Главная · Запор · Основано на восприятии образов и представлений человека. Характеристика представления, виды представлений. Наглядная основа мыслительной деятельности

Основано на восприятии образов и представлений человека. Характеристика представления, виды представлений. Наглядная основа мыслительной деятельности

Воспроизведение образа предмета

Представление - воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. Поэтому понятие "представление" тесно связано с понятием "восприятие":

Восприятие дает нам непосредственный образ предмета в режиме реального времени и в присутствии предмета,

Представление также дает нам образ предмета, но не в режиме реального времени и - как правило - в отсутствии предмета.

В первом случае источник образа предмета кроется в самом предмете и работе сенсоров. Во втором случае источник образа кроется в нашей памяти и особенностях текущей деятельности. Тем не менее, с некоторой натяжкой, можно сказать, что представление это отложенное во времени восприятие.

Наглядность

Как и восприятия, представления, даже общие, наглядны. По сравнению с восприятием представления обычно отличаются меньшей яркостью, хотя степень яркости представления бывает очень различной. Представляемый предмет нагляден:

Он предстает в существенных своих свойствах,

Обладает качеством модели, то есть его можно использовать для моделирования тех или иных отношений, ситуаций.

Фрагментарность

Разные представления имеют разную - то большую, то меньшую - фрагментарность. При внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены.

С одной стороны, это может показаться недостатком представления. Мы, например, можем довольно четко представить себе табличку на двери магазина с указанными часами работы, можем представить ее цвет, стиль оформления, даже шрифт цифр, но сами цифры - часы работы - в этот образ не попали. А ведь может быть так, что для нас эта информация очень важна, и оформление таблички не будет иметь вообще никакого значения, а содержание - наоборот.

С другой стороны, это одна из функций представления: максимально упрощать образ предмета, оставляя лишь самые существенные его характеристики. Упрощение может достигать уровня абстракции, и тогда этот образ включается в уровень абстрактно-логического мышления.

Да, работа этого механизма иногда может давать сбои (как в примере с табличкой), но надо понимать, что структура представления сильно зависит от особенностей восприятия. Если нас сильно поразил дизайн таблички, и при этом мы не придали большого внимания содержанию оной, то потом в представлении может доминировать именно оформление таблички.

Обобщенность

Удивительной и очень важной особенностью представления является обобщенность образов.

Предположим, мы прочитали пять лет назад какую-нибудь книгу, например "Анну Каренину". По прошествии времени мы уже не можем вспомнить, как выглядели все страницы книги, не помним подробного содержания описываемых сцен, может забыться даже очередность сцен. Остался однако образ всего произведения в целом. Сохранились образы наиболее запоминающихся сцен. Если книга была оформлена иллюстрациями, то можем вспомнить некоторые из них. Могут всплыть в памяти какие-то малозначительные детали (например, что в каком-то месте встретилась смешная опечатка).

Поэтому можно говорить о том, что представления дают нам такие образы, которые не были полностью, разом в нашем восприятии, а были составлены и обобщены из цепочки образов восприятия. Сложность этого процесса (обобщения) можно понять еще в том, что образ той же "Анны Карениной" более-менее целостен, но саму книгу мы могли читать продолжительное время (неделю, месяц, три месяца), перебивая это занятие другими делами.

Моделирование предмета

Восприятие дает образы (и весьма детальные) насущной ситуации. Уже в восприятии заложено выделении из фона отдельных предметов, однако в восприятии предметы все равно тесно связаны с фоном, то есть с ситуацией. В образе, который дает восприятие, стул стоит рядом со столом, позади одного человека стоит другой, на человеке синее платье, в руках у него коробка с карандашами и т.д.

В образе же, который дает представление, присутствуют обычно модели. Если надо, одна модель может быть связана с другой, если надо, то рассматривается только она одна: рядом со стулом нет никакого стола и вообще ничего, человек тоже один, на нем надето что-то женское , а в руках что-то канцелярское .

Моделирование свойств предмета

Можно представить "зеленый цвет", можно представить "ярко-зеленый цвет" и т.д. Можно представить "что-то низкое", а можно - "что-то высокое". Интересно, что в последнем случае человек обычно мысленно запрокидывает голову наверх, и в таких случаях можно даже экспериментально отметить кратковременное напряжение мышц шеи.

Подвижность

Один из очевидных "недостатков" представлений - их чрезвычайная нестабильность, подвижность, динамичность. Без специальной тренировки очень сложно держать в своем сознании хотя бы одну минуту одно и то же представление: оно будет меняться само по себе, будет вызывать ассоциированные образы-представления.

Например, представление романа "Анна Каренина" очень быстро перетечет в представление какой-нибудь сцены из этого романа, образ сцены может вызвать представление об одном из участников сцены, данный образ вызовет представление о - например - "типичном мужчине", этот образ породит представление о реальном мужчине из жизни. И так далее.

Такая подвижность диктуется самим способом моделирования, то есть представлением в динамике.

Моделирование родо-видовых отношений

Можно представить конкретного человека (например коллегу-мужчину). Можно представить какую-то социальную группу и типичного члена этой группы (например все коллеги-мужчины). Можно двигаться и далее вверх по иерархии: все мужчины, все люди, все животные. Можно двигаться вниз по иерархии: животное - люди - плохие люди - плохие люди-начальники - мой начальник.

Моделирование фантастического

Основной "пищей" для представления служит память. Однако могут быть такие сложные проявления работы нашей памяти и представления, как:

Память о памяти,

Память о представлении,

Представление о памяти,

Представление о представлении.

Такая сложная рефлексия позволяет психике работать не только с представлениями о реальных предметах, но и генерировать фантастические образы-представления. Этот процесс называется воображением . Сложно переоценить значение воображения для эволюции человечества. Все новое, что появилось в обиходе человека разумного, пришло из вымышленного пространства: каменный топор, ткань, колесо, компьютер...

Наглядная основа мыслительной деятельности

Любое мышление - наглядное или абстрактно-логическое оперирует представлениями. В первом случае представления более детальны, наглядны (связаны с особенностями трехмерного пространства). Во втором случае представления схематичны и сильно абстрактны.

Известный композитор Людвиг ван Бетховен, как известно, в зрелом возрасте потерял слух (оглох), но не перестал творить. Представления стали для него единственной наглядной основой в его профессиональной деятельности.

В быту представление часто смешивают с воображением.

Представление – это психический процесс, заключающийся в воссоздании образов объектов, которые в данный момент не действуют на наши органы чувств, но ранее когда-то действовали. В воображении же мы создаем такой образ, который никогда ранее не воздействовал на наши органы чувств. Правильнее сказать: вообразите себя лауреатом Нобелевской премии, а не представьте, если вы на самом деле не лауреат Нобелевской премии. Обычно под представлением понимают психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов. Продуктом представления является образ-представление, или вторичный чувственно-наглядный образ предметов или явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

От образа-представления как продукта следует отличать представление как процесс преднамеренного и произвольного создания образа и мысленного манипулирования (оперирования) им при решении различного рода задач.

Представления находятся в сложной взаимосвязи с другими психическими процессами. С ощущением и восприятием представление роднит образная, наглядная форма их существования. Но ощущение и восприятие всегда предшествуют представлению, которое не может возникнуть на пустом месте. Представление как раз и является результатом обобщения ряда существенных, а иногда и несущественных признаков объекта.

Представления часто выступают в роли эталонов. Это обстоятельство сближает их с процессами познания. Опознание предполагает наличие, по крайней мере, двух объектов – реального, воспринимаемого, и эталонного. В представлениях такая раздвоенность отсутствует.

Представление – это вторичные образы. Это восстановление уже виденного образа. Мы видим доску и цветы, представление о них появится тогда, когда мы закроем глаза. Услышали мелодию, а потом вспомнили и представили ее, звучащей в том же регистре и исполняемой теми же музыкальными инструментами. Итак, представление – это воссозданный образ на основе прошлого опыта. Часто представления называют образами памяти, так как в обоих случаях идет воспроизведение прошлого опыта человека. Те и другие относятся к вторичным образам, возникающим без опоры на непосредственное восприятие. Но в представлении отсутствуют процессы запоминания и сохранения. В процессе припоминания человек всегда осознает связь с прошлым, в представлении же помимо прошлого может отражаться настоящее и будущее. «Взаимопроникновение наглядного и обобщенного» в представлениях (Б. Г. Ананьев) составляет их отличительную особенность и позволяет говорить о представлении как о самостоятельном психическом процессе.

Свойства и виды образа представления

Представление имеет следующиесвойства :

1. Панорамность – образ может выходить за границы поля зрения, быть развернутым, шире поля.

2. Фон, на котором видим предмет, может меняться в представлении.

3. Нет константности образа, есть нарушения, образ меняется по абсолютной величине, может быть больше или меньше реального объекта.

4. В образе идет сокращение, обобщение. Может быть временная панорамность: объединение, сжимаемость событий с нарушением последовательности, можно услышать симфонию в одну минуту. Возможны сдвиги в изображении длительности: событие тянется в памяти, а было всего лишь минуту, годы могут в представлении сжиматься, а один день – растянуться.

5. В представлении может происходить смещение окраски в сторону основных цветов либо обесцвечивание вообще. Чаще образы в памяти бледнеют, интенсивность их снижается, реже – наоборот.

6. Фрагментарность образов представления: запоминается лучше то, что произвело большее впечатление, но образ остается целостным.

7. Обобщенность – представляется не конкретный стул, а вообще; образы схематизируются.

Виды представлений

В зависимости от особенностей предмета представления выделяют два основных вида : визуальные , за которыми стоит конкретный образ, и абстрактно-логические , за которыми стоят абстрактные понятия (А. Ричардсон). Каждый из указанных видов может обладать различной степенью яркости, четкости и контролируемости.

Наиболее распространенной является классификация визуальных представлений по модальному признаку (Б. Г. Ананьев). Она включает зрительные, обонятельные, слуховые, осязательные, вкусовые, кинестетические, органические представления.

Последние – представления о функциональных состояниях организма, отдельных органов и частей тела. Здесь в качестве основания классификации используется вид анализатора.

Отдельным видом представления можно выделить идеомоторные представления – представления движения. Особенно актуальны они для спортсменов, артистов балета, танцоров, музыкантов, когда непосредственно перед действием они должны представить его в мельчайших подробностях, опираясь на прошлый опыт.

В соответствии с двумя основными формами существования материи выделяют такие два вида представлений , как представления о пространстве и времени . И те, и другие являются полимодальными, но можно выделить отражение пространственных и временных характеристик отдельно на уровне зрительного и кинестетического анализаторов.

На основании временной отнесенности представлений была предложена классификация образов на репродуктивные и антиципирующие (предвосхищающие) (Ж. Пиаже). В свою очередь каждый из них может быть: а) статическим (представления о неподвижном объекте); б) кинетическим (представления о разных видах движения); в) преобразующим (отражение известных человеку преобразований объектов – от отражения конечного результата до отражения всех этапов трансформации объекта из начального состояния – в конечное).

Образами-представлениями можно совершать следующие основные операции: мыслительное вращение, масштабные преобразования, различного рода перемещения объектов, комбинирование составных частей представляемого объекта, изменение пространственной ориентации, приращение, группировку, разбиение.

Особую группу составляют операции перекодирования информации, связанные с изменением объекта. Например, составить представление о рельефе местности по карте или представить объемный предмет в виде проекции на плоскости.

Понимание представления как процесса оперирования образами-представлениями предполагает в этом процессе наличие отдельных мыслительных операций.

Все мыслительные операции можно разбить на три группы (И. С. Якиманская): 1) изменение в процессе представления положения объекта или его частей (мысленное вращение, группировка, изменение пространственной ориентации, мысленного перемещения объектов и т.п.); 2) изменение в процессе представления структуры объекта (масштабные преобразования, изменения в представлении мерности объектов, группировка объектов); 3) одновременные изменения положения и структуры (приращение, разбиение, комбинирование).

Представление как процесс активно функционирует в таком психическом явлении, как проекция. Проекция (от лат. рrojection – выбрасывание вперед) – психическое явление постижения и порождения значений, механизм психологической защиты, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; наделении других людей особенностями своего характера и поведения; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта. Определение особенностей личности по её проекции используется в проективном методе . Пристрастность отражения мира, обеспечиваемая проекцией, может иметь как защитный, патологический, так и творческий, созидательный характер.

Мыслительный образ

Выделяют три вида мыслительных образов или форм проявления воображения:

Понятие - это форма мышления, которая отражает в сознании человека общие и индивидуальные свойства предмета или явления. Понятие выступает высшей степенью отражения мира, проявляясь, и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. Понятие как обобщенное знание возникает на чувственной основе, но не имеет наглядной формы. Для того, чтобы сформировать понятие человек должен познакомиться с целой группой единичных предметов и явлений. Формирование понятия возможно только на основе обобщения существенных и отвлечения от несущественных признаков. Конкретизация понятия формирует представление. Понятие возникает на основе новых открытий в науке, технике, искусстве. Оно является продуктом длительного общественно-исторического развития народа. С развитием общества происходит образование новых понятий, преобразование старых. Новые понятия включаются в общественный опыт и могут использоваться любым человеком. Для усвоения понятия необходимо не только запоминание слова, но и использование понятия по назначению.

Понятия разделяются на:

общие и единичные понятия;

эмпирические и теоретические понятия;

конкретные и абстрактные понятия.

Суждение - основная форма мышления, в которой отражаются связи между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Они выражаются в устной или письменной форме, вслух или про себя. Основной целью суждения является установление связи между явлениями. Суждение представляет собой высказывание человеком своего мнения о каком-либо предмете или явлении, обозначение установленных им связей между предметами и явлениями. Логическое обоснование суждений с приведением проверенных фактов и доказательств называется рассуждением. Суждения разделяются на:

истинные и ложные;

общие, частные и единичные;

непосредственные и опосредованные.

Умозаключение - это вывод из одного или нескольких суждений нового суждения. Суждения, которые служат исходными и из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Умозаключение может быть:

индуктивным - рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу;

дедуктивным - рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу;

аналогией - вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Умозаключение может приводить человека как к истинным, так и к ложным выводам, в связи с чем оно нуждается в постоянном контроле и критической оценке со стороны практики и разнообразных сопоставлений, найденного решения с другими известными фактами.

Творческое мышление

Проблема природы творческого мышления волновала еще древних греков, так Платон помимо понятия интеллекта как исконно человеческой, земной сущности, выделял еще божественный творческий разум, который он назвал - нус. Это разделение получило свое продолжение в работах немецких философов Кантаи Гегеля. Творческую составляющую интеллекта стали называть разумом, другую ее часть рассудком. М. Вертгеймер среди наиболее важных особенностей творческого мышления выделял такие его свойства, как адаптивность, т. е. улучшение ситуации и структурность, которую он видел в том, что в. процессе решения происходит анализ особенностей проблемной ситуации и изменение функциональных значений отдельных элементов ситуации в рамках целостной структуры. Он также обратил внимание на то, что стимуляция творческого мышления возможна только «нетипичными», необычными для человека заданиями, в результате чего ему приходится взглянуть на ситуацию по-новому, использовать скрытые свойства объектов и непривычные связи.

Концепция творческого мышления Дж. Гилфорда основана на связи творческого мышления с четырьмя особенностями человека, к которым он относил:

оригинальность высказываемых идей их необычность, доходящая до смехотворности;

способность видеть объект под новым углом зрения, которую называют семантической гибкостью;

способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны - образная адаптивная гибкость;

способность продуцировать разнообразные идеи даже в ситуации, которая не предполагает творческого мышления - семантическая спонтанная гибкость.

В настоящее время доказано, что творческое мышление можно и нужно развивать, причем установлено, что коллективное решение проблемы стимулирует творческое мышление. Примером развития творческого мышления является метода «мозгового штурма», в основе которого лежит разделение процесса выдвижения гипотез от их оценки. Данный метод включает фазу разминки, когда людям предлагаются шуточные задания, фазу генерации идей, когда всячески поощряется любые идеи для решения проблемы и фазу оценки выдвинутых идей.

Экспериментальное изучение позволило установить условия, влияющие на проявление творческого мышления:

Испытанный успешный способ решения задачи обычно применяется в первую очередь при встрече с новой задачей;

Чем больше усилий затрачено на поиск нового решения, тем выше вероятность, что он будет применен вновь;

Защитные реакции организма, вызванные страхом неудачи, тормозят творческое мышление;

Чем большим багажом знаний обладает человек, тем больше вариантов решения задачи он может предложить;

Стереотипы мышления препятствуют творчеству.

Кроме описанных условий на развитие творческого мышления оказывают влияние и особенности личности:

Склонность к конформизму - желание быть похожим на других, страх выделиться, который чаще всего связан с психологической травмирующей ситуацией, перенесенной в детстве.

Ригидность мышления, его плохая переключаемость с одной стереотипной точки зрения на другую;

Повышенная тревожность, неуверенность в собственных силах;

Высокая внутренняя критичность собственных идей;

Безынициативность, связанная со страхом показаться смешным, нелепым;

Нежелание критиковать других людей, которая может быть связана как со страхом показаться невежливым, нетактичным, так и со страхом возмездия, увольнения, осуждения со стороны других людей;

Завышение значимости своих идей, проявляющееся в виде своеобразного эгоизма - нежелания делиться своими идеями с другими людьми.

Это возникаю­щие в мозгу образы предметов и явлений, не воздействующих в данный момент на органы чувств. Физиологической основой представлений являются следы, ос­тавшиеся в коре больших полушарий мозга от возбуждений, кото­рые были раньше. Под воздействием раздражителя старые нерв­ные связи в коре головного мозга оживляются, возникает образ.

Это результат переработки и обобщения прошлых восприятий. Без восприятий представления не могли бы сложиться: у слепорожденных нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуковых представлений.

Отличие представлений от восприятий состоит в том, что представления дают более обобщенное отражение предметов. Они отражают характерные, наглядные признаки предметов и явлений. Например, в представлении реки отражается текущая между двумя берегами полоса воды. Мы воспринимаем много рек, разной ширины, с разными берегами, с разной скоростью течения. В представлении же отражаются наглядные признаки, характерные для всякой реки. 6 представлениях обобщаются отдельные восприятия, подчеркиваются постоянные признаки вещей и явлений и опускаются случайные, имеющиеся в отдель­ных восприятиях.

В представлениях, как и в восприятиях, действительность отра­жается в виде наглядных образов. Представлять - значит мыс­ленно видеть или мысленно слышать что-то, отражать наглядно, а не просто знать.

Представление - более высокая ступень познания, чем вос­приятие, оно является ступенью перехода от ощущения к мысли. Это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета. Главная особенность представ­ления - взаимопроникновение в нем наглядного и обобщенного. Это результат взаимодействия двух сигнальных систем: исход­ными в образовании представлений являются сигналы первой сигнальной системы (цвета, запахи, формы и т. д.), но пред­ставления становятся обобщенным образом благодаря участию второй сигнальной системы (произнесенное или написанное сло­во) в их формировании.

Общие и единичные представления

Представления бывают единичными и общими , в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными. Представление, основанное на восприятии одного определенного предмета, будет единичным, так как оно отражает единичный предмет. Представление, обобщенно отра­жающее ряд сходных предметов, является общим. В формирова­нии общих представлений важнейшую роль играет речь, назы­вание одним словом ряда предметов.

В единичном представлении отражаются особенные черты, характерные для данного отдельного предмета. В общем пред­ставлении отражаются черты, общие для многих сходных предметов, т. е. черты, имеющиеся в каждом предмете этой группы.

Сравните, например, образ Невы - реки, закованной в гра­нит, с образом реки вообще. Образ Невы - это единичное пред­ставление, образ реки - общее. Но даже единичное представле­ние, в сравнении с образом восприятия, является обобщенным, так как оно обобщает ряд восприятий изменяющегося предмета. Образ Невы, т. е. единичное представление, складывается на осно­ве отражения ее в разное время: в ледоход, подо льдом, в жаркий летний полдень, когда цвет воды отражает голубое небо, в серый осенний день, при сильном ветре, когда на Неве появляются волны, в наводнение, когда вода выходит из берегов.

Меняющееся отражение содержит и постоянные, характерные признаки предметов и явлений, которые становятся определяющими в представлении. Единичные представления обобщаются, в результате чего возникают общие представления.

В учебном процессе представления формируются на основе знакомства учащихся с отдельными явлениями, на основе обра­зования единичных представлений и последующего их обоб­щения.

Общее представление, в отличие от единичного, лишено ин­дивидуальных черт, которые характерны только для отдельного представления. В общем представлении собраны лишь те черты, которые относятся ко всем явлениям этого рода. Однако и общие представления носят наглядный характер - это отражение на­глядных особенностей предметов, явлений, процессов.

Виды представлений

Представления разделяют по видам восприятий, на которых они основаны. Различают зрительные (образ человека, предмета, пейзаж), слуховые (представление музыкальной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), вкусовые (представление вкуса лимона), осязательно-двигательные (представление положения своего тела при прыж­ке) представления. Деление представлений по видам условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто пред­ставления возникают на основе деятельности двух или несколь­ких анализаторов и носят синтетический характер.

Представления формируются в процессе деятельности челове­ка, поэтому в зависимости от профессии развивается преиму­щественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный , у композитора - слуховой , у спортсмена и балери­ны - двигательный , у химика - обонятельный , у дегустатора - вкусовой .

Мышечно-двигательные представления вызывают так назы­ваемые зачаточные движения. Они невидимы, но могут быть фик­сированы специальными приборами. Когда мы представляем себе, как именно надо совершить какое-то определенное движе­ние, в этот момент в двигательных центрах коры больших полу­шарий возникают нервные возбуждения, приводящие к слабым двигательным импульсам. Такие зачаточные движения получили название идеомоторных актов .

Можно провести опыт, при котором эти движения становятся заметными. Если человек возьмет двумя пальцами шнурок с привязанным к нему небольшим грузом и будет напряженно ду­мать о том, что груз раскачивается, то груз действительно начнет медленно раскачиваться. Связанный с представлением о каком-нибудь движении, процесс возбуждения приводит к едва замет­ному движению рабочего органа. Напряженно представляя себе движение, человек бессознательно начинает осуществлять его, хотя и в очень слабой форме.

В настоящее время доказано, что представление о движении вызывает в мышцах токи действия, или биотоки. Эти токи могут быть использованы при конструировании механической руки, соединенной проводами с браслетом-токосъемником, надетым на руку. Механическая рука выполняет те движения, которые человек только представляет себе. Он мысленно сжимает руку- механическая рука сжимается в кулак.

Идеомоторными актами объясняют и так называемое «чтение мыслей» (опыты Вольфа Мессинга и Михаила Куни): отгадчик «угадывает» идеомоторные сигналы, которые невольно подает ему проводник, напряженно думающий о том, какие движения и в каком направлении должен произвести, чтобы выполнить заду­манное. Отгадчик не «читает мысли», а ощущает идеомоторные сигналы мышц руки проводника. Биотоки возникают и в мышцах органов речи. Специальными приборами можно записать движе­ния, которые производят речевые органы при решении мыслитель­ной задачи. Это показывает, что мышление всегда происходит в речевой форме.

Общая психология. (Учеб. пособие для студен­тов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 351 с. С. 208-211.

Мыслительная деятельность – это сложная форма целенаправленной активности человека, развертывающаяся как последовательная смена ее стадий или фаз. Эта деятельность возникает при наличии проблемной ситуации, которая представляет собой рассогласование между известным и неизвестным. Она возникает, когда человек сталкивается с тем, что выходит за рамки его знаний и опыта. Первой стадией мыслительной деятельности является осознание человеком проблемной ситуации, в результате чего формулируется задача. Задача – это цель, данная в определенных условиях. За постановкой задачи следует стадия выдвижения гипотез (предполагаемых путей ее решения). Третьей стадией является процесс решения задачи, связанной с проверкой гипотез. На заключительной стадии осуществляется проверка решения задачи. Эффективность мыслительной деятельности зависит от множества факторов. Решающая роль отводится мотивационному фактору. Мыслительная деятельность, как любая другая, всегда полимотивирована, однако ее эффективность определяется доминированием познавательных мотивов. Являясь смыслообразующими, они придают мыслительной деятельности дополнительное побуждение и делают ее продуктивной и творческой.

В процессе мышления явно выступает взаимосвязь мышления и речи. Мышление – многомерный процесс, осуществляемый как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровнях психики. Специфически человеческой характеристикой мышления является его связь с речью и языком. Язык выступает одним из важнейших средств мышления. Благодаря языку мышление человека становится абстрактным и отвлеченным, потому что язык человека не только называет предметы и явления, но и обозначает их, выполняя функцию обобщения.

Помимо языковой формы, мышление может быть внеязыковым , т.е. оперировать целостными фигурами, образами. Своеобразие человеческого мышления возникает на основании взаимодействия выше названных форм: языковой и внеязыковой. В процессе мышления человек открывает новое, если не для человечества, то для себя.

Существует множество классификаций мышления. Традиционно выделяют три основных вида мышления: наглядно-действенное , связанное с манипулированием предметами (действенная форма мышления); наглядно-образное , предполагающее использование представление (образная форма мышления); словесно-логическое , связанное с оперированием абстракций (абстрактная форма мышления).

Противопоставляют логическое и интуитивное виды мышления. Логическое мышление характеризуется осознанностью, произвольностью, последовательностью, непротиворечивостью. Основными характеристиками интуитивного мышления являются слабая осознанность, свернутость, быстрота протекания и отсутствие четко выраженных этапов.

В процессе своего развития мышление человека проходит две основные стадии: допонятийного и понятийного мышления. Допонятийное мышление – это конкретное, нечувствительное к противоречиям, характеризующееся несформированностью основных логических операций. Понятийному мышлению свойственны полнота понимания, индуктивно-дедуктивный характер и сформированность логических операций (анализ, синтез, обобщение и другие).

Под творческим мышлением понимается процесс, приводящий к созданию оригинального продукта. Для его характеристики важна не только результативная сторона, но и процессуальная. Процесс творческого мышления сопровождается психическими новообразованиями: мотивами, целями, смыслами. Творческое мышление противопоставляется нетворческому, которое состоит в применении готовых знаний, навыков, алгоритмов. Творческое мышление отличается оригинальностью, легкостью (возможностью одновременно разрабатывать множество идей и гипотез), точностью (видением наиболее важного и существенного для достижения поставленных целей), гибкостью (умением переходить из одного плана анализа в другой).

Мышление каждого человека представляет собой уникальное сочетание его видовых свойств, особенностей, обусловленных личностью, требованиями деятельности. Это находит отражение в стиле мышления. Под стилем мышления понимается система индивидуальных приемов, навыков, стратегий, особенностей мыслительной деятельности. Выделяют пять основных стилей мышления:

· Синтетический . Характеризуется способностью к комбинированию теорий, идей, стремлением к экспериментированию, склонностью к парадоксам и противоречиям.

· Аналитический . Основными признаками являются предрасположенность к систематическому анализу, внимание к деталям, скрупулезность, последовательная проверка гипотез.

· Идеалистический . Предполагает интерес к целому, формирование стратегических целей, восприимчивость к чужим идеям, умение их использовать.

· Прагматический . Это мышление, ориентированное на получение скорейшего результата, формирование тактических целей, чувствительность к конъюнктуре.

· Реалистический . Стиль мышления проявляется в упрощении проблемы, апеллирование к знаниям и опыту других людей, максимальном использовании информации об интересующем предмете.

Стиль мышления формируется с раннего детства, зачастую не осознается. В чистом виде стиль мышления встречается довольно редко. Его главной функцией является обеспечение эффективности деятельности и взаимодействия с людьми.

Речь понимается как психический процесс передачи информации посредством языка. В психологии и лингвистике различают речь и язык. Ф.де Соссюра считал речь явлением психологическим, связанным с ситуацией общения, а язык относил к социальным явлениям, подлежащим изучению со стороны лингвистики.

Язык выступает как объективная, исторически сложившаяся система кодов, которой пользуется человек в процессе жизнедеятельности. Речь, являясь важнейшим средством мышления и общения, реализует следующие функции: коммуникативную, индикативную, сигнификативную (обозначение, называние предмета), мыслительную и др.

Существует множество классификаций речи . В зависимости от степени сложности выделяют эхолалическую (содержащую повторение), назывную и коммуникативную . Эти виды речи последовательно сменяют друг друга в процессе ее развития у человека.

Различают внутреннюю и внешнюю речь. Внутренняя речь или речь «про себя» выполняет сложную функцию подготовки внешнего речевого высказывания. Она является механизмом превращения субъективных смыслов в систему внешних значений. Для внутренней речи характерны свернутость, сокращенность, идиоматичность.

Внешняя речь может быть письменной и устной, каждая имеет свою специфику. Устная речь разделяется на монологическую и диалогическую. Монологическая речь характеризуется последовательностью, логичностью, тематичностью, относительной смысловой законченностью, синтаксической усложненностью. Существенными особенностями диалога являются спонтанность (незапланированность), частая смена тем, свернутость, т.к. много понимается по жестам, мимике, контексту, ситуации.

Речь является феноменом индивидуального сознания человека. С ее помощью человек может выразить свой внутренний мир, чтобы быть понятым другими людьми. Содержание речи отражает текущую направленность сознания. Именно речь переводит психические феномены в продукт, т.е. в мысль, выраженную посредством средств того или иного языка.

В отечественной психологии принято рассматривать речь как речевую деятельность, структура которой включает в себя фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля.

Речь обслуживает процесс общения людей – коммуникацию . В связи с этим в исследованиях речи сформировался коммуникативный подход, в русле которого текст начал рассматриваться не изолированно, а в рамках того взаимодействия, в котором он возник, т.е. как продукт и компонент процесса общения. Текст как продукт совместной деятельности собеседников получил название дискурса . Дискурс зависит от ситуации, целей собеседников, специфики восприятия ими друг друга.

Интеллект

Понятие интеллекта охватывает целостную функциональную совокупность познавательных процессов, включающую все уровни от сенсорно-перцептивного до рече-мыслительного. Вершиной этой системы выступает речевое мышление, которое интегрирует работу целостного интеллекта человека. Интеграция осуществляется как «сверху», так и «снизу». Благодаря интеграции «сверху» преобразуется деятельность нижележащих уровней познания: восприятие человека становится осмысленным, память рационально организованной, внимание управляемым. Интеграция «сверху» подготавливается своеобразным процессом интеграции «снизу». Эта интеграция заключается в постоянном усложнении познавательных процессов. Они развиваются в направлении от непроизвольных к произвольным, переходят из внешнего во внутренний план действий и становятся более свернутыми, обобщенными. Интеллект следует рассматривать в двух аспектах: процессуальном и результативном. С одной стороны, он выступает как система познавательных процессов, с другой – как общая способность человека. Для формирования интеллекта как общей способности необходимо, чтобы процессы познания обобщились, генерализовались и стали доступны переносу с одного вида деятельности на другой.

Выделяют лингвистический интеллект – способность использовать язык для того, чтобы создавать или передавать информацию (писатель, журналист, редактор); музыкальный интеллект – способности сочинять или исполнять музыку (композитор, музыкальный исполнитель); логико-математический интеллект – способности представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме (архитектор, инженер); телесно-кинестезический интеллект – способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительном искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик); личностный интеллект имеет две стороны – интраличностный интеллект (способность управлять своими чувствами, анализировать их, использовать эту информацию в своей деятельности (например, писатель) и интерличностный интеллект – способность замечать и понимать потребности других людей, управлять их настроениями, предвидеть поведение в разных ситуациях (политический лидер, педагог, психотерапевт).

Дискуссионным в психологии является вопрос о возможности измерения интеллекта. В зарубежной психологии проведено множество исследований структуры интеллекта на основе самых разных тестовых методик. Известный интеллектуальный коэффициент IQ – показатель умственной одаренности.

Г. Айзенк предложил различать три вида интеллекта . Один, называемый им «биологическим», имеет в своей основе структуры и функции головного мозга; без них невозможно никакое познавательное поведение, и они же отвечают за индивидуальные различия. Другой интеллект – «психометрический», включающий в себя познавательные возможности, измеряемые обычными тестами, т.е. характеризуемые IQ. В таком интеллекте уже во многом сказываются культурные факторы, воспитание в семье, образование, экономический статус. В то же время он зависит от интеллекта биологического. Третий – «социальный» интеллект связан с такими сложными умственными функциями, как критическая обработка информации, выработка стратегии и др. Различия в нем зависят от социально-исторических факторов, но все же в значительной степени определяются IQ. При этом ясно, что социальный интеллект гораздо шире, чем биологический, и включает в себя IQ.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - это : деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

Создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

Процесс создания субъективных ценностей.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика. Основные виды и функции творчества:

производственно-техническое;

изобретательское;

политическое;

организаторское;

философское;

художественное;

мифологическое;

религиозное;

повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов. С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Представле́ние - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса», девербатив). Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса», субстантивированный инфинитив).

Представления как психические явления имеют как черты сходства, так и отличий с такими психическими явлениями, как восприятие, псевдогаллюцинации и галлюцинации.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нервной системы.

Существуют различные способы классификации представлений.

По ведущим анализаторам (по модальностям)

В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:

Зрительные (образ человека, места, пейзажа);

Слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

Обонятельные (представление какого-то характерного запаха - например, огуречного или парфюмерного);

Вкусовые (представления о вкусе пище - сладком, горьком и пр.)

Тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

Температурные (представление о холоде и тепле).

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т. д.

По степени обобщенности

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления описывают предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

По происхождению

Третья классификация представлений - по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения.

На основе восприятия. Большая часть представлений человека - это образы, возникающие на основе восприятия - то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

На основе мышления. Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.*

На основе воображения. Представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества - как художественного, так и научного.

По степени волевых усилий

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например - грёзы.

Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Свойства представлений

Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность.

Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.

Фрагментарность . Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение её дефицита в представлении по сравнению с восприятием.

Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.

Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления - это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления - итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

Воображение – это психический процесс, состоящий в создании представлений или идей новых образов, на основе уже имеющихся. Оно является своего рода преобразованием действительности и может привести как к ее искажению, так и более глубокому познанию. Различают активное и пассивное воображение. Первое проявляется в непроизвольной трансформации образов, второе заключается в преобразовании образов в соответствии с поставленными субъектом целями. Воображение связано с творческим мышлением.

Образы воображения – это образы виртуальной реальности. Они различаются по своим функциям и психологическому статусу. Это могут быть мечты (образы желаемого будущего), грезы, которые характеризуются беспочвенностью замыслов и надежд, оторванностью от реальности, они могут ослаблять энергию порывов личности, делая ее пассивным мечтателем. Фантазия является синонимом воображения. Фантазией называют также продукты воображения.

Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение, найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной информации, которая необходима для мышления. Оно позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить конечный результат.

Выделяют непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), виды воображения. Непроизвольное воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении новых представлений без определенного намерения со стороны человека, при низком уровне осознанности (во сне, дремотном состоянии). Произвольное воображение – это активное создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно может быть воссоздающим (репродуктивным) и творческим (продуктивным). Психологическая характеристика каждого из названных видов была обстоятельно описана отечественным психологом А.Ф.Лазурским. Ученый придавал большое значение репродуктивному воображению, т.к. оно позволяет человеку мыслить не сухими схемами, а конкретными образами. Творческое воображение предполагает создание нового, оригинального образа или идеи. Результаты творческого воображения могут быть реализованы в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Существуют определенные приемы воображения : агглютинация, гиперболизация и другие. Агглютинация заключается в соединении несочетаемых элементов объектов (кентавр, русалка). Гиперболизация – это преувеличение или преуменьшение свойств предмета, изменение соотношения его частей. Типизация – выделение существенного повторяющегося. Акцентирование – усиление, подчеркивание отдельных признаков, сторон объекта (карикатуры).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Человек не только воспринимает, но и запоминает информацию. Одно из преимуществ человека перед другими животными существами заключается в том, что он обладает памятью, чьи возможности иногда превосходят даже самые совершенные машины. В процессе практического запоминания и воспроизведения информации разные виды памяти работают вместе, дополняя друг друга. Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее. В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.