Главная · Диагностика · Общение детей с собаками. Что делать, если ребёнок боится собак? Подождать пока собака подойдет

Общение детей с собаками. Что делать, если ребёнок боится собак? Подождать пока собака подойдет


«Всегда воспринимайте собаку всерьез»


Часто родители ни за что не разрешают своему ребенку иметь собаку. Их доводы всегда однообразны: от собаки шерсть, грязь; кто за ней будет ухаживать; ты и так плохо учишься, а собака совсем тебя от занятий отвлечёт...

Вот несколько абзацев, которые следует прочитать родителям:

  • Западная статистика утверждает, что в семьях, имеющих собак, в три раза реже смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Это в общем-то понятно - животное нейтрализует стрессы.
  • И простудными заболеваниями в таких семьях болеют в два раза реже. Дыхание пса создает в квартире своеобразную бактерицидную среду.
  • Дети, у которых есть собака, обладают более устойчивой психикой, лучше развиваются, реже болеют. Их моральные качества выше, так как став покровителем собаки, ребенок относится к ней столь же нежно, заботливо и великодушно, как взрослые к нему самому. В свою очередь собака своей безоговорочной преданностью компенсирует у ребенка "моменты риска", оберегая его от эгоистических тенденций.
  • Место, выбранное собакой для отдыха - наиболее благоприятное в вашей квартире для кровати, там самое положительное биомагнитное положение. Кроме того, собака поглощает отрицательное биополе.
  • Тревожное поведение собаки никогда не бывает беспричинным. Она способна предвидеть землетрясения, различные природные катаклизмы, несчастные случаи. И не только предвидеть, но, порой, компенсировать их, а тем самым - спасти человека. Именно поэтому для ребёнка собака - первейший друг.

И вот окончательно все взвесив, все за и против, мы решились! В нашем доме появился пёс.
Теоретически мы его "рожали" год, а практически, всю жизнь!
Время летит быстро, ему уже полгода, или ещё полгода...

Спасибо ему за то, что уже на этот момент он дал нам очень многое, и это касается не только нашей конкретной взятой семьи, он также дал мне идею учить людей понимать животных лучше.
До того момента, пока мы не завели собаку, я не задумывалась о том, как, где и когда происходит общение моих детей с собаками. Только благодаря нашему пёсику, мы начали обращать на очень многие детали внимание.

Эта памятка предназначена для тех, кто хочет, чтобы их дети на протяжении всей своей жизни были в безопасности рядом с собакой. Это относится ко всем детям, да и не только к детям: к тем, кто любит собак и к тем, кто их не любит; к испытывающим страх перед любой дружелюбной собачонкой на улице, и к тем, кто стремится погладить любую собаку, которая им встретится.

Независимо от того, каков ваш ребенок и что он думает о собаке, существует несколько простых правил, которым при общении с любой собакой должен следовать каждый. Понимание основных элементов "языка" собачьего тела вместе с простыми правилами позволит с легкостью определить, какие собаки настроены дружелюбно, а какие - нет.

Собаки любят нас, защищают нас, играют с нами, они - наши друзья. Но, так же, как и люди, далеко не всякая собака дружелюбна и не всякая из них любит детей. К счастью, собаки могут "разговаривать: с нами, если мы умеем их "слушать". Говорят они с помощью своего тела. Когда мы изучим язык их тела, мы лучше будем понимать собак.

Поэтому очень важно для нас, взрослых, научить детей понимать то, что "говорит" собака и каким правилам следовать, чтобы общение детей с собакой было безопасным.

Язык тела

Собаки не разговаривают, и все же они обращаются с нами – понаблюдайте!

  1. Агрессивность

    Если собака пытается выглядеть больше, чем она есть на самом деле, подняв хвост и уши и ощетинив шерсть на загривке, значит, она настроена агрессивно. В такой позе собака может махать хвостом. В этом случае резкие взмахи хвоста, который собака держит почти вертикально, указывают на возбуждение, а не на дружелюбие. Держитесь от такой собаки подальше.

  2. Испуг

    Если собака старается казаться меньше, чем она есть на самом деле, припадает к земле, опустив голову и уши, опустив хвост или зажав его между ног и закрыв пасть, значит, она испугана. Если приближаться к такой собаке, от страха она может сделаться агрессивной. Оставьте её в покое!

  3. Дружелюбие

    Собака стоит спокойно. Её голова не поднята и не опущена. Уши могут смотреть вперёд или назад. Челюсти не напряжены, пасть приоткрыта. Она обычно машет хвостом. Хвост она держит ниже линии спины, но не прячет между задних лап. Это - спокойная собака! С такой собакой можно завязывать дружбу.

Правила общения с собакой

Хозяин собаки должен всегда присутствовать при общении ребёнка и животного. Даже если вы хорошо знаете собаку, учите ребёнка, что он может погладить собаку лишь в том случае, когда хозяин находится рядом и дает на это разрешение. Собака, которая ведёт себя дружелюбно при хозяине, вовсе не обязательно столь же дружелюбна, когда она одна. Какой ответ ни дал бы хозяин, отнеситесь к его словам с уважением. Хозяин знает свою собаку лучше, чем кто-либо другой. Если он говорит, что нельзя трогать его собаку, поверьте ему на слово, даже если и считаете, что собака выглядит вполне дружелюбно. Если хозяина нет поблизости, оставьте собаку в покое!

Позвольте собаке самой подойти к вам. Научите своего ребёнка, что он должен позволить собаке подойти к нему. Собака, которая сама подходит к ребёнку, во много раз безопаснее, чем та, к которой ребёнок подходит сам.

Если собака приближается к вам или к вашему ребенку и ведёт себя дружелюбно, она при этом как бы говорит вам: "Да, мне хотелось бы провести с вами некоторое время". Собаки, которые пятятся от вас или не высказывают вовсе никакого интереса, тем самым как бы говорят нам обратное.

Никогда не машите руками перед собакой. Cпросите ребёнка: "Что или кого любят преследовать собаки?" Есть множество правильных ответов: от мячей до белок, от самолетов в небе до велосипедов на тротуаре. Когда ваш ребёнок найдет несколько ответов, спросите его: "Любит ли собака преследовать дерево?" Большинство детей громко и четко ответят: "Нет!" Если спросить почему, дети обычно отвечают - потому, то дерево не движется. Правильно! Поэтому при приближении собаки ребёнку лучше опустить руки вдоль тела и стоять неподвижно.

Cпросите ребёнка: "Что сделает собака, если ты убежишь от нее?" В большинстве случаев у детей мгновенно возникает аналогия, и они отвечают: "Она погонится за мной!" Вот в этом-то и заключается суть дела! Собаки преследуют всё, что движется. Если ребёнок движется, собака будет преследовать его, едет ли он на велосипеде, на скейтборде, на роликовых коньках или просто бежит. Чем быстрее движется ваш ребёнок, тем выше вероятность того, что собака погонится за ним. Такова психология собак. Если ребёнок хочет, чтобы собака не обращала на него внимания, уходя от собаки, он должен двигаться медленно и спокойно, не делая резких движений!

У большинства детей, "ручка громкости" повернута на полную мощность. Некоторых собак громкие звуки пугают или возбуждают. К счастью, мало найдется собак, которых когда-либо обижали или пугали люди, говорившие тихо. На большинство собак спокойный, тёплый тон голоса мгновенно действует успокаивающе, точно так же, как нежное объятие может успокоить ребёнка. Научите своего ребёнка говорить тихо, когда рядом собака.

На собачьем языке пристальный взгляд означает угрозу. Когда вы здороваетесь с собакой, смотрите на её уши или на дружелюбно машущий хвост. Большинство дружелюбных собак не возражает против визуального контакта, но сначала вы должны представиться им. Если вы оказались лицом к лицу с собакой, которая настроена агрессивно, смотрите куда-нибудь в сторону! Если вы будете пристально смотреть на неё, она вызовет вас на бой!

Основы безопасности - или что нельзя делать никогда:

  • Не гладьте собаку, если поблизости нет ее хозяина.
  • Не гладьте собаку, если она на цепи, за забором, в автомобиле.
  • Не хватайте собаку, не бегайте и не преследуйте ее.
  • Не двигайтесь быстро, находясь рядом с собакой.
  • Не кричите пронзительно и не визжите, находясь рядом с собакой.
  • Не смотрите на собаку пристально.
  • Не гладьте собаку, которая пятится от вас или выглядит испуганно.
  • Не гладьте собаку, которая рычит или лает.
  • Не обнимайте собаку и не пытайтесь поцеловать ее в морду.
  • Не наклоняйтесь над собакой и не переступайте через нее.

Ещё важный момент - многие собаки не любят когда к ним подходят во время еды, если только собака не приучена к этому с детства, например, мои дети могут делать с нашим псом что угодно, когда он ест, но я знаю очень много случаев, когда собаки кусают в момент когда кто-то рядом когда она трапезничает. И так как мы ведем речь не о нашей конкретной собаке, а в целом, то нельзя. Собака ест, лучше не подходим.

И напоследок
Все эти правила лучше ребёнку объяснить в спокойной обстановке, а не когда он бежит к собаке и мы кричим стой, нельзя, собака может укусить. В таком варианте это первый шаг к рождению фобии, то есть мы свои страхи передаем детям.

