Главная · Диагностика · Купол церкви: название и значение. Какого цвета должен быть купол церкви. Купола и главы храмов

Купол церкви: название и значение. Какого цвета должен быть купол церкви. Купола и главы храмов

СИМВОЛИКА КУПОЛОВ В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КУПОЛОВ

Купол (итал. Cupola - купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) - пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой.

Главное в храме - купола. К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав. Все характеристики имеют свое символическое значение.

История куполов началась еще в доисторические времена. Купола стали строить во время римской архитектурной революции, когда их стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол, из ныне существующих, расположен в римском Пантеоне, возведенном примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой.

Русское искусство, начиная с Х в. и вплоть до конца ХVII столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой. Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. Богослужение в великом православном храме Византии - храме Святой Софии города Константинополя повлияло на послов князя Киевского Владимира. «Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты… » Именно это переживание красоты как святости было положено в основу нового искусства на русской земле. Византийскими мастерами было возведено много храмов в традициях византийского зодчества.

ФОРМА КУПОЛА

Известно, что купола, а точнее, главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными, грушевидными и конусовидными.

Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидная форма - символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Византийская империя подарила Руси умение строить храмы. Но молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей. Русское зодчество, созданное русскими мастерами, привносило в строительную практику собственные находки, оригинальные идеи и стало новым воплощением христианского искусства. Проанализировав рисунки храмов, можно заметить, что меняется и форма купола. Уже в Х11 в. купола напоминают воинский шлем.

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на среднем Востоке. Форма луковицы - символ пламени свечи, победы светлых сил. Православный храм, символизирующий землю, с куполом- символом неба, осмысляется как модель мироздания, которое, согласно религиозным воззрениям, творения Боже. К небу, Богу верующие устремляет свои мысли. Поэтому «луковичная» форма купола выбрана не случайно. Она напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу, которую зажигают во время обращенной к Богу молитвы. Такая форма купола символизирует духовный подъём и стремление к совершенству. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру". В учебном пособии А. В. Бородина «Основы православной культуры» написано, что главки храмов имеют форму свечи или шлема. Это тоже не случайно, такая форма как бы соединяет значения: горение православных сердец и воинская защита

"Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма - как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся".

Е.Н. Трубецкой

Именно эту идею пламенности, горения подчеркивает столь распространенное в России золочение куполов.

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант андреа-ин-Виа-Фламида в 1553 году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-фьоре во Флоренции, возведенный Филиппо Брунеллески.

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Новая страница в истории средневековой русской архитектуры Освобождение от ордынского ига стимулировало новый подъем в архитектуре. К этому времени сложился еще один национальный тип храма. Характерная для Византии купольная система преобразовалась в остроконечный верх башни. В этом чувствуется несомненное влияние оборонного зодчества, характерный пример которого дает Псков с его мощными башнями, лишенными каких-либо украшений и служившими защитой от нападений врагов. При особо очевидной мощи стен, кладки, узких бойниц, окон, гармоничность форм подчеркивает их стройность и изящество. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери, Которой символически соответствуют числа 8 и 9. НО шатровые покрытия запрещаются, но эта форма сохранилась в строительстве колоколен. И это не случайно. Шатер на колокольне сохраняется как символ благовеста и, разумеется, Благовещения Пресвятой Богородицы. Сооружались также колокольни ярусной конструкции (колокольня московского Новодевичьего монастыря).

Купол-блюдце ниже, чем другие виды куполов. Такой купол, оказывается, снаружи не виден, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Эти купола использовались при возведении византийский церквей и османских мечетей.

КОЛИЧЕСТВО КУПОЛОВ

По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения (церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре, Дмитриевский собор во Владимире, Казанская церковь). Иногда к ним пристраивались колокольни или приделы и два купола, тогда символизировали два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое (Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле).

Двуглавый храм два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм три купола символизируют Пресвятую Троицу, не всегда могут быть Троицкими (например, Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом

Четырехглавый храм. четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Большое распространение на Руси получили пятикупольные храмы, причем строительство их велось как в древности, так и в наши дни. Один из куполов, как правило, возвышается над остальными, что символизирует собой Иисуса Христа и четырех евангелистов. Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в шестиглавый (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора. Причинами таких перестроек становились, как правило, обветшание и пожар. Пятикупольные храмы строятся и в последнее время, таким, например, стал храм Христа Спасителя, недавно возрожденный в Москве.

Семиглавый храм семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцатиглавый храм

тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.

Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

ЦВЕТ КУПОЛА

Цвет купола также важен в символике храма.

Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Золотом на Руси покрывали главы главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю.

Использование в отделке церквей золотой фольги началось во времена Византийской империи, которая не жалела драгоценного металла для благолепия храмов. Впоследствии традиция украшения была перенята и крестившейся Русью. Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль стала одной из первых, чей купол по приказу святого князя Андрея Боголюбского был покрыт сусальным золотом.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами

В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

История

История куполов началась ещё в доисторические времена [уточнить ] , но технологически сложные и большие купола стали строить во время Римской архитектурной революции, когда купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне , возведённом примерно в 128 году нашей эры.

Виды куполов

Поясной купол

Поясной купол

Поясной купол отличается от «настоящего купола» тем, что он состоит из отдельных горизонтальных слоёв. Каждый следующий слой немного выступает над предыдущим и поддерживатеся консолью , в самом верху сходясь к центру. Примером такого купола является сокровищница Атрея .

Купол-луковица

Купол-луковица

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России , Турции , Индии и на Среднем Востоке . Купола такой формы чаще всего используются в строительстве храмов русской православной церкви . Хотя самые ранние каменные церкви на Руси имели купола византийского (парусного) стиля, позднее они почти полностью были вытеснены куполами-луковками. Такие купола имеют больший диаметр, чем основание, барабан , на котором они установлены, а их высота обычно превышает ширину. Хотя самые ранние сохранившийся посторойки с таким типом купола относятся к 16-го веку, иллюстрации из старых хроник свидетельствуют, что они были использованы уже не позднее конца 13 века. Как и шатры , купола первоначально использовались только в деревянных церквях и стали применяться в каменной архитектуре гораздо позже. Но и тогда они изготовлялись из дерева или металла и устанавливались на каменный барабан . Известным инженером -архитектором , специализировавшимся на куполах православных церквей, был Сергей Николаевич Падюков (1922-1993), сконструировавший купола и участвоваший в постройке и реконструкции 44 церквей в США.

Церковь с несколькими куполами-луковицами является типичной формой русской церковной архитектуры , которая отличает Россию от других православных народов и христианских конфессий . Во многих западных странах силуэт церкви с такими куполами часто ассоциируется с Россией в целом. Исторически первыми примерами подобных русских церквей являются деревянный предшественник Софийского собора в Новгороде с 13-ю куполами (989 г.) и первый храм на месте каменной Десятинной церкви с 25-ю куполоми в Киеве (989-996 гг.). Количество куполов обычно имеет символическое значение в русской архитектуре, например, 13 куполов символизируют Христа с 12 апостолами , а 25 куполов - еще и с 12 пророками Ветхого Завета . В сравнении с византийскими (парусными) куполами, купола русских церквей обычно меньшего размера и часто покрываются позолотой или ярко окрашиваются.

Овальный купол

Овальный купол

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Само название происходит от латинского слова ovum , означающего яйцо . Чаще всего овальные купола связывают с именами архитекторов Бернини и Борромини , однако первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант"Андреа-ин-Виа-Фламина (называемой также Сант’Андреа-дель-Виньола). Строительство было заказано папой Юлием III в 1552 году и окончено в следующем году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.

Полигональный купол

Полигональный купол

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции , возведённый Филиппо Брунеллески .

Парусный купол

Парусный купол

Также называемые византийскими куполами , парусные купола представляют из себя парус , основания которого не просто образуют арки для поддержки купола над ним, а сходятся к центру пространства, таким образом сами образуя купол. Такие купола похожи на квадратный парус, закреплённый снизу в четырёх углах и поддуваемый снизу.

Купол-блюдце

Большой купол-блюдце

Купол-блюдце представляет собой неглубокий, с малым углом между горизонталью и поверхностью у основания. Геометрически, горизонтальное сечение таких куполов является окружностью, а вертикальное - сектор окружности (то есть её часть). Купола-блюдца ниже, чем другие виды куполов. Многие из самых больших существующих в наше время куполов имеют такую форму.

Купола-блюдца приобрели популярность в XVIII веке , и остаются популярными по сей день. Зачастую они используются как элемент внутреннего дизайна помещения, располагаясь в пространстве чердачных помещений. В этом случае купол оказывается не виден снаружи, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Часто, такие купола украшают орнаментами или фресками .

Такие купола иногда использовались при возведении византийских церквей и османских мечетей . Большинство мечетей Индии , Пакистана , Ирана и Афганистана покрыты куполом-блюдцем.

Купол-зонтик

Купол-зонтик

Купола-зонтики разделены на сегменты рёбрами, расходящимися от центра к основанию купола. Материал между рёбрами расположен в форме арок, которые передают вертикальную нагрузку на рёбра. Центральный купол Софийского собора построен по такой схеме, что позволило архитектору расположить витражи между рёбрами на основании купола. Главный купол собора Святого Петра также имеет такую форму.

Известные купольные конструкции

Самое крупное в мире купольное перекрытие - над стадионом в Оите (Япония). Его пролет 274 метра, оно покрывает 43 000 зрительских мест.

Купол в религии

Купола занимают важное место в христианской и мусульманской архитектуре. Большинство православных церквей и мусульманских мечетей, а также многие католические соборы венчаются куполами.

Для многих вероучений купол имеет символическое значение. Так, в православии купол является образом небес, он украшается образами Небесного Царства, Бога и ангелов.

В искусстве

  • песня «Купола Российские» В. Высоцкого 1979 года (известна также в исполнении Г. Лепса )
  • песня «Купола» М. Круга
  • Купола церквей - популярный мотив наколок в тюремной символике .

См. также

Ссылки

Примечания

Купол — что означает количество куполов и их цвета?

Купол (итал. cupola - купол, свод, от лат. cupula , уменьшительное от cupa - бочка) - пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Традиция сооружать над основным зданием храма один или несколько куполов пришла к нам из Византии. Купол является символом небесного (сфера) и вечного (круг). Внешний храма нередко отражает его посвящение — Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:

  • Белый — храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
  • Голубой — в честь Пресвятой Богородицы
  • Красный — посвященный мученику (мученикам)
  • Зелёный — преподобному
  • Жёлтый — святителю

Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.

Золотые купола символизируют Божественную славу. Поэтому златоглавыми чаще всего устраивают храмы, посвященные Господским праздникам.

Голубой или синий цвет купола символически изображают небесную чистоту и непорочность. Эти купола венчают храмы, посвященные Божией Матери.

Купола храмов, посвященные Пресвятой Живоначальной Троице, имеют, как правило, зеленый цвет. Храмы, освященные в честь святых, также имеют зеленые купола.

Надо помнить, что речь идет о традиции, а не правилах. Реально покрытие купола часто зависит от материальных возможностей прихода.

Количество куполов на храмах также символично:

  • 1 — символизирует Единого Бога
  • 3 — Святую Троицу
  • 5 — Спаситель и четыре евангелиста
  • 7 — семь таинств Церкви
  • 9 — по числу ангельских чинов
  • 13 — Спаситель и двенадцать апостолов
  • 33 — по числу лет земной жизни Спасителя.

Форма купола тоже имеет символический смысл.

  • Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
  • Форма луковицы - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы — свет миру».
  • Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Цвет купола также важен в символике храма:

  • Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
  • Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
  • Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа.
  • Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
  • В монастырях встречаются черные купола — это цвет монашества.

Как и в предыдущей статье о колокольных звонах, скажу что православная Россия отличается от запада своими главами и куполами (так же цветами одеяний, крестами). Но об этом в следующий раз. Основные статьи, которые легли в основу данной заметки, вы можете найти по ссылкам ниже. Уверена, что будет интересно. Данная статья не является ни перепечаткой статей и никак не несет смысловую нагрузку этих статей. Первоначально статья называлась Купола России. Но все что здесь сказано относится и к Украине и к Белорусии. Надеюсь, они еще не против входить в Русь.

Цвета куполов.

Из всех источников следует, что канонов на цвет, конфигурацию венчающих куполов и главок церквей нет. Хотя цветовая палитра в религиях всегда имела свое определенное значение, но при окраске, как самих соборов церквей и храмов, так и отдельных элементов архитекторы руководствуются собственными пристрастиями, вкусами настоятелей церквей и архитектурными канонами, а также модой той эпохи. Так, сине-голубые цвета в оформлении Троицкого собора в Петербурге есть дань цветам формы солдат Измайловского полка. Самым ярким показателем отсутствия канонов и приверженности к эстетическим изыскам церковных архитекторов является Храм Василия Блаженного (Покрова на рву),

Богородичный храм.

В христианстве купол является образом небес и обычно украшен сюжетами Небесного Царства Бога, ангелами. Цвета куполов иногда несут свою смысловую нагрузку. Так золото — символ небесной славы. Купола в золотом наряде, обычно, посвящаются Христу,если куполов несколько то центральная и главная посвящена Христу. Купола и главы покрывают также и мусульманские мечети, индуистские храмы и иудейские синагоги. И не только в православная церковь использует золочение своих куполов. По дороге на Махачкалу не раз встречала золоченые купола мусульманских мечетей.

Синие купола со звездочками украшают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Не смотря на то, что канонов нет, храмов с синими куполами со звездами, которые не посвящены Богородице на Руси практически нет. Если храм увенчан зелеными куполами то скорее всего это Троицкий храм, потому как зеленые цвета - цвета Святого Духа. Храмы, посвященные различным святым, венчают куполами с серебряным покрытием и серебряными крестами. Черные цвет монашества и встречаются обычно в монастырских постройках.





Конфигурации глав и куполов.

Церковные купола и главы делятся по стилям на шлемовидные (сферовидными, западная церковь), луковичные, грушевидные и конусовидные (чаще закавказская православная церковь). Шлемовидными куполом чаще всего называют форму, очень напоминающую форму древнерусского шлема.




Купол-луковица. Название само говорит за себя. Кстати, такие купола и главы можно видеть не только в России, но и в Турции, Индии и на Среднем Востоке. Высота такого купола зачастую превышает ширину. Но и исключение не мало.

Купола-зонты. Особенностью таких куполов является разделение купола на сегменты, где ребра жесткости расходятся от центра к барабану. Примером такой конструкции мы можем вспомнить главный купол Софийского собора

Луковичные главы появились середине XVI века, и в дальнейшем стали повсеместно. Из Византии было заимствовано подсводное покрытие крыши, затем оно все вытягивалось вверх и превратилось в шлемовидное. Потом высота храмов оказалась недостаточной, и над куполами стали строить главы луковичной формы. Настоящими главами храмов нужно считать только луковицеобразные. Шлемовидные и сферовидные купола выполняют роль крыши. Шлемовидный купол, архитектурный стиль запада, на Руси не прижились. Есть факты, что луковицеобразные главы были и на дохристианских храмах, а затем только, по мере проникновения христианства, служителям церкви пришлось смириться любовью русичей к луковицевидным главам на храмах. Поэтому луковицеобразные главы канонизировали.

Считать, что возведение храмов с куполами пришло только с крещением Руси с запада, а до этого народы Руси жили в землянках, носили невыделанные шкуры вместо одежды это невежество и заблуждение. Русичи строили храмы задолго до прихода христианства. Проповедники почти все языческое перевели в христианские обряды. Поэтому зачастую христианские праздники органически переплетаются с языческими традициями.

Количество куполов.

Количество куполов. Православные храмы зачастую строят с нечетным числом куполов. Исключение 2 и 4 главые храмы. Количество куполов созвучно числовой иерархии устроения церкви. Число глав зависит от того кому они посвящены.

1 главый храм, его купол означает единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога. 1глава и колокольня. Такие храмы величественны и степнны.

2х главый храм символ двух естеств Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангела и человека). Фотографию не нашла.

3х главый храм символ Пресвятой Троицы, но не всегда. Канонов и на это нет. Пересмотрела фотографии церквей Святой троицы. Все что я посмотрела было 5 и больше главные.

4х главый храм символизируют четыре стороны света. Кажется я видела такую церковь где то на море. Фотографии тогда еще не делала.

5ти главый храм Из 5 куполов один главный, больше и выше остальных, символизирует Иисуса Христа, и четырех евангелистов. Самая популяная архитектура с 5 главами. Причем конфигурации купола всех типов. В ростове большинство церквей 5 купольные или однокупольные. Возможно это оптимальное соотношение.

7 ми главый храм. Семь его куполов это семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей. Тоже очень популярная архитектура. Хотя уступает 5 купольным решениям.Кажется и в Ростове есть 7 купольные храмы. Если есть обязательно выложу.

9 ти главый храм. Его купола образ небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Точно есть фотка. но какая из храмов 9 главая сложно посчитать. Фотографии были не с вертолетов.

13ти главый храм. Иисус Христос и двенадцать его апостолов.

25 глав Святая Троицы и двадцать четыре старца. Храм в Кижах, архитектурный памятник деревянного зодчества. Не знаю сколько там куполов. Надо искать информацию. Но где-то между 25 и 33 главами. Не ошибусь если фотографизя займет это место.

33 главы. Время жизни Иисуса Христа на земле. Сколько храмов у нас с 33главами? Это наверно ужасно сложно строить и поддерживать храм в хорошем состоянии. Неужели соображения благоразумия и экономии не перевешивают религиозные символы?

Заключение

Для написания статьи пришлось перерыть немало материала. Пересмотреть сотни фотографий церквей. Работа шла трудно, но интересно. Узнала много исторических фактов. Надеюсь, и вы почерпнете, что-то интересное для себя, заинтересуетесь этой темой и копнете поглубже.

В жизни много вещей, мимо которых мы проходим мимо. Иногда задумываемся над вопросом и не находя ответ забываем об этом. Будьте любознательными. Знания не приносят счастья, но привносят мудрость в нашу жизнь.

Православный храм без купола или главки как будто ненастоящий. Бывают, конечно, временные храмы или приспособленные для богослужений различные помещения и без куполов, но, согласись, нет в таких стенах ни должной красоты, ни величия. И все же, красота – не главное. Купола символизируют горний мир, Царство Небесное, куда устремлены взгляды верующих.

Эту важнейшую для православной архитектуры деталь русские зодчие позаимствовали у византийских мастеров. Вспомним огромный купол над собором Святой Софии в Константинополе. Он был «придуман» еще в VI веке и произвел настоящую революцию в архитектуре – казалось, купол венчает храм без всяких подпорок, он как бы парит в воздухе. К слову сказать, такой тип купола называется парусным.

Купол всегда завершается главкой, где устанавливается крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Но ты, конечно, знаешь, что две абсолютно одинаковые церкви найти невозможно. Где-то храм накрывает один большой свод, а гдето три, пять или семь луковок устремляются ввысь. Почему?

Конечно, неспроста. Две главки означают два естества в Иисусе Христе – божественное и человеческое. Три главы символизируют Святую Троицу, пять глав – Иисуса Христа и четырех Евангелистов, семь глав – семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, а тринадцать – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Морской собор святителя Николая чудотворца в Кронштадте

Цветовая гамма куполов тоже бывает разная. Золотой цвет – это символ небесной славы. Такие купола бывают у главных храмов, посвященных Спасителю и двунадесятым праздникам. Синие со звездами ты увидишь на церквях, посвященных Богородице, так как звезда напоминает нам о рождении Христа от Девы Марии. А на Троицких храмах, как правило, купола зеленого цвета, поскольку это цвет Святого Духа. Зеленые (а иногда серебристые) купола бывают и на церквях в честь различных святых. В монастырях можно увидеть храмы с черными куполами. Объясняется это просто: черный цвет – это символ монашества.

А что ты скажешь о разноцветных луковках Покровского храма (Василия Блаженного) на Красной площади? Они призваны напоминать нам о красоте и радости Небесного Иерусалима, которой удостоятся праведные христиане.