправы отмечалось наличие мицелия плесневых грибов. В одном случае отчетливо была видна растущая колония гриба. По линиям роста мицелия стекло было, как бы протравлено.

7. УДИВИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МИКРОБОВ

Специалисты из университета Массачусетса отличились настоящим прорывом в науке: микробом Geobacter «геобактерия», который способен производить электричество из грязи и отработанной воды. Это прекрасный способ очистить нашу Планету от грязи и сточных вод.

В настоящее время ученые ищут альтернативное топливо, замену нефти, газа, угля на более безопасное – биологическое, более благоприятное для окружающей среды. Учеными университета Техаса создан новый вид микробов, производящих целлюлозу, которая в свою очередь может быть преобразована в этанол и другие виды биотоплива. С помощью соленой воды сине-зеленые водоросли, наряду с целлюлозой также выделяют глюкозу и сахарозу, которая используется для производства биотоплива – этанола.

Однако, бактерии могут участвовать в техническом прогрессе. Ведь их способности в уничтожении практически любых материалов можно повернуть и во благо человека. Микроорганизмы вполне могут быть использованы при переработке отходов. Уже ведется работа по созданию бактерий, которые смогли бы разлагать пластик. Дело в том, что пластик в природе аналогов не имеет, поэтому процесс разложения у него очень длительный. Предполагается, что с помощью микроорганизмов пластик удастся расщепить на воду и метан, который можно использовать в отоплении и химической промышленности. Таким образом, злостные бактерии уже в недалеком будущем могут превратиться в самых полезных охранников окружающей среды.

8. БАКТЕРИИ – БОРЦЫ ЗА ЗДОРВЬЕ!

Комнатные растения могут улучшить здоровье людей. В цветочной зоне, где много растений особые земляные микробы имеют особое свойство нейтрализовать летучие органические компоненты, которые ослабляют здоровье человека. В воздухе промышленных городов вместе с пылью находятся миллионы микроорганизмов. В литре воздуха жилой,плохо проветриваемой комнате,содержится около 500 тысяч пылинок. За сутки человек вдыхает около 10 тысяч литров воздуха с опасными и не опасными микробами.

Чем чище воздух в общественных местах, вокруг человеческого жилья и в комнатах, тем меньше человек болеет. Подсчитано, что если провести щеткой пылесоса по поверхности предмета четыре раза, то удаляется 50% микробов. При соблюдении гигиены., чистке зубов, умывании и мойке рук с мылом, а также продуктов питания вероятность заболевания снижается во много раз.

Большое значение в борьбе за чистоту воздуха имеют леса и парки. Зеленые насаждения осаждают и поглощают пыль и выделяют фитонциды, убивающие микробов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак подведём итоги. Что мы выяснили? Человек и бактерии неразлучны. Микробы могут быть как врагами,так и друзьями. В воздухе промышленных городов вместе с пылью находятся миллионы микроорганизмов. За сутки мы вдыхаем огромное количество опасных и не опасных микробов. Для того, чтобы бактерии были нашими друзьями, а не врагами надо: мыть руки с мылом, умываться, чистить зубы, мыть овощи и фрукты, сажать много деревьев. Беречь нашу планету, соблюдать чистоту, дышать свежим воздухом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.С.А.Павлович ’’Микробиология с микробиологическими исследованиями’’. Учебное пособие. Минск: Высш.шк.,2009.-502с.

2.Л.В.Речиц ’’Санитарная биология’’. Учебное издание. Гомель. Высш. шк.,2009.-320с.

3.Тетрадь по биологии школьная.1991г.

4.Энциклопедии: БСЭ.,Кругосвет.

5.Журнал ‘’Новейшие технологии’’.2009г.

6. А. Железняк энциклопедия ‘’Космонавтика’’.2007г.

7. Научно - публицистический журнал ‘’Новости космонавтики’’,

8. С.Н. Плерников, А.Б. Корзяк ‘’Удивительное рядом’’. Познавательная энциклопедия.2005г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Горяева Цагана Намруевна

Образованному человеку не надо доказывать, что невежество вредно для здоровья. Разумный учится всю жизнь и старается избежать болезни, стремится быть здоровым, стройным, красивым. Однако, большинство людей даже не догадываются, что причиной многих их недуг часто является не соблюдение простых гигиенических норм. Тысячи людей попадают на больничную койку лишь из-за того, что не помыли рук перед едой или после прогулок на улице. Да и не только личное это дело – помыл руки или не помыл. Возбудители кишечных инфекций поражают не одного человека, под угрозой его близкие и знакомые. К сожалению, нет возможности подсчитать, скольким сотням тысяч или даже миллионов людей спасла здоровье такая простая мера профилактики, как мытье рук. Зато есть другие поучительные данные: микробы, помещенные на чисто вымытую кожу, в течение 10 минут погибают почта полностью. Микробы, помещенные на 10 минут на загрязненную кожу, сохраняются в 95% случаев. Конечно, совсем не обязательно вспоминать о результатах исследований всякий раз, когда моешь руки. У большинства людей мытье рук должно войти в привычку, стать навыком. Чтобы уберечься от микробов нужно соблюдать правила личной гигиены, не стоит есть немытые фрукты и овощи и, конечно не забывайте почаще мыть руки. Ведь от такой, казалось бы, простой процедуры зависит наше здоровье. Запомните! Очень важное средство от всех болезней – хорошее здоровье. Крепкий, закалённый человек лучше справится с любой инфекцией, холодом и жарой. А к слабому, изнеженному любая хворь пристанет.

Будьте сами для себя Добрым Доктором Айболитом!

Скачать:

Подписи к слайдам:

Микробы - друзья или враги? Тема и сследования:

Цель моей работы: узнать, действительно ли существуют микробы и так ли уж они страшны для человека. Задачи: - изучить литературу о микробах; - провести исследование микробов в бактериологической лаборатории; - проанализировать влияние болезнетворных и полезных микробов на организм человека.

Предметом исследования послужили: микробы и бактерии, а объектом исследования: учащиеся начальной школы.

Гипотеза Я думаю,что причиной заболевания являются вредные микробы; Существуют и полезные микробы.

Кто такие микробы? Микроб – ужасно вредное животное, Коварное и, главное, щекотное. Такое вот животное попадёт в живот, И спокойно там живёт. Залезет, и где ему захочется, Гуляет по больному и щекочется. Он горд, что столько от него хлопот, И насморк, и чихание, и пот.

В 1865 году Луи Пастер первым выдвинул теорию о том, что причиной заболеваний являются микробы. И сегодня мы знаем, что микробы являются самыми опасными врагами человека.

Существует некоторое количество мест, где концентрация микроорганизмов особенно высока. Это клавиатура и монитор компьютера, экран телевизора, сотовые телефоны, ковры и паласы, грязные руки, фрукты, овощи и многое другое.

Один из самых лёгких способов попадания микробов в наш организм – наши грязные руки. "Болезнь грязных рук" – так не случайно называют дизентерию. Грязные руки угрожают и брюшным тифом, гепатитом, холерой. Тысячи людей попадают на больничную койку лишь из-за того, что не помыли рук перед едой или после прогулок на улице.

Сколько раз в день вы моете руки?

Часто ли у вас болит живот? ?

Можно ли заболеть если не мыть руки?

Чтобы наконец-то узнать, действительно ли существуют микробы и так ли уж они страшны для нас, мы с мамой решили сходить в лабораторию, которая находится в больнице нашего посёлка. Исследовательская часть

Я решила принять активное участие в исследовании этих микробов. Исследование длилось несколько дней. В первый день - взяли мазок с моей руки и сделали посев первичного материала.

Затем всё это оставляем на 24 часа в термостате, при температуре 37 градусов.

Во второй день рассматриваем под микроскопом выросшие микробы.

Выросшие микробы пересеиваем в питательную среду и опять ставим в термостат на 24 часа при температуре 24 градуса.

На третий день выросший микроб проверяем на чувствительность к антибиотикам и узнаём, каким антибиотиком лечится данный микроб.

И опять наш микроб ставим на 24 часа в термостат при температуре 37 градусов.

На четвёртый день, мы увидели результат – вырос стафилококк.

А это значит, что на грязных руках находится огромное количество микробов, которые скапливаются на руках, вместе с частицами земли и пыли. Почесал грязной рукой глаз – и вот, пожалуйста, глаз покраснел, начал болеть, слезиться. А уж если грязные руки забрались в рот или схватили чистое яблоко – беду нужно ждать не сегодня, так завтра. Иногда, глядя на руки, нам кажется, что они чистые. Но ведь бактерии очень маленькие, их не увидишь без микроскопа. Поэтому всегда нужно мыть руки!

Микробы - наши друзья!

Опыт: Полезное применение микроорганизмов на примере дрожжей Мы с мамой замесили две порции теста из муки, воды, соли, сахара.

Одну порцию мы замесили без дрожжей. Во вторую порцию мы добавили дрожжи. Сформировали маленькие булочки. Булочку из теста без дрожжей мы пометили зубочисткой.

Булочка из теста без дрожжей очень маленькая Мы испекли эти булочки Вторая булочка получилась пышнее. А что же внутри?

Вот так выглядит эта «булка» На вкус – жесткая, не вкусная Разрежем булочки ножом Вторая булочка получилась пышная, ароматная, очень вкусная

В ходе исследовательской работы я пришла к выводу, что мир микробов интересен и многообразен! Среди микробов есть наши друзья и враги. Чтобы уберечься от вредных микробов нужно соблюдать правила личной гигиены, есть мытые фрукты и овощи и, конечно не забывать почаще мыть руки. Ведь от такой, казалось бы, простой процедуры зависит наше здоровье. Полезные микробы помогают нам быть здоровыми и не дают вредным бактериям наносить вред человеку. вывод.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени академика А.Ф.Трёшникова с.Павловка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.

Исследовательский проект

Выполнила: ученица 5 класса

Никитина Алена Руководитель:

учитель биологии

Кузина Н.М.

2014-2015 год

план

    Введение.

    Основная часть.

    сбор и анализ информации по теме проекта

    эксперимент

    анкетирование

    Заключение.

Введение

Изучая этикетки на упаковках различных продуктов (кефир, йогурт, сметана), я обнаружила, что в них содержатся бактерии.

Тогда я задумалась, а все ли бактерии являются вредными для человека. Так родилась тема моего проекта «Бактерии. Враги или друзья?»

Приступив к работе над проектом, я выдвинула гипотезу о том, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными.

Цель моего проекта: подтвердить или опровергнуть гипотезу.

В ходе работы над проектом я поставила следующие задачи:

    изучить литературу по теме проекта

    провести мини- исследование

Методы работы :

    работа с литературой и интернет-ресурсами, сбор материалов по теме;

    наблюдение и эксперимент;

    встреча и консультация с медицинским работником;

    анкетирование младших школьников;

    сопоставление результатов исследований;

Предполагаемые результаты:

    я узнаю, все ли бактерии опасны для человека;

    я буду знать, какие бактерии являются «друзьями» человека;

Основная часть сбор и анализ информации по теме проекта

Приступив к исследованию, я начала размышлять и вспомнила, как мы действуем на уроках, когда что-то нужно узнать. Я поставила перед собой цель и стала искать способ узнать, все ли бактерии являются вредными для человека.

1 способ - спросить у взрослых. Чтобы получить ответ на свой вопрос, я решила обратиться к маме. Она рассказала, что бактерии бывают как вредными, которые вызывают многие заболевания человека, так и полезными, без которых человек не может жить.

2 способ – обратиться к литературным источникам и ресурсам Интернета. Обратившись к этим источникам, я нашла много интересного и полезного по теме.

Бактерии (др. греч. - палочка) - царство микроорганизмов, чаще всего одноклеточных. В настоящее время описано около десяти тысяч видов бактерий и предполагается, что их существует свыше миллиона.

Изучением бактерий занимается раздел микробиологии бактериология.Бактерии наряду были одними из первых живых организмов на Земле, появившись около 3,5 млрд. лет назад. Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».

Название «бактерии» ввёл в употребление Христиан Эренберг в 1828. Луи Пастер в 1850-е положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

Подавляющее большинство бактерий одноклеточны. По форме клеток они могут быть шаровидными (кокки), палочковидными (бациллы, клостридии), извитыми (вибрионы, спириллы, спирохеты).

Размеры бактерий в среднем составляют 0,5-5 мкм.Бактерии гораздо мельче клеток многоклеточных растений и животных. Толщина их обычно составляет 0,5–2,0 мкм, а длина – 1,0–8,0 мкм. Разглядеть некоторые формы едва позволяет разрешающая способность стандартных световых микроскопов (примерно 0,3 мкм), но известны и виды длиной более 10 мкм и шириной, также выходящей за указанные рамки, а ряд очень тонких бактерий может превышать в длину 50 мкм. На поверхности, соответствующей поставленной карандашом точке, уместится четверть миллиона средних по величине бактерий.

Бактерий много в почве, на дне озер и океанов – повсюду, где накапливаются органические вещества. Они живут в холоде, когда столбик термометра чуть превышает нулевую отметку, и в горячих кислотных источниках с температурой выше 90 С. Некоторые бактерии переносят очень высокую соленость среды; в частности, это единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море. В атмосфере они присутствуют в каплях воды, и их обилие там обычно коррелирует с запыленностью воздуха. Так, в городах дождевая вода содержит гораздо больше бактерий, чем в сельской местности. В холодном воздухе высокогорий и полярных областей их мало, тем не менее,они встречаются даже в воздухе на высоте 8 км.

В теле человека несколько триллионов клеток и более 100 триллионов бактерий пятисотвидов.Общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет 2 килограмма.

Во рту человека около 40 000 бактерий. К счастью, 95 процентов из них не представляют опасности.

В организме человека живут лактобактериии бифидобактерии. Они появляются в нашем организме с первых младенческих лет и остаются в нем навсегда, дополняя друг друга и решая серьезные проблемы. Лактобактериии бифидобактериивступают в сложные реакции с другими микроорганизмами, с легкостью подавляют гнилостные и патогенные микробы. В результате образуется молочная кислота, перекись водорода – это природные внутренние антибиотики. Таким образом, лактобактерии поднимают, восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет.

Полезные функции лактобактерий впервые заметил русский ученый Илья Ильич Мечников. Идея использовать кисломолочные продукты для нормализации биохимических процессов в кишечнике и питания организма в целом, принадлежит ему.

Но существуют и другие -болезнетворные, или патогенные, бактерии. Они способны проникать в ткани растений, животных и человека и выделять при этом вещества, угнетающие защитные силы организма. Известен целый ряд других болезней человека бактериального происхождения (бактериальная пневмония, туберкулез, коклюш, брюшной тиф, дизентерия, холера и др.). Болезнетворные бактерии подстерегают человека повсюду. Поэтому надо обязательно соблюдать правила личной гигиены, мыть руки перед едой и после прогулки, а также после посещения туалета.

Бактерии вызывают порчу продуктов питания. Поэтому для предотвращения порчи пищевых продуктов человек создает условия, при которых бактерии в значительной мере теряют способность к быстрому размножению, а иногда и погибают. Широко распространенными методами борьбы с бактериями являются: высушивание плодов, грибов, мяса, рыбы, зерна; их охлаждение и замораживание в холодильниках и ледниках; маринование продуктов в уксусной кислоте; засолка. При засолке огурцов, помидоров, грибов, квашении капусты за счет деятельности молочнокислых бактерий создается кислая среда, угнетающая развитие бактерий. На этом основано консервирование продуктов питания. Для уничтожения бактерий и сохранения продуктов применяется метод пастеризации -нагревание до 65°С в течение 10-20 мин и метод стерилизации - кипячение. Высокая температура вызывает гибель всех бактериальных клеток. Помимо этого в медицине, пищевой промышленности, сельском хозяйстве для дезинфекции, т. е. для уничтожения патогенных бактерий, используются йод, перекись водорода, борная кислота, марганцовокислый калий, спирт, формалин и другие неорганические и органические вещества.

Роль бактерий в биосфере велика. Благодаря их жизнедеятельности происходит разложение и минерализация органических веществ отмерших растений и животных. Образовавшиеся при этом простые неорганические соединения (аммиак, сероводород, углекислый газ и др.) вовлекаются в общий круговорот веществ, без которого была бы невозможна жизнь на Земле. Бактерии вместе с грибами и лишайниками разрушают горные породы, участвуя тем самым в начальных стадиях почвообразовательных процессов.

Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии используются в приготовлении разнообразных молочных продуктов (сметаны, простокваши, масла, сыра и др.). Они же способствуют консервированию продуктов. Бактерии широко используются в современной биотехнологии для промышленного получения молочной, масляной, уксусной и пропионовой кислот, ацетона, бутилового спирта и т. д. В процессе их жизнедеятельности образуются биологически активные вещества - антибиотики, витамины, аминокислоты. Наконец, бактерии являются объектом для исследований в области генетики, биохимии, биофизики, космической биологии и др.

Изучив различные источники, я убедилась, что все материалы подтверждают гипотезу моего проекта о том, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными.

Мини - исследование

Получив информацию о том, что бактерии бывают вредными и полезными, мне стало интересно на них посмотреть. Для этого я решила провести эксперимент.

Описание эксперимента.

Для того, чтобы создать питательную среду для размножения бактерий, я взяла кастрюлю, поставила ее на плиту и довела воду до кипения.Добавила в воду бульонный кубик и ложку сахара. Прокипятила эту смесь в течение нескольких минут. Сняла кастрюльку с огня и дала ей остыть. Бульон я принесла в класс. В каждый из приготовленных ранее сосудов налила одинаковое коли­чество бульона.Затем в один из сосудов кашлянула, в другой сунула свой палец, а третий сосуд не трогала.

Наклейкой «Не пить!» на каждом сосуде предупредила всех, что идет эксперимент. Обернула сосуды пластиковой пленкой и поставила их в теплое место так, чтобы они никому не мешали.

Через некоторое время проверила, что происходит с бульоном. Жидкость в сосудах помутнела и стала издавать неприятный запах, что является подтверждением того, что в ней находятся бактерии.

После этого я взяла несколько капель жидкости и попыталась рассмотреть бактерии с помощью увеличительного прибора – лупы. Но это не привело к положительному результату – бактерий я не увидела. Тогда я решила прибегнуть к помощи другого прибора –микроскопа.

При двухсоткратном увеличении мне удалось рассмотреть бактерии во всех ёмкостях. Я обратила внимание на то, что больше всего бактерий было в сосуде, в который я опускала палец. Это ещё раз подтверждает тот факт, что на наших руках обитают бактерии. А меньше всего бактерий было в третьем сосуде. Хочется отметить, что меня удивило небольшое количество бактерий во всех ёмкостях, хотя они находились в тёплом месте несколько недель. Я думаю, что это связано с наличием в бульонном кубике консервантов (веществ, которые позволяют продуктам не портиться долгое время). Мне стало интересно узнать, если эти вещества не позволяют бактериям размножаться, то могут ли они быть полезными для человека. Но это уже тема нового проекта.

проведение опроса

После того, как я познакомилась с информацией о бактериях и провела собственное мини- исследование, мне стало интересно узнать, насколько ребята, которые учатся вместе со мной, владеют этой информацией. Были опрошены 20 учащихся нашей школы. В опрос были включены вопросы о бактериях и их значении в жизни человека.

Проанализировав результаты, я узнала, что:

    знают о существовании бактерий –18 учащихся;

    знают, что бактерии могут вызывать различные заболевания человека –20 учащихся;

    20 учащихся знают, что не все бактерии вредны для человека;

    20 учащихся, т.е. все ученики знают, что в организме человека живут бактерии, 16уч.- считают, что они помогают переваривать пищу и восстанавливают защитные силы организма;

    многие ребята знают, что человек использует бактерии в хозяйственной деятельности.

Больше всего меня порадовало, что почти всем ребятам было бы интересно познакомиться с буклетом, в котором была бы представлена информация о бактериях.

заключение

Работая над проектом, я узнала, что бактерии обитают повсюду. Они играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии используются в приготовлении разнообразных молочных продуктов (сметаны, простокваши, масла, сыра и др.). Они же способствуют консервированию продуктов. Бактерии широко используются в современной биотехнологии для промышленного получения молочной, масляной и уксусной кислот, ацетона, бутилового спирта. В процессе их жизнедеятельности образуются биологически активные вещества - антибиотики, витамины, аминокислоты.

Отрицательная роль принадлежит болезнетворным, или патогенным, бактериям. Они способны проникать в ткани растений, животных и человека и выделять при этом вещества, угнетающие защитные силы организма. Известен целый ряд других болезней человека бактериального происхождения (бактериальная пневмония, туберкулез, коклюш, брюшной тиф, дизентерия, бруцеллез, холера)

Поэтому гипотеза о том, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными, полностью подтвердилась.