Давайте просто учить детей, а не запугивать! Любите животных, и они не останутся в долгу!

Запрещено использование материалов, опубликованных на KKM.LV, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы KKM.LV иным способом без письменного разрешения

Всем родителям, в процессе воспитания, приходится иметь дело с теми или иными детскими страхами. Их наличие у ребёнка – это совершенно нормальное явление в его развитии.

Он растёт, постоянно сталкивается с новыми задачами, трудностями, опасностями. Громкие звуки, незнакомые люди, большие животные и другие «пугающие» объекты обычно не остаются у малыша без внимания, и он определённым образом на них реагирует. Чаще всего страхом.

Очень распространённой является ситуация, когда ребёнок боится собак. Обычно это происходит, если он действительно был напуган каким-то животным. В некоторых случаях, страх возникает и без пережитой реальной угрозы. Как реагировать родителям на этот страх собак и как помочь своему малышу успешно преодолеть свою боязнь?

Причины боязни собак

Задаваясь вопросом, что делать, если ребёнок боится собак, сначала выясните причины этого страха. Среди них можно выделить:

  • пережитое малышом нападение собаки, укусы;
  • резкие громкие звуки, вызванные лаем;
  • большой размер животного, его пугающий внешний вид (оскал, клыки);
  • наблюдение за тем, как собака укусила кого-то другого;
  • влияние рассказов и устрашающих историй о том, как животные нападали на людей.

Возрастные особенности страха животных у детей

  1. Появление страха в возрасте от 1 до 3 лет чаще всего связано с тем, что детей пугают резкие громкие звуки. Лай собаки (как и множество других звуков) как раз к таковым и относится. Обычно, с возрастом, по мере привыкания малыша к внешнему пространству, страх собак проходит. Главное – это правильная реакция взрослых на испуг своего крохи;
  2. В возрасте от 3 до 6 лет возникает страх самих животных. Обычно он связан с реальной или потенциальной угрозой нападения или с пугающим внешним видом собаки.

Общие правила реакции на детские страхи

  • Эмоционально поддержите (будьте рядом, обнимите, возьмите за руку, постарайтесь успокоить);
  • Не критикуйте, не высмеивайте, не называйте «трусом», сколько бы лет ему ни было;
  • Не сталкивайте насильно ребёнка с объектом страха, не заставляйте его преодолеть;
  • Вы должны демонстрировать уверенное поведение в ситуации, когда малыш напуган. Покажите, что можете его защитить. В общем, даже если вы сами боитесь собак, то никоим образом нельзя показывать это своим детям.

Как научить ребёнка не бояться собак

Если ребёнок боится собак, советы психолога, приведённые ниже, помогут справиться с этой ситуацией и, возможно, даже «подружиться» с животными.

Как помочь ребёнку преодолеть страх громких звуков

  1. Постепенно приучайте малыша к звукам вокруг, в том числе неожиданным и громким. Это и различные игры с использованием бытовых принадлежностей (например, стучать по кастрюле, сковороде), слушание работы инструментов и электроприборов, звуков телевизора и радио и др.;
  2. Периодически на непродолжительное время можно увеличивать громкость музыки и телепередач. Позволяйте ребёнку самому управлять громкостью теле- и радиоаппаратуры;
  3. Пойте громко песни, читайте стихи малышу, чаще танцуйте под музыку. Способствуйте тому, чтобы громкие звуки вызывали у ребёнка приятные ассоциации («весело», «задорно», «интересно» и т. д.) Поэтому во время занятий с ним никогда не кричите, не критикуйте, не ругайте его;
  4. Учите малыша издавать громкие звуки, чтобы победить страх. Сделайте это в виде игры или соревнования – кто громче крикнет, победить в котором должен ваш ребёнок;
  5. Прислушивайтесь к звукам различных животных, птиц, транспортных средств, имитируйте их вместе с малышом. Говорите о том, что одни животные издают тихие звуки (мышка, кошка, курица), а другие – громкие (петух, корова, слон). Если ребёнок с лёгкостью изображает любые из них (в том числе и громкие), попросите полаять, как собака;
  6. Покажите малышу, а затем попросите его повторить разные варианты того, как может «говорить» собака: когда радуется при встрече хозяина, когда хочет подружиться, когда охраняет дом и т. д.;
  7. Читайте сказки, в которых отражены разные звуки, произносимые собаками, давайте слушать аудиосказки.

Как помочь ребёнку справиться со страхом собак

  • Прогуливаясь с ребёнком мимо собак, обязательно будьте рядом, держите его за руку (или на руках). Пусть он почувствует себя под вашей защитой (также читайте статью по теме: Как правильно гулять с ребенком ?>>>);
  • Не заставляйте ребёнка знакомиться с собачкой, не тащите его к ней насильно, чтобы погладить. Важно почувствовать готовность малыша к этому;
  • Обращайте внимание на реакцию ребёнка на других животных (на улице, в зоопарке, при просмотре телевизора). Познакомьте его с кошкой, которая меньше по размеру, чем собака, но во многом похожа на неё (шерстью, лапами, зубами). С помощью этого сходства сформируйте в сознании своего чада позитивные образы обоих животных;
  • Полезно просматривать мультфильмы, где показана дружба кошки и собаки, где они являются положительными героями;
  • Чтобы победить страх собак, ненавязчиво познакомьте ребёнка с каким-нибудь дружелюбным щенком, который есть у ваших друзей или родственников;
  • Сходите с малышом на выставку кошек и собак, наблюдайте за ними в зоомагазине, на улице, в парке. Комментируйте забавные моменты, связанные с поведением, животных, фотографируйте их, просматривайте дома снимки и отмечайте все «прелести». Например: «Какие у собачки милые ушки», «Какой красивый хвост», «Смотри, она как будто улыбается нам!» и т. д.;
  • Просматривайте вместе с ребёнком книги, красочные журналы с изображением собак, рассказывайте про породы и их особенности. Обращайте его внимание на животных в рекламах, телепередачах, фильмах;
  • Говоря с ребёнком о собаках, не употребляйте слова «кусается» или «не кусается», не делите животных на «злых» и «не злых». Акцентируйте внимание на положительных характеристиках;
  • Стимулируйте ребёнка к тому, чтобы он делился своими эмоциями по отношению к животным (во время просмотра книг и телепередач, на выставках, у друзей, в парке или когда погладит её);
  • Если есть возможность, заведите котёнка или щенка, заручившись согласием вашего малыша. Забота о питомце привьёт ему уверенность и позволит справиться со страхом;
  • Рассказываете сыну или дочке о своих положительных примерах дружбы с животными (например, если у вас в детстве была собака или кто-то из животных вас когда-либо выручал);
  • Даже если ваш ребёнок панически боится собак, не теряйте надежды и не снижайте усилия по оказанию помощи в преодолении его страха. В этой ситуации снижение страха будет проходить медленнее и труднее. Поэтому с вашей стороны потребуется максимум терпения и эмоциональной поддержки. Необходимо создать комфортную обстановку для малыша, чтобы он не замыкался в себе, а делился своими переживаниями;
  • Хвалите даже за малейшие успехи в преодолении страха, но делайте это только искренне.

Учите ребёнка правильному поведению при встрече с собакой

  1. Нельзя убегать: она быстрее, и если кто-то убегает, то для неё это сигнал – поймать. Выучите правило: если собака обратила на тебя (ребёнка) внимание, то нужно идти спокойным шагом (читайте важную статью: Как объяснить ребенку, что нельзя ?>>>);
  2. Если вблизи появляется животное, внушающее страх, то надо остановиться и подождать, когда оно окажется далеко. Следует думать о том, что «собака меня не тронет, у неё свои дела»;
  3. Нельзя пристально смотреть животному в глаза, если боишься. Оно может воспринять это как угрозу и напасть;
  4. Нельзя подходить к собаке, когда она ест или когда её щенок рядом. В такие моменты она особо чувствительна к чужим людям;
  5. Учите ребёнка строго произносить фразу: «Фу!» Тренируйтесь как можно больше, чтобы получалось более твёрдо и уверенно;
  6. Не убеждайте ребенка в том, что все собаки безопасны. Будьте сами осторожны в присутствии животного, когда рядом с вами малыш, и учите его осторожности. Если есть хоть малейший страх, лучше всё-таки держаться подальше от собаки (актуальная статья: Как заставить ребенка слушаться ?>>>).

Почему собака боится ребёнка?

Бывает и обратная ситуация, когда собака пугается вашего ребёнка. Почему это происходит? Будучи щенком, она также могла испугаться резкого звука при крике малыша.

Или, ненароком, он мог сделать ей больно: схватить за хвост или за шерсть, наступить на лапу, ударить. Возможно, что собаку испугали другие люди (в частности, дети), и она ассоциативно переносит страх на вашего ребёнка.

Старайтесь препятствовать подобным ситуациям и думайте о комфорте вашего питомца. С первых дней совместного сосуществования вашего малыша и щенка, обеспечьте дружелюбное отношение их друг к другу.

Любые страхи преодолимы. Главное – уметь принять и поддержать своего малыша, вдохнуть в него уверенность терпеливым отношением, оптимизмом и собственным примером.

Очень важно тщательно отслеживать и контролировать первоначальные взаимодействия ваших детей с новой собакой. И дети, и собаки (особенно щенки) могут быть нетерпеливыми, любознательными и легко перевозбуждаться, поэтому очень важно, чтобы взрослый человек наблюдал за всем этим.

Детей и собак нужно учить взаимодействовать друг с другом. По состоянию на 2015 год, более 50% семей содержат собаку и наличие собаки в семье полезно для ребенка: отношение к собаке учит сопереживанию и состраданию, способствует развитию чувства собственного достоинства, зарождает любовь и привязанность, учит ответственности и способствует физической активности. Благодаря этому легко понять, почему так много родителей предпочитает заводить семейную собаку.

К сожалению, по данным CDC, ежегодно только в Соединенных Штатах регистрируется около 800 тысяч укусов собак, и более половины жертвами укуса становятся дети. Кроме того детей гораздо чаще чем взрослых кусают за лицо, шею или голову, поскольку ребенок буквально такой же высоты что и собака. Важно понимать, что собаки могут быть очень опасны для детей, поскольку дети, как правило, делают резкие движения и используют пронзительный шум, который может быть весьма пугающим для собак, из-за чего они могут решиться на нападение. Многие маленькие дети могут рассматривать собаку в качестве игрушки и часто хотят сдавить, тащить, тыкать или гоняться за животным. Некоторые дети могут испытывать трудности в борьбе с этими антагонистическими импульсами. Кроме того, маленькие дети не могут сочувствовать, когда в конкретной ситуации собака испытывает дискомфорт или страх. Даже когда дети школьного возраста учатся сочувствовать другому живому существу, им, как правило, не хватает навыков, необходимых для правильной интерпретации языка тела или предупреждающих знаков собаки.

Собаки - это животные с социальной иерархией. Хотя собаки склонны рассматривать взрослых людей, как «альфа», дети могут легко рассматриваться как приятели или даже подчиненные. Если собаке некомфортно среди детей, она может рычать или даже набрасываться с укусом. Так собака показывает раздражение или неудобство, собака только пытается исправить ребенка в том, как собака знает лучше. Кроме того, некоторые собаки просто не любят детей и это может быть связано с отсутствием подобных контактом или опытом плохого общения с детьми. Собаки ведут себя как собаки, а дети как дети.

1.) Всегда контролируйте контакт вашего ребенка с собакой. Любой ребенок в возрасте до 12 лет должен находиться с собакой в присутствии взрослого. Взрослый должен оставаться на заднем плане, но будьте готовы вмешаться, если ситуация выйдет из под контроля.

2.) Никогда не думайте, что собака не будет реагировать на маленького ребенка. Если она напугана или ей больно, даже самые воспитанные собаки ведут себя плохо, они могут наброситься на ребенка или укусить его. Внимательно следите за языком тела собаки во время контакта с детьми. Если собака рычит на ребенка, постоянно отдаляется от него или на спине собаки встают волосы, настало время вмешаться и научить ребенка оставить собаку в покое.

3.) Научите своего ребенка, что он должен всегда спрашивать разрешения, прежде чем приблизиться или прикоснуться к чужой собаке. Уединение может сделать собаку более территориальной или агрессивной, поэтому дети всегда должны игнорировать собак, которые не выходят за пределы огороженного двора, транспортного средства, будки или если они привязаны к дереву, посажены на цепь.

4.) Научите своего ребенка правильно знакомиться с собакой. Покажите вашему ребенку, что сначала надо к собаке подносить сжатый кулак (в случае агрессии собака не откусит пальцы, а только прикусит кулак), чтобы животное смогло почувствовать запах ребенка. Покажите своим детям, как стоит гладить собаку: подбородок или по спине и избегать чувствительных областей, как уши, ноги, хвост или живот. Лучше всего позволить собаке самостоятельно подойти и обнюхать ребенка, а не наоборот, поскольку вы должны дать время собаке, чтобы она привыкла к ребенку и инициировала первый контакт.

5.) Научите своего ребенка читать язык тела собаки, чтобы он смог заметить, когда собака становится агрессивной, расстроенной или доминирующей. Если собака не хочет контактировать с ребенком, оставьте собаку в покое, поскольку есть вероятность, что собака не привыкла к ребенку и будет рассматривать его как угрозу.

6.) Покажите, как вашему ребенку брать на руки домашнюю собаку. Объясните, что тыкать, тянуть, сдавливать или бить собаку ненормально, это может быстро привести к изменению поведения у собаки.

7.) Научите вашего ребенка никогда не приближать лицо близко к морде собаки. Это просто слишком рискованно и может легко привести к укусу, если собака нервничает, ей страшно или она загнана в угол.

8.) Никогда не беспокойте собаку, которая ест, спит или жует что-то. Объясните ребенку, что лучше всего позволить собаке успокоиться.

9.) Не допускайте грубой игры или дразнения собаки. Не позволяйте ребенку садиться или лежать на собаке. Используйте безопасные игрушки, чтобы показать ребенку, как правильно играть с собакой. Попытка сесть на собаку может стимулировать доминирующее или агрессивное поведение у собаки.

10.) Дети учатся копировать поведение родителей, как родители не забудьте придерживаться всех этих руководящих принципов при контакте с собакой. Никогда не кричите и не используйте физическое наказание на животном. Ваш ребенок будет думать, что это правильный способ исправить собаку, когда что-то идет не так.

11.) Разрешайте детям старшего возраста втягиваться в заботу за собакой. Маленькие дети могут помочь с кормлением собаки, в то время как старшие дети могут принять участие в тренинге или стрижке собаки. В зависимости от собаки и ее привязанности, старшие дети также могут взять собаку на короткую прогулку (под наблюдением, конечно). Участие в этих мероприятиях поможет ребенку развить качества лидера, таким образом, он добьется уважения и доверия со стороны собаки.

Соблюдение этих рекомендаций поможет обеспечить счастливое и безопасное отношение между вашим ребенком и собаками. Вознаграждение может быть замечательным, если ваш ребенок научится правильно взаимодействовать с собакой, действительно жить с любовью и привязанностью без страха и тревоги. Если у вас есть проблемы с собакой, мы настоятельно рекомендуем вам обратиться за помощью к профессионалу в этой области. Это прекрасная идея воспитывать свою семью не давая вредным привычкам развиться у ребенка. Как всегда помните, не забывайте оставаться спокойными и уверенными при работе с ребенком или собакой. Подавайте хороший пример и всегда практикуйте то, что вы проповедуете.

«Всегда воспринимайте собаку всерьез»

Эта глава предназначена для тех, кто хочет, чтобы их дети на протяжении всей своей жизни были в безопасности рядом с собакой. Это относится ко всем детям: к тем, кто любит собак и к тем, кто их не любит; к испытывающим страх перед любой дружелюбной собачонкой на улице, и к тем, кто стремится погладить любую собаку, которая им встретится. Независимо от того, каков ваш ребенок и что он думает о собаках, существует несколько простых правил, которым при общении с любой собакой должен следовать каждый. Понимание основных элементов «языка» собачьего тела вместе с простыми правилами позволит вам с легкостью определить, какие собаки настроены дружелюбно, а какие - нет.

Собаки - замечательные животные. Они любят нас, защищают нас, играют с нами, они - наши друзья. Но, так же, как и люди, далеко не всякая собака дружелюбна и не всякая из них любит детей. К счастью, собаки могут «разговаривать» с нами, если мы умеем их «слушать». Говорят они с помощью своего тела. Когда мы изучим язык их тела, мы лучше будем понимать собак.

Здесь мы рассказываем взрослым о том, как научить детей понимать то, что «говорит» собака и каким правилам следовать, чтобы общение детей с собакой было безопасным.

«Говорящий» хвост

Прочитайте самостоятельно историю, приведенную в начале этого раздела, а после ознакомьтесь с комментариями. После этого прочитайте историю своему ребенку и вместе обсудите ее. Дайте ребенку возможность самому угадать выводы и поддерживайте его попытки все осмыслить самостоятельно. Вывод, к которому ребенок приходит сам, обычно запоминается гораздо лучше, чем-то, что ему говорят другие. Прежде чем двигаться дальше, вы обязательно должны в своем обсуждении затронуть все аспекты этой истории.

Две девочки идут по улице. Каждой из них около девяти лет. Навстречу им идет женщина с собакой. Одна из девочек, увидев собаку, говорит своей подружке: «Какая милая собачка!» Она бежит к собаке. Хозяйка собаки встает между собакой и девочкой и говорит: «Моя собака не любит…» Но девочка не слушает. «Ах, она такая восхитительная!» - тянется она к собаке. Собака пятится назад. Голова опущена, хвост поджат, глаза расширены. «Ну послушай, в самом деле, это нехорошо…» - говорит хозяйка. Собака продолжает пятится, но дальше ее не пускает поводок. Девочка протягивает руку, чтобы погладить собаку, и тут собака рычит.

Что девочка сделала неправильно?

Она подбежала к собаке. Собаке не понравилось, что к ней приблизился незнакомый человек, так же, как это, вероятно, не понравилось бы и вам. Находясь поблизости от собаки, лучше медленно двигаться вокруг нее и позволить ей самой подойти и поприветствовать вас.

Она не стала слушать хозяйку. Всегда спрашивайте у хозяина, можно ли погладить его собаку. Какой ответ ни дал бы хозяин, отнеситесь к его словам с уважением. Хозяин знает свою собаку лучше, чем кто-либо другой. Если он говорит, что нельзя трогать его собаку, поверьте ему на слово, даже если и считаете, что собака выглядит вполне дружелюбной. Если хозяина нет поблизости, оставьте собаку в покое!

Она не «представилась» собаке. Вы ведь не стали бы подбегать к незнакомцу на улице и пытаться прикоснуться к нему! Такое поведение было бы странным и грубым. Для собаки все примерно так же. Всегда стойте неподвижно и говорите с собакой спокойно. Если собака настроена дружелюбно, она сама подойдет к вам.

Она не обратила внимание на то, что делала собака. Если вы действительно любите собак, не пугайте их! Собаки ведь не могут сказать вам словами: «Эй, я боюсь тебя!» Они могут лишь показать вам, что они чувствуют. Если собаки не подходят к вам, когда вы разговариваете с ними, тем самым они показывают, что испуганы. Собака, о которой рассказано в этой истории, опустила голову и зажала хвост между ног, как бы давая понять девочке всеми доступными способами: «Оставь меня в покое!»

Она стала преследовать собаку. Когда собака пятится прочь, она вовсе не шутит. Тем самым она «говорит» вам, что в данный момент не настроена дружески. Не имеет значения, как хорошо вы знаете собак: если собака пятится от вас, оставьте ее в покое, даже если она кажется вам дружелюбной.

Язык тела

Собаки не разговаривают, и все же они общаются с нами. Самый лучший способ оставаться в безопасности - научиться понимать, что говорит собака. Приводится краткое и несложное руководство, позволяющее понять собачий «язык тела».

Агрессивность

Если собака пытается выглядеть больше, чем она есть на самом деле, подняв хвост и уши и ощетинив шерсть на загривке, значит, она настроена агрессивно. В такой позе собака может махать хвостом. В этом случае резкие взмахи хвоста, который собака держит почти вертикально, указывают на возбуждение, а не на дружелюбие. Держитесь от такой собаки подальше.

Испуг

Если собака старается казаться меньше, чем она есть на самом деле, припадает к земле, опустив голову и уши, опустив хвост или зажав его между ног и закрыв пасть, значит, она испугана. Если приближаться к такой собаке, от страха она может сделаться агрессивной. Оставьте ее в покое!

Дружелюбие

Собака стоит спокойно. Ее голова не поднята и не опущена. Уши могут смотреть вперед или назад. Челюсти не напряжены, пасть приоткрыта. Она обычно машет хвостом. Хвост она держит ниже линии спины, но не прячет между задних лап. Спокойная собака! С такой собакой можно завязывать дружбу.

Грамотное и корректное поведение ребёнка по отношению к собаке — залог их приятного взаимодействия, при котором ни ребёнок, ни собака не будут испытывать дискомфорта и смогут скорее подружиться.

Научить ребёнка общаться с собакой — прямая обязанность заботливого родителя и внимательного хозяина!

Семья, в которой культивируется понимание и забота о каждом члене семьи, включая домашних животных, выигрывает во многих отношениях.

РЕБЕНКУ НУЖНО УЧИТЬСЯ БЫТЬ СПОКОЙНЫМ ВОЗЛЕ СОБАКИ, ДВИГАТЬСЯ МЕДЛЕННО, НЕ КРИЧАТЬ.

Беготня и крики пугают, отталкивают многих собак. Иногда для того, чтобы собака проявила любопытство к ребенку достаточно того, чтобы он присел, посидел некоторое время тихо, расслабился, понял, что собака не хочет причинить ему вреда. Нужно просто подождать – собака сама подойдет, если заинтересуется. Или не заинтересуется, что тоже важно учитывать при знакомстве и последующем общении с собакой.

ПОДОЖДАТЬ ПОКА СОБАКА ПОДОЙДЕТ.

О! Это сложно для детей, которые очень любят собак. Их стремление поскорее обнять собаку или поиграть с ней бывает очень сильным, неудержимым. Но мы должны объяснить детям: если они хотят по-настоящему подружиться с собакой, сделать так, чтобы собака не боялась их и в дальнейшем проявляла свое внимание к ним, то нужно подождать пока собака подойдет сама.

Если Вы и ребенок приближаетесь к собаке, а она уходит от Вас, хочет удалиться, то дайте ей такую возможность. А Вы должны сделать вывод: именно эта собака боится Вас или ребенка, в данной ситуации хочет избежать близкого контакта и общения. Также Вы должны рассказать ребенку – если собака уходит, то не нужно догонять ее. Так он может сильно напугать ее, что может быть причиной проблемного поведения собаки по отношению к другим детям в будущем. И проявлением защитной реакции в виде лая или даже укусов.

Если собака не уходит от ребенка и принимает его внимание в виде касаний, поглаживаний – все может закончиться очень хорошо. Но Вы должны знать общую картину, а именно — самостоятельно ли предложила собака свое общение Вашему ребенку или он застиг ее врасплох и она вынуждена терпеть его окружение в данный момент.

Даже, если эта собака давно знакома с Вашим ребенком и до этого все встречи проходили благополучно и радушно, то нужно учитывать такие факторы, как, например, погода – может быть холодно или жарко и собака не в состоянии быть терпеливой. Возможно, только что она играла с другими собаками и произошла ссора, и она еще не успела успокоиться. Может быть, у нее плохое самочувствие и единственное, что ей сейчас хочется – это остаться одной, побыть в тишине и покое.

Вы спросите – а как собака все это нам покажет, ведь она не умеет говорить. Умеет, конечно, но ее язык – это движения тела, которые называют сигналами примирения. Собаки очень ярко общаются с нами, поэтому мы обязаны выучить их язык. Для этого можно, хотя бы, написать в поисковике «сигналы примирения у собак»: найдете много полезных статей и постеров по этому запросу. Или прочитать книгу норвежского тренера Тюрид Ругос «Диалог с собаками. Сигналы примирения».

Такие яркие проявления, как рычание или лай, это последние отчаянные попытки собаки показать Вам, что именно сейчас она не хочет общаться с Вами или Вашим ребенком. Если Вы замечаете такое поведение, то это говорит о том, что пропустили ряд других сигналов, которые собака демонстрировала Вам до этого. Не сейчас, оставьте собаку в покое, потому что Вы и Ваш ребенок — умные существа, которые уважают желания других животных. В данном случае, собак.

Кому-то эти строки могут быть неприятны. Ведь многие думают, что собаки на седьмом небе от счастья, если дети общаются с ними. Увы, это не так в большинстве случаев. Статистика говорит о том, что чаще всего дети бывают покусанными именно знакомыми собаками.

ПРИБЛИЖАЙТЕСЬ И ОБЩАЙТЕСЬ С СОБАКОЙ, ПРИДЕРЖИВАЯСЬ «БОКОВОЙ» ПОЗИЦИИ

Если ребенок будет двигаться прямиком на собаку, то это не будет способствовать установлению хорошего контакта между ними. У собак правилом хорошего тона считается, что вежливое и мирно настроенное животное, будь то человек или другая собака, подходит немного боком, по дуге. Фронтальное приближение вынуждает собаку насторожиться, испугаться.

Когда Вы или ребенок общаетесь с собакой, то лучше сидеть с ней рядом, как-будто Вы сидите в кинотеатре рядом с Вашим другом. То есть сбоку. Такие положения тел Вашего ребенка и животного дают большую свободу действия. Даже, если ребенок и собак отлично общаются, например, собака захотела полизать ребенку лицо, то, если что-то пойдет не так, у собаки будет пространство, чтобы уйти в сторону от ребенка.

УЧИТЕ ДЕТЕЙ ТОМУ, ЧТО СОБАКИ НУЖДАЮТСЯ В ИХ ПОМОЩИ И ЗАБОТЕ

Я знаю много детей, которые отлично понимают, что собаки – не игрушки, не один из способов развлечения. Воспитывайте таких детей.

Собака хорошо прогулялась по теплой погоде и хочет пить – Ваш ребенок понимает, что собаке жарко и хочет предложить ей воды. Отлично, подкрепляйте, развивайте такое проявление заботы. Или собака и ребенок играют в мячик, и вдруг он закатился под кровать или другое недоступное для собаки место – ребенок помог достать и предложил собаке продолжить игру. Разве это не чудесно! Взаимопомощь, совместные игры и общение. Собака хочет в туалет, показывает на входную дверь – ребенок замечает такие моменты и сообщает Вам или сам выпускает собаку во двор. Понимание потребностей животного, своевременный отклик – вот, что сближает ребенка и собаку.

Общение детей и собак — на мой взгляд, очень важная тема. Именно с детского возраста закладывается фундамент мировоззрения и отношения к окружающему миру. Мы, взрослые и умные люди, должны на своем примере показывать, как корректно и с любовью общаться с близкими нам существами. Это касается не только собак.

С уважением, Антон Волков,