Главная · Диагностика · Лубовский специальная психология читать. Предисловие. Наиболее значительные публикации

Лубовский специальная психология читать. Предисловие. Наиболее значительные публикации

Лубовский, Владимир Иванович

Лубовский Владимир Иванович - российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор, действительный член АПН СССР (с 1989 г.). Профессор кафедры специальной психологии факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета , профессор дефектологического факультета Московского городского педагогического университета . Заведующий лабораторией психологического изучения детей с недостатками развития .

Биография

Участник ВОВ, награжден многими боевыми и трудовыми наградами, орденом «Знак Почета» .

1951 гг. – окончил отделение психологии факультета философии МГУ им. М. В. Ломоносова .

1953 г. – начал работу в Институте дефектологии АПН РСФСР.

1975 г. – защитил докторскую диссертацию.

1986 – 1992 гг. – был директором Института дефектологии АПН РСФСР.

Научная деятельность

Основное направление научных исследований В.И. Лубовского связано с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с умственными и физическими недостатками. Продолжая и развивая идеи Л. С. Выготского , касающиеся основ психического развития, Владимир Иванович изучал развитие произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития разных возрастов.

Им исследована слуховая и зрительная чувствительность у детей с физическими недостатками; сконструирована методика объективной оценки слуха у детей дошкольного и школьного возрастов с недостатками в его развитии. Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих разной этиологии.

Результаты исследований В.И. Лубовского легли в основу его работы над общими вопросами организации обучения и воспитания детей с недостатками развития, создания для них специальных условий обучения. Также он занимается исследованием проблем психологической диагностики аномального развития детей. Им разработан новый подход к психологической диагностике нарушений развития, основанный на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития, первичных и вторичных дефектах, о зонах актуального и ближайшего развития.

В.И. Лубовский активно участвует в разработке специальной терминологии как для теоретических нужд дефектологии (специальной психологии), так и с целью знакомства широкой общественности с научной и практической работой в этой сфере.

Издательская деятельность

Главный редактор журнала «Дефектология» (с 1970 по 1984 г.).

Член редакционных советов журналов:

Основные публикации

  1. Певзнер М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. М., 1963.
  2. Terminology of Special Education. - UNESCO, 1977.
  3. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии . М., 1978.
  4. Обучение детей с задержкой развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. М., 1981.
  5. Lubovsky V.I. Basic principles of special education in the USSR // Prospects. 1981. Vol. 11 (4). p. 444 - 447.
  6. Власова Т.А., Лубовский В. И. Дети с задержкой психического развития. М., 1984.
  7. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей . М., 1989.
  8. Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. 1995. № 1.
  9. Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л.И. Специальная психология: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов (под ред. Лубовского В.И.). М., 2006.
  10. Басилова Т. А., Валявко С. М., Кузнецова Л. В., Курбанов Р. А., Лонина В. А., Лубовский В. И., Мастюкова Е. М., Петрова В. Г., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. Специальная психология: Учебное пособие. 6-е издание. М., 2009.

Введение 3
1. Основные этапы биографии В.И. Лубовского 4
2. Идеи В.И. Лубовского в области олигофренопедагогики и психологии детей с нарушениями интеллекта 5
Заключение 9
Список литературы 10

