Главная · Запор · Пути воздействия на восприимчивость организма. В. Восприимчивость населения. Аллергическую реакцию вызывает …

Пути воздействия на восприимчивость организма. В. Восприимчивость населения. Аллергическую реакцию вызывает …

Взаимодействие возбудителя и организма человека не всегда приводит к развитию заболевания и инфицированность еще не означает наличие болезни. Здоровый человек, как правило, устойчив к инфекции. Восприимчивым называется человек, у которого сопротивляемость определенному патогенному агенту недостаточно эффективна.

Факторы, влияющие на восприимчивость человека к инфекциям:

Возраст;

Сопутствующие заболевания;

Генетически обусловленный иммунный статус;

Генетически обусловленная неспецифическая резистентность (сопротивляемость);

Предшествующая иммунизация;

Наличие иммунодефицита, приобретенного вследствие заболевания или терапии;

Психологическое состояние.

Восприимчивость человеческого организма к инфекциям увеличивается при:

Наличие открытых ран;

Наличие инвазивных устройств, таких, как внутрисосудистые катетеры, трахеостомы и т.д.;

Наличие основного хронического заболевания, такого, как сахарный диабет, иммунодефицит, неоплазмоз, лейкемия;

· определенном терапевтическом вмешательстве, включаю­щем иммуноподавляющую терапию, облучение или антибиотики.

Развитие инфекций, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами в госпитальных условиях, возможно при наличии одного из четырех условий:

Заражение очень большой дозой микроорганизмов одного штамма;

Ослабление организма пациента;

Усиление вирулентности этиологического агента;

Необычные, эволюционно не обусловленные входные ворота и поражение соответствующих тканей, вегетация на которых не обеспечивает сохранения возбудителя как биологического вида.

Профилактика ВБИ.

Для того чтобы рационально проводить профилактику ВБИ в ЛПУ необходимо воздействовать на все звенья эпидемиологического процесса. Если прервать цепочку инфекции в любом из трех вышепри­веденных звеньев, эпидемический процесс можно остано­вить. У медицинского персонала имеется несколько способов разрушить цепочку инфекции, воздействуя на возбудителя, путь передачи и/или восприимчивость (иммунитет) организма человека. Комплексные эпидемиологические мероприятия должны быть направлены на все три звена эпидемиологического процесса (рис.1).

Таблица 3. Группировка противоэпидемических мероприятий по их направленности на звенья эпидемического процесса.

Система эпидемиологического надзора.

В ЛПУ создана система эпидемиологического надзора за ВБИ, задачами которого являются:

1. Осуществление эффективного контроля за ВБИ.

2. Устранение возбудителя инфекции.

3. Прерывание путей передачи.

4. Повышение устойчивости организма человека.

Основные направления профилактики ВБИ. (на практику)

1. Оптимизация системы эпидемиологического надзора за ВБИ.

2. Совершенствование лабораторной диагностики и мониторинга возбудителей ВБИ.

3. Повышение эффективности дезинфекционных и стерилизационных мероприятий.

4. Разработка стратегии и тактики применения антибиотиков и химиопрепаратов.

5. Оптимизация мер борьбы и профилактики ВБИ с различными путями передачи.

6. Рационализация основных принципов госпитальной гигиены.

7. Оптимизация принципов профилактики ВБИ медицинского персонала.

8. Оценка экономической эффективности мероприятий по профилактике ВБИ.

Для предупреждения ВБИ в ЛПУ реализуется комплекс мероприятий инфекционной безопасности (ИБ).

ИБ - это мероприятия направленные на предупреждение возникновения инфекционных очагов и их устранения.

ФГБОУВПО «Марийский государственный университет»

Оценочные средства

Б.2.19 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Направление подготовки 051000.62 Профессиональное обучение

Профиль подготовки:

Экономика и управление

Декоративно-прикладное искусство и дизайн

Металлургия и машиностроение

Транспорт

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Кафедра Теории и методики технологии и профессионального образования

Курс - 1 семестр 1

Форма обучения - очная

Составитель: зав. кафедрой МБД и БЖ, канд. пед. наук, доцент

Йошкар-Ола2011


факультета_________________________________________________________________________________

37. Перечислете школьные формы патологии.

1.2. Практические (семинарские), лабораторные занятия

Вопросы и задания для собеседования и демонстрации умений по ПМП по темам семинарско-практических занятий дисциплины "Основы медицинских знаний и ЗОЖ"

Вопросы для обсуждения

1. Здоровье и факторы, его определяющие.

2. Факторы, разрушающие здоровье человека.

3. Профилактика инфекционных заболеваний.

4. Понятие о смерти и ее этапах.

5. Основные приемы сердечно-легочной реанимации.

6. Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

7. Детский травматизм и его профилактика.

8. Первая медицинская помощь при травмах.

9. Десмургия.

10. Влияние злоупотребления психоактивными веществами на организм человека, формирование зависимости, профилактика.

11. Профилактика детских неврозов. Принципы моделирования эргономичной жизни ребенка.

Демонстрация умений по ПМП

1. Оказать первую медицинскую помощь при артериальном кровотечении из раны в области правого локтевого сустава.

2. Десмургия. Основные правила наложения повязок, рассказать и частично показать. Наложить шину Крамера при переломе левого плеча.

3. Оказать первую медицинскую помощь при переломе луча в типичном месте. При отсутствии шины (в школе).

4. Стерилизация. Разновидности, возможности стерилизации в домашних условиях.

5. Наложить окклюзионную повязку при проникающем ранении в правую половину грудной клетки.

6. Транспортная иммобилизация при переломе нижней трети голени в зимнее время с помощью шины Крамера.

7. Наложить крестообразную повязку на правый голеностопный сустав при растяжении связок.

8. Оказать первую медицинскую помощь при смешанном кровотечении из нижней трети левого предплечья.

9. Остановить кровотечение из раны головы (теменная область).

10. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, животных и змей.

11. Наложить повязку на 2 и 3 пальцы кисти.

12. Наложить повязку на кисть типа «варежка».

13. Наложить повязку на кисть типа «перчатка».

14. Наложить повязку типа « чепец».

15. Наложить давящую повязку на рану средней трети плеча.

16. Наложить черепашью повязку на локтевой сустав.

17. Наложить крестообразную повязку на затылочную область.

18. Оказать первую медицинскую помощь при артериальном кровотечении из раны в области правого локтевого сустава.

19. Наложить шину Крамера при переломе левого плеча.

20. Оказать первую медицинскую помощь при переломе луча в типичном месте. При отсутствии шины (в школе).

21. Ожоги, разновидности, степени, первая медицинская помощь.

22. Транспортная иммобилизация при переломе нижней трети голени в зимнее время с помощью шины Крамера.

23. Оказать первую медицинскую помощь при смешанном кровотечении из нижней трети левого предплечья.

24. Остановить кровотечение из раны головы (теменная область).

Тесты (образцы)

1. Нормальная частота пульса у взрослого человека в покое составляет ______ ударов в минуту

а) 30-40; б) 50-70; в) 60-80; г) 90-100

2. Гипертоническая болезнь может осложняться…

а) острыми язвами желудка; б) ишемической болезнью сердца; в) острой лёгочной недостаточностью; г) потерей сознания на фоне острой сосудистой недостаточности

3. Резкое повышение артериального давления на 20-25 % от исходных цифр продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней называют …

а) гипертоническим кризом; б) приступом стенокардии; в) инфарктом миокарда; г) кровопотерей

4. Боли сжимающего или давящего характера за грудиной, появившиеся после физической или нервно-психической нагрузки, характерны для …

а) гипертонического криза; б) приступа стенокардии; в) бронхиальной астмы; г) шока

5. К общим характерным симптомам заболеваний сердечно-сосудистой системы относится …

а) жажда; б) кашель; в) изжога; г) одышка

6. Осложнением гипертонического криза является …

а) мозговой инсульт; б) снижение остроты слуха; в) обморок; г) онемение нижних конечностей

7. Как называется некротический очаг в сердечной мышце, вызванный отсутствием кровоснабжения данной области?

а) стенокардия; б) инфаркт миокарда; в) инсульт; г) асфиксия

8. Повышенное выделение мочи, сухость во рту, зуд кожных покровов, повышенный аппетит являются характерными признаками...

а) астмы; б) ожирения; в) сахарного диабета; г) зоба

9. Питание больных сахарным диабетом должно быть...

а) не менее 2-х раз в сутки с ограничением жиров; б) 2-3 раза в сутки с ограничением соли; в) 3 раза в сутки с ограничением белков; г) 5-6 раз в сутки с ограничением углеводов

10. Аллергическую реакцию вызывает …

11. Общая слабость, потеря аппетита, головная боль, нарушение дыхания, краснота и сухость кожных покровов, запах ацетона изо рта, потеря сознания являются симптомами...

а) гипергликемической комы; б) гипогликемической комы; в) обморока; г) приступа стенокардии

12. У больных сахарным диабетом при избытке инсулина может развиться ______ кома.

а) тиреотоксическая; б) гипогликемическая; в) гипотиреоидная; г) гипокортикоидная

13. Головные боли, головокружение, тошнота и рвота, заплетающийся язык, влажная кожа, красное лицо, судороги характерны для ________ комы.

а) гипергликемической; б) гипогликемической; в) травматической; г) ожоговой

14. При гипогликемической коме больному необходимо …

а) ввести сердечные средства; б) ввести инсулин с глюкозой; в) ввести инсулин; г) ввести глюкозу или дать сладкое

15. При сильной кинжальной боли в животе необходим...

а) покой, теплое молоко; б) покой, применение обезболивающих средств; в) голод, промывание желудка; г) покой, холод на живот, голодная диета

16. Внезапная сильная «кинжальная» боль в животе, в эпигастральной области сопровождающаяся резкой слабостью, холодным липким потом, характерна для...

а) кишечной непроходимости; б) острого аппендицита ; в) прободения язвы желудка, двенадцатиперстной кишки; г) почечной колики

17. Для извлечения из носа инородного тела округлой формы необходимо …

а) сильно высморкаться, закрыв при этом здоровую ноздрю; б) сильно откашляться; в) использовать пинцет; г) использовать крючок

18. Экстренная трахеотомия применяется при попадании инородного тела в …

а) мелкие бронхи; б) крупные бронхи; в) гортань; г) нос

19. Кратковременная потеря сознания, сопровождающаяся судорогами и выделением пенистой жидкости изо рта, цианозом, отсутствием реакции зрачков на свет характерно для …

а) истерического припадка; б) эпилептического припадка; в) коллапса; г) обморока

20. Сильнейший приступ болей в поясничной области, отдающих в пах, сопровождающийся резями при мочеиспускании характерны для …

а) почечной колики; б) острого аппендицита; в) кишечной непроходимости; г) внематочной беременности

21. К терминальным состояниям относятся...

а) клиническая смерть, биологическая смерть; б) потеря сознания, остановка дыхания, остановка сердца, гибель мозга; в) остановка сердца и дыхания, гибель коры головного мозга, гибель всего мозга; г) предагония, агония , клиническая смерть

22. Постепенное угнетение сознания, падение артериального давления, учащение дыхания и сердечных сокращений, сменяющееся их урежением, наличие терминальной паузы характерны для...

23. Временное улучшение состояния, сменяющееся резким падением артериального давления, нарушением дыхания, утратой сознания, исчезновением болевой чувствительности, сухожильных и кожных рефлексов, судорожным дыханием, характерно для...

а) предагонального состояния; б) агонии; в) клинической смерти; г) биологической смерти

24. Продолжительность клинической смерти в нормальных условиях составляет...

а) 30-40 сек.; б) 1-2 мин.; в) 4-6 мин.; г) 10-15 мин.

25. Отсутствие сердечных тонов, дыхания, зрачкового рефлекса, мышечного тонуса свидетельствуют о наступлении …

а) предагонального состояния; б) агонального состояния; в) клинической смерти; г) биологической смерти

26. Отсутствие сердечной и дыхательной деятельности, появление «кошачьего зрачка», «селедочного блеска» роговицы глаза, окоченение с дальнейшим появлением трупных пятен, характерны для...

а) клинической смерти; б) биологической смерти; в) коллапса; г) комы

27. Проведение реанимационных мероприятий необходимо только...

а) в предагональном состоянии; б) в агональном состоянии; в) в состоянии клинической смерти; г) в торпидной фазе шока

28. Прекардиальный удар осуществляется с расстояния ____ см.

а) 5; б) 10; в) 30; г) 50

29. При проведении закрытого массажа сердца взрослого человека грудина должна смещаться на ____ сантиметр (-а, - ов).

а) 1; б) 3; в) 6; г) 9

30. Продолжительность клинической смерти в холодной воде...

а) может уменьшаться; б) может увеличиваться; в) никогда не изменяется; г) может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от влажности атмосферного воздуха

31. Возникновение у раны широкой зоны повреждения тканей, развитием некроза, выраженным болевым синдромом и небольшим наружным кровотечением, характерны для _________ раны

а) рубленой; б) резаной; в) ушибленной; г) колотой

32. Раны, приводящие к развитию острой кровопотери, называют...

а) укушенными; б) резаными; в) ушиблено-рваными; г) колотыми

33. К ранам, приводящим к быстрому развитию травматического шока, относятся...

а) огнестрельные; б) резаные; в) ушиблено-рваные; г) колотые

34. Раневой канал зоны первичного травматического некроза и молекулярного сотрясения имеет_________ рана

а) огнестрельная; б) резаная; в) рубленая; г) колотая

35. Тяжелый травматический шок развивается при уменьшении объёма циркулирующей крови на ___ %.

а) 1; б) 3; в) 5; г) 30

36. Признаками правильно наложенного жгута являются…

а) остановка кровотечения, побледнение кожи, отсутствие пульса на периферической артерии; б) остановка кровотечения, потеря чувствительности на периферии; в) похолодание кожи конечности, остановка кровотечения; г) остановка кровотечения, синюшный оттенок кожи

37. Наиболее опасным для жизни является кровотечение …

а) венозное; б) артериальное; в) капиллярное; г) смешанное

38. К методам временной остановки венозного кровотечения относят...

а) наложение жгута; б) наложение давящей повязки; в) перевязка сосуда в ране; г) применение кровоостанавливающих средств

39. Признаком желудочно-кишечного кровотечения является...

а) кашель с кровью; б) выделение крови изо рта; в) ярко-алая пенистая кровь, выходящая изо рта синхронно с кашлевыми толчками; г) рвота цвета кофейной гущи, жидкий черный (дегтеобразный) стул

40. Первой медицинской помощью при растяжении связок является …

а) наложение согревающей мази и асептической повязки; б) наложение фиксирующей повязки, применение холода; в) наложение согревающего компресса, иммобилизация; г) наложение асептической повязки и массаж

41. К клиническим признакам растяжений относятся …

а) наличие сразу же после удара или через несколько часов багрово-фиолетового кровоподтека; б) острая боль в области сустава, ограничение движения в суставе; в) удлинение конечности; г) укорочение конечности

42. Первая помощь при разрывах связок включает …

а) проведение тугого бинтования; б) наложение асептической повязки; в) проведение массажа; г) наложение йодной сетки

43. Полное или частичное нарушение целостности кости – это...

а) растяжение; б) вывих; в) ушиб; г) перелом

44. Чаще переломы у детей являются…

а) полными; б) открытыми; в) поднадкостничными; г) патологическими

45. При переломах грудного или поясничного отделов позвоночника транспортировку осуществляют...

а) на щите; б) на носилках; в) в специальном гамаке; г) в полусидячем положении

46. Деформация нижней конечности по типу «галифе» характерна для перелома ____________

а) бедра в средней трети; б) шейки бедра; в) в области коленном суставе; г) костей голени

75. Формирование естественного пассивного иммунитета ребенка связано с...

а) употреблением витаминов; б) вакцинацией; в) грудным вскармливанием; г) введением сыворотки

76. Вследствие введения специфической сыворотки у человека возникает ___________ иммунитет.

а) врожденный; б) естественный активный; в) искусственный активный; г) искусственный пассивный

77. Вакцинация проводится с целью создания у ребенка _______ иммунитета.

а) естественного пассивного; б) естественного активного; в) искусственного активного; г) искусственного пассивного

78. В состав вакцин входят...

40. Проблемы биоэтики (проблема абортов , репродуктивных технологий, эвтаназии, фетальной терапии).

1.4. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания как медицинская проблема.

2. Основные симптомы при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Ишемическая болезнь сердца и формы ее проявления.

3. Инфаркт миокарда. Профилактика.

4. Острые и хронические заболевания желудка.

5. Причины, признаки, лечение и профилактика дисбактериозов.

6. Аллергические ренит и конъюктивит.

7. Анафилактический шок. Причины возникновения, профилактика и первая медицинская помощь.

8. Заболевания верхних дыхательных путей и их осложнения.

9. Дизентерия: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

10. Салмонеллез: возбудители, источник инфекции, пути передачи, клиника, лечение, профилактика.

11. Ботулизм: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

12. Спид: пути передачи, клиника, профилактика.

13. Грипп: возбудители, пути передачи, лечение, профилактика.

14. Асептика. Антисептика. Понятие, методы, цели. Антисептические вещества

Реферат и контрольная работа по данному учебному курсу являются важным этапом обучения, способствующим формированию самостоятельного освоения учебного материала. Такие работы позволяют осуществлять контроль за самостоятельной работой студентов и оценить их подготовленность. Эти работы являются краткой самостоятельной разработкой конкретной темы с элементами научного анализа, отражающей уровень теоретических знаний и практических навыков, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обоснованные выводы. Тематика рефератов и контрольных работ, как правило, определяется преподавателем в соответствии с программой прохождения курса. Возможны и инициативные темы, предлагаемые студентами и согласованные с преподавателем. В этом случае студент должен обосновать ее необходимость. Идеи для выбора темы реферата могут возникать также и в ходе заслушивания и обсуждения докладов и выступлений на семинарах.

При выполнении реферата или контрольной работы необходимо учитывать, что ее минимальный объем должен быть не менее 10 страниц машинописного текста, включающих план изложения темы, ее содержания со ссылками на использованную литературу, выводы и библиографию , составленную в алфавитном порядке с учетом современных требований.

Название должно соответствовать содержанию. Исходя из названия работы, студент ограничивает круг вопросов, разрабатываемых в теме. Изложение должно быть достаточно развернутым, чтобы отражать рамки исследования, но при этом не содержать лишних слов. Студент должен пытаться избегать поверхностного, описательного характера работы. С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом литературы. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. Список источников и литературы составляется по алфавиту с точным указанием выходных данных книги, статьи(место и год выхода, издательство и др.). Приложения могут быть различными: таблицы, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации и т. д. Приложения оформляются после списка литературы и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом «Приложение». Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, «Приложение 5») и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется.

2. Промежуточная аттестация студентов

Вопросы и задания к зачету

1. Основные хронические неинфекционные заболевания как причина ранней инвалидности.

2. Гипертоническая болезнь: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Гипертонический криз, обморок, первая медицинская помощь.

3. Ревматизм: этиология, симптомы, осложнения, причины ранней инвалидности, профилактика и лечение.

4. Приобретенный порок сердца – стеноз митрального клапана.

5. Ишемическая болезнь сердца – ИБС. Стенокардия. Этиология, симптомы, осложнения, профилактика. Инфаркт миокарда. Первая медицинская помощь.

6. Бронхиальная астма: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Первая медицинская помощь при приступе бронхиальной астмы.

7. Пневмония: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение, первая медицинская помощь.

8. Сахарный диабет: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Диабетическая кома, первая медицинская помощь.

9. Гастрит, язвенная болезнь: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Первая медицинская помощь при приступе желчнокаменной болезни.

10. Вредные привычки, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания, токсикомания) и их профилактика.

11. Первая медицинская помощь при почечной колике, укачивании, эпилепсии. Характеристика этих заболеваний.

12. Пульс. Качества пульса. Методика и места определения, в том числе у детей. Измерение артериального давления.

13. Правила, места измерения температуры тела. Уход за больным при высокой температуре. Понятие об одышке, удушье, асфиксии. Техника подсчета дыхательных движений.

14. Меры воздействия на кровообращение (банки, горчичники, компрессы, грелки, пузыри со льдом, пиявки).

15. Уход за больными с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (промывание желудка, клизмы, кормление больного, первая медицинская помощь при рвоте).

16. Применение лекарственных средств (перечислить способы введения лекарств в организм, их достоинства и недостатки).

17. Применение лекарственных средств (парентеральный метод: подкожные и внутримышечные инъекции).

18. Методы исследования больных. Анамнез. Основные принципы лекарственной помощи. Уход за больными. Профилактика пролежней.

19. Рациональное питание как один из факторов здорового образа жизни. Понятие о диетическом питании (лечебные столы).

20. Первая медицинская помощь при острых отравлениях недоброкачественной пищей, алкоголем.

21. Первая медицинская помощь при остановке сердцебиения и дыхания (приемы реанимации). Методика проведения искусственного дыхания изо рта в рот, изо рта в нос.

22. Первая медицинская помощь при состоянии клинической смерти. Методика проведения наружного (непрямого) массажа сердца.

23. Транспортировка больных на стандартных и импровизированных носилках.

24. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, животных и змей.

25. Первая медицинская помощь при электротравме, ударе молнии и солнечном ударе.

26. Помощь утопающему. Суицид. Медицинская помощь при повешенье.

27. Эпидемический процесс. Три звена эпидемического процесса.

28. Определение иммунитета, его виды.

29. Понятие об аллергии. Анафилактический шок.

30. Дизентерия: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

31. Салмонеллез: возбудители, источник инфекции, пути передачи, клиника, лечение, профилактика.

32. Ботулизм: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

33. Чесотка: пути передачи, клиника, профилактика, симптомы.

34. Дифтерия: возбудители, пути передачи. Лечение, профилактика.

35. СПИД: пути передачи, клиника, профилактика.

36. Грипп: возбудители, пути передачи, лечение, профилактика.

37. Асептика. Понятие, методы, цели. Наложить повязку на 2 и 3 пальцы кисти.

38. Антисептика. Понятие, методы, цели. Назвать основные антисептические вещества. Наложить повязку на кисть типа «варежка».

39. Раны: разновидности, характеристика. Опасности. Наложить повязку на кисть типа «перчатка».

40. Симптомы ран, опасности колотых, укушенных и проникающих ран. Наложить повязку типа «чепец».

41. Кровотечения: разновидности, способы временной остановки кровотечения. Наложить давящую повязку на рану средней трети плеча.

42. Внутренние кровотечения. Опасности, симптомы, первая медицинская помощь.

43. Наложить черепашью повязку на локтевой сустав.

44. Переломы костей. Разновидности, клинические симптомы, первая медицинская помощь. Наложить крестообразную повязку на затылочную область.

45. Возрастные особенности строения костей. Особенности переломов у детей. Оказать первую медицинскую помощь при артериальном кровотечении из раны в области правого локтевого сустава.

46. Десмургия. Основные правила наложения повязок, рассказать и частично показать. Наложить шину Крамера при переломе левого плеча.

47. Детский травматизм, разновидности, причины роста. Травмы в школе, профилактика. Оказать первую медицинскую помощь при переломе луча в типичном месте. При отсутствии шины (в школе).

48. Стерилизация. Разновидности, возможности стерилизации в домашних условиях. Наложить окклюзионную повязку при проникающем ранении в правую половину грудной клетки.

49. Ожоги, разновидности, степени, первая медицинская помощь.

50. Транспортная иммобилизация при переломе нижней трети голени в зимнее время с помощью шины Крамера.

51. Отморожения: степени, первая медицинская помощь. Наложить крестообразную повязку на правый голеностопный сустав при растяжении связок.

52. Общее замерзание: понятие, первая медицинская помощь. Ознобление: понятие, профилактика. Оказать первую медицинскую помощь при смешанном кровотечении из нижней трети левого предплечья.

53. Роль учителя в профилактике детского травматизма (уличного, бытового, школьного, умышленного, дорожно-транспортного). Остановить кровотечение из раны головы (теменная область).

54. Организационные основы оказания первой медицинской помощи при возникновении массовых поражений.

55. Состояние здоровья детей и подростков. Здоровье и образование.

56. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваний.

57. Школьные формы патологии.

58. Психическое здоровье как медико-педагогическая проблема.

59. Основные направления, формы и средства гигиенического воспитания, выработка навыков здорового образа жизни, воспитание здоровых привычек.

60. Факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья человека.

61. Физическая культура и её оздоровительное значение.

62. Потребность в движении как физиологическая норма. Возраст и уровень физической нагрузки. Влияние недостаточной физической активности на здоровье человека.

63. Наследственность и здоровье. Профилактика наследственных заболеваний.

64. Репродуктивное здоровье.

65. Охрана здоровья беременных женщин.

66. Современные взгляды на зачатие. Дородовая педагогика.

67. Охрана здоровья беременных женщин. Родовспоможение.

68. Бесплодный брак. Профилактика бесплодия.

69. Проблемы биоэтики (проблема абортов, репродуктивных технологий, эвтаназии, фетальной терапии).

70. Альтернативная медицина в свете методологии науки и биомедицинской этики.

Тесты для проведения зачета (образцы)

1. Какое направление в оздоровлении человека XXI века является приоритетным?

а) социальное; б) соматическое; в) психическое; г) духовно-нравственное.

2. Какие заболевания по частоте случаев занимают первое место в России?

а) заболевания сердечно-сосудистой системы; б) заболевания дыхательной системы; в) заболевания нервной системы; г) онкологические заболевания;

3. Какие заболевания в структуре причин смертности населения занимают первое место?

а) онкологические заболевания; б) заболевания сердечно-сосудистой системы; в) травматизм и отравления; г) заболевания дыхательной системы;

4. Назовите среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России?

а) 58, 74 года; б) 65, 56 лет; в) 60, 65 лет; г) 80, 90 лет;

5. Какие основные показатели характеризуют здоровье как социальную категорию?

а) рождаемость; б) смертность; в) уровень образованности; г) уровень заболеваемости; д) уровень обеспеченности; ж) продолжительность жизни.

6. О благополучии какой железы внутренней секреции должен помнить каждый житель Республики Марий Эл ?

7. К основным факторам, определяющим здоровье детей, относят:

а) здоровье родителей; б) особенности течения беременности; в) микроклимат и уровень жизни семьи; г) обстановку в республике; д) курс доллара; е) качество воздуха и воды; ж) международные отношения .

8. Если сумму факторов, определяющих здоровье, принять за 100%, то какую долю будут составлять услуги здравоохранения?

а) 10%; б) 15%; в) 20%; г) 30%; д) 40%.

9. Что такое норма в медицине?

а) фикция, не поддающаяся научному определению; б) норма зависит от личного мнения врача; в) каждый человек в известном смысле ненормален; г) норма для каждого человека – явление объективное, строго индивидуальная, реально ему присущая; д) норма – это зона оптимального функционирования системы.

10. Укажите правильный способ остановки венозного кровотечения из раны в нижней трети предплечья:

а) давящая повязка;

б) наложение жгута выше раны;

11. Укажите паренхиматозный орган из перечисленных:

а) сердце; б) желудок; в) слепая кишка; г) печень.

12. Что предпочтительнее в случае внутреннего кровотечения?

а) тепло; б) обезболивающие средства; в) пузырь со льдом.

13. Отметьте характерный признак кишечного кровотечения:

а) отсутствие аппетита; б) головная боль; в) черный, «дегтеобразный» стул; г) повышение температуры.

14. Ситуационная задача.

Женщина получила ожог предплечья паром. При осмотре: резкое покраснение кожи предплечья, в области лучезапястного сустава – несколько небольших пузырей с прозрачным содержимым. Укажите степень ожога и первую медицинскую помощь. Нуждается ли больная в госпитализации?

15. Для кого характерны переломы по типу «зеленой веточки»:

а) для стариков; б) для детей; в) для людей 20-30 лет.

16. Как называется некротический очаг в сердечной мышце, вызванный отсутствием кровоснабжения данной области?

а) стенокардия; б) инсульт; в) асфиксия; г) инфаркт миокарда.

17. При каком заболевании органов дыхания затруднен выдох?

а) пневмония; б) бронхиальная астма; в) бронхит ; г) гайморит.

18. Какую неотложную помощь следует оказать при приступе стенокардии:

а) дать таблетку анальгин; б) дать под язык валидол, нитроглицерин; в) сделать внутремышечно димедрол с анальгином.

19. Назовите самую действенную помощь при отравлениях;

а) обильное питье; б) молоко; в) промывание желудка; г) активированный уголь.

20. Какой признак, описывающий состояние клинической смерти, указан неверно:

а) пульс не прощупывается; б) дыхания нет; в) тоны сердца глухие и слабо прослушиваются; г) зрачки расширены, не реагируют на свет; д) давления нет.

Восприимчивость - видовое свойство организма человека или животного отвечать инфекционным процессом на внедрение возбудителя. Это свойство является необходимым условием для поддержания эпидемического процесса. Восприимчивость принято выражать контагиозным индексом - численным выражением готовности к заболеванию при первичном инфицировании каким-либо определённым возбудителем. Контагиозный индекс показывает степень вероятности заболевания человека после гарантированного заражения. При высоком контагиозном индексе индивидуальная предрасположенность не может оказывать существенного влияния на заболеваемость, при низком индексе забо­леваемость больше зависит от предрасположенности человека к заболеванию. Контагиозный индекс выражают десятичной дробью или в процентах. Так, при кори этот показатель приближается к 1 (100%), при дифтерии он составляет 0,2 (20%), при полиомиелите - 0,001-0,03%.

Восприимчивость зависит от состояния организма человека, его возраста, пола, конкретных условий места и времени развития эпидемического процесса, а также от качественной характеристики возбудителя, т.е. его патогенности, вирулентности и дозы.

Для эпидемического процесса характерны периодические подъёмы и спады в течение одного года (сезонность) и в течение многих лет (цикличность) и даже десятилетий.

Эпидемический процесс проявляется в виде эпидемических очагов с одним или несколькими случаями болезни или носительства.

Эпидемический очаг – место пребывания источника возбудителя инфекции с окружающей его территорией в тех пределах, в которых возбудитель способен передаваться от источника возбудителя инфекции к людям, находящимся в общении с ним.

Границы очага определяются особенностями механизма передачи конкретной инфекционной болезни и конкретными условиями природно-социальной среды, обуславливающими возможности и масштабы реализации этого механизма.

Продолжительность существования очага определяется временем пребывания источника и сроком максимального инкубационного периода конкретной инфекции. После убытия больного или его выздоровления очаг сохраняет свое значение в течение максимального инкубационного периода, т.к. возможно появление новых больных.

Контакт микроорганизма с макроорганизмом может проявляться комменсализмом, симбиозом или развитием инфекции. Под понятием комменсализм понимается состояние, при котором сохранение микроба в организме хозяина не сопровождается повреждением последнего, однако отмечается активация системы специфической и неспецифической резистентности. Симбиоз (мутуализм) – это состояние, при котором и микроб, и хозяин получают адаптивные преимущества. Ряд необходимых для организма питательных веществ синтезируется эндогенной микрофлорой. Микроорганизмы в организме человека приобретают стабильность окружающей среды по параметрам температуры, ионному составу, наличию питательных веществ. Сосуществование бактерий и человека абсолютно равноправно, причём в системе человек-микроб общее количество человеческих клеток составляет 10 13 , а микробных – 10 14 -10 15 .



Центральным биологическим явлением в эпидемическом процессе является инфекционное заболевание в его различных патогенетических и клинических проявлениях. Инфекционная болезнь – это частное проявление инфекционного процесса, крайняя степень его развития.

Инфекционный процесс – взаимодействие возбудителя и восприимчивого организма (человека или животного), проявляющееся болезнью или носительством возбудителя инфекции.

Выделяют несколько форм течения инфекционного процесса:

1. Носительство: - Транзиторное

Здоровое

Реконвалесцентное: острое и хроническое

2. Инфекционная болезнь: - Острейшая (фульминантная, молниеносная)

Острая: типичная (легкая, средняя, тяжелая)

атипичная (бессимптомная, стёртая, и абортивная)

Хроническая

Медленная

Проявления эпидемического процесса :



Экзотическая заболеваемость - заболеваемость болезнями, не свойственными данной местности. Она возникает в результате заноса или завоза возбудителя с других территорий, в пределы национальных территорий, где такая инфекция отсутствует (в связи с тем, что отсутствуют необходимые условия для поддержания эпидемического процесса). Заражение происходит вне данной территории. Экзотические случаи инфекционного заболевания всегда являются завозными, но не все завозные случаи – экзотические. Например, в пределах СНГ случай кожного лейшманиоза – завозной, но не экзотический, а вот случай желтой лихорадки – и завозной, и экзотический.

Повсеместное распространение по всему земному шару ха­рактерно для большинства антропонозных инфекций и ряда зоонозов домашних животных. Территориальная неравномерность распределения заболеваний характерна для зоонозов, резервуаром возбудителя которых служат дикие животные, и ряда антропонозов, зависящих от природных и социальных условий.

Территории распространения заболеваний - нозоареалы . С известной долей условности все инфекционные болезни по особенностям их территориального распространения и типу нозоареала можно объединить в две группы: с глобальным и региональным распределением .

· Глобальное распространение характерно для большинства антропонозных инфекций и ряда зоонозов домашних животных.

· Региональное распространение заболеваний свойственно, прежде всего, природно-очаговым инфекциям.

· Зональные нозоареалы - территории распространения болезней человека, эндемичных для вполне определённых зон земного шара. Обычно эти нозоареалы в виде пояса охватывают весь земной шар или, по крайней мере, большую его часть. Зональное распределение болезней зависит от определённых климатических и ландшафтных зон земного шара. К таким инфекционным болезням относят туляремию, блошиный эндемический тиф, аскаридоз.

В зависимости от интенсивности распространения болезни эпидемический процесс может проявляться в виде спорадической заболеваемости, групповых заболеваний (эпидемических вспышек), эпидемий и пандемий. Принято считать, что главное отличие перечисленных форм заключается в количественной стороне вопроса.

Единичные, не связанные между собой, неповсеместные и нерегулярные заболевания относят к категории «спорадическая заболеваемость ». К этой же категории относится регулярно наблюдае­мый, сложившийся для данной местности уровень заболеваемости.

Групповые заболевания, связанные с одним источником (путями и факторами передачи) инфекции и не выходящие за пределы семьи, коллектива, населённых пунктов, - эпидемическая вспышка .

Болееинтенсивное и широкое распространение инфекционной болезни, охватывающее население региона страны или нескольких стран, - эпидемия (в переводе с греческого «среди людей», соответствует старому русскому выражению «полюдье»).Она представляет совокупность эпидемических вспышек, возникающих на больших территориях и наслаивающихся одна на другую. Иногда под эпидемией понимают - заболеваемость, превышающую обычную для данной местности норму. Наиболее часто эпидемии разделяют по четырём признакам : временному, территориальному, по интенсивности и механизму развития эпидемического процесса.

По временному признаку выделяют: острые (взрывоопасные) и хронические (длительно протекающие) эпидемии. Наиболее типичными острыми эпи­демиями бывают эпидемии, развивающиеся при одномоментном заражении. Первый случай заболевания появляется по истечении минимального инкубационного периода болезни, последний - после максимального. Наиболь­шее количество заболеваний приходится на средний инкубационный период. Заболевания, возникшие за пределами колебаний инкубационного периода, - результат вторичных заражений.

По территориальному признаку выделяют: эпидемии локальные, приуроченные к определённой территории и группе населения, а также распространённые, захватывающие смежные территории и группы населения.

По интенсивности развития эпидемического процесса различают эксплозивные (взрывоопасные) и вяло протекающие эпидемии.

По механизму развития различают три группы эпидемий:

1. Эпидемии, связанные с веерообразной передачей возбудителя от одного источника или фактора передачи сразу большому количеству людей без последующей передачи возбудителя от заболевшего (зоонозы, сапронозы). Длительность течения этих эпидемий может ограничиваться колебаниями инкубационного периода (от минимума до максимума). Более длительное течение подобных эпидемий происходит, если не устранены условия, приводящие к заражению людей.

2. Эпидемии, обусловленные цепной передачей возбудителя от заражённых индивидуумов здоровым (воздушно-капельным путём - при аэрозольных инфекциях, контактно-бытовым -при кишечных).

3. Эпидемии, развивающиеся за счёт передачи возбудителя от заражённых лиц здоровым, через различные факторы (пищу, воду, членистоногих, предметы быта), без непосредственного контакта этих людей.

Повсеместная эпидемия, интенсивно распространяющаяся во многих странах или даже во всех частях света, - пандемия.

Классификация антропонозных инфекций по локализации возбудителя в организме человека и механизму передачи. Эпидемиологические особенности антропонозов с аэрозольным механизмом передачи

Болезни, при которых люди являются источником инфекции, называют антропонозами .

Источник инфекции - человек, больной острой или хронической инфекцией, реконвалесцент или носитель.

Состояние зараженности может иметь неодинаковые клинические проявления, а потенциальный источник возбудителя инфекции по-разному опасен в различные периоды инфекционного процесса.

Значительную эпидемиологическую опасность из всех рассматриваемых вариантов источников инфекции представляют атипичные, трудно выявляемые формы и периоды инфекционного процесса. При некоторых болезнях им принадлежит главная роль в поддержании эпидемического процесса.

Например, уже в конце инкубационного периода больные вирусным гепатитом А чрезвычайно опасны как источники инфекции, а при кори заразительность выражена в последний день инкубации и в продромальном периоде.

При большинстве инфекционных болезней наибольшая опасность заражения существует от больных в разгаре болезни. Особенностью этого периода является наличие ряда патофизиологических механизмов способствующих интенсивному выделению возбудителя в окружающую среду: кашель, насморк, рвота, понос и др. При некоторых болезнях заразительность сохраняется и в стадии реконвалесценции, например при брюшном тифе и паратифах.

Носители возбудителя инфекции - практически здоровые люди, что определяет их особую эпидемиологическую опасность для окружающих. Эпидемиологическая значимость носителей зависит от длительности и массивности выделения возбудителя. Бактерионосительство может сохраняться после перенесенной болезни (реконвалесцентное носительство). В зависимости от длительности оно бывает:

· острым (до 3 мес), например после брюшного тифа,

· хроническим (от 3 мес до нескольких десятков лет).

Носительство возможно у лиц, ранее привитых от инфекционных болезней или переболевших ими, т. е. имеющих специфический иммунитет - здоровое носительство (например, дифтерия, коклюш и др.). Наименьшую опасность как источник инфекции представляют транзиторные носители , у которых возбудитель находится в организме очень короткий срок.

Потенциальная опасность источников инфекции реализу­ется в конкретной обстановке и зависит от:

· выраженности клинических проявлений болезни,

· длительности заболевания,

· санитарной культуры,

· поведения больного (бактерионосителя),

· условий его жизни и работы.

Классификация по локализации возбудителей в организме:

1. Кишечные инфекции (холера, шигеллез).

2. Инфекции дыхательных путей (ветряная оспа, аденовирусная инфекция, грипп, коклюш).

3. Кровяные (вухерериоз, малярия, сыпной тиф).

4. Инфекции наружных покровов (ВИЧ-инфекция, вирусный гепатит В, С, Д, сифилис, рожа).

Классификация по механизму передачи:

1. Аспирационный механизм передачи реализуется двумя путями:

· воздушно-капельным - нестойкими во внешней среде микроорганизмах (менингококк, вирус кори и др.);

· воздушно-пылевым - при устойчивых, сохраняющих жизнеспособность длительный срок (микобактерии туберкулеза).

Основные свойства инфекционных болезней:

А) специфичность = способность вызвать определенную инфекционную болезнь:

Бактерии → бактериозы,

Микоплазмы → микоплазмозы,

Грибы → микозы,

Б) заразительность = способность передаваться от больного человека или животного к здоровому.

Организм, от которого инфекция передается здоровому человеку называется источником инфекции.

Источник инфекции - это живой зараженный организм, который является естественной средой для существования возбудителя.

Источниками инфекции могут быть:

Люди (больные или носители: носительство острое и хроническое = свыше 3 мес,

реконвалесцентное, временное и злостное),

- животные.

В зависимости от источника инфекции предложена следующая классификация инфекционных болезней:

1. Антропонозы - основной резервуар – человек; болезни: брюшной тиф, корь, гепатит А, полиомиелит, дифтерия, ветряная оспа, сифилис, гонорея, чесотка;

2. Зоонозы (зооантропонозы ) - основной резервуар – животные; болезни: бруцеллез, ящур, лихорадка Ку, орнитоз, трихофития, туляремия, бешенство;

3. Сапронозы - основной резервуар:

Почва, болезни: актиномикоз, аспергиллез, кл остри диоз,

Вода, болезни: легионеллез, холера,

Внешняя среда+животные; болезни: сибирская язва, лептоспирозы

В) способность к широкому и быстрому распространению:

Проявления инфекционного процесса неодинаковы по своим количественным параметрам:

- спорадические - несвязанные между собой случаи болезни,

- эпидемическая заболеваемость = эпидемии = массовое распространение:

= вспышка – в одном коллективе или населенном пункте,

= эпидемия – одну или несколько стран,

- = пандемия – весь земной шар или несколько континентов

Различают:

Эндемические заболевания - постоянно существующие на данной территории

и экзотические болезни - не свойственные данной территории (они могут быть следствием завоза возбудителей инфицированными людьми или животными, с пищевыми продуктами или различными изделиями).

Природно-очаговые заболевания - на определенной территории.

Условия возникновения

Эпидемический процесс - это взаимодействие трех составных частей:

Источников возбудителей инфекции,

Механизма их передачи,

Восприимчивого населения.

Свойства возбудителя:

- По способности вызвать заболевания микроорганизмы могут быть:

Непатогенные - не вызывают заболевания,

Условно-патогенные (роль в эубиозах) – вызывают при определенных условиях,

Патогенные всегда вызывают заболевания.

Патогенность – это потенциальнаяя способность микроорганизма вызвать заболевание;

Вирулентность - это мера патогенности.

Она зависит:

Наличие факторов патогенности = пили, капсулы, ЛПС, антигены, ферменты,

Токсины;

Инфицирующая доза = минимальное количество микроорганизмов, способное вызвать инфекционный процесс: гонококк - 10, возбудители кишечных инфекций - 10 7 -10 8 ,

Микроорганизм должен попасть через входные ворота = место проникновения – в этом месте клетки лишены физиологической защиты.

Пути передачи:

Аэрозольный,

Фекально-оральный = мясо, молоко, фарш - среда для размножения,

овощи, хлеб - сохранение жизнеспособности,

мухи - механические переносчики м/о на продукты;

Водный = купание, полоскание белья, питье;

Трансмиссивный = вши, блохи, комары, москиты, клещи;

Контактный = прямой,

Непрямой;

Вертикальный (внутриутробный) = от матери - плод: токсоплазмоз, краснуха, СПИД; - парентеральный = при медицинских манипуляциях (эндоскопия, инъекции).

Восприимчивый макроорганизм

Восприимчивость - свойство организма отвечать инфекцией на встречу с возбудителем. Состояние восприимчивости зависит от ряда факторов, которые определяют специфическую и неспецифическую резистентность:

Неспецифическая резистентностъ: лизоцим, интерферон, комплемент, пропердин;

Специфический иммунитет: врожденный,

приобретенный:

- естественный:

= активный (постинфекционный),

= пассивный(материнский)

- искусственный:

=активный- поствакцинальный,

= пассивный-постсывороточный.

Другие факторы:

перегрев и переохлаждение,

характер питания,

авитаминоз,

воздействие химических веществ, радиации на производстве,

эмоциональный фон, стрессы

Вопрос 2. Формы инфекции и их характеристика .

По происхождению инфекционные болезни могут быть:

- экзогенные – микроб попадает извне,

- эндогенные – заболевание вызывают собственные микроорганизмы – представители нормальной микрофлоры

По локализации микроорганизмов в организме:

- очаговая (местная) – микроб поражает один вид тканей в месте входных ворот,

- генерализованная – поражается весь организм:

Если микроб циркулирует в крови – такое состояние называется бактериемия или вирусемия,

Если размножается в крови – сепсис,

Если в крови ц иркулирует токсин – токсинеми я.

По числу возбудителей –

Моноинфекция – 1 вид,

- смешанная – несколько видов.

По наличию повторных заболеваний:

- Вторичная – когда к инфекции, вызванной одним микроорганизмом присоединяется другая, вызванная вторым микробом,

- Реинфекция - повторное заражение тем же самым возбудителем,

- Суперинфекция – повторное заражение наступает до выздоровления,

- Рецидив – возврат болезни без повторного заражения.

По продолжительности:

- острые – протекают быстро в короткие сроки,

- хронические = персистенция – микроб долго пребывает в организме,

- микробоносительство – выделение микроорганизма после клинического выздоровления.

По проявлению:

- манифестная – проявляется комплекс симптомов, характерных для болезни,

- бессимптомная – протекает без видимых симптомов.