Главная · Запор · Психические состояния детей дошкольного возраста. Психологическое состояние детей после развода родителей Что такое психические состояния детей

Психические состояния детей дошкольного возраста. Психологическое состояние детей после развода родителей Что такое психические состояния детей


Уважаемые посетители кабинета Олега Матвеева, Вам предлагается продолжить разбирать психологию детского рисунка , здесь рассматривается тест Детский рисунок человека и эмоциональные проблемы ребенка, такие как, тревожность, страхи, депрессия .

Эмоциональные проблемы ребенка в детском рисунке человека

Эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние ребенка отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения.

Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т. п.

Специальной оценке подлежат только достаточно выраженные отклонения от варианта, стандартного для данного возраста. В случаях, когда имеются сомнения в наличии такого отклонения, соответствующий показатель не интерпретируется.
(см. рисуночные тесты для детей)

Детский рисунок человека — регуляция психомоторного тонуса

Сила нажима на карандаш, при рисовании ребенком человека, характеризующая особенности психомоторного тонуса, - важный показатель уровня активности. Усиленный нажим свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности.

Это состояние возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате длительного пребывания в неблагоприятной ситуации, которую не удается изменить.

Ему свойственно общее возбуждение и ощущение, что необходимо что-то делать, но неясно, что именно.
Усиленный нажим часто встречается при ригидности, т. е. затрудненном переключении с одной деятельности на другую, склонности к застреванию на тех или иных переживаниях и действиях.
(см. личность ребенка — тест)
Вообще же усиленный нажим может говорить о многих достаточно разных эмоциональных проблемах и психологических особенностях. Он нередко встречается при гиперактивности, гипертимном типе личности и в гипоманиакалъном состоянии.

Сильный нажим, в детском рисунке человека, может сигнализировать о высокой конфликтности , агрессивности . Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции. В любом из этих случаев в рисунке обязательно будут и другие признаки, свидетельствующие о наличии соответствующих эмоциональных проблем ребенка.

Снижение психомоторного тонуса в детском рисунке человека

Снижение психомоторного тонуса, отражающееся на детском рисунке человека в ослабленном нажиме, нитяной, еле видимой линии, встречается при падении уровня активности, особенно часто при астеническом состоянии.

Это состояние нервного истощения, ослабленности, при котором резко повышается физическая и умственная утомляемость, падает работоспособность.

При астении ухудшаются память, внимание, появлявляются плаксивость, капризность, раздражительность. Очень слабый нажим карандаша нередко сигнализирует о снижении настроения, субдепрессивном состоянии, депрессии. Ослабленный нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе и часто встречается у пассивных, застенчивых детей.

Другой частый признак астенического состояния: линии не доводятся до конца, так что контур остается незамкнутым. Так проявляется бессознательная тенденция к предельной экономии сил, призванная сберечь последние оставшиеся ресурсы психической энергии. Та же тенденция приводит к чрезвычайной бедности деталей рисунка.
(см. тест на астению)
Иногда отсутствие на рисунке таких черт лица, как глаза и/или рот, говорит об аутизации (человек уходит в себя, избегает общения). Оно может быть также признаком негативизма или асоциалъности (плохого владения социальными нормами). Чрезвычайная бедность деталей и линии, не доведенные до конца, иногда могут быть признаком импульсивности.

Кроме устойчивого повышения или снижения психомоторного тонуса существует такой признак, как неустойчивый психомоторный тонус. Он отражается в сильно варьирующем нажиме на карандаш и служит показателем повышенной эмоциональной лабильности, т. е. тенденции к частой смене настроений по незначительному поводу или вообще без видимого повода.

Эмоциональные проблемы ребенка: тревожность, страхи, депрессия

Штриховая линия, которая выглядит как бы составленной из коротких кусочков. Она идет не от одной значащей точки к другой, а многократно «останавливается по дороге». Это происходит из-за опасения попасть не туда, куда требуется. Проводя линию, ребенок многократно прерывает действие, чтобы проверить и скорректировать результат. В итоге точность линий не повышается, а, напротив, понижается, так как такой тревожный гиперконтроль нарушает нормальное выполнение целостного действия.

Подобный вид линии свидетельствует о высокой тревожности ребенка , т. е. неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам, к легкому возникновению состояния тревоги. Расположение рисунка в нижней половине листа служит одним из признаков снижения самооценки, однако этот признак относительно мало надежен.

Высокая тревожность в сочетании с проявлениями астении позволяет говорить о психастенической акцентуации .

Признак устойчиво повышенной тревожности: штриховка изображения. Высокая степень ее аккуратности говорит о том, что в данном случае имеется также некоторая ригидность.

О тревожности и повышенной пунктуальности, являющейся следствием ригидности, свидетельствуют также многочисленные уточнения инструкции при выполнении задания («Это должен быть просто человек или какой-нибудь определенный?», «А насколько подробно его рисовать?»).

Сочетание тревожности и ригидности часто приводит к перфекционизму, т. е. к стремлению выполнять любую работу на самом высоком уровне. Это качество в итоге часто снижает достижения, поскольку неоправданно много времени тратится на мелочи, так что ребенок нередко не успевает сделать главную часть задания.

Множественность линий (вместо одной линии проводится несколько с примерно одинаковым нажимом, так что непонятно, какая из них основная) также говорит о высокой тревоге.

Эскизная линия с явным выделением предварительных и основной указывает и на такую особенность, как стремление контролировать свою тревогу, «держать себя в руках».

В рисунке человека иногда встречается такой признак, как плотная штриховка (зачернение) глаз. Этот признак характерен для людей, страдающих навязчивыми страхами (фобиями), которые часто формируются при повышенном уровне тревоги. Таким же образом, как признак возможного наличия фобий, интерпретируется изображение глаз с особо большими густо зачерненными зрачками (радужкой) или скрытых черными очками, а иногда также и подчеркнутых больших пустых глаз (без радужки и зрачка).
(см. невротизм ребенка — тест)
Интересно отметить, что аффект страха действительно сопровождается расширением зрачков, глаза при этом как бы увеличиваются и чернеют. Видимо, отсюда идет выражение «у страха глаза велики». Не очень понятно, каким образом этот признак выделяется ребенком, но, тем не менее, зачернение глаз как признак страхов характерно даже для дошкольного возраста.

Увеличенный размер изображения (увеличенным можно считать рисунок человека, занимающий по высоте 2/3 листа и более). Увеличение размера рисунка - еще один признак ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги

Психологические проблемы ребенка: депрессия

Резко уменьшенный размер (уменьшенным можно считать изображение человека, занимающий по высоте менее 1/3 листа) и размещение его в углу листа. Эти признаки характерны для депрессивного состояния . В менее выраженном виде они встречаются при субдепрессии, снижении настроения, не доходящем до собственно депрессии.

Изменения размера рисунка в большую и в меньшую сторону говорят не о нарастании и убывании какой-либо одной и той же психологической особенности, а о существенно разных эмоциональных состояниях.

Увеличение изображения типично для состояния тревоги, уменьшение - для депрессии. Между тем, эти состояния не противоречат одно другому и нередко сочетаются, порождая так называемую тревожную депрессию . В этих случаях размер рисунка может быть различным в зависимости от того, какой компонент преобладает в данный момент - тревожный или депрессивный.

Далее, будет рассмотрен тест детского рисунка человека на определение сферы общения: — интровертность, экстравертность, демонстративность и отстраненность ребенка

Желаю всем психического благополучия!

Как правило, в таких семьях имеется один или несколько детей. Для любого ребенка развод родителей это, прежде всего колоссальный стресс, который оказывает большое негативное влияние на психологическое состояние детей. Семья - это основная ячейка общества. Именно семья учит ребенка любить, радоваться жизни, познавать мир, искать свое место в обществе. Отношения между родителями являются примером для детей, на примере родителей дети учатся переживать тяжелые моменты и в дальнейшем строить свои собственные отношения. Таким образом, разрыв семьи не может не повлиять на психологическое состояние детей после развода родителей.

Дети очень близко воспринимают развод родителей. Самое страшное, что при этом у большинства подростков возникает чувство вины, за то, что он не смог сохранить брак своих родителей. Возможно, это чувство будет преследовать ребенка на протяжении большого периода после развода родителей.

Другое не менее опасное чувство, способствующее еще более негативному влиянию на состояние детей после развода - это чувство страха. Ребенок начинает бояться потери любви родителя, который ушел из семьи и, напротив, появляется некая озлобленность на второго родителя. Многие дети становятся более капризными, начинают требовать повышенного внимания. Некоторые же становятся подвержены частым болезням и перепадам настроения.

Состояние детей отображается и в отношениях с окружающими людьми. Дети могут проявлять приступы агрессии к учителям или своим одноклассникам. У многих детей появляются проблемы в школе из-за плохого поведения и непослушания. По мнению специалистов больше отрицательного воздействия на психику ребенка наблюдается среди мальчиков. Также, считается, что чем выше возраст, тем сильнее ребенок переживает распад семьи. Часто «дети отбиваются от рук», они стараются не подчиняться правилам и нормам поведения установленными в обществе, появляется чувство гнева и ненависти к старшим людям либо к одному из родителей. В редких случаях у подростка может появиться склонность к самоубийству. Возможно, что ребенок будет испытывать чувство стыда за свою семью перед товарищами.

После развода родителей одним из основных страхов детей является появление в семье нового человека, который попытается, по мнению ребенка, составить последнему конкуренцию за внимание родителя. Таким образом, появляется чувство ревности и ненужности ни кому кроме самого себя. В этом случае ребенок может убегать из дома, проводить большую часть времени со своими друзьями. Многие дети стараются оставаться на ночь у сверстников, чтобы попробовать ощутить полноценную семью.

Пример родителей может отрицательно сказаться и на личной жизни ребенка. Многие дети из разведенных семей, как правило, повторяют ошибки своих родителей и тоже разрушают свой брак. По статистике возраст, в котором вступают в брак дети из разведенных семей значительно ниже, чем у детей из обычных семей. Это объясняется в желании восполнить ощущение крепкой семьи, которого он был лишен в детстве. Но ранний возраст как раз и выступает основной причиной развода у таких детей.

Конечно же, можно избежать тяжелых последствий состояния детей, если стараться не обделять ребенка вниманием и любовью и следовать некоторым советам психологов. Итак, основные правила, которые помогут психологическому состоянию детей после развода:

  1. Поддержание теплой атмосферы во взаимоотношениях со своим ребенком.
  2. Если вы решили развестись, то лучше всего это честный и откровенный разговор с ребенком. Надо сказать ему все как есть, чтобы в дальнейшем он не обвинял вас во лжи и несправедливом отношении. При этом нельзя настраивать ребенка против одного из родителей.
  3. Уделять ребенку больше внимания. Чаще давать понять, что его любят.
  4. Стараться регулярно устраивать встречи со вторым родителем, чтобы ребенок не держал злости на него за уход из семьи.
  5. Как можно чаще ходить с ребенком в парки, музеи, кино и другие развлекательные заведения. Это поможет вашему чаду не думать о разводе и не погружаться в грустные мысли. Таким образом, он быстрее свыкнется с разводом родителей.
  6. Постараться какое-то время не менять привычных для ребенка условий жизни. (школа, место жительства, друзья)
  7. Никогда не выясняйте отношения на глазах у ребенка, что не травмировать психику. Именно из-за этого у многих детей в дальнейшем появляется чувство агрессии.

Если придерживаться этих простых правил, то можно помочь своему ребенку намного проще справиться с тяжелой ситуацией.

Каждый человек имеет относительно постоянное эмоциональное состояние , которое окрашивает в течение значительного времени его поведение. Это эмоциональное состояние называют настроением . У взрослых людей настроение зависит от комплекса причин: здоровья, успехов в работе, личных проблем в семье, в сфере взаимоотношений с любимым, дорогим человеком, с другом, с детьми, с родителями. Жизненная позиция и цели также определяют настроение взрослого.

Нормальное психическое состояние ребенка — хорошее, бодрое настроение, тяга к веселью и шалостям. Нормальный ребенок пробуждается с улыбкой на устах. Он рад новому дню и хочет приобщить к своей радости окружающих. Недаром в спальных комнатах, где спят несколько детей, поутру слышится веселый смех, возникают потасовки и невероятная возня. Восстановленная за ночь готовность к активной жизни реализуется безотлагательно с пробуждением.

Здоровый ребенок с утра активен и восприимчив. Устав от уроков, физических упражнений, взаимоотношений со сверстниками и прочих форм активности, он легко и быстро засыпает в урочное время послеобеденного сна. Вторая половина дня также насыщена его активными деяниями и освещена хорошим настроением. Вечером, едва прикоснувшись к подушке, он засыпает глубоким здоровым сном. Уснув, он видит приятные сновидения и много летает. Здоровый ребенок переживает во сне состояние легкости своего тела, в сюжет сна вплетаются его полеты и состояния душевной радости и свободы. У детей, конечно же, происходит смена настроения в зависимости от всевозможных случайных обстоятельств. Если малыш получил оплеуху от шаловливого сверстника, если у него что-то вырвали из рук, если оскорбили его человеческое достоинство, то, безусловно, у него портится настроение. Если он не совладал со своим темпераментом и начал шалить на уроке, а учительница поставила его постоять у доски, настроение, конечно, поубавится. Но здоровый ребенок, пока он не выдохся, не устал, легко возвращается в исходное хорошее настроение.

Однако в период адаптации к школе шестилетний ребенок испытывает большие затруднения. Он должен усвоить новые правила, он должен учиться, он должен общаться со сверстниками. Все это требует большой душевной работы. Малыш очень быстро утомляется. Ровное, радостное настроение сменяют другие состояния. Появляется плохое настроение, сопровождаемое тревогой,— это безусловно не нормальное психическое состояние. Самое распространенное аномальное психическое состояние здоровых людей — невротизм. Оно может перейти в психические заболевания — неврозы.

Обратимся к анализу этих состояний и причин, их вызывающих.

Невротизм. Психическое состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, называют невротизмом. Невротические симптомы могут возникать у нормального ребенка в случае сильного эмоционального напряжения.

Невротизм у детей шестилетнего возраста может появиться в период адаптации к школе. В этот период особенно остро невротические состояния развиваются в случае, если ребенок является свидетелем ссор между родителями, испытывает испуг по поводу ухода отца, смерти близкого члена семьи. Чрезвычайно болезненно реагируют на неблагоприятные факторы дети со слабым типом нервной системы.

Неврозы. При сверхсильном для ребенка раздражителе — травмирующем событии, с которым его психика не в состоянии справиться, он заболевает неврозом. Невроз — одна из форм нервно-психических расстройств. Больной неврозом болезненно реагирует на травмирующую его психику ситуацию. Основными невротическими проявлениями у детей являются: невроз страха, невроз навязчивых состояний, ночное недержание мочи (энурез), отсутствие аппетита, речевые неврозы.

Невроз страха . Страхи вообще свойственны маленьким детям. Они боятся неизвестности, угрозы наказания, крика. Это часто не проявление болезни, а обычные страхи здоровых детей. Однако в результате запугивания, угроз страхи приобретают упорный характер. Ребенок начинает бояться чужих людей, темноты, не может оставаться один в помещении, но в присутствии других тоже напрягается. Состояние страха может угасать и вновь возвращаться с новой силой.

Чтобы снять состояние страха, взрослый должен дать ребенку уверенность в защищенности, в хорошем отношении к нему.

Невроз навязчивых состояний . В трудный период адаптации к школе, когда ребенок попадает в ситуацию сверхсильного для него напряжения, у него может возникнуть состояние напряженности, которое постепенно находит себе выход в навязчивом состоянии страха или в навязчивых движениях. Состояние страха мучительно фиксирует ребенка на какой-либо одной идее. Он может бояться какого-либо духа, обладающего демонической силой, бояться смерти, наконец, он может бояться отвечать учителю. При этом, если ему предлагают отвечать, он чувствует, как сердце стучит у него в горле, как спазмы не дают ему дышать, он обливается холодным потом. Ребенок боится отвечать, и он боится своих телесных переживаний. Невроз навязчивых движений характеризуется появлением так называемых тупиковых движений — бесполезных неперспективных стереотипных движений. Это может быть раскачивание, шмыгание носом, схватывание лица (дотрагивание, пощипывание), гримасничанье, определенные движения рукой, плечом, шеей, покусывание ногтей и т. п. Эти навязчивые движения усиливаются при появлении травмирующего ребенка взрослого, при попытке ответить урок и т. д. Иногда навязчивые движения принимают характер защитных ритуалов. Ребенок убеждает себя в том, что нужно выполнить определенное движение, «чтобы не было беды». И тогда он, например, подпрыгивает, что временно снижает его напряженность. Через некоторое время он снова мучительно хочет подпрыгнуть. Такие неврозы , возникнув, долго не проходят, ребенок нуждается в щадящем к себе отношении.

Невроз недержания мочи . Энурез наблюдается у детей довольно часто. И это не всегда неврозы. Невротическое ночное недержание мочи возникает в результате психической травмы. Однако само по себе недержание мочи становится травмирующим психику ребенка фактором. Он переживает свою несостоятельность, особенно когда свидетелем его «позора» становятся дети и не близкие ему взрослые, когда его стыдят, наказывают. Ребенок становится грубым, агрессивным, или заискивающим и робким, или отчужденным, замкнувшимся в себе. В некоторых случаях недержание мочи выступает как своеобразная защитная реакция в дневное время. Ребенок может мочиться в штаны. Хотя с возрастом энурез исчезает без лечения, этот дефект может привести к паталогическому развитию личности. Ребенок с этим неврозом также нуждается во внимательном к себе отношении.

Заикание. Нарушение плавности речи в виде судорожного расстройства координации речевого акта, повторение отдельных слогов, затруднение в их произношении называется заиканием.

Заикание особенно часто развивается в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок должен самостоятельно строить развернутую фразовую речь. Причинами невротического заикания чаще всего являются испуг, изменение образа жизни ребенка. Здесь внешняя травмирующая ситуация накладывается на ослабленный организм, на врожденные особенности психического развития, перегрузки. Нередко заикание начинается в результате подражания.

Заикающийся ребенок остро переживает свой дефект. Постепенно он начинает избегать речевого общения, особенно с новыми для него людьми. Страх заикания развивается особенно в школе. Эта ситуация приводит к невротическому развитию личности.

Заикающиеся дети также нуждаются в особом внимании воспитывающих их взрослых. Безусловно необходимы лечебно-коррекционные мероприятия. Но учитель и воспитатель могут внести свою лепту, организуя для общения с ребенком атмосферу доброжелательности. Для предупреждения заикания следует облегчить речевые задания ребенку. Он может достаточно свободно повторять услышанное, читать заученные стихи. Там, где не нужно самостоятельно строить речь, ребенок меньше страдает от заикания или вовсе не заикается. Ребенка не следует перегружать сложными лексико-грамматическими конструкциями — непонимание значения слов и страх перед труднопроизносимым словом создают условие для заикания.

Легче всего заикание снимается в момент его появления. В это время полезно для ребенка таким образом организовать условия его деятельности, чтобы он не должен был отвечать на вопросы учителя или воспитателя, не должен был отвечать перед всем классом.

Заикание исправляет логопед, если оно возникает на основе тех или иных особенностей речевого развития. Если же заикание является симптомом невроза, то необходимо лечение у психоневролога. На консультацию к психоневрологу должен направлять логопед.

Невротические состояния, как мы уже говорили, могут возникать при напряжении и у здорового ребенка. Невротическое состояние или собственно невроз возникает на фоне утомляемости, истощаемости, раздражительной слабости и потери трудоспособности. Влияние среды определяет быть или не быть невротическому состоянию или неврозу. Невротический срыв в трудной ситуации адаптации к школе возможен у любого ребенка, однако предупреждение срывов возможно за счет стиля общения учителя, воспитателя, его неформального доброжелательного отношения к ребенку.

Создать в классе доброжелательный стиль общения, хорошее настроение при деловых отношениях, установить тишину и порядок — значит создать ситуацию щадящего режима работы первоклассников, значит предупредить образование ненужных невротических состояний и неврозов.

В.С. Мухина
"Шестилетний ребенок в школе"

Здравствуйте, Ксения!

Как раз в этом возрасте происходит первая половая идентификация у детей. Поэтому дети играют в разные игры и проявляют всяческий интерес к гениталиям и всему, что с этим связано. Первые вопросы по поводу - пола, половой идентичности, сексуального развития, удовольствия от трогания половых органов, вопрос появления детей и сексуального акта - все эти вопросы появляются в возрасте от 3 до 6 лет (в среднем). То есть, ваш сын развивается ровно так, как это должно быть, Конечно, у всех детей это проявляется по разному их игру можно считать перебором в исследовании, но они это делали не потому, что они извращенцы, а потому, что у них есть вопросы, ответы на которые им никто не говорит, а только запрещает. Кто первый начал эту игру не столь важно, важнее то, что оба мальчика не находят ответы на свои вопросы, а значит эта тему в их семье под запретом, что и приводит к поиску во вне. Ничего страшного не произошло, просто их интерес и влечение выразилось именно таким образом, главное сейчас правильно отреагировать на ситуацию.

Главный момент - вам нужно выдержать золотую серединку, то есть не травмировать ребёнка своей реакцией, не вогнать его в чувства вины или стыда, не дозволять ему всё, но и не запрещать очень строго всё, что связано с вопросами сексуальности. Вам сейчас нужно провести с ребёнком первую просветительскую работу, по вопросам сексуальности и половых органов, лучше всего, если вы расскажите ему о всех этих моментах так, как вы сможете ему объяснить. То есть вам нужно говорить максимально приближённо к реальной ситуации, но при этом так, чтобы он ответил на свои вопросы и ему стало понятнее, это тонкий момент, вы его будите ощущать во время беседы с сыном. Некоторым детям лучше говорить на примере о бабочках, а другим лучше сказать так как есть, не вдаваясь в подробности, просто рассказать общую картину.

После того, как ваш сын выяснит для себя все вопросы связанные с половыми органами и их предназначением на данный момент, он сможет спокойно направить свою любознательность и энергию на познание мира, на обучение, именно это и происходит после шести лет в период начальных классов школы. В следующий раз, ваш ребёнок глобально вернётся к вопросам сексуальности уже в период половой зрелости.

Если вам нужна более подробная консультация рекомендую обратиться к детскому психологу или психотерапевту.

Правильных Вам вопросов! Добро пожаловать в психоанализ.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Здравствуйте, Ксения! Как раз в этом возрасте происходит первая половая идентификация у детей. По..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом