Главная · Диагностика · Амбруаз паре, его вклад в развитие военной медицины, ортопедии и акушерства. Пара нормальных Амбруаз паре достижения

Амбруаз паре, его вклад в развитие военной медицины, ортопедии и акушерства. Пара нормальных Амбруаз паре достижения

«Глупо было бы отнимать жизнь у протестанта, который может спасти жизнь многим католикам», - так оправдывал Карл IX спасение своего хирурга Амбруаза Паре в Варфоломеевскую ночь (24 августа 1572 года). Среди ночи королевский гонец примчался к Паре с призывом безотлагательно явиться к королю. Карл IX собственноручно укрыл хирурга в гардеробной королевского дворца, указав сидеть тихо. Всю ночь Амбруаз Паре терялся в ужасных догадках о происходившем на улицах по крикам, звукам выстрелов и отчаянному колокольному звону, сопровождавшему жестокую резню гугенотов католиками.

Рожденный в 1510 года, Амбруаз Паре был прилежным и тихим ребенком. Его небогатые родители решили дать сыну «надежную» профессию, которая обеспечит юношу на всю жизнь. Так, еще отроком, он попал в подмастерья к цирюльнику. В то время цирюльники были по совместительству хирургами, поскольку Латеранский собор, созванный в 1215 году, запретил духовенству заниматься хирургией. Таким образом, врачи были отнесены к высшему сословию, а хирурги принадлежали низшей касте. Хирурги не имели права голоса в таких решениях, как проведение операции или назначение внутрь лекарств, всё решал врач, под присмотром которого проходили любые вмешательства и назначения.

Итак, Амбруаз Паре, поступив в обучение к цирюльнику, обучился и хирургической специальности. Классического медицинского образования в университете он не получил, постигая врачебную науку собственным прилежанием, усердием и устремленностью. Поступив в низшую медицинскую школу в Париже и увлеченно занимаясь, он обратил на себя внимание, и его взяли подмастерьем-цирюльником в известную парижскую больницу «Божий приют» Отель Дьё (Hotel-Dieu). Там, за недолгое время, он освоил оперативные вмешательства и стал виртуозным хирургом.

Еще несколько лет Паре прослужил в армии военным хирургом, где проявил свои лучшие врачебные качества. Сдав экзамен на «мастера цирюльника-хирурга», он остался в войсках и участвовал в нескольких военных походах. Немалое время уделяя изучению анатомии и преуспев в этой науке, вернулся в парижскую больницу, где он начинал свой путь, уже в качестве главного хирурга. Его имя становится широко известным, и вскоре сам король приглашает его на должность личного королевского хирурга.

Амбруаза Паре по праву называют основоположником хирургии. Его вклад трудно переоценить. Он был новатором в методе обработки пулевых ранений. До него раны заливали кипящим маслом, а ампутированные конечности окунали в кипящую смолу для обеззараживания и остановки кровотечения. Больные испытывали страшные мучения и часто умирали от болевого шока или инфицирования ран. Амбруаз Паре начал делать повязки, пропитанные смесью яичных желтков, розового и терпентинного масла (по другим данным - скипидаром). Результат был положительный, больные не мучились, и скоро прижигания ран каленым железом и расплавленным масло стали применять все реже. В 1545 году он издал книгу об огнестрельных ранениях, в которой доказывал, что они относятся к разряду ушибленных, а не отравленных пороховым веществом, как считалось раньше.

Кроме обеззараживания ран, великий врач открыл метод лигатуры - перевязки сосудов во время операций или ампутаций. Пинцетом сосуд вытягивался наружу и перевязывался льняной нитью при помощи особой иглы. При повторном кровотечении сосуд перевязывался вместе с окружающими тканями, а для сохранения артериальной стенки использовался матерчатый валик. Мелкие кровеносные сосуды Паре подвязывал непосредственно во время операции.

Паре совершил много открытий в ортопедии, разработав сложные ортопедические аппараты, искусственные конечности и методы вправления переломов. Именно он первым в медицине описал перелом шейки бедра. Пострадав сам от перелома «обеих костей левой ноги на 4 см выше сустава стопы», он полностью восстановил функциональность ноги и прошел в военных походах всю Францию. Среди заслуг великого врача стоит также упомянуть усовершенствование многих хирургических инструментов и изобретения новых. Он также занимался лечением женских болезней, а в акушерстве вернул из забытья «поворот на ножку», что спасало жизни и рожениц и младенцев.

Врачи с университетским образованием не могли не заметить набирающего известность и славу скромного провинциального хирурга. Делая упор на его необразованность, они высмеивали печатные работы самоучки, написанные на французском языке вместо общепринятой в медицине того времени латыни. Его коллеги по цеху возмущались грубостью описаний на французском языке и вульгарностью названий интимных мест. Тогда считалось кощунством использовать в «возвышенной» медицине простой язык. К тому же, это было посягательством на авторитет древних врачей и неуважением традиций. Естественным образом против Амбруаза ополчились университетские умы. А его приверженность протестантизму только усугубляла положение. Посыпались обвинения в чернокнижии.

Надо отметить, что разделение ни в коем случае не свидетельствует о необразованности последних. Напротив, практикующие хирурги зачастую были более образованны и напитаны знаниями, нежели их университетские коллеги-теоретики.

Как ни странно, но именно успехи Паре на врачебном поприще позволили назревающему конфликту сойти на нет. В конце концов, вклад Амбруаза в медицину был признан и оценен даже университетскими скептиками и недоброжелателями. Распространившаяся слава сделала его королевским хирургом. Амбруазу обязаны Генрих II, из которого он извлек остаток копья Монтгомери, а также герцог де Гиз, из головы которого он доставал копье, адмирал Де Колиньи, которого он оперировал накануне Варфоломеевской ночи.

Наряду со службой в королевском дворце, Амбруаз продолжал принимать пациентов из народа в больнице Отель Дьё, где он когда-то начинал свой путь. В народе отмечали его скромность. Когда вмешательство проходило удачно, он приговаривал: «Я его перевязал, а исцелил Господь».

Амбруаз во многом шел наперекор устоям и традициям. Но именно его практический опыт и страсть к познаниям, профессиональная любознательность и пытливый ум открыли дорогу к научным методам Нового времени, оставив позади средневековые предубеждения и схоластические домыслы.

«Пара Нормальных» - одна из самых романтичных, по мнению поклонников, групп, исполняющая хиты на русском и украинском языках. Коллективу уже более 10 лет, но Анна и Артем продолжают радовать зрителей новыми композициями и клипами несколько раз в год.

История создания

Первое упоминание о группе появилось в прессе в 2007 году. К этому моменту Анна и Иван уже записали несколько песен. В 2008 году дуэт стал популярен с песней «Happy End» - композиция месяц лидировала в хит-параде «Шереметьева-Борисполь» на «Гала радио», продержалась в десятке лучших хитов на Love радио 2 недели.

После этого хита солисты в 2009 году отправились в первый гастрольный тур, в рамках которого посетили 29 украинских городов. Всего на те концерты пришли более 20 тыс. человек. После гастролей количество поклонников коллектива увеличилось в разы.

Полная история создания коллектива подробно описана в онлайн-книге «Путеводитель «Как стать звездой»: «Пара Нормальных» - правда, мифы и легенды», размещенной в блоге исполнительного продюсера и директора группы Андрея Гулыка.

Состав

Коллектив с момента образования и до сегодняшнего дня состоит из 2-х человек: парня и девушки. Анна Добрыднева поет в группе со дня основания. Украинская певица родилась 23 декабря 1984 года в Кривом Роге. Окончила дирижерско-хоровое отделение музыкального училища. До того как оказаться солисткой «Пары Нормальных», входила в состав группы Mournful Gust, выступала с fire-show и даже работала регентом церковного хора.


Сначала с Анной дуэтом пел . Молодой человек родился 17 октября 1988 года в Челябинске, но, когда мальчику было 2 года, семья переехала в украинский город Славутич. У Ивана музыкальное образование по классу фортепиано, в 2006 году юноша поступил в Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. В это же время он знакомится с Анной Добрыдневой на концерте Jamiroquai, и молодые люди решили выступать вместе.


Летом 2010 года Иван Дорн решил начать сольную карьеру и покинул группу. После ухода молодого человека в Интернете гуляли слухи, что он оставил Анну из-за появившихся разногласий в дуэте. Однако из интервью поклонники узнали, что у Дорна и Добрыдневой хорошие отношения после ухода Ивана из коллектива.

На место Дорна был принят молодой талантливый вокалист и автор песен, участник украинской версии «Фабрики звезд-3» Артем Мех. Певец родился 17 декабря 1991 года в поселке городского типа Новотроицкое Херсонской области. Артем в 2010 году окончил киевский институт музыки им. Р. М. Глиера, факультет эстрадного вокала.


В августе этого же года получил предложение от продюсерского центра «Catapult Music» стать участником коллектива «Пара Нормальных». Плодотворное сотрудничество продолжалось до 2014 года, за это время Анной и Артемом было выпущено немало хитов, группа активно гастролировала по странам СНГ.

В 2014 году Артем и продюсерский центр не пролонгируют договор, но в сентябре 2016 года солисты вновь объединились. Параллельно и Артем, и Анна развивают сольные карьеры – это оговорено с «Catapult Music».

Музыка

Группа стала открытием на фестивалях «Черноморские Игры 2008» и «Таврийские Игры – 2008». Музыкальные критики отметили их выступления дипломами. В апреле 2009 года коллектив попал на финальный отбор международного конкурса «Новая волна». Оттуда «Пара Нормальных» привезла приз от МУЗ-ТВ, клип «Happy End» получил 100 ротаций российского телеканала. С этого момента песни крутятся по ТВ и радио РФ.

Песня «Happy End» группы «Пара Нормальных»

В 2009 коллектив выпустил песню и клип «Не улетай». Это была первая композиция после накрывшей Ивана и Анну волны популярности. Одним из самых узнаваемых хитов группы стала песня «По улицам Москвы». Клип на динамичную композицию снимали на нескольких столичных площадках, в том числе на Красной Площади.

С приходом в группу Артема Меха старые хиты зазвучали по-новому. Поклонники отмечают, что коллектив вышел на уровень выше, особенно с точки зрения клипов. Если при Иване группа снимала видео среднего качества, то клипы «Пары Нормальных» второго состава отличаются хорошей режиссерской работой и смысловым сценарием.

Песня «Не улетай» группы «Пара Нормальных»

Сольная творческая биография Анны развивается не менее успешно, чем в коллективе. В 2014 году девушка презентовала самую популярную из сольных композиций – «Пасьянс», которая становится визитной карточкой певицы. Песня использовалась саундтреком к сериалу «Молодежка».

Сольная карьера Артема Меха развивается также параллельно работе в группе. Самый знаменитый авторский хит – «Розмова» – длительное время занимал первые места в престижных украинских хит-парадах. Иногда молодой человек выступает за диджейским пультом в популярных клубах, отмечая, что это скорее хобби, чем работа.

«Пара нормальных» сейчас

У коллектива размещена официальная страничка в «Инстаграме» . Фотографии и видео там появляются редко, приурочены к праздникам или премьерам новых треков. В 2018 году ребята представили новую песню – «Как воздух». Это энергичный, полный эндорфинов хит о мире, состоящем только из двух влюбленных сердец.


В настоящее время Анна также работает над записью новых сольных песен и планирует съемки новых клипов. У девушки есть свой сайт, на котором размещена официальная информация, новости и фото певицы.

Любовь Анна и Артем изображают лишь на сцене и съемочной площадке, в жизни коллеги – друзья. В начале их совместного творчества в Сети ходили слухи, что между ними роман. Информацию даже подтверждали свадебными фотографиями. Как потом выяснилось, снимки сделаны на съемках клипа «Невеста».

Песня «Невеста» группы «Пара Нормальных»

Личную жизнь солистка не афиширует: на мероприятиях появляется одна, провокационных снимков в социальных сетях нет. На официальной странице певицы во «ВКонтакте» указано, что певица «не замужем». В «Инстаграме» Артема Меха размещены фото с девушкой, но лицо спутницы закрыто и понять, кто она, невозможно. Официально молодой человек также свободен.

Клипы

  • 2008 - «My Honey»
  • 2008 - «Возвращайся»
  • 2008 - «Скандал»
  • 2008 - «Happy End»
  • 2009 - «Не улетай»
  • 2010 - «История любви»
  • 2011 - «Ах, Ира»
  • 2011 - «По улицам Москвы»
  • 2012 - «Невеста»
  • 2013 - «Love Is»
  • 2017 - «Как мы любили»

Дискография

  • 2008 - «Я придумаю Happy End»
  • 2010 - «Скандал во время рекламы»

Что мы знаем о медицине XVI столетия? По меткому выражению кого-то из современных историков, всё, что нужно было бы о ней знать, заключается в том, что «если жизнь больного не уносила болезнь, то его с особой жестокостью добивал своим лечением врач». Во многом это расхожее мнение справедливо, но именно в ту эпоху зарождалась медицина нового времени, ставшая залогом процветания цивилизации в последующие века. В центре преобразований оказался Амбруаз Паре - знаменитый исследователь, врач и королевский хирург, слава которого распространилась далеко за пределами его родной Франции. Сегодня о нем мы знаем из немногочисленных статей, посвященных истории медицины, сухих строк университетских учебников, да приключенческих романов. Тогда же... «Если уж сам Паре не мог помочь страдальцу, то дело его совсем плохо», - такая шла молва. Впрочем, история Амбруаза Паре полна воистину достойных литературы свершений, поворотов и парадоксов.


Служа времени, служим вечности.
Дитрих Бонхёффер,
немецкий пастор, участник антинацистского заговора

Случай о кипящем масле

Амбруазу Паре суждено было прожить долгую жизнь. Родившись в 1510 году близ Лаваля (что на северо-западе Франции) в семье бедного ремесленника, умер он в 1590 году в Париже, вдоволь поучаствовав во всяческих перипетиях нестабильной и богатой на события эпохи. Будучи вначале учеником цирюльника в Анжере, затем слушателем медицинской школы в Париже, в 1533 году молодой Паре попадает в качестве подмастерья-цирюльника в легендарный Отель-Дьё де Пари́ (Hôtel-Dieu de Paris - «Парижский Божий приют»), который в будущем станет для него вторым домом и оплотом практики и учения. Пусть читателя не смущает квалификация Паре как цирюльника, ведь в то время именно они - «низшая каста» медицинских работников - были главным звеном практической медицины, поскольку «грязное» дело хирургии было возложено именно на их плечи. Пробыв при знаменитой Парижской больнице три года (с 1533-го по 1536-й) и освоив основные навыки искусства хирургии того времени, Паре отправляется утверждать их в практике, каковая в достатке предоставлялась многочисленными войнами, тут и там вспыхивающими на просторах Европы. Именно с работой военным хирургом связан знаменитый случай о прижиганиях, который, быть может, стал поворотным в судьбе будущего мастера медицины. Произошло это в 1537 году, во время похода французов к Турину в Италию.

Войны, проходившие уже с активным применением пороха, породили необходимость врачевания огнестрельных ранений. Однако в связи со слабыми еще представлениями медицины тех лет о химии и физиологии, лечение ран по канонам «хирургического искусства» было весьма специфичным. Основу его составлял жестокий метод прижигания ран. Логика в подобной практике, конечно, была, поскольку прижигания способствовали минимальной дезинфекции раны и к тому же спаивали сосуды, что уменьшало кровотечения (способствовало гемостазу). Но основная мотивация, как ни странно, состояла в том, что огнестрельные раны считались... отравленными. Агентом же отравления, по мнению докторов, служили остатки ядовитой субстанции пороха, попадавшие в рану. Единственным надежным способом избавиться от этого яда было его «дожигание» прямо на месте. Порой для этого использовалось каленое железо, но чаще кипящее масло - страшное орудие, которым оперировали многие военные хирурги. Масло или маслянистый состав заливались прямо в рану, причиняя больному невыносимые страдания, но именно так «было принято». С этим представлением о «принятом» впоследствии будет бороться Паре, но в тот день, о котором сейчас идет речь, он об этом еще не знал. Случай, простой случай - вот что помогло ему спасти многих потенциальных страдальцев от участи быть замученными подобным болезненным врачеванием.

По недосмотру или же ввиду большого количества раненых в один день у полевого хирурга Паре закончилось горячее масло для прижиганий. Достать его вскорости, по-видимому, не было никакой надежды. В этой ситуации Паре решил сделать всё возможное, чтобы хоть как-то помочь своим подопечным. Наудачу он изготовил состав из яичных желтков, розового и терпентинного масел и залил полученную смесь в раны, прикрыв их чистыми повязками. «Всю ночь я не мог уснуть, - вспоминал Паре. - Меня волновала судьба моих раненых. Каково же было мое удивление, когда утром я застал их в состоянии лучшем, чем у других». В действительности солдаты, в раны которых не было залито кипящего масла, чувствовали себя много лучше тех, чьи раны были обработаны по всем правилам хирургического искусства тех лет. Воспаление было не таким сильным, ночь прошла довольно спокойно. «С тех пор я поклялся себе никогда больше не лить в раны кипящего масла», - признается Паре . Вместо этого он предложил обработку ранений различными составами мазей, как если бы те были не огнестрельными.

Так или иначе, довольно скоро жестокая практика прижиганий ушла из обихода военных хирургов. И в этом была непосредственная заслуга Паре (особенно этому способствовала публикация его книги 1545 года , в которой наглядно разбиралась природа огнестрельных ранений и доказывалось, что они являются скорее ушибленными, но отнюдь не отравленными пороховыми субстанциями).

Так простой и одновременно необычайно ценный опыт - опыт практикующего хирурга - сделал Паре приверженцем поиска, наблюдений и практики как главных своих советчиков и авторитетов, которым он безоговорочно доверял и с которыми знакомил учеников в своих книгах.

Мэтр врачевания вне медицины

Увы, «подлинная» медицина до Паре сводилась главным образом к схоластическим упражнениям, к трактовке трудов античных авторитетов. В этом отношении она не слишком далеко ушла от классической средневековой традиции. Врач считался человеком, посвященным в сокровенные знания, но знания эти, несмотря на свою кажущуюся таинственность, мало чем могли помочь реальному пациенту. Достаточно лишь взглянуть на рецепты тех лет, чтобы понять, что именно представляло из себя типичное лечение. Даже у Коперника (знаменитый астроном был врачом, что, впрочем, неудивительно) в рецептах встречаются толченые изумруды, золото и прочие дорогостоящие, но весьма бесполезные штуки. Хирургия же, это «низшее ремесло», недостойное руки врача, оставалось хирургам, которые не имели права заменять собой «образованнейших» докторов

Сообщество врачей в Париже считалось закрытым, и попасть в него было совсем нелегко. А главная его крепость - Парижский университет - доблестно и строго охраняла своих представителей от нападок. Именно с этим сообществом пришлось столкнуться Амбруазу Паре, когда он, на время окончив свою военную карьеру и став наконец «мастером цирюльником-хирургом», вернулся в столицу для продолжения обучения. Впрочем, война не оставит его, а он не оставит войну. Она будет предоставлять ему возможность для практики еще в течение долгих лет, и чем большим будет его опыт, тем крепче будут его познания и многочисленнее нововведения.

Стоит ли говорить, что у университетских умов со временем накопилось к Паре много претензий. Не имея врачебного диплома и не принося долженствующих клятв подчинения непререкаемым авторитетам, а лишь являясь хирургом-цеховиком, Паре принялся менять устоявшиеся практики. Такое не могло пройти незамеченным. И даже публикация его книги об огнестрельных ранениях сопровождалась громадным скандалом, ведь написана она была на французском, а не на латыни, как того требовала традиция. И уж что казалось совсем неприличным, рушила устоявшиеся представления. Меж тем практика, этот бессменный сподвижник и учитель Паре, подсказывала ему всё новые и новые способы облегчения участи пациентов. Так, одним из величайших достижений до сих пор считается применение лигатуры при ампутации конечностей. Обильные кровотечения при хирургических вмешательствах были настоящим бичом хирургов. Помогала лишь практика прижиганий и перекручиваний, которые мало кто мог перенести, или же перетягивание жгутом, что тоже не особенно решало проблему. Вместо этого Паре ввел в обиход метод изначального обнажения сосудов и их перевязку тонкой льняной нитью (лигатуру). Это означало прорыв в хирургии. Но вместе с тем добавило Паре и врагов. Ведь любой подобный успех бросал тень на коллег-хирургов и на университетских врачей. Припоминали многое: и «вульгарное обозначение интимных частей тела» (книги Паре продолжал писать на простом французском - на языке нации, понятном простым людям, как затем Галилей, Декарт и многие другие выдающиеся умы), и его приверженность протестантизму (Паре сознательно примкнул к реформатской вере); в конце концов, недюжинные успехи в таком деле, как медицина, в то время закономерно навлекали подозрения в чернокнижии, слухи об этом упорно циркулировали в народе. Конфликт был столь же неизбежен, сколь и необходим. И лишь невероятные успехи Паре в хирургии помогли этой «войне» закончиться компромиссом (а на самом деле победой Амбруаза Паре). Медленно, но верно практика и факты теснили средневековую схоластическую традицию в медицине, так же как потом они будут теснить ее и в естествознании.

Первый хирург короля

Жизнь Амбруаза Паре, вопреки поздним биографам и литераторам, была почти начисто лишена романтики и напоминала скорее кромешный ад, нежели дорогу свершений. Но Паре работал и изобретал новые методы, подходы и инструменты. Мирные дни сменялись военными походами, повсюду его ждали раненные, изувеченные, покалеченные другими людьми или самой жизнью пациенты. И так же, как множились его познания и изобретения, множилась его слава в Париже. Нетрудно догадаться, что в XVI веке человек, который мог излечить страдальца, ценился на вес золота, ведь подчас только от его желания и индивидуального опыта зависело то, будет ли страдалец жив и относительно здоров. Естественно, Паре, прослывший искуснейшим мастером своего дела и уже успевший проявить себя в военных кампаниях, был приглашен ко двору короля.

В 1552 году Генрих II взял его на должность личного хирурга, и для Паре это означало защиту от извечных нападок схоластической медицины. Этот титул останется при Паре и при последующих правителях Франции: Франциске II, Карле IX и Генрихе III, которым судьба, как известно, уготовила одинаково печальный конец. Для того чтобы понять, каково было место Паре при дворе и в обществе, достаточно сказать, что именно он пытался помочь смертельно раненному на турнире обломком копья Монтгомери королю Генриху II, именно он проводил вскрытие тела Карла IX, по распространенной легенде отравленного пропитанной ядом книгой (что на самом деле более чем сомнительно, да и Паре установил другую причину), именно он доставал копье из головы герцога де Гиза, наконец, именно он оперировал раненного адмирала Гаспара де Колиньи в канун Варфоломеевской ночи, изъяв из его руки пулю и ампутировав палец. В ту же несчастную ночь на 24 августа 1572 года Амбруаз Паре был укрыт в одной из комнат Лувра самим королем и стал одним из немногих приверженцев реформатской веры, переживших это событие .

Впрочем, работа Паре при дворе нисколько не отменяла его практики в Отель-Дьё, где его пациентами становились самые обычные люди, к которым знаменитый хирург относился с тем же вниманием. Об этой его особенности тоже слагали легенды. Воистину талант Паре ценился наравне с талантом доброго военачальника, если не больше. Ведь командовать армией могли десятки подготовленных людей - эпоха предоставляла их в изрядном количестве. Паре же был лишь один. С 1 января 1562 года Паре официально именуется первым хирургом короля (Premier Сhirurgien du Roy). Именно этот значительнейший для того времени титул предваряет его многочисленные книги, дошедшие до наших дней. Эти книги раскрывают перед нами личность и заслуги Паре во всем их величии, разнообразии и парадоксальных противоречиях.

Когда познание рождает чудовищ

Перед читателем Паре с готовностью открывает тайны практического врачевания, доступного человеку XVI столетия. Он занимается хирургией и ортопедией: наглядно демонстрирует способы вправления вывихов и исправления переломов, оказывается автором множества технических изобретений, среди которых особенно выделяются протезы. Большинство из них, к сожалению, не было изготовлено при жизни Паре, но тщательность подготовки чертежей указывает на то, что изобретатель провел за их разработкой не один день. Паре принадлежит также описание способа дробления камней в мочевом пузыре. Метод этот он, по всей вероятности, лично не применял, но разработка самого подхода, безусловно, заслуживает упоминания. Авторству Паре принадлежит и огромное количество хирургических инструментов для проведения самых разных типов вмешательств - от кровопусканий до трепанации. Именно он описал давно забытый прием поворота плода на ножку, ставший «новым» словом в акушерской работе. И еще многое другое, очень много для одного-единственного человека. Все эти знания, собранные вместе в форме пространных, но точных описаний, инструкций, составили весьма приличное собрание сочинений, отличающихся своим фундаментальным и всесторонним подходом. И при всем при этом Паре оставался человеком своей эпохи, которая неизбежно накладывала отпечаток на его образ мышления. Так, например, нам известно, как «истово Паре занимался толченым рогом единорога» , погружаясь в противоречия, ставя эксперименты и делая порой парадоксальные выводы.

Да, несмотря на бытовавшее еще разделение на врачей и ремесленников, хирург уже стремился быть терапевтом, старался познать и описать природу болезни. Конечно, в высшей степени характерно это было и для Амбруаза Паре. Однако подобное стремление означало во многом принятие бытовавших догм и учений. Базовая аксиома скептического отношения к знанию тогда еще лишь зарождалась. И первоначальное накопление знаний было одним из основных занятий ученого. Именно этим и занимался Паре. В то время каждый естествоиспытатель (или даже можно сказать естествонаблюдатель) считал своим долгом объединять разносторонние сведения, пусть даже это объединение и не предполагало четкого разделения и анализа. Одним из примеров такого подхода считается трактат Паре «О чудовищах» , до сих пор представляющийся исследователям классикой своего жанра. В этой книге Паре постарался объединить все сведения о необычных и заслуживающих внимания явлениях, какие только были известны европейцу в XVI веке. И если описание диковинных животных (вроде слонов, жирафов и хамелеонов) еще не представляется столь экстравагантным, то уж описание всевозможных увиденных (или сочиненных) кем-либо монстров, уродов или загадочных атмосферных явлений доставляет сегодняшнему читателю много вопросов . Но не стоит забывать о том, что в эпоху Паре такое объединение - обычная практика для любого ученого мужа. В том же трактате Паре уделяет особое внимание всевозможным уродствам и как медик ищет им объяснения. Объяснения эти, впрочем, мало чем отличаются от характерных догадок в контексте эпохи, но сама попытка их поиска, совмещенная с анализом наблюдений, уже прокладывает дорогу к зарождающемуся научному методу Нового времени. Наперекор традиции и устоям Паре в принадлежащих ему трактатах раскрывает себя перед нами как пытливый исследователь, который стремится вырваться из окружающего невежества за счет целеустремленности, усердности и наблюдательности.

Призвание, признание и наследие

Паре умер в 1590 году, овеянный славой в бесславное для Парижа время - в те дни, когда в нем господствовал испанский гарнизон и страна была опустошена многолетней войной. Генрих Наваррский - будущий король мирной Франции - уже стоял на подступах к городу, а Амбруаз Паре нашел свой последний приют в церкви Сент-Андре-дез-Ар (Saint-André-des-Arts) - не так далеко от того самого Отель-Дьё, работе в котором была посвящена большая часть его жизни. Будучи в Париже и проходя мимо Отель-Дьё обычной своей дорогой от улицы Сен-Мишель к Лувру и дальше к кварталу Ле-Аль, я всегда вспоминал об Амбруазе Паре - человеке с удивительной судьбой, каковая выпадает на чью-либо долю лишь несколько раз за столетие, замечательном докторе, проложившем своим опытом дорогу для становления медицины Нового времени. А в голове вновь всплывала его любимая присказка: «Je le pansai , Dieu le guérit » (гл. «Le voyage de Thurin») (1585), в которой он рассказывает о своей бытности военным хирургом в период с 1536 по 1569 год (англ. перевод).

Говоря о применении Паре экспериментального метода доказательства, следует отметить, что сама идея эксперимента была еще не слишком типична для его времени. Следовательно, проведение Амбруазом Паре экспериментов также можно обозначить в качестве его заслуги как естествоиспытателя. Впрочем, эксперименты рассматриваемой эпохи порой могли быть связаны с удивительного рода жестокостью. Таков, например, широко известный случай проверки Паре действия противоядия (безоара) на приговоренном к смерти преступнике: Паре предложил ему принять яд и противоядие. В описываемом случае противоядие (как и предполагал Паре) не помогло, и человек скончался в страшных мучениях.

«Des monstres et prodiges» (1573).

Подробнее о содержании этого трактата Паре см. в статье Бергер Е.Е. «Нехорошо, что монстры живут среди нас» (Амбруаз Паре о причинах врожденных аномалий) // Средние века. 2004. №65. С. 147–165.

Старофр. «Ie le penfay, et Dieu le guerit».

В XVI веке вышел в свет «Трактат о ядах», написанный Амбруазом Паре. Тема труда была очень актуальна. Отравления, особенно в высших кругах Италии и Франции, были тогда явлением распространенным. Дело дошло до того, что судебные власти принимали к рассмотрению только дела о массовых отравлениях, а на такие мелочи, как убийство с помощью яда одного или двух человек, внимание не обращалось.

Труд Паре должен был вооружить врачей и ученых теоретическими познаниями. Практически жe отравители-дилетанты были куда лучше подкованы, чем их ученые коллеги. Впрочем, научные достоинства трактата Паре тоже были относительными. В нем описывались, например, ядовитые свойства рогов сказочных единорогов. Страшная токсическая сила приписывалась порошку алмаза. В разряд ядовитых ни за что ни про что попали некоторые совсем невинные растения. Так, здесь указывалось, что одна из разновидностей сельдерея якобы содержала яд, вызывающий сардонический (по имени этого растения «сардонэ») смеx и судороги .

Яды в те времена мог продавать и покупать каждый. В XVI веке на смену отравляющим веществам растительного происхождения, вроде белены, дурмана и т. п., пришли такие, как мышьяк, сулема, синильная кислота. Знаменитая тогда «тоффанова вода», именуемая так в честь ее автора — некоей Тоффании,— содержала полную комбинацию всех известных в то время ядов. Популярностью пользовался также, так сказатьт «семейный» яд Борджиа. Рецепт приготовления этого яда — «кантареллы» — раскрыл врач императора Карла VI. Внутренности зарезанной свиньи следовало пересыпать раствором мышьяновистой кислоты и выдержать эту массу в течение нескольких месяцев.

Уже в 19 веке было высказано предположение, что при этом образовывались весьма токсичные мышьяковисто-органические соединения. Но вероятнее другое. До недавнего времени самым сильнодействующим ядом считался цианистый калий, смертельная доза которого составляет одну седьмую грамма. Оказалось, что яд испорченных колбасных консервов куда сильнее. Убивает менее чем десятитысячная доля грамма! Не такое ли «чудесное» средство ухитрялись получать Борджиа для своих преступных надобностей?..

Впрочем, чем отравить — это еще полдела. Важной проблемой было как отравить. С настороженными и подозрительными особами королевских дворов отравителям приходилось действовать тонко и осторожно. Намеченной жертве дарился, скажем, перстень с заключенным внутри ядом. Спустя некоторое время после вручения подарка тайный недоброжелатель с чувством жал при встрече руку своему врагу. При этом в палец вонзался незаметный шипик, через который яд из кольца проникал в кровь. Подарок выполнял свое назначение. Можно было преподнести богато украшенный ларчик, который открывался при усиленном повороте ключа. Понятно, что ключик такого ларчика был снабжен такими же крохотными шипиками с ядом.

Королю Генриху IV подсунули даже вилку с полыми зубцами, содержащими яд. Коварные отравители заказывали себе специальные ножи, на одну сторону которых наносился яд, В присутствии «дорогого гостя», которого надлежало отправить на тот свет, яблоко разрезалось на две половинки: одну из них брал хозяин, а гостю предлагалась другая. Для достижения своих целей убийцы не брезговали ничем. Папе Урбану VII сыпали яд на раны под видом исцеляющего порошка. Папу Климента VII отравили дымом факела, а короля Генриха VII — облаткой для причастия.

В течение столетий хирургия считалась «непрестижной» специальностью. неохотно выполняли процедуры, требующие приложения своих собственных рук. Врач считал ниже своего достоинства заниматься таким «грязным» делом. Действия врачей хирургов были ограничены и другими запретами, что сказывалось на их авторитете. Например, они не могли назначать внутрь лекарства, и если больному требовалась операция то лекарства назначал врач (не хирург, собстевнно хирургов и не считали тогда врачами). Главное зло, от которого страдала хирургия — положение хирурга было намного ниже, чем статус врача. Есть чему возмущаться: присутствующий и ничего не делающий при операции врач получал гораздо большее вознаграждение, чем тот, кто проводил операцию.

В отличие от врачей, хирурги (цирюльники) не получали специального образования. Они путешествовали из города в город, оказывая услуги на городских площадях в обществе скоморохов и танцоров.

Одним из первых французских хирургов, получивших широкую известность, был Амбруаз Паре. Амбруаз Паре занял такое же важное место в истории хирургии, как . Родился Паре в 1516 году в небольшом городке Ловаль в семье бедных крестьян. Рос очень тихим и малообщительным, и казалось, что не проявлял ни к чему интереса.

По совпадению, соседом мальчика оказался цирюльник Виоло, который одинаково хорошо разрезал тела больных людей, как и стриг волосы.

Поначалу Паре учился хирургии у Виоло, а после семнадцатилетия продолжил обучаться в самой старой больнице Парижа — Отель-Дьё

Отель Дьё (Парижский Божий приют) — старейшая больница Франции. Была основана в 651 году. До 15 века была единственной больницей в Париже. Главный корпус находится рядом с собором Нотр-Дам де Пари

Во время войн 1536-1569 годов Амбруаз находился в войсках в качестве полевого хирурга. С 1552 года состоял «chirurgien-valet» при дворе Генриха II, Франциска II, Карла IX и имел огромный авторитет. Так, в таком драматическом эпизоде, когда 24 августа 1572 года во время Варфоломеевской ночи он спасся только потому, что Карл IX спрятал его в своей комнате (Паре был гугенот).

Достижения Амбруаза Паре в хирургии несомненны. Он разработал методы лечения огнестрельных ранений, ввел мазевую повязку вместо прижигания ран раскаленным железом или маслом, разработал способ перевязки крупных сосудов на протяжении (не в самой ране, ближе к туловищу).

Пулевые ранения в то время очень плохо поддавались лечению (это и в настоящее время довольно серьезная проблема). С очень большой вероятностью такие раны воспалялись и приводили к заражению крови. Причиной такого осложнения считали попадание в рану частичек пороха и пороховой сажи. И в то время не нашли ничего лучше, чем раскаленное железо и кипящее масло. Хирурги старались влить кипящее масло как можно глубже в рану. У палатки военного хирурга горел костер и грелся котелок с маслом. Не удивительно, что воины предпочитали умереть в бою, нежели от последствий такого лечения. Очевидно, что Амбруаз Паре также использовал этот метод «лечения».

Причиной такого сложного заживления огнестрельных ран, в отличие от ранений холоджныи оружием не в частичках пороха (хотя загрязнение раны тоже играет роль), а в том, что пуля при попадании в ткань вызывает ее контузию по периферии раневого канала, омервение ткани прилежащей к каналу ткани.

В одной из битв было очень много раненых и у Паре банально кончилось кипящее масло (о чем легендарный хирург в тот момент очень переживал, сетуя на свою непредусмотрительность). Как же он удивился, когда заживление у воинов, которым была сделана обычная перевязка вопреки «правил хирургического искусства» протекало гораздо быстрее. Вместо кипящего масла Паре решил применять мазевые повязки.

Что характерно, что Амбруаз Паре не только не получил общего системного образования,но и специального медицинского. Однако это не помешало ему повлиять на превращении хирургии из ремесла в научную дисциплину.

Еще одно важное достижение Паре — перевязка крупных кровеносных сосудов во время оперативного вмешательства. В то время хирурги с горем пополам могли остановить небольшое кровотечение, прижимая к ране губку или кусок ткани, пропитанной какаой-нибудь целебной мазью.но если возникало сильное кровотечение (обычно при ампутации конечностей) этот способ не давал результатов. Очень многие операции заканчивались смертью пациента от потери крови. Заметив, что кровь сворачивается от высокой температуры, хирурги стали применять раскаленные докрасна ножи или опускали культю в то же кипящее масло или смолу(фильм ужасов). Многие от таких процедур умирали от болевого шока. Несколько лучше: начали применять кровоостанавливающий жгут выше места операции, но после снятия жгута сталкивались с той же проблемой остановки кровотечения.

Амбруаз Паре надрезал кожу несколько выше области операции, обнажал крупные кровеносные сосуды и перевязывал их. Таким образом, во время операции кровили небольшие сосуды, кровотечение в которых либо заканчивалось самостоятельно, либо находчивый хирург их перевязывал уже в ране. Знаменитая нить Паре применется и в наши дни.

За свой недолгий век (45 лет) Паре улучшил методику ампутации конечностей, описал перелом шейки бедра, разработал способ лечения переломов. Кроме хирургии занимался также женскими болезнями. В акушерстве он восстановил забытый еще со времен «поворот плода на ножку».

В течение всей жизни стремился улучшить положение хирургов, доказывая, что хирургия — это не только искусство и что оно требует медицинских знаний. Во Франциии хирургу полагалось сдавать экзамен врачу и давать клятву: «Поклянитесь, что будете повиноваться декану факультета и будете оказывать почет и уважение всем докторам, как обязан делать ученик». Из-за чего хирурги с неприязнью относились к врачам. Первым отказался давать эту клятву Жан Пти, после чего между врачами и хирургами разгорелась настоящая война.

Дискриминация хирургов привела к стремлению их отделиться от заносчивых врачей, что по сути наблюдалось по всей Европе. Переломным в этой войне явилось создание братства св. Кузьмы лейб-медиком французских королей Жаном Питаром. «Вековой спор» был решен в пользу хирургии, как важнейшей отрасли медицинской науки созданием Академии хирургии в Париже лишь в 1731 году.

Если вы нашли опечатку в тексте, пожалуйста, сообщите мне об этом. Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .