Главная · Запор · Виды дислексии. Что такое дислексия или расстройство чтения: виды, причины, признаки, лечение. Дислексия - что это

Виды дислексии. Что такое дислексия или расстройство чтения: виды, причины, признаки, лечение. Дислексия - что это

Дислексия - это психическое расстройство, которое характеризуется, среди прочего, постоянным совершением ошибок. Ребенок делает это неосознанно, этот процесс никак не контролируется им, все происходит само по себе. Но это не единственный признак этого заболевания. Ребенок с дислексией требует большого количества часов ежедневных упражнений и специальной терапии, а также постоянных занятий с родителями. Каковы же симптомы дислексии и как ее распознать? Какие симптомы могут предвещать будущую дислексию у ребенка или дошкольника? Что такое дислексия у детей? Ответы на эти вопросы прямо сейчас.

Первоначальная диагностика дислексии

Дислексию у ребенка следует диагностировать как можно раньше. Это поможет правильно скорректировать лечение и подобрать самый правильный подход к воспитанию такого ребенка. Распознать дислексию очень нелегко. Ребенку с этим расстройством с трудом даются, казалось бы, обычные вещи, которые его сверстники уже давно освоили. Например, болеющий ребенок не может свободно читать, в одном предложении он постоянно делает по несколько орфографических ошибок. Он смешивает похожие слова, изобретая при этом новые понятия, пишет, “как курица лапой”. В школе ему обычно говорят, что он лентяй, ставят плохие оценки, постоянно критикуют.

Что делать, если есть подозрение на дислексию?

Самое главное – ни в коем случае нельзя паниковать. Если у вашего ребенка обнаружили дислексию, это не значит, что он хуже других. Детям с этим психическим расстройством, безусловно, нужна профессиональная помощь. Если дислексик не получает ее в школе и у него нет поддержки в лице родителей, трудности такого мальчика или девочки будут лишь усугубляться. Такой школьник перестанет учиться, будет обескуражен, мол, зачем беспокоиться, если больше “двойки” учитель все равно никогда не поставит. В конце концов, ребенок поверит, что он никуда не годится, что он бесполезный и неспособный и никогда не достигнет успеха.


Так рождаются комплексы, которые становятся причиной депрессии, неврозов и других психологических проблем, которые практически не оставляют шансов на правильное развитие такого ребенка.

Что такое дислексия?

Дети с дислексией путают формы и звуки, не различают похожие буквы и звуки, не распознают их по голосу, не видят различий на письме, поэтому не могут исправить свои или чужие ошибки. Не потому, что не умеют или не могут освоить простые правила орфография. А потому, что просто не видят этих ошибок. Детки-дислексики пишут одно и то же слово по-разному. Учителям в школе кажется, что ученику достаточно дать несложное задание (например, 10 раз написать одно слово), с которым справятся все. Между тем, человек с дислексией из 10 попыток может совершить три ошибки, пять, шесть, а может не совершить ни одной, зато на 11 раз ошибиться. Причины дислексии, как правило, кроются в генетике. Главное понимать: ребенок не виноват, он не делает это специально, причина его неуспеваемости кроется в его заболевании. Увы, многие учителя и родители не хотят этого понимать и продолжают унижать ребенка, ставить ему плохие оценки и убивать его внутреннюю веру в себя и свои способности.

Дислексия: симптомы расстройства

Для родителей наиболее очевидными являются следующие симптомы: ошибки в тетрадях, путаница на письме, ужасный почерк, который заходит за красные линии и т. п. Но существует множество более ранних сигналов, которые указывают на риск дислексии. Они могут появляться уже в младенческом возрасте.


Дислексию можно распознать даже не будучи специалистом. Наиболее распространенные и часто встречающиеся симптомы дислексии у ребенка включают:

  • проблемы с пространственной ориентацией (дети могут путать, где правая сторона, а где левая);
  • неустойчивое доминирование одной стороны тела (ребенок может проявлять свойства амбидекстра или быть, к примеру, правшой, но смотреть в отверстия левым глазом или выполнять некоторые действия левой рукой, вместо правой);
  • отсутствие способности к запоминанию дней недели, времен года, заучиванию даже небольших стихотворений;
  • неспособность двигаться, в том числе, сюда относятся движения руками, особенно у мальчиков могут возникать проблемы с застегиванием одежды, шнуровкой обуви, мытьем рук, пользованием столовыми приборами, удержанием равновесия и т. д.
  • таким детям может не даваться езда на велосипеде, игры в футбол или классики, прыжки со скакалкой или на одной ноге;
  • трудности в собирании конструктора, решении головоломок;
  • постоянное искажение слов;
  • в школе такие дети могут писать буквы справа-налево или в зеркальном отображении, изменять префиксы и предлоги, изменять целые слова и словосочетания, не замечая при этом своих ошибок.

Ранние проявления дислексии

Также существуют и некоторые другие признаки дислексии, которые можно диагностировать в разные периоды развития ребенка. Остановимся отдельно на каждой возрастной группе:

  • Маленький ребенок: не ползает, поздно начинает ходить, говорить, с трудом конструирует и произносит предложения или сложные словосочетания.
  • Дошкольник: у него проблемы с запоминанием стихотворений, даже с простыми рифмами, у его рисунков мало деталей, он путает правую и левую руку, не может нажимать на кнопки.

Симптомы у детей школьного возраста

  • Ребенок 5-7 лет: имеет проблемы с чтением, дифференциацией и различением подобных звуков по звучанию (например, в-ф, п-б), разделение слов на слоги также дается с большим трудом, практически отсутствует способность к запоминанию стихов и ориентации в пространстве и/или во времени.
  • Ученик начальных классов: имеет проблемы с составлением более длинных речей, путает буквы похожих форм (например, а-о, и-м, р-я, г-т и др.), пропускает буквы, когда пишет под диктовку или переписывает текст с учебника, пропускает точки, запятые и другие знаки препинания, делает пунктуационные, грамматические и орфографические ошибки, пишет некрасиво, неразборчиво, не может выучить таблицу умножения.

Различные формы расстройств

Специалисты различают несколько типов расстройств при чтении и письме. Они могут встречаться по отдельности или сочетаться вместе. Существует следующая классификация дислексии:

  • собственно дислексия - трудности в свободном чтении, часто в сочетании с проблемами с письмом;
  • гипердисклексия - неспособность читать и понимать прочитанное, несмотря на хорошее мастерство техники чтения;
  • диспортография - трудности с освоением правильной орфографии (отсутствие грамотности на письме);
  • дисграфия - проблемы с каллиграфией, так называемый «уродливый почерк», трудный для чтения;
  • дискалькулия - трудности с освоением математики и устным счетом;

Дислексия: наиболее важной является ранняя диагностика

Коррекция дислексии у младших школьников должна учитывать множество факторов. Но прежде всего необходимо вовремя диагностировать это заболевание, лучше на ранних его этапах. Не верьте, когда люди вокруг говорят о вашем ребенке, что он «слишком маленький для того, чтобы ставить ему диагноз» или что «он вырастет нормальным и здоровым, просто возраст такой». Нет, не возраст, нет, не вырастет. Дислексия – это заболевание, отклонение, которое требует вмешательства специалиста и особого подхода. Дислексию нельзя вылечить полностью, но ее можно исправить и значительно улучшить положение дел. Чем раньше вы заметите, что у вашего ребенка проблемы с написанием и чтением, тем легче будет ему помочь. Многое зависит от восприимчивости родителей и учителей. Если они видят, что учеба вызывает необычные проблемы у их детей - им не следует недооценивать эту проблему. Здесь как можно скорее нужно обращаться к специалистам в ближайшем психолого-педагогическом консультационном центре или психиатрической клинике для детей и подростков для лечения или профилактики дислексии.

Полная диагностика

Одного лишь наблюдения симптомов, характерных для дислексии у ребенка, недостаточно для постановки диагноза. Только тогда, когда тесты, оценивающие общую интеллектуальную эффективность и исследования ребенка, включая педиатрическую, офтальмологическую, ларингологическую и логопедическую терапию, не покажут еще одной основы для проблем ребенка, можно предположить, что семья, вероятно, имеет дело с дислексией. В данном случае специалист порекомендует соответствующие упражнения, которые проводятся под наблюдением терапевта или в домашних условиях (родители обязательно получают необходимые инструкции) и учитывают вид дислексии. Они обычно имеют игровую форму, поэтому точно не будут утомительными для ребенка. Бывает, что специалист допускает то, что ребенок с дислексией позже пойдет в школу. Это заслуживает серьезного рассмотрения, потому что дополнительные месяцы интенсивной терапии могут помочь ему соответствовать навыкам сверстников и получать обычное образование наравне с другими детьми.

Упражнения и гимнастика

Дислексия – очень серьезное расстройство. С ним можно жить и вести обычный, нормальный образ жизни и никак не выделяться из общей массы здоровых людей. Но для этого нужно приложить усилия. Необходимо работать над собой, над своими навыками всю жизнь. Да, даже будучи взрослым человеком, обладатель дислексии обязан работать над почерком, постоянно развивать мышление, логику, решать головоломки, если хочет вести комфортный и типичный для человека без этого заболевания образ жизни.


Следующие упражнения могут помочь развивать анализаторские и другие навыки у детей с дислексией, но стоит помнить, что самолечение в данном случае лишь навредит, поэтому приведенные ниже рекомендации и примеры носят исключительно ознакомительный характер:

  • вырежьте изображение на четыре части и дайте ребенку сложить, как пазл, постепенно делайте все больше и больше деталей, усложняйте задание;
  • практикуйте координацию рук и глаз – попросите ребенка сначала пальцем, а затем маркером отметить контуры рисунка;
  • играйте в мяч с ребенком (футбол, волейбол, баскетбол, простое перебрасывание);
  • развивайте использование языка: изучайте рифмы, члените слова на звуки, сравнивайте их;

Занятия под присмотром специалистов

Не останавливайтесь на своих собственных идеях или идеях, найденных в Интернете - чтобы реабилитация была максимально эффективной, обязательно проконсультируйтесь с терапевтом. В частности, определенные типы движения стимулируют производство новых связей между полушариями головного мозга, улучшают координацию, плавность чтения, концентрацию внимания и памяти и активируют мышление. Они освобождают от стресса, регулируют дыхание, хорошо влияют на эмоциональную стабильность, укрепляют чувство собственного достоинства. Поэтому логопеды не только тренируют речевой аппарат, но и заставляют двигаться все тело ребенка. Он выполняет чередующиеся движения: касается правого локтя поднятой левой коленкой и наоборот, или рисует восемь восьмерок в воздухе большим пальцем.


Как лечить?

Лечение дислексии - дело не сложное. Если у ребенка диагностируется дислексия после посещения психологического или педагогического консультационного центра, ребенок должен выполнять специальные упражнения в школе и дома, чтобы развивать у себя способности к счету, чтению и письму. В школе очень часто ребенок с дислексией имеет индивидуальный курс обучения, чтобы учитель мог уделять ему больше времени. Более того, индивидуальный курс может быть построен таким образом, что благодаря отдельным дополнительным занятиям ребенок не будет чувствовать себя застенчивым, ему будет легче учиться и фокусироваться, потому что вокруг него не будет сверстников, которые иногда могут быть не очень тактичными и позволять себе несколько язвительных и неприятных замечаний в сторону ребенка с дислексией.

Вклад родителей в лечение

Лечение дислексии возможно и в домашних условиях. При этом у таких детей должен быть свой особенный режим занятий. Родителям необходимо постоянно заниматься с ребенком, решать головоломки, собирать конструктор, развивать способность анализировать и визуально синтезировать различные вещи. Обязательно нужно учить наизусть стихотворения, начиная с небольших четверостиший и постепенно увеличивая сложность рифм для запоминания; делить слова на слоги и звуки, уметь различать глухие и звонкие, согласные и гласные.


Ребенок также должен практиковать координацию рук, например, среди прочего он может начертить контуры различных фигур и форм на бумаге. Помимо работы на дому, ребенок также должен регулярно посещать занятия, проводимые психологом. Следует помнить, что дислексию нельзя вылечить, но ее можно очень эффективно исправить таким образом, чтобы она не причиняла неудобств в будущем, ведь дислексия - это не приговор.

Дислексия у детей – это специфическое нарушение развития ребенка, которое выражается в частичном поражении способности писать и читать. Такого рода заболевание встречается чаще у мальчиков, нежели у девочек. Ученые и медики до конца не могут определить, почему это заболевание имеет свойство развиваться у детей, но больше склоняются к тому, что этот недуг имеет наследственный характер.

Как проявляется дислексия у детей: симптомы и формы дислексии в таблице

Дислексия имеет неврологическую природу и явственно проявляется у младших школьников, которые полностью погружаются в обучение. У дошкольников выявить дислексию практически невозможно, так как детки только начинают осваивать новые навыки и могут допускать ошибки при чтении и письме.

Основными признаками дислексии у детей являются:

  • Систематичные ошибки при чтении, а именно: неправильное произношение букв, подмена слогов, замена звуков, непонимание прочитанного.
  • Неправильный перевод букв в звуки (декодирование информации).
  • Неспособность правильно и быстро распознавать слова.
  • Трудности с пониманием элементарных навыков правописания.

Дислектики сталкиваются еще с такими проблемами:

  • Полная дезорганизация.
  • Нарушение координации и мелкой моторики.
  • Трудность при восприятии информации.
  • Плохая память.
  • При высоком уровне интеллекта плохие навыки чтения.
  • Ребенку трудно показать верх и низ, путается в определении правой и левой стороны.

Заболевание подразделяется на несколько типов, которые и определяют форму дислексии. В данной таблице представлена полная информация о формах этого заболевания.

Виды дислексии у детей

Тип дислексии Особенности детей с определенным типом дислексии
Фонетическая Эта форма заболевания характеризуется недоразвитием функций фонематической системы, которое проявляется в том, что ребенок не может различить звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку. Например «дом-том-ком» или «пила-липа». Такие дети смешивают звуки и путаются в прочтении слов.
Семантическая В этом случае, малыш не может понять прочитанный текст в целом или смысл отдельных предложений. Эта форма дислексии не отражается на скорости чтения или внятности произношения. Ребенок не может пересказать прочитанную информацию и выделить суть. В этом случае у ребенка нарушен мыслительный процесс, так как он воспринимает все слова по отдельности.
Аграмматическая Данный вид дислексии сопровождается недоразвитием речи. Малыш неправильно склоняет слова, неграмотно произносит окончание слов. Например, «прекрасная день, красивый девочка», а также малыш неправильно употребляет окончание глаголов «сидю, а не сижу; говору, а не говорю» и т. д.
Оптическая Для малыша, который учиться в школе, наибольшую трудность представляет написание букв, которые состоят из похожих элементов. Например, «С-О, Ь-Ы, Н-П».
Мнестическая При этой форме дислексии малышу трудно определить, какой звук соответствует определенной букве.

Почему ребенку трудно читать: причины развития дислексии у младших школьников

Основная причина дислексии – мозговая дисфункция, которая сопровождается как биологическими, так и психологическими факторами. Стоит утешить родителей, объяснив им, что причина дислексии не в умственных или интеллектуальных способностях ребенка, а в неправильном функционировании определенного участка мозга.

Возможные причины дислексии у ребенка:

  • Патологии внутриутробного развития.
  • Тяжелые роды, которые влекли за собой асфиксию, обвитие пуповиной, отслойку плаценты.
  • Поражение ЦНС у малыша.
  • Генетическая наследственность.
  • Травма головы, сильные удары, сотрясение мозга.
  • Заторможенность некоторых участков мозга у ребенка.

Эффективные методы коррекции дислексии у школьников

Метод Рональда Дейвиса

Врач Р. Дейвис разработавший свою систему лечения дислексии сам эффективно поборол этот недуг. По утверждениям врача, дислектики — это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось У А. Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчиля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Рон Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии». В чем же заключается его методика?

Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.

Методика состоит из комплексных процедур, которые помогают ребенку побороть дислексию. Методика Р. Дейвиса состоит из занятий, которые называются:

  • Способность восприятия . Учит ребенка создавать мысленные образы и познавать мир с помощью «умственного глаза».
  • Переключение . Упражнения, нацеленные на «включение и выключения» дезориентации.
  • Разрядка и проверка. Ребенок обучается разряжать воображение специальными упражнениями.
  • Точная настройка. Малыш учится находить точку ориентации.
  • Координация . Ребенок учиться распознавать «право» и «лево».
  • Освоение символов.
  • Легкое чтение.
  • Освоение символов относительно слов.

Методика Корнева

А.Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:

  • Рядоговорение.
  • Ритмы.
  • Субтест «повторение цифр».
  • Кулак-ребро-ладонь.

Много интересных методов по коррекции дислексии можно найти в книгах С. Ортона «Нарушения письма, чтения и речи у детей», М. Кричли «Дислексия развития», З. Матейчека «Нарушения формирования чтения».

Оксана Макерова, логопед-дефектолог выделяет следующие методики по работы с детьми-дислексиками:

  • Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
  • Метод кинезиологической коррекции.
  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
  • Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
  • Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
  • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
  • Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
  • Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
  • Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».
  • Метод «озвученного» чтения.
  • Метод словесных анаграмм.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Как проводить занятия с детьми с дислексией: 3 эффективных упражнения для коррекции

Коррекция дислексии заключается в специально разработанных упражнениях, которые восстанавливают устную и письменную речь постепенно. При работе с ребенком не нагружайте его большим потоком информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться. Упражнения, представленные ниже, мягко и непринужденно воздействуют на сознание ребенка.

Упражнения для коррекции дислексии у детей

Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о, и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

Упражнение «Колечко»

Эта развивающая игра поможет у, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии. Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши. Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить. Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.

Дислексия у детей — мнения экспертов и врачей

Дислексия — продукт мысли и особый способ реагирования на ощущение спутанности сознания (Р.Д. Дейвис )

Ребенок, испытывающий трудности при обучении чтению, совсем не обязательно дислексик: многие дети, которые на начальном этапе медленно осваивают чтение, потом успешно догоняют своих одноклассников (сами или с помощью родителей). Но есть особая группа детей, которые переживают огромные и стойкие трудности при освоении чтения, несмотря на нормальный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха, регулярное посещение школы. Способность овладеть навыком чтения у таких детей на порядок хуже и ниже, чем способности к другим предметам. Именно эту группу детей специалисты называют дислексиками. (кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, автор книг «Дислексия и дисграфия у детей»А.Н. Корнев )

Как такового диагноза дислексия или дисграфия не существует, они входят в общую группу расстройств под названием «задержка психоречевого развития». Причем и такой «приговор» нельзя назвать болезнью, это лишь следствие нарушений кровообращения головного мозга. По опыту работы могу сказать, что практически у всех детей-дислектиков наблюдаются проблемы с кровообращением сосудов головного мозга, но их диагностика проводится слишком поздно. Причиной этому служит непросвещенность наших родителей и «старые» методы лечения таких заболеваний, ведь стандартный сценарий действий родителей, заметивших у своего ребенка тревожные симптомы — поход к педиатру, который направляет их к логопеду. Оптимальный вариант действий: с самого начала полностью обследовать ребенка (проконсультировать с психологом, невропатологом, логопедом-дефектологом, психиатром), обязательно провести томографию и ультразвуковую диагностику головного мозга. Только тогда можно ставить окончательный диагноз и в зависимости от формы расстройства и степени запущенности назначать индивидуальный курс лечения. Большинство детей обходится только коррекционной терапией. Медикаментозное вмешательство возможно только при тяжелых формах дислексии, которая наблюдается у ребенка в комплексе с другими психическими заболеваниями (при ДЦП, аутизме и т.д.). Легкую форму «словесной слепоты» при своевременном выявлении можно устранить за 3-4 месяца. (врач медицинского центра «Истина» И. Бабий )

Дислексия - проблемы с навыками чтения - совсем не так распространена, как это кажется. Истинная дислексия имеет неврологическую природу, а та, с которой мы сталкиваемся, как правило, возникает потому, что в доме вообще ничего читать не принято. Это как если бы я сказал, что 99 % современных детей страдают неспособностью развести костер. А откуда у них эта способность возьмется, если они никогда не видели, как родители добывают огонь? А откуда у них возьмутся навыки чтения, если они родителей с книгой в руках никогда не видят?

Большинство звезд (и не только голливудских) половину детства проводят не с книгой в руках, а кривляясь перед зеркалом, и потом дают интервью, жалуясь на тяжелую жизнь. Резюме: случаев дислексии полно, но в большинстве случаев это проблема педагогическая, а не медицинская. (педиатр Е.О. Комаровский)

Профилактика дислексии – как научить ребенка читать правильно

Для того чтобы у ребенка уменьшить риск проявления дислексии и , необходимо с раннего возраста заниматься с ним специальными упражнениями, которые нацелены на освоение норм грамотной речи и письма. Профилактика дислексии должна основываться на развивающих играх, а не на специальных уроках по 45 минут.

Игры способствуют умственному развитию детей, а также помогают мыслить, анализировать, ориентироваться. Детям важно на начальном этапе обучения показывать как можно больше образов: букв, животных, слов. Им легче воспринимать информацию визуально. В памяти откладываются все эти образы, и в будущем у них не возникнет таких проблем, как дислексия. Еще в садике детям всегда представляют информацию в виде картинок и красочных карт.

Игры для профилактики дислексии

  1. Предложите ребенку такую игру: напишите легкое предложение, чтобы каждое слово у вас было написано на разных карточках. Озвучьте ребенку предложение и попросите, чтобы он его составил из имеющихся слов.
  2. Также можно использовать методику «Пишем вслух». Продиктуйте ребенку маленький отрывок из его любимой сказки и наблюдайте за тем, как он будет писать. Главное, чтобы текст, который вы ему будете диктовать, нравился малышу.
  3. Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. Также можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Такими играми вы научите ребенка не только грамотно читать, но и писать, ведь зрительная память детей очень развита, поэтому им легче запоминать все «на глаз», так сказать.

Возможно, Вы слышали о том, что многие дети пишут слова зеркальным способом. Или читают слова задом наперёд, иногда заменяя в них звуки на похожие. Норма ли это для ребёнка? Да, но иногда такие признаки могут стать звоночком для беспокойства. Что такое болезнь дислексия, и каковы её признаки?

Краткое описание

Дислексия - расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме.

Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия - нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ.

При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.

Формы дислексии

Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

  • фонематическую;
  • семантическую;
  • аграмматическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;

Фонематическая

Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

Семантическая

Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

Аграмматическая

Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

Оптическая

При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

Мнестическая

Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

Тактильная

Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.

Причины дислексии

Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством.

Основная причина дислексии - мозговая дисфункция , которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например:

В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга , к чему может привести:

  • анемия матери;
  • порок сердца матери и плода;
  • асфиксия;
  • затяжные роды;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • обвитие и аномалия развития пуповины;

Токсические поражения ЦНС , что могло дать:

  • алкогольная и медикаментозная интоксикация;
  • гемолитическая болезнь плода;
  • желтуха у новорождённого;

К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.);

Повредить мозг механическим путём можно при:

  • плодоизгоняющих манипуляциях;
  • затяжных родах;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга , что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

  • нейроинфекция;
  • инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
  • тяжёлые хронические заболевания;

Дислексия может сопровождать :

  • умственную отсталость.

Это связано с патологиями зон мозга.

Существуют также социальные неблагоприятные факторы , например:

  • дефицит речевого общения;
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм.

Симптомы

Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский - все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.

Изучение дислексии показало, что дислектики:

  1. имеют широкий кругозор;
  2. любопытны в отношении явлений окружающего мира;
  3. имеют отличное воображение;
  4. обладают развитой интуицией;
  5. могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

Ранние признаки

Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.

  • изменение порядка букв при составлении слов;
  • нежелание читать вслух и писать сочинения;
  • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
  • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
  • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • затруднения с выполнением простейших указаний;
  • неуклюжий захват ручки;
  • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

В дошкольном возрасте

  • Позднее начало развития речи.
  • Затруднения в произношении и изучении слов.
  • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
  • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

Младшая школа

  • Проблемы с декодированием слов.
  • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
  • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
  • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
  • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
  • Затруднения в запоминании фактов.
  • Нарушенная координация движений.
  • Импульсивность и неловкость.
  • Медленное освоение новых навыков.

Средняя школа

  • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
  • Упорное нежелание читать вслух и писать.
  • Плохая память, что влияет и на планирование.
  • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
  • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
  • Плохо читаемый почерк.
  • Затруднения с произношением и написанием слов.

Старшая школа

  • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
  • Недостаточный навык письма.
  • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
  • Неправильное произношение слов.
  • Плохое восприятие информации.
  • Плохая память.
  • Медленная скорость работы.
  • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

Взрослые

  • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
  • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
  • Труднопонимаемое произношение.
  • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
  • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость ().
  • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
  • Слабые организационные навыки.

Диагностика

Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду.

Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:

  • как протекала беременность матери;
  • имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
  • имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
  • как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.

После сбора анамнеза логопед выясняет:

  • сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
  • особенности формирования этих навыков;
  • состояние артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики;
  • успеваемость школьника по русскому языку и литературе.

После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:

  • зачитывание вслух;
  • списывание текста;
  • письмо на слух.

В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.

Тест на дислексию

Недавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению.

Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию.

Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.

Лечение и коррекция дислексии

Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

  • Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
  • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
  • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
  • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
  • Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
  • При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.

Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии:

Многие родители слышали термин «дислексия», но не знают, что это такое за диагноз, как проявляется заболевание, какие последствия возможны в развитии ребенка. Нужно знать, что с первыми признаками болезни сталкиваются уже в детском саду и начальной школе, поэтому родителям необходимо ознакомиться с симптомами и первыми признаками данного неврологического нарушения. Это жизненно важно для нормального будущего ребенка.

Дислексия – это неврологическое нарушение деятельности головного мозга, последствия которого выражаются в трудностях социальной адаптации в обществе, частичном нарушении восприятия информации, трудности при обучении навыками чтения. С такими детьми возникают сложности в процессе обучения, которые можут сохраняться всю жизнь.

Ребенок постоянно повторяет ошибки при чтении книг: заменяет звуки, читает по буквам, искажает слоги, не понимает прочитанного. Это не является следствием нарушения функционирования органов зрения или слуха, это не слабоумие . У детей с нормальным интеллектом частота поражения составляет около 5%, чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

За процесс чтения отвечают зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Сначала текст воспринимается зрительно и узнаются буквы. Затем он соотносит их со звуками, образует слоги, слоги объединяет в слова, а слова в предложения. На последнем этапе осмысливается теста. При дислексии последовательность нарушается.

С точки зрения психологии, это болезнь рассматривается как парциальная (частная) задержка развития психических функций, которые отвечают за чтение.

Сюда входят нарушения зрительного узнавания, пространственных ориентировок, процессов памяти, фонетической и лексико-грамматической речи, зрительно- и слухо-моторной координации, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Причины и факторы заболевания

Зарубежные специалисты придерживаются теории, что причина дислексии и дисграфии у детей – наследственный фактор .

В анамнезе человека исследователи выявляют минимальную мозговую дисфункцию, вызванную воздействием патологических биологических факторов. Внутриутробное повреждение головного мозга чаще всего носит гипоксический характер (порок сердца у мамы или плода (), аномальное развитие пуповины, отслойка плаценты и др.). Кроме того, огромное влияние оказывает токсическое поражение центральной нервной системы , инфекционные заболевания женщины во время беременности, а также проблемные роды.

После рождения выделяют следующие причины дислексии:

  • черепно-мозговая травма (подробнее про симптомы и помощь при сотрясении мозга у детей читайте );
  • нейроинфекции и другие инфекционные заболевания (ветрянка, краснуха и другие).

Чаще всего болезни проявляется у детей с задержкой психического развития, детским церебральным параличом, умственной отсталостью и речевыми нарушениями.

Некоторые исследования связывают причины и виды дислексии:

  • дислексия травмы – причина в травме головного мозга;
  • первичная – ребенок не может читать до 4 класса, испытывает трудности в письменной и устной речи (является наследственной, чаще встречается у мальчиков);
  • вторичная – нарушение гормонального развития в раннем возрасте (в том числе во время внутриутробного развития).

Помимо биологических причин, на процесс освоения навыком чтения оказывают влияние социальные факторы : педагогическая запущенность, дефицит общения, неблагополучная социальная обстановка, обучение в раннем возрасте, слишком быстрый темп обучения.

А вы знали, что данное заболевание диагностировано у мировых звезд и знаменитостей: Кира Найтли, Альберт Энштейн, Том Круз, Мэрилин Монро. И это далеко не полный список.

Классификация

В зависимости от нарушенных механизмов, предлагается следующая классификация дислексии.

  1. Оптическая дислексия – детям трудно воспринять графическое изображение, воспроизвести зрительный ряд. Поэтому они тяжело усваивают буквы: путают их, не могут различить, нарушен зрительный синтез и анализ.
  2. Фонематическая дислексия возникает в результате неразвитости смыслоразличительной, слухопроизносительной функций и фонематического анализа. При этом путаются звуки, дети читают по буквам, пропускают согласные, переставляют звуки и слоги.
  3. Аграмматическая – чаще бывает у детей с нарушениями речи. Они изменяют окончания местоимений и падежные, плохо соотносят прилагательные и существительные (по роду, падежу, числу), изменяют формы и времена глаголов.
  4. Семантическая дислексия – не понимание содержания и смысла текста, но чтение правильное. При этом может читать по слогам (но не объединяет в слова), полными словами (воспринимает каждое слово по отдельности, но не вместе с другими) или объединяя эти два варианта.
  5. Мнестическая дислексия – связана с нарушением слухоречевой памяти, трудно соотнести зрительный образ буквы и звук, плохое запоминание букв.
  6. Тактильная – появляется у слепых, которые читают не с помощью зрения, а посредством тактильных ощущений. Заболевание происходит по тому же механизму, что и у зрячих людей (нарушения движений пальцев как нарушений движений глаз).

Симптомы по возрастам


Без поправки возраст, общий и наиболее распространенный признак при дислексии – затрудненное правописание

По проявлениям выделяют 2 формы дислексии: литеральную (трудности в усвоении отдельных букв) и вербальную (трудности при прочтении слов). Для каждого возраста существуют свои особенности, рассмотрим их.

В дошкольном возрасте

Малыш поздно начинает говорить, ему трудно учить и произносить слова, из-за чего могут возникнуть проблемы в отношениях со сверстниками. Словесная память плохая (не может вспомнить, какие уже выучил). Базовые навыки письма и чтения даются с трудом, путает расположение букв и слов. Не может определить, где верх-низ, право-лево.

В младшем школьном возрасте

Тяжело распознает слова, заменяет их другими, схожими по смыслу и звучанию. Во время письма переворачивает или переставляет при чтении буквы и слова, путается в арифметических знаках. Младший школьник плохо осваивает новые навыки, запоминает факты.

У детей с диагнозом «дислексия» наблюдается пониженная самооценка и депрессия

Это отражается на поведении и личности ученика : он становится неловким и импульсивным, нарушается координация движений, самооценка снижается, появляется депрессия.

В среднем школьном возрасте

По сравнению со сверстниками читает медленно, мало и плохо. Категорически отказывается читать вслух и писать на доске, слова пишет и произносит неправильно. Память плохая, почерк разобрать невозможно. Отношения со сверстниками не ладятся.

В старшем школьном возрасте

Навык письма развит плохо, читает медленно, при этом делает много ошибок. Слова произносит с ошибками. Старшему школьнику тяжело дается восприятие, пересказ, изложение и обобщение, как следствие – плохая память. Работает медленно, плохо адаптируется к новым условиям.

У взрослого

Человек в этом возрасте плохо воспринимает письменную и звуковую информацию. Навыки письма не развиты или совсем отсутствуют. Путает последовательность слов и чисел. Человек рассеянный, невнимательный, не умеет планировать и организовывать свое время.

Лечение дислексии

Прежде чем приступать к лечению, необходимо провести специальную диагностику дислексии, которую проводит психолог. С ребенком проводится тестирование, смотрят, как он читает, какие совершает ошибки, насколько понимает прочитанное . Результаты сравниваются с возрастной нормой. Также проверяют слух, как ребенок воспроизводит речь, воспринимает информацию.

Логопед изучает уровень сформированности устной речи, историю развития. Кроме того, обследуется состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторки. Оценивается звукопроизношение, связанность речи и другие показатели. Тест на дислексию включает списывание, письмо на слух.

По результатам специалист дает соответствующее заключение. Он может направить больного на консультацию к неврологу и офтальмологу.

В младшем возрасте исследование проводится в игровой форме. Родителям и учителям не рекомендуется присутствовать при диагностическом исследовании , чтобы не смущать школьника.

Хотя есть много теорий относительно того, как успешно лечить дислексию, вылечить ее до конца невозможно. В любом случае, лечение проводится под наблюдением специалистов. Корректируются трудности, возникающие в процессе обучения, пациента помогают обучить коммуникативным навыкам.

Коррекция дислексии и дисграфии подразумевает:

  • изменение звукопроизношения;
  • усвоение грамматических норм языка и систем словообразования и словопроизношения;
  • развитие слухоречевой памяти, зрительно–пространственных представлений и др.

Отмечаются случаи, когда уровень интеллекта в норме или выше среднего, а читает хуже всех . Обычно у таких детей наблюдаются проблемы с бинокулярным зрением (это не снижение остроты зрения). В результате ребенок либо испытывает дискомфорт после чтения, либо начинает путать слова и не может их идентифицировать. Необходимо пройти полное обследование у офтальмолога, который проверит бинокулярное зрение, назначит ношение специальных очков и тренировку зрения.

Среди школьников очень часто встречается дисфонезия (слуховая дислексия), тогда ребенка учат выделять слова как целое, вводят фонетический курс, это способствует улучшению навыкам чтения.

При дисэйдезии ребенок не распознает слова как единое целое. Темп чтения становится медленным, так как приходится расшифровывать каждое слово. С помощью мультисенсорной методики можно помочь некоторым детям.

Лечение дислексии требует корректировки учебного процесса. Используется прямое обучение (специальные фонетические техники) и непрямое (особая программа, при которой дети учатся читать).

Прогноз на выздоровление


Дети управляют своей особенностью так, что симтоматика дислексии исчезает

При комплексном и правильном подходе возможно выздоровление. Иногда симптомы проходят сами по себе, по мере взросления человека или изменениями в головном мозге (в этом случае хорошо действует медикаментозная помощь). При вторичных осложнениях детям прописывают витамины и ноотропные препараты.

Профилактика и упражнения

Профилактикой необходимо заниматься с дошкольниками по следующей программе:

  • развивают зрительно-пространственные функции;
  • дают задания на улучшение памяти, внимания;
  • преодолевают нарушения звукопроизношения;
  • формируют лексико-грамматический строй;
  • разрабатывают мелкую моторику рук.

Особенно популярна коррекция дислексии у младший школьников с помощью системы Дейвиса , который сам страдал этой болезнью). Она проводится в несколько этапов.

  1. Ребенка помещают в зону комфорта.
  2. Развивают координацию (право-лево, верх-низ) с помощью резинового мяча.
  3. Лепка. Из пластилина лепят цифры и буквы, учатся различать слоги.
  4. Чтение. Сначала ребенок переводит взгляд слева направо и узнает буквы, закрепляет эту способность. Затем учится понимать смысл отдельного предложения и всего текста.

Согласно отзывам родителей, благодаря этой методике повышается успеваемость обучения, улучшается почерк.

Очень важно вовремя заметить детей с нарушениями речи и проводить с ними логопедические занятия.

Коррекция дислексии у младших школьников с логопедом предполагает выполнение различных упражнений. В зависимости от вида заболевания предлагаются следующие упражнения:


Наиболее популярна у младший школьников коррекция дислексии с помощью системы Дейвиса
  • Фонематическая. Уточняют артикуляцию: перед зеркалом показывают, как правильно нужно открыть рот и поставить язык, чтобы произнести тот или иной звук. Далее сопоставляются различные смешиваемые звуки при произношении и прослушивании.
  • Аграмматическая. Составляются сначала небольшие, затем длинные предложения, учатся менять слова в зависимости от рода, числа и падежа.
  • Мнестическая. Используются предметы, похожие на букву.
  • Оптическая. Необходимо найти определенную букву среди рисунка, которую нужно дорисовать, составляются буквы и цифры из пластилина и счетных палочек.
  • Семантическая. Ребенка обучают понимать значения слов, смысл прочитанного.

Самостоятельно можно заниматься с ребенком с помощью:

  • скороговорок;
  • проговаривания отдельных звуков;
  • артикуляционной гимнастики;
  • многократного чтения текста.

Для лечения у детей дислексии в сложных случаях рекомендуется воспользоваться услугами специалистов, которые предлагают специализированные центры.

Выводы

Нужно понимать, что данное заболевание возникает не только у детей, но и у взрослых. Нужно быть заранее проинформированным и понимать, что это за болезнь – дислексия, ее первые симптомы. И в случае их обнаружения необходимо сразу же обратиться за помощью к специалистам, которые поставят точный диагноз и подберут соответствующую программу лечения.

Выделяют 5 видов дислексии по Лалаевой. Это - семантическая, оптическая, фонематическая, оптическая, мнестическая, оптико-пространственная.

Фонематическая дислексия связана с недоразвитие функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие нёбной занавески. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими. В тех случаях, когда фонемы отличаются одна от другой несколькими смыслоразличительными признаками, говорят о звуках далеких, не сходных между собой. Например, звуки к и з отличаются рядом признаков: способом, местом образования, участием голосовых складок. Если фонемы отличаются одним смыслоразличительным признаком, то тогда они являются близкими, оппозиционными. Например, звуки сиз отличаются одним признаком (с - глухой, з - звонкий). В языке выделяются целые группы оппозиционных фонем (твердые и мягкие, звонкие и глухие и т. д.).

В словах условно можно выделить сочетание фонем, следующих друг за другом в определенной последовательности, которое связано с семантикой, смыслом. Изменение одной из фонем в слове (косы - козы) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла или разрушению его.

В связи с этим В. К. Орфинская выделила следующие функции фонематической системы:

смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы или одного смыслоразличительного признака приводит к изменению смысла);

слухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно);

фонематический анализ, т. е. разложение слова на составляющие его фонемы.

В процессе формирования устной речи у детей опора на семантику является одним из основных условий развития речевой функции (т. е. смыслоразличительная функция у говорящих детей сформирована).

У детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза.

С учетом несформированности основных функций фонематической системы фонематическую дислексию можно подразделить на две формы.

Первая форма - нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциации фонем), которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно - п, д - т, с - ш, ж - шит. д.).

Вторая форма - нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа.

При этой форме наблюдаются следующие группы ошибок при чтении: побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова.

Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении (марка - «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла - «пасала»); в перестановках звуков (утка - «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата - «лата», «лотапа»).


Семантическая дислексия (механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. После прочтения слова по слогам дети не могут показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Нарушения понимания читаемых предложений могут наблюдаться и при синтетическом чтении, т. е. чтении целыми словами.

Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя факторами: трудностями звуко-слогового синтеза и нечеткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях внутри предложения.

Разделение слова на слоги в процессе чтения - одна из причин непонимания читаемого. В результате нарушения фонематического и слогового синтеза дети не узнают слова, если они разделены на части в процессе послогового чтения, не способны объединить в единое значимое целое последовательно произнесенные слоги. Они читают механически, без понимания смысла читаемого. У детей оказывается недостаточно сформированной способность синтезировать, восстанавливать в представлении искусственно разделенную на слоги устную речь.

Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении следующих заданий: а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (л, у, ж, а); б) воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам (де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты).

Нарушение понимания прочитанных предложений обусловлено несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении. При этом в процессе чтения слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения.


Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических, и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у товарищах», «кошка» - «кошки»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»); изменение числа местоимения («все» - «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»), а также формы времени и вида («влетел» - «влетал», «видит» - «видел»).

Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи разного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения.

Мнестическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова. Нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухо-произносительным образом звука особенно ярко проявляется на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.

Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л - Д, 3 - В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т - Г, Ь - Р, Н - П - И). Данная дислексия связана с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.

Наблюдается некоторое нарушение оптико-пространственного гнозиса и праксиса на неречевом уровне. Так, рисование по образцу и по памяти знакомых и простых по форме предметов выполняется правильно, а при срисовывании более сложных предметов отмечаются неточности, еще больше ошибок отмечается при рисовании по памяти.

В процессе рисования и конструирования фигура упрощается, уменьшается количество элементов, неправильно располагаются линии по сравнению с образцом.

Выявляются трудности узнавания букв, написанных одна над другою, дети не могут отличить правильную букву от неправильной, плохо конструируют знакомые буквы, не справляются с добавлением недостающих элементов буквы и преобразованием одной в другую (например, из буквы Р сделать букву В, из буквы П сделать букву Н). Выполнение этих заданий требует умения определять различие сходных оптических изображений, анализировать, представлять изображение или букву как целое, состоящее из определенных элементов, по-разному расположенных по отношению друг к другу.

Для некоторых детей с оптической дислексией буква является сложным оптическим образованием, анализ которого на составляющие элементы затруднен. Вследствие несформированности оптического анализа представления о сходных графически буквах являются неточными и недифференцированными.

Отмечаются затруднения в определении пространственных соотношений, в их речевом обозначении. В тяжелых случаях нарушена схема тела.


При литеральной оптической дислексии наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы. При вербальной дислексии нарушения проявляются при чтении слова.

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение.

Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешения тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально - и, ж - х), расположенных выше или ниже или отличающихся одной точкой - б, б - л, л - к).

У слепых детей с тактильной дислексией имеются нарушения схемы тела, временной и пространственной организации, доминантности, задержки в развитии речи.

Читая слово, слепой ребенок с дислексией воспринимает каждую букву изолированно от другой. У него наблюдается не глобальное чтение, а аналогическое восприятие букв. Чтение часто замедляется из-за поисков потерянного слова или предложения. Читаемое искажается инверсиями, пропусками букв.

Отмечается прерывистость, скачкообразность движений пальцев, возвращения назад для более точной расшифровки воспринятого знака (точек), колебания, неловкость, лишние движения. Эти особенности являются следствием трудностей в процессе чтения.