Введение

Современная олигофренопедагогика изучает особенности и закономерности развития умственно отсталых детей, проявляющиеся под влиянием обучения, разрабатывает педагогическую классификацию, обеспечивающую возможности индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым детям, принципы и методы их воспитания, содержание общего образования и трудового обучения школьников, частные методики преподавания учебных предметов, систему и структуру специальных учреждений.
В основе олигофренопедагогики лежат те же источники, что и в общей педагогике. Поэтому своеобразие учебной и воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, вытекающее из учета особенностей их развития, равно как и дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации учебной работы в школе, основные положения частных методик, следует рассматривать как закономерную конкретизацию общепедагогических принципов.
У истоков отечественной олигофренопедагогики в сотрудничестве с педагогами стояли такие врачи и физиологи. Дальнейшее формирование отечественной олигофренопедагогики связано с именами Д.И. Азбукина, Т.А. Власовой, Л.. Выготского, А.Н. Граборова, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, Ф.М. Новика, Г.Я. Трошина и др. Большой вклад в разработку основ обучения и воспитания умственно отсталых детей и изучение психологии детей с нарушениями интеллекта внес В.И. Лубовский.
Цель работы – изучить вклад научно-педагогической деятельности В.И. Лубовского в развитие олигофренопедагогики и психологии детей с нарушениями интеллекта.
1.
2. Основные этапы биографии В.И. Лубовского
Лубовский Владимир Иванович - российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук (1975), профессор (1978), действительный член АПН СССР (1989) и РАО (1993). Участник ВОВ, награжден многими боевыми и трудовыми наградами, орденом «Знак Почета». После демобилизации в ноябре 1945 поступил в Московский институт инженеров связи, но в 1946 г. оставил его и поступил на отделение психологии факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончил в 1951 г.
С 1953 работает в Институте дефектологии АПН РСФСР, в 1986-1992 гг. являлся директором института, с 1992 г. - заведующий лабораторией психологического изучения детей с недостатками развития Института коррекционной педагогики РАО. Профессор дефектологического факультета МГПИ им В.И. Ленина (ныне МГПУ). С 1970 по 1984 г. был главным редактором журнала «Дефектология».
Основное направление научных исследований В.И. Лубовского связано с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с умственными и физическими недостатками. Продолжая и развивая идеи Л.С. Выготского, касающиеся основ психического развития, Владимир Иванович выделил и исследовал ряд закономерностей, проявляющихся в психическом развитии аномальных детей, изучал развитие произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития дошкольного и школьного возрастов («Динамика развития детей-олигофренов», 1963; «Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии», 1978).
В работах В.И. Лубовского исследована слуховая и зрительная чувствительность у детей с физическими недостатками. Сконструирована методика объективной оценки слуха у детей дошкольного и школьного возрастов с недостатками в его развитии. Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих разной этиологии («Дети с задержкой психического развития», 1984). В связи с этим В.И. Лубовским ставились и решались общие вопросы организации обучения и воспитания детей с недостатками развития, создания для них специальных школ («Обучение детей с задержкой развития», 1981).

(р. 1923) - российский психолог, дефек-толог, д-р психологических наук (1975), профессор (1978), д. чл. АПН СССР (1989) и РАО (1993). Участник ВОВ, награжден многими боевыми и трудовыми наградами, орденом Знак Почета. После демобилизации в ноябре 1945 поступил в Московский ин-т инженеров связи, но в 1946 г. оставил его и поступил на отделение психологии фак-та философии МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончил в1951 г. С 1953 работает в Институте дефектологии АПН РСФСР, в 1986-1992 гг. являлся директором института, с 1992 г- зав. лабораторией психологического изучения детей с недостатками развития Института коррекционной педагогики РАО. Профессор дефектологического фак-та МГПИ им В.И. Ленина (ныне МГПУ). С 1970 по 1984 г. был гл. ред. журнала Дефектология. Основное направление научных исследований Л. связано с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с умственными и физическими недостатками. Продолжая и развивая идеи Л. С. Выготского, касающиеся основ психического развития, Л. выделил и исследовал ряд закономерностей, проявляющихся в психическом развитии аномальных детей, изучал развитие произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития дошкольного и школьного возрастов (Динамика развития детей-олигофренов, М., 1963, в соавт., М., 1967 (пер. на япон. яз.); Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии, М., 1978). Исследована слуховая и зрительная чувствительность у детей с физическими недостатками. Сконструирована методика объективной оценки слуха у детей дошкольного и школьного возрастов с недостатками в его развитии. Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих разной этиологии (Дети с задержкой психического развития, М., 1984). В связи с этим Л. ставились и решались общие вопросы организации обучения и воспитания детей с недостатками развития, создания для них специальных школ (Обучение детей с задержкой развития, 1981, в соавт.). Л. занимается также исследованием проблем психологической диагностики аномального развития детей. Разработал новый подход к психологической диагностике нарушений развития, основанный на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития,первичных и вторичных дефектах, об актуальной и ближайшей зонах развития (Психологические проблемы диагностики аномального развития детей, 1989). Теоретические исследования в области дефектологии потребовали разработки специальной терминологии, в связи с чем Л. совместно с др. учеными создал словарь: Терминология: дефектология, Юнеско, Париж, 1977 (пер. на англ., фр., исп. языки); Терминология дефектологии, Юнеско, Женева, 1983. В.А. Сумарокова

В монографии рассматриваются теория и практика психологической диагностики нарушений психического развития. Представленные в книге методики особо значимы для своевременного выявления причин трудности в учении и недостатков поведения школьников; они также позволяют наметить пути коррекции развития аномальных детей.

Для дефектологов и психологов.

Предисловие

Реализация программных установок XXVII съезда КПСС и постановления февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС требует подъема системы народного образования на качественно новый уровень, в том числе и системы специальных школ и дошкольных учреждений. В ближайшее время специальным детским учреждениям предстоит совершенствовать подготовку аномальных детей к школе, переходить (по крайней мере, частично) к обучению детей, начиная с 6-летнего возраста. Решение этих задач требует не только более тонкой дифференциации специальных учреждений и такого комплектования, при котором создаются оптимальные условия для обучения детей каждой категории аномального развития, но также выявления нарушений развития в более ранние сроки, чем это делается сейчас. Это, в свою очередь, требует улучшения отбора детей в различные специальные детские сады и школы, т. е. усовершенствования диагностики.

Существующая система отбора практически обеспечивает достаточно надежную диагностику выраженных нарушений развития, однако не может быть признана совершенной. Одним из наиболее слабых звеньев этой системы является психологическое обследование. Ограниченность диагностических возможностей такого обследования определяется, во-первых, почти полным отсутствием методик, специально созданных или приспособленных для выявления и дифференциации нарушений развития психики при различных аномалиях. Во-вторых, сама процедура психологического обследования ребенка (как, впрочем, и остальных разделов обследования) в достаточной мере не разработана, нет правил и рекомендаций, которым можно следовать, отсутствует единообразие в ее организации и проведении. В-третьих, психолог хотя и предусмотрен в качестве члена медико-педагогической комиссии, но привлекается к ее работе не всегда, а психологические методики и психологические данные широко используются членами этих комиссий, поскольку без таковых обойтись невозможно.

Лубовский Владимир Иванович - российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук (1975), профессор (1978), действительный член АПН СССР (1989) и РАО (1993). Участник ВОВ, награжден многими боевыми и трудовыми наградами, орденом "Знак Почета". После демобилизации в ноябре 1945 поступил в Московский ин-т инженеров связи, но в 1946 г. оставил его и поступил на отделение психологии фак-та философии МГУ им. М. В. Ломоносова, который окончил в 1951 г. С 1953 работает в Институте дефектологии АПН РСФСР, в 1986-1992 гг. являлся директором института, с 1992 г. - зав. лабораторией психологического изучения детей с недостатками развития Института коррекционной педагогики РАО. Профессор дефектологического фак-та МГПИ им В.И. Ленина (ныне МГПУ). С 1970 по 1984 г. был гл. ред. журнала "Дефектология".

Основное направление научных исследований Лубовского В. И. связано с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с умственными и физическими недостатками. Продолжая и развивая идеи Л. С. Выготского, касающиеся основ психического развития, Владимир Иванович выделил и исследовал ряд закономерностей, проявляющихся в психическом развитии аномальных детей, изучал развитие произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития дошкольного и школьного возрастов ("Динамика развития детей-олигофренов", М., 1963, в соавт., М., 1967 (пер. на япон. яз.); "Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии", М., 1978). Исследована слуховая и зрительная чувствительность у детей с физическими недостатками.

Сконструирована методика объективной оценки слуха у детей дошкольного и школьного возрастов с недостатками в его развитии. Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих разной этиологии ("Дети с задержкой психического развития", М., 1984). В связи с этим Л. ставились и решались общие вопросы организации обучения и воспитания детей с недостатками развития, создания для них специальных школ ("Обучение детей с задержкой развития", 1981, в соавт.). Лубовский В. И. занимается также исследованием проблем психологической диагностики аномального развития детей. Разработал новый подход к психологической диагностике нарушений развития, основанный на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития, первичных и вторичных дефектах, об актуальной и ближайшей зонах развития ("Психологические проблемы диагностики аномального развития детей", 1989). Теоретические исследования в области дефектологии потребовали разработки специальной терминологии, в связи с чем Владимир Иванович совместно с другими учеными создал словарь: "Терминология: дефектология", Юнеско, Париж, 1977 (пер. на англ., фр., исп. языки); "Терминология дефектологии", Юнеско, Женева, 1983.