Главная · Запор · Ошибка генерала нобиле. Кто нам Умберто Нобиле

Ошибка генерала нобиле. Кто нам Умберто Нобиле

21 января 2015 года исполняется сто тридцать лет со дня рождения Умберто Нобиле - конструктора дирижаблей и исследователя. Нобиле никогда не был только кабинетным работником - он сам конструировал дирижабли, сам строил их и сам летал на них. Он работал в Италии, США и нашей стране. Самым известным достижением Умберто, принесшим конструктору воистину мировую славу, был полет на Северный полюс. Впервые летательный аппарат достиг географического полюса Земли.


Начался знаменитый полет 11 мая 1926 года, когда дирижабль «Норвегия», пилотируемый Умберто Нобиле, стартовал со Шпицбергена. Только на следующие сутки, в 1 час 30 минут, воздухоплаватели достигли Северного полюса. Сбросив на лед национальные флаги участников экспедиции, воздушный корабль покружил над заветной точкой и взял курс на Аляску.

Что же представлял собой летательный аппарат, который избрали полярники для осуществления своего смелого замысла? Дирижабли системы Нобиле имели полужесткую конструкцию. Такие дирижабли занимали промежуточное положение между мягким и жестким типом кораблей. У мягких дирижаблей Нобиле заимствовал их основной конструктивный элемент - баллонет, то есть специальный газонепроницаемый мешок, прикрепленный изнутри к газовой оболочке. В этот мешок под большим давлением нагнетался воздух. В результате корпус корабля приобретал необходимую форму. В дирижаблях Нобиле были и жесткие элементы. Это, во-первых, киль. Раньше киль представлял собой платформу из стальных труб. Нобиле заменил платформу треугольной в сечении призматической конструкцией из стальных ферм. Такой киль гораздо более устойчив к деформациям. Другим жестким элементом были каркасы, которые усиливали носовую и кормовую части. Баллонет в виде сплошного мешка, заложенного во всю длину киля, обеспечивал корпусу недостающую прочность.

Для наполнения баллонета воздухом Нобиле применял автоматическое воздухоулавливающее устройство, расположенное в носовой части корабля. В зависимости от внешнего давления пилот мог регулировать давление в баллонете из командирской гондолы. Газовый баллон дирижабля наполнялся водородом или гелием. Чтобы избежать нарушения статического равновесия при подъеме и спуске аппарата, Нобиле разделил баллон и баллонет на отсеки мягкими диафрагмами. Если бы перегородок не было, то при подъеме, например, носовой части корабля газ, наполняющий баллон, устремлялся бы вверх, а воздух в баллонете - вниз. Резкое перераспределение масс могло бы привести к опрокидыванию дирижабля или к его подъему «свечкой». Во избежание сильных перепадов давления были проделаны небольшие отверстия в диафрагмах газового баллона и баллонета.

Генерал Умберто Нобиле

У дирижабля «Норвегия» было четыре гондолы: командирская, две симметрично расположенные моторные и кормовая. Во время полета к полюсу одному из механиков постоянно приходилось проверять, не образовалась ли наледь на корпусе дирижабля и в исправности ли верхние клапаны. В последствие Нобиле вспоминал: «Задача была не из приятных: надо было выходить через узкую дверь на нос корабля, карабкаться вверх по крутой стальной лестнице, упирающейся в наружную стенку, и под леденящим ветром, скорость которого достигала восьмидесяти километров в час, пробираться на четвереньках по «спине» дирижабля на другую сторону, держась одной рукой за канат».

Первый полет на полюс прошел блестяще. Воодушевленный успехом, Умберто Нобиле немедленно принялся за подготовку следующей экспедиции. Он разработал обширный план научных исследований, для которых планировал использовать дирижабль несколько иной конструкции и по объему в несколько раз превышающий «Норвегию».

Предполагалось, что теперь в состав экипажа войдут ученые разных специальностей. Планировалось на некоторое время высадить на лед группу исследователей. Однако фашисты, правившие в то время в Италии, не нуждались в научных исследованиях Северного полюса. Муссолини не дал осуществиться планам строительства нового корабля. И Нобиле отправился в опасное путешествие на дирижабле получившем название «Италия», который был полностью идентичным «Норвегии». Весной 1928 года дирижабль «Италия» стартовал со Шпицбергена. Сначала все шло хорошо, дирижабль продвигался на север.

Нобиле в гондоле "Италии"

Экспедиция достигла полюса, но от посадки была вынуждена отказаться: дул сильный порывистый ветер. Нобиле направил дирижабль к земле. Внезапно приборы показали резкое падение высоты. Команда делала все возможное, но корабль неудержимо несся вниз, на лед. Нобиле не терял мужества. У самого льда он встал к пульту управления, заменив отчаявшегося рулевого.

Через минуту корабль ударился об лед. Катастрофа была ужасна: кормовой механик убит, несколько человек, в том числе Умберто Нобиле, выпали из гондолы и получили тяжелые ранения. Людей, оставшихся на борту, унес ветер. Эпопея спасения экспедиции хорошо известна. На поиски потерпевшего аварию дирижабля несколько стран снарядили спасательные экспедиции. Во время поисков в Баренцевом море погиб всемирно известный норвежский полярник Р. Амундсен. Наконец, шведский летчик подобрал полуживого Умберто Нобиле. Остальных аэронавтов спас советский ледокол «Красин», сумевший пробиться сквозь льды.

Возвращение Нобиле в Италию стало для Нобиле кошмаром. Фашистское правительство устроило Умберто мрачную встречу. Муссолини был вне себя от ярости. Нобиле был обвинен в сознательном провале экспедиции. Конструктор был лишен генеральского звания, а печатные издания, еще недавно прославлявшие его как героя, организовали настоящую травлю. Так продолжалось пять лет, а затем Нобиле принял приглашение и выехал в Советский Союз.

В 1932 году Нобиле вместе с группой специалистов приехал в Долгопрудный (точнее, Дирижабльстрой). Здесь он в течение 4-х лет возглавлял конструкторское бюро, в котором создавались первые советские дирижабли. Итогом сотрудничества итальянского конструктора и отечественных инженеров стали дирижабли В5 и В6 объемом 2340 куб. м и 19000 куб. м соответственно. Все эти дирижабли были фирменной нобилевской полужесткой конструкции.

Вот что писал впоследствии У. Нобиле в своей книге «Мои пять лет с советскими дирижаблями» о В6: «Дирижабль В6 мог рассматриваться как усовершенствованный вариант дирижабля "Италия", который до того времени оставался непревзойденным среди полужестких дирижаблей данного объема. Русский дирижабль выявил превосходство над своим итальянским прототипом, как по своей форме, так и по полетным характеристикам. Действительно, крейсерская скорость была увеличена с 90 до 104 км/ч. При этом гондола управления была увеличена в расчете на размещение 20 пассажиров. Кроме того, хотя при сооружении дирижабля мы были вынуждены применять материалы более тяжелые, чем это требовалось, все же полезную грузоподъемность смогли увеличить до 8.500 кг. Можно считать, что достигнутый прогресс был действительно примечательным. Советские инженеры очень гордились этим, а я гордился еще больше, видя успех, увенчавший два года работы при наличии большого количества возникавших трудностей».

Несомненно, В6 был наиболее совершенным и самым большим советским дирижаблем. Поэтому в 1936 году на нем была предпринята попытка установления мирового рекорда, установленного «Норвегией» в 1936 году при полете к Северному полюсу. В тот раз «Норвегия» провела в непрерывном полете 71 час. Вылетев 29 сентября 1937 года из Долгопрудного, дирижабль В-6 прошел над Новгородом, Шуей, Ивановом, Калинином, Брянском, Курском, Пензой, Воронежем, Васильсурском и приземлился в Долгопрудном 4 октября 1937 года. Таким образом, В6 находился в полете 130 часов 27 минут. Все рекорды беспосадочных полетов дирижаблей того времени были превзойдены советским летательным аппаратом, построенным по проекту известного итальянского конструктора.

В 1936 году Умберто Нобиле уехал из Советского Союза в США. И лишь по окончании Второй мировой войны, в 1945 году, Умберто Нобиле вернулся в Италию. В последние годы жизни Умберто преподавал в Неапольском университете. О том, как относился Умберто к СССР и советскому строю, позволяет дать однозначный ответ тот факт, что в 1946 году Нобиле баллотировался в Учредительное собрание Италии в качестве независимого кандидата Итальянской компартии. Скончался Нобиле в возрасте 93 лет в 1978 году.



Источники:
Нобиле У. Мои пять лет с советскими дирижаблями.
Нобиле У. Крылья над полюсом.
ИР. 01.1985 г.
Обухович В., Кульбака С. Дирижабли на войне.

Великие географические открытия XV-XIX веков расширили представления людей о планете. Однако две точки, чисто виртуальные, никак не отмеченные природой оставались недостижимыми — Северный и Южный полюса.

Впервые идею достижения полюса воздушным путём высказал французский аэронавт Дюпон-Делькур. На самолёте пробовал достичь Северного полюса Руал Амундсен, однако это ему не удалось. Итальянский инженер-конструктор, генерал Умберто Нобиле впервые высказал идею использовать для достижения цели дирижабль.

Умоерто увлёкся дирижаблями ещё во время Первой мировой войны.

Тогда все воюющие страны имели дирижабельные флоты.

В отличие от немецких «цепеллинов» жёсткой конструкции итальянский инженер считал более прогрессивной полужёсткую конструкцию «воздушных мамонтов» и доказал, что они лучше выдерживают сильные ветры и штормы. Основу аппарата конструкции генерала составляла лёгкая ферма, к которой крепилась мягкая оболочка. Дирижабль мог изгибаться на поворотах, как железнодорожный состав. В качестве заполняющего газа использовался водород.

В местечке Чампино, недалеко от Рима, был создан завод по производству дирижаблей, находившийся в ведении Военного министерства. Строительство возглавлял Нобиле. К 1921 году было построено 13 дирижаблей, поступивших на вооружение армии.

Правительство во главе с Муссолини поддержало идею Нобиле добраться до полюса на дирижабле, однако денег на экспедицию давать не хотело. Было выработано компромиссное решение продать дирижабль известному датскому полярному исследователю Руалу Амундсену за три четверти стоимости.

Большую часть финансирования этого проекта взял на себя американец Линкольн Эльсворт. Так осуществилась экспедиция, вошедшая в историю под названием «Экспедиция Амундсена-Эльсворта-Нобиле». Она должна была стартовать с острова Шпицберген, находящегося ближе всего к полюсу.

Путешествие из Италии к этому острову тоже представляло собой нелёгкую задачу. Сначала дирижабль прибыл в Ленинградскую область в деревню Сализи, там сохранился огромный эллинг, построенный ещё перед Первой мировой войной. Советское правительство взяло на себя все расходы, связанные со стоянкой «Норвегии», так назывался воздушный корабль.

5 мая 1926 года Нобиле взял курс на Шпицберген. Над Северным Ледовитым океаном случилось ЧП. Заглох один из двигателей. Началось обледенение. Мокрый снег, налипший на дирижабль, мгновенно смерзался и своей тяжестью перегружал корабль. Огромная серая сигара двигалась буквально в нескольких метрах от поверхности воды. Итальянцы сбрасывали в волны всё, что только можно. Однако «Норвегия» опускалась всё ниже. Тогда механик Чиччоне влез на «спину» корабля, держась за верёвку, и попытался соскоблить снег. Это помогло, «Норвегия» благополучно прибыла в Кингсбей. Сюда, в Королевскую бухту нагонял тёплые воды Гольфстрим.

И вот «Норвегия» снова поднялась в воздух и взяла курс на север. Летательный аппарат облегчили самым жёстким образом. Из личных вещей позволялось взять лишь 5 килограммов. В брезентовой гондоле отважным навигаторам было очень холодно. Внизу проплывала ледяная пустыня, изрезанная огромными торосами.

Умберто и его товарищи видели белых медведей. 12 мая 1926 года дирижабль завис над полюсом. Умберто, убедившись по приборам, что он находится над той самой заветной точкой на земной поверхности, смахнул скупую мужскую слезу. Мечта всей его сорокалетней жизни осуществилась. Командир воздушного судна отдал приказ сбросить государственные флаги — Италии, Дании и США. Через два часа «Норвегия» возобновила полёт. Нобиле несколько раз менял курс, надеясь обнаружить таинственную землю Гарриса, в существование которой верили многие полярники, в том числе и Амундсен. Однако остров не был найден. «Новегия» проплыла над полюсом льдов, средней точкой между азиатским и американским континентами. Корабль вошёл в полосу тумана.

Снова началось обледенение, прекратилась радиосвязь, вести корабль по звёздам стало невозможно. Умберто прокладывал курс с помощью компаса, который в высоких широтах часто даёт сбои.

Затем новая напасть. Пропеллеры срывали куски льда и расшвыривали их в стороны. Ледяные «пули» пробивали обшивку дирижабля. Члены команды лезли наверх и заштопывали дыры, вися над бездной. Однако все злоключения закончились, и через несколько дней дирижабль совершил посадку в селении Теллеер на Аляске.

Умберто встретили на родине как героя. Ему предоставили кафедру в Неапольском университете. Теперь Муссолини готов был вложить средства в новую экспедицию, чтобы установить на Севере приоритет Италии. Нобиле был удостоен аудиенции Папы Римского. Тот вручил ему большой деревянный католический крест, полярник должен был сбросить его на полюсе.

Началось строительство нового, более мощного дирижабля «Италия». В середине мая 1928 года он пришвартовался в Кингсбее и совершил несколько пробных полётов. 25 мая дирижабль достиг полюса были сброшены крест и итальянский флаг. Однако на следующий день рация «Италии» прекратила отвечать на позывные.

Весь мир встревожился, радиостанции настраивались на волну полярной команды. Советский радиолюбитель из деревни Вохмы Северо-Двинской области первым принял сигнал бедствия экипажа «Италии».

Оказалось, дирижабль потерпел крушение близ Шпицбергена. Произошло это так. Корабль попал в шторм, обледенелый дирижабль опустился страшно низко и ударился о высокий торос. Во время столкновения погиб механик Помелла. Гондола разломилась, и люди вывалились на лёд. Облегчённая махина вновь взмыла в воздух, унося в повреждённой гондоле 6 членов команды. Остальные 9 вместе с командиром «Италии» остались на льдине. По счастью, вместе с ними на снег вывалилось и продовольствие, палатки и самое важное — рация. Однако путешественники сильно пострадали. У Мальмгрена была сломана рука, а у Умберто ноги. Однако в руках он держал свой талисман, собачку Титтину, которую всегда брал с собой в путешествия.

Дальнейшее развитие полярной драмы красочно показано в фильме «Красная палатка». Было снаряжено несколько спасательных экспедиций. Группы на собачьих упряжках, альпийские стрелки не нашли обитателей красной палатки, и сами просили о помощи. Навстречу погибающему во льдах другу ринулся Амундсен на борту самолёта и… пропал без вести. Лишь итальянские власти проявили равнодушие. Базовый корабль экспедиции «Читта ди Милано» пытался прорваться, но столкнувшись со льдами, повернул назад. Больше итальянцы не предпринимали попыток спасти своих соотечественников.

Шведский лётчик Лундборг сумел обнаружить дрейфующих на льдине и посадить свой самолёт. Он мог взять только одного пассажира. Терпящие бедствие предоставили это право страшно истощённому Умберто. Он сел в самолёт, держа на руках Титтину. Во время второго полёта самолёт Лундборга перевернулся, и он сам стал пленником льдов. Судьбу невезучих полярников решил мощный советский ледокол «Красин». Чех Франтишек Бегоунек, участвовавший в экспедиции, так описал свои чувства: «12 июля 1928 года мы отчётливо услышали сирену «Красина». Никакая музыка в мире не казалась мне такой упоительной, как эти звуки!»

Однако шестерых унесённых «Италией» так и не нашли, так же, как и пропавшего без вести Мальмгрена.

На этот раз Нобиле встретили на родине как предателя, обвинили в крушении дирижабля и в том, что он первым был снят со льдины.

Всю оставшуюся жизнь Нобиле пришлось оправдываться. Лундборг имел приказ взять на борт именно его, генерал должен был помочь организовать поиски остальных пропавших групп. Однако враги генерала заявили, что он спасал свою шкуру.

Была создана комиссия, расследовавшая причины трагедии, в результате которой погибли 17 человек. Единственным виновником был назван Нобиле.

Умберто был уволен из ВВС Италии, не мог больше заниматься любимыми дирижаблями. Ему всё труднее становилось дышать в фашистской Италии, и он принял предложение Советской России возглавить конструкторское бюро по созданию дирижаблей. Умберто вместе с дочерью Марией приехал в СССР. Позднее он сказал в одном из интервью: «Я прожил в России пять лет. Это был самый счастливый период моей жизни».

В 1931 году конструктор принял участие в советской полярной экспедиции на ледоколе. Один из построенных под руководством итальянца дирижаблей «СССР В-6» установил в 1936 году мировой рекорд длительности полёта — 130,5 часа. Однако со временем Умберто понял что правление Сталина, по сути, представляет собой фашистский режим. В 1936 году Умберто переехал в США.

На родину он вернулся лишь после войны. Решение комиссии по причинам гибели «Италии» к тому времени было признано неверным. Нобиле вернули звание генерала ВВС и снова пригласили преподавать в Неаполь. В 1946 году он был избран депутатом Итальянской конституционной ассамблеи.

Остаток жизни путешественник посвятил систематизации научных наблюдений, сделанных им во время полётов и морских арктических экспедиций резюмировав свой опыт в книге «Мои полярные полёты», вышедшей в 1959 году. Ныне итальянцы гордятся своим героическим соотечественником, на родине Нобиле, в местечке Лауро под Салерно, установлен его монумент.

Планирование

Дирижабль «Норвегия»

После окончания экспедиции на «Норвегии» Нобиле начал вынашивать планы нового полёта на Северный полюс на дирижабле. Для этого было решено использовать строившийся дирижабль N-4, той же конструкции, что и «Норвегия», и почти аналогичный по техническим характеристикам. В планы входили исследование Земли Франца-Иосифа , Северной Земли , области к северу от Гренландии и Канадского Арктического архипелага , окончательное решение вопроса о существовании гипотетической Земли Крокера , которую в 1906 году якобы наблюдал Роберт Пири , а также наблюдения в области атмосферного электричества , океанографии и земного магнетизма . Нобиле одно время обсуждал возможность организации совместной экспедиции с норвежским полярным исследователем Яльмаром Рисером-Ларсеном , но из-за нарастающей вражды Нобиле и Амундсена Рисер-Ларсен, поддерживавший Амундсена, отказался от участия.

Муссолини согласился поддержать проект после того, как основные расходы взяли на себя Королевское географическое общество Италии и город Милан , жителем которого был Нобиле. Была проведена тщательная подготовка, экспедиция была очень хорошо снаряжена и экипирована самым современным оборудованием, часть из которого была специально разработана в Риме и Милане для «Италии». Нобиле лично встречался с Нансеном и обсуждал с ним специфику арктических путешествий. Всего в команду дирижабля вошло 18 человек: Нобиле (руководитель экспедиции), метеоролог Финн Мальмгрен (Швеция), радиолог Франтишек Бегоунек (Чехословакия), физик Альдо Понтремолли, 12 членов экипажа и два журналиста: корреспондент Il Popolo d"Italia Уго Лаго и корреспондент Corriere della Sera Франческо Томазелли. Семеро из них в 1926 году входили в экипаж «Норвегии». Нобиле взял с собой свою собаку, фокстерьера Титину, которая сопровождала его во всех поездках, включая экспедицию на «Норвегии».

Дирижабль «Италия»

Строительство «Италии» проходило на заводе воздухоплавательных конструкций в Риме, который Нобиле возглавлял с 1919 года. «Италия» стала четвёртым дирижаблем серии N, построенным по проекту Нобиле. Номер N-1 носила «Норвегия», дирижабль N-2 был построен в 1925 году и использовался для обучения военных, дирижабль N-3 Италия продала Японии по заказу японского военно-морского флота . Как и все дирижабли серии, «Италия» принадлежала к классу полужёстких дирижаблей . «Италия» была чуть меньше и легче «Норвегии» и развивала меньшую скорость, но могла принять больше топлива. В остальном конструкции обоих дирижаблей были очень схожи.

Килевая ферма состояла из стальных шпангоутов треугольной формы, соединённых стальными же продольными стрингерами . Спереди к килевой ферме было прикреплено носовое усиление, представлявшее собой стальные трубчатые фермы, скреплённые поперечными кольцами, сзади - кормовое развитие. Также к килевой ферме были подвешены гондолы: в одной располагались рубка управления и пассажирские помещения, в трёх мотогондолах двигатели Maybach мощностью 184 кВт каждый.

Для оболочки «Италии» был использован трёхслойный прорезиненный перкаль , а изнутри оболочка была разделена на газовместилище и баллонет . В свою очередь газовместилище состояло из десяти отсеков, а баллонет - из восьми. Как и большинство дирижаблей того времени, «Италия» была наполнена пожароопасным водородом .

Экипаж

Имя Должность Статус
Умберто Нобиле Руководитель Выжил, ранен.
Финн Мальмгрен Метеоролог Ранен при катастрофе, погиб при попытке самостоятельно добраться до базы
Франтишек Бегоунек Физик Выжил
Альдо Понтремолли Физик Пропал без вести
Уго Лаго Журналист Пропал без вести
Франческо Томазелли Журналист Не участвовал в последнем вылете
Адальберто Мариано Штурман Выжил, потерял ногу.
Филиппо Цаппи Штурман Выжил
Альфредо Вильери Штурман Выжил
Натале Чечоне Механик Выжил, ранен.
Джузеппе Бьяджи Радист Выжил
Этторе Педретти Радист Находился на «Читта ди Милано»
Феличе Трояни Инженер Выжил
Калисто Чокка Механик Пропал без вести
Аттилио Каратти Механик Пропал без вести
Винченцо Помелла Механик Погиб при падении дирижабля
Этторе Ардуино Старший механик Пропал без вести
Ренато Алессандрини Механик Пропал без вести
Титина Собака Нобиле Выжила

Экспедиция

Спасательные экспедиции

Обнаружение места катастрофы

Штурман Мариано определил координаты места катастрофы как 81.233333 , 25.416667 81°14′ с. ш. 25°25′ в. д.  /  81.233333° с. ш. 25.416667° в. д. (G) (O) При крушении «Италии» на лёд выпали несколько мешков с снаряжением и жестяных банок с едой. У группы были четырёхместная палатка, спальный мешок, большой запас еды (в том числе 71 килограммов пеммикана и 41 килограммов шоколада), пистолет с патронами и резервная коротковолновая радиостанция , которую радист Бьяджи привёл в рабочее состояние. 29 мая Мальмгрен застрелил белого медведя , мясо которого было пущено в пищу. Попытки выйти на связь с «Читта ди Милано» 27 и 28 мая закончилась ничем. Как утверждал Нобиле, радисты «Читта ди Милано» вместо того, чтобы пытаться поймать сигнал передатчика экспедиции, занимались отправкой личных телеграмм. В то же самое время «Читта ди Милано» выходил в море в поисках лагеря Нобиле, но без каких-либо данных о месте его нахождения не имел серьёзных шансов на успех. 29 мая радист «Читта ди Милано» услышал сигнал Бьяджи, но он принял его за позывной станции в Могадишо и не стал ничего предпринимать. В конце мая - начале июня в Италии, Швеции и Норвегии были снаряжены ещё несколько экспедиций, в том числе с участием двух норвежских китобойных судов «Хобби» и «Браганца», зафрахтованных итальянским правительством. Норвежское правительство было готово организовать полномасштабную спасательную экспедицию с участием Амундсена и Рисер-Ларсена, но итальянское правительство тогда отказалось от помощи.

Завершение экспедиции

Борис Чухновский

Забрав Цаппи и Мариано, «Красин» двинулся в сторону лагеря группы Вильери. Связь с ней поддерживалась через «Читта ди Милано». В 20:45 того же дня ледокол взял на борт пятерых человек, остававшихся на льдине: Вильери, Бегоунека, Трояни, Чечони и Бьяджи. Нобиле настаивал на поисках дирижабля с шестью членами экспедиции, остававшимися в оболочке. Однако Самойлович сказал, что не имеет возможности вести поиски из-за нехватки угля и отсутствия самолётов, а капитан «Читта ди Милано» Романья сослался на приказ из Рима немедленно вернуться в Италию. Все выжившие участники экспедиции пересели на «Читта ди Милано». 25 июля судно прибыло в норвежский порт Нарвик , откуда итальянцы поездом отправились на родину.

Поиски группы Алессандрини

По просьбе родственников Понтремолли в августе на «Браганце» была организована экспедиция под руководством Данни Альбертини, которая не принесла никаких результатов. 3 сентября «Браганца» вернулась в Конгсфьорд. Тогда же поход в поисках дирижабля совершил «Красин». 20 сентября он достиг Земли Георга (остров на западе архипелага Земля Франца-Иосифа), также никого не обнаружив за время плавания. 22 сентября был получен приказ возвращаться, 4 октября ему была организована торжественная встреча в Ленинграде.

29 сентября разбился один из двух итальянских самолётов, участвовавших в операции по спасению Нобиле, а затем вместе с «Браганцей» исследовавших район в поисках группы Алессандрини. Поиски были прекращены в середине сентября, 27 числа самолёт с экипажем из пяти человек вылетел из Бергена. Недалеко от города Валенца самолёт врезался в линию электропередач и упал в реку, пилот Пьер Луиджи Пенцо и ещё два человека погибли.

Последствия и оценка экспедиции

После возвращения в Италию Нобиле был восторженно встречен двухсоттысячной толпой горожан. В публичных выступлениях Нобиле оценивал экспедицию как шаг вперёд в дирижаблестроении: «Если бы я вернулся в Арктику ещё раз, я бы использовал дирижабль, идентичный „Италии“. Полёты на „Италии“ стали рекордными для Арктики. В трёх полётах мы преодолели более 5 500 миль (свыше 8 851 км) за 134 часа чистого времени. Это более чем в два раза превышает общее время полёта „Норвегии“ и более чем в три раза расстояние, преодолённое капитаном Джорджем Уилкинсом » . Одновременно Нобиле подвергся резкой критике со стороны руководства страны во главе с Муссолини и проправительственной прессы. Особенное внимание уделялось тому, что Нобиле якобы трусливо бросил свою экспедицию на произвол судьбы (имелась в виду его эвакуация), и неясностям в судьбе Мальмгрена. В целом обвинительный тон был взят и американской, и советской прессой. Владимир Маяковский написал стихотворение « », в котором Нобиле был назван «фашистским генералишкой», который «предал товарищей». Крайне враждебна по отношению к Нобиле была норвежская пресса: отношение к Нобиле в Норвегии было плохим ещё со времён конфликта с Амундсеном, а после того, как Амундсен, национальный герой, погиб, пытаясь спасти своего оппонента, пресса почти не стеснялась в выражениях.

В марте 1929 года государственная комиссия признала Нобиле основным виновником катастрофы. Сразу после этого Нобиле подал в отставку из итальянских ВВС, а в 1931 году он уехал в Советский Союз, чтобы возглавить программу по строительству дирижаблей .

В 1969 году Нобиле открыл памятник в норвежском городе Тромсё , посвящённый всем погибшим в ходе экспедиции «Италии». На нём высечены фамилии восьми членов экипажа дирижабля, шести членов экипажа «Латама» и трёх итальянских лётчиков.

«Италия» в культуре

Уже в октябре 1928 года «Совкино» был выпущен документальный фильм о спасательной операции экипажа «Италии», созданный на основе материала, снятого находившимся на ледоколе «Красин» кинооператором Блувштейном .

История дирижабля «Италия» легла в основу совместного советско-итальянского фильма «Красная палатка » (1969 год), снятого Михаилом Калатозовым . Главные роли в нём исполнили Питер Финч (Нобиле), Шон Коннери (Амундсен), Юрий Визбор (Франтишек Бегоунек), Эдуард Марцевич (Мальмгрен) и Клаудия Кардинале (Валерия, единственный вымышленный персонаж). До премьеры фильма дожили четверо из непосредственных участников экспедиции и сопутствующих событий: Нобиле, Вильери, Бегоунек и Чухновский. Известно, что Нобиле посетил премьеру фильма в Риме.

Герой романа «Ужасы льдов и мрака» австрийского писателя Кристофа Рансмайра , который отправляется в арктическую экспедицию в район Шпицбергена , неоднократно вспоминает «Италию». Мать героя девочкой лично видела дирижабль, и Нобиле навсегда остался для неё кумиром. Потом она много рассказывала про него сыну.

Память

  • В 1995 году , Банком России, в серии памятных монет «Исследование Русской Арктики», выпущена монета «Спасение экспедиции У. Нобиле » достоинством 100 руб.

Примечания

  1. John Toland, Great Dirigibles: Their Triumphs and Disasters . Стр. 166-167.

Умберто Нобиле родился 21 января 1885 года в городе Лауро, Италия. Рос в многодетной семье служащего. Первоначальное образование он получил в государственной и частной школах, а затем в университете Неаполя, где изучал электротехнику и инженерное дело. И после его окончания в 1908 году Умберто пошел работать в дорожно-мостовое управление, а через год перешел в генеральную инспекцию железных дорог, где занимался электрификацией оборудования.

В 1910 году Нобиле впервые увидел полеты на биплане и так увлекся воздухоплаванием, что в 1911 году по конкурсу, объявленному военным министерством, поступил в воздухоплавательное училище в Риме, которое готовило специалистов по сооружению воздухоплавательных аппаратов. После вступления Италии в Первую мировую войну, Нобиле несколько раз пытался попасть в действующую армию, но по состоянию здоровья ему всякий раз отказывали. В итоге его направили на авиазавод в Рим, где строились и испытывались воздухоплавательные аппараты для военно-морского флота Италии. В эти годы Умберто работал над созданием различных типов авиационной техники и дирижаблей, а также принимал участие в их испытательных полетах. С тех пор он навсегда связал свою жизнь с дирижаблестроением и воздухоплаванием.

Помимо строительства дирижаблей, Нобиле занимался и преподаванием, в тот же период времени он написал свою первую книгу «Элементы аэродинамики». Уже тогда он пришел к выводу, что полужесткие дирижабли среднего размера превосходят жесткие и мягкие дирижабли, и внес ряд коренных улучшений в конструкцию этих летательных аппаратов. В 1919 году, уже будучи директором завода в Риме, Умберто приступил к строительству нового дирижабля «T-34», рассчитанного на трансатлантические перелеты, который затем был продан итальянской и американской армиям.

В 1921-1923 годах он разработал и построил свой знаменитый дирижабль «N-1», имевший много новаций в конструкции для своего времени. Причем все свои дирижабли Нобиле не просто строил, но и испытывал их и летал на них как командир корабля. Дирижабль «Норвегия» В 1925 году в Осло состоялась встреча Нобиле с известным полярным исследователем Р.Амундсеном, который безуспешно за год до этого пытался достичь Северного полюса на гидропланах. Нобиле же был уверен, что для географических исследований вместо самолета целесообразнее использовать дирижабль, в чем и смог убедить Амундсена, и к тому же участвовал в его экспедиции 1926 года в качестве командира дирижабля «Норвегия» собственной конструкции, который был усовершенствован для полетов в условиях Арктики. На то время это был самый совершенный воздушный летательный аппарат полужесткой системы.

В апреле 1926 года дирижабль «N-I» вылетел из Рима и через Пулхэм, затем Осло прибыл в Гатчину под Ленинградом, покрыв за пять дней расстояние в 4300 км, а затем приземлился в Кингсбее. Дальнейший перелет протяженностью 5300 км над неизведанными просторами Ледовитого океана стал одним из самых значительных достижений в истории воздухоплавания. Экипаж провел над полюсом 2,5 часа, обследовал акваторию с воздуха, а затем дирижабль направился на Аляску, где и приземлился. Там он был разобран и на транспортном судне доставлен обратно в Италию, а Нобиле он принес мировую известность.

Однако после этой экспедиции между Амундсеном и Нобиле возник конфликт из-за того, кому принадлежит честь достижения Северного полюса – создателю и командиру дирижабля – Нобиле, или Амундсену, как руководителю экспедиции. «Масло в огонь» подливала и фашистская пропаганда в Италии, которая прославляла Нобиле и игнорировала Амундсена, а Муссолини даже произвел Умберто в генералы и почетные члены правящей фашистской партии. Нобиле же более всего интересовали дирижабли и полеты. Практически сразу же он начал готовиться к новой полярной экспедиции, которая была задумана как большое национальное предприятие Италии, финансируемое Королевским географическим обществом.

В 1927 году был построен дирижабль «Италия», аналогичный «Норвегии», на котором в 1928-м Нобиле возглавил экспедицию к Северному полюсу, кроме него в экипаж дирижабля вошли 15 человек. После нескольких дней исследований 23 мая 1928 года «Италия», стартовав в Кингсбее, взяла курс на Северный полюс и при сильном попутном ветре уже на следующий день достигла его. А вот возвратиться обратно, экспедиции было не суждено: 25 мая при сложных погодных условиях дирижабль потерпел катастрофу близ Шпицбергена. Для спасения людей были организованы экспедиции из разных стран, и 23 июня на льдине, где находился лагерь 8 выживших с «Италии», сумел приземлиться самолет шведских ВВС, который эвакуировал с дрейфующей льдины тяжелораненого Нобиле. Остальных членов экспедиции через две недели спасли советские моряки ледокола «Красин».

По возвращению в Италию Нобиле был обвинен в крушении дирижабля, и в том, что он оставил свой экипаж, улетев первым. А его непростые отношения с некоторыми высокопоставленными фашистами, вынудили Умберто в 1931 году переехать в СССР, где он в течении 5 лет работал над созданием дирижаблей в поселке Дирижаблестрой и одновременно обучал пилотированию студентов дирижаблестроительного института. В 1936 году Нобиле вернулся в Италию, но вскоре вновь был вынужден покинуть страну - с 1939 года он жил в США, где преподавал аэронавтику. Только после окончания Второй мировой войны с Нобиле в Италии были сняты все обвинения, он был восстановлен в чине генерал-майора и смог вернуться домой. Здесь Умберто продолжил преподавать в университете в Неаполе, читал лекции по воздухоплаванию, а в 1946 году был избран депутатом Учредительного собрания. Последние годы жизни он посвятил литературному творчеству, его перу принадлежит несколько книг и множество статей. Кавалер Савойского военного ордена, Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» Нобиле был награжден высшей наградой США Золотой медалью Конгресса.

Умберто Нобиле. Когда-то имя полярника, пилота и дирижаблестроителя гремело на весь мир. Знакомством с этим человеком гордились папа Пий XI и президент США. Муссолини считал его героем Италии и даже возвел Нобиле, которому было отказано в армейской службе из-за слабого здоровья, в чин генерала. Репортеры дежурили у дверей его дома. Одним словом, Италия просто обожала своего кумира. А потом так же страстно возненавидела, не простив ему гибели «Италии»...

Умберто Нобиле и Титина

В начале XX века полярники ходили в героях — о карьере отважных путешественников, дерзнувших бросить вызов полюсу — Южному или Северному, — мечтали мальчишки во всем мире. Не был исключением и Умберто Нобиле, даром что жил в солнечной Италии. Но рвануть на полюс вслед за Нансеном и Амундсеном ему не позволили финансы, вернее, их полное отсутствие. Да и возраст был неподходящий. Пришлось подождать и набраться ума-разума — на инженерно-математическом факультете, а потом и в воздухоплавательном училище в Риме. Но за годы ученичества его мечта лишь окрепла и обрела реальные очертания: Умберто понял, что исследовать Арктику нужно на дирижабле. Он взялся за конструирование этих воздушных судов и даже основал компанию по их производству. Дела шли успешно. Умберто был нарасхват: его пригласили читать лекции в Университете Неаполя, он написал книгу, посвященную аэродинамике, и, разумеется, построил не один дирижабль для США, Аргентины, Испании, Японии. Немудрено, что именно к нему обратился знаменитый Руаль Амундсен, также замысливший путешествие в Арктику на дирижабле. Аэропланы к тому времени разочаровали Амундсена: в суровом северном климате ими было очень тяжело управлять, опасно сажать на лед, да и вести наблюдения со стремительно несущихся машин практически нереально.

Руаль Амундсен

Степенный дирижабль в этом смысле предоставлял куда более широкие возможности.

Умберто с энтузиазмом взялся за проектирование дирижабля «Норвегия». На Амундсена произвели впечатление опыт и знания итальянца, и он пригласил инженера стать пилотом в предстоящем путешествии. В 1926 году норвежско-американо-итальянская экспедиция в составе 16 человек совершила первый трансантарктический беспересадочный перелет по маршруту Рим — Северный полюс — Аляска. Они преодолели 13 000 км и доказали, что в Центральной Арктике нет никакого континента, вероятность существования которого тогда не исключали.

ЖИВОЙ ТАЛИСМАН

За время экспедиции Нобиле и Амундсен изрядно испортили отношения: оба были честолюбивы и амбициозны, каждый считал, что успех «Норвегии» — его личная заслуга. К тому же Амундсен страшно разозлился на Нобиле за то, что тот взял в арктический перелет свою собаку Титину. Хоть крошечный терьер и весил 5 кг, даже для него было трудно найти место на дирижабле. Но Умберто считал собаку своим талисманом, хранящим от бед. Титина сопровождала Нобиле во всех путешествиях. И он верил ей больше, чем себе. Если собачка вдруг начинала упрямиться и отказывалась заходить в гондолу, инженер просто-напросто отменял полет. Но на «Норвегию» Титина резво вбежала, устроилась на куче с провиантом, где и проспала весь полет, дико раздражая Амундсена.

ИТАЛЬЯНСКАЯ МОЩЬ

В Италию Нобиле вместе с Титиной вернулись настоящими героями. Муссолини немедленно пожаловал Умберто генеральский чин и дал задание: готовить новую полярную экспедицию! Северные успехи должны были подчеркнуть мощь Италии, так что будущее путешествие представлялось делом государственной важности. Нобиле, даже если бы он и захотел, просто не мог отказаться от такой чести.

Новый дирижабль, символично названный «Италией», построили за несколько месяцев. Он был оборудован по последнему слову тогдашней техники.

Дирижабль N-4 Italia

Инженеры-конструкторы с Нобиле во главе предусмотрели все, даже нежелательную, но возможную аварию. В гондолу погрузили сани, лодки, палатки, провиант, меховые куртки, лыжи, спальные мешки и запасную радиоаппаратуру. Столь же тщательно подбирали и состав экспедиции. В итоге на борт «Италии» поднялись три ученых, три офицера, четыре моториста, монтажник, радист, журналист, инженер, механик и сам Нобиле. Всего — 16 человек. Титина ни за что не хотела забираться в гондолу. Но за стартом «Италии» следил сам Муссолини: Нобиле пришлось изменить своим правилам и отправиться в полет...

КАТАСТРОФА

«Италия» отправилась к Северному полюсу с Новой Земли 23 мая 1928 года. Через 20 часов путешественники достигли заветной точки — Северного полюса. Но на обратном пути дирижабль оледенел и начал быстро терять высоту. Утром 25 мая «Италия» ударилась о ледяные торосы. Гондола разбилась на две половины, часть экипажа выбросило наружу. Потеряв в весе, дирижабль взмыл в воздух, унося с собой шестерых членов команды. Что с ними сталось — неизвестно до сих пор: не удалось найти ни тел, ни обломков дирижабля.

Но судьба десятерых, оставшихся на льду, оказалась незавидной. При падении моторист Помелла погиб, Нобиле сломал руку и голень, шведский метеоролог Мальмгрен — руку, а старший механик Чечоне — ногу. Остальные, включая Титину, отделались ушибами. Почти все снаряжение вместе с продовольствием осталось на дирижабле. В распоряжении уцелевших участников экспедиции оказались лишь палатка, которую те облили красной краской, дабы ее лучше было видно с воздуха, приличный запас шоколада и пеммикана — пищевого мясного концентрата, и самое главное — запасная рация!!! С последней были связаны все надежды на спасение. Радист тут же отбил — SOS-«Италия»-Нобиле, но его сигналы никто не услышал. Большая земля оставалась глуха на протяжении следующих пяти дней. Тогда два офицера — Цаппи и Мариано вместе со шведом Мальмгреном решили идти за помощью пешком. Нобиле был против, но все же отпустил небольшой отряд.

Умберто Нобиле и Финн Мальмгрен на борту дирижабля «Италия» над Баренцевым морем, 5 мая 1928 года

Оставшиеся продолжали посылать сигналы SOS. И 3 июня их наконец услышал русский радиолюбитель Николай Шмидт из деревни Вознесенье-Вохма Северо-Двинской губернии. 7 июня новость о крушении «Италии» опубликовали газеты. И началась самая крупномасштабная спасательная операция. Всего в ней приняли участие 6 стран, 18 кораблей, 21 самолет и около полутора тысяч человек!

ВСЕ УМЕРЛИ

Несмотря на то, что радист передал точные координаты лагеря, найти его оказалось не так-то просто. Тут надо учитывать и непроходимые льды, и сложные метеорологические условия, и постоянно дрейфующий лед. Первый самолет участники экспедиции увидели 17 июня. Но летчики не разглядели ни костра, ни красной палатки.

На спасение Нобиле, забыв о разногласиях, отправился и Руаль Амундсен — и это было последнее, что он успел в своей жизни: 18 июня гидросамолет норвежского полярника исчез в небе над Арктикой. Вместе с Амундсеном погибли и пять членов экипажа.

Это страшное известие Умберто Нобиле услышал пять дней спустя, когда на лед с красной палаткой приземлился одномоторный биплан. Шведский летчик Эйнар Лундборг имел четкие указания: взять на борт руководителя экспедиции. Нобиле отказывался. Хотел отправить вместо себя Чечоне, но тот оказался слишком тяжел. К тому же летчик уверял, что скоро вернется за остальными. В итоге Умберто сел в биплан вместе с Титиной: 23 июня он покинул экспедицию. Этого поступка ему не простили никогда.

Лундборг сдержал свое слово — он вернулся. Однако при посадке его самолет потерпел аварию, и летчик присоединился к тем, кто дожидался спасения в красной палатке. 6 июля его эвакуировали шведские летчики, но от дальнейших полетов отказались из-за огромной опасности.

Остальным пришлось ждать аж до вечера 12 июля: именно тогда советский ледокол «Красин» наконец смог пробиться к итальянцам.

На борту спасенных уже поджидали Цаппи и Мариано, которых «Красин» обнаружил утром того же дня. Мальмгрена с ними не оказалось. По словам офицеров, швед настолько обессилел от истощения, что попросил спутников оставить его умирать и идти дальше. Однако в глаза бросалась странность, которая так и не нашла объяснения. Мариано — изможденный и истощенный — был практически раздет и разут: позже, из-за обморожения, ему пришлось ампутировать ногу. Цаппи же, облаченный в три комплекта меховой одежды, буквально излучал здоровье и благополучие. Он решительно отказался идти искать Мальмгрена, ссылаясь на бесполезность поисков. Его тут же заподозрили в каннибализме. Но доказать что-либо так и не удалось.

СПАСИБО ОТ МУССОЛИНИ

Муссолини, благодарный за спасение своих соотечественников, отбил телеграмму на «Красин» руководителю экспедиции Рудольфу Самойловичу: «Вы совершили дело, которое станет достоянием истории. Вы работали в тяжелых условиях Арктики. От имени всех итальянцев благодарю вас».

И действительно, спасти экипаж «Италии» было для красинцев делом чести. Уже после того как семь членов этой экспедиции благополучно достигли берегов Италии, ледокол продолжал искать останки самого дирижабля, надеясь обнаружить остальных людей и Руаля Амундсена. Моряки свернули спасательную операцию лишь 23 сентября.

В порту Ленинграда их встречали с цветами и оркестром! Знали бы тогда красинцы, как дорого им обойдутся их благородство и отвага.

Встреча ледокола «Красин» в Ленинграде

В 1937-1938 гг. практически все они были арестованы по обвинению в шпионаже и связи с фашистами. Живыми из лагерей не вышел никто...

Не менее печально сложилась и дальнейшая судьба Умберто Нобиле.

Возвращение в Италию стало для него кошмаром. Муссолини был в ярости: он обвинил Умберто в провале экспедиции, разжаловал из генералов. Газеты начали настоящую травлю недавнего кумира. Писали, будто он больше заботился о собаке, чем о людях; что, как начальник экспедиции, не имел права покидать свою команду; что из-за него погиб Амундсен...

Нобиле выдержал пять лет. А потом принял предложение СССР и вместе с дочерью и неразлучной Титиной прибыл в подмосковный Долгопрудный, где пять лет помогал советским инженерам строить дирижабли. По словам Нобиле, то были лучшие годы в его жизни. Чего не скажешь о Титине — за ней охотились все мальчишки Долгопрудного. Дело в том, что на льдине собака заболела цингой и потеряла зубы, а Нобиле, души в ней не чаявший, справил ей золотые!

Из СССР Нобиле переехал в США, и только в 1945 году, после победы над фашизмом, вернулся в Италию. Ему вернули звание генерала, сняли с него все обвинения. Господь отвел ему долгие 93 года. И все эти годы Нобиле мучился вопросами, на которые у него не было ответов: что стало с теми шестерыми, оставшимися в дирижабле? где и как погиб Амундсен? что на самом деле случилось с Мальмгреном?..

Умберто Нобиле

Текст: ufolog.